Народные старинные праздники. Русские народные праздники

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы - день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала.

Страстная неделя

весна

Седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней , начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника - подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

Народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа , а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

Святки

зима

Славянский народный праздничный комплекс, отмечается с 6 января по 19 января . Святки перенасыщены различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Поговорки праздника: на Святках волки женятся, от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится. Согласно народным верованиям, незаметное обычным глазом присутствие духов среди живых людей, давало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Крещенский сочельник

весна

Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан и совершается Великое водоосвящение. Также это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Народно-православный праздник, отмечается 8 июля . Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. Отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю) . Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака. Согласно календарю восточнославянских народных праздников, соотносящемуся с православным, это день первого покоса. Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят - к худому покосу.

Традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа . В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи - пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

Вербная неделя

весна

Шестая неделя Великого поста. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть легенда связанная с этой неделей, которая гласит, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. На этом празднике существует верование - освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё вербными веточками, заклички весны.

Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января . Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

Масленица

весна

Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом . Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

Пасха

весна

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта . Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста- времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

Праздник восточных славян, который начинается 14 сентября . Суть праздника - торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна - последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали - считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

Чистый понедельник

весна

Первый день Фёдоровой недели и Великого поста. В этот день все друг друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой. Это день очень строгого поста так же как и в последующие дни. Название праздника произошло от стремления провести первый день поста в чистоте. В этот праздник, во время первого великопостного Великого повечерия, начинают читать Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы. В конце 19 века, большая часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день "полоскали рот" или опохмелялись. Так как это день поста, то все, что можно съесть или выпить в этот день это: немного черного хлеба с солью и водой или несладким чаем. Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.

Один из праздников восточных славян, празднуется 14 октября . Значение праздника - окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лешие(по-другому их называют лесными хозяевами). Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за все лето лапти. Русские люди, празднуя посвященные Богоматери дни, ждали от Неё помощи.

Православный праздник, отмечаемый 14 августа . Суть праздника - малое водосвятие. Традиции праздника - начало сбора мёда, его освящение и трапеза - «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника - первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют "Спасом на воде", это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник "Медовым спасом" из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

Летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля . Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

Красная Горка

весна

Весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи . В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна - это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: "Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется."

В прошлом праздники на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому.

Значение праздников

В человек занимался своими повседневными делами и добывал хлеб насущный. Нечто противоположное этому являлось праздником. В такой день происходило слияние с почитаемой всеми историей и сакральными ценностями общины, что воспринималось как священное событие.

Основные традиции

На бытовом уровне существовал целый ряд правил, позволяющих в праздничный день получить психофизиологическое ощущение полноты жизни.

Русские народные праздники для детей, стариков и старых дев попросту не существовали. Считалось, что первые пока не достигли того возраста, когда могут осознать сакральную ценность, вторые уже стоят на грани живого и мертвого мира, а третьи, отмеченные безбрачием, не выполнили своего предназначения на этой земле.

Русские народные праздники и обряды всегда предполагали свободу от любой работы. Запрет в такие дни налагался на пахоту и косьбу, колку дров и шитье, ткачество и уборку избы, то есть на любую повседневную деятельность. В люди должны были нарядно одеваться и выбирать для разговора только радостные и приятные темы. Если кто-либо нарушал принятые правила, то на него мог быть наложен денежный штраф. Одной из мер воздействия являлось битье плетьми.

Хронология праздников

В старину все дни, свободные от работы, соединялись в единой многоступенчатой последовательности. Русский народный календарь праздников размещал их в определенном порядке, который не менялся из века в век.

Считалось, что наибольшей сакральной силой обладал святой день Пасхи. Русский народный праздник, относимый к разряду великих, это Рождество. Не меньшее значение имела Троица, Масленица, а также Петров и Иванов дни. Выделяли особые периоды, которые связывали с почином различных крестьянских работ. Это могла быть заготовка капусты на зиму или сев зерновых. Такие дни считались полупраздниками или малыми праздниками.

Православное вероучение устанавливало Пасху с двунадесятыми. Это двенадцать праздников, провозглашенных в честь Божьей Матери и Иисуса Христа. Были также и храмовые дни. Они являлись местными праздниками, посвященными значительным событиям, происходившим в жизни святых, в честь которых и возводились храмы.

В особую группу выделяются дни, которые не имеют связи с церковными традициями. К ним относятся Масленица и Святки. Существовали также заветные праздники, отмечаемые в память о каком-либо трагическом событии. Они проводились в надежде добиться благосклонности божества или природы. Отмечались многочисленные женские и мужские, а также молодежные праздники.

Обряды, проводимые зимой

Издавна русский народ отводил определенную роль каждому из времен года. Любой русский народный праздник, отмечаемый в зимний период, славился гуляньями, забавами и играми. Это спокойное время как нельзя лучше подходило земледельцу для развлечений и раздумий.

На Руси рубежной датой большого перечня обрядов, связанных с землепашеством, считалось Новогодье. Оно сопровождалось Святками и Колядами. Это были красочные народные гулянья.

Святками являлся период с Предновогодья, длящийся двенадцать дней. Накануне отмечался рождественский Сочельник. К этому празднику избу хорошенько убирали, ходили в баню и меняли белье.

После Рождества, 19 января, отмечали Крещение, или Богоявление Господне. Это один из великих двунадесятых праздников.

Сретенье Господне отмечается 15 февраля. Это также один из двунадесятых православных праздников. Отмечается он в память о встрече младенца Иисуса, принесенного в Иерусалимский храм, со святой пророчицей Анной и старцем Симеоном.

Весенние праздники

Завершилась зима. Силы тепла и света победили холод. В это время отмечается русский народный праздник, который известен своим раздольным весельем - Масленица. В этот период, который длится целую неделю перед Великим постом, происходило прощание с зимой.

Сценарии русских народных праздников, пришедшие к нам с древних времен, диктовали на Масленицу ходить в гости и печь блины, кататься на санках и санях, сжигать, а затем и хоронить чучело зимы, наряжаться и устраивать застолья.
22 марта отмечались Сороки, когда день по своей продолжительности равнялся ночи. Традиционно молодежью водились хороводы и распевались песни. Посиделки кончались вместе с Масленицей.

7 апреля - Благовещенье. Шестая неделя Великого поста является Вербной. Народные традиции этого праздника связаны с вербой. Ее веточки освящают в церкви.
Великим праздником всех христиан, живущих на нашей планете, является Пасха. В этот день отмечается Воскресение, то есть свершение перехода Иисуса Христа от смерти к жизни.

Красная горка - русский народный праздник. Он приурочен к первому воскресенью, наступившему после Пасхи, и является символом полного прихода весны. Этим праздником древние славяне встречали пору возрождения природы.

На после Пасхи справляли Вознесение. Это последний весенний праздник.

Обряды и традиции в летний период

Пятидесятый день после Пасхи считается Днем (Пятидесятницы). Это один из самых великих православных двунадесятых праздников. В Библии этот день описывается событиями, которые наделили Апостолов Духом Святым и позволили им заниматься проповедованием учения Христа среди всех народов. Пятидесятница считается днем рождения самой Церкви.

Русские народные праздники летом начинались с Троицы. Этот день связывали с окончательными проводами весны. Основной традицией на празднование Троицы являлось украшение жилища и храма различными веточками, цветами и душистой травой. Это делалось для того, чтобы сошел Святой Дух. Как и на Пасхальной неделе, вновь красили яйца.

Значительный русский народный праздник июля - Ивана Купала. Он имеет этническое происхождение и празднуется с шестого на седьмое число, когда наблюдается летнее солнцестояние. Традиционно в этот день жгут костры и прыгают через них, плетут венки и водят хороводы. Называется праздник в честь Иоанна Крестителя. Главное, чем отличается этот день от остальных празднеств, это прыжки через костры, которые способствуют очищению человека от находящейся внутри него нечисти.

Примечательны летние русские народные праздники августа. Начинаются они со второго числа, когда отмечается Ильин день. После него происходит спад летней жары с установлением умеренного тепла. Традиционно к Ильину дню пекли пышки и колоба из муки нового урожая.

Уже 14 августа вместе с первым Спасом начинались проводы лета. В этот день пасечниками выламывались соты в ульях. Именно поэтому праздник называют медовым. Второй Спас празднуется 19 августа. Прозвали его яблочным, так как в это время приходит срок сбора поспевшего урожая плодов.

28 августа празднуется Успение Пресвятой Богородицы. Это большое событие. Его относят к двунадесятым православным праздникам. Это день почтения памяти великой Молитвенницы - Божьей Матери. Согласно народным традициям, этот праздник называется Господиным днем. Окружен он не печалью, а радостью.

На следующий день после Успения празднуется третий Спас. Этот день отмечен как в православном, так и в славянском календаре. Он знаменует собой дожинки и последний отлет ласточек, а также начало бабьего лета, которое длится до одиннадцатого сентября.

Осенние праздники

14 сентября восточные славяне отмечают праздник, названный в честь Семена Летопроводца. Его суть - проведение торжеств, которые знаменуют приближающуюся осень. Это день совершения обрядов, в число которых входят следующие: новоселье и засидки, подстриг и поджигание огня, а также похороны мух.

Ровно через месяц, 14 октября, отмечается Покров день. Он знаменует собой окончательное наступление осеннего периода. В прежние времена в этот день сжигали изношенные за лето лапти и соломенные постели. Считалось, что на Покров осень встречается с зимой.

Русские народные праздники в современной жизни

С древних времен дни, когда люди традиционно не работали и совершали определенные обряды, пробуждали в человеке чувство прекрасного, позволяли почувствовать себя свободным и расслабиться.

В настоящее время в России некоторые старинные праздники не забыты. Они отмечаются, как и прежде, с сохранением древнейших традиций. Как и в былые времена, русский народ имеет повод устроить веселые застолья, танцы, игры и гулянья.

Празднуются в России и религиозные праздники. Они также являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей, которыми богата культура страны.


Гулянье - весенне-летнее сборище молодежи в свободное от работ время.

Гулянья проходили на деревенской улице, на площади села или за околицей деревни. Они начинались обычно с Пасхальной недели и продолжались до Петрова дня, с перерывом на Петровский пост. После этого гулянья проходили очень редко, а к Успению вообще прекращались. Гулянья в основном устраивались в праздничные и воскресные дни, а иногда и в будни и продолжались зачастую вплоть до утренней зари. Обычно на них приходили парни и девушки одной деревни или группы окрестных деревень.

В гуляньях участвовали только девушки и парни брачного возраста и лишь в некоторых областях - молодожены в первый год их совместной жизни. Считалось, что холостая молодежь должна обязательно участвовать в гуляньях. Нарушение этого правила порицалось общественным мнением и даже рассматривалось как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством.

Неизвестный художник. Народное гулянье в селе Алексеевском. 1840-е.

Поведение молодежи на гулянье соответствовало выработанной на протяжении многих веков традиции. Молодцам полагалось демонстрировать ухарство, силу, ловкость, острословие, щегольство. Девицы должны были держаться скромно, с достоинством, но при этом быть веселыми, в меру общительными. Соблюдение этических правил поведения на гуляньях доверялось самой молодежи, но со стороны контролировалось деревенским обществом. Все гулянья проходили обычно в присутствии зрителей, которые, не вмешиваясь в молодежную игру, с интересом следили за ее ходом, одобряя или не одобряя поведение гуляющих.

Весенне-летние гулянья начинались чаще всего торжественным шествием девушек брачного возраста по главной улице села или деревни. Нарядно одетые девушки прогуливались под пение протяжных песен. За этим шествием наблюдали парни, собиравшиеся небольшими группами, а также все детское и взрослое население села. Это была своего рода демонстрация девушек, созревших для брака, своеобразная выставка деревенских невест.


Кустодиев. Хоровод. 1912.

Весенне-летние гулянья молодежи проходили в два этапа. Первый этап, начинавшийся с Пасхальной недели, продолжался до Троицы. В первые две-три недели поведение парней и девушек носило сдержанный характер. Девушки несколько сторонились парней, которые также старались не навязывать им своего общества. Из развлечений в это время главными были качели и хороводы. Хороводы водили девушки, парни входили в них только по приглашению. Среди хороводов выбирались игровые, в которых раскрывалась тема сеяния, роста, созревания. Например, в хороводе «Мак» шедшие по кругу девушки в песне рассказывали, как выращивается мак, а девушка, находившаяся в его середине, жестами показывала, как это происходит. В играх и хороводах на этом этапе совершенно отсутствовала любовная тематика.

Такое целомудренное поведение молодежи соответствовало состоянию окружающей их природы: солнце грело не очень сильно, воздух был прозрачен, почки на деревьях еще только набухали, трава едва появлялась. К Троице, праздновавшейся обычно в начале июня, солнце уже ярко светило на небе, лес покрывался листвой, появлялись первые цветы и травы, стояли в цвету плодовые деревья, птицы вили гнезда. В атмосфере расцвета природы молодежные гулянья постепенно наполнялись эротическим содержанием. В игры девушек начинали активно включаться парни. Они уже не стояли в стороне, наблюдая девичьи хороводы, а были равноправными партнерами.

В хороводах главное место занимала любовная тематика, в них рассказывалось о начале любовной игры между девицей и молодцем. Так, в хороводе «Заинька» парню-заиньке, стоящему в центре хороводного круга девушек, предлагалось выбрать себе в невесты девушку: «Три сестрицы стоят, три лебедушки, как одна в тафте, другая в камче, на третей сестрице золотой венец». Парень выбирает одну:

Уж я Настеньку люблю,
Она уборчиста,
Она уборчиста – разговорчиста,
На ней платьице надето –
Точно шелково,
Раздуваечка баска –
Целоваться три разка.

После этого парень и девушка должны были поцеловаться «три разка» и уступить место другому «заиньке».

Игры в выбор невесты пользовались очень большой популярностью. Среди них практически по всей России была известна игра с одноименным названием - «Выбор невесты». Девушки становились в два ряда, образуя коридор, по которому подбоченясь ходил «молодец удалой». Затем он выбирал одну девушку, брал ее за руку и расспрашивал подруг о ее достоинствах. Если отзывы были благоприятные, то парень с девушкой целовались и считались поженившимися. Такая выбранная во время игры пара называлась почетной. Почетник и почетница составляли друг с другом пару на весь период весенне-летних гуляний.


К. А. Трутовский. Хоровод в Курской губернии. 1860

Второй этап молодежных гуляний начинался с Троицы и продолжался до Петрова дня. Это было время, когда природа находилась в полном расцвете: созревали травы, колосилась рожь, появлялись плоды на деревьях, птицы выводили птенцов, а солнце, по поверью, вступало в брак с землей. Сближение парней и девушек на гуляньях достигало наивысшей точки. Игрища на Иванов день - день летнего солнцеворота - и особенно на Петров день носили ярко выраженный языческий характер. Все игры сопровождались поцелуями. В хороводе «Любушка», например, парень уговаривал девушку стать его любушкой и рассказывал, как им хорошо будет «играть друг с другом». Парные и коллективные пляски носили в это время откровенно эротический характер. Например, парная пляска «Голубец» заканчивалась имитацией полового акта. Хороводам и пляскам соответствовали песни и частушки эротического характера:

Ой, Семеновна,
Расфуфыриста.
А я спал с тобой
Раз четыреста!

По деревне мы идем,
Всем подарки раздаем:
Кому – сына, кому – дочь,
Надо девушкам помочь.

Мой миленок – озорник.
Ко мне в форточку проник,
Сделал все, что захотел,
И обратно улетел.

В этот период гуляний в хороводы зачастую приглашались и молодухи - женщины первого года брака. Молодуху ставили в середину хоровода. Она обращалась к присутствующим со словами: «Низко кланяюсь красным девушкам, молодым молодушкам, молодцам холостеньким, дедушкам, дядюшкам, бабушкам, тетенькам! Сватам и свахам, всем одним махом! Прошу принять меня к себе». Затем молодуха кланялась на все четыре стороны по три раза: первый поклон был поясной, второй - ниже пояса, третий - до земли. На третьем поклоне девушки начинали петь величальную молодухе. После величальной она должна была благодарить: «Благодарим покорно, красные девушки, молодые молодушки. У сех вас поравнено, у сех за едино. За ваше угощение сорок одно почтение! Маленький поклончик примите, а большой поболе подождите». Этот обычай рассматривался как символический прием молодухи в деревенское общество, знакомство ее с деревней и деревни с ней.

Весенне-летние гулянья замирали после Петрова дня. Последний день гуляний назывался прощальным. Все кланялись друг другу, прощаясь до будущей весны.

Из книги И.Шангиной "Русские праздники"


Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами, семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, а некоторые языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.

Календарные обряды

Славяне были скотоводы и земледельцы. В дохристианский период в пантеон славянских богов входило несколько тысяч идолов. Верховными богами были Сварожичи, прародители всего живого. Одним из них был Велес, покровитель скотоводства и земледелия. Ему славяне приносили жертвы перед началом сева и уборки урожая. В первый день сева все жители деревни выходили на поле в новых чистых рубахах с цветами и венками. Сев начинали самый старый житель села и самый маленький, они и бросали первое зерно в землю.

Уборка урожая также была праздником. Все, даже старые и больные, жители села собирались у границы поля, Велесу приносилась жертва, чаще всего большой баран, затем в ряд вставали самые сильные и красивые мужчины и молодые парни с косами в руках и одновременно проходили первую полосу. Затем девушки и молодые женщины, обязательно быстрые и здоровые, связывали снопы и ставили бабки. После удачной уборки накрывали богатый стол для всех жителей села, во главе стола ставили большой сноп, украшенный лентами и цветами, который тоже считался жертвой богу Велесу.

Масленица также относится к календарным обрядам, хотя в настоящее время считается уже и полурелигиозным праздником. В древности этот обряд призывал Ярило, бога солнца и тепла, от которого напрямую зависел урожай. Именно поэтому и зародился обычай в этот день печь блины, жирные, румяные, горячие, как солнце. Все люди водили хороводы, также являющиеся символом солнца, пели песни, воспевающие силу и красоту светила, сжигали чучело Масленицы.

Сегодня Масленица оставила свой языческий смысл, и считается почти религиозным праздником. Каждый день масленичной недели имеет свое предназначение. А самый важный день — Прощенное Воскресенье, когда следует у всех домашних и родственников просить прощения за невольные обиды. Воскресенье – это поворот на Великий Пост, самый строгий и длинный, когда в течение семи недель верующие отказываются от мясной и молочной пищи.

Святочные обряды

Когда на Руси твердо установилось христианство, появились и новые церковные праздники. А некоторые праздники, имеющие религиозную основу, стали поистине народными. Именно к таким и нужно отнести святочные гуляния, которые проходят с 7 января (Рождества Христова) до 19 января (Крещения Господня).

В святки молодежь ходила по домам с представлениями, другие группы парней и девушек колядовали, девушки и молодые женщины по вечерам гадали. Обязательно все жители деревни участвовали в подготовке к праздникам. Забивали скот и готовили специальные блюда. В сочельник, 6 января, вечер перед Рождеством, варили узвар, сладкий компот с рисом, готовили ватрушки и пироги, сочево, специальное блюдо из капусты с зерном.

Молодые люди пели специальные шуточные песни-колядки, просили угощения, в шутку угрожали:

«А не дашь пирога, сведем корову за рога».

Если угощения не давали, то могли подшутить: закрыть трубу, развалить поленницу дров, приморозить дверь. Но это бывало редко. Считалось, и до сих пор считается, что щедривки, песни с пожеланиями счастья и достатка, и зерно, принесенное в дом гостями, приносят в дом счастье на весь новый год, избавляют от болезней и несчастий. Поэтому все старались вдоволь угостить приходящих и раздать им щедрые гостинцы.

Молодые девушки чаще всего гадали на судьбу, на женихов. Самые смелые гадали в бане с зеркалом при свечах, хотя и считалось это очень опасным, потому что в бане с себя снимали крест. Девушки заносили в дом охапки дров, по числу поленьев четному или нечетному можно было сказать выйдет или нет, она в этом году замуж. Кормили курицу счетным зерном, топили воск и рассматривали, что же он им предсказывает

Семейные обряды

Пожалуй, больше всего обрядов и традиций связано именно с семейной жизнью. Сватовство, свадьба, крестины- все это требовало соблюдения старинных ритуалов, пришедших от бабушек и прабабушек, и их точное соблюдение обещало счастливую семейную жизнь, здоровых детей и внуков.

Славяне раньше жили большими семьями, где взрослые дети, имевшие уже свои семьи, жили вместе с родителями. В таких семьях можно было наблюдать три-четыре поколения, семьи включали в себя до двадцати человек. Старейшиной такой большой семьи обычно был отец или старший брат, а его жена была главой среди женщин. Их распоряжения выполнялись беспрекословно наравне с законами правительства.

Свадьбы обычно праздновались после уборки урожая или после Крещения. Позднее самым удачным временем для свадеб стала «Красная горка»- неделя после Пасхи. Сам свадебный обряд занимал довольно большой промежуток времени и включал в себя несколько этапов, а значит, и большое количество ритуалов.

Сватать невесту приезжали родители жениха совместно с крестными, реже другие близкие родственники. Разговор следовало начинать иносказательно:

«У вас товар, у нас купец» или « Не забежала ли на ваш двор телушка, мы за ней приехали».

Если родители невесты отвечали согласием, следовало провести смотрины, где жених и невеста познакомятся друг с другом. Затем будет сговор или рукобитье. Здесь новые родственники договариваются о дне свадьбы, о приданном, и о том, какие подарки принесет жених невесте.

Когда все было обговорено, у невесты в доме каждый вечер собирались ее подружки и помогали готовить приданное: ткали, шили, вязали кружева, вышивали подарки жениху. Все девичьи посиделки сопровождались грустными песнями, ведь никто не знал, какая судьба будет у девушки. В доме мужа женщину ожидал тяжелый труд и полное подчинение воле мужа. В первый день свадьбы песни звучали, в основном, лирические, величальные, прощальные плачи. По приезде из церкви молодых встречали на крыльце родители хлебом-солью, а свекровь должны была положить своей новоявленной невестке в рот ложку меда.

Совсем другое дело – второй день. В этот день по обычаю зять с дружками отправлялись «к теще на блины». После хорошего застолья, гости рядились, закрывали лицо повязками или холстинками и разъезжали по деревне, заезжая в гости ко всем новым родственникам. Этот обычай до сих пор сохранился во многих деревнях, где на второй день свадьбы ряженые гости, сами запрягаются в телегу, и катают новых сватов по улицам.

И, конечно, говоря об обычаях, нельзя пропустить обряд крещения младенца. Детей крестили сразу после рождения. Для совершения обряда долго совещались, выбирая крестных. Они будут для ребенка вторыми родителями и наравне с ними несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание младенца. Крестные становятся кумовьями и всю жизнь поддерживают между собой дружеские отношения.

Когда ребенку исполнялся годик, крестная мать сажала его на вывороченный тулуп и ножницами аккуратно выстригала на темечке крест в волосах. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не имела доступа в его мысли и дальнейшие поступки.

Подросший крестник в сочельник каждый год обязательно приносил крестным кутью и другое угощение, а крестный одаривает его в ответ какими-либо сладостями.

Смешанные обряды

Как мы уже говорили, некоторые обряды зародились в дохристианский период, но продолжают жить и до сих пор, немного изменив свое обличье. Так было и с Масленицей. Широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала. Считалось, что только в этот единственный в году день цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты. Но найти его может только человек чистый сердцем, безгрешный.

С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь. Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде. Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.

Русская культура - это многоцветный калейдоскоп, возникший под влиянием традиционных верований и основ христианской религии. Нынешние русские традиции и обычаи включают в себя исконно языческие праздники, которые отмечаются наряду с установленными датами церковного календаря.

Календарные праздники

Это древнерусские праздники, связанные с природным календарём. В эти даты меняется положение Солнца на небосводе. И предки русского народа считали, что, так или иначе, в это время изменяется жизнь каждого человека, живущего на земле. Список главных праздников старинного годового круга :

  • Коляда (день зимнего солнцестояния);
  • Комоедица или Масленица (день весеннего равноденствия);
  • Купала (день летнего солнцестояния);
  • Осенины (день осеннего равноденствия).

Первый зимний праздник

Первый зимний праздник - Коляда. Он отмечается 22-25 декабря. Заканчиваются «тёмные» дни, и появляется «новое» солнце. Оно всё выше поднимается над горизонтом и понемногу увеличивает световой день. На Коляду принято устраивать массовые вечерние гуляния с ряжеными, игрищами и песнями. Раньше в деревнях люди, одетые в странные наряды, заходили в каждый двор. Они пели песни-колядки с пожеланиями благополучной жизни в новом солнечном году, а взамен получали угощения от хозяев дома.

С приходом христианства русский народный обычай постепенно трансформировался в традицию колядования в ночь перед Рождеством. Смысл празднества изменился, а форма осталась практически прежней: песни, шутовские наряды и общее радостное настроение.

Комоедица или Масленица

Согласно старинному календарю , Масленица приходится на 20-21 марта. Это большой праздник прихода весны. С этого периода день начинает заметно удлиняться, а ночь становится короче. На Комоедицу пекут блины, как символы яркого тёплого Солнца, и водят хороводы. Возносятся просьбы о будущем хорошем урожае. Устраиваются весёлые народные гуляния с играми. А в конце праздника сжигается большая кукла Марена, олицетворяющая зиму, стужу и все пережитые за холодное время невзгоды.

Современное, привычное для большинства празднование Масленицы в конце февраля - начале марта обусловлено особенностями церковного календаря. Оно почти утратило языческий подтекст и является неделей перехода к христианскому Великому посту.

День летнего солнцестояния

Древний праздник Купалы празднуется 23-24 июня каждого года. Начиная с этого дня Солнце начинает обратное движение по небосводу: дни укорачиваются, а ночи становятся длиннее. Чествование самой жизни во всех её проявлениях идёт в эти дни:

Большинству современных россиян этот праздник знаком как день Ивана Купалы. Вероятно, слово «Иван» прикрепилось к названию языческого праздника с появлением христианства на Руси. День рождения христианского святого Иоанна Предтечи приходится на близкую дату - 24 июня. Возможно, праздник был использован религиозными деятелями для укрепления позиций православия в народной среде через соединение с русскими обрядами и обычаями.

Праздник урожая

Осенины, пожалуй, - самый малоизвестный старорусский праздник. Он отмечается 21-22 сентября в день осеннего равноденствия. Это праздник урожая, во время которого большая семья или община собирается за богатым столом. Люди угощаются хлебом, испечённым из муки свежего помола, праздничными блюдами из свежих злаков, овощей и фруктов. Воздаются благодарности матери-земле за щедрые осенние дары. Раньше в эти дни зажигали «новый» огонь в печах и постепенно начинали готовиться к зиме под крышей дома.

Христианские праздники

С принятием христианства у русского народа возникли новые традиции, установленные и контролируемые церковью. Некоторые из них со временем стали по-настоящему народными. Так, Рождество со святочными гуляниями и Пасха превратились в почти национальные торжества.

Рождество и Святки

Православный календарь праздников начинает свой годовой отсчёт от Рождества Христова, отмечаемого 7 января. Святки - это дни от Рождества до Крещения (19 января), наполненные народным весельем, песнями и представлениями, гаданиями и приметами. Обряды и обычаи русского народа тесно переплелись с религиозной верой и христианской культурой.

Например, в святочные вечера принято колядовать - ходить по гостям или окрестным домам и петь песни, восхваляющие Христа, с пожеланиями добра и мира всем домочадцам. Хозяева дома традиционно должны потчевать нежданных гостей сдобой и сладостями. Так языческий обычай с некоторыми изменениями вошёл в жизнь православных христиан. Общепринятым святочным обычаем также является гадание: на суженого или на судьбу, о событиях грядущего года или на исход какого-то дела. Для поиска ответов используются зеркала, воск, бытовые предметы и специальные вещи.

Светлая Пасха

Это большой христианский праздник, прославляющий воскрешение Иисуса Христа. День для торжества меняется каждый год: он вычисляется по солнечно-лунному календарю, когда заканчивается Великий пост. Поэтому большая часть пасхальных обычаев связана с первой праздничной трапезой. В неё входит пасха - блюдо из творога с изюмом и различными наполнителями, сдобный хлеб (кулич) и варёные яйца, окрашенные в разные цвета. Каждое из этих освящённых накануне кушаний имеет своё символическое значение. Например, красный цвет яичной скорлупы означает кровь Христа, пролитую за спасение мира, и его возрождение к новой жизни.

В этот день принято принимать гостей, приветствовать всех приходящих фразой «Христос воскресе!» и отвечать на подобный возглас: «Воистину воскресе!». А также очень распространена традиция троекратного целования при встрече.

Русские народные обряды и обычаи на Пасху включают шуточные соревнования, в котором два участника бьют крашенки с разных концов до того момента, как треснет скорлупа на одном из яиц. Раньше дети тоже играли с пасхальными яйцами: катали их с горок. Чьё яйцо укатилось дальше, тот и победил. А древний обряд катания яиц по огородной земле, по мнению верующих, делал её более плодородной.

Причина объединения народных и религиозных торжеств кроется, вероятно, в том, что христианство на Руси интегрировалось в очень древнюю, самобытную культуру со своими обычаями и традициями русского народа. Совместные традиционные праздники напоминают о силе и мудрости предыдущих поколений. Они объединяют людей самых разных взглядов в хороводе или за одним столом. И хотя смешение язычества и православия в русских традициях и обычаях порой принимает причудливые формы, оно создаёт твёрдую опору для современного человека и возможность почувствовать себя частью большой истории.

Внимание, только СЕГОДНЯ!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица