Психология детей 8 лет мальчику. Участие родителей в развитии восьмилетнего ребенка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Восьмой год жизни ребёнка очень важен с точки зрения психологии и формирования детского мировоззрения. Если вы хотите помочь малышу в развитии его самостоятельности, то обязательно изучите особенности детского развития и мировосприятия детей в этом возрасте.

Особенности психологического развития мальчиков и девочек в 8 лет

Психология мальчиков и девочек впервые проявляется очень чётко именно в 8 лет. С этого периода дети понимают разницу между полами, уже могут достаточно объективно оценивать себя. У восьмилетних детей редко встречается завышенная самооценка, в их сознании живут два “Я” - тот, кто я есть на самом деле, и тот, каким я хочу быть. Очень часто примером для подражания становятся герои мультфильмов или сериалов. Родителям в этот период особенно важно следить за тем, сколько времени чадо проводит у экрана и что он смотрит, какие книги читает. Конечно, идеальный вариант, когда главным героем для девочек и мальчиков становятся мама и папа.

Для этого нужно постараться: проводите много времени со своим ребёнком, будьте с ним честны, искренне интересуйтесь его увлечениями, придумайте общее хобби, всегда помогайте школьнику, если он вас об этом просит, рассказывайте о своей жизни.

Однако дети этого возраста часто начинают сомневаться в авторитете взрослых и в частности родителей. Это происходит из-за того, что школьник из книги, телевизора или со слов учителя получил информацию отличную от той, что он слышал от папы и мамы. Это может привести к детскому непослушанию. Во избежание конфликтных ситуаций не обманывайте дочку или сына.Услышав вопрос, на который вы не можете ответить, правильнее будет вместе с малышом обратиться за ответом к книге. Тем самым вы не только найдёте решение, но и приучите малыша к чтению книг, что сегодня является большой проблемой.
Восьмилетние девочки и мальчики уже имеют различия в поведении и отношению к миру. С этого возраста, стоит понимать, что правильное воспитание мальчика в 8 лет будет отличаться от правил воспитания его сверстницы.
Девочки становятся более сдержанными. Они большое внимание начинают уделять своему внешнему виду. Среди основных их увлечений могут быть рукоделие, занятия танцами, вокалом, художественной гимнастикой. У девочек хорошо развита ответственность: они всегда выполняют домашнюю работу, прилежно ведут себя в школе, готовы помочь с домашними делами и присмотреть за младшими братьями и сёстрами. Настроение девочек стабильно.
У мальчишек всё наоборот. Их настроение может резко меняться - от высокой самооценки до полной потери уверенности в себе и своих силах. Мальчики более эмоциональны и активны.

В отличие от девочек у ребят 8 лет в меньшей степени развиты исполнительность, усидчивость, аккуратность и терпеливость.

И девочки, и мальчики в этом возрасте одинаково нуждаются в поддержке родителей. Дети уже ощущают себя взрослыми, но часто не знают, как им нужно вести себя дома, в школе, на улице. Незаметно направляйте детей, показывайте достойный пример, постепенно развивайте детскую самостоятельность. При правильном воспитании кризис 8 лет может пройти незаметно для вас и вашего малыша.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 8 лет

Восьмой год жизни считается кризисным. Однако этот период может пройти достаточно гладко, если вы прислушаетесь к советам психологов и своей интуиции. Переходный возраст у мальчиков и девочек в 8 лет знаменуется формированием детской самооценки и пониманием себя, как части мира. С этого возраста дети считают себя взрослыми и самостоятельными, они могут сомневаться в авторитете мамы, папы, учителя, других знакомых.
Проводите больше времени со своим чадом, активно участвуйте в его жизни. Разговоры и анализ книг, ситуаций, поступков очень важны для формирования детской личности. При помощи общения и своим собственным примером папы и мамы могут сформировать шкалу ценностей.
Позволяйте ребёнку самостоятельно выполнять какие-то дела, оказывайте помощь только в том случае, если он её попросил. Постепенно поручайте чаду выполнять некоторые задания, но не стоит заставлять его. У восьмилетних на первый план выходят познавательные мотивы, им будет интересно всё новое и интересное.

Методики воспитания для 8-летнего ребёнка

Современные методики воспитания значительно отличаются от тех, которые были приняты пару десятилетий назад. Это объясняется повсеместным распространением информационных технологий. ВАЖНО: Не стоит полностью исключать телевидение и интернет из жизни школьника, но контроль за получаемой информацией и время у экрана родители должны контролировать.
Воспитание девочек и мальчиков отличается. Постепенно вместе с дочкой начинайте заниматься домашними делами, готовкой, рукоделием. При этом девочке важно знать, что её любят не за исполнительность и ответственность, а просто за то, что она есть. Хвалите девочку, а не её занятия.
Мальчишкам же важно получать оценку результатов. Они уже считают себя настоящими мужчинами, готовыми выполнить любую мужскую работу вместо старшего брата или папы. Многие папы и мамы спорят в вопросе того, насколько должен быть самостоятелен мальчик в 8 лет. Мамам следует отпустить сына, а папам не нужно давить ан сына и заставлять его делать то, что ему не интересно.

После кризиса семи лет наступает относительно тихий и уравновешенный период жизни. Детская психология 8-9 лет очень интересная и имеет множество особенностей, ведь именно сейчас формируется индивидуальность ребенка и он начинает чувствовать себя самостоятельной личностью.

Физиологические особенности ребенка в 8 -9 лет

Сейчас ребенок продолжает интенсивно расти (меняется рост и масса тела), продолжается изменение пропорций тела, идет подготовка к половому созреванию. Организм остается детским, достаточно чувствительным ко всему окружающему. В то же время формируется личность, которая хочет быть более самостоятельной. Детям необходим полноценный отдых, поэтому следует правильно создать режим дня, где будет учитываться время для сна и отдыха, чтобы ребенку было проще справиться с увеличением школьной нагрузки.

Нельзя чтобы учеба заняла все свободное время ребенка, так как она требует сидячий образ проведения времени. Не вникайте сильно в рабочий процесс, но и не оставайтесь равнодушны. Организм интенсивно растет и стремительно развивается, и без спорта возникает много трудностей, возможны головные боли, ухудшение зрения, а также снижение иммунитета. Поэтому родителям обязательно нужно позаботиться об ежедневных двухчасовых прогулках своего чада, а также о занятиях спортом.

Не думайте, что организму будет достаточно уроков физкультуры, которые проводятся два-три раза в неделю. Для полноценного развития спорт должен присутствовать каждый день. Кости и мышцы детей растут и формируются, а значит, нуждаются в постоянном движении и нагрузке. Если Вы не можете обеспечить ребенка спортивными секциями, то просто приучите его несколько раз в день делать легкую зарядку.

Психологические особенности ребенка восьми- девяти лет

В этом возрасте интенсивно формируется личность ребенка, и он хочет быть самостоятельным. В этот период именно от родителей зависит, каким будет их чадо в будущем. Для многих мам, которые привыкли держать все под своим контролем, наступает трудный этап. До этого момента для ребенка все было очень просто: мама поможет с уроками, бабушка погладит одежду, папа помоет обувь. А теперь наступает момент, когда самому необходимо делать многие вещи. Ведь очень важно, чтобы ребенок самостоятельно начал принимать решения и обходился в быту без посторонней помощи, а родители, в свою очередь, просто наблюдали и немного направляли. Поэтому наберитесь терпения и свои отношения с сыном или дочкой стройте очень осторожно.

Не забывайте, ребенок в этом возрасте – в первую очередь ребенок. Ему нравится, когда взрослые и окружающие сверстники обращают на него внимание, поэтому пытается любым способом его привлечь. Вроде бы, он прекрасно адаптировался к школе, занял свое место в коллективе, привык к требованиям и сложному графику, нашел контакт с учителями и старшими, которые его окружают. Но, психическое состояние еще достаточно не устойчиво.

Многие дети именно в этот период жизни начинают увлекаться коллекционированием (камешки, марки, наклейки от жвачек, журналы и прочее). Всячески принимайте в этом участие, это поможет вам быть ближе уже не только, как родитель с ребенком, но и как друзья.

Восемь - девять лет советы родителям

Кстати, пока ребенок находится под Вашим влиянием, у Вас есть уникальная возможность приучить его уважать семью и старших, школу и сверстников, разъяснить, что с мнением мамы и папы необходимо считаться. Внимательно приглядывайтесь к деткам, к тем, кого ребенок выбирает своими друзьями, ведь в дальнейшем он будет от Вас отдаляться, и именно те друзья будут иметь огромное влияние.

Для восьмилетнего ребенка этот период является довольно безмятежным. В прошлом остались первоначальные школьные затруднения и шумные дошкольные годы, когда требовался строжайший присмотр. Переход к подростковым годам еще впереди. Совсем недавно агрессивный и недоброжелательный, сейчас он лучше находит понимание с родителями и перестал злоупотреблять их долготерпением.

Хотя все равно воспитанием нужно заниматься очень ответственно, потому что этот возраст тоже имеет свои особенности. Родителям следует быть в курсе, что должен уметь ребенок в 8 лет. Младший школьник уже ощущает себя членом социума, у него сформировалась собственная поведенческая структура, которой он придерживается. Ребенок сам может собраться в школу, подогреть себе обед. Он имеет свое мнение по любому вопросу и готов отстаивать его. Многие дети отдаляются от родителей, вот почему им надо быть чуткими и деликатными, чтобы впоследствии не возникло значительного разлада с ребенком.

Физиология восьмилеток

Организм растущего второклассника пока еще детский, не происходит никаких радикальных перемен, не видно наглядно выраженных гендерных отличий. За это время школьники вырастают примерно на 6 см, причем мальчики слегка опережают. А вот прибавление в весе равноценно и не зависит от пола – примерно 2 кг, иногда немного больше. Вследствие солидной интеллектуальной нагрузки, хрупкий ребенок должен возобновлять активность посредством достаточно долгого сна – не меньше 10 часов. Если ночной сон нарушается из-за обилия впечатлений или моральной перегрузки в течение дня, его необходимо поддержать, например, напоив травяным чаем или молоком с медом.

В школе ребенок основательно утомляется, поэтому после уроков ему необходим физический и моральный отдых, к примеру, просто полежать полчаса или час, не пользуясь при этом телевизором, компьютером и телефоном. Заданий в школе становится все больше, приходится просиживать за уроками по нескольку часов, кроме того, по вечерам дополнительно сидение перед телевизором или компьютером. Сидячее положение становится привычным и оказывает влияние на становление позвоночника и всей костной системы. Это очень вредно для младших школьников. Исправить положение помогут двухчасовые прогулки на свежем воздухе. Общие гулянья в компании с взрослыми или ровесниками являются необходимостью.

Порой восьмилетние ребята испытывают болезненные симптомы в конечностях, связанные с стремительным ростом. Чаще всего такие ощущения встречаются у грузных или гиперактивных ребят. Мускулы восьмилеток обладают упругостью и эластичностью, великолепно выдерживают нагрузку и растяжку. Физическая активность детей достаточно высокая: у них хорошо получаются прыжки с высоты на точность, катание на лыжах и роликах, они взбираются по канату, пробегают длинные дистанции. Очень важно соблюдать распорядок дня, вовремя ложиться спать, выполняя перед этим установленную церемонию с вечерней гигиеной.

Бытовые умения

Младший школьник уже сам справляется с повседневными бытовыми делами:

  • самостоятельно может собрать школьный рюкзак;
  • выполняет домашнее задание;
  • наводит порядок в своей комнате;
  • убирает за собой постель;
  • выполняет гигиенические процедуры;
  • может одеться по погоде;
  • определяет время с помощью часов;
  • может разогреть себе еду, приготовить бутерброд, простой салатик или пожарить яичницу.

Если ребенка правильно воспитывают, ему уже можно поручить кое-какую несложную работу дома: убрать игрушки, вымыть посуду или пропылесосить комнаты. Девочкам не составляет труда пришить пуговицы или накрыть на стол, а мальчики с радостью помогают отцу или брату мастерить что-нибудь.

Развитие психики восьмилетнего ребенка

Мышление и творческая фантазия младшего школьника достаточно развиты и формируются при помощи реальных и отвлеченных понятий. Ребенок запоминает любую яркую зрительную информацию, проанализированную им, из которой он делает выводы.

Многие дети вплотную подходят к половому созреванию. Происходит повторный процесс копирования поступков и образа действий взрослых, поэтому пример родителей весьма важен для ребят. Они доказывают свои установки. Младшие школьники могут перепутать хорошее и некорректное поведение. Принципиально значимо к этой поре заложить фундамент ключевых понятий – что такое хорошо и что такое плохо – на наглядных образцах.

Дети увлекаются чтением, рисованием, обожают подвижные игры, развивающие у них силу, сноровку, обостряющие восприятие, позволяющие демонстрировать взрослые качества. Многие из ребят в этом возрасте дистанцируются от родственников, преимущественно это относится к мальчикам. Они смущаются взять маму за руку, поцеловать ее на глазах чужих людей. Родители должны отнестись к этому факту серьезно, стоит беседовать с ребенком по-взрослому, интересоваться важными для него темами.

Ребенок должен знать, что он может доверять своей семье, что его здесь понимают и уважают его мнение, с ним считаются. Необходимо с ним разговаривать, выяснять проблемы, которые его волнуют, одобрять его поступки или деликатно объяснять, в чем он неправ. Если в этом возрасте не привить уважение к старшим, то позже может быть поздно. Следует научить школьника считаться с другими членами семьи и с другими людьми.

Занятия ребенка в школе и в свободное время

Младшим школьникам, как любым другим, следует заниматься физическими упражнениями. Уроки физкультуры в школе и спортивные секции, с удовольствием посещаемые ребятами, облегчают эту задачу. Однако нужно учитывать, что избыточная нагрузка сверх школьных занятий вредна, вот почему посещение кружков и секций должно приносить радость и удовольствие, и позитивно влиять на эволюцию и настроение, а не приводить к стрессу. Серьезного внимания в этот период также требует психологическое и умственное развитие. У школьников вырабатывается большое количество умений:

  • они владеют навыками чтения, письма, решения математических задач;
  • принимают участие в художественной самодеятельности;
  • способны усвоить пройденный материал, могут пересказать его, перевести, объяснить, сделать заключение;
  • владеют графической памятью, могут воспроизвести затейливый рисунок на бумаге, запомнив мельчайшие подробности;
  • умеют выяснять принципы работы какого-то устройства, определить, зачем оно предназначено, как используется;
  • рассматривая геометрические фигуры, могут их классифицировать и расположить на плоскости различными способами;
  • учатся моделировать.

Младшие школьники с успехом занимаются изучением иностранных языков: в это время развитие памяти у детей 8 лет позволяет запоминать большой объем новой информации. Если ребенка интересует история или география, полезно читать дополнительный материал на эти темы. Развитию логики у детей 8 лет помогают упражнения с просмотром аудио- и видеозаписей. Надо потом попросить ребенка пересказать их или написать сочинение с отзывом о просмотренном или прочитанном.

Детям, преимущественно мальчикам, интересно заниматься с большими и достаточно сложными конструкторами, пазлами, развивающими внимание. Большинству ребят нравятся книги о животных, о приключениях и находках. Полезно заниматься с ними развивающими компьютерными играми и обучать некоторым программам, показывать им эффектные химические и физические опыты, проводить экскурсии в музеи, на выставки, водить на концерты и в театры.

Развитие речи

Восьмилетние дети обладают полностью сформированной речью и четкой дикцией, при этом составляя связный текст из достаточно длинных и сложных предложений. Они владеют очень большим лексиконом. Наиболее распространенной проблемой становится плохая дикция. Нарушения развития речи у детей 8 лет заключаются в том, что они нечетко разговаривают, мямлят или проглатывают часть слов из-за спешки. Эмоции, настроение и перенапряжение негативно отражаются на артикуляции ребенка. Этот недостаток необходимо исправлять, чему способствует множество различных тренировочных упражнений и скороговорок.

Существует мнение логопедов, что около трети населения планеты страдают нарушениями дикции. В большинстве случаев это зависит от речевого развития и среды обитания. Самыми распространенными являются недостатки произношения шипящих, когда выговаривают сами звуки, но с нарушением артикуляции. Причиной неверного произношения «р» считают слабость мышечного аппарата. Все эти недочеты дикции можно исправить с помощью тренировок мышц и произношения. Младшим школьникам хорошо помогают скороговорки: это простые, размеренные, нередко шутливые короткие побасенки, выстроенные с помощью комбинаций звуков, затрудняющих беглое их произнесение. Народ создал их для развлечения и одновременно обучения детей. Использование их с целью совершенствования артикуляции позволяет успешно исправить неправильное произношение. Их желательно проговаривать в разном темпе, следя за четкостью произношения каждого звука.

Задержка речевого развития у детей 8 лет обусловлена различными причинами. Однако таких детей становится все больше с каждым годом. Вовремя обнаруженная неразвитость речи может быть исправлена, если ее не запускать. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны принять меры для коррекции, иначе ребенок начнет отставать и в психическом развитии, не сумеет полноценно общаться с ровесниками и обучаться в школе. Эти две проблемы взаимосвязаны. Задержка развития речи тормозит формирование интеллекта, а недоразвитая речь обычно бывает последствием врожденных неврологических и психических заболеваний. Чаще всего подобные диагнозы ставят в возрасте 5 лет, когда бывает уже поздно их лечить. Если к 7 годам ребенок не заговорил полноценно, то вряд ли это произойдет когда-либо.

В восьмилетнем возрасте дети много чего умеют делать самостоятельно. Они справляются с гигиеной, собираются в школу, могут сами разогреть еду, помогают родителям, заправляют постель, делают уроки, посещают секции и кружки. Родителям приходится только неназойливо их контролировать. Надо осторожно разрешать им руководствоваться своим мнением, но потребуется очень много деликатности для сохранения равновесия между излишним вторжением в его жизнь и неприметной поддержкой.

Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».

Кризисы развития ребёнка

Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

  • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
  • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
  • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
  • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.

Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

Симптомы кризиса семи лет

Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений. Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:

  • Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
  • Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
  • Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
  • Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
  • Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
  • Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
  • Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
  • Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
  • Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.

Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

Что делать родителям?

  • В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
  • Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
  • Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
  • Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
  • Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
    • Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
    • Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
    • Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
    • Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
  • Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
  • Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
  • Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.

Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

Положительные признаки кризиса

Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

  • Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
  • Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
  • Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
  • Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
  • Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.

Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным. Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить. Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.

Период раннего школьного возраста является одним из самых сложных в процессе воспитания и развития малышей. Психология детей 7-8 лет такова, что им приходится адаптироваться к новым условиям - школьно жизни, привыкать к определенным обязанностям, ритму, распорядку, связанному с учебным процессом.

С началом школьного периода жизни малыша, его эмоциональное развитие значительно зависит от того опыта, который ребенок получает вне домашних стен. Страхи малыша отражают его восприятие внешнего мира, горизонты которого теперь значительно расширяются. Непонятные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются новыми, более осознанными: визиты к доктору, природные явления, отношения с одноклассниками. При этом страх склонен принимать форму тревоги или беспокойства.

В этот период дети стремятся занять определенные позиции в системе отношений класса. На эмоциональное состояние малыша все больше влияют его отношения с одноклассниками, а не только успехи в учебном процессе и взаимоотношения с учителями. На момент прихода в школу отношения детей руководствуются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых.

Детям 7-8 лет склонны к проявлению непосредственности и доверчивости. Родители должны понимать и принимать эти особенности, бережно относиться к проявлениям искренности, прямолинейности в разговорах и поступках ребенка. При этом процесс обучения в школе и связанное с этим усиленное интеллектуальное развитие создает основу для более совершенного формирования эстетических и нравственных чувств у малышей, для тонких переживаний, возникающих при общении с природой, произведениями искусства, литературы, живописи, музыки, а главное - с людьми. Эти особенности психологии детей 7-8 лет требуют особого отношения со стороны взрослых - учителей и родителей.

В этот период у ребенка могут проявиться признаки кризисного периода - манерность, непослушание, кривляние. Эти качества малыш начинает проявлять почти во всем, от выбора одежды, заканчивая выполнением работы по дому. Многим родителям знакома ситуация, когда они часами уговаривают малыша сделать что-либо, например, убрать в комнате, а тот демонстративно игнорирует просьбу, пререкается. Это и есть одно из ярких проявлений так называемого кризиса 7 лет.

Процесс воспитание детей 7 лет, которые переживают кризисный период, должен быть основан на принципах поддержки ребенка, проявлении понимания, но в то же время жесткости и непоколебимости решений взрослого.
Взаимодействие с ребенком, переживающим кризис 7 лет, не должно иметь подавляющий характер. Ведь именно протест против воли родителей является основой детского непослушания. Поэтому излишне авторитарный стиль воспитания может лишь усугубить ситуация. Ребенок замкнется, начнет отдаляться от взрослого.

Рекомендации для родителей детей 7-8 лет
Основное требование ребенка в этом возрасте - чуть больше свободы, самостоятельности в поведении, принятии решений. Дайте ребенку желаемое, проявите поддержку его стремлениям развивать свою самостоятельность и независимость.

Примените систему самоконтроля как в учебном процессе, так и в вопросах хозяйственно-бытового характера. Как инструменты самоконтроля используйте дневники - чтения, поведения, спортивных тренировок, работы по домашнему хозяйству. Малыш должен учиться планировать и контролировать свои действия.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка