Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой: основные правила. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно – лучшие советы для молодых родителей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Научить ребенка самостоятельно употреблять пищу не так и сложно. Для этого нужно соблюдать несколько правил.

1. Правильная подготовка.

Чтобы учиться есть самостоятельно, малышу нужно любить есть вообще. У ребенка должен быть интерес к употреблению пищи к тому времени как он будет способен учиться держать ложку. Если шестимесячного малыша вы кормите под спектакли, мультики или с угрозами, то вряд ли он захочет есть самостоятельно. Существует только один способ заинтересовать ребенка приемом пищи – это присутствие за столом всей семьей. Делать это нужно с самого раннего детства, и особенно это относится к детям, которые питаются маминым молочком.

Чтобы первые попытки кушать самостоятельно удались, разрешите малышу пользоваться ложкой при введении первого прикорма, а также разрешайте брать подходящую для него пищу из вашей тарелки. И самое главное – не заставляйте есть. Специалистами уже доказан тот факт, что пищевое насилие негативно отражается на психике малыша и на его системе пищеварения. Помните, что вы и то, как вы пользуетесь ложкой и вилкой – главный пример для ребенка.

2. Не спешите.

Многие родители постоянно торопят ребенка: «Быстрее ешь», «Давай глотай», «Не отвлекайся». Им кажется, что процесс принятия пищи слишком долго тянется. Но для малыша еда – не только утоление голода. Это и удовольствие, и игра, и общение с мамой. Дети, которых торопят, долго учатся жевать и пользоваться столовыми приборами. Дайте ребенку время, хвалите и подбадривайте его.
Часто спешка родителей вызвана подготовкой к яслям. Не стоит волноваться по этому поводу. Ребенок быстро научится есть самостоятельно в обществе ровесников.

3. Учтите индивидуальность.

Всегда помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому график его развития также индивидуален. В литературе пишут, что ребенок к году должен уметь держать ложку и зачерпывать ею еду, а к полутора годам есть самостоятельно. Но практически все несколько иначе. Некоторые сначала пытаются покормить родителей, некоторые хватают ложку к 7 месяцам, некоторые до 2,5-3 лет хотят чтобы их кормили. Не стоит переживать по этому поводу и ставить малыша в рамки. В свое время он обязательно научится есть самостоятельно.

4. Ловите момент.

Очень важно не пропустить момент, когда ребенок начинает проявлять интерес к ложке. Пытаясь поскорее накормить малыша, можно не заметить его. Как только увидите, что малыш хочет копировать ваши движения, сразу же выдайте ему желаемый инструмент – ложку, и дайте возможность тренироваться. Тогда к 1,5 годам ребенок вполне сможет самостоятельно есть кашу, суп или творожок.

5. Помогайте.

Бывает, освоить науку пользоваться ложкой только на примере родителей ребенок не может. Тогда помогите ему: возьмите ручку с ложкой в свою руку и поднесите вместе ко рту. Когда увидите, что это начинает получаться, ослабьте свою руку.

6. Тренируйтесь.

Например, в песочнице. Дети, освоив игру лопаткой, быстрее учатся управляться с ложкой. Ведь эти процессы схожи. Также очень помогает игра в кормление игрушек или мамы.

7. Будьте рядом.

Не оставляйте малыша одного с полной тарелкой. Возможно, ему будет необходима ваша помощь (на случай если он испугается вылитой на себя еды, или подавится), или из-за усталости от собственного бессилия справиться с едой, начнет капризничать. Это не будет хорошим помощником для вас. В таком случае необходимо докормить малыша. Родители с опытом едят «в две ложки». Одной ест ребенок сам, в меру своих возможностей, другой его кормит мама.

8. Приготовьте кашу.

Важным фактором в освоении ложки является консистенция блюда. Она должна легко зачерпываться и не быть очень жидкой, чтобы не проливалась. С этой задачей как нельзя лучше управляется каша, крем-суп, овощное пюре, творожок. Чтобы еда не остыла, кладите в тарелку небольшие порции, и по мере надобности добавляйте.
Еда кусочками не очень хорошо подходит для этой задачи, так как ее можно взять просто руками.

9. Дайте выбор.

Иногда детям проще учится есть вилкой, а не ложкой. Предложите малышу пробовать управляться и с тем, и с другим. Вилка должна иметь закругленные края и тупые зубцы, лучше всего приобретите специальную детскую вилку. В этом варианте меняется и содержимое тарелки. Нарежьте кусочками вареные овощи (морковь, картофель, капусту брокколи).

10. Проявите терпение.

Терпение – это первое, чем необходимо запастись родителям. Не лишним будет подготовить специальное место для приема пищи, застелите пол клеенкой и будьте готовы переклеить обои, когда малыш научится есть самостоятельно. Также увеличится и количество стирок. Повезло тем родителям, у которых обучение самостоятельной еде приходится на теплый период года. В этом случае ребенка можно раздеть до трусиков, а потом просто ополоснуть под душем.

В возрасте около года почти все дети начинают проявлять первые попытки самостоятельности, в частности, это касается еды. Перевернутая тарелка, каша на полу, суп на потолке, пюре на ушах или на затылке – такая картина знакома каждой маме. Стоит ей на секунду отвернуться, как любимое чадо тут же влезет обеими руками в тарелку, чтобы попробовать любимую еду наощупь. Как научить ребенка кушать самостоятельно и не потерять остатки и без того ограниченного терпения?

Пять правил, которые нужно знать каждой маме

Важно понять, когда можно дать ребенку ложку и начать учить кушать самостоятельно. Даже если малыш не проявляет стремления обходиться без маминой помощи, в возрасте около года-полутора стоит заняться этим вопросом.
Многолетний опыт показывает, что есть ряд правил или хитростей, как вам будет угодно, соблюдая которые, маме удастся быстро и почти безболезненно научить ребенка владеть столовыми приборами.

Правило первое: голод – не тетка

Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод и ему будет не до игрушек, развлечений и исследований. На голодный желудок особо не разгуляешься, поэтому давать ребенку ложку лучше тогда, когда он хочет есть. Для начала вложите ложку в руку малышу и помогите ему своей рукой. Потом, когда он станет более самостоятельным, старайтесь, как можно реже принимать участие в его кормлении.

Правило второе: с едой играть нельзя!

Как только малыш насытится, он начнет пробовать еду пальцами наощупь, размазывать по лицу, столу, стенам, кидать на пол. В такие моменты тарелку и ложку лучше всего убирать, иначе в дальнейшем ребенок не будет понимать разницу между играми и едой.

Правило третье: не идите против природы!

Никогда не настаивайте на том, что хлеб надо держать левой рукой, а ложку – правой. До трех лет вполне нормально стремление ребенка пытаться кушать как правой, так и левой рукой, в этом нет ничего страшного. К тому же если ваш ребенок левша, то, переучивая его на правую руку, вы только спутаете работу его мозга, что в дальнейшем может сказаться и на развитии. Не идите против природы, оставьте левшу левшой.

Правило четвертое: о вкусной и красивой пище

Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах. Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку. Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.

Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.

Правило пятое: берегите нервы!

Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать. Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше – стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала – тогда стремление к чистоте будет у него в крови. В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.

В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья. В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком – они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.

До чего дошел прогресс!

Помимо слюнявчиков существует огромное количество всяких приспособлений для обучения малыша самостоятельному приему пищи. Особые пластмассовые вилки и ложки с изогнутыми ручками сделаны специально под детский захват. С такими приборами малышам проще научиться, не расплескивая, доносить полную ложку до рта. Пластиковые слюнявчики с поддоном, в который падает выроненная или выплюнутая еда позволяют избежать многократного ежедневного мытья полов и стульев. Специальные поильники с дырочками или с трубочками помогут вам научить малыша пить из чашки, не опрокидывая ее содержимое на себя. Пластмассовая посуда выдержит многократные падения, специальные термотарелки не дадут еде остыть, когда малыш долго кушает; а тарелки с присосками вообще не так-то легко сдвинуть с места, не то чтобы кидаться ими в окружающих.

Однако наши мамы как-то обходились без всех этих приспособлений, и мы с вами без потерь научились вести себя за столом. Дело в том, что на практике все сугубо индивидуально. Каждой маме придется проявить свой талант и недюжинное терпение, прежде чем она найдет подход к любимому малышу и научит его, как следует вести себя за столом.

«Еду, которую можно есть, держа в руке, я начала давать Илюше тогда, когда он потянул погремушки в рот – месяца в 4. В полгода, когда появились первые зубки, давала кусочек мягкой груши, сушки, хлеб. Грыз очень уверенно. Когда кормила пюре, специально капала капельку на стол, чтобы наигрался с едой. В 11 месяцев он потребовал в ультимативной форме дать ему ложку. Пришлось дать. Теперь едим двумя ложками – одна у него, одна у меня. Самое удивительное, что он не балуется, а целенаправленно макает ложку в еду и несет в рот. Проливает, конечно, а то, что уронил, сам берет пальчиками и складывает в тарелку обратно. Когда ему надоедает, он бросает ложку на пол. Тогда я ложку убираю и больше не даю. Баловство с едой пресекаю сразу – лужи вытираю, не даю шлепать ложкой по супу.

Дочка Алина постигала науку примерно так же, но я давала ей вволю посвинячить. Раздевала до памперса во время еды, потом отмывала в ванной. Летом, когда была жара, кормила прямо в ванной, только там у нее и появлялся аппетит, в прохладной водичке. А вообще мои дети в плане еды сильно отличаются – дочь малоежка, всегда ела без аппетита, поэтому я и давала ей наиграться с едой. У сына аппетит очень хороший, он ест только чтобы наесться.

Изогнутые ложки у нас не прижились – неудобно, мелкие, кривые, заточены только под одну руку, а мои дети хотели кушать то правой, то левой рукой. Пластиковые нагрудники тоже – жесткие. Так что я использую обычные слюнявчики».
Ольга, Московская область

«Ника просто захотела кушать самостоятельно. Мол, она уже большая девочка, хотя ей был всего год. Каша на голове, на стенах, на полу и везде, где только можно! Но надо перетерпеть этот момент, чтоб не отбить у малыша желание кушать самостоятельно. Ели мы простой чайной ложкой, без изысков. Сейчас Нике три с половиной года и проблем с едой у нас нет. Хотя иногда она просто ленится».
Лиза, Москва

«Настя стала брать в руки ложку с 11 месяцев, сначала просто играла с ней, а потом поняла, что нужно окунать ее в тарелку и нести в рот. Сейчас ей год и мы едим в две руки. Конечно, от каши на полу и занавесках никуда не деться, придется запастись терпением, просто я объясняю дочери, что баловаться с едой нельзя и если она уж очень расшалится, то просто забираю у нее ложку. Едим в обычном слюнявчике, детской пластиковой ложкой из пластмассовой тарелочки, но я уже подумываю о тарелочке на присоске».
Татьяна, Нижегородская область

О хороших манерах…

К хорошим манерам приучать малыша нужно с двух-трех лет. Многое из того, что было позволено раньше, должно уйти в небытие. Дурные привычки искоренить куда сложнее, чем сразу научить ребенка хорошим манерам – это факт. Однако не следует наказывать малыша за огрехи, ему это будет непонятно. Нужно мягко, но настойчиво день за днем объяснять ему, как себя вести за столом – капля камень точит. Конечно, учиться владеть ножом и вилкой в этом возрасте еще рано, но простые правила поведения он уже сможет соблюдать. Главное – все доступно объяснять. Нельзя играть с едой, нельзя выплевывать ее обратно, все, что попало в рот должно быть съедено, после еды нужно вытирать рот салфеткой, а перед едой – мыть руки с мылом.

Аккуратность – вопрос времени. Смиритесь с тем, что поначалу кухня после завтрака, обеда, полдника и ужина будет выглядеть, как бранное поле после битвы супа с компотом. Со временем это пройдет. И помните еще одно важное правило – инициатива НЕНАКАЗУЕМА! И если ваш ребенок проявил желание кушать самостоятельно, то вам, дорогие мамы, пора покинуть эту сцену. Главный герой на ней теперь ваш малыш.

Умение пользоваться столовыми приборами и пить из кружки – начальные умения для каждого ребёнка. И хотя обслуживать самого себя кроха начнёт ещё ох как нескоро, интересоваться ложкой он станет уже в 5-6 месяцев, когда мамочка .

Поощряя заинтересованность, родители смогут без особых трудностей приучить малыша к самостоятельной трапезе в год или даже чуть раньше. Ну а советы специалистов помогут родителям понять, как научить ребенка есть ложкой без слёз и капризов.

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.

  1. Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
  2. Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
  3. Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
  4. Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся . Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
  5. Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
  6. Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  1. Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  2. Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  3. Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  4. Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

  1. Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
  2. Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
  3. Оставляют одного. Безусловно, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам.

Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам, которыми пользуются родители, и с помощью которых мама даёт прикорм.

Во время еды кроха старается схватить ложку, рассмотреть её, облизать и уже пробует копировать то, что делает мама: зачерпнуть кашу или пюре и поднести ко рту.

Конечно же, первые неумелые попытки заканчиваются разбрызгиванием и разливанием еды во все стороны. Некоторые малыши обожают эту забаву и вместо того, чтобы учиться орудовать ложкой, охотно с ней балуются (конечно, если мама позволяет).

При этом забрать игрушку у маленького хулигана становится настоящей проблемой - ведь расставаться с ней малышу совершенно не хочется. В этот момент маме нужно вмешаться в ситуацию и попытаться направить её в мирное русло-то есть научить своё чадо пользоваться столовым прибором по назначению.

Когда начинать приучать малыша есть ложкой?

Начиная с 10-11-ти месячного возраста ребёнок вполне может научиться правильно пользоваться ложкой. Во время кормления вложите ему в ручку ложечку. Для первой пробы обязательно приготовьте любимое блюдо малыша - пусть у него не будет желания его разбрасывать попусту.

Конечно, в любом случае процесс обучения добавит вам лишних хлопот - уборки и стирки. Кроха будет залезать ложкой в тарелку, пытаться зачерпывать еду, в результате чего вы будете потом собирать её с одежды, стола, пола.

Здесь важно терпение. А вы успокаивайте себя тем, что от таких самостоятельных действий у маленького повышается аппетит и настроение. С каждым разом процесс будет проходить всё чище и чище, а крошечная ручка будет держать ложку всё увереннее.

С какой ложки начинать?

Лучше всего первой дать малышу специальную ложечку из силикона - они совершенно безопасны и удобно ложатся в детскую ручку. Как вариант, можно попробовать десертную ложку - ведь она больше похожа на ту, которой едят родители. Заодно купите и детскую мисочку с высокими краями и на присосках. А лучше пусть их будет несколько - с разными картинками на дне, чтобы крохе было интереснее поскорее добраться до донышка.

Поначалу научитесь кушать пюре и кашки, только потом переходите к жидким блюдам. Не забывайте, что у каждого малыша свой график развития, и если он не хочет учиться есть ложкой - ничего страшного, это придёт к нему чуть позже.

В первое время кроха будет держать ложечку так, как ему удобно - возможно в кулачке. Если в это время начать его одёргивать и учить держать её правильно, скорее всего, вы добьётесь только того, что ваше сокровище вообще не захочет есть самостоятельно.

Кушаем за общим столом

Лучше поступить по-другому - чаще усаживать малыша за общий стол. Он будет видеть, как едите вы и пытаться копировать ваше поведение.

Кушать за одним столом со всей семьёй для ребёнка будет настоящим наслаждением - это и общение, и новые впечатления, и приобретение опыта - в частности, поведения за столом. Кстати, этот метод очень полезен для повышения аппетита у малоежек. Не забывайте подавать малышу положительный пример - не разговаривать за столом, не вертеться и т. д.

Если ребёнку совсем не хочется есть ложкой и он продолжает брать еду ручками, попробуйте метод от противного - иногда это срабатывает. Все за столом едят ложками, а крохе ложку не давайте. То же и с пищей - все кушают и нахваливают, а малыш пусть посидит немножко с пустой тарелочкой. Сам потянется и попросит!

Правила этикета

Если ребёнок до двух лет так и не научился как следует держать ложку, можно попробовать поговорить с ним на эту тему и указать на ошибки, апеллируя тем, что он уже большой и должен делать всё правильно. Ложка берётся тремя пальцами - большим, средним и указательным, немного ниже её широкой части. Когда малыш это усвоит, научите его правильно черпать пищу, подносить ко рту боковой стороной, а не сужающейся частью.

Объясните ребёнку, что кушать нужно неторопливо, не открывать широко рот и не издавать при этом никаких звуков. После трёх лет можно приобрести детскую вилку, поскольку с такого возраста малыш уже чётко понимает, какие предметы травмоопасны. Начинайте с мягких продуктов - кусочков банана, котлетки, а со временем учитесь накалывать более твёрдые продукты.

Стоит ли заставлять малыша есть ложкой?

Прежде чем настаивать, чтобы ваш ребёнок непременно ел ложкой, разберитесь в себе - почему вам так необходимо, чтобы это случилось раньше, ведь строгого ограничения по времени не существует.

Вспомните, приходилось ли вам видеть когда-либо подростка лет 13-ти или взрослого, который бы не умел пользоваться ложкой? Если не спешить и не работать «на опережение», этот процесс пройдёт незаметно и сам собой. А вам только останется удивиться постфактум: «А разве этому нужно было учить? Он и сам научился…»

Нравится

Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам. Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.

Из этой статьи вы узнаете

В каком возрасте начинать

Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.

При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев . Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.

Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.

Важно! В три месяца предлагайте для игры различные предметы, чтобы мышцы руки малыша окрепли. В шесть месяцев карапуз важно сидит в детском креслице, в этом возрасте начинается первый прикорм, значит,требуется познакомить малыша со столовыми приборами.

Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей - создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.

Как правильно выбрать ложку

В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:


Подделка может быть токсичной, особенно при нагреве. Пластиковые вилки, как правило, бесполезны: крохе требуется много усилий, чтобы подцепить кусочек или наколоть его.


Важно! Как показывает практика, лучше приобрести две-три понравившиеся ложки. В процессе обучения ребенок сам определит, чем ему удобнее кушать. Совершая покупку, позаботьтесь и о детских моющих средствах для посуды.

Этапы приучения к ложке

Первый этап - приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:

  • Игра . Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
  • Подражание . Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
  • Первые успехи : ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
  • Устойчивый навык . Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
  • Самостоятельное использование ложки.

Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта. С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.

Алгоритм обучения


Чтобы процесс получения нового навыка прошел легко, соблюдайте определенный порядок действий. Разработайте определенный ритуал принятия пищи:
  1. Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
  2. Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
  3. Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
  4. Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
  5. Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
  6. Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.

Совет : если в квартире жарко, малыша можно раздеть до подгузника. В таком случае не придется стирать одежду, можно просто искупать его.

Частые ошибки

Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

  • Не начинать , если ребенок болен или у него режутся зубки. Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.
  • Нужно запастись терпением , не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя : он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать , если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом , читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все : две-три ложки – уже успех.

Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

В каком возрасте вы приучаете ребенка к ложке?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • К любому процессу обучения можно подойти творчески, тогда он принесет немало радости. Превратите процесс в игру: пусть кроха попробует кормить пупсов и зайцев, маму и папу. Чем чаще он будет тренироваться, тем быстрее освоит навык.
  • Обращайте внимание на мелочи : накладывайте на тарелку то количество еды, которое малыш в состоянии съесть. Для начала не предлагайте слишком жидкую пищу: суп ребенок попросту разольет. Желательно дать кашку, густое пюре или нежный творожок, детское питание из баночки. В первый раз предложите любимую еду из рациона крохи.
  • Лучше, если первый раз ребеночек возьмет в руку ложку сам . Для этого просто положите ее рядом, когда кормите его. Скорее всего, ваше чадо попытается тоже включиться в процесс. Продолжайте использовать кормление в две руки, пока кроха не научится питаться сам.
  • Иногда родители настаивают, чтобы ложка была в правой руке. Не нужно давить на малыша , пусть попытается действовать той рукой, которой хочет. Нельзя и заставлять на первых порах держать ложку правильно – со временем ребенок обязательно научится. Есть и такой способ: можно положить две ложечки по обе стороны от тарелки.

На заметку! Дети часто роняют предметы на пол. В итоге маме приходится возвращаться на кухню, мыть посуду. Оставлять ребенка в детском стульчике нельзя, поэтому его приходится брать с собой. Чтобы избежать такой ситуации, возьмите несколько ложек сразу и держите под рукой.

Если ребенок не хочет есть сам

Если малыш не хочет есть самостоятельно, нужно разобраться, почему. Может, вы слишком настаиваете, может, его мелкая моторика недостаточно развита или ему не нравится пища. Отложите обучение на несколько дней, смените столовые приборы. Купите тарелочку с красивой картинкой или с фото мультяшного героя, ему будет интересно съесть кашу, чтобы увидеть, что на ней нарисовано.

Многим неудобно есть в специальном стульчике, возможно, хорошим решением будет брать кроху на руки во время кормления. Стоит взять в свои руки обучение папе – с отцами, как правило, дети меньше балуются и капризничают.

Если кушает вся семья, можно устроить шуточное соревнование, кто быстрее и аккуратнее все съест, особенно, если есть старшие дети. Поиграйте, как машинка – ложка – заезжает в гараж – ротик. Но часто использовать такой прием не стоит – быстро проглоченная пища плохо усваивается. Слишком игровыми приемами увлекаться нельзя: хотеть кушать - главная мотивация для навыка есть самостоятельно.

Основы этикета для малыша

Основы пищевого поведения закладываются в детстве. Желательно сразу давать правильное представление о том, как вести себя во время приема пищи:

  • Правило мыть руки перед едой - основной навык личной гигиены. Нужно обучить, как это сделать, и настоять, чтобы действие вошло в привычку.
  • Не нужно окружать кроху во время кормления игрушками. Не давайте баловаться с едой и столовыми приборами. Желательно, чтобы прием пищи был в одно и то же время.
  • Не кормите ребенка каждый раз в разных комнатах .
  • Не давайте кусочки в промежутках между приемами пищи . Это не только испортит аппетит, у малыша пропадет мотивация к тому, чтобы захватывать пищу с помощью ложки.
  • Желательно научить чадо пользоваться салфеткой : положите одну рядом.

В первые годы жизни любимого чада родители часто испытывают стресс по незначительным поводам. Если ваш карапузик или маленькая принцесса хорошо развиваются и обладают хорошим здоровьем, не имеет особого значения, когда учить ребенка кушать ложкой и когда он освоит этот навык. Не ждите мгновенных результатов.

Не переживайте, если к началу посещения детсада кроха не вполне справляется со столовыми приборами. В детском садике такому малышу туго только на первых порах, зато обучение там проходит очень быстро.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Недоношенный новорожденный ребенок: как выхаживать торопыжку Функциональные признаки недоношенного ребенка Недоношенный новорожденный ребенок: как выхаживать торопыжку Функциональные признаки недоношенного ребенка Через сколько после бритья можно делать шугаринг Через сколько после бритья можно делать шугаринг Что такое семья: семьей дорожить — счастливым быть Что такое семья: семьей дорожить — счастливым быть