Друзья становятся врагами примеры из литературы. В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Итоговое сочинение

«Дружба и вражда»


В.С. Высоцкий «Песня о друге»

Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал, Если шёл за тобой, как в бой, На вершине стоял, хмельной, Значит – как на себя самого, Положись на него.

Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а – так.. Если сразу не разберёшь, Плох он или хорош - Парня в горы тяни – рискни, Не бросай одного его, Пусть он в связке с тобой в одной - Там поймешь, кто такой Если парень в горах – не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой, Ты его не брани – гони: Вверх таких не берут и тут Про таких не поют


Возможные тезисы:

1. Ценность человеческой дружбы, настоящий друг.

(Во все времена люди высоко ценили дружбу: это одна из важнейших составляющих жизни человека. Каждый из нас нуждается в настоящих, верных и преданных друзьях. Истинный друг – …

это не только тот человек, с которым можно весело провести время. Это прежде всего тот, кто придет на помощь в трудную минуту, с кем можно разделить как радость, так и горе. На друга всегда можно положиться, он не предаст, он готов помочь в любой ситуации.)


Аргументы:

Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «Пущину», в котором поэт обращается к своему лицейскому товарищу. Пушкин вспоминает, как во время ссылки в Михайловское….

Мы видим, что ценность дружбы определяется прежде всего готовностью поддержать товарища в трудную минуту.


А вот ещё одно произведение, где мы видим пример истинной дружбы, - «Четырнадцать футов» Александра Грина . В нем говорится о двух товарищах – Кисте и Роде. Автор рассказывает, как …

Поведение Киста и поступок Рода - яркий пример того, какой должна быть настоящая дружба: каждый готов не просто помочь, но, если потребуется, отдать жизнь за своего друга)



Герои романа:

Роберт Локамп ( Робби ) - главный герой романа. Возлюбленный Патриции Хольман (Пат). Друг Готтфрида Ленца и Отто Кёстера. Участник Первой мировой войны.

Отто Кестер - один из главных героев. Во время войны - лётчик, в романе являлся владельцем автомастерской, в которой работали главные герои. Отто - автогонщик-любитель, участвовал в гонках на машине «Карл», на которой несколько раз одерживал победу. Увлекается боксом.

Готтфрид Ленц - один из главных героев романа. Служил в армии, много путешествовал по миру, свидетельством чему является его чемодан, обклеенный всевозможными открытками, марками и прочим. Работал в автомастерской вместе с Кестером и Локампом. Очень легкий, позитивный человек, «душа» компании. Внешне выделялся в толпе соломенной копной волос. Друзья называли его последним, «бумажным» романтиком.

Патриция Хольман ( Пат ) - возлюбленная главного героя. История этой любви и составляет основу сюжета произведения.



Возможные тезисы:

2. Перерастание вражды в дружбу.

(Могут ли враги стать друзьями? Думается, … да. Так случается, когда врагами человека делают не личные качества, а обстоятельства, например, война. Но, как сказал Ремарк, по обе стороны окопов сидят абсолютно одинаковые люди. И порой человечность, доброта берут верх над теми жестокими условиями, в которые ставит их жизнь.)


Аргументы:

  • То, как преодолевается вражда и возникает дружба, мы можем наблюдать в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин попадает в плен к татарам. Там он знакомится с дочерью своего хозяина – Диной. Писатель показывает, что ….
  • Мы видим, что вражда народов не может помешать обыкновенным людям относиться друг к другу с искренней симпатией.

Еще один пример преодоления вражды можно найти в произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая».

(Писатель акцентирует наше внимание на том, что, хотя дети принадлежат к враждующим сторонам, у них нет ненависти друг к другу, напротив, они считают друг друга братьями. Никто из них не понимает, кому и зачем нужна эта вражда. Для них все люди – братья. А.Приставкин показывает, что дружба и взаимная симпатия сильнее вражды и ненависти)

  • Л.Н.Толстой «Война и мир»

(эпизод «Петя в партизанском отряде»)

  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Возможные тезисы:

3. Перерастание дружбы во вражду. Конфликты между друзьями.

(Испытания ждут дружбу всегда. Иногда возникшие трудности удается преодолеть, а иногда противоречия оказываются настолько сильны, что отношения разрушаются, и друзья становятся врагами.)

Аргументы :

Порой случается так, что в основе конфликта лежат серьезные различия в мировоззрении, представлениях о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда один из друзей совершает поступок, несовместимый с моральными принципами другого, отношения разрушаются.

Об этом пишет Ю.М. Нагибин в произведении «Мой первый друг, мой друг бесценный» . Писатель рассказывает нам историю дружбы двух мальчиков. Однажды рассказчик не подготовился к уроку и, чтобы избежать наказания, переложил вину на товарища, сказав, что это тот забыл ему сказать, что задано. Позже он осознал, как выглядел его поступок в глазах Павлика: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду». Павлик перестал общаться с рассказчиком, и все попытки примириться не имели успеха: «…ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого». Нагибин показывает, что причиной прекращения дружбы стал низкий поступок главного героя. Отношения не могут строиться между людьми, один из которых в любой момент может оказаться ненадежным. Люди, по-разному смотрящие на то, что правильно, а что нет, не могут быть друзьями.


Аргументы:

  • А.С.Пушкин «Дубровский» (дружба Троекурова и Дубровского переросла во вражду из-за нанесённой Дубровскому обиды)
  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Швабрин – Гринёв)
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегнин» (Онегин – Владимир Ленский)
  • Голдинг У. «Повелитель мух»

Возможные тезисы:

4. Пути достижения взаимопонимания между отдельными людьми, преодоление конфликтов

(Дружба нередко подвергается испытаниям на прочность. Для сохранения отношений … очень важно, с одной стороны, уметь признавать свои ошибки, а с другой – прощать промахи другого)


Аргументы:

  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (капризы розы)
  • Рассказ Ю. Олеши «Друзья» (Пушкин и Кюхельбекер): настоящая дружба основывается на великодушии, умении радоваться успехам другого, признавать свою вину и прощать другому невольные ошибки.
  • В.Солоухин «Мститель»

Домашнее задание (на выбор):

  • «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.)
  • Что такое честь истинная и честь ложная?
  • Согласны ли Вы с утверждением Э. Хемингуэя: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»?
  • Чем для отцов может быть ценен опыт детей?
  • Какие качества открывает в человеке дружба?
Тематическое направление итогового сочинения Доброта и жестокость

Итоговое сочинение 2018

    Тематические направления
    итогового сочинения
    2018-2019 по литературе.
    Примеры сочинений по
    тематическим направлениям

Цитаты Афоризмы

Доброта и скромность - вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека. Р. Стивенсон

Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз - то же дело становится привычкой. Л. Толстой

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Л. Толстой

Истинно добр тот, кто един со всеми, кого мнят злыми. Д. Джебран

Добрые люди подобны звездам, светилам того века, в котором они живут, озаряя свои времена. Б. Джонсон

Живут лишь те, кто творит добро. Л. Толстой

Какая необходимая приправа ко всему - доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой

Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. Л. Толстой

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой

Итоговое сочинение на тему
Доброта и жестокость

Тематическое направление итогового сочинения Доброта и жестокость

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

| Доброта и жестокость.

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.


Сочинения по литературе для подготовки по данному тематическому направлению.

Доброта - это гуманность к людям, любовь и забота к окружающим. Явный признак доброты - это сознательное проявление добра, полезных дел, не требующих что-либо взамен.

Окружающие относятся друг к другу по-разному. Одни проявляют внимание и теплоту к другим, а вторые не показывают никакой заинтересованности к проблемам того или иного человека. Наличие второго типа людей на нашей планете крайне печально, ибо присутствие равнодушных, безразличных ко всему людей вселяет отрицательные качества в души молодых поколений, что постоянно взаимодействует с этими жителями. После такого воздействия на светлые умы, человек превращается в бездушное существо, которого, кроме своих сложностей, ничего не интересует. А это очень трагично осознавать.

К глубокому сожалению, многие забыли о понятии "доброта", что испокон веков значило проявление участия к трудностям других людей. За добротой значится то, что в любой ситуации важно помогать нуждающемуся в поддержке человеку, если нужно, то проявить заботу, внимание к окружающим. Следует понимать, что на доброту способен только сильный человек, ибо слабому в тягость, что-либо предпринимать не в выгоду себе. И людей, что творят добрые дела, называют личностями! Они могут понять страдания любого отчаявшегося в жизни человека, способны сочувствовать, сопереживать. А таких людей затруднительно сыскать в современном мире, так как он содержит в себе жителей разных взглядов и принципов.

Люди же, что не желают иметь в своём сердце такое прекрасное качество, как доброта, не представляют собой ровным счетом ничего, ибо их существование является бессмысленным. Они зажаты, тщеславны, равнодушны. Иметь такие негативные качества, значит быть отчуждённым от этого мира, так как на планете должно царить добро. Это мы знаем ещё из сказок, где зло всегда отдает победу добру, потому что так принято и так правильно. С этим ничего не поделаешь. Не способен на такое возвышенное чувство, значит, ты несчастен. Твоя судьба не имеет должного смысла в жизни, что очень обидно и печально.

Воспитывать доброту необходимо с раннего детства.
Это и очевидно, ибо все сталкивались с такой ситуацией, как проезд в автобусе, где важно сообразить: нужно уступить старшему поколению место, иначе это считается не проявлением уважения.
За это должно быть стыдно не родителям, а ребенку, который не сумел вовремя усвоить жизненный урок.

Доброта - это качество, которое означает проявление заботы и участия к переживаниям людей.
Доброту обязан носить в своём сердце каждый человек на Земле!
Тогда и мир изменится!


Пример сочинения по тематическому направлению Доброта и жестокость:

Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Доброта и жестокость в жизни героев.
Сочинение по повести Л.Н. Толстого "Детство".
В ней писатель пытается вспомнить и проанализировать свое детство, понять,
какую роль эта пора играет в жизни каждого человека.
Для этого в произведении используется прием, названный "диалектикой души".
Толстой показывает не только поступки Николеньки, но и его чувства, мысли, связанные с этими поступками.
Благодаря этому мы лучше понимаем мальчика, узнаем, какой внутренней жизнью живет маленький герой повести.

Мы видим, что Николеньку окружает атмосфера любви и доброты.
Его любят родители, гувернер Карл Иванович, няня Наталья Савишна, бабушка, брат.
Под их влиянием и сам Николенька растет добрым мальчиком, ему присуще "чувство сострадания,
заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка,
которого несут, чтобы кинуть за забор."

Однако и по отношению к самым дорогим людям герой иногда ведет себя недостойно.
Так, он допускает несправедливые и обидные мысли относительно своего добрейшего гувернера Карла Ивановича.
В самом начале повести, когда Карл Иванович будит Николеньку, щекоча его пятки, мальчик сквозь сон думает: "...противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка - какие противные!".
Ему кажется, что гувернер специально мучает его, потому что он самый младший в семье.
Но уже через мгновение Николенька понимает, что он ошибался - добрейший Карл Иванович души в нем не чает.
В ту же минуту к герою приходит раскаяние - он начинает плакать.
Но Николенька не может рассказать гувернеру, почему он плачет - ему слишком стыдно.
Поэтому он, не задумываясь, совершает еще один недостойный поступок - придумывает страшный сон "будто maman умерла и ее несут хоронить".

Всегда добра к маленькому герою и его няня Наталья Савишна.
Лишь однажды она наказывает Николеньку за испорченную скатерть:
"...поймала меня и... начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!"
От возмущения и обиды герой расплакался. Как какая-то крепостная смеет его так унижать!
В мыслях он готовил Наталье "страшную расправу", составлял планы мести.
Однако уже через несколько секунд няня, раскаявшись, пришла просить прощения у "своего батюшки" и принесла ему гостинец - "две карамельки и одну винную ягоду".
Николенька тут же простил любимую Наталью Савишну:
"я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда".
Воплощением доброты была маменька героя, которая навсегда осталась для него идеалом.
На всю жизнь Николенька запомнил ее глаза, искрящиеся добротой и любовью, и руки, с такой нежностью ласкавшие его. Однако и по отношению к обожаемой маме герой бывает по-детски жесток.
Так, несмотря на всю любовь к маман, он хочет уехать в Москву, чтобы начать там совсем другую, интересную жизнь.

Кроме того, вспомним страшный сон, который он легкомысленно выдумывает, чтобы скрыть причину своих слез перед Карлом Ивановичем.
Ужасно, что Николенька в какой-то степени напророчил смерть маменьки - в конце повести она действительно умирает.
Нет сомнений, Николенька - добрый мальчик.
Однако, как все дети, иногда он неосознанно, под влиянием настроения или другого человека, причиняет людям боль.
Вспомним эпизод, когда он вместе со всеми издевается над слабым Иленькой Грапом, хотя ему это и не очень нравится:
"...в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа.
В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело".
Но авторитет Сережи Ивина, которого герой так любит, на время заглушает голос его сердца, в чем позже Николенька очень раскаивается.
Все эпизоды повести, когда герой был несправедлив по отношению к близким людям, навсегда остались в его памяти.
Больше того, из каждого такого эпизода Николенька вынес свой урок, понял, почему он поступал неправильно и как следовало бы поступить.

Вывод из всех этих уроков один - нужно нести людям добро и любовь, и тогда они ответят тебе тем же.

Повесть Толстого "Детство" помогает ее читателям стать добрее - не обижать близких людей,
не бояться заступиться за слабого, принять наказание от родителей как справедливое и не таить обиду.


Что такое дружба? Пожалуй, не просто ответить на этот вопрос, ведь это удивительное и ещё до конца не объясненное явление. Никто не знает точно, как именно и почему появляются друзья. Это происходит непредсказуемо и стихийно. Но, что точно известно, так это то, что без друзей человек не может существовать. Без них он словно дерево без листьев. Друзья нужны всем. Они поддерживают в трудную минуту, дают силы, когда, кажется, их уже не осталось. Друг делит с вами и радость и печаль. Он помогает удержаться на плаву в бурном море жизни. Без дружбы существование потеряло бы смысл. Она вносит в жизнь яркие краски.

Дружба - это единство душ и взглядов. Очень важно найти того, кто разделяет ваши интересы и понимает вас с полуслова. Но некоторые взгляды могут не совпадать, поэтому в дружбе очень важно уважение.

Нельзя навязывать другому свои идеи. Друзья не обязаны быть похожими во всем. Совершенно разные люди могут сойтись, и это самое удивительное. Настоящий друг радуется за вас, даже если сам проиграл. Это очень важное качество. Всегда необходимо уметь в нужный момент скрыть печаль от поражения и слишком сильную радость от победы ради важного для вас человека. Дружба основана на поддержке и взаимовыручке. Без этого она не может существовать. Дружить - значит быть готовым в любую минуту придти на помощь, несмотря ни на что.

А что такое вражда? Это зло и разрушение. Люди, погрязшие в ней, не получают от этого ничего хорошего. Вражда может вырасти на пустом месте, а потом растянуться на такой долгий срок, что забудется даже причина её начала.

Такие отношения разрушали не только жизни начавших их, но и потомков. Вражда может продолжаться через века и поколения. Для неё не существует времени. И это-то самое опасное. Неосторожно брошенное слово, случайно отдавленная нога могут вылиться в войну на долгие годы, а может, даже столетия. Конечно, для вражды бывают и серьёзные причины. Не всегда она возникает из-за мелочей. Но даже в таких случаях вражда все равно превращается в смертельную глупость, ибо никто не хочет закончить её вовремя. Это и есть, пожалуй, самое печальное в этом виде взаимоотношений.

Но какие враги самые опасные? Пожалуй, это бывшие друзья. Если человек, знающий о вас все, понимающий вас как себя, вдруг отвернется, если вы окажетесь по разные стороны баррикад, это может плохо кончиться. Такой враг сможет легко сыграть на ваших слабостях. Насколько он был верным и честным другом, настолько же он будет и страшным противником. Это может принести беды и страдания многим. Когда бывшие друзья враждуют, неизвестно, чем это обернётся в конце. Единожды сильно рассорившись, трудно вернуться к миру. Казалось бы, вечная дружба может внезапно разбиться из-за глупости, и это принесёт много несчастий и разочарований.

В русской литературе существует немало книг о дружбе и вражде. Многие великие авторы писали об этом. Тема человеческих взаимоотношений очень важна и многогранна. О дружбе и вражде размышляли во все времена. Эта тема всегда была очень интересна и близка людям.

В романе А.С.Пушкина "Дубровский" уделяется внимание взаимоотношениям двух помещиков. Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский были очень хорошими друзьями. Между ними царствовало удивительное согласие и взаимопонимание. Но внезапно все изменилось. Слуга Троекурова оскорбил Дубровского во время визита на псарню. Андрей Гаврилович был человеком гордым и не смог стереть обиду. Он уехал из имения Троекурова и потребовал друга отдать слугу ему на суд. Кирилла Петрович тоже был своенравным человеком и счел это за оскорбление. Отношения их испортились. Троекуров создал против Дубровского поддельное обвинение и получил его имение себе. Это сломало Андрея Гавриловича. Когда Троекуров, мучимый совестью, решает извиниться и приезжает к Дубровскому, тот умирает. В этом произведении показано, как из-за глупой гордости может развалиться крепкая дружба и к каким печальным последствиям это может привести.

Большое внимание дружбе уделяется и в романе А.С Пушкина "Евгений Онегин". Ленский и Онегин были связаны крепкой дружбой. Они проводили много времени вместе. Несмотря на разные взгляды на жизнь, они нашли общий язык. Все в их отношениях изменил бал на именины Татьяны. Евгений весь вечер танцевал с невестой Ленского Ольгой. Это рассорило друзей. Ленский, не желая ничего слушать, забыв о связывающих его с Евгением отношениях, вызывает Онегина на дуэль. Из-за небольшого недопонимания они стали врагами. Онегин убивает Ленского на дуэли и его жизнь становиться вечными муками совести. Это произведение доносит мысль о том, насколько необходимо меж друзьями умение выслушать другого, что бы ни произошло, и как трагичен, может быть итог, если этой способности нет.

Итак, дружба очень важна. Без неё невозможно жить. Нужно беречь своих друзей. Нельзя ссориться из-за мелочей, ибо это может вылиться в печальные события. Не нужно затевать вражду: ведь она не приносит ничего хорошего. Индейская мудрость гласит: «Нетрудно раскопать топор войны - сложнее раскурить трубку мира». Зачем же делать жизнь запутаннее, чем она есть, тратя силы на бессмысленное противостояние, если можно просто хранить ту ценность, что уже имеется, и быть счастливым?

Направление "Дружба и вражда" итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Дружба и вражда". К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Наверное, каждый из нас задумывался над тем, каким должен быть настоящий друг. И каков бы ни был итог наших размышлений, мы все сходимся в том, что истинной дружбой можно назвать только отношения, полные искренности, доверия, душевной близости, готовности прийти на помощь в трудную минуту… Тот, кто обрёл в лице другого человека такого верного товарища и сам соответствует высокому званию друга, может смело назвать себя счастливцем.

Но, к сожалению, тот или та, что звались нашими друзьями, не всегда ими являются. Открывая свои сокровенные мысли или протягивая руку помощи другому человеку, мы всегда рискуем, так как «чужая душа - потёмки». И враг, умело скрывавшийся под дружеской личиной, конечно же, самый опасный, потому что ему известно о вас многое.

Русские писатели не раз обращались к сюжетам, где вчерашний друг оказывался страшнейшим врагом, причинявшим герою страдания. Вспомним «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина. Коварный Швабрин, сначала казавшийся Петру Гринёву приятелем, не раз совершает подлости по отношению к молодому дворянину. Алексей Иванович, оклеветав Машу Миронову, вынуждает Гринёва защищать честь девушки на дуэли. Но и на дуэли Швабрин ведёт себя далеко не благородно. Воспользовавшись тем, что Пётр на секунду отвлёкся на спешившего к ним Савельича, наносит тяжёлую рану Гринёву. На протяжении всего произведения мы видим, как Швабрин, недавно притворявшийся другом не только Петра, но и семьи Мироновых, с лёгкостью отрекается от них, от дворянской чести, от императрицы…

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы знакомимся с ещё одним персонажем, который только симулирует дружеское расположение. Печорин неспособен быть другом, но, чтобы играть человеческими судьбами, притворяется внимательным товарищем Грушницкого, а также пылко влюблённым в княжну Мери. Убедив наивного молодого человека в том, что девушка испытывает к нему влюблённость, Григорий Александрович сплетает сеть интриг, в которую попадает и неопытная Мери, полюбившая Печорина, а также самовлюблённый Грушницкий, уязвлённый охлаждением княжны к нему из-за Григория Александровича. Чтобы развеять скуку, Печорин становится режиссёром кровавого спектакля, развязкой которого станет разбитое сердце юной девушки и смерть несчастного Грушницкого, действительно любившего Мери… Лермонтов хорошо понимал, что такое подлость мнимого друга и оставил потомкам переложение мудрых строк Абдуррахмана Джами:

Что от врагов ты хочешь скрыть,
Друзьям не должен говорить.

Да, враг - это человек очень опасный, но неприятель, надевший маску друга, в стократ страшнее. Столкнувшись с таким лицемером, разрушившим жизнь, человек может на многие годы и десятилетия перестать доверять людям и оставаться одиноким. Но всё-таки, как ни велик риск быть преданным, счастье иметь искренних друзей гораздо больше.

(387 слов)

Материал Н.А. Зубовой

"Друг познается в беде" так гласит народная мудрость, но я не совсем согласен с ней. Настоящий друг познается не только в беде, но и в радости. И это доказали многие писатели.
В романе Вениамины Александровича Каверина “Два капитана” показывает нам двух друзей Сашу Григорьева и Мишу Ромашова. Их дружба в один миг заканчивается, так как Миша не смог спокойно смотреть на близкие взаимоотношения Кати Татариновой и Сашки Григорьева, потому что Ромашка сам был в неё влюблен. Миша способен на предательство своего друга, во время войны он бросил раненного Сашку умирать.

Это показывает, что Ромашову вовсе не нужны были друзья, да и способны ли полюбить такого человека. Ведь такие люди как Миша не способны помочь человеку в трудную минуту, да и радости с ним не разделишь.

А Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” показывает нам настоящую дружбу на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Пьер пытается помочь Андрею справится с потерей жены и соболезнует ему. А когда Болконский влюбляется в Наташу, Безухов искренне радуется счастью своего друга. Эти эпизоды показывают отношения Пьера к дружбе, он дорожит своей дружбой с Андреем. Пьер Безухов готов пожертвовать своим счастьем ради друга. Это видно потому как рьяно он пытается помирить Андрея с Наташей, хоть и сам в неё влюблен. Только настоящий друг способен прийти на помощь в трудную минуту, он не умеет завидовать и причинять боль своему близкому другу. Таких друзей способна разделить только смерть.
Таким образом, друг может называться настоящим, если он и в горе поможет и в радости порадуется вместе с тобой.

(252 слова)

Рассуждая о важных людях в своей жизни, мы чаще всего расставляем их в таком порядке – родители, близкие родственники, друзья, знакомые. Родителей и родственников не выбирают, знакомых не впускают слишком глубоко в жизни. И только настоящий друг – это человек, отношения с которым основываются на взаимности, доброжелательности, искренности и симпатии. Вот так случается – встречаются двое незнакомцев и при определенных условиях становятся незаменимыми друг для друга.

Без дружбы жизнь не полноценна. Но только если речь идет о настоящей дружбе – не пустом общении, использовании друг друга в корыстных целях. Как раз это наоборот не приносит нам ничего хорошего. Зачем вам друг, который с вами только потому, что ему больше ничем заняться, и он легко исчезнет надолго, даже не предупредив? Или друг, который с вами говорит одно, аза вашей спиной сплетничает о вас? Или тот, кто общается с вами, только когда ему что-то нужно? Или завистник? Разве такие «друзья» делают жизнь полноценной?

И лучше всего истинная сущность дружбы, как по мне, раскрыта в сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Там в разговоре Лиса с Маленьким принцем говорится, что для того чтобы стать близкими, нужно узнать друг друга. Надо впустить человека в свое сердце, мысли, жизни. И самому войти в его. Это - доверие, и именно оно священно. И это настоящее счастье - быть с кем откровенным и знать, что тебя таким примут и не предадут. И это необходимость в жизни каждого из нас.

(318 слов)

«В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол». В этих словах К. Пруткова образно определенная роль дружбы в человеческих отношениях. Ныне, когда время бежит чрезвычайно быстро, когда ритм жизни приобретает неистовый темп, когда не хватает времени для общения, а телевидение часто заменяет его, как понять что есть Настоящая дружба? Не смешиваются ли эти отношения с поверхностными приятельскими, которые основываются на общности дел и отдыха? Дружба облагораживает жизнь, ее ценили и возвеличивали мыслители древности. Дружба, в оценке Аристотеля, – наинеобходимейшее для жизни: ведь никто не хочет жить без друзей, даже если бы он имел все другие богатства.

Дальше он разъяснял: «Дружба не только неоценимая, а и прекрасная - мы прославляем того, кто любит своих друзей, имеет много друзей - это чудесно, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - это одно и то же. Чрезвычайно высоко оценивается дружба в украинской культуре. Раскрывая большую силу дружбы, Григорий Сковорода приводит слова Плутарха: «Дружба, сопровождая жизнь, не только прибавляет утехи и обворожительности светлым его сторонам, а и уменьшает страдание, и Бог, прибавив к жизни дружбу, сделал так, чтобы все было радостным, приятным и милым, когда друг рядом и вместе с вами утешается. И как бы льстец не ковал бедствие, используя наслаждения и приятности, надо знать, что он ничего радостного не вносит в дружбу». Сковорода учил быть осмотрительным в выборе друзей. Конечно, время вносит свои коррективы, но такие понятия, как дружба, любовь всегда будут оставаться высочайшими ценностями.

Они представляют собой какой-либо таинственный процесс, который невозможно запрограммировать, наполняют жизнь радостью общения, взаимопонимания, эмоционально обогащают его. В психологии понятия «дружба» определяется как стойкие личностно-выборочные межличностные отношения, которые характеризуют взаимную благосклонность их участников, взаимные ожидания соответствующих чувств и отдача преимущества. Развитие дружбы предусматривает следование ее неписаному «кодексу», что утверждает необходимость взаимопонимания, откровенности и искренности. Она предусматривает доверчивость, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.

Серьезные нарушения «кодекса дружбы» ведут к ее прекращению, или к поверхностным приятельским отношениям, или даже к преобразованию дружбы в ее противоположность - враждебность. Наибольшей интенсивности достигает дружба в юношеские годы и в период ранней зрелости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, наибольшая частота встреч и наибольший объем совместно проведенного времени. При этом отношения между друзьями наполнены глубоким эмоциональным содержанием и часто сохраняются на протяжении всей жизни. Дружба выступает иногда своеобразной формой психотерапии. Она разрешает высказать сокровенные чувства, которые переполняют человека, и найти поддержку тех, кто разделяет ее мысли.

Для меня друзья имеют большое значение. Это самые дорогие люди после родителей.

С ними я всегда могу быть откровенным. Вместе с друзьями я быстрее нахожу решение любой проблемы, с ними легче выполнять всякую работу, радостнее проводить свободное время. Я ценю своих друзей, стараюсь не ссориться с ними и помогать им всегда, когда возникает потребность. Итак в самом деле, как утверждает народная пословица, человек без друзей - что дерево без корней.

(467 слов)

Дружба и вражда – эти антиподы всё чаще и чаще встречаются в 21 веке. Дружба-это отношения,основанные на доверии,взаимопомощи и поддержке. А вражда – это противопоставление дружбе. Люди не ценят друг друга, дружбы между друг другом. Поссорившись,можно никогда не вернуть дружбу.За доказательствами своих рассуждений хочу обратиться к примерам из художественной литературы.

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" рассказывается о двух товарищах – Онегине и Ленском. Их дружба была настолько крепка,но вражда позволила эту дружбу разрушить. На дне рождении Татьяны Лариной,Евгений Онегин пригласил на танец возлюбленную Ленского – Ольгу Ларину.Это было со стороны Евгения,как бы отместка. Но эта отместка очень оскорбила Ленского,после чего он пригласил на дуэль Евгения. Дуэль закончилась весьма трагична-смертью Ленского.По началу Евгений не хотел убивать Ленского,но также он не хотел выглядеть трусом в обществе. После смерти Ленского Евгений просто не понимал смысла жизни,ведь он потерял близкого человека.

Также в качестве доказательства своих мыслей могу привести роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", где главными героями являются Печорин и Грушницкий.Грушницкий клеветал на своего друга Печорина,потому что он считал себя лидером,предполагая,что им двоим места нет.После всей этой гнусной клеветы,Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Он считал,что больше ему ничего не оставалось кроме нее.В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.

Здесь
– Темы итогового сочинения 2016-2017 по всем направлениям
процедура написания итогового сочинения (изложения)
– утвержденные критерии оценки выпускного сочинения ;
для школ .
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов .

Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Итоговое сочинение по направлению Доброта и жестокость

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сегодня от многих людей можно услышать, что мир жесток.
Возможно, это действительно так, поскольку часто происходит так, что страдают именно безвинные люди, а те, кто действительно сотворил зло, остаются безнаказанными.
Поэтому многие стали просто безжалостными по отношению к другим.
Более того, те кто однажды проявил свою жестокость, после снова и снова продолжает это делать.
По этой причине в современном мире честность и добропорядочность встречается все реже и это очень печально.

О безжалостности людей пишут многие писатели.
В частности это касается и жесткости по отношению к животным.
В качестве примера можно привести произведение «Муму», которое было написано Тургеневым.
В этой трагической истории рассказывается, как дворник топит любимую собачку по приказу хозяйки. Ему, конечно же, делать этого совсем не хочется и сразу видно, что он не безжалостный человек, однако поступает именно так, а ведь можно было бы сделать совсем иначе. Безвыходных ситуаций нет и всегда можно хоть что-то, но придумать. Такой страшный поступок заставил дворника изменить его жизнь. Он больше не возвращается к своей барыне, а решает жить своей жизнью в деревне. Однако если бы осознание того, что нужно перестать жить, исполняя чьи-то приказы, а начать самостоятельное существование, пришло немного раньше, то собачка бы осталась жива.
Поэтому прежде чем что-то сделать следует сначала хорошенько поразмыслить и только после решаться на тот или иной поступок.

Только с возрастом приходит осознание того, что человеческая безжалостность и жестокость не имеет никаких границ. И оправдать это ничем нельзя.
Я считаю, что ни в коем случае не стоит причинять посторонним, а тем более близким людям вред, ведь после это может вернуться.
Ни одно зло не остается безнаказанным. Поэтому проявлять жестокость это не выход. Нужно быть прежде всего цивилизованными людьми.
И если хочется совершить какой-то жестокий поступок, то для начала необходимо себя поставить на место другого человека.
Понять, как ему будет в такой ситуации?

Особенно тяжело наблюдать за тем, как люди обижают животных, ведь они понимают, что те являются абсолютно беззащитными и при этом все равно издеваются над домашними питомцами. Выгоняют из дома старых собак или котов, которые уже «исполнили свою миссию» и больше не для чего негодны. Но как так можно поступить со старым верным другом? Этого я не понимаю и осознавать мне это очень больно. Также мне неприятно то, что в зоопарке находятся животные, которые когда-то были на свободе, а теперь должны жить в неволе, только ради того, чтобы потешить кого-то своим измученным видом. Это все неправильно и нецелесообразно. Животным нужно помогать едой или подлечивать их, но в клетки сажать – это негуманно и противоестественно.

Такие поступки может совершить только безжалостный человек и оправдать это можно только тем, что такое дело приносит немалые деньги. Но люди забывают о том, что диким животным жить в таких условиях некомфортно.
Так, зачем кого-то принуждать к той жизни, которая ему не нравится?
Я считаю, что в мире и так очень много зла и жестокости, поэтому следует дарить миру хоть маленькую частицу добра и тогда он отблагодарит тем же.
Мы сами решаем, что нам делать и как жить, поэтому не нужно идти у кого-то на поводу, необходимо всегда прислушиваться к своему сердцу и оно обязательно подскажет, как надо сделать, чтобы не затронуть ничьих интересов и не обидеть никого.
Поступать всегда нужно по совести, чтобы это никак не ущемляло права других, поскольку злые поступки разрушают нашу душу и могут привести человечество к деградации.


Итоговое сочинение по направлению: Доброта и жестокость

Доброта – это, прежде всего, одно из лучших качеств и характеристик человека.
Добро делает его обладателя счастливым и заставляет улыбаться других людей вокруг.
Суть у данного понятия одна – положительная черта, которая выполняет функцию счастья и других хороших чувств.
А вот понимание доброты у каждого человека своё, индивидуальное.
Кто-то действительно и серьезно воспринимает добро, а другие люди действует особо не размышляя о том,
хорошие или плохие последствия будут впереди.

Добро, как и любое другое положительное качество, необходимо закладывать в характер ребёнка с детства.
Именно адекватное воспитание и обучение способствует своевременному развитию и учит ребенка принимать верные решения в своей жизни.
Хоть все и понимают добро по-разному, главное – понимают.
Одному трудно догадаться помочь старушке с переходом дороги, а другой даже на верхушку дерева не побрезгует залезть, чтобы снять котёнка.

Проблема воспитания в том, что люди имеют привычку ждать за добро что-то хорошее в обмен, например, равноценное вознаграждение.
И, когда за очередное хорошее дело человек не получил «приз», то он мысленно делает для себя отметку, что впредь и навеки такого больше не повторять, так как это бессмысленная трата времени и сил. А разве добро должно вознаграждаться в обязательном порядке?
Нет, ни в коем случае, ведь любой добрый поступок, совершённый в сторону ближнего, - это, прежде всего, поступок для самого человека.

Доброта способствует тому, что человек становится счастливым, приобретает отличный авторитет в обществе, чувствует себя лучше, нравится своему окружению, подаёт пример другим людям, в том числе и детям. Если ждать чего-либо в жизни стоя на одном месте, то толку не прибавится.
Именно по этой причине следует творить добро, притом от чистого сердца, помогая людям, и неважно – родному человеку или незнакомцу.
Каждый, кто получил частичку доброты, запомнит этот поступок и тоже станет немного счастливее.

Итоговое сочинение по направлению: Доброта и жестокость

Люди бывают жестоки друг к другу, потому что не могут сочувствовать и сопереживать. Тогда человек думает только о своих потребностях, не учитывая интересы и желания окружающих. Например, одна из современных звёзд шоу-бизнеса говорит так: «Ради своего успеха я могу идти по головам, мне плевать на всех». Эти слова могут служить девизом людей, способных быть жестокими. Чтобы доказать правильность этого мнения, обратимся к произведениям литературы.

В рассказе Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» говорится о том, как жестоко относятся одноклассники к талантливой девочке по имени Светка. Особенно её не любили девчонки, демонстрируя брезгливость и пренебрежение. Какая была у них потребность в этом? Всё элементарно – зависть. Чужой талант вызывает в людях, замкнутых только на себе и своих потребностях, жуткое раздражение и неприятие. Талантливого человека они готовы растоптать и уничтожить, к чему и стремятся изо всех сил. Почему сам рассказчик жесток к Светке? Здесь совсем другая позиция: у него с другом есть потребность ловить рыбу, а Светка, по их мнению, мешает им это делать, распугивая потенциальный улов своим пением. Ради удачной рыбалки они готовы не пускать Рыжую на озеро, и им плевать на её любовь к пению и природе.

Проблема жестокости поднимается в повести В. Железникова «Чучело». Как и в предыдущем примере, сюжет основывается на конфликте толпы и личности. Ленка Бессольцева – честная, удивительно добрая и духовно сильная девочка. Её неприятие толпой неизбежен, потому что потребности разные. Ленка стремится к добру, а весь класс к мести. Толпе всё равно, кому мстить, и им попалась в качестве жертвы эта девочка. Примечательно, что вместе со всеми в травле участвует и настоящий виновник неудавшейся поездки в Москву – Димка Сомов. Он предал класс, так как у него была потребность хорошо выглядеть в глазах классной руководительницы, и плевать ему на всех. Он предал Ленку, так как у него была потребность не оказаться на её месте, и плевать ему на Ленку. Самая жуткая сцена – избиение девочки и сжигание чучела, одетого в её платье. Сколько ненависти в этих детях! Почему они такие? Здесь мы видим упоение властью, иллюзию вседозволенности - это уже потребность толпы быть единой в своём порыве, могущественной в своём единстве. Человек, попавший в толпу, обречен быть жестоким, иначе его просто растопчут.

На примере этих двух девочек, Светки и Ленки, мы можем утверждать, что жестокость проявляется от неспособности ставить себя на место другого, в отсутствии чувства сопереживания.


Итоговое сочинение по направлению: Доброта и жестокость

Сострадание и бескорыстная помощь людям всегда помогает в тяжелых жизненных ситуациях,
делает людей терпимее друг к другу и поднимает настроение.

Милосердие избавляет нас от жестокости, насилия, враждебности.
Люди, которые имеют эти качества, является лучшими на планете.
Главное, чтобы поступки были реальными, а не оставались только словами.
На словах мы все друг друга любим и всегда готовы помочь, на деле все обстоит совсем не так.

Милосердие и доброта помогают сделать мир красивее.
Люди, проявляя эти качества, охотнее будут общаться друг с другом, настроение будет улучшаться.

Главное в наше время прививать эти два качества молодежи, на поступках показывать им, что людей нужно уважать, ценить и помогать.
Нужно, чтобы дети понимали, что каждый человек может попасть в тяжелую ситуацию независимо от уровней дохода,
а дружественная помощь всегда придется кстати.

Первым делом нужно всегда начинать с себя. Каждый человек должен прогнать со своего сердца злобу, ненависть и неприязнь,
простить былые обиды, ссоры, забыть старые огорчения и склоки, и жить с сердцем наполненным добром и милосердием!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица