Конспект НОД«Знакомство с дымковской игрушкой» (с детьми средней группы) с использованием игровых технологий. Конспект «дымковские игрушки» для детей средней группы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми средней группы № 1 (Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие)

Дымковская игрушка – народная игрушка

Воспитатель: Черкасская Т.Я.

Цель:

Воспитание интереса к истории своей страны путём знакомства с историей народной игрушки .

Задачи:

  1. Развивать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства , фольклору России.
  2. Закрепить знания детей о дымковской игрушке.
  3. Развивать познавательную деятельность: формировать умение делать выводы на основе личных наблюдений и рассуждений
  4. Развивать грамматическую речь детей путём образования прилагательных.
  5. Закрепить навыки рисования кисточкой, познакомить с нетрадиционными техниками рисования: созданием колечек с помощью трубочек.
  6. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Оборудование и материалы:

Народные игрушки из разных материалов, дымковские игрушки, экран для просмотра изображений игрушек, звуковые файлы «Наигрыш на глиняной свистульке», «Пони», «Всадники» (муз. С.Никитина, ст. Ю.Мориц), глиняные дымковские игрушки, гуашь, кисточки, трубочки для коктейля, салфетки.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с бытом русского народа (чтение литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок)
  2. Беседа о дымковской игрушке с показом слайдов и изделий дымковских мастеров
  3. Лепка из глины дымковских лошадок, раскрашивание их в белый цвет.

Образовательная деятельность проводится с малой подгруппой на фоне играющих детей

Организационный момент.

Звучит наигрыш на глиняной свистульке. Он привлекает внимание детей, дети подходят к воспитателю.

Познавательная деятельность

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, что это за музыкальный инструмент звучит? (ответы детей)

Воспитатель показывает детям глиняную свистульку.

Воспитатель : Это не только музыкальный инструмент, но и детская игрушка.

Вы любите свои игрушки? Из чего делают современные игрушки? Где их делают?

А раньше, в старые времена, не было фабрик по изготовлению игрушек, не было игрушек из пластмассы, из плюша. Из чего же раньше делали игрушки? Давайте подойдём, посмотрим, из чего сделаны эти народные игрушки.

Дети рассматривают игрушки из соломы, пеньки (льна), лозы, дерева, глины

Развитие речи

Воспитатель: Вы рассмотрели, из чего сделаны эти игрушки. Сможете сказать мне, какие они? Игрушка, сделанная из льна – льняная. Из дерева? Из соломы? Из глины? А эту игрушку сплели – она какая? (плетёная)

Познавательная деятельность

Как вы думаете, почему в деревнях создавали игрушки именно из этих материалов? (дети делают вывод об их доступности).

Правильно! Причём в разных местах жили свои народные умельцы, поэтому в каждой деревне создавались свои игрушки. Давайте сядем на ковёр и посмотрим, в каких городах и сёлах жили народные умельцы и какие игрушки они создавали.

Демонстрация слайдов + развитие речи:

Эти игрушки сделаны в селе Филимоново. Как называется такая игрушка? (Филимоновская)

Эти игрушки сделаны в Каргопольском уезде. Значит они какие?

Эти игрушки сделаны в городе Городец. Значит они какие?

А эти игрушки были сделаны в слободе Дымково. Как они называются?

Кого изображают дымковские игрушки? (птичек, лошадок, козликов, барынь, кавалеров)

Даже стихи про них есть:

Физкультминутка:

Наши руки крендельком,

щёки, будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары баловни –

кавалеры наши.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся.

Мы и вам понравимся!

Художественно-эстетическая деятельность.

Воспитатель: Что изменилось на выставке игрушек?

(Появились дымковские игрушки.)

Обратите внимание, какие узоры придумали мастера, чтобы украсить их. (Колечки, круги, точки, волнистые линии). А краски каких цветов они брали?

У нас с вами есть дымковские игрушки, которые вы слепили сами! Нам осталось их лишь украсить узорами. Чем мы будем рисовать точки и кружочки? (кисточкой). Кисточки возьмём толстые или тонкие?

А вот колечки рисовать кисточкой сложно. И для рисования колечек мы возьмём вот такие трубочки. Посмотрите в них, как в подзорную трубу – внутри у них дырочка. И если сделать отпечаток, то получится колечко.

А теперь давайте приготовим всё для рисования. Подумайте, что вам для этого понадобится.

Дети подготавливают рабочие места и под руководством воспитателя украшают дымковских лошадок.

Во время работы звучат песни о лошадках (муз. С.Никитина, ст. Ю.Мориц).

Каждый ребёнок, завершая работу, наводит порядок на своём рабочем месте.

В конце работы дети любуются готовыми игрушками, воспитатель раздаёт им раскраски с изображениями дымковских игрушек.


Конспект НОД по «Художественно – эстетическому развитию» в средней группе «Дымковские игрушки»

Цель: Ознакомление детей с народными дымковскими игрушками.
Обучающие задачи:
— закреплять у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
— закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи;
— продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.
Развивающие задачи:
— развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
— обогащать активный словарь: дымковская игрушка — индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная;
— развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Воспитывающие задачи:
— воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
— способствовать проявлению положительных эмоций.
Методические приёмы:
— сюрприз: появление мастерицы Дуняши в русском костюме;
— физминутка «Мастера», хоровод «Метелица», дидактическая игра «Дымковское лото», рисование;
— наглядные: показ дымковской игрушки;
— словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, рассказывание сказки.
— записи русских народных мелодий: дымковская свистулька, хоровод «Метелица», «Во саду ли, в огороде».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Приобщение к художественной литературы», «Художественно – эстетическое развитие.
Демонстрационный материал: русский народный костюм, дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, атрибуты к дидактической игре «Найди пару», записи русских народных мелодий: дымковская свистулька, хоровод «Метелица», «Во саду ли, в огороде».
Раздаточный материал: трафареты козликов, клеёнки на стол, гуашь, кисточки, ушные палочки, баночки с водой.
Предварительная работа:
 Презентации: «Русский народный фольклор»; «Русская изба»; «Быт»; «Знакомство с русским декоративно – прикладным искусством».
 Прослушивание русской народной музыки.
 Разучивание хоровода «Метелица» и физминутки «Мастера».
 Рассматривание дымковских игрушек и иллюстраций.
 Знакомство с дымковским узором на ИЗО и аппликации.
 Папьемаше «Тарелочка» и её украшение дымковским узором с привлечением родителей.
НОД:
«Здравствуйте, ребята! Зовут меня Дуняша. Живу я в слободе Дымково. Когда на улице холодно и зимний мороз сковывает землю, в домах затапливают печи, дым окутывает крыши, да, так, что ничего не видно, один дым. Вот и назвали наше село Дымково. Трудятся взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеят хлеб, готовят еду, пасут домашних животных: коров, овец. А дети играют на лугу, поют песни. В давние времена не было у наших детушек таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки влажную и мягкую красную глину, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные и праздничные – полюбились они детям. И до сих пор мастера делают дымковские игрушки в нашем селе.
Дуня: (показ иллюстраций)
Как называются эти игрушки? (Ответы детей: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени.)
Какой основной цвет дымковской игрушки? (Ответы детей: Всегда только белые)
А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей: красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевы…)
Как, можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Дидактическая игра «Найди пару» — закрепить знания детей об элементах дымковской росписи. Воспитывать умение играть сообща.
Дуня: Мне очень понравилось, какими словами вы называли дымковские игрушки. Я тоже умею делать игрушки (показ дымковских игрушек). Привезла я вам в подарок свистульку «Козлика» (показ игрушки, дети слушают, как звучит свистулька).
В селе Дымково часто вспоминают сказку «Про козлика Золотые Рога». Я познакомлю вас с этой сказкой.
«Жил-был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и страшным голосом, как закричит на весь лес: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые. Ошибся я: есть и жирные! Эту жирную пару волков я съем на ужин!» Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек!»
Дуня: Понравилась сказка? Вот так дымковские мастера лепят игрушки из глины, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают и сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота!
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Дуня: Где продавали свои игрушки мастера Дымкова? (на ярмарке или на базаре)
Становитесь — ка, ребята, поскорее в хоровод.
Ярмарка раздольная в гости нас зовет.
Хоровод «Метелица» под русскую народную музыку.
Дуня: Ярмарка не даст скучать, вы хотите рисовать? На ярмарке каждый желающий может расписать игрушку?
Физкультминутка «Мастера»:
Раз, два, раз, два
Стали дети мастера
(поднимают вверх руки и сгибают около груди).
Сели, встали, сели, встали,
Мы работать не устанем (по тексту).
Ручками хлоп, хлоп,
Ножками топ, топ (по тексту).
Дуня: Молодцы, ребята! Проходим и садимся за столы. Дымковские мастера приготовили для вас силуэты козликов. Давайте вспомним, как будем расписывать его. Какие части мы закрашиваем полностью? (рога, уши, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног)
Дуня: А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать своего дымковского козлика, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.
Самостоятельная работа детей под тихую русскую народную мелодию. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.
Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка».
При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.
Дуня: Вот наши козлики засветились. На душе становиться радостно, празднично. Дети, давайте посмотрим на козликов, которых вы расписали.
Какими узорами вы расписывали игрушки?
Какие они стали? (Ответы детей: красивые, красочные, праздничные).
Какой козлик вам понравился больше всех? Почему?
А мне все козлики понравились. Вы просто молодцы! Спасибо за вашу работу, мастера.
Вот игрушки знатные,
Складные да ладные!
Они повсюду славятся,
Игрушки, вам, понравятся!
Дуня: А мне пора возвращаться в село. До свидания!

Елена Чупрова
Конспект занятия по декоративной аппликации по мотивам дымковской игрушки «Украшение хвоста индюка» (старшая группа)

Задачи :

Образовательные :

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой . Знакомить с образом дымковского индюка , выделять форму его частей, украшать хвост . Формировать умение составлять узор на круге из колец и кругов, выделяя края и середину круга. Вырезать круги двух размеров из квадрата, из полоски бумаги, сложенной пополам и ещё раз пополам.

Развивающие :

Развивать технические навыки пользования ножницами, развивать умения в выкладывании декоративного узора на круге , в сочетании цветов.

Воспитательные :

Воспитывать аккуратность, усидчивость дружелюбие.

Подготовительная работа :

Декоративное рисование дымковской игрушки , рассматривание иллюстраций. Внесение дымковской игрушки . Рассказ воспитателя о истории создания дымковской игрушки .

Материал :

Образцы дымковских игрушек (выставка, круг из белой бумаги диаметром 20 см, полоски цв6тной бумаги размерами 4х16 см, 3х12 см (по две полоски каждого цвета на каждого ребенка, ножницы, клей, кисти, клеёнки, розетки.

Методы : словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы : показ, напоминание, приход героя, выставка.

Ход занятия.

Приходит почтальон, приносит письмо.

Почтальон. Ребята, вам пришло письмо, пожалуйста, получите.

Воспитатель получает письмо, расписывается в квитанции, обращается к детям.

Ребята, письмо адресовано детям старшей группы , а от кого, не указано. Но в конверте есть загадка. Если вы её отгадаете, то узнаете, от кого пришло письмо.

Загадка : Надуется, натужится.

Начнёт болтать, по-чудному лопотать. Кто это?

Отгадали? (индюк )

Вот и письмо в конверте.

«Здравствуйте, ребята!

Пишет вам индюшонок . Я живу в сказочной стране. Скоро у нас будет праздник нарядных хвостов . Все звери придут с красивыми украшенными хвостами , а я родился с большим белым хвостом , похожим на снег.

Ребята, я не могу придумать, как украсить свой хвост , потому что я ещё маленький. Пожалуйста, помогите мне, чтобы на празднике я выглядел нарядным, как мои друзья индюки ».

Воспитатель. Ребята, нужно помочь индюшонку ?

Воспитатель. Я вас приглашаю на выставку дымковской игрушки .

Какие дымковские игрушки вы увидели .

Дети отвечают.

Воспитатель. Послушайте стихи.

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост – Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив ,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг.

Птица важная – индюк .

Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим дымковского индюка .

Задает вопросы детям :

Какой формы хвост , и на что он похож?

Какими геометрическими формами украшен хвост ? (кругами) .

Как расположены на хвосте круги ?

Что получилось в результате наложения маленького круга на большой? (кольцо) .

А теперь я приглашаю вас сесть на ваши места и внимательно послушать, чем мы будем заниматься дальше.

Перед вами лежит белый, не украшенный хвост индюка . Наша задача – его украсить восемью большими и маленькими кругами.

Чтобы получить большие круги, нужно взять широкую полоску, сложить пополам, затем еще раз пополам. Из получившегося квадрата вырезать круг, срезав уголки. Получим четыре больших круга. Таким же образом вырезать круги из второй большой полоски.

Чтобы получить маленькие круги, нужно взять узкую полоску, также сложить пополам, еще раз пополам, и, срезав уголки, вырезать круг. То же выполнить со второй узкой полоской.

У вас должно получиться 8 больших и 8 маленьких кругов.

Теперь нужно правильно расположить круги на хвосте . Положите перед собой хвост . Возьмите карандаш, и мы с вами наметим, куда будем наклеивать круги. Нам нужно равномерно разместить на хвосте восемь кругов , значит нужно разделить хвост на восемь частей . Поставим точку вверху, внизу, слева и справа. А теперь между ними поставим еще по одной точке.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Физминутка.

По солнышку, по солнышку дорожкой луговой,

Иду по мягкой травушке я летнею порой.

И любо мне, и весело, смотрю по сторонам.

Голубеньким и синеньким я радуюсь цветам.

Воспитатель. Давайте уточним последовательность работы.

Что делаем сначала?

Дети отвечают.

Вырезаем из широких полосок большие круги.

Затем из узких полосок – маленькие круги.

Раскладываем большие круги на точки, отмеченные на хвосте карандашом .

На середины больших кругов кладем маленькие.

Клеем пользуемся аккуратно. Много клея на кисточку не берем, промокаем салфеткой

Красный и синий флажки.

Кто считает, что с работой справился и все сделал правильно, пусть положит свою работу к красному флажку.

Если кто-то из вас сомневается, что не совсем справился, положите к синему флажку.

Дети самостоятельно раскладывают свои работы.

Воспитатель. Я уважаю ваш выбор, считаю, что индюшонку отправим все ваши хвосты , и он сам выберет, какой хвост он наденет на праздник. Собираем в конверт и отправляем заказным письмом.

Публикации по теме:

Цель:вызвать интерес к художественному творчеству, изготовлению открытки "Автобус" Задачи: продолжать учить детей складывать бумагу пополам,.

Из бумаги черного цвета и с помощью дырокола делаем заготовки черных точек для божьей коровки. Из бумаги черного цвета вырезаем овал.

1 апреля - День птиц. Может быть, кому-то пригодится такая аппликация) «Жаворонки летят». Цели: - продолжать знакомить ребят с русским.

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Задачи: Вызвать эмоциональный отклик; учить чувствовать гармонию, выразительность.

Наш детский сад, как и вся страна, готовится к празднованию 70 летия Великой Победы. Воспитатели читали художественную литературу, разучивали.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №31 «Жемчужинка» ЕМР РТ

Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации в старшей группе на тему

«Дымковская красавица»

Составила: Воспитатель по изобразительной деятельности

Токаюк К.В.

Программное содержание. Продолжать учить детей составлять узор по образцу дымковских мастеров. Использовать следующие элементы узора - круги разных размеров, точки, прямые и волнистые линии. Закрепить навык рисования концом кисти, примакивание. Развивать чувство цвета при составлении узора по образцу дымковских мастеров. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

Предварительная работа. Рассказы воспитателя о мастерах из деревни Дымково с рассматриванием дымковских игрушек. Рисование на занятиях элементов дымковской росписи. Декоративная аппликация по образцам дымковских мастеров.

Материалы и оборудование. Конверт на каждого ребенка с плоскостным изображением дымковской барышни. Клеенки, салфетки, кисти с жестким ворсом, клей, подставки для кисти (для аппликации). Гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки(для рисования).

Ход НОД:

Дети стоят вокруг воспитателя.

Дети, сегодня в наш почтовый ящик пришел вот такой необычный коверт. Посмотрите на него и попробуйте догадаться: откуда он? (из Дымково).

А как вы догадались? (На конверте изображены дымковские игрушки).

Воспитатель достает письмо и читает:

«Дорогие ребята из детского сада «Жемчужинка», мы получили ваши рисунки с дымковскими узорами. Нам очень понравились ваши рисунки и мы решили выслать вам наших красавиц. Мы уже немного их расписали, а вы закончите по нашим образцам. Если вы распишите так же как и мы, у вас в группе будут настоящие дымковские сувениры».

Ребята, давайте посмотрим, что за красавиц прислали нам мастера из Дымково. Для каждого из вас они приготовили конверт, а в нем - барышня. На конверте образец, посмотрите - здесь не только нарисовано, но и присутствую элементы аппликации. В конверте лежат готовые формы, которые нужно наклеивать как на образце. Все остальное нужно будет рисовать красками.

Давайте представим, что мы настоящие мастера. Нужно настроиться на работу, привести себя в порядок.

Каждому я раздам конверт и вы пойдете на свои места. А поможет вам в этом музыка - русская народная мелодия, которая напоминает вам об этих удивительных ярких и красочных игрушках.

(Дети работают).

(После выполнения аппликации проводиться физкультминутка).

Ребята, кто закончил свою работу и считает, что она у него получилась хорошей, тихонько подходите к нашему стенду и мы повесим ваши работы слева. А те кто, считает, что сегодня его работа не удалась, повесят свои работы справа.

Анализ.

Давайте встанем полукругом и посмотри, что у нас получилось.

Почему, если посмотреть на эти работы, можно сказать, что их расписали как дымковские мастера? (яркие, сочные краски, использование элементов дымковской росписи - прямые и волнистые линии, большие и маленькие круги, точки и кольца).

Какие работы вам больше всего понравились? Почему?

Сегодня все очень старались, поэтому работы получились как настоящие дымковские игрушки, они очень украсили вашу группу. Я думаю, что мы напишем в Дымково письмо и поблагодарим мастеров за подарки.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА» СТУПИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Составила и провела: Червякова Надежда Николаевна П.МАЛИНО 2017г.

Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.

Образовательные:

  • Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
  • Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Развивающие:

  • Развивать речь, память.

Воспитательные:

  • Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения) , игровые методы и приемы, просматривание видео материалов.

Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:

Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх)

Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки)

(Дети повторяют за воспитателем) .

2. Основная часть.

В группе появляется игрушка.

Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка) .
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.

Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их?

Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок.

Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер) .

Физкультминутка «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком,
Щечки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья?

Чем они вам понравились?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В. Феофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка) . Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки» )

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер) :

А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!

(Дети занимают свои места)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи) .

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает) .

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Игра «Викторина»

Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг) . Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.

  1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
  6. Где обжигают игрушки? (в печи)

Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками» )
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают) .
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки (руки вперед) !
(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение.

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,
И село Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно - расписные:

Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

О чем оно?

3. Подведение итогов.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами.

Ребята, вам понравился наш гость?

С чем он познакомил вас?

Что нового вы узнали?

Понравилось вам наше занятие?



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение