Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)

Программу составили: педагог ИЗО: Салимова В. А. методист: Лозко В.Ю. Ханты-Мансийск

«В детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность»
(В. А. Сухомлинский)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое) . А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы показывает, что полноценное художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без его морально-нравственного воспитания. Личность как и художественный образ являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.

Нравственные качества дошкольников активно развиваются через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.

Так же, отличительной чертой данной программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Данная программа формирует у детей творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:

  • И.А. Лыковой «Цветные ладошки» ;
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» ;
  • Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» ;
  • Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет» ;
  • А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» ;
  • Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.

Программа имеет полное методическое обеспечение, демонстрационный и раздаточный материал, содержит методические рекомендации, конспекты занятий по всем возрастам.

Цель программы: Развитие творческих и умственных способностей, познавательной активности через занятия изобразительной деятельности.

Педагогические задачи:

 Обучающие

  1. Сформировать у дошкольников первоначальные знания об изобразительном творчестве.
  2. Ознакомить с основными понятиями художественной деятельности, выразительными средствами и способами изображения.
  3. Прививать умения и навыки в работе с карандашами, красками, бумагой, пластилином и другими материалами, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для детей форме.
  4. Познакомить детей с нетрадиционными техниками.

 Развивающие

  1. Способствовать развитию способностей изображения через воспитание у детей умение наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить в них общие и различные черты, выделять главное.
  2. Развивать познавательные процессы эстетического восприятия: образное и пространственное мышление, воображение, внимание, память.
  3. Развивать творческие способности ребенка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.
  4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев и моторные функции рук.
  5. Способствовать развитию сенсомоторики.
  6. Способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
  7. Развивать коммуникативные навыки.

 Воспитательные

  1. Воспитывать у детей нравственно-волевые качества: потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость) , преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы.
  2. Воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками - установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность.
  3. Воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки.
  4. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам.

 Здоровьесберегающие

1. Научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.

Разделы программы:

Основы художественного изображения

Художественный труд

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 2 до 7 лет (2-мл. – подготовительная группы) .

Срок реализации: 4 год обучения.

Формы организации образовательного процесса:

  • ООД (организованная образовательная деятельность)
  • Деятельность кружка ИЗО «Волшебные пальчики»
  • Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ)
  • Приглашение мастеров ДПИ в гости
  • Посещение музеев, детских выставок
  • Участие в выставках и конкурсах

Организация образовательной деятельности в группах по основной программе:

Возраст детей: вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Период: 4 года.

Занятия проводятся: 1 занятие ООД в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году)

Длительность одного занятия: в группе раннего развития – 8-10мин.

в старших группах – 10-15 мин

в младшей группах – 15-20 мин

в старших группах – 20-25 мин

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В.А.Сухомлински

Задачи направления:

Формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.

Данное направление осуществляется с детьми от двух до семи лет. «Содержание образовательной области «Художественное творчество» направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

  1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

– Рисование

Развитие восприятия, обогащение сенсорного опыта путем выделения формы предметов.

Развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой. Формирование умения аккуратно пользоваться материалами.

Аппликация знакомство с приемом образование с целью создания выразительных приемов.

Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций.

  1. Развитие детского творчества

Развитие интереса к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Содействие возникновению чувства радости от самостоятельно нарисованного.

Развитие интереса детей к изобразительной деятельности. Обогащение сенсорного опыта, развитие органов восприятия.

Развитие эстетического восприятия. Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством.

  1. Приобщение к изобразительному искусству

Формирование основ художественной культуры. Развитие интереса к искусству. Закрепление знание об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства.

Работа в направлении художественно-эстетического развития нацелена на полноценное психическое развитие детей, на развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.

  1. Эстетическая развивающая среда.

Формирование интереса к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дома, где живут дети. Привлечение внимания детей к своеобразному оформлению разных помещений.

Художественно-эстетическое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

В разных возрастных группах программа предусматривает:

Развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.);

Формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;

Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

Развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;

Приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

В программе представлен новый раздел «Культурно-досуговая деятельность», включающий самостоятельную художественную и познавательную деятельность ребенка, праздники и развлечения как основу творчества детей и формирования их интересов.

В программе впервые представлено описание эстетической предметно-развивающей среды , выделены направления работы по ее созданию.

Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструированию (с игровым строительным материалом в младших и средней группах, в старшей и подготовительной группах к этому добавляется работа с бумагой и природными материалами), основными задачами обучения которому являются развитие у детей элементов конструктивной, проектной деятельности и творчества.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

    специально организованное обучение;

    совместная деятельность педагогов и детей;

    самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

    групповые и подгрупповые занятия,

    праздники,

    развлечения,

    дидактические игры,

    выставки рисунков и поделок,

    занятия в библиотеке,

    создание рукописных книг,

    участие в конкурсах детского изобразительного творчества;

В детском саду организована работа дополнительных услуг художественно - эстетической направленности

Юлия Тришина
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству . Н. А. Ветлугина

Экономические и политические изменения в развитии нашего государства ставят цель перед учебно-воспитательным процессом дошкольного учреждения на всестороннее развитие ребенка , как духовно богатой, эстетически воспитанной Личности. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают все предпосылки для художественно- эстетического развития детей . В связи с этим в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно - эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всестороннего развития . Для этого следует особое внимание обратить на художественно -эстетическое воспитание детей уже с раннего возраста , причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты

Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно - эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество , эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Художественно -эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим художественно - эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом : дети получают первые художественные впечатления , приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности , среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно - эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие , способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. А так как художественные и эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания. Так как художественно –эстетическая деятельность развивает пространственное , логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно-эстетическом развитии , для того чтобы он мог развиваться всесторонне . Для этого педагоги ДОУ должны так организовывать свою деятельность, чтобы во всех режимных моментах дня раскрывать детям красоту окружающего мира, помогать им увидеть ее прелесть и подбирать такие слова для описания этой красоты, которые будут доступны сердцу ребенка. Интегральный способ художественно - эстетического воспитания учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми. Художественно - эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях его деятельности, а это подтверждает морально-нравственную функцию художественно - эстетического воспитания. Поэтому только реализуя полноценное художественно - эстетическое воспитание и развитие ребенка , педагоги ДОУ обеспечивают в будущем становление такой Личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

В сложившейся ситуации с принятием нового ФГОС каждое ДОУ самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности на решение этой проблемы. Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, которая зависит от успешного решения многих воспитательных задач Коллектив нашего ДОУ проводит углубленную работу по формированию художественно - эстетической культуры детей , уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств обучения, содружеству медицины, психологии и педагогики. Специфическое содержание художественно - эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы ДОУ, мы выделили следующие структурные компоненты эстетического воспитания :

Эстетическое образование , закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно - практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

Эстетическое самообразование и самовоспитание , ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Для успешного освоения программ по художественно -эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать весь педагогический процесс, который состоит из взаимосвязанных между собой следующих компонентов : развивающих , воспитательных, образовательных и практических . Ожидаемый результат всей работы заключается в расширение степеней свободы развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей ) : его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей , формируется коллектив, их воображение и мышление , дети нескованные страхом перед неудачей или насмешкой, а раскрепощенные, развиваются познавательные и творческие способности ребенка, художественно -эстетическое мировоззрение.

Для получения ожидаемых результатов в нашем ДОУ создается система работы по художественно -эстетическому воспитанию, которая включает в себя :

Обновление содержания образования (выбор программ и технологий, специально организованное обучение) ;

Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды );

Организация учебно-воспитательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями) ;

Координация работы с другими учреждениями и организациями ;

Создание условий для самостоятельной деятельности детей .

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всего коллектива ДОУ и конечно же родителей воспитанников ДОУ. Каждый сотрудник нашего ДОУ берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования . Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, тесно связанного с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Сам процесс художественно -эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанных звена : приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно -эстетическую деятельность, художественное образование . В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей , вариативность, систематичность и последовательность. При отборе методов, форм и приемов обучения коллектив ДОУ учитывает такие критерии, как :

· комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

· целостное развитие личности ребенка ;

· разнообразные методы , учитывающие потребности ребенка;

· игровая организация обучения, способствующая двигательной

активности детей ;

· актерские способности воспитателя, способствующие превращению

детей в действующих лицах .

Вся работа в нашем ДОУ учитывает изменения в ФГОС и строится на принципах личностно-ориентированной модели, которая обеспечивает эмоционально- психологическую защищенность ребенка, его доверие к миру, радость существования, формирование начал личности ребенка. Тактика общения педагогов ДОУ с детьми строится на сотрудничестве в трех направлениях : специально организованное обучение; совместная деятельность педагогов и детей ; самостоятельная деятельность детей Тактичная передача педагогами эстетических вкусов, отношений к окружающему миру, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания детей . Специфика эстетического общения с детьми строится на обмене личностными представлениями, переживаниями, оценками того или иного продукта художественной деятельности . Эстетика общения - манера поведения, облик и речь педагогов, вкусы, ассоциативные впечатления, глубина, оригинальность, аргументированность суждений соотносятся с собственными представлениями детей об идеале личности , о гармонии облика, убеждений, поведения человека.

В работе по художественно - эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности эстетического восприятия, так как воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. Общим педагогическим условием развития художественно -эстетических способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности Оценка эффективности работы по художественно -эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы . Показателем результативности художественно - эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений . Сформированность этих качеств определяет высокую эстетическую культуру молодого человека и готовность творчески относиться к окружающей жизни, своему труду. Критерии эстетической воспитанности личности - это широта эстетической потребности, т. е. способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; качество эстетической потребности, которое выявляется в художественном вкусе и идеала ; активная творческая деятельность, как исполнительская, так и авторская, касающаяся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Выявление результатов художественно -эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус . Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития .

На основании вышесказанного сделать следующие выводы :

Художественно - эстетическое воспитание действительно занимает важное место в системе образовательно -воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом : ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет природа, труд, окружающая нас действительность : быт, семья, межличностные отношения, то есть все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно и это не случайно. Кроме того, художественная деятельность обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Для художественно -эстетической деятельности детей нам , педагогам, важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки и творчества. Профессионализм и мастерство педагога во взаимодействиях с ребенком должно включать в себя : уважение к личности ребенка, теплоту взаимоотношений, подкрепляя ее тактильным контактом и доверительностью, поощрение самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы, формирование позитивных взаимоотношений, направленных на формирование художественно -эстетическую деятельности детей

Проблема художественно -эстетической воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей. Новая модель дошкольного образования ориентируется на результаты, педагогический процесс данной модели включает целенаправленные, организованные взаимодействия педагога и ребенка в ДОУ и семьи. Обеспечение процесса обучения программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является важным средством эстетического воспитания дошкольников . Опытные педагоги способны посредством художественно -эстетической деятельности воспитать подлинные эстетические качества личности : вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Специфическое содержание эстетического воспитания определяется как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

И если формы организации работы по данному вопросу разнообразны , то и результаты проявляются в различных видах деятельности. Так знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством

Литература.

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985

2. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп : АСТ : Астрель, 2005.

3. Дошкольная педагогика , Под ред. В, И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

4. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. – М.: Наука, 1986

5. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. – Самара : Бахрах, 1998.

6. Ожерельева О. К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста . / О. К. Ожерельева // Начальная школа. 2002. - №6.– с. 58-63.

7. Торшилова Е. М. Шалун, или мир дому твоему : Эстетическое воспитание дошкольников / Е . М. Торшилова // Дошкольное воспитание . – 2001.-№9.

8. ФокинаТ. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т . Фокина // Дошкольное воспитание . – 1999.-№1.-с. 35-38.

9. Эстетическое воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.

10. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Уч. пособие для ВУЗов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Изд. центр «Академия» , 2002.

Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

    Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

    Становление эстетического отношения к окружающему миру.

    Формирование элементарных представлений о видах искусства.

    Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

    Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

    Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:

    Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

    Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

    Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

    Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

    Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

    Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

    Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

    Формировать интерес к окружающим предметам.

    Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

    Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

    Художественное восприятие произведений искусства:

    Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

    Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

    Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

    Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

    Дать элементарные представления об архитектуре.

    Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

    Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

    Художественно-изобразительная деятельность:

    Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

    Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

    Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

    Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

    Развивать воображение, творческие способности.

    Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

    Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

  • Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте

    Эстетическое восприятие мира природы:

    Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой

    Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры

    Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение

    Эстетическое восприятие социального мира:

    Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях

    Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей

    Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира

    Формировать знания о Родине, Москве

    Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов

    Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение

    Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире

    Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки

    Художественное восприятие произведений искусства

    Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес

    Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства

    Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства

    Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д.

    Развивать представления детей об архитектуре

    Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма

    Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи

    Содействовать эмоциональному общению

    Художественно-изобразительная деятельность

    Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности

    Развивать эстетические чувства

    Учить создавать художественный образ

    Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать

    Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события

    развивать художественное творчество детей

    Учить передавать животных, человека в движении

    Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы

Людмила Окунева

Вокруг нас то и дело появляются новые идеи, термины, направления деятельности . Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. Друг за другом то появляются, то пропадают новые названия. За каждым из них подразумевается новое направление . Как часто мы слышим, новое – это хорошо забытое старое, может быть тогда нужно пользоваться старыми названиями?

Естественное течение жизни дает отрицательный ответ. Хорошо забытое старое возрождается, как правило, при появлении нового. К тому же два разных варианта – старый и новый – в деталях обязательно будут отличаться.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности.

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно -эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Художественно -эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей .

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Искусство (словесное, музыкальное, изобразительное) выполняет этическую и эстетическую функции детей дошкольного возраста. Особенность восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства заключается в том, что с их помощью ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, добро и зло, красоту окружающего мира, переживая и проживая содержание произведений искусства. Процесс общения с произведениями искусства (книгой, музыкой, картиной, народной игрушкой и др.) является одним из определяющих в интеллектуальном, личностном (в том числе мировоззренческом) и эстетическом становлении человека, в его способности к самореализации , в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством (программа «Успех» ).

В своей работе мы придерживаемся примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основными целями и задачами которой соответствии с темой нашего методобъединения) являются :

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно -творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия , образных представлений, воображения, художественно -творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества , интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) ; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Итак, перейдем к непосредственному содержанию психолого-педагогической работы в области художественно -эстетического развития.

В части приобщения к искусству программа предлагает нам развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие , содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства .

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты, подводить к различению видов искусства через художественный образ .

Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.

Уже с младшего дошкольного возраста, через игровую деятельность мы стараемся приобщать детей к созданию мира красоты через наведение порядка в групповой комнате, умением следить за своим внешним видом, тем самым, утверждая их в понимании того, что красота – дело рук человеческих.

Использование выразительных техник чтения детских произведений способствует возникновению положительного эмоционального отклика у детей на литературные произведения. Организовать занятия стараемся таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия). Для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Мы стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища : при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций.

Регулярные выставки детских работ с обсуждением, рассматривание различных картин и иллюстраций художников способствуют дальнейшему восприятию произведений искусства.

В изобразительной деятельности программа предлагает нам развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда) .

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Как видите, предыдущие пункты во многом сходны по содержанию. А, значит и методы и формы работы остаются неизменными. Рисование – это своеобразная игра с образами и цветом, в которой находят выход чувства и переживания ребенка. Рисование и лепка не только способствуют развитию восприятия, воображения и творческой активности, но и помогают переживать сильные эмоциональные впечатления, как позитивные, так и негативные. Поэтому необходимо всегда обращать внимание на то, что рисуют дети в свободное время и ни в коем случае не критиковать непонравившиеся рисунки, а постараться понять, какие переживания побудили ребенка нарисовать именно это. Вы, наверно, поняли, что речь идет о методе наблюдения за деятельностью детей, а это, как раз и может быть методом построения образовательной траектории (по ФГОС ) ребенка, его индивидуализации образования.

К сожалению, в детский сад приходит много детей, которым дома родители не позволяли пользоваться карандашами, красками и пластилином, переживая, что они все вокруг испачкают, а ведь, чем раньше ребёнок начнёт манипуляции с вышеназванными предметами, тем в дальнейшем у него будет больше уверенности в себе, он быстрее будет развиваться умственно, так как еще В. А. Сухомлинский сказал : «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детском рисунке, тем умнее ребёнок».

Поэтому, хочется обратить особое внимание на создание уголка ИЗО в групповой комнате.

В соответствии с требованиями ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде уголок ИЗО должен быть доступным и безопасным; давать возможность для самовыражения. А это значит, что в уголке ИЗО в свободном доступе должны постоянно лежать карандаши, мелки, краски, бумага, шаблоны. Помимо традиционных кисточки и карандашей можно положить ватные палочки, диски, коктейльные трубочки, кусочки поролона. Тем самым мы стимулируем детей к рисованию с воображением, экспериментированием.

В конструктивно-модельной деятельности программа предлагает нам подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота) . Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и др.).

Изменять постройки двумя способами : заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд) .

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету : дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Для стимулирования творчества можно предложить детям придумать собственные фигуры. Если детям трудно или их фантазия быстро заканчивается, можно предложить построить фигуры, придуманные воспитателем. Например , поезд, башню, лесенку, цветок или мост (ворота) и т. п.

В музыкальной деятельности программа предлагает нам воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Познакомить с тремя музыкальными жанрами : песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти.

Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный, эмоционально на нее реагировать.

Музыка – это одно из наиболее мощных средств воздействия на эмоции человека.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего коллектива. Музыкально - фольклорный материал направлен на то , чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор, русская классика и музыка для детей. Используется в аудиозаписи и современная музыка, доступная для восприятия детям. Сценарии составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль.

В музыкальные занятия включаются игры с использованием русских музыкальных инструментов. Знакомить с ними детей начинаем уже с младшего возраста : показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Эти инструменты также находятся свободном доступе у детей в группе.

Итак, в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной деятельности должны использоваться формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям и мы, безусловно, стараемся не допускать как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей.

Согласно целевым ориентирам дошкольного образования в раннем возрасте, несмотря на термин «ранний возраст» , это же применимо и к детям 2-й младшей группы к концу учебного года :

Ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Однако, мы не должны забывать, что, согласно ФГОС , целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, а результаты работы могут использоваться исключительно для решения одной из образовательных задач : индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)

Успешность художественно -эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.

Только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления, фантазии – не хаотично, а в определенной органической логике.

Внимательно прослушав наше сообщение, Вам, уважаемые педагоги, не составит труда отгадать кроссворд.

1. Восприятие какого народного творчества предполагает ФГОС ? (фольклор)

2. Основной рабочий документ воспитателя? (программа)

3. Чему способствует использование выразительной техники чтения детских произведений? (эмоциональному …отклику)

4. Совокупность художественно образных форм произведения действительности. (искусство)

5. Один из методов использования построения образовательной траектории ребенка. (наблюдение)

6. Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. (творчество)

В итоге, по вертикали у нас получилась аббревиатура названия самого актуального на сегодняшний день документа – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей