Как помочь ребенку научиться читать по слогам. Когда начинать учить ребенка читать: советы психолога

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Маленькие дети воспринимают новую информацию совсем не так, как школьники. Взрослым важно получить подробный ответ на вопрос и понять логику вещей, а для малышей интересны просто факты(небо — синее, солнце — светит, море — соленое и т. д.). И только со временем у ребенка начинают появляться логические цепочки. Так и с чтением: буквы, слова и целые предложения постепенно выстраиваются в сюжеты.

Учить не переучить

Маленькие дети очень способные и восприимчивые: за короткое время у них формируется речевой аппарат, развивается логическое мышление и творческие способности. Это большая нагрузка, но малыши легко с ней справляются. Главное, не слишком усердствуй, не заставляй малыша занимать дольше, чем он способен сконцентрироваться. Старайся превратить обучение в увлекательную игру.

Идеальный возраст

Психологи и педагоги не могут определить лучший возраст для интенсивного обучения чтению, прежде всего из-за того, что все дети разные: одни малыши более усидчивые и спокойные, их легче обучать, а другие более шустрые, ни минуты не могут усидеть на месте и предпочитают активные игры. К тому же, у детей часто не хватает мотивация к кропотливому занятию. Но многие специалисты считают возраст 4−5 лет самым оптимальным.

Первые шаги к чтению

  • В два-три года расширяем словарный запас.
  • До трех лет развиваем речь; ребенок осваивает окружающий мир.
  • Читаем детям вслух. Это развивает внимание и воображение.
  • К шести-семи годам у детей окончательно формируется знаково-символическая функция — пора заниматься более интенсивно!

Основные этапы обучения

  • Играем со звуками: можно пошипеть, как змея, или пожужжать, как самолет, или посчитать, сколько звуков в коротком слове.
  • Знакомим малыша с ударением, гласными и согласными.
  • Обучаем буквам и цифрам с помощью кубиков, азбуки или букваря. Для непосед можно использовать лото, доску с магнитными буквами или просто лист с карандашами.
  • Учим составлять из слов слоги и затем целые слова и предложения. Постепенно переходим к чтению предложений.

Основные методики обучения чтению

  • Фонетический метод. Один из самых эффективных способов — алфавитный принцип, четкое произношение букв и звуков, постепенный переход к слогам и словам.
  • Лингвистический метод. Учитывает особенности живой речи: обучение начинается со слов, которые чаще всего используются в современном языке.
  • Метод Глена-Домана. Никаких букв и звуков! Ребенок учит слова целиком — запоминает их произношение и написание. Через некоторое время начинает читать небольшие тексты, где эти слова часто встречаются.
  • Метод целого текста. Предполагает самостоятельное изучение для детей, умеющих читать: акцент на буквы и звуки не делается, ребенок узнает новые слова, смысл которых должен понять по контексту или иллюстрации.
  • Метод Зайцева. Еще пару десятилетий назад был одним из самых популярных методов. Основан на игре с кубиками, на разных гранях которого написаны слоги — единицы строения языка; различаются по цвету, звуку и размеру.

Почему дети не хотят учиться читать?

  • А зачем? Есть много других интересных занятий, а мотивации — нет.
  • Ребенка начинают обучать чтению слишком рано, поэтому ему приходится тратить много времени и усилий. Малыш может не понимает связь между буквами и значениями, процесс обучения кажется ему слишком сложным. 
  • Ребенок боится расстроить родителей, при обучении отсутствует элемент игры. Малыш просто боится, что ты будешь его ругать. Постарайся убедить его в том, что он может ошибаться — ничего ужасного в этом нет.

Зачем учить детей читать, если это делают в школе?

Чтение помогает детям развивать речь, интеллект, воображение, абстрактное мышление и многое другое. Тема о его пользе заслуживает отдельной статьи. Но есть и другие плюсы:

  • во многих школах предпочтение при поступлении отдается детям, которые умеют читать
  • ребенку будет проще адаптироваться в школе психологически и освоить школьную программу; к тому же он будет меньше времени тратить на уроки и домашние задания
  • детям, которые поздно научились читать, трудно привить любовь к литературе
  • у читающих детей больше словарный запас, шире кругозор и богаче воображение.

Как мотивировать ребенка учиться?

Педагог и психолог Андрей Маниченко сформулировал 10 законов раннего обучения детей чтению. Впрочем, большинство из них актуальны в любом возрасте.

Закон раннего старта. Чем младше дети, тем проще их обучать: малыши открыты всему новому, а пристрастия и характер сформировались не настолько, чтобы капризничать.

Закон похвалы. Восторгаясь успехами малыша, ты проявляешь внимание и мотивируешь к новым подвигам.

Закон уважения. Считайся с мнением ребенка, чтобы не ограничивать его свободу и не подавлять самостоятельность. Разрешай малышу самому выбирать кубики с буквами, цветные карандаши или книгу.

Закон игры. Знания усваиваются легче, если обучение проходит в легкой игровой форме.

Закон хорошего настроения. Если мама, настроенная позитивно, пытается растормошить ребенка, который капризничает и не хочет заниматься, то лучше перенести урок на другое время, а в этот день просто поиграть. Прекращай занятие сразу, если ребенок начинает зевать, учебный процесс не должен ассоциироваться с мучением.

Закон скорости. Дети любят динамику. Чтобы ребенку не было скучно, наполняй урок разными заданиями, тогда у него не будет повода быстро устать.

Закон новой темы. Обязательно делай занятия разнообразными. Используй бумагу и ручки разных цветов, пиши слова на разные темы или разного размера, используй кубики, кассу с буквами, мольберт или доску для рисования.

Закон режима. Чем старше ребенок, тем важнее соблюдать режим дня.

Какие книги полезно читать детям?

Детские книги на примере интересных историй и характеров героев должны учить добру, справедливости, честности и дружбе. А красочный дизайн, крупные буквы и широкие поля — это не только удобно, но и прививает хороший вкус. Тем, кто всерьез задумался о программе обучения чтению, стоит обратить внимание на познавательные книги, детскую художественную и развивающую литературу, энциклопедические издания, научно-популярную и образовательную литературу.

ТЕКСТ: Вирпи Рихтер, председатель правления совета директоров компании myToys. de GmbH, эксперт немецкого интернет-магазина детских товаров, одежды и игрушек myToys.ru.

Большинство родителей хотят научить своего ребёнка читать намного раньше, чтобы ему было легче учиться в школе. С чего же начать? Какую методику обучения выбрать? Постараемся помочь вам в этом.

Какому родителю не хочется похвастаться успехами своего ребёнка? Вот только невропатологи не рекомендуют начинать обучение чтению слишком рано, заставляя малыша корпеть над книгами.

Так по каким же критериям определить, готов ли мой ребёнок к тому, чтобы научить его читать? Малыш действительно готов, если:

  1. Он способен говорить целыми предложениями, составляя связный рассказ;
  2. Распознаёт звуки в словах;

    Что поможет: научитесь вместе с ним вслушиваться в тихие и незнакомые звуки (журчание родника, пение птиц, шум листвы). Для развития фонематического слуха попросите назвать звуки, которые он слышит в начале или конце заданного слова.

  3. У него нет логопедических проблем (нарушения ритма речи, мелодики).

    Что поможет: для развития чувства ритма хорошо помогает пение, игра на дудочке, барабане, игры со скакалкой, мячом, «резиночки».

  4. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, ― различает, где право и лево, низ и верх.
  • Читайте про то, как .



Если ваш малыш уже научился буквам, то начинайте постепенно учиться читать по слогам. Среди всех методик и пособий наиболее эффективным считается пособие Н.С. Жуковой. Букварь Жуковой отлично помогает ребёнку составлять буквы в слоги, затем читать по слогам. Он не так насыщен картинками, но умеренное их количество точно не даст ребёнку заскучать. Букварь можно приобрести в любом книжном магазине либо найти в интернете. Именно эта методика позволяет научить ребёнка читать сначала по слогам, затем уже бегло читать целыми предложениями. Читайте далее основные правила обучения.


1. Учим гласные и согласные

Сделайте карточки, где будут изображены открытые твёрдые гласные: О, Э, Ы, У, А, затем заучивайте твёрдые согласные Л, М, шипящие и глухие звуки: Ш, Щ, Т, К, Ж, Ч, С, П.

Совет: произносите не «Лэ» и не «Эл», а коротко «Л». Превратите обучение в целую игру, уделяя поначалу 15 минут в день. Гласные буквы рисуем красным фломастером, согласные ― синим. Повторяйте каждое занятие по несколько раз, чтобы закрепить материал и быстрее выработать механизм чтения.

2. Читаем с ребёнком по слогам

Ребёнок уже знает часть звуков, теперь самое время научить его читать по слогам. Чтобы преодолеть первую ступеньку, разберите в букваре простейший слог «Ма». Посмотрите вместе, как первая буква «М» торопится ко второй «А», то есть удлинённо «м-а». Теперь две буковки произносятся слитно, не отрываясь друг от друга. Начинайте с несложных слогов, состоящих только их двух звуков: ЛА, МА, ПА, БА, ДА. Только не спешите, обязательно закрепляйте материал. Потом можно будет перейти к более сложным слогам: ДО, МУ, СО, ЩЕ, ЧИ.

Только после прохождения этих этапов (но не ранее!) научите читать ребёнка первые несложные слова, такие как «МА-МА», «ПА-ПА», «ЛЯ-ЛЯ», «МО-ЛО-КО».

  1. Не заставляйте петь слоги. Дети быстро к этому привыкают и при чтении целых предложений не оставляют промежутков между словами. Некоторые даже «поют» целыми абзацами, не уделяя внимания точкам, запятым, вопросительным или восклицательным знакам. Если учить, то сразу хорошо: ребёнок должен уметь делать паузы между словами, тем более предложениями.
  2. Не стоит беспокоиться, если ваш 3–4 летний кроха ещё не торопится читать ― это нормально. А вот 5–6 летним ребятам это более, чем необходимо: ведь по современной программе обучения первоклашек детки должны хорошо читать по слогам уже до школы, так что в этом подготовительном возрасте родителям следует сделать всё возможное, чтобы впоследствии не было «мучительно больно».
  3. Учитесь, играя! Пусть это будет медленно, но верно. Наберитесь терпения, и, как бы играючи, поправляйте все ошибки тихо, плавно и спокойно. Только так можно добиться успеха, а он придёт довольно быстро ― через 1,5–2 месяца. Как бы сложно не было, у вас обязательно всё получится, и ребёнок так полюбит читать, что чтение для него превратиться в интереснейшее приключение в забавный мир детских сказок и фантазий!

Видео: методики обучения чтению, плюсы и минусы

Понимание речи развивается только до 1,5 лет, после чего начинается пополнение личного словарного запаса. Иногда даже один слог может означать целую фразу, поэтому в каждом случае следует учитывать индивидуальность малыша. После того, как ему исполняется 1,6 года, понимание ребенка с полувздоха может стать серьезным препятствием к развитию. Поэтому не стоит исполнять его просьбы по первому требованию, а дожидаться, пока он не начнет их озвучивать.

Перед тем, как научить читать ребенка, нужно помочь ему начать говорить. В первую очередь необходимо стимулировать малыша на полное произношение слова, почаще спрашивать, как называется тот или иной предмет. К двум годам жизни словарный запас ребенка должен пополниться на 250 слов, хотя эта цифра все же очень индивидуальна, и если кроха говорить будет меньше, расстраиваться не стоит. Девочки начинают активно общаться намного быстрее мальчиков, этот фактор тоже следует учитывать. Следующие моменты обязательно нужно принять во внимание при развитии речи у малыша.


  • Очень важно разговаривать с ним с первого дня его рождения, следует описывать все действия, которые совершаются родителями. Можно называть предметы, когда варится обед, рассказывать малышу, куда держат путь родители и что интересного он может увидеть. Каждый раз следует закреплять результат и повторять постоянно увиденное, называть предметы по несколько раз.

  • Знакомить кроху со звуками тоже следует с первых дней, как звучит машина, как воет ветер, как поет птичка, как скачет лошадки и т.д. Если малыш начинает повторять, необходимо поддерживать его, почаще хвалить.

  • Мелкая моторика рук связана с речью, это было не раз доказано учеными, поэтому не запрещайте играть малышу с горохом, пуговицами, фасолью, монетками. Конечно, только в присутствии взрослых. Ребенок будет с удовольствием пересыпать мелкие предметы из одной баночки в другую.

Помочь малышу с развитием речи очень важно, но стоит делать это правильно, чтобы он всегда чувствовал себя комфортно. Результат не заставит себя ждать.

Как-то раз мой четырехлетний сын попросил меня почитать ему книгу. Я просто сел рядом, когда у него вдруг изменились планы, и он решил сам почитать мне. Он уверенно переворачивал страницы, и произносил текст почти слово в слово по тому, что было написано в детской книге. Что сказать, я был поражен!

Однако на поверку оказалось, что это просто его , которую ему читали так много раз, что заучил все слова и запомнил, на какой странице что написано – это было несложно, ведь книга с картинками. Но в этот момент я понял, что у ребенка есть желание читать и его необходимо развивать.

Действительно, многие родители задаются вопросом, почему чужие дети , в то время как они сами сколько ни долбят с ребенком букварь, у них ничего не получается?

Я знаю ребенка, который начал читать с трех лет. Сначала родители долго и тщательно выбирали ему няню. Возможно, они пользовались какими-то рекомендациями, а может, им просто повезло, но они нашли гувернантку с педагогическим образованием, которая поставила перед собой задачу научить ребенка читать к трем годам. И вот когда мама уезжала на работу, девочку с няня учила буквам. Для этого она приклеила на стену бумагу с буквой «А». Два месяца няня подходила с грудничком к написанной букве и говорила «А». Следующие буквы пошли быстрей, и так далее. В результате ребенок читал в два с половиной года! Другой вопрос конечно, сколько часов было затрачено на то, чтобы научить девочку читать?

У ученых есть свое мнение по этому поводу. Оказывается, у разных детей разная. И в первую очередь это зависит от того, насколько просто ребенку удается запомнить буквы. Тот, кто легко запомнит, как звучат буквы, сможет легко запомнить слоги, и так же легко будет запоминать слова.

Все знают, что процесс обучения начинается с запоминания букв. В этот момент самое главное, что ребенок должен запоминать именно звучание букв – то есть никаких «Эм» и «Эн», а просто буквы «М», и «Н». В некоторых методиках обучения основной акцент делается на запоминание сразу слогов. Возможно, это и правильно, ведь именно из слогов состоят слова. Есть методика, где из слогов делают кубики и потом дают ребенку играть ими, показывая, как из кубиков-слогов просто складывать слова.


Но методика кубиков также не дает стопроцентной гарантии, что ребенок быстро научится читать. Для того чтобы бегло читать, необходимо запоминать слова целиком. Именно беглое чтение является целью всего процесса, потому что только так чтение может вызвать у ребенка интерес. Для того чтобы запомнить, как , некоторым детям достаточно самостоятельно прочесть его четыре-пять раз. В среднем для запоминания слова его нужно прочесть двадцать, а иногда и большее количество раз.

И теперь о самом главном: чтение доставляет удовольствие только тогда, когда оно осмысленное. Самая простая методика для развития понимания смысла – это краткий экзамен по результатам чтения.

Надо помогать ребенку отвечать на простые вопросы:
О чем это текст?
Кто герои?
Кто хороший, а кто плохой?
Какие события происходили?
Какова позиция автора?
Что ты об этом думаешь?

Когда ребенок понимает, как самостоятельно находить ответы на эти вопросы в книге, чтение превращается в увлекательный процесс, который может заменить многие игры.

Сейчас в некоторые школы не берут детей, если они не умеют читать. Так что ваша обязанность – позаботиться о том, чтобы ребенок умел читать в возрасте шести лет. Другой бонус, который дает чтение, это возможность вытеснить планшетные игры из жизни ребенка. Оказывается, если ребенка «заразить» , то планшет мгновенно теряет для него всю свою привлекательность.

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.


А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение