«Золото скифов» снова в Крыму. Почему «140 предметов» так высоко ценятся

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

24.04.2016 13:39

Очень подробный репортаж о крымских артефактах с момента вывоза их с полуострова и до сегодняшнего дня

В последнее время, в потоке бесконечных событий, наполняющих информационное пространство, мы как-то позабыли о нашем золоте, точнее, крымском "Скифском золоте", отправленном в голландский Амстердам на экспозицию. Почему в кавычках? Как почему, скажете вы, потому что это название коллекции, и будете правы, но, лишь отчасти…

Что вы скажете, если я вдруг заявлю, что нет там никакого скифского золота? Удивитесь, наверно, и воскликните – как это нет? Также отреагировал и я, когда услышал такую фразу от директора Центрального музея Тавриды, кандидата филологических наук, историка и политолога, Андрея Мальгина. Впрочем, обо всём по порядку. Давайте, как говорится, разложим всё по полочкам и восстановим цепь событий.


Фото: Евгений Бондаренко. Национальный музей Тавриды, Симферополь, Крым

Итак, имеем следующую ситуацию:

Летом 2013 года коллекции четырёх крымских и одного киевского музеев были отправлены на экспозицию в Европу. Третьего июля выставка, названная "Крым – золотой остров в Черном море", открылась в Бонне, в одном из старейших музеев страны – Рейнском краеведческом музее.

В начале февраля 2014 года экспонаты перевезли в Голландию. Здесь, в Амстердаме, в музее Алларда Пирсона выставка получила название "Крым. Золото и тайны Черного моря".

В истории крымских музеев это крупнейшие выставки за пределами полуострова. Крым на них был представлен как место пересечения цивилизаций Запада и Востока. Соответствующим был и интерес европейцев. Более 50 тысяч аудиогидов было продано только в Бонне. В Амстердаме в последние дни экспозиции у дверей музея стояла очередь.


Владимир Корнилов, политолог, директор Центра евразийских исследований

– Выставка вызвала значительный ажиотаж, – подтверждает журналист и политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов, проживающий в Голландии. – Мало того, она была продлена и всегда была заполнена посетителями. Писали о ней много и до скандала, и тем более после.

Всего было представлено 2111 экспонатов эпохи античности и раннего средневековья, найденных на полуострове во время археологических экспедиций под руководством таких известных археологов, как Александр Айбабин, Александр Пуздровский, Юрий Зайцев, Игорь Храпунов.

Музей Алларда Пирсона, Амстердам. Очередь на выставку

Что же конкретно было отправлено в Европу? Давайте познакомимся с некоторыми крымскими экспонатами и представляющими их музеями.

Коллекция Центрального музея Тавриды, Симферополь : раннескифские предметы – бронзовое навершие, детали конской узды, алтарь из раскопок некрополя Неаполя-Скифского, скифский бронзовый котел, сосуды в виде овец из "Нейзацкого клада" – уникального могильника подобного рода на территории России, и другие экспонаты периода т. н. "великого переселения народов" – поздних скифов, сарматов, аланов и готов.

Всего 150 экспонатов. Страховая стоимость – 172 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Национальный музей Тавриды, холл. Симферополь, Крым

Коллекция Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника : экспонаты позднескифского и раннесарматского периода – посуда, украшения для одежды, оружие, серьги, перстни, кольца, мечи, детали щитов, уникальные деревянные лаковые шкатулки китайского происхождения, готские орлиноголовые пряжки и плащевые застежки-фибулы – всё датировано I-V веками н. э.

Артефакты найдены в ходе раскопок могильников позднескифского периода, в основном Усть-Альминского некрополя у села Песчаное Бахчисарайского района.

Всего более 200 экспонатов общим количеством 1400 предметов. Страховая стоимость 400 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Коллекция Восточно-крымского (керченского) историко-культурного музея-заповедника : боспорские артефакты – античная скульптура, чернолаковая керамика, терракотовые статуэтки почитаемых в Боспорском царстве богов, надгробия и ювелирные украшения времен от VI века до н. э. до V века н. э.

В числе прочего и скульптура "Змееногая богиня – прорастающая дева", найденная археологами во время раскопок бывшей столицы Боспорского царства – Пантикапея, расположенного на территории Керчи.

Всего 190 предметов. Страховая стоимость 696 000 евро.

Фото В. Еременко. Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник Керчь,

Крым Коллекция Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонеса-Таврического : памятники эпиграфики на известняке и мраморе, архитектурные детали с полихромной росписью, фрагменты греческой керамики с граффити, среди которых, как надписи-обереги, так деловые и бытовые записи.

Всего 28 экспонатов. Страховая стоимость 170 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес-Таврический. Севастополь

Как вы понимаете, всё это вывозили из Крыма, когда он был ещё в составе Украины. Спустя месяц с небольшим, после открытия выставки в Голландии, полуостров вошёл в состав российской Федерации.

На этом спокойная жизнь крымской коллекции закончилась. Как только срок выставки подошёл к концу, Украина затребовала экспонаты, причём, все экспонаты…

Крымская коллекция по сей день находится в Голландии

Голландия с самого начала была настроена на то, чтобы так и сделать – вернуть экспозицию Украине. Зачем ей лишние проблемы: вернём в Киев, а вы потом сами разбирайтесь…

Только благодаря вовремя поданному нашими юристами иску процесс передачи был остановлен. В Киев отправили только те экспонаты, что принадлежали Национальному музею Украины. Они вернулись на место их постоянного хранения – в филиал музея, расположенный на территории Лавры.

Крымская коллекция по сей день находится в Голландии.

Вот, что было написано в сентябре 2014 года на украинском сайте "Инсайдер", который, к слову, уже не работает:

"Сейчас с музейщиками из Нидерландов работают специалисты украинского МИДа, Минкульта и Минюста через посольство Украины в Нидерландах. Диалог ведут также на уровне министров иностранных дел двух стран. Как стало известно INSIDER из собственных источников, переговорщики надеются, что в музее Алларда Пирсона хотя бы разрешат передать коллекцию на временное хранение в Киев".

Как вам фраза: "на временное хранение"? Знаем мы это "временное хранение"...

Экспонаты на выставке в Голландии

Окружной суд Амстердама уже назначил дату первых слушаний по делу о возвращении "крымского золота" на 5 октября 2016 года. А пока идёт процесс сбора материалов и обмена письмами между сторонами конфликта – четырьмя музеями Крыма, Украиной и музеем Алларда Пирсона.

Скифское навершие, бронза, Центральный музей Тавриды

Голландцы, конечно, оказались в трудной ситуации. Все дело в том, что в новейшей истории ещё не было подобного случая, когда ценности вывезены из одной страны, а вернуться должны в другую, сохранив при этом своё постоянное место нахождения – музей.

С одной стороны, взяли на Украине – на Украину должны и вернуть, казалось бы, это вполне логично.

С другой стороны, взяли в конкретных музеях, с которыми заключили договоры, значит, и вернуть должны в те же самые музеи. Вот такая дилемма…

Я поинтересовался у доктора исторических наук, профессора Крымского Федерального университета, известного в Крыму археолога Игоря Храпунова, что думают об этой ситуации его коллеги из других стран.

Фото: Евгений Бондаренко. Игорь Храпунов, археолог, доктор исторических наук, профессор Крымского Федерального университета

– Мнения представителей мировой науки расходятся. Кто-то считает, что в данной ситуации приоритет должен быть у государства, а кто-то отдаёт первенство именно музеям. При этом, если брать средний показатель мнений, то его можно охарактеризовать одним словом – замешательство. Однако большинство музейных работников, если рассматривать конкретно их мнение, безоговорочно считают артефакты принадлежностью именно крымских музеев, – ответил Игорь Храпунов.

Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой вполне обоснованно считает, что ситуация эта надолго останется спорной, поскольку прямое решение суда просто не может быть вынесено. Процесс перешёл в политическую плоскость и к нему давно уже подключились российские политики.

Ещё весной 2014 года спикер Госдумы Сергей Нарышкин пообщался на тему "скифского золота" с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, министром культуры Владимиром Мединским и директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Было принято решение сделать всё максимально возможное в решении проблемы по возврату в Крым всех артефактов.

Не остался равнодушным к ситуации и глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. В те же весенние дни на сайте главы республики было опубликовано его обращение к послу Нидерландов в России Рону ван Дартелу:

“Мы надеемся, что просвещённое гражданское общество и демократическое правовое государство Нидерландов сумеют защитить неоспоримое право собственности музеев Крыма, сохраняющих бесценное наследие скифского искусства.

Для народа Осетии-Алании скифские и аланские древности являются не только предметом узкоспециального научного изучения и музейного хранения, но ещё и неотъемлемой частью национальной истории и исходной основой культурной традиции, поэтому любые сведения об опасности, грозящей скифскому наследию, вызывают в Осетии широкий общественный резонанс и серьезную озабоченность. Мы привыкли ответственно относиться к своей миссии носителей живой языковой и культурной традиции скифо-сармато-аланского мира, который в древности и Средневековье включал, в том числе, и территорию современного Крыма”.

Не молчит и Крым.

– В ближайшее время вопрос о вывозе каких-то исторических или культурных ценностей с территории Республики Крым в европейские страны вообще будет снят с повестки дня, если коллекция не будет возвращена её хозяевам – четырём крымским музеям, – сказал Валерий Косарев, занимавший на тот момент пост председателя постоянной комиссии Госсовета Крыма по образованию, науке, делам молодежи и спорту.

Валентина Мордвинцева, куратор крымской выставки в Европе

– Почему Киеву так нужны наши экспонаты? Я знаю, что для них уже подготовлены площади и витрины. Но это будет не просто выставка, это будет демонстрация трофеев, выигранных в войне с Россией! Мне кажется, это некрасиво. Если Украина хочет идти по демократическому пути развития, это совершенно неуместно, – считает куратор крымской выставки в Европе, заведующая отделом археологии раннего железного века института археологии Крыма, кандидат исторических наук Валентина Мордвинцева.

– Коллекция Керченского историко-культурного заповедника начала формироваться ещё в первой трети XIX века и пополнялась находками, сделанными на керченской земле. Сейчас эту коллекцию хотят варварски лишить части уникальных экспонатов, ­– говорится в обращении сотрудников заповедника, под которым они проводят сбор подписей за возвращение уникальных предметов.

Украина не видит для себя иного решения, кроме как возвращения скифского золота на территорию, контролируемую Украиной, а не на территорию, временно оккупированную

Борется за наши крымские сокровища и Украина, однако, посмотрите, как отличается риторика министра культуры Вячеслава Кириленко от заявлений наших политиков:

– Что касается скифского золота, то судебный процесс, который, по сути, начался в Амстердаме, не будет простым, хотя все ключевые нормы международного права на стороне Украины.

Процесс непростой, потому что включила все ресурсы российская сторона. Я убеждён, работают и ресурсы подкупа, поэтому процесс просто затягивается. Новые дополнительные обстоятельства просит выяснить российская сторона, новые факты просит проанализировать высокий суд Амстердама и так далее.

Украина не видит для себя иного решения, кроме как возвращения скифского золота на территорию, контролируемую Украиной, а не на территорию, временно оккупированную.

Всё то, что находится на территории Крыма, является собственностью Украины. И за повреждение, перемещение, уничтожение или прямую кражу чего-либо, в том числе экспонатов Государственного музейного фонда Украины на территории Крыма, будут нести ответственность российские оккупанты, – громко заявил Кириленко.

Не говоря о стилистике, недостойно человеку такого уровня заранее обвинять оппонента в непорядочности. Кроме того, нет "ключевых норм международного права" применительно к данной ситуации, иначе не было бы и самой ситуации.

Но… Украина настаивает.

В мае 2015-го года Верховная рада поддержала обращение к парламенту Нидерландов с просьбой о содействии по возвращению в страну "скифского золота". За соответствующее постановление проголосовало 249 депутатов.

Фото: Алексей Чугуй. Узел Геракла. Застёжка из золота, украшенная бирюзой, выполненная в форме так называемого "узла Геракла"

В конце концов, музей Алларда Пирсона принял решение пока никому не возвращать экспонаты. В пояснительном документе сказано, что по результатам собственного юридического расследования музею не удалось вынести решения ни в чью пользу.

Во избежание неминуемого иска от любой из проигравших сторон было решено дождаться постановления компетентного суда или мирового соглашения. В конце концов, ситуация может разрешиться сама по себе, так тоже бывает.

А пока все экспонаты упакованы, запечатаны и хранятся в запасниках амстердамского музея.

В настоящее время процесс идёт в основном на уровне обмена заявлениями. В любом случае, в данном споре большую роль играет отношение правительства Голландии, руководства музея и даже судей к участникам конфликта. Процесс затянется надолго, но время пока работает на нас.

В самом начале, опять же, благодаря современной общеевропейской политике по отношению к России, неприятия присоединения Крыма, симпатии Голландии были не на нашей стороне, особенно после катастрофы малазийского Боинга и развернутой вокруг этого инцидента компании. Однако, время шло и многие голландцы постепенно понимали истинную причину трагедии, особенно на фоне непоследовательных действий Украины.

Дальше – больше. Как гром среди ясного неба прогремела история с ограблением. Напомню, в чём суть. В ночь на 10 января 2005 года из музея Западной Фрисландии в голландском городе Хорн были похищены 24 картины XVII и XVIII веков, а также около 70 серебряных изделий. И вот, спустя 10 лет, в конце 2015 года, вновь всплыла история с картинами.

Джейкоб Уобен, “Тщеславие”, 1622 г. Одна из украденных картин

Выяснилось, что находятся они… на Украине! Как рассказал директор музея Эд Гердинк, ещё 14 июля 2015 года на него вышел Борис Гуменюк – украинский писатель и по совместительству – воин батальона ОУН.

Показав фото одной из похищенных картин ("Крестьянка", Хендрика Богарта) с приложенной к ней свежей украинской газетой, он уверил, что картины найдены и намекнул о возможности возврата их в музей, само собой, при определённых обстоятельствах. "Обстоятельства" тянули на 50 миллионов евро. При этом Гуменюк просил не предавать огласке эту историю.

Хендрик Богарт, "Крестьянка", та самая картина с приложенной свежей украинской газетой

В августе, на переговоры по возвращению полотен в качестве представителя музея выехал независимый арт-детектив Артур Бранд. Он огласил Гуменюку истинную стоимость украденных картин – около 10 млн. евро, а с учётом последствий хищения – картины были вырезаны из рам и свернуты в рулоны, в результате чего сильно пострадали – остаточная стоимость их может составлять в 10 раз меньше первоначальной. После этого сумма выкупа упала до 5 миллионов, однако Бранд ответил, что музей может заплатить не более 50 тысяч евро – в качестве компенсации.

Сославшись на то, что ему надо посоветоваться с коллегами, Гуменюк пропал, а голландский эксперт, прождав несколько недель, вернулся домой.

Музей Западной Фрисландии, Хорн, Голландия. Именно отсюда были похищены полотна, оказавшиеся на Украине

Спустя три месяца, администрация музея решила, наконец, придать огласке эту мутную историю, организовав пресс-конференцию. На ней Артур Бранд рассказал все подробности происшествия, заметив, что к похищению картин могут быть причастны экс-председатель СБУ Украины Валентин Наливайченко и лидер партии "Свобода" Олег Тягнибок .

Я не могу раскрывать детали, однако связь между Службой безопасности и украденными картинами более чем очевидна, – сказал Бранд.

Наша коллекция находится в руках коррумпированных людей из украинской политической элиты, – добавил директор музея Эд Гердинк.

Американское издание “Veterans Today”: "Киевская хунта, торгующая вразнос украденным голландским Искусством. Украинские ультранационалисты потребовали выкуп в размере €50 миллионов для картин, украденных из голландского музея в 2005, сообщила немецкая газета в конце декабря"

– О нынешней ситуации с крымской выставкой в голландских медиа давно не пишут, – говорит Владимир Корнилов – Об этом скандале просто забыли. Больше обсуждают скандал с обнаруженными на Украине картинами, в своё время похищенными из голландского музея”.

Так голландцы представляют себе схему взаимодействия украинцев, замешанных в истории с кражей картин

Особо продвинутые “патриоты” Украины, кстати, предлагают вернуть картины в обмен на “скифское золото”, и, похоже, их ничуть не смущает, что полотна были украдены.

Вполне естественно, что вся Голландия была возмущена тем, что произошло.

Берт Кундерс – министр иностранных дел Королевства Нидерланды – обратился к министру иностранных дел Украины Павлу Климкину и Президенту Петру Порошенко с просьбой о помощи в ситуации с картинами.

Лично мне вся эта компания напоминает шайку мелких воришек, случайно получивших власть. Им вроде и хочется выглядеть умными, но, получается быть только важными, а важность, как известно – признак глупости

И вот, казалось бы, Украина, стремящаяся в Евросоюз, постоянно позиционирующая себя, как современное государство, идущее путём демократии, должна сделать всё, чтобы реабилитироваться в глазах голландцев. Что же происходит на деле?

– Есть вероятность того, что коллекцию попытаются продать на чёрном рынке…, – со знанием дела заявляет Арсен Аваков, словно уже зная, кто и кому "попытается".

Министр иностранных дел Климкин напрягается и выдаёт следующее:

“Это вопрос взаимодействия правоохранительных органов. Если они, в том числе и через посольство Нидерландов, в плотном контакте и работают, это для меня очень важно. От дальнейших комментариев я воздержусь…”

Как говорится – ничего и ни о чём...

Лично мне вся эта компания напоминает шайку мелких воришек, случайно получивших власть. Им вроде и хочется выглядеть умными, но, получается быть только важными, а важность, как известно – признак глупости.

Подумать только, один предложил выкупить за баснословные деньги, другой, управляя силовыми структурами, лишь комментирует ситуацию, ничего не предпринимая, третий и вовсе ведёт себя, как паяц…

И всё это было сказано в преддверие голландского референдума по поводу ассоциации Украины с Евросоюзом! Так что, не удивительно, что результаты прошедшего шестого апреля референдума четко показали, как поменялось настроение жителей этой страны по отношению к Украине.

Вот почему я считаю, что время в данном случае работает на нас. Чем больше глупостей сделают в Киеве, тем больше у нас шансов на возвращение "золота скифов".

А пока нам остается только ждать. Ждать и надеяться.

В процессе изучения материала по "золоту скифов" мне удалось побеседовать с директором Центрального музея Тавриды, кандидатом филологических наук, историком и политологом Андреем Мальгиным.

Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды

– Андрей Витальевич, кому всё-таки должны вернуть экспонаты голландцы?

– В мировой практике таких прецедентов не было. Особенность этого дела в том, что его не стоит рассматривать, как спор между Украиной и Россией. Это не межгосударственный спор, это спор четырёх крымских музеев с государством Украина о принадлежности экспонатов.

Поэтому все эти музеи подали иск в суд Амстердама, суть которого в том, что предметы, найденные и хранящиеся на территории Крыма, имеют отношение к истории полуострова, причём, в том числе и в те времена, когда Крым не был частью Украины. Например, в Керченском музее экспонаты хранятся с конца 19 века. Крымские музеи придерживаются такой логики: предметы, взятые в музее должны вернуться обратно в эти же музеи.

– Украинцы могут возразить, мол, чего оглядываться так далеко назад, были времена, когда всё это вообще никому не принадлежало, а сейчас: взяли у Украины – Украине и верните.

– А они так и говорят. Мы не оспариваем этот пункт, мы просто выносим его за скобки. Мы говорим, что вещи должны вернуться туда, где они хранились, а вопросы принадлежности, это вопросы другого порядка и мы, как музеи, не можем их решать. Конечно, у нас есть своя гражданская позиция, но в данном случае она отношения к делу не имеет. Мы не дискутируем на тему государственной принадлежности этих предметов, но мы настаиваем на том, чтоб все предметы были возвращены на свои места в музеях и были соблюдены соответствующие пункты договора, который был заключён э на международном уровне.

– Какие иски рассматривает суд и на каком этапе идёт процесс?

– Ближайший суд рассматривает два иска. Один от крымских музеев, другой от имени Украины. В настоящее время суд собирает доказательную базу. Мы доказываем своё: откуда взялись артефакты, кто и когда их нашёл, какие средства были затрачены на раскопки, изучение, реставрацию, хранение и т. д.

Фразу "скифское золото" надо понимать в кавычках. Понятие "скифское золото" – это артефакты, найденные при раскопках скифских курганов или имеющие отношение к скифам. То, что отправлено в Амстердам, а это экспонаты 4-х крымских музеев – Керченского, Херсонесского, Бахчисарайского и Центрального музея Тавриды – намного ценнее золот а

– Нормально ли то, что на суд не приглашены представители крымских музеев?

– Да, это обычная практика. Сейчас спор переведён в юридическое русло, и весь судебный диспут ведётся юристами.

– Кто выступает в роли истца от крымских музеев?

– Крым представляет одна крупная международная юридическая компания, которая в свою очередь наняла голландскую юридическую компанию, которая и отстаивает наши интересы.

– То есть, можно сказать, что в Голландии Крым представляют голландцы?

– И голландцы в том числе. Скорее всего, так же обстоит дело и с украинской стороной.

– Предположим, что мы проиграем суд, что мы потеряем? Все говорят –"скифское золото, скифское золото"... а можно уточнить, что конкретно?

– Вот как раз скифского золота там и нет.

– Вот те на! Это как же?

– Фразу "скифское золото" надо понимать в кавычках. Понятие "скифское золото" – это артефакты, найденные при раскопках скифских курганов или имеющие отношение к скифам. То, что отправлено в Амстердам, а это экспонаты 4-х крымских музеев – Керченского, Херсонесского, Бахчисарайского и Центрального музея Тавриды – намного ценнее золота.

То есть, скифского золота, там практически нет. Есть позднеантичные изделия из золота местного производства, отражающие культуру поздней античности и раннего средневековья. И если там и есть золотые вещи, то это далеко не самое ценное.

Например, из Херсонесской коллекции отправлена высеченная в мраморе надпись в честь историка Сириска за написание им истории Херсонеса. Этот экспонат намного ценнее золота. Из керченского музея в Амстердам отправлена "Змееногая богиня", которая также является символом музея. Она тоже ценнее золота.

Таким образом, скифского золота, как такового, там почти нет, и золотые изделия в этой экспозиции – не главная часть коллекции.

Фото: Евгений Бондаренко. Одна из витрин Центрального музея Тавриды, Симферополь, Крым

– Ваш прогноз – как долго может тянуться вся эта судебная история?

– Суд – первая инстанция, потом суд – аппеляционная инстанция и последняя инстанция – кассационная. В настоящее время идёт сбор доказательной базы. Даже если мы выиграем суд, не факт что нам всё сразу вернут.

– И каким может быть максимальный срок ожидания?

– Лет десять…

– И если мы в какой-то период всё-таки выиграем эту борьбу, в ответ опять начнёт бороться Украина?

– Скорее всего, да.

– Насколько большой окажется потеря для Крыма, если мы всё-таки проиграем все суды?

– Потеря, конечно, существенная, особенно касаемо утраты керченской “Змееногой богини” и нашего “Сириска”. Ущерб будет серьезным.

– Придется смириться?

– Нет, мы будем продолжать борьбу. Не одно решение суда не будет являться конечной инстанции. Мы будем всё время отстаивать свою правоту.

– Но тогда можно сказать, что процесс будет бесконечным?

– Можно сказать, что в несудебном порядке, по крайней мере, для общества, мы всегда будем обозначать себя, как несправедливо пострадавшую сторону.

– Что говорит об этой ситуации мировая наука – не юристы, не политики, а ученое сообщество?

– Это первый случай попытки отъема ценностей после второй мировой войны. Столкнулись два приоритета – государственный и научный, и главная задача, стоящая перед судом, определить, какой из них важнее в данной ситуации. Подобных судебных процессов в мире до сих пор не было. Затрагиваются важные принципы. Если произойдёт невозврат, это будет означать, что любой музей может пострадать таким же образом. Если экспонаты вернут, то и государства с этого момента будут по-другому смотреть на своё имущество, находящееся в музеях. В любом случае, каким бы ни было решение, оно вызовет резонансы – общественный, научный, юридический и политический.

– Насколько политизировано это дело?

– Практически, на 100%. А теперь давайте вернёмся к экспонатам и я расскажу вам немного о самых необычных предметах выставки.

ДЕКРЕТ В ЧЕСТЬ СИРИСКА, III В ДО Н. Э.

Декрет в честь историка Сириска, Херсонес-Таврический

Экспонат представляет собой фрагмент мраморной стелы, состоящей из трёх частей. Верхний фрагмент был обнаружен на территории Херсонеса-Таврического во время раскопок Одесским археологическим обществом в 1879-1880 году. Два остальных фрагмента найдены там же, в 1908 году.

Кем же был этот Сириск? Как сообщает энциклопедия, Сириск – историк Херсонеса-Таврического, живший в III веке до н. э., подробно описавший в своих трудах историю полиса и его взаимоотношения с Боспором и другими государствами. Вот, как об этом говорится в самом декрете, высеченном на мраморной стеле:

"Гераклид, сын Парменонта, предложил: поскольку Сириск, сын Гераклида, явления Девы трудолюбиво описав, прочитал, и про отношения к царям Боспора рассказал, и бывшие дружественные отношения с городами исследовал согласно достоинству народа, – то дабы он получил достойные почести, да постановит совет и народ похвалить его за то, и симмнамонам увенчать его золотым венком в Дионисии, в 21 день и быть провозглашению:

“Народ венчает Сириска, сына Гераклида, за то, что он описал явления Девы и бывшие дружественные отношения с городами и царями исследовал правдиво и согласно с достоинством государства. Написать симмнамонам на каменной плите народное постановление и выставить в притворе храма Девы; понесенный же расход выдать согласно решению казначею священных сумм. Это решено советом и народом месяца … в десятый день …"

“ЗМЕЕНОГАЯ БОГИНЯ”, V В. ДО Н. Э.

Фото: Алексей Чугуй. Змееногая богиня, Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник, Керчь

Экспонат представляет собой двустороннюю скульптуру из керченского известняка, изображающую женскую фигуру со скрученными жгутом растительными побегами вместо ног. Высота скульптуры 124 см, а с учетом недостающих фрагментов – около двух метров.

Основная часть фигуры была найдена на северном склоне горы Митридат, территории бывшего Пантикапея – столицы Боспорского царства. Раскопки производились под руководством директора Керченского музея Степана Веребрюсова, в конце 19 века. Позже были найдены другие недостающие фрагменты.

Образ прорастающих и змееногих богов с древнейших времён был распространён в культуре разных стран. Он символизировал собой древо жизни, оберег, божество, означающее взаимосвязь жизни и смерти.

"Змееногая богиня" – уникальный в своём роде памятник античного искусства, найденный на территории полуострова. Скульптура является визитной карточкой Керченского музея, утрата её будет невосполнима для крымской истории и науки.

ЛАКОВЫЕ ШКАТУЛКИ, I В. Н. Э.

Лаковые шкатулки после реставрации

Четыре лаковых шкатулки были найдены в позднескифском погребении Усть-Альминского могильника и датируются археологами серединой первого века нашей эры. Они не золотые, не серебряные и даже не бронзовые – деревянные, но ценность их намного выше любых драгоценных металлов.

Они уникальны. Представьте себе: китайские шкатулки – в Крыму, две тысячи лет назад! Как они попали сюда? Я спросил об этом видного крымского археолога Игоря Николаевича Храпунова.

– Аналогов этим шкатулкам нет, по крайней мере, на пространстве от Китая до Крыма, поэтому их путь из Поднебесной на наш полуостров можно бесконечно предполагать, но доподлинно узнать невозможно. По крайней мере, пока. Как отслеживается маршрут артефактов? Предмет сравнивается с аналогичными, найденными в других местах. Локация наносится на карту. Сами предметы сравниваются между собой, определяются закономерности, уточняются детали. Конечно, всё это приблизительно, но появляются хоть какие-то зацепки. В данном случае сравнить не с чем. В этом и состоит их уникальность.

Лучше всех историю шкатулок рассказывает Валентина Мордвинцева – крымский куратор выставки в Голландии:

– Найденные шкатулки были в ужасном состоянии, какое-то время они даже лежали у меня в холодильнике, пока я пыталась найти того, кто возьмётся их реставрировать. В конце концов, мы получили от японского Фонда Сумитомо деньги на реставрацию и отвезли эти шкатулки, а точнее, органические остатки, в Японию. Представьте себе, их реставрировали четыре года! Это была настолько кропотливая работа, ведь практически из мусора были чудесным образом воссозданы уникальные шедевры двухтысячелетней давности. Тогда никто ещё толком не понимал до конца значения этого открытия. Очень хотелось показать их мировому сообществу. Вот так и появилась идея включить эти шкатулки в число экспонатов для выставки в Европе. Очень обидно, что у нас их ещё никто толком не видел…

Что могло храниться в таких шкатулках две тысячи лет назад? Этого, к сожалению, сказать тоже никто не может. Драгоценности, благовония, травяной сбор, а может они сами по себе были украшением, диковинкой из далёкой страны…

Самое интересное в археологии не просто найти что-то необычное, а как можно больше узнать о нём.

ГЛИНЯНЫЕ БАРАНЧИКИ, IV В. Н. Э.

Фото: Валентина Мордвинцева. Сосуды в виде баранов,

Центральный музей Тавриды Да простят меня археологи, это я их так назвал, не поворачивается язык назвать лепными сосудами эти, может быть примитивные, но такие милые фигурки!

Найдены они были во время раскопок могильника Нейзац, находящегося в живописном месте Белогорского района, недалеко от Балановского водохранилища. Археологической экспедицией руководил уже знакомый нам доктор исторических наук Игорь Храпунов.

Внутри фигурки полые, сверху на спине у баранчиков отверстие, куда можно налить какую-либо жидкость. Впереди, на конце мордочки есть ещё одна крохотная дырочка. Это также уникальная находка, потому что до сих пор не было найдено ничего подобного.

Можно лишь предположить, как их использовали 16 веков назад. Возможно, это были своеобразные кувшинчики для масла или уксуса, такие, как стоят сегодня на обеденном столе.

А может быть это поилка для маленьких детей – налил водичку, заткнул пробкой и пусть себе малыш потихоньку сосет воду через дырочку – и не разольет, и не обольётся.

А если ребёнок постарше сильно подует в отверстие сверху, из носика ударит струйка воды и получится античная брызгалка. Вот, сколько вариантов сразу пришло в голову! Может кто-то ещё придумает?

Фото: Евгений Бондаренко. Раскопки могильника Нейзац, Белогорский р-н, Крым, 2015 г.

А вы давно были в музее? Согласитесь, когда встаёт вопрос о том, куда пойти – в музей, кино или ресторан, музей, как правило, остается на последнем месте. Вот и напрасно. В наших крымских музеях, друзья, можно увидеть потрясающие вещи, среди которых есть уникальные.

Не забывайте об этом и заходите в музеи хотя бы иногда. Большинство из них специально для этого и построены!

Золотое нагрудное украшение — пектораль

Почти отвесный черный колодец обрывался вниз на шестиметровую глубину. И каждая ступенька деревянной лестницы опускала нас ровно на столетие в прошлое. Мы находились у порога гробницы знатной скифянки. Время и жадные руки грабителей пощадили этот удивительный и неповторимый памятник: все лежало здесь так, как было оставлено скифами двадцать четыре столетия назад…

Более двух с ‘половиной тысяч лет назад-в VIII- III веках до н. э. - в южно-русских степях, от Дона до Дуная, господствовали скифские племена кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Верховная власть принадлежала царю самого могущественного племени - скифов царских.

«По ту сторону Герроса, - пишет греческий историк Геродот,- находятся так называемые царские владения и живут многочисленные скифы, считающие прочих скифов своими рабами. Занимаемая ими местность простирается к югу до Таврики (Крыма), а к востоку… до торжища при Меотийском озере (Азовское море), частью же их владения простираются до реки Танаида (Дон)».

Обычно царь со своим ближайшим окружением, домочадцами, слугами и бесчисленными стадами медленно кочевал по степным просторам Скифии, разбивая на полюбившихся местах свой укрепленный лагерь. Лишь в конце V века до н. э. на левом берегу Днепра, напротив Никополя, возникает громадное Каменское городище, где находилась, возможно, и царская резиденция.

Когда же грозный владыка скифов умирал, его торжественно хоронили на специальном царском кладбище. «Царские гробницы,- указывает Геродот,- находятся в Геррах, до которых судоходен Борисфен (Днепр). Таким образом, речь идет о степном Приднепровье, где-то в районе порогов.

Здесь, в окрестностях Никополя, Днепропетровска и Запорожья, были найдены и раскопаны еще в дореволюционную пору наиболее интересные и богатые скифские курганы: Чертомлык, Солоха, Александрополь и другие. Обнаруженные там вещи - и особенно драгоценные ювелирные изделия работы античных и скифских мастеров - по праву составляют гордость знаменитой «золотой кладовой» Государственного Эрмитажа.

Но лишь в наши дни планомерные и широкие исследования скифских древностей во многом углубили представления ученых о важнейших сторонах жизни скифов. И раскопки кургана, о котором пойдет речь, безусловно, займут в ряду этих открытий далеко не последнее место.

Ранней весной 1971 года украинские археологи Б. Н. Мозолевский (начальник экспедиции) и Е. В. Черненко приступили к изучению огромного девятиметрового кургана - «Толстой могилы», расположенного в степи, на окраине небольшого украинского города Орджоникидзе, на Днепропетровщине.

Несколько недель спустя под гигантской земляной насыпью показались пятна двух обширных могил: центральной и боковой. Шансов на успех на первый взгляд было немного. Хорошо заметный грабительский ход шел прямо к главному погребению в центре кургана. Поэтому сперва решили раскопать боковую гробницу, сооруженную, судя по всем признакам, несколько позже основной. В нее вели два длинных коридора - дромоса. Внутри находилось пять погребенных. Главными там, без сомнения, были знатная скифянка и ее малолетний сын. Бесчисленные золотые украшения с головы до ног осыпали тех, во имя кого были насильственно умерщвлены и брошены рядом слуги: кухарка, воин и возничий. Социальное положение последних определяли вещи, положенные рядом: подле кухарки - бронзовая посуда, рядом с воином - лук и колчан с острыми стрелами, возничий же находился возле обломков самой погребальной повозки.

Гробница оказалась абсолютно нетронутой, и все оставались точно на тех же местах и в окружении тех же вещей, как и в момент сооружения кургана - почти две с половиной тысячи лет назад.

Высокая коническая шапочка (вероятнее всего, кожаная), сплошь обшитая золотыми фигурными бляшками и пластинами, украшала голову царицы. На ней была одежда с длинными, расширяющимися на концах рукавами, расшитыми двумя рядами золотых бляшек, и изящные, вышитые золотом башмачки. Тут же положен полный набор дорогих украшений: массивные золотые серьги с изображением богини, сидящей на троне и молитвенно простирающей вверх руки; золотая гривна с фигурками 7 львов, преследующих лошадь; 3 золотых браслета и 11 золотых перстней, бусы. Туалетные принадлежности, бронзовое зеркало и три дорогих сосуда (в том числе и чернолаковая греческая чаша) дополняют общую картину, подчеркивая необычайную пышность погребального ритуала.

Рядом со скифянкой, в деревянном, отделанном алебастром саркофаге, лежал мальчик двух-трех лет. Его принадлежность к царскому роду доказывают вещи: такой же, как у матери, большой золотой браслет и золотой перстень, массивная золотая гривна, золотые серьги. Весь костюм царевича сплошь обшит фигурными золотыми бляшками. В головах бережно положены священные серебряные сосуды скифов - ритон (сосуд для вина в виде рога), полусферическая чаша и маленький кувшинчик с округлым дном, близкий по форме знаменитым вазам со сценами из жизни скифов из курганов Куль-Оба и Частые курганы. На Древнем Востоке и у многих ираноязычных племен (в том числе и у скифов) ритон считался не только священным сосудом, но и одним из атрибутов царской власти. С его помощью земные владыки как бы приобщались к миру владык небесных. Согласно одной из скифских легенд, дошедшей до нас в пересказе Геродота, символы царской власти в виде золотого плуга, ярма, секиры и чаши упали когда-то с неба. Все эти предметы непременно встречаются почти во всех более или менее уцелевших от разграбления курганах скифских царей.

Центральная гробница была разграблена. В перемешанной вязкой земле грабительского хода повсюду валялись золотые бляшки и куски железного чешуйчатого панциря. В небольшой комнате - склепе площадью в 4 квадратных метра и высотой около 1,3 метра - беспорядочно разбросаны человеческие кости, принадлежавшие взрослому мужчине, а вокруг множество вещей: боевой пояс из бронзовых пластин, золотая нагайка, два ножа, двузубая вилка, часть булавы и обломки двух железных наконечников дротиков. Здесь же четыре колчана, туго набитые стрелами, бронзовые котлы и глиняная амфора с тремя ручками. Такова была картина, открывшаяся в первый момент взору археологов.

Отдельные фрагменты пекторали. Дерущиеся петухи — изображение на верхней части ножен меча.

В коротком коридоре, соединяющем погребальную камеру с входной ямой, во время похорон скифского царя кто-то положил, а может быть, и намеренно спрятал две наиболее ценные вещи - тяжелое нагрудное украшение из золота (пектораль) со сценами из жизни скифов и фигурами животных, а также железный меч в великолепных золотых ножнах, украшенных фигурами фантастических зверей.

Мертвому царю принесли в жертву его любимых скакунов. В двух ямах, неподалеку от центральной гробницы, лежали останки шести коней в богатой сбруе, отделанной золотом и серебром. Рядом с ними в отдельных могилах покоились убитые слуги, скорее всего конюхи. Старший конюх был вооружен двумя ножами и луком со стрелами. На шее у него золотая гривна.

Таков был мрачный ритуал торжественных скифских похорон.

Экскурсия в древнюю Скифию закончена. По той же лестнице поднимаемся назад, на вольный степной простор, к яркому солнечному свету для того, чтобы здесь, в небольшом лагере экспедиции, получить ответы на вопросы, возникшие во время нашего подземного путешествия. Предоставляем слово начальнику археологической экспедиции Борису Николаевичу Мозолевскому.

Вопрос. Борис Николаевич, можно ли по внешнему виду кургана установить, к какому времени и к какой культуре он относится!

Ответ. Скифские могильники нисколько не отличаются от курганов, оставленных населением предшествующих эпох. В 1964 году доктор исторических наук А. И. Тереножкин предложил искать скифские курганы новым способом - бурением. Суть этого метода состоит в том, чтобы определить, какой мощности слой глины лежит в глубинах кургана. Известно, что скифы хоронили своих покойников в очень глубоких подземных гробницах. При рытье могилы выбрасывалось большое количество глины, которая оставалась под курганной насы пью. В курганах других эпох могильные ямы неглубокие и глины на поверхности оставалось немного. Обычно бурение дает быстрый и точный ответ о родословной кургана. Но с «Толстой могилой» все было иначе. Долгожданная темно-желтая глина показалась только в пятой скважине. Лишь тогда мы с полной уверенностью могли утверждать, что найден еще один скифский курган.

Вопрос. Как вы оцениваете результаты раскопок и в чем их особая значимость по сравнению с другими открытиями подобного рода!

Ответ. Судя по найденным в центральной могиле характерным атрибутам власти, раскопано погребение очень знатного скифского вельможи, а скорее всего царя. Нам посчастливилось раскопать одну из богатейших скифских гробниц, обнаруженных за последние полвека. .Поражало, что и в саркофаге младенца, и у скифской женщины, и в центральной гробнице, где был захоронен знатный скиф, лежали одни и те же штампованные золотые бляшки. Одни и те же символы и орнаменты украшали одежду и обувь всех трех погребенных. По своему научному и художественному значению эти находки, пожалуй, можно сравнить лишь с сокровищами знаменитой Чертомлыцкой гробницы, где был погребен один из могущественных властителей Скифии IV века до н. э.

Вероятно, в «Толстой могиле» похоронены члены одной семьи, глава которой скорее всего был из того же рода царей, что и Чертомлыцкий властелин .

Т. Кравченко, специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь», №9, 1971 г.

Что такое скифское золото?

Скифов считают отважными воинами, непревзойдёнными ремесленниками, хорошими скотоводами. И являются самым загадочным народом, появившихся внезапно, что является небезосновательным.

Кроме храброго войска и бессердечности, проявлявшейся в связи с другими народами, они славились также и необыкновенной симпатией к богатству. Одним из образцов являются «богатые» местности для погребения.

Умерших погребали в насыпанных курганах, заполненных огромным числом золота, потому что оно являлось олицетворением вечной жизни и богатства. Наряд, в котором погребали умершего, был весь покрыт .

Люди разрабатывали своеобразную технику изготовления скифского золота , который представлен ручной вытяжкой фольги из золота, которую выравнивали в тоненькие бляшки, на которых были начертаны разные рисунки. Эту работу выполняли выученные ремесленники, а тайны творения , нашитые на их одежду, были переданы от одного поколения другому.

Кроме этого, при погребении знатных личностей, скифский народ укладывал в могилки большие золотые изделия. Также они накрывали аристократским металлом даже лицо умершего, делая маски, выполненные из золотой фольги. Но понять, каков масштаб золотого наследия этого народа нынешнему народу невозможно.

Быть может, первобытных местностей для погребения практически нет, хотя бы даже тех, где были похоронены знатные скифы. Но опытные кладоискатели определят, где запрятано золото без труда. Скифское золото фото можно увидеть ниже.

Целое золото скифского народа есть возможность увидать в Музее исторических драгоценностей Украины, называемую «Золотой кладовой». Золотые украшения скифского народа сделаны из низкой пробы и обладают только культурной ценностью, что является наследием людей, которые заселяли территорию нынешней Украины и востока Российской Федерации за 1000 лет до н. э.

История местопребывания золотого запаса скифского народа, который хранился в Музее исторических драгоценностей Украины, в настоящее время окутана той же тайной, как и история происхождения этого народа.

Скифское золото Крыма

Скифское золото Крыма заинтересовывает в различные времена разнообразные народы. Оно является волшебным. В девятнадцатом столетии художник Айвазовский нашёл девяносто один курган, а в Санкт Петербург направил изделия лишь из одной третьей части 1-го кургана. Царь рассердился на замысловатого мастера Айвазовского, который за золото скифов приобретал себе ступени в масонском ордене в Италии, которая была 2-м его домом.

Производство золотых изделий сопутствовалось с чудодейственными обрядами. В каждое изделие вкладывался свой назначенный смысл. Золото скифов элементарно скапливается в огромном количестве руководителями разнообразных уровней, которые включают и самих кладоискателей. Золотые запасы Крыма растрачивается из-за недопонимания его ценности. Ценность золота скифов состоит в его магичности.

Главным назначением при раскопках золота скифов является 3 жезла Гермеса, Трисмегиста и 3 жезла власти. Эти артефакты давненько не перестают беспокоить всех правителей. О них знают много людей, однако не знают, где их найти.

Есть предположение, что точкой разведки может быть Крым. Из-за этого рыли курганы мастер «девятого вала» художник Айвазовский, сюда приезжал Кардинал Ришелье, здесь были царские личности со всей планеты.

С двадцатых годов двадцатого века в Крыму функционировали работники ОГПУ-КГБ, после чего курганы стали опустошёнными. В тридцатые-пятидесятые годы двадцатого века в Крыму учащенно проживал Иосиф Сталин в районе Большая Феодосия, который тоже искал те самые 3 жезла власти, которые кроме могущества над народом, предоставляли бессмертие его владельцу. По приказу Сталина много холмов было срыто и потом засыпано искусственными холмами в степных местностях Крыма.

В 2007-2008 гг.. поиском золота скифов очень плотно в Коктебеле занялся премьер Крыма Анатолия Могилева, который возложил обязанности на Юрия Синежука, тесно сотрудничавшего с торговцем с рынка Аликом Гулиевым. скифов премьер Крыма Анатолий Могилев загружал на яхту и отправлял вместе с золотом в Стамбул, затем летел в своё поместье в Вене.

А.Могилев скифское золото Украины добывал очень скрупулезно, как и Айвазовский. Ведь за это золото скифов можно было приобрести популярные должности среди почитаемых личностей.

Однако наиболее важные артефакты забрал себе Синежук, потому что все свои находки он не передавал Могилеву, а отдавал своей бабушке Евдокие Мазепе, хорошо разбиравшейся в античных находках и занимавшейся магией. Отсюда следует, что Синежук обманывал не только Могилева, но и все правительство Украины, до которого мало что доходило.

Яблоня скифское золото

Яблоня «скифское золото» выделяется быстрой спелостью плодов, большой урожайностью, стойкостью к зиме в условиях Полесья и Лесостепи, неизменностью к парше и снисходительностью к мучнистой росе. Яблоня быстро растет, формирует вместительную крону на толстом штамбе.

Плоды появляются на пятом году жизни растения, имеют огромные размеры со средней массой сто восемьдесят грамм. Они имеют кожицу средней толщины, довольно таки твёрдую и гибкую с желтым и зеленым оттенком и апельсиновым розовощекостью со стороны солнца. Когда плод созревает, окраска становится золотистой и желтой с интенсивным подрумяниванием. В плоде имеются:

— сухие вещества 13,92-15,38%;

— Сахар 10,76-12,04%;

— кислота 0,44-0,72%;

— пектины 0,92-1,36%;

— витамин С 10,54-12,08 миллиграмм на сто грамм сырой массы.

Созревает плод в конце осени. Употребляют этот плод до окончания первого месяца зимы. Главным предназначением яблони «скифское золото» является употребление свежих плодов и производство качественного ясного сока.

4-музей скифского золота

В Нидерландах завязался суд по скифов в крымских музеях. 4-ре музея Крыма, где скифское золото размещено, которые перешли под власть Российской Федерации, требуют возвратить им скифскую коллекцию, которую демонстрировали в музее археологов Алларда Пирсона в ВУЗе Амстердама.

Экс позиционировали объекты из музея скифского золота Крыма. После добавления Крыма Российской Федерации подняли вопрос о том, кому отдавать изделия.

После закрытия выставки ценности из киевской коллекции возвратились в Крым, но украинские власти настаивают на том, чтоб в столицу Украины были отданы все ценности. Украинский вопрос суд Амстердама будет решать в ближайшее время.

Скифское золото - собирательное название для целого ряда археологических находок древних ювелирных изделий и других предметов быта, а также элементов оружия, изготовленных преимущественно из драгоценных металлов. Сделаны эти находки в разное время на обширной степной территории от Крыма до Алтая. Объединяет их тематика изображений и особая манера исполнения, получившая наименование «скифского звериного стиля».

Как выглядят артефакты

«Звериный стиль» характеризуется специфическим каноном. Ему присущи следующие черты:

  • Устойчивый набор образов. Это, во-первых, определенные животные. Среди них олени, лошади, кабаны и некоторые другие копытные, пантеры, медведи, волки, хищные птицы. Во-вторых, изображались мифологические синкретические существа: грифоны, крылатые звери, хищники с оленьими рогами.
  • Устойчивый набор канонических поз для изображаемых объектов. Так, у оленей подогнуты ноги и откинута голова, рога как бы лежат на спине. Пантеры часто изображались свернувшимися в клубок или в особой позе, условно называемой «скребущимся хищником».

Этот стиль в искусстве был присущ не только скифам как таковым - одному из многочисленных кочевых народов евразийских степей в I тысячелетии до н. э., но и множеству других, родственных либо различных по происхождению народов, населявших степь наряду со скифами. Все эти кочевые племена тесно соприкасались друг с другом, имели сходный образ жизни и вели интенсивный обмен. Это привело к близости их культур, в том числе и в облике предметов искусства.

Кроме изделий в «зверином стиле», скифское золото представлено также предметами, изготовленными для знатных скифов греческими мастерами. Таковы, например, знаменитые пектораль из кургана Толстая Могила, накладка для горита (футляра для лука и стрел) из кургана Чертомлык или чаша из Гаймановой Могилы.

Когда и где жили скифы

Собственно скифами в древнегреческих источниках именуются племена, населявшие в VII-III веках до н. э. степи Северного Причерноморья между нижним течением Дона и Дуная, а также степные области Крыма. Они говорили на языках иранской группы и, по мнению большинства современных ученых, являлись потомками представителей срубной культурно-исторической общности, распространенной от Днепра до Урала в эпоху поздней бронзы.

Эти племена создали яркую и самобытную культуру, которую еще более обогатило взаимодействие с древнегреческими колониями в Причерноморье. Известно, что скифы Причерноморья объединялись в племенной союз - военно-политическое образование на грани перехода к раннегосударственному строю - во главе с царем. Сплочению племен во многом способствовало персидское нашествие в конце VI века до н. э.

В III веке до н. э. в Причерноморье, где жили скифы, вторглись родственные им племена сарматов, в результате чего скифы были сильно потеснены. Дольше всего они продержались на территории Крыма, где в III веке н. э. Скифское царство было уничтожено готами. Этнические скифы были ассимилированы в ходе Великого переселения народов, а сам этноним с раннего Средневековья использовался для обозначения самых разных народов, не имевших отношения к собственно скифам.

Поделки из золота как часть погребальной культуры

Поскольку древние скифы, как кочевники, не возвели городских поселений, в которых концентрировались бы культурные достижения (исключение составляет позднескифская эпоха), основная масса памятников содержится в погребениях - курганах. Погребальная культура требовала снабдить усопшего всем необходимым. Аристократам и особенно царям скифы устраивали весьма пышные похороны. Вместе с покойным в последний путь отправлялись кони, слуги, наложницы и, конечно же, различные предметы обихода, а среди них немало золотых.

О пристрастии кочевников к этому металлу писал еще Геродот. Золото использовалось для многочисленных ювелирных изделий и посуды, украшало оружие и конскую сбрую, золотые бляхи нашивались на одежду и головные уборы.

В мироощущении архаических народов золото играло особую, сакральную роль. Погребальное золото скифов, безусловно, не было исключением, и многие памятники этого рода явно имели ритуальное назначение.

Как и где находили золото

Без сомнения, разграбление богатых погребений началось еще в древности - охотников до драгоценного металла всегда было много. В могильных холмах рылись и сами скифы, и все, кто впоследствии населял эти земли. Существует множество свидетельств об интенсивном кладоискательстве в курганах и в XVIII, и в XIX, и в XX веках. К сожалению, оно не прекращается и сейчас.

Впрочем, раскопки первых «археологов» принесли не меньше вреда, чем деятельность грабителей. Интересовали их только золотые вещи, а сопутствующие памятники - деревянные изделия, кости - безжалостно выбрасывались и уничтожались. Раскопки никак не документировались, и для науки полученные таким способом артефакты бесполезны, даже если они сохранились.

Первыми подлинно археологическими работами с наследием скифов можно считать раскопки кургана Куль-Оба близ Керчи, Крым, в 1830 году. Работа курировалась градоначальником Керчи И. А. Стемпковским, одним из организаторов Керченского музея древностей. Раскопки принесли богатейший материал, и в том числе - большое количество золотых изделий.

В 1862-63 годах проводились раскопки богатого кургана Чертомлык в Екатеринославской губернии (Днепропетровская область на Украине). В начале XX века там же началось исследование знаменитого кургана Солоха. В конце XIX века обширные раскопки велись в Крыму - например, Золотой курган возле Симферополя или курган близ Ак-Мечети.

Активно исследовались скифские памятники в советское время. Были раскопаны такие известные курганы, как Огуз, Краснокутский, Бердянский, Мелитопольский. Также исследовались богатая Гайманова Могила в Запорожской области и самый известный скифский царский курган - Толстая Могила в Днепропетровской области.

Мифы и тайны вокруг древних кладов

Подобно любым древним сокровищам, обросло бесчисленными мифами и золото скифов. История этих легенд, щекочущих нервы кладоискателей, восходит к эпохе, когда создавались сами захоронения.

Любое мифотворчество вокруг древних кладов обязательно оперирует историями о страшных заклятьях, наложенных на запрятанные в земле богатства. Грабительские ночные рейды в душные и тесные могильники - занятие опасное для жизни. Сокровища скифов в этом смысле - не исключение. Известны случаи, когда кладоискатели погибали под обвалами внутри курганов, а их выжившие коллеги потом рассказывали леденящие кровь истории о проклятых кладах.

Однако стремление завладеть сокровищами неистребимо, и из поколения в поколение жителями причерноморских степей передавались предания о несметных богатствах, скрытых в курганах. О скифах уже никто и не помнил, а сокровища приписывались кому угодно: татарам, туркам, казакам, полякам, гайдамакам… Отчасти подобные легенды могут отражать реальность - ведь удачливые кладоискатели прятали свои находки опять же в земле, создавая новые клады.

Впрочем, у степных курганов действительно есть свои тайны. Количество курганов, по словам археологов, исчисляется многими тысячами. Но очень уж хорошо многие из них умеют «прятаться» на местности, так что даже специалисту, вооруженному современными методами, такими как аэрофотосъемка или георадар, трудно бывает обнаружить погребение. Сельскохозяйственная деятельность уменьшает высоту малых курганов, и они практически сливаются с поверхностью земли.

Скифы хорошо умели скрывать золото. Казалось бы, раскапывай курган - если он заметен, местонахождение богатств не представляет никакой загадки, - и вынимай найденное. Но известны случаи, когда каждое новое проникновение в уже изрытый могильник приносило новые находки, прятавшиеся в незаметных боковых погребениях.

Коллекции в разных музеях

Важно отметить, что драгоценные находки не представляют собой единой золотой коллекции. Они рассредоточены по различным музеям в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, в Воронежской области. Отдельная история (мы ее еще рассмотрим) - это скифские коллекции музеев Крыма.

Есть скифское золото и в западноевропейских странах, например, в музеях Вены и Абботсфорда (Шотландия).

На Украине скифские памятники имеют музеи Киева, Мелитополя, Одессы.

Таким образом, музеи, где сейчас золото скифов хранится в многочисленных собраниях, находятся не только в разных городах, но и в разных странах.

Скифские богатства Эрмитажа

Богатейшим в мире собранием скифских экспонатов обладает Государственный Эрмитаж.

Золото скифов, описание которого в коллекции Эрмитажа представляет собой внушительное издание, происходит из самых различных мест. В числе экспонатов музея такие знаменитые артефакты, как:

  • парадный меч и гребень из кургана Солоха;
  • находки из Куль-Оба: роскошная фиала - чаша весом 698 г, подвески изумительно тонкой работы, круглый электровый кубок с изображением скифских воинов, бляха в форме лежащего оленя, служившая украшением щита, и многие другие шедевры;
  • находки из Чертомлыка - среди них чрезвычайно высокохудожественные предметы искусства, например, серебряная позолоченная амфора с изображениями сцен скифской жизни и великолепным орнаментом;
  • находки из Краснокутского кургана, частично из кургана Огуз и многие другие.

Музей исторических ценностей Украины

Этот киевский музей - тоже обладатель богатого собрания скифских древностей. Достаточно сказать, что в нем хранятся памятники из кургана Толстая могила, в том числе всемирно известная царская пектораль весом более килограмма - пример высочайшего искусства греческих художников-ювелиров - и другие прекрасно выполненные изделия. Меч-акинак с рельефными золотыми ножнами и рукоятью принадлежит к этой же коллекции.

Кроме того, музей хранит ценные предметы из Гаймановой могилы: так называемую «Братину» и другие образцы драгоценной посуды, часть находок из курганов Огуз и Мелитопольский, а также изделия, обнаруженные в Бердянском кургане.

Золото скифов из Крыма: мытарства коллекции

В 2013 году на экспозицию в Европу отправились коллекции античных и раннесредневековых экспонатов из пяти музеев - одного киевского и четырех крымских. В феврале 2014 года экспозиция была открыта в Нидерландах, в амстердамском музее Алларда Пирсона, под названием «Крым. Золото и тайны Черного моря».

Крым представлял на выставке следующие памятники:

  • Восточно-крымский (Керченский) историко-культурный музей-заповедник представил ценнейшее собрание боспорских артефактов;
  • Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник - позднескифские, сарматские и готские изделия;
  • Центральный музей Тавриды в Симферополе - ранне-и позднескифские, сарматские, аланские и готские предметы;
  • Музей-заповедник Херсонеса-Таврического - греческие эпиграфические памятники, а также росписи на архитектурных фрагментах.

Экспонаты вывозились в Европу, когда Крым еще был в составе Украины, но в марте 2014 года он вошел в состав Российской Федерации. По окончании срока экспозиции Украина затребовала все экспонаты, включая крымские. Однако хранителями исторических ценностей являются конкретные музеи, с ними заключались договоры о предоставлении экспонатов для выставки, значит, и возвратиться экспонаты должны в эти музеи. Именно на данное обстоятельство обращали внимание представители музеев Крыма, подавая коллективный иск о возвращении коллекций в музейные фонды. В декабре 2016 года Амстердамский окружной суд вынес решение о передаче экспонатов Киеву, но крымская сторона подала апелляцию.

Следует отметить, что скифского золота как такового в коллекции крымских музеев почти нет. Вообще, изделия из золота - далеко не самые ценные предметы этой выставки. Например, из Керчи была отправлена знаменитая «Змееногая богиня» - скульптурное изображение из известняка, символ керченского музея. Эпиграфические экспонаты также представляют для исторической науки огромную ценность.

Многие изделия в составе экспозиции относились к киевской коллекции, и это золото скифов музей Киева благополучно получил обратно. Крымская часть выставки была задержана в музее Алларда Пирсона.

Бюрократическое разбирательство, постепенно обрастая скандальными политическими нюансами, тянется несколько лет. Недавно промелькнувшая в СМИ информация о том, что якобы в Амстердаме принято окончательное судебное решение о передаче экспонатов украинской стороне, была опровергнута Министерством культуры Крыма. Сейчас дело рассматривается уже судом второй инстанции. Коллекция продолжает пребывать в Нидерландах, и дальнейшая судьба золота скифов по-прежнему остается неясной.

Новые находки

Тем временем археологические работы в Крыму продолжаются, и каждый сезон дает новые результаты. Недавно было сообщено о находках в скифском городище Усть-Альма, поступивших в Бахчисарайский музей-заповедник. Среди них 140 золотых изделий I века н. э. - женские украшения.

Значимость этой в общем-то рядовой находки в том, что некоторые вещи здесь являются аналогами экспонатов, временно (будем надеяться) утраченных музеем из-за истории с голландской выставкой.

Но хотя крымская земля, без сомнения, хранит еще множество древних памятников, не следует ждать, что она восполнит все, что может быть утеряно. Представители музеев заявляют, что будут продолжать борьбу за возвращение памятников, составляющих культурное наследие Крыма.

Территория древней скифской цивилизации охватывала большое количество километров. На этот счет есть множество К примеру, золото скифов, их ремесленные изделия находят в различных местах их жительства, а также в курганах захоронений.

История скифской цивилизации

В основном представления современных историков о древней цивилизации скифов почерпнуты из письменных записей, сделанных греками - Страбоном, Геродотом, Плинием Старшим и другими. Также информацию предоставляют найденные в раскопках предметы утвари, военного дела, искусства, а также золото скифов, о котором так много говорят сейчас.

По историческим данным, эти племена в VII-II веках до нашей эры занимали территорию Восточной Европы. Существует две теории возникновения скифской цивилизации. По одной из них, эти племена образовались из населения, которое раньше проживало на данных территориях. Вторая теория принадлежит перу историка Геродота. Она состоит в том, что скифы пришли в эти степи из азиатских земель. Их язык (по немногочисленным данным, которые были найдены) относится к группе иранских индоевропейского семейства.

Ранний этап скифской цивилизации обозначен большими военными походами, которые доходили почти до Египта. Это было приблизительно в VII веке до нашей эры. В последних десятилетиях этого столетья скифы уже обосновались на (это подтверждают археологические находки).

Уже в VII-V столетьях до нашей эры тут характерна смена деятельности племен, а именно переход к кочевому скотоводству. Если говорить о дальнейшем проживании скифов на территории полуострова, то можно сказать о нескольких войнах, которые тут велись. О них можно судить по обширным захоронениям (курганам) воинов.

В IV столетье скифы закончили свою кочевую жизнь и перешли к земледелию. Это случилось из-за увеличения численности населения, что мало способствовало большому передвижению.

В III столетье до нашей эры скифы были полностью уничтожены. Судя по обгоревшим останкам, чужеземное нашествие дотла выжгло их поселения. Остались только города греков, которые были защищены добротными стенами.

Однако нельзя сказать, что все их наследие кануло в Лету. Нартский эпос - это наследие культуры скифов. Оно досталось больше всего осетинам.

Ремесла скифской цивилизации

Если говорить о ремеслах цивилизации скифов, то многие придерживаются мнения, что на ранних этапах ее развития они были на достаточно примитивном уровне, тем более у кочевых народов. Многие археологи склоняются к мнению, что большинство изделий этого времени было изготовлено на заказ у греческих мастеров или просто куплено у них.

Лишь в дальнейшем, когда племена стали вести более-менее оседлую жизнь, они начали улучшать свое мастерство, создавать новое. Конечно, основой некоторых изделий стали греческие, однако в дальнейшем у них появился свой стиль работы.

Так чем же занимались древние скифы? По найденным раскопкам мастерских (к примеру, в Каменском городище) можно судить о том, что у них была хорошо развита металлургия, кузнечество, а также ювелирное дело. Эти ремесла были поставлены на большое производство. В отличие от них, ткачество, гончарство и другие были развиты на уровне домашнего производства.

Если говорить о ювелирном деле скифов, то сейчас считается, что на территории современной Украины именно они стали впервые добывать золото. Очевидно, именно это в дальнейшем оказало большое влияние на то, что этот металл был очень популярным и почитаемым в их культуре. Мастера изготавливали различные украшения, которые надевались на различные а также нашивались на одежду.

На сегодняшний день золото скифов (фото некоторых артефактов представлены ниже) является уникальной археологической находкой этой цивилизации, причем самой многочисленной из их наследия.

Золотые артефакты древности. Их значение

Изучая находки, относящиеся к древним скифам, можно отметить, что некоторые золотые изделия носили не только функцию украшения, но и ритуальное значение. Для последнего использовались различные специальные золотые сосуды, из украшений это были тиары, головные уборы. Также изготавливались многочисленные дополнительные украшения к ритуальным предметам (например, набалдашники к ритуальным посохам).

Также золото скифов использовалось как украшение. К примеру, популярны были золотые бляшки, которые нашивались на одежду для ее украшения. Также распространены были для мужчин металлические обручи (гривны), которые носились на шее. На концах их украшали звери. Еще популярными были пекторали, которые представляли собой большие ожерелья, что спускались на плечи и грудь.

Для женщин создавались особые головные уборы, которые украшались бляшками и золотыми пластинами. Также часто встречались подвески, которые размещались на висках, и разнообразные браслеты, перстни, серьги и т. д.

Золотые артефакты, которые сохранилось до наших дней

На сегодняшний день золото, найденное археологами в сохранившихся курганах, находится в многочисленных музеях. Коллекции представлены различными находками, которые поистине не имеют цены (как в историческом значении, так и в денежном). Каждое золотое изделие отображает тот стиль жизни, который был присущ этой древней цивилизации.

К примеру, одним из самых знаменитых артефактов, найденных в курганах скифов, является золотая пектораль. Это царское украшение. Считается довольно интересным артефактом из серии "золото скифов". Музей в Киеве хранит его. Пектораль была найдена в Днепропетровской области, в кургане Толстая Могила.

В Эрмитаже также хранится довольно известная фигурка из наследия скифов - фигура оленя, выполненная из золота. Она была найдена на Прикубанье, в одном из курганов.

Символизм на золотых изделиях скифов

Что можно сказать о символах, которые изображались на изделиях древних скифов? Очень популярным был в их культуре так называемый звериный стиль. Его появление на их наследии, которым сейчас является золото скифов (фото представлено ниже), имеет несколько версий.

К примеру, по одной из них, такие изображения показывали строение мироздания и были его символическим изображением. Правда, до конца эта версия еще не изучена.

Также некоторые исследователи придерживаются мнения, что этот стиль появился в результате того, что скифы хотели наделить обладателя изделия теми качествами, которые были присущи тому или иному зверю.

Но многие находили признаки того, что это своих богов древние жители тех земель воплощали в изображениях таких животных. Так или иначе, этот стиль был очень популярен у скифов.

Даже сейчас его отголоски сохранились во множествах культур, которые жили после скифской цивилизации. Их можно найти в различных художественных поделках, в украшении одежды (орнаментах, вышивке). К примеру, очень часто встречается образ женщины, по бокам которой стоят всадники. В культуре скифов есть подобная статуэтка, которая была найдена в кургане Карагодеуашх. Это пластина, на которой изображено женское божество в окружении всадников и стоящих людей.

Территории, где были найдены следы скифской цивилизации

Исходя из того, что скифы изначально были кочевым народом, их следы найдены на различных территориях. К примеру, в Туве найден царский курган Аржан, который относится к этой древней культуре. Однако возраст этого захоронения очень велик, намного больше тех, которые были найдены в Причерноморье и Приднепровье. Через некоторое время тут же было найдено второе захоронение - Аржан-2. Именно в нем золото скифов нашли археологи. Так как было раскопано захоронение, то были найдены сопроводительные предметы, которые клали в могилу умершим (богатая одежда, утварь, оружие).

Также следы этой цивилизации были обнаружены в Восточном Казахстане, на Алтае, близ Енисея. Все это свидетельствует о том, что она была изначально более обширна, чем думали об этом ранее. К слову сказать, еще неизвестно, где будут найдены археологические находки в будущем.

На сегодняшний день золото скифов, коллекция которого многочисленна, находится во многих музеях разных стран.

Легенды о скифском золоте

Это наследие древней цивилизации, как и любая археологическая ценность, имеет и свои легенды. Скифы вообще с трепетом относились к этому металлу. Он был олицетворением солнечного божества, а также символом царской власти. Примечательно, что остальные металлы использовались в их цивилизации гораздо реже.

Также скифы верили, что именно золото обладает магическими свойствами. Некоторые исследователи нашего времени находят их в особо значимых украшениях, которые носили цари тех времен. Это и то, как предмет был изготовлен, для чего применялся, что на нем было изображено.

Также существует легенда о происхождении этого народа, и уже там упоминается золото скифов. В ней говорится о человеке по имени Таргитай, у которого было три сына. Как-то они стали свидетелями чуда - перед ними с неба упали четыре золотых предмета. Это были чаша, секира, плуг и ярмо. Каждый из братьев пытался приблизиться к золотым изделиям, но всякий раз золото воспламенялось и не пускало. Лишь третьему удалось это сделать. Тогда двое старших братьев приняли этот знак, и младшему досталось все царство.

Таким образом, впоследствии он стал родоначальником скифского народа, который был назван паралатами. Старший же брат - это родоначальник авхатов, а средний - катиаров и трапиев. Общее же название их рода - это сколоты. Скифами их стали называть эллины.

Эта легенда была записана греческим ученым Геродотом. Он, к слову сказать, в то время записывал многочисленные исторические события. Очень много информации наши современники узнали именно из его записей.

Также окутаны тайной и курганы скифов. Многие археологи считают, что обречены те люди, которым повезло что-то стоящее найти. Так, к примеру, ушел из жизни Василий Бидзиля, ученый, который отыскал чашу в Кургане Гайманова могила. Также умер и Борис Мозолевский. Ему посчастливилось найти золотую пектораль. Конечно, не все это связывают с находками, однако многие придерживаются именно такой версии. Бытует мнение, что скифские курганы в этом схожи с египетскими пирамидами.

Конечно, многих привлекает не столько интерес ученого, но и просто элементарный способ обогащения. Существуют многочисленные легенды об этом золотом народе, об их несметных сокровищах. На Украине практически в каждой местности есть свои легенды. К примеру, в Запорожской области бытует мнение, что в каком-то из скифских курганов была спрятана золотая лодка, В говорится о целом коне из этого металла. Если послушать легенды в других местностях, то там можно встретить изделия из золота от диадем до целых карет.

Очевидно, это совсем не случайно, ведь, опять же по легенде, народ скифов был самым золотым на этих территориях.

Крымское золото скифов, а также другие предметы их наследия

По многим музеям разбросано золото скифов. Крым, как одно из основных мест жизни этого народа, также не остался в стороне. В музеях этого полуострова находится богатая коллекция этой древней цивилизации (и не только золотых изделий). Тут можно обнаружить и золотые изделия, многочисленные украшения, которые носили как особы царского рода, так и простые люди (серьги, браслеты, нагрудные изделия, ожерелья, кольца и др.).

Помимо этого, существуют многочисленные предметы, которые использовались в быту, в войнах (оружие, сосуды, вазы, предметы культа и др.). Такое большое количество артефактов этой культуры, находящихся на полуострове, объясняется тем, что именно тут долгое время проживали эти народы.

Очень важным является для полуострова золото скифов. Крым - это как бы продолжение той народности, которая жила тут когда-то. Одним из крупных открытий был курган Куль-Оба, который находится вблизи Керчи. В сентябре 1830 года там было найдено захоронение, которое было первым наглядным примером того, как выглядели древние скифы, их убранство и сцены жизни.

В кургане было найдено захоронение царицы и знатного воина. Умершие были полностью одеты, а также украшены различными драгоценностями (диадема, браслеты и др.). Захоронение еще было не разграблено, поэтому произвело большое впечатление своим богатством.

Золото скифов, которое хранится в Киеве

В Музее исторических драгоценностей, который находится в городе Киеве, есть поистине уникальное собрание. Сюда входит древнее золото скифов. Украина может действительно гордиться этой коллекцией. Тут собраны уникальные украшения, носимые в древние времена царскими особами.

Одним из самых известных экспонатов (как было уже написано выше) является пектораль, принадлежащая царской династии. Это уникальное сокровище было найдено в кургане Толстая могила.

Еще в музее можно найти и другое благородное украшение - гривну. Его носили мужчины, которые заслуживали это своими деяниями или происхождением.

Также в музее хранится гайманова чаша, которая была найдена в кургане Гайманова могила. Примечательна она тем, что автор очень тщательно передал лица и мимику изображенных на ней воинов. Также очень хорошо видно и убранство, а также орнамент на одежде.

Последняя выставка коллекции

Была представлена в Амстердаме в феврале 2014 года последняя выставка. Золото скифов было взято из пяти музеев: из одного Киевского, а также четырех, которые находятся на территории Крымского полуострова.

Проведенная выставка называлась “Крым: золото и секреты Черного моря”. Ее провели в городе Амстердаме, в музее им. Алларда Пирсона. На выставке были представлены уникальные вещи: пектораль из киевского музея, лаковые из бахчисарайского заповедника и др.

Если задаться вопросом о том, где золото скифов находится сейчас, то можно сказать, что его вернули на родину, однако из-за сложной политической ситуации это произошло не полностью.

Сегодняшняя ситуации вокруг древних артефактов скифов

На сегодняшний день ситуация, которая затрагивает крымское золото скифов, очень сложная, пожалуй, даже тупиковая. Та часть коллекции, которая после окончания выставки должна была вернуться на полуостров в музеи, просто не была отдана. То золото скифов, вывезли которое до отсоединения Крыма от Украины, просто не знают, куда возвращать, так как на него предъявляют права обе стороны.

На данный момент идет суд, который решает, куда должны возвратить экспонаты. К слову сказать, многие из них являются достоянием именно полуострова, так как были найдены на его территории. Также в пользу возврата его Крыму говорит то, что именно музеи являются хранителями раритетов, а не само государство.

Если говорить про золото скифов, вернули которое после выставки, то это всего лишь девятнадцать предметов. Их вывезли из Киевского музея, где они хранились. Остальные 565 экспонатов, которые принадлежат крымским музеям, так и не были возвращены.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес