Где в странах снг нет пенсии. Пенсионное обеспечение в странах снг

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Многие российские пенсионеры недовольны своим пенсионным обеспечением, подобная же тенденция прослеживается и в большинстве стране СНГ. Но им полезно будет узнать о том, что в мире есть немало стран, где пенсии не предусмотрены вообще.

В каких странах мира вообще нет пенсий

Тенденцией современного мира стало практически повсеместное поднятие пенсионного возраста. Это актуально и для стран Евросоюза, и для стран СНГ. Увеличение средней продолжительности жизни и растущее с каждым годом количество пенсионеров создают колоссальную нагрузку на органы пенсионного обеспечения, что вынуждает правительства этих стран пересматривать пенсионный возраст в сторону его увеличения.

Но в мире есть немало стран, где пенсий практически нет. Назовём ТОП-10 из них. Некоторые страны из этого списка кажутся экономически развитыми, но вот по окончании трудового пути пенсионера в них ожидает бедность и забвение.

Китай

Наверное, именно эта страна в списке наиболее удивит непосвящённых читателей. Китайская экономика считается второй в мире, но при этом власти Поднебесной крайне халатно относятся к сфере социальной поддержки населения. На получение пенсии имеют право рассчитывать далеко не все китайцы, которые закончили трудовой путь. Пенсию будут получать только бывшие сотрудниками органов государственного управления, работники крупных государственных промышленных предприятий, расположенных в больших годах, бывшие силовики.

В Китае существует избирательный подход к выплате пенсий, правительство взяло курс на урбанизацию и сегодня уже более 45% населения страны проживает в крупных населённых пунктах. Поэтому городское население ещё имеет какие-то перспективы получения пенсий, а вот жители китайских деревень не имеют их вообще.

Средняя пенсия в Китае составляет всего 15 долларов США. Хот жизнь в Китае и дешёвая, но этого явно недостаточно. Поэтому на государственном уровне обязанность досмотра престарелых родственников возлагается на молодое поколение граждан КНР. Китайские пенсионеры имеют при этом огромные социальные льготы. Они практически не платят за «коммуналку», бесплатно ездят в общественном транспорте, получают значительные скидки в магазинах продуктов, одежды и бытовой техники.

Видео: рассказ о пенсионном обеспечении в Китае

Пакистан

В Пакистане рассчитывать на получение пенсии могут только госслужащие. Остальное население вообще не знакомо с пенсиями, поскольку в Пакистане их никогда и не было. Пенсия бывшего госслужащего составляет максимум 150 долларов. Допускается одноразовая выплата всего пенсионного пособия сразу за 10 лет, чем большинство пакистанских пенсионеров и пользуется.

Индия

В Индии пенсию могут получать только бывшие государственные служащие. Подавляющее большинство населения вообще лишено пенсий. Забота о лицах старшего поколения возлагается на общественные фонды и религиозные организации страны. Основная же нагрузка поддержки стариков возлагается на молодое поколение многочисленных индийских семей.

Ирак

Право на получение пенсии имеют только иракские госслужащие и бывшие работники сферы нефтегазодобычи. На пенсию в Ираке выходят в 60 представители обоих полов. Средняя пенсия здесь составляет 120 долларов. Семьи в Ираке многочисленны, поэтому предполагается, что традиции страны обязывают молодое поколение иракцев ухаживать за старшим.

Таиланд

Королевство Таиланд тоже экономит на своих пенсионерах. Пенсию в нём могут оформить только те, кто тем или иным образом служил государству. Но они получают от 400 до 500 долларов. Остальное же население на пенсию претендовать не может. Государственные служащие выходят в Таиланде на пенсию в 55 лет при наличии 15-летнего стажа.

Эти тайландские полицейские будут получать пенсию в старости

Филиппины

Несмотря на иммиграционную программу для зарубежных пенсионеров, Филиппины вообще не выплачивают пенсии своим гражданам, вышедшим на заслуженный отдых. Пенсию могут получать разве что руководящие сотрудники госаппарата страны. Но для местных пенсионеров предусмотрена система льгот, которая в чём-то напоминает китайскую.

Мне довелось побывать и поработать в Танзании. Эта большая и густонаселённая (по африканским меркам) страна вообще не знает, что такое пенсионное обеспечение. Отдалённо напоминающее пенсию пособие получают военные и полицейские, а также некоторые работники государственного аппарата. Им выдаётся после ухода с работы по возрасту участок земли и государственная беспроцентная ссуда на строительство дома. Танзанийцы поговаривают, что именно так был построены все пригороды миллионного Дар-эс-Салама (столицы Танзании). Рентабельность подобной деятельности высока. Учитывая бесплатную землю и ссуду, полученную от государства, местные пенсионеры вкладывают в строительство дома (учитывая дешевизну рабочей силы) 10 тысяч долларов, а продают его уже за 30–40 тысяч. Но большинство танзанийцев работает и в старости.

Нигерия

Эта африканская страна вообще не знает, что такое пенсии. Их тут отродясь не было, поэтому нигерийским старикам приходится надеяться только на свои силы и поддержку детей. Никаких льгот лицам старшего поколения не предусмотрено.

В Нигерии протесты против социальной политики правительства давно стали нормой

Гондурас

Это единственная страна Латинской Америки, где априори пенсии не предусмотрены. Недавно пришедшее к власти правительство обещает разработать и внедрить пенсионную систему.

Вьетнам

Во Вьетнаме есть пенсии, но они платятся только тем, кто работал на государство. Средняя пенсия вчерашнего госслужащего составляет 30–40 долларов США. Остальные лица пожилого возраста должны полагаться на подрастающее поколение.

Как мы видим, далеко не во всех странах старость может быть обеспеченной. И не все государства, которые не платят пенсии по старости, можно считать экономически отсталыми.

Пенсионная реформа, которая уже запущена в России, самым прямым образом касается и граждан других стран бывшего советского пространства.

Небольшой исторический экскурс: при распаде Советского Союза и создании СНГ страны договорились, что каждая республика будет сама отвечать за пенсионное обеспечение своих граждан.

Правда, Украина настаивала, чтобы Россия выплачивала украинским гражданам надбавки к пенсиям за работу в условиях Крайнего Севера. Однако, это предложение не прошло.

Страны СНГ еще в 1992 году приняли ряд важных документов, касающихся пенсионного обеспечения (в том числе о взаимном признании трудового стажа).

Сейчас Россия выплачивает пенсии военным пенсионерам, которые проживают в странах Балтии - большинство из них проходили службу еще в единой для всех Советской Армии. Это важный момент для дальнейшего изложения.

Российские пенсии для ветеранов войны

Вопрос о выплате пенсий ветеранам Великой Отечественной войны и Героям СССР поднимался в России не раз, но в конкретные решения пока так и не превратился.

Понятно, что, к сожалению, количество ветеранов ВОВ по естественным причинам сокращается. В России их сейчас, по данным Пенсионного фонда, уже меньше 100 тысяч.

По расчетам, в других странах бывшего СССР их не более 100-120 тысяч.

Кроме того, в постсоветских странах проживает несколько тысяч Героев СССР.

Какие средства потребуются, чтобы начать выплачивать российские пенсии этим категориям?

Исходя из того, что базовая пенсия ветерана войны в России - 25-28 тысяч российских рублей, на эти выплаты может понадобиться ежегодно около 500 млн долларов. Cумма большая, но некритичная для российского бюджета.

Есть ли в мире подобные прецеденты? Да, есть.

Правительство Германии через бундесвер выплачивает военные пенсии гражданам иностранных государств, которые служили в вермахте (при условии, что эти граждане не были осуждены за военные преступления).

США платит военные пенсии тем вьетнамцам, которые служили в американской армии в качестве обслуживающего и вспомогательного персонала.

Зачем это России? В первую очередь, конечно же, это вопрос исторической справедливости и благодарности.

Тем самым Москва еще раз подчеркнет, что общая Победа была достигнута общими усилиями всего советского народа, и Российская Федерация как правопреемник СССР признает этот факт.

Эта инициатива, безусловно, вызовет позитивный отклик в странах бывшего СССР. И, возможно, даст толчок к улучшению отношений с рядом из них.

Сейчас это предложение обсуждается в Государственной Думе РФ как поправка в российский закон "О ветеранах". Далее, при одобрении этих поправок Советом Думы и правовым управлением, вопрос должен быть согласован с правительством РФ в плане финансового обеспечения.

Уже затем поправки в закон должны быть утверждены нижней и верхней палатой российского парламента и подписаны президентом.

Скорее всего, эти процедуры затянутся до осени, но главное, что процесс запущен.

Многое будет зависеть от общественного мнения и активности гражданского общества в лоббировании данной инициативы.

И пенсии для всех трудящихся

Ни для кого не секрет, что Россия, несмотря на экономические трудности, весьма привлекательна для трудовой миграции.

Неконтролируемая трудовая миграция создавала проблемы как для российского рынка труда, так и для бесправных гастарбайтеров.

Для решения этих проблем в 2012 году российскими властями было принято решение, что трудовым мигрантам из стран бывшего СССР будет начисляться трудовой стаж - при условии внесения за них пенсионных взносов работодателями.

Сейчас многих волнует, что будет с этими накоплениями в ходе пенсионной реформы в России? Возможно, в рамках СНГ будет принят некий пакет документов о гарантии будущих пенсий трудовым мигрантам.

Так как Украина (во всяком случае, на уровне декларации) решила прекратить свое членство в институтах СНГ, видимо, потребуется отдельный двусторонний документ о взаимных гарантиях пенсионных накоплений. Учитывая численность украинских трудовых мигрантов в России, такой документ будет кране важен для многих украинских семей.

Прорывным в вопросе пенсионного обеспечения должно стать принятие странами ЕАЭС Договора о пенсионом обеспечении трудящихся стран-членов ЕАЭС. Договор был одобрен президиумом Евразийской экономической комиссии еще в 2015 году. Возможно, в 2018-2019 годах он, наконец, вступит в силу.

Базовый принцип этого договора - пенсия гражданина страны ЕАЭС будет формироваться с учетом пенсионных взносов во всех странах Союза.

К примеру, гражданин Киргизии проработал 8 лет в своей стране (и платил взносы в пенсионный фонд КР), после этого, в соответствии с принципом свободного передвижения трудовых ресурсов, переехал в Россию, работал официально, и за него делали пенсионные взносы в ПФР в течение девяти лет. После достижения пенсионного возраста указанный гражданин будет получать пенсию, состоящую из киргизской и российской частей.

Такой принцип уже действует для граждан России и Белоруссии в рамках Союзного государства. Но, в случае принятия договора в рамках ЕАЭС, граждане Белоруссии (к примеру) смогут официально трудиться не только в России, но и в Армении, Казахстане - и быть уверенными в социальных гарантиях при достижении пенсионного возраста.

Пенсионное обеспечение своих граждан – прямая обязанность государства. Так говорит нам закон, мораль и факты: с 1 января 2018 г. выплаты россиянам будут проиндексированы на 3,7%. А вот как быть с иностранцами, проживающими в стране? Вопросы с пенсией возникают, если человек много лет прожил в другом государстве, а потом переехал в Россию к детям или когда много лет жил и работал в РФ, но гражданство не получал по личным причинам. Как оформляется и если оформляется, то как выплачивается пенсия для иностранцев в России в 2019 году, попробуем выяснить в этом материале.

Иностранцы в России: права и обязанности

Статус иностранных граждан на территории РФ регулируется законодательством и зависит от целей их пребывания в стране.

Легальный труд и проживание подтверждается следующими документами:

  • РВП (штамп в паспорте);
  • патент;
  • регистрация по месту жительства;
  • справками, подтверждающими особое положение (например, статус беженца).

Российская пенсия иностранцам: как регулируется

Основные вопросы пенсионного обеспечения иностранных граждан регулируются рядом нормативных актов, среди которых:

  • ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2002 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2002 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • ФЗ № 4528-І от 19.02.1993 г. «О беженцах»;
  • ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»;
  • ФЗ № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. «О накопительной пенсии».

Все эти правовые документы определяют условия назначения пенсии иностранным гражданам. При выполнении обозначенных условий расчет начислений происходит практически по той же схеме, что и российским гражданам.

На какие виды пенсии могут рассчитывать иностранцы

Российское государство предоставляет своим гражданам несколько видов пенсионного обеспечения в зависимости от стажа и возраста работника, состояния его здоровья и прочих факторов. Все они актуальны и для иностранцев (а также лиц без гражданства), которые постоянно проживают в РФ и подходят по критериям, которые описаны в законах.

Так, граждане других государств могут рассчитывать на такие виды пенсий в России:

  • страховая (в прошлом трудовая);
  • накопительная;
  • социальная;
  • по государственному обеспечению.

Как рассчитываются пенсионные выплаты для иностранных граждан

Порядок расчета пенсии как «местным», так и «приезжим» зависит от ее вида. Общая сумма выплаты для конкретного гражданина состоит из минимальной фиксированной суммы, страховой и накопительной частей. Если есть основания, дополнительно выплачивается государственная пенсия.

При расчете страховой пенсии учитываются два основных показателя, без которых права на ее получение просто нет:

  • наличие нужного количества так называемых пенсионных баллов (например, в 2018-м для выхода на пенсию понадобится 13,8 балла. Тенденция будет сохраняться до 2025-го, когда для получения пенсии нужно будет иметь 15 лет стажа и 30 баллов);
  • наличие необходимого трудового стажа (в 2018 г. этот показатель составляет 9 лет, в 2019 г. – 10, и так ежегодно на 1 год до максимума в 15 лет).

Исходя из продолжительности трудовой деятельности, возраста, в котором гражданин обращается с ходатайством, а также общей суммы перечисленных налогов рассчитывается ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.

Путем умножения ИПК на значение, действительное в день пересчета пенсии, получают размер страховой пенсии.

Кто имеет право на российскую пенсию

Российское законодательство выдвигает ряд условий иностранцам, которые хотят получить пенсионные выплаты наравне с россиянами.

Основные требования, которые обязательны к выполнению иностранными гражданами:

  • постоянное проживание в стране (по ВНЖ) не менее 15 лет;
  • страховка в СПС (система пенсионного страхования);
  • наличие необходимого трудового стажа и нужного значения ИПК;
  • соответствие критериям, предписанным для конкретного вида пенсии.

Видим, что пенсия для иностранцев с видом на жительство вполне реальна, если он изначально трудился в России. В таком случае работодатель должен был отчислять в Пенсионный фонд России (ПФР) необходимые страховые взносы в размере 22% от начисленной заработной платы: 16% на страховой счет и 6% – на накопительный. При этом трудовой договор должен быть заключен минимум на полгода и в обязательном порядке должно быть оформлено страховое свидетельство (СНИЛС). Если такие требования соблюдались, человек вправе претендовать на полагающееся ему государственное обеспечение.

Важно помнить о том, что периоды временной регистрации не входят в общее время проживания в стране, а вот суммировать годы постоянного проживания (если, допустим, ВНЖ оформлялось в разные годы с перерывами) можно.

Кроме того, право на российскую пенсию имеют беженцы, естественно, если статус подтвержден официально.

Порядок оформления пенсии иностранцу

Если иностранцем выполнены все условия и наступает основание для получения им пенсионного пособия, он может обращаться в отделение ПФР с ходатайством.

Процесс этот происходит обычно по такому алгоритму:

  • подготовка документов;
  • обращение в ПФР и подача заявления;
  • ожидание решения в течение 10 рабочих дней.

Если гражданину дан положительный ответ, он определяет способ доставки своего пособия (оно рассчитывается со дня обращения или с момента наступления права на него). В случае отрицательного решения иностранцу вернут документы вместе с мотивировкой отказа, в котором будут обозначены сроки и пути его обжалования.

Собранный пакет бумаг можно подать:

  • лично:
  • дистанционно (по почте или через интернет);
  • по доверенности через третье лицо.

Какие бумаги предоставить в ПФР

Содержимое пакета документов и справок, необходимых для расчета и назначения пенсионного пособия иностранному гражданину, отличается в зависимости от оснований для его получения и страны проживания. При ответе на вопрос, какие документы нужны для получения пенсии в России, гражданину Украины например, стоит не забывать о том, соседнее государство является участником СНГ. Поскольку для граждан из стран СНГ при расчете российской пенсии учитывается также работа у себя дома, то, несомненно, будет нужна трудовая книжка этого родного государства (годы следует уточнить у работников ПФР).

Общий перечень документов для оформления пенсии включает в себя:

  • паспорт родного государства / иное удостоверение личности;
  • заявление;
  • ВНЖ с отметкой о постоянной регистрации;
  • трудовую книжку российского образца;
  • трудовой договор;
  • СНИЛС;
  • выписку-счет с личного счета соискателя;
  • документы, подтверждающие льготы (справка об инвалидности или удостоверение беженца);
  • документы о смене персональных данных (фамилии, имени), если такое имело место.

Специалист Пенсионного фонда в случае необходимости не только проконсультирует, но и сформирует список требуемых в конкретной ситуации документов.

Российская пенсия для граждан из стран СНГ

Граждане бывших республик СССР составляют самую большую группу мигрантов, которые ежегодно приезжают в Россию учиться или работать. Как гражданину Казахстана получить пенсию в России – этот и подобные ему вопросы сотрудники отделений ПФР слышат довольно часто.

Учитывая ментальную близость народов и общность прошлого, российское правительство разработало гибкую систему особых условий назначения пенсии для граждан из стран СНГ. Главным преимуществом тут является факт, что определенные годы работы на родине учитываются в общий страховой стаж. Важно также помнить, что пенсионное обеспечение выплачивается только в одной стране.

Оформление пенсии РФ гражданам Украины

Во все времена в Россию переезжает особо много украинцев, причем как молодого, так и пенсионного возраста. И последним важно знать, как гражданину Украины перевести пенсию в Россию. В данной ситуации необходимо предоставить данные, подтверждающие, что на родине им пенсия уже не выплачивается (например, пенсионное дело или соответствующую справку из пенсионных органов по бывшему месту проживания).

Чтобы понять, как украинцам оформить пенсию в России, достаточно обратиться к общему алгоритму оформления пособия иностранцам и подать в отделение ПФР полный пакет документов, описанный выше.

Те, кто оформляют пенсию впервые, могут приложить также данные о своем трудоустройстве и заработной плате за любые 5 лет подряд до 1 января 2002 г. (именно до этой даты засчитывается стаж работы на территории бывшего СССР при расчете страховых пенсионных выплат в РФ).

Правила выплаты пенсии гражданам Украины, прибывшим на территорию России, предписывают также, что в случае невозможности предоставить нужные сведения заявитель сам указывает информацию о том, когда, например, прекратились выплаты на родине, а если он не может документально подтвердить свой стаж, то получает социальную пенсию.

Пенсия для таджиков, работающих в РФ: можно ли получить

С 2006 года ведется межгосударственное обсуждение, связанное с тем, как проработавшим в России таджикам будут платить пенсию. Правительство Республики Таджикистан настаивает на законном праве своих граждан, которые вложили свои силы и время в экономику России, получать пенсионное обеспечение от этой страны, даже если они впоследствии переехали жить обратно в свою страну.

В августе 2017 года профильное ведомство Республики Таджикистан заявило, что дискуссии подходят к концу и уже с 2018 года Россия может начать выплачивать пенсии трудовым мигрантам из этой страны. Представители РФ, однако, заявляют, что намерены сначала урегулировать подобные проблемы с Казахстаном и Белоруссией – своими партнерами по ЕАЭС (Евразийскому экономическому союзу). Поскольку Таджикистан не входит в эту организацию, его мигранты пока остаются в ожидании, ведь на практике возникает много трудностей с реализацией этой идеи.

Если же этот вопрос решится положительно, то есть РФ будет выплачивать пенсии гражданам Таджикистана с 2018 года, в этом случае будут обязательно учитываться такие факторы, как длительность и легальность работы мигранта, а также размер уплаченных им страховых взносов.

Пенсия РФ для белорусских граждан

На уровне международных соглашений регулируется начисление пенсии белорусам, работающим в России. Так, 24 января 2006 года был подписан Договор между странами о сотрудничестве «в области социального обеспечения», который во многом решил проблему выплаты пенсий при смене места жительства: белорус, переехавший в РФ, получает пенсию «родного» государства до дня оформления ВНЖ, а не до момента отъезда из страны. Кроме того, был урегулирован вопрос относительно стажа, заработанного в годы существования Советского Союза и после его распада.

Информацию о том, как белорусу получить российскую пенсию и какие необходимо собрать документы, можно получить в местных органах труда и социальной защиты или отделениях Пенсионного фонда.

Права переселенцев на российскую пенсию

Еще с 1992 года вопросы оформления российской пенсии переселенцам из стран бывших советских республик регулируются подписанным в Москве Соглашением о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения (13 марта 1992 г.). Так, например, пенсия бывшему гражданину Украины (Украинской ССР), который проживал в России после распада Союза, насчитывалась российским государством.

Расчет пенсионных выплат сегодняшним мигрантам включает многие составляющие, среди которых стаж работы на советских, российских и «родных» предприятиях.

Множество обращений и конкретных историй переселенцев показывает, что обращаться за начислением пенсионного пособия нужно исходя из личной ситуации и индивидуального жизненного пути. И чтобы выяснить, выгодна ли украинцу российская пенсия, нужно обратиться к записям в его трудовой книжке и законодательным нормам, действующих на момент обращения. Универсального ответа тут нет.

Кроме того, иностранные граждане некоторых государств, оформившие в РФ официальный статус переселенца, могут перевести с родины свои пенсионные выплаты. Это актуально, например, для Казахстана.

В каких случаях перестанут платить

Начисление положенного социального пособия осуществляется только иностранцам, проживающим в РФ официально.

Пенсионные выплаты могут прекратить, если у иностранного пенсионера закончился срок действия ВНЖ или его аннулировали.

Для оформления нового вида на жительство дается полгода, при этом за период отсутствия разрешающих документов пенсия не насчитывается и не компенсируется «потом». Если новый ВНЖ в течение 6 месяцев так и не был получен, пенсия и вовсе не будет выплачиваться.

Каждому – по заслугам

Выплата пенсионного обеспечения постоянно проживающим в России иностранцам (при выполнении ими определенных условий) производится на равных условиях с местными гражданами. Государство справедливо учитывает вклад каждого гражданина в свою экономику, а не просто начисляет пособие по факту прописки. Поэтому каждый украинец, таджик или казах, который длительное время проживает и трудится в Российской Федерации, может рассчитывать на материальную помощь и своеобразную благодарность за вложенные усилия и потраченное время.

Пенсия для иностранных граждан в России: Видео

Здравствуйте, Лариса Львовна!

Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) предусмотрены исключения из общего правила включения в страховой стаж периодов работы или иной деятельности, осуществлявшейся на территории РФ. Данными исключениями являются случаи, когда в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории РФ в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, а также в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ гражданами РФ, работающими за пределами территории Российской Федерации и добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя или за другое физическое лицо.

Случаи, предусмотренные международными договорами РФ, разъяснены коллегами.

Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию регламентировано ст. 29 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с указанной статьей добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов, рассчитанных исходя из стоимости страхового года;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с ФЗ от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Согласно п. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона)

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица

  • либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи,
  • либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи,
  • либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

1) В порядке пункта 3 ст. 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

2)В порядке пункта 4 ст. 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности.

3) в порядке пункта 6 ст. 30 указанного Закона - для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

Таким образом, Вы вправе обратиться в Управление Пенсионного фонда и сами выбрать один из трех вариантов определения расчетного размера пенсии - тот, который наиболее выгоден. Варианты отличаются и по зачету в стаж определенных периодов.

Для учета среднемесячного заработка Вы вправе предоставить в УПФР справку с места работы за 2000 - 2001 годы или за любые 60 месяцев работы подряд - те 5 лет, когда зарплата была выше.

При этом стаж в Киргизии учитывается при условии добровольного Вашего вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию либо в случаях, указанных в Соглашении о гарантиях прав граждан государств СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (за время до
вступления в силу Соглашения).


С уважением,

юрист, член Совета экспертов «Правовед.RU»

Александр Безгодов

Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 26 августа 2018. Время чтения 8 мин.

Пенсионные программы действуют во всех странах мира: вопрос лишь в том, какая часть населения реально подпадает под их действие. Проблемы возникают из-за высокого уровня бедности, большой доли неофициальных зарплат и низкой продолжительности жизни. С конца 90-х годов во многих странах проводятся социальные реформы, призванные улучшить экономическое положение людей в старости.

Разговоры о том, в каких странах нет пенсии по старости, часто базируются на устаревших данных 90-х годов. Сегодня социальные выплаты для пожилых людей формально существуют во всех странах. Даже в государствах с самым низким ВВП на душу населения, таких как ЦАР и Бурунди, действуют обязательные пенсионные программы и выплачиваются пособия по инвалидности.

Найти государство, в котором совсем нет пенсий, сегодня просто невозможно.

Вопрос заключается в том, какая часть населения реально получает социальные выплаты в пожилом возрасте. В некоторых государствах Азии и Африки пенсии доступны всего 5-10% граждан. К странам с ограниченным пенсионным обеспечением относятся:

  • Китай;
  • Индия;
  • Таиланд;
  • Гамбия;
  • Гана;
  • Кения;
  • Нигер;
  • Ботсвана.

В своих исследованиях экономисты не только рассуждают о том, в каких странах людям не выплачивают пенсию, но и выделяют причины возникающего неравенства. Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются пенсионные системы в каждой из перечисленных стран.

Китай

В 1995 году власти Китая запустили масштабную пенсионную реформу. Если до середины 90-х на пенсию претендовали лишь 5,4% китайцев, то в 2016 году это число составило уже 60%. Однако 40% населения все еще не подпадают под действие полноценной социальной защиты. Проблема связана со структурой пенсионной системы Китая, которая делит граждан на 2 категории:

  • Госслужащие и городские жители. Мужчины получают пенсию с 60 лет, женщины - с 55 или 50 лет в зависимости от тяжести труда. Для этой категории граждан пенсионный фонд формируется из двух источников: отчислений работодателей и собственных выплат сотрудников. Средний размер пенсии - 2,3 тыс. (23 тыс. руб.).
  • Сельские жители и городские рабочие с низким доходом. Они могут претендовать только на пособие по старости, которое выплачивает региональный бюджет. Минимальный размер пенсии - 127 юаней (1,26 тыс. руб.), которых не хватит даже на покупку еды.

При этом около 20% китайцев по-прежнему не могут рассчитывать ни на одну из пенсионных программ.

Индия

Уровень социальной защиты в Индии остается одним из самых низких в Азии. На получение пенсии в этой стране могут рассчитывать лишь 12% населения. Самой защищенной категорией остаются госслужащие: большинство из них может оставить работу в 60 лет. При этом размер пенсии часто не превышает 2 тыс. (курсы индийской валюты и рубля примерно равны).

С 2004 года в стране проводится масштабная социальная реформа. Она предполагает разделение пенсии на 2 части: добровольные отчисления и обязательные налоги для работодателей. Реформа не дала ожидаемых результатов: ее последствия пока затронули лишь 1% рабочей силы в Индии.

Таиланд

До конца 90-х в Таиланде действовали только пенсии для чиновников. Ситуация изменилась в 1998 году, когда был принят Закон о социальном обеспечении. Правительство страны предложило двухуровневую систему выплат: отдельно для госслужащих и сотрудников частных компаний.

Каждая фирма в Таиланде обязана платить налоги за своих сотрудников. 3% заработной платы попадают в пенсионный фонд, а государство добавляет еще 1% из бюджета. При этом более 40% трудоспособных граждан не получают официальную зарплату. Эти люди смогут претендовать только на минимальное пособие, которое составляет 700 бат (1,4 тыс. руб.).

Хотя формально социальная поддержка распространяется на всех пожилых людей, примерно в 40% случаев она не покрывает даже базовые потребности.

Гамбия

Пенсии в Гамбии выплачиваются с 60 лет. При этом претендовать на хорошую социальную поддержку в старости могут только 2 категории граждан:

  • Сотрудники бюджетных организаций и коммерческих фирм с государственным участием.
  • Военные и полиция.

На получение пенсий могут также рассчитывать некоторые рабочие, занятые на производствах или проживающие в городах. При этом для граждан, которые заняты в сельском хозяйстве, пособия по старости отсутствуют. С такой же проблемой сталкиваются люди, работающие нелегально. В результате пенсионная система охватывает только 20% граждан Гамбии.

Гана

Пенсионная система Ганы разделена на две ветви. Одну из них представляет Национальный фонд страхования и социальной защиты. Он работает с большинством категорий граждан, включая сотрудников частного и государственного сектора, фермеров, торговцев и владельцев малого бизнеса. Вторая ветвь под названием CAP 30 занимается выплатами для военных, полиции и некоторых чиновников.

Обе программы в сумме покрывают потребности 10% рабочей силы. Остальные 90% населения Ганы в старости не получают никакой поддержки от государства. Главная причина столь низкого уровня соцзащиты - высокая доля теневой экономики. Кроме того, из-за высокой инфляции деньги в государственных фондах быстро обесцениваются.

В 2004 году по стране прокатились массовые протесты рабочих. Власти Ганы были вынуждены пойти на реформу Национального фонда. По новым правилам, мужчины и женщины могут выходить на пенсию в 55 лет. Несмотря на некоторые подвижки, пенсионная система страны все еще находится в зачаточном состоянии.

Кения

Пенсионная система в Кении охватывает только 15% рабочей силы. Средства распределяются с помощью 3 социальных программ:

  • Выплаты Национального фонда социальной защиты. Формируется за счет выплат сотрудников и работодателей.
  • Пенсии для госслужащих. Выплачиваются из бюджета страны.
  • Индивидуальные накопления.

Даже в столь усеченном виде система социальной защиты Кении работает неэффективно. Многие рабочие, имеющие право на получение выплат по старости, просто не доживают до пенсионного возраста. Сегодня он закреплен на уровне 55 лет, но обсуждается возможность повышения этой планки до 60 лет. Из-за эпидемии ВИЧ средняя продолжительность жизни в стране составляет всего 59 лет, так что до пенсии доживает сравнительно небольшое число людей.

Нигер

Пенсионная система Нигера - скорее формальное понятие, нежели реальный механизм соцзащиты. Какие-либо выплаты в старости здесь получают только 3% населения. Государственный фонд социальной защиты создан еще в 1965 году, но даже спустя полвека его возможности недоступны подавляющему большинству граждан. Пенсионный возраст в стране закреплен на уровне 55 лет, в то время как средняя продолжительность жизни составляет всего 52 года.

Нигер находится на 2-м месте в списке беднейших стран: хуже дела обстоят только в Сьерра-Леоне. В этих условиях практически все жители Нигера предпочитают работать нелегально. Несмотря на столь сложную ситуацию, власти Нигера в последние годы проводят политику повышения пенсий.

Ботсвана

Пенсионная система Ботсваны возникла в 1996 году. В старости жители этой страны могут претендовать на 2 категории выплат:

  • Фиксированные пенсии для всех граждан из государственного бюджета.
  • Пенсии на основе выплат работодателя. Организации обязаны платить социальный налог за своих сотрудников 1 раз в 5 лет, но на практике редко выполняют это требование.

Несмотря на относительно высокий уровень экономического развития Ботсваны, пенсионная система страны работает неэффективно. 84% сотрудников частных организаций в старости могут рассчитывать только на минимальную выплату в 220 пул (1,4 тыс. руб.). При этом минимальный возраст выхода на пенсию на 6 месяцев выше, чем средняя продолжительность жизни.

Выводы

Проблема пенсионного обеспечения граждан характерна для многих развивающихся стран. При этом причины ее возникновения могут отличаться. В таблице кратко изложены основные параметры пенсионных систем, затронутых в статье.

Таблица 1. Выплаты по старости в развивающихся экономиках.

Страна Процент людей, получающих пенсию выше прожиточного минимума Основные проблемы
Китай 60% Низкие выплаты для сельского населения
Индия 12% Несовершенство законов, высокий уровень бедности в отдельных районах
Таиланд ~ 60% Многие работают неофициально
Гамбия 20% Отсутствие пенсий для сельских жителей
Гана 10% Большой теневой сектор, высокая инфляция
Кения 15% Неэффективное администрирование, низкая продолжительность жизни
Нигер 3% Общая бедность, низкая производительность труда
Ботсвана 20-30% Несовершенные законы для работодателей, высокая смертность

Общая черта всех перечисленных стран - высокий уровень бедности. При низкой оплате труда люди предпочитают работать в теневом секторе. Пенсионные фонды не получают достаточного финансирования и не могут обеспечить достаточный размер выплат для всех граждан.

Ситуацию усугубляет низкая продолжительность жизни. В африканских странах люди часто не доживают до пенсионного возраста из-за плохой медицины и тяжелых условий жизни.

В азиатских странах на первый план выходит проблема неравномерного развития городов и сельской местности. Городские жители Китая и Таиланда могут получать вполне достойную пенсию, в то время как их сограждане из деревни в лучшем случае претендуют на минимальное пособие.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом Активность ребенка в 1 месяц Активность ребенка в 1 месяц Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю