Виды делинквентного поведения детей и подростков. Делинквентное поведение подростков

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Делинквентное поведение – это асоциальное, противоправное поведение, которое проявляется в таких действиях, которые приносят вред обществу, угрожают жизни других людей и общему социальному порядку, являются уголовно наказуемым. Походит от латинского «delictum», которое переводится, как «проступок». Это понятие и определяет смысл этого поведения, то есть делинквентное поведение это поведение, обозначающее проступок против общества, против социальных норм и правил. Изучением этого поведения занимаются разные науки, в основном социальные, потому что, в первую очередь, оно выражается в проступках, которые воздействуют на окружение человека, и, в общем, отбивается негативным образом на общественном порядке, а государство строится из каждого человека, поэтому очень важно чтобы был соблюден порядок, для этого применяются способы профилактики правонарушений.

Между собой имеют связь делинквентное и криминальное поведение, точнее, криминальное есть формой делинквентного, и в большинстве случаев на такого правонарушителя открывается уголовное дело.

Делинквентное поведение прямонаправленное на нарушение государственных норм и законов. В большинстве случаев делинквентом считается подросток-преступник, и когда он достигает совершеннолетия, то называется асоциальной личностью. Поведение делинквента может быть в форме незначительных нарушений, тогда оно называется антисоциальным. Когда нарушения достигают уровня уголовного преступления, оно считается криминальным. Не всякое отклоняющееся поведение делинквентное, зато все проявления делинквентного поведения есть отклоняющимися. Старшее поколение считает, что в современном мире все подростки и молодые люди являются уголовниками, и часто приписывают им разного рода проступки. Но они не понимают, что есть большая разница между молодежью, которая просто долго гуляет, громко слушает музыку, экстравагантно одевается, имеет кричащий макияж, прическу и теми, кто проводит совместный досуг за алкоголем, хулиганским поступками, правонарушениями, неразборчивыми половыми связями и общаются с помощью нецензурной лексики.

Делинквентное поведение это поведение, имеющее ряд особенностей. Оно особенное тем, что нет четкой границы, где начинается правонарушение. Например, взрослый человек, который уклоняется от уплаты налогов, врет государственным работникам, тоже поступает противозаконно, но его никто не называет делинквентом. Вторая особенность делинкветного поведения – это строжайшая регулируемость законами, правовыми нормами, дисциплинарными правилами. Третья особенность заключается в том, что из всех видов девиаций именно противоправное считается наиболее серьезным, поскольку становит угрозу для общественного порядка. И еще одна особенность делинквентного поведения, что оно всегда означает конфликт между одной личностью или группой правонарушителей и остальным обществом, если конкретнее, то между индивидуальными интересами и стремлениями, и направленностью общества.

Делинквентное и девиантное поведение

Делинквентное и девиантное поведения описывают поведение, противоречащее правилам социума, и между ними имеются различия. Девиантное является относительным, относится к культурным нормам исключительно одной группы, а делинквентное поведение есть абсолютным по отношению к государственным нормам.

Например, ограбление на улице, считается видом заработка и согласно закону, такое действие считается преступлением, даже если в нем был благородный смысл, и это говорит не об отклонении. есть отклоняющимся, оно характеризует поступки, противоречащие ожиданиям, официально установленным правилам, и сложившимся в социальной группе, в которой находится личность.

Делинквентное поведение это поведение, которое считается социально отклоняющимся, под ним понимаются противоправные поступки, которые угрожают жизнедеятельности и социальному благополучию . Такие противоправные проступки называются деликтами, а самого правонарушителя – делинквентом. Его поведение, возможно, регулировать, посредством законов, дисциплинарных правил и социальных норм. Зачастую такой контроль провоцирует еще больший супротив. Поэтому сколько бы общество ни стремилось наказать делинквента, он всегда до последнего будет делать то, что ему хочется. Его поступки объясняются наличием внутреннего конфликта между личностными желаниями и стремлениями и требованиями общества.

В делинквентном поведении мерой допустимого является закон, в девиантном – стандарты и нормы социума, и чтобы достигнуть желанного они могут пользоваться всевозможными средствами. Из таких личностей в будущем вырастают преступники, или правонарушители, имеющие постоянно проблемы с криминалом.

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение несовершеннолетних возникает под влиянием одного опытного друга или группы подростков, которые не являются даже антисоциальными, но имеют вредные привычки. Компания, в которой подростки не заняты каким-либо серьезным делом, спортом, искусством или усердным учением уроков, заняты только тем, что сморят фильмы, обсуждают их, ходят по магазинах, в торговых центрах и случается, что им надоедает, и они ищут более интересное занятие, которое объединяло их компанию, но они не могут предположить, что это может быть, например, спорт. От скуки и безделья они начинают видеть выход в алкоголе, наркотиках, что, в общем, порождает делинквентное поведение. Но, естественно, не все подряд подростки являются делинквентами. Есть такие, что совершенно не интересуются и не увлекаются подобными занятиями. Многое зависит от , акцентуации, отдельных , которые могут быть предпосылкой для возникновения делинквентности. Основном, авантюризм и , холерический темперамент, специфичность морального сознания, способствуют становлению делинквентности. Такие подростки имеют особые механизмы функционирования психики и за этим их можно разделить на три группы. Одни из них, которых можно назвать раскаивающимися, имеют примитивные антисоциальные потребности и некие моральные правила. Эти потребности очень сильны, и под их нажимом, положительно разрешается в их сторону, и нравственный уровень понижается. Но после содеянного, их будет мучить совесть.

Другая группа подростков, это те, которые не имеют внутреннего конфликта, не раскаиваются в содеянном и их не мучает совесть. У них нет внутренней нравственной сдержанности, поэтому при любой возможности они воплощают свои желания и асоциальные потребности в жизнь, и часто поступки, сделанные ими, переходят черту социально приемлемых норм, из-за чего они уже становятся отвергнутыми от общества. Зачастую такие подростки действуют в группе и у них есть главарь, который часто сам не делает злодеяние, а только руководит тем, что должны делать другие.

Делинквентное поведение несовершеннолетних с третей группы самое опасное. Они противостоят моральным нормам общества абсолютно сознательно. Их взгляды циничны, а потребности очень сильны. Они запросто переходят границы позволенного, они их просто не видят, и совершают преступление.

Считается, что социально-экономические причины делинквентного поведения подростков очень сильно значимые. Разрушение общественной культуры и вытеснение духовых ценностей, этических и эстетических норм на второй план, проблемы экономики и финансов в стране, развитие теневой экономики, нелегального бизнеса, миграции населения, распространение средствами массовой информации материалов с содержанием насилия, жестокости, порнографии, роскоши. Подростки очень сильно поддаются влиянию, каких бы то ни было факторов и информации, но если им еще эту информацию подадут в таком свете, будоражащем их сознание и психику, они вникают во все, и с большим интересом всасывают в себя эти раздражители. Они также видят некую иллюзорную идеологию общества, и считают ее верной, и заимствуют ее в свою жизнедеятельность. Такая специфическая идеология поощряет и даже оправдывает преступный способ жизни. Поэтому совершив преступление, подросток чувствует себя защищенным, он думает, что имеет оправдание и отрицает свою ответственность за содеянное, поскольку у него совсем не осталось барьеров психологических или нравственных, он почувствовал свободу действий, когда увидел в каком-то фильме или передаче, что преступность оправдывается.

Причины делинквентного поведения подростков кроются также в семейных отношениях. Подобное поведение может вызываться отношениями с родителями, а, вернее неадекватными, плохими отношениями. Подросток из-за ссоры в доме может убежать из него, прогулять школу, подраться, сделать хулиганский поступок. И именно все самые тяжкие поступки вызваны не бандой, в которую входит индивид и их ценностями, а именно из-за непонимания его дома. Иногда не настолько открытый конфликт предшествует побегу, как, наоборот, безразличное и безучастное поведение родителей в жизни подростка.

Подростки очень любят внимание, они зависимы от него, и проявление равнодушия в их адрес от самих близких становится для них очень болезненным и невыносимым. Если под одной крышей дома находятся два поколения, и они делают вид, что не замечают друг друга, а лишь вместе сосуществуют, ни поддерживая и ни помогая друг другу, ни давая эмоционального тепла и любви, то рано или поздно стоит ожидать на конфликт в этом доме. Это, как бомба замедленного действия, так или иначе, кто-то должен сорваться, и если в этой семье есть ребенок, то скорей всего ответственность за это будет на нем, как на самом чувствительном и впечатлительном из всех вместе живущих. Тогда ребенок начинает искать себе убежище там, где его примут, часто попадая в те группировки, которые следовало бы обойти мимо, но именно они предлагают такое, отчего он просто не способен отказаться и это именно то, что позволяет ему забыть обо всем плохом, обо всем том, что было дома и это оказывается, как раз то, что нужно. Конечно, здесь имеется в виду наркотики или алкоголь. И подросток с того момента рвет все семейные отношения, духовные узы и считает своей семьей новых друзей, с какими ему так весело, и с какими он может делать такие смелые поступки, на которые никогда не решался и чувствует от этого удовлетворение (вандализм, хулиганство). По мнению некоторых социологов, именно в обеспеченных семьях наблюдаются подобные проблемы. В семьях, где люди концентрируются на зарабатывании денег, а ребенка произвели на свет, чтобы, когда они уже не смогут, он продолжал зарабатывать. В таких семьях нет отношений, они не общаются и воспринимают это так, что так и должно быть, что так было и будет. Такая современная тенденция, и она наблюдается больше в странах Запада. Если же семейные условия неблагоприятны, и подростки отрицают общепринятые нормы общения и поведения, они подвергаются преступному воздействию.

Одна из самых важных причин делинквентности – это недостаточно развитое, или искаженное моральное сознание. Почувствовав один раз потребность в алкоголе или интиме, и удовлетворив свое желание, они начинают желать этого очень часто и в неумеренных количествах. И убогость этих потребностей, и неразборчивость в способах их удовлетворения также стают причиной того, что круг знакомых и друзей, с которыми ранее общались, очень сужается, даже те, кто были близкими и соседями не хотят больше иметь связей с ними. Зато появляются новые друзья, с которыми объединяет общее времяпровождение в тусовке. Они не имеют социально одобряемых интересов, занятий, не посещают кружки и секции по спорту. С каждым из такой компании не общаются даже их одноклассники, и они должны формироваться в банды из отбросов общества.

Часто склонность к правонарушению зарождается, когда ни дома, ни в школе подростка не принимают. Хоть подростки и не показывают никогда, но на самом деле, им очень важно мнение учителей, они воспринимают их, как значимых близких, особенно тех, кто очень нравится и когда не получают обратной связи и поддержки, им становится сначала грустно, но затем следует реакция гнева и этот гнев приводит к агрессивным действиям.

Причиной делинквентности может быть большое количество свободного времени. Поскольку большинство потенциальных делинквентов не любят учебу, не занимаются хобби, их досуг примитивен и однообразный. Их может занять новая информация, легкая, которую нет надобности интеллектуально перерабатывать, и передача этой информации сверстникам. Пустой разговор ни о чем, хождение по торговых центрах без цели, просмотр телевизора – это первые шаги к деградации личности, далее – спиртные напитки, азартные игры, наркотики, токсические вещества и другие, которые дают возможность испытать новое впечатление.

Существует мнение, что делинквентами становятся только экстраверты, ориентированы на внешнюю среду и людей, потому что им легче включаться в группировки. Но также встречаются интроверты, они действуют сами по себе, разрешая, таким образом, свои внутренние конфликты.

Подростковое развитие происходит очень интенсивно и быстро, и вовремя должна проводиться профилактика делинквентного поведения, чтобы предупредить образование асоциальных наклонностей личности. В проведении профилактических работ, важно, приучить подростков к психогигиеническим требованиям поведения, умению сделать правильный выбор, для достижения состояния социально-компетентного человека. Неконтролируемое отклоняющееся поведение делинквентное, имеется в личности не способной к . Очень важно начинать формирование личностной и социальной зрелости у подростков с развития положительной , принятия себя в позитивном свете, вырабатывания способности к критическому мышлению, умению ставить перед собой социально важные цели и быть ответственным за свои слова и действия. Чтобы подросток научился принимать адекватные решения и делать правильный выбор, он должен обучиться над эмоциями, стрессами, собственным состоянием, тревожностью. Научиться решать конфликты культурными способами, без оскорбления противника и нанесения ему вреда. Выучить, как вести себя, при негативной критике, знать адекватные способы самозащиты. Уметь сказать себе «нет», противостоять вредным привычкам и научиться уважать свое тело и вести здоровый способ жизни.

Если говорить в общем, то профилактика – это система общественных, государственных, социальных, медицинских, психологических и воспитательных мероприятий, сконцентрированных на предупреждение, нейтрализацию главных оснований и обстоятельств, которые действуют вызывающе на проявление социальных отклонений у подростка.

Профилактика делинквентного поведения будет действительно действенной, если она применяется на основе: хорошей успеваемости в школе, эмоционально позитивной и удовлетворяющей учеников системы взаимоотношений с окружающими, главным образом самыми близкими и родными и важный компонент также психологической защиты. Соблюдения всех необходимых условий обеспечит гармоничное развитие личности и минимизирует возникновение делинквентных наклонностей.

Профилактика делинквентного поведения имеет также три подхода. Согласно первому, предупреждается формирование отклонений в психофизическом развитии. За вторым, предупреждается переход отклонений развития в более хронические формы. Третий подход – это социально-трудовая адаптация отклоняющихся личностей.

Социальная педагогика профилактику видит, как научно обоснованные и вовремя предприняты действия, которые имеют направленность на: предупреждение всех возможных (биологических, психологических, социальных) обстоятельств и условий несовершеннолетних, которые находятся в группе риска; защиту, поддержание и сохранение приемлемого уровня жизни и хорошего здоровья подростка; помощь подростку в его собственных достижениях социально существенных целей и раскрытие его потенциала, способностей, талантов. Существует также перечень профилактических мероприятий: устраняющие, возмещающие, контролирующие профилактические работы и предупреждение обстоятельств, способных вызвать социальные отклонения. Эффективность таких мероприятий будет высоко, если вместе с ними будут включенными несколько компонентов: направленность на искоренение причин внутренних конфликтов в подростке и в общественной и природной среде, вместе с тем создание условий, благодаря которым подросток будет приобретать опыт, необходимый ему для решения индивидуальных проблем; обучение навыкам, которые способствовали достижению целей; предупреждение появления проблем и решение уже возникших, учение стратегий решений конфликтов.

В общем, в профилактике делинквентного поведения можно выделить два главных подхода, которые лучшим образом и своевременно могут воспитать из подростка благородного человека – это воспитание и обучение.

Формы делинквентного поведения

Делинквентное поведение существует во многих формах, но наиболее распространенными и тяжелыми есть – преступность, и проституция.

При изучении преступности, исследователями рассматривается множество факторов, имеющих влияние на ее динамику. Среди них: род занятий, социальный статус, уровень образования, степень включенности человека в общественную жизнь. Преступность имеет в себе фактор деклассирования, он обозначает ослабление или полное разрушение отношений личности и социальной группы. Также изучается вопрос о соотношении социального и биологического факторов, которые имеют влияние на формирование у человека предусловий к преступному поведению. Преступность всегда есть и, возможно, к сожалению, будет в обществе, ее невозможно искоренить, по крайней мере, сейчас. Человек или рождается с генами, в которых у него заложена предрасположенность к совершению преступлений, и она может развиться и проявить себя под воздействием определенных факторов, или условия общества и обстоятельства жизни человека, подталкивают его на совершение преступлений. Поэтому преступность – это своего рода отражение человеческих пороков. Возможно, обществу необходимо забыть об утопических представлениях, об искоренении преступности, как социальной патологии и удержанием ее на социально терпимом приемлемом уровне.

Наркомания является очень страшным явлением, потому как эта беда погубила огромное количество человеческих жизней и каждый день косит новых жертв. Наркомания приносит великие жертвы обществу, и наиболее вся тяжесть ее последствий отображается на самой личности, качестве ее жизни и ее близких. И все время люди надеяться на то, что они найдут эффективный способ борьбы с ней и тем более профилактики.

Социологические исследования демонстрируют результаты, в которых отображаются главные мотивы применения наркотиков – это желание испытать особенные ощущения и жажда эйфории. Как показывает статистика, что среди начинающих наркоманов большинство – это молодые люди, даже подростки, и в связи с особенностями их взросления, перестройки гормональной системы, у них возникают неопределенные ощущения, и чтобы унять бушующие чувства, они начинают искать разные способы расслабления, среди самых популярных – курение, алкоголь и наркомания. Незрелость, легкомыслие, влияние компании и беспечность стали решающими факторами в возникновении зависимости. В основном употребление наркотиков среди молодежи происходит в кругу группы, иногда единственное, что объединяет этих людей и есть наркотики, а не другие общие интересы, которые социально приемлемые. Многие наркоманы употребляют наркотики в местах скопления людей, например, на улицах, в кинотеатре, на пляже, во дворе, иногда им настолько хочется принять дозу, что им становится все равно, где они находятся. Против наркомании могут применяться социальные, экономические и культурные меры, но наибольшее влияние имеют медицинские, психологические и правовые меры.

Проституция тоже является формой делинквентного поведения, но в некоторых странах мира, о ней так не говорят, ее приравнивают к обычной работе. Проституция понимается, как процесс половых отношений с человеком, с которым не состоят в браке и не имеют любовных чувств или симпатий, и получают за них оплату. Важно различать, что проституция – это ни внебрачные половые связи, ни корыстные супружеские отношения, если личности симпатизируют друг другу. Возникновение проституции связано с распределением труда, развитием мегаполисов и моногамии. В нашем обществе очень долго затаивался факт присутствия проституции, и такое длительное скрывание, а потом разоблачение привело многих людей в состояние ужаса. Но всегда то, что является запретным, вызывает нездоровый интерес. С истории известно, что существовали три формы политики к проституции. Прогибиционизм – запрет, аболиционизм – разъяснительно-воспитательная работа в профилактических целях, с отсутствием запретов и регистрации и регламентация, то есть регистрация и медицинское наблюдение. Потом оценили все три способы, и пришли к выводу, что запреты не имели никакого влияния, а репрессии были малоэффективными, и ни правовая, ни медицинская регламентация не смогли повлиять на искоренение проблемы проституции.

Делинквентное поведение примеры

Примеры делинквентного поведения лучше всего описывать, в соответствии с его видами.

Виды делинквентного поведения: административные нарушения, дисциплинарный проступок, преступление.

Административные преступления проявляются в мелком хулиганстве – нецензурной лексике в местах скопления людей, оскорбительное отношение к окружающим, также сюда входит нарушение дорожного движения и другие действия, которые служат нарушению общественного порядка и спокойности людей.

Примером делинквентного поведения есть употребление алкоголя в общественных местах, транспорте и действия совершенные в опьяненном состоянии, которые оскорбляют честь граждан и уничтожает общественную нравственность. Проституция, распространение порнографии, эксгибиционизм, как злодеяние тянет за собой административное наказание и ответственность относительно закона об административных правонарушениях.

Дисциплинарный поступок есть видом делинквентного поведения, и выражается в противоправном неисполнении или же ненадлежащим исполнением рабочим своих трудовых обязанностей, прогулом без значительных причин, употреблением спиртных напитков, наркотических веществ в рабочее время, приход на работу под воздействием алкоголя, нарушение правил охраны, и влечет за собой ответственность, относительно трудового законодательства.

Преступление, как наиболее опасный вид делинквентного преступления, выражается в поступках, несущих опасность обществу. Запрещены под угрозой наказания Уголовным кодексом. К таким деяниям относятся: убийства, воровства, похищения, угоны автомобилей, терроризм, вандализм, изнасилования, мошенничество, торговля наркотиками и психотропными веществами. Данные преступления, хотя здесь перечислены не все, наиболее строго наказуемы в согласии с Уголовным кодексом. В зависимости от тяжести совершенного поступка применяются разные меры наказания в размере от общественных работ и незначительных штрафов, вплоть до лишения свободы. И касаются они особей, достигнувших шестнадцатилетнего возраста, иногда четырнадцатилетнего. Если личность, совершившая злодеяние, не достигла необходимого для уголовного наказания возраста, ее привлекают к ответственности воспитательного характера (строгий выговор, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, общественные работы).

Делинквентное и криминальное поведение самые опасные, поскольку делинквентный подросток, совершающий криминальные поступки, очень опасный. Он очень негативно и недоверчиво настроен по отношению к обществу и его не останавливает закон, пока он не будет этим законом наказан.

Деликты могут быть гражданско-правовыми: нанесение морального ущерба, вреда имуществу человека или организации, дискредитация репутации юридического лица или отдельной личности. Такие действия наказуемы гражданским законодательством.

Разные виды делинквентного поведения подвергаются социальному осуждению и также формализуются государством в правовых нормах, посредством описания характеризующих и определяющих в качестве нарушений признаков, за которыми в законодательстве вводятся разные виды ответственности.

Делинквентным поведением (от латинского delictum – проступок) называется асоциальное и противоправное поведение. Это действия или бездействие, направленные на нанесение вреда отдельным людям или обществу в целом. Термином оперируют криминалисты, педагоги, социологи, психологи и представители других отраслей науки.

Определение понятия

В любом обществе существует свод традиций и правил, в том числе неписаных, благодаря которым люди могут комфортно уживаться друг с другом. Существуют и механизмы, принуждающие к выполнению этих правил в той или иной форме. Сюда можно отнести не только правоохранительные органы, но и совесть и мораль человека: боязнь осуждения со стороны близких или угрызений совести – фактор, который часто заставляет следовать общепринятым нормам .

Общество, которое переживает постоянные реформы, более подвержено проявлениям делинквентного поведения. Такое явление закономерно : старые нормы поведения уже отменили, а новые еще не прижились, так как не успели укорениться в сознании обывателей. По этой причине любые реформы и революции сопровождаются ростом уровня преступности на фоне делинквентности населения. Как пример за форму делинквентности можно взять хронически высокий уровень преступности в Бразилии, что обусловлено экономическим неравенством граждан и регулярной сменой политических режимов.

Девиантность и делинквентность

Делинквентное поведение – это абсолютное понятие, имеющее отношение к законодательной базе конкретного государства. Однако оно охватывает и те поступки, за совершение которых формальное наказание не предусмотрено. Следует уточнить, что делинквентный и девиантный не являются абсолютно идентичными определениями.

Девиантное поведение – то, которое может отличаться от общепринятых норм, но при этом не любая девиация является преступлением. Всякое делинквентное поведение признано формой девиантного, а вот обратное утверждение зависит от законодательства государства. Пример: гомосексуализм, наиболее распространенная сексуальная девиация, в ряде стран карается смертной казнью. В других социумах к этому явлению более лояльное отношение: от откровенного порицания в обществе, которое не влечет за собой уголовной ответственности, до толерантного или абсолютно нейтрального.

Виды делинквентного поведения

Основные формы делинквентного поведения – преступность, к которой в том числе относятся наркомания и проституция. Согласно исследованиям франко-бельгийского статистика Кегле, преступления происходят при любом социальном строе независимо от благосостояния населения. Полностью искоренить преступность невозможно, но это явление можно контролировать.

Главная причина употребления наркотиков – интерес и жажда новых впечатлений. В большинстве случаев группа риска – молодежь, принимающая первую дозу под влиянием друзей или знакомых.

Проституция, которая по праву считается древнейшей профессией, появилась с разделением труда и развитием моногамных браков. С этим явлением вынуждена была мириться даже средневековая католическая церковь. В отношении проституции существует 3 типа политики государства:

  • Полный запрет;
  • Регистрация как трудовой деятельности и медицинский надзор;
  • Проведение разъяснительных и профилактических работ.

Практика показывает , что с экономической точки зрения легализация этих явлений выгодна в первую очередь государству. Голландию, где легализованы проституция и так называемые «легкие» наркотики (например, марихуана), ежегодно посещают сотни тысяч туристов. Казну пополняют не только богатые иностранцы, но и местные «предприниматели», исправно платящие налоги.

Менее опасные формы делинквентного поведения – различные административные правонарушения, часто спровоцированные девиантным типом личности нарушителя. Признаки делинквентного поведения в таком случае выражены не столь явно:

Такое поведение, кроме общественного порицания, часто не имеет никаких последствий. Нарушитель, уверенный в собственной безнаказанности , «входит во вкус» и может перейти к более серьезным видам нарушений.

Также к делинквентному поведению относят различные дисциплинарные проступки: прогулы, невыполнение трудовых обязанностей, появление в месте работы или учебы в нетрезвом виде, нарушение норм охраны труда. Такой вид делинквентности является самым безобидным. Но это не причина прекратить борьбу с такими явлениями.

Подростковая делинквентность

У подростков этот вид поведения обычно возникает под влиянием более опытных товарищей, имеющих вредные привычки. Сам приятель при этом необязательно является девиантной или асоциальной личностью. Компания подростков, которая не увлекается такими серьезными занятиями, как спорт, искусство или наука, предоставлена сама себе. От скуки они начинаю искать себе развлечения, которые могут дать встряску, а то и пощекотать нервы. Многие находят выход в алкоголе, а затем в наркотиках, что уже является незаконным поведением.

Избыток гормонов часто толкает на необдуманные поступки – конфликты, заканчивающиеся драками, воровство из супермаркетов с целью «показать удаль», издевательства над ровесниками или животными. Многое зависит от темперамента: агрессивность, авантюризм, холерический вид личности – благодатная почва для возникновения делинкветности. По признакам таких подростков можно разделить на три группы:

Это совсем не значит , что все без исключения подростки такие. В качестве примера можно привести любого «положительного» подростка, который не прогуливает школу, выполняет домашнее задание, социально активен и увлечен каким-нибудь хобби.

Криминалисты считают, что на делинквентность подростков существенно влияют социально-экономические факторы. Молодежь сильно подвержена влиянию любых факторов и информации: они как губка впитывают все новое. При правильной подаче фактов, когда любое преступление оправдано, подростка можно легко склонить к девиантному поведению, так как еще развито слабо. Это дополнительная причина для того чтобы родители контролировали интересы подростка и пресекали любой вид делинквентности в зародыше. Несмотря на влияние педагогов в школе, семья является основной направляющие и воспитывающей силой.

С другой стороны, семейные отношения могут также стать причиной делинквентности. Неадекватное плохое отношение со стороны родителей – гарантия, что подросток будет искать другие авторитеты, которые не всегда научат хорошему. Часто ссора в семье – причина ухода из дома, прогула школы, драки или хулиганства. Самые тяжкие правонарушения обусловлены не влиянием улиц, а взаимоотношениями с членами собственной семьи. Стоит отметить, что причины могут быть таиться не в открытом конфликте, но и в холодном отстраненном отношении со стороны родителей.

Часто истоки деланквентности лежат в неприятии подростка ни дома, ни в школе. Хотя ребенок может это никак не проявлять, для него очень важным является мнение учителей, в особенности классного руководителя. Зачастую это второй по значимости авторитет в глазах подростка. Важным является и отношение руководителя внеклассными занятиями – например, тренера в спортивной секции. При отсутствии «обратной связи» , одобрения и поддержки со стороны учителей и родителей подросток замыкается в себе. Со временем грусть сменяется агрессией, а это – одна из причин совершения различных видов правонарушений.

Основной причиной деланквентности многие педагоги считают большое количество свободного времени, когда подросток предоставлен самому себе, и отсутствие увлечений, кроме самых примитивных. Пустые разговоры со сверстниками, бесцельные «шатания» по улицам, просмотр телевизора или не несущих пользу интернет-сайтов провоцируют деградацию личности и вырождение морали. Скука становится причиной попробовать новые ощущения: алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Развитие подростка проходит быстро. Поэтому необходимо уделять должное внимание профилактике правонарушений. Важно привить юной личности правильные моральные нормы, делая осознанный выбор не из боязни наказания за правонарушение, а по причине его неприемлемости.

Психологи сходятся во мнении, что причины делинквентного поведения взрослого кроются в его детстве и подростковом возрасте. Как правило, взрослую сформировавшуюся личность сложнее сбить «с истинного пути». Моральные принципы – это главная причина, которая удерживает человека от совершения преступления, даже если он будет уверен в полной безнаказанности. С другой стороны, взрослого, который идет на нарушение в любом виде, перевоспитать сложно: характер уже сформировался, а если моральные нормы отсутствуют, взяться им неоткуда. Поэтому профилактика правонарушений и правильное воспитание детей и подростков – важные факторы, определяющие поведение любой личности во взрослом возрасте.

Лекция 4. Психология противоправного поведения

1.Теоретические подходы к детерминации преступного поведения.

2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.

3.Условия формирования делинквентного поведения.

4. Противоправная мотивация.

Вопрос 1. Теоретические подходы к детерминации преступного поведения

Существуют различные научные направления исследования личности:

Биогенетическое;

Социогенетическое;

Персоногенетическое.

При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:

1) многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

2) междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

3) зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

4) несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;

5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства н. с., органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни.

Изучением всех этих проявлений личности занимается психология личности; разные аспекты этих проблем освещаются в педагогической, юридической, пенитенциарной психологии и др. науках.

Таким образом, отличительная особенность современного психо­логического знания – это системный подход к рассмотрению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка данной проблемы совместно с представителями различных отраслей науки: юристами, социологами, медиками. Это в свою очередь позволяет комплексно подходить к организации деятельности по предупреждению преступлений. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое оснащение тех социальных институтов, которые на практике осуществляют психологическую, правоохранительную, превентивную и пенитенциарную деятельность.

Вопрос 2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в раз­витии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Делинквент (от. лат. delinquentis) - правонарушитель, преступник. В США этот термин применяется к несовершеннолетним, признанным виновными в уголовно наказуемых деяниях.

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Синим - отклоняющееся поведение, девиация.

Понятие девиантное поведение шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность).

Делинквентное поведение - противоправное, преступное, криминальное поведение людей, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами.

В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мото­циклов. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

В материалах ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное пове­дение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

Многообразие общественных правил порождает большое коли­чество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные ).

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В.Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состояние.

А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова предложили социально-пси­хологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение.

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов право­нарушителей.

В 1932г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций :

случайные,

привычные,

профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения , А.И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа :

1) последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2) ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьяне­ния, не являясь инициаторами правонарушения;

3) ситуативный тип - незначительная выраженность негатив­ного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

Аналогично В.Н.Кудрявцев говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимо­сти от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей .

1. Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное вре­мя. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства боль­шая часть взрослого населения может быть подведена под катего­рию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, гово­рящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

2. Делинквентное поведение регулируется преиму­щественно правовыми нормами - законами, нормативными акта­ми, дисциплинарными правилами.

3. Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим осно­вам социального устройства - общественному порядку.

4. Такое поведение личности активно осужда­ется и наказывается в любом обществе. Делинквентное поведение регулируется специальными соци­альными институтами: судами, следственными органами, места­ми лишения свободы.

5. Противоправное поведе­ние по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и обществен­ными интересами.

Самым неконтролируемым возрастом является подростковый. Не только сам подросток не контролирует своих поступков, но и родители, учителя, общество. Трудности заключаются в том, что подростки совершают вредные, а порой и преступные действия. Это еще называют делинквентным поведением, формы и примеры которого будут рассмотрены на сайте психологической помощи сайт.

Подростки являются трудными, поскольку с ними уже невозможно договориться на тех началах, которые действовали ранее. Теперь «малыш» не слушается, не подчиняется и еще делает все наоборот. Протест и отстаивание своего мнения являются приемлемыми формами подросткового поведения, которое просто .

Другой формой поведения является делинквентная, когда подросток уже не просто протестует, а что-то пытается доказать. Зачастую доказательства он делает предоставить себе, обществу и своим друзьям. Мол, «я могу вести себя, как взрослый человек». Только понимание того, что делает взрослый человек, у всех разное.

Чаще всего можно отметить такое поведение подростков:

  • Ранее вступление в сексуальные связи.
  • Употребление наркотиков, алкоголя, курение.

Подростки считают, что такое поведение делает их взрослыми, поскольку так ведут себя более старшие люди. Однако в некоторых случаях речь может идти о преступных действиях, например, избиение человека, разбитие стекол.

Таким образом подросток показывает обществу, что повзрослел. Хотя само общество понимает, что данные поступки являются противоправными, наказуемыми и ничего не доказывающими.

Что такое делинквентное поведение?

Все больше возрастает число подростковых преступностей. С чем это связано? С внутренним пониманием того, кто такой взрослый человек. Ведь это является главной целью каждого взрослеющего парня или девушки – повзрослеть. Только некоторые неправильно это понимают, что приводит к противоправным действиям. Что такое делинквентное поведение?

Речь в данном случае идет об асоциальном, противоправном действии, которое направлено на причинение вреда окружающим, на ущемление их прав, разрушение имущества, социального порядка. Происходит данное понятие от латинского слова «delictum», которое обозначает «проступок».

Проступки подростки в данном случае совершают в отношении общественных норм и правил, порядка, установленного в социуме. Вред направлен на разрушение общественного устоя, который является принятым. Причины такому поведению самые разнообразные, начиная от неблагополучия в семье и заканчивая общением с плохими людьми.

Следует отличать делинквентное поведение от девиантного. Не каждое отклоняющееся поведение от общественных норм является криминальным, однако каждое криминальное поведение является отклоняющимся.

Делинквентное поведение направлено на причинение вреда социуму, соответственно, наказывается государством. В зависимости от противоправности проступка, подростка наказывают через суд либо административными штрафами. Если подросток совершает делинквентные поступки, достигая совершеннолетия, то его называют асоциальной личностью. Если его поступки не наказываются законом, то он просто является антисоциальной личностью.

Кажется, что все подростки являются преступниками. Однако следует отличать разные модели поведения. Есть подростки, которые просто ярко одеваются, делают экстравагантные прически, громко смеются и слушают музыку по ночам. Однако другой категорией подростков являются те, кто имеет беспорядочные связи, употребляют наркотические средства, совершают преступления.

Делинквентное поведение всегда связано с законом. Подросток или группа лиц выступает против всего общества. Главной проблемой остается то, что разные поступки могут как поддаваться, так и не поддаваться уголовному наказанию. Подросток совершает поступки, которые граничат с законом. Когда он переходит эти границы, тогда наказывается по всем правилам закона.

Делинквентное и девиантное поведение

Все подростки совершают поступки, которые страшат, разрушают образ «милых мальчиков и девочек» в глазах взрослых. Можно сказать, что совершаемые ими поступки – способы найти себя в мире взрослых людей. Раньше они были маленькими, теперь тренируются быть взрослыми. Очевидным становится то, что подростки копируют поведение взрослых людей, которые совершают преступления, пьют, курят, занимаются сексом и т. д. Просто за этим подростки не видят другого поведения, которое делает человека взрослым (например, заработок денег, забота о ближнем). Вот почему их поведение является девиантным или делинквентным.

Следует отличать данные понятия. Делинквентное и девиантное поведения имеют общую черту – они противоречат общественным правилам и устоям. Подросток совершает действие, которое приносит вред. Он может вредить себе, другим людям, всему социуму.

Отличие в данных моделях поведения заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы. Грубо можно обозначить такое отличие:

  1. Девиантное поведение – это поступки, которые противоречат морали, нравственности, этике того социума, в котором человек находится.
  2. Делинквентное поведение – это поступки, которые причиняют физический или материальный вред социуму или отдельному индивиду, что наказывается законом.

Оба поведения являются следствием внутреннего конфликта, который возникает у подростка, который имеет желания и цели, но должен соизмерять свои действия с правилами и законами государства.

  1. Если подросток достигает желаемого путем нарушения норм, этикета, стандартов общества, тогда его поведение называется девиантным.
  2. Если подросток самоутверждается и становится взрослым через совершение поступков, которые являются криминальными, тогда его поведение называется делинквентным. Эти действия регулируются законом.

Следует понимать, что повторяющиеся деликты (противоправные поступки) входят в привычку, делая из человека преступника (делинквента), у которого возникают постоянные проблемы с законом.

Делинквентное поведение подростков

Авторитетами для подростков являются их друзья. Родители уже отходят на второй план, становясь одними из врагов. Общение с другом или группой друзей заставляет искать общие интересы. Можно пойти по пути занятия спортом, увлечения музыкой, развития у себя физической силы. Однако у подростков, которые не имеют хобби и увлечений, возникают другие направления общей деятельности. Это в итоге приводит к появлению делинквентного поведения у подростков.

Обычно дети, которые не имеют интересов и увлечений, просто где-то гуляют, смотрят фильмы. Такой праздный образ знакомит их с вредными привычками и повадками. Они постепенно начинают курить, пить, колоться, нюхать травку и пр. Нередко в таких компаниях появляются бандиты, которые воспринимают физическую силу как единственное средство достижения своих целей и самоутверждения.

В зависимости от качеств характера, темперамента, интересов и наклонностей, подросток выбирает тот или иной путь. Условно делинквентных подростков можно разделить на три типа:

  1. Раскаивающиеся – они имеют острую потребность в совершении антисоциальных поступков, но потом начинают раскаиваться из-за содеянного.
  2. Бессовестные – они не только испытывают потребность в совершении асоциальных поступков, но еще и не испытывают угрызений совести, не раскаиваются. Зачастую они действуют в группе, где есть главарь, который сам ничего не делает, а только руководит остальными.
  3. Без границ – они сознательно идут против правил общества, совершая преступные поступки. Они не чувствуют границы между дозволенным и наказуемым. Взгляды их циничны, а поступки самые жестокие.

Делинквентность подростков является социальной проблемой, поскольку во многом причиной противоправных или аморальных поступков являются окружающие подростка люди:

  • СМИ, положение экономики, поведение взрослых людей. Подростки являются впечатлительными и внушаемыми. Если они видят, что люди совершают преступные действия и остаются безнаказанными, тогда они позволяют себе их тоже совершать. Если преступников оправдывают, тогда подростки ждут, что их тоже пожалеют и оправдают, если они что-то сделают.
  • Семья. Многое зависит от того, какая обстановка наблюдается в семье родителей или опекунов подростка. ь, его не понимают, игнорируют и прочее, тогда он естественным образом ищет других лиц, которые дадут ему желаемое. Преступники всегда вырастают в неблагополучных семьях, а точнее отношениях, где его постоянно принижали, игнорировали или ограничивали.
  • Качества характера и моральные ценности. Каждый подросток совершает поступки, которые шокируют. Однако граница, которую себе позволяет подросток, полностью зависит от его характера, темперамента, взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Подросток не пойдет против себя.
  • Удовлетворение желаний. Если общество не будет позволять ребенку удовлетворять его желания приемлемыми способами, тогда подросток будет готов совершить аморальный поступок. Сила желания у любого человека высока.
  • Наличие хобби и уровень интеллектуального развития. Если у подростка нет интересов, хобби и увлечений, тогда его досуг становится однообразным, монотонным, скучным. Противоправное поведение хоть как-то делает его жизнь разнообразной. При этом было отмечено, что интеллектуальный уровень преступников намного низок, чем просто у девиантных подростков. Чем легче информация, которая не требует интеллектуальных осмыслений, тем лучше для того, кто ею готов воспользоваться.

Делинквентному поведению подростков можно воспрепятствовать. Однако данная профилактика должна производиться, начиная с самого рождения ребенка.

  1. Во-первых, следует заниматься воспитанием и умственным развитием ребенка.
  2. Во-вторых, следует заинтересовывать ребенка полезными занятиями. Пусть лучше будет хобби, которое кажется бестолковым, нежели ребенку нечем будет заняться.
  3. В-третьих, следует повышать самооценку, уважать и уделять внимание ребенку. Все это будет способствовать осознанному выбору друзей в будущем.
  4. В-четвертых, следует поощрять ребенка за хорошие действия, предлагать ему варианты достижения целей.
  5. В-пятых, следует приучать к труду, создавая такую атмосферу, когда ребенку будет комфортно заниматься социально приемлемыми занятиями.

Не следует исключать влияния общества, СМИ, школы и учителей. Ребенок будет сталкиваться с негативными проявлениями людей и мира. Однако если в ребенка вложить правильные ценности и моральные устои, тогда они будут его контролировать и останавливать, когда наступит период подросткового возраста.

Формы делинквентного поведения

Самыми распространенными и тяжелыми формами делинквентного поведения являются:

  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Проституция.

Преступное поведение подростков заставляет специалистов рассматривать уровень вовлеченности ребенка в общество, его занятость различными увлечениями, а также предпосылки, которые подтолкнули к такому поведению. Надеяться на полное исчезновение преступности в обществе не стоит. Скорее всего, существующие устои пока не способны взрастить и воспитать здоровое общество.

Наркоманическое поведение подростков заставляет рассматривать семейное положение, которое царствует у родственников наркомана, а также его уровень ощущения счастья. Можно сказать, что наркоманами становятся люди, которые чувствуют себя несчастными. Ощущение эйфории, которое они испытывают после употребления дозы, является единственным способом расслабления и наслаждения. Иногда подростки балуются наркотиками из интереса и любопытства.

Под проституцией понимаются половые связи с людьми, с которыми человек не состоит в брачных отношениях, не испытывает к ним никаких любовных чувств и получает за это плату. Появление проституции среди подростков может быть следствием желания заработать, неуверенности в себе и низкой самооценки, отсутствия поддержки со стороны родных, формой получения любви.

Примеры делинквентного поведения

Если рассматривать примеры делинквентного поведения, то можно разделить их на три группы:

  1. Административные нарушения. Это могут быть любые поступки, нарушающие спокойствие граждан: применение нецензурной лексики, громкая музыка по ночам, нарушение правил дорожного движения, оскорбление окружающих, проституция, употребление алкоголя в общественных местах, распространение порнографии и пр.
  2. Дисциплинарный проступок. Сюда относят поступки, которые мешают или нарушают трудовые обязательства: прогулы без причин, приход на учебу/работу в опьяненном состоянии, употребление наркотиков на рабочем месте, оскорбление школьников, учителей и пр.
  3. Преступность. Сюда относятся поступки, которые наказываются законом: воровство, изнасилование, вандализм, убийство, похищение, мошенничество, угон автомобилей, торговля психотропными веществами или наркотиками, терроризм. Если человек не достиг совершеннолетия, его наказанием будут общественные работы, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, строгий выговор.

Итог

Подростки являются особенно опасными, если их действия являются противозаконными. Они еще не совсем понимают всей ответственности собственных поступков. Также они поддаются постороннему влиянию, когда подростком управляют в корыстных целях. Итог может быть печальным, поскольку подросток, который не меняет своего поведения, становится преступником, постоянно сталкивающимся с правоохранительными органами и наказанием.

Родители не должны упускать первых моментов появления делинквентного поведения. Если девиантное поведение нарушает моральные и этические ценности, за что не происходит наказания, то преступные действия делают из ребенка будущего уголовника. Родители должны это жестко пресечь. В случае необходимости можно обратиться за психологической помощью, когда будут выявлены причины делинквентного поведения и способы его устранения.

Делинквентное поведение – противоправное поведение, которое не соответствует принятым в обществе нормам и правилам. В переводе с латинского это слово обозначает «проступок». Человек с таким поведением делает противоправные действия, не соответствует социальным нормам, ожиданиям, системе воспитания. Интересно, что это поведение проявляется как в действиях, так и в бездействии, что также может наносить определенный вред или ущерб. Изучают личностей с делинквентным поведением в психологии, криминологии, социологии, педагогике.

Это поведение выделено, как неправильное, но нормы поведения в каждом государстве различны. Делинквентное поведение имеет несколько особенностей, что отличает его, например, от девиантного.

Виды

Преступное поведение разделяется на несколько видов. В зависимости от степени отклонения действий человека от социальных норм и правил поведения, прописанных в законе, разделяют:

Теории появления делинквентного поведения

Профильные науки изучают это явление в действиях человека уже давно. Есть несколько теорий о том, почему у человека формируется такое поведение. Рассмотрим их подробнее.

Социальная теория Э.Дюркгейма

Этот ученый, основатель отдельной науки – социологии, выдвинул теорию о том, что делинквентные поступки являются результатом несоответствия целей и средств, используемых в обществе. Понять сразу сложно, о чем идет речь. Рассмотрим на конкретном примере эту теорию.

В социуме есть стереотип об успешности в богатстве, и каждый уважающий себя человек стремится быть богатым, чтобы прослыть успешным. Но экономика страны не слишком направлена на поощрение развития малого и среднего бизнеса. Из-за этого людей, которые открывали бы свое дело, не много, но все хотят занимать руководящие должности, чтобы управлять подчиненными и красть. Что само по себе не является нормой права.

Теория конфликта

Представители этой теории утверждают, что в основе делинквентных действий лежит конфликт определенной субкультуры (которую представляет делинквент) и общепринятой культуры.

Теория социального неравенства Якова Гилинского

Этот криминалист придерживается теории о том, что существующие в обществе разные социальные группы уже дают основание формированию такого поведения. Представителям разных социальных групп нужно прикладывать неодинаковые усилия для удовлетворения основных потребностей. Здесь возникает зависть, недовольство и стремление любым путем удовлетворить свои потребности.

Психологическая теория

Как и многие проблемы, начатки формирования отклоняющегося от норм и правил поведения начинается ее в детстве. Когда ребенок растет в конфликтной, агрессивной среде, у него формируется определенная картина мира, определенный образ своего Я и определенное мышление. Многие проблемы ребенка в будущем закладываются в семье или среде, которая его окружала в детском возрасте.

Теории освещают проблему глобально. Безусловно, проблемы общества отражаются на формировании отношения к жизни человека. Научно доказанным является факт, что в период резкой, революционной перестройки общества так же резко возрастает преступность. Но даже в сложные социально-экономические, политические времена, сохранялись люди, которые сформировали нормальное отношение к общественным правилам у себя и своих детей. Из этого можно сделать вывод о том, что не всегда проблемы в обществе формируют личность. Гораздо важнее то, что она выносит из семьи.

Причины поведения, нарушающего нормы общества

Причинами формирования делинквентной личности являются:

Коррекция

Основой коррекции является поиск причин такого поведения и развитие личности в процессе коррекции неправильного восприятия мира. Применяются методы когнитивно-поведенческой, семейной, экзистенциальной психотерапии.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Недоношенный новорожденный ребенок: как выхаживать торопыжку Функциональные признаки недоношенного ребенка Недоношенный новорожденный ребенок: как выхаживать торопыжку Функциональные признаки недоношенного ребенка Через сколько после бритья можно делать шугаринг Через сколько после бритья можно делать шугаринг Что такое семья: семьей дорожить — счастливым быть Что такое семья: семьей дорожить — счастливым быть