Открытая интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему "Два шага до чуда. Знакомство со стеклом"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

— Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

— Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)

Скажите, зима сразу превратится в лето?

Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

А что, бывает зимой? (снег, лед)

Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

От чего так происходит? (от теплоты рук).

Попробуйте сломать?

Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

А как нагревали? (ладошками)

Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

Дети: солнце, плита.

Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

Дети: нагревать.

Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

— Что теперь в кружке?

Дети: жидкость

— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь итог!

Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

— как сделать, чтобы он опять стал твердым?

Дети: охладить.

Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

Как это сделать? Вы знаете?

Высказывания детей.

Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

— Что происходит с жидкостью?

Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

Молодцы. Ребята!

Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Чайка»

Составила: воспитатель

Петрушенко Светлана Владимировна

г. Нижняя Тура 2016 год.

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

Цель:

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Ø Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.

Ø Сформировать представление о свойствах магнита.

Ø Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Ø Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Ø Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

«притягивает», «примагничивает», «магнитные силы».

Предварительная работа:

Игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.

Материал: магниты, металлические и пластмассовые предметы, стеклянный мяч, деревянный кирпичик, стакан с водой, скрепки, поднос, гайки.

Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; магниты разного вида, железные рыбы или из пленки с кнопкой; тарелки для раздаточного материала, стаканы с водой, металлическая стружка, лист бумаги.

Организационный момент:

Вос-ль: Ребята, я сегодня нашла какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

Вос-ль: Правильно, это магнит. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

Вос-ль: Ребята, чтобы познакомить вас с удивительными свойствами магнита, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Лаборатория эта не простая, а волшебная. А чтобы в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза.

(Звучит волшебная музыка).

Вос-ль: Ну, вот мы с вами в волшебной лаборатории. И все мы будем учёными, которые ставят опыты. Проходите, присаживайтесь. (Дети садятся за столы).

Вос-ль: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита.

Вос-ль: Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Волшебство начинается.

Вос-ль: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь?

Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый.

Опыт №1.

Вос-ль: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.

Вос-ль: Как мы это проверим? (Ответы детей).

Вос-ль: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!

Вос-ль: Расскажите, что вы делали? И что получилось?

(Ответы детей)

Вос-ль: А какие предметы магнит не притянул? (Ответы детей)

(Магнит не притянул:

Вос-ль: Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу.

Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Опыт №2. «Достань без помощи рук».

Вос-ль: Действует ли магнит через другие материалы?

(Ответы детей).

Вос-ль: Ребята, а как достать скрепку без помощи рук?

(Версии детей).

Вос-ль: Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно.

А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана.

(Дети выполняют)

Вос-ль: Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).

Вос-ль: Что же двигало скрепку? (Дети отвечают).

Вос-ль: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик.

Опыт№3. «Рыбалка».

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети отвечают).

Вос-ль: Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.

Вос-ль: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

(Дети отвечают).

Вос-ль: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).

Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Физкультминутка.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

Опыт №4 .

Вос-ль:

Ребенок берет два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.

Вос-ль: Что произошло?

Вос-ль: Поднеси магниты друг к другу одинаковыми полюсами.

Что видим?

Вос-ль: Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться, либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

Вос-ль: Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Опыт 5.

Вос- ль: В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.

Вывод .

Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.

Подведение итогов.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,

Мы три раза топнем, 1, 2, 3,

Обернёмся раз, два, три,

В детский сад скорей беги!

Вос-ль: Вот мы оказались снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия?

Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает?

(Ответы детей).

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.

Вос-ль: Благодаря вашей находчивости, любознательности мы справились со всеми трудными заданиями. А ещё нам помогали дружба и выполнение всех правил!

Нам прощаться очень жаль,

Но мы верим что потом

В путешествие ещё пойдём!

Вос-ль: А в следующем путешествии мы с вами проведём ещё более интересные опыты, и они спрятались вот в этой папочке, которую вы потом рассмотрите.

Рефлексия.

Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие в волшебную лабораторию протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.

Использованная литература:


2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В.


3. Короткова Н.А.


4. Николаева С.Н.


5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». Под общ. Ред.Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Чайка»

«Волшебный мир магнитов»

Составила: воспитатель

Петрушенко Светлана Владимировна

г. Нижняя Тура 2016 год.

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

Цель:

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

  • Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.
  • Сформировать представление о свойствах магнита.
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Активизировать в речи детей слова:

«притягивает», «примагничивает», «магнитные силы».

Предварительная работа:

Игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.

Материал: магниты, металлические и пластмассовые предметы, стеклянный мяч, деревянный кирпичик, стакан с водой, скрепки, поднос, гайки.

Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; магниты разного вида, железные рыбы или из пленки с кнопкой; тарелки для раздаточного материала, стаканы с водой, металлическая стружка, лист бумаги.

ХОД:

Организационный момент:

Вос-ль: Ребята, я сегодня нашла какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

Вос-ль: Правильно, это магнит. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

Вос-ль: Ребята, чтобы познакомить вас с удивительными свойствами магнита, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Лаборатория эта не простая, а волшебная. А чтобы в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза.

(Звучит волшебная музыка).

Вос-ль: Ну, вот мы с вами в волшебной лаборатории. И все мы будем учёными, которые ставят опыты. Проходите, присаживайтесь. (Дети садятся за столы).

Вос-ль: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита.

Вос-ль: Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Волшебство начинается.

Вос-ль: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь?

Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый.

Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»

Вос-ль: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.

Вос-ль: Как мы это проверим? (Ответы детей).

Вос-ль: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!

Вос-ль: Расскажите, что вы делали? И что получилось?

(Ответы детей)

Вос-ль: А какие предметы магнит не притянул? (Ответы детей)

(Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик).

Вос-ль: Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу.

Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Опыт №2. «Достань без помощи рук».

Вос-ль: Действует ли магнит через другие материалы?

(Ответы детей).

Вос-ль: Ребята, а как достать скрепку без помощи рук?

(Версии детей).

Вос-ль: Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно.

А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана.

(Дети выполняют)

Вос-ль: Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).

Вос-ль: Что же двигало скрепку? (Дети отвечают).

Вос-ль: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик.

Опыт№3. «Рыбалка».

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети отвечают).

Вос-ль: Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.

(Дети проводят магнитом над водой, рыбки находящиеся на дне, притягиваются к магниту).

Вос-ль: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

(Дети отвечают).

Вос-ль: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).

Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Физкультминутка.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

Опыт №4 . «Противоположности притягиваются».

Вос-ль: (приглашает одного ребенка к доске, дает в руки два магнита).

Ребенок берет два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.

Вос-ль: Что произошло?

(Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу).

Вос-ль: Поднеси магниты друг к другу одинаковыми полюсами.

Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).

Вос-ль: Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться, либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

Вос-ль: Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Опыт 5. «Как увидеть магнитное поле?»

Вос- ль: В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.

Вывод .

Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.

Подведение итогов.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,

Мы три раза топнем, 1, 2, 3,

Обернёмся раз, два, три,

В детский сад скорей беги!

Вос-ль: Вот мы оказались снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия?

Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает?

(Ответы детей).

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.

Вос-ль: Благодаря вашей находчивости, любознательности мы справились со всеми трудными заданиями. А ещё нам помогали дружба и выполнение всех правил!

Нам прощаться очень жаль,

Но мы верим что потом

В путешествие ещё пойдём!

Вос-ль: А в следующем путешествии мы с вами проведём ещё более интересные опыты, и они спрятались вот в этой папочке, которую вы потом рассмотрите.

Рефлексия.

Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие в волшебную лабораторию протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.

Использованная литература:


1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В.

«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Короткова Н.А.

«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду.
4. Николаева С.Н.

«Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». Под общ. Ред.Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.




Новикова Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДЕТСКИЙ САД №9"
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень- магнит"
Дата публикации: 24.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Открытое занятие по экспериментированию

в подготовительной группе

«Волшебный камень- магнит »

Воспитатель: Новикова Л.Г.

МДОУ «Д/с №9»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста

через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его

свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон,

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному

поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и

проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной

речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным

словом по теме «Магнит».

Формировать

безопасного

обращения

предметами

проведения опытов.

Развивать

работать

обсуждать,

договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2

магнит а,

м а л е н ь к и е,

«Автомобильная трасса», стаканчики со змейками, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов

различных

материалов:

деревянный

карандаш,

пластмассовая

пуговица,

пластиковый

стаканчик,

металлические

заготовки для рыбок.

Логика образовательной деятельности

В группу входит воспитатель, одетый в белый халат, очки и с коробкой.

Воспитатель: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Здравствуйте гости! Я

старший сотрудник научной лаборатории. Мне посоветовали вас, мальчики и

девочки взять к себе в научную лабораторию. Но я принимаю только тех, кто

хочет быть моими помощниками. Но в каждой работе есть правила. И в

моей научной лаборатории тоже есть свои правила. А теперь наденем халаты

и приступим.

Обращает

внимание

«Правила

безопасности

работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной

лаборатории». Изучают правила.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он

уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно

заняться. Детям предлагаются роли маленьких ученых.

Воспитатель –Вот

исследования

(указывает

которую принес с собой).Наша задача, коллеги, изучить предмет, который

находится внутри.

Достает камень магнит.

Воспитатель- У кого есть предположение, что это?

Ответы детей…

Воспитатель- А

Показывает

потрогать

холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…

определение

- «Магнит

камень,

поверхность

холодная,

гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает

свойство

отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты

(показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое

природные камни?

Дети: Эти камни создала природа.

Воспитатель:

магнетиты

магнетизм,

человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из

сохранять

магнетизма,

постоянными

повторить).

назвать камни, которые делает человек, а не природа?

Дети: Это искусственные камни.

Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни?

Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.

Воспитатель: - Коллеги, как вы думаете, а как мы можем доказать еще,что

это магнит?А какие свойства у него есть? Уважаемые коллеги, какие опыты

мы можем провести?

Ответы детей….

Воспитатель: - Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти

всем младшим сотрудникам в лабораторию № 1…

Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. пластиковая баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может

притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

проверить

правильный

сделали?» Дети

предлагают

решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

притянул?»

деревянный

карандаш,

пластмассовую пуговицу).

« Какой можно сделать вывод?»

Вывод детей: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории

«Магнитные полюса».

Воспитатель:

У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся

своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим,

что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно.

происходит

магнитов.

стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут

быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель

показать

географические

полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный»

Воспитатель : Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель : А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она

обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов,

магнитные

Магнитные

совпадают

географическими

полюсами

(отмечает

магнитный

«северный»

полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их

друг с другом.

Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети:

соединяем

«северным»

полюсами,

притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные

Воспитатель :

соединяем

полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем

одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят

дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью

магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у

магнита нашего.

Дети определяют полюса.

Вывод детей: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к

другу, либо отталкиваются.

Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла

сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите

внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как

только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам

нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей

объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

Коллеги, посмотрите, в лаборатории № 3 стоят какие -то сосуды,и в них

что-то находится. Как узнать, что находится в банке, не опуская туда руки?

Ваша гипотеза, коллеги?

Дети:- Попробуем магнитом достать обитателя банки?

Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

Воспитатель: - У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики, в которых

лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: - Коллега, какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Магнит действует через пластик.

Воспитатель:-

думаете,

только

через

пластик

действует

магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

маленькие

металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой,

который двигает ее по трассе.

Воспитатель:

попробуйте

Возьмите

попробуйте управлять ими с помощью магнита. Какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Магнит действует через картон.

предлагается игра

«Рыболов». Магнитными

удочками

вылавливают рыбок из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство.

Вывод детей: Магнит действует через воду.

Воспитатель: - Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но

интересный день. Мы изучали свойства магнита.

После этого воспитатель

проводит опрос детей по картинкам. На столе лежат с карточки.

Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы находите ту карточку, на которой,по-

вашему, изображен правильный ответ.

Выберите из картинок ту, на которой изображён природный камень

Какой предмет притягивает магнит?

В каком случае магниты будут «дружить»?

Через что действует магнит?

Дети показывают карточки с картинками.

Воспитатель: Правильно, все справились.

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые

Отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Воспитатель : -А теперь я предлагаю вам, мои маленькие ученые, пройти в

следующую

лабораторию.

помощники

приготовили

увлекательный фильм про применение магнитов в нашей жизни.

Воспитатель и дети уходят.

Тема: «По секрету всему свету»

Задачи: расширять представления детей о здоровом образе жизни через опытно-экспериментальную деятельность, рассмотреть роль плесени и ее влияние на жизнь человека; развивать мышление, память, монологическую и диалогическую речь; воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: проектор, презентация «Удивительная плесень», видеофильм «Йогурт», оборудование и алгоритм для приготовления йогурта в домашних условиях, накидки, шапочки для работы в лаборатории, корзина с молочными продуктами.

Ход занятия:
Дети заходят в зал.

Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся. Здороваться – значит желать доброго утра, хорошего настроения и конечно же желать друг другу здоровья.
Ребята, я сейчас предлагаю поиграть с вами в игру «Волшебный цветок» и вы расскажете, что такое здоровье. (дети высказывают свои мысли)
А как нам сохранить и укрепить наше здоровье? (ответы детей)

А как вы думаете, что значит правильно питаться? (есть только свежие продукты, много овощей и фруктов, молочные продукты)
Нам передали корзинку с продуктами. Давайте рассмотрим, что в ней.
Рома, что тебе больше всего нравиться из молочных продуктов?
(воспитатель спрашивает у детей, какой молочный продукт им больше нравится, дети рассказывают стихи о молочных продуктах).

А как вы думаете, что может случиться, если молочный продукт будет просрочен?
А как можно увидеть, что продукт испорчен? (ответы детей)
А кто знает, что такое плесень? Что вы о ней знаете? (ответы детей)

Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию, где работают очень интересные и умные люди.
Они нам расскажут, что такое плесень и познакомят с рецептом приготовления йогурта.
Мы отправимся в лабораторию «По секрету всему свету».

Также интересный конспект по экспериментированию:

Включается музыка, проводится разминка

Дети проходят в лабораторию, надевают накидки, шапочки, садятся.
Мы рады приветствовать в нашей лаборатории. Мы проводим много очень интересных исследований и опытов.
Вас интересует, что такое плесень?
Об этом вам расскажет научный сотрудник Садовая Арина. (презентация «Удивительная плесень»)

1.Что такое плесень? (грибы)
2.Где она может быть полезна? (медицина, для приготовления кефира, йогурта, сыра)

Воспитатель:
А вы знаете из чего готовят йогурт?
Сегодня мы откроем секрет приготовления йогурта в домашних условиях.
Йогурт изготавливают двумя способами на заводе и в домашних условиях.
Ребята, мы сейчас с вами посмотрим фильм, как изготавливают йогурт на заводе. (дети смотрят)

Вопросы по фильму:
Для чего нужно надевать специальную форму на молочном заводе?
Как называется емкость, где готовится йогурт? (танки)
Что добавляют в йогурт? (фруктовые добавки)

Сегодня мы расскажем вам, как можно приготовить йогурт. Этот йогурт будет намного полезнее и вкуснее тех, что продают в магазине. Способов приготовления существует множество, но различаются они незначительно. Этот йогурт вы можете приготовить дома.

А сейчас наш научный сотрудник Василишина Даша расскажет все подробно.
Ребята вы поняли, как приготовить йогурт?
Давайте еще повторим способ приготовления йогурта
Что для этого нужно? (молоко, закваска)
Сколько нужно взять ложек закваски? (2)
Куда нужно поместить смесь? (термос)
Для чего? (сохранение температуры)
А сейчас опираясь на схему, приступаем к изготовлению.
(дети самостоятельно работают)
А сейчас Даша угостит вас уже готовым йогуртом, но мы можем сделать его вкуснее и полезнее, если добавим фрукты.
Понравился ли вам йогурт?
(дети отдают корзинку в лаборатории), затем прощаются с научными сотрудниками.
Вы запомнили, как готовить йогурт в домашних условиях, этим секретом вы можете поделится.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, подготовительная группа, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «По секрету всему свету»


Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Детский сад № 14 «Аленький цветочек»
Месторасположение: г. Камень-на-Оби, Алтайский край

  1. Воспитательные:

Обогащение словаря:

Предварительная работа:

Оборудование

Технические средства:

Ход НОД

1.Организационный момент

Воспитатель:

Воспитатель:

Входит Волшебница Вода:

Я и туча, и туман

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу

Даже камень источу!

Волшебница вода:

Воспитатель лаборатория? (ответы детей)

Волшебница Вода:

Воспитатель

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель: раствором.

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Волшебница вода : Ребята, как вы думаете, Я - Вода, растворяю все вещества? (ответы детей).

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель

(нет, это не раствор)

Воспитатель: Что такое раствор? (ответы детей)

(раствор - это жидкость, в которой все вещества растворяются)

Воспитатель:

Синяя вода - поле без следа

Без конца и края синяя вода.

(кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(присели)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

Волшебница Вода:

Желтое, а не солнце.

Льется, а не вода.

На сковороде пенится,

Брызгает и шипит

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель

(сахарный песок и соль).

Воспитатель: Какие не растворяются в воде?

(речной песок и масло).

Воспитатель:

Воспитатель:

Волшебница Вода:

Воспитатель:

Воспитатель:

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебница - Вода". »

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №17

КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
«Волшебница - Вода»
Познавательное направление. Экспериментирование

Составил воспитатель: Данько Е.Ю

г.Белогорск

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

    Образовательные:

    расширять представления детей о свойствах веществ;

    Развивающие:

экспериментирования;

    развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

    Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к воде;

    воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.

Обогащение словаря: лаборатория, растворитель, раствор.

Предварительная работа: чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка».

Оборудование : фартуки; прозрачные стаканы (по 4 шт. на ребенка); ложки; банки; подносы (по 2 шт. на каждого ребенка); салфетки; сахарный песок, соль; масло; речной песок; пипетки.

Технические средства: cd- проигрыватель (аудиозапись «Звуки воды», «Синяя вода»)

Ход НОД

1.Организационный момент

Воспитатель:

Давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Пусть день будет удачным, нас сегодня ждет много интересных дел.

2. Включается аудиозапись «Звук воды».

Воспитатель: Что вы слышите? (ответы детей)

Входит Волшебница Вода:

Я и туча, и туман

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу

Даже камень источу!

Волшебница вода: Ребята, вы меня узнали? (ответы детей)

Я - вода! Я сегодня буду вашей помощницей!

Воспитатель : Хорошо, Волшебница Вода, мы с ребятами приглашаем тебя в нашу лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Мы сегодня с вами будем проводить опыты по исследованию воды.

Волшебница Вода: По исследованию меня? (удивленно)

Воспитатель : Да, волшебница вода. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. И ты, Волшебница Вода, присаживайся.

Дети проходят к столам, надевают фартуки.

Воспитатель: Ребята перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 баночки, одна с сахарным песком, другая с солью.

Посмотрим, что станет с сахарным песком и солью, если мы их положим в воду.

В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде? (ответы детей)

(сахарный песок растворился в воде).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая на вкус вода, только пробовать мы ее не будем (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Ученые называют такую сладкую воду-раствором. Изменился ли цвет нашего раствора? (ответы детей)

Воспитатель: Стаканчики со сладким раствором, поставьте на синий поднос. Возьмите другой стаканчик с водой и положите в него ложечку соли, размешайте. Растворилась соль в воде или нет? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, какой этот раствор на вкус? (ответы детей)

Воспитатель: С каким же новым свойством воды мы познакомились, проведя сейчас опыты с солью и сахарным песком? (ответы детей)

Вывод делает воспитатель: «Вода является растворителем веществ»

Волшебница вода : Ребята, как вы думаете, Я – Вода, растворяю все вещества? (ответы детей).

Воспитатель: А чтобы правильно найти нужный ответ необходимо провести следующий опыт. Перед вами баночка с речным песком. Положите песок в воду и размешайте его. Растворился он в воде? (ответы детей)

(песок не растворился в воде).

Воспитатель: Правильно! Значит, вода растворяет не все вещества. Посмотрите на стаканы с речным песком и с соляным раствором, что мы видим? (ответы детей)

(Песок мы видим, а соль растворилась и ее не видно)

Воспитатель : Можно ли назвать это раствором? (ответы детей)

(нет, это не раствор)

Воспитатель: Что такое раствор? (ответы детей)

(раствор – это жидкость, в которой все вещества растворяются)

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Приглашаю вас на веселую разминку.

Физкультминутка под музыку «Синяя вода».

Синяя вода - поле без следа

(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Без конца и края синяя вода.

(кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(присели)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Встали, руки вытянули вперед).


Волшебница Вода:
Отдохнули? Продолжаем наши опыты. Предлагаю сесть за свои столы. Послушайте загадку:

Желтое, а не солнце.

Льется, а не вода.

На сковороде пенится,

Брызгает и шипит

Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, растворится ли в воде масло. Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Проверим опытным путем. Перед вами стакан с водой и в баночке масло. Наберите растительное масло в пипетку и капните 3-4 капли в воду, посмотрите, что произойдет. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Масло не растворилось в воде, а плавает на ее поверхности. Попробуйте хорошо перемешать ложечкой воду. Что произошло? (ответы детей)

(при перемешивании масло не растворилось и всплыло на поверхность воды).

Воспитатель : Назовите, какие вещества растворяются в воде?

(сахарный песок и соль).

Воспитатель: Какие не растворяются в воде?

(речной песок и масло).

Воспитатель: Как вы думаете, а вещества растворяются быстрее в холодной или горячей воде? (ответы детей)

Воспитатель: Мы вас выслушали, а проверить это я предлагаю дома, но чтобы рядом были обязательно взрослые. Почему? (ответы детей).

Волшебница Вода: Как же я много сегодня узнала. Вы не против, если я к вам еще раз приду, в вашу лабораторию. Я убедилась, что вы много знаете обо мне. И таким умным детям я дарю книгу с занимательными опытами, чтобы вы и дальше продолжали свои исследования.

Волшебница Вода прощается и уходит.

Воспитатель: Что сегодня для вас было интересным? (ответы детей)

Воспитатель: Наша лаборатория закрывается до следующих интересных опытов.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение