Как вспомнить то, что вы забыли. Как быстро вспомнить то, что забыл: совет нейропсихологов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Для профессионалов. Как вспомнить забытое.

Этот метод будет полезен для того, чтобы помочь клиенту отыскать что-то в своей памяти или помочь вспомнить, куда он что-то положил. Этот процесс основывается на идеомоторной реакции, которую надо клиенту объяснить до того, как начать транс, чтобы клиент знал, что от него не ждут осознанного движения пальцами, его телом и его реакциями должно управлять подсознание.

Хорошо знать, что вы можете вспомнить мысли, которые вы когда-то забыли. Иногда какой-то пустяк может послужить толчком к тому, чтобы ваша нанять вернулась, например какая-то песня может напомнить вам о празднике, а аромат туалетной воды - о давнем знакомом. Все время вы вспоминаете самые разные вещи, и на самом деле это очень просто сделать, это происходит очень просто и всегда неожиданно. Эти мимолетные воспоминания приходят в такие моменты, когда вы наиболее расслаблены и меньше всего их ожидаете. Молниеносная цветная вспышка - и вдруг вот оно, то, что вы искали. Как вспомнить забытое. Вспомнить легко - и намного проще, когда вы расслаблены и позволяете мыслям вернуться к вам, и тогда вам даже не нужно пытаться вспомнить их, потому что ваш разум уже готов их воспринять, и вам всего лишь надо позволить им осторожно и плавно вернуться к вам обратно, и вы уже можете сообщить о них мне, прямо из вашего подсознания.

Ваше сознание может просто расслабиться и уснуть. Отключитесь, потому что тогда ваше подсознание будет готово для восприятия, и все те ответы, которые вы ищите, найдутся, это все равно как открыть сундук с сокровищем и найти в нем сверкающие бриллианты, которые были спрятаны там внутри. Сейчас ваше сознание отключено, обо всем, что касается вас, заботится ваше подсознание. Оно может, например, подавить ваши воспоминания, если сочтет, что для вас так будет лучше. И я знаю, что вы бы хотели вспомнить сейчас. (НАЗЫВАЕТЕ ТО, ЧТО КЛИЕНТ ХОЧЕТ ВСПОМНИТЬ.) Однако ваше подсознание своенравно и специфически реагирует на приказания.

Так что, возможно, сознательная часть вас может начать выходить на новый уровень взаимопонимания и уважения по отношению к вашему подсознанию, начать понимать и считаться с тем, что оно действует так, чтобы защитить вас.

Теперь, если в настоящий момент какая-то часть вашего сознания все еще бодрствует, отключите ее, я хочу говорить напрямую с вашим подсознанием, которое, возможно, но не обязательно, захочет выдать вам сознательное воспоминание о том, что вы хотите вспомнить.

(ПОДОЖДИТЕ ТРИ МИНУТЫ.)

Если вам удобно общаться со мной с помощью слов, тогда вы можете сказать мне сейчас голосом, не прерывая своего состояния релаксации, где находится (НАЗЫВАЕТЕ ТО, ЧТО КЛИЕНТ ХОЧЕТ ВСПОМНИТЬ).

Я сделаю паузу на 10 секунд. В течение 5 секунд вы можете решить, правильный ли способ коммуникации мы с вами выбрали, чтобы вспомнить (НАЗОВИТЕ ТО, ЧТО КЛИЕНТ ХОЧЕТ ВСПОМНИТЬ). В последующие 5 секунд вы можете мне ответить, если решите это сделать. Подумайте над этим сейчас. (ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПАУЗА.)

ЕСЛИ КЛИЕНТ НЕ ОТВЕЧАЕТ, СКАЖИТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ:

Спасибо, я понимаю, что вы хотите со мной общаться каким-то другим способом. Я хочу, чтобы вы использовали пальцы на своей левой руке, чтобы держать со мной связь.

Ваш указательный палец будет обозначать «да», когда вы хотите ответить «да». Средний палец вашей левой руки будет обозначать «нет», если вы хотите ответить «нет».

Поэтому, чтобы выразить «да» или «нет», вы будете показывать соответствующий палец, поднимая его очень четко и держа, не напрягаясь. Я запишу ответы, которые вы мне дадите, и сообщу вам о них, когда сеанс закончится. Я выясню у вас в конце моего опроса, хотите ли вы, чтобы я поделился полученной от вас информацией с ним (с ней), когда он будет в сознательном состоянии. Во время опроса я хочу, чтобы я напрямую общался с вашим подсознанием. Это означает, что (ИМЯ КЛИЕНТА,) не должен делать каких-то сознательных усилий, чтобы двигать его пальцами, его телом будет управлять подсознание.

(ЗАДАВАЙТЕ ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАПИСЫВАЙТЕ ОТВЕТЫ.)

Случалось ли вам положить ключи от квартиры на «самое видное место», а потом сутки искать их по всем закоулкам? Или же приготовить завтрак, упаковать его в красивую коробочку и… благополучно оставить на столе?
«Проклятая забывчивость совсем замучила, и ничего с этим не поделаешь…», – скажете вы. И ошибетесь. Специалисты полагают, что память прекрасно поддается «дрессировке».

Наш консультант
Юрий Машек, врач-психотерапевт
городской психоневрологической больницы № 2, заведующий Центром психотерапии и медицинской психологии, кандидат медицинских наук

«Чем лучше память, тем выше интеллект человека и тем медленнее наступает старость»

«Памяти мы обязаны всем, что имеем, кто мы есть. Наши идеи и представления – это ее работа. Наши повседневные восприятия, мышление и движения мы черпаем из ее источника. Память собирает бесчисленные явления нашего существования в единое целое. Подобно нашим телам, которые разлетелись бы в пыль, если бы составляющие их атомы не держались вместе благодаря притяжению материи, наше сознание разбилось бы на столько же фрагментов, сколько мы прожили секунд, если бы не связывающая и объединяющая сила памяти». Так говорил об уникальной способности головного мозга профессор-физиолог Эвальд Геринг.

Где живет память?
Люди давным-давно начали интересоваться, в какой именно части тела «записываются» прожитые нами дни. Древние ученые высказывали предположение, что этот своеобразный архив находится в печени. Потом эту версию навсегда отбросили и утвердились в мысли, что секрет кроется в голове. К примеру, древнегреческий мудрец Сократ полагал, что в человеческом мозге существует восковая табличка, на которой при запоминании появлялся след, как будто кто-то поставил печать. Чуть позже появилась еще одна версия: память «оседает» в костях черепа, откуда ее можно извлечь с помощью специальных приспособлений.

Только в ХХ веке ученые, занимающиеся «поисками» местожительства памяти, вплотную приблизились к разгадке тайны. Они пришли к выводу, что каждому виду памяти природа отвела определенное место. Во время Отечественной войны ученый Александр Лурия, наблюдая за ранеными, заключил, что кратковременная память хранится в коре головного мозга, а долговременная – в гипокампе (так называется участок в его середине).

Когда «включается» память?
Некоторые ученые считают, что память человека начинает работать через 20 недель после зачатия, и подтверждают свое мнение результатами исследований. Во время них плоду в материнской утробе посылался звуковой сигнал, а УЗИ-аппарат фиксировал реакцию ребенка на шум. В ответ на сигнал малыш начинал едва заметно двигаться, но после пятого раза реагировать на звук переставал. Когда ученые повторяли сигнал через 10 минут и даже через день, ребенок без труда узнавал знакомый звук.

Так возникла теория, что человек в состоянии вспомнить то, что с ним творилось в мамином животе. Но теория теорией, а что же на практике? Большинство людей припоминают (фрагментами) свое детство с 3-7 лет, а некоторые даже раньше. Например, Лев Толстой утверждал, что помнит, как мать кормила его грудью.

Память: виды и подвиды
Как мы уже сказали, память бывает кратковременная (или оперативная), и долговременная . Первая быстро хватает информацию, но долго ее не удерживает: та либо выветривается, либо перемещается в «отдел» долговременной памяти, где храниться всю жизнь. Кстати, это замечательное свойство нашей памяти может в нужный момент спасти нам жизнь. Известно, что в моменты смертельной опасности за считанные секунды перед глазами проходит вся жизнь человека. Люди науки полагают, что таким образом память дает нам отыскать в своем опыте подобную ситуацию, чтобы выжить.

Ну а для тех, кто умеет обращаться со своей памятью, совсем не проблема вытянуть из нее нужную информацию, какой бы «древней» она не была. Память можно разделить не только по принципу времени, но и по содержанию. Она может быть образной (зрительной), словесно-логической (слуховой), эмоциональной и кинестетической (движение, запах, вкус). Чаще всего у человека ведущим является какой-нибудь один вид, но бывают и комбинации: образно-эмоциональная память, образно-кинестетическая.

Что влияет на память?
Легко запоминается то, что вызвало неподдельный интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств: в состоянии эмоционального подъема в памяти иногда всплывают вещи, казалось бы, давным-давно забытые. Хотя порой сильные переживания могут сыграть злую шутку, «выбив» из головы нужные сведения. Очень важна мотивация. Человек, которому в повседневной жизни не удается запомнить даже пару иностранных слов, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, запросто выучивает язык.

Враги памяти
Плохие привычки:
курение, алкоголь, которые могут вызывать нечто похожее на временный паралич нервных клеток.
Травмы головы. Любые повреждения головного мозга (инсульт, сотрясения) могут сказаться на состоянии памяти. Если страдает кора мозга – нарушается кратковременная память, если серое вещество – долговременная.
Самогипноз или провалы в памяти
Это состояние знакомо многим: припомните, бывало ли, что вы, спеша на встречу, положили на самое видное место самую нужную вещь – и, хлоп, перед выходом протянули руку, чтобы ее взять – а ее там нет! И сколько ни кружи по квартире, сколько не ищи – все бесполезно. Так одна моя знакомая, спрятав перед отпуском заначку – 200 гривен – вот уже два года не может ее найти. Такое состояние специалисты называют самогипнозом. Временное отключение из реальности происходит из-за переизбытка информации, когда мозг защищает сам себя от перегрузок.

Феномен «дежавю»
Кто из нас не переживал это странное чувство «это со мной уже было»?.. Состояние дежавю. Некоторые психологи объясняют его появление влиянием «коллективного бессознательного». Информация, которой владели наши предки, не исчезает бесследно, а «переходит» к нам на подсознательном уровне. Иными словами, благодаря генетической памяти мы можем «вспомнить» то, что было с другими людьми, жившими до нас. О коллективной памяти заговорили после эксперимента над крысами. Нескольких представителей семейства грызунов пугали ярким светом, и их потомство с рождения боялось ярких лампочек, получив в наследство эмоции родителей.

Во всем нужна сноровка, старанье, тренировка…
Общепринятое мнение о том, что клетки мозга – нейроны – не делятся и постепенно отмирают, не соответствует действительности. Результаты современных исследований говорят о том, что нейроны не только делятся, но и возраст человека для их деления совсем не помеха. Возрастное же ослабление памяти связано с нарушением контактов между нейронами. А контакты можно тренировать, и пример тому - актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и которые и в старости справляются с длиннейшими текстами. Доказано, что у людей умственного труда память не слабеет вообще. Еще один факт: профессиональная память с возрастом страдает очень мало, поскольку человек использует ее изо дня в день.

А жалобы пожилых людей на плохую память связаны с тем, что по окончании активной работы они перестали ею полноценно пользоваться, и навык ее напрягать постепенно угас.

Как же можно тренировать память? Способов много. Например, римские ораторы при запоминании текста развешивали его тезисы на ветках деревьев, а во время выступления представляли себе, как они бродят от дерева к дереву и собирают листочки с записями. Этот принцип можно использовать и в современной жизни. Например, вы отправляетесь в магазин и сознательно, тренируя память, не составляете список покупок. Как его запомнить? Нужно мысленно развесить таблички с названиями продуктов на домашнюю мебель. Мысленно чертим на столе – «молоко», на кресле – «сыр», на диване – «сметана», на журнальном столике – «спички». А когда наступает ответственный момент покупки, просто представляешь себя дома, ходишь и мысленно читаешь таблички. Суть здесь в том, что связываешь то, что надо запомнить, с тем, что и так хорошо помнишь.

Еще один прием: отделение главного от второстепенного. Чтобы этому научиться, можно поиграть в простую игру: целый день внимательно наблюдайте за всем окружающим, выделяйте главные события, а вечером постарайтесь восстановить их в памяти.

Для тренировки памяти хорошо помогают: решение кроссвордов, учеба (в США стало модным учиться после выхода на пенсию: интересно, что бабушки и дедушки запоминают пройденный материал не хуже, чем молодежь), заучивание стихов. Исследования показали, что, выучив наизусть поэму А.С.Пушкина «Граф Нулин», вы увеличите объем своей памяти на 30 %. Но не нужно пытаться усилием воли заставить себя выучить целую поэму за один присест. Намного продуктивнее каждый день запоминать несколько строчек.

Интересно:
Возможности памяти огромные. Например, Александр Македонский помнил имена всех своих воинов, а их насчитывалось тысячи тысяч. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарт, единожды услышав многостраничное музыкальное произведение, мог записать его до последней ноты. Известен случай, когда он воспроизвел по памяти «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), а ведь Ватикан хранил ее в большом секрете. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Наш современник Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного продукта. Отсюда вывод: хочешь быть великим – развивай память.

Меню для памяти
Ученые заметили, что у пчеловодов память намного лучше, чем у людей других профессий. Стали искать причину – и оказалось, что во всем «виновато» маточковое молочко, которым пчелы выкармливают главную пчелу-королеву.

Внимание!
Специалисты полагают, что диеты, особенно те, в основе которых стоит принцип длительного однобокого питания, отнюдь не способствуют быстрой работе памяти.

Впечатление, повторение и ассоциация
Средний человек использует не больше десятой доли врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. Этих законов всего три – впечатление, повторение и ассоциация.

Впечатление.
Зрительное впечатление самое прочное, поскольку нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности пунктов своего выступления, когда читал их вслух, тогда он стал использовать рисунки. Не последнюю роль играют и запахи, которые помогают «фиксировать» в памяти нужные моменты.

Повторение.
Многие монахи цитируют на память огромные части из Библии. Они добиваются этого путем постоянных повторений.

Ассоциации.
Основной принцип науки эйдетики, изучающей развитие памяти, гласит: чтобы запомнить, нужно подключить воображение. Например, «записать» в памяти ничем не связанные слова «жираф», «очки», «вертолет» и «зима» можно, представив себе такую картину: жираф в очках летит на вертолете, а вокруг зима. Таким способом можно запомнить очень много слов. И не только слов, но и дат, имен и фамилий, исторических событий.

Интересно:
Специалисты считают, что самый лучший способ запомнить большой объем информации (студентам во время сессии) состоит из пяти стадий:
1. Предосмотр (быстро пробежаться глазами по тексту).
2. Разделить материал на части и к каждой поставить вопрос.
3. Внимательно прочесть и ответить на вопросы.
4. Пересказать.
5. Проверить себя.

Мини-тренинг
Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.
Поиграйте в игру: на каждую букву алфавита придумайте слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь – главное быстрота.
Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее.
Назовите двадцать мужских имен и столько же женских.

На заметку
Центр психотерапии и медицинской психологии: тел. 543-90-46

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога Центра детской и семейной психологии журнала «Мир семьи» Ларису ШКЛОВЦОВУ

---
Еще недавно я помнила события 10-летней давности в подробностях, запахах, цветах, а теперь с каждым годом воспоминания становятся все более расплывчатыми. Почему?
Это не значит, что сведения исчезают, просто каждодневный поток информации вытесняет какие-то детали в закрома долговременной памяти. Наша память сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации, архивируя «старые» впечатления и сведения.

--
В каком возрасте человек лучше всего запоминает?
Как выяснили ученые, в 19 лет. Но это не значит, что потом возможности памяти постепенно уменьшаются. Специалисты считают, что память можно «накачать» точно так же, как мускулы.

--
У меня прекрасная память на лица, даты, особенно самые значимые в жизни. События всплывают в ярких картинках и образах. А вот пересказать «близко к тексту» что было, например, на родительском собрании, я не могу, остается только «картинка», общее впечатление. А вот муж – моя полная противоположность: мелочи он не помнит, лица новых людей вообще забывает. Зато прекрасно помнит всю последовательность событий, разговоры, фразы, выводы. Почему так происходит?
В психологии есть такой термин – модальность человека. Это способность воспринимать окружающий мир при помощи ведущих анализаторов - наших органов чувств. Поэтому существует разные виды памяти: зрительная, слуховая и кинестетическая. У некоторых людей несколько ведущих модальностей. Кроме того, психологи различают эмоциональную и словесно-логическую память. Первым видом памяти наделены чувствительные люди с тонкой душевной организацией, а второй вид присущ людям с аналитическим мышлением.

ТАТЬЯНА БИЛЕНКО
Журнал "Мир семьи" март 2006 года

Очень часто мы хотим вспомнить давно уже забытые моменты. Это может быть важный эпизод из детства или событие, которое произошло много лет назад. В таком случае воспроизвести картины прошлых лет достаточно сложно. Следует попытаться обратиться к друзьям, знакомым, родителям, которые если и не воспроизведут полностью событие, но смогут подсказать некоторые детали. На помощь также придут фотографии. Но иногда это все оказывается малоэффективным. В таком случае можно попробовать обратиться за помощью к гипнологу-психологу.

В наше время к гипнозу сформировалось неоднозначное мнение. Различные шарлатаны, а также криминальные личности используют гипноз, преследуя свои, незаконные цели. Это может быть желание обогатиться или совершить злодеяние при помощи чужих рук. Но в то же время квалифицированные гипнологи, которые обязательно должны быть еще и психологами, действительно помогают человеку. С помощью гипноза они пытаются устранить неврозы, депрессии, а также вспомнить забытое. Но никто не гарантирует 100% результата, это важно понимать.

Кроме того, существуют некоторые противопоказания. Нельзя погружаться в гипнотическое состояние при психозах или во время обострения различных заболеваний. Не стоит также забывать, что иногда мозг, блокируя информацию, пытается защитить человека от болезненных воспоминаний. Но если вспомнить это неприятное событие крайне необходимо, то перед проведением сеанса гипноза следует проконсультироваться с психологом.

Когда речь идет о более легких случаях, таких как потерянная ручка или забытое название музыкальной группы, то существуют более простые способы вспомнить. Одним из таких является так называемый метод клубка. Клубок – это события, которые предшествовали настоящему моменту, а хвостик нити подразумевает отрезок времени, на котором была зафиксирована пропажа. Вы начинаете мысленно разматывать клубок с той минуты, когда в последний раз видели потерянный предмет. Кроме того, желательно повторить все механические движения шаг за шагом. Если вспомнить не удается, значит, мозг все еще блокирует информацию. Устройте ему небольшой отдых на несколько минут или даже часов. После чего опять начните разматывать клубок.

Очень эффективным способом вспомнить признан метод ассоциаций. Предмету, слову или названию присваивается дополнительная визуальная характеристика. Но необходимо понимать, что с потерянной вещью должна быть установлена определенная связь уже в прошлом. Иногда мы присваиваем ассоциации непроизвольно, а в другом случае уже сознательно. Поэтому когда так важно запомнить определенные факты, следует достаточно серьезно отнестись к выбору подходящей ассоциации.

Когда ассоциации не помогают, закройте глаза и попытайтесь опять пережить нужный отрезок времени. Вспомните разговоры с людьми, ваши действия и слова. Можно даже попытаться делать небольшие записи или начертить схему. Если на кончике языка крутиться синоним к забытому слову, то воспользуйтесь словарем. Кстати, сейчас в интернете существует возможность быстрого поиска синонимов. Не забудьте им воспользоваться.

Иногда для того, чтобы вспомнить, необходимо поспать. Но обязательно перед сном следует подумать о забытой вещи, событии. Утром попытайтесь воспроизвести свои сны, быть может, именно в них уже есть ответ.

Не забывайте устраивать паузы. Если несколько часов постоянно думать об одном и том же, то мозг начинает перегружаться. Отвлекитесь, займитесь другим делом и прекратите любые попытки к поиску воспоминаний. В таком случае мозг отдохнет и расслабится. Очень часто информация о предмете возникает спонтанно, когда мы уже отчаялись ее вспомнить.

Кроме того, нашему мозгу для хорошей и плодотворной работы необходим кислород. Старайтесь как можно чаще бывать на свежем воздухе и откажитесь от вредных привычек. Уже давно доказано, что никотин, алкоголь и наркотики отрицательно воздействуют как на мозг, так и на весь организм в целом. Ведите здоровый образ жизни и занимайтесь спортом.

Забывчивость иногда может существенно испортить жизнь. Поэтому когда необходимо запомнить важные факты, не стоит полагаться только на свою память. Создавайте ассоциации, делайте дополнительные записи в ежедневнике или просто сохраняйте важные моменты жизни на фотографиях.

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


iStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника"

Наш мозг помнит абсолютно всё!

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что мозг помнит всё, что было увидено глазами . Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

В начале 2000-годов эксперимент повторили в более сложном варианте (Timothy F. Brady, Talia Konkle). Участникам надо было сделать выбор между двумя практически идентичными картинками: скажем, справа была фотография пачки пятидолларовых купюр, а слева – пачки долларовых; справа – зелёный вагон, а слева – красный вагон; справа – колокольчик с тонким языком, а слева – колокольчик с толстым языком.

Обнаружилось, что даже когда изображения различаются незначительными деталями, люди всё равно узнают почти 90% картинок.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет , структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать .

Если вы окажетесь в Лондоне, обратите внимание на юношей на скутерах, у которых к рулю прикреплена карта города. Это не туристы, а будущие таксисты. Чтобы получить аккредитацию от города для управления общественным транспортом, они должны сдать сложный экзамен: найти кратчайший путь между двумя точками и назвать все достопримечательности, встречающиеся по пути. Чтобы подготовиться к тесту у молодых людей уходит от двух до четырех лет. В итоге они запоминают расположение и особенности дорожного движения на всех 25 000 улицах города. С такой впечатляющей картой в голове эти люди способны запомнить что угодно!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей