Что такое помолвка и зачем она нужна? Свадебные традиции: что такое помолвка и обручение.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Обряд обручения начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву, после которой начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: "Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая всё совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.
Раньше обручение происходило до венчания, иногда задолго. Обрученные хранили кольца, как символ любви и верности. Перед венчанием они возвращали их, подтверждая тем самым свое согласие на брак, желание отныне обмениваться своими мыслями, чувствами, радостью и горем. Поэтому можно последовать древней традиции и обручиться заранее или же сделать это в день венчания. Сегодня действительны оба варианта.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи - знак духовного света таинства - торжественно проходят в центр храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся на белый или розовый коврик, разостланный перед аналоем. На аналой, где уже лежат Крест и Евангелие, кладут венцы. Священник предлагает жениху и невесте пред Церковью и Богом еще раз подтвердить свое добровольное желание вступить в брак. Священник обращается к жениху: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?", - спрашивает священник, и жених отвечает: "Имею, честный отче". - "Не связан ли ты обещанием другой невесте?" - "Нет, не связан".
Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?" - "Имею, честный отче". "Не связана ли обещанием другому жениху?" - "Нет, не связана".
После этого начинается чин венчания - таинственное освящение супружества Божественной благодатью.

Православное бракосочетание состоит из двух частей службы, когда-то отдельных, а в настоящее время объединенных в одно торжество. Первая часть, обручение (на румынском logodna , на итальянском fidanzamento ) – это торжественное объявление брачных обетов; в то время как вторая часть является непосредственно бракосочетанием, в православной традиции называемая венчанием (на румынском cununie , на итальянском incoronazione ), название, происходящее от венцов, возлагаемых на головы супругов.

В прежние времена и в отличных от сегодняшнего обществах браки устраивались на основе соглашений, заключённых между семьями жениха и невесты, и часто планировались заранее, когда жених и невеста были еще в очень молодом возрасте (подростками или даже моложе). При таких обстоятельствах становится понятным желание объявить о брачных обетах через соответствующий обряд обручения, для того, чтобы уведомить всю общину верующих о том, что двое молодых людей обещаны друг другу, даже если их брак еще не состоялся.

Сегодня люди женятся в основном по собственной инициативе и с партнером, выбранным самостоятельно, следовательно, нет смысла праздновать обручение отдельно от венчания. Именно по этой причине две отдельные службы и были объединены в одну. Тем не менее, не стоит забывать, что в служебниках еще предусмотрена возможность проведения обручения и бракосочетания в два отдельных момента.

НЕМНОГО БОГОСЛОВИЯ БРАКА

Таинство, или же, используя терминологию Православной Церкви, Святые Тайны церковного бракосочетания не ставят своей задачей с правовой точки зрения объединить мужчину и женщину. Это скорее признание Церковью союза, уже сотворенного Богом в жизни двух супругов, это вход таинственным образом человеческого союза супругов (как союза земного, подверженного греху, боли и смерти) в божественное измерение Царства Божьего.

Соединение двоих в христианском браке делает вновь возможным осуществление первого проекта Эдема: достижения совместной жизнью двух взаимодополняющих существ вечной радости.

По этой причине Православное бракосочетание выходит за рамки юридического соглашения. Во время церемонии жених и невеста не обмениваются свадебными клятвами: само присутствие (как и наличие свидетелей в подтверждение их свободного выбора) указывает на обязательство, принятое между ними, и на расположение к действию Бога в их браке.

Хоть Церковь снисходительна к вдовцам, вступающим во избежание одиночества в новый брак, все же о браке не говориться как о союзе супругов «пока смерть не разлучит их». На самом деле, поскольку этот союз входит в измерение Царства Божьего, он также принимает характер вечности. По этой причине, вместо того, чтобы говорить о неразрывном браке, как в римско-католическом богословии, православное богословие говорит о браке единственном и неповторимом . Можно сказать, что для православных есть только один истинный священный брак в жизни, в то время как последующие браки (вдовцов, а так же в других случаях, когда Церковь разрешает второй брак, если первый брак безвозвратно разрушен с человеческой точки зрения) рассматриваются более как мера снисхождения, которая через благословение Церкви вводит новых жениха и невесту в жизнь общины верующих.

Именно потому, что предлагая с бракосочетанием новое, «божественное измерение» жизни пары, Православная Церковь не осуждает человеческие союзы. Ее задача не в том, чтобы определить, живут ли пары, не состоящие в церковном браке «во грехе» (в широком смысле, можно сказать, что каждый, кто не живет по благодати и воли Божьей, живет во грехе, не зависимо, находится ли он только в гражданском или же и в религиозном браке), а, скорее, ее задача заключается в призыве всех пар перейти от человеческого союза к участию в божественной жизни, предлагаемой через таинство церковного брака.

СВИДЕТЕЛИ

Жениха и невесту сопровождают на брак друг и подруга (в греческой терминологии их называют παράνυμφοι, что можно перевести как «друзья брачующихся»), которые имеют очень важную функцию в ритуале: засвидетельствовать своим присутствием свободу брачной связи, то есть их свободный личный выбор (отсутствие принуждения, угроз или других условий, которые делают брак недействительным), а также отсутствие других уз (предыдущего брака или обручения, чье завершение не было признано Церковью). По этой причине важно, чтобы свидетели хорошо знали жениха и невесту.

Со временем были установлены различные местные обычаи, и свидетели часто напоминают крестных родителей (в румынском языке используется тот же термин nănaş для обозначения и тех и других). Свидетелями сегодня выступают почти всегда мужчина и женщина, довольно часто это муж и жена. Таким образом, пара свидетелей берет на себя задачу направлять молодую пару в их супружеской жизни.

Как бы ни был этот обычай красив и благороден, следует подчеркнуть, что свидетели не имеют роли крестных или наставников ; их задача – засвидетельствовать свободу вступления в брак, а все остальное, чем они хотят и могут быть полезны супружеской паре, не является требованием Церкви.

Поэтому напоминаем следующее:

1. Свидетели необязательно должны находиться в браке . Также не обязательно, чтобы это были мужчина и женщина. Церковь считает законным браки, при которых в качестве свидетелей выступают двое мужчин или две женщины.

2. Свидетели необязательно должны быть православными христианами . Не их вера или принадлежность к Церкви требуется в бракосочетании (как того требует обряд крещения для крестных), но важно то, чтобы они действительно хорошо знали молодоженов. Другими словами, лучше настоящий друг пусть и не православный (или даже, в крайнем случае, не христианин), чем член Церкви, не знакомый с женихом и невестой. Сегодня находятся такие, кто настаивает на том, чтобы свидетели были именно православными христианами, но кто так говорит, должны бы объяснять, почему Церковь, позволяющая, чтобы один из супругов был не православный, должна быть более строга со свидетелями, чем с самими женихом и невестой!

3. Церковь ничего не требует от свидетелей после выполнения их долга на бракосочетании . Свидетели не обязаны становиться крестными детей супругов (хотя это часто случается на практике), или нести какие-либо другие обязанности: любая поддержка или помочь супругам является их свободным дружеским жестом.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью.

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

ОБРЯД ОБРУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как происходит свадебная церемония в Православной Церкви сегодня. Первая часть обряда обручения происходит в притворе церкви. Если же в церкви нет притвора или внутреннего портика, то обручение происходит при входе в церковь, что обозначает вход в семейную жизнь (по той же причине в обряде крещения молитвы по изгнанию дьявола и исповедование веры происходят в притворе). Жених и невеста выступают вперед, сопровождаемые по обе стороны свидетелями – жених с правой стороны, невеста с левой. Так обычно располагаются мужчины и женщины в храме, что легко вспомнить, посмотрев на расположение центральных икон Христа и Божьей Матери.

Священник, проводящий бракосочетание, благословляет жениха и невесту, подает им зажженные свечи и окутывает благовониями. Затем начинается ритуал обручения, состоящий из молитв, ектении и обмена кольцами, символизирующими взаимные обещания верности.

Первоначально предусматривалось золотое кольцо для жениха и серебрянное для невесты, но в настоящее время чаще используется пара колец, изготовленных из того же материала (иногда даже менее ценного). Перед обрядом обручения кольца освящаются окроплением святой водой и некоторое время находятся на святом престоле. При желании, можно принести кольца в церковь за некоторое время до бракосочетания и оставить их возлежать на святом престоле во время служения Божественной Литургии.

Символизм колец (т.е. круг, не имеющий конца, как и взаимные обещания супругов, бесконечные и безусловные) объясняется в молитвах обряда, когда вспоминаются кольца, подаренные в различных библейских эпизодах в знак верности, доверия, ответственности и божественного милосердия.

Формула обручения, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Священник надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениха и невесты. Правая рука (которой христианин крестится) является хранительницей колец в древней христианской традиции, как и в древнееврейской, откуда берут истоки многие элементы православного бракосочетания. В практике Римской Католической Церкви обручальные кольца отделены от брачных (в то время как в Православной Церкви нет такого различия), что во многих случаях привело к перенесению колец на левую руку. Если жених и невеста, следуя местным обычаям, хотят носить кольца на левой руке после свадебной церемонии, то в этом нет серьезной проблемы.

Кольца, одетые на руки молодоженов, в скором времени обмениваются трижды (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции). Обмен кольцами выражает постоянный обмен между супругами, которые, взаимодополняя, обогащают друг друга.

Если после обряда обручения следует обряд венчания (на сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев), обрученные и свидетели направляются к центру церкви, где подготовлен стол с венчальными коронами. При подходе пары хор поет стихи псалма 127, чередуемые припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Войдя в центр храма, жених и невеста становятся на специально подготовленном для них ковре (это может быть полотенце, вышитое узорами, как заведено в России, или же просто коврик достаточно широкий, чтоб вместить обоих супругов). Этот ковер, заимствованный из древнееврейской свадебной традиции, символизирует измерение, в котором супруги держат ответ перед церковью: ведение ежедневной жизни, воспитание детей, семейный очаг.

Священник начинает венчание тремя молитвами, в которых испрашивает Божью благодать для супругов, благодать, под воздействием которой человеческий союз становится союзом, ведомым Святым Духом. (Священник молится за сошествие Святого Духа на венчаемых подобным образом, как во время Божественной Литургии призывается Святой Дух на хлеб и вино, чтобы превратить их в тело и кровь Христа.)

Руки молодоженов соединяются священником, а затем он связывает их вместе лентой или вуалью. Затем священник накладывает венцы на головы супружеской пары в знак царственности (Церковь дает возможность супружеской паре быть правителями их семейной жизни, как и участниками самого царства Христово), а также в знак совершенствования: муж и жена становятся «венцами» друг друга, завершением божественного образа, возможным средством спасения друг друга, как упоминается апостолом Павлом в главе 7 Первого послания к Коринфянам. Венец также является знаком мученичества, то есть свидетельством веры «в радости и в скорби», до принесения в жертву собственной жизни. Тайна брака требует готовности умереть для себя, для своего личного благополучия, чтобы мочь дарить себя другому в течении всей жизни.

Формула венчания, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом:

«Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ». Аналогично формула повторяется для невесты: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Венцы, положенные на головы супругов, обмениваются три раза (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции), в то время, как хор поет: «Господи Боже наш, славою и честию венчах я (их) ».

ЧТЕНИЯ

Два библейских отрывка, связанных с браком, взяты из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна.

Св. Павел напоминает первым христианам из Эфеса (как и христианам всех времен и народов) о взаимных обязанностях супругов, проводя параллель между любовью мужа и жены, и любовью Христа и Его Церкви. Как Христос любит Свою Церковь до самоотвержения и готовности пожертвовать собой, так и муж должен отдавать себя без остатка своей жене. Как Церковь, в свою очередь, повинуется Христу, так и жена должна подчиняться своему мужу. Если в каждый момент супружеской жизни придерживаться этой модели, то браки не будут распадаться! Жена, предоставив последнее слово мужу, научится контролировать свое инстинктивное желание защищать семью во время волевых конфликтов (что обычно не имеет ничего общего с непосредственным выживанием детей и семьи); муж, помня о необходимости приносить себя в жертву ради жены и детей, поступает таким образом, чтобы предоставленное ему окончательное решение не исходило из личных интересов, но защищало интересы всей семьи.

Евангелие от Иоанна говорит о первом чудоявлении, сделанном Иисусом в Кане, где вода, превращенная в вино (и вино качественное!), является моделью превращения человеческого союза в союз Божественный под действием благодати Господней. Пара более не является лишь человеческим учреждением, но знаком, так же, как Церковь, что Царство Божье уже присутствует среди нас.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА

После еще некоторых молитв и ектиний, священник благословляет чашу с вином: жених и невеста выпивают из этой общей чаши в знак их общей участи всей жизни, в радости или скорби. Чаша вина в этом случае исходит из традиций древнееврейского брака и не имеет никакой связи с вином евхаристии.

Затем священник трижды обводит молодоженов вокруг центра церкви, в то время как хор поет некоторые тропари (гимны православной традиции), по своему значению связанные с символикой брака. Во время пения тропарей общепринято, чтобы свидетели следовали рядом с женихом и невестой, придерживая венцы на головах.

Пение тропарей происходит от древнего обычая сопровождать в процессии жениха и невесту с пениями после свадьбы от дверей церкви до дверей дома новоиспеченной пары. Со временем этот общественный обычай был оставлен, церковные песнопения перешли на конец церемонии, а процессия стала эпизодом обряда бракосочетания.

В конце процессии священник развязывает руки брачующихся и помещает венцы на стол. В заключительных молитвах священник просит Бога сохранить венцы непорочны в своем царстве: в знак наследства, ожидающего жениха и невесту, выросших в любви и верности, принесших духовные плоды их брака.

После окончательного благословения следует ряд приветствий и пожеланий: почитание икон в центре церкви (или на иконостасе), пожелания долгих лет новой паре (многолетствования), увещевания священника мужу и жене сохранить в своей жизни полученную от Бога благодать. В случае смешанных браков также неправославный священник может присоединиться к пожеланиям новобрачных, обращая к ним слова ободрения и наставления.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Православная Церковь поддерживает очень высокий стандарт модели семейной жизни, но признает, что брачные связи могут закончиться или по причине форс-мажорных обстоятельств (например, смерти одного из супругов), или из-за различной степени человеческого греха (когда один из двух бросает другого, по неверности и другим причинам, сводящим брак на чистое лицемерие). В этих случаях Церковь позволяет (в случае вдовства, всегда, а во всех остальных случаях по письменному благословению архиерея епархии, в которой было совершено бракосочетание), повторное венчание. Церковь также допускает третий церковный брак (хотя не рекомендует), в то время как абсолютно запрещает четвертый.

Существует обряд повторного бракосочетания покаянного характера, из которого видим, как Церковь разрешает вторичный брак, идя на встречу еще более тягостным личным обстоятельствам. Сегодня обряд повторного бракосочетания используется только если оба супруга уже были повенчаны ранее: это мера уважения к супругу, впервые вступающего в брак. Таким образом, редко можно увидеть эту типологию свадебной церемонии.

МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ СУПРУГОВ

Есть определенная молитва, сегодня используемая редко, которой приветствуются супруги по возвращении в церковь после свадебных торжеств. Хорошо бы продолжать использовать эту молитву, которая представляет собой уместный «переходный обряд» после медового месяца, возвращающий молодоженов к их активной роли в местной общине верующих.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

Часто церковное бракосочетание заключает в себе некоторые практические трудности, как в отношении гражданского брака, так и при наличии предыдущих брачных уз. Это руководство не претендует дать общий ответ на все проблемы, но предлагает ниже некоторые элементы для размышления.

Если пара не находится в узаконенном браке, необходимо, чтобы это произошло или до венчания, или примерно в то же время. Предусмотрена возможность проведения церковного православного бракосочетания, имеющего гражданский эффект, но только если священник, проводящий церковный брак, является признанным государством церковным деятелем. Для этого проинформируйтесь в храме, в котором вы желаете повенчаться (еще лучше, если вы будете усердно посещать этот храм!).

Если в предыдущем браке состоял православный супруг, то необходимо благословение архиерея епархии, в которой проводился предыдущий брак. Если же в религиозном браке состоял не православный супруг, то он должен объявить о разрешении к вступлению в новый брак в соответствии с правилами его Церкви. Если данная Церковь не считает супруга свободным, то Православная Церковь не может вмешиваться в этом отношении. Переход в Православие для обхода этой проблемы, если и представляется возможным, не рассматривается положительно.

Если предыдущие браки были только гражданские, то нет никаких препятствий для церковного бракосочетания, при условии, что не должно оставаться никаких связей предыдущего гражданского брака, как и нерешенных споров (опека над детьми и т.д.), связанных с браком.

Брак не исключает в будущем возможности мужа или жены принять монашество, но такой выбор может быть сделан только с согласия обоих супругов и если родители (более) не несут ответственности за несовершеннолетних детей. В таких случаях брак приостанавливается церковными властями, и муж или жена (а лучше, оба) могут принять монашеский постриг.

«ПОДХОДЯЩИЕ» ДНИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

«В какие дни можно сочетаться браком?»

На этот простой вопрос приходятся сложные, а иногда и различные, ответы, с длинными списками «дней, когда церковное бракосочетание запрещено», поэтому постараемся понять причины, из-за которых некоторые дни непригодны для церковных свадебных обрядов.

Проблемы постных и праздничных дней

Бракосочетание обычно не рассматривается как скромный праздник для узкой группы супругов и свидетелей, но как общественное признание союза, объединяющего семьи и друзей в радостной и праздничной атмосфере. Дни поста — не подходящее время для этого вида торжества, поэтому Православная Церковь запрещает бракосочетания в эти дни: в период многодневных постов, таких как Великий Пост, или накануне отдельных постных дней. Может показаться странным, что брак запрещен накануне постных дней (во вторник и в четверг), но разрешен в сам постный день (в среду и пятницу). Причину следует искать в традиции празднования банкетов, продолжительностью во всю ночь, а также в идеи «не расходовать» первую брачную ночь на заре постного дня.

Также бракосочетания не отмечаются в дни самых больших праздников, чтобы не отвлекать внимание от праздников Церкви. Часто последующие после крупных праздников дни (например, дни между Рождеством и Крещением) исключаются для свадебных ритуалов. Не все Православные Церкви следуют одинаковым правилам после праздничных дней: в некоторых храмах можно услышать, что не совершаются бракосочетания в течении первой недели после Пасхи (или во Святую неделю Пасхи), в других можно услышать, что браки запрещены все сорок дней после Пасхи. В любом случае лучше посоветоваться непосредственно в церкви, в которой вы собираетесь повенчаться, так как могут быть различия в календаре.

Проблема субботы

Бракосочетания запрещены по субботам, хотя обычно это не постный и не предпостный день. Причина этого запрета имеет пастырский характер: участие многочисленных групп людей в торжествах субботним вечером опустошает (или значительно уменьшает) участие в воскресных службах. Хотя этот запрет считается довольно строгим (особенно для семей, имеющих свободную от работы субботу), это правило абсолютно имеет смысл, и сегодня (особенно в Русской Церкви) ему следуют со всей строгостью.

Необходимо помнить, что запреты на проведение бракосочетания не являются абсолютными запретами и возможны исключения, по благословению местного архиерея. Венчающий священник не вправе самостоятельно пойти на уступку без объяснения причин своему архиерею и без его разрешения.

Казалось бы, когда два человека хотят стать мужем и женой, зачем чинить им преграды и ставить перед ними испытания? Это современная свадьба может пройти без соблюдения обычаев и традиций. Ранее помолвка являлась обязательным этапом перед самым важным событием в жизни молодоженов – свадьбой. Она имеет свои обычаи и традиции. Давайте разберемся, что особенного в этом обычаи, как организовать праздник и как подготовиться.

Немного фактов из истории обряда помолвки в Древней Руси

В древней Руси помолвка являлась точкой отсчета. Именно во время празднования торжества обсуждались все детали предстоящей свадебной церемонии. С этого дня жених и невеста уже берут на себя часть обязанностей, несмотря на то, что из их уст еще не прозвучали клятвы верности и любви.
Обручение является этапом, на котором жених делает предложение руки и сердца невесте в присутствии ее и своих родных и близких, но обращается он в первую очередь к отцу возлюбленной. После этого аналогичный вопрос звучал в адрес ее матери, после чего девушки. Если родители сдавали свое согласие, то жених дарил возлюбленной кольцо с бриллиантами, которое являлось символом вечной любви. До свадьбы кольцо должно было оставаться на безымянном пальце будущей жены.
Помолвка всегда отмечалась с размахом. От обручения до свадьбы проходило от трех до шести месяцев.

Традиции помолвки в других странах

Каждая страна имеет свои традиции и обряды.
Обручение в Германии – это начало совместной жизни супругов, при этом на данном этапе супруги могли остановиться не на один год. За эти годы супруги проверяли свою совместимость, обустраивали жилище.
В Италии традиции более строги и жених мог лишь под присмотром родителей общаться с будущей невестой.
Обручение в Японии – это, по сути, знакомство молодоженов, так как браки все заключались по договоренности родителей. Если жених изъявлял желание взять девушку в жены, он вручал ей девять подарков. Он мог отойти от традиции, но тогда его родители вручали маме и папе невесты деньги, которые компенсировали недостающее число подарков. Родители девушки, в свою очередь, вручали родственникам половину от той суммы, которую получили.
Обручение в исламских странах – это представление невесты будущему жениху. Она могла ему в этот день показать лицо. Жених не мог даже коснуться невесты до свадьбы.
В Швейцарии после помолвки пара шла к священнику – это своеобразная проверка отношений.

Современный обряд помолвки в России

Современные молодожены считают, что обручение происходит у них в тот день, когда они . Именно с этой даты и начинается обратный отсчет времени до самого лучшего дня их жизни. Как известно родители жениха и невесты должны договориться о предстоящей свадьбе, поэтому обручение тут будет как нельзя кстати. Предпраздничные хлопоты превратятся в настоящее торжество и семьи хоть на шаг, но станут ближе друг к другу. Подарок жениха остается, как и было по традиции Древней Русидрагоценное кольцо с одним бриллиантом или несколькими. Обручение в современном мире – это добровольный обряд, поэтому праздновать его можно как захотят молодые. Следует помнить, что самая ответственная помолвка – это та, которая проходит в церкви, потому что этот этап связывает молодоженов на всю жизнь, ведь за этим шагом следует венчание.

В преддверии помолвки нужно тщательно подготовиться, чтобы не допускать ошибок.
Подготовительный этап должен начаться с предупреждения родителей обеих сторон о намерениях стать мужем и женой. После этого стоит подготовить сценарий торжества.
Жениху, в свою очередь, нужно подготовить речь и продумать, как он будет просить руку и сердце любимой у ее родителей.
Каждый человек, приглашенный на торжество должен сочинить поздравление и подготовиться к его прочтению.

Как организовать обряд помолвки

Как организовать празднование торжества зависит не только от желаний, но и от возможностей. Однозначно, желание молодых стать мужем и женой должно быть окончательным и бесповоротным. Помолвка может проходить дома или церкви.
Первоначально следует рассчитать бюджет на празднование торжества. Варианты проведения торжественного празднования:
обручение при наличии небольшого количества денежных средств. Свадьба – это немалые затраты, а тут еще и празднование обручения. Определенно ясно, что для семейного бюджета это немалый удар. Но не стоит отменять помолвку, можно отметить ее дома в кругу самых близких людей;
помолвка при соблюдении древнерусских традиций. Можно отметить торжество дома или кафе. Следует учитывать то, что главными блюдами стола будут – национальные. Жениху при таком проведении обряда следует соответствовать и соблюдать все правила и нормы традиционного обряда. Можно нанять тамаду, чтобы сделать вечер еще более красочным и интересным;
обручиться в западноевропейском стиле – это еще один вариант. Стиль данного мероприятия – вечеринка-коктейль, приглашения на которую высылаются заранее. Наряды следует подобрать согласно стилю тематической вечеринке. Гости уже на этом торжестве вручат подарки молодоженам;
помолвка класса люкс. В этом варианте бюджет неограничен или же имеет лимит, но установлен он на высокой планке. Здесь стоит пофантазировать: можно скопировать сценарий «звездного» обручения, организовать великолепный банке, покататься на лимузине, отпраздновать где-нибудь на известном курорте или что-либо другое. В целом, можно сказать, оказаться в центре всеобщего внимания.
Где бы ни проходило торжество или как бы оно ни было организовано не стоит забывать о том, что поздравление для молодых должно быть искренним.

Обряд, проводимый в церкви

Церковный брак первоначально был обязательным только для боярского и княжеского родов. Лишь в семнадцатом веке стал доступен для народа, причем супруги, имеющие на тот момент детей, могли повенчаться.
Обручение в стенах церкви проходит в присутствии самых родных и близких людей. Благословение родителей на проведение обряда или свадьбу необязательно, но молодым желательно им заручиться. Обряд в церкви состоит из нескольких этапов:
благословение. Молодожены стоят на расстоянии друг от друга в притворе церкви: место невесты – слева, жениха – справа. Священник выносит Крест и Евангелие, после чего епитрахилью обвязывает руки будущих супругов и позволяет встать им ближе друг к другу, затем благословляет их;
великая ектения – молитвословие, в котором просится о спасении будущих молодоженов, о даровании молодым детей;
иерейские молитвы – священник просит у Бога благословить союз молодых;
обменивание кольцами. Кольца одевает будущим супругам священник, после того как произнесет молитву и осенит голову каждого крестным знаменем;
отпуст – читается короткая молитва и утверждается помолвка.
При проведении обряда девушка облачается в платье белого цвета, но допустимы голубые, небесные, нежно-розовые, кремовые оттенки или иные светлые тона. Не следует выбирать наряд в фиолетовом цвете. Платье неприменимо должно прикрывать колени, руки и плечи тоже - закрыты. Голова девушки покрывается фатой, а также может использоваться шляпка или же покрывало.
Жених для церемонии одевает в брючный костюм темного цвета, голова не покрыта.
Эта церемония наиболее значимая и требует ответственного подхода, так как церковь не прощает разводов.
Обручение или помолвка – это значимый шаг для молодоженов, о котором не стоит забывать. Проведение торжественного мероприятия поможет сблизить семьи, которые впоследствии станут одним целым.

В давние времена бракосочетание было невозможно без обряда обручения. Обручение являлось третьим этапом предсвадебных вечеров:

  • Сватовство и смотрины невесты
  • Сговор родителей с обеих сторон и помолвка
  • Обручение и обмен кольцами

Если первые два вечера проходили в семейном кругу, то само обручение свершалось в присутствии сватов, множества родственников и друзей. Во время обручения жених и невеста обменивались железными, серебряными или золотыми кольцами, в зависимости от состоятельности, в знак того, что они кладут печать на совместную жизнь и хозяйство. Кроме того, в этот вечер в присутствии свидетелей подписывался документ, который определял права на имущество обоих супругов - прототип современного брачного договора.


Обряд обручения совершался примерно за шесть недель до венчания. За это время молодые должны были пройти испытание временем и оставаться верными друг другу.


С Х века обручение совершалось уже не в доме родителей невесты, а в храме в присутствии священника. Таким образом, будущие супруги отвечали за свое решение перед Богом.


Кольца, которыми во время обручального вечера обменивались названные жених и невеста, бережно хранились до самого обряда венчания , во время которого возвращали их и уже постоянно носили на безымянном пальце правой руки.

Современная путаница

В настоящее время венчание молодоженов также невозможно без обряда обручения, и они часто совершаются в один и тот же день друг за другом. Но трудность в соблюдении свадебной традиции обмена кольцами состоит в том, что священнослужители требуют, чтобы современные жених и невеста до начала обряда венчания были расписаны в ЗАГСе.

Как известно, во время гражданской церемонии (в ЗАГСе) молодожены тоже обмениваются кольцами, и создается путаница между правилами церковного и гражданского бракосочетания. Чтобы не потерять смысл христианского обручения, можно провести этот обряд за несколько дней до регистрации брака в ЗАГСе , а после гражданской церемонии поехать венчаться в церковь. Второй вариант - отказаться от обмена кольцами в ЗАГСе, но тогда церемония потеряет свою торжественность и красоту.


Церковное обручение

Смысл обряда обручения в церкви - свидетельство того, что молодые заключают брак со всей ответственностью перед лицом Бога.

Священник выходит через царские ворота иконостаса к новобрачным, которые стоят лицом к алтарю. Крест и Евангелие он кладет на аналой. Освященные обручальные кольца держит в это время дьякон. Священник, держа две венчальные свечи, символизирующие будущую супружескую пару, читает молитву о благословении будущих супругов на брак и размахивает кадилом с фимиамом. После этого он передает свечи молодым.

Венчальные свечи делают длинными и достаточно массивными, чтобы за время церемонии они не успели догореть. Это является плохой приметой, как и оброненное обручальное кольцо.

Жених и невеста, бережно удерживая свечи, проходят внутрь храма, следуя за священником. Далее священнослужитель надевает кольца на пальцы новобрачных, и молодые трижды обмениваются ими в знак того, что с этих пор они навсегда принадлежат друг другу. После обмена кольцами обряд обручения подходит к концу. На аналой кладут венцы, и начинается венчание.

Помолвка заключается в объявлении молодых о том, что они решили стать мужем и женой. Как правило, в этот период жених и невеста решают вопросы подготовки к свадьбе, готовятся к грядущей супружеской жизни. Именно в этот период они еще могут отказаться от своего решения. Обряд помолвки - очень красивая традиция, о которой необходимо знать и учитывать все тонкости ее проведения.

По традиции помолвка (ранее рукобитье) следует за сватовством и предшествует обручению, и является важным моментом в предсвадебной подготовке. Этот обряд выражает всю серьезность и важность ваших отношений. Если вы не уверены в своем желании создать семью именно с этим человеком, не стоит объявлять о помолвке только потому, что так поступили ваши друзья. Сегодня, конечно, этот обряд носит больше условный характер и не является обязательной необходимостью, к ней относятся как к устаревшей формальности или красивому обычаю, который предшествует главному моменту в жизни. Тогда как раньше после рукобитья свадьба просто не могла не состояться. Только чрезвычайные обстоятельства, война или стихийные бедствия могли помешать свадьбе. А в допетровские времена нарушение сговора приравнивалось к оскорблению невесты, и в предусмотренных документах даже указывалась внушительная сумма за отказ от заключения брака.

Как правило, день подачи заявления в ЗАГС и является днем помолвки. После этого у пары есть только месяц на то, чтобы действительно решить для себя, а нужен ли этот брак, хочу ли я связать свою судьбу с этим человеком, чтобы потом не сожалеть о свершившимся.

Родители жениха и невесты должны первыми узнать о помолвке своих детей – это является главным условием данного обряда. По русской традиции будущий муж просит руки своей любимой у ее отца. Кстати, у этого обычая корни идут из глубокого прошлого, когда мужчина был главой семейства, и этот статус был непоколебим.

Как правило, жених и невеста организуют встречу родителей с обеих сторон для обсуждения деталей будущей свадьбы (определиться с количеством и составом гостей, местом проведения, организацией свадьбы, обсудить возможные варианты помощи родителей молодоженам в первое время и т.п.).

Как только согласие родителей на брак получено, а заявление в Загс подано, это событие можно и отметить, устроив, к примеру, торжественный ужин, на котором и объявить о помолвке и предполагаемой дате свадьбы. Отмечать это событие можно где угодно, все зависит от вашей фантазии и материального состояния. Если у вас в планах составление и подписание брачного контракта , то данное мероприятие как нельзя лучше подходит для этого. С этого момента пару можно называть женихом и невестой.

В старые времена родители невесты назначали сговорный день и время. Часто родителей жениха приглашали в дом невесты на какой-либо праздник под различными предлогами, при этом им не говорилось ни слова об истинных причинах торжества. Сам жених, его родители и близкие родственники собирались в дом невесты с подарками. В доме невесты гостей принимали со всякого рода почестями, кланялись друг другу и обменивались подарками. Подарок невесте мог быть в виде колечка, платка, золотого украшения и т.д. Раньше, по обычаю, во время сговора невеста отсутствовала, но в конце вечера от имени невесты кто-то из ее близких приносил подарки для жениха и его родных. Жениху, как правило, невестой дарилась вышитая рубашка, сшитая собственными руками. От сговора до свадьбы, независимо от продолжительности сроков, жених не имел право видеть невесту. Сроки от сговора до заключения брака могли быть разными, от недели и до нескольких месяцев, в зависимости от обстоятельств. Позднее обычай не видеть невесту пропал, жених мог после помолвки видеть невесту в любое время. До обряда рукобитья жених мог видеть невесту только во время смотрин. Стоит отметить, что в любом общественном месте в присутствии людей пара могла видеться, но никакие встречи наедине до родительского благословения были невозможны.

Гостей усаживали на почетные места под божницей. В течение нескольких минут гости и хозяева сидели молча – этого требовали тогдашние обычаи. За столом отец невесты объявлял о помолвке в виде короткой речи-тоста, заканчивающейся здравицей. Невеста и жених за столом сидели рядом, по правую руку невесты сидели родители жениха, по левую руку жениха - родители невесты. На помолвку невеста надевала светлое праздничное платье, а жених – строгий костюм. Затем писалась так называемая рядная запись, где указывались имена молодоженов, предполагаемая дата свадьбы, обязательство жениха взять в жены невесту, обязанности родственников невесты выдать ее замуж и дать за ней определенное приданное (заносилось буквально все), а также возможные «штрафы», неустойка или попятное за невыполнение обязанностей и т.п. Шедшая на попятную сторона должна была платить сумму, размер которой соответствовал бы состоянию. Сумма эта всегда была настолько велика, что бременем ложилась на плечи нарушителя. Также не редко в рядную запись заносилось условие, что муж не должен бить свою жену, чтобы можно было взыскать за обиду.

По случаю помолвки в богатых русских семьях родителями невесты устраивались балы с обильным угощением. Приглашение на торжество делались в виде специальных билетов и рассылались приглашенным, иногда старшие члены семьи давали объявления в газетах, которые оповещали об этом радостном событии. На бал приглашались близкие родственники, знакомые и влиятельные персоны, где глава семьи официально представлял всем жениха и невесту.

Хотя помолвки могли проходить совсем по-домашнему, без приглашения гостей. В данном случае сами родители или священник, которого приглашали на данное событие, благословляли жениха и невесту иконой, а семьи обменивались хлебом-солью. Отцы будущих мужа и жены отвешивали друг другу семь поклонов и называли свадебную дату. В случае если отец невесты скончался, то его место занимал ее брат, либо крестный или другой родственник-мужчина. После получения родительского благословения, жених и невеста по традиции обменивались кольцами. С этого момента молодые считались помолвленными.

По давней русской традиции в день помолвки жених в знак сильной любви преподносит невесте обручальное кольцо , как правило, с одним или несколькими драгоценными камнями. На этом кольце, на внутренней его стороне, жених заказывал гравировку даты обручения. Кроме того, указывались инициалы жениха на кольце невесты, и невесты на кольце жениха. Если невеста принимает кольцо, это говорит о подтверждении намерений обоих вступить в брак. Если же невеста отвергает предложение жениха о замужестве, то она отказывается от преподносимого ей кольца. Выбор кольца остается за женихом, здесь никаких особых правил, все зависит от тех или иных предпочтений. Как правило, обручальное кольцо невеста носит до свадьбы на безымянном пальце правой руки, а в день свадьбы до встречи с женихом снимает. Потом его можно носить поверх свадебного кольца, и если брак окажется удачным, передавать по наследству.

Помолвка в традициях разных стран.
В каждой стране обряд помолвки имел свои особенности. Так, например, в Германии она символизировала начало супружеских отношений. Сразу после обручения пара начинала жить, как сейчас это принято называть, гражданским браком. При этом данный период у молодой пары мог продолжаться не один год. В течение этого времени молодожены устанавливали степень совместимости и «сооружали» теплое и уютное гнездышко.

В Италии же под этим обрядом понималась подготовка к свадьбе, при этом жениху вплоть до венчания разрешалось только навещать иногда невесту в стенах ее дома под обязательным наблюдением родителей.

В Японии жених и невеста знакомились именно на помолвке, поскольку заключение браков происходило по договоренности родителей. Она считалась официальной церемонией, на которой, если намерения жениха относительно соблюдения всех формальностей были серьезными, он преподносил невесте в дар девять подарков. Если жених отказывался от соблюдения формальностей, он дарил меньшее количество подарков. При этом родные жениха вручали будущим родственникам материальную компенсацию и подарки с пожеланиями удачи. Родные невесты со своей стороны должны были одарить будущих родственников на сумму, которая наполовину меньше полученной. Сегодня в Японии этот обычай соблюдается все реже, а женихи дарят кольца своим возлюбленным на европейский манер.

В Швейцарии после помолвки молодые должны были провести беседу со священником, которая была неким тестом на готовность к супружеской жизни.

В Испании пара могла расторгнуть помолвку, если свадьба затягивалась более чем на три месяца.

В исламских страна, по Шариату, помолвкой является момент представления невесты жениху, когда ему разрешают увидеть ее лицо и обменяться несколькими фразами, но только в обязательном присутствии ее родственников. Нельзя касаться невесты до бракосочетания.

Помолвка для молодой пары является испытательным периодом, в который они проверяют надежность и способность друг друга к поддержке. Этот период показывает насколько сильно доверие жениха и невесты друг к другу, понимают ли они друг друга, могут ли принять привычки и недостатки друг друга. Это время, когда пара окончательно решает для себя, остаться свободными или скрепить свои отношения брачными узами.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение