Традиции лезгинского народа. Традиции Дагестана и народные обычаи: от гостеприимства до кровной мести

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

У любой нации лезгинской группы в брачных обычаях и обрядах имелись собственные характерные черты. По этому, ахтынская свадьба и, сопряженные с ней, церемонии немного различались от кюринской.К примеру, Ахтынская свадьба обставлялась богаче кюринской. Любой приглашенный обязан был принести свадебный подарок. На праздник еще звали умелых музыкантов. В свадебном обряде было 2 этапа обручения. 1-е малое и 2-е большое.

Как зачастую это происходило в Дагестане, решение о свадьбе и выборе невесты исходило от родителей жениха. В начале, родители жениха приходили в дом невесты, с целью узнать побольше о ней и спросить сторону девушки, согласны ли они выдать свою дочь за муж за их сына. После отправляли 3-х сватов – 1 –ну женщину и 2-х мужчин. В процессе обряда сватовства дарили различные подарки, в основном платки, драгоценности и сладости. В это время в все родственники жениха веселятся в его доме, там играет музыка, поют песни и танцуют.

В доме же невесты, ее родственники ухаживают за гостями. Как это принято на Кавказе, мужчины и женщины находились в разных комнатах. В этот момент они договаривались о дне свадьбы и о выкупе за невесту.

В том случае если до свадьбы оставалось много времени, то в каждый праздник жених должен был делать подарки невесте. После сватовства наступал день, в который в дом к невесте со стороны жениха шли гости с многочисленными подарками, такими как одежда, сладости, украшения, и даже несколько баранов. Все это происходило на глазах всего села и демонстрировало состоятельность жениха. Так же, приходила сестра жениха, ее целью было как можно больше узнать о невесте, о ее характере и привычках. Свадьбу играть было заведено, в понедельник или четверг. Поскольку государственного института брака на тот момент не было, то за несколько дней до свадьбы, брак заключал местный мулла, причем, присутствие молодых не требовалось, и не приветствовалось. Мулла заключал брак в присутствии представителей жениха и невесты.

Стоит отметить, что в современном Дагестане до сих пор, помимо заключения брака в ЗАГСе, как и раньше, прибегают к помощи муллы.

Еще один интересный факт, это то, что как только появились фотография, на праздники и в особенности на свадьбы стали приглашать фотографов. У многих наших бабушек и дедушек есть свадебные фотографии, по этому можно смело утверждать что да и в целом в Дагестане работали и дарили нам возможность насладиться созерцанием прошлого. Родители жениха, что бы доказать благополучие их сына, выделяли молодым определенный участок земли, либо, если участка не было, что нибудь ценное, например скот или драгоценности. По всем значимым событиям готовили лакомство именуемое «халва». Готовить его было очень просто. В преддверии свадьбы близкие родственники решали кто будет руководить свадьбой, кто будет отвечать за музыкальное сопровождение, выбирали поваров, что интересно, именно мужчин. Подготовка к свадьбе в доме невесты проходила так же торжественно, но все же с легкой печалью. Людей было мало, лишь самый близкий круг.

Наконец, в день свадьбы в дом жениха приходили самые близкие родственники. Мужчины и женщины находились в разных комнатах. По немного нарастал пир, стелили большую скатерть и ставили в ее центр кучу разломанного хлеба и большую тарелку лезгинского супа с мясом, потом приносили голубцы с капустой, иногда рисовый плов, угощений было много, «стол» валился от обилия блюд. Однако в доме невесты все проходило гораздо скромнее, угощений было меньше, но стоит отметить, что и гостей тоже было меньше. Продолжительность свадьбы была 2 дня. В первый день гостей было мало и весь день проходил в приготовлении различных блюд, вечером первого дня, на крыше дома жениха музыканты начинали играть, тем самым объявляли свадебного торжества. Весь вечер и ночь этого дня, во дворе устланным коврами проходили танцы.

Танцы начинались с сольных мужских а позже выходили и женщины для совместного танца. По традиции, во время танца на свадьбе, мужчина обязан был дать женщине деньги, которые по ее усмотрению она могла дать музыкантам или оставить себе. Танцы проходили очень весело, участвовало все село, веселились дети, беря пример со взрослых и практикуясь в танце. На следующий день, но уже утром, музыканты вновь взбирались на крышу дома жениха и играли специальную мелодию, ознаменовавшую начало второго дня свадьбы, самого главного, день когда невеста покидает дом своих родителей и входит в дом жениха. Что интересно, и это характерно для многих аулов Дагестана, жених с невестой в свадебной церемонии практически не учувствуют, жених к примру все время находиться с друзьями дома у специального выбранного друга, который отвечает за безопастность жениха. А невеста у себя дома устраивала девичник, на который приходили подруги и родственницы, обязанностью каждой было принести с собой какое ни будь угощение. В середине второго дня музыканты сворачивали танцы во дворе и, возглавив большую толпу, сопровождавшей коня, повозку или фаэтон для невесты, с музыкой начинали свадебное шествие, которое чуть ли не на каждом перекрестке останавливалось для исполнения зажигательных темпераментных танцев.

Приближаясь к дому невесты, женщины начинали петь, кто то танцевал лезгинку. Со стороны жениха приносили мед, и другие сладости, угощали ими всех. Позже, невесте закрывали лицо платком и выводили, выводили дяди или братья, ее осыпали конфетами или сахаром. Приданное невесты грузилось в повозку, которое готовили заранее. В приданном было много ручной вышивки, которую невеста готовила сама, и по качеству этих изделий судили о невесте. У нее был свой сундук, куда она складывала свои личные вещи, которые забирала из родительского дома. В сундук так же клались различные яства.

Среди необходимых и обязательных приданных были ковер, сундук, медный таз и кувшин для воды. Подружки невесты везли с собой в фаэтоне зажженную керосиновую лампу, она символизировала светлую жизнь, и если она гасла, это был плохой знак. Так же было зеркало, которое несло, какой то сакральный смысл.

У входа в дом жениха, невесту встречала мать жениха. Она провожала ее до дома, в котором у порога лежала тарелка полная меда, которую невеста должна бала разбить. В итоге ее провожали в комнату, в которой уже лежал ее сундук.

С опущенной головой и закрытым лицом она покорно садилась на сундук. Ей давали в руки маленького мальчика, с явным намеком, чтобы она родила такого же мальчонку. В комнату невесты полагалось заходить только женщинам. Мать жениха приносила чурек, намазанный медом и маслом, и раздавала по кускам всем присутствующим, в том числе и невесте. Затем, самая уважаемая женщина подходила к невесте и снимала с ее лица платок. После невесты в дом заходила вся процессия, их кормили и поили, но приходило время уходить. В этот момент некоторые из них должны были, повинуясь традициям, украсть что ни будь не значительное из дома жениха. Всем гостям давали подарки. Когда все гости разошлись и невеста оставалась одна, к ней приходила родственница невесты, и проводила экскурсию по дому. Невеста начинает осваиваться и до прихода жениха готовит подарки для друзей жениха. Жених провожал друзей и вместе с невестой, отдыхали, кушали.

На следующий день жениха забирали в дом друга и там он оставался до вечера. На следующий день жених оставался у другого друга, иногда его могли украсть и требовать выкуп. На третий день в доме жениха собирались близкие родственники и друзья жениха. К ним выходила невеста и только сейчас она представала перед всеми как полноправная жена. Очень часто молодые не знают друг друга до свадьбы. Так сложилось в связи с религиозными традициями и обычаями, которые в некоторых аулах сохранились до наших дней. Остаться на едине или говорить друг с другом, считалось дурным тоном. Так же огромное количество браков заключалось между близкими родственниками, двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Молодые ребята, зная, что к вечеру по улицам аула потянутся вереницы девушек с большими медными кувшинами для воды, удобно устраивались недалеко от берега реки и внимательно разглядывали, возможно, своих будущих невест.

Лезгины – древнейший коренной народ Дагестанской Республики, чья территория являлась частью восточно-кавказской этнокультурной общности 5 века до нашей эры. Потомки лезгин сумели донести до наших дней самобытность, культуру и традиции своих пращуров.

Основные обряды свадебной церемонии

Обручение. Молодых людей здесь принято обручать еще в совсем юном возрасте, также часты случаи обручения еще не родившихся детей. Это считается наивысшим проявлением дружбы и взаимоуважения между семьями у восточных народов. В этот день свита жениха держала путь к дому невесты. Девушку осыпали дорогими подарками, среди которых главным являлось обручальное кольцо из серебра или золота.

Приготовление. В данный период велись подготовительные работы к свадьбе, шились праздничные наряды, готовилось приданое и свадебные подарки. Промежуток времени между обручением и свадьбой мог затянуться на несколько лет.

1 день. Начиналось торжество с приема трех музыкантов в доме жениха, которым выносили традиционные дары: три платка, три пары носков, три хлебные лепешки.

2 день. День подарков и заключения свадебного договора. Ко двору жениха все жители аула сносили по несколько кг зерна или муки. Невеста же получала в дар необходимые бытовые вещи: носки, платки, сумки и т. д. После процедуры дарения в дом заходили молодожены, дядя и отец невесты, свидетели и друзья жениха, кадий и мулла. Свидетели спрашивали молодоженов, согласны ли они себя связать брачными узами. После чего читалась молитва, совершался брачный обряд. В доме дяди по линии матери жениха расстилалась скатерть, на которую гости клали различные лакомства и деньги. Скатерть с содержимым пряталась в сундук и лежала там до первой брачной ночи.

3 день. Невеста прощалась со своим домом и переходила в дом жениха. О согласии и готовности девушки выйти из дома свидетельствовали шерстяные носки, подвешенные во дворе на винтовке. Процессия свиты жениха на пути к невесте сопровождалась джигитовкой со стрельбой. Прежде чем войти в новый дом, невеста проливала воду, чтобы «подружиться» с местными божествами. У семейного очага первой девушку встречала свекровь с мальчиком на руках, затем мать жениха осыпала свою невестку мукой, а девушка кидала горсть муки в огонь.

Обряды и традиции детского цикла

Роды. Отец не должен был находиться в доме во время родов. За весть о новорожденном полагалась награда. В первую ночь роженице не давали спать, чтобы уберечь ребенка от демонического существа Ал-паб, которое могло навлечь порчу или подменить новорожденного. Также злых духов отпугивал огонь в комнате и стрельба из ружей во дворе.

Наречение. Традиционно имя ребенок получал в честь умершего близкого родственника, который прожил праведную жизнь. Если же дитя долго болело или капризничало, имя могли сменить на другое.

Первая стрижка. Состриженные утробные волосы тщательно оберегали и ни в коем случае не выбрасывали. Первую стрижку, как правило, проводил старший мужчина в семье. Волосы клались под подушку ребенку, чтобы подарить ему крепкий здоровый сон. Дабы малыш не вырос вором, ему долго не стригли ногти, остриженные ногти сжигали.

Первый зуб. Считалось плохим знаком, если первый зуб у ребенка заметит его мать. Если же это случилось, женщина разрывала ворот своего нательного белья, чтобы зубы хорошо росли, с этой целью у малыша также немного разрывали ворот рубашки. Первому, кто заметил растущий зуб, дарили иглу – символ остроты.

Первый шаг. Вставание на ноги сопровождалось осыпанием жареными пшеничными зернами и коноплей. Когда ребенок самостоятельно делал первый шаг, взрослые имитировали разрыв или разрезание пут, чтобы малыш в будущем уверенно стоял на ногах.

Хозяйственные обычаи и праздники

Весеннее равноденствие. В этот день лезгины праздновали начало сельскохозяйственных работ. В ночь на 22 марта во всех дворах зажигались костры, проводилась стрельба из ружей. На следующий день все одевались в новую одежду и готовили праздничные угощения. Пир сопровождался импровизированными представлениями и различными ряжеными процессиями.

Первый сев. Прежде чем начать посев яровых и озимых культур, хозяйка дома должна была угостить первого встречного хлебной лепешкой. Хозяин же пятью пальцами проделывал небольшие отверстия в земле и клал туда первые зерна, если же спустя некоторое время из какого-либо углубления не взошли ростки, то соответственный палец заматывался бинтом во время посевных работ.

Праздник цветов. Молодежь в назначенное время традиционно отправлялась за сбором цветов в горы. Затем в нарядных одеждах девушки и юноши шли к ближайшему аулу и проводили там различные праздничные обряды с танцами и силовыми состязаниями.

Сбор черешни. Оригинальный праздник с танцами, пением и играми, который посвящен покупке и продаже плодов черешни, черешневых деревьев.

Мадлена Гаджиева

Лезгины. История, культура, традиции

Посвящаю горячо любимым родителям – Гаджиеву Нариману Гаджиевичу и Лачиновой Закие Магомедкасумовне в знак признательности за привитую любовь к своему народу.

Как-то мы с племянницей моей Закией читали книжку об истории Древнего мира. В ней рассказывалось о Египте, Китае, как возникли Древний Рим, Греция и другие страны, как жили разные народы. И тут Закия мне говорит: «Эме (тетя), мы же лезгины. Расскажи про лезгин! Когда они появились, как жили раньше? Во что одевались лезгинские девочки и чем играли мальчики? Вот у монголов был Чингисхан, а кто среди лезгин прославил наш народ? Расскажи, эмешка!»

Позвала она своих братьев Арслана и Мохамада, устроились все трое удобнее и стали слушать.

История лезгин

Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V–IV веках до н. э. здесь, а также на значительной части нынешнего Дагестана образовалась Кавказская Албания. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.

История Кавказской Албании – история бесконечных войн за свою независимость.

Еще в I веке до н. э. начались столкновения с римлянами. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками!

В III в. на Кавказскую Албанию напал Иран. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость (помните, мы ездили туда на экскурсию?).

На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы – кочевники северо-восточных степей.

Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. до н. э. по X в. н. э., распалось, оставив нам, потомкам, память о себе в истории.

Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.

В XIII в. татаро-монголы огромными силами обрушились на Кавказ. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».

В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев.

Мухаммад Ярагский

В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.

Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.

В 1917 году в России свергли царя, происходит революция, в результате которой был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть – в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур.

Штурм Ахты. 1848. Бабаев П.

Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов против фашистской Германии. Многие из них полегли на полях сражений. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять наш народ.

История - тарих .

Эпоха - девир .

Мир - дуьнья .

Земля - чил .

Родина - ватан .

Страна - уьлкве .

Государство - гьукумат .

Народ - халкь .

Люди - инсанар .

Нация - миллет .

Неприятель - душман .

Крепость - кьеле .

СПРАВКА

В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский районы, частично Дербентский, Хивский, Рутульский и Хасавюртовский районы, а также проживают в городах Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Каспийск. В Азербайджане лезгины компактно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах, в городах Баку, Сумгаит.

Лезгины проживают и в других государствах – Казахстане, Киргизии, Турции.

Численность лезгин в России в 2002 году составила 412 тысяч, в Азербайджане – более 170 тысяч.

Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. Обитают шакалы, дикие кабаны и волки. Встречаются сухопутные черепахи. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. А еще ящерицы и змеи. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут густые лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Помнишь, Арслан, мы видели их, когда поднимались на гору Шалбуздаг? Они кружили над нами всю дорогу.

Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.

Дагестан в переводе с тюркского значит «страна гор». Еще его часто называют « ». Здесь проживают люди самых различных народностей – аварцы, даргинцы, азербайджанцы, табасаранцы, лезгины, кумыки, и другие. Это единственное место на Земле, где на территории площадью 50 000 км2, проживает 102 национальности, 36 из них коренные.

Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности. Поэтому традиции Дагестана весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.

Гостеприимство – важнейший народный обычай

Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, . Об этом сложено немало стихов и песен. С гостеприимством переплетены обычаи куначества, поскольку первое часто переходило во второе. Дагестанский дом всегда полон гостей. Окажитесь вы в селении даргинцев или аварцев – вас примут радушно, несмотря на то, что видят вас впервые в жизни. Каким бы ни был гость, он принимается с почестями, как долгожданный.

Одно можно точно можно сказать: народам Дагестана удалось сохранить обычаи и традиции своих предков. В комментариях к этой статье просим рассказать о тех обычаях, которые знакомы вам.

Лезгинский народ славится своими обычаями и традициями. В данной статье мы рассмотрим наиболее яркие из них.

Похищение невесты и калым

Была практика и похищать невесту. Если похищение было сделано с согласия девушки, то ее родственники с этим фактом смирялись. Что касается калыма, то у лезгин такой практики не было. Но была определенная плата, которую получали родители невесты за нее.


У лезгин детей можно было обручать с раннего возраста. Даже тех, кто еще не родился. Этот факт говорил о том, что семьи пытались поскорее породниться, установить связь между семьями. Также если в семье не было детей, то женщины посещали священные места, где давали обед сочетать браком детей, если у одной родится сын, а у другой дочь. Родители будущего жениха преподносили родителям невесты всевозможные дары. А дату обручения согласовывали после того, как была достигнута договоренность о выплате. В день обручения все родственники жениха направлялись в дом невесты, преподносили дорогие подарки, надевали золотое или серебряное колечко.


Как быстро праздновали свадьбу после обручения?

Между обручением и свадьбой могло доходить до пяти лет. Срок между этими событиями зависел от возможности жениха преподносить свадебные подарки. А невесте это время давалось на подготовку приданого. Невесте и жениху нельзя было в это время общаться, и надо было избегать возможных встреч.

Лезгинская свадьба всегда была веселая, длилась не один и даже не два дня. Гуляния занимали несколько дней, и на каждый день были свои традиции. Началом свадебных гуляний считался день, когда в дом приходили три музыканта, а для них готовили три платка, чурека, 3 пары носок. На второй день молодым дарили подарки – мука, зерно, предметы домашнего обихода. В дом будущей жены приходил священнослужитель с женихом, свидетели, отец невесты и дядя. Свидетели спрашивали о согласии жениха и невесты вступить в брак. После молитвы мулла утверждал брачный обряд.


Лезгины демонстрировали целомудрие невесты после первой брачной ночи. Если невеста оказывалась не девственницей, то жених говорил об этом шаферам. Он мог сразу же развестись с женой и отправить ее в родительский дом. Обычно, такая девушка совершала самоубийство.


Красный праздник

22 марта отмечался день весеннего равноденствия. Это начало нового сельскохозяйственного года. Накануне вечером у всех домов разжигались костры. Все старались разжечь костер поярче. Через огонь надо было прыгать – считалось, что это действо избавляет от грехов, укрепляет организм. Также старались украсть головешку костра чужого селенья. Если пропадал огонь, то это считалось позором. А тот, кто смог украсть – тот был героем. 22 марта одевались в новые наряды. Готовили праздничный стол – пшено, грецкие орехи, бараньи ножки. Было шествие ряженых, где им преподносили дары и делились поровну между участниками процессии.



Лезгины, живущие в Дербенте



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников