Когда у детей начинают резаться зубы – что надо знать мамам. Календарь развития ребенка по месяцам

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В семье появился маленький человечек. Для родителей это огромная радость, но одновременно и большая забота. И самое главное в первый год жизни малыша – это его здоровье, которое в немалой степени зависит от состояния зубов ребёнка.

Когда начинают резаться зубки?

По данным статистики первые зубки начинают резаться, начиная с седьмого месяца жизни . Но, вообще-то, срок, когда режутся зубы у детей , достаточно индивидуален – это может произойти и в четыре и в десять месяцев.

На то, во сколько начинают резаться первые зубки, влияют многие факторы , в числе которых:

  • общее физическое состояние ребёнка;
  • болезни, которые перенёс ребёнок;
  • качество питания малыша;
  • характер питания ребёнка (грудное или искусственное вскармливание);
  • характер и качество питания кормящей мамы;
  • осложнения при родах;
  • климатические условия, в которых живёт ребёнок (считается, что в жарком климате зубы появляются раньше).

Сроки появления и состояние первых зубиков у ребёнка в большой мере также зависят от течения беременности мамы , а именно от следующих факторов:

  1. Как будущая мама питалась.
  2. Хватало ли в рационе витаминов и необходимых микроэлементов.
  3. Вела ли здоровый образ жизни.
  4. Какие были заболевания.
  5. Были ли осложнения во время беременности и их характер.
  6. Какие лекарственные препараты принимала будущая мама.

Примерно к трём годам у ребёнка должны прорезаться все молочные зубки (в общей сложности должно быть 20 зубов ). Первыми появляются два нижних передних зубика, а примерно через месяц – два верхних передних.

К 12 месяцам у малыша уже 8 зубиков – 4 нижних и 4 верхних резца. В следующие 6 месяцев режутся ещё 4 зубика и это уже первые коренные зубы – 2 нижних и 2 верхних. Следующие 4 зубика появятся месяца через два – это верхний и нижний клыки, а когда возраст ребёнка от двух до трёх лет, то появляются последние коренные зубы – по два верхних и нижних.

Сколько может резаться зубик? Обычно зуб режется 2-3 дня , но иногда этот срок увеличивается до недели и даже больше.

На заметку. Названные сроки достаточно приблизительны, и их можно рассматривать только в качестве некоего ориентира. Сдвиги сроков как в одну, так и в другую сторону никоим образом не влияют на состояние зубов.

Молочные зубки имеют одну характерную особенность – они настолько близко расположены друг к другу, что между ними нет даже маленьких зазоров . Зазоры между молочными зубами появляются со временем, когда начинают прорезаться постоянные зубы. Природой так задумано неспроста – постоянные зубы крупнее молочных, а, значит, им надо больше места на дёснах.

Особенности прорезывания молочных зубов

Самый первый зубик у малыша может появиться как в гордом одиночестве, так и в паре с другим зубом. Точно так же и с последующими зубками – они могут появляться и по одному и парами и даже сразу четыре одновременно.

Нередко меняется и порядок прорезывания зубов, например, первые коренные появляются позже клыков. Это тоже нормальное явление и родителям не стоит по этому поводу беспокоиться.

Волноваться родителям надо начинать тогда, когда ребёнку исполнился год, а ни один зубик у него ещё не прорезался. Причиной такой задержки может быть какая-нибудь болезнь, в том числе и рахит. Надо незамедлительно обратиться к лечащему врачу, чтобы он направил малыша на обследование.

Признаки прорезывания зубов у ребёнка

Основные признаки скорого начала прорезывания зубов :

По состоянию дёсен можно приблизительно определить, когда начнут резаться зубы – за две-три недели до этого дёсны немного опухают и краснеют.

В этот период ребёнок становится раздражительным и беспокойным , часто плачет, тянет разные предметы в рот и трёт дёсны, в которых появляются болезненные и зудящие ощущения. У малыша обильно выделяется слюна, способная вызвать раздражение кожи около рта. Чтобы этого не допустить, надо регулярно вытирать слюнки.

Насморк – это ещё один из возможных сопутствующих признаков начала прорезывания зубов. Он появляется из-за усиленного функционирования носовых желёз, в результате чего из носа малыша выделяется водянистая прозрачная слизь. Такой насморк обычно проходит быстро, и не требует лечения назальными каплями, надо только периодически очищать нос ребёнка от слизи, чтобы она не мешала дышать.

Боль в дёснах может отдавать в уши – ребёнок пытается засунуть пальчики в слуховое отверстие и почесать внутри уха.

В этот период почти у всех детей снижается или вообще пропадает аппетит. Не надо пытаться накормить ребёнка, лучше давать ему больше пить.

Нередко у малыша во время появления зубов появляется понос с частотой не более трёх раз в сутки, который, как правило, длится максимум два дня.

Отчего может быть понос ? Врачи называют такие вероятные причины возникновения поноса:

  • обильное слюноотделение у ребёнка, которое вызывает ослабление стула;
  • ускорение обменных процессов в организме малыша, что вызывает изменение микрофлоры кишечника;
  • ослабление иммунитета в период, когда режутся зубы.

В этот период у малыша может повышаться температура. Если температура поднялась не выше 38 градусов, то волноваться не стоит, а при температуре 38,5 или выше надо уже обращаться к доктору. Такая высокая температура может быть следствием не только прорезывания зубов, но и какой-либо инфекции. В этом случае надо немедленно обращаться к врачу.

Помощь ребёнку, когда режутся зубки

Самый простой способ, если ребёнка сильно беспокоят боли и зуд в дёснах – взять малыша на руки, говорить с ним, жалеть, ласкать, всячески отвлекая ребёнка от неприятных ощущений. Надо попытаться переключить внимание малыша на что-то интересное и новое.

Облегчить боль и снять неприятные ощущения в дёснах можно такими способами:

  • механическим воздействием на дёсны.
  • медикаментозными средствами.

Механическое воздействие на дёсны

Прорезыватели для зубок

Это резиновые или пластиковые кольца или игрушки, жуя которые ребёнок чешет дёсны, тем самым снижая зуд. Для большего эффекта ребёнку дают жевать прорезыватель с жидкостью внутри. Рекомендуется предварительно охладить прорезыватель для зубок в холодильнике – ведь, как известно холод действует как обезболивающее средство. Впрочем, прорезыватель для зубок можно заменить обычной сушкой или сухими корочками хлеба.

Охлаждённая пустышка

Сосание охлаждённой пустышки – это старый народный способ облегчения болезненных и неприятных ощущений в дёснах. Если ребёнок по каким-то причинам не хочет пустышки, то её можно заменить холодной металлической ложечкой. Главное, не забывать о правилах гигиены ротовой полости – в период прорезывания зубиков это важно как никогда.

Массаж дёсен

Массаж дёсен делают с помощью специальной щёточки. Эту щёточку надевают на указательный палец и аккуратно мягкими движениями массируют дёсны малыша.

Если нет массажной щёточки, то массировать десна ребёнка можно указательным пальцем, обёрнутым чистым марлевым тампоном. Тампон перед массажем надо намочить в холодной чистой воде, а затем отжать.

Массаж немного успокаивает зуд и прочие неприятные ощущения в дёснах.

Важно . Перед массажем надо тщательно вымыть руки и обработать их дезинфицирующим раствором. Нельзя повторно использовать тампоны. Массажную щётку необходимо тщательно продезинфицировать до и после массажа.

Медикаментозные средства

Успокаивающие гели

Успокаивающие гели предназначены для внешнего применения – ими мажут дёсны ребёнка , когда они его начинают беспокоить во время прорезывания зубиков. Эти препараты облегчают и снимают болезненные ощущения в дёснах благодаря содержанию в них обезболивающих средств, например, таких как лидокаин. Также в гели добавляют ментол (для охлаждения дёсен) и вяжущие средства.

Наиболее популярные в настоящее время гели – это «Мундизал», «Калгол», «Дентинокс». В случае аллергии на лидокаин надо применять «Доктор Бейби». Способ применения успокаивающих гелей – мазать дёсны четыре раза в день на протяжении трёх суток подряд.

Препарат «Дентокинд»

Прорезывание зубов – это серьёзная нагрузка на ещё неокрепший организм малыша. Как уже было сказано, ребёнок становится беспокойным и раздражительным, у него может повыситься температура, начаться диарея, пропасть аппетит и нарушиться сон. Для того чтобы уменьшить эти негативные явления рекомендуется давать малышу «Дентокинд». Этот препарат, который специально разработан для детей, снижает болевые ощущения, обладает противовоспалительным эффектом, а также снимает беспокойное состояние у малыша и улучшает сон.

Назначать «Дентокинд» и устанавливать способы его применения должен только лечащий врач.

Выводы

Прорезывание зубов – это событие, которое неизбежно происходит в жизни каждого ребёнка. Главное для родителей в период, когда у детей режутся зубки – не паниковать, не суетиться и точно выполнять все рекомендации лечащего врача.

И тогда все пройдёт так, как надо, и мамы, папы, бабушки и дедушки навсегда запомнят тот радостный день, когда у малыша прорезались первые зубки.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Генетика

Такая наука, как генетика сегодня очень важна и достаточно развита, как технологически, так и теоретически. Практически каждый из нас хотя бы раз слышал о возможности расшифровывать ДНК и о том, что ее анализ может дать полную картину всевозможных дефектов физического и психологического развития будущего ребенка.
Также анализ ДНК позволяет делать прогнозы относительно некоторых черт внешности ребенка: цвета волос, глаз и прочего.

При этом многие не знают, что на данный момент расшифровано только 5 % человеческого генома, то есть, многое еще лишь предстоит открыть. Но, генетика не может ответить на вопрос о том, в кого ребенок пойдет характером. И, как бы нам этого не хотелось, никогда не даст! Почему? Все просто до ужаса: формирование характера напрямую зависит от воспитания.

Психология

Можно поискать истину в другой науке, пытаясь понять, как и когда у ребенка начинает формироваться характер. Эта наука – психология, обладающая большим массивом информации о том, как формируется характер малыша. И если генетики имеют только одну расшифрованную хромосому, если быть точнее – ее малую часть, то психологи обладают ответами на вопросы о воспитании, а также наследовании ребенка характеров родителей и даже очень дальних родственников.
В младенчестве дети чаще всего похожи на пап, так «задумано» природой, которая позволяет папе сразу увидеть в ребенке себя и сформировать отцовский инстинкт.

Беременность

Здесь надо идти по порядку. Начнем с того, что разберемся в вопросе формирования характера во время беременности, вернее его части. Большинство ученых не сходятся во мнении. Одни считают, что беременность и ее течение очень важны в развитии характера и достаточно сильно влияют на формирование некоторых возможностей будущего человека. Поэтому будущим мамочкам советуют слушать классическую музыку, читать «животику» сказки. При этом никто точно не может сказать станет ли ребенок музыкантом или писателем, но ученые доказали, что музыка делает будущего малыша более спокойным и уравновешенным.
Во время беременности женщина должна получать только положительные эмоции! Главный совет будущим мамам: превратите свою беременность в сказку для себя и своего малыша, пусть она будет красочной и беспечной. Пусть вам в этом помогут окружающие и в первую очередь родные.

На кого похож?

Попробуем на время забыть о понятии «характер» и о том, как и когда он формируется. В первые годы жизни малыша не стоит упоминать это слово по некоторым причинам.

Новорожденный малыш больше является биологическим существом, чем социальным. Когда бабушка твердит, что у ребенка папина улыбка, то это свидетельствует только о том, что малыш точно так же сворачивает губки в трубочку, как папа. Улыбнуться по настоящему малыш сможет не раньше чем в 3-4 месяца и то неосознанно. Первая улыбка ребенка не имеет социального значения.

Характер является приобретенной характеристикой, принимаемой ребенком, когда он начинает разбираться в поведении и повадках взрослых, которые копирует. До года ребенок не подобен на подобные подвиги.

В психологии характер – это отношение целенаправленное и осознанное отношение человека к окружающему миру. Ответственность и сознание приходят к ребенку совсем не в первый год жизни и это известно всем родителям.

Рыжий, рыжий, конопатый…

Генетика прописывает типы передачи генов относительно типа доминантности. Будущие родители могут делать предположения по поводу цвета глаз и волос ребенка. В основном, темный цвет как у радужки глаз, так и у волос является доминирующим. Именно это дает основания полагать, что дети родятся брюнетами, если кто-то из родителей имеет темный цвет волос. Хотя не стоит исключать элемент случайности, которая и движет эволюцией всех живых существ на земле.

Обжорство по наследству?

Если судить по гастрономическим пристрастиям генетически похожих детей, например, близнецов, можно смело утверждать, что гурманство и обжорство передаются по наследству от родителей. Увы, но на это не может повлиять воспитание, среда обитания и окружение. Ничего!

Весь в папу!

И что же все-таки такое этот характер? Все предельно просто. Если ваш ребенок вежлив на улице, уступает место старушкам, ответственно относится к делам и обходителен со старшими, можете считать что это вы собственными руками, а вернее поступками сформировали у своего ребенка идеальный характер. При этом не так страшно, что ваш мальчик раскидывает носки по комнате, как его папа – это не черта характера, а недостаток большинства мужчин, с которым женщины борются из спокон веков.
За формирование характера ребенка ответственны только родители (а также бабушки и дедушки), так как он формируется по их образу и подобию. Когда ребенок взрослеет, то на его характер влияют сверстники, которых он может копировать. Хотите вырастить хорошего и благовоспитанного ребенка посмотрите на себя в зеркало, возможно, то что вас не устраивает в характере малыша – это и ваша проблема тоже? Вы можете подкорректировать любую черту характера вашего ребенка, главное поставить цель и настойчиво к ней двигаться и в первую очередь собственным примером.

Совет

Если ребенок совершает ошибку, вы должны проявить строгость, но при этом показать малышу, что вы хорошо к нему относитесь. Ни в коем случае не говорите ему, что он плохой, лучше расскажите, как вы его любите, и именно поэтому его поступок так сильно вас расстроил.

Маленький тиран

Когда у малыша появляются первые капризы, и он начинает проявлять свою настойчивость, упрямство и сопротивление словам и просьбам родителей – это еще не говорит о том, что у вашего ребенка не самый простой и хороший характер. Хотя именно по этому поводу мамы начинают переживать, что растят тирана, а папы резво берутся за ремень. Вот только делать этого не надо! Так как данные проявления у трехлетнего ребенка это не проявление характера, а его формирование и то каким этот характер будет на прямую зависит от родителей, от того, как они себя ведут, что говорят. Вышеперечисленные признаки свидетельствуют о возрастном кризисе ребенка, которому так и положено себя вести в данный период. Малыш изучает границы дозволенного. Ваша задача – обозначить эти границы. Сделайте это тактично, но твердо.

Вы можете или написать свой.

В первые недели после рождения малыш может только кричать. Но с каждым днем этот крик становится более осознанным, появляются разные интонации. Мама уже может различать, когда ребенок проголодался, когда требует внимания, а когда нужно сменить подгузник.

После крика наступает стадия гуления, когда малыш произносит различные вариации звуков -агу, -гы, -гэ и прочих. Как правило, это происходит в возрасте 4-8 недель. Затем от гуления ребенок переходит к лепету, а уже после и к целым словам. Гуление и лепет важны для развития речи. За счет этого учатся произносить звуки, выстраивать цепочки из слогов.

Этапы развития речи ребенка

  • В первые недели жизни грудничок еще не умеет устанавливать контакт. Эмоциональное общение только начинает устанавливаться. А выражает чувства и потребности новорожденный только при помощи крика;
  • На втором месяце чувства и потребности младенца становятся более осознанными, появляются новые интонации и эмоции. Привлечь внимание крохи можно путем различных воздействий на зрение, слух и осязание;
  • К третьему месяцу грудничок чувствует потребность в общении со взрослым. Он начинает гулить и ждет ответной реакции;
  • На четвертый месяц грудничок прислушивается к человеческому голосу, пытается повторить движения губ и звуки за взрослым;
  • В полгода малыш начинать гулить или произносить первые слоги, причем сначала однократно. Затем постепенно он начинает повторять их друг за другом;
  • К году ребенок уже может произносить простые слова.

Развитие речи в первые месяцы жизни

К трем-четырем месяцам грудничок уже умеет громко смеяться или проявлять недовольство. Кроха может испытывать и переживать радость и любопытство, страх и обиду. Смех и улыбка в этом возрасте происходят осознанно.

Психическое и эмоциональное характеризует повышенное оживление. Малыш реагирует на знакомые голоса и лица, игрушки и предметы, машет руками и ногами, смеется или улыбается в ответ. Он изучает свое тело, трогает волосы и лицо, рассматривает пальчики, ноги и руки. Ребенку интересно смотреть на себя в зеркало. Кроме того, он уже узнает и реагирует на имя!

Дети в четыре месяца легко произносят гласные звуки «а» и «о», согласные – «б», «п» и «м», начинают говорить простые слоги. Для развития речи регулярно разговаривайте с ребенком, активно используйте мимику! Показывайте карточки с изображениями и произносите вслух названия. Кроме того, в это время грудничок воспринимает звуки, которые имитируют звуки животных.

В каком возрасте ребенок начинает лепетать

Лепетать или произносить первые слоги малыш начинает в 6-7 месяцев. Но это условные рамки. Когда младенец начнет лепетать, зависит от индивидуального развития, темперамента и характера ребенка.

Некоторые активные дети лепечут уже и в 4-5 месяцев. А спокойные и тихие малыши начинают произносить слоги лишь в 9-10 месяцев. Интересно, что некоторые детки долго молчат и впитывают знания, а потом сразу начинают произносить несколько слогов и даже простые слова.

Детки начинают говорить простые слоги, типа “ба”, “ма”, “та” и пр. после пятого месяца. Сначала они произносят такие слоги однократно и редко, затем чаще и повторяя друг за другом. Тем самым они выстраиваются в цепочки и уже составляют целые слова, наподобие, ма-ма, ба-ба, па-па.

Во многом, когда начнет лепетать и говорить малыш, зависит от степени интенсивности занятий. Регулярные упражнения помогут ребенку правильно развиваться.

Развитие речи малыша в 6-12 месяцев

Разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с жестами и движениями, пойте ритмичные песенки. Используйте разные интонации, ведь дети уже в полгода распознают звуки, чувства и тона в голосе. Они следят не только за речью, но и за движением губ. Поэтому не забывайте о мимике!

Полугодовалый малыш хорошо играет с игрушками. Он уже может искать и тянуться к ним. Покажите грудничку любимую собачку или другое животное и спрячьте в сторону. Кроха сразу повернется в ту сторону, где вы спрятали игрушку. Начнет протягивать ручки и лепетать. Помогайте младенцу и приговаривайте “Где собачка? Куда делась собачка? Вот она! Возьми собачку! Как лает собачка? Ав-ав”.

Когда малыш начнет произносить слова, нужно тренировать мышцы щек и губ. Как правило, это происходит в 11-12 месяцев. В это время дети говорят уже около 10 легких слов, наподобие, “мама”, “папа”, “деда”, “баба”, “дай”, “вон”, “тут”, “туда” и т.д.. Кроме того, они подражают звукам животным и произносят “мяу”, “гав”, “му” и прочее.

Все, что связано с развитием малыша, для молодых родителей представляется бесконечной чередой вопросов и сложностей: нужно уследить буквально за всем, убедиться в том, что ребенок абсолютно здоров и не имеет никаких отклонений. А начинаются эти моменты пристального внимания со дня, когда у детей начинают резаться зубки.

Причем, сначала выясняются предположительные даты, а затем родители ждут, будет ли их малыш следовать кем-то установленным нормам. Разумно ли ориентироваться на определенные сроки, и как распознать начало роста зубов?

Когда у ребенка начинают резаться зубки?

О том, в каком возрасте должен начаться этот процесс, спорят и родители, и врачи. Общие сроки, установленные специалистами, на самом деле не являются тем, на что нужно в обязательном порядке ориентироваться. Поскольку на то, во сколько у детей начнут резаться зубки, влияют не только генетические предпосылки от родителей и близких родственников, питание и климат, но и пол малыша: считается, что девочки в этом отношении «первопроходцы». Тем не менее, все врачи сходятся во мнении, что если у ребенка, достигшего годовалого возраста, все еще не появился хотя бы намек на первый зуб, стоит показаться стоматологу.

  • Однако во сколько режутся зубы у грудничков согласно общим нормам? Предполагается, что у девочек процесс должен начаться в 6 мес., у мальчиков — в 7-8 мес. И для обоих полов первые резцы должны проглянуть до того, как малышу исполнится 10 мес.
  • Очередность появления зубов у грудничка выглядит следующим образом: сначала пробиваются нижние центральные резцы, за ними верхние, после этого вырастают верхние боковые, а следом за ними и нижние. Потом очередь доходит до моляров (сначала сверху, затем снизу), клыков, и самыми последними показываются дальние моляры.
  • Принято считать, что в возрасте 2,5 лет у малыша должно быть 20 зубов, а к году — 8. При этом разница между их попарным появлением сначала составляет всего 1-2 мес. (все резцы), а после затягивается до 3-х и более месяцев. Дальние моляры после клыков могут показаться только через 5-10 мес.
  • Некоторые врачи предполагают, что раннее прорезывание зубов (в 3-4 мес.) говорит о сбоях в обменных процессах и нарушениях эндокринной системы, но научно эти тезисы еще не подтверждены. Куда важнее проследить за тем, чтобы зуб «выходил» в правильном направлении.

На качество зубов то, как долго проходил процесс их прорезания, и когда он начался, не оказывает никакого влияния, поэтому врачи советуют не обращать внимания на скорость развития «соседского малыша» и не думать о каких-либо отклонениях. Каждый ребенок развивается в собственном ритме, которому не следует мешать.

Как не пропустить начало прорезывания зубов?

Когда у грудничков начинают расти первые зубки, это всегда приносит немало тяжелых часов не только ребенку, но и его маме: малыш становится крайне беспокойным, плохо спит и ест, часто плачет. Однако, это все же не аксиома, и порой процесс проходит настолько незаметно, что готовая ко всем ужасам мама до последнего не знает, что у ее чада уже появился первый зубик. И все же, какие симптомы чаще всего сигнализируют о начале этого периода?

  • Сильное слюноотделение является основным признаком, по которому можно понять, что у грудничка начинают резаться зубки, даже если больше никаких намеков на это нет. Причем, от физиологического слюноотделения, свойственного малышам в таком возрасте, оно отличается большей интенсивностью, поэтому ошибиться практически невозможно.
  • Кашель нередко становится следствием предыдущего пункта — большое количество скапливающейся слюны стекает по задней стенке и, попадая в дыхательные пути, мешает малышу.
  • Повышение температуры тела объясняется тем, что пытающийся пробиться сквозь десну зуб создает воспалительный процесс. Но при этом температура держится на уровне 37-37,5 градусов, т.е. так называемая субфебрильная. Если градусник выдает более высокие цифры, стоит задуматься: вполне вероятно, что малыш подхватил вирус — в процессе роста зубов температуры в 39 градусов быть не должно. Также помните, что и субфебрильная температура не должна держаться более 3-х суток.
  • Покраснение десен, нередко сопровождающееся их набуханием, а в более тяжелых случаях даже увеличиваются щечки, как у взрослого при флюсе. Это явление недолгое, но очень неприятное: краснота, рыхлость, болевые ощущения — все способствует раздражительности малыша и частому плачу. Иногда диагностируется и появление сыпи, которая также проходит самостоятельно через несколько дней.
  • Проблемы с аппетитом и пищеварением. Зачастую идут рука об руку: ребенок отказывается от груди и бутылочки, либо ест очень мало и редко, стул становится нерегулярным, может появиться диарея. Если она становится постоянным спутником малыша на протяжении нескольких дней, стоит насторожиться, поскольку это может свидетельствовать о полученной ротавирусной инфекции. Подтверждением тому выступает и рвота, которой при росте зубов быть не должно.

И, конечно же, нельзя обойти вниманием самый яркий симптом, который дополняет любой из тех, что приведены в этом списке: плач, нарушение сна, капризы. Так ребенок реагирует на ухудшение своего состояния, беспокоящие его факторы, что может сделать весь период прорезывания зубов невыносимым для всех членов семьи. Врачи советуют отнестись к этому с пониманием: малыш не имеет возможности, как взрослый, сказать, что именно ему приносит неудобства, и просто потерпеть.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как накрыть новогодний стол в несколько раз быстрее Как накрыть новогодний стол в несколько раз быстрее Признание брака недействительным и правовые последствия процедуры Признание брака недействительным и правовые последствия процедуры Как сложить сервировочную салфетку в виде сердца Как сложить салфетку в форме сердца Как сложить сервировочную салфетку в виде сердца Как сложить салфетку в форме сердца