Актуальные и потенциальные способности. Виды способностей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

За время научного изучения способностей было сделано большое количество попыток создать различные классификации видов способностей.

v Актуальные и потенциальные способности.

С точки зрения развития выделяют потенциальные и актуальные способности. Под потенциальными способностями в этом случае подразумеваются возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Актуальные способности представляют часть потенциальных способностей. Это те потенциальные способности, для которых имеются объективные условия и возможности.

v Общие и специальные способности .

Чаще всего, в отечественной психологии способности подразделяют на общиеи специальные способности. Вслед за Б.М.Тепловым специальными способностями называют способности к определенным видам деятельности. Под общими способностями исследователи подразумевают способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности . Они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности.

Если взять за основу три функции психики, выделенные Б.Ф.Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структура общих познавательных способностей . Она представлена, по мнению В.Н.Дружинина, тремя видами: интеллектом , креативностью и обучаемостью .

v Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др. Рассматривая психику как единую систему, перерабатывающую информацию, можно сказать, что она: а) приобретает знания, б) применяет и в) преобразовывает и сохраняет знания.

В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:

· интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;

· обучаемость, как способность к приобретению знаний;

· креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.

Интеллект в широком смысле представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения . Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три подхода к пониманию функций интеллекта: 1) способность к обучению; 2) способность к оперированию символами;
3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Первичные и вторичные нормы поведения называются актуальными способностями (см. табл. 2). Это понятие необходимо потому, что эти нормы даны человеку в его развитии как способности. Они являются измерениями развития, проявления которых усиливаются или подавляются благоприятными или тормозящими влияниями окружающей среды. Актуальными эти способности являются потому, что они постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях. В связи с этими психосоциальными нормами возникают следующие вопросы:
Каким образом возникают конфликты? Как можно соответствующим образом описать эти конфликты? Что стоит за симптомами психических и психосоматических расстройств и ограничением межличностных отношений и как можно лечить эти расстройства?

В западных странах мы наблюдаем тенденцию к превознесению вторичных способностей, например способности к достижению, что сопровождается снижением роли первичных способностей, например, способности к общению. На Востоке, напротив, проявляется склонность выделять первичные способности, ориентированные на межличностное общение, при этом, очевидно, различные вторичные способности теряют свое значение.

Актуальные способности являются психодинамически действующими. Они взаимосвязаны с такими психодинамическими категориями, как Сверх-Я и Я-идеал, и такими глубинно-психологическими категориями, как чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежелательным» поведением в поведенческой терапии.

Актуальные способности дают нам дополнительные дифференциально-диагностические указания и на основе познания содержания конфликтной сферы открывают новые возможности воспитания, самопомощи, психогигиены и конфликт-центрированной психотерапии. Во взгляде на практический процесс мы стараемся под девизом «Как об этом спрашивают?» проанализировать отдельные актуальные способности при помощи ключевых вопросов.
В повседневных описаниях и оценках, а также в обоюдной партнерской оценке вторичные актуальные способности играют решающую роль. Тот, кто находит другого человека милым и симпатичным, обосновывает свое мнение так: «Он порядочен и аккуратен, на него можно положиться». Обратную оценку получает отвергаемый человек: «Он мне несимпатичен, потому что он небрежен, непунктуален, несправедлив, невежлив, скуп и ленив».

Таким же привычным, как эти примеры, является и влияние соответствующих переживаний на настроение и физическое состояние. Так, например, педантичность, неаккуратность, ритуализированная чистoплотность, небрежность, чрезмерные требования к пунктуальности, непунктуальность, принудительная совестливость или необязательность, помимо социальных конфликтов, ведут также и к психическим, и психосоматическим расстройствам. Например, к таким как страхи, агрессия, подражания, и их следствиям: в психической сфере, в дыхательных путях, в сердечно-сосудистой системе, в гастроинтестинальной зоне, в опорно-двигательном аппарате, в нервной системе, в мочеполовой сфере и на коже.

табл. 2 Актуальные способности в позитивной психотерапии (Н. Пезешкиан)

Второй уровень личности, зависящий как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования, и влияющий на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при помощи понятия «способности». Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в различных областях практики, наличие в психологической литературе многих его определений, неоднозначен.

Значительный вклад в раз работку общей теории способностей внес русский ученый Б. М. Теплов. Согласно ему, понятие способности включает следующие идеи:

1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие способности не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже отработаны у данного человека.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности (ряда деятельностей), обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, однако не сводимые к знаниям умениям и навыкам.

В психологии принято выделять:

- общие способности - способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);

- специальные способности - способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т.д.).

Наличие у человека общих способностей не исключает раз вития специальных и наоборот, причем они взаимно дополняют друг друга. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено разными способами.

Способности существуют только в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Предпосылкой развития способностей являются задатки.

Задатки - морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

В качестве задатков могут вы ступать: общая активность нервной системы и ее уравновешенность, повышенная чувствительность нервных структур, специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению временных связей и отношений, к обобщениям и т.д.



Наличие определенных задатков у человека не означает присутствия соответствующих способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Развитие задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностям и развития общества.

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для раз вития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Потенциальные способности - это способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении соответствующих социальных условий.

Актуальные способности - это способности, которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью.

Одаренность - уровень развития общих и специальных способностей, определяющий диапазон различных видов деятельности, в которых человек может достичь высоких успехов.

Отдельно взятая изолированная способность не может быть аналогом одаренности, даже если она ярко выражена и достигла высокого уровня развития.

В результате изучения одаренных детей (Н.С.Лейтес) удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности:

1) внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;

2) трудолюбие (готовность к труду перерастает в склонность к труду);

3) особенности мышления (быстрота мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и синтеза, систематичность ума).

Проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо, поэтому свести одаренность людей, занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным.

Характеризуя специальные способности человека, выделяют такой уровень их развития, как мастерство - совершенство в конкретном виде деятельности ; следующий уровень развития и сочетания способностей человека - талант . Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода .

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

На развитие способностей оказывают благоприятное влияние:

1) обогащенная внешняя среда;

2) высокий эмоциональный тон (положительный);

3)сензитивные периоды (лат.sensus - чувство, ощущение) - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности; периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики;

4)собственная активность, увлеченность, мотивация.

Мешают развитию способностей:

1) обедненная внешняя среда (отсутствие впечатлений);

2) частые психические травмы.

3) неправильное обращение с мотивацией (принуждение).

Развитие способностей (С.Л.Рубинштейн) совершается по спирали : реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего раз вития.

Своеобразие личности, наряду с , характером, волевыми качествами, определяется также ее задатками и способностями.

От природы люди наделены различными задатками, которые предопределены биологически. На основе тех или иных задатков могут формироваться различные способности.

— это психические особенности личности, позволяющие успешно овладевать одной или несколькими видами деятельности .

Понятие «способность» помогает понять, почему люди, поставленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, почему человек может достичь выдающихся успехов в одной области и быть совершенно бездарным в другой.

Способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности и общении. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как некоторая возможность. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, требуется много усилий и определенные условия, например заинтересованность близких людей, качество обучения и др.

Способности обнаруживаются только в деятельности . Только в процессе специального обучения живописи, музыке, танцу выясняется, есть ли у ребенка способности к соответствующей деятельности и насколько быстрее и глубже по сравнению с другими он овладеет этой деятельностью.

Способности делят на актуальные и потенциальные.

Актуальные — уже обнаруженные и реализующиеся способности, для применения которых у человека сложились благоприятные социальные условия. Актуальные способности — только часть потенциальных. Далеко не каждый человек может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своими природными задатками, поскольку нередко этому препятствуют реальные социальные условия.

Способности нередко подразделяют также на общие и специальные.

Общие способности - это благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Специальные, или профессиональные, способности — это возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

Каждая способность, создающая для человека лишь предпосылки для определенной деятельности, требует для своего высокого развития организации целой системы способов, приемов и операций. По некоторым профессиям — художественным, спортивным — подготовка, чтобы быть успешной, должна начинаться в 6-7 лет.

Одна из самых сложных проблем — вопрос о происхождении способностей. роли в их появлении и развитии биологических и социальных факторов. Высказываются мнения, что талант — это на 1% способностей и на 99% пота.

Однако до сих пор вопрос о происхождении способностей остается открытым. Признается, что, с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, однако их проявление и развитие во многом зависят от индивидуальных условий становления личности.

Хотя был проведен ряд исследований по выявлению генетической предрасположенности к тому или иному виду деятельности, вопрос о генотипической обусловленности задатков остается достаточно спорным. Формирование способностей, приводящее к индивидуальным психологическим различиям, связано с взаимодействием наследственных факторов и среды. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от внешней среды, в которой происходит развитие.

В гуманистической психологии в качестве главной цели личности рассматривается развитие ею своих способностей, ее самоактуализация. Но развить все способности в равной степени невозможно. Полностью гармонически развитый человек — это из области утопических мечтаний. Для человека нужно определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели.

Общие и специальные способности человека

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности — деятельности. Деятельность — функциональное взаимодействие человека с реальностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности человека. Сама деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного развития, возрастания человеческих потребностей.

В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — психические особенности, позволяющие человеку достичь высоких результатов в выполнении специальной деятельности. Это графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически- организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, — гениальность (от лат. genius — дух) (рис. 1).

Рис. 1. Система способностей и задатков

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности , его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть, гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях? Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом