Особенности детей из детдомов, приемных и усыновленных детей. Как происходит развитие ребенка в детском доме

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Котикова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГОБУ "Детский дом № 3"
Населённый пункт: с. Валдгейм, Биробиджанский район, ЕАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание-детей сирот в условиях детского дома"
Дата публикации: 20.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Духовно-нравственное

воспитание-детей сирот

в условиях детского дома

Е.А.Котикова, воспитатель областного

государственного образовательного

бюджетного учреждения для детей-

сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей

«Детский дом № 3» с. Валдгейм

«Богатство духовной жизни начинается там,

где благородная мысль и моральное чувство,

сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке».

(В. А. Сухомлинский)

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью

и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение

мужественно

переносить

трудности

закладывается

В.А.Сухомлинский

писал: «Детство –важнейший период человеческой жизни, не

подготовка

настоящая,

самобытная,

неповторимая

жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников детского дома

является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение

нравственности - проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад

алкоголизм,

наркоманию,

бродяжничество,

способствует

семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей,

снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.

В.А.Сухомлинскому

принадлежит

определения

приоритетов

нравственного воспитания ребенка в семье, именно он обратил внимание на то,

лишенные

родительского

вырастают

жестокими, но и заболевают такими заболеваниями как «детский госпитализм»,

который приводит к потере «иммунитета жить в семье». Следовательно, когда

ребёнок попадает по тем или иным причинам в детский дом и связь с семьёй

теряется. Перед педагогами детского дома встаёт задача передачи детям семейно-

нравственных ценностей, духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и

творческой

деятельности,

духовной

становится школой подготовки к жизни.

Целью в работе окружающих ребёнка

взрослых

является

способность

невосприимчивой к безобразиям окружающего мира, помочь создать идеал для

подражания осознанно, на основе истинных духовно – нравственных знаний и

достойных

исторических

примерах.

нравственного

воспитания детей-сирот, является одной из ключевых задач в нашей работе.

Необходимым

условием

формирования

нравственной

становится

организация

совместной

деятельности

способствующая

развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых

усваивает

социально-исторический

получает

представления

другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Дети не

проводят

детского

посещают

деятельность воспитателя должна являться логическим продолжением работы

педагогов школы.

Планируя

деятельность

воспитателю

необходимо

воспитательный

планироваться

строиться

взаимосвязи

духовного и светского направлений,

учитывая

при этом возраст воспитанников.

Обязательно должна прослеживается последовательность в развитии личности

ребенка, так как детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие

школьники

убедительных

примеров

Подростка

убеждает

глубокая

взрослых.

обратимся

В.А.Сухомлинскому, то он с ребятами старшего школьного возраста советует

размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая

непринужденность

утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает

взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.

Каждый ребенок, живущий в семье, а тем более в детском доме должен быть

любимым независимо от того, красив он или нет, развит индивидуально или не

очень. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких,

сограждан, Родину, не готов делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной

привязанности, чуткости и заботы воспитателя и детей друг о друге, оказывает

сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления

формирования

реализации

нравственных

потребностей.

духовно-нравственного

воспитания

говорим о формировании у воспитанников таких качеств личности как: гуманизм,

милосердие, чуткость, ответственность, трудолюбие, гражданственность, умение

управлять своими эмоциями. Известный писатель и педагог С.А. Соловейчик

пишет: «Нравственность - граница дозволяемого совестью, а верхней границы –

нет, верх - духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка

духовность;

нравственности

никакого

воспитания».

планировании

нравственному

воспитанию педагогу необходимо помнить о некоторых важных моментах.

Нравственный мир личности включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный.

Эмоционально-чувственный.

Рациональный или умственный.

элементов,

составляют

нравственного мира человека. Рассмотрим, что включает в себя каждый из этих

Мотивационно

побудительный

уровень

содержит

поступков,

нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда

носит правильный характер, когда в основе лежит побуждение детей к развитию,

когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то

есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно

здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые людьми, и обществом,

приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.

известно,

отрицательными

положительными.

положительным эмоциям мы относим: радость, благодарность, нежность, любовь,

восхищение и т.п. Человеку свойственно проявлять и отрицательные эмоции: гнев,

ненависть.

необходимо

облагораживать,

окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость,

сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связанны с

эмоциями.

приобретаются

человеком

результате

воспитания

являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый

человек не состоится. Не для кого ни секрет, что именно чувства способны

подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному

проявлению

мужества,

героизма

бесстрашия.

взрослые

должны помнить о том, что наши чувства по отношению к детям – сиротам могут

совершить

изменить

изменить

приказом,

наказанием,

нотациями, бранью.

Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания –понятия о

смысле жизни и счастье, добре и зле, чести и достоинстве, долге. Кроме понятий,

к моральным знаниям относятся так же принципы, идеалы, нормы поведения,

моральные

Первейшая

взрослых

воспитать

глубокое

надежное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного

Воспитывать в детях надо все элементы нравственного мира. Все важно.

Нравственные

потребности

человеку

необходимо

воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. К сожалению,

многие дети, которые находятся у нас в детском доме уже в ранние годы были

лишены семейного тепла, любви, ласки, лишены доброго человеческого общения.

В своей неблагополучной семье они развивались одностороннее, что привело к

ущербности

личности.

потребность,

злобность,

жадность,

безразличие и многое другое формируют

сегодня нравственную сторону наших

воспитанников. Поэтому важнейшая задача педагога детского дома – научить

вежливости,

правилам

хорошего

выработать

принятые

поведения,

«непременное

соблюдение

вежливости,

любознательности,

отсутствие

эгоизма».

стараться создать лучшую в нравственном и умственном отношении «породу»

воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому

воспитательной

педагога

заключаться

воспитании

духовно-нравственных качеств личности у детей, а именно:

Развитие потенциала души ребёнка;

Развитие природного чувства красоты;

Способствовать формированию желания познать мир и приобретать знания.

На первом этапе своей работы с детьми младшего возраста приемлемо

обогащать их знаниями, умениями, положительным опытом, а также донести до

них понимание того, что их любят, ценят, им доверяют, надеются на них. С этой

целью можно использовать в работе такие методы, как:

взаимодействие

убеждение

поощрение

рассуждение

личный пример

коллективная работа

ситуация успеха

совместный анализ поступка и др.

формированию

духовно-нравственных

показывает практика нашего детского дома, необходимо строить параллельно с

такими направлениями в работе, как:

отношение воспитанников к своему здоровью;

отношение воспитанников к собственной учебной деятельности;

отношение воспитанников к дому, где проживает;

отношение воспитанников к окружающим людям, старшим и младшим,

сверстникам, друзьям;

отношение воспитанников к своей малой и большой родине, исторической

памяти своего народа;

отношение воспитанников к другим народам и расам, понимание своей

принадлежности мировой цивилизации;

отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в

собственной жизни.

Этому способствуют различные мероприятий проводимые во внеурочное время:

воспитательские

этические

художественной

литературы,

обсуждение

положительных

отрицательных

поступков

ребятам предлагается решение различных ситуаций, инсценирование небольших

Организованные

тематические

мероприятия

способствуют улучшению психологической и социальной комфортности ребят в

группе. Занятия должны проходить закономерно, соблюдая последовательность. В

плане можно их разделить на разделы. Приведу примерный план такой работы.

Раздел «Азбука этики и морали»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Основные понятия этики и морали»

Деловая игра

«Азбука этики»

Ситуативный

практикум

«Речевой этикет»

«Школьный этикет»

Деловая игра

«Этикет в общественных местах»

Деловая игра

«Праздничный этикет»

Инсценирование

различных ситуации

«Культура поведения»

Раздел «Красота души»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Умей чувствовать красоту»

Ситуативный

практикум

«Красота и безобразие»

Громкое чтение

Тема рассказов: «Красота души»

Этическая беседа

«Красота жизни»

Познавательная беседа

«Гармония – основа красоты»

Раздел «Нравственный мир сказок»

Форма проведения

Тема мероприятия

Беседа-презентация

«Мир света – мир сказок»

Познавательная беседа

«Сказка о вежливости, о дружбе и взаимопомощи

Познавательная беседа

«Добро и зло в сказках»

Раздел «Чем богат человек»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Красивое начало в человеке»

Громкое чтение

«Горячее и холодное сердце»

Громкое чтение

«Как красивые дела сердца исцеляют»

Этическая беседа

«Каждый видит мир по-своему»

Познавательная беседа

«О наблюдательности и внимательности»

Громкое чтение

«Правило человеческого счастья»

Духовно-нравственное

воспитание

строиться

порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных

черт и качеств характера, которые ему присущи. Воспитанию таких черт и качеств

способствует

воспитанников

тематических

творческих

фестивалях,

конкурсах различного уровня, на которых дети могут не только показать свои

получить

поднимает

самосознания

значимости

обществе.

мероприятиях способствует развитию положительного социального контакта.

«Серость

детского

возраста,

подростка

являются

настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких, острых переживаний» -

С.Т.Шацкий.

Положительными

отрицательными

переживания

взрослых,

находятся

ребёнком

протяжении всего времени его нахождения в детском доме. Поэтому мы должны

постараться,

воспоминания

проводимая нами работа с детьми в стенах детского дома оставила свой добрый

след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю, позитивную энергию,

способствовала их дальнейшему развитию.

Список литературы:

1.Амоношвили Ш.А.Размышление о Гуманной педагогике. – М: Издательство Дом Шалвы Амонашвили,

2. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания.

Т.2 – М., 1992.

3. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию. //Воспитание школьников - №3,

4. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение – 1901.

5. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в её отношении к среде //Русская школа, 1912.Кн.

Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания. Проблема часто не до конца осознается обществом. А между тем, обитателей детских домов в нашей стране с каждым годом всё больше. Статистика утверждает, что число беспризорников в России достигает сейчас двух миллионов. А количество обитателей детских домов увеличивается примерно на 170 000 человек в год.

Лишь в последнее десятилетие таких учреждений стало в три раза больше, чем раньше. Обитают в них не только фактические сироты, но и маленькие инвалиды, брошенные родителями, отобранные у алкоголиков, наркоманов и осуждённых. Есть специальные закрытые учреждения для тех, кто родился с врождёнными пороками, или такая форма, как детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Условия жизни и содержания там не афишируются, и общество предпочитает закрыть на это глаза.

Как живут дети в детских домах

То, что творится в подобном замкнутом пространстве, по свидетельствам очевидцев, мало напоминает нормальные человеческие условия. Организации, спонсоры и просто неравнодушные люди пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы помочь таким детям. Они собирают деньги, финансируют поездки, организуют благотворительные концерты, закупают для сиротских учреждений мебель и бытовую технику. Но все эти, несомненно, благие дела направлены на улучшение внешних условий существования сирот.

А между тем, проблема детей в детских домах намного серьезнее, глубже, и заключается она в том, что, создав таким воспитанникам человеческие условия, накормив, обогрев и отмыв, мы не решим главные проблемы - отсутствия любви и личного индивидуального общения с матерью и другими родными, близкими людьми.

Государственное воспитание - гарантии и проблемы

Решить данную проблему только деньгами невозможно. Как известно, оставшиеся без родителей дети в нашей стране попадают под опеку государства. В России форма воспитания сирот главным образом существует в виде государственных крупных детских домов, каждый из которых рассчитан на число проживающих от 100 до 200. Преимущество государственной системы обеспечения заключается, главным образом, в социальных гарантиях - получении собственного жилья по достижении совершеннолетнего возраста, бесплатном втором образовании и так далее. Это - несомненный плюс. Но если говорить о деле воспитания, то, по большому счёту, государству оно не под силу.

Неумолимая статистика свидетельствует - не более десятой части выпускников детских домов, став взрослыми, находят себе достойное место в социуме и ведут нормальную жизнь. Почти половина (около 40%) становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления, а около 10% выпускников предпринимают попытки суицида. Отчего же такая страшная статистика? Думается, все дело в серьезных изъянах системы государственного воспитания сирот.

Детский дом - возраст детей и переход по цепочке

Построена такая система по принципу конвейера. Если малыш остался без родителей, ему суждено путешествовать по цепочке, переходя последовательно в ряд учреждений. До трех-четырех лет маленькие сироты содержатся в домах ребенка, затем их отправляют в детский дом, а по достижении семилетнего возраста местом постоянного жительства воспитанника становится школа-интернат. Отличается такое учреждение от детского дома наличием собственного учебного заведения.

В рамках последнего также зачастую существует разделение на младшую школу и старшие классы. И те и другие имеют своих учителей и воспитателей, располагаются в разных корпусах. В итоге в течение жизни детдомовские дети не менее трех-четырех раз меняют коллективы, воспитателей и среду сверстников. Они привыкают к тому, что окружающие взрослые - временное явление, и скоро будут другие.

По штатным нормативам на 10 детей приходится всего лишь одна воспитательская ставка, в летний период - один человек на 15 детей. Никакого реального присмотра или настоящего внимания ребенок в детском доме, конечно же, не получает.

О повседневной жизни

Другая проблема и характерная особенность - в замкнутости мира сирот. Как живут дети в детских домах? И учатся, и общаются они, круглосуточно варясь в среде таких же обездоленных. Летом обычно коллектив отправляют на отдых, где детям предстоит контактировать с такими же, как они сами, представителями других казенных учреждений. В результате ребёнок не видит сверстников из нормальных благополучных семей и не имеет представления о том, как общаться в реальном мире.

Дети из детского дома не привыкают к труду с малолетства, как бывает в нормальных семьях. Их некому приучить и объяснить необходимость заботиться о себе и о близких, в результате работать они не могут и не хотят. Им известно, что государство обязано позаботиться о том, чтобы подопечные были одеты и накормлены. Необходимости в собственном обслуживании нет. Более того, любая работа (например, помощь на кухне) под запретом, регламентированным нормами гигиены и техники безопасности.

Отсутствие элементарных бытовых навыков (приготовить еду, прибраться в комнате, зашить одежду) порождает самое настоящее иждивенчество. И дело даже не в банальной лени. Данная порочная практика губительно сказывается на формировании личности и способности решать проблемы самостоятельно.

О самостоятельности

Ограниченное, до предела зарегламентированное общение со взрослыми в условиях группы никак не стимулирует развитие ребенка в детском доме в плане самостоятельности. Наличие обязательного твёрдого распорядка дня и контроль со стороны взрослых отсекает всякую необходимость самодисциплины и планирования ребёнком собственных действий. Детдомовские дети с младенчества привыкают лишь выполнять чужие указания.

Как результат, выпускники казенных учреждений к жизни никак не приспособлены. Получив жилье, они не знают, как жить в одиночку, самостоятельно заботиться о себе в быту. У таких детей нет навыка покупки продуктов, приготовления пищи, грамотного расходования денег. Нормальная семейная жизнь для них - тайна за семью печатями. В людях такие выпускники совершенно не разбираются, и в результате очень и очень часто попадают в криминальные структуры или просто спиваются.

Печальный результат

Даже во внешне благополучных детских домах, где поддерживается дисциплина, не отмечено вопиющих случаев жестокого обращения, детям некому привить и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Такой расклад, к сожалению, порожден самой системой централизованного государственного воспитания сирот.

Педагогические задачи в детских домах чаще всего сводятся к отсутствию ЧП и широкой огласки. Сиротам-старшеклассникам объясняют права ребенка в детском доме и по выходу из него (на жилье, пособие, бесплатное образование). Но данный процесс ведет лишь к тому, что те забывают о всяких обязанностях и помнят лишь, что им все-все должны - начиная с государства и кончая ближайшим окружением.

Многие дети из детского дома, выросшие без духовно-нравственного стержня, склонны к эгоизму и деградации. Стать полноценными членами общества им уже практически невозможно.

Альтернатива есть...

Выводы печальны: большой государственный детский дом-интернат в качестве формы воспитания сирот целиком и полностью доказал свою неэффективность. Но что можно предложить взамен? Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде.

Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов.

Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует - сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник - полноправный член семьи.

Еще вариант

Другая форма организации жизни сирот - семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, "семьи" состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи.

Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни. Цель их - также максимально приблизить условия жизни воспитанников к семейным.

Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше - порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей.

Спасет ли православная церковь?

Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне.

Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом - церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи.

Не все так просто

Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема - в наличии множества сложностей самого разного характера - юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы - прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части.

Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов. Но даже если спонсоры находятся, бюрократические сложности при регистрации таких приютов практически непреодолимы. Многочисленные комиссии, от решения которых зависит получение разрешения, придираются к малейшим отклонениям от существующих формальных инструкций, притом, что большинство финансируемых государством больших детских домов существует на фоне великого множества серьезных нарушений, в том числе и юридических.

Получается, что церковный детский приют возможен лишь в условиях нелегального существования. Государством не предусмотрено никаких правовых актов, способных регламентировать воспитание церковью детей-сирот, и, соответственно, оно не выделяет на это денег. Без централизованного финансирования (лишь на деньги спонсоров) существовать детскому дому трудно - практически нереально.

О денежном вопросе

Финансируются же в нашей стране лишь государственные учреждения, в которых, согласно Закону об образовании, воспитание должно быть светским. То есть устройство храмов под запретом, обучение детей вере не дозволяется.

Насколько экономически эффективны детские дома? Содержание детей в государственном учреждении влетает в копеечку. Ни одна семья не тратит на детское воспитание сумму, которая выделяется на него в детдоме. Она составляет около 60000 руб. ежегодно. Практика показывает, что эти деньги расходуются не слишком эффективно. В той же патронатной семье, где эта цифра втрое меньше, дети получают всё необходимое и, сверх того, так нужную им заботу и опеку приемных родителей.

О морально-этической стороне дела

Еще одна серьезная проблема детских домов - отсутствие квалифицированных и ответственных воспитателей. Такая работа требует затрат огромного количества душевных и физических сил. Она в прямом смысле слова предполагает самоотверженное служение, ведь зарплаты у педагогов просто смешные.

Часто в детские дома идут работать, по большому счёту, случайные люди. У них нет ни любви к подопечным, ни запаса терпения, столь необходимого в работе с обездоленными сиротами. Безнаказанность воспитателей в закрытой детдомовской системе приводит к искушению бесконтрольно командовать, упиваясь собственной властью. Порой дело доходит до крайних случаев, которые, время от времени, попадают в печать и СМИ.

Очень сложный вопрос о телесных наказаниях, которые находятся под официальным запретом, но существование их и, более того, широкая практика применения на самом деле - ни для кого не секрет. Впрочем, данная проблема характерна отнюдь не только для детских домов - это головная боль всей современной воспитательной системы.

Дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, большей частью поступают в интернаты или детские дома из социальных низов. С "лишенцами" все понятно - там или родители лишены родительских прав, или родители сидят в тюрьме / находятся в психиатрических госпиталях.

Дети-сироты из "нормальных" семей поступают в детдома довольно редко, по всей видимости, потому, что в "нормальных" социальных стратах более развиты коммуникации, и осиротевших детей есть кому забрать (родственники или опекуны из ближайшего окружения погибших родителей). Хотя случается и такое, что осиротевший ребенок из "нормальной" семьи попадает в детдом (был такой случай в одном из моих классов). Большинство сирот поступает в детдома все же из "неблагополучных" семей (например, отец зарубил мать топором, а сам повесился в камере - реальный случай в классе, который я вела). Иногда, редко, о помещении ребенка в интернат или детдом договариваются очень бедные родители, едва сводящие концы с концами (обычно многодетные) - тоже реальный случай из моего класса.

Еще в детдом попадают беспризорники - те, кто не может назвать имен своих родителей и живет просто на улице. Они, впрочем, обычно по весне убегают снова и возвращаются где-то в начале зимы.

Вот такой контингент.

Итак, дети попадают в детдома с разным бэкграундом и разной семейной историей - девочку, которую родители отдали в интернат из-за крайней бедности, но которую они забирают на выходные, трудно сравнивать с мальчиком, у которого родители погибли такой страшной смертью. У них разное прошлое, настоящее и будущее. Поэтому нельзя считать, что сходство детдомовцев какое-то тотальное, какое-то диагностическое. Отнюдь.

Разделив детей на группы "откуда они попали в детдом", я предварила разделение по тем субкультурам, носителями которых дети являлись ДО попадания в детдом. Соответственно, это 1) субкультура криминальной бедности (воры, убийцы, скупщики краденого, содержатели притонов, проститутки) 2) субкультура не-криминальной бедности (работающие или безработные семьи или матери-одиночки, едва сводящие концы с концами) 3) субкультура бродяжничества 4) субкультуры различных социальных страт, осиротевшего ребенка из которых некому было забрать (как правило, это не-интеллигенция).

Практически во всех стратах, из которых поступают "лишенцы" и сироты, отсутствует образование, уверенность в завтрашнем дне, солидарность и процветает иерархическая культура насилия, цинизма и равнодушия. Под "насилием" я имею в виду не обязательно физическое насилие крайних форм (избиение матери отцом и ребенка обоими), а экзистенциальное насилие любого вида - то, что мы иногда называем "дикостью". "Кто сильнее, тот и прав" - примерно так может звучать ее основной постулат. Большинство детей поступают в детские дома с уже записанной матрицей повседневности - все в твоей жизни зависит от твоего места в иерархии. (Есть, впрочем, и другие дети, их меньшинство.)

На матрицу, записанную в подсознании ребенка в "семейном" детстве, пишется та информация, которую он приобретает в детском доме.

Любопытно, что дети, пришедшие в детдом в разном возрасте, одинаково быстро усваивают детдомовскую субкультуру и очень быстро начинают идентифицировать себя как "детдомовцев". Случаи нарочитой анти-самоидентификации ("я - не детдомовский") редки и наблюдаются обычно у беспризорников и примыкающих к ним малолетних проституток (я забыла сказать, что это отдельная категория жителей детских домов и интернатов - они большую часть года проводят в детском доме, но периодически их охватывает зуд бродяжничества, и они убегают, обычно недалеко, некоторое время занимаются проституцией, а потом возвращаются). Беспризорники - понятно, почему, они и в самом деле проводят в детском доме три-четыре месяца в году, а проститутки, очевидно, нуждаются в нарочитой оппозиции остальным жителям детского дома (как и большая часть уличных-вокзальных-дорожных проституток нуждается обычно в противопоставлении себя "порядочным" людям).

Дети-сироты из "нормальных" семей, попадая в детдом, против ожиданий не держатся за свою идентичность "я из нормальной семьи", а быстро растворяются в общей массе "контингента". Не знаю, почему так. Правда, здесь есть зависимость от возраста - девочка, осиротевшая в 14 лет (автокатастрофа), считала дни своего пребывания в детском доме и упорно строила планы на взрослую жизнь, когда она станет жить в своей квартире. Остальные сироты из "нормальных" семей, пришедшие в детский дом в 7, 10, 11 лет, ничем не отличались от "лишенцев" и остального контингента.

(Слово "контингент" я употребляю, чтобы заставить вас нервничать.)

Итак, какова же она, субкультура "детдомовцев", что объединяет детей с разным, как я подчеркнула в начале, бэкграундом и разным будущим?

1. Тотальная бедность. Детдомовцы относительно хорошо питаются (правда, это в столицах так, а про региональные детдомы я слышала ужасы) и с относительной регулярностью ездят в отпуска (и даже за границу), но при этом бедность - это форма их повседневного существования. Начиная от интерьеров и заканчивая игрушками, инвентарем и пр. Собственное имущество детдомовцев (одежда, игрушки, сумки, безделушки) малочисленно, случайно и весьма аскетично.

Бедность повседневной жизни осознается детдомовцами как норма. Интерьер обычной квартиры среднего класса выглядит для них как дворец (это очень важно знать тем, кто хочет привести ребенка к себе в гости).

Почти всех этих детей очень тянет ко всему яркому, блестящему, нарядному (обычно "нарядному") - сначала чисто физиологически, потому что их среда обитания очень серая и однообразная, а потом у них формируется такой вкус.

Субкультура детдомовской бедности отличается от "обычной" субкультуры бедности тем, что дети, живущие в бедных семьях, знают, откуда берутся деньги - мама вкалывает на трех работах уборщицей, старшие дети продают газеты, младшие подбирают бутылки и сдают - из этого образуется суп и каша. Детдомовские не видят чужого труда, еда берется в столовой, одежда у кастелянши. Поэтому если в бедных семьях связка "труд - еда" более или менее наличествует, то у детдомовцев она отсутствует.

Кроме того, детдомовцы не знают тягот жизни (опять же потому, что лишены возможности видеть, из чего возникает еда, одежда и пр.). Они не знают, что такое "начальник", "цены", "коммунальные услуги", "очередь на рынке" и другие вещи, образующие повседневность бедных людей. В этом смысле они сильно дезадаптированы.

2. Беззаконие. Я долго думала, откуда в детдомовских такой имморализм - от тотальной бедности, от социального происхождения или от того, что их воспитанием никто не занимается, и решила, что от всего вместе.

Детдомовцы легко берут чужие вещи без спроса (на время и навсегда), воруют в магазинах и на рынках, любят разрушительные действия (разбить стекло, разломать новую ограду и пр), охотно обижают слабых. При всем при том они могут быть вполне добрыми и на свой лад честными ребятами - просто у них очень искаженное и крайне ослабленное представление о морали. Если их поймать на месте преступления, они отпираются только если им грозит наказание, а вообще обычно сразу признаются и видно, что у них нет понимания, что они делают плохо.

Поэтому детдомовцы - поставщики кадров для криминалитета, в первую очередь мальчики, конечно. Подросткам очень важно чувствовать себя перешедшими на другую ступень иерархии, а это часто достигается членством в какой-нибудь местной банде. Как правило, они становятся "форточниками", то есть участвуют в квартирных кражах, а также пиздят магнитолы из автомобилей, откручивают зеркала и пр. Разбоем и грабежом (нападения на прохожих) занимаются редко. Но это я отвлеклась. Криминализация детдомовских обычно означает разложение детдомовской субкультуры у ребенка и интеграцию его в криминальную субкультуру.

Говоря об имморализме детдомовцев, я имею в виду не отсутствие любой морали - как в любом сообществе со своей субкультурой, мораль есть и у них. Я имею в виду некую универсальную среднестатистическую мораль, а-ля "воровать нельзя", "врать нехорошо", "уважай чужой труд" и пр. Вот с этим у большей части контингента проблемс, да-с.

3. Изоляция. Это очень важная особенность детдомовской субкультуры, но у меня уже отваливаются руки. Не переключайте канал.

3. Изоляция. Детский дом крайне мало контактирует с людьми из семей - как с "благополучными", так и с "не". Выходы детдомовцев "в свет" (музеи, театры, спорт и прочее, куда их водят обязательно, периодически) почти никогда не сопряжены с контактами с миром семейных людей. Детдомовцы играют отдельно, растут отдельно, учатся отдельно - короче, живут отдельно. Мир семейных людей остается либо в их воспоминаниях (обычно, как я уже говорила, тяжелых, но всегда ценных для ребенка), либо воспринимается ими опосредованно - через кино, книжки, телевизор, рассказы. Практически ни у кого из детдомовцев нет друзей из мира семей. Только дети-сироты, попавшие в детдом в относительно позднем возрасте, сохраняют контакты с одноклассниками, соседями и пр, но и эти контакты становятся спорадическими.

Поэтому детдомовцы очень плохо осведомлены о том, что такое жизнь в семье, - их воспоминания об этом обрываются на возрасте попадания в детдом, а рассказы не обладают необходимой степенью информативности.

(И это я еще не знаю ничего про "отказников" - детей, которые с рождения живут в казенном доме.)

В этом смысле на нашей планете действительно существуют два мира - мир семейных людей и мир детей без семьи. Различия между ними очень заметны, но важно то, что эти различия именно бросаются в глаза, а не являются глубинными, психикообразующими.

Основное различие, о котором любят жужжать тетки, - в том, что детдомовцы якобы лишены чувства любви, эмоционально холодны, равнодушны и т.д. Это неправда. Детдомовская субкультура предполагает большую сдержанность, умение владеть собой, умение "постоять за себя" и пр, от этого дети кажутся холодными и расчетливыми. На самом деле они, как и все люди, эмоциональны и привязчивы, но изоляционная иерархическая субкультура, которую они усваивают в детском доме, требует высокого самоконтроля, с которым ребенок привыкает жить.

Дети из детского дома гораздо более самостоятельны и независимы, чем дети из мира семей. Правда, эта самостоятельность тоже имеет особую природу. Там, где у родительского ребенка есть авторитет старших, - у детдомовца есть прагматизм, граничащий с цинизмом. Дети из детдома не корреспондируют своих действий с вопросом "разрешат мне или нет". И вообще они не любят контроль - в отличие от родительских детей, которые осознают более или менее выраженный контроль со стороны родителей как норму, детдомовцы растут в ситуации "имитированного контроля", а де-факто почти полной бесконтрольности, и настоящий контроль их повергает в ступор или раздражает.

Изолированность детдомовцев имеет и еще одно следствие. Их коммуникация с миром семей, которая начнется, когда они достигнут совершеннолетия и начнут получать профессии и в целом социализироваться, всегда оказывается несколько странной. Большинство детдомовцев стесняются того, что они детдомовцы, и часто пытаются это скрыть. Они многого не знают о жизни семей (например, отмечание дня рождения в кафе Баскин-Роббинс - для них что-то из области сказок), поэтому коммуницировать с миром семей им трудно. Однако следует отметить, что своего рода идея-фикс семьи, которая есть почти у каждого детдомовца (за исключением беспризорников, проституток и еще кое-кого), оказывается продуктивной в том плане, что они очень тянутся к миру семьи и очень стремятся его реализовать в своей жизни. Возможно, в какой-то степени приобретаемые ими навыки жизни в мире семей - мимикрия, но это можно сказать почти о любых социализационных навыках.

Изоляция, в которой растут детдомовцы, по выходе из детдома сменяется либо активнейшей интеграцией в мир семейных людей (невротичной, разумеется, как и любая социализация) и вытеснением своего детдомовского прошлого (человек не просто скрывает его от других, но и сам старается забыть о нем), либо, увы, дезадаптацией и окончательной интеграцией в мир деклассированных элементов.

Нельзя сказать, чего больше. Возможно, 50:50.

Таким образом, изолированная жизнь в детдоме приводит к тому, что детдомовцам в детстве трудно понять мир семейных людей и даже просто получить непосредственную информацию о нем. Впоследствии это ведет либо к активному стремлению интегрироваться в мир семей (девочки и мальчики рано создают собственные семьи и рожают детей), либо к отказу от этих попыток и погружению в криминальные субкультуры.

Так, это я сказала, это я сказала, а про что дальше говорить, там еще поле непаханое. Щас еще напишу.

4. Жизнь на виду. Ну, тут понятно. Прайваси в детском доме - это как лед в Сахаре. Жизнь на виду у всех имеет несколько следствий:

1) Дети крайне-крайне ревностно относятся к "своему" - среди мифов о детдомовцах есть миф об их чрезвычайной жадности. Он не отражает реалий, так как детдомовцы не столько жадные, сколько крайне дорожащие "своим" дети. Детдомовская субкультура предполагает, что твое у тебя могут отнять, украсть, сломать из вредности, и наказать обидчика можно либо симметричным действием, либо какой-нибудь пакостью. Физические слабые или просто мирные, неконфликтные дети, не желая ни с кем ссориться из-за игрушек или одежды, стараются прятать то, что им дорого, живут в страхе того, что это исчезнет. Иногда это становится личностным свойством и остается на всю жизнь, а иногда с годами утихает.

2) У детдомовцев вырабатывается странное восприятие собственного тела и телесного взаимодействия. Они гораздо больше готовы к драке, чем к ласке, и поглаживание по голове, по плечу даже от близкого человека могут воспринимать как вторжение в их личное пространство. Грубо говоря, их телу комфортно, когда его никто не трогает. Впрочем, я знаю множество родительских детей с тем же свойством.

3) Сплетни и обсуждения - важная часть жизни детдома. Каждый из детей знает, что о нем говорят, и часто знает, что именно говорят. Секреты быстро перестают быть таковыми. Детдомовская субкультура как бы предполагает отсутствие секретов, секрет - это слабость, слабость - основание быть побитым, осмеянным. Поэтому детдомовцы, адаптируясь к этой субкультуре и одновременно поддерживая ее, делают "ход конем" - они тщательно оберегают свои самые секретные секреты (обычно это мечты или воспоминания) и вырабатывают безразличие к разоблачению не-интимных, не-идентификационных секретов. Грубо говоря, детдомовец фыркает "ну и что", когда узнает, что все знают, что его брат шизофреник, но тщательно хранит секрет о своем придуманном друге.

4) Дети очень не любят, когда им лезут в душу, разводят на откровенность. Тщательно оберегаемые идентификационные секреты не должны быть выданы постороннему человеку, потому что тогда возникает опасность, риск. Поэтому есть еще миф о детдомовцах - они скрытные, не доверяют людям и им нельзя доверять. Я не считаю, что этот миф отражает реалии. Дети не столько тотально недоверчивы (часто, увы, бывает наоборот), сколько держатся за свои секреты как за то, что отличает их от других, делает ими.

Является объектом исследований многих современных психологов, так как количество данной категории детей просто огромное. При этом государство озабоченно передачей детей-сирот на воспитание в семьи.

Дескать, семейное воспитание намного будет лучше казенного. Вот и проводят социологи исследования, психологи пишут рекомендации по лучшей адаптации детей сирот в семье, выявляют особенности их развития.

Известно, что детдомовские дети отличаются от детей воспитанных в семье по следующим показателям:

1. Хуже адаптируются в обществе

2. Склонны к девиантному поведению

3. Нередко наблюдается задержка психического развития

4. Испытывают трудности в формировании гендерной идентичности

5. Отсутствуют необходимые социальные, коммуникативные навыки

6. Возникают проблемы в мотивационной сфере — не знают чего хотят, не умеют выбирать оптимальные пути, средства для удовлетворения своих потребностей

7. Сложно складываются семейные отношения.

Причинами подобных психологических особенностей детей-сирот называют то, что в детском доме они не дополучают любовь и заботу, общение взрослый — ребенок выстраивается авторитарно, дети находятся в замкнутом пространстве, ограничены в общении. Считается, что если дети-сироты попадут в семью, где их окружат любовью и вниманием, то проблемы решатся сами собой. Это большое заблуждение.

Избитые грабли

Сама по себе родительская любовь (будь то родных или приемных родителей) не заменит воспитания ребенка. Иначе бы дети, получающие максимум тепла и ласки в семье сплошь и рядом вырастали бы достойными гражданами общества, а мы в школе жизни видим, что это вовсе не так.

Любила своего сыночка, души в нем не чаяла, все лучшее ему отдавала, а он меня в Дом престарелых сдал

Я вырастила дегенерата, домой идти страшно

Мой сын стал вором и пьяницей

Дочь выросла проституткой

Сидит у меня на шее тридцатилетний дитятя, да жалуется на весь мир…

Тысячи откровений любящих своих детей матерей. Почему же родительская любовь не гарантирует счастливого будущего детей?

Прописные истины

Дело в том, что все люди рождаются разными, воспитание каждого ребенка требует особого подхода. Какого конкретно — становится понятно при ответе на вопрос: а что за ребенок родился, с какими внутренними особенностями? Понять врожденные психические свойства малыша позволяет системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Согласно ее терминологии, существует всего восемь базовых типов характера, называемых векторами, они и определяют наши потребности, жизненные ориентиры, способности, тип сексуальности. Вектора нам заданы природой, каждому вектору свойственен тот или иной набор бессознательных желаний и соответствующих им свойств, которые необходимо развивать. Развитие векторов в нужном русле происходит при правильном воспитании, когда родители создают необходимые условия.

Кроме того, существенным аспектом развития природных наклонностей является обеспечение ребенку чувства психологического комфорта, безопасности. Если ребенок не чувствует себя защищенным он вынужден Выживать, а не Развиваться.

Дети-сироты в современных детских домах России часто не ощущают гаранта безопасности, главная задача для них выжить во что бы то ни стало. Исходя из неразвитости своих векторов, они реализуют архетипичную программу, адаптируются к нынешнему ландшафту маргинальными способами: кожные воруют, выгадывают по — мелкому, мошенничают, кожно-зрительные девочки используют свое тело как актив, продают себя, уретральные становятся во главе банды и ведут ее на нарушение существующих запретов и прочее.

Они живут по законам джунглей: сильный всегда прав, такие дети рано вступают в сексуальные отношения, духовно-нравственная, интеллектуальная сфера остаются в зачаточном состоянии. О каком развитии высоких чувств детей-сирот может идти речь, если они заняты сохранением собственной жизни, пытаются справиться с большим давлением внешнего мира?

У нас в обществе сложилось катастрофически неправильное отношение к детдомовцам, в лучшем случае жалостливое, а в худшем — презрительное. Дети в полной мере ощущают на себе всю тяжесть неприятия российского общества и закономерно делят всех людей на «своих» и «чужих», каждый по-своему защищается. Кожные ребята, наделенные психической гибкостью, скрывают, что они родом из детского дома. Анальные дети, ригидные, трудно поддающиеся давлению извне, обижаются на свою судьбу, на родителей, бросивших их, на общество.

И вот ребенка из своеобразной первобытной стаи, который привык жить по законам джунглей, берут в чужую семью с новыми требованиями, с чуждыми ему правилами. Особенно трудно приходится тем приемным родителям, которые взяли себе детей подросткового и юношеского возраста. Пубертатный период является конечной точкой развития векторов, дальше происходит лишь их реализация, можно собирать, что посеяли, ничего нового, даже самое светлое и хорошее уже в душе прошедшего переходный период не посадишь, как бы не старался. Всему свое время.

Время собирать камни

Системные психологи справедливо отмечают, что требуется полное переосмысление существующих, неработающих подходов в воспитании приемных детей, общественных стереотипов по отношению к детдомовцам. Нет смысла детей-сирот отдавать в семьи в надежде, что проблемы с их полноценной адаптацией в общество решатся сами собой.

Отдельный пункт — больные дети, которым государство явно не может обеспечить должного ухода, развития и лечения, как это могли бы сделать приемные родители. В остальных же случаях — детей-сирот можно и нужно правильно воспитывать в государственных детских учреждениях, осуществлять профессиональный отбор сотрудников детских домов и приютов, создать условия психологического комфорта детям, понимая, в чем каждый из них нуждается (так, зрительному малышу необходимо развивать сострадание, сопереживание, создавать с ним тесную эмоциональную связь, оральному карапузу важно, чтобы его слушали и ни в коем случае не били по губам, звуковому ребенку значима атмосфера спокойствия и тишины, анальному, чтобы его не торопили, кожного чтобы не били и не заставляли развивать не свойственное ему терпение и усердие и т.д.).

Обучить персонал детских домов, проконтролировать их, изменить бытовые условия пребывания детей-сирот, сделать их пространство открытым, скажем, доступным для волонтеров, развивать социальные навыки, трудовое обучение, организовать, чтобы дети ходили в одну школу с обычными ребятами — гораздо проще и эффективнее, чем проверить каждую приемную семью. Кто знает, какие тараканы в голове у приемных родителей, как они видят воспитание детей, не будут ли они воплощать на них как на подопытных кроликах собственные мечты, добираться за счет них в своих психических нехватках? Не будут ли они из «кошечки» лепить «собачку»?

Нет таких гарантий, а значит, есть весьма слабая надежда на то, что приемные семьи воспитают должным образом детей-сирот, воспитают из них счастливых, достойных людей.

Статья написана с использованием материалов из тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Ковальчук Татьяна
Семейное воспитание - залог успешной адаптации воспитанников детского дома

Семейное воспитание залог успешной социальной адаптации

воспитанника детского дома

Общеизвестны трудности детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты.

Для адекватного вхождения воспитанника детского дома семейному воспитанию воспитанников .

Развитие человека – очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания , то есть целенаправленного формирования личности.

Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности , когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей , существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка , в дошкольных детских домах , а те, которые поступили из семей , приобрели печальный опыт семейной жизни . Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации .

Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников детского дома отличается от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей : у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.

Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты. Между тем, воспитательный потенциал интернатного учреждения очень велик, и при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника . Детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции . Перед педагогами стоит задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы :

1. позитивное отношение к людям;

2. способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;

3. потребность в труде как образе жизни;

4. способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

Детские дома имеют своей основной задачей оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников .

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни.

Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию , нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников .

Семейное воспитание . Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью» , не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Для ребенка, воспитывающегося вне семьи , значимыми аспектами социализации становятся коллектив сверстников, сотрудники детского дома или интерната . Следовательно, информация о социальных ролях : муж, жена, сестра, брат, тетя, дядя – может просто отсутствовать или быть искажена.

Подготовка детей-сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению задач, связанных с семейной жизнью и ведением домашнего хозяйства . Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям семейной жизни , поскольку ребенок-сирота лишен естественной родственной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.

Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень формирования готовности к семейной жизни , необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса с детьми-сиротами в детских домах и интернатах .

Очень часто ребенок достаточно хорошо представляет себе свою будущую семейную жизнь , не имея при этом положительного опыта семейных взаимоотношений . Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека , с воспитанием в нем таких качеств как человечности, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.

У детей младшего школьного возраста необходимо развивать чувство товарищества, дружбы, достоинства, чести. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях .

В подростковом возрасте активно развиваются основы нравственных качеств и идеалов, которые закладываются в младшем школьном возрасте, обогащаются знания подростков о значении и ценностях семьи, углубляются и расширяются представления о своих обязанностях в семье, активно формируется чувство взрослости и самостоятельности.

В рамках семейного воспитания необходимо вести работу и по домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков бытового самообслуживания.

Психолого-педагогическим средством формирования готовности к семейной жизни являются занятия-лекции, в ходе которых дети получают необходимые им знания, практические и семинарские занятия, на которых идет закрепление полученных знаний, занятия-практикумы, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабы стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей