Искренность в отношениях – первое условие для сближения. Человек искренний - это кто

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Искренность в отношениях – это то, в чем нуждается каждый из нас, это универсальное желание. Но по странному стечению обстоятельств все мы, желая быть искренними и ожидая искренности, так редко удостаиваемся этого счастья. Почему? Ответ выглядит странным: мы не знаем, что такое искренность. К сожалению, то, что и мы сами, и другие люди часто называем искренностью, на проверку оказывается никакой не искренностью, а банальной жестокостью. Давайте порассуждаем.

Когда в отношениях боль достигает своего предела, когда терпеть уже нет более никаких сил, наступает момент, который мы и привыкли называть «искренностью», хотя на самом деле, это не более чем приступ отчаяния или попытка отмщения. «Хочешь начистоту? Я думаю, ты меня никогда не любила. Ты мне постоянно врешь, меня обманываешь. Ты думаешь я не понимаю, что тебе со мной плохо? Что тебе все не нравится? А я терплю всё» — говорит молодой человек своей девушке. И спроси его: «Ну чего ты ей наговорил?» А он ответит: «Чего я «наговорил», ничего не наговорил. Просто сказал ей все, как есть, начистоту, правду сказал».

И вот теперь вопрос: он сказал «правду» или он попытался отомстить ей за свои обиды и разочарования тем, что он назвал «правдой». Сказать «правду» — это еще не значит быть искренним, такая «правда» — это оружие, это боезаряд. Если бы с этой «правды» отношения начинались, это было бы другое, но сейчас, после того, как боль и ненависть накопились, это уже не правда, а способ побольнее ударить, способ отомстить. И хотя мы рассмотрели мужской пример, этим средством отмщения пользуются представители обоих полов и всех возрастов.

Если мы хотим быть искренними, то мы должны прежде всего быть искренними с самим собой. Если человек, с которым мы устанавливаем близкие отношения, нам по-настоящему дорог, то мы с легкостью откажемся от своих претензий (ожиданий и требований), причем сделаем это искренне и от всего сердца. Если же наши принципы и взгляды, наше представление о жизни нам дороже, то незачем и мучиться, это пагубная стратегия.

Формирование искренних и по-настоящему близких отношений с другим человеком – это большой труд. Но это отнюдь не труд по налаживанию компромиссов, это труд по определению приоритетов: что важнее – он или я с моими желаниями, взглядами и претензиями? Если мы будем честными с самими собой, то в нас не будет этого ужасного внутреннего напряжения, которое так часто разрушает отношения.

Искренность – это не то, что следует искать, искренность – состояние, в котором я должен пребывать сам, если действительно хочу таких отношений. В противном случае моя искренность окажется не искренностью, а жестокостью, которой я расплачиваюсь за нанесенные мне травмы, по моей же, впрочем, вине.

Искренность в отношениях это когда каждый из двух людей, состоящих в этих отношениях, искренен с самим собой. Искренность – это полнота моего отношения к другому человеку, если я искренен, во мне нет и не может быть «второго дна». Так что такое труд по созданию искренних отношений, как не моя внутренняя работа? Да, это именно внутренняя работа, работа по отказу от собственных требований и по определению приоритетов. Мы должны осознать главное: то, что мы делаем в отношениях с другим человеком, это не любезность с нашей стороны, это наша работа для нашего блага. Я желаю вам счастья и любви! Ваша Лия

Получайте новые статьи блога прямо себе на почту!

Есть ли искренние чувства в современном мире и как их распознать? Человек в течение жизни приобретает различный опыт. Не всегда позитивный и часто болезненный опыт в отношениях формирует «броню» и искренность проявить «смерти подобно». Но есть люди, которые пережив многое, не утратили способность искренне проявлять свои чувства.

Что значит искренность?

Искренние чувства - это неподдельное, естественное проявление эмоций, рождающихся в человеке. В основе понятия искренность лежит слово «искра». Чувство, зарождается как искорка, и тут же проявляет себя во внешнем мире, согласовываясь с поведением, мимикой и внутренним состоянием человека в момент демонстрации искреннего чувства. Искренность подразумевает:

  • проявление чувств в «чистом», незавуалированном виде: радость, печаль, гнев, злость, зависть;
  • открытость человека;
  • честность;
  • ясность мыслей;
  • искреннее отношение не только к другим людям, но и к себе.

Психология искренности

Феномен искренности в психологии изучается социальными психологами. Искренность формируется в детском возрасте. Маленький ребенок еще не совсем понимает, чего требуют или хотят от него родители, но безошибочно отличает матери и отца. Экспрессия ярко проявляет себя через мимику, жесты, интонацию голоса. Мама ругает ребенка, говорит сердитым голосом, но он видит, что лицо не сердитое, значит ругается «неискренне», понарошку. Искренность человека можно считывать через невербальные проявления:

  • симметричное отображение эмоций на правой и левой стороне лица;
  • во время беседы заинтересованный взгляд в сторону собеседника;
  • свободная согласованная жестикуляция.

Искренность и честность - разница

Понятия «искренность» и «честность» часто считают синонимичными, они схожи, но неодинаковы. Чем отличается искренность от честности:

  1. Искренность – эмоциональный феномен, выраженный в прямом, не анализируемом человеком проявлении чувств: эмоция зародилась внутри и сразу же проявила себя во внешний мир.
  2. Честность – морально-социальный феномен, происходит от «чтить», «уважать», «почитать». Честных людей принято в обществе уважать. Честность связана с поступками человека.
  3. Искренность – согласованность речи с внешними проявлениями (конгруэнтность).
  4. Честность – включает в себя искренность и правдивость с опорой на моральные ценности.

Искренность - нужна ли она сейчас?

Искренность - это черта характера и для людей, выросших в семье, где поощрялось любое проявление чувств, сложно сдерживать себя в эмоциональном плане. Таким людям приходится непросто в обществе, ведь искренность подразумевает трансляцию как , так и отрицательных. Искренность считается качеством зрелой личности, готовой противостоять насмешкам, клевете и оставаться самой собой. Искренние чувства всегда будут востребованы, потому что:

  1. Любому человеку, даже тому, кто сам неискренен важно искреннее отношение.
  2. В семье – искренность показатель доверия и зрелых отношений между супругами;
  3. В развитии ребенка, искренние эмоции и чувства - необходимый элемент воспитания гармоничной личности.

Как проверить мужчину на искренность чувств?

Какая девушка или женщина не мечтает о взаимных чувствах со своим партнером? Не всегда понятна степень искренности со стороны мужчины, так как сильный пол дозировано проявляет любые чувства, ведь по природе мужчине «положено» быть сдержанным. Искренность чувств партнера можно распознать по следующим критериям:

  • слова мужчины не расходятся с его поступками и действиями;
  • ему нравится заботиться о любимой женщине;
  • в трудную минуту искренне сопереживает и старается снизить дискомфортное состояние партнерши;
  • для него важно совместное времяпрепровождение;
  • дарит подарки;
  • готов на многое ради своей любимой;
  • ревность в разумных пределах также может являться показателем искренних чувств.

Как проверить женщину на искренность чувств?

Честность и искренность залог доверительных и успешных . Что такое искренность в отношениях, сильному полу бывает сложнее понять искренна с ним любимая или притворяется из-за своих эгоистических целей. Некоторые мужчины, пытаясь в этом разобраться, доходят до крайности и начинают следить за каждым шагом своей девушки. Искренние чувства со стороны слабого пола проявляются следующим образом:

  • теплота, с которой женщина общается с любимым;
  • она дарит свои чувства, не требуя чего-то взамен;
  • болезненно относится к флирту мужчины с другими женщинами;
  • видит в мужчине больше положительных качеств, а недостатки принимает как есть;
  • много времени уделяет внешности, чтобы быть привлекательной для него;
  • интересуется с неподдельным интересом жизнью любимого человека;
  • разделяет с партнером и радость и печаль.

Как распознать искренность подруги?

Дружба - это прежде всего искренность, так полагают женщины. Само понятие очень энергоемкое. Женщины – существа ранимые и эмоциональные и во многих аспектах являются друг дружке скорее соперницами: кто красивее, успешнее или больше пользуется успехом у мужчин. Настоящая искренняя дружба между женщинами обладает огромной ценностью и это подарок, который нужно беречь. Проявления искренности подруги:

  • хранит все секреты и обсуждаемые тайны;
  • ей можно «поплакаться в жилетку»;
  • уважает интересы и моральные ценности подруги;
  • искренне радуется успехам и печалится, когда преследуют неудачи;
  • не флиртует с бойфрендами своих подруг;
  • всегда к месту выскажет критичное мнение, если от этого зависит положительный исход ситуации;
  • понимает без слов;
  • умеет прощать.

Как развить искренность?

Как научиться искренности и реально ли развить это качество в себе? Психологи утверждают, что как и любой навык, искренность можно развивать с помощью практических действий:

  1. Общение с искренними людьми . Если обратить внимание, такие люди как бы окружены особой энергетикой и харизмой, к ним тянутся другие. Неискренний человек не привлекает такого внимания.
  2. Чтение соответствующей психологической литературы . Полезно тем, что поэтапно даются задания по прокачиванию навыка искренности.
  3. Избавление от комплексов . Часто нерешительность, робость и застенчивость мешают быть искренними с другими, любой шаг в сторону искренности вызывает болезненные мысли о своем несовершенстве и страх «что обо мне подумают?»
  4. Открытость . Если окружение вызывает доверие, почему бы не попробовать раскрыться, проявить свою доброжелательность, теплоту и участие даже к незнакомым людям. Только так человек может получить опыт искреннего самовыражения.
  5. Работа с речью . Холодные интонации в голосе могут являться признаками неискренности или равнодушия.

Как понять молодого человека? Как узнать, как он к вам относится? Как проверить, искренен ли он с вами?

Иногда в середине отношений, когда влюбленность еще есть, но нет определенности, появятся ли настоящие чувства, способные соединить на всю жизнь, у девушки возникает ощущение неуверенности в будущем. Сомнения в искренности его чувств губительно для женской самооценки и могут привести к разрушению отношений.

Если вы задумываетесь по поводу искренности вашего партнера, влюбился ли он по-настоящему, или сказал заветное для вас «люблю» как очередной возлюбленной, не придавая большого значения, тогда стоит обратить внимание на некоторые моменты.

Признаки искренней влюбленности

  • Вы обратили внимание на изменения в его одежде? Он стал больше следить за собой, старается выглядеть презентабельно, сделал модную стрижку, сменил ежедневную одежду на менее удобную, но более красивую. Это говорит о его заинтересованности произвести впечатление и желании нравиться.
  • Влюбленного мужчину выдают его взгляды украдкой, когда вы этого не замечаете. Он готов любоваться вами, если вы этого не видите, а встретившись взглядом, может даже смутиться. Если вы ощущаете, что ему приятно любоваться вами, это может быть подтверждением его восхищения и любви.
  • И что насчет его готовности оказать вам поддержку при необходимости? Если у вас возникают проблемы, все равно, какого плана, он следит за вами со стороны, наблюдая за вашими страданиями, или откликается, предлагая помощь? Признаком настоящего чувства является его искреннее намерение помочь вам.
  • Его желание общаться и проводить время с вами показывает, что к вам он ощущает душевное притяжение. Показателем любви может быть желание рассказать вам о волнующих его событиях. Он поделится происшедшим с ним эмоционально и даже сбивчиво. А вот ровная и гладкая речь может быть подтверждением предварительной отрепетированности рассказа на нескольких слушательницах. Если его речь будет соответствовать строгой грамматике, остерегайтесь – он намерен «охмурить» вас! Потому что, рассказывая любимому человеку, парень на волне вдохновения вряд ли будет старательно подбирать слова, скорее воспользуется оборотами и словечками, употребляемыми среди друзей. И эта непосредственность как раз будет свидетельством его искренности.
  • Как он относится к изменению вашего настроения? Вы счастливы и он счастлив? Отлично! Ваше плохое настроение вызывает у него злость и раздражение? Плохо! Это подтверждает отсутствие у него глубоких чувств. Любя, парень сделает невозможное, чтобы только вы были счастливы.
  • Важным показателем любви парня служит его желание познакомить вас с друзьями и родными. Если молодой человек не настроен на серьезные отношения, он не будет вводить вас в свой ближний круг. Если он предпочитает встречи с вами подальше от знакомых, значит, вы ему нужны, скорее для приятного времяпровождения. И если случится незапланированная встреча, на которой он своим друзьям представит вас как коллегу или знакомую, тогда вероятней всего любви к вам у него нет.

Как увидеть его неискренность

  • Манера говорить – когда во время разговора произнесенную фразу можно истолковать неоднозначно – говорит одно, а имеет ввиду что-то другое. Неуверенность – когда движения, поступки, фразы мягкие и осторожные. Очень хорошо это заметно по вождению автомобиля.

Игра – постоянное желание порисоваться, выдавая себя за кого-то другого.

Мнимое самоуничижение, призванное создать иллюзию искренности: «Не думаю, что тебе это интересно – это наши с коллегами дела» . На самом деле: «Не собираюсь об этом рассказывать, не твое это дело»

Шутки и показные самоупреки помогают партнеру ограничить доступ к информации вместо простого объяснения, почему он не может или не хочет об этом сказать.

  • Комплименты – один из явных методов выявления фальши. Нормальный мужчина избегает витиеватости, а восхищение светится просто в его глазах. Человек, желающий поразить, воображая себя мнимым романтиком, часто использует заготовленные шаблоны.
  • Любая неискренность хорошо проявляется в обстоятельных беседах, при этом заготовки рассыпаются, а остается единая точка зрения по какому-то поводу, которая не зависит от момента задавания вопроса. Если человек нечестен, логическая последовательность рассуждений способна его ложь разрушить.
  • Отношения, построенные на сексе, вряд ли говорят о любви. Утолив свой голод, он может расстаться с вами без сожаления.

Обладая истинными чувствами к женщине, мужчина старается считаться с ее эмоциями, не настаивая сразу же на сексе, с пониманием ожидая, когда она сама будет к этому готова.

  • Часто девушки ошибаются, думая, что потраченная на нее сумма говорит о его любви. Имея деньги, мужчина хочет их тратить и выглядеть в глазах окружающих обеспеченным и успешным. Девушка, находясь в этот момент рядом с ним, становится для него тоже объектом для показательных выступлений.

Подарки мужчины, даже дорогие, не станут однозначным подтверждением любви к одариваемой женщине. Просто у него есть деньги, и он их тратит!

И напоследок….

Многие люди, желая убедиться в искренности собеседника, стараются видеть его. Интересно, что ученым удалось доказать, что изменения голоса служат гораздо более надежными индикаторами, чем выражение лица. Ощущение уверенности в надежности и прочности ваших отношений формируется у вас благодаря пониманию, что вы всегда можете рассчитывать на искренность и честность партнера. Если вы хотите искренних и долгих отношений, то стоит и самим быть искренними с теми людьми, которые вас окружают, а также любят и ценят.


Три года назад, когда умер мой дедушка, многие люди пришли проститься с ним и выразить нам свои соболезнования. Я знал, кого действительно потрясла его смерть, а кто пришел только потому, что чувствовал себя обязанным придти. Я помню одну пожилую женщину. Она сидела возле меня и одним своим присутствием вызывала у меня раздражение. Она сказала положенные в подобной ситуации слова так, словно выучила их наизусть: "Я сожалею", "Он был хорошим человеком", "Время лечит раны" - и так далее. Меня удивило то, что те же слова из уст других звучали иначе. Кто-то без слов мог передать свое участие, сочувствие и скорбь. В чём же была разница? Состояние, в котором я находился, позволило мне понять, кто говорил от всего сердца, а кто - лишь по необходимости. Что же означает - "говорить от всего сердца"? И почему это так важно в отношениях между людьми?

Определить заинтересованность собеседника несложно по тому, как он слушает Вас: по взгляду, по сосредоточенности, по чувственной реакции. «Говорить от всего сердца» - значит говорить открыто о своих мыслях, чувствах и идеях. Это кажется простым, но не так просто на самом деле. Открытость и искренность необходимо развивать, также как и другие положительные черты характера.

Посмотрите на влюблённых в начале отношений: они искренни, открыты и максимально внимательны друг к другу. Мир переливается всеми цветами радуги, в глазах счастье, на устах любовь. Но куда все это уходит спустя некоторое, чаще всего недолгое, время?

Что-то происходит, и один из влюбленных, чаще всего женщина, начинает сомневаться в искренности чувств своего избранника, ей начинает казаться, что он совсем не дорожит ею. Хотя это и не так. Пока не так.

Существует мнение, что все хорошее заканчивается, в том числе и любовь. Некоторые психологи утверждают, что у любви есть 4 фазы: весна, лето, осень, зима - и даже описывают этих фазы! Не кажется ли Вам это чем-то очень знакомым? Стоп! Да это же теория историка Тойнби! Да вот только относится она к развитию цивилизаций и народов, но никак не к нашим чувствам и работе над ними.

Не задумывались ли Вы над тем, почему некоторые люди сумели сохранить свою любовь на всю жизнь? Как им удалось это? Известны случаи, когда человек, побывав на приеме психолога, возвращался к периоду своей влюбленности.

Наша жизнь полна рутинных вещей, которые способны убить любовь. Даже принцессы совершают то, что совершают все люди: едят, пьют, спят, устают и не всегда хорошо выглядят. Связь, основанная на искренних, открытых отношениях, связь от всего сердца, способна спасти нас от рутины и сохранить наши чувства друг к другу.

Подсознательно мы пишем сценарий поведения, которому затем следуем. А искреннее поведение не нуждается ни в каком сценарии. Искренне то, что мы делаем не потому, что обязаны это делать, а из личного стремления, от чувств, которые меняются каждую минуту. Когда мы ведём себя открыто, наше поведение непостоянно: сейчас мы говорим, что мы счастливы, а через полчаса отчего-то грустим.

Подумайте о людях, которые живут вместе и встречаются после длительного рабочего дня: до какой степени честно относятся они друг к другу и действительно ли уделяют друг другу достаточно внимания? Чаще всего они совершают свои обычные ежедневные дела, мало обращая внимания на эмоциональное состояние другого: расставляют покупки по местам, готовят ужин, укладывают детей спать. У каждого из них, разумеется, были приятные и неприятные моменты в течение дня, но кто может выделить время и силы, чтобы вечером еще и выслушивать про взлёты и падения другого?

Мы сами строим стены и воздвигаем барьеры неискренности в отношениях с самыми близкими людьми, а потом удивляемся, куда уходит любовь? В то же время, при искренних отношениях, люди чувствуют эмоциональное состояние и настроение другого без слов, по поведению и даже жестам, что не так просто, как может показаться. Ведь нередко люди САМОСТОЯТЕЛЬНО и ДОБРОВОЛЬНО закрывают для других, даже самых близких, свой внутренний мир. А это мешает построить открытые отношения.

Почему это происходит?

Все мы очень тонкие и чувствительные, все бережем свой внутренний мир от «грязных сапог», которые могут там потоптаться, все боимся получить душевную травму. Большинство из нас на разных этапах жизни были ранены другими людьми и затем долго и тщательно воздвигали вокруг себя стены для защиты своего Я от вторжений извне.

А при открытых отношениях люди даже не нуждаются в разговорах: они сами без лишних подсказок понимают эмоциональное состояние партнера и пытаются помочь ему. В таких отношениях есть главное – внимание! И что очень важно – обоюдное внимание!

Поведение, основанное на открытости, - это спонтанное поведение, но многие из нас просто боятся его. Мы любим делать всё привычно, без излишних изменений и сюрпризов, но с течением времени вдруг обнаруживаем, что наши отношения завяли, стали скучными, пресными и искусственными. Мы делаем всё только потому, что мы должны это делать. И отношения начинают остро нуждаться в чём-то, чтобы выжить.

Толя и Оля – пара за 30. Оба были разведёны. Они вместе уже 2 года, их отношения дороги обоим, оба чувствуют себя счастливыми потому, что нашли друг друга. Первый год их встреч был волнующим и романтичным, они умудрялись быть вместе почти каждую ночь и много разговаривали по телефону. Оба любили эту открытость и честность, которая характеризовала их отношения, потому что оба мучались от одиночества в предыдущем браке, и каждый искал более эмоциональную, глубокую и существенную связь.

После года встреч они решили создать семью и перешли жить в Олину квартиру, где с ними жили и двое ее детей от предыдущего брака. Однако очень скоро они заметили, что начали удаляться друг от друга. Самое удивительное то, что это начало происходить именно после начала совместной жизни. Внезапно появились различные проблемы, которые требовали решений.

Вспомните себя - у многих пар совместная жизнь вносит резкие изменения в отношения. Хотя причины у всех разные. Оля хотела доказать детям, что она их не оставила, не забыла, и в результате Толя чувствовал себя одиноко по вечерам, хотя ночью Оля всегда была с ним.

Толя обижался, но опасаясь, что Оля подумает, будто он хочет отдалить её от детей, всеми силами старался не злиться и пробовал придумать, куда можно сходить всем вместе. Вскоре все это напомнило ему его отношения с бывшей женой. Она удаляла от него детей, потому что он много работал и часто приходил домой поздно. Это была её месть. Она создала коалицию против него. Толя начал чувствовать, что он снова живёт прошлой жизнью, но, когда попробовал поговорить с Олей о своих чувствах, не встретил понимания с ее стороноы. Вместо того, чтобы попытаться понять его, она вдруг стала защищаться.

Оля тоже понимала, что они отдаляются, причём она чувствовала, что именно это может разрушить в конце концов их отношения. Из-за этого ей приходилось вести себя прямо противоположным образом: с одной стороны, она изо всех сил старалась уделять внимание Толе, но в то же время понимала, что тогда он будет чувствовать себя ещё одним ребёнком, и не хотела допустить этого. С другой стороны, она злилась и обвиняла его в ревности к детям и в том, что он отнимает её у детей. Оля чувствовала, что она разрывается, и что не может удовлетворить желания и детей, и Толи. В результате и к ней стали приходить мысли, что прошлое возвращается в ее жизнь. Бывший супруг тоже бывало говорил, что она не уделяет ему должного внимания.

В жизни каждой пары, например, через пару месяцев после начала близких отношений, возникают серьёзные проблемы, с которыми эта пара должна справиться. Иначе неизбежно расставание с бурными сценами и выяснением отношений. Сильные чувства, такие как злость, раздражение или страх потери, только усиливают проблемы. В итоге два в общем-то любящих друг друга человека позволяют чувствам управлять их судьбой.

А происходит это потому, что мы закрываемся в себе, прячемся за стенами, которые были построены давным-давно, и за пределы которых мы разрешили себе выйти лишь на короткое время. Разумеется, это легче, чем быть открытыми и делиться своими сокровенными мыслями чувствами, потому что в этом случае существует опасность не встретить ожидаемого понимания и снова пережить прошлые обиды и разочарования.

Давайте посмотрим, как происходит разговор между Толей и Олей. Оба уже закрылись, спрятались каждый за своим забором. Обратите особое внимание на подтекст каждой реплики:

Оля: «Что случилось, Толя? У тебя весь вечер было плохое настроение?»
(Это обычное поведение женщины, она хорошо знает, в чём причина, но боится коснуться её.)

Толя: «Да нет, нормальное у меня было настроение».
(Толя уклоняется от ответа, он предпочитает скрывать свою злость и недовольство.)

Оля: «Может быть, ты все-таки скажешь, в чем дело? Ты был грустным весь вечер!»
(Оля атакует, и Толя, как и все мужчины в этом случае, особенно если он рассержен, зол или чем-то недоволен, делает ответный удар.)

Толя: «Откуда тебе знать? Ты ведь все это время провела с Верой?»
(Толя действительно атакует её, но при этом даёт ей понять причину своего поведения)

Оля: «Все время? Я была с ней максимум час! Но я видела, что ты не в духе».
(Оля защищается, но и пытается в то же время показать, что несмотря ни на что он находился в поле её внимания)

Толя: «Неужели? Не думаю, что это так».
(Здесь Толя закрылся. Он предпочитает не видеть, что Оля обращала на него внимание)

Оля: «Я не знаю, что ты хочешь от меня, но ты знаешь, что я должна помочь ей в математике».
(Здесь Оля показывает себя как настоящая женщина, она уже защищается из бункера)

Толя: «Да, я знаю, что должна помочь, всё в порядке».
(Толя лезет в свой бункер и сворачивает разговор)

Оба закрыты и защищаются, вместо того, чтобы поговорить откровенно и выяснить, что же волнует другого на самом деле. Откровенный разговор возможно и не решил бы проблемы, но как ни странно в данном случае это совершенно не важно.

Есть много проблем, у которых нет решения. В откровенном разговоре Оля рассказала бы о своих безуспешных попытках уделить внимание и детям, и Толе одновременно, она бы рассказала о своём страхе потерять его и те отношения, которые есть между ними.

Толя, со своей стороны, рассказал бы о его желании быть с ней, о понимании того, что она должна уделять внимание и детям тоже, он рассказал бы ей о своем страхе снова пережить прежнюю жизнь с бывшей женой.

Никто из них не ожидает, что найдётся выход, потому что его просто нет, но у обоих освободится место для общих чувств, даже если в большинстве случаев речь идёт о чувстве страха, разочарования или злости.

Когда люди рассказывают друг другу о своих страхах, а они чаще всего и являются основной причиной разлада в отношениях, партнер стремится помочь преодолеть эти страхи, развеять пустые сомнения. Злость же только закрывает сердца. Открытые и искренние люди знают, что хотя для многих проблем нет решения, но их тяжесть существенно уменьшается, когда супруг готов выслушать и понять Вас.

В случае Толи и Оли проблема заключалась в том, что Толя не успел ещё построить отношения с детьми Оли, они для него ещё не стали своими. Но система отношений с ними все равно будет выстроена позже. И этому не должно мешать недовольство мамы Толей. Ведь дети подсознательно копируют реакции родителей, а с недовольными тобой людьми шанс построить нормальные отношения - очень и очень маленький.

Тем не менее, Толя и Оля сумели поговорить искренне, открыв свои сердца, мысли, и души, и оба поняли, когда они провели этот разговор - разговор открытых сердец - что хотя ничего не изменилось, всё изменилось кардинально. Изменилось их отношение к этому союзу, возросло чувство доверия, и проблема, хотя и осталась, просто перестала быть проблемой, во всяком случае, перестала быть такой опасной. Потому что когда люди говорят от всего сердца, даже о негативных чувствах и эмоциях, например, таких как страх, связь между ними только усиливается.

А ведь это и есть цель.

Материалы исследований
израильских психологов
обработаны

Экология здоровья: У каждого человека есть индивидуальная схема терапии, то есть некое направление, в котором он присутствует. Речь, скорее, идет о том, чтобы в своем сознании, жизни, в своей методологии совместить эти принципы. Разобравшись в том, что представляет собой каждый из них, и как бы интегрировав их, вы можете организовать уже свою личную практику, которая, условно говоря, будет вашей личной, уникальной СУЗ.

Система управления здоровьем (СУЗ) – это научно-обоснованная система восстановления здоровья и профилактики его расстройства во всех сферах жизни: от физической до духовной.

Ее цель – здоровье и здоровая самореализация, а ценности – принятие, честность, ненасилие.

Основной инструмент СУЗ – искренний обмен переживаниями в открытом целенаправленном диалоге с единомышленниками.

Когда я познакомился с этой Системой управления здоровьем, то обратил внимание на то, что по своей сути она очень созвучна Терапевтическому Смысловому фехтованию (ТСФ).

Так возникла идея узнать у основателя и руководителя Школы "Система управления здоровьем" Дмитрия Шаменкова, чем телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) и СУЗ могут обогатить друг друга.

Дмитрий, как Вы думаете: можно ли попробовать сделать такое направление ТОП на базе СУЗ и на основе фехтовальных практик?

У каждого человека есть индивидуальная схема терапии, то есть некое направление, в котором он присутствует. Речь, скорее, идет о том, чтобы в своем сознании, жизни, в своей методологии совместить эти принципы. Разобравшись в том, что представляет собой каждый из них, и как бы интегрировав их, вы можете организовать уже свою личную практику, которая, условно говоря, будет вашей личной, уникальной СУЗ.

Более того, каждый человек делает это постоянно. На уровне нашего сознания мы интегрируем довольно много инструментов, превращая этот «набор» в некий свой вид персональной терапии. СУЗ вполне достаточно для того, чтобы создать основу. А дальше ее можно расширять любым другим рабочим психотерапевтическим инструментом.

- К вопросу о честности. В телесной терапии основной постулат: «Тело не врет». Что Вы об этом думаете?

Если говорить о телесной реакции, то сложно вводить какие-то категории, типа «врет - не врет». С точки зрения Теории функциональных систем (кстати, аббревиатура ТФС удивительно созвучна с вашей ТСФ), понятие точности передачи информации, условно говоря, правда это или не правда, возникает только относительно цели. Не существует некой абсолютной правды, которую можно было бы идентифицировать, - она всегда относительна. И в этом плане подход, что «тело не врет», относится лишь к некой ситуации, в которой человек или организм находится.

Например, человек едет за рулем автомобиля, а перед этим он употребил психоактивное вещество, и у него начались галлюцинации. Тело ему конкретно посылает сигнал в этот момент времени, он физически ощущает, что у него черви под руками, мешают ему руль держать, а фактически их нет, - получается, что тело может и врать. Все зависит от того, что происходит в психике человека.

С физиологической точки зрения, цель определяет восприятие. Например, человек подходит к начальнику с мыслью, что тот неприязненно к нему относится. Значит, в этом контакте человек начинает коммуникацию с изначальной внутренней предустановкой, которая не соответствует действительности. А тело будет отражать эту установку, довербальный настрой. В данном контексте выходит, что тело не врет, в широком смысле. Оно, так или иначе, отражает какой-то доминирующий паттерн в сознании. Однако распространять на всю реальность мысль, что тело не врет, нельзя.

Личная практика научила меня четкому осознанию, что может быть по-разному. Начиная разговор, я часто видел, как мои барьеры мешали диалоговой коммуникации. Тело мне как бы подсказывало: «Дмитрий, - условно говоря, - поберегись» - там чего-то. Но, проходя внутрь диалога, прорабатывая в диалоге какие-то свои переживания, мне удавалось существенно изменить свой взгляд на жизнь.

А тело откликалось на это изменение. Поначалу оно говорило одно, реагируя на прежний мой взгляд, на старое представление о реальности, а в ходе открытого диалога все оказывалось совсем по-другому. Поэтому в СУЗ исцеляющей силой обладает сам по себе открытый диалог.

- А любой диалог, как и любое взаимодействие в живых системах, всегда строится вокруг цели.

– Конечно. Поэтому центральным понятием в СУЗ является цель. И, учитывая, что цель определяет наше восприятие, любая форма целеполагания, основанная исключительно на прошлом представлении, а не на живом диалоге, в СУЗ ставится под сомнение.

Поэтому для меня намного большее значение приобретает здоровый диалог, в котором мы стремимся сохранять хорошее самочувствие. По большому счету, оно не зависит от внешних факторов: ответственность за свое хорошее самочувствие я принимаю на себя, а во всем остальном руководствуюсь диалоговым процессом. Стремлюсь лучше услышать человека, с которым взаимодействую. Фокус основных СУЗовских практик ориентирован на то, чтобы максимально прочувствовать свои переживания, самого себя, лучшим образом их выразить в кругу единомышленников и при этом ясно слышать собеседников, которые вошли в этот диалог.

В этом смысле наша система позволяет проработать очень глубокие проблемы, потому что действует именно групповое поле, созданное благодаря этим правилам коммуникации. Это как живой организм, как муравейник. Скажем, клетки, составляющие человеческий организм, равноправны в своей основе, а из любой клетки можно воспроизвести целиком весь организм.

Это глубочайшее равноправие, которое присутствует одновременно при некоей функциональной разности клеток, и дает возможность созданному по такому же образу сообществу обладать мощным потенциалом исцеления. Такая взаимоподдержка и доверие помогают человеку обнаружить в себе и проговорить то, что он меньше всего хотел озвучивать и скрывал от окружающих.

Это уже групповая динамика. В терфехте абсолютно такие же принципы, и мы даже говорим: «Все мы равные, все мы разные». Как известно, при групповой психотерапии часто у кого-то возникает психологическое сопротивление. Как Вы его убираете?

Никак, потому что если бороться с сопротивлением, то это только его усилит. И здесь работает лишь возможность создания внутреннего собственного пространства принятия, осознание того, что я имею дело со своими проекциями, и что у меня возникает некое насилие по отношению к кому-то, что он якобы должен быть каким-то не сопротивляющимся. В этой ситуации именно мое глубокое принятие, позволение происходящему быть и помогает человеку раскрыться. Он изнутри чувствует это доверие и физически ощущает возможность и допустимость такого раскрытия.

В ходе этой практики обнаруживаются до такой степени глубинные травмы, которые человек в себе осознает, что об этом люди обычно не говорят. Я не знаю, доходят ли люди до такой глубины на приеме у психотерапевтов, но здесь у них получается вербализировать и прямо выразить свое истинное переживание. Люди выражают себя не в образах, ходя вокруг да около, а прямо и открыто, без стеснения. Это позволяет человеку стать самим собой, то есть самоактуализироваться, в первую очередь, – стать равным самому себе. И уже через этот инструмент самоактуализации по-настоящему себя реализовать.

Можно ли такое искреннее выражение переживаний, позволяющее избавиться от идеализирования себя и других, назвать смирением?

Да, это является, по сути, смирением, если рассматривать понятие «смирение» как возникшее от слова «мир» и эквивалентное миру и себе в нем. Это смирение именно как равность миру, в более широком контексте, но не избавление, не подавление неких чувств и ощущений. Поэтому цель этой практики – выражения переживаний – заключается в том, чтобы стать эквивалентным себе самому, своей цели исцелиться.

«Исцеление» от слова «цель» здесь в данном случае. Это не означает избавление от переживания, потому что избавление от переживания само по себе – это в том или ином смысле некое непризнание права этого переживания на то, чтобы быть. Соответственно, это непризнание самому себе права на то, чтобы быть. Переживание, которому мы не позволяем реализоваться в жизни, в каком-то смысле есть вытесненная часть самих себя. Однако такая искренность возникает в том случае, если я осознаю цель этого действия.

Важно осознавать: искренность возникает не вследствие правильно сказанных слов или фактов, а вследствие моей эквивалентности по отношению к цели, с которой я это делаю. Иначе это будет некая попытка использовать психологическую технику для того, чтобы манипулировать реальностью – какая тут искренность? Смысл такой, чтобы максимально быть эквивалентным самому себе в ходе выражения переживаний. Система управления здоровьем – это целостная интегральная практика синхронизации с реальной жизнью.

В терфехте большое внимание уделяется проработке довербального настроя. Когда есть негативный довербальный настрой, допустим, иду к человеку, а уже имею «камень за пазухой», то у меня и общение не будет складываться.

Внутренняя задача, которая лежит в основе искреннего выражения переживаний, заключается в том, чтобы в первую очередь услышать другого человека, прежде чем пытаться выразить ему что-то. Без наличия представления, в каком состоянии, в какой позиции находится другой человек, без прояснения боли, с которой он встретился, особенно, в конфликте, я не могу выразить себя соразмерно этой ситуации.

Поэтому если я буду говорить точные слова, максимально фактически, но при этом следовать намерению доказать что-то, исходя из долженствования, что мир должен быть другой, человек должен быть другой, – то я тем самым буду обманывать самого себя и окружающих.

Свою миссию, если говорить про человеческое сознание, вижу в том, чтобы впрямую показать то, что именно отношения являются ключом к здоровью. Это главное. А поймет ли человек, как он дальше будет работать над отношениями, поймет ли он значение цели в этих отношениях, в точности коммуникаций – это уже вторичный момент. Рано или поздно он, может быть, дойдет в информационном пространстве до понимания, что цель все определяет.

А почему СУЗ не говорит о прощении? Прощение, с точки зрения психологии и духовных практик, способствует исцелению и здоровью.

На самом деле СУЗ много о чем не говорит, не только о прощении. Суть СУЗа, в конечном итоге, - упрощение. Это не задача создать много слов и сущностей, которые могли бы быть полезными, будучи осознаны после десятков лет безуспешных попыток что-то понять. СУЗ – это, как вершина горы, если смотреть на нее сверху.

Понятно, что у горы есть много частей: подножие и прочее. Но когда ты стоишь на этой верхушке, то можешь увидеть все. Это своеобразный символ, который своей целостностью уже помогает ко многому прийти. Если говорить про место прощения в системе СУЗ, то оно заключено в его основе. Сама способность прощать развивается естественным образом по мере практики. И специально моделировать ее не нужно.

На мой взгляд, зачастую формальное прощение уводит человека в сторону. Поясню. Цель определяет восприятие и поведение любой живой системы. Соответственно, если я продолжаю действовать, с целью манипулировать реальностью, в которой нахожусь, и использовать для этого прощение, то ничего хорошего из этого не получится.

Практика базовых основ позволяет прийти к прощению, но естественным путем. Прощение происходит совершенно естественно, искренне. Это вдруг, как открытие, озаряет человека, чтобы он простил. Это отнюдь не вынужденный акт, когда он пытается родить прощение человека, которого на самом деле ненавидит. Это вызывает внутренний конфликт и ни к чему хорошему не приводит. Здесь некое следование модели: «я такой хороший, такой замечательный – простил».

В этом смысле даже не могу вспомнить, чтобы я в своей жизни видел людей, которые через силу кого бы то ни было по-настоящему простили. Формально – да, прощают, в том смысле, что не будут делать другому гадости, - такого полно сплошь и рядом. А вот истинного глубинного прощения, чтобы оно возникло специально, искусственно, нарочито я не видел. В СУЗ нет такой практики только по этой причине. Удивительно получается, что само по себе прощение лежит в фундаменте управления здоровьем, и человек естественным образом к нему приходит, практикуя базовые шаги.

- Что такое в Вашем понимании ненасилие, безусловная любовь и принятие?

Эти понятия взаимосвязаны. Для меня ненасилие – это в высшей степени проявление честности. Возникновение некого желания противоборствовать реальности, которая меня окружает, в том числе, с моими внутренними проблемами и переживаниями, является только лишь циклическим процессом, который отсоединяет меня от подлинной реальности, делает меня «неживым». Для меня ненасилие – это, в первую очередь, ответственность и осознание самого себя и своего места в мире, в котором я нахожусь.

Для того чтобы исцелиться, мне нужно осознать, что все происходящее со мной есть результат моих целей. Никто и ничто не вызвало эти чувства, переживания и ощущения – их источником являюсь я сам. Это дает мне ключ к динамике, к развитию. Здесь же происходит принятие, открывается место для любви, потому что, по большому счету, мне не остается других вариантов взаимодействия с реальностью.

Я принимаю свободу другого человека с позиции, что он мне ничего не должен, я принимаю его, согласится он со мной или нет. Это свободное движение к общей цели, в котором я не связываю свое личное внутреннее состояние с поведением или состоянием другого человека. Таким образом, я не становлюсь зависимым от него человеком, который вынужден манипулировать другим для того, чтобы улучшить свое состояние. Такого рода свободное взаимосодействие для меня является тем, что можно назвать словом «любовь».

Эти слова эмоционально заряжены, и под ними у людей кроется много разных мировоззренческих концепций и убеждений, с которыми совершенно не хочется спорить. В этом плане я готов принять любую точку зрения, но меня всегда интересует практический результат.

Человек может рассказывать все, что угодно, про безусловную любовь, принятие, ненасилие – я способен это спокойно услышать и принять как факт, что реальность такой тоже бывает. Но меня интересует одно: когда человек приходит ко мне и говорит, что у него есть проблема, то я задаю ему простой вопрос: «Если у тебя есть проблема, и ты пришел ко мне, осознаешь ли ты, что всех твоих знаний и концепций недостаточно, чтобы решить твою проблему?» Это важно для человека осознать.

Можно говорить о понятиях и неких концепциях до бесконечности. Но все начинается с момента возникновения конкретной общей цели. Тогда начинается реальный диалог, и можно выйти к каким-то пониманиям. Поэтому, по сути, в процессе решения каждой проблемы нужно всегда открывать уникальное понятие, определение смысла, скорее даже, чувства того, что такое ненасилие и чувство насилия, чтобы понять ненасилие; чувство принятия и неприятия: прочувствовать, прожить это неприятное, - тогда становится понятно, что такое приятное.

Так же и чувства условной любви, безусловной любви и чувство нелюбви. Когда это прожито и прочувствовано, тогда все становится на свои места. И тогда у человека может возникнуть свой уникальный язык, которым он целенаправленно в определенных ситуациях сможет свои переживания донести до другого. Это, наверное, самая важная ценность, которую можно ожидать от подобного терапевтического процесса.

- Необходимо ли делать над собой физическое усилие для поддержания здоровья и хорошей физической формы?

Здесь стоит идти от слова «необходимо» – к вопросу «что такое здоровье?». Если рассматривать нормально функционирующую живую систему, то она не может взаимосодействовать с окружающим миром без реализации силы, скажем так. А реализация силы, как мы знаем, с точки зрения психофизиологии, происходит полностью автоматически.

И человек, даже при специальных инструментах и целенаправленном внимании, в принципе, не может ее осознать, потому что есть задержка восприятия около 250 миллисекунд... В экспериментах прямо доказано, что, так или иначе, сначала генерируются эти реакции, процессы, а потом только человек это осознает, «догоняет». И любая попытка применять некое насилие является ограничением своей способности жить. Применять-то, пожалуйста, можно, но вопрос в том, куда это ведет.

Наверное, один из наиболее ярких примеров – это знаменитый ультрамарафонец Мика Тру, который в 58 лет пробежал ультрамарафон. И, казалось бы, своим образом жизни всем показывал, как важно и нужно как раз преодоление себя. Но, к сожалению, он в 58 лет умер во время утренней пробежки. Как известно, физические перегрузки приводят к увеличению риска смерти.

Если рассматривать с физиологической точки зрения, то ответ на ваш вопрос очевиден. На самом деле в ходе своей естественной жизнедеятельности, когда человек здоров, то с радостью преодолевает трудности, потому что их возникновение – это естественная часть жизни, которая неминуемо возникает. К тому же, у человека есть запрограммированное в опыте положительное подкрепление, связанное с преодолением трудностей. Например, я могу испытывать очень негативное чувство при наличии голода.

Но если я иду, например, в ресторан – кушать с друзьями, то не испытываю резких негативных чувств. Хотя чувство голода – одно из самых сильных негативных чувств. То же самое и удушье: одно дело человек, которого душат, например, и другое – пловец, который сознательно нырнул куда-то и выныривает. На пути выныривания он не испытывает сильного удушья, хотя концентрацию кислорода имеет сравнимую с концентрацией газа человека, которого душат.

Он испытывает даже положительные ощущения. Поэтому здесь, когда речь идет об усилии, насилии, навязывании каких-то действий, я знаю, что речь идет о подмене понятий, подмене целей. Знаю, что не произойдет естественного развития человека, если он будет действовать через «не хочу», вместо того, чтобы реализовывать то, что он по-настоящему хочет, и гореть этим, и жить этим.

Для того чтобы человек был счастлив, жив, здоров, ему, безусловно, нужна физическая активность – она является естественной. Более того, можно элементарно проэкспериментировать. Просто взять взрослого мужчину, половозрелого, здорового и сказать: «Сядь, пожалуйста, один час и просто посиди на одном месте». И потом посмотреть: легко ли ему усидеть на месте час. Это стоит большого труда. Поэтому нет необходимости, что-то специальное делать. Опять же жизнь, если к ней честно относиться, дает много поводов для того, чтобы что-то сделать физически.

В этой связи расскажите, пожалуйста, о вашей физической, телесной практике. Она дополнительная, но все же есть в СУЗ.

Скажу так, наша практика очень наглядно отражает общий подход вообще к физической практике, как я ее вижу, и показывает, почему ее не так много у нас. Должен сказать, что мое отношение к физической практике глубоко положительное. Я сам физически довольно активный человек: много хожу, плаваю – люблю это делать. И много труда в моей жизни. В основном, это функциональная активность: не люблю деятельность, которая не приводит к результату.

Для меня результат – временное увеличение мышечной массы или временное благополучие тела – лишь временный, а мне нужен долгосрочный результат. Я абсолютно не верю ни в какое накопление мышечной массы, знаю, насколько это вредно для организма, для здоровья. Мне хорошо известно, как устроена система саморегуляции. Поэтому я понимаю, что закладывается и дает результат именно то, чем мы регулярно занимаемся, на постоянной основе. Отсюда и подход к системе управления здоровьем.

Изначально это была простая система. Она формировалась, когда я претерпевал чрезвычайно тяжелый период в своей жизни. Тогда у меня была полностью разрушена жизнь: я потерял здоровье, у меня было предраковое состояние, я пребывал в жутких зависимостях. У меня была разрушена социальная жизнь, и я потерял семью. По большому счету, я сам себе не принадлежал. У меня была куча проблем, долгов, и я не мог вообще ни о чем думать даже.

Что-либо предпринимать у меня не было физической возможности и сил: любая мысль о том, чтобы что-то сделать, вызывала отторжение и желание убить себя самого. Состояние было тяжелейшее. И в этом моменте я понимал, что не могу схватиться за всё. Мне нужно было что-то предельно простое, то, с чего я могу начать, и при этом делать это всю оставшуюся жизнь. Я понимал, что регулярность имеет принципиальное значение.

И тогда, честно посмотрев правде в глаза, я понял, что максимум, что я могу сделать – это быть максимально честным с людьми, учиться их принимать, могу делиться своими переживаниями, могу молчать. Я понял, что это тот максимум, который я смогу делать на протяжении всей оставшейся жизни, формируя, таким образом, динамический стереотип в управлении здоровьем. И если я это реализую, то, как опыт показал, уже сверху на этот стержень может быть нанизано все, что угодно.

Я довольно быстро выкарабкался из этого состояния, благодаря этой практике и ничему другому – у меня не было никаких других возможностей. Только потом они появились. В первую очередь, я начал чувствовать свое тело, потому что продолжительное молчание этому способствует. Сначала у меня на это не было и часа, поэтому я научился каждый микромомент времени использовать для того, чтобы восстанавливаться. Я мог быть где-то в дороге и понимать: сейчас у меня есть 15 минут, и я смогу сонастроиться сам с собой.

Вместо того чтобы думать о чем-то, нервничать, напрягаться, я научился синхронизироваться с жизнью в эти моменты. В конечном итоге, когда я стал более долго практиковать, то начал чувствовать потребности тела в движении: необходимость потянуться, как-то размяться, раскрыть грудную клетку, активно подышать, вытянуться. И я стал учиться слушать свое тело и быть внимательным к его потребностям, ощущениям, его движениям.

Таким образом, ощущение тела, осознаваемое движение, эта плавность, чувство включения в пространство – были для меня основополагающими. В результате такого отношения к себе, возникает уже вариант идеомоторного движения, когда мы прислушиваемся к внутренним ощущениям, потребностям тела, начинаем видеть этот образ, осознавать на уровне чувств, как надо правильно плечо вперед подать или выдвинуться. И возникает практика, которая визуально напоминает восточные «мягкие» единоборства, типа, тай чи, у-шу. Но к этому я пришел абсолютно интуитивно.

В этом плане то, что вы делаете в терапевтическом фехтовании, является для меня новым каким-то шагом к раскрытиям. И, благодаря нашему диалогу, у меня чуть-чуть расширилось представление вообще в принципе о терапии через единоборства. Через отношения, через диалоги я всегда стремлюсь развиваться, с радостью и открытостью обращаюсь к ним, потому что, допустим, наш диалог может дать мне больше в плане практики, чем какие-то попытки формально что-то практиковать, потому что вы искренне живете этим процессом.

И я понял в этом нашем диалоге то, что сама по себе практика терапевтического фехтования, по сути, отражает диалог на физическом уровне. Это тот же самый открытый диалог, о котором мы говорили, но не на вербальном уровне, а на телесном. В этом смысле, думаю, что в отличие от спорта высоких достижений, от соревновательных каких-то вещей, здесь есть общая цель: научиться слышать своего соперника, быть соразмерным ему и, осознавая эту общую цель – а все-таки общая цель – здоровье в этом процессе, – двигаться в этом цикле, нащупывая эти грани.

Действительно, терапевтический поединок – это диалог, в котором необходимо видеть, слышать, чувствовать и понимать другого, и на каждый поединок обязательно ставится конкретная цель и задача. Иначе человек невнятно входит в фехтовальный диалог и невнятно выходит из него, без терапевтического результата. Как Вы верно сказали: «Цель все определяет и позволяет исцелиться, стать эквивалентным самому себе».

Приведу один пример из своей практики. У меня был забавный эпизод. Моя супруга была беременна нашим старшим сыном, уже на восьмом месяце. И я предложил ей поиграть в настольный теннис. А она никогда до этого толком не играла. Мы начинаем с ней играть, и мяч постоянно вылетает с поля. И поскольку она была в положении, я постоянно бегал за мячом. Я стал уже думать: что это за игра такая, когда я постоянно бегаю?

И тут меня осенило: «Юль, а ты мне скажи, какая у тебя цель, когда ты бьешь по мячу?» – «Я тебе гол хочу забить». – «Юля, - говорю, - смотри: цель игры в теннис заключается не в том, чтобы забить гол, а в том, чтобы мяч был над столом, в игровом пространстве. Тогда получается игра». Как только я ей это объяснил, то возникло ощущение, как будто человека подменили, и на ее месте появился, как минимум, второразрядник или, может, даже перворазрядник теннисист.

У нас пошла такая скоростная игра, в которой, практически, было невозможно скинуть мяч. И уже возникало желание проявить резкость какую-то или сильно ударить только потому, что это стало интересно. В этой метафоре хочу показать: а нужно ли оно, это насилие? Если мы находимся в диалоге с самим собой, с миром, с другими людьми, даже в поединке, и понимаем, какая у нас общая цель, то мы оба стремимся к ней.

Это Вам будет инетерсно:

Если стараемся лучше услышать другого, лучше себя проявить, начиная с простых вещей: не с того, чтобы схватить палку и подраться, а с этапа чувствования, ощущения в этом диалоге, - то постепенно мы придем к моменту высшей степени реализации в этом единоборстве, а соответственно, и в повседневной жизни. Для меня в этом смысле даже наш диалог сейчас стал важным открытием и развил интерес, желание что-то еще в этом плане изучить, сделать и, возможно, уделить больше внимания этому аспекту жизни. За что вам благодарен.

- Спасибо, Дмитрий, меня тоже обогатил наш диалог, и то, что Вы сказали про «терапевчески-смысловой» теннис , именной такой же подход присутствует и в терфехте как в духовно-ориентированной телесной практике. опубликовано

Интервью: А. Сигутин



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками