Если ребенок капризничает? Почему дети капризничают? Что делать, если ребенок капризничает.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Детские капризы беспокоят многих родителей: они происходят внезапно на фоне вполне благополучного поведения ребенка. Большинству мам и пап знакома ситуация, когда в целом спокойные дети начинают капризничать по любому поводу. И чем старше становится чадо, тем больше у него может быть поводов для истерик: не купили игрушку, как у других детей, не дали сладкое, пошли играть не на ту детскую площадку. Чтобы не сформировать у ребенка привычку получать желаемое с помощью плача и крика, родителям стоит разобраться, в чем причины детских капризов.

В каждом возрасте свои капризы

Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей. Наиболее часто капризы проявляются в раннем детстве. Причем, чем младше ребенок, тем ярче у него подобные проявления.

Капризы у детей до двух лет

В возрасте до двух лет детские капризы могут быть вызваны переутомлением, сменой обстановки или болезнью ребенка. Но их легко избежать. Для этого родителям нужно правильно организовать режим дня чада и позаботиться о том, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно.

Капризы у детей от двух до пяти лет

Капризы у детей после пяти лет

Капризы у детей в возрасте пять и более лет - следствие устоявшейся привычки добиваться своего не диалогом, а криком и плачем. в этом случае – прежде всего, игнорируйте попытки манипулировать собой. Предложите ребенку подумать, так ли ему нужно то, о чем он вас просит. Если его просьбу нельзя выполнить, то объясните ему, почему. Ваш отказ не будет воспринят болезненно, если ребенок будет понимать, по какой причине он не может получить желаемое.

Многие родители не знают, как реагировать на детские капризы и дают волю эмоциям. портала «Я-родитель» дает советы, как вести себя мамам и папам, когда ребенок капризничает.

1. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации

В любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Не стоит кричать на ребенка: найдите способ иначе донести до него свою точку зрения. Объясните, почему вы не будете делать то, что он хочет. Если ребенок не реагирует на ваши доводы, подождите, пока он успокоится и сможет воспринимать ваши слова. Для того чтобы вывести чадо из истерики, крепко обнимите его и удерживайте некоторое время в своих объятиях. Говорите ребенку, что любите его даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, если он громко кричит и бросается на пол.

Приступ истерики в общественном месте лучше переждать, не реагируя на поведение ребенка и комментарии окружающих. Если есть возможность, отнесите кричащего малыша в машину или выведите из магазина на улицу. Когда он успокоится, спокойно обсудите с ним ситуацию и объясните, что так вести себя в присутствии посторонних людей недопустимо.

3. Держите свое слово

Если вы сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, как бы вам не было жаль своего малыша. Многие родители готовы разрешать детям все, лишь бы они перестали кричать. Поступая таким образом, они закрепляют нежелательное поведение ребенка. Психологи советуют всем членам семьи придерживаться одной стратегии . Это поможет предупреждать детские капризы на этапе их зарождения.

4. Используйте разумные доводы

Попробуйте «договориться» с ребенком. Дети в возрасте старше четырех лет уже понимают связь между своим плохим поведением и последующим наказанием. Для этого установите для своего чада четкие правила. Например, «не перестанешь кричать – останешься без мультиков».

5. Переключайте внимание ребенка

Не стоит наказывать ребенка за капризы. Разумнее отвлечь его внимание на что-то другое. Например, попросив найти какой-то товар на полках или предложив понести корзину в супермаркете. Необходимость выполнения какого-либо действия поможет отвлечь ребенка от его капризов и желания настаивать на своем.

6. Предупреждайте детские капризы

Старайтесь предупреждать детские капризы. Избегайте ситуаций, когда вероятность истерики у чада высока. Так, родителям не стоит идти в магазин с голодным и уставшим ребенком, если они не хотят вызвать новый взрыв эмоций.

7. Не оставляйте ребенка одного

Если ребенок не идет на контакт, не стоит оставлять его одного в стрессовом состоянии. Чрезмерная опека малыша в данной ситуации тоже лишена здравого смысла. Ведь именно капризами дети выражают протест против родительского надзора и демонстрируют желание быть самостоятельными. Поэтому продолжайте спокойно заниматься своими делами. Тогда ребенок будет знать, что вы всегда рядом, а ваше решение – окончательное.

О том, как с детскими капризами справляются в многодетной семье, порталу «Я-родитель» рассказала актриса, телеведущая и мама троих детей Светлана Королева.

Екатерина Кушнир

Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете и вы своего ребенка.

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе - и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad"ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер - неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», - возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу - потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного - если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», - предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, - есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение - прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» - «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». - «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». - «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» - могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно ! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения - и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке - и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста - ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги - большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу - не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» - «Сначала посмотрю мультик». - «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». - «А книжку почитаешь?» - «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно ! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» - «Не знаю. Просто плачу». - «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» - «А-а-а!» - «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать - и он устал. Вы вспомнили что-то смешное - и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

Отец:

— Придется, сынок, мне тебя наказать, хотя мне это очень неприятно!

— В таком случае, кому ты хочешь доставить удовольствие?

Все дети капризничают. Но в разном возрасте они делают это с разными целями, по разным причинам и, соответственно, по-разному. Самый пик капризов приходится на возраст 2 лет. Именно в это время малыш активно проверяет взаимоотношения с окружающими людьми и формирует навыки правильного поведения.

Как пишет психолог и педагог Раиль Кашапов, каприз — это эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку.

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что происходит с их ребенком, и правильно вели себя в ответ на детские капризы и истерики.

Например, нужно ли брать ребенка на руки, когда он капризничает? Ответ тут будет неоднозначным. Конечно, ребенка нужно периодически брать на руки — дети нуждаются в родительском тепле и ласке. Безусловно, это нужно делать, когда ребенок чем-то напуган, расстроен, да и просто устал. Но когда это лишь эгоистическая попытка привлечь к себе внимание (мама с кем-то разговаривает, занимается с другим ребенком и т.д.), то в такой ситуации малышу стоит отказать.

Или уже знакомая ситуация с адаптацией детей к детскому саду: капризы, истерики и прочие «концерты». Мы тоже сталкивались с такими непродолжительными капризами у нашей Танюшки. Причем ее капризы были не по поводу того, что мы оставляли ее в саду, а из-за того, что там были еще дети, на которых воспитатель тоже обращала внимание. Естественно, на такие капризы реагировать не надо: ребенок должен учиться жить в обществе и считаться с интересами окружающих. Ведь именно в этом возрасте закладываются 2 основных правила этикета «Уважай!» и «Не мешай!», на которых строится главный закон бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими людьми: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Еще более «страшные» капризы — это капризы по поводу покупки какой-либо вещи или сладости, устроенные в магазине...

Но не надо бояться капризного поведения своего ребенка. Я не устаю повторять: вообще всего, что происходит с ребенком в возрасте до 3 лет, и положительного, и отрицательного, бояться не нужно! Главное — не пускать это на самотек!

К детским капризам нужно относиться с пониманием, но при этом не делать никаких уступок. Если вы уступите один раз, потом еще и еще, то у ребенка сформируется неверное представление о том, как нужно добиваться своего. Как опять же утверждает Р. Кашапов, «Капризы, как явление, легче пресечь на первой, второй, третьей, десятой выходке, чем на пятидесятой или сотой. Пока ребенок еще маленький и не вошел в раж, а делает только попытки, можно прекратить развитие этого явления».

Совет 1:

Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать.

К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и. в результате, оставить ребенка без еды? продолжая настаивать на своем.

Совет 2:

Понаблюдайте за собой: может быть, вы слишком часто говорите слова «нет» и «нельзя». Безусловно, ребенок должен четко знать границы дозволенного. И при этом эффективнее будет, если вы чаще начнете обозначать, что именно ему «можно». Например, вместо фразы «Нельзя кошку дергать за хвост!» лучше скажите: «Кошку можно гладить. Вот так». Или вместо того, чтобы запрещать трогать утюг, научите малыша им пользоваться (правильно брать за ручку и т.д.). Цель одна и та же — обезопасить ребенка, а вот эмоциональная окраска слов и действий различная.

Совет 3:

На просьбы ребенка отвечайте четко и определенно. Никаких уклончивых ответов, иначе он будет добиваться своего капризами и истерикой. Вместо слов «Я бы тебе разрешила съесть конфету, только мама не велела» правильнее сказать: «Тебе нельзя брать конфеты. Можно взять печенье».

Совет 4:

Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!

Совет 5:

Во время истерик не старайтесь что-то объяснить: ребенок в это время все равно ничего не слышит. Просто ждите! Можно использовать метод «безразличия»: продолжайте заниматься своими делами, незаметно наблюдая за ним. Но обязательно обезопасьте ребенка, проверив окружающую обстановку, чтобы он себе не навредил. Так или иначе, истерика пройдет сама собой.

Совет 6:

Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию. Причиной истерики могут быть: голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д.

Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.

Каждый родитель желает, чтобы их дети росли здоровыми, умными, спокойными и покладистыми. Однако спокойные и послушные дети сегодня редкость. Рано или поздно родители встречаются с такой проблемой, как капризы у детей, когда ребенок плачет, кричит и не поддается на какие-либо уговоры. В чем же причина их возникновения и как с ними бороться?

Сразу скажу, что речь в данной статье пойдет о капризах, которые свойственны здоровым детям с хорошим настроением и интересом ко всему окружающему, так как применительно к больному ребенку капризы являются естественным явлением.

В переводе с французского слово «каприз» означает «упрямство, упорство, прихоть». Чаще всего детские капризы выражаются в виде плача или сильного крика, сопровождающегося резкими движениями (махание руками, топанье ногами или даже падание на пол). Следует отметить, что они могут возникать у ребенка разных возрастов, следовательно, и носить разный характер.

Грудные дети, ка правило, плачут от испытываемого чувства какого-либо дискомфорта. Конечно, это нельзя назвать прихотью, это больше похоже на просьбу о помощи. Каждый возрастной период ребенка сопровождается разными кризисами, которые ярко и эмоционально ими переживаются. Именно в период возрастных кризисов ребенку просто необходим особый подход и чуткость взрослых. Важно воспринимать такое поведение ребенка в эти периоды как естественную психологическую реакцию. Однако при неправильном воспитании они могут перерасти в привычную форму поведения. Первые годы своей жизни ребенок осознает себя как личность и активно познает окружающий мир. В это время малышу хочется все потрогать, ощупать, сдвинуть с места, взять в рот, то есть понять, что и каким образом работает. То же самое происходит и в отношении родителей. Ребенок пытается испытать, какова будет реакция взрослых на то или иное поведение, каковы будут их действия в случае, если проигнорировать их замечания? Такого рода эксперименты ребенка с разными формами поведения дают определенный результат, и если этот результат именно тот, который хотел ребенок добиться, то этот способ поведения наиболее запомнится и отложится в сознании, как более действенный. Отсюда можно сделать вывод, что родители, зачастую, сами виноваты в истериках своего ребенка.

Как правило, капризные дети вырастают в семьях, где родители чрезмерно балуют и одаривают лаской своих чад. Непрестанное внимание может утомить ребенка, и если поначалу он будет радоваться и смеяться, то в дальнейшем это может закончиться его плачем. На бесконечное внимание со стороны взрослых психика ребенка реагирует плачем и криками. Поэтому, перед тем как начать искать способы борьбы с ними, необходимо реально оценить свое общение с ребенком.

Однако недостаток внимания со стороны взрослых, их равнодушие по отношению к малышу также приводит к их возникновению. Таким способом ребенок хочет привлечь к себе родительское внимание. Известно, что дети, у которых острая нехватка материнского внимания, любви и ласки, часто делаются раздражительными и отстают в развитии.

Другой предпосылкой взращивания капризулей является непоследовательность действий со стороны родителей или отсутствие единства в требованиях, предъявляемых к ребенку. К примеру, если вчера во время дневной прогулки вы разрешили своему чаду походить по лужам, а сегодня внезапно воспретили, то слёз ребенка избежать не удастся, как и переубедить, что этого делать нельзя! Ведь вчера было можно! Поэтому, если когда-то вы запретили ребенку какое-то действие, постоянно настаивайте на том, что этого делать нельзя. Или, например, мама очень требовательно относится к воспитанию ребенка и многое ему запрещает, тогда как бабушка многое из запрещаемого мамой ребенку разрешает. В данном случае ребенок быстро сообразит, что в бабушкином случае можно и пофокусничать, а вот при маме это бесполезно. Частое «подстраивание» под каждого взрослого сильно нагружает психику малыша и его нервную систему, что в результате приводит к истерикам и срывам. В данном случае сформировать план борьбы с ними не удастся, поскольку взрослые не имеют общей позиции.

Дети, которые ни в чем не ограничены взрослыми, также часто бывают капризными. У них не вырабатывается умение себя сдерживать, контролировать свои желания и эмоции. Поэтому очень большое значение имеет своевременное приучение ребенка к самоограничению. Слово «нельзя» ребенок должен понять и запомнить одним из самых первых. Но здесь важно не переусердствовать, бесконечно ставить запреты не надо. Нужно запрещать действительно то, что может каким-либо образом навредить ребенку, и то, чему навредить может уже он (бытовые приборы, ценные вещи и т.д.).

Зачастую родители сами допускают ошибку, требуя от ребенка того, что он не может выполнить или что ему недоступно в силу своего возраста. Естественной реакцией ребенка в данном случае будет, конечно же, каприз. Но его в данной ситуации таковым назвать нельзя. Более правильно будет назвать это формой протеста. Чтобы не совершать такой ошибки впредь, родители должны знать о возрастных особенностях детской психики и причуд того или иного кризисного периода. Именно эти представления помогут родителям в понимании того, как реагировать и бороться с ними.

В возрасте до года у детей речь еще не сформировалась, поэтому плач выступает в качестве сигнала взрослым, которым ребенок сообщает о том, что у него что-то болит или он мокрый, или голоден и т.п. Поэтому детские капризы в этот период, в общем-то, и не являются таковыми. Внимательные родители, понаблюдав за ребёнком, достаточно быстро научаться понимать, что именно требуется их малышу, что он хочет выразить своим криком.

В этом возрасте очень мало причин детских «выкрутасов»:

  • Вероятно ребенок мокрый. Поменяв пеленку или подгузник, скорее всего, он успокоится.
  • В случаях, когда ребенок голоден.
  • Мучают газы. Часто бывает так, что ребенок накормлен, сухой, но все равно плачет и при этом сучит ножками. Это говорит о том, что у него болит животик. Примерно до 3-4 месяцев кишечник у детей еще не до конца сформирован, бывает, что материнское молоко он плохо воспринимает. Для уменьшения боле следует положить на животик малыша нагретую утюгом пеленку и прижать его животиком к себе. Тепло быстро успокоит малыша и уменьшит болевые ощущения.
  • Также причиной капризов в этом возрасте может стать болезнь малыша. Если малыш начинает плакать и проситься на руки, необходимо понаблюдать за ним. Если есть хоть какие-нибудь признаки болезни необходимо вызвать врача.
  • Нарушение режима ребенка также может вызвать капризы у малыша. Очень важно строго соблюдать режим дня, поскольку ребенок привыкает к тому, что он в определенное время кушает, спит, гуляет, и любой сбой может вызвать у него беспокойство.
А вот настоящие капризы у детей появляются примерно к году. В это время ребенок очень быстро уясняет, что на его плач родители живо реагируют, поскольку он является для них сигналом, что ему что-то требуется. Позднее ребенок начинает делать точно такие же сигналы в целях получения какой-либо понравившейся вещи (конфеты и т.п.). И если родители к году не привили ребенку, что ему дозволено, а что нет, при этом устанавливая границы дозволенного, они ведут себя не последовательно, то причуды ребенка данного возраста в этой семье становятся обычным явлением.

Как правило, в год ребенок ощущает первый возрастной кризис. Это обусловлено накоплением им определенных знаний и навыков к этому периоду жизни, которые нуждаются в том, чтобы отношения родителей и ребенка перешли на новый этап. В этот период ребенок начинает воспринимать себя личностью, он начинает ходить, говорить, смотреть на мир по-другому. Это и способствует увеличению капризов у детей годовалого возраста. При этом достаточно часто их причиной могут стать сами родители.

К примеру, неуверенной походкой идет малыш и, не удержав равновесие, падает, но не плачет. Ребенок не успевает понять, что произошло, к тому же и падать было не больно, так как лететь невысоко, однако родители тут же с испуганным видом, аханьями и оханьями подбегают к ребенку и берут его на ручки, в результате ребенок плачет. Здесь представлена самая распространенная ошибка взрослых. Ребенок в этот момент заплакал не от боли, а от суеты и испуга родителей в этот момент. Этим они акцентировали внимание малыша на факте падения. В результате при каждом своем падении ребенок будет плакать, поскольку однажды родители поторопились с помощью, которая была вовсе не нужна, и не дали малышу самостоятельно справиться с первыми трудностями. Вот вам, пожалуйста, родители сами взрастили капризного ребенка.

Примерно в конце первого года жизни интересы ребенка распространяются уже за пределы кроватки, манежа или коляски. Ему хочется все пощупать, взять, затащить в рот. Однако оказывается, что его потребности, которые уже существенно возросли, он не может полностью удовлетворить, так как на пути возникает множество запретов и окриков. Детям в этом возрасте очень нравится открывать разные коробочки, греметь крышками от кастрюли, ложками и т.п. Только какая-либо вещь его заинтересовала, родители, бабушки и дедушки тут же ее отнимают. Конечно, в этом случае реакцией малыша будет протест, выражающийся в виде крика, ведь иначе он пока не умеет. В данном случае разрешить играть с такими «игрушками» ребенку можно, только перед этим следует убрать те из них, которые для него пока не желательны, чтобы не спровоцировать капризы.

На втором году жизни они возникают чаще всего от того, что они пока не могут четко выразить и сформулировать словами то, что им нужно, а непонимание со стороны взрослых вызывает в них сильное возмущение. Родители должны знать, что в некоторые возрастные периоды ребенок может быть очень раздражительным. Например, малыш, некогда обожающий процедуру купания, вдруг отказывается лезть в ванную, или перестает садиться на любимый горшок, тогда как до этого проблем с ним не возникало, или наотрез отказывается от любимой кашки. При этом такие яростные отказы сопровождаются криками и плачем. Такое поведение малыша не стоит списывать на обычные выкрутасы и тем более пытаться их побороть. Стоит сначала выявить причину их появления. Почему вдруг ребенок начал яростно отказываться? Чаще всего причина таится в каких-либо упущениях. Может быть, в ванне была вода горячее обычного, или во время прошлого купания в глазки малыша попала мыльная вода, или горшок больно врезался в кожу, или каша оказалась пересоленой, или произошло что-то другое, неприятное малышу, которое врезалось ему в память и которое он не смог вам объяснить, в силу недостаточности словарного запаса. В данном случае отчаиваться и огорчаться не стоит, как не стоит настаивать на своем. Спустя некоторое время малыш забудет все неприятные моменты и вновь согласиться на купание и все остальное.

Не редко случается, что капризы у ребенка второго года жизни возникают по причине его переутомления, смены обстановки или они вызваны его болезнью. Если вдруг причина такого поведения вам не понятна, подождите, не пытайтесь настаивать на своем. Этим вы не зафиксируете его внимания на инциденте, в результате про неприятные ощущения он быстро забудет. В этом возрасте погасить такое поведение ребенка еще довольно просто. В этот период ребенку необходимо позволять выполнять новые действия. Например, при кормлении можно дать ему в руку ложку, или разрешить попытаться натянуть обувь и т.п. не мешайте малышу исследовать свою квартиру, просто предварительно уберите с его пути опасные предметы. Необходимо помнить, что этот малыш уже индивидуальность, имеющая свои эмоции, желания и настроение.

Где-то к трехлетнему возрасту формируется модель общения между родителями и ребенком. К этому моменту у ребенка практически сформирован характер и отношение к себе и окружающим. Именно в этот период их самооценка сильно завышена, но в этом нет ничего ненормального. Но где-то в три года возникают настоящие капризы, более эмоциональные и изощренные, от которых родители сходят с ума и зачастую не знают как вести себя в этой ситуации и что делать. Даже довольно спокойные до этого момента детки вдруг часто начинают говорить «не хочу», «нет», «не буду», при этом поведение их отличается агрессивностью, визгами, криками, бросанием на пол предметов и вещей, и даже падением на пол. Родители в данной ситуации приходят в растерянность, при этом эти инциденты происходят не только в домашних условиях, но и на улице на глазах у прохожих, в магазине и т.п. Важно понимать, что такое поведение ребенка пока не является устоявшимся, просто ребенок экспериментирует с механизмами воздействия на родителей.

На третьем году жизни капризы требуют своевременной перестройки отношений между родителями и ребенком. Этот период в жизни ребенка можно назвать трудным. Он как бы отдаляется от взрослых и делает попытки сформировать с ними новые отношения с позиции своего осознанного «я». Непонимание этого со стороны родителей вызывает у ребенка возмущение в яркой эмоциональной форме. В данном случае родители должны постараться установить более глубокий контакт с собственным чадом, всячески поощряя его инициативу и не ограничивая первые самостоятельные «шаги». Именно такой подход поможет справиться с такими проявлениями у детей.

Капризы пятилетнего ребенка, можно сказать, практически схожи с их проявлениями у детей трехлетнего возраста. Разница лишь заключается в том, что ребенок уже подрос, поэтому манипуляция им родителями происходит уже более осознанно. То есть ребенок уяснил для себя, что слезы, нытье, крик, дергание себя за волосы могут творить настоящие чудеса, позволяют добиться от родителей чего угодно. Ибо при виде рыдающего своего чада многие родители просто теряются, не могут размышлять логически, и соглашаются на все что угодно, лишь бы дитя успокоилось. Если дела настолько плохи, то таким родителям можно лишь посочувствовать, ведь они до сих пор понятия не имеют, как бороться с истериками своего дитя.

Нередки случаи, когда взрослые, делая попытки урезонить разбаловавшегося и орущего ребенка, повышают на него голос, что в корне не правильно. Они не понимают, что ребенка следует всего лишь научить высказывать свои потребности нормальным тоном и голосом, а не криком. При этом на каждую его просьбу, высказанную нормальным человеческим языком, сразу же реагировать, и игнорировать, если просьба была высказана в виде требования на повышенных тонах. Если родители будут реагировать таким же повышением голоса на требования ребенка, то ребенок четко себе уяснит, что решение абсолютно всех проблем может осуществиться только с помощью крика. Ребенок в этот период может прекрасно анализировать поступки взрослых и применять их на себя. Поэтому давление на ребенка авторитетом старшего ни к чему хорошему не приведет. Чтобы справиться с истериками пятилетнего ребенка, необходимо подчеркнуто игнорировать малейшие попытки манипулировать вами. В данном случае ребенку следует дать время подумать, для чего же ему необходимо то, что он просит. Ели выполнить просьбу невозможно, следует объяснить причину. Постепенно ребенок поймет, что чтобы тебя услышали не обязательно кричать и плакать, а также что не любое его желание выполнимо. Знание и понимание ребенком причины, по которой не может осуществиться желаемое, позволит ему не так болезненно принять отказ. Ведь если нет отрицательных эмоций - нет капризов.

Как отучить ребенка от капризов?
Как говорилось ранее, эти проявления могут случаться даже у самых послушных и спокойных детей. При этом происходить это может в любом возрастном периоде. Поэтому в процессе воспитания ребенка очень важно правильно бороться с ними. Каприз является следствием неправильного воспитания. Если не хотите самостоятельно взрастить в своей семье привереду, ни в коем случае не балуйте своё чадо. Формируйте у малыша самостоятельность и уверенность в себе. Развивайте умения и навыки, благодаря которым он сможет делать что-то, помимо того, что требуется в детском саду или школе. Например, учите его шить, вязать, плести из бисера, лепить, посещайте с ним танцевальные кружки и т.п. Важно своевременно изменить стратегию общения с ребенком. Нельзя делать за ребенка то, что он уже в состоянии прекрасно сделать самостоятельно, даже если хочется сделать это быстрее и лучше. Пусть ребенок попробует помогать вам по дому (мыть пол, мыть посуду и вытирать тарелки и т.п.). По мере появления результатов малыш будет по праву гордиться ими. Это поможет ребенку самоутвердиться.

Необходимо вовремя сменить тактику и стратегию вашего общения с ребенком. Не делайте за ребенка то, что он уже может сделать сам, не смотря на то, что сами вы сделали бы это и лучше, и быстрее. Пусть и он тоже пробует, учится – помогает мыть пол, стирает свои носочки, ставит тарелки на стол. Это поможет его самоутверждению, а это стоит дороже, чем разлитая вода или разбитая тарелка!

Чтобы отучить ребенка капризничать родителям важно самим научиться стоически противостоять глупым желаниям ребенка. Ведь стоит хотя бы раз пойти на поводу у ребенка, то в перспективе малыш постоянно будет добиваться своего посредством крика и требовательного поведения. Если все же ситуация дошла до того, что каприз все-таки случился, родители должны подойти к ребенку и обнять его, стараясь отвлечь внимание. При этом ласковым голосом сказав слова любви в его адрес. Ни при каких обстоятельствах не следует отступать, и давать ему то, из-за чего, собственно, весь сыр-бор. Если ребенок успокоиться никак не может, не реагирует ни на какие уговоры, просто оставьте его в покое. Ситуацию никак не комментируйте происходящее, а просто проигнорируйте его. Желательно оставить в данный момент ребенка наедине с самим собой. Крики и плач, скорее всего, быстро пройдут, поскольку одному плакать неинтересно, слушателей-то нет. После того, как ребенок уже успокоится, следует к нему подойти и поведать о том, что его поведения очень вас расстроило и огорчило.

Если ребенок не успокоился, и каприз у него перерос в истерику, необходимо присесть около ребенка, чтобы ваши глаза были с ним на одном уровне. Затем необходимо спросить ребенка о том, что он желает, при этом он должен четко сформулировать вслух свои потребности. Если сделать он этого не может, необходимо обнять его и прижать к себе, разговаривая при этом с ним мягким и спокойным голосом. Если ребенок вдруг сделает попытку вас ударить, просто придержите его руку, но не отталкивайте его, при этом ребенок постоянно должен слышать ваш успокаивающий ласковый голос. Этим вы дадите ему почувствовать поддержку с вашей стороны.

Самым лучшим подходом в борьбе с детскими выкрутасами является большее внимание к нему с вашей стороны, узнавание его потребностей, объяснение причин, по которым вы ему отказываете в просьбе. Стоит отметить, что свой отказ ребенку необходимо аргументировать. Слова «нельзя, и всё!» или «потому что я так сказал(а)» могут сформировать у ребенка неверное представление о том, что добиться чего-то можно только в приказном порядке.

В случаях возникновения разногласий между вами и ребенком не следует повышать на него голос или пугать каким-либо наказанием. Просто постарайтесь с ним договориться. Умение приходить к соглашению пригодиться и во взрослой жизни.

Всегда хвалите малыша за хорошее поведение. Если вы будете постоянно акцентировать внимание ребенка на негативных действиях, то эти действия будет воспроизводить постоянно, чтобы привлечь ваше внимание. Развивайте в ребенке положительный настрой в поведении, создавайте благоприятную домашнюю атмосферу, устанавливайте контакт с малышом через совместные прогулки, развлечения, приготовления любимого лакомства и т.п. - это снизить желание ребенка быть в оппозиции, научит расставлять приоритеты, дожидаться обещанного удовольствия.

Всегда предоставляйте малышу возможность выбора. Не принуждайте ребенка подчиняться вашим требованиям. В случаях возникновения конфликтов следует создавать приятные для ребенка перспективы, что поможет ему смириться с тем, что сейчас нужно сделать что-то, что ему не нравиться. Например: «Саша, сейчас необходимо убрать на место разбросанные игрушки, а потом я дам тебе все необходимое, и ты будешь рисовать».

Когда ребенок маленький старайтесь, чтобы он не переутомлялся, поскольку это может привести к капризам. Следует переключать внимание ребенка с одного занятия на другое, поскольку детские выкрутасы могут быть следствием недостатка впечатлений у ребенка.

Старайтесь меньше давать ребенку , а до трех лет вообще не стоит этого делать. Частая смена картинок на экране телевизора сильно раздражает несформированную детскую психику и приводит к перевозбуждению малыша. Лучше заменить это занятие прослушиванием детских песенок или сказок.

Конечно, капризы могут возникать у детей и по причинам более глубокого значения. Например, в негативной, нервной домашней обстановке, бесконечных родительских скандалах. Капризы могут появляться у ребенка из-за того, что ему не хватает чего-то, из-за неудовлетворения его любознательности, скуки и ничего неделанья, нехватки родительского внимания и общения, общения со сверстниками. Какова бы ни была причина нельзя требовать от ребенка хорошего поведения посредством угроз, насилия, унижения, криков, наказаний и оскорблений. Поведение родителей является для детей образцовым. Вряд ли кому-нибудь захочется, чтобы их чадо в будущем, когда станет взрослым, на повышенных тонах разговаривало со своими детьми, женой, мужем или даже с вами. Взрослые должны быть справедливыми и доброжелательными в отношении к ребенку, но твердо пресекать любые намеки на хулиганство. Важно помнить, что любые их проявления у детей возникают не просто так, всему есть причина. Родители должны научиться правильно на них реагировать.

Что сводит с ума родителей чаще и сильнее всего, так это капризные мальчики и девочки. Новозеландский психолог с 30-летним стажем Найджел Латта обещает предоставить методы, выяснить причины проблемы, разработать простой план "починки" ребенка.

Сила направленного внимания

Нет ничего такого — я повторяю, совершенно ничего, — что сравнялось бы по силе с вниманием родителей. С помощью одного только внимания можно объяснить и решить множество проблем.

Но почему внимание так сильно действует?

Ответ прост: это у нас в крови. Задумайтесь о том, что прошло от силы 10 000 лет, как мы выбрались из пещер. По меркам истории нашей планеты, это полмига. Мы делим 99 процентов генетического материала с шимпанзе, хотя мне порой встречались такие люди, которые, как я уверен, разделяют с шимпанзе 99,9 процента своего генетического материала.

Отсюда следует, что с биологической точки зрения мы всего лишь безволосые обезьяны со способностью обмениваться текстовыми сообщениями. Наверное, как раз для этого у нас и развился отдельный большой палец на руке. Несмотря на все достижения цивилизации, в нашем мозгу очень многое осталось от животных. Иногда у нас очень хорошо получается обсуждать сложные темы, такие как преимущества плазменных телевизоров перед кинескопными, но под всей этой внешней болтовней скрываются мозги и сердца дикаря.

Все поведение детей направлено на тех, кто о них заботится. Если ты еще маленький и не можешь позаботиться о себе самостоятельно, то, скорее всего, в джунглях ты долго не протянешь. Тебя просто съедят.

Вы, должно быть, не раз видели подобную картину: за столом два ребенка. Один спокойно ест, а другой стучит по тарелке ложкой и разбрасывает еду. Родители суетятся над хулиганом, не замечая спокойного ребенка. Они постоянно говорят: "Не делай этого, Эмили, а то отправишься в свою комнату!" И чему же учится спокойный ребенок? Тому, что, если хочешь привлечь внимание родителей, нужно стучать по тарелке ложкой и разбрасывать еду.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему дети так легко перенимают дурные привычки? Потому что мы придаем слишком много внимания этим привычкам. Если обращать внимание только на плохие привычки, то тем самым плохое поведение будет только закрепляться. Другие дети захотят делать то же самое, чтобы привлечь к себе такое же внимание.

Плохое поведение мы поощряем самыми разными фразами.

Вот лишь некоторые из них.

"Тарквиний, перестань!"
"Долго тебя просить, Тарквиний?"
"Сколько раз я тебе говорила!"
"Тарквиний, я тебя предупреждаю в последний раз..."
"Тарквиний, перестань мучить попугая!"
"Тарквиний..."
"Тарквиний!"
"ТАРКВИ-И-ИНИЙ!"

Обращать внимание на плохое поведение очень легко. Плохое поведение само бросается в глаза. Я часто слышу, как родители говорят: "Он словно нарочно это делает, чтобы разозлить меня!"

Естественно, дети делают это нарочно. Они не то чтобы специально собираются свести нас с ума, просто привлекают наше внимание. Может, им и хотелось бы сделать нас счастливыми, но если мы разозлимся, то сойдет и это. Это не значит, что нужно совершенно закрывать глаза на плохое поведение. Но 90% всего плохого поведения можно всецело игнорировать. Если перестать его закреплять, то оно исчезнет.

Обычно, когда я говорю это родителям, они в ответ забрасывают меня целым градом возражений в духе "да, но...". Когда люди говорят, что они пытались что-то делать, но это не сработало, обычно имеется в виду, что они пытались это делать в течение десяти минут, а потом сдались. Или иногда игнорировали нежелательное поведение, а иногда уделяли ему слишком много внимания. Я лично считаю, что если решили поступать каким-то образом, то нужно так поступать всегда. Всегда.

Маленькие безволосые шимпанзе должны понять, что, как только они начнут ворчать и капризничать, шимпанзе-мама и шимпанзе-папа отвернутся от них и уйдут прочь со всеми бананами.

Тут в дело вступает похвала.

Похвала для детей — это словно вода и солнце для растений. Похвала — это священный Грааль воспитания. Как только вы это поймете, вы сможете справиться практически с любой проблемой.

Хорошее поведение закрепляется похвалой. Вероятно, вам кажется, что хвалить легко, но многим родителям это дается с трудом. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Некоторым кажется, что это неудобно. Такое отношение к похвале бывает у тех, кто сам получал ее недостаточно в своей жизни. Трудно хвалить кого-то, когда не знаешь, как это делается.

Ниже я описываю несколько приемов эффективной похвалы. Под словом "эффективная" имеется в виду, что она помогает закреплять желательное поведение детей.

Секреты эффективной похвалы

Хвалите за конкретные дела

На профессиональном жаргоне такая похвала называется "маркированная". Это значит, что нужно описывать поведение, за которое вы хвалите ребенка: "Спасибо за то, что помог мне донести продукты". Так в сознании детей выработается связь между определенным поведением и похвалой.

Выражайте личное отношение

Хваля ребенка за хорошее поведение, не забывайте использовать местоимения "я", "мне" и т. д. Нужно, чтобы он понял, что его хвалят не какие-нибудь космические силы, а конкретно вы: "Мне очень понравилось, как ты надел пижаму" вместо "Молодец! Ты хорошо надел пижаму".

Сосредоточьте на похвале все свое внимание

Не хвалите ребенка, уткнувшись в газету или в телевизор, а также из другой комнаты. Встаньте, подойдите к нему, присядьте так, чтобы можно было заглянуть ему в глаза, и дайте понять, что все ваше внимание сейчас сосредоточено на нем.

Выглядите радостными

Совет кажется очевидным, но слишком много людей забывают о нем. Недостаточно просто сказать "молодец" или "хорошо". Если вы говорите это усталым или недовольным тоном, все еще расстраиваясь из-за того, что он натворил пять минут назад, то такая похвала не сработает. Постарайтесь хотя бы изобразить на своем лице довольное выражение — чем ярче и живее, тем лучше.

Не забывайте о физическом контакте

Дети буквально расцветают, когда им уделяют физическое внимание, то есть дотрагиваются до них, гладят и т. д. Должно быть, вы не раз видели, как обезьяны ищут друг у друга блох, в том числе и у своих детенышей. Для них это высочайшее удовольствие. Если вам не нравится идея поиска блох, то можно хотя бы обнять ребенка и прижать его к себе.

Похвала должна быть немедленной

Если вы хотите закрепить поведение, то не стоит откладывать похвалу на потом. Как только вы увидите что-то положительное, немедленно хвалите за это ребенка. Чем быстрее вы станете расточать похвалы, тем лучше ребенок поймет, за какое поведение его хвалят. Отсюда также следует, что больше внимания следует уделять хорошему, а не плохому поведению.

И в довершение картины не забывайте про правило, которое должно намертво отпечататься у вас в мозгу.

Игнорируйте поведение, которое вам не нравится.

Хвалите поведение, которое вам нравится.

Запомнить это довольно легко, но очень важно. Как только вы поймете, какая сила кроется в вашем внимании, вы начнете использовать его в своих целях. Целенаправленное обращение внимания — это единственное чрезвычайно мощное оружие, которое поможет вам в битве за господство над собственным домом.

Фокус состоит в том, чтобы самому дергать за ниточки.

Переключение внимания

Что касается маленьких детей, то переключение внимания — это также достаточно мощное средство контроля за их поведением. Маленьких детей чрезвычайно легко увлечь чем-то новым. Благодаря этому можно занять их чем-нибудь увлекательным и избежать неприятных сцен в 95% случаев.

Как я уже говорил, маленьким детям можно плести какие угодно небылицы и они всегда в них верят. Просто фантастика! Кроме того, переключать внимание детей просто весело и интересно. Легче всего это делать в игровой форме. Если вам самим ужасно скучно и неинтересно, то, скорее всего, фокус не пройдет. Веселье заразительно. Границы же этого приема так и не изучены. Каждый день родители во всем мире придумывают все новые и новые формы переключения внимания, добиваясь таких результатов, о которых они раньше и не мечтали.

Стоит, правда, признаться, что некоторым переключение внимания дается нелегко. Люди как-то внутренне сопротивляются этому. Но как только вы привыкнете пользоваться этим приемом, жить станет легче и веселее. Если вам трудно усвоить концепцию переключения внимания, я предлагаю познакомиться с некоторыми примерами.

Переключение внимания для начинающих

Смените тему

Это самый легкий способ — просто сменить тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его: "Что ты делал сегодня в садике?" Сосредоточьтесь на приятной части. Вместо того, чтобы грубо настаивать на своем ("Немедленно отправляемся в ванную!"), сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: "Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!"

Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию

Оживите обстановку. Например, вместо "Прекрати ныть и немедленно залезай в ванну!" можно сказать: "Давай полетим в ванну, как дракончик!", схватить малыша, покружиться с ним по дороге, порычать, как дракон, и с шипением опуститься в воду.

Станьте идиотом

Чем глупее вы себя ведете, тем лучше. Для этого особой фантазии не требуется. Просто ведите себя как дурак, и все. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что она говорит (это может быть банан, носок, шерстяная тряпка). Или время от времени говорите что-нибудь совсем не связанное с текущей ситуацией: "Угадай, что я сегодня видел на улице? Зебру, которая плясала и пела!" Или сами спляшите и спойте. Научите ребенка скакать на одной ноге или придумайте что-нибудь не менее дурацкое. Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка.

Откровенное вранье

Этот способ тоже может стать источником большого веселья. Например, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: "Ш-ш-ш!" Затем театральным шепотом спросите, не слышал ли он чего-то. Потом примерно тем же тоном прошепчите: "Динозавры!" — и подползите с ним к окну, чтобы посмотреть на динозавров. В данном случае работает все что угодно. Спросите раскапризничавшегося в супермаркете ребенка, не пробегал ли тут синий зайчик.

Если выбирать между долгой сценой истерики или погоней за синим зайчиком в супермаркете (а заодно можно складывать по дороге продукты в корзину), то зачастую гораздо легче и интереснее преследовать синего зайчика, каким бы дурацким он вам ни казался.

Обсуждение

Главное, дать понять ребенку, что капризы ни к чему не приведут. Не идти на поводу. Чтобы понять как справиться с капризами надо просто не давать слабину и в то же время не тиранить ребенка, относиться с любовью.

Хорошие советы! Если следовать им, то легче будет успокоить ребенка. Я тоже стараюсь как можно чаще хвалить дочурку. Были небольшие проблемы в период адаптации к детскому саду. Но капризы постепенно прекратились после того, как повзрослела малышка, стала с удовольствием ходить в сад.

Я стараюсь всегда ребенка хвалить, целовать, говорить что люблю. А, вот подруга, против этих нежностей, сын у нее хулиган, животных может ударить, дети с ним не играют, постоянные истерики у него, не понятно от чего. Как по мне это не нормально в 4 года. Что бы истерики прекратить, им прописали успокаивающий мармелад зайчонок, детям нравится, приятный вкус и запах, и сделан в виде зайчика. Сейчас истерики не закатывает, и стал более дружелюбным.

спасибо за статью

Хорошая статья

Скажите ребенку, что его ждут увлекательные водные игры, какие? Вам помогут воображение и фантазия

09.06.2014 02:08:18, Алекса8

Не согласна с предыдущими высказываниями. Ругать ребенка, "навешивать люлей и лишать просмотра мультфильмов" - это крайние меры. Безусловно проявлять строгость необходимо, дабы не воспитать избалованного человека. Но автор попытался донести до всех мам то, что нужно впервую очередь любить свое чадо, радоваться его успехам, хвалить за них. Ведь даже правилно надеть пижаму - для маленького человека настоящий подвиг. Лучше на время "стать идиотом" и подурачиться с ребенком, гораздно полезнее и эффективнее, чем вешать люлей. Только подумайте как маленьким детям скучно в мире взрослых. Надо УМЕТЬ быть радостынми и веселыми родителями. Любите своих детей. Автору спасибо за статью.

"Девочки, приветики!

Почитала ваш форум, с вами интересно:) Примите в компанию?"Нам 4 года "непоседа";),вот что делать если я ребенок ну совсем не слышит меня!?100 раз одно и то же даже по мелочам и никак Нервы на пределе!(

Вопрос к психологу. Как себя вести, если ребенок во время обеда (за столом 5 человек) залезает на стол и начинает там прыгать. Ребенку 3 года 7 месяцкв.

28.06.2012 19:18:41, Ольга_К

Все очень умно и красиво, но СОВЕРШЕННО БЕЗПОЛЕЗНО!

Интересно, как можно игнорировать то, что ребенок мучает попугая? (пример приведен автором статьи).
И ребенок отнюдь не всегда дурачится за столом для того, чтобы привлечь внимание. Скорее всего он дурачится просто потому, что это веселее, чем кушать аккуратно.
И зачем хвалить ребенка за то, что он хорошо надел пижаму? Это же ему самому нужно, а не мне! Мог бы и совсем не надевать.
А совет отвлечь ребенка разговорами про садик и зебру на улице, если он не хочет купаться, рассчитан ИМХО на каких-то идиотов. У ребенка не так уж мал обьем оперативной памяти:), чтобы даже в разговоре про зебру забыть, что он не хочет купаться.

Комментировать статью "Как справиться с капризным ребенком"

Я уже порой удивляюсь, как я со старшей справлялась, с одной. Да и доча была супер-активная и капризная. А двойняшки мои появились, когда мне уже 31 год стукнул и как-то все гораздо проще, может потому что теперь детей совсем по-другому воспринимаю, как-то...

Обсуждение

Нет, не тяжело. Я уже порой удивляюсь, как я со старшей справлялась, с одной. Первый год было просто сложно, помощники были у меня только по вечерам и в выходные(муж на работе, старшая - в школе), причем сложность была в основном в проблеме распределения внимания между двумя детьми. Сейчас моим двойняшкам (мальчик и девочка) четыре, и я не перестаю радоваться, что их двое: они вместе играют, занимая друг друга, у них всегда есть собеседник, в конце концов им не грозит остаться последним в группе садика вечером:-)!

22.10.2002 13:22:29, Нат*

Не знаю как с одним, но с двойней очень тяжело. Очень тяжело и первое время, когда оба орут то от колик, то то голода, то от мокрых штанов и потом, когда оба хотят на ручки вместе, а уже по 10 кг каждый. Очень много проблем всяких неожиданных. Еще со здоровьем тоже проблемы и у деток и у мамы. И это самое печальное. Подумайте еще раз. Почитайте литературу.

22.10.2002 07:43:29, Швета

Консультация по грудному вскармливанию и уходу за ребенком Грудное вскармливание является залогом успешного развития и здоровья малыша. Наши консультанты помогут Вам: обучиться технике грудного вскармливания; обучиться уходу за новорожденным и ребенком первых трех лет жизни; продлить лактацию и перевести с бутылочки на грудное вскармливание; расскажут как совместить грудное вскармливание с выходом на работу; отлучить от груди; наладить кормление приемного ребенка. Помогут и расскажут, как...

Обсуждение

Жаль, в свое время я не встретила таких консультантов(Обязательно порекомендую подписаться на этот блог своей своей сестричке)

Здорово, когда у молодых и неопытных мам есть возможность проконсультироваться и получить ответы на волнующие вопросы. Ведь часто мамам некому задать вопрос, несмотря на то, что вокруг много советчиков (порой они дают не разумные советы, которые могут навредить)

Поднялась температура, из носу течет, кашель, ребенок вялый и капризный – для мамы простуда у малыша настоящее испытание. Однако необходимо собраться и начинать действовать. Ведь от правильности предпринятых мамой лечебных мероприятий зависит то, насколько быстро выздоровеет ее малыш. 1. Домашний режим Заметив первые признаки нездоровья, оставляйте ребенка дома, не отправляйте в детский сад или школу. Даже если симптомы ОРВИ незначительны – появился только насморк, самочувствие не нарушено и...

Обсуждение

У нас есть еще бактерицидная лампа, периодически включаем когда болеет ребенок, все остальное точно также как в статье

Перечислены самые важные действия, которым нужно следовать при ОРВИ. Ведь на самом деле стоит вести себя по такому плану и ребенок быстро встанет на ноги без кучи препаратов.

Не бывает обид из взрослого состояния, это детское чувство. Если вы чувствуете обиду, можете сразу для себя обозначить: «Я в ребенке». Если обида – это симптом, то - чего? …В той ситуации, где вы почувствовали обиду, вы возлагали на другого человека свои ожидания. Вы надеялись, что он (человек) поступит определенным образом, вы ждали желательного для вас поступка, отношения к себе. Однако он поступил иначе, не желательным для вас способом. Обида означает, что в этот момент вы привязаны к...

Что делать, если у вас неуравновешенный ребенок, очень вспыльчивый, капризный, и даже взрывной? Иногда родители не понимают, почему их ребенок такой неуравновешенный и капризный, что в его характере мешает ему адаптироваться в детской среде. Проанализируйте его поступки, и попробуйте понять, что им движет. Так вы сможете вовремя откорректировать поведение ребенка, чтобы в дальнейшем облегчить жизнь своего малыша. Да и общение с ним станет более приятным и легким. Неуравновешенный ребенок...

После больницы внутреннее спокойствие ребенка важнее, чем "потом не отучишь". Еще нам помог гомеопат при лишней "мамкости" и возбудимости 25.03.2012 17:28:48, Шота. Спать ко мне ночью не просился сегодня. Набираемся терпением - такой капризный стал мама-мия.

Обсуждение

Я бы забила и стала спать вместе. Оно надо -не спать вам? утром настроение на нуле, раздражительность еще больше....дочка спала со мной пол ночи с рождения (гв), с 8 месяцев начала всю ночь спать. и вот неделю назад мы купили кровать и переселили ее за одну ночь (но она бы и рядом спала, но недавно поставила мне фингал под глазом и я решила, что хватит с меня). После больницы внутреннее спокойствие ребенка важнее, чем "потом не отучишь". Еще нам помог гомеопат при лишней "мамкости" и возбудимости

Я вас прекрасно понимаю. Со старшей мне было очень тяжело. Причем заметила закономерность - чем больше я злюсь тем больше она на мне висит. Попробуйте отпустить ситуацию и расслабьтесь - увидите что и ребенок станет чуть спокойнее. Они маленькие эгоцентристы. Если мама хмурится значит мало меня любит, надо привлечь ее внимание, как-то так:). На шею конечно сядет - что ж поделать. Когда совсем поправится будете перевоспитывать. И вообще дети растут. Все проходит.

Но потом я нашла бесплатный видеокурс для родителей детишек от 6 месяцев до 6 лет «31 способ успокоить капризного ребенка ». Этот курс состоит из двух видеороликов по 30 минут, в которых детский психолог рассказывает о том, как справиться с детскими капризами.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом Активность ребенка в 1 месяц Активность ребенка в 1 месяц Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю