Призрение сирот в мусульманском праве. Идея призрения детей-сирот на руси Мировой опыт развития семейных форм устройства детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых и убогих», а также сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.(5, с.76)

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали «нужды государства и забота о пользе населения».(1,с.69)

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Подобного рода закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних. А оставшийся без родителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе», чем обеспечивал себе пропитание. Такая система устройства существовала долго - до конца XVIII века. Так, городские наказы 1767 г. позволяли удовлетворять ходатайство купцов закреплять за ними сирот и «нищенских» детей.

Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмоно-Успенском монастыре воспитательныйдом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Один из первых в истории крупных воспитательных домов для подкидышей был открыт в Италии Миланским архиепископом в 787 г. Поэтому митрополит Иов в практике воспитания беспризорных детей опирался на международный опыт. В дальнейшем воспитательные дома возникали и при других монастырях и церквах. Строились тогда и богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети.

Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили при Петре I, который 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался «тайный принос» младенцев через окно, «дабы приносимых лиц не было видно». Такойспособ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возле церковных оград. В Москве они делались каменными, в других городах деревянными.(11,с.12)

Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. Последняя, согласно Указу Святого Синода от 29 июня 1723 г., особо охраняла часть «церковного кошелькового сбора», а также всю прибыль от продажи свечей для устройства госпиталей. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавали в учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки).

Не оставлял без внимания Петр I и незаконнорожденных детей, некоторая часть из которых имела возможность получить материальную поддержку от своего отца, что уменьшало количество подкидываний «со стороны матерей».(11,с.20)

Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение к мастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянские семьи. Причем практиковалась эта форма воспитания детей-сирот все шире, особенно в конце XVIII - начале XIX вв. В случае заболевания воспитанников (получения увечий, помешательства), последние могли возвратиться в приюты, как в родительские дома.

Петр I начал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое также порождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились и просящие подаяние дети. В 1712 г. он повелевает «нищим по миру по Москве мужска и женска полу и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть». Мало того, по Указу от 20 июня 1718 г. велено было «малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовал рабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый труд малолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это было основным их средством выживания и пропитания, получения профессии.(12, с.34)

Еще в царствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где также находились дети-сироты, были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.

Таким образом, Петр I предпринял некоторые шаги по реформированию дела призрения детей-сирот и бездомных детей. Он стремился и в эту область ввести определенную систему сочетания государственной заботы о детях-сиротах с общественной, а также проявление личного милосердия. Вместе с тем, реформаторская деятельность Петра I в области призрения не изменила характер общественного призрения на местах. Оно по-прежнему возлагалось на сельские общины, помещиков, монастыри, а не на приходы, хотя и последние не оставались в стороне.

Заключение

благотворительность призрение сирота социальная помощь

Даная работа посвящена истории развития призрения детского сиротства в России. На протяжении всей истории развития идеи призрения детей-сирот остается одна наиважнейшая проблема – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением ребенка. Как было изучено, проблема сиротства существовала на протяжении все истории, идее призрения детей-сирот всегда уделялось должное внимание со стороны государства.

Раннее социальное сиротство - это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в России в наши дни, в период вступления страны в период глобального и резкого социального сдвига. Старая система государственной социальной защиты и содержания сирот, направленная на «лечение» последствий не только не приводит к уменьшению их числа, но и порождает крайне негативные последствия.

Так же сформулируем предложения по реформированию системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нами предлагается структура Федеральной службы усыновления и опекунства детей-сирот, которая финансируется государством через местные, региональные и федеральные структуры власти, а также из других привлекаемые источников. По нашему мнению такая служба должна иметь большие перспективы.

Список литературы

1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М: 1983. – 150с.

2. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России. – М: 1999. – 85 с.

3. Настольная книга специалиста. Социальная работа с детьми и подростками. М: - 2000. – 110 с.

4. Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. – М: 2002. – Вып. 6.

5. Рыбинский Е.М. Управление системной социальной защиты детства. М.: 2004. С.20.

6. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой – М: Изд. Юрист, 2001 – 472с.

7. Сосин М.Я., Дыскин А.А. Ребенок в семье и обществе. – М: 2000.-130 с.

8. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. -Ростов - на Дону: Феникс, 2003 . с.219.

9. Ткач. Н. Детская безнадзорность и беспризорность, как один фактор национальной безопасности России. Социальное обеспечение.№1, М.: 2002,с.18.

10. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3.: Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 368 с.

Введение

1. История развития социальной помощи в России

2. Идея призрения детей-сирот на Руси

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что проблема сиротства и беспризорности детей особенно остро обозначилась в России в последнее десятилетие. Экономический кризис, развал прежде существовавших систем социального обеспечения, несовершенство законодательства привели к росту количества детей, нуждающихся в особом внимании общества и государства. Формирующая система социальной профилактики сегодня остро нуждается в средствах, позволяющих накоплять и распространять успешный опыт в этой сфере. Данная работа освещает такую проблему, как история призрения детского сиротства.

Необходимость социально-психологического сопровождения детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, очевидна каждому, кто заинтересован в судьбе ребенка, так как за последние годы в России постоянно увеличивается число несовершеннолетних разного возраста, оставшихся без попечения родителей и автоматически переходящих в разряд бродяг-попрошаек и преступников. Поиск путей решения этой проблемы – злободневная задача многих государственных учреждений. Ежегодно ведется поиск новых эффективных форм и технологий в работе с данной категорией детей. В общей системе профилактики социального сиротства и детской безнадзорности все большее место занимает деятельность специализированных детских реабилитационных учреждений, таких, как социальные приюты, центры социальной помощи детям. Причины попадания детей в различные реабилитационные учреждения разнообразные, но все они имеют широкий спектр социально-психологических деформаций.

Для того чтобы решить проблемы детского сиротства на современном этапе, необходимо вернуться к истории призрения детей-сирот на Руси, ознакомиться с опытом социальной работы в истории развития данной проблемы. Это и является основной целью данной работы.


1. История развития социальной помощи в России

Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих. (8, С.123)

Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.) и "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены".

Благотворительностью активно занималась Лютеранская Церковь в России. Помимо чисто богослужебной практики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные общества. Следует подчеркнуть, что плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных конфессий.

Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения "для всех гражданских сословий". На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.

В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения. (8, с.141)

Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс.

До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности. (6, с.215)

Упомянем и о заботе об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.

Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр 1 основал Императорское человеколюбивое общество. Тогда же графом Шереметевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый Институт скорой помощи им. Склифосовского).

Также при Александре 1, не получив ожидаемой поддержки на родине у Наполеона, в Петербург приехал доктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт для слепых. Это было до Отечественной войны 1812 года, а годом позже после ее завершения в столице благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета "Русский инвалид", уделявшая внимание прежде всего ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия.

У истоков первой из них Крестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов. Впоследствие многие из них перешли к Обществу Красного Креста.

В 80-ых годах помещица Анна Адлер устроила типографию для слепых, в которой в 1885 г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу ХХ века в России уже существовало несколько десятков школ для слепых, тогда же родился журнал "Слепец".


2. Идея призрения детей-сирот на Руси

Социальное сиротство представляет собой сложную проблему, включающую как вопросы материального обеспечения условий жизнедеятельности детей-сирот, так и социально-психологические вопросы формирования их личности.

Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского учения в период оформления феодального строя (с 988 г.). Забота о сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Она сводилась, в основном, к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматривалась как «богоугодная акция». Так, князь Владимир I возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство (996 г.), в то же время и сам заботился о них, раздавая великую милостыню.(1,с.54)

Во времена «Русской правды» (1072 г.), основного закона древнерусского государства, заботу о сиротах проявляли князь Ярослав Мудрый и его сыновья (Ярославичи). Великий князь Ярослав даже учредил училище для сирот, где призревались и обучались на его средства 300 юношей.

Особенно заботился о сиротах внук Ярослава Мудрого - князь Владимир Мономах, который оставил для наших потомков замечательный литературно-педагогический памятник XII в. «Поучение Владимира Мономаха детям». Детям он завещал защищать сироту и учил: «Всего же паче убогих не забивайте, но... по силе кормите, снабдите сироту». Большое внимание он уделял религиозному воспитанию детей-сирот, любви к ближнему, страждущему, формированию других нравственных качеств, соответствующих христианской морали и канонам русской православной церкви.(1,с.13)

В царствование Ивана Грозного призрение детей-сирот уже входило в круг задач государственных органов управления, так называемых приказов. В частности сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.

Оказывалась помощь бедным и сиротам во времена правления Бориса Годунова (1598-1605), Василия Шуйского (1606-1610), Алексея Михайловича (1646-1676), особенно в периоды народных бедствий и в неурожайные годы.

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых и убогих», а также сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.(5, с.76)

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали «нужды государства и забота о пользе населения».(1,с.69)

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Подобного рода закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних. А оставшийся без родителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе», чем обеспечивал себе пропитание. Такая система устройства существовала долго - до конца XVIII века. Так, городские наказы 1767 г. позволяли удовлетворять ходатайство купцов закреплять за ними сирот и «нищенских» детей.

Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмоно-Успенском монастыре воспитательныйдом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Один из первых в истории крупных воспитательных домов для подкидышей был открыт в Италии Миланским архиепископом в 787 г. Поэтому митрополит Иов в практике воспитания беспризорных детей опирался на международный опыт. В дальнейшем воспитательные дома возникали и при других монастырях и церквах. Строились тогда и богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети.

Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили при Петре I, который 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался «тайный принос» младенцев через окно, «дабы приносимых лиц не было видно». Такой способ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возле церковных оград. В Москве они делались каменными, в других городах деревянными.(11,с.12)

Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. Последняя, согласно Указу Святого Синода от 29 июня 1723 г., особо охраняла часть «церковного кошелькового сбора», а также всю прибыль от продажи свечей для устройства госпиталей. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавали в учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки).

Не оставлял без внимания Петр I и незаконнорожденных детей, некоторая часть из которых имела возможность получить материальную поддержку от своего отца, что уменьшало количество подкидываний «со стороны матерей».(11,с.20)

Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение к мастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянские семьи. Причем практиковалась эта форма воспитания детей-сирот все шире, особенно в конце XVIII - начале XIX вв. В случае заболевания воспитанников (получения увечий, помешательства), последние могли возвратиться в приюты, как в родительские дома.

Петр I начал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое также порождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились и просящие подаяние дети. В 1712 г. он повелевает «нищим по миру по Москве мужска и женска полу и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть». Мало того, по Указу от 20 июня 1718 г. велено было «малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовал рабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый труд малолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это было основным их средством выживания и пропитания, получения профессии.(12, с.34)

Еще в царствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где также находились дети-сироты, были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.

Таким образом, Петр I предпринял некоторые шаги по реформированию дела призрения детей-сирот и бездомных детей. Он стремился и в эту область ввести определенную систему сочетания государственной заботы о детях-сиротах с общественной, а также проявление личного милосердия. Вместе с тем, реформаторская деятельность Петра I в области призрения не изменила характер общественного призрения на местах. Оно по-прежнему возлагалось на сельские общины, помещиков, монастыри, а не на приходы, хотя и последние не оставались в стороне.


Заключение

благотворительность призрение сирота социальная помощь

Даная работа посвящена истории развития призрения детского сиротства в России. На протяжении всей истории развития идеи призрения детей-сирот остается одна наиважнейшая проблема – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением ребенка. Как было изучено, проблема сиротства существовала на протяжении все истории, идее призрения детей-сирот всегда уделялось должное внимание со стороны государства.

Раннее социальное сиротство - это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в России в наши дни, в период вступления страны в период глобального и резкого социального сдвига. Старая система государственной социальной защиты и содержания сирот, направленная на «лечение» последствий не только не приводит к уменьшению их числа, но и порождает крайне негативные последствия.

Так же сформулируем предложения по реформированию системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нами предлагается структура Федеральной службы усыновления и опекунства детей-сирот, которая финансируется государством через местные, региональные и федеральные структуры власти, а также из других привлекаемые источников. По нашему мнению такая служба должна иметь большие перспективы.


Список литературы

1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М: 1983. – 150с.

2. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России. – М: 1999. – 85 с.

3. Настольная книга специалиста. Социальная работа с детьми и подростками. М: - 2000. – 110 с.

4. Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. – М: 2002. – Вып. 6.

5. Рыбинский Е.М. Управление системной социальной защиты детства. М.: 2004. С.20.

6. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой – М: Изд. Юрист, 2001 – 472с.

7. Сосин М.Я., Дыскин А.А. Ребенок в семье и обществе. – М: 2000.-130 с.

8. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. -Ростов - на Дону: Феникс, 2003 . с.219.

9. Ткач. Н. Детская безнадзорность и беспризорность, как один фактор национальной безопасности России. Социальное обеспечение.№1, М.: 2002,с.18.

10. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3.: Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 368 с.

ПРИЗРЕНИЕ СИРОТ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

В ситуации, когда численность населения Земли растет в большинстве своем за счет мусульманских стран (в январе 2011г. американский Pew Research Center опубликовал исследование «Будущее мусульманского населения планеты». Период исследования охватывает 1990-2030гг. и относится ко всем государствам и регионам мира. Согласно главному выводу, за эти 40 лет число мусульман мира удвоится, достигнув от 1,1 (1990г.) до 2,2 млрд. (2030г)), актуальным является исследование особенностей правового регулирования семейных отношений в странах исламского мира.

Ислам, являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, наиболее близко соприкасается с государством и правом. В восточной традиции права человека рассматриваются как божественное руководство, а не инструкции человека, «права человека начинаются с прав ребенка». При этом подчеркивается важность традиционной семьи, основанной на законных брачных узах между мужчиной и женщиной. Семья не только является моральным якорем мусульманского общества , но также наилучшей средой для воспитания детей, нуждающихся в любви, заботе и наставлении обоих родителей. Каирская декларация о правах человека 1990 года (документ A/45/421 Генеральной Ассамблеи ООН) в этой связи провозгласила: с момента рождения каждый ребенок имеет право на получение со стороны родителей, общества и государства надлежащего ухода, воспитания, а также материальной, физической и моральной поддержки (ст. 7).

В большинстве мусульманских стран семейное право, как совокупность кодифицированных правил, развито слабее, чем на западе, испытывает сильное влияние Шариата (араб. «аш-шар"а» - «закон», «ясно установленный путь», комплекс верований ("а"ид) и религиозно-правовых норм (акм), которым должен следовать мусульманин), т.о. связано с религиозными и нравственными нормами и принципами ислама.

Согласно Шариату дети, у которых умер отец, считаются сиротами (по-арабски «сирота» – «ятим»), пока не достигнут половой зрелости, к сиротам относят также незаконнорожденных детей и подкидышей.

Забота о сиротах осуществляется с помощью института аль-кафала (опекунства).

В Коране (Сура «Союзники»: 37-40) описана следующая история: Пророк усыновил сироту Зайда ибн Харису (сына Харисы) еще до того, как ислам запретил усыновление. Зайд женился на Зайнаб бинт Джахш, двоюродной сестре Пророка. Позже у них возникли проблемы в отношениях, и Всевышний Аллах внушил Пророку, что она разведется, и он женится на ней, хотя ему было трудно это сделать из-за общественного мнения. Когда Зайд жаловался Пророку на ухудшение отношений с женой, Пророк всегда уговаривал его остаться с женой, откладывая это неотвратимое событие. В конечном счете, Зайд развелся с Зайнаб, и когда у Зайнаб закончился период ожидания (идда), Пророку было наказано на ней жениться. Он послал самого Зайда попросить для себя руки Зайнаб. Зайнаб сказала, что не сделает этого, если не будет ниспослано откровение Всевышнего Аллаха. Когда она пошла в мечеть, были ниспосланы аяты, которые повелевали Пророку жениться на ней, и она вышла за него замуж. Всевышний Аллах сказал Мухаммаду: «Мы женили тебя на ней, чтобы верующим было дозволено жениться (на разведенных) женах своих приемных сыновей, после того как те удовлетворят с ними свои желания. Веление Аллаха претворяется неукоснительно». На разведенных женах своих кровных сыновей жениться запрещено.

Таким образом, в Коране впервые было проведено существенное различие между кровными и приемными детьми.

До ислама арабы усыновляли детей, приемные родители давали им свое имя, имитируя кровное родство. Ислам запретил усыновление (табанни), как влекущее изменение идентичности или родословной человека. Указанная позиция основана на необходимости сохранения памяти о биологических родителях ребенка. Если отец неизвестен, например, если дети брошены, ребенка все же не следует называть по имени (по отчеству и фамилии) человека, который его вырастил, в таком случае детей можно назвать братьями по вере (мавали). Ислам изменил и другие доисламские традиции по этому вопросу. В частности, воспитанники не могут быть законными наследниками людей, которые их воспитали, им разрешено жениться на своих приемных родственниках.

Основной причиной запрещения законного усыновления является то, что ислам рассматривает это как фальсификацию естественного порядка и действительности.

В Коране (сура «Союзники» 33:4-5) читаем: «Аллах не поместил в одной груди два сердца, не сделал ваших жен, отвергнутых зихар(ом), матерями вам; приемных сыновей вам сыновьями не назначил, -

это - лишь ваша речь из ваших уст. Аллах же Истину глаголет,

по верному пути ведет. Давайте имена им их отцов, сие пред Богом справедливей, а если их отцы вам неизвестны, (зовите их) своими братьями по вере, и близкими (сравни вашей родне). Не будет на вас греха, если при этом вы совершите ошибку. Если же вы намеренно (лишаете приемного сына имени его кровного отца), то вы совершаете грех. А ведь Аллах - прощающий, милосердный».

Принять чужого ребенка в семью членом этой семьи и позволить ему оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему мухаррам (родственниками по крови) является ошибкой, «ведь ваша жена не является ему родной матерью, а дочь - сестрой», приемный сын получает право на наследство имущества приемного отца и его жены, ущемляя права кровных наследников. Запрещение законного усыновления также является способом избежать болезненный шок приемного ребенка, который он испытает, узнав, что он не родной сын воспитавших его родителей.

Однако принять сироту под свою опеку (аль-кафала) является весьма достойным поступком для мусульманина. Обязательное условие, оговоренное Шариатом при легализации опеки, – сохранение имени, т.е. отчества и фамилии, ребенка и доступность (для него) сведений о его настоящих родителях.

В Коране читаем: «Кто возьмёт ребёнка-сироту среди мусульман, чтобы прокормить его, тот с дозволения Аллаха попадёт в Рай, если только он не делает греха, который не прощается», «во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного! Видал ли ты того, кто отвергает Судный день Господней кары? Таков лишь тот, кто отгоняет сироту, откажет в пище он тому, кто голодает» (сура «Подаяние» 107: 1-3) . «И о сиротах задают тебе вопрос. Скажи: «Для них благое совершать - есть лучшее, что можно сделать», и если примете вы их в свои заботы, они вам станут братья» (сура «Корова» 2:220). «Сиротам отдавайте их добро, (когда им должный возраст подойдет), и в нем не заменяйте доброе негодным. Не пожирайте их добро,

его добавив к своему (достатку), ведь это есть великий грех». «Сирот испытывайте вы (на разумение и зрелость) пока их брачный возраст (не настал), и лишь уверившись в их здравом смысле, вы их добро им отпустите, а не старайтесь спешно поглотить его, пока они не доросли (до должных лет). И если опекун богат, пусть из добра (сирот) награды (за услуги) не берет, а если беден - пусть из него берет в достойной и благочестивой мере. Когда вы будете добро им отпускать, при них свидетелей поставьте. И все же при любых расчетах достаточно (свидетельства) Аллаха» (сура «Женщины» 4:2).

Сирота, в том числе найденыш, происхождение которого неизвестно, должен быть воспитан как правоверный мусульманин жителями данной местности, исповедующими эту религию. Считающийся воспитанником мусульманской общины, этот ребенок вверяется попечению того, кто первый его обнаружил (если приоритет оспаривают двое, то решает жребий). По нормам шариата прием под опеку супругами-мусульманами немусульманского ребенка возможен, но усыновление или опека не мусульманами в отношении ребенка-мусульманина запрещены.

В шариате существует два вида опеки для сирот: опека над несовершеннолетним в целях его воспитания и опека над имуществом несовершеннолетнего.

Опекуны по вероисповеданию должны быть обязательно мусульманами, совершеннолетними, дееспособными и добропорядочными людьми. Различаются опекуны по праву родства (естественные), опекуны, назначенные духовным завещанием, и опекуны, назначенные правомочными государственными органами.

Если опекун назначается судьей (кадием), принимаются во внимание возраст, пол и вероисповедание несовершеннолетнего, личное и имущественное положение и способности предполагаемого опекуна, степень его родства с несовершеннолетним, а также желания (если такие есть) покойного родителя и отношения, существующие или существовавшие между предполагаемым опекуном и несовершеннолетним или его имуществом. В случае достижения несовершеннолетним возраста, допускающего сознательное предпочтение того или иного опекуна, судья может принять в соображение желание опекаемого. Суд не может назначить опекуна против воли последнего.

На опекуна возлагается надзор за опекаемым, а также забота о его содержании, образовании, воспитании. Опекун вправе завещать такому ребенку до трети наследства перед своей смертью.

Наследство, которое осталось ребенку после смерти отца, является его собственностью и расходуется по усмотрению опекуна исключительно на содержание этого ребенка. Опекун должен держать имущество сироты отдельно от своего и не извлекать из своего положения выгоды, поскольку это не обусловлено завещанием или иным документом (если такой имеется), в силу которых он назначен. Такого рода запрещение распространяется на все имущественные сделки между опекуном и опекаемым на все время существования опеки и даже на некоторое время после ее прекращения: «Воистину, кто питается на деньги сирот без права, тот питает в своём желудке огонь и будет гореть в адском пламени» (Коран, сура «Женщины», аят 10). Все деньги отдаются детям полностью по достижении ими совершеннолетия. При проведении поминок кровного отца ребенка, запрещается расходовать деньги сироты для угощения гостей, запрещается также расходовать деньги сироты и на благие цели (подаяние, жертвование на храм и т.д.), если на это не было специального распоряжения покойного. Однако мать осиротевшего ребенка и уже совершеннолетние дети могут расходовать свою долю имущества после его разделения на такие желательные цели.

Если опекун пожелает сложить себя возложенную на него обязанность, он может обратиться к судье с просьбой об освобождении его от таковой. Судья должен освободить опекуна от выполнения его обязанностей, если признает просьбу основательной. По прекращении полномочий опекуна, судья может потребовать от него передачи имущества, принадлежащего опекаемому и находящегося в его распоряжении. После передачи опекуном имущества или счетов, по указанию судьи, последний может освободить его от опекунских обязанностей, что не слагает с него ответственности за последствия его неправильных действий.

Судья может по заявлению заинтересованных лиц сменить опекуна, назначенного им, а также назначенного по духовному завещанию или по иному документу в случаях: неспособности выполнения обязанностей опекуна, дурного обращения с опекаемым или невнимания к его нуждам, уличение в проступке, который, по мнению судьи, настолько опорочивает имя опекуна, что последний становится недостойным выполнять обязанности по отношению к опекаемому, переезд опекуна за пределы подсудности судьи.

Не допускает ислам и лишения родительских прав навечно, ссылаясь на то, что Аллах создал любовь и особую духовную связь между родителями и детьми, поэтому каждый родитель имеет право заботиться, растить и воспитывать своих детей, и никто не может отнять право, дарованное Всевышним. Если же родители не выполняют своих обязанностей в отношении детей, ущемляют их права и всячески унижают их, то дело разрешается шариатским судом, который дает срок родителям на исправление. Суд может разрешить дело наложением штрафа, лишением свободы или ссылкой (тагриб, что означает запрет приближаться к человеку на определенное судом расстояние) в отношении нерадивого родителя с назначением ребенку временного опекуна.

Вкратце рассмотренные концепции отличаются от тех, которые доминируют в западных странах. Изучение особенностей мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

Подготовлено по материалам сайтов: Всемирная исламская политико-правовая мысль (Исламское право), mail/ru 101573, Студенту ВУЗа, mail/ru 3870642.

На Руси призрение детей-сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь.

Великий князь Владимир поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах и призывал: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту».

В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция. Поговорка того времени гласит: «Не постись, не молись, а призри сироту».

Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное «сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи, совершалось в России издревле, то есть, и в пору язычества.

Таким образом, усыновление знали и времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи». Но со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов.

Опека над несовершеннолетними своими корнями уходит далеко вглубь истории. Забота об осиротевших детях претворялась в жизнь по-разному. Они нередко попадали в монастыри, где их воспитывали, кормили и одевали. Существовало в то время даже такое понятие как «монастырские детеныши», в число которых попадали и осиротевшие бедные разоренные дети боярские, у «которых отцы и матери «посечены». А в некоторых монастырях, например, в Кирилло-Белозерском, существовали детские приюты «под именем голышни». Они находились под присмотром специально приставленного к ним старца. Монастырь этих сирот брал «на корм», одевал. По мере их подрастания «приспосабливал» к различным работам. «Малые робята, которые работают в поварне, рыбу чистят». Подросших переводили на более ответственные работы (в повара). Трудились несовершеннолетние воспитанники монастыря и «на пашне». Осиротевших детей брали и в зажиточный дом, где благочестивые отцы семейств их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали, что называлось «благословлять в мир». Вместе с тем бытовало и преступное отношение к осиротевшим детям. По свидетельству Н. Костомарова в XVII веке служилые люди торговали самым бессовестным образом женским полом в Сибири. «Они насильно брали беспомощных сирот-девиц и продавали их».

Крестьянские дети, «оставшись от родителей своих», поступали на воспитание или родственников, или посторонних людей вместе со своим имуществом, которое «небыв приведено в известность, расхищается часто корыстолюбивыми воспитателями в свою пользу». Если у осиротевшего ребенка не было никакого имущества, он жил обыкновенно мирским подаянием. «Общество об них нисколько не заботится, предоставляя их на волю судьбы».

В царствование Иоанна IV в круг задач государственного правления, осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение бедных и страждущих, куда входили и дети-сироты. В начале XVII века в трудное «смутное» время особенно заботился о вдовах и сиротах без различия их подданства и вероисповедания Борис Годунов. Он «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным». В Москву повалил нуждающийся и не нуждающийся народ. «Зло увеличилось еще от недобросовестности приказных, раздававших деньги не действительно нуждающимся, а своим родным и знакомым». Предпринятые Борисом Годуновым меры экономического порядка включали в себя и бесплатную передачу бедным, вдовам, сиротам привезенного из отдаленных районов большого количества хлеба. Чрезвычайные меры по оказанию помощи населению, в том числе и детскому, страдающему от голода, предпринимал и Василии Шуйский. Помощь бедным считалась делом не одних только частных лиц, но и правительственной власти.

В середине XVII века при царе Алексее Михайловиче получила свое дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках власти гражданской. В это время были созданы приказы, специально занимавшиеся призрением бедных и сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать царю по ним представления. По Указу царя Алексея Михайловича в 1650 году была перепечатана Кормчая книга, включавшая в себя все существовавшие до того времени правила православной церкви, относящиеся к сиротам.

В 1682 году был подготовлен проект Указа, где из общего числа нищих выделялись нищие безродные дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения их грамоте и ремеслам, наукам, которые «зело и во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект как бы завершал эпоху, когда зародилась идея государственного призрения. Теперь на место полного «нищелюбия», благотворительности исключительно ради спасения души без соотнесения проблем призрения с задачами государства, выдвигалась новая идея, в основе которой лежали «нужды государства и забота о пользе населения».

Что же касается попечения о детях-сиротах с помощью специальных детских учреждений, то этот вид помощи берет свое начало в 1706 году, когда Новгородский митрополит Иов построил по собственной инициативе и за собственные средства в Холмово-Успенском монастыре «сиропитательницу» для «зазорных» младенцев, а также в самом Новгороде основавший потом еще десять таких заведений, где воспитывалось до 3-х тысяч детей. Из заведений дети поступали в устроенные Иовом школы полудуховного характера, после чего они становились, кто церковнослужителями, а кто служилыми или посадскими людьми. Тем самым он положил начало истории детских сиротских заведений, к помощи которых прибегали и много позже.

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Такое закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних, оставшихся без семьи. Что же касается самих частных лиц, то они охотно брали на воспитание сироту, чтобы потом закабалить его навсегда. А оставшийся без родителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе», чем обеспечивал свое пропитание. Что же касается устройства осиротевших детей в семью, то две его основные формы – усыновление и опека продолжали существовать в прежнем виде. Новых законодательных актов на этот счет не было, за исключением одного предписания, запрещавшего усыновлять своих незаконных детей. Но опека постепенно начинает подвергаться более детальному правовому регулированию. Более четко обозначенным становится круг возможных опекунов, куда могут входить: отчим, ближайшие родственники ребенка. Появилась также опека по назначению органами, обладающими властными полномочиями. Имеется в виду, прежде всего, церковь, поскольку духовенство в те времена полностью распоряжалось семейными, наследственными и опекунскими делами. Однако родственники продолжали следить за опекунами. И постепенно чисто нравственная обязанность опекуна возвращать имущество опекаемому к моменту достижения им полной самостоятельности превращается в юридическую. Из безотчетного и полновластного распорядителя опекун превращается в представителя интересов опекаемого.

С началом XVIII века на исторической сцене «появляется личность», что не могло гармонировать с существованием неограниченной родительской власти.

Петр I существенно изменил отношение к детям, в том числе и к сиротам. Опеке, как форме устройства ребенка в семью, проводимые реформы уделяли достаточное внимание. Петр I повелевал призревать сирот, «без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать – мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола – обучать грамоте и разному мастерству...» Что же касается непосредственно опеки как формы устройства ребенка в семью, то на этот счет появилось следующее указание: магистраты (а не церковь) обязаны смотреть, «чтобы сироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которыми поручает магистратам же». Это можно считать первым установлением опеки как особого государственного учреждения с властью, контролирующей деятельность опекунов.

Петр I своим Указом от 4 ноября 1715 года предписал устраивать и в Москве, и в других городах гошпитали «для зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются». И «чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали потайно в окно через какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». Эти гошпитали существовали обычно около церковных оград. В Москве они были каменными, в других городах деревянными. Правда, такие гошпитали были рассчитаны на незначительную часть покинутых детей.

В то время в России, как и в Европе, практиковался так называемый «тайный прием», позволявший оставаться неизвестным лицу, подкинувшему ребенка. Это давало возможность не оставлять его брошенным вовсе. Что касается источников существования сиропитательного гошпиталя, то ими были частично городские доходы, а частично средства, образующиеся из пожертвований частных лиц и церкви. Последние, согласно Указу Святого Синода от 29 нюня 1723 года, шли из «церковного кошелькового сбора», а также выделялись из прибыли от продажи свечей.

Не исключал Петр I и иной помощи церкви, монастырей. В годы его царствования, как и в прежние времена, детей-сирот передавали в богодельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети. А, например, в Москве для воспитания детей-сирот был «назначен» Новодевичий монастырь.

Следовательно, в то время воспитание детей, молодых людей считалось полезным, необходимым для государства делом, важно было и дать им образование и просвещение. Что же касается крестьянских детей, то их всякий крестьянин должен был «в великом страхе содержать, ни до какой праздности не допускать и всегда принуждать к работе, дабы он в том взял привычку и, смотря отца своего неусыпные труды, себя к тому приучать мог».

При Екатерине II возникло одно существенное нововведение, имеющее прямое отношение к положению детей. Если раньше незаконнорожденные подкидыши закрепощались путем их закрепления за воспитателями, чьими крепостными они становились, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в Ведомство Приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей.

При каждом городском магистрате учреждался городовой сиротский суд. На «всякого города главу» возлагалась обязанность уведомлять городовой сиротский суд о вдовах и осиротевших малолетних детях «всякого звания городовых жителей».

Продолжала развиваться опека, сословность накладывала свой отпечаток на содержание требований, касающихся воспитания. Для одного сословия они были одни, для другого другие. Так, малолетнего дворянина надлежало воспитывать так, чтобы он мог «вести жизнь порядочную, сходственную с достатком, безхлопотную от заимодавцев и безмятежную от домашнего неустройства, весьма отдаленную от расточения, разоряющего роды».

В деятельности Екатерины II, находившейся под влиянием западноевропейских просветительских идей, особое место занимает забота об устройстве осиротевших детей вообще. Она предписывает также устраивать их в семьи. В Указе «Учреждения для управления губерний» говорилось: «Если же устроение сиротских домов будет неудобно или потребует издержек, кои отнимут способы к оказанию призрения большему числу сирот, то Приказ неимущих сирот отдаст за умеренную плату надежным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу». Ребенок передается воспитателям «дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и добрым гражданином быть».

Стали создавать при Екатерине II и специальные учреждения для оставшихся без семьи, брошенных детей. Она издает 1 сентября 1763 года Манифест «Об учреждении в Москве Воспитательного дома с особым гошпиталем для неимущих родильниц». Такому дому предстояло стать учреждением государственным. На его постройку был объявлен сбор пожертвований, всюду были разосланы воззвания, которые надлежало зачитывать «во всех церквах». В этих же воззваниях был призыв устраивать самостоятельные «сиропитательницы» или приюты. Цель создания Воспитательных домов сводилась к тому, чтобы истребить злодейства, воспитывать детей с выгодой и пользой, уменьшить нищенство.

Для постройки такого дома требовались «громадные денежные средства». Сама Екатерина II в разное время пожертвовала на его строительство 1 млн. рублей. Некоторые дарили Воспитательному дому имения, дома, ценные вещи, строительные материалы и др. В пользу этого дома шли крупные штрафы, которые императрица накладывала на своих сановников. Источником необходимых расходов были также ежегодные доходы от основанного впервые в России ломбарда. Через 7 месяцев после опубликования Манифеста (21 октября 1764 года) состоялась торжественная закладка здания Московского Воспитательного дома. Его предстояло построить на берегу Москвы-реки, на месте, где находился так называемый Гранатный двор. Для строений этого Воспитательного дома был отдан участок, простиравшийся по берегу Яузы, по улице Солянке и по протяжению стены Китай-города от Варварских ворот до берега Москвы-реки. В память о дне закладки была выбита медаль, где с одной стороны – портрет Екатерины II, а с другой – две фигуры: Вера и Человеколюбие, поднимающие ребенка, с надписью вокруг: «И вы живы будете. 1763, 1 сентября». А в марте 1770 года было разрешено открыть Воспитательный дом в Петербурге. Первоначально он являлся отделением Московского дома и финансировался как на средства от казны, так и за счет благотворительности.

Манифест Екатерины II призывает также создавать «сиропитательницы» и в других городах. Вскоре по частной инициативе различных благотворителей открылись сиропитательницы в Новгороде, Воронеже, Оренбурге и в других городах.

Однако детские учреждения для сирот создавались не только по инициативе благотворителей.

Открытие Московского Воспитательного дома состоялось 21 апреля 1764 года. В нем надлежало создать совершенно «новую породу людей», детей-граждан, способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах. Вот почему так много внимания уделялось процессу воспитания находящихся там детей.

Оба Воспитательных дома имели своеобразный статус. Они рассматривались как самостоятельное ведомство, имели собственную юрисдикцию, освобождались от пошлин при заключении контрактов, могли самостоятельно покупать деревни, дома, земли, заводить фабрики, заводы, получать четвертую часть доходов от театров, общественных балов и всякого рода игр на деньги.

При Екатерине II укрепились и административно-правовые основы воспитательных домов и приютов для «осиротелых» детей. Все они, кроме Московского и Петербургского, передавались в ведение Приказов общественного призрения. Однако чрезвычайно высокой была смертность среди поступающих в дома детей. Так за четыре года существования Московского Воспитательного дома из принятых 3147 детей больше 82 % умерло. Поэтому пришлось переходить к другой форме их устройства: раздаче на воспитание в деревенские семьи за плату (2 рубля в месяц). Сначала в деревню отправляли ребенка на время, пока ему не исполнилось 9 месяцев, потом 5–7 лет. После этого детям предстояло вернуться в Воспитательный дом. Позже, ради создания в его стенах необходимых условий для существования воспитанников, установили допустимую численность детей (500 человек). Остальные дети продолжали оставаться в деревенских семьях, откуда мальчики по достижении 17 лет зачислялись в разряд казенных крестьян, им давали участок земли и необходимый инвентарь. А девочек обычно выдавали замуж.

Что же касается крестьянских детей, оставшихся без родителей своих, то они поступали на воспитание или родственников или посторонних людей вместе с наследством.

Что же касается усыновления, то в крестьянском быту оно случалось только тогда, когда в семействе не было прямых наследников. 10 октября 1803 года появился Указ, дозволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников через передачу им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества.

Кроме опеки и усыновления в России начинает занимать все более прочное место так называемый патронат. В России того времени существовали патронат и патронаж.

Под патронатом понималась совокупность мер материальной помощи нравственно опустившимся, в частности, освобожденным из мест заключения лицам, проституткам и т.д., с целью обеспечения им перехода к честной трудовой жизни. Этот вид патроната содержал в себе лишь какие-то зачатки патроната как вида помощи детям-сиротам. Для помощи сиротам возник патронаж, то есть «помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в заботливом домашнем уходе, в частные семьи». Именно он был связан с благотворительностью по отношению к детям, с их призрением.

Развитие патроната как формы покровительства освобожденным из мест заключения начинается, главным образом, во второй половине восемнадцатого века. Именно в это время решаются открыть в Санкт-Петербурге Рабочий дом для выходящих из тюрьмы, а также больницы для малолетних, необученных ремеслам и «вообще для павших, но не утративших чувство стыда и доброй воли». Но поначалу подобного рола учреждения были результатом сугубо частной инициативы. Правда, постепенно и государство начинает принимать участие в судьбе освобождающихся из мест заключения, попавших в приюты малолетних преступников. Закон от 5 декабря 1866 года предписывал: «Выпущенные из приюта несовершеннолетние должны состоять в течение определенного срока под покровительством приюта, который обязан оказывать им возможное содействие в деле устройства их будущности».

Для достижения такой цели как опека детей-сирот, попавших в приют, например, Московское благотворительное общество стремилось «приискать» воспитаннику занятие, соответственно его полу, «летам», способностям и силам. Для этого он помещался в учебное или промышленное заведение, если невозможно было сразу же после выхода из приюта найти для него подходящее дело.

Что же касается патронажа, то он всегда в России подразумевал передачу ребенка-сироты в семью для вскармливания. Постепенно все более четкими становились требования к таким семьям: содержать ребенка так, чтобы по возможности обеспечивать его здоровье, и чтобы он получил начальное образование, был приспособлен к какому-либо труду, способному служить ему источником обеспечения будущей жизни. Но эти требования не всегда были реальными, поскольку чаше всего взять ребенка к себе на воспитание за вознаграждение хотели «беднейшие жители», для которых «пятирублевое подспорье» являлось заметной помощью». Тем не менее, приходилось отдавать детей именно им, так как обеспеченные круги населения предпочитали усыновление. Вот почему жизнь и судьба передаваемых на патронаж детей были ужасными. Они попадали туда, где «дом разваливается, крыша прохудилась, ни двора, ни построек не видно».

Семье, принявшей к себе ребенка на патронаж, выплачивалось разное по своим размерам пособие. Обычно оно было больше, когда принимали совсем маленького ребенка, который ничем по хозяйству не помогал. Постепенно к 12–14 годам выплаты уменьшались или прекращались вовсе.

Но патронаж часто оборачивался бедой для самих деревенских семей, бравших детей в свой дом. В конце XIX века эта беда особенно разрослась – сифилис поражал людей, косил целыми семьями, в том числе и детей. Источником этой беды была болезнь ребенка, поступившего из приюта, зараженного женщиной-кормилицей. Поэтому в 90-е годы XIX столетия вопрос о воспитании покинутых детей неоднократно поднимался врачами на Пироговских съездах, рекомендовавших не раздавать детей из воспитательных домов в семьи ранее достижения ими 3-х месячного возраста, когда картина состояния здоровья младенца более или менее прояснялась.

Передача ребенка на патронаж в семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими детей на воспитание. Эти условия отличались крайним разнообразием не только по своему существу, но и по продолжительности своего действия. Но какими бы они не были, если наступит момент, когда они оказываются неудобными для воспитателя, не взирая ни на что, он «приводит или приносит питомца обратно в приют».

Чтобы облегчить положение ребенка, переданного на патронаж, организовывался надзор за выполнением воспитателем своих обязанностей. С этой целью местности, где были взяты дети, делились на округа, которые вверялись надзору врачей или иного персонала, хотя бы с начальным медицинским образованием. В некоторых округах вместо постоянно живущего в округе «заведующего» устанавливалась объездная система, при которой командированное лицо, обыкновенно врач, делал периодические объезды своих питомцев. Но все это вошло и жизнь России уже во 2-ой половине XIX столетия.

В начале же XIX века, как и прежде, предметом государственной заботы оставалось устройство осиротевших бездомных детей в различного рода учреждения, заведения. Но уже предпринимаются попытки поиска путей оказания помощи нуждающимся матерям. Так, Павел I издал Указ о выдаче пособия бедной матери, которая не могла воспитывать детей собственными средствами. Но желающих получить это пособие «явилось такое множество, что пришлось прибегнуть к сокращению расходов». Поэтому императрица Мария Федоровна, в чьем ведении находилась помощь детям-сиротам, распорядилась выдавать это пособие каждый раз с ее разрешения. Это требование оказалось настолько трудно выполнимым, что выплата пособий таким матерям вовсе прекратилась. Что касается устройства детей, пополняющих ряды сирот, то с 1807 года появляется так называемое «городское воспитание». Заключалось оно в предоставлении матери возможности за определенную плату воспитывать своих детей дома до достижения ими 7-летнсго возраста. Примерно в это же время предпринимаются попытки уничтожения системы тайного приноса детей в приюты. Теперь главным ориентиром в определении судьбы воспитанника стала передача его в крестьянскую семью для подготовки «сельского сословия». Поэтому в 1828 году принимается закон, воспрещающий дальнейшее строительство воспитательных домов в губерниях, тем более, что смертность в них по-прежнему составляла 75 % и более. А в 1837 году правительственный Указ обязывает всех без исключения младенцев, приносимых в воспитательный дом, приюты, отсылать в деревню «с воспрещением обратного их поступления в это заведение». Этот Указ, ориентирующий на воспитание брошенных детей исключительно в деревнях, имел своей целью удержать родителей от передачи своего ребенка в воспитательный дом.

Несмотря на различного рода запреты, детские учреждения, предназначенные для осиротевших детей, продолжают все-таки появляться. Но теперь они возникают главным образом за счет частной благотворительности. Причем их создателями становятся преимущественно церкви, монастыри. Первый светский приют был открыт в России в 1837 году при Демидовском доме призрения трудящихся для дневного надзора за детьми, которых оставляли матери, идущие на заработки. Со временем таких приютов становится все больше и больше. Поэтому для руководства над ними в 1838 году создается Комитет главного попечительства, а в 1839 году разрабатывается «Положение о детских приютах». К этому времени постепенно на смену «тайному приему» приходит так называемый «явный». Для него характерно предъявление при устройстве документов матери и ребенка, установление действительной материальной несостоятельности женщины. Ей часто оказывалась такая поддержка, которая снимала проблему устройства ее ребенка. В противном случае нередко мать принималась в приют вместе с ребенком и служила в нем кормилицей. Со временем, когда она уходила из него со своим ребенком, ей продолжали выплачивать на него пособие, например, 30 копеек в день в течение первого года. 20 копеек в сутки на втором году жизни ребенка, затем выдача пособия прекращалась.

Во второй половине XIX века государство стало устройство сирот перекладывать на организации, в ведении которых находились отдельные группы населения. Когда, например, речь шла о детях, просящих милостыню, вопрос слушал Николаевский комитет. Он разбирал это дело «по состоянию» этих детей. Детей помещичьих крестьян под расписку отдавали помещикам, детей государственных крестьян вручали местному старосте, солдатских детей препровождали в роту кантонистов и т.д. Если неизвестно было, чей это ребенок, его записывали в мещанское сословие.

Само собой разумеется, что вся деятельность по устройству осиротевшего ребенка в детское учреждение определенным образом регламентировалась. Для Московского и Санкт-Петербургского Воспитательных домов существовали, например, с 18 декабря 1890 года Временные правила о приеме младенцев. В 1894 году они были заменены правилами постоянными, действовавшими до октября 1917 года.

Разнообразие на местах форм и видов призрения осиротевших детей, деятельности по его осуществлению предопределялось и тем, что всюду действовали свои Положения, Правила, Уставы, имеющие как много общего, так и специфического. Так, в 1872 году в Москве организуется общество охраны детей, просящих милостыню. Чуть позже, в 1889 году в Москве появляется первое общество защиты детей, объектом внимания которого естественно становятся и дети-сироты. Возникает специализация разных обществ: «Общество зашиты детей от жестокого обращения», «Детские ясли», «Общество спасения падших девушек», «Капля молока» и др.

На заре XX века в широких кругах европейского общества было принято называть грядущее столетие «веком ребенка». Но всякие иллюзии на этот счет очень скоро исчезли. Первая мировая война принесла детскому населению России физические и нравственные страдания, разрушение семей, гибель родителей, голод и нищету в огромных масштабах. Усугубил положение ребенка и октябрь 1917 года.

После революции 1917 г., когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной (если не единственной) формой устройства стали государственные детские дома. Все дети признавались детьми государства и находились под его защитой.

В те годы шел активный поиск форм устройства осиротевших детей, хотя и эти поиски не выходили за рамки интернатного учреждения: детские коммуны, городки, трудовые колонии, пионердома.

Однако к середине 30-ых годов все формы устройства детей-сирот были сведены к одной – детским домам. После войны в 1945 г. было создано более 650 детских домов для детей, которые в войну потеряли родителей. В те годы в детских домах находилось более 600 тысяч детей по СССР, а в России – 400 тысяч детей.

В годы Великой Отечественной войны был возрожден институт опеки, который был отменен в первые годы советской власти. Только в России за годы воины принято в семьи 278 тысяч детей-сирот.

Публикация подготовлена по материалам книги А.М. Нечаевой «Россия и ее дети», М., 1999.

Призрение детей-сирот: исторический обзор

Подготовила А. Белокрыльцева по материалам А. Рудова, А. Цымбала,
А.М. Нечаевой "Россия и ее дети"; О. Парфеновой "История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII - начала XX в. (на примере Чувашии); Волкова И.М. "Законы Вавилонского царя Хаммурапи".
(Опубликовано в книге: Найди меня, мама! Материалы в помощь журналисту.
АНО "Студио-Диалог", 2006
)

Если говорить об истории человечества, то семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, появилось намного раньше, чем институциональные. Одним из первых источников о семейном устройстве являются законы вавилонского царя Хаммурапи (XX в. до нашей эры). В этих законах регулировалась ответственность и права сторон (в том числе имущественные) при принятии ребенка в семью: "Если человек взял в усыновление малолетнего, находившегося в небрежении, и вырастил его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по иску".

Древнеиудейские законы устанавливали, что дети-сироты должны проживать в семьях своих родственников, долг которых заботиться о них до совершеннолетия. Сходная практика существовала и в античном мире. В общинах первых христиан сирот и нуждающихся детей помещали в семьи состоятельных вдов.

В средневековой Европе заботой о бедных и бездомных занималась церковь. Многие монашеские ордена создавали приюты для детей, родители которых умерли, а также для брошенных и незаконнорожденных детей. У монахов дети получали кров, уход, питание и обязательное религиозное воспитание. Можно сказать, что такие приюты стали прообразом современных интернатных учреждений. Дети-сироты старшего возраста и подростки также могли передаваться в семьи ремесленников, где в качестве платы за свой труд они получали кров, еду, одежду, а также овладевали профессией. Для брошенных младенцев и детей раннего возраста учреждений практически не существовало, и их отдавали в семьи на условиях выплаты определенного вознаграждения.

На территории России - в те времена, когда еще не существовало единого государства Российского - призрение детей-сирот было делом князей, либо возлагалось на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, и рассматривалось как богоугодная акция: "Не постись, не молись, а призри сироту". Усыновление как искусственное "сыновство" совершалось в России издревле, то есть и в пору язычества.

Существовало в то время и такое понятие как "монастырские детеныши", в число которых попадали и осиротевшие бедные дети боярские, у "которых отцы и матери "посечены". А в некоторых монастырях, например, в Кирилло-Белозерском, существовали детские приюты "под именем голышни". Они находились под присмотром специально приставленного к ним старца. Монастырь этих сирот брал "на корм", одевал, затем "приспосабливал" к различным работам: "Малые робята, которые работают в поварне, рыбу чистят". Трудились несовершеннолетние воспитанники монастыря и "на пашне". Осиротевших детей могли взять и в зажиточный дом, где их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали "благословлять в мир". Вместе с тем бытовало и преступное отношение к осиротевшим детям. По свидетельству Н. Костомарова, в XVII в. служилые люди "насильно брали беспомощных сирот-девиц и продавали их".

Крестьянские дети, "оставшись от родителей своих", поступали на воспитание либо родственников, либо посторонних людей вместе со своим имуществом, которое "небыв приведено в известность, расхищается часто корыстолюбивыми воспитателями в свою пользу". Если у осиротевшего ребенка не было никакого имущества, он жил обыкновенно подаянием.

Попытку создания системы призрения осиротевших детей предпринял Иоанн Грозный - его намерения отражены в Стоглавом Соборе. Стрельцы отлавливавшими и распределявшими по приходам и хозяйствам приходящих в Москву "ничейных" детей. Впоследствии была создана система "разбора" нищих и бродяг по домам, в том числе детей.

Первый "эксперимент" по воспитанию детей в специальных учреждениях принадлежит Новгородскому митрополиту Иову. В 1707 г. в десяти сиропитальнях под Новгородом воспитывалось более 3 тыс. сирот и подкидышей (это больше, чем сейчас в этой области). Смертность в сиропитальнях была очень высока, что никак не соответствовало идее милосердия, и учреждения после смерти митрополита были закрыты. Та же участь постигла и петровские гошпиталии для сирот.

Что касается устройства осиротевших детей в семью, то в России долгое время существовали две его основные формы - усыновление и опека. Причем опека начинает подвергаться правовому регулированию. Появляется опека по назначению органами, обладающими властными полномочиями, прежде всего церкви, поскольку в те времена духовенство распоряжалось семейными, наследственными и опекунскими делами. Постепенно нравственная обязанность опекуна возвращать имущество опекаемому к моменту достижения им полной самостоятельности превращается в юридическую норму. Так из безотчетного и полновластного распорядителя опекун превращается в представителя интересов опекаемого.
В 1802 г. было организовано Императорское человеколюбивое общество, ведающее делом призрения детей малоимущих слоев населения. В 1803 г. вышел Указ, дозволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников через передачу им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества.

В 1829 г. был принят "Проект положения о нищих" по Министерству внутренних дел, согласно которому учреждались губернские попечительские комитеты, обязанностью которых было размещение сирот мужского пола до 8 лет и женского до 14 лет в семьях и воспитательных домах. Это дало импульс распространению воспитательных домов и детских приютов не только в столицах, но и в провинции.

Большая роль в создании детских приютов принадлежала В.Ф. Одоевскому. В 1837 г. он возглавил Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал "Положение о детских приютах". Но, как свидетельствуют архивные документы, там была очень высокая смертность. Так, в детском приюте, подведомственном Симбирскому общественному приказу, из поступающих ежегодно 80-90 детей "умирает на том же году почти то же количество, так что детей этих то принимают в приют, то хоронят". Выявленные недостатки в работе детских приютов и воспитательных домов губернских попечительств вынудили правительство приостановить их деятельность, поэтому эти учреждения вновь были сконцентрированы в Москве и Петербурге. Общественные приказы принимали меры по организации призрения малолетних детей, особенно грудного возраста, через их патронаж в семьи за определенное ежемесячное материальное вознаграждение (патронаж - "помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в заботливом домашнем уходе, в частные семьи"). По достижении воспитанниками восьмилетнего возраста воспитатели должны были представить их в Приказ для обучения грамоте и ремеслам.

Передача ребенка на патронаж в семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими детей на воспитание. Эти условия отличались разнообразием не только по своему существу, но и по продолжительности своего действия. Но какими бы они не были, если наступит момент, когда они оказываются неудобными для воспитателя, не взирая ни на что, он "приводит или приносит питомца обратно в приют". Чтобы облегчить положение ребенка, переданного на патронаж, организовывался надзор за выполнением воспитателем своих обязанностей. Во второй половине XIX в. этим занимались врачи или иной персонал с начальным медицинским образованием. В некоторых округах вместо постоянно живущего в округе "заведующего" устанавливалась объездная система, при которой командированное лицо, обычно врач, делал периодические объезды своих питомцев.
При Екатерине II возникло еще одно нововведение, имеющее прямое отношение к положению детей. Если раньше все незаконнорожденные подкидыши становились крепостными своего воспитателя, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в Ведомство Приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей.

При каждом городском магистрате существовал городовой сиротский суд. На "всякого города главу" возлагалась обязанность уведомлять городовой сиротский суд о вдовах и осиротевших малолетних детях "всякого звания городовых жителей".

Продолжала развиваться опека, причем сословность накладывала свой отпечаток на требования, касающиеся воспитания детей. Так, малолетнего дворянина надлежало воспитывать так, чтобы он мог "вести жизнь порядочную, сходственную с достатком, безхлопотную от заимодавцев и безмятежную от домашнего неустройства, весьма отдаленную от расточения, разоряющего роды". В деятельности Екатерины II особое место занимает забота об устройстве осиротевших детей - она предписывала устраивать сироту в семьи, "дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и добрым гражданином быть".

Система Императорских воспитательных домов, созданная Екатерининой Великой под влиянием идеи И.И. Бецкого - воспитать из них свободное сословие ремесленников и ученых, существовала в России длительное время. Хотя Императрица довольно быстро разочаровалась в идее, но процесс расформирования этих учреждений начался только в 1888 г., когда Император Александр III поручил Объединенному Опекунскому Совету императорских Воспитательных домов разобраться с причиной массовой гибели в них детей. В 1901 г. комиссия, изучавшая этот вопрос более 12 лет, сделала совершенно недвусмысленный вывод: "Горький опыт всех воспитательных домов заставил их отказаться от воспитания своих питомцев в стенах своих заведений. … Такую форму призрения брошенному родителями сироте, "казенному ребенку", дает семья; случайно делаясь членом ее, он сливается с ней, делит ее радости и горе и может забыть в конце концов свое одиночество. Дать этого никакая другая форма призрения не может".

Вообще к концу XIX в. в России существовало множество форм и видов призрения осиротевших детей и много организаций, ее осуществлявших. Так, в 1872 г. в Москве организуется общество охраны детей, просящих милостыню, в 1889 г. - общество защиты детей, объектом внимания которого становятся и дети-сироты. Возникают "Общество защиты детей от жестокого обращения", "Детские ясли", "Общество спасения падших девушек", "Капля молока" и др.

После революции 1917 г., когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной (если не единственной) формой устройства детей стали государственные детские дома. Все дети признавались детьми государства и находились под его защитой. В те годы шел активный поиск форм устройства осиротевших детей, хотя и эти поиски не выходили за рамки интернатного учреждения: детские коммуны, городки, трудовые колонии, пионердома. Однако к середине 1930 гг. все формы устройства детей-сирот были сведены к одной - детским домам.

В 1945 г. было создано более 650 детских домов для детей, которые в войну потеряли родителей. В те годы в детских домах СССР находилось более 600 тыс. детей (на территории России - 400 тыс. детей). В годы Великой Отечественной войны был возрожден институт опеки, отмененный в первые годы советской власти. Только в России за годы воины принято в семьи 278 тысяч детей-сирот.

Надежды на то, что после того, как дети, осиротевшие в годы войны, вырастут, детские дома в нашей стране будут не нужны - по крайней мере, в таком количестве, - не оправдались. В целом система детских сиротских учреждений, созданная в советские годы, оказалась устойчивой. Число детей-сирот стало расти в период перестройки (правда, это не касалось некоторых южных республик Советского Союза, где традиции не позволяли родственникам или общине отдавать в "казенный дом" ребенка, потерявшего родителей). Система сиротских учреждений, сохранившаяся почти в неизменном виде до сих пор, продолжает "поставлять" людей, не приспособленных к самостоятельной жизни в обществе.

Ведь сирота в детском доме - если так можно выразиться, "бомба замедленного действия". Выросшие без индивидуального внимания и любви, не имеющие психоэмоциональной поддержки и опыта жизни в семье, не получившие достаточного образования, большинство выпускников детских домов и интернатов не хотят учиться и работать, не способны сами планировать свою жизнь, и часто они оказываются втянутыми в криминальные группировки, либо пополняют ряды алкоголиков и наркоманов, и уже их дети попадают в детские дома. Круг замыкается…



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Шьем джинсовый рюкзак своими руками – фото и выкройки Плюшевый рюкзак своими руками Шьем джинсовый рюкзак своими руками – фото и выкройки Плюшевый рюкзак своими руками Как крахмалить вязанные крючком салфетки Как крахмалить вязанные крючком салфетки Модный свадебный маникюр с видео и фото Модный свадебный маникюр с видео и фото