Неосторожное катание на качелях, отчаянные игры и беспечная подготовка к празднику - три самые большие угрозы на пасху. Как жителям Бурятии правильно отметить Пасху? Катание на качелях пасху

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В авожский район расположен на юго-западе Удмуртской Республики в бассейне реки Вятки. Это традиционно удмуртская территория, на которой русские поселения появились не ранее XVIII века. Русские переселенцы из Вятского, Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии обосновывались вблизи удмуртских деревень, а иногда и в самих деревнях, но обязательно через символическую границу (за логом, за речкой и т. д.), а также осваивали территории, дотоле пустовавшие. Значительное количество среди них составляли старообрядцы.

На территории Вавожского района сохранилось несколько песенных реликтов, в том числе уникальные образцы качельных песен. В других районах Удмуртии с качанием на качелях обычно связано исполнение лирических и шуточных песен, припевок и частушек, но только в Вавожском районе бытовали специальные песни, сопровождающие этот процесс. Термин «качельные песни» является условным, поскольку традиционного названия для данных песен зафиксировать не удалось. Однако стоит упомянуть, что из уст исполнителей по отношению к ним всё же прозвучало слово присказульки . Как удалось выяснить, на территории Вавожского района все жанры музыкального фольклора делятся на собственно песни и присказульки . Последними исполнители называют образцы фольклора несерьезного содержания, исполняющиеся особым образом, близким к мелодекламации.

Качание на качелях - обряд весеннего цикла, истоки которого лежат в мифологических представлениях дохристианской эпохи о весне как о переходном времени пробуждения, обновления жизни. Качание на качелях в этот период должно было стимулировать плодородные силы природы, благотворно влиять на урожай, на появление потомства у людей и животных. Сами качели, сооружение и разборка которых регламентировались определенными сроками, являлись материальным символом конкретного - весеннего - календарного периода. Качели (качель ) ставили каждый год заново мужчины и парни непосредственно в день Пасхи на открытом пространстве посреди деревни или за околицей, на опушке ближайшего леса. Как правило, качели стояли с Пасхи до Вознесения, однако в деревнях со старообрядческим населением их разбирали сразу после пасхальной недели.

Способы изготовления качелей были разными. Обычно в землю врывали два огромных столба, укрепленных деревянными распорками. Сверху между столбами прикручивалась или прибивалась большими железными штырями перекладина, к которой привязывали длинные, достаточно толстые веревки. Между ними укладывали широкую доску. Чтобы веревки не скользили, на доске вырезали зазубрины. В большинстве описанных вариантов доску располагали перпендикулярно перекладине. В качестве опоры могли использоваться и близко расположенные друг к другу стволы деревьев, тогда перекладину клали в естественные пазы между стволом и крепкой веткой. В некоторых случаях веревки привязывали непосредственно к толстым веткам, растущим горизонтально. Позднее, по воспоминаниям информантов, «качели-то некому стало делать вот, в войну-то, так по лабазам ужо делали. Там переводы большие, новые веревки кладовшик-от даст, привязывают-от и качались».

Время начала качания на качелях строго регламентировано: «С утра, значит, с красными яйцами христосовались, а потом в середине дня начиналось уже качание на качелях». В последующие дни пасхальной недели качаться можно было уже в любое время суток, но, как правило, ближе к вечеру.

У качелей обычно собиралась местная молодежь и подростки, привлеченные желанием поиграть, побалагурить, покрасоваться друг перед другом. Девушки надевали лучшие платья, причем на Пасху было принято надевать всё новое. Парни стремились продемонстрировать свою ловкость и силу, раскачивая девушек все выше и выше, «чуть ли не до солнышка». Ситуация солнышка , весьма опасная, возникала в том случае, когда качели проворачивались вокруг своей оси.

На доске качелей усаживалось несколько девушек, обыкновенно двое, спинками друг к другу, а двое парней раскачивали их, встав по обеим сторонам доски и держась за веревки. Главная интрига этого действия заключалась в возможности узнать у девушек имя их симпатии. Раскачивали девушек до тех пор, пока они не откроют свой секрет, не скажут имя жениха. Получив ответ, парни останавливали качели.

Все действие сопровождалось смехом, возгласами, и, конечно, песнями. Важно отметить, что в Вавожском районе именно с Пасхи начинали водить хороводы, а открывали хороводный цикл качельные песни: «Начинали с «Красного яичушка». Начинали с качелей и все уже хороводные пели». Если сведения о качании на качелях зафиксированы повсеместно, то песни, сопровождавшие это действие, удалось записать далеко не везде, поскольку помнят их лишь немногие.

Первым опубликованным образцом качельных песен, записанным на территории Удмуртии, считается текстовая запись Г.Е. Верещагина, датируемая началом XX века. Указание на место записи отсутствует, однако вопрошающий зачин, который присутствует во всех зафиксированных на территории Вавожского района образцах, позволяет отнести эту запись к вавожской традиции.

Красное яичко!
Скажи жениха.
Не скажешь ты его -
Закачаем тебя.
До верхнего до бревна,
До высокого коня.

По мнению исследователя, «красным яичком» «называется боязливая девушка, которая просит качать легче или остановиться. «Красным яичком» считается более приличным называть девушку во всю светлую Седмицу (на неделе Святой Пасхи)» [см. Библиографию, № 1, с. 208].

Яйцо - древнейший символ плодородия, весеннего солнца, несущего жизнь. С яйцами совершают обрядовые действия на Пасху - кладут их на божницу, катают с гор, обмениваются ими и т. д. Этот символ дополнен мотивом качания, которое, как и всякое действие, изображающее подъем, наделяется продуцирующими свойствами.

В вышеприведенном тексте обращают на себя внимание этнографические подробности качания - до верхнего бревна, высокого коня , то есть до конька крыши.

В другом образце мотив качания связан с брачной тематикой, заигрыванием парня с девушкой:

Закачаем, залучаем,
За себя взамуж возму.

Употребленное здесь слово залучать выступает в значении завлекать, заманивать .

Практически во всех текстах качельных песен устойчиво присутствует брачная тема. Появляется образ голубка - влюбленного молодца, уронившего сапог и просящего девушку его поднять. Используется в тексте и свадебный термин дары , девушка должна успеть их вышить ко времени проведения базара, на котором традиционно проходила «ярмарка невест». Качество вышитой одежды играло не последнюю роль в ситуации выбора невесты.

Летел голубок,
Уронил сапожок.
- Подай, девица, сапог,
Подай, красная, сапог,
- Недосуг подавать,
Надо дары вышивать,
Надо дары вышивать,
На базар поспевать.
[Женихов выбирать].

Обращает на себя внимание цветовая палитра песен. Красный, желтый и зеленый цвета даются в разных сочетаниях.

Красненько яичушко,
Желтенько желтышушко...

Красненькё яичушко,
Зелёненькё желтышушко...

Подобное сосредоточение в небольшом по масштабу тексте названий цветов может выражать особые, ярко эмоциональные переживания участников качельного действа:

В красненькой рубашке,
В зелененьких штанишках,
На березовом сучке -
Тут и твой женишок.

Березовый сучок, упоминаемый в данном тексте, указывает на то, что деревом, на котором устанавливались качели, могла быть береза. Кроме того, этот образ может быть истолкован и с точки зрения эротической символики.

Мотив вопрошания, присутствующий во всех качельных песнях, сближает их с другими календарно приуроченными песнями, весенне-летними игровыми хороводами, а также с песнями святочных гаданий «Имею».

Таким образом, тексты качельных песен, в которых с этнографическими подробностями описывается качание на качелях, восходящее к обрядовым практикам, и наличествует брачная тематика, соответствуют основным характеристикам календарного жанра, а диалогический характер изложения, наряду с использованием некоторых малоупотребительных, устаревших слов свидетельствуют об их достаточно раннем происхождении.

Записанные тексты качельных песен поются на один напев, основанный на вариантном повторении интонационно-ритмического звена. В его основе лежит тетрахорд в кварте. Равномерная ритмика, продиктованная производимым действием - качанием, организует поэтический текст, образуя построения восьмивременной протяженности. В зависимости от объема поэтического текста песни содержат от 6 до 17 построений.

Стоит отметить, что в песенной традиции Вавожского района на напев качельных песен исполняются тексты еще одного календарного жанра - святочных гаданий «Илею».

Между гаданиями «Илею» и качельными песнями обнаруживаются аналогии не только в звуковом плане, но и в кинетическом. Исполнение и тех и других сопровождается длительным равномерным движением. В качельных песнях это раскачивание, а в святочных гаданиях - трясение собранных в специальную емкость колец.

Пели качельные песни молодые девушки, как сидевшие на качелях, так и наблюдавшие за процессом. С точки зрения интонирования этих песен единства не существует, однако в большинстве случаев оно приближено к тонированно-речевому. Следующий за основным текстом вопрос «Скажи, кого любишь?» или «Скажи, кто твой жених?» произносится говорком.

Интересно отметить, что на территории Кизнерского района, граничащего с Вавожским, исследовательницей Р.А. Чураковой зафиксировано существование аналогичного жанра в удмуртской песенной традиции. Качели в удмуртских деревнях также ставили молодые парни на Пасху, выбирая для них возвышенное место. Вечерами вплоть до Троицы молодежь качалась на них с пением песен. Специальные качельные песни (зезиран гур ) были обнаружены только в д. Вичурка. В текстах записанных песен содержатся образы, имеющие эротический смысл. Явно просматриваемое сходство в бытовании и оформлении качельных песен у русских и удмуртов может свидетельствовать о том, что рассматриваемая территория была общим для обоих народов пространством, в котором складывался жанр качельных песен.

Традиция качания на качелях с пением песен на сегодняшний день ушла из живого бытования, оставшись только в воспоминаниях старожилов, но сами качели пока не забыты, на них еще с удовольствием качаются и дети, и молодежь. Иногда еще можно встретить ситуацию, когда парни у девушек в процессе качания допытываются: «Ну-ка, скажи, кого любишь?»

Казанбаева Ксения

Связь традиций одного народа с православными традициями, и сохранившимися в народе язычискими обрядами

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ташкирменская основная общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

«Пасха и качели»

Руководитель: Сидорова Марина Терентьевна, учитель истории и обществознания МБОУ Ташкирменской ООШ Лаишевского МР РТ

2017

Введение

  1. Праздник праздников.
  2. Качели и Пасха.
  3. Заключение.

Введение.

Родной край. Такое простое и емкое понятие. Исток всех начал. Родина начинается с отчего дома, родной улицы, города, села. Родной край - частица Родины. Нужно хорошо знать свою малую родину. Знать, чтобы полюбить ее. А нельзя любить то, что не знаешь. «Без прошлого - нет будущего», - сказал однажды мудрый человек и к этому остаётся добавить: «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!»

На мой взгляд, исследование истории родного села через истоки его возникновения, через историю жизни его жителей открывает новые перспективы для развития.

Цель исследования – рассмотреть особенности проведения пасхальных обрядов кряшен с. Ташкирмень.

В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Выявить и описать основные традиции народа, связанные с проведения пасхальных обрядов
  2. Рассмотреть основные проблемы сохранения обрядов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Изучение, сравнение исторических источников.
  2. Проведение опроса жителей села Ташкирмень.

Были исследованы материалы Ф.С.Баязитова «Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении», Москва, «Наука», 1986г. Ю.Г. Мухаметшин «Татары-кряшены», Москва, издательство «Наука», 1977г. Использованы интернет ресурсы.

Проведенная мной работа показала, что источники описывают традиции проведения праздника в общих чертах, присущих кряшенам в целом. Мы хотим показать особенность проведения праздника в нашем селе. Это и обуславливает новизну нашего исследования.

Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в учебно - воспитательном процессе школы.

  1. Праздник праздников.

В христианской традиции Пасха занимает особое место «Праздника праздников». Подготовка к нему предполагает последовательное соблюдение ряда религиозных предписаний. Но существует и иная, «народная», традиция отношения к Пасхе, в рамках которой множество примет, суеверий и обычаев сосуществуют, а порой и переплетаются, с элементами церковной традиции, и вместе с тем создают свою сеть значений.

С Пасхой, как и с предшествующим ей Великим четвергом, связывался комплекс очистительных обрядов. Утром было принято умываться водой, в которую были опущены серебряные крестики, - «лицо глаже будет». С Пасхой связывались представления о святости воды в этот день. Одной из особенностей подготовки к Пасхе было украшение божницы и дома на праздник. При этом дом украшали не как обычно, развешивая в простенках полотенца, но и изготавливали специальные атрибуты и украшения.

Изучая тему, я обратилась за помощью к старожилам села. Они много мне рассказали о том, как идет подготовка к празднованию Пасхи. Как оказалось, мы до сих пор придерживаемся тех обычаев, которые были заложены нашими предками.

В традиции кряшен нашего села наибольшую значимость имеет крестный ход вокруг церкви и «встреча Христа», время первого произнесения пасхального приветствия «Христос воскресе!». Моя бабушка, Кузнецова Мария Ивановна, рассказывает, что раньше, в годы ее детства, пасхальная ночь, единственная в течение года, на которую распространялся запрет спать. Нарушался обычный распорядок времени, что имело особый символический характер. Праздничным обычно считалось всё время Пасхальной недели - от воскресенья до воскресенья. В Пасху запрещалась любая работа. Неделя перед пасхой была особенной: нужно дом помыть, все вычистить. А еще в эту неделю, начиная с понедельника, хозяйка считала, сколько яиц снесут курицы в этот день. Каждый день отводился кому- нибудь из домочадцев и, если вдруг куры сносили больше яиц, чем обычно, говорили, что этого человека Бог любит и год у него сложиться хорошо. Для детей в любой исторический отрезок Пасха особенный праздник и детям в этот праздник отводится важная миссия. Начнем с того, что на Пасху дети одевали все новое. Затем мальчики и девочки обязательно собирали крашенные яйца в красивые мешочки, сшитые специально для этого праздника. А первых вошедших в дом детей хозяйка сажала на подушку и дети говорили: «Йомыркагыз күп булсын, тавыкларыгыз исен булсын, чыбышләрегез исен-сау, матур булсын». Хозяйкам особенно нравилось, когда первыми в дом приходили мальчики. Это сулило много яиц и хороший приплод цыплят. Когда дети обойдут всех родственников они собираются на пригорке, считают, кто сколько яиц собрал, обедают и начинают играть: катать яйца с горы: у кого дальше прокатится, тот и выиграл. Или яйцом стараются сбить другие. Что заденешь - то твоё. Эти традиции в нашем селе поддерживаются до сих пор. Обычно до обеденного времени хозяйки ждут детей, а затем и сами начинают ходить друг к другу в гости.

  1. Качели и Пасха.

В моем родном селе Пасха не проходит без качелей. Качели устанавливают в день перед Пасхой. Занимаются этим молодые парни. Установка качелей дело сложное, сопряженное с тяжелой физической нагрузкой. Сегодня в селе Ташкирмень отведено специальное место для качелей, а раньше их устанавливали в разных местах и были они не такими большими, как сегодня. Катание на качелях – это забава молодежи. Но самое интересное, что качели ставили на определенный период. Вот меня и заинтересовало, как связаны качели и Пасха?

Изучив литературу, интернет источники, я не нашла информации о том, какие еще народы ставят качели на Пасху. Не найдя в литературе нужной информации, я опять обратилась к старожилам нашего села.

Самый старый житель нашего села Ануфриева Мария Ивановна, которой 93 года рассказала, что качели были всегда. Ставили их даже вовремя Великой Отечественной войны, но были они небольшими. Назначение качелей доподлинно никто не помнит. Одни говорят, что качели – это всего лишь молодежная забава, другие - связывают качели с весной, с солнцем, а третьи утверждают, что качели это некий символ перехода природы из состояния зимы, и призыв солнца. Ведь катались на качелях отчаянно, выделывая «солнышко» или «полусолнце». Тем не менее, качели у кряшен нашего села это одновременно и символ Пасхи, хвала воскрешения Иисуса Христа и его вознесения, и символ весны.

Отрадно, что качели устанавливают и в наше время. Процесс это довольно трудоемкий. Необходимо подготовить 7 бревен, не толстые, но длинные. Самым подходящим деревом является сосна. Парни за неделю готовят бревна, обтесывают их.

А в субботу, перед Пасхой, весь день занимаются их установкой. С двух сторон устанавливают по три бревна, крепко связывают их сверху канатом.

И начинается катание на качелях!!! Правда, бабушки предупреждают, что кататься на этих качелях нужно только в послепасхальную неделю. А дальше качели могут навредить духовному состоянию человека, ухудшить его благосостояние.

Заключение.

Качели на Пасху – это отголосок язычества кряшен. Однако, сегодня этот символ стал атрибутом православного праздника Пасха в кряшенском селе Ташкирмень. В данной работе мной выявлено, что кряшены села Ташкирмень не просто помнят обычаи своих предков, но используют их в современной жизни. «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!» Я полностью согласна с этим высказыванием. И для меня моя малая Родина – это качели на Пасху.

Список использованной литературы.

  1. Ф.С.Баязитова «Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении», Москва, «Наука», 1986г.
  2. Максим Глухов-Ногайбек «Судьба гвардейцев Сеюмбеки» Казань, издательство «Ватан», 1993г.
  3. Ю.Г. Мухаметшин «Татары-кряшены», Москва, издательство «Наука», 1977г.
  4. Интернет ресурсы
  5. Воспоминания старожилов села.

Предстоящие четыре пасхальных выходных дня - отличная возможность хорошо отдохнуть и повеселиться, но в праздники вы не должны забывать об осторожности. Особенно это касается школьников и людей среднего возраста. Обобщенные страховым акционерным обществом BTA Baltic Insurance Company (в дальнейшем БТА) данные, указывают, что именно в эти выходные возрастает количество полученных травм.

Для того, чтобы праздник не превратился в нервозность и беспокойное ожидание у врачебного кабинета, директор Департамента подписания балтийских рисков БТА Иво Данче призывает не забывать об осторожности. Исходя из часто встречающихся травм, он предлагает обратить особое внимание на следующие ситуации.

Неосторожное катание на качелях

Пасхальные качели притягивают детей как магнит, да и взрослые используют эту возможность раз в год от души покататься на качелях. К сожалению, следование этой веселой традиции - как следует покататься на качелях, чтобы летом не кусали комары, заканчивается в кабинете у травматолога.

«Зачастую, увидев качели, как дети, так и взрослые сразу садятся и начинают раскачиваться. Однако, прежде всего следует оценить их состояние, особенно если вы находитесь в незнакомом месте и ничего не можете знать о качелях. Очень часто после зимы качели впервые используются на Пасху, а за зиму веревки и деревянные элементы качелей могут прийти в негодность, потерять прочность, а во время катания оборваться. Это приводит к падению и травмам», - рассказывает о часто встречающемся сценарии получения заявлений на возмещение И. Данче. Осторожным следует быть и с металлическими качелями, особенно, если на улице холодно, и вы катаетесь в тканевых перчатках. Перчатки скользят по сухой металлической поверхности, и когда качели взлетают вверх, существует риск не удержаться.

Отчаянные игры

Даже если погода на Пасху не совсем теплая, этот праздник воспринимается как посланник весны. День, который хочется провести на природе, поиграть с детьми или заняться физической активностью. Статистика несчастных случаев показывает, что многие взрослые переоценивают свою спортивную форму и без специальной подготовки пытаются сделать трюки, которые они делали несколько лет назад. Это приводит к серьезным травмам, таким как переломы рук и ног. Особенно это актуально для тех, кто зимой не занимался спортом.

«Поэтому перед тем, как залезать на дерево, прыгать через препятствия, кувыркаться или прыгать на батуте, каждый должен задать себе вопрос: «Действительно ли я нахожусь в хорошей физической форме и смогу ли это сделать?» Вряд ли, что нужно рисковать ради этого», - побуждает к обдуманным действиям И. Данче.

Особенно внимательно, не так, как обычно, надо следить за детьми, если праздник намечается в большой группе гостей и детей. Сорванцы быстро подвигнут остальных детей на «подвиги», заставляя удивляться родителей последних, почему их настолько рассудительный отпрыск пытался проверить толщину льда на пруду.

Беспечная подготовка к празднику

Насколько кажется невероятным, но получение многих серьезных травм связанно именно с подготовкой к празднику. Например, заявление на возмещение было подано в связи с травмой глаза, полученной при обрезании гелевых ногтей с помощью ножниц, или, когда уселись на горячую плойку. Ожоги, полученные при приготовлении праздничных блюд, на этом фоне выглядят обычной мелочью.

«Такие несчастные случаи происходят потому, что на праздники мы хотим расслабиться, не напрягаться по поводу повседневных вещей и теряем бдительность. От этого нет универсального рецепта. Просто будьте внимательны, и, делая что-то, думайте на несколько шагов вперед», - говорит И. Данче, напоминая, что никто не защищен от несчастных случаев. Однако, непредвиденных расходов на лечение можно избежать с приобретением полиса страхования от несчастных случаев. Полис страхования БТА от несчастных случаев покрывает такие риски, как дорожно-транспортные происшествия, полученные при физическом нападении или в быту травмы, укусы собак и кошек, травмы, полученные в связи с сельскохозяйственными работами или, занимаясь зимними видами спорта, и даже если сломался зуб во время еды.

Страховое акционерное общество «BTA Baltic Insurance Company» является одним из ведущих страховых обществ в Балтии, которое предлагает широчайший спектр страховых услуг, не связанных со страхованием жизни, в Латвии, Литве и Эстонии. В Балтийских странах, в ВТА работает более 1 000 сотрудников. «Vienna Insurance Group AG», опыт работы в страховой отрасли на протяжении 200 лет, является крупнейшим акционером ВТА. Более 50 предприятий в 25 странах входят в группу VIG, а в ней работают 25 000 сотрудников. «Vienna Insurance Group AG» является явным лидером на своих основных рынках в Европе, имеет высокую оценку финансовой стабильности - «Standard & Poor’s» А+ (stable outlook), а его акции котируются на Венской и Пражской биржах.

Дополнительная информация:
Элина Расмане
Директор Департамента маркетинга и общественных отношений
САО «BTA Baltic Insurance Company»
Эл. почта: elina.

Качели времени.

Уже в будущем году Москва сможет переплюнуть всех и по аттракционам. У нас собираются поставить самое высокое в Европе колесо обозрения - 140 метров высотой, рассчитанное на 30 кабинок. Пока столица готовится к победе над знаменитым London Eye (нынешним великаном - 135 метров), корреспонденты “МК ” вспомнили, как менялась культура аттракционов в нашем городе в течение столетия.

Сложно найти человека, который ни разу не катался на карусели в детстве или ни разу не видел американские горки. Что примечательно - такого человека сложно было найти и несколько десятилетий назад, хотя, конечно, у прошлых поколений москвичей развлечения были немного другие. В середине двадцатого века адреналин “ловили ” совсем иначе - тогда о сноубордах никто не знал, бейсджампинг был науке неизвестен, а скейтборды появились только к концу 1970-х годов. Так что единственным выходом были аттракционы в парках.

Хоть они и ассоциируются у нас сегодня с советскими временами, на самом же деле появились первые аттракционы задолго до революции, причем они не ограничивались ни романтическими лошадками на карусельках из фильма про Мэри Поппинс, ни хрестоматийными скоморохами и перетягиванием каната.

“Маленькая война ” на ярмарке

Изначально карусель не имела ничего общего с детскими развлечениями. Не было игрушечных лошадок, веселой музыки и, главное, механизма, приводящего все это в движение. На Востоке еще в XII веке по кругу скакали наездники на боевых лошадях и соревновались в ловкости. Итальянцы, увидевшие такое развлечение пару веков спустя, назвали его "маленькая война" (carosella - ит.) и приняли в обиход, удачно заменив им опасные рыцарские турниры - привычный вариант средневекового досуга.

Позднее французы, вдохновившиеся идеей, построили своего рода тренажер - круглую площадку с установленными на ней деревянными лошадками, с помощью которых юные наездники могли тренироваться в ловкости. К концу XIX века их автоматизировали, и с тех пор кружащиеся карусельные лошадки - обязательный элемент любой ярмарки. Правда, появлялись они только на праздниках. Возможность покататься на механической лошадке в любое время возникла гораздо позже, а в начале двадцатого века самые крупные карусели, если верить архивным фотографиям Москвы, появлялись на гуляниях на Девичьем поле, у стен Кремля, на Пресне, близ Новодевичьего монастыря и на других центральных улицах. Об этом, опираясь на материалы довоенной прессы, пишут в книге "Повседневная жизнь Москвы" Владимир Руга и Андрей Кокорев, позволяя читателю представить московскую Масленицу:

"В 1910 году, по свидетельству одного из репортеров, среди развалин закрытых, но не снесенных балаганов к услугам публики были лишь парочка каруселей, “французские ” горы и три действовавших балагана. В одном располагался “электротеатр ” (кинематограф). В другом "почтеннейшей публике" предлагался “дивертисмент ” с участием потрепанных “этуалей ” и "хором песенников из портерных со зловещими лицами" . Зрители галерки платили за возможность насладиться балаганным “искусством ” по гривеннику, первые ряды шли по полтиннику", - описано историками.

Уже через год, по их словам, картина изменилась: "Переполненные вагоны трамваев подвозят все новые и новые “партии ” масленично настроенной публики. Шум, гам, свист. Специфическое “галдение ” подгулявшей толпы. На первом плане, конечно, карусели. Гармонисты залихватски ожаривают марши. А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много “амазонок ” , предпочитающих “кавалерийское ” седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха "народный театр".

Карусели не отставали от прогресса - когда на улицах крупных городов появились автомобили, даже механическим лошадкам пришлось потесниться: машинки оказались и на крутящихся платформах.

В советской культуре на смену передвижным ярмарочным балаганам с временными аттракционами пришли постоянно действующие парки культуры и отдыха. Их основными аттракционами были самые разные карусели - удачное сочетание легкой остроты ощущений с комфортом. Поскольку парков культуры и отдыха по стране (и в Москве) было достаточно много, карусели также стали постоянным атрибутом “выходного ” советского быта. Помимо романтических парочек и вообще молодежи хозяевами каруселей быстро стали дети. Для них карусели, катание на которых стоило небольших, но денег, стали символом праздника - деньги на катание выдавались далеко не всегда. Именно поэтому карусель как символ аттракциона и праздника вообще в 1960-х годах установили в Детском мире на Лубянке, - рассказал “МК ” фольклорист Антон Размахнин.

Все дети Союза мечтали прокатиться на этом двухэтажном чуде с лошадками, доктором Айболитом и прочими сказочными существами. Притом дети могли использовать этих лошадок и как обычные качалки.

Практически одновременно с главной каруселью советской Москвы появились другие - те, которые сегодня можно увидеть практически в любом парке, сохранившем немного старой инфраструктуры. Фаворит нескольких поколений подростков - “цепочки ” , на которых вращаются подвесные сиденья. Прототип такой карусели был разработан в 1959 году в Ейске на заводе “Аттракцион ” . Назвали ее "воздушная, или подвесная карусель". Именно на базе этого аттракциона появились другие - более сложные, однако сами по себе “цепочки ” тоже берут начало из царской России.

Столб, канат, качели

На ярмарках дореволюционной поры можно было увидеть развлечение в виде столба, на который крепилось колесо, к которому присоединялись канаты. Приводилось это все в движение с помощью самих участников развлечения - они просто отталкивались ногами от земли и крутились. Развлечение лихое, но простонародное, как, впрочем, и привычные нам всем качели. Простейший аттракцион, стоящий сегодня в каждом дворе, когда-то был уделом крестьянским - однако пользоваться им также надо было с умом. Из-за того что не все следовали правилам, в 1648 году выборный от детей боярских Гаврила Малышев вступил с предложением запретить качели: мол, на них люди убиваются.

В петровскую эпоху качели добрались до аристократии, превратившись в элемент светского этикета и сподручное средство для флирта. Были даже особые правила. Даму в пышном наряде катать на качелях мог только кавалер. Обычно качели устанавливались в парках, где прогуливались дамы с собачками, конструкция их была неизменна. Ну а в советские годы этот аттракцион стал массовым, возник в каждом дворе, и никому в голову не пришло бы платить деньги за подобное развлечение.

Иначе судьба распорядилась американскими горками - впрочем, такое название в ходу только в нашей стране. Как во всем мире салат зовется “русским ” , а у нас - оливье, так и захватывающие дух горки повсюду, кроме России, - это русские горки, появившиеся задолго до провозглашения независимости США. Высота их достигала 12 метров, правда, до вагончиков на колесиках в XVIII веке никто, конечно, не додумался: горки были ледяными и являли собой сезонное развлечение.

Как рассказал “МК ” Антон Размахнин, ярмарочные развлечения - как зимние, так и летние - в Москве были примерно такими же, как в любом русском городе или селе. Зимой - катание с ледяных горок и на тройках, на Масленицу - перетягивание каната и снежные крепости, на льду Москвы-реки - кулачные бои. После Пасхи - лазание на "майские шесты", качели и карусели на Троицу. Опять же бои - кулачные и петушиные - долго не надоедали москвичам. Об этом пишет в своих мемуарах и историк Петр Богатырев: "Простонародье веселилось на Пасхе "под Новинским", а в другие летние праздники - у монастырей, в день их храмовых праздников. Народ пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянками и хороводами" .

Бабки - игра, известная с глубокой древности. Ее смысл - в бросании игральных костей на меткость и ловкость. Если лет 200 назад для этой игры еще использовали натуральные коровьи кости, то уже в начале ХХ века в бабки играли кубическими игральными костями современного вида. В орлянку играли по похожим правилам, но монетами. Это своего рода русский петанк, только более азартный и с более сложными правилами. А роль пастиса, сопровождающего петанк в Париже, играла обычная водка-дистиллят, палатка с которой стояла на каждой праздничной ярмарке.

Вторая группа развлечений на ярмарках имеет городское происхождение - это профессиональные увеселения: речь идет о балаганах с акробатами дешевого разбора, фокусниках, Петрушке, райках, каруселях и чайных палатках.

Хороводы - наследство традиционной деревни - на московских дореволюционных окраинах могли насчитывать сотни участников и тысячи зрителей.

"Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину" , - пишет Богатырев, вспоминающий хоровод недалеко от Калитниковского кладбища, в котором участвовало около 200 человек.

"Мы идем гулять в парк!"

В первой четверти двадцатого века руководству СССР было о чем подумать и помимо развлечения для народа... Однако уже в конце 1920-х годов, пока на периферии начиналось колхозное движение и раскулачивание, Москва вспомнила о том, как налаживать мирную жизнь, просвещать и развлекать граждан. Это время стало настоящим парковым бумом. Открывались места централизованного размещения аттракционов, сохранившиеся по сей день, правда, несколько в другом обличье.

Известный с середины восемнадцатого века Нескучный сад в 1928 году стал основой для создания спроектированного архитектором-авангардистом Константином Мельниковым Центрального парка культуры и отдыха - имя классика советской литературы Максима Горького он получил лишь четыре года спустя, в 1932 году. Это была первая попытка организовать досуг советских граждан в определенной точке, разместив там выставочные павильоны, декоративный бассейн и детский городок. Там же появились и аттракционы - небольшие колеса обозрения, разнообразные качели, карусели, полоса препятствий. Были и макеты современных водных горок. Такой аттракцион назывался “Ватершот ” и находился около Пионерского пруда. Для особо смелых была парашютная вышка - аттракцион, который моделировал прыжок с парашютом. Человек встегивался в купол, который, в свою очередь, был прикреплен тросом к стреле. Постепенно трос разматывался, и человек приземлялся. А те, кто в итоге не решился почувствовать себя десантником, могли спуститься по спиралевидной горке на некоем подобии матраса.

В 1970-х годах в парке Горького появились "виражные самолеты". Развлечение это тоже было совсем не для детей - лица младше 14 лет на него не допускались. Сам аттракцион представлял собой кабину на двух человек. “Самолет ” был закреплен на стреле, которая в процессе вращения меняла высоту. Однако “самолеты ” использовались не только в этом аттракционе. Была еще знаменитая "Мертвая петля": на одном конце ее крепился противовес, а на другом - двухместный “самолет ” . Именно такой аттракцион все помнят по знаменитому фильму "Я шагаю по Москве".

В 1930 году в Москве открылся еще один парк с централизованными аттракционами - Измайловский, который еще спустя два года переименовали в Парк культуры и отдыха имени Сталина. Тут также появились парашютная вышка, несколько каруселей и качелей. В проекте была и детская железная дорога, однако она так и не появилась - зато именно тут в 1957 году, специально к Фестивалю молодежи и студентов, появилось колесо обозрения высотой в 50 метров. Сейчас это самое старое действующее колесо, а когда-то было еще и самым большим в СССР: полный круг можно было совершить за 7,5 минуты.

СПРАВКА "МК"

Самое первое колесо обозрения появилось еще в XIX веке в Чикаго. Появилось оно к Всемирной колумбовой выставке и стало ответом на строительство Эйфелевой башни. Получился аттракцион ниже французской достопримечательности, однако в Америке стал на тот момент самым высоким сооружением. Говорят, что сроки его установки были сильно сжаты, рабочие еле успевали установить многотонное сооружение и прозвали его “чертовым ” .

/ Четверг, 13 июля 2017 года /

темы: Масленица


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес