Синдром отличника. Правильно мотивируем детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Илья Базенков

Некоторые родители полагают, что детей,
как сосуды, можно наполнить своими
несбывшимися мечтами и стремлениями.
Майкл Николс(психолог)


Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь.

Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность - это получать хорошие отметки от окружающих.

Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?

Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?

Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника.

Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.

Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?

Ребенок пришел из школы.

Как дела в школе?
- Я сегодня по истории четверку получил.
- Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.

Ребенок наводил порядок у себя в комнате.

А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.

Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.

Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.

А есть еще и другое.
Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя.

Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.

Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека.

Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

Повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;
- постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;
- склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;
- неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;
- первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать;
- застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных;
- постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.

Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.

ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить.

2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.

3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».

4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него "совершенства".

Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.

Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе.
Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата.

А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.

Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений.

Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.

Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности.

Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется».
Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.

В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!

Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:

1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.

2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.

Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте

Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть "идеальным родителем" в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.

Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное - выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих.

А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем - повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить "пятерку" (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).

Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его "шантажировать" своим здоровьем. "Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается", - говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.

И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.

Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку – потеряешь любовь .

Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так». В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.

В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.

Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.

Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе.

Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?

1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.

«Очень хорошо, что ты получил пятерку».
«Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».
Чувствуете разницу?

2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.

3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности.

4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.

5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.

6. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: "Подумаешь тройка по математике, ну и что?" Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.

Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?

Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?

1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.

2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на "отлично"? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.

3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.

4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.

5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех.

6. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.

Самое трудное в избавлении от комплекса отличника - это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.
Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же.
Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех?

Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая. Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала. А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения "отличника" халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха. Какое чувство возникает у "отличника"? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости.

А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения "отличников".

Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.

Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.

Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.
Всем нравиться невозможно, да и зачем?

Подумайте, как вы можете использовать свой синдром отличника, чтобы он вам не только мешал жить, но иногда помогал достигать своих целей. Именно своих, а не чужих! Он может помочь что-то сделать лучше других. Но только это надо делать для себя, для реализации своих целей, а не чтобы заслужить одобрение окружающих, которые скорее всего этого не оценят. Кстати, многих людей раздражает излишний перфекционизм. особенно когда его навязывают, демонстрируют. Человек с синдромом отличника часто может раздражать окружающих, т.к. предъявляет повышенные требования и к окружающим. А кому это нравится?

Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать. Вот только полной свободы ему давать нельзя.

Поговорка «лучшее – враг хорошего» как нельзя более удачно подходит для перфекциониста. Стремление довести все до идеала делает человека зависимым от мнения социума и блокирует раскрытие его собственного «я».

Комплекс отличницы – зло, но его вполне можно искоренить, открывая для себя новое качество жизни и бездну возможностей.

Если человек не может заснуть, зная о незаконченном деле, и выражение «сойдет для сельской местности» – не про него, значит внутри него сидит недремлющий отличник, зорко наблюдающий за его жизнью и постоянно сравнивающий ее с некими эталонами.

И когда реальность отличается от идеала, человек либо до бесконечности правит ее, либо впадает в депрессию. Перфекционизм способен существенно испортить качество жизни и заблокировать лучшие ее возможности.

Что это такое

Подспудное стремление шлифовать себя и свою деятельность до идеального результата и мучительные переживания от любого несоответствия высоким стандартам – это проявление так называемого патологического перфекционизма, который в народе приобрел более ассоциативное название – комплекс отличницы.

Вырастают такие «отличники» из детей, усвоивших аксиому: любовь безусловной не бывает, ее нужно заслужить.

Как зарождается?

Каждый ребенок нуждается в беззаветной любви. Чувствуя нехватку тепла, малыш поначалу будет неосознанно пытаться слезами и криками обратить на себя внимание, просто так, не за красиво рассказанный стишок. А убедившись в тщетности ожиданий, он начинает искать причину в себе: не любят – значит, недостоин.

Повзрослев, он будет продолжать попытки заслужить общественное признание (и собственное), доводя свою деятельность до идеала, отметки, дающей право быть любимым.

Что порождает?

Синдром отличницы коварен. Человек, в мозгу которого засела установка «достиг – любим», начинает предъявлять завышенные требования и к другим, что взращивает новых перфекционистов среди его детей и близких.

Ведь невыполнение его требований вызывает в нем разочарование и отчуждение, отчего неуверенные в себе люди с легкостью ступают на тот же путь, пытаясь искать причину в себе и заслуживать любовь достижением необходимых для этого высот.

Симптомы

Между здоровыми амбициями и комплексом отличника иногда бывает тонкая грань. Но существуют признаки, которые помогают определить наличие болезненного перфекционизма в зародыше, причем многие из них ярко прослеживаются и у детей, и у взрослых.

Итак, в человеке можно уверенно диагностировать комплекс отличника, если он:

  • болезненно реагирует на критику и даже незначительные замечания;
  • ревниво относится к похвалам, доставшимся другому;
  • страдает самокритичностью из-за постоянного сравнивания себя с другими и не может простить себе малейших промахов;
  • подвержен скачкам самооценки, которая зависит от мнения окружающих и результатов его труда;
  • впадает в апатию после первой же неудачи;
  • не задумываясь, жертвует социальными благами и развлечениями ради достижения успеха;
  • мотивацией для достижений считает не приобретаемый опыт, а стороннюю оценку – оправдание ожиданий социума.

Чем вредит

Если здоровый перфекционизм – свойство довольно полезное, помогающее самореализации человека, то комплекс отличника – это как раз перфекционизм невротический, и он не проходит для человека бесследно:

  1. Рассредоточение внимания . Люди, страдающие этим синдромом, теряют способность направлять энергию в нужное русло. Вместо того чтобы концентрироваться на задаче, они тратят эмоциональные силы на постоянный контроль правильности выполнения каждого шага, а время – на шлифование его до блеска.
  2. Ограничение собственных возможностей . Круг перспектив «отличника» сужается, поскольку ему сложно побороть патологический страх перед новыми начинаниями: вдруг он не справится? Он не дает себе права на ошибку и часто вместо перспективных ответственных должностей, с которыми вполне бы справился, остается на простых, которые чаще дают ему возможность гарантированно выполнить работу на отлично. «Отличникам» комфортнее идеально управлять трамваем, нежели подвергать себя рискам предпринимательской работы.
  3. Сложности в личных отношениях . Предъявление высоких требований не только к себе, но и к другим осложняет отношения с противоположным полом. «Отличница» перед свиданием десять раз проиграет в уме будущий диалог, отрепетирует блестящие ответы на все случаи жизни, продумает до мелочей гардероб, но за этим парадом так и не сможет раскрыть перед собеседником свою истинную душу. В жизни перфекционистов не бывает места риску, они не умеют пускать ситуацию на самотек, стремясь контролировать ее до мелочей.
  4. Конфликтность . Стремление соответствовать выливается в перманентное раздражение. То, что для других является нормой, для перфекциониста имеет негативную окраску: вольный стиль в одежде они видят неряшливостью, наличие непопулярных хобби – праздностью, а отсутствие ярких достижений у человека вообще умаляет его значение до мизера. Указывая окружающим на их недоработки и несовершенство, «отличники» не добиваются ровным счетом ничего, кроме враждебного отношения.
  5. Проблемы со здоровьем. Постоянная самокритика и неудовлетворенность результатом приводит к ухудшению физического здоровья, поскольку частые эмоциональные расстройства – прямая дорога к сердечно-сосудистым нарушениям, бессоннице, головным болям и неврозам.
  6. Потеря себя . Комплекс отличницы приводит к тому, что человек попросту проживает чужую жизнь, постепенно теряя свое «я». Находя себе кумиров (ведь они такие идеальные!), человек копирует их манеру держаться, повторяет слова как истину в последней инстанции, полностью блокируя раскрытие собственной индивидуальности.

Комплекс отличницы

Люди, зараженные здоровым перфекционизмом, обнаруживают в жизни лидерские качества, наслаждаются процессом достижения сложных целей и, главное, не зависят от общественного мнения.

Психология патологического перфекциониста проявляется иначе: достижение идеала становится навязчивой идеей, что порождает постоянное неудовлетворение жизнью.

Так, если для первого типа «отличников» неудача – повод еще активнее взяться за дело и достичь новых высот, то вторые движутся к цели не ради удовольствия и амбиций, а из-за страха быть отвергнутыми.

Однако не всегда в развитии синдрома повинны особенности воспитания и родительской любви.

У ребенка

Комплекс отличника может быть у детей не только приобретенным, но и врожденным. Если в первом случае речь идет о комплексе неполноценности, развитом родителями, учителями и другими авторитетными для ребенка людьми, то во втором повинна генетика.

Последние исследования, проведенные в Мичиганском университете на 292 близнецах, показали, что склонность к развитию перфекционизма – фактор наследственный.

Результаты также обнаружили, что имеет большое влияние и внешняя среда: развитие комплекса определяется не только воспитанием, но и влиянием улицы, особенно в период становления детского «я».

У взрослых

Комплекс отличницы не всегда корнями уходит в детство. Его развитию у взрослых могут способствовать и жизненные ситуации. Череда последовательных неудач ломает человека, взращивая в нем мысль: если бы я был лучше, все сложилось бы по-другому.

Обычно более склонны к таким выводам чрезмерно ответственные люди, привыкшие в любой проблеме искать, прежде всего, свою вину.

И хотя это не более чем черная полоса, не зависящая от собственной идеальности, связь «несовершенство – провал» закрепляется.

Как избавиться

Не стоит дожидаться, когда организм дойдет до полного изнеможения, оттого что не удается в совершенстве сделать все намеченное. Количество часов в сутках – величина постоянная, а здоровье не безгранично. Если перфекционизм не дает полноценно жить, то необходимо лечение.

Всего несколько простых мер помогут побороть этот социально-зависимый комплекс:

  1. Дарить безусловную любовь ребенку . Для внесения корректив в сознание ребенка необходимо дать почувствовать ему, что он любим вне зависимости от обстоятельств. Необходимо объяснить ему, что оценки окружающих не должны определять его настроение, а достижения нужны всего лишь для приобретения им жизненного опыта. Однако использование этого метода затруднено тем, что часто ребенок-отличник – настоящий подарок для родителей, и они вовсе не видят в этом зла.
  2. Позволить себе быть небрежным. Психологи советуют начинать ломать стереотипы с маленьких проявлений нерадивости, удерживая себя от их исправления. Не проверить в очередной раз письмо перед отправкой, не поставить точку в конце предложения, не догладить рукав блузки. Несмотря на простоту, эта терапия нелегко дается «отличникам», но спустя время они понимают: никому до их промахов нет дела, и жизнь на этом не заканчивается!
  3. Учиться наслаждаться процессом . Хорошим способом побороть в себе перфекционизм является дробление глобальной цели на несколько мелких. И пусть они менее значимы, но радуясь их достижению, человек учится испытывать удовольствие от процесса, не гонясь за финальным результатом.
  4. Делегировать обязанности . «Отличники» привыкли все тянуть на себе. Они просто уверены, что лучше, чем они, с задачей не справится никто. Передавая мелкие обязанности другим членам семьи или коллегам и снимая с себя ответственность за их результат, можно постепенно приучить себя не ставить завышенных планок ни себе, ни окружающим.
  5. Изменить отношение к критике . Для выработки иммунитета к критике применяется практика «замены минуса на плюс». Это означает, что любой упрек следует перефразировать для себя так, чтобы подчеркнуть свои достоинства. К примеру, если «отличника» начальство укоряет в слишком длительном выполнении работы, в его переводе это должно звучать так: «Зато я тщательно взвешиваю все за и против перед принятием решения». А ведь это уже повод для гордости! Не помешает развить в себе и чувство юмора, которое помогает легко выходить из неприятных ситуаций.

И вообще, по большому секрету каждому «отличнику» стоит узнать: то, что ему кажется недостаточно хорошим, для других – верх совершенства, и таких людей подавляющее большинство!

Поэтому не стоит бояться ошибок, заниматься самобичеванием и откладывать мечты на потом. Надо просто ценить свою уникальность, и тогда совершенно чудесным образом окажется, что для любви и общественного признания достаточно быть самим собой.

Видео: Говорит психолог

Когда у семьи появляется на свет любимый и долгожданный ребёнок, родители души в нём не чают и пытаются устроить его жизнь наилучшим образом. Малыш подрастает, его отдают в лучшую школу или лицей с углублённым изучением того или иного предмета, записывают на множество разных кружков начиная от рукоделия и заканчивая спортом. При этом ребёнку может не нравиться то хобби, которое для него выбрали.

Причины появления синдрома

Родители хотят видеть в своём чаде преуспевающую личность и не замечают, что это может привести к синдрому отличника у ребёнка. Ребёнок же, видя восхищенные взгляды взрослых, не хочет расстраивать их и старается делать всё идеально, во всех сферах своей жизни. Переступая через себя и свои истинные интересы, дети продолжают посещать ненавистные им кружки, что в будущем может привести к развитию синдрома отличника у взрослых людей.

Чаще всего комплексом отличника у взрослых страдают представительницы прекрасного пола . Девушки хотят быть во всём идеальными, начиная от учёбы и заканчивая собственной фигурой; они стремятся в любых своих достижениях поднимать планку очень высоко. А если желание во всём быть лучшей не прекращается, это перетекает в трудную для женщины психологическую форму, которая иногда называется перфекционист.

Чтобы понять, откуда растут корни этого психологического расстройства, нужно заглянуть в детство и проанализировать его.

Комплекс отличницы у взрослых может возникнуть из-за множества причин. Одними из главных являются :

  • В детском возрасте родители слишком завышают требования к ребёнку.
  • Зарождение повышенного чувства ответственности перед родителями.
  • Комплекс неполноценности и страх наказания от неидеально выполненной работы.
  • Похвала и поощрение за хорошие результаты учёбы.
  • Во внутреннем состоянии нет границы, по которой можно правильно расставлять приоритеты.
  • Как исключение - врождённый перфекционизм или скрытая возможность повысить слишком низкую самооценку.
  • Неумение признавать неудачу и проигрывать в любых сферах жизни.
  • Сравнение своего ребёнка с другим его сверстником в надежде вызвать у него чувство соперничества и стремление к самосовершенствованию.
  • Указание родителей или сверстников на неудачи ребёнка, повышенная критика и злорадство.
  • Нахождение в компании, которая не соответствует личностным качествам ребёнка.

Очень часто члены семьи прививают неправильные установки, которые в будущем будут мешать человеку. Часто родители говорят такие слова, как «нужно стараться намного больше, ты же не хочешь расстраивать маму и папу». Это вызывает у человека чувство долга перед своей семьёй и близкими ему людьми. Такую ошибку совершает не только семья: очень часто такое поведение можно встретить у преподавателей.

Из профессиональной практики: психологи утверждают, что завышенные требования к себе и миру могут проявляться тогда, когда один из членов семьи или круга общения по интересам является перфекционистом. Окружение бессознательно влияет на человека, а сам он не может заметить изменения в своём поведении. Именно поэтому родному человеку нужно аккуратно указать на эту проблему.

Главной причиной появления этого синдрома является слишком завышенная самокритичность . Человек постоянно находится во внутреннем конфликте, придирается к себе по пустякам, анализирует неудачи и истязает себя за неправильные поступки или действия. В дальнейшем это приводит к стремлению сделать всё идеально в надежде увидеть восторженные взгляды и признание со стороны как близких, так и чужих людей.

Симптомы психологического нарушения

Определить имеющуюся проблему не составляет труда: её главной чертой, независимо от того, взрослый это человек или ребёнок, являются постоянные попытки угодить другим и зависимость от общественного мнения.

Если вы заметили что-то подобное у своего близкого человека или друга, стоит поговорить с ним один на один, объяснить наличие проблемы и в чём она выражается. Если человек всё осознаёт и понимает, ему повезло, и изменить происходящее вполне возможно.

Если же человек всё отрицает и не согласен с наблюдениями, тогда стоит обратиться к психологу, так как это уже не внешняя, но глубоко скрытая проблема, в которой лежит отрицание своего внутреннего я.

Различия проявления у разных возрастов

В основе каждого прожитого дня у таких людей лежит стремление сделать что-то правильное по их мнению и увидеть одобрение в глазах окружающих. Перечень симптомов может быть огромным, но основными по наблюдению врачей-психологов являются следующие.

В детском возрасте :

  • Игрушки не разбросаны по дому, а лежат аккуратно на своём месте под линеечку.
  • Желание в любых ситуациях иметь хорошие отметки, в дневнике одни пятёрки, а если что-то идёт не по плану, ребёнок расстраивается и впадает в апатию.
  • Если нет восхищения и похвалы со стороны родителей, ребёнок может устраивать скандалы и истерики.
  • Неоправданная ревность и зависть - с трудом переносит восхваление других детей.
  • Страх перед ошибкой, которую невозможно будет исправить.
  • Плохое взаимоотношение со сверстниками, неумение радоваться достижениям других детей.
  • Если в семье есть младший ребёнок, у старшего можно наблюдать нелюбовь, зависть и отвращение к нему.
  • Чувство собственной непогрешимости и, как следствие, отсутствие чувства ответственности за свои действия.

Во взрослой жизни:

Синдром отличницы у взрослых

Как избавиться от этого психологического расстройства, знают психологи с большим опытом работы в сфере лечения подобных пациентов . Бывают случаи, что человек сам может побороть эту проблему, но навсегда от неё избавиться не выйдет, так как корни растут из самого детства.

Главная задача - свести к минимуму стремление быть во всём идеальным, чтобы человек смог нормально жить, общаться с людьми, не ожидая от них одобрения и комплиментов в свой адрес.

К преимуществам лечения относится то, что не нужно ложиться в клинику, достаточно просто найти подходящего вам психолога и начать терапию.

Чаще всего сеансы проводятся два-три раза в неделю, для этого не нужно что-либо покупать и принимать, достаточно будет вашего настроя и позитивного мышления.

Если вы очень занятая личность и у вас нет времени посещать кабинет психолога, в современном мире это не проблема.

Найдите подходящего специалиста через интернет, свяжитесь с ним и в удобном для вас формате (скайп, текстовые сообщения, другие программы и т. д.) проводите лечение.

Независимо от того, лечились вы сами или с помощью врача-специалиста, после окончания сеансов, чтобы закрепить эффект и избежать рецидивов, необходимо соблюдать некоторые рекомендации. Они помогут вам наслаждаться жизнью, прекратить вечное соперничество внутри себя и побороть зависимость от мнения окружающих.

  • Старайтесь позитивно воспринимать любые жизненные ситуации. Не ругайте себя, если вы что-то не успели сделать в нужные строки, с улыбкой на лице воспринимайте пришедшие трудности, делайте разумные выводы о происходящем.
  • Не пытайтесь быть во всём идеальным, знайте, что вы человек и имеете право на ошибку.
  • Не бойтесь новых начинаний, отбросьте страх неудач в новом деле. Попробуйте сделать что-то сумасшедшее - прыгните с парашютом, займитесь экстремальным видом спорта.
  • Перестаньте ждать одобрения со стороны окружающих, сделайте что-то несвойственное вам. Например, смените стиль или попросите совета у опытного специалиста.
  • Живите в своё удовольствие. И запомните, что не существует такого человека, который бы нравился абсолютно всем.
  • Не живите только работой, чётко разделяйте жизненные приоритеты. Обращайте внимание на своё внутреннее здоровье. Для разнообразия занимайтесь хоть иногда спортом.
  • Больше проводите времени с родными для вас людьми, не бойтесь делиться с ними своими переживаниями, ведь кто же, как не близкий человек, поймёт вас. Не забывайте обсуждать свои ошибки, этапы своего лечения, ведь в этот период без поддержки вам не обойтись.

Для вас главное - уметь правильно расставлять приоритеты . Желание быть успешным вполне нормально, но когда оно перерастает во все сферы жизни - это становится проблемой, с которой нужно не только бороться, но и не дать её запустить.

Не забывайте, что синдром отличницы очень близок по своим характеристикам к перфекционизму, который разрушительно влияет на человеческую жизнь, ведь она превращается в постоянное достижение идеального результата. И человек перестаёт воспринимать ежедневные маленькие радости, ведь во главе стоит результат и ничего кроме него.

Чтобы этого не допустить, научитесь уважать себя и любить. Тогда все ваши жизненные позиции приобретут нужное русло, а вы сможете жить в своё удовольствие и без вечной полосы препятствий.

Лечение заболевания у детей

Если вы заметили этот комплекс у своего ребёнка, вам повезло. В раннем возрасте легче изменить внутренние качества своего чада и его мировоззрение. Ведь он как пластилин - очень мягок и пластичен, что из него слепишь, то и будет. И как губка - со скоростью ветра впитывает привитые вами качества.

Главное - объяснить малышу, что не нужно стремиться во всём быть идеальным, ведь его любят не за хорошие оценки и успехи, а лишь за то, какой он прекрасный человек . Объясните, что не нужно заслуживать любовь через хорошие поступки.

Чтобы избавиться от этого синдрома, почаще обнимайте и целуйте своего малыша, оказывайте поддержку и развивайте в нём чувство собственного достоинства. Не ругайте слишком строго за разбросанные по дому игрушки или небрежный вид, потому что если уж слишком на этом концентрировать внимание, вы можете вызвать в нём не только перфекционизм, но и развить чувство ненависти и непонимания к вам.

Не стремитесь навязать ребёнку тот или иной интерес, пускай малыш сам выберет хобби, которым он будет с удовольствием заниматься . Это воспитает самостоятельность, он не будет в будущем зависеть от мнения окружающих. Смотрите вместе побольше смешных фильмов или видео, почаще гуляйте, развивайтесь, ходите в музеи и т. д. Привитое чувство юмора поможет с лёгкостью преодолевать жизненные трудности.

Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, это плохо скажется на его психике. Не нужно ставить перед ним заоблачные цели, не справившись с которыми, он будет чувствовать себя опустошённым. Всегда рассчитывайте на его возможности, не забывайте, что это не взрослый человек, поэтому будьте немного снисходительнее к нему.

Как вы чувствовали себя, когда получали четверку в школе? Если вам было настолько больно, грустно и обидно, что оценка доводила вас до слез, велика вероятность, что в школьные годы вы получили не только массу не очень пригодившихся в реальной жизни знаний, но и «синдром отличника», который мешает куда больше, чем знание того, что диагонали ромба пересекаются под прямым углом.

Откуда появляется синдром отличника?

Чаще всего его взращивают у ребенка сами родители, предъявляя завышенные требования. «Почему у тебя по математике четверка? Должна быть пятерка!», «единственная возможная оценка - это пять», - все подобные фразы транслируются школьником как «я хороший, только если получаю отличную оценку». И хотя большинство взрослых прекрасно знают, что оценки часто имеют мало общего с реальными знаниями, они продолжают настаивать, чтобы в дневнике был только высший балл - а то, мол, совсем расслабится.

Иногда пятерка и успешная учеба - это единственный способ для ребенка быть замеченным и признанным в семье. Для него хорошие оценки становятся способом получить кусочек внимания от самых дорогих людей, потому что без отличных баллов в дневнике его просто никто не замечает.

Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром?
Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу.

Чем вреден этот синдром?

Синдром отличника у детей ведет к негативным переживаниям, невротическим расстройствам, бессоннице, физической и моральной истощенности, но самая большая проблема заключается в том, что на всю жизнь закрепляется паттерн поведения «будь лучшим - только тогда тебя будут любить/хвалить/ценить/уважать».

Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию. Человек, выросший с убеждением, что его признают, любят и ценят только тогда, когда он делает что-то лучше всех, - очень сильно переживает неудачи, критику и даже просто отсутствие похвалы со стороны значимых фигур окружения.

Так, домохозяйка с синдромом отличницы будет чувствовать себя никудышной женой, если муж не будет хвалить каждый ее кулинарный шедевр, офисный работник будет уверен, что он плохо делает свое дело, если шеф не будет его постоянно подбадривать, поощрять, то есть ставить виртуальные «пятерки». При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается. Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют.

Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают. Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя. А так как потребность получить свою «виртуальную пятерку» никуда не исчезает, такой работник может довести себя до нервного срыва - ведь, чтобы шеф продолжал хвалить, нужно работать еще лучше, дольше и успешнее! При этом люди с синдромом отличника часто боятся совершить ошибку и предпочитают не рисковать вовсе, только чтобы не получить «минус» к своей «пятерке».

Часто люди с синдромом отличника проецируют свой перфекционизм и на свое окружение - под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги. И горе тем сотрудникам, чей начальник в детстве получил наказ «возвращаться домой только с пятерками» - ведь он будет искренне убежден, что работу можно или не сделать вообще, или сделать идеально. Какая еще болезнь, рождение ребенка, отпуск? Ну-ка сел за компьютер - и написал отчет, ну и что, что сейчас три часа утра, ничего не знаю!

Так как настроение и психическое состояние «отличника» практически полностью зависит от оценки, которую ставит ему окружение, он напоминает компьютер без батарейки - пока есть электричество, все работает, но только происходит сбой - компьютер тут же выключается.

Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец.

Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс?

Чаще интересуйтесь не оценками, а самим процессом учебы - что проходили на биологии, какую книжку обсуждали на литературе, как прошла экскурсия в музей и почему учитель английского дал такое большое задание. Проявляйте искренний интерес, слушайте, если ребенок хочет вам что-то рассказать, хвалите, если чувствуете гордость за достижения своего сына или дочери, но лучше - не за оценки, а за стремление, за попытку, даже если она не увенчалась успехом. Учите ребенка, что в жизни нужны не только победы, ведь неудачи - это прекрасный способ узнать свои слабые стороны и понять, над чем еще можно поработать.

Если же ребенок сам стремится продемонстрировать свой успех - «смотри, мама, у меня сегодня две пятерки» - старайтесь все равно избегать похвалы именно за высокий балл. «Ты такая старательная, я видела, как ты вчера три часа учила стихотворение, здорово, что учитель литературы тоже это оценил!» - хвалите самого ребенка, его трудолюбие, старание и усердие, а не цифру в дневнике.

Ваша задача - дать ребенку понять, что оценки - это не главное в жизни.

«А как же быть с поступлением в институт?» - тут же возражают родители. - «Он сейчас двоек нахватает, а мне потом расхлебывай, в платный ВУЗ его проталкивай!» То, что, стоит ослабить контроль - и ребенок пойдет вразнос, начнет прогуливать уроки, не делать «домашку», списывать на контрольных и опустится «ниже плинтуса», - это распространенный миф. На самом же деле, если школьник чувствует, что родители ему доверяют и не стремятся брать на себя ответственность за исполнение им домашнего задания, он берет ее на себя сам. Возможно, его «естественного» уровня притязаний не хватит на дневник, полный пятерок, зато он вырастет в гармоничную, уверенную в себе и в своих силах личность. Именно такие обычно и добиваются успеха в жизни.

Оглядитесь по сторонам - все ли среди тех, кто занимает важные посты, получает хорошую зарплату, добивается успеха в карьере и личной жизни - золотые медалисты и обладатели красных дипломов? Как показывает практика, в реальной жизни куда успешнее становятся как раз-таки троечники, которые не живут ради получения одобрения откуда-то извне, а прекрасно умеют поощрять и мотивировать себя сами.

И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике.

Что делать со своим синдромом отличника?

Проблема заключается в том, что синдром отличника, если так можно сказать, - это наследственное «заболевание». Бабушка требовала отличных оценок от вашего папы, он ставил вас в угол за любую «не-пятерку» и теперь вы приходите в ярость при виде двойки (или, хуже, даже четверки) в дневнике своего ребенка. И, сколько бы вы ни убеждали себя, что оценки - не главное в жизни, когда ваш пятиклассник снова приходит домой, потупив глаза, говорит, что получил четверку за диктант по русскому языку, вы просто не можете совладать со своими эмоциями. И побороть этот паттерн поведения без вмешательства извне порой бывает очень сложно.

В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости. Но помните, что у внутреннего родителя есть и другая часть - заботливая. Которая вместо фразы «так и знала, что ты неуч», может поинтересоваться: «Сложный был диктант, наверное?» Заботливый родитель при этом не иронизирует, он искренне сопереживает близкому человеку, который и сам-то вон как расстроился, что почти плачет. Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто.

Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так.

Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей. Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого. Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется? Так ли важно устраивать генеральную уборку в три часа ночи, когда в шесть уже вставать на работу?»

Победить перфекционизм, который часто «вылупляется» из синдрома отличника, можно только тренировкой. Сделайте что-то не идеально, вот увидите - никто не станет из-за этого меньше вас любить.

Как предотвратить появление синдрома отличника?

Любите своего ребенка (а также своих близких и себя самого) не за что-то, а просто так. Чаще говорите «я так рад, что ты у меня есть», обнимайте и улыбайтесь.

Томас Эдисон, изобретатель лампы накаливания, имел лишь четыре класса образования, и на старости лет любил повторять: «Неужели вы считаете, что я бы сумел что-то изобрести, если бы ходил в школу?» Альберт Эйнштейн еле-еле окончил высшее техническое училище в Цюрихе. А Билл Гейтс был отчислен из Гарварда за неуспеваемость и прогулы, потому что адвокатура его привлекала сильно меньше, чем микросхемы и техника. Задумайтесь, каким бы был современный мир, если бы у всех этих людей был «синдром отличника»?

Фото - фотобанк Лори

Прыгнуть выше головы, сделать работу еще лучше, чем в прошлый раз, получить максимальный результат и признание. Если вы узнаете в этом описании себя – значит, у вас синдром отличника. Еще его называют перфекционизмом.

Пожизненные отличники уверены, что у них нет права на ошибку и на посредственный результат. Только на самый лучший. Если не получается – перфекционист тут же начинает заниматься самобичеванием, жесткой самокритикой и может впадать в депрессию. Стремясь к придуманному идеалу, такие люди зацикливаются на результатах, тяжело переживают неудачи, критику и несовершенство других. Перфекционисты часто достигают успеха, но этот успех обходится им слишком дорого.

Что делать? Помогла разобраться в причинах синдрома отличника и рассказала, как с ним бороться, наш эксперт – психолог, специалист по семейной, телесной терапии и психосоматике Алина Котенко .

Откуда ноги растут

По словам нашего эксперта, самых главных источников синдрома – два.

Первый – семейные причины. Если родители с самого детства говорят своему ребенку, что он должен быть лучшим, постоянно приносить только самые высокие оценки, чтобы им гордились, и обесценивают просто хорошие результаты – это прямой путь к синдрому отличника.

Второй источник перфекционизма – личностные причины. На формирование синдрома отличника влияет не только семья, но и окружение ребенка вне семьи. Так, в возрасте 7-12 лет он пытается установить баланс между тем, чтобы быть лучшим и что при этом оставаться членом определенной группы, например, класса. И если, к примеру, классный руководитель чересчур выделяет достижения отличников, обесценивает результаты других школьников и в классе есть аутсайдеры, к которым тоже сознательно формируется негативное отношение, – в таком классе будет развиваться нездоровая конкуренция и нездоровое отношение к достижениям.

Отличники полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд.

Также многое зависит и от тех детей, которые являются лидерами определенной группы. То, как они реагируют на конкурентов (спокойно, начинают их «давить» или же предлагают им свою помощь), – тоже во многом определяет, как будут развиваться другие дети в их окружении. Например, будет ли стремление к результату затмевать у них ценности, отношения и т.д.

Как с этим бороться?

Следуйте нашим советам, и вы точно сможете постепенно ослабить влияние синдрома отличника на свою работу и жизнь.

1. Замечайте внутреннего врага

Если вы хотите избавиться от перфекционизма, то один из первых и главных советов – начать замечать (!), когда ваш внутренний отличник вмешивается в вашу работу и жизнь и начинает мешать вам. Начните пристально следить за ним. Можете даже придумать ему имя, например, Ботан, Делательник, Результативщик и т.д.

Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» (к примеру, когда вы вдруг начинаете считать, что сделали все плохо, хотя объективно это не так), делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».

Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».

В таком достаточно простом упражнении есть несколько плюсов. Во-первых, так вы начнете отделять внутреннего отличника от вашей личности, показываете самому себе, что хотите измениться. Во-вторых, определенный комизм таких внутренних диалогов заставит вас задуматься над тем, что вы действительно перегибаете палку и со стороны можете выглядеть в чем-то смешно. И, в-третьих, вовремя остановив себя и не поддавшись влиянию отличника, вы хотя бы будете стараться каждый раз объективно оценивать ситуацию.

2. Результат – это не весь вы

Одна из самых больших проблем отличников – они полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд. Отличники забывают, что конкретное достижение или неудача – это только маленькая часть их личности, всего лишь одна грань.

В борьбе с синдромом отличника очень важно изменить собственные психологические установки, поэтому поначалу вам придется регулярно вести диалоги с собой. Каждый раз, когда вы будете начинать то или иное задание, у вас появится страх не выполнить его идеально, или же вы уже не справились – говорите себе, что результат – это не весь вы.

Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни.

Промежуточный результат не стоит того, чтобы перечеркивать все остальные свои достижения, положительные качества, навыки и любые достойные проявления в других сферах вашей жизни, кроме работы. Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни. Так вы сможете прийти в себя в сложные моменты.

3. Станьте идеальным бездельником

У всех отличников – чересчур завышенные требования к себе. Более того, они свято уверены, что другие ожидают от них именно того же.

Например, перфекционисты могут весь день ничего не есть и даже не выходить из офиса, якобы потому что успеют выполнить больше задач, если не будут отвлекаться на такие «пустяки». Если же они дают слабину, например, отвлекаются и болтают с коллегой 20 минут, – они могут еще долго винить себя за это.

Важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.

Приучить отличника чередовать работу и отдых – будет очень сложно. Но не нужно сразу ждать от себя слишком многого. Начните хотя бы с 5 минут в день. Сознательно отвлекитесь и постарайтесь не делать ничего в течение пяти минут. Обязательно понаблюдайте за другими людьми. Например, посмотрите на своего начальника и коллег. Они смотрят на вас с упреком? Нет. Пять минут отдыха действительно так сильно вредят вашей работе? Нет. Другие коллеги тоже иногда отвлекаются, но все равно со всем справляются? Да. Тогда что вам мешает делать так же?

Делайте похожие вещи и в других сферах жизни. В этом деле важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.

4. Полюбите процесс

Отличники – это люди, которые зациклены на результате, а процесс считают неважным. Чтобы снизить важность результата, советуем перфекционистам чаще находить и обращать внимание на те «кусочки» процесса, которые доставляют удовольствие(как в работе, так и в личной жизни).

Просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.

Например, вашу работу, по вашему мнению, недостаточно убедительно похвалили. Но вам ведь было интересно выполнять определенные задачи? Более того, вы справились с ними. Тогда радуйтесь этому и получайте удовольствие. Или, к примеру, пробежка. Если только вы не спортсмен, то вам, скорее всего, все равно, за какое время вы пробежите то или иное количество километров. Поэтому просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.

Как мы уже сказали, перфекционисты живут результатом, ставя его во главу угла. При этом для них важен каждый результат, независимо от того, идет речь о составлении рядового документа или же о презентации проекта.

Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером.

Именно поэтому отличникам так важно видеть картинку целиком (например, свою жизнь на год или на три-пять лет вперед), понимать, что идет дальше за определенным результатом, за очередной достигнутой целью. Для этого визуализируйте свои желания, рисуйте схемы, пишите планы, ведите дневник – в общем, все, что угодно, только чтобы не упускать из виду общую картинку. Постоянные напоминания позволят видеть задачи и цели поважнее и не дадут вам зацикливаться на чем-то одном.

6. Не сравнивайте себя с другими

Это еще одна проблема отличников – сравнивать себя с другими и впадать в депрессию из-за того, что кто-то достиг большего. Как с этим бороться? Тот же принцип, что и в предыдущих советах. Как только заметили, что скатываетесь в негатив и начинаете заниматься самобичеванием, – тут же меняйте фокус и концентрируйтесь на себе. Сравните себя прошлого и настоящего: где вы были год назад, и где сейчас, чего не умели раньше, и что умеете сейчас и т.д. Мы уверены, вам есть, чем гордиться.

7. Больше работайте в группе

Перфекционисты – не самые лучшие командные игроки. Как мы уже сказали, они достаточно нетерпимо относятся к недостаткам других. К тому же, они уверены, что лучше, чем они, работу не сделает никто, поэтому мнение других можно особо не учитывать («никто, кроме меня, не предусмотрит все детали!»).

Командные спортивные игры, танцевальные кружки – отличнику подойдут все активности, где результат зависит не только от его усилий.

Именно поэтому отличникам так важно развивать в себе навык группового взаимодействия. Для этого чаще участвуйте в коллективных обсуждениях, учитесь слушать и слышать других. Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером, и не сможете не учитывать мнение других, так сами мало во всем разбираетесь. Командные спортивные игры, танцевальные кружки – в общем, вам подойдут все активности, где результат зависит не только от ваших усилий.

8. Развивайте гибкость

Перфекционисты достаточно категоричны и видят многое в черно-белом цвете: что-то либо правильно, либо – нет. Чтобы развить в себе гибкость, нужно больше работать в группе (см. совет выше), а также начать выполнять соответствующие физические упражнения. То, что происходит с нашим телом, напрямую влияет и на наш внутренний мир.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос