Во сколько месяцев ребенок понимает свои руки. Календарь развития ребенка по месяцам

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Вещи, окружающие младенца, влияют на его развитие, помогают развивать моторику, внимание, концентрацию. Важным этапом является время, когда ребенок начинает держать предметы в ручках.

Особенности развития

Новорожденного игрушки не интересуют, но на 3-ей неделе жизни он может увлекаться яркими предметами, следить за погремушкой глазами. Ребенок еще не контролирует движения, но хватательный рефлекс хорошо развит. Младенец сожмет вложенную в руку вещь, станет держать, но не поймет, что произошло. Это неосознанное движение, также грудничок хватает мамин палец, одежду. Самостоятельно он не отпустит предмет, придется разжимать его пальчики.

Во сколько месяцев малыш начнет держать игрушку? К хватанию предмета он приходит в несколько этапов:

  1. После 8-10 недели он начинает удерживать в ручках вложенные предметы, изучает их, часто тянет в рот;
  2. Достигнув 4-х месяцев, он осознанно хватает предметы, попадающие в поле зрения, притягивает их, пробует трясти и радуется полученным звукам;
  3. После 5 месяцев ребенок пытается брать предметы с кроватки, пеленального столика, зажимает их двумя руками, постепенно учится справляться одной;
  4. Шестимесячный ребенок способен хватать вещи из положения лежа, может одновременно держать разные предметы в двух руках. До этого момента детям не хватает концентрации для фиксации пары погремушек. Ребенок, держащий вещь в ладони, разжимает ее при получении игрушки в другую ручку.

Дети случайно задевают погремушки, висящие в кроватке. Они могут обрадоваться, и взрослым кажется, что это игра. На самом деле эмоции бывают и отрицательными. Во избежание испугов нужно подвешивать игрушки не ниже 40-50 см над кроваткой, пока ребенку не исполнится 2 месяца.

Научить держать предмет

Все занятия проводятся в игровой форме, с разговором и в хорошем настроении. Любой навык занимает время, требует от грудничка усердия и многократных повторений. При первых попытках ему тяжело удержать предмет, нельзя сердиться на ребенка, сравнивать, даже мысленно со знакомыми детьми, расстраиваться. Обязательно нужно заниматься с грудничком, это значительно ускорит приобретение новых навыков и положительно повлияет на развитие в целом.

Сцепление ручек

Верным признаком того, что ребенок начинает активнее познавать мир, является соединение ручек над грудью. Обычно этим движением сопровождается потягивание к какому-либо предмету. Чтобы научить сцеплению, нужно соединять ручки младенца: так он чувствует пожатие своих пальчиков. Упражнение удобно выполнять, когда малыш на руках. Во время кормления можно обвить ручками бутылку.

Вкладывание в руку

Нужно заинтересовать ребенка, поводить перед ним игрушкой на расстоянии 20-30 см от груди, погреметь. Заметив вещь, ребенок следит за ней взглядом. Затем мама вкладывает погремушку в ручки малыша.

Располагать ее нужно поперек ладони, между большим и остальными пальцами – при сжимании ее удобнее будет держать. Сначала маме нужно помочь ребенку и соединить пальчики, обхватив игрушку.

Первое время малыш может брать и быстро отпускать предмет, затем начинает фиксировать его на несколько секунд, постепенно увеличивая время

Когда ребенок крепко держит игрушку, нужно разнообразить упражнение, пытаясь «отобрать» ее: легонько потянуть на себя. Так он почувствует напряжение в мышцах. Постепенно грудничок сам тянется к погремушкам. Действия нужно сопровождать речью, соблюдая вопросительную, восклицательную интонацию.

Хорошим развивающим приспособлением станет коврик из лоскутов разной фактуры, с крепко пришитыми пуговицами, крупными бусинами, подобными вещами.

Схватывание предметов

Для выработки хватательного движения нужно подвешивать яркий предмет рядом с левой или правой ручкой. Не нужно торопиться и вкладывать игрушку в ладонь малыша. Он должен проявлять самостоятельность, развивать движения, познавать их механизм. Не следует торопить ребенка, нужно соблюдать алгоритм действий:

  1. Коснуться тыльной стороны его руки, так он раскроет ладошку;
  2. Заинтересовать вещью, позвенеть;
  3. Ждать, чтобы ребенок сам брал предложенную вещь;
  4. Если малыш не проявляет интерес, нужно поменять погремушку и повторить действия.

Процесс сопровождать улыбкой и разговором. Постепенно нужно помогать ребенку трясти погремушку или сжимать игрушку с пищалкой. Он запомнит движение и попытается повторить самостоятельно.

Затем нужно подводить его свободную руку к занятой и дать дотронуться до предмета. Это способствует формированию перекладывания из одной ручки в другую. Если разместить рядом с малышом несколько игрушек, он потянется к понравившейся.

Важные моменты

При развитии у ребенка навыка держать предметы нужно учитывать несколько рекомендаций:

  1. Для первых занятий подбирать игрушки с длинной ручкой, примерно 15 см, потом он сможет брать мелкие предметы. Расцветка должна быть яркой, подойдет зеленый, красный, оранжевый. До полугода не вкладывать в руки тяжелые предметы, т. к. малыш может ударить себя по голове;
  2. Использовать игрушки разных цветов, форм, выбирать погремушки с необычным наполнителем, а также музыкальные. Нужно разрешать малышу щупать предметы с разнообразной фактурой. Новые тактильные ощущения развивают мелкую моторику, постепенно формируют предпочтения;
  3. Нельзя оставлять малыша наедине с игрушкой, это травмоопасно;
  4. Лучше подбирать время, когда все потребности удовлетворены. В хорошем настроении грудничок будет охотнее принимать и держать погремушку;
  5. Все упражнения нужно выполнять поочередно для обеих ручек. Иначе формируется навык левши или правши. Подносимую вещь ребенок берет ближней рукой: так удобнее и быстрее. Если упустить этот момент, движение становится привычкой после регулярных повторений. В последующем малыш просто в силу навыка хватает предмет определенной рукой с любой стороны;
  6. Обязательно нужно хвалить ребенка, если он взял игрушку. Это важно психологически, позволяет ребенку радоваться успехам и является хорошим стимулом для дальнейших усилий;
  7. Следить за чистотой игрушек. Младенцы все пробуют на вкус, особенно при прорезывании зубов. Ругать их нельзя и бесполезно, но необходимо обеспечить безопасность;
  8. Регулярно заниматься с ребенком или просить кого-нибудь из родных, чтобы он обучал его. Дети теряют интерес при выпадении игрушки из руки. Если взрослый повторно дает вещь, ребенок с удовольствием продолжает занятие.

Развитие у малышей индивидуально, некоторые с интересом берут и рассматривают предметы раньше 12 недель, чаще навык формируется позже. Если и в четыре месяца младенец плохо держит игрушку, нельзя паниковать и считать это отклонением. Многое зависит от его индивидуальных особенностей, времени, уделяемое родными для игр и обучения, положительную роль играет грудное вскармливание.

О подозрениях необходимо сообщить врачу во время осмотра. Если с реакциями, зрением и нервной системой малыша все в порядке, нужно просто подождать, постепенно он научится тянуться и хватать погремушку. Иногда дети отказываются брать в ручки вещи, которые им не нравятся, нужно пробовать погремушки разного цвета и формы.

Он хорошо различает свет и темноту, очертания предметов, лица, некоторые цвета; без устали разглядывает все вокруг: свою кроватку, погремушки у себя над головой, собственные руки. Такая тренировка обостряет зрение, взгляд становится выразительнее. Слух тоже улучшается - при сильном звуке младенец вздрагивает и моргает, а услышав резкий звук или чей-то голос, становится сосредоточенным. Он начинает произносить неясные звуки; когда с ним разговаривают, он улыбается. Его плач приобретает ту или иную эмоциональную окраску. Но физически ребенок этого возраста все еще слаб.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 2 месяцам:

1. Ребенок пытается поднимать и удерживать головку, лежа на животе. В вертикальном положении может ее фиксировать в течение нескольких секунд.

2. Когда его держат под мышки, упирается ножками.

3. Улыбается на разговор с ним взрослого.

4. Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки,

5. Следит за движущейся перед глазами игрушкой. Третий месяц. Малыш становится более активным, у него развиваются слух и зрение. Он уже может поворачивать головку на голос, а если в поле его зрения возникает некий движущийся или яркий предмет, следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает уверенно приподнимать головку, прогибать спинку, двигать ручками и ножками; будучи в вертикальном положении, удерживает головку 1-1,5 минуты. Мышцы шеи у него уже достаточно окрепли.

Примерно в трехмесячном возрасте ребенок уже может контролировать я координировать движения своих рук, начинает вполне сознательно интересоваться игрушками: берет их сам, держит в руке, тянется к подвешенным погремушкам. Он может разжимать кулачки; может держать ручки перед собой, подолгу играть с ними, двигать пальцами, щупать, царапаться и скрести. При виде приближающегося предмета он дрожит от нетерпения, так ему хочется завладеть им; однако, если вложенная ему в руку погремушка падает, взять ее самостоятельно он не может, хотя уже умеет держаться за перекладину, к которой игрушки подвешены.

Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их ко рту. Ваш палец, соску или игрушку - без разницы... {Это действо доставляет ему удовольствие, но не следует этого допускать, поскольку со временем может развиться дурная привычка, которая повлечет за собой неправильное формирование зубов.) Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой. Лицо приобретает более осмысленное выражение.

Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. Пеленать его слишком туго не надо - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.

Но обязательно будьте начеку! Не оставляйте трехмесячного ребенка без присмотра. Он уже достаточно активный и способен самостоятельно перевернуться на живот. Бывали случаи, когда мама, оставив ребенка на кровати, выходила на минуту в соседнюю комнату или на кухню, а, возвратившись, обнаруживала ребенка как ни в чем не бывало улыбающегося на полу. Хорошо, если ребенок у ротозейки-мамы скатится на пол удачно. А если нет?..

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 3 месяцам:

1. Ребенок сам некоторое время удерживает головку: лежа на животе и опираясь на предплечья, или же в вертикальном положении.

2. Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

3. Активно двигает ручками и ножками, хотя порой может воспринимать собственную руку как некий посторонний предмет и с интересом обследовать ее; плещется

и дергает ножками в ванночке; не любит, когда его пеленают, и иногда противится этому,

4. Интересуется доступными предметами: разглядывает их, хватает, тянет к себе.

5. Узнает близких и знакомых. В ответ на разговор с ним взрослого проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).

6. Прислушивается к звукам, к незнакомым звукам - с настороженностью. Сам издает некоторые звуки - и получает от этого удовольствие.

Четвертый месяц. Ребенок уже умеет следить за движущимися предметами в течение 5-6 минут, хорошо улавливает направление голоса и поворачивает в ту сторону голову. Увидев грудь или бутылочку с молоком, следит за ними, а когда сосок (соска) приближается ко рту, сознательно раскрывает рот. Лежа на животе и опираясь локтями и предплечьем, приподнимает туловище, переворачивается со спины на бок и хорошо держит голову. Движения рук становятся координированными.

Вы уже заметили: как только ребенок сообразил, что руки слушаются его, он сначала очень удивился, а потом, начал все активнее применять руки по назначению, т. е. стал все хватать ими, ощупывать, тянуть к себе. Малыш уже постигает окружающий мир не только посредством органов зрения и слуха, но и на ощупь. А спустя некоторое время - и на вкус, он все предметы тянет в рот. Бесполезно ему в этом препятствовать - малыш находится по власти инстинкта. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать ребенку какой-нибудь предмет, содержащий на себе чересчур много микробов (в небольшом количестве микроорганизмы присутствуют всюду, кроме, конечно, предметов, подвергшихся специальной обработке).

В этот период ребенок уже узнает мать, начинает агукать. Когда у него хорошее настроение, он улыбается, а свое неудовольствие выражает плачем. Говорите с ним почаще, улыбайтесь ему, повторяйте различные слова. Младенец испытывает наслаждение от теплого знакомого голоса, от склоненного к нему улыбающегося лица и т. п. Все это ускоряет общее развитие ребенка.

Все время, пока ваш ребенок бодрствует, ему полезно двигаться. Не препятствуйте движениям малыша, не пеленайте его туго, когда он не спит. Наоборот, положите его у окна на солнышке, разденьте. Пусть подрыгается в собственное удовольствие, а заодно и примет воздушные и световоздушные ванны. Всегда помните, что дети развиваются в движении.

Четырехмесячный ребенок, заметно подросший после роддома, все еще слишком слаб и требует осторожного обращения - всегда помните об этом. Когда берете ребенка на руки, держите его правильно, чтобы не повредить, не искривить позвоночник - он ведь еще такой нежный. Если вам надо подержать ребенка на руках, то пусть он лопатками и спиной лежит у вас на предплечье, а нижнюю часть тела придерживайте свободной рукой.

У вас уже есть опыт, и вы не трясетесь, когда держите малыша на руках. Не сковывайте ему движения. Малыш хочет шевелить ручками и ножками - пусть шевелит; хочет потянуться - пусть потягивается, у него от долгого лежания, возможно, затекли мышцы, и потянуться так приятно.

Ребенок в этот период становится очень любопытным. Ему уже не лежится спокойно на месте. Он поворачивает голову туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться до них. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не- спешите ребенка садить. Если ребенок еще не сел сам, значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.

Впрочем, иногда вы можете как бы помогать малышу присаживаться. Это будет своеобразная игра, укрепляющая мышцы спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть. Позвольте ему сесть на секунду и опять положите. Время от времени возвращайтесь к этой игре.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 4 месяцам:

1. Лежа на животе, ребенок поворачивается на бок, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище.

2. Когда его берут на руки, хорошо держит головку.

3. Когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть. . .

4. Во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы.

5. Во время кормления придерживает руками бутылочку.

6. Очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему.

9. По звуку отыскивает предмет, поворачивая голову к источнику звука. Если в соседней комнате начинает играть музыка, замирает и с любопытством вслушивается.

Пятый месяц. Движения ребенка становятся все более координированными, эмоции разнообразнее, выразительнее. Лежа на спине и опираясь руками, ребенок хорошо поднимает головку и верхнюю часть туловища, переворачиваясь со спины на живот, делает мост. Он хватает различные предметы, находящиеся в пределах досягаемости подолгу удерживает их в руках, тянет в рот, играет ими, сосет, следит за движущимися предметами. Владение руками позволяет ему познакомиться со своим телом. Он узнает мать, реагирует, увидев незнакомого человека, когда с ним разговаривают, смеется. Неудовольствие выражает плачем. Долго агукает.

В основе успешного развития ребенка в этом возрасте лежат- имитация и повторение; он упражняется, учится, осознает. Периоды бодрствования становятся продолжительнее и чаще. Продолжайте стимулировать развитие малыша всеми возможными способами, чаще и больше с ним говорите, пойте песенки и т. д. Но не переусердствуйте: ребенок может перевозбудиться, устать, что в крайних случаях приводит к нервному расстройству.

В этот период проявляются первые желания ребенка. Он уже осознает свою власть над предметами и людьми, начинает учиться приспосабливать средство для достижения цели, т. е. действовать определенным образом с целью вызвать определенную реакцию.

С течением времени ребенок начинает все больше ценить радость взаимопонимания и самостоятельных открытий. Взаимное обучение его забавляет, каждый новый день расширяет его горизонты, возможности и способность к действию. И в то же время, наряду с удовлетворением потребностей и желаний, перед ним открывается бесконечный мир чувств. Ведь он окружен людьми, которые обычно заняты только заботой о нем. Такое постоянное выполнение его просьб, взаимное общение рождают эмоциональные связи, привязанность и любовь. Каждое свое действие, будь то купание, пеленание или кормление, сопровождайте ласковыми словами, называйте предметы, которыми приходится пользоваться, улыбайтесь малышу.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 5 месяцам:

1. Ребенок различает тон, с которым к нему обращаются.

2. Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует) .

3. Подолгу певуче гулит.

4. Хорошо берет погремушку, которую держат у него над грудью.

5. Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук.

6. Переворачивается со спины на живот.

7. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Шестой месяц. Ребенок начинает постигать особенности каждого из окружающих его людей, узнает их голоса, запахи, усваивает их имена, тянет к ним руки, улыбается. Но, улыбаясь знакомым лицам, при виде чужих нередко проявляет беспокойство: смотрит на них с недоверием, плачет. Тревога, страх перед исчезновением тех, кто его окружал и утешал, являются необходимыми элементами формирования у ребенка сознания своей личности; он делает маленький шаг вперед на пути к самостоятельности.

Малыш активно реагирует на знакомые звуки, поворачивает на них голову. Увидев среди чужих людей своих, выделяет их, проявляя радость, удовольствие. Язык (назовем его так, хоть он и находится на самой нижней ступеньке развития) тоже прогрессирует, правда, едва заметно: ребенок начинает произносить некоторые слоги. С этого времени начинается новый этап в его развитии - так называемый период подражания.

Конечно, ребенок еще слишком мал, чтобы вести себя так, как ведет взрослый. Внешне ребенок может даже никоим образом не реагировать (в смысле подражания) на то ваше поведение, что он наблюдает. Но в сознании его, в памяти, будто на матрице, запечатлеваются слова и целые выражения, сказанные нами, стиль нашего поведения, проявления чувств. Малыш еще не понимает, что в нем запечатлевается, но со временем он обязательно разберется. Поэтому более пристально, чем прежде, следите за собой; особенно обратите внимание на проявления отрицательных эмоций. Естественно, эти эмоции вы проявляете не по отношению к ребенку, но он - невольный свидетель. Не удивляйтесь, если когда-нибудь он выдаст вам то, что записал теперь,

В возрасте 6 месяцев ребенок начинает потихоньку садиться, а поддерживаемый под мышки стоит прямо, не сгибая ног. Но он не способен еще сидеть уверенно и долго, и тем более - стоять. Мышцы спины у него только развиваются. Вам хочется, чтобы ваш малыш уже сидел, вам вообще хочется, чтобы он побыстрее вырос. И вы сажаете ребенка в подушки. Не делайте этого Ребенок будет сам сидеть тогда, когда его организм подготовится, когда окрепнут мышцы. Форсирование этого процесса может привести к искривлению позвоночника.

Вы замечаете, что ребенок тянется ручками, хочет посидеть. Вы можете предложить ему пальцы, пусть он схватится за них; помогите ему присесть на минуту, но не больше. Эта игра должна укреплять мышцы ребенка, а не утомлять его.

На 6-м месяце большинство детей уже в состоянии достаточно уверенно удерживать голову. Но все равно некоторое время вы можете еще помогать ему делать это. Когда вы берете ребенка на руки, не держите его глубоко под мышками - в этом случае вы пережимаете малышу кровеносные сосуды и нервы. И тем самым доставляете ребенку неприятные ощущения.

Ребенок вполне сознательно может натянуть на глаза косынку и накрыть голову пеленкой. Обеими руками довольно долго может держать предметы, играет с ними, как с погремушкой. Все, что попадает под руку, хватает и тянет в рот, если попытаться отобрать, не отдает.

В часы досуга молодые родители не прочь побаловаться со своим малышом. Ребенку ведь игры тоже доставляют огромное удовольствие. Во время таких игр будьте аккуратнее. Не поднимайте ребенка за руки. Мышцы и связки у него еще слабые и могут не выдержать нагрузки, что приведет к вывиху плечевых суставов.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 6 месяцам:

1. Начинает лепетать - произносит отдельные слоги.

2. Хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается.

3. Переворачивается с живота на спину.

4. Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая.

5. Хорошо ест с ложки.

Седьмой месяц. Малыш становится все активнее и крепче. Без особого труда он садится и может сидеть без поддержки лежа на животике, переворачивается на спину и пытается передвигаться на четвереньках. Если его взять за руки, он встает, поддерживаемый под мышками, пытается ходить. Взяв в руку погремушку, размахивает ею, гремит. Поднимает упавшую игрушку. Бурно выражает свои эмоции - радуется, улыбается, увидев маму.

В этом месяце закладываются основы будущих слов. От обычных вокализмов ребенок переходит к слогам; ба, ма, па и др., т. е. кроме гласных, ow уже освоил и некоторые согласные. Понаблюдайте за ним: он произнесет отдельный слог и замрет - прислушивается. Малыш, в свою очередь, внимательно наблюдает за вами - как вы говорите? Он следит за вашими губами. Стремитесь к тому, чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы с ним разговариваете.

Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать новые слова он будет долго и пока что находится только в начале этого пути. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук - так любопытно. Это для ребенка занимательная игра. Поучаствуйте в этой игре, задайте ей тон.

Разговаривая с ребенком, показывайте ему на предметы, которые называете. В будущем это знание поможет ребенку быстрее заговорить. Но и не забывайте о чувстве меры. Не слишком утомляйте малыша. Пределы его возможностей еще совсем невелики. Занимаясь с таким маленьким ребенком слишком активно, пытаясь в угоду собственному честолюбию сделать его вундеркиндом, можно только навредить.

Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к предмету разговора, не усердствуйте. Ребенок просто устал - наполнился впечатлениями под завязку. Ему нужно какое-то время переварить эти впечатления.

Вы наверняка читали много литературы о маленьких детях, у вас есть знакомые с такими же маленькими детьми, или ваши знакомые уже вырастили своих детей и теперь авторитетно вам заявляют, что ваш ребенок в 6-месячном возрасте должен уметь то-то и то-то. А вы вроде заметили, что ваш малыш этого еще не умеет. Не огорчайтесь, все придет. Присмотритесь к своему ребенку внимательнее, возможно, он умеет то, чего eще не умеют другие. Всякий ребенок уже с рождения - индивидуальность.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 7 месяцам:

1. Ребенок может самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут.

2. Свободно поворачивается со спины на бок и обратно.

3. Крепко хватает рукой интересующие его предметы. Стучит, размахивая погремушкой.

4. Уверенно и с интересом произносит разные звуки. Подолгу лепечет.

5. Легко узнает знакомые лица.

6. С удовольствием идет на контакт.

7. На вопросы Где часы?, Где мишка? находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте.

8. Хорошо ползает.

Восьмой месяц. Ребенок сам легко садится и ложится, уверенно сидит, цепляясь руками за прутья решетки или сетку детской кроватки. Поднимается, если его держат под мышки, хорошо шагает.

На 8-м месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кроватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для упражнений ребенка. Не позволяйте ему ползать в кроватке. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием.

Отгородите угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Удалите из этого угла все предметы с острыми травмоопасными краями. Постелите на пол мягкое покрывало. Но если, несмотря на все предосторожности, вы все равно время от времени будете обнаруживать царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу, слишком сильно по этому поводу не переживайте. Маленькие травмы малышу просто необходимы - так формируется первый жизненный опыт.

На данном этапе прогресс развития ребенка действительно производит впечатление. Подросший малыш, хватающий и исследующий, по несколько часов в день занят играми и, сидя в кроватке или на маленьком стульчике, с интересом следит за движениями окружающих, внимательный ко всему, что происходит вокруг. Он хорошо узнает своих, улыбается им, тянет руки. Увидев свое отражение в зеркале, проявляет интерес, рассматривает себя и старается достать руками.

Движения рук ребенка хорошо координированы, он достаточно умело ими пользуется и берет разные предметы. Во время кормления сам придерживает кусочек

хлеба или бутылочку, а если соска выпадает изо рта, отыскивает ее и тянет назад в рот. Крепко держит игрушки, стучит одной о другую, о края кроватки. Ясно и громко повторяет слоги: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба и др.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 8 месяцам:

1. Громко и повторно произносит различные слоги.

2. По просьбе взрослого выполняет разученные движения, например: ладушки, до свидания и т. д.

3. Долго занимается игрушками: рассматривает их, стучит игрушкой об игрушку и т. д.

4. Сам садится и ложится.

5. Придерживаясь руками за барьер, сам встает и стоит.

6. Переступает вдоль барьера.

7. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.

8. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Девятый месяц. Ребенок уже многое умеет. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, самостоятельно садится, а сидя - ложится, ухватившись за край кроватки; может вставать, поэтому вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, малыш еще не в силах стоять без поддержки, но, схватившись за стенку кроватки или манежика, уже вполне способен подняться сам. Когда его держат за обе руки, он может хорошо идти, при этом имеет тенденцию подаваться вперед всем туловищем. Однако форсировать этот процесс не следует. Это опасно тем, что ножки ребенка могут искривиться; косточки у него мягкие, гибкие и еще не способны удерживать повышенной нагрузки. Также не следует заставлять ребенка и ползать. Быть может, вам кажется, что ваш малыш двигается меньше других детей? Возможно, это пока так и есть. Подождите немного; природа возьмет свое, и он быстро наверстает то, что упустил.

Сделав в этом возрасте несколько шагов, ребенок опять опускается. Чтобы достать желаемый предмет, он находит свой способ передвижения: на четвереньках, на коленях, ползком на животе, полусидя, боком, как краб... Так ему передвигаться пока что гораздо удобнее, нежели ходить. Сидит он уверенно и долго, без чьей-либо помощи.

Ребенок 9 месяцев подолгу играет с игрушками. Увидев новую игрушку, он тут же ее хватает, рассматривает. Спрятанную под пеленкой игрушку ищет и, отыскав, берет. Ему нравится играть с зеркалом, рассматривать его с другой стороны, он улыбается своему отражению. Мелкие предметы ему давать опасно, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Он уже узнает всех близких, радуется, увидев их. Не любит оставаться один, протест выражает плачем.

Многие 9-месячные дети уже привыкают мочиться и испражняться в горшок. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного а-а. Это самое а-а очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое а-а в случае надобности. Но не позволяйте ему сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 9 месяцам:

1. Ребенок подражает слышимым слогам, которые имеются в его лепете.

2. На вопрос: Где мишка? находит взором предмет независимо от его местонахождения.

3. Знает свое имя - поворачивается на зов.

4. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого и т. д.

5. Ходит, слегка придерживаясь руками за предметы.

6. Хорошо пьет из чашки, сам придерживает ее.

Десятый месяц. На 10-м месяце ребенок уже не толькосамостоятельно сидит, но и активно ползает. Его успехи

в этом способе передвижения не раз вызовут у вас улыбку. Но ему уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь, следуя инстинкту, ребенок стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья, и это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка, чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Малышу надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Детский организм растет в движении.

К 10 месяцам ребенок уже пытается стоять, не опираясь, ходит вокруг стула или поддерживаемый за руки. Кости у него окрепли, и можно смело учить ребенка ходить. Первые падения его несколько озадачивают.

Он любит играть игрушками, раскладывать их, кладет мелкие предметы к более крупным, может взять мелкие игрушки, следит глазами за падающим предметом.

В большинстве случаев 10-месячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, состоящие из двух слогов, например: ма-ма, баба, ау-ау и др. Ему очень нравится их повторять. Всячески поддерживайте его стремление говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ему предметы. Старайтесь отчетливо произносить слова. Не смейтесь над теми звуками, что он произносит, ведь в этом возрасте ребенок уже начинает понимать речь взрослых. И ни под каким предлогом не желает быть один, старается различными звуками обратить на себя внимание.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 10 месяцам:

1. Ухватившись за прутья кроватки или за стенку манежика, ребенок встает на ножки и стоит довольно долго.

2. Держась за прогулочную коляску, толкает ее вперед и идет за ней.

3. Делает несколько шагов без поддержки.

4. Знает назначение чашки, умеет держать ее за ручку и даже пить из нее.

5. Повторяет за взрослым разнообразные звуки и слоги.

6. По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку.

7. Принимает участие в играх Догоню-догоню, Сорока-воровка и др.

8. Действия с предметами (вынимание-вкладывание, открывание-закрывание и др.) приобретают устойчивый характер.

Одиннадцатый месяц. Ребенок может самостоятельно стоять и подниматься, не опираясь. Он хорошо ходит со стулом, может пройти, держась одной рукой. Особенно удобен для детей, начинающих ходить, стульчик на четырех ножках на колесиках. С ним они быстро учатся ходить.

Ребенок в этом возрасте любит подражать взрослым, закрывает и открывает двери, берет ложку в руки и пытается есть, двумя пальцами может взять очень мелкие предметы. С огромным удовольствием бросает игрушки на пол. Хватая предметы, держит их еще не очень уверенно, так как не может пока правильно оценить их величину, но пальцы его стали уже настолько ловкими, что он в состоянии брать мельчайшие предметы, вплоть до хлебных крошек. Совершенствуются его разговорные навыки. Ребенок выговаривает и понимает слова мама, па-па и др.

Так как в этот период малыш многое понимает, очень наблюдателен, все замечает и старается подражать окружающим, постарайтесь следить за своими словами и поступками, чтобы не надо было потом сетовать: Откуда он этому научился?

Основные показатели психомоторного развития ребенка к И месяцам:

1. Ребенок самостоятельно стоит.

2. Овладевает новыми действиями с предметами: кладет один предмет на другой, снимает кольца со стержня и надевает их на него.

3. По предложению взрослого выполняет разнообразные разученные действия с предметами (качает куклу, находит у нее глаза, нос).

4. Употребляет (уже сознательно) простые слова - мама, папа, ба-ба, ав-ав, дай и т. д.

Двенадцатый месяц: В годовалом возрасте большинство детей начинает ходить, а иные даже очень преуспевают в этом занятии и способны бегать. Сначала ребенок держится за вашу руку и делает несколько шагов, а потом вы убираете руку, и малыш продолжает идти - иногда со страхом и одновременно с радостью в глазах. Он очень хочет быть похожим на вас

Обратите внимание на окружающую обстановку: упражнения ребенка в ходьбе не должны сопровождаться травмами, иначе ребенок из боязни боли не захочет повторять свои опыты снова и будет по привычке уверенно передвигаться на четвереньках. Вокруг вас и ребенка должно быть достаточно свободного пространства; исключается близость мебели с острыми углами; на полу не нужны коврики и дорожки, о складки которых ребенок может споткнуться; вообще на полу не должны лежать какие бы то ни было предметы - чтобы ребенок не спотыкался о них.

Не стремитесь ускорить процесс обучения ходьбе. Не забывайте, что ребенок быстро утомляется. К тому же ножки его должны постепенно окрепнуть - привыкнуть нести на себе вес туловища. Слишком долгая ходьба может привести к некоторому их искривлению. Вообще здесь существует прямая связь: ребенок тогда начинает уверенно ходить, когда становится совершенно готов к этому.

В этом возрасте ребенок любит играть кубиками, укладывая их один на другой; надевать колесики на стержень и т. п. Он произносит около 10-12 понятных слов, а также лепечет только ему понятные слова. Знает и показывает части своего тела: глаза, уши, руки, ноги и т. д. Охотно выполняет требования взрослых: относит и приносит обувь, закрывает и открывает дверь и пр. Показывает пальцем, где мама, папа, братик или сестричка.

Как вы уже заметили, ваш ребенок стал очень подвижен. В подвижности его и в новых возможностях скрыта опасность травмы. С учетом того, что малыш научился делать, осмотрите критически обстановку в своей квартире

(доме) и не оставляйте ребенка ни на минуту без вашего бдительного контроля.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 12 месяцам:

1. Ребенок свободно встает на ноги.

2. Ходит без помощи взрослых.

3. С помощью взрослых (когда его держат за руку) - бегает.

4. Подражая взрослому, повторяет некоторые простые действия и забавляется этим.

5. Без посторонней помощи пьет из чашки.

6. Произносит отдельные простые слова.

7. Понимает, что требуют от него взрослые.

3. Называет членов семьи по имени, порой, правда, сильно коверкая эти имена.

9. Просится на горшок.

Примите к сведению. Безусловно, не все дети начинают сидеть, ходить, говорить в строго определенные сроки, как и не у всех первый зуб появляется в одном и том же месте. Приведенные нами данные дают представление о развитии так называемого среднестатистического ребенка. Однако для оценки развития любого малыша, в том числе и вашего, все-таки необходимо иметь какие-то точки отсчета, поскольку это дает основу для сопоставлений и знание того, что выход за определенные границы означает отклонение от нормы. Например, если 10-месячный ребенок все еще не умеет сидеть, нужно обратиться за консультацией к врачу, который, возможно, выявит в ребенке признаки рахита.

И вот еще что. К сожалению, не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети, делают первые шаги несколько позже. Учитывайте это.

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно (по возможности 2-3 раза в день). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики : 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

  • Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

  • Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

  • Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

  • И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

  • Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

  • Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

  • Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

  • И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики : 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

  • Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

  • Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

  • Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

  • Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент (под грудь положите валик).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 6

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

  • Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

  • Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

  • Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

  • Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

  • Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

  • Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.


18.04.2019 20:05:00
20 простых способов потратить больше калорий
Расстаться с лишним весом легко! Жуйте жвачку и пейте зеленый чай – эти и другие способы потратить больше калорий есть в нашей статье. Для их реализации достаточно минуты!

17.04.2019 21:19:00
8 секретов стройных людей
Знаете ли вы этих людей, которые могут есть всё что угодно, ничего себе не запрещают и никогда не набирают вес? Причиной часто являются не только хорошие гены, но и правильное отношение к еде. В чем оно заключается, вы узнаете в нашей статье!

16.04.2019 15:56:00
6 способов убрать жир на животе
Многие люди мечтают убрать жир на животе. Почему именно там? Потому что лишние килограммы оседают в первую очередь на животе, портят вид тела и создают опасность для здоровья. Но следующие способы помогут исправить ситуацию!

16.04.2019 15:35:00
12 привычек, которые сокращают жизнь
Многие люди старшего возраста ведут себя как подростки. Они считают себя неуязвимыми и принимают решения, которые вредны для их здоровья. Но какие именно привычки сокращают жизнь? Давайте узнаем вместе!

Как известно, молодые мамы очень мнительны и находятся под пристальным вниманием бабушек и иных родственников. И у старшего поколения на все есть свое мнение и совет, хотя порой достаточно дельный. И когда они замечают, что грудничок тянет в рот кулачки, пальцы, то называют это вредной привычкой, от которой необходимо отучать не менее вредными методами. Но есть ли в этом такая необходимость? В среднем такой период начинается в три месяца, когда грудничок осознает свои руки, начинает изучать окружающий мир на вкус.

Почему дети сосут пальцы, кулачки, губу?

Хочет кушать . Раньше считалось, что это признак голода. И это действительно может быть желание покушать, особенно если до кормления осталось полчаса. Просто малыш проголодался раньше положенного ему времени. Тогда не стоит придерживаться графиков, особенно на предпочтительней прикладывать к груди по требованию. А если малыш тянет ручки после еды, то возможно он просто не доел.

Выпив быстро переднее молочко, заднее он выпивает понемногу, по каплям. Именно поэтому не стоит давать обе груди в одно кормление, так как желудок наполниться быстро, но он не наестся надолго.

Утоление рефлекса сосания . Но чаще всего это обычное желание удовлетворить врожденный рефлекс сосания. Ведь еще в утробе дети могут сосать палец или кулачок. Особенно это касается деток, которые кушают молоко или смесь из бутылочки. Обычно свою порцию они съедают в 2-3 раза быстрее за пять – десять минут, поэтому рефлекс остается неудовлетворенным. И если малышу не дать грудь, то он засунет то, что всегда при нем – свою руку. Ярким признаком неудовлетворенности рефлекса сосания являются причмокивания при сосании кулачка.

Успокоение . У малыша присутствует постоянное желание чувствовать маму. Сосание груди успокаивает и усыпляет малыша, дает ему чувство защищенности. Поэтому грудничок, которому не хватает груди, заменяет ее на кулачок.

Если ребенок начинает тянуть в рот пальцы, руки и прочие вещи, которые ему попадаются после четырех – шести месяцев, и это сопровождается активным слюноотделением, родителям стоит ждать появления зубов. Обычно это даже не совсем сосание, а скорее покусывания, порой с остервенением и злостью, нервозностью, жевание вещей.

Сосание пальцев и кулачков имеет и отрицательные моменты .
Когда детки постоянно тянут в рот руки, это может привести к негативным последствиям в будущем:

  • Возможность инфицировать полость рта, а значит и желудок. Это приводит к , а соответственно, болям в животике, коликам и медикаментозному лечению. Ребенок ручками не только берется за намытую кроватку, стульчик, но и за все, до чего сможет дотянуться, пока его носят, пытается ухватить полотенца, занавески, мамины волосы, живые и искусственные растения.
  • Из-за стимуляции ротовой полости, появляется повышенное слюноотделение. Из-за чего мокнут кофты, шея, локти, простынки, а ребенок теряет воду, может начаться . А на щечках, шее появляются раздражения, на ручках – мокнущая кожа.
  • Если малыш сосет постоянно один пальчик, то это может привести в его деформации.
  • Также это приводит к неправильному росту зубов, выпиранию верхних передних и отклонению нижних.

Что делать в таком случае?

Если ваш малыш сосет кулак или руку, особенно в юном возрасте, то не стоит прибегать к изобретательным советам родни. Многие мажут пальчики соком алоэ или горчицей, привязывают ручки или надевают приспособления, не позволяющие их сгибать.

Эти методы в некоторых случаях действенны, но в основном при послаблениях детки продолжают сосать ручки. А крики могут вызвать стресс у малыша и могут привести к обратному эффекту. Тогда отучить ребенка от этой привычки будет практически невозможно. Иногда, когда деткам ограничивают движения рук, не давая их сосать, они находят себе заменитель – губу.

Отучение от сосания начните с внимательного отслеживания времени, когда малыш тянет в рот руки. Попробуйте ребенку чаще давать грудь, по каждому требованию малыша или увеличьте периоды кормления. Не меняйте грудь, если вам кажется, что он уже все съел. Во время кормления детки могут насасывать несколько приливов. Кроме того так они получают более сытное, полезное заднее молочко. Если он не хочет брать грудь или малыш искусственник, то предложите пустышку. Многие детки, которые находятся на , не признают соски, но можно попробовать их обмануть.

Пустышку обмакивают в грудное молоко или розовое варенье (его используют как профилактику стоматита). Новый вкус привлечет внимание и пусть ненадолго, но малыш примет соску. Некоторые предлагают использовать мед, но помните, что он является сильным аллергеном и ребенок может покрыться сыпью, так что относитесь к нему с осторожностью, и не давайте деткам, имеющим предрасположенность к аллергическим реакциям.

Если мама кормит с бутылочки, то попробуйте купить соску для более раннего возраста, где напор маленький и грудничку придется прикладывать усилия, чтобы сосать. Соответственно время кормления увеличится.

Можно попробовать занять ребенку ручки . Отвлеките малыша, поиграйте с ним в игры, развивающие мелкую моторику (еще один плюс таких игр – развитие речи). Попробуйте дать малышу глину или мешочки, наполненные различными крупами.
Если причина сосания пальцев и кулачков зубы, то помогут специальные зубопрорезатели. Сейчас их существует множество – различных форм и размеров. Новинкой являются охлаждающие зубопрорезатели, которые остужают воспаленные десна, снимают раздражения.

Многие мамы относятся к сосанию ручек, кулачков и пальцев достаточно спокойно и не проводят никаких мероприятий по отучению. На самом деле, если ребенку уделяется достаточное внимание, его любят и окружают заботой, то к возрасту активного движения (девять – двенадцать месяцев) это пройдет самостоятельно .

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос