Способы эффективного общения учитель родитель. Практикум для педагогов по построению эффективного общения с родителями воспитанников

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Часть III. Эффективные техники речевого общения


«Я-высказывания»


Томас Гордон (Gordon T, 1975) предлагает способ передачи партнеру сообщения о наших чувствах, основанный на «Я-высказывании», или на «Я-послании». Оно не содержит в себе, в отличие от «Ты-посланий», негативной оценки, обвинения другого человека.

«Я-высказывания» (состоящие из четырех ступеней) могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному (плодотворному) его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я-высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий вербализует (выражает словами) проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я-высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.

Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения «Я-высказывания»:

1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу сдать тетрадь ответил: «Я забыл тетрадь дома…»» (Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование сдать тетрадь…»).
2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с его ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ученика (ведь это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совместно), а выразить свои чувства: «Я расстроился…», «Я рассердилась…», «Я был взбешен…».
3. Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне предупреждала о том, что буду собирать тетради…».

4. Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас проконтролировать в течение недели выполнение Димой домашних заданий и прийти в субботу в школу или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия».

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.

Педагоги, овладевшие техникой «Я-высказывания», могут в дальнейшем обучить детей и родителей этому эффективному способу общения в любой напряженной ситуации.

Безусловно, характер речевого общения зависит и оттого, с кем мы общаемся. И если собеседник гибкий, он подстраивается к речи партнера по разговору, стремясь к взаимопониманию. Педагог, умение общаться которого является его профессиональным долгом, старается учитывать индивидуальные особенности партнеров по общению.


Техники постановки вопросов


Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, поскольку при помощи ее возможно получить недостающую для принятия решения информацию, выяснить точку зрения оппонента, убедиться, правильно ли понял ваши слова собеседник и др. (Митрошенков О.А., 2003).

В психологии существуют различные классификации вопросов. Так, потребность получить развернутое или краткое сообщение от собеседника обусловливает деление вопросов на открытые и закрытые. Цель задавания вопросов дает возможность использовать такое деление, как деление на направляющие, возвратные, контрольные вопросы, а также направленные на проверку компетентности, на демонстрацию своих знаний, сбивающие, провокационные и др. (Евтихов О. В., 2004).

Характер и содержание вопросов зависит от ситуации, фазы переговоров, на которой они задаются, от личностных особенностей взаимодействующих сторон. Так, открытые вопросы лучше задавать людям малообщительным, замкнутым. Особенно важны такие вопросы в начале беседы, когда желательно активизировать партнера: «Как мы можем помочь вам в этом?», «Как вы думаете, с каким педагогом необходимо позаниматься вашему ребенку?».

А вот в общении с «жалобщиками» имеет смысл задавать встречные вопросы: «О! Мой сын совсем не хочет учиться. Что мне с ним делать?» — «Чем я конкретно могу вам помочь?».

Однако при использовании вопросов могут возникнуть некоторые трудности в том случае, если (Геффрой Э. К., 1997):

  • создается впечатление, что вопросы заучены наизусть и повторяются механически;
  • вопросы не комментируются и не дополняются;
  • создается впечатление, что ответам собеседника не придается значения, а вопросы заданы для проформы;
  • период времени задавания вопросов затягивается; вопросов слишком много, беседа приобретает сходство с допросом.

Чтобы избежать подобных ошибок, вопросы, которые педагог задает родителям, желательно чередовать с подачей информации, следить за реакцией собеседника, за своими эмоциональными реакциями на ответ.


Стили «адвокат» и «прокурор» в педагогической практике


Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.

Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитателя или учителя является обвинение (ребенка или его родителей).

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Стили «адвокат» и «прокурор» не имеют научного обоснования и придуманы нами входе практической деятельности для того, чтобы помочь педагогам без лишней критики обсуждать с родителями проблемы их детей.

  • те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
  • родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
  • «педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке, В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника — человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и Родителям. Главное в позиции «адвокат» — не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в повествовательной форме, и многие педагоги с успехом применяют его. Задавать вопросы, используя этот стиль, гораздо труднее, поэтому на тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов с позиций «адвокат». Мы задаем вопросы, чтобы помочь, а не чтобы обвинить!

Позиция «адвокат»

  • Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
  • Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват — решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача — дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Позиция «прокурор»

  • В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.
  • Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

Стили «адвокат» и «прокурор» можно проиллюстрировать диалогом между замечательным армянским поэтом Ваганом Карапетяном и его коллегой. Однажды, редактируя литературный журнал, коллега как-то пожаловался:

— Нет хороших стихов, все, что нам присылают, — барахло.
— Странно, — удивился Ваган, — а мы нашли очень много хороших стихотворений для нашего журнала.
— Как вам это удалось? — спросил его коллега.
— Наверное, — ответил Ваган, — кто что ищет — тот то и находит. Вы ищете барахло, вы его и нашли, а мы ищем золото и собираем его по крупицам.

Способы эффективного общения "учитель-ученик" (презентация)

Цель: повышение эффективности общения педагога с учащимися.
Задачи:
1. Актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;
2. Выделить наиболее эффективные способы коммуникации в конфликтных ситуациях.
3. Формировать и воспитывать потребность у учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.
Актуальность: в процессе общения учителя и учащихся встречаются различные ситуации, в том числе и конфликтные. Эффективность разрешения проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя. Основой отношений педагога с учащимся является знание эффективных способов общения.

Практика показывает, что большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации. Так как на этой стадии педагог стремится придать поведению учащихся определенную направленность. Причин этих затруднений две: Первая состоит в том, что отсутствует взаимопонимание , а вторая - отсутствие согласия учащегося с позиций педагога.
Поэтому рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические приемы достижения расположения учащихся. Эмоциональный контакт с учащимися очень важен. Если ученик доверяет вашей компетентности, доброжелательности, порядочности, значит, он легко воспримет вашу позицию.
К их числу способов такого воздействия относятся:
1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо - это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
3. Прием “золотые слова” - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Прием “терпеливый слушатель” - всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему - осознать их и озвучить их партнеру по общению. Этот способ называется «Я-высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Например, использование в речи «Я –высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. ("Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия"), а не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека ("Ты опять пропускаешь занятия!"). Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
7. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. Однако, как же обойтись без этого, когда некий "шут” срывает урок и настраивает на эту волну других? Крик – не лучший помощьник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в мирный спор на интересную ученикам тему, используя улыбку, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.
8. Мимика - один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Всегда найдутся в школе подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера.
Если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора.
Ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы - все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.

Презентация на тему: Способы эффективного общения "учитель-ученик"

Статья по психологии: «Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество»

Автор работы: Мария Александровна Шпанагель, педагог-психолог.
Название работы: рекомендации педагогам для работы с родителями: «Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество».
Содержание работы: данная статья будет полезна учителям и воспитателям, так как они имеют постоянный контакт с родителями воспитанников и учащихся. Умение выстраивать конструктивное общение с родителями – неотъемлемая составляющая педагогического мастерства. Эффективное общение педагогов и родителей позволит сделать учебно-воспитательный процесс более успешным, плодотворным.
Цель: повышать коммуникативную компетентность педагогов, преодолевать трудности педагогов в общении и взаимодействии с родителями, искать резерв для более эффективного общения, выделять причины возможных или истинных коммуникативных проблем; вырабатывать внутреннюю позицию на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества.
Задачи:
1. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
2. развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей учащихся;
3. формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
4. содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные педагоги чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
С чего начать общение
Важно установить контакт (узнать интересы, трудности, проблемы), подчеркнуть положительные черты ребенка, потом критику, обозначить проблему.
Выразить позитивное отношение: «Благодарю вас, что уделили внимание…»
Избегать фраз, содержащих неуверенность, обилие извинений:
«Извините, если я оторвала Вас от работы…», «Если у вас есть время меня выслушать…».
Избегать фраз, содержащих неуважение, пренебрежение к собеседнику: «Давайте быстренько поговорим», «У меня очень мало времени».
Избегать фразы-нападения: «Что за безобразие творится»,
Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.
Способ первый
Принцип чередования положительного и отрицательного (прием «сендвич»).
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
Способ второй
Использование речевых штампов, нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы:

Обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы...» «Вера Алексеевна! Я прошу... »(Сравните: «Вера Алексеевна! Вы должны…! Вы обязаны...!»)
Желательно озадачить родителя «Вы не замечали, что в последнее время...» «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно.., сегодня он снова...).
Проявить беспокойство о ребенке «Вы знаете, меня очень тревожит, что... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок... (такой-то), все время... ».)
Используйте стиль непрямых вопросов « Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить..?» (Сравните: «У Саши (такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к...(врачу, психологу, психиатру)».
Используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями «Давайте вместе попробуем поступить...(так или так)», «Давайте вместе подумаем, как мы можем помочь Саше...».

Проявляйте осведомленность и компетентность в обсуждаемой теме. Объективно опишите проблемную ситуацию, прогноз и возможную динамику в случае принятия того или иного решения. Позвольте собеседнику сделать выбор (альтернативный выбор). Обсудите сильные и слабые стороны такого решения. Показывайте компетентность, но не превосходство, фразы типа «а я лучше знаю», «я уверен», «и речи быть не может», «ошибаетесь», «Вы не правы» нежелательны. Можно ссылаться на мнение других специалистов, решение консилиума: «по решению специалистов», «по моему наблюдению».
Описание ситуаций должно быть конкретным. Избегать выражений со словами «всегда» или «никогда». «Ваш ребенок всегда мешает на уроках», «Он никогда не делает домашние задания». Отметить, на каких уроках он мешал, какие правила поведения нарушал, что именно не сделал и т.п.
Чтобы быть более убедительным, используйте словесные замки: «Так же ведь?», «Я правильно говорю?», «Правда же?».
Тем самым вы активно вовлекаете человека в получение информации.
Не ставить в пример другого ребенка. Недопустимы шутки, анекдоты, уменьшительно-ласкательные суффиксы (двоечка, тетрадочка и т.п.).
В конце встречи подвести итог: «Итак, мы решили…», «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято…», «Какие выводы из нашей встречи вы сделали?», «Какое решение вы приняли?». Поблагодарить.
Способ третий
Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например:
Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.
или
Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается.

Марина ничего не может сделать сама!
или
Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней.

Саша не может работать на уроке в одном темпе с классом.
или
Саша выполняет все задания на уроке, но ему для этого требуется больше времени.

Без помощи взрослого Коля не умеет договариваться с ребятами, работать совместно, часто конфликтует.
или
Под руководством взрослого Коля соблюдает инструкции, выполняет совместные дела с ребятами.

Способ четвертый
Применение при общении стиля «адвокат»
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, не выражает своего одобрения или порицания, а просто оказывает помощь в сложившейся ситуации).
Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.
Способ пятый
Применение приема активного слушания
Приемы активного слушания для многих оказывается не по силам даже такой простейший прием, как умение слушать собеседника, не перебивая его. А ведь это – основа активного слушания и признак элементарной вежливости. Рассмотрим самые простые проявления из области метода активного слушания:
легкий наклон тела к собеседнику;
регулярные кивки головой во время речи собеседника;
вспышки глазами;
мимика, соответствующая предмету разговора;
поддакивание в знак согласия;
пояснения по ходу речи;
переспрашивание в конце высказывания («то есть, как я понимаю….»);
подведение итогов («в общем, вы решили…»);
выражение сопереживания;
эмпатия («это расстроило вас?») и т.д.
Техника активного слушания позволяет расположить собеседника к себе, убедить его в том, что для вас действительно важны его слова и даже позволяет вам влиять на его точку зрения, подводя его к новым выводам, используя только ту информацию, которую он вам выдал.
Способ шестой
Применение приема «Я – высказывания»
Я - высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
Схема "Я-высказывания"
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Когда я вижу, что ты…; Когда это происходит…; Когда я сталкиваюсь с тем, что…
2. Точное называние своего чувства: Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.); Я не знаю, как реагировать…; У меня возникает проблема…
3. Называние причин: Потому что… ; в связи с тем, что…
Например:Витя пропускает очень много занятий. Я переживаю за успеваемость Вити из-за пропусков! Мальчик очень много времени проводит за компьютерными играми. Я переживаю, что Коля слишком увлечен компьютерными играми.
Если вы произнесли негативное предложение, ваш энергетический уровень ниже, чем при позитивном. При таком сообщении затрачивается много энергии и учителя, и учеников, и родителей, и они запоминают этот день, как неприятный. Избегайте таких предложений.
Литература
1. 7 золотых правил делового общения (заглавие с экрана) [Электронный ресурс].
2. Бодалева А.А., Спиваковская А.С., Карпова Н.Л. Популярная психология для родителей. МПСИ. Изд-во «Флинта», 1998.
3. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //Начальная школа. 1995. № 6.
4. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе // Начальная школа. 1996. № 7. С.17.
5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005. 240 с. (Серия «Методическая библиотека»)
Автор Тюлякова С.А. по материалам кн. "Коммуникативный тренинг "(педагоги, психологи, родители). Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К – СПб.: Речь, 2010
6. Швец И. С. «Как повысить эффективность взаимодействия педагогов
с родителями в инклюзивной школе».

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

По данным анализа, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются:

  • повышенная требовательность к родителям;
  • внушение им отрицательного образа ребенка;
  • неуверенность в своей правоте;
  • неумение воспитателя принять точку зрения родителей.

Указанные причины, бесспорно, являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнерских взаимоотношений с родителями. Кроме того, критичность по отношению к ним, неумение и нежелание найти индивидуальный подход к семье в целом и каждому ее члену способствуют возникновению сложных ситуаций в практике общения воспитателей с родителями.

Сложные ситуации относятся к ряду явлений, решение которых нельзя отложить на какое-то время, поскольку от характера взаимоотношений педагога с семьей зависит эффективность ВОР с ребенком. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника - все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства.

По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, избежав конфликта. По мнению психологов, это связано с незнанием педагогов психологических особенностей личности родителей. Например, родители обижаются, что их ребенок не читал стихотворение на празднике. Действия воспитателя: похвалить ребенка за участие в празднике - отметить, что у него получилось - объяснить, что прочитать стихотворение на публике ребенок пока стесняется (боится) - сказать, что нужно поддержать малыша - предложить подобрать для ребенка несложное стихотворение к следующему празднику и прочитать его вместе с ребенком - при необходимости помочь родителям в подборе стихотворения - объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, они помогут ему преодолеть временные трудности. Т.о., чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определенными приемами эффективного общения с родителями.

Можно выделить два вида общения педагога с родителями:

  • групповое (фронтальное) общение - подразумевает специально организованнее мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
  • дифференцированное педагогическое общение - подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям.

С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего успешно. Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

  • психолого-педагогической подготовленностью;
  • коммуникативной культурой педагога;
  • личностной психологической готовностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогические общение воспитателя с родителями становится малоэффективным, либо его совсем невозможно наладить.

По признанию исследователей, большинство из них отмечают достаточный уровень психолого-педагогической подготовленности педагогов наряду с низким уровнем коммуникативной культуры и неготовностью к эффективному педагогическому общению.

Основу коммуникативной культуры составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя:

  • коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения;
  • эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию;
  • идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому воспитатели с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно при этом помогает техника «Я-сообщения» , разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителями, а так же снижению напряжения.

С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что не маловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того, чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

«Я-сообщение» состоит из четырех частей:

  • Первая часть - объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»: «Когда я вижу, что…», «Когда я слышу, что…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…». В этой части «Я-сообщения» нужно лишь констатировать факт, избежав при этом, как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя), но не давать оценку его личности.
  • Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека: «Я чувствую раздражение, беспомощность, огорчение, боль и т.д…»
  • В третьей части «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.
  • Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение.

Необходимо стараться, чтобы «Я-сообщение» не переходило в «Ты (Вы)-сообщение». Эта ошибка приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Ее можно избежать, если использовать безличные предложения. Например:

  • Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! - неверный вариант.
  • Я огорчаюсь, когда у ребенка нет физкультурной формы, потому что ему неудобно заниматься в обычной одежде (он потеет) и т.д. - верный вариант.

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2, 2010

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» . Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человечной. Умение общаться дается человеку от природы или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения его общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первое и необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями - это знание структуры общения.

Психологи выделяют три cоставляющие общения:

Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.

Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.

Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Следующий этап общения - речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.

Принципы построения коммуникации

В случае возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения.

Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими, создать положительный эмоциональный настрой, А. Ф. Кони советует в начале беседы использовать «зацепляющие» крючки. Это может быть что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос. «Зацепили крючком», и что дальше, успех гарантирован?

Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. В этой работе он указывает на то, что у каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но при этом сохраняя свои сущностные черты и свою уникальность. Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в диалог.

В наши дни выделяют много стилей общения , мы остановимся на основных:

Совместное творчество

В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.

Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

Попустительский стиль

Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Стиль - дистанция

Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Стиль - устрашение

Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Стиль - заигрывание

По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Менторский стиль

Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.

По мнению Г.Б. Мониной , эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».

Родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. О проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника, человека, который искренне хочет помочь ребенку и родителям.

Педагоги со стажем часто жалуются на то, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, т.к. собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а негативная информация о ребенке, высказанная в критичном стиле о его поведении, часто воспринимается родителями болезненно, иногда даже агрессивно, перерастая в конфликт.

Во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации педагогу необходимо выбрать нужный стиль общения, грамотно построить стратегию поведения. Конфликт «педагог-родитель», как правило, предполагает протекание его по типу «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвинительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. К.Томас предложил способы регулирования конфликтов. Они представлены в табл.1

Табл. 1 Способы регулирования конфликтов

№п/п Стиль поведения Сущность стратегии Недостатки
1 Соревнование

(конкуренция)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому объекту общения Исход конфликта очень важен.

Эффективен, когда человек обладает определенной властью: он знает, что его решение правильно и имеет возможность настаивать на нем.

При поражении-неудовлетворенность, при победе - чувство вины, непопулярность, испорченные отношения.
2 Уклонение Уход или отсрочка решения конфликта, «бегство» от ответственности. Исход не важен. Отстранение от решения конфликта, чтобы заняться им позже, быть более подготовленным к нему. Не тратить силы на его решение, когда положение безнадежно. Переход конфликта в скрытую форму.
№п/п Стиль поведения Сущность стратегии Условия эффективного применения Недостатки
3 Приспособление Сглаживание разногласий за счет собственных интересов, действуя совместно с другими. Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Вы уступаете в чем-то важном для себя. Другой человек не оценит Вашу уступку, воспримет ее за должное.
4 Компромисс Поиск решения за счет взаимных уступок Компромисс позволяет Вам сохранить взаимоотношения и Вы согласны получить хоть что-то, чем все потерять, можно воспользоваться кратковременной выгодой. Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены
5 Сотрудничество Совместный поиск разрешения конфликта, удовлетворяющего всех участников Решение проблемы важно обеим сторонам. Есть время поработать над возникшей проблемой. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха

По мнению Л.Б. Невалина, можно придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.

Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.

Не терять самообладания; бестактность, брань-признак слабости и отсутствие аргументов.

Опираться на факты и логику.

Быть лаконичным.

Прогнозировать последствия своих слов.

Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.

Уметь признать свою ошибку.

Избегать нечестных приемов в споре.

Не попадаться на удочку комплиментов.

Перечисленные предложенные Л.Б. Невалиным варианты не исчерпывают всего многообразия выработанных в длительной практике стилей общения. Они могут дать самые неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров при общении и находятся, как правило, эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности каждого, и педагогов, и родителей.

Конструктивное общение между педагогом и родителями возможно при наличии общих установок понимания цели, направленной на успешное воспитание ребенка.

Можно ли сказать, что использование различных приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с педагогом. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако, в большинстве случаев, если педагог постарается действовать продуманно и осознанно, выберет нужный стиль общения, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.

Примечание:

А.Б.Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» 1987.

Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)» 2007.

К.Томас цитирован Н.В.Гришиной в кн. «Психические состояния» 1981.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица