Занятия по методике глен доман. Обучение чтению по доману

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Вы держите на руках свое новорожденное чудо. А может быть, только в его ожидании. Но вы, любящие родители, уже готовы весь мир бросить к ногам своего ребенка. Открыть перед ним массу путей и возможностей. Сделать так, чтобы он вырос более здоровым, умным, успешным, чем вы сами.

Мы искренне рады за вашего кроху — ему очень повезло с мамой и папой! Главное — вера в успех своего ребенка и желание сделать его счастливым. Все остальное, как говорят специалисты, дело техники — правильный выбор методики для раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития ребёнка.

Методика Глена Домана

Здесь есть над чем задуматься. Стоит зайти в любой магазин, и на вас чуть ли не падают с полок пособия по воспитанию гениев, спортсменов, великих музыкантов. Читайте внимательно, кто автор издания, чем он занимается, желательно подробно узнать все о его предшественниках, последователях и достижениях. А если вам повезет натолкнуться на книгу Гленна "Гармоничное развитие ребенка", то обязательно уделите ей внимание как одной из самых достойных методик.

Гленн Доман предлагает по-настоящему уникальный комплексный подход к развитию крохи с первых дней жизни. В нем физическое совершенствование и тренировка умственного потенциала маленького человечка неотделимы друг от друга. Это твердая позиция автора: развитие интеллекта находится в прямой связи с физическим развитием.

Методика универсальна — она подходит для малышей любого темперамента, физических данных, состояния здоровья. Если ребенок перенес какие-то травмы и заболевания, тем более стоит начать тренировки по Доману.

Дело в том, что изначально ученый-нейрофизиолог Гленн Доман разработал реабилитационную методику для лечения детей с травмами мозга. Успех в стимуляции мозга детей с отклонениями в развитии вдохновил Домана на применение своих достижений для развития здоровых детей. Результаты получились впечатляющими. Доман вывел формулу, согласно которой чем интенсивнее занятия с малышом в первые годы жизни, тем активнее развивается его интеллект. И чем больше ребенок двигается с самого рождения, тем быстрее происходит развитие его мозга.

Доман доказал своими трудами, что когда маленький человечек появляется на свет, его потенциал огромен. Дети двух, трех лет могут легко научиться читать, считать, рисовать, бегать, плавать, кататься на коньках, играть на музыкальных инструментах, разговаривать на нескольких иностранных языках. И все это происходит совершенно естественно, без дополнительной мотивации малыша, поскольку мозг запрограммирован на обучение. После трех лет активный рост мозга замедляется, а к семи годам практически заканчивается. И это тогда, когда начинается традиционное обучение в школе!

Развитие с рождения

Так вот, чтобы первый класс не стал для ребенка суровым испытанием, чтобы учеба приносила ему преимущественно радость, чтобы малыш с легкостью и с удовольствием усваивал большие объемы информации, начинайте прямо с рождения! Дайте крохе "неограниченные возможности в жизни", а он уже сам выберет, чем дальше заниматься. Развивайте в ребенке силу мышц, пластику, выносливость, а также слух, способности к языкам. Также Доман предлагает начать с рождения и обучение чтению, математике, энциклопедическим знаниям. Сначала занятия строятся так, что малыш является наблюдателем происходящего. Ему показывают карточки с так называемыми "битами информации". В чтении — это слово, в математике — количество, графически выраженное точками, в получении энциклопедических знаний — карточка с изображением животного, растения, произведения искусства. С возрастом кроха становится более активным участником процесса и сам подсказывает родителям пути совершенствования знаний.

Как же развивать интеллект малыша с первых дней жизни, каких результатов можно ожидать? Прежде всего, помните, что все обучение основано на увлекательной игре. Для крохи получение знаний — это самый интересный способ времяпровождения. Главное для родителей — не убеждать ребенка в обратном и делать все, чтобы он учился с удовольствием. Занимайтесь с малышом только когда он и вы в хорошем настроении, во время занятий разговаривайте с ним весело, с энтузиазмом, целуйте его, обнимайте и восторженно хвалите. Так кроха полюбит учиться еще больше и будет достигать успехов с потрясающей скоростью.

Один урок-игра по Доману длится всего несколько минут, а закончить его следует до того, как этого захочет ребенок. Он с нетерпением ждет следующей порции знаний. Показывайте карточки очень быстро, динамика обеспечивает лучшее восприятие, а медленная подача информации заставляет малыша скучать.

Чтение по Доману

Процесс обучения состоит из демонстрации крохе карточек с крупным отчетливым красным шрифтом. В дальнейшем шрифт можно будет уменьшить, заменить его на черный, т.е. приблизить его к книжному. Сначала вы учите малыша читать отдельные слова, затем по освоении основного словарного запаса — словосочетания, предложения, специально изготовленные книги. Регулярные игровые занятия позволят вывести ребенка в беглое чтение уже через 8-12 месяцев. Одновременно с навыками раннего чтения, у малыша развивается мышление, феноменальная память, зрение, слух, речь.

Математика по Доману

Сначала вы знакомите ребенка с количествами, при этом демонстрируя ему не абстрактную цифру, а число точек, соответствующее названному числу. Для детских глазок подойдут белые картонные карточки с большими красными, хаотично разбросанными точками. Постепенно осваивайте счет до ста, демонстрируя карточки в разнобой. Да-да, кроха способен одновременно увидеть 100 точек на карточке, пока вы тихонечко сверяетесь с подписью на обороте! Следующие этапы занятий: решение примеров, задач, а затем уже знакомство с цифрами, которое завершится очень быстро. Всего за несколько месяцев регулярного обучения математике вы получите впечатляющие результаты. А наряду с получением математических знаний, ребенок развивает интеллект, феноменальную память, навыки устного счета, внимание, пространственное восприятие, зрение.

Энциклопедические знания

Расширение кругозора ребенка проводится с помощью демонстрации карточек, на которые нанесено изображение в виде рисунка или фотографии. На карточки четко наносится один предмет, незнакомый малышу, подписывается его название. Области знаний для подготовки материала можно брать любые. Доман выделяет 10 разделов: биология, география, история, математика, искусство, анатомия человека, музыка, язык, литература, общие знания. Вся интеллектуальная программа подразделяется на уровни. Чем он выше, тем более сложные факты о заданном предмете получает ваш малыш. В программе развития энциклопедических названий нет сроков, критериев успеха, ограничений. Ее цель — привить ребенку любовь к получению знаний, а также понять, что играючи малыша можно научить всему на свете!

В каком порядке вводить программы развития интеллекта? Начните с чтения, ведь именно умение читать является одной из высших функций человеческого мозга. Из всех живых обитателей планеты способны читать только люди. К тому же чтение — это одно из самых необходимых умений, на котором основывается все остальное образование. Постепенно в распорядок крохи можно включать программу обучения энциклопедическим знаниям, а затем и математике. Ну и, разумеется, с самого рождения ребенка не забывайте о его физическом развитии, которое помогает активному формированию мозга.

Как видите, огромным плюсом обучения по Доману является то, что ребенок с первых дней получает помимо знаний так нужное ему внимание мамы. Методика предполагает занять много времени и сил родителей, искренне любящих малыша. Это вовсе не значит, что мам и пап, которые практикуют развитие по Доману со своими детьми, больше ни на что не хватает. Напротив, начавшие заниматься мамы говорят, что стали более организованными и успевают еще больше, чем до рождения малыша.

Организация занятий, конечно, потребует какое-то время. Но и здесь есть выход у суперзанятых родителей. В продаже имеются готовые пособия с карточками по Доману. И потом, нет же ничего страшного в том, чтобы посидеть на полчаса меньше в Интернете и посвятить это время малышу.

Также следует помнить, что хоть Гленн Доман дает исчерпывающую схему занятий, адаптировать ее под себя и своего ребенка не возбраняется. Равно как и использовать традиционные методы развития малыша с помощью сказок, стихов, потешек, . Выработайте для вашего крохи индивидуальную методику. Для этого прислушайтесь к ребенку и к собственной интуиции — и вы обязательно поймете, что нужно вашему сыну или дочери. Совершенствуйте не только методики и ребенка, но и себя. Ищите пути реализации ваших возможностей. А кто ищет, тот всегда найдет!

Мария Логоватовская, специалист по раннему развитию

Статья предоставлена сайтом "Умница"

Комментировать статью "Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана"

Метод Домана - альфа и омега реабилитации "особых детей" с ЛЮБЫМ нарушением ЦНС. Вы можете использовать разные средства реабилитации своего ребенка, но только этот метод...

Методика Глена Домана. Как и Мария Монтессори, Глен Доман Обучение чтению по методу Глена Домана. Размеры карточек и подробное описание методики [ссылка-1].

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. ...зарплата 200 руб вчас. мне 33 года. работала с особыми детками, по методике глена домана 2,5 года. умею делать паттернинг, маски, горки, массаж...

Божена (методика Глена Домана) в Москве. Здесь неоднократно обсуждалась семинары Божены, работающей по методике Глена Домана, связавшись с ней мы выяснили что у нее...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. После трех лет активный рост мозга замедляется, а к семи годам практически заканчивается. начинают до 1 года, и печатают - в год с небольшим на пишущей машинке и компьютере с 1988 - 1991 г. ... Мы с дочкой стали...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Глен Доман применял методику для больных детей, для детишек, которые не могли В чем ошибся Гленн Доман или, ваш ребенок гений! Лекции Домана в Москве. Метод Домана - альфа и омега реабилитации "особых детей...

Нужна помощь в переводе книги Глен Доман "Что делать, если у вашего ребенка поврежден Издательство, что выпустило книгу Домана про Гармоничное развитие ребенка, эту книгу...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Гормональный фон и гармоничное развитие. Эндокринные нарушения у детей. Появился термин «ретардация», то есть замедление физического развития и формирования функциональных систем у детей и...

Глена Домана. Мы использовали элементы его методики при обучении, в частности, по знакомству с окр.миром, глобально чтение, математика (представление чисел в виде красных...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Методики раннего развития ребенка, Часть 2. О лучших результатах раннего физического Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Посмотрите другие обсуждения: Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Наверное я против Домана, против некоторых методик.

Глен Доман применял методику для больных детей, для детишек, которые не могли ни двигаться, ничего вообще делать, только лежали пластом в своих кроватках.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Математика (точки) тоже в первую же неделю начала выззывать раздражение 6тимесячного малыша. Чтение по Доману я даже не начинала - смысла не...

Методика Глена Домана. Ну, кто нибудь растит вундеркиндов??? Если да то по каким А мы не знаем что за методика Домана. Мы наверно для таких методик еще не доросли.

Про методики Глена Домана сейчас не слышал только глухой. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев.

Про методики Глена Домана сейчас не. Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты: слова, красные точки в нужном количестве, картинки...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Я бы сказала, резюмируя: Методика Домана замечательная, она опередила свое время, традиционную систему - на 300 лет, опередила систему Монтессори - на 35 лет, но она намного отстает от российских методик, от...

А по методике Домана ребенок будет читать только те слова, которые он уже Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и А недавно Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. После трех лет активный рост мозга...

Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты: слова, красные точки в нужном количестве, картинки на разные темы.

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Про методики Глена Домана сейчас не. Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты: слова, красные точки в нужном количестве, картинки на Методики воспитания детей...

Дети, воспитанные по системе Глена Домана, выполняют невероятные гимнастические упражнения в самом раннем возрасте, умеют читать с двух, трех, четырех лет, отменно общаются на нескольких иностранных языках, превосходно осваивают математику, играют на музыкальных инструментах – иными словами, показывают способности, присущие только гениям. В чем же секрет?

Из истории

Все началось, когда в конце сороковых годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Им были разработаны методики, дающие поразительные результаты. «Приговоренные» дети быстро развивались и даже обгоняли своих здоровых сверстников. В основу всех разработок легло открытие: через здоровые участки мозга можно воздействовать на поврежденные.

Добившись удивительных результатов, Доман опробовал систему, разработанную для больных, в работе со здоровыми детьми. Он возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Его методику используют родители в разных уголках планеты, с 1964 года его книги издаются на разных языках.

Функции мозга

Глен Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них: моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо – полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. Только человек способен к прямохождению, может общаться на символическом, абстрактном, искусственно придуманном языке, записывать этот придуманный язык, читать написанное, понимать устную речь и узнавать предмет через прикосновение.

«Именно осуществление шести этих функций и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Более того, превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни». Каждая из перечисленных функций от рождения и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. Это основа, на которой построена вся методика обучения Домана.

Важно отметить, что, по утверждению Домана, основной из этих шести является двигательная функция (ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.

Ползком к рекордам

Подвижность и деятельность рук дает возможность ребенку быстрее повышать свой умственный потенциал. А начинать развитие малыша нужно с самого рождения. Что предлагает Доман? Прежде всего перевернуть новорожденного на живот. Младенцев обычно кладут на спинку, в этом положении они беспомощны и не могут нормально двигаться. Но ни один детеныш животного не находится в положении лапками или копытами вверх. Это главная и первая ошибка, ограничивающая подвижность новорожденного. Положив кроху на животик, мы следуем природе: мягкое подбрюшье защищено полом, а спина – естественным каркасом скелета, малыш свободно двигает руками и ногами, пытается удержать голову.

Вторая ошибка – кутать малышей в теплые одежды, которые мешают им двигаться. Во время беременности малыш находился при температуре 36,6 °С, и ему не подходит прохладная взрослая атмосфера 20 °С. Нужно планировать детскую как комнату для детей, а не для воспитателей-родителей – следовательно, сделать ее теплее.

Познание, по мнению Домана, – это тот же инстинкт самосохранения; познание – это тот фактор, который необходим для выживания.

Доман предлагает специальные треки для ползания, которые можно использовать с первого дня рождения. Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Отталкиваясь ножками, следуя врожденному рефлексу, кроха сможет проползать достаточно большие расстояния. Ползание ничком и на четвереньках играет важную роль в развитии зрения, речи и интеллекта. Поэтому эта методика рекомендует даже старшим детям принять участие в обучении малыша – ползать вместе с ним!

Глен Доман готов поместить ребенка для двигательной активности на теплый, ровный, безопасный пол хоть на 24 часа в сутки. Тут, конечно, появляется множество противников такого подхода. Никакой физический интеллект никогда не заменит живого эмоционального контакта, скажут они и будут по-своему правы. Однако они не учитывают, что на полу вместе с ребенком должны быть и его родители!

Кроме ползания, нужно развивать у малыша хватательный рефлекс, просто поднося 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам. А программа развития вестибулярных навыков ускорит рост отделов мозга, ответственных за равновесие. Доман предлагает 15 видов такой стимуляции.

Итак, перемещение на животе перерастет в 2,5 месяца в осознанное ползание, в 3–4 месяца в ползание на четвереньках, затем в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, малыш уже в шесть лет будет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и т. д. вплоть до 5 километров без остановки.

Изучая методику Глена Домана , берите то, что подходит именно вам и вашему малышу, не ограничивайтесь только рамками этой программы, даже если она абсолютна ваша. Слушайте с ребенком песенки, читайте стихи, играйте в ролевые игры и игрушки, занимайтесь творчеством. Прислушивайтесь к своему ребенку и занимайтесь тем, что вам обоим доставляет удовольствие. Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например поцелуем или поглаживанием.

Чтение с рождения

Обучение чтению Доман считает самой главной и наиважнейшей задачей. С помощью чтения ребенок может получать «в наследство знания другого человека, жившего в другой стране и лет за 100 до него». Научившись читать, малыш становится свободным, он уже не ограничен тем, что знают и дают ему родители. Обучение чтению, математике и разным другим наукам строится в системе Глена Домана по одному принципу. Нужно быстро показывать ребенку в течение дня карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т. п. и четко произносить названия изображаемого. Причем чем раньше начато такое обучение, тем лучше. «Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего», – утверждает Глен. А на вопрос: «С какого же возраста следует начинать обучение?» – отвечает: «С самого рождения!»

Методика обучения чтению начинается со слов, разделенных на тематические группы, первая из которых «Части тела». Многие педагоги отмечают, что, должно быть, эта система хороша для тех языков, где отсутствуют окончания, но русский язык ребенок усвоит неверно, будет при чтении игнорировать окончания или проглатывать их. С другой стороны, на втором этапе (после усвоения порядка 50 слов) малыш получает возможность видеть словосочетания (где он обнаруживает изменения окончаний), позже простые предложения, распространенные предложения.

Доман не начинает обучение детей с букв. «Читать буквы очень сложно, поскольку никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал «А». Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово «мяч», являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово «мяч», чем букву «М». Это противоречит традиционному подходу, когда детей прежде знакомят с буквами, звуками, слогами и складами, а только потом со словами и предложениями. Доман же утверждает, что мозгу, словно компьютеру, нужно дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.

Дети любят познавать, любят учиться, и чем младше они, тем больше их тяга к знаниям. При-глушить эту потребность мы можем, проверяя и тестируя детей для выяснения того, что они еще не знают. Доман выступает против проверок: ребенок должен показывать, что он знает, быть победителем, а не побежденным, которому указывают на его ошибки и проблемы. Чаще хвалите своего маленького гения, создавайте ситуации успеха, говорите, что он делает все правильно!

Энциклопедия малыша

Спустя несколько недель или месяцев после начала обучения чтению Доман добавляет энциклопедические знания. Программа построена идентично. Серии карточек включают знания из различных областей науки. Здесь даже не важно, что ребенок запомнит большое количество информации, ведь, покупая энциклопедию, мы тоже не прочитываем ее от корки до корки. Учась, малыш позволит расти своему мозгу, а также сможет анализировать объекты и, как настоящий ученый, делать выводы и находить закономерности. Сами «уроки» не занимают много времени, хотя и требуют организованности. Время тут исчисляется минутами: одну карточку следует показывать 1 секунду, и так по 10 штук 3 серии. Следовательно, скажем, даже при 20 подходах это займет у вас всего-навсего 10 минут в день. Однако изготовление карточек – достаточно кропотливая работа. Ведь чтобы завершить, например, усвоение энциклопедических знаний и приступить к интеллектуальной программе, у вас должно быть уже около 1000 карточек. Глен Доман же говорит о том, что не обязательно выполнять все полностью и, если родители дадут хоть какую-то часть материала, это будет гораздо лучше, чем ничего.

Множество точек

Математику ребенок начинает познавать с количества предметов, а не со знаков (цифр), как это принято в традиционной педагогике. Действительно, сначала нужно познакомить малыша с понятием количества, и только когда он будет иметь четкое представление, что такое 5 машин или 10 гусей, его можно знакомить с цифрами. Доман не показывает детям гусей и груши и даже не считает с ними яблоки и кошек, он демонстрирует карточки с точками. Он утверждает, что по его методике дети легко смогут на глаз определять с ходу количество точек, будь их хоть 50, не пересчитывая, и это поможет им выполнять арифметические действия с большими числами в уме.

И в математике, как видите, можно достичь результатов, которые мы называет гениальными. А все потому, что все дети гениальны, по мнению Домана, с рождения, и каждый кроха обладает умственным потенциалом ничуть не меньшим, чем у Леонардо да Винчи.

«Мы пытались понять происхождение гения, – пишет Доман, – и вдруг поняли, что это «происхождение» заключено во временном отрезке от рождения и до шести лет. Появление гения зависит от предоставленной ребенку возможности развиваться!

Методика Глена Домана в течение последних десятилетий считается по праву одной из самых интересных педагогических концепций, посвящённых раннему развитию детей. Однако эта методика имеет не только широкий круг приверженцев, но и большое количество оппонентов, утверждающих, что методы обучения Домана неоднозначны, и далеко не всегда приводят к ожидаемому результату.

В чём же суть этой методики раннего детского развития, чем она отличается от других педагогических концепций, и каким образом можно охарактеризовать её сильные и слабые стороны?

Методика Глена Домана: все началось с карточек

В конце 40-х годов двадцатого столетия молодой американский учёный Глен Доман занимается реабилитацией детей с нарушениями нервной системы. Его пациентами становятся малыши с серьёзными заболеваниями, поэтому задания для них Доман разрабатывает простейшие – для начала врач пытается добиться фокусировки взгляда больных детей на каком-либо предмете.

Для этого он демонстрирует пациентам специальные карточки с нанесёнными на них в произвольном порядке красными точками. Доман добивается успеха – его подопечные действительно начинают фокусировать на карточках свой взгляд. Впоследствии доктор усложняет задания, показывая малышам карты не с точками, а с картинками, изображающими окружающие их предметы.

Этот метод обучения начинает работать, и уже совсем скоро, отстающие в развитии дети, учатся не только определять, что изображено на карточках, но пробуют двигаться и говорить. Успех был настолько ошеломляющий, что на базе своих открытий, Доман разрабатывает целую концепцию, посвящённую развитию маленьких детей. Именно эта концепция и стала называться впоследствии методикой раннего развития Глена Домана.

Основные положения методики

  • Наиболее интенсивно мозг маленького ребёнка развивается во временном промежутке от рождения до 3-х лет. Именно в этот период необходимо создать специальные условия, которые обеспечат определённый уровень интеллектуальной нагрузки. Чем раньше родители начнут тренировки интеллекта своего ребёнка, тем больше информации он сможет усвоить.
  • Движение и двигательная активность детей стимулируют гармоничное развитие и интенсивное формирование клеток мозга. Согласно Доману, ребёнок может научиться ползать, хватать, шагать, плавать значительно раньше, чем это декларируется общепринятыми педиатрическими нормами. Например, учить ползать малыша Доман предлагает практически с рождения, в то время как классическая педиатрия считает началом естественного ползания возраст малыша от 4-х до 7 месяцев.
  • Доман, как учёный, отдаёт приоритет зрительному познанию окружающего мира. Он считает, что мозг ребёнка работает таким образом, что способен «сфотографировать» и аккумулировать огромное количество информации. Именно эту информацию и должны предлагать родители малышу с первых моментов его жизни. Для этого учёный разрабатывает специальную систему карточек, позволяющих донести информацию об окружающих ребёнка предметах в процессе их зрительного восприятия.

Карточки Домана – источник энциклопедических познаний детей

Все познания, необходимые малышу, учёный предлагает сообщать ему посредством специальных обучающих карт.

Внешний вид карточек

  • Определённый размер (одна сторона карточки не должна быть меньше 15–20 см.).
  • Высота шрифта на тематических карточках должна быть не менее 2,5– 3 см.
  • Каждая карта должна содержать изображение понятия (предмета, природного явления) и буквенное обозначение (название) этого предмета или явления.

Урок с картами

Подготовьте несколько тематических наборов карточек: фрукты, ягоды, еда, животные, природа и т.д. Отведите постоянное время для занятий в течение дня.

Показывайте карточки следующим образом: продемонстрировав картинку, громко проговорите, что на ней изображено. Сделать это нужно в течение 1-2 секунд, не более. Вдаваться в дополнительные объяснения не нужно, пары секунд вполне достаточно, для того чтобы малыш усвоил необходимый объём информации.

Количество карточек для первых занятий – не более 5 штук. Со временем можно увеличить количество показываемых карточек до 10 в течение одного занятия.

К обучению детей посредством карточек Доман рекомендует приступать в возрасте до одного года! Именно в этом возрасте, согласно концепции учёного, мозг ребёнка способен поглотить огромное количество информации. Тем не менее, в возрасте одного-трёх лет эти занятия будут также эффективны.

Вариантов карточек Домана великое множество. Они представляют собой не только наборы тематических карточек с информацией об окружающем мире, но и дидактический материал для обучения счёту (карточки с точками) чтению (карточки со словами).

Как и любой другой метод раннего развития детей, учение Домана имеет не только сильные, но и слабые стороны. Желательно, чтобы родители изучали все «за» и «против», задумываясь о том, какой отдать своё предпочтение.

Слабые стороны этой методики раннего развития

Общие моменты

Ребёнок в этой системе обучения является пассивным объектом, методика не поощряет возникновения у него живого интереса к изучаемым объектам. Так на просмотр карточек отведено строго регламентированное время, а объяснения и ответы на вопросы (если таковые возникнут у малыша в процессе занятия) не поощряются.

Таким образом, в первую очередь тренируется «механическое запоминание». Доман видит основной задачей насыщение мозга маленького ребёнка максимальным объёмом информации. Чрезмерная наглядность (использование карточек с подписями) не стимулирует развития у ребёнка так называемого «текстового» мышления – потребности получать и анализировать информацию из текста, без подкрепления её наглядным материалом. Тем не менее, чтобы обеспечить гармоничное развитие малыша, ему нужно сообщать как можно больше текстовой информации. Занимаясь с ребёнком, родителям желательно чаще использовать потешки, стишки, прибаутки, читать ребёнку сказки и стихи. Но методика Глена Домана не придаёт большого значения этим моментам. А между тем навыки «текстового» мышления будут очень востребованы на этапе дальнейшего обучения детей в школе.

Обучение чтению

Построено на механическом запоминании написания слова, демонстрируемого на картах. Доман считает, что если детям с регулярной частотой показывать написание тех или иных слов, то со временем они обязательно уловят связь между написанием и воспроизведением слова. Но практикующие педагоги говорят об обратном: детям трудно обнаружить связь между написанными словами и звучащей речью, и рано или поздно их родители обращаются к – , слогов и только потом, чтения слов.

Обучение математике

Может оказаться весьма трудоёмким проектом по сравнению с классическими методиками. Ведь Доман настаивает на том, чтобы обучаемый представлял не изображение цифры, когда речь идёт о числе, а реальное количество.

Например, мы говорим 36 и представляем цифру «36». Методика Домана предполагает обучение детей реальному количеству, а не его интерпретации в виде цифры. То есть, в процессе обучения ребёнка счёту, ему нужно все время демонстрировать карточки с нанесёнными на них точками, обозначающими то или иное число. Представьте на секунду сколько нужно создать вариантов таких карточек, и насколько это трудоёмкий по сравнению с классическими способами процесс.

Но базовый принцип, состоящий в том, что ребёнок сначала осваивает категорию количества, а потом закрепляет за ней числовое представление, не подлежит сомнению. Однако у отечественных педагогов, придерживающихся аналогичных взглядов, есть куда более простые для реализации способы обучения детей математики – через изучение , .

Подводя итоги, можно сказать, что методика Глена Домана направлена на гармоничное развитие интеллектуальных способностей у маленьких детей. Однако эта педагогическая концепция несколько игнорирует развитие у детей других важных сфер - психоэмоциональной, гуманитарной, поэтому её вряд ли можно назвать идеальной и исчерпывающей.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Реальные истории семей развивающие своих детей по методики Глена Домана:

Развивающих методик для детей огромное количество, теория Глена Домана - самая известная из них. Узнать о сути методики, преимуществах и недостатках, а также скачать карточки Домана (удобно разложенные по категориям) вы можете на этой странице.

Суть методики Глена Домана

С самого рождения мозг человека настроен на познание окружающего мира всеми возможными средствами. Используя эту его особенность, можно осуществлять успешное ранее обучение (обратите внимание, что речь идет именно об обучении, а не развитии!). Рекомендовано приступать к упражнениям уже с 3-6 месяцев жизни. Методика Домана позволяет заложить основы для развития высокого уровня интеллекта, сформировать стойкую тягу к знаниям, научить невероятно раннему чтению на родном и иностранном языке, математике. Так говорит автор методики.

Для методики специально были разработаны обучающие карточки. Они содержат изображение предмета и надпись-слово, его обозначающее. Представлены в виде наборов, объединенных общей тематикой. Например: «Цветы», «Фрукты» и т.п. Скачать такие карточки Домана вы можете переходя по разделам этой страницы.

При их разработке были учтены многочисленные нюансы восприятия и внимания маленьких детей, что напрямую влияет на эффективность работы. В этом разделе для бесплатного скачивания доступны карточки, выполненные строго в соответствии с принципами Домана. На каждой из них отображен только один объект на чистом белом фоне, они большого размера, без рамок и цветных окантовок, на рисунке отлично видны все важные детали. Все предметы имеют свое название. Оно написано под их изображением крупным шрифтом яркого красного цвета.

Просто скачать карточки Домана, распечатать их и дать ребенку? Нет, от родителей потребуется серьезная организованность и со временем огромная фантазия, как словить, усадить и показать в конце концов эти карточки ребенку. Проблема заинтересованности обычного, здорового ребенка в процессе - сложность методики. К тому же есть определенные правила. Начинать упражнение необходимо тогда, когда и малыш, и взрослый находятся в хорошем настроении. Обязательно стоит сообщить: «Сейчас я покажу тебе…(птиц, деревья и т. п.». После этого начать показ. Демонстрировать каждую карточку рекомендуется 1-2 секунды. При этом взрослый проговаривает громко и четко, спокойным голосом, слово, написанное под рисунком. Количество карточек может быть от 10 и до 120 в зависимости от заинтересованности ребенка. Важные моменты:

  1. Заглядывать в карточку при демонстрировании нельзя, чтобы не мешать ребенку рассматривать изображение.
  2. Занятия вначале проводят 1 раз в день, затем их количество увеличивают.
  3. Одна карточка не должна показываться более 3 раз за день.
  4. Не нужно требовать от ребенка повторений названий, если только он сам не захочет сделать это.
  5. Лучше прекратить игру до того, как малыш потеряет интерес.
  6. Постепенно нужно добавлять новые наборы, а хорошо изученные убирать.
  7. Показы должны быть систематичными, только в этом случае можно добиться результатов.

Как сделать Карточки Домана самостоятельно?

Предлагаем вам скачать карточки Домана и распечатать их для своего ребенка. Сделать это лучше на матовой (чтобы не было бликов) бумаге плотностью 250-300 г/м2 или же приклеить на картон. Желательно готовые карточки ламинировать, тогда они прослужат дольше, и их можно будет использовать в других развивающих играх.

Данный дидактический материал может также с успехом использоваться и в методике Макато Шичиды, направленной на развитие фотографической памяти, творческих способностей, интуиции. Для этого потребуется только отрезать названия предметов по пунктирной линии.

Глен Доман – американский врач, создатель уникальной методики физического и интеллектуального развития детей с рождения, методики Глена Домана.

Созданию методики способствовало длительная работа Глена Домана в послевоенное время с детьми, у которых наблюдались те или иные отклонения в развитии: отставание, замкнутость, ограниченность в движениях. Молодой врач решил лечить не симптомы заболевания, а первопричину – сам мозг. В основе занятий лежал индивидуальный подход: взрослые выполняли движения ногами, руками и головой ребенка, как если бы он был полностью здоров. Другой ряд занятий был направлен на обучение детей чтению. Детям никак не давались отдельные буквы и слоги. Тогда Глен Доман решил пойти от обратного: обучить чтению не через буквы, а уже через готовые слова. Для этого было достаточно маленьким пациентам показывать карточки с крупно написанными словами и громко произносить их вслух. Подобные показы длились всего 5-10 секунд, но эффект был ошеломляющий.

После введения методики дети с повреждениями мозга стали превосходить по показателям здоровых детей. Они не только научились правильно координировать движения, но и бегло читать.

Революция, которую «создал» Глен Доман в сфере обучения и развития маленьких детей, позволила открыть Институт Развития Человеческого Потенциала и разработать методику, которой сегодня придерживаются миллионы родителей по всему миру.

Сегодня дети Глена Домана, дочь и сын, являются его последователями и возглавляют созданный им Институт Развития Человеческого Потенциала.

Что из себя представляет методика Глена Домана

Узнать, что из себя представляет методика Глена Домана, отечественный родитель может по переводным книгам: «Как обучить ребенка математике», «Как развить интеллект ребенка», «Как научить ребенка читать». Методика Глена Домана охватывает все аспекты развития ребенка с рождения, подтверждая закономерность: физическое и интеллектуальное разития взаимосвязаны и напрямую зависят друг от друга.

Минимальную единицу информации Глен Доман называет битом: если вы обучаете ребенка чтению, то бит представляет собой точную картинку или фотографию какого-то слова, если вы обучаете ребенка математике, то бит – это скопление точек, соответствующих определенной цифре. Биты объединяются в категорию по 10 или более предметов/картинок.

Ребенку показывается картинка и громко произносится ее название. Занятия лучше организовывать в утренние часы, когда детский мозг наиболее восприимчив к новой информации. Карточки показывают на расстоянии 45 см от лица ребенка, любые отвлекающие факторы (играющее радио на заднем плане, яркий свет, перегруженность картинки дополнительными элементами) должны быть исключены. В течение 15 секунд перед ребенком «проходят» 15 карточек, то есть на каждую карточку отводится не более 1 секунды. Через какое-то время занятие повторяется уже с новыми карточками. Основное правило:

Показ одного бита – 30 раз (по 3 раза в день в течение 10 дней).

Начинать заниматься по методике Глена Домана необходимо с самого раннего детства – с рождения. Важно приободрять ребенка, его хвалить, чтобы он чувствовал радость от занятия. Родитель должен сам почувствовать, когда занятие стоит прекратить – еще до того, как ребенок сам вам об этого скажет.

Занятия должны проходить регулярно и систематично – только в этом случае ребенок сможет освоить материал. Нередко родители жалуются на безрезультатность именно по тому, что часто пропускали занятия.

Обучение чтению по Доману

Задача родителей, как ее видит Глен Доман, «заполнить» детей до краев энциклопедическими знаниями. Ребенок, повзрослев до осознанного возраста, сам решит, кем он хочет стать.

Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу. По мнению Глена Домана, со временем ребенок сам постигнет законы, по которым письмо передает устную речь. Важно в момент занятий ребенка не перегружать лишней информацией: если вы показываете карточку с изображением мамы, то достаточно лишь громко сказать «мама», избегая дополнительных комментариев или дополнений. От карточек со словами родители переходят к карточкам со словосочетаниями и целыми предложениями.

Завершающий аккорд – чтение книги. На протяжении нескольких дней родитель читает ребенку одну и ту же книгу. На определенном этапе ребенок захочет ее самостоятельно прочитать.

Обучение математике по Доману

По мнению Домана, ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками (когда нам говорят, к примеру, сто двадцать четыре, представляем себе число 124, записанное цифрами, а не реальное количество). Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами.

Обучение математике строится по принципу: узнавание количества, узнавание цифр, решение примеров.

Математические действия не рисуются в виде плюсов, минусов или знака «равняется», а произносятся вслух. На практике это выглядит следующим образом: вы раскладываете три карточки в следующей последовательности — с одной точкой, с двумя точками, с тремя точками. Показываете на первую карточку и говорите: — Один. Далее добавляете: — Плюс и показываете на вторую карточку, с двумя точками: — Два. Подытоживаете сказанное: — Равняется три, — и показываете на третью карточку.

Основные тезисы методики Глена Домана

Основные тезисы, которые были разработаны институтом Глена Домана, созвучны с тезисами общего развития ребенка:

  1. Для развития детского мозга необходимо его поддерживать в постоянном он-лайн режиме: он должен постоянно работать,
  2. Вкладывая в первые годы жизни малыша в развитие малыша, вы вкладываете в его будущее и интеллект,
  3. Физическое развитие связано напрямую с интеллектуальным,
  4. Мозг ребенка активно развивается до 3 лет, после трех лет происходит замедление, после 6 – рост практически прекращается.

Изготовление дидактического материала по методике Глена Домана

Изготовить карточки по методике Глена Домана можно самостоятельно. Стоит придерживаться основных требований:

  • Материал – белый двухсторонний картон,
  • Размер – 28 х 28 см,
  • Надписи – красным маркером,
  • Высота букв – не меньше 2,5 см.
  • Если бит представляет картинку, то с внутренней стороны карточки пишется его название. Если выбранный объект расположен на фоне, или ему соответствует надпись, то его следует вырезать и приклеить к белому картону.
  • Систематизация карточек – битов идет по принципу от общего к частному. Если сначала животный мир делился на категории: насекомые, животные, птицы, то постепенно идет детализация. Категория «Насекомые» подразделяется на «Насекомых и хищников», «Листоедов и короедов».

Теория Глена Домана на практике

Глен Доман называет человеческий мозг самым совершенным компьютером. Количество информации, которой он заполняется, прямо связан с количеством выводов, которое человек может сделать. Чтобы дети делали толковые выводы, необходимо заполнить их мозг точной информацией.

На улице лает собака. Ребенок интересуется и спрашивает у вас: — Что это?. Будучи обычным родителем, вы скажете: — Это собака, она лает.

Доман же предлагает в этой ситуации показать ребенку несколько карточек с изображением собак разных пород, комментируя карточки: — Это собаки, все разной породы. Это собака лабрадор, это собака сербернар.

Затем, когда вы пойдете гулять, ребенок вне зависимости от того, встретил он бульдога или таксу, скажет: — Смотри, мама, это собака. То есть он из просмотра карточек вынесет информацию, общую для собак всех пород: четыре лапы, шерсть и так далее.

«Слабые стороны» методики Глена Домана

Несмотря на кажущуюся простоту и эффективность методики Глена Домана, у него существует много противников. Среди «слабых сторон» методики называют несколько:

  1. В каждой книге Глена Домана ребенок восхваляется, возводится в ранг интеллектуального гения, но при этом ничего не сказано про желание ребенка самостоятельно изучать, исследовать, познавать. Ребенка пичкают уже готовыми знаниями, лишая возможностей творить.
  2. Ни в одном из тезисов ничего не сказано про основополагающую детства – игру. Создается впечатление, что естественная по своей природе для ребенка игра должна быть заменена бесконечной чередой карточек.
  3. Методика Глена Домана хороша для небольших чисел и простых слов. Каким образом, дошкольник может познакомиться с большими числами, например, 345? Даже если показать ему карточку с 345 точками, его мозг не способен в короткое время, которое отводит Доман на изучение, пересчитать все точки и запомнить их количество. Аналогичная ситуация с чтением: ребенок читает текст и тут попадается слово, которое вы раньше не показывали ему на карточке. Ребенок оказывается в тупике. Сколько бы вы его ни хвалили, но ребенок может пойти в отказ, так как почувствует свою несостоятельность.

Вне зависимости от того, найдете вы для себя больше плюсов или минусов в методике Глена Домана, похвально уже одно: вы интересуетесь различными методиками, а значит ваш ребенок – в надежных руках.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом Активность ребенка в 1 месяц Активность ребенка в 1 месяц Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю