Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит. Опыты с магнитом для дошкольников: этапы проведения, цель, результаты Занятие в саду чудесные свойства магнита

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Магнит - это ещё одна волшебная сказка от науки.

Наукой придумано много волшебных сказок. Ну что ж! Надо же чем-то заниматься, если за это платят приличные деньги. Я читал некоторые сказки от науки, например, про атом, Луну, о происхождении полезных ископаемых на Земле и другие.

Сказка про магнит тоже занимает достойное место в перечне сказок от науки. У неё есть все сопутствующие сказке компоненты. И основное - этого просто не может быть. Ею занимаются «всерьёз и надолго» даже научно-исследовательские институты. Например, Донецкий физико-технический институт, который тоже внёс свою лепту в познаниемагнита.

Неспроста я его упомянул. Ведь эту тему породило моё недавнее посещение Донецкого физико-технического института. С ним я безуспешно пытаюсь наладить контакт с 2006 года, предлагая совместно обсудить то, что написано мной в области естественных наук. Например:мою версию строения атома; как появилась у Земли Луна; происхождение полезных ископаемых на Земле и т. п. . Но всё тщетно. Вежливый отказ они мотивируют тем, что нет времени читать всякую чушь, которую им иногда приносят. У них есть свои объекты для исследований.

В очередной раз мне было тактично указано, чтобы я не совался к ним со своими пустяковыми домыслами и не отвлекал их отосновной работы.

Я поинтересовался в Интернете о Донецком физико-техническом институте, каков он и какие проблемы решает.

Ему около 50 лет. В нём работает более 500 сотрудников. Около 40 докторов и свыше 100 кандидатов наук. Институт занимает солидное, метров 200 в длину, пятиэтажное здание. Занимается изучением физики твёрдого тела, магнетизма и ряда других тем. Наверное, работы были успешными, поэтому 15 сотрудников были удостоиныГосударственных и именных премий.

Это недавнее посещение Донецкого физтеха сначала несколько удручило, а затем сподвигнуло меня на желание доказать им, что и я на что-то способен, а так как они изучали магнит, то и я решил заняться им.

Конечно, я доволен, что заинтересовался магнитом. У меня в это время была пауза после Тунгусского метеорита. Стал искать в различных источниках, что нового наука узнала о магните, кроме того, что общеизвестно? Но, в очередной раз, убедился, что многое для науки - ещё «тёмный лес», включая природу магнита. Правда, нескольких часов, которые я потратил для ознакомления с научными знаниями о магните, будет недостаточно, чтобыубедительно высказать свою версию о природе магнита, но этого уже было достаточно, чтобы оценить абсурдность некоторых утверждений науки.

Например, в числе научных поисков - магнитный монополь, то есть магнит, имеющий только один полюс. Как мне кажется, это точь-в-точь поиск чёрной кошки в тёмной комнате, в которой её нет, но ведь кто-то за эту работу получает неплохие деньги и имеет карьерный рост. Регулярно сообщает об успехах в поиске.

Я в одной из предыдущих статей, возмущался, какв 40-е годы, пусть учёному, но за глупость (он утверждал, что Тунгусский метеорит - это комета, упавшая на Землю) чуть не дали Сталинскую премию. Теперь усмехаюсь - сколько чуши сказано наукой о природе магнита. Конечно то, что лежит на самой поверхности, она преподносит правильно. Но заглянуть внутрь проблемы - там полный мрак.

Идут размышления. Почему чистое железо - мягкий магнит, и только в смеси (не в соединении)с другимиэлементами оно становится ферромагнетиком, порой сильнейшим?Для меня - это объяснимо, а для науки?Мнетакую возможность даёт моя модель атома, а наука пусть ищет.

Ну что ж! Ищите. Искать придётся долго, так как квантовомеханическая модель атома возможности для разгадки этой загадки не предоставляет. По версии науки электроны в твёрдом теле имеют возможность совершать вращательные движения по орбитам, при этом и сами вращаются вокруг своей оси, тем самым создавая магнитное поле, а в постоянном магните - намагниченность. Неужели так, не извиняясь за некомпетентность, можно объяснить степень намагниченности? Ну что ж! Верьте.Сложилась интересная ситуация: вроде бы очень многое знаем о магните, но не самую его суть.

Хотелось бы в этой связи придумать какую-нибудь сопоставимую аналогию из истории человечества. Например, о глине.

В средние века люди знали о глине всё. Что и как из неё можно сделать? Какие есть присадки, и для чего они нужны? Где и какие разноцветные глины можно найти? И ещё ряд знаний вплоть до врачевания глиной. Но никто не знал, что глина - это сложное химическое вещество с главным компонентом - алюминием, а это металл.

Так и теперь люди и наука знают очень многое о магните, единственно, ещё не знают его природы, поэтому применяют для объяснения его сути правдоподобные, с их точки зрения, домыслы.

Мнеповезло - это моя удача, что я занялся магнитом. В 2006 году я, ещё в стадии отрабатываниясвоей версии строения атома, узрел, что в 3-ем периоде(моей версии) есть какое-то несоответствие. Тревога за «неестественность» не покидала меня все эти пять лет. Вначале даже сомневался, отдать или не отдавать свою версию атома на патентование, но потом подумал, что версия всё же должна быть верной, а 18 элементов вместо 16, вызваны какими-то возможно нужными для Природы обстоятельствами, о которых ещё надо будет узнать.

Прошло пять лет. Я даже писал об этом несоответствии в какой-то статье. А теперь. О, удача! «Так вот, где таилась разгадка моя» - как сказал бы вещий Олег о проблеме восемнадцати элементов в 3-ем периоде. Спасибо случаю, что меня раздосадовали в Донецком физтехе. Кое-что прояснилось и встало на свои места. Теперь уже магнитострикция (сжатие намагниченных тел) и Виллари эффект (изменение намагниченности при принудительной деформации) для моего понимания магнита стали естественны. Более того, думаю, что без этого природу магнита просто нельзя было бы объяснить. (Я по каким-то своим соображениям ничего конкретного о своей версии магнита пока говорить не буду.)

Может быть наивно, но я полагаю, что даже этой «записочкой» (то есть, не раскрывая сути дела) я сделал некий рывок в нашем познании существа магнита. Интересно было бы узнать, что весомее для познания природы магнита, то есть фундаментальных знаний о магните: работы Донецкого физтеха с его многочисленными сотрудниками за годы оплачиваемой работы, или то, что сделал «кустарь-одиночка» за 2-3 дня бесплатно в «шикарных» домашне-кухонных условиях?

Остаётся только передать привет Донецкому физтеху:

«Я, то, что вы знаете о магните, уже знаю, но попробуйте узнать то, что знаю о магните я. К моему сожалению, оказалось, что нам не по пути. Не хочу быть нулём перед вами. Арриведерчи».

В заключение - очередная благодарность Природе. Эти три элемента: железо, кобальт и никель - последние элементы, что рождается на Солнце из гелия, и принесены на Землю солнечными выбросами. Природа «подумала» и наделила их магнитными свойствами, чтобы человек разумный это использовал в своей жизнедеятельности.

Спасибо Природе, что она сотворила магнит для людей. А как образовался магнит? Этого вам знать пока не положено. Да и мне надо ещё «покумекать», чтобы «выродить» законченный продукт.





Эта сказка первая, которой я открываю у себя в блоге совместный с Таней Тавикой и ее блогом «Это интересно» проект «Опыты и сказки». В нем Таня будет проводить опыт по выбранной физической теме, а я писать сказку.

Первая тема, которую мы выбрали — Магниты.

«Мечты одного магнита »

На столе лежал большой магнит и вздыхал. Ему было очень скучно. Ухватить и прилепить к себе некого, а ведь он обладает такой уникальной способностью, И напрасно магнетики внутри него стояли рядами ровно, как солдаты, и все смотрели в одну сторону, не двигаясь.

Магнит очень гордился своими магнетиками. Он считал себя немного в родстве со светом и его . Он ведь также состоял из многих мельчайших частиц, только они, в отличие от Светиков, были послушны, стояли тихо и спокойно, никуда не летели, даже смотрели в одну сторону. У любого металла такие магнетики есть, но все в разные стороны смотрят, не слушаются. А тут, такая сила! Потому что все вместе. Как схватят кого, так и не отпустят. Жалко только, что схватить они могут лишь железо.

А если их нагреть? Может, тогда они сильнее станут и начнут всех хватать и примагничивать?

От этой мысли магнит чуть не подпрыгнул. Вот это идея! Ведь и лежит он на полке около самой плиты. Стоит свалиться с полки, и он окажется совсем близко к печке!

Магнит стал раскачиваться, приказал магнетикам там, внутри него, тоже раскачиваться из стороны в сторону. Через некоторое время магнит с грохотом свалился на пол и постарался упасть как можно ближе к печке.

Приятное тепло разлилось по всему магниту. Он мечтательно закрыл глаза. Но внезапно шум и голоса внутри него нарушили безмятежный покой.

Что же он увидел открыв глаза? Послушные некогда магнетики крутились в разные стороны, болтали друг с другом, а некоторые вообще выбежали из строя!

Что такое, что за беспорядок? — крикнул он. Но магнетики не обратили на его крик никакого внимания.

Тут на кухню вошла хозяйка. Она увидела валяющийся на полу у самой печки магнит и всплеснула руками.

Ой, он же теперь испортился!

Хозяйка быстро подняла магнит и приложила его к холодному железному крану. Но если раньше магнетики все вместе хватались за предложенную железку, то теперь многие из них не обратили на кран никакого внимания. И, когда хозяйка убрала руку, магнит шлепнулся в раковину.

Какой позор! — всхлипнул он, — значит, тепло не помогает нам, а, наоборот, мешает! Что же теперь будет? Неужели меня выбросят?

Хозяйка задумчиво покрутила магнит в руках и положила на полку.

Посмотрим, может он еще и не испортился. Вот остынет, тогда проверим.

Лежа на полке, магнит замирал от страха. Однако, он остывал, температура понижалась. И чем холоднее становился магнит, тем послушнее становились магнетики. Они снова выстроились в ряды и замерли, дружно глядя в одну сторону.

Уф, неужели пронесло? — пробормотал магнит — Никогда больше не стану мечтать о том, чего у меня нет. Притягиваем мы железо, и хорошо! Просто замечательно!

__________________________________________

И действительно, магниты — это очень интересные, почти волшебные…предметы? Ну да, предметы. Но они же почти живые!

А вот и опыты от Тани. Посмотрите как магниты еще и отталкивать могут, как с их помощью мелкие железки собирать, как… Ну, в общем читайте)

Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

Возьмем предметы, сделанные из разных материалов:кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик. Будем подносить к ним по-очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту? опыты с магнитом experiments with magnets

МУНИЦИПАЛЬОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2
города БЕЛОРЕЧЕНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

Конспект непосредственно- образовательной деятельности
с детьми старшей группы по познавательной деятельности:
«Все тайны магнита»

Выполнила:
Воспитатель
Маврина Л.Ю
2014 год
Образовательная область: познавательная
Вид деятельности: непосредственно -образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема:«Таинственный магнит».
Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Программное содержание.
Образовательные задачи: Сформировать представления о магните и его свойстве притягивать предметы.Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
Воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа: Игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Словарная работа: Активизировать словарь по теме: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение, магнитная сила, магнетит.
Материалы и оборудование: железные, пластмассовые предметы, кусочки ткани, бумаги,пенопласта; магниты, ключи металлические, подносы для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей,
Ребята я предлагаю сегодня вам стать настоящими исследователями и провести настоящие эксперименты в настоящей лаборатории!
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Вам всем знаком этот камень

Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: посмотрите в нашей шкатулочке еще что-то есть...
(достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).
У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите
(Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).
С помощью моей "волшебной рукавицы" я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).
Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)
А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.
Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит и почему он так называется? Тогда я приглашаю вас в кинозал посмотреть фильм о магните.
2. Просмотр презентации «Волшебный магнит»
1.слайд Педагог. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.
Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
Существует и другое объяснение слова магнит - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.
2.слайд Камень магнит имеющий свойство притягивать железо.
3.слайд Ученые придумали специальные машины для обработки этого камня и получения магнита. Люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
4. слайд Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту называются - магнетическими.
5. слайд Существует огромное количество различных видов магнитов
6. слайд Это большие магниты. Их используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).

7.слайд Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах.
8.слайд Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.
9. слайд А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей и взрослых.
10. слайд Про магнит снимают мультфильмы.
Воспитатель: Ребята, почему магнит так назвали?
Где его используют?
Какой секрет хранит в себе магнит?
3.Экспериментальная деятельность детей.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать маленькими исследователями. А кто такие исследователи? (это человек, который что-то изучает). Исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать и изучать свойства магнитов. Одевайте фартуки и шапочки проходите в нашу лабораторию.
Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, предлагаю вам поэкспериментировать:
"Важное дело - эксперимент! В нём интересен нам каждый момент".
Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Волшебство начинается!
Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.
- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;
- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.
4. Самостоятельная работа.
Опыт №1
Приступайте! Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)
Опыт №2
Положите: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.
Опыт №3
Воспитатель: Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.
Дети: Магнит действует через ткань.(Железные предметы примагнитились через ткань).
Опыт №4
Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?
Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.
Опыт №5
Воспитатель: Следующий фокус состоит в том, чтобы устроить «Дискотеку для зверят»
В картонную коробку нужно поставить силуэт зверушки (картинка),на отогнутую часть положите магнитик. Вторым магнитом делаем разнообразные движения под коробкой.(под музыку)
Дети: Магнит действует через картон.
Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Физкультминутка
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку
Зверобика «Раз,два,три ну ка повтори...»
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие
Опыт №7
Ребят посмотрите перед нами стаканы с водой,что там на дне?Ключи

А теперь давайте подумаем как можно достать ключ из стакана не намочив рук?

Ответы детей.самостоятельная деятельность
5. Рефлексия.
Воспитатель:
Что нового вы сегодня узнали о магните?
Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, картон, воду, магниты притягиваются друг к другу, магнит действует на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? (в шкафчиках для одежды, магнитные буквы, держатели, магнитная игра..)
Воспитатель: Зная свойства магнита можно придумать поиграть в интересные игры. Приглашаю в игровой зал. Я приготовила для вас магнитные наборы «Магнетикус» где вы еще раз сможете увидеть свойства магнита.

Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита» для старших дошкольников

Тема « Знакомство детей со свойствами магнита » .

Актуальность:

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых знаний, сведений.

Экспериментирование связано со всеми видами деятельности , такими, как наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность , ФЭМП.

Цель: Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита .

2. Познакомить детей с понятиями « магнитная сила » , «притяжение» , « магнетизм » .

3. Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита .

2. Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к экспериментированию.

2. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Методы и приемы:

Рассказывание легенды о магните , загадка, опыты с магнитами разного размера , игра малой подвижности, игра на развитие внимания, показ м/ф «Лунтик. Магнит »

Материал и оборудование:

Демонстрационный: игра «Ловись рыбка» , коробочка с магнитом , схема : «Какие предметы притягивает магнит » , картинки с изображением, где применяется магнит , познавательная игра «Волшебные магнитики » .

Раздаточный: магнит на каждого ребенка , набор предметов из различных материалов: пластмассовая ложка, стеклянная баночка с водой, металлические скрепки, кусочек ткани, деревянный кубик, пшено.

Ожидаемые результаты:

формирование представлений детей о природном объекте - магните ;

формирование познавательного интереса;

обогащение словарного запаса.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений, загадывание загадки, рассматривание иллюстраций по теме « Опыты , экспериментирование с магнитом ».

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель :

В круг быстрее становитесь

И друг другу улыбнитесь.

Глазки вниз, глазки вверх,

Смелей вперёд.

Нас много интересных

В лаборатории открытий ждёт!

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать учёными - исследователями и отправиться в нашу лабораторию.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом . Коробка закрыта.

Воспитатель : Сегодня к нам в институт привезли предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

Он поможет, непременно,

Найти иголку в стоге сена.

Дети (магнит ) . Воспитатель показывает магнит :

«Вот перед вами волшебный магнит . Много секретов в себе он хранит», Воспитатель: перед тем как приступить к экспериментам с магнитом я хочу рассказать вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец . Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял , что эти странные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и произошло название « магнит » .

Воспитатель : магнит – это камень .

Возьмите на столе магнит и определите , какой он на ощупь?

Ответы детей (гладкий, холодный, твердый и т. д.) .

Воспитатель : Как вы думаете, он лёгкий или тяжёлый?

Ответы детей (тяжёлый) .

Воспитатель предлагает дать определение магниту .

Ответ детей (магнит - это камень , поверхность его холодная, гладкая, он тяжелый).

Воспитатель : Какое еще свойство имеет магнит , отличающее его от обычных камней?

Ответы детей (притягивает предметы) .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит ? Ответы детей (нет) .

Воспитатель : Давайте проверим ваши предположения, но сначала давайте отдохнем.

Физминутка.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Руки вверх, руки вниз,

на носочки потянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Дети присаживаются за столы.

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

1. На столах ничего не трогать без разрешения.

2. Содержимое сосудов не пробовать на вкус, пальцы в рот не брать.

3. С мелкими деталями обращаться осторожно.

4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Запомните, опыты можно проводить только со взрослыми.

ОПЫТ №1 «Все ли притягивает магнит ?» (На столе лежат вперемежку предметы, надо их разобрать таким образом: отложить только те предметы на поднос, которые притягивает магнит )

Воспитатель : подводит к своему демонстрационному столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, бумаги, ткани, резины, стекла, железа) .

Воспитатель : К каким предметам притягивается магнит ?

Дети : Магнит притягивается к железным предметам.

ОПЫТ №2 « Магнитные полюса » .

Воспитатель : У каждого из вас есть магнит . Давайте прикоснемся

своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа . Посмотрим, что будет.

Дети : Наши магниты то соединяются , то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель : Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов . С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный» . Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети : У нашей планеты Земля.

Воспитатель : просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель : Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети : Круглой.

Воспитатель : А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети : Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель : Земля, как один большой магнит , притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом . Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса . Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются , а когда отталкиваются?

Дети : Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются . Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.

Воспитатель : Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить . А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.

ОПЫТ №3 « Магнит преграды не боится » .

Воспитатель : Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу не исчезает.

Воспитатель : «А сейчас немного отдохнем и опять опыты начнем»

Разминка в кругу Игра с мячом «Притягивает - не притягивает»

Дети садятся за столы

Воспитатель : Я предлагаю провести следующее испытание:

ОПЫТ 4 «Не замочи рук»

(У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит . Скрепка «тянется» за магнитом )

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через стекло и в воде не исчезает.

Воспитатель : как можно быстро достать металлические предметы из крупы?

Дети говорят свои предположения.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз

Вправо, влево, вверх и вниз

Повторять ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза,

Будем видеть лучше сразу.

ОПЫТ 5 «Поможем Золушке перебрать крупу»

(На тарелочках пшено, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из пшена убираем»

Воспитатель :

Ребята, а как вы думаете, где люди используются магниты ? Люди используют магниты : с помощью магнита удобно удерживать инструменты; легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из природного камня магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы. Используют в медицине при обследовании и лечении. В игрушках, конструкторах .

Воспитатель : Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?

Дети : Да!

Воспитатель : С помощью опытов мы многое узнали про магнит .

Итог занятия

1. Магнит притягивает железо .

2. Магнит имеет северный и южный полюс, которые притягиваются и отталкиваются.

2. Магнит действует сквозь бумагу, пластмасс.

3. Магнит действует сквозь воду и стекло.

Литература

1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду . Человек. – М : ТЦ Сфера, 2004

2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование . Издательство : Детство – Пресс, 2013

3. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. //Вопросы психологии – 1996


Наталья Бобкина
Конспект НОД «Волшебные свойства магнита»

Цель : Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

«Познание»: познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита.

«Социализация»: актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

«Коммуникация»: воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Материал: рукавица с магнитом внутри, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами, стаканы с водой.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите в глаза друг другу. А теперь посмотрите в мои глаза, а я посмотрю в ваши. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями.

Стук в дверь.

Ребята, посмотрите, что это?

Посылка.

Давайте узнаем от кого она. (Воспитатель крутит посылку, читает)

Посылка от дедушки Зная. А дедушка Знай у нас такой выдумщик. На посылке загадка. Чтобы открыть посылку, нужно отгадать загадку:

Хватаю в крепкие объятья

Металлических я братьев. (Магнит)

Воспитатель открывает посылку.

Ребята, тут для нас письмо: «Здравствуйте, ребята! Посылаю вам из своей лаборатории различные предметы и рукавицу, но она не простая, а волшебная. А в чем ее волшебство, вы должны определить сами».

А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей)

Опыт №1 «Волшебная рукавица»

Давайте попробуем надеть рукавицу и будем доставать предметы из посылки.

Что происходит с предметами? (металлические предметы при разжимании не падают, другие падают. Рукавица перестает быть волшебной).

Почему так происходит? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)

Что может находиться в рукавице?

(Дать детям рассмотреть рукавицу, в ней находится магнит).

Да, в нашей рукавице действительно находится магнит. Дедушка Знай не зря загадал нам загадку про магнит. А еще он прислал для вас магниты.

(Дети садятся за столы, где будут экспериментировать с магнитами).

Возьмите в руки магнит. Пощупайте его, постучите магнитом. Какой магнит на ощупь?

(Магнит твёрдый, тяжёлый, холодный).

У меня в руке магнит

Много секретов в себе он хранит.

Важное дело эксперимент

В нём интересен каждый момент.

Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.

А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны. Как это сделать? (выслушать предположения детей)

Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит?

ОПЫТ: По очереди подносить магнит к предметам.

ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

Опыт №2 «Полюса магнита»

Посмотрите какой разноцветный магнит прислал нам дедушка Знай. (воспитатель достает из посылки магнит окрашенный двумя цветами: синим и красным).

Как окрашен магнит?

Что обозначают цвета? (обозначают полюса магнита: синий - северный, красный - южный).

Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами. Что происходит с ними?

(Магниты отталкиваются).

А теперь приложите красным и синим концами. Что происходит?

(Магниты притягиваются).

(Воспитатель подводит детей к выводу, что разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные отталкиваются).

Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы и кнопки – все перемешалось в шкатулке.

Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)

Опыт №3

Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детали, а пластмассовые останется. Показывают, как это надо сделать.

Опыт №4

Раздается звонок телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы»

Видео звонок:

Здравствуйте, дорогие ребята! У меня беда! Любимый пруд, в котором я живу, уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много мусора. Помогите мне очистить пруд. Только одно условие. Нельзя вылавливать рыбок.

Ну, что - поможем черепахе Тортилле и обитателям пруда? Как мы можем ей помочь, чтобы нам не потревожить жителей пруда и достать весь мусор? (выслушать предположения детей)

Только удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

По очереди дети очищают водоем от мусора.

Из аквариума дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор.

Какой мусор мы доставали? А почему только металлический?

Потому что магнит притягивает только металлический предмет.

Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

Опыт №5

Ребята, магнит не только замечательный помощник, он еще и чудесный художник. Вы согласны?

Он умеет «рисовать»!

Как вы думаете, как?

Ребята, посмотрите, какой формы у меня магнит? (круглый)

Сколько кругов? Какие круги?

Что можно из них построить? (дети собирают неваляшку)

ОПЫТ : Насыплем на бумагу железные опилки и положим на построенную неваляшку.

ВЫВОД : Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.

А что же еще умеет делать магнит?

Опыт №6

Посмотрите, что лежит у нас на столе? (скрепки)

Из чего сделаны скрепки? Давайте проверим, притягиваются они или не притягиваются?

Я беру магнит, а вы будете подносить к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подносите вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась.

ВЫВОД: Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. Но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.

Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят стаканы с водой, на дне скрепка.

Как достать скрепку, не замочив рук?

Опыт № 7 : Поднести магнит к стакану.

Что произошло?

ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.

Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.

Итог.

Ребята, вам понравились быть учёными и проводить опыты?

Что нового вы узнали о свойствах магнита?

Кому бы вы хотели рассказать о работе с магнитом?

Ребята, дедушка Знай оставляет вам в подарок эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнавать, какие предметы может притягивать магнит.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение