Как выучить время с ребенком. Как научить ребенка понимать время по часам или первые навыки пунктуальности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мы сделаем свои собственные часы и будем учиться определять время! Мы выучим интересные игры со временем, а так же сможем скачать полезные материалы! Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов.

Хотя электронные часы значительно упрощают эту задачу, именно циферблат делает временное пространство более наглядным.

Посмотрите обучающее видео «как научиться определять время»:

При этом очень важно постоянно помнить о том, что, когда мы учим время по часам, для детей понятие «минута», «секунда» и «час» являются очень абстрактными, так как они не могут сопоставить их с реальными временными промежутками. Этому моменту нужно будет уделить особое внимание.

Как сделать часы с ребенком своими руками?

Достаточно просто. Для этого понадобятся:

  • циркуль (или готовая окружность);
  • плотный картон;
  • маркер;
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • ножницы;
  • канцелярская кнопка с головкой.

Рисуем на картоне окружность, расставляем по ее краю цифры, обозначающие часы. Линейкой отмеряем расстояние от центра круга до цифр, изготавливаем такой длины минутную, более узкую, стрелку. А часовую делаем пошире и покороче. Фиксируем стрелки в центре при помощи канцелярской кнопки. Готово!

Можно использовать для изготовления более сложный готовый шаблон – например, распечатать часы с двигающимися стрелками на плотной бумаге для принтера и наклеить их на картонную основу.

  • Как научиться определять время?

Используя , мы изучаем часы с ребенком по простой схеме:

  1. Объясняем, что маленькая стрелка показывает час, а длинная и узкая – минуту. Это объяснение выглядит более логичным, если обратить внимание на то, что часов у нас очень мало (поэтому и стрелка маленькая), но они долго длятся (поэтому стрелка такая широкая). А минут очень много (поэтому стрелка более длинная), но они быстро проходят (поэтому она такая узкая). Перемешиваем стрелки и просим малыша показать: какая стрелка показывает часы, а какая минуты? Упражняемся до тех пор, пока малыш не научится различать стрелки безошибочно.
  2. Учимся смотреть, сколько часов показала часовая стрелка. Обычно детки путаются, когда она ставится в промежуточное положение между двумя цифрами, поэтому нужно отработать этот момент.
  3. Объясняем, что в промежутке между двумя часами умещается пять минут. Для наглядности лучше использовать циферблат, где минуты прописаны отдельно. (Об этом пойдет речь в отельном пункте нашей статьи). Тренируемся: называем цифру и просим ребенка сказать, сколько это минут. После такой тренировки освоить минутную стрелку не составит труда.
  4. Переходим к заключительному этапу: ставим стрелки в определенное положение и предлагаем ребенку определить, сколько времени показывают в данный момент часики. Передвигаем стрелки, определяем время снова и т.д.

Затем просим малыша поставить самому стрелки в нужное положение (например, на 5:30, 6:40 и т.д.).

Обязательно отрабатываем наши навыки на настоящих часах. При каждой возможности, пока у ребенка еще не угас интерес, спрашивайте его, который час.

Зачем нужно знать, сколько времени? Время и распорядок дня.

Нередко ребенок, хорошо научившийся определять время, не понимает, для чего ему это нужно. Поэтому, когда мы изучаем время с ребенком, обязательно делаем занятия прикладными.

Так, используя специальные карточки, легко связать время с реальным распорядком дня малыша – ему будет интересно узнать, когда он просыпается, играет, убирает игрушки, идет в детский сад, смотрит мультфильмы, начинает занятия в спортивной секции. На этом этапе мы плавно переходим к пониманию длительности временного промежутка, учимся сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Образец карточек «распорядок дня школьника 1 класса в картинках»

Как наглядно показать ребенку 5 минут? Как наглядно показать ребенку 60 минут?

Как уже говорилось, ребятишки очень часто затрудняются в определении минут. Для того, чтобы этот навык был отработан до безукоризненности, можно использовать специальные циферблаты – например, циферблат с откидным краем. На верхней его части пишутся часы, каждый промежуток между соседними часами делится на 5 частей, которые прорисовываются ярким маркером.

Это помогает запомнить, что за один шаг стрелки от цифры к цифре пройдет 5 минут, а не одна. Под основным циферблатом крепим дополнительный, на котором прописаны все минуты (5, 10, 15 и т.д.). В процессе занятия пытаемся определить время и сравниваем, сколько минут навал ребенок, с обозначением на нижнем циферблате.

Можно сделать дополнительный циферблат с обозначением минут по внешнему краю от основного – зрительная память поможет ребенку усвоить эту информацию.

Наглядное изучение времени с конструктором

Для наглядности можно использовать обычный конструктор Лего, как мы его использовали для . Циферблат рисуется на большом листе бумаги, по внутреннему краю – часы, по внешнему – минуты. Контуры его выкладываем блоками конструктора, такие же блоки используем, как стрелку. Перемещаем стрелку и определяем, сколько времени она показала.

Что можно сделать за 1 секунду? Что можно сделать за 1 минуту?

Для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал длительность каждого временного промежутка, после того, как он научится работать с настоящими часами, проводим небольшие эксперименты – узнаем, сколько времени уходит на то или иное действие, что можно успеть сделать за обозначенный промежуток времени. Это можно делать в виде отдельной игры, а можно совмещать с обычными будничными делами – к примеру, попробуйте определить, сколько времени уходит у ребенка на завтрак, на умывание, на одевание. Так он понемногу научится рассчитывать свое время.

Для деток, которые уверено могут определять время мы предлагаем потренировать умение записывать правильное время числами.

Изучение времени для дошкольников можно завершить простым упражнением, которое часто используется в школе: на циферблате рисуется определенное положение стрелок, а в окошечках под ним нужно написать, сколько времени показывает циферблат. Это задание применяется во многих тестированиях при поступлении в статусные школы.

Загадки про часы и время

И конечно же, любой ребенок с удовольствием отгадает пару загадок или выучит простой стишок про часы. Например, такие:

И день, и ночь они идут,

А с места не сойдут. (часы)

Бегает, как белка,

В циферблате … (стрелка)

Сделает последний свой шажок – и прошел еще один часок. (минутная стрелка)

Хожу без ног,

Говорю без рта.

Всем указываю,

Всем подсказываю. (часы)

Без лишних фраз,

Без лишних слов,

Подскажет тиканье часов,

Когда поспать,

Когда поиграть,

Когда на улицу бежать.

Время - странное понятие, имеющее абстрактную природу: его нельзя увидеть или потрогать. А ведь определять время, понимать часы и пользоваться ими должен научиться каждый ребёнок. Не научившись это делать вовремя, ребёнку трудно будет придерживаться режима дня и планировать своё время, когда он пойдёт в школу. Умение определять время - важная и необходимая составляющая развития ребёнка. Из нашей статьи вы узнаете, как научить этому малыша.

Учим часы

Понимать время - не простое умение. Когда новорождённый подрастёт и сам будет ощущать течение времени, например, кушать в одно и то же время, распознавать, где день, а где - ночь. Окрепший малыш вскоре овладеет понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь», а немного позже научится узнавать времена года, месяцы, а также дни недели. Все названные категории очень нужны, чтобы начать понимать часы. Ведь часы - это средство, посредством которого ребёнок будет уметь ориентироваться во времени, правильно определять его. С чего же начать родителям, чтобы в домашних условиях познакомить малыша с часами?

Формируем подготовительные навыки

Итак, для того, чтобы начать лёгкое, ненавязчивое и интересное обучение малыша понимать часы, нужно разобраться, какие навыки у него уже сформированы. Если вы выясните, что ребёнок овладел ещё не всеми необходимыми навыками, то нужно сосредоточить своё внимание на то, чтобы он приобрёл их прежде, чем приступать к активному обучению определения времени.

Ребёнок должен:

  • от 1 до 12
  • распознавать цифры 1 -12
  • считать по порядку от 1 до 12
  • узнавать часовую и минутную стрелки
  • показывать направление движения стрелок
  • считать до 30
  • считать до 30 «пятёрками» - 5, 10, 15.

«Если вы начнёте учить ребёнка понимать часы, одновременно обучая его счёту от 1 до 12, то не справитесь с поставленной задачей».

Начинаем учить часы

  1. Шаг первый. В начале обучения можно взять часы крупного размера (лучше круглые, без лишних декоративных элементов, или детские, игрушечные). Можно использовать макет часов, изготовив его из картона или бумажной тарелки. На часах должны быть крупно и чётко изображены цифры - пока только часы, без минут. Стрелки должны легко вращаться. Сначала нужна только часовая стрелка.

Макет учебных часов легко сделать своими руками

  1. Шаг второй. Покажите и расскажите, что такое «циферблат».
  2. Шаг третий. Расскажите малышу, что стрелка указывает на часы, а потому имеет название «часовая». Продемонстрируйте, в какую сторону она движется и поясните, что такое движение имеет название «по часовой стрелке». Предложите ребёнку закрепить полученное знание, покрутив стрелку в нужную сторону. Объясните, что часовая стрелка отсчитывает часы.
  3. Шаг четвёртый. Потренируйтесь с малышом в закреплении понятия «ровно час». Для этого нужно установить часовую стрелку на любую цифру, озвучить значение (например, «ровно два часа»), а потом пробовать выставлять её на разное время. Научите ребёнка двигать часовую стрелку по цифрам и называть время: «Один час, два…» и далее. Расскажите и покажите ребёнку, что означает понятие «час назад».

«Совет. Лучшее, что можно сделать для того, чтобы заинтересовать малыша учиться понимать часы, - это смастерить их вместе с ребёнком. В процессе совместного творчества кроха поймёт, для чего предназначены те или иные элементы часов».

Ориентируемся во времени

Для того чтобы малышу легче и приятнее было приобретать умение легко ориентироваться во времени, родителям нужно показать его ценность. Например, временем можно заинтересовать, связав его с важными для ребёнка событиями: прогулкой, походом в кукольный театр или цирк, просмотром вечерней сказки по телевизору. Сделайте упор на том, что время нужно знать, чтобы никуда не опоздать и ничего интересного не пропустить.

Красочный плакат поможет ребёнку осознать ценность понимания времени

Как это просто донести ребёнку?

Можно нарисовать красочный плакат, на котором будут отмечены на часах важные для малыша события: во сколько прогулка, во сколько поход в гости, во сколько начинается любимая телепередача. Снабдите плакат не только крупными изображениями часов и времени на них, но и красочными картинками, символизирующими те или иные события. Такой же плакат можно изготовить для запоминания режима дня ребёнка. Кроха, глядя на плакат-подсказку, будет учиться не только никуда не опаздывать и делать всё вовремя, но и начнёт ориентироваться во времени. Видя, что малыш понимает, далее можно будет менять события и время: так он, не особо напрягаясь, освоит и закрепит основные навыки ориентации во времени. А дальше можно будет смело переходить к изучению минут.

Определяем время по часам и стрелкам

Познакомив с часовой стрелкой, начинаем изучать минутную

Если малыш уже понял, что показывает часовая стрелка, то можно знакомиться с минутной:

  1. Добавьте минутную стрелку в ваши учебные часы или их макет.
  2. Расскажите, что минутная стрелка - тоньше и длиннее, чем часовая. Пусть ребёнок потренируется и хорошенько запомнит различия между двумя стрелками.
  3. Объясните крохе, что за один час минутная стрелочка проходит весь круг.
  4. Покажите, что если часовая стрелка чётко показывает один час (два, три, четыре…), то минутная стрелка всегда вверху на отметке 12. Потренируйтесь, закрепляя это понятие.
  5. Приступая изучать половину, покажите, где расположена стрелка на циферблате, в том случае, когда прошла только половина часа. Пусть ребёнок сам поместит минутную стрелку на половине часа (на цифре 6) и потренируется называть время.
  6. Далее можно переходить к изучению положения минутной стрелки, когда прошло 5, 10, 15 минут и т. д. Тут уже нужно, чтобы на учебных часах или макете часов появились изображения цифр, показывающих минуты.

Что такое сутки?

Ребёнку важно научиться узнавать разное время суток

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь легко отвечать на вопрос: «Какое сейчас время суток?».

Как этому научить?

  1. Используйте красочные (картинки), где доступно показано, что дети обычно делают в то или иное время.
  2. Тренируйте этот навык в повседневном общении с ребёнком: «Утром ты просыпаешься и завтракаешь, днём - играешь, обедаешь и спишь, вечером - смотришь сказку, ужинаешь и готовишься ко сну, а ночью - спишь». Предлагайте ребёнку составлять свои варианты, чем обычно занимаются утром, днём, вечером и ночью. Перечисляйте время суток в прямом и обратном порядке, вразброс.

После того, как кроха будет хорошо понимать и различать время суток, можно начать учить его дням недели :

  1. Расскажите ребёнку, что такое неделя.
  2. Учите ребёнка отвечать на вопрос «Какой сегодня день недели?».
  3. Объясните ребёнку о порядке дней недели. Для этого существует множество детских стихов, песенок и считалок.
  4. Тренируйтесь запоминать дни недели, используя термины «вчера», «сегодня», «завтра». Чаще спрашивайте ребёнка: «Какой день недели был вчера?», «А какой день будет завтра?». Общайтесь ежедневно на тему, что было вчера, а что собираемся делать завтра.

Игры с часами

«Игр для обучения ребёнка пониманию времени великое множество: словесные, с картинками, компьютерные. Все они будут эффективны, если их подобрать в соответствии с уровнем развития ребёнка и его предпочтениями».

Смотрите обучающее видео, которое поможет вашему ребёнку научиться понимать по часам

Предлагаем ознакомиться с простыми играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома:

  1. «Который час?» Возьмите учебные часы или их картонный макет, установите на них какое-то время, допустим, семь. Попросите малыша назвать, где расположена часовая стрелка (короткая). Спросите его, который час? Помогите малышу, если он не может ответить сразу, а потом спросите опять.
  2. «Который час – 2». Меняйте положение часовой стрелки и задавайте вопросы о том, сколько времени. Сначала идите вправо, по часовой стрелке, а потом, когда вы увидите, что навык закрепляется, меняйте положение стрелки в произвольном порядке.
  3. «Понарошку». Скажите ребёнку, что сейчас понарошку нужно прожить весь день. Задавайте вопросы, чем в разное время будет заниматься малыш. Пусть он связывает утренние, вечерние, дневные и ночные часы с типичными для него видами деятельности.
  4. «Сейчас шесть?». Задайте ребёнку череду вопросов: «Сейчас шесть часов?» или «Сейчас восемь?» и т. д. Ребёнок должен отвечать утвердительно или отрицательно. Можно помогать малышу наводящими вопросами. Так он будет учиться ориентироваться во времени.

«Совет. Чтобы упражнения и игры по пониманию времени не утомляли ребёнка и не навевали на него и скуку, старайтесь вводить их в реальную жизнь. Допустим, подросшему малышу можно поручить проследить за временем, собираясь куда-то: «Напомнишь мне, что через 20 минут мы должны выйти из дому, чтобы не опоздать на представление» или «Скажешь, когда будет три часа?». Когда готовите на кухне: «Я ставлю пирог на 30 минут. Посмотри на часы и скажи, когда он будет готов?»

Здорово понимать время и уметь пользоваться часами

Дорогие родители, не заставляйте ребёнка учить понимать по часам, пока он сам не проявит интерес. А чтобы он проявил интерес – нужно ему помочь: дать информацию для размышления – показать весёлые тематические картинки или познакомить с забавными стихами. Во время обучения старайтесь связать задания с реальной жизнью. Пусть ребёнок как бы напоминает, который сейчас час, какое время суток и т. д. Самое лучшее – когда вам удастся выработать свой ребёнка. Тогда малышу будет интересно, и он достаточно быстро научится понимать по часам и пользоваться ими. Помните, что этот навык не приобретается за один день, а формируется постепенно. Так что будьте терпеливы, последовательны и тогда всё получится.

Родители – это проводники ребенка в этот сложный и разнообразный мир. В природе любые родители учат детеныша необходимым жизненным навыкам. Животные непременно учат кроху терпению, показывают, как добывать себе пищу, как защититься от опасности. Задача человека тоже не проста. Сегодня недостаточно научить малыша ходить, держать ложку, самостоятельно одеваться и ухаживать за собой. Современный мир диктует свои условия — чтобы малыш вырос полноценным и конкурентоспособным, он с раннего детства должен многое узнавать. И один из самых необходимых навыков – это умение определять время по часам, ориентироваться во времени, знать о временных промежутках и т.д. В этой статье поговорим о том, когда учить ребенка распознавать время, а также рассмотрим самые простые, но эффективные методики обучения.

Когда учить ребенка определять время по часам

Для ребенка время – это непонятное и абстрактное понятие, которое в большинстве случаев ни о чем не говорит. То есть, когда мама говорит «нет времени» – это понятно, но откуда его взять и где раздобыть – совершенно неясно. Знакомство со временем начинается уже после двух лет, когда ребенок начинает осваивать такие простые понятия, как Сегодня, Завтра, Вечер, Утро. Очень важно объяснить малышу, что такое прошлое, настоящее и будущее. Вчера мы построили снеговика – это время прошло и в прошлом ничего не изменить. Сейчас мы строим пирамиду – это то, чем мы занимаемся непосредственно в данный момент. Завтра мы пойдем в театр – это будущее, которое наступит через один день. Имея эти базовые понятия, малыш будет хоть немного ориентироваться во временном пространстве.

Но часы – это гораздо более серьезный механизм, знакомство с которым должно состояться примерно в 5-7 лет. Желательно научить ребенка ориентироваться по часам до того, как он пойдет в школу. Ведь при посещении учебного заведения знание часов крайне необходимо. Но перед тем, как приступить к изучению часов, обязательно убедитесь в том, что малыш знает цифры и числа. Вот что должен знать ребенок, чтобы быть готовым к определению времени по часам.

Ребенок должен визуально знать цифры – как минимум, от одного до 12. Он должен без проблем сразу же называть число, которое он видит перед собой.

Ребенок должен уметь писать эти числа (1-12), знать их последовательность.

Желательно научить малыша считать через каждые 5 единиц – то есть, 5, 10, 15, 20 и т.д.

Ребенок должен знать такие пространственные понятия, как «до» и «после». То есть, нужно объяснять ему, что до того, как он пойдет на улицу, ему нужно одеться, а после того как он закончит прогулку, он будет обедать.

Обучение будет гораздо более простым и легким, если малыш будет знаком с такими понятиями, как половина и четверть. Это довольно просто объяснить на примере яблока – просто разрежьте его пополам, а одну половинку разделите еще на две части. Чтобы малышу было впоследствии проще изучать принцип работы часов, можно вырезать половинки и четвертинки из круга.

Если вы решите приступить к обучению ребенка, помните о том, что дети достаточно плохо воспринимают информацию на слух, им нужно потрогать, пощупать, проверить. Для этого обязательно купите или сделайте макет циферблата с двумя стрелками и цифрами на нем. Можно сделать двойной циферблат – на нижнем обозначить минуты, а на верхнем — часы. Разрежьте отрезки так, чтобы верхние значения можно было отогнуть и посмотреть количество минут.

Занятия не должны быть сложными, тягостными и длинными. Но они в обязательном порядке должны быть регулярными. Дети быстро все забывают и без повторений ваши усилия станут бесполезными. Занимайтесь каждый день по 10-15 минут, этого будет достаточно, чтобы уже через пару недель ребенок полностью ориентировался во времени и часах. Не заставляйте малыша – насилие только отторгнет его, желания учиться не будет, а значит, все ваши старания также останутся тщетными. Кстати, можно заинтересовать ребенка, купив ему красивые и модные наручные часы. Это прекрасный стимул для того чтобы разобраться, как они работают.

Как подготовиться к изучению часов

Чтобы малыш более четко представлял часы, нужно иметь прекрасное понимание других временных промежутков.

Ребенок должен свободно разбираться во временах года, безошибочно знать их характеристики. То есть, зима – снег, Новый Год, катание на лыжах, игра в снежки и построение снеговика. Весна – деревья цветут, вырастают подснежники, сосульки тают. Лето – это бассейн, ягоды и фрукты, мороженое, походы в лес. Осень – опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.

Нужно научить ребенка всем названиям месяцев – он должен знать, к какому времени года относится тот или иной месяц.
Объясните малышу, что месяц может состоять из 31, 30, 28 или 29 дней, расскажите ребенку про это.

Обучите его такому понятию, как неделя. Расскажите, что в неделе 7 дней, в каждый из которых мы делаем что-то запланированное. Например, с понедельника по пятницу ребенок ходит в детский сад, суббота и воскресенье – выходные дни, которые мы проводим вместе с семьей.

Расскажите ребенку, что такое сутки, сколько в них часов, сколько минут в каждом часе. Стоит заметить, что на начальном этапе лучше не заострять время на секундах, чтобы малыш не запутался в слишком больших объемах информации. Когда он начнет хорошо разбираться с часовой и минутной стрелкой, можно познакомить его и с секундной.

В процессе обучения важно понимать, что действовать нужно последовательно – от простого к сложному.

Покажите ребенку циферблат, который вы подготовили. Расскажите, что минутная стрелка движется быстрее часовой, потому что минута проходит гораздо быстрее часа. Покажите, что когда минутная стрелка проходит один полный оборот, часовая сдвигается лишь на промежуточное деление.

Расскажите ребенку о простых часах. То есть, когда он будет ложиться спать, обратите внимание на время – большая стрелка стоит на цифре 12, это значит, что минуты в часе кончились. Значит, нужно обратить внимание на часовую стрелку – она указывает на цифру 9. Это значит, что спать мы ложимся в 9 часов. На первом этапе указывайте только целые значения часов.

Когда ребенок спросит, во сколько он будет смотреть мультики, скажите ему точное время, например, семь часов. Пусть он попробует выставить на своих макетных часах указанное вами время.

Чтобы малыш не терял интереса, можно показать ему, сколько разных часов существует в мире – солнечные, песочные, часы с кукушкой и т.д. Можно выучить различные стишки про часы.

Акцентируйте внимание на том времени, в которое ежедневно повторяются одни и те же действия. Например, утром мы уходим из дома в садик и на работу в 8 часов, папа приходит вечером в 6 часов, обед начинается в 1 час дня, на сон уходит два часа и т.д.

Можно нарисовать на бумаге три положения часов – например, 7 часов, 4 часа и 10 часов. Подпишите под каждым циферблатом: 7 часов – подъем, 4 часа – спортивная секция, 10 часов – отход ко сну. Это заставит ребенка больше внимания уделять часам и времени, к тому же, сон не станет для малыша неожиданностью, он будет морально подготовлен к нему. Вообще, такие эксперименты и соблюдение определенного режима делают ребенка более организованным, собранным и ответственным.

Когда ребенок будет четко понимать смысл целых часов, можно объяснить ему минуты и рассказать, что значит «половина третьего». То есть, часовая стрелка находится между цифрами 2 и 3, значит, уже не два часа, но еще не три. Если минутная стрелка находится на 30 минутах (а 30 минут – это полчаса), значит, время звучит, как половина третьего. Если ребенок первое время говорит «без тридцати минут три» — ничего в этом страшного нет, он просто так воспринял информацию, не исправляйте его, ведь это тоже правильно. Потом, постепенно он научится применять слова – половина, без четверти и т.д.

Когда кроха хорошо поймет значение часа и минуты, можно познакомить его с секундной стрелкой. Объясните ребенку, что секундная стрелка предназначена для коротких промежутков времени. Это можно показать на примере. Спросите ребенка, сможет ли он за минуту сбегать до кухни и обратно, успеет ли причесаться или собрать игрушки? Засеките время и попробуйте выполнить приготовленное задание. Обязательно обратите внимание на то, как сдвинулась минутная и часовая стрелка, пока секундная сделала один полный оборот на циферблате.

Впоследствии, когда малыш хорошо освоит механические часы, можно познакомить его с электронными, рассказать, как они действуют и почему на них есть цифры больше 12. Непременно потренируйтесь со своим чадом – вы называете «четверть второго», а он должен выставить цифры 1:15. Так же и наоборот – вы называете цифры, а он выставляет это время на обычном циферблате.

Так, постепенно и поэтапно, вы сможете вовлечь ребенка в увлекательный мир часов и времени. Помните, что лучшее обучение – это игра, в которой новая информация принимается с интересом и воодушевлением. Обучайте ребенка цифрам и часам не только в определенное время занятий. Занимайтесь этим постоянно, регулярно возвращайтесь к этой теме – ведь к вопросу времени мы прибегаем десятки раз в день.

Не забывайте о том, что время – эта величина, которую нельзя возвратить, и только от вас будет зависеть, как ребенок будет относиться к этому ценному ресурсу.

Видео: учимся понимать время по часам

Снова здравствуйте! Продолжаем развиваться, идя «впереди планеты всей». Не каждый первоклассник может похвастаться, что умеет пользоваться часами и без помощи посторонних умеет определять, когда начнётся урок, когда придёт время обеда и когда уже пора домой.

Если ваш ребёнок ещё не подружился с часовыми стрелками, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь. Как говорят педагоги, учить будущих первоклашек определять время по часам в 3 года совсем не обязательно. Гораздо проще даются эти уроки, когда ребёнку уже 6-7 лет. При этом есть несколько довольно эффективных приёмов, как научить ребенка определять время. Порой достаточно всего около пяти занятий, чтобы малыш уверенно ориентировался в часах, минутах и секундах.

План урока:

С чего начать?

Прежде чем взахлёб рассказывать своему чаду о двух стрелках на циферблате, тыкая пальцем в часовое стекло, да раздражаться от того, что он пучит на вас свои изумлённые глаза, нужно понимать, что объяснить ребёнку про то, что ни потрогать, ни пощупать, ни увидеть, ни услышать, довольно трудно.

Мы-то, взрослые порой не можем прочувствовать на себе течение времени: оно то со скоростью света летит, отщёлкивая нещадно приятные моменты и унося месяцы и годы, то бесконечно долго тянется, как бы его не торопил. При этом не останавливается ни на миг и не поворачивается вспять. Как это рассказать малышу, который всё привык пробовать «на зуб»?

Поэтому сначала ребёнка знакомят не с часовым механизмом, а с составляющими суток, то есть объясняют, что есть утро, день, вечер и ночь.

Быстрее дети понимают, когда им приводишь примеры из их жизни. Так, утром мы встаём, собираемся в сад и на работу, днём играем-гуляем, вечером мамы и папы приходят за детьми, все вместе идут домой, а ночью мы все спим, чтобы на следующий день снова бодрыми встретить утро.

С абстрактным понятием времени тесно связаны прошлое, настоящее и будущее, осваиваются которые тоже при помощи примеров. Так, вчера был выходной день, и мы катались на коньках; сегодня понедельник, и мы идём в сад;завтра у тебя будет день рождения, и ты будешь угощать своих друзей.

На этом же этапе ребёнок знакомится с временами года, уже без труда определяя, что за зимой обязательно приходит весна.

Так у дошкольника постепенно формируется общее представление о времени как о следующих друг за другом событиях. Не забывайте, что важнейшим элементом обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра, посредством которой материал усваивается намного лучше.

Знакомься: час, минута и секунда

Ваш малыш уже освоил большие временные промежутки и не путается в рассказах, что вчера было, а завтра будет? Тогда, скорее всего, он уже готов познакомиться поближе с тем, из чего складывается время?

Что для наших детей часы? Это некие цифры, которые взрослые определяют по циферблату. Наша задача объяснить, что часы – это прибор, который «меряет» время. Из чего состоит время? У него есть секунда, минута и час.

Как показать, что есть секунда? Да очень просто! Хлопните в ладошки – раз секунда! Ещё хлопните в ладошки – два секунда! Прохлопайте вместе с ребёнком, сосчитав вслух 60 раз, пояснив, что вы получили минуту. Думаю, вам удалось показать что секунда – это самая маленькая величина времени, а минута длится намного длиннее. Что можно успеть за секунду? Да ровным счётом ничего!

Наглядным примером, чтобы увидеть, сколько длится минута, может стать секундная стрелка. Если у вас дома есть такие часы, покажите ребёнку, как передвигается стрелка. Можно вместе с её ходом так же хлопать и отсчитывать 60 раз.Что успели за минуту? Ну, например, достали книжку с полки или помыли яблоко! Уже больше, чем ничего!

Конечно, наблюдать за минутной стрелкой, чтобы наглядно показать, что прошёл целый час – дело затруднительное. Но выход есть в этой ситуации. Заострите детское внимание на том положении часов, когда большая стрелка стоит на 12, а часовая на каком-нибудь любом значении. Пригласите ребёнка ровно через час!

Вы-то знаете, что произойдёт, а для ребёнка будет открытием, что большая стрелка там же, а вот маленькая часовая передвинулась на другую цифру! А сколько за это время он успел сделать: поиграть да мультик посмотреть. Вот сколько это много — один час!

Что даст нам такое простое знакомство?

  1. Во-первых, ребёнок почувствует «на себе» интервалы времени и научится сравнивать, что больше, а что меньше, что из чего состоит, что минуты короче, нежели час.
  2. Во-вторых, в детской голове окончательно уложится, что время идёт только вперёд.
  3. В-третьих, у дошкольника появится возможность при помощи часов измерить то, что нельзя фактически увидеть и потрогать.

Мастерим часы

Закрепить пройденный материал поможет часовой механизм или его копия. Если вам не жалко настоящих настенных, то придётся с них снять стекло, чтобы руками свободно передвигать стрелки, как хочется. Но чаще родители вместе с детьми мастерят часовой тренажёр своими руками.

  1. Во-первых, творчество как элемент игры вносит свою лепту – делает процесс обучения более интересным.
  2. Во-вторых, даже если от усердия часы сломаются, не жалко выкинуть.
  3. В-третьих, на самодельных часиках можно что-нибудь отмечать разными цветами, дописывать и дорисовывать, чтобы было понятнее и нагляднее, что не особо сделаешь на настоящих.

Что главное в часах? Цифры! Они должны быть большими. И конечно, стрелки! Их нужно как минимум две, а лучше три, чтобы полноценно освоить все части времени. И не забываем, что они отличаются по толщине и длине! Всё как по-настоящему!

Вы хлопаете, а ребёнок двигает секундную стрелку. Сколько прошло? Тогда почему минутная стрелочка у нас застряла, пусть перепрыгивает вперёд!

А теперь очередь двигать минутную стрелку. Если она пробежит весь циферблат с цифры 12 и встанет снова на цифру 12, сколько пройдёт? А почему ж часовая стрелочка не передвинулась никуда? Ну, вот так-то лучше!

Поставьте стрелочки на текущее время и пригласите ребёнка через пару-тройку часов, чтобы установить их в новое положение. Встаньте с утра, покажите ребёнку, как выглядит время на вашем самодельном тренажёре, когда вы садитесь завтракать. А как оно поменяется, когда вы готовы отправиться по делам в школу и на работу?

Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем времени.

От половинки к половинке, от пяти до десяти…

Педагоги говорят, что шести-семилетним дошколятам достаточно научиться определять время по часам в точности до половины часа. Но для этого они должны уметь считать до 60, хотя бы по десяткам.

Если вы хотите научить своего ребёнка различать пятиминутные интервалы, то придётся вначале его обучить счёту через 5. Только ближе к годам десяти дети начинают уверенно оперировать четвертью часа и тем более такими, нам привычными, «без пяти», «без десяти». Так что «не спешите жить»!

Итак, на нашем уже наполовину потрёпанном за время обучения тренажёре ставим минутную стрелку на цифру 12, а часовую – на любое число. Если предыдущий этап вы прошли успешно, то ребёнок в эту минуту без труда назовёт, сколько у вас сейчас времени.

Что такое полчаса? Да это обычная половинка или 30 минут! Минутная стрелка бежит полкруга и останавливается! Дорогие родители! Будьте бдительны! Часовая-то стрелка тоже передвигается на половинку своего пути! А теперь тренируемся! Задаём часовой стрелкой часы, минутную оставляя на полпути. Отточили мастерство? Далее задача потруднее!

По такому же принципу учимся определять уже более мелкие промежутки. А тут есть одна хитрость! Чтобы детям не путаться и наработать определение пяти-двадцатиминут до автоматизма, сделайте подсказки! Напишите около основных цифр значения минут: 5,10,15,20 и так далее. Будьте уверены, зрительная память и многократные повторения дадут о себе знать, и скоро эти подсказки можно преспокойно будет убрать!

Ну, вот и всё! Закрепляйте результаты, как можно чаще смотря на часовой циферблат и спрашивая время у своего подопечного, и можно смело покупать на 1 сентября в подарок наручные часы, так как новоиспечённый первоклашка уже умеет ими пользоваться!

А как у вас со временем? Знает ли ваш будущий школьник, во сколько начинаются его любимые мультики? Поделитесь секретом, трудно ль было научить считать время?

И послушайте весёлую Фиксипелку про часики)

Если подпишетесь на новости блога, то всегда будете в курсе событий! А если добавитесь в нашу группу ВКонтакте, то в вашей ленте ежедневно будут появляться интересные и веселые посты!

Ждем вас!

Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками