Как объяснить ребенку, что нельзя? Как правильно объяснять ребенку про запреты.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Разумеется, мы любим своих детей, однако это не отменяет того факта, что иногда они действуют нам на нервы. Они могут быть капризными или прийти домой с ужасными оценками в дневнике. И иногда родителям просто необходимо донести до них свои мысли, поговорить с ними о том, что в их поведении нужно скорректировать. Все мы люди, и даже взрослых иногда захлестывают эмоции, которые превращаются в неаккуратно брошенные фразы, способные не только обидеть ребенка, но стать виновниками его комплексов, идей о собственной несостоятельности и нелюбви родителей. Порой мы и сами не осознаем, какой ущерб могут нанести наши слова. Как говорит доктор Мег Микер, педиатр, мать и автор шести книг для родителей, язык, который мы используем для общения с ребенком, имеет первостепенное значение: «Я слышала множество фраз, которые родители говорят своим детям из лучших побуждений, но которые произносить вообще не стоит. Я всегда стараюсь подходить к вещам с точки зрения ребенка. Что видит ребенок, что слышит ребенок, что извлекает из этого ребенок?».

Одной из самых распространенных подобных фраз, которые говорят родители своим детям, по убеждению Микер, является: «Ты сводишь меня с ума» . Возможно, в тех или иных ситуациях каждый из нас хоть раз в жизни произносил эти слова. Но, сказанные ребенку, они могут иметь наиболее разрушительные последствия. Даже если в какой-то момент ваше чадо перестает вас слушаться, начинает громко кричать и прыгать, когда вам хочется отдохнуть, плакать в очереди в магазине или хнычет и отказывается одеваться, когда вам нужно срочно отвести его в детский сад, – постарайтесь сообщить ему о своих эмоциях в правильной форме. Существует еще одна фраза, которая кажется родителям более мягкой, но по сути ничем не отличается от вышеупомянутой: «Я люблю тебя, но сейчас ты мне не нравишься» . «Это такой же способ сказать: “Ты сводишь меня с ума”, – утверждает доктор Микер. – Ребенок понимает это так: ты действительно меня не любишь».

Не стоит забывать, что именно от родителей дети узнают о том, что такое любовь и чувство собственного достоинства.

И если ребенок укрепится в мысли, что его мама и папа его не ценят, не заботятся о нем, то это может произвести на него долгосрочный негативный эффект. Казалось бы, одна фраза, но вред колоссальный.

То, как родитель общается со своим ребенком, имеет решающее значение для развития последнего. Если тот пример, который показывают детям папа и мама, отрицательный, то они будут учиться именно на нем (за неимением другого). «Я думаю, что родители не осознают, какое впечатление их поведение оказывает на детей, – считает доктор Микер. – Конечно, дети начинают им подражать. Если родитель кричит, то у ребенка это тоже входит в привычку. Если родитель постоянно критикует ребенка, то ребенок начинает критиковать сначала себя, а затем и всех окружающих». Хотя некоторым это может показаться преувеличением, родители должны помнить, что именно они формируют и направляют своих детей. Эти дети в конечном итоге вырастают и становятся взрослыми.

Как же сообщить ребенку о своих чувствах и эмоциях или попросить его о чем-то так, чтобы принести пользу, а не вред?

Один из самых главных советов детских психологов звучит так: постарайтесь исключить отрицания из советов или просьб, адресованных детям.

Они уверены, что фразы, начинающиеся с предлога «не» или слова «нельзя», детьми воспринимаются очень тяжело. Все дело в том, что маленькому ребенку приходится заниматься двойной переработкой информации. То есть, когда вы произносите фразу «нельзя делать», ребенок усваивает ее и ждет продолжения фразы о том, что делать можно. А его не следует. Поэтому все запреты необходимо излагать в положительном ключе. То есть вместо того, чтобы делать акцент на неразрешенном, говорите то, против чего вы не имеете ничего против.

Таким образом, привычные фразы («не спорь со мной», «здесь нельзя так громко кричать» и многие другие) стоит видоизменить, чтобы ребенок вас понял правильно и принял информацию к сведению. Какие еще популярные родительские советы и просьбы нужно формулировать по-другому?

Не кричи

Ребенок может не слышать себя со стороны и не знать, что говорит громко. Порой ему достаточно просто рассказать об этом. Правильным аналогом этой фразы может стать: «Говори, пожалуйста, чуть тише» . Если вы добавите причину своей просьбы (например, «потому что у мамы болит голова»), то добьетесь лучшего эффекта.

Не трогай

Как правило, эту фразу произносят для того, чтобы оградить свои личные вещи от детских посягательств или для того чтобы уберечь ребенка от негативного воздействия опасного предмета. Если вы таким образом запрещаете малышу копаться в вашей шкатулке с украшениями – эти слова так и останутся для него из разряда непонятного: «Почему моей маме можно, а мне самому нельзя?». Если это попытка предостеречь чадо от того, чтобы он обжегся о горячий утюг, то она также будет не слишком плодотворной. Допустим, в этот раз малыш, испугавшись громкого звука вашего голоса, уберет руку. Но это не предотвратит подобных случаев в будущем, ведь для ребенка утюг – это один предмет, и не важно, холодный он или горячий.

Как же тогда сказать детям, что определенные предметы нельзя трогать? До определенного периода, пока ребенок не может осознать причинно-следственную связь, лучше обезопасить дом самостоятельно: убрать опасные предметы, закрыть розетки. Если вас раздражает, что он берет вашу косметику – просто не оставляйте ее там, где он может достать. После 4-5 лет стоит подробно объяснить своему чаду, что именно не стоит делать во избежание плохих последствий. Некоторые психологи советуют заменить слово «нельзя» на «опасно» – в данной ситуации оно более информативно.

Не бегай

Эта просьба вероятнее всего введет ребенка в замешательство, потому что он видит, как бегают другие дети на улице, и не понимает, почему он не может вести себя так же дома. Если вы спокойно объясните ему, почему не хотите, чтобы он вел себя таким образом, он будет к вам прислушиваться. Фраза «пожалуйста, ходи дома спокойно» донесет суть вашей просьбы гораздо лучше.

Не ври

Фраза «не ври» сама по себе звучит угрожающе, не так ли? Более того, она практически бесполезна. Если ребенок не хочет говорить правду своим родителям, то у него, очевидно, есть на то свои причины, на которые и стоит обратить внимание более мудрым взрослым. Если дети знают, что за то, что они сделали, их непременно накажут – захотят ли они быть честными? Ребенок не станет вам врать со зла. Если дочь использовала калькулятор в решении задач, то не потому, что хотела расстроить маму и папу. Вместо того, чтобы ругать ее, позанимайтесь с ней вместе математикой и объясните непонятную тему.

Когда вам необходимо узнать правду, то стоит быть дипломатичными и воздержаться от импульсивных угроз. Например, если вы хотите понять, участвовал ли ваш сын в школьной драке, то не нужно спрашивать у него об этом напрямую (заранее понимая, что ему проще ответить «нет»), а после этого сразу обвинять во лжи. Некоторые вещи нашим детям сложно произнести вслух, задача взрослых – помочь, сохранив доверие, а не ранить или обидеть. Попробуйте начать разговор так: «Я хотела спросить тебя об этом… Ты можешь ответить мне не сразу, ведь я понимаю, ситуация непростая. Как бы там ни было, ты знаешь, что я тебя все равно люблю и мне очень важно, что мы можем друг другу доверять» .

Также стоит помнить, что дети всегда ориентируются на родительский пример. Если старшие члены семьи периодически ловят друг друга на «маленькой лжи», почему ребенок должен говорить правду и только правду?

Не пачкайся

Ребенок до определенного возраста не видит разницы между чистой и грязной одеждой. Делая обычное дело, играя в песочнице, например, он может быть неловким и делать все неаккуратно, потому что увлечен процессом. Если объяснить ему все спокойно, то в следующий раз он будет очень стараться, чтобы не расстроить маму, которая им гордится. Вместо того, чтобы ругать за нечистоплотность, попробуйте сфокусировать внимание ребенка на позитивной стороне вопроса: «Быть чистым – это красиво. Мне так нравится, когда ты у меня чистенький. Поэтому, пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз» .

Не разбрасывай игрушки

Этот запрет по своей сути бессмысленный. Много ли вы видели детей, которые в процессе игры не наводили бы вокруг себя хотя бы небольшой беспорядок? Или могли бы вы сами приготовить ужин для семьи и не запачкать ни одного столового прибора, блюда или кастрюли? Разумеется, нет. Поэтому прежде всего вам самим стоит спокойнее отнестись к этому сопутствующему ущербу детских игр. Постепенно вы можете приучить ребенка к самостоятельности: превратите процесс уборки игрушек в игру и предложите ему к ней присоединиться.

Не глупи

Ребенок может решить, что он глупый, еще даже не зная подлинного значения этого слова, зато в более взрослом возрасте, это может перерасти в комплекс. Ведь этими словами вы даете оценку его умственной деятельности. Если вы хотите указать своему чаду на более разумное поведение в сложившейся ситуации, сделайте это с помощью другой формулировки: «Ты же у меня очень умный, давай попробуем сделать это вот так» .

Не суй нос не в свое дело

Ребенка может сильно оскорбить то, что с ним не считаются. Он будет продолжать вмешиваться, потому что его, несомненно, заденет несправедливость ситуации. Если у вас с мужем происходит важный разговор, а дети от него только отвлекают, объясните им: «Для нас с папой очень важно ваше мнение, но сейчас мы обсуждаем скучную работу/неинтересные бытовые вопросы. Может быть, вы пока поиграете в лего или посмотрите мультфильм? Как только мы освободимся, то поиграем с вами вместе» . Очень важно найти для ребенка другое занятие, пока вы заняты своими делами. Если ваш малыш находится в совсем юном возрасте, то иногда приходится корректировать свои планы под его нужды – благоразумное предложение устроить свой досуг самому тут не поможет. Если он очень устал, то лучше уложить его спать, а потом уже обсудить с мужем коммунальные счета за прошедший месяц.

Не ешь столько конфет

Ребенок не понимает того, что если съесть много конфет, то это негативно отразится на здоровье. Сладкое – это вкусно, а поэтому остановиться сложно. Постарайтесь договориться с ним другим способом: «Если ты съешь весь мармелад за один раз, то на завтра ничего не останется. Давай разделим его на две (или больше) порции?» . Если он будет знать, что запасы сладкого не бесконечны, то захочет продлить удовольствие.

Не спорь

Бесполезно спорить с взрослым человеком, который вас не понимает, точно так же бесполезно спорить с ребенком. Если вы ставите ультиматум: «Мы никуда не пойдем, пока ты не наденешь шапку – и не спорь со мной», то ставите ребенка в положение без права голоса. А это не нравится всем людям вне зависимости от их возраста. Если ребенок чувствует, что к его мнению и желаниям совершенно не прислушиваются, то не только убеждается в том, что в этом мире все решает сила и власть, но и лишается возможности построить с вами доверительные отношения, а также приобрести необходимые для взрослой жизни коммуникативные навыки. Предложите ему поискать решения, которые устроят и его, и вас: «Ты не хочешь надевать синюю шапку, потому что она тебе не нравится? А как насчет красной шапки с изображением Человека-Паука?» .

Или, например, бывают ситуации, когда ребенок очень хочет погулять подольше, а вам нужно вернуться домой поскорее и приготовить ужин. Вместо того, чтобы говорить: «Мы сейчас же идем домой и точка», подробно обрисуйте ситуацию своему сыну или дочери: «Я понимаю, как тебе хочется гулять, и погода сегодня чудесная. Но мне нужно успеть приготовить ужин до папиного прихода с работы. Представляешь, как расстроится наш любимый папа, если придет домой уставший и не найдет, что поесть? Давай ты сегодня поможешь мне приготовить ужин, а завтра мы с самого утра придем на эту горку?» .

Не ной

Если ребенок чем-то расстроен или испытывает физический дискомфорт – дайте ему возможность рассказать вам об этом. Сам того не зная, он хочет, чтобы его пожалели, а если не достигает цели, то лишь умножает усилия. Обратите внимание на то, что его беспокоит, и предложите попробовать решить эту проблему вместе.

Не бери в рот грязные руки

Не стоит кричать и – что еще хуже – бить ребенка по рукам. Откуда он может знать, что брать в рот грязь вредно? Если вы опасаетесь за здоровье ребенка, то подойдите к этому вопросу в игровой форме. Например, разучите с ним стихотворение о вреде грязных предметов .

И никогда не забывайте о том, что именно мы – родители – являемся главным образцом для подражания для наших детей.

«Родители должны понимать, что дети всегда смотрят на них, – подводит итог доктор Микер. – Дети на самом деле не знают, кто они и какова их личность, во что они должны верить или даже что чувствовать. Поэтому они постоянно ищут подсказки относительно того, что родитель думает о них. Получая такие подсказки, они их усваивают – так и формируется их личность».

Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности. Коронный номер: произнести во всеуслышание фразу, сказанную папой себе под нос, или воспроизвести бабушкину любимую поговорку про незваных гостей неожиданно нагрянувшим родственникам.

Как научить ребенка «хранить тайну»?

Как же объяснить ребенку, что не все, что он слышит в кругу семьи, стоит повторять при посторонних?

Как показать ему разницу между тем, что он может произнести вслед за Вами, и тем, что не предназначено не только для других, но и для него самого?

«Куда ты лезешь, ослеп?» — невозмутимо произносит малютка, сидящая на заднем сидении, а между тем тепло, и окна в автомобиле открыты. Эта реплика не осталась незамеченной, и папа, смущенно улыбаясь, поспешно уезжает.

Когда впоследствии Анюте пытаются объяснить, что так говорить не следует, она отвечает, что «папа всегда так говорит», и с этим трудно спорить.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Аня, искренне, не желая никого обидеть, произнесла то, что не раз слышала от папы. Дети не видят никаких препятствий для того, чтобы воспроизвести то, что слышали от нас в подобной ситуации. Им пока не понятно, что некоторые фразы взрослые произносят в расчете на то, что не будут услышаны.

В таких ситуациях можно объяснить ребенку, что когда мы из-за чего-то сердимся, то иногда нам требуется произнести какие-то слова, но не для других, а для себя, чтобы выразить свою злость.

Часто, дети с замечательной непосредственностью пересказывают окружающим истории из нашей личной и семейной жизни. Воспитательницы, друзья и родители друзей порой выслушивают забавнейшие откровения наших чад. Эта болтливость порой беспокоит, но на самом деле ребенок не хочет Вас огорчить.

Все, что малыш видит и слышит дома, для него часть его жизни, и, рассказывая о вас, он, таким образом, говорит о себе. Ребенок уверен: все происходящее в семье имеет к нему отношение, идет ли речь о финансовом положении или о сложностях между мамой и бабушкой.

Ничто не ускользает от внимания детей, не тешьте себя иллюзией, что взрослая жизнь им непонятна и неинтересна.

Внимательно следите за тем, что говорится в кругу семьи. Критикуя в присутствии ребенка свекровь, Вы можете задеть чувства ребенка, ведь он обожает бабушку. Жалуясь на мужа лучшей подруге, Вы также рискуете нарушить равновесие ребенка, ему важно знать, что его папа «самый-самый».

Дети необыкновенно восприимчивы по отношению к нам, нашему эмоциональному состоянию, и даже погрузившись в игру или мультики, все слышат и запоминают. Иногда пересказывая, не слишком понятные им разговоры другим взрослым, они ожидают реакции на свой рассказ. Таким образом, бессознательно, они пытаются понять, что происходит и как к этому относится.

Также, это может быть попыткой привлечь к себе внимание, особенно если в семье происходят тревожащие ребенка события. Рождение братика, болезнь кого-то из близких, переезд — все это может вызвать у ребенка желание найти собеседника.

Иногда он может начать рассказывать о чем-то при Вас, чтобы обратить Ваше внимание на волнующие его темы. Возможно, он чувствует себя недостаточно включенным в жизнь семьи, и нуждается в том, чтобы Вы объяснили, с чем связаны те или иные события, и сказали ему о том, что Вам понятны его переживания и тревоги.

Неосторожное слово вылетело, и от Вас ждут извинений? Не ругайте ребенка, ведь он повторяет Ваши слова, извинитесь вместо него, разделите с ним ответственность за создавшуюся ситуацию.

Даже если Вы сердитесь или испытываете неловкость, не обвиняйте его, а попытайтесь выяснить, почему ребенку было важно рассказать о том или ином событии. Возможно, чтобы поразить приятелей, привлечь внимание воспитательницы, или вызвать жалость у родителей друга.

Постарайтесь не слишком бурно реагировать на «откровенность» ребенка. Если он поймет, что его слова и поступки имеют силу, он может повторить опыт с единственной целью – спровоцировать Вас.

Если же высказывания ребенка Вас позабавили, не давайте ему понять, что он сказал что-то смешное. Ему наверняка захочется продолжить в том же духе, чтобы порадовать Вас. Когда на семейном сборище четырехлетняя Алина заявила: «У моей тети большие сиси!» — все, конечно, посмеялись. Но маме уже было не до смеха, когда девочка целую неделю повторяла это каждому встречному.

Не говорить что-либо из вежливости – слишком сложное правило для трех — четырехлетнего ребенка.

Только со временем он научится понимать, что можно рассказывать, а что не стоит.

Ведь и взрослые не всегда умеют быть деликатными. И в присутствии детей порой выдают секреты об их личной жизни. Часто взрослые, обсуждая детей, жалуются на них или выражают обеспокоенность тем, что ребенок чего-то не умеет или не знает, таким образом, раня его и лишая поддержки. Представьте себе, какое острое чувство стыда испытывает ребенок, когда Вы рассказываете соседке, что он описался прошлой ночью или что Вы до сих пор кормите его с ложки.

Сложно будет научить ребенка уважению к личной жизни близких, не проявляя уважения к его жизни. Если Вы хотите рассказать о чем-то в присутствии ребенка, спросите его, не будет ли он против, что некоторые подробности о нем узнает кто-то еще. Старайтесь не ранить его самолюбие неосторожными замечаниями.

Для ребенка трех–четырехлетнего возраста важно гордится своими достижениями, чувствовать себя умелым, а Ваши критические высказывания могут лишить его инициативы. Кроме того, в этом возрасте социальные связи ребенка расширяются – он идет в детский сад, где у него постепенно сформируется свой круг общения, свой мир. Именно в это время важно показать ему, что существуют границы между домашним и внешним мирами.

Необходимость сохранять какую-то информацию в «запечатанном» виде вызывает такое сильное волнение, что с ним трудно справиться.

Ведь и нам взрослым знакомо ощущение, когда нас так и распирает от захватывающей новости. Найдите для ребенка повод «потренироваться» в хранении секретов, он обязательно должен быть связан с положительными эмоциями, каким-то радостным событием.

Близится папин день рождения, и он вместе с Вами выбирает подарок? Воспользуйтесь этой возможностью и научите его хранить секреты.

«Ты уже достаточно большой, и я доверяю тебе». «Твой папа любит сюрпризы, поэтому важно хранить секрет».

Таким образом, Вы дадите ребенку почувствовать свою значимость, и он будет очень горд, что Вы доверили ему тайну.

Обязательно объясните ребенку, что существуют вещи, которые нельзя утаивать, о которых совершенно необходимо рассказать родителям. Опасные игры во дворе, школьный рэкет, сексуальное или физическое насилие. Ребенок должен знать, что имеет право говорить об этом, даже если ему сказали, что это секрет.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Ребенок пошел в школу. Ему нужно рано вставать, делать домашние задания, порой достаточно объемные. Очень мало времени остается на любимые игры. Как можно полюбить то, что отнимает драгоценные минуты и силы, которые можно было бы потратить на другое, более интересное занятие?

Очень просто: нужно понять, что это действительно нужно и заинтересоваться учебой. Вот здесь без помощи взрослых никак не обойтись. В каждой семье по-разному объясняют значение учебы.

Учиться, чтобы жить хорошо

Зачастую, родители, отвечая на детский вопрос «Зачем нужно учиться?», отвечают:

  1. «Чтобы поступить в университет (институт, академию)».
  2. «Чтобы в будущем получать хорошую зарплату» (вытекает из предыдущего).
  3. «Не будешь стараться – никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (санитаркой и другие низкооплачиваемые должности)».

Такая мотивация малоэффективна:

  • Младшие школьники долгосрочные прогнозы воспринимать не могут. За них все проблемы решают родители, они еще не понимают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать: «А дворник, который метет наш двор, мне очень нравится. Я хочу быть таким же!».
  • Подростки решат, что их просто пугают: «И что? У меня-то все будет хорошо, несмотря ни на что!».
  • Старшеклассники могут даже рассмеяться: «Дядя Петя окончил школу с медалью, институт – с красным дипломом, но не смог устроиться на работу!».

Такое объяснение зачастую просто не удовлетворяет ребят. И вопросы (особенно со стороны младших школьников) задаются дальше: «Это будет потом, а сейчас мне зачем учиться?»

Учиться, чтобы развиваться

И вот здесь можно поговорить о том, что на самом деле люди учатся всегда! Абсолютно! Начиная с младенчества и до конца своей жизни: сначала ходить и разговаривать, потом играть и бегать, наконец, жить в обществе. Пусть ребенок перечислит, чему еще он уже научился в течение всей своей короткой жизни. Так ему будет легче понять, что все, чего он достиг, на самом деле досталось большим трудом (ведь не сразу же он начал разговаривать, да и ходить, не падая, научился не за один день).

Эти навыки нам необходимы, чтобы нормально жить:

  • Способность ходить позволяет перебираться на некоторые расстояния.
  • Поддерживают физическое здоровье умение бегать, прыгать, ходить, плавать.
  • Речь позволяет понимать друг друга и т.п.

Но есть еще такие умения, которые помогут выжить в современном обществе:

  1. Прочитать инструкцию к прибору.
  2. Написать письмо другу.
  3. Расплатиться за покупки в магазине.
  4. Выбрать интересный город для отдыха.
  5. Найти место жительства знакомых по адресу и т.п.

Без них очень сложно будет ориентироваться в мире. Получить эти навыки поможет учеба.

Таким образом, учиться – значит самосовершенствоваться, становиться лучше, получать те умения, которые пригодятся в жизни. Это не просто нужно, но и полезно! А если правильно подойти к этому процессу, то .

значение учебы с точки зрения развития и воспитания таких характеристик, как:

  • Самодисциплина.
  • Ответственность.
  • Грамотность.
  • Работоспособность.
  • Самостоятельность.
  • Коммуникабельность.
  • Креативность.
  • Культурность.
  • Умение производить все мыслительные операции.

Постоянное пополнение знаний способствует также успешной учебе, расширению возможностей ученика и, как следствие, укреплению его веры в себя, повышению самооценки.

Понять смысл учебы поможет также личный пример родителей. Но не из области: «Я училась хорошо – теперь много зарабатываю». Большой заработок не восполнит моральное неудовлетворение от нелюбимой работы. Важнее – успешность, которая приведет к гармонии.

Здесь правильнее слова: «Я люблю учиться – это интересно и полезно, потому что помогает мне стать лучше». И пояснить, как это – лучше (целеустремленнее, счастливее, спокойнее и т.п.). И, конечно, подтверждение своих слов конкретным примером. Только в этом случае дети поверят, что учиться нужно!

Мотивирование к учебе

Чтобы школьнику было учиться интересно и легко, важно объяснить ему смысл обучения еще в начальной школе. А после того, как он поймет необходимость этого действия, всячески содействовать развитию его познавательного интереса, действуя наедине с педагогом.

Чтобы не отбить желание учиться, со стороны родителей важно придерживаться следующих правил:

  • Собственным примером показывать , что узнавать что-то новое – это интересно.

Американскими учеными было проведено тестирование: к психологу для занятий пригласили несколько детей вместе с родителями. Заранее в комнате разложили различные развивающие игры и инструкции к ним, установили камеры наблюдения. Когда взрослые и ребенок заходили, психолог под каким-то предлогом отлучалась, предлагая не стесняться и вести себя «как дома».

Родители поделились на 4 группы: запрещающие трогать ребенку что-либо, ни на что не реагирующие (ребенок изучал игры самостоятельно), объясняющие инструкции детям и заинтересованные (им самим было интересно, как играть).

Через время психолог возвращался и проводил тест на определение уровня развития ребенка. Результаты показали, что лучшее развитие ребенок получил у последней группы родителей. Низкий уровень был у тех, кому родители сами объясняли смысл игры. Такие показатели позволяют выделить следующее правило.

  • Позволять проявлять самостоятельность , если ребенок этого пожелает: сам сделает домашнее задание, соберет портфель, подпишет тетрадь, заполнит дневник.
  • Оценивать достижения на основе его предыдущих умений: «Сегодня у тебя получилось написать слово аккуратнее, чем вчера».
  • Адекватно загружать . У каждого человека свои особенности, кто-то может решить 4 задачи и приступить к пятой, а кому-то сложно осилить даже три. Не нужно заставлять ребенка писать больше, чем он может. Перенапряжение и усталость будут способствовать появлению негативного отношения к учебе.
  • Спрашивать о школьных успехах, жизни в коллективе . Неравнодушное отношение к учебе со стороны родителей позволит ребенку оценить важность процесса.
  • Рассказывать о своих неудачах и успехах, советоваться . Хорошие отношения с родителями – залог спокойствия ребенка, который знает, что его всегда поддержат. А отношение к нему, как к взрослому, воспитывает ответственность, дисциплинированность.

Роль семьи в объяснении смысла учения и развитию мотивации к процессу огромна. Даже если предмет преподается на недостаточно высоком уровне, родители способны воспитать интерес к нему у ребенка.

С другой стороны, даже усиленное влияние учителя по повышению мотивации неспособно конкурировать с неправильными действиями родителей, перечеркивающими все старания педагога.

Чтобы избежать этого, не следует:

  • При ребенке критически отзываться о школе и педагогах.
  • Ругать детей за плохие отметки и нарушение дисциплины.
  • Игнорировать учебный процесс.

Лучшие родители – это те, которые поддерживают свое чадо во всех начинаниях, радуются победам и поддерживают в период неудач, стимулируют интерес ребенка к любой области знаний.

Люди живут в обществе. Каждый день мы сталкиваемся со множеством людей, мы работаем с ними, общаемся и дружим. Коммуникация между людьми осуществляется по особенным законам нравственности и морали, которые мы должны соблюдать. Вскоре нам придется отправлять «в люди» собственных детей. Стоит задуматься об их нравственном воспитании.

Когда начинать нравственное воспитание ребенка?

Многие родители считают, что их ребенок, которому чуть меньше 3 лет совершает различные глупости и шалит совершенно непроизвольно. Просто многое ему еще неизвестно, да и к усвоению моральных норм он не готов еще. Именно поэтому малыш не понимает что хорошо, что плохо, и, по мнению родителей, не способен понять.

Психологи советуют провести простейший тест. Попросите своего ребенка зайти в пустую комнату и отвернуться от вас. Затем объясните, что он не должен оборачиваться, пока вы разворачиваете для него подарок. Если ребенок не сможет сдержаться и посмотрит, то его рефлексы действительно еще непроизвольны, и он не способен руководить собой. Если же чадо вытерпело момент распаковки подарка, значит, оно готово к усвоению первых моральных понятий и соблюдать нравственные нормы.

Правильная организация свободного времени ребенка

Приблизительно к 3-4 годам ребенок становится действительным членом общества, так как теперь ему доступны нравственные отношения. Общество само презентует ребенку первые правила поведения. Сначала родители объясняют, что нельзя воровать, врать, обижать более слабых, что надо делиться с друзьями, помогать им. Потом примерно тоже самое ребенок слышит и в детском саду, на улице, в транспорте и т.д. Формированию поведения ребенка также способствуют мультфильмы, книги, компьютерные игры. Именно поэтому родители должны внимательно следить за «ассортиментом» развлечений у их ребенка.

Если вы правильно организуете свободное время ребенка, то вскоре он начнет понимать, какие качества можно отнести к добродетелям, а какие нет, как необходимо действовать в определенных ситуациях. При этом, вы должны следить и за собой. У маленьких детей наглядно-образное мышление , а родители - безоговорочный авторитет. То есть, действуя в какой-либо ситуации, вы даете ребенку модель поведения, которую он рано или поздно обязательно применит. Вспомните притчу о том, как семья не уважала старого дедушку, жившего с ними: плохо кормили, не помогали, смеялись над ним. Их маленький сын, наблюдая за этим, однажды сказал, что когда они состарятся, он обходиться с ними будет так же. Прежде чем чему-то учить ребенка, научитесь этому сами!

Однако, вашему ребенку мало просто знать правила надлежащего поведения. Их нужно уметь соблюдать, применять на практике, да и не просто уметь, а проявлять искреннее желание делать так, а не иначе. Возникает вопрос: как этому научить?

Как научить ребенка правильному поведению?

Конечно же, можно заставить. С детства ребенок привыкает к стандартному методу «кнута и пряника»: сделал правильно - награда, неправильно - наказание. Со временем у детей вырабатывается рефлекс. Они стремятся получить похвалу или награду, соответственно выполняют правильные действия, совершают верные поступки. Однако, такие мотивы не способствуют личностному развитию. Вскоре поведение ребенка перестроится, у него появятся другие авторитеты, интересы, друзья и, как следствие, огромное количество вариантов моделей поведения.

Есть очень интересный способ развития навыков правильного поведения. Это игра . Возьмите шарики для настольного тенниса, положите их в емкость. Другую емкость оставьте пустой. Попросите ребенка переложить шарики из одного сосуда в другой при помощи вогнутой лопатки. После того как задание будет выполнено, расскажите ему историю о мальчике. Взрослый попросил его переложить шары без помощи рук. Мальчик сначала старался, но когда взрослый вышел, он стал все делать руками, а потом так и не признался, как ему удалось выполнить задание.

Узнайте у ребенка:

  • — как поступил мальчик?
  • — почему ребенок считает его поступок неправильным?
  • — как бы ребенок сам поступил в этой ситуации?

Внимательно выслушайте чадо. Потом попросите его переложить шарики плоской лопаткой. В середине процесса выйдете и пронаблюдайте, насколько честно ребенок все выполняет. Затем проведите беседу.

Многим родителям знакома ситуация, когда на одной чаше весов оказывается содержимое кошелька, а на другой – новая игрушка, которую ребенок очень хочет. Сегодня мы поговорим о том, как объяснить ребенку отказ от покупки новой игрушки.

Материалы по теме:

Детские капризы и родительские деньги

« Мама, мама, купи мне этот воздушный шарик-куклу-робота-розовую пони! Купи мне эту игрушку! Купи мне эту машинку!» . Кто из родителей не сталкивался с беспрерывным потоком хотелок от своего ребенка. И как бывает подчас непросто объяснить, что эту машинку мы не можем купить, и не потому что не хотим сделать приятно, а просто потому что - уже лишняя трата в семейном бюджете.

С одной стороны, ребенок очень хорошо должен понимать, что его хотения должны быть в меру, и что ему могут купить и подарить далеко не все, что ему хочется.

Однако, ответ «У нас нет денег» - слишком взрослый. Что для 3-4-5 летнего малыша деньги? Бумажки или блестящая карточка, которые мама достает из кошелька. Чуть более чем ничто. К тому же, когда вы вместе идете в магазин за продуктами, ребенок видит, что вы покупаете много разного в красивых обертках, почему же ему одну маленькую, - или не очень маленькую, - игрушку нельзя? Может, он еще не умеет считать, но сравнить-то уже может.

Как объяснить ребенку, почему ему не купят эту игрушку, откуда берутся деньги и денежные затруднения родителей?

Есть многие родители, кто в детстве был лишен многого, и мечтал себе новую «барби», «пуховик». Советские дети, и дети 90-х сейчас уже стали родителями, и очень хорошо помнят, что такое дефицит, очереди и нехватка не только продуктов и одежды, но и игрушек. И часто им очень тяжело отказать своим детям - «Мне ведь несложно, а ему так хочется. Никогда не забуду, как мечтал, но родители не могли мне купить». И ребенок получает даже больше, чем ему нужно, а потом, в момент финансовых затруднений, поток подарков прекращается. И этот момент важно объяснить.

Классический капризный ребенок, которые получает все, что хочет, это вовсе не счастливый. Часто постоянные потакания не ведут ни к чему положительному для самого ребенка.

Как сформировать у ребенка правильное отношение к деньгам?

Первое, что нужно объяснить ребенку, - откуда берутся деньги. Напомните, что мама или папа, бабушка и дедушка, - кто в семье работает, - ежедневно уходят на работу на целый день. Зачем? Чтобы заработать денег. И зарабатывают они столько-то и столько-то.

А еще очень важно объяснить ценность денег. Объясните, что все, что все игрушки, даются не просто так. Что они не сыплются с неба. Для ребенка очень сложно понять ценность этой самой бумажки. И родители должны помочь ему объяснить это. Например, подарите ребенку копилку, и отдавайте ему мелочь и объясните, что на нее можно купить что-то. Дайте задание собрать мелочь по всему дому, если она может валяться в разных его частях. Это мотивирует ребенка к порядку, помощи по дому, и заодно ребенок осознает, что несмотря на то, что монет-то много, в итоге он купит на них не так уж и много.

Можно вводить его в курс экономической жизни семьи: рассказать в общих чертах, как формируется бюджет, сколько стоят основные продукты, одежда, обувь, обучение, развлечения, спортивная секция. Какую часть от родительской зарплаты что отнимает. Слова могут быть малышу малопонятны, поэтому лучше объясните картинкой. Таким образом ребенок получит представление о том, как расходуются деньги внутри семьи.

Когда у ребенка появятся «собственные», - накопленные или карманные - деньги, которыми ребенок будет распоряжаться сам, у него появится возможность применить на практике данные родителями знания о планировании личного бюджета.

Объяснения и альтернативы

Ребенок очень хорошо должен понимать, что ему могут купить и подарить далеко не все, что ему хочется и пожелается. Ребенку надо дать понять, что это не просто прихоть родителей не покупать желаемую вещь, а действительность. Поэтому ему нужно объяснить, что что кроме него в семье есть другие члены семьи - братья или сестры - у которых тоже есть потребности. А если других детей в семье нет, есть родители, бабушки, дедушки. И у всех есть свои потребности. Очень сложно бывает просто сказать - «Извини сын, это мы не купим, у нас нет денег». Ребенок этого и не поймет. Ведь что может быть важнее новой куклы (конструктора, робота, машинки, заколки с героем мультфильма, и проч.)?

Всегда давайте понять ребенку, объясняйте, что вы не покупаете конкретную вещь не из прихоти. Предлагайте всегда ребенку выбор. Если ты получишь платье именно это, тогда кто-то из вашей семьи будет чего-то лишен. Ребенок просто должен понять, что деньги с неба не падают, и что даются не так-то просто. И что родители бы рады дать ребенку все, что он захочет, но не получается так. Вероятно, объяснять одно и то же нужно будет не один раз, но это нужно будет делать, пока ребенок не поймет.

Стоит ребенку говорить не о том, что нет денег или дорого, а давать альтернативу. И давать понятное объяснение. Если игрушка стоит ну слишком дорого, а в этом месяце у вас запланирована большая покупка, например, новая стиральная машина. Объясните чаду, что если мы купим эту игрушку, мы не сможем купить стиральную машинку. И тогда маме придется стирать все руками. Руки у нее будут очень болеть, ей будет тяжело. Она будет много времени проводить за стиркой, вместо того, чтобы вместе с ребенком поиграть и почитать книжку. Таких альтернатив можно предоставить много.

Понаблюдайте за ребенком. Если он не играет в свежекупленные игрушки или быстро их ломает и требует новую, то проблема лежит куда глубже - это требование внимания. Ребенок испытывает радость только в момент получения новой игрушки — радость обладания, символ внимания родителя. Это чувство яркое, но быстро притупляется. Не «откупайтесь» от ребенка, водя его в магазин.

Давайте какую-то замену. Например, когда идете в место, где много аттракционов, шариков и соблазнов, где ребенку очень сложно не хотеть все сразу. Проведите заранее с ним разговор. Объясните ему, что все сразу не получится купить. И дайте выбор - скажите, что можете купать что-то сладкое, покататься на определенном количестве каруселей. Заранее оговорите их количество, в зависимости от ваших возможностей. И пусть ребенок сам выберет - хочет ли он съесть что-то вкусное, или же покататься на паровозике. Если сделать это заранее, это, конечно, не панацея, но будет проще.

А еще очень важная вещь - счастливый ребенок, который в достаточном объеме получает внимание родителей, никогда не будет зацикливаться на таких вещах, как новая игрушка. Ведь ему всегда есть чем заняться с родителями. Если в семье нет денег, есть тысячи средств сделать жизнь ребенка настолько интересной, что все другие дети со всеми гаджетами мира будут завидовать такому детству. И это главных принцип, если вы хотите, чтобы ребенок понимал ценность не только денег, но и труда родителей. Проводите с ребенком больше времени. Собирайте осенние листья, рисуйте, учите играть в шахматы, лазайте по деревьям, ставьте детские спектакли, вырезайте из картона, зарывайте клады - сделайте жизнь яркой. И тогда разочарование от некупленной вещи не будет трогать ребенка.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Недоношенный новорожденный ребенок: как выхаживать торопыжку Функциональные признаки недоношенного ребенка Недоношенный новорожденный ребенок: как выхаживать торопыжку Функциональные признаки недоношенного ребенка Через сколько после бритья можно делать шугаринг Через сколько после бритья можно делать шугаринг Что такое семья: семьей дорожить — счастливым быть Что такое семья: семьей дорожить — счастливым быть