Психологическое развитие ребенка на третьем году жизни. Счет и логика

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании .

Быстро развивается речь ребенка - обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она становится все более правильной.

Своевременное развитие речи имеет очень большое значение для развития ребенка третьего года жизни. Понимание речи окружающих способствует обогащению и расширению представлений, знаний ребенка.

С этого времени он начинает знания об окружающем получать не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых.

Умея говорить, ребенок может вступать в более разнообразное и сложное общение с другими детьми (например, совместно играть), что также способствует его развитию.

При помощи речи взрослые уже могут больше, чем раньше, управлять поведением ребенка, так как ему становятся понятными многие их указания.

На третьем году жизни слово б какой-то мере становится уже и саморегулятором поведения ребенка.

Таким образом, речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т. е. развитию личности ребенка в целом.

На основе собственного опыта и объяснений взрослого у ребенка формируются представления и понятия (доктор лечит, шофер водит машины, грибы растут в лесу, вечером надо ложиться спать и т. п.). Характерной особенностью детского мышления является то, что он не может еще отвлеченно мыслить, но в жизни, в конкретных условиях, он уже способен решать простейшие умственные задачи.

Так, например он не может ответить на вопрос: «Сколько будет один да один?», но если ему предложить: «Положи два яблока в вазу, а одно возьми себе» - он легко с таким заданием справится. Если его спросить: «Как достать куклу с высокой полки?», он может не ответить. Когда же ему нужно достать предмет, который находится высоко, то он, не задумываясь, поставит стул, залезет на него и достанет нужное.

Эти примеры показывают, что мышление ребенка еще непосредственно связано с действием, с конкретными предметами. В течение третьего года жизни у ребенка очень сильно развивается способность к подражанию. Поэтому в его игре отражается уже не только то, что он получил в непосредственном общении со взрослыми, но то, что видел, слышал.

Новым в подражании ребенка является то, что теперь он воспроизводит не отдельные разрозненные действия, как это было прежде (подражая, причесывается, читает газету, баюкает куклу), а связанные между собой действия, разнообразно сочетая полученные в разное время впечатления: играя, едет на дачу на машине, берет с собой корзиночку, чтобы собирать грибы.

При благоприятных условиях воспитания ребенок может уже проявлять заботу о матери, сочувствие плачущему, уметь хорошо играть со сверстниками и т. п. Он уже значительно больше и по разнообразным поводам общается с детьми и взрослыми по своей инициативе.

Все более, четко обрисовываются индивидуальные особенности психики ребенка, начинают формироваться основы характера.

Для воспитания трехлетнего ребенка особое значение приобретает поведение взрослых, их личный пример. Ребенок после двух лет хорошо понимает речь окружающих, может подражать тому, что видит и слышит, и очень легко внушаем, т. е. легко «заражается» чувствами других. Поэтому не только действия близких (матери, отца, бабушки), но и тон, каким они говорят, их привычки, интересы, взгляды, их отношение к труду и окружающим людям оказывают большое влияние на формирование личности ребенка и на приобретение им тех или иных привычек.

Устойчивее становится внимание малыша. Одним делом он может заниматься до 30 минут, а при участии взрослых и дольше. Если он чем-то заинтересовался, то теперь его не так-то легко отвлечь. Однако он не в состоянии сосредоточиться на том, что ему неинтересно, что не захватывает его чувства . Он не способен еще к произвольному вниманию. Поэтому так важно, объясняя что-либо ребенку или формируя у него какое-то умение, действовать на его чувства, вызывать интерес и понимание, а не принуждать насильно. Только таким путем можно добиться от него выполнения требований взрослого.

31. Концепция «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»

Среда, окружающая детей в детских садах и детских домах, Должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "не рядом, не над, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности - доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка - не "запрограммированность", а содействие развитию личности; знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества . Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка - как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя . Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей игре средой является та, которая дает широкую возможность двигаться, по возможности не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2) принцип активности, самостоятельности, творчества;

3) принцип стабильности - динамичности;

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) принцип открытости - закрытости;

8) принцип учета половых и возрастных различий детей.

32. Режим дня детей раннего возраста Режим работы группы 12 часов.
6.30 – 7.30 Дома (примерно): подъем, утренний туалет.
7.00 – 8.05 В детском саду:
Прием, осмотр, опрос родителей о состоянии здоровья ребенка.
Самостоятельные и совместные с воспитателем игры, общение, наблюдения.
8.05 – 8.15 Оздоровительные игры: адаптационные, эмоционально сближающие. Утренняя гимнастика.
8.15 – 8.40 Подготовка к завтраку, завтрак.
8.40 – 9.15 Самостоятельные игры и занятие по подгруппам.
8.40 – 8.55 Занятие: 1я подгруппа
9.05 – 9.15 2я подгруппа

9.15 – 9.35 2й завтрак. Подготовка к прогулке.
9.35 – 11.20 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения.
11.20 – 11.40 Возвращение с прогулки. Игры пальчиковые, с потешками. Художественное слово.
11.40 – 12.00 Подготовка к обеду. Обед.
12.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Колыбельные. Дневной сон.
1 5.00 – 15.20 Постепенный подъем. Оздоровительные игры.
15.20 – 15.40 Самостоятельные и совместные с педагогом игры, развлечения.
15.40 – 16.00 Полдник.
16.00 – 16.10 Занятие.1я подгруппа.
16.20 – 16.30 2я подгруппа.
16.30 – 16.45 Подготовка к прогулке
16.45 – 19.00 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения. Уход домой


Похожая информация.


В книге подробно изложены основные проблемы развития и воспитания ребенка третьего года жизни, описаны особенности его общения со взрослыми и сверстниками, даны примеры игр-занятий, показаны пути становления его личности.

Пособие адресовано родителям и гувернерам, педагогам дошкольных учреждений. Оно также будет полезно студентам педагогических колледжей и вузов.

Под редакцией С.Н. Теплюк
Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов

Уважаемые коллеги!

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ".

Программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

До выхода полного учебно-методического комплекта к программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к "Программе воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Авторы-составители: H. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, 3. А. Гриценко, С. И. Груничева, Д. В. Дмитриева, М. Б. Зацепина, Л. Я. Каневская, Т. П. Кудрина, И. В. Мальцева, И.А. Мещерякова, Г.Ю. Одинокова, A.B. Павлова, Ю.А. Разенкова, С.Н. Теплюк, И. В. Чумакова.

Введение

Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Спустя год, рассматривая фотографии своего шалуна, вы поразитесь – какой он был маленький. Третий год жизни – период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источником этой чудесной метаморфозы являетесь вы – любящие и чуткие родители.

Знания и умения ребенка постепенно усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Все более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.

Ребенок живет напряженной и насыщенной жизнью. Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно все, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно-манипулятивная. Постижение ребенком предметного мира происходит посредством действий в нем.

К трем годам ребенок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребенка, ведь малыш становится все более самостоятельным в быту и самообслуживании. Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребенка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители все чаще оценивают результат действий малыша ("получилось – не получилось"). Ребенок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата. Его поведение становится все более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребенка на третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений.

Осознание ребенком результативности своих действий способствует:

Развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Конечно, сосредоточиться и полноценно выполнить желаемое ребенку еще не по силам. Ему на помощь приходит взрослый, который является не только бесценным помощником, но и источником идей, контролером выполнения задуманного, ценителем результата. По сути, он дает ребенку образец целенаправленного результативного действия;

Развитию произвольного (то есть управляемого) поведения. К трем годам ребенок становится способным осознанно подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформляются в форме речевой инструкции. Действие по речевой инструкции опирается на содержание высказывания взрослого, которое может противоречить собственным желаниям ребенка. Малыш учится справляться со своим "хочу – не хочу" не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольности;

Осознанию и переживанию собственной самостоятельности. "Я могу это сам!" – это не только констатация факта, но и переживание чувства гордости за свое достижение, по сути – рождение самосознания малыша.

Постепенно у ребенка формируется определенное отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определенной цели ("Я сам"). Это переживание является первичным самоотношением и знаменует начало формирования самосознания. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности. Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью.

Тесный контакт со взрослым, с которым ребенок комфортно существовал и развивался первые три года жизни, дал многое малышу, в том числе подготовил такие изменения, которые привели к критическому периоду в его развитии, именуемому кризисом трех лет. В натуре ребенка все больше проявляются самостоятельность и независимость.

Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. "Я сам!", "Я большой!" – это его самое главное достижение.

Организация жизни ребенка

Показатели физического и психического развития ребенка

Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует комплексно оценить состояние его здоровья. Для этого необходимо вспомнить его анамнез, то есть обратить внимание на факторы риска для дальнейшего здоровья и развития, имевшие место до и после рождения ребенка. Это физическое и психомоторное развитие малыша, его устойчивость к инфекционным заболеваниям, функциональное состояние (как уравновешены функции всех внутренних органов с требованиями окружающей среды), наличие хронических заболеваний.

На третьем году жизни ребенка нужно обязательно показать врачам-специалистам: педиатру, невропатологу, офтальмологу (окулисту), хирургу, ортопеду, лор-врачу, стоматологу. Каждый специалист обратит внимание на вышеперечисленные особенности здоровья и даст рекомендации на следующий возрастной период по режиму, питанию, физическому воспитанию (гимнастике, массажу и закаливанию), организации жизни (для правильного развития и профилактики травм), прививкам и др.

К трехлетнему возрасту, ваш малыш осознает, что его мама и папа — наилучшие люди на свете. Он вас любит и свою любовь проявляет копированием ваших действий: подметает пол, моет посуду, «бреется» перед зеркалом, одевается, как родители. Мальчики осознают, что они «мальчики», а девочки подражают именно «девичьему» поведению. А вот упрямства в них хватит, наверное, на всю семью в целом взятую. Поэтому, наберитесь терпения.

Физическое развитие

Увеличение массы тела происходит в среднем на 1,5-2 кг. В этом полугодии в росте опережают девочки, зато мальчики «догоняют» в массе. Но общую оценку этих показателей даст только ваш врач, который «подобьет» итог целого третьего года жизни.

Режим дня

На протяжении всего третьего года жизни организация режима дня имеет достаточно большое значение. Длительность дневного и ночного сна остается такой же, как и в первом полугодии: дневной должен длиться 2-3 часа, а ночной 10-11 часов.

Ежедневная прогулка является чрезвычайно нужной. Лучше всего гулять с малышом в парке или сквере. Максимум радости ваш малыш получит от прогулки всей семьей, особенно сидя на плечах у папочки! Не отказывайте малышу в таком удовольствии. Положительно скажутся далекие прогулки, например, в лес. Ребенка здесь будут ожидать новые впечатления, чистый воздух, радость от общения с вами и природой.

Достаточно внимательным нужно быть на прогулках в местах близких к проезжей части дороги: трехлетний малыш очень быстр и подвижен, но ощущение безопасности у него еще не сформировалось. Поэтому гуляйте подальше от опасных мест. Сходными проблемами угрожает и пребывание малыша дома в одиночестве или со старшими братиками или сестренками. Ваш ребенок еще не осознает, что хорошо, а что — плохо. А старшие дети в действительности не такие уже и «старшие». Поэтому надейтесь только на себя или же взрослых родственников.

Консультации с врачом

Как и раньше, дважды в полугодие (один раз в три месяца) вам нужно посетить своего участкового педиатра, который измеряет все физические показатели и даст им оценку. После обследования состояния здоровья обсудите вопрос социального окружения, психологического климата в семье, возможности отдыха вместе с ребенком. Не стоит пускаться в длительные и утомительные путешествия с малышом. А поездки на море отложите до возраста старше трех лет.

Подвижность

Необходимость движения у малыша — основной стимул! Он неописуемо радуется, что имеет возможность бегать и играть. Но часто падает, разбрасывает множество предметов, разбивает немало посуды, если она попадается на пути. Появляются, особенно у мальчиков, \»цветущие\» кровоподтеки, которые являются неотъемлемым атрибутом такого подвижного образа жизни. Потребность в движении до конца третьего года жизни ребенка достигает своей кульминации, поэтому через пол года вам станет легче догонять малыша, скажем, на прогулке и следить, все ли в порядке. Такая высокая энергичность и интенсивность движений объясняется тем, что ваш малыш, наконец, научился свободно, с большой ловкостью и уверенностью поворачиваться во все стороны, взбираться по лестнице, залезать на скамью или кресло. А все это вместе, как правило, вас просто ужасает! Ну и зря. Позвольте малышу исследовать мир и радоваться своим новым достижениям! Хотя лишнего внимания такие попытки, конечно, требуют.

Совершенствуется мелкая двигательная активность. Малыш умело берет ручкой игрушку, с удовлетворением ее тянет, толкает, складывает кубики. «Разрушитель» медленно превращается в «творца».

Игра

Игра становится не только развлечением, но и стимулом к новым достижениям. Трехлетний малыш все еще играет в одиночестве, наблюдая за своими однолетками, которые находятся рядом. А вот с взрослыми игры увлекают, и малыш охотно играет с вами в компании. Но не в комнате или помещении. Этого пространства для трех лет недостаточно. Парк, игровая площадка, сквер — вот где интересно поиграть. Здесь еще много нового и неизученного, в отличие от квартиры.

А что происходит вокруг?

На третьем году жизни ребенок может различать такие простые формы как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, а также все основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Малыш способен классифицировать предметы по определенным существенным признакам, которые им свойственны (цвет, форма, размер).

У малыша развиваются воображение и изобретательность. Разве же не оригинальная идея одеть кастрюлю на голову вместо шляпы. И не стоит приуменьшать значения таких открытий для развития ребенка. Это мы, взрослые, уже не раз встречали подобное у других малышей, но, дело в том, что вашему ребенку видеть это еще не приходилось. А значит, он целиком может претендовать на роль первооткрывателя такого способа использования кастрюли и множества других предметов.

Вообще, применение одних предметов вместо других — это достаточно значительный шаг вперед. Маленькие дети еще не способны отделить действие от предмета, но на третьем году жизни малыши уже настолько овладели предметными действиями, что могут абстрагироваться от реальной вещи и использовать ее заменители.

У малыша начинает развиваться воображение, и он начинает действовать не только на основе реальности, но и базируясь на возникающих у него собственных фантазиях. Первые проявления воображения можно заметить в 2,5-3 года. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в смоделированной ситуации, с мнимыми предметами. Возникает это, прежде всего, в игре, и родителям нужно поддерживать первые проявления фантазии и воображения малыша, ведь позже на их основе будет сформировано такой важный механизм как творческое мышление.

Ребенок продолжает активно познавать мир, все чаще задает вопрос: «Что это такое?», «Где?», \»Куда?\». И ваше задание на этом этапе — давать ответы на все эти вопросы. Но здесь важно суметь перевести общеизвестные истины на язык детства, то есть рассказать так, чтобы это было доступно для понимания малыша. Это первый шаг к развитию познавательной активности. Каждый вопрос — это первый шаг к маленькому открытию и последующему познанию мира, осознанию того, что мир можно изучать не только действуя непосредственно с предметами, но и через слово и с помощью мысли.

В трехлетнем возрасте ребенок впервые осознает, что существуют «я» и «не я». Он уже отделяет себя от взрослого, и выделяет из окружающего мира. И появление в языке фраз «Это сделала Ната» — первый шаг на этом пути. А шаг второй — это сказать о себе «я». Глядя в зеркало, малыш уже может провозгласить — «Это я». К третьему году жизни у ребенка формируется четкое осознание себя, появляются первые признаки того, что малыш осознает свою половую принадлежность, — «мальчик» или «девочка».

Может, поговорим?

К трем годам ребенок усваивает до полутора тысячи слов. В его словаре встречаются почти все части речи. Все меньше он употребляет многозначительные слова. Значения слов становятся стойкими, то есть если раньше слово \»бум\» могло означать и барабан, и чашку, которая падает, и погремушку, то теперь каждый предмет имеет свое собственное название.

Чрезвычайно растет активность речи малыша. Он легко запоминает и пытается повторять небольшие сказки и стихотворения, понимает язык взрослых, прислушивается к тому, что говорят окружающие люди и повторяет новые слова, которые слышит, грамматически правильно строит предложение, изменяет слова, которые употребляет в предложении (падеж, род и т.п.).

Ребенок заикается, вы это заметили. Даже если вам это паказалось. лучше вовремя принять меры, чем пустить ситуацию на самотек. Лучше всего сходить на прием к логопеду, этот визит будет очень полезен не только ребенку, но и вам. Врач опишет ситуации, на которые необходимо обратить внимание (домашняя мини диагностика), а вы будете наблюдать, правильно реагировать и помограть малышу.

Особенно шумными в общении становятся мальчики. Все свои движения, жесты они сопровождают множеством возгласов и криков. Сильный пол впервые проявляет свое хвастовство.

В общении малыш воспринимает и преподносит себя как третье лицо, осознавая, что он отличается от других: «Дай ему кису», «Бери его гулять» и тому подобное. Это происходит потому, что чаще всего родители, да и родственники обращаются к малышу не на «ты», а на имя: «Таня пойдет кушать».

В общении в трехлетнем возрасте появляются первые нотки упрямства. Кстати, психологи этот период так и называют «первая стадия упрямства». Вторая такая стадия наступит в возрасте 12-13 лет. Хоть у малышей это поведение обусловлено лишь естественной необходимостью испытать себя и укрепить ощущение воли. Вообще, для этого возраста проявления упрямства — достаточно серьезный вопрос. Оно достаточно часто огорчает родителей, а то даже и выводит из себя. А это уже ошибка. Тогда малыш будет проявлять негативные реакции к самым будничным делам — принятию пищи, засыпанию или навыкам гигиены. Он настойчивее станет проверять, насколько способен оказывать сопротивление вашему «нет». А в действительности, ребенок вас просто очень любит. Поэтому, измените свою реакцию и прижмите его к себе — этот период просто нужно терпеливо пережить.

Возраст вопросов продолжается. Ежедневно окружающее вызывает у малыша настоящий шквал «Почему?», «Для чего?», «Зачем» и т.п. Вы должны утолить информационный голод, иначе впоследствии этот пробел заполнят другие источники, причем не всегда такие, которые вы одобряете.

Память

Ко второму полугодию третьего года жизни ребенок уже хорошо знает свои игрушки и может отличить их от игрушек других детей. По рисункам ребенок узнает книжку и способен рассказать, о чем она. Иногда ребенок может почти дословно передать содержание коротеньких детских сказок, придерживаясь даже тех же интонаций, что и родители, рассказывает стихотворения, которые учит очень легко.

Но запоминание детей в этом возрасте носит непроизвольный характер, то есть малыш не может «по заказу» родителей запомнить больше двух слов, если ему предложить выучить 5-7 слов. Зато ребенок очень легко «схватывает» тот материал, который неоднократно повторяется, быстрее всего усваивает тексты, которые вызывают эмоциональные переживания.

Внимание ребенка к трехлетнему возрасту уже достаточно развито, но еще не достаточно устойчиво. Даже очень захватывающей игрой малыш обычно занимается не больше 10-15 минут. А часто бывает так, что ребенок не может сосредоточиться даже на 4-5 минут, поэтому внимание маленького ребенка нужно развивать, но, не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя деятельность, вводя новые игровые моменты.

Малышу в этом возрасте все еще сложно распределять внимание между несколькими предметами одновременно. Поэтому, давая ему разные задания, постарайтесь, чтобы они не требовали внимания сразу к нескольким сложным предметам и действиям. Если вы читаете книжку с картинками, то лучше сначала разглядеть иллюстрации, а затем читать, потому что быть внимательным одновременно и к содержанию, и к ярким рисункам ребенку еще сложно.

Можно подытожить, что именно третий год жизни вашего малыша является самым сложным в необходимости самого терпеливого, самого внимательного ухода. Но вы для себя должны осознать, что хотите вырастить сына или дочь, которые впоследствии станут личностями, не закомплексованными разными возражениями и ограничениями, а детьми с собственными суждениями, мыслями и решениями. Такие дети став взрослыми никогда не будут бояться трудностей и в будущем скажут вам свои слова благодарности.

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.

Словарный запас

После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов. На ранних этапах овладения языком (а рассматриваемый период относится к ранним этапам) ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню – после четырех лет будет преобладать словообразовательный уровень. Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой-маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.).

По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. У трехлетних детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса-норма, гриб-лес). В три года ребенок должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи.

Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» - миску, стакан, кружку, тарелку и т.д. Точно так же дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий: идет – человек, змея, птица. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо; у стула – ножки, спинка и т.д. Не выделяют части тела животных: у зверей – туловище, лапы, у птиц – перья, крылья, клюв, у рыб – чешуя, плавники.

На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов.

Грамматический строй

Третий год жизни характеризуется дальнейшим развитием грамматического строя речи. По периодизации А.Н. Гвоздева, это второй этап второго периода (от 2 лет 1 месяца до 2 лет 6 месяцев) – этап использования системы окончаний – и третий этап 2 периода (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет) – этап усвоения служебных слов.

Вначале происходит усвоение наиболее частотных окончаний, и дети пользуются только одним вариантом, самым распространенным, для образования той или иной формы. Поэтому в речи детей встречаются ошибки, связанные с неусвоенностью редких в употреблении форм. Так, при изменении существительных в родительном падеже множественного числа используется только окончание – ов (много «Платков, ложков, ножов»). «Не замечают» дети и других частных правил: чередования согласных, «Беглых» гласных («пекет» - печет, «пени» - пни, «молотоком» - молотком).

В течение первого полугодия в речи детей регулярно появляются формы косвенных падежей существительных: винительного, родительного, творительного, предложного, дательного.

Глаголы настоящего времени употребляются в единственном и множественном числе, кроме 2 лица множественного числа (дети еще не говорят взрослым «вы»). Появляются формы прошедшего времени глаголов, поначалу без согласования в роде с существительным. Формирование согласования в роде усваивается относительно поздно, к трем годам.

При употреблении прилагательных детьми также наблюдается смешение окончаний мужского, женского и среднего рода.

Личные местоимения употребляются включая и косвенные падежи: я, ты, меня, мне, тебе, он, она, они, его, ее, их.

К трем годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги: на, в, под, за и другие.

К концу третьего года ребенок в основном усваивает многие грамматические формы. Но в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена. Большое значение в развитии грамматического строя языка имеет не только слушание грамматически правильной и фонетически точной речи, но и собственная практика ребенка по использованию всех имеющихся в языке грамматических форм.

Связанная речь

Связанная речь ребенка на третьем году жизни только начинает формироваться. В начале года малыш строит короткие простые предложения, но затем начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной связанной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет. После двух лет малыш уже способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Связанного пересказа большинство детей еще не дает. В этом возрасте дети любят слушать одни и те же сказки, стихи, и после многократного прослушивания запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге. Передать же своими словами текст сказки дети еще не могут. Трехлетние дети в состоянии отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражания.

Произносительная сторона речи

В течение третьего года жизни ребенка его звукопроизношение улучшается. Некоторые дети к концу года начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими и звуком Тˊ, а также звуки Л, Р, Рˊ. Группа этих сонорных заменяется или звуком Лˊ, или Й, или опускается совсем.

Нормой для детей двух с половиной лет будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков, Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З, то есть слова «тапки» и «Тяжелый», к примеру, будут произносится по-разному, с твердым в первом слове и мягким во втором слове звукам соответственно.

Если же ребенок к трем годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения.

Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

Особенностью звукопроизношения в данный период является большое количество смешений. Звуки, появляющиеся вместо заменителей, не сразу и не во всех словах занимают свое место. Усвоение отдельных звуков длится месяц, других – более двух месяцев, и в течение этого времени звук то появляется в слове, то опять уступает место старому заменителю. При этом внимание к слову, старательное выговаривание может даже помешать, тогда как спонтанное произнесение бывает чистым. Примерные сроки полной автоматизации отдельных звуков следующие:

Звуки

Сроки автоматизации

20 дней

1 месяц

1 месяц и 8 дней

2 месяца и 24 дня

2 месяца и 1 день

1месяц и 22 дня

1 месяц и 24 дня

2 месяца и 11 дней

1 месяц и 18 дней

2 месяца и 7 дней

15 дней

2 месяца и 4 дня

2 месяца и 4 дня

Еще одна особенность, характерная для детей данного возраста, - появляющийся интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество», как говорил К.И. Чуковский. Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путем его изменения, и составление чисто бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой материальной формы слов, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Можно сказать, что ребенок сам себя тренирует в произнесении звуков помимо того, что он пользуется осмысленной речью.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом (1,5-2 секунды).

Фонематический слух

Без полноценного фонематического слуха, то есть способности различать все фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает. К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного звукопроинесения. Только тогда ребенок будет в состоянии овладеть нормальным произношением звуков.

Всего ребенок проходит пять этапов по овладению полноценным фонематическим восприятием.

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различие наиболее далеких фонем, но отсутствет диффреницация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, которые он сам произносит.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

На четвертом этапе получают преобладание новые образы звуков. Активная речь достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Первые три этапа ребенок походит в раннем детстве до трех лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

Роль речи в общем развитии ребенка третьего года жизни

Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий ео мир. С другой стороны, слово, благодаря своему обобщающему характеру, помогает малышам группировать предметы по сходству их главных признаков.

С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи; разные слова помогают осознавать величину, удаленность, количественные, временные, причинные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира.

Знания об окружающих предметах, явлениях, событиях малыш получает уже не только наглядно, но и при помощи словесных объяснений.

Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок. Их обозначение посредством речи необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка сформировалось различное отношение к хорошему и к плохому. Самые первые оценочные слова: «хорошо», «плохо» - дети слышат очень рано и понимают их, так как они сопровождаются интонацией, мимикой и жестами. Затем дети начинают пользоваться сами этими словами для выражения оценки своих поступков и поступков других людей.

Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его дейтвия начинают подчиняться словесно выраженному признаку, запрету. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет огромное значение для развития воли ребенка, выдержки и настойчивости.

Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер по игре.

Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.

ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.

2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все новые части речи.

3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженностью.

6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.

7. Понимает несложные сюжетные картинки.

Мы рады помочь Вами и Вашим детям!

Краткое содержание: Психическое развитие ребенка третьего года жизни. Тесты психического развития ребенка третьего года жизни. Упражнения и развивающие игры для ребенка третьего года жизни

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно.

Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. К сожалению, часто бывает так: "Говори спокойно, не кричи", - внушает своему сыну мама, а через минуту сын слышит, как мама громко отчитывает папу.

Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети двух-трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала целиком только ему. Вот, например, как выразил эти чувства мой сын:

- Мама, я тебя проглочу!
- Ну, как же, ты тогда будешь плакать, меня искать!
- Нет, не буду. Ты же все время со мной будешь. (И он похлопал себя по животу.)

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.

Мама говорит малышу: "Сейчас мы с тобой пойдем в магазин, нам нужно купить продукты, чтобы приготовить обед ". Без умения договориться с ребенком - уважая его как личность, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.

Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.

Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос "почему?", он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. "Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?" и т. д.

Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы, и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых.

Одна моя знакомая легко узнавала о том, как обращаются с детьми воспитательницы детского сада, так как ее внучка, приходя домой, разыгрывала целые представления с имитацией их жестов, речи, поз, поведения, специфики обращения к детям и т. д.

Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому мышление и речь.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы - светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире - не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п.

Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке двух-трех лет. Но не пугайтесь, дорогие родители, такому колоссальному объему информации, необходимому вашему малышу для его нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени на это. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.

От двух до двух с половиной лет.

1. Тест с кубиками.

Предложите ребенку кубики размером 8 кубических см. Попросите его построить башню, поставив один кубик на другой. Ребенок должен это сделать без показа. Далее покажите ему, как можно построить из кубиков поезд с трубой. Ребенок строит поезд после показа (добавляет трубу).

Используется доска с вырезанными на ней геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат).
Вынув все три геометрические фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребенку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему.

Далее, вложив все фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно выполнить задание.
Этот тест оценивает развитие у ребенка представлений о форме, зрительном восприятии, способности устанавливать сходство и различие.

3. Тест с пирамидкой или матрешкой.

Задание демонстрирует способность ребенка осуществлять систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их.

На глазах у ребенка снимите кольца с пирамиды и попросите его помочь собрать ее снова.
Ребенок двух-двух с половиной лет хорошо справляется с этим заданием, работая, как правило, методом проб и ошибок. Он еще может перепутать верхние и нижние кольца.
Ребенок также может справиться с вложением маленькой матрешки в большую (закрыть матрешки самостоятельно еще не сумеет).

4. Тест с предметами быта.

Ребенок от двух до двух с половиной лет подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Выполнение этих действий демонстрирует умение ребенка осуществлять обобщение для достижения цели, координированные действия.

5. Тест на оценку памяти.

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул.
Ребенок от двух до двух с половиной лет может запомнить и правильно выполнить 4-5 действий.
Он также должен правильно назвать свои имя, фамилию.

6. Тест на словарный запас.

Поставьте на стол несколько знакомых ребенку предметов: бутылочку, куклу, мяч, машинку, чашку, ложку.
Ребенок называет правильно все предметы.

7. Тест на называние изображений (оценка словарного запаса).

Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, яблоко, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпу, носки, ботинки, грушу, арбуз, мальчика, девочку, бабушку, дедушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.

Спросите, показывая каждую картинку отдельно: "Что это?" или "Что тут нарисовано?"
Ребенок называет многие картинки из группы: животные, люди, посуда, одежда, мебель.

8. Тест на понимание инструкций.

Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: "дай маме мячик", "положи его на стол", "дай его мне", "подними упавший кубик", "принеси мне куклу" и
т. д.

Ребенок выполняет более 10 инструкций, демонстрируя понимание обращенной к нему речи.

В период с двух до двух с половиной лет ребенок может приставным шагом перешагивать через препятствия, расположенные на полу на расстоянии 20 см друг от друга.

Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить после показа рисунок вертикальной, горизонтальной линий, круга, креста, квадрата, треугольника. Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае он не должен видеть, как они были нарисованы).

Ребенок правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста.

От двух с половиной до трех лет.

1. Тест с кубиками.

Определяет степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль за процессом выполнения задания.

Предложите ребенку построить из 9 кубиков башню.
Ребенок выполняет это задание без предварительного показа.
Далее, после показа, делает модель поезда с трубой и строит, также после показа, - мост.

2. Тест с геометрическими фигурами.

Предложите ребенку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), но теперь каждая фигура состоит их двух частей.

Ребенок самостоятельно справляется со сложением круга из двух частей и вкладыванием его в соответствующее отверстие. Оценивается начальное понимание отношения части и целого.

3. Тест с пирамидкой на оценку способностей к зрительному сравнению и дифференциации размеров объекта.

Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер. Также ребенок справляется с заданием на вложение трех матрешек одна в другую. Но требуется помощь для закрывания матрешек.

4. Тест с предметами быта на оценку понятливости.

Ребенок двух с половиной-трех лет выполняет в процессе игры подражательные действия с предметами быта, самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослых.

5. Тест на оценку памяти.

Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу: "Летом в лесу было много грибов и ягод", а затем повторить подряд 3 цифры: 2,5,9.

Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет 3 цифры подряд.

6. Тест на развитие пространственных представлений.

Садитесь с ребенком за стол, напротив друг друга. Раскладываете по две одинаковых игрушки перед собой и перед ребенком: кукла справа, медвежонок слева от вас. Затем скажите: "Медвежонок с куклой пошли гулять", убираете со стола свои игрушки и игрушки ребенка. Далее посадите перед собой куклу слева, а медвежонка справа и попросите, чтобы ребенок сделал так же.

Теперь попросите малыша спрятать куклу под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.

Ребенок двух с половиной - трех лет выполняет задания с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях.

В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.

7. Тест "Парные картинки" на оценку внимания и зрительного восприятия.

Подготовьте четыре пары предметных картинок (лягушонок и кораблик, зайчик и ведерко, мишка и рыбка, машинка и мячик и т. д.).

Положите перед ребенком две предметные картинки (с машинкой и с мячом). Точно такую же пару возьмите себе. Покажите ребенку, что у него и у вас картинки одинаковые. Затем уберите свои картинки, достаньте одну из них и, показывая ее ребенку, попросите показать такую же.

Ребенок справляется со всем заданием, сразу понимает инструкцию.

8. Тест на оценку словарного запаса.

Ребенок к трем годам называет все предметы, изображенные на картинках из теста № 7 для детей двух-двух с половиной лет.

9. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).

К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трехколесном велосипеде.

10. Тест на оценку тонкой моторики.

Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда, пока без туловища.

Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.

11. Тест-наблюдение "Культура общения".

В процессе общения с взрослыми и детьми ребенок двух-трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.

Если с большинством тестов ребенок не справляется, проконсультируйтесь у специалистов.

Поводом для обращения к специалистам по детской психологии могут быть также эмоциональные проблемы у ребенка:

Постоянная пугливость;
- неудачные попытки заговорить;
- неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;
- избыточная активность;
- постоянная и повышенная агрессивность.

Упражнения и развивающие игры для ребенка третьего года жизни.

Занятия с ребенком третьего года жизни имеют свою специфику:

Предоставление большей самостоятельности ребенку;
- уважительное отношение к ребенку, признание его права на собственный выбор;
- тактичная помощь и контроль за действиями ребенка. Приучение к порядку, дисциплине, чистоте, качественному выполнению любой деятельности.

- Упражнения с матрешкой.

Для многих детей третьего года жизни упражнения с матрешкой считаются трудновыполнимыми (их деятельность носит хаотический характер: они хватают то одну, то другую деталь, бросают ее, пытаются силой затолкать большую матрешку в меньшую и т. д.)

В этом случае следует вернуться к этому упражнению для детей предыдущего возрастного периода.

Проявляйте терпение, действуйте постепенно, начиная с матрешки с одним вкладышем. (Вместо матрешек можно заниматься с любыми предметами различной величины, которые можно вкладывать одна в другую: кастрюли с крышками, баночки, коробки и т. д.)

Очень важно, чтобы ребенок овладел действиями с предметами, отличающимися по величине; с психологической точке зрения это свидетельствует о хорошем развитии восприятия, обогащении сенсорного опыта, зрительно-двигательной координации, повышении мышечной чувствительности тонкой моторики и т. д.

- Упражнения с досками.

Уже знакомый вам игровой материал в виде досок с прорезями становится все более сложным.

Для ребенка третьего года жизни используется доска с двумя заданными сенсорными свойствами - величины и формы - из четырех возможных (большие и малые круги, большие и малые квадраты).

Сначала предложите ребенку правильно закрыть вырезанными фигурами одну доску. Если ребенок легко справляется с этим заданием, предлагаете ему выполнить упражнение с двумя досками (при этом две доски просто присоединяются друг к другу).
В случае успешного выполнения и этого задания предлагайте ребенку другие виды досок.

- Упражнение на цветовое различение (если ваш ребенок не различает цвета).

Вводите названия цветов в разговор и в игру ребенка, но не как давление: "Скажи, какого это цвета?" Лучше предложить: "Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой", - и покажите красный кубик. Или: "Я думаю, что это зеленый кубик".
Когда же ребенок с интересом откликнется на вопрос типа "А где красные кубики?" или "Какого цвета у тебя кофточка? ", это будет означать, что в его сознании слово, обозначающее цвет, соединилось со зрительным образом.

Используйте любую житейскую ситуацию для того, чтобы лишний раз закрепить понимание ребенком цветовых характеристик предметов. Спрашивайте ребенка, какого цвета дать ему яблоко - зеленого или красного, какого цвета бантик завяжем сегодня? и т. д.

- Упражнение на цветовое различение.

Если ребенок усвоил основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), предложите ему упражнение с предметами восьми цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого).

Если ребенку трудно дается цветовое различение, вводите новые цвета постепенно.
Рассыпаете на столе, например, кубики разного цвета и предлагаете ребенку рассортировать эти кубики по цвету: в одну коробочку сложить все красные, в другую - все синие и т. д.

Не следует требовать от ребенка, чтобы он запоминал названия цветов, главное, чтобы он правильно раскладывал кубики по цвету.

Подсказывайте ребенку, если он ошибается: "Нет, это не красный кубик, а оранжевый, давай положим его в другую коробочку".

Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: "Положи в эту коробку такие же кубики, как этот".

- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета).

Предложите ребенку бумагу и разноцветные карандаши: "Давай нарисуем дерево и закрасим листочки зеленым карандашом, солнышко закрасим оранжевым карандашом, небо - синим, машину - красным" и т. д.

То же самое - с красками (используется гуашь).

Предложите ребенку самостоятельно выбирать цвета для окрашивания хорошо знакомых предметов.

Сначала научите ребенка правильно держать карандаш и кисть. Возьмите руку ребенка с карандашом или сухой кистью и сделайте несколько движений закрашивания карандашом или кистью. Затем окуните кисть в краску и вместе нарисуйте что-либо.

Если ребенок испытывает затруднения, начните с более легких заданий. Например, закрасить только листочки на дереве, или нарисовать только солнышко.
Предоставьте ребенку самостоятельно выбрать сюжет рисования по предварительному замыслу.

- Упражнения с бусинками.

Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали.

Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сделать бусы одного цвета, для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д.
Спросите у ребенка: "Какого цвета это платье, какие бусинки подойдут к этому платью?"

- Нанизывание бус разной величины.

Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска.

Предложите ребенку нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребенку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: "Сначала большая, потом маленькая, снова большая и маленькая".

- Нанизывание бус разной формы.

Бусы разной формы (круглые, кубические, овальные и т. д.), но одинаковые по размеру и цвету нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме.
Фиксируйте внимание ребенка на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.

- Нанизывание бус разного цвета.

Сначала предложите ребенку бусы одинаковой формы, размера и двух цветов.
Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый и т. д.).
Далее предлагаете бусы других цветовых сочетаний.

Помимо основной направленности упражнений с бусами (умения различать цвета, форму, величину предметов, чередовать их по качеству), эти упражнения прекрасно развивают тонкую моторику пальцев рук (точность и координированность движений), глазомер, усидчивость, старательность, эстетическое восприятие и другое.

- Упражнение на развитие правильного произношения звуков. Метод "Ошибка понарошку".

Если, например, ребенок вместо "к" говорит "т", подберите несколько картинок или предметов, начинающихся на "к". Возьмите куклу или покажите ее на картинке. С улыбкой спросите ребенка: "Это букла?" и покачайте головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизведите ошибку ребенка: "Это тутла?" Наконец спросите: "Это кукла?". При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, не подсказывайте ему и последите, как он самостоятельно определяет верный звук. Например, спросите: "Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?" Дождитесь ответа "да" и подтвердите: "Да, это кашка".

Используйте для развития звукопроизношения и вообще речи у ребенка небольшие стихотворения со специально подобранными рифмами. (Прекрасная книга издана логопедом центра "Здоровье" Парамоновой Л. Г. "Стихи для развития речи". СПб., 1998)

Игры с мячом на развитие моторики (ловкости, координации движений, быстроты), глазомера, эмоциональной сферы (умения проигрывать, подчиняться правилам).

Предложите ребенку поиграть с мячом:

Бросать мяч вверх и ловить двумя руками.
- Ударить мячом об пол, чтобы он отскочил повыше.
- Ударить по мячу ногой - у кого дальше укатится.
- Бросать мяч друг другу и ловить.
- Попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние (двумя руками, правой рукой, потом левой).
- Тихонько катните мяч вперед, а ребенок должен обогнать его.
- Катнуть мяч так, чтобы он попал между ножками стула (двумя руками, правой рукой, левой рукой, ногами - одной, потом другой).

- Упражнение "Спрыгни с высоты".

Поставьте ребенка на невысокую скамеечку и научите его спрыгивать на пол. На первых порах поддержите его, приговаривая: "Согни ножки, отталкивайся, выпрямляя ноги, и спрыгни вниз". Похвалите ребенка: "Молодец, какой ты ловкий!"

Прочитайте стихотворение:

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
(А. Барто)

- Упражнение на подпрыгивание.

Натяните веревочку с нанизанными на ней конфетами, игрушками или другими предметами так, чтобы ребенок достал их, подпрыгнув на двух ногах и захватив предмет рукой.

- Упражнение с веревочкой.

Разложите на полу веревку. Попросите ребенка пройти точно по этой веревке. Сначала ребенок ходит по прямой веревке, затем по извилистой.

- Игра "Угадай, кто идет".

После посещения зоопарка, цирка, просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.

Например, так: "Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен" . Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.

"А вот так прыгает воробей, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен" .
Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.

Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести.
Предложите ребенку игру "Угадай, кто к тебе пришел в гости".

Спрятавшись, подаете голос: "Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?" Если ребенок не называет, скажите сами: "Это собачка пришла к Машеньке", покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.

- Упражнения на внимание и память "Чего не хватает на столе?".

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.

Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.
Затем поменяйтесь ролями - теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.
Ту же игру проводите с добавлением игрушек: "Посмотри, Ванечка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?"

Так же, как и в предыдущей игре, расставляете на столе 5-6 игрушек. Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены. Затем, когда ребенок отвернется, поменяйте что-либо, например, зайчик теперь сидит в машине. Ребенок отгадывает, что изменилось, что стало не так, как было.

По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание.

Даете ребенку такое задание: "Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось ".

Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше.

Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

- Игра "Спрячь шарики".

Ставите на стол три емкости разной величины (с крышками) и кладете три шарика тоже разной величины.

Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик - в среднюю, а маленький - в маленькую.

Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой.
После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга (спрятать все банки в одну большую).

- Упражнения с разрезными картинками.

Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом.
Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Даете ребенку разрезанную картинку, показываете ему целую и говорите: "Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован мяч; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с мячом".

- Упражнения для тонкой моторики пальцев и творческих способностей.

- "Рисование". Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать домик, человечка, машинку, паровозик и т. д.

- "Рисуем шарики".

Прочитайте ребенку стихотворение В. Антоновой:

Шарики, шарики
Подарили нам!
Красные, синие
Дали малышам!
Шарики подняли
Мы над головой.
Заплясали шарики -
Красный, голубой!

Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета. Напоминайте ребенку: "Шарики летят высоко вверх, в разные стороны".

- Рисуем красками.

На листе бумаги нарисуйте елки, траву. Дайте ребенку этот рисунок, пусть он нанесет краской мазки (следы) сказочных персонажей, например, из сказки "Козлята и волк".

Расскажите ребенку эту сказку. Покажите, как можно изобразить следы волка: "Вот как ходит волк по лесу. Он злой и голодный".

"А какую песенку пела коза своим козлятам? - спросите ребенка. - Когда коза спасла всех козлят, они обрадовались и стали весело прыгать. Покажи, как козлята прыгали ". Помогите ребенку нарисовать эти следы.

- "Лепка".

Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развития.

Предложите ребенку слепить из пластилина грибки:
"Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем.
А грибов нет. Их надо слепить из пластилина".
Помогайте ребенку.

"А теперь давай слепим много пирожков и булочек для котика" , - говорите вы, читая потешку:

Пошел котик на Торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.

Самому ли есть,
Либо Анечке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Анечке снесу.

"Съел котик и думает, - говорите вы, - чем я деток угощу? Давай поможем ему и испечем много пирожков и булочек".

- "Вырезание".

Купите ребенку небольшие ножницы с закругленными концами. Покажите, как пользоваться ножницами. Обхватив руку ребенка, помогите ему что-нибудь вырезать. Для начала это могут быть просто полоски бумаги.

- Игра "Угадай слово".

Загадываете ребенку загадки, он должен догадаться и назвать недостающее слово.

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь )

Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему... (штанишки )

Кто один имеет рог?
Это толстый...(носорог )

У меня пропал носок,
Утащил его... (щенок )

Апельсины и бананы
Очень любят... (обезьяны )

Вместа носа - пятачок,
Вместо хвостика - крючок.
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый... (поросенок )

Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей )

- Иго-го! - кричит ребенок,
- Значит, это... (жеребенок )

Он мурлычит и поет,
Угадали? Это... (кот )

Он в берлоге зиму спал,
Лапу бурую сосал,
А проснулся, стал реветь.
И зовут его... (медведь )

Я встаю на заре,
Разбужу всех во дворе.
У меня есть гребешок,
Кто же я? .. (петушок )

Как гора огромный он -
Очень добрый,
добрый... (слон )


Вы зимой кормили птиц -
Голубей, ворон, синиц?
Не теряйте ни минутки:
Под мостом зимуют... (утки )

Любит он на солнце греться,
В полосатое одеться,
И как сахар он на вкус,
А зовут его... (арбуз )

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Как использовать шеллак в домашних условиях Как использовать шеллак в домашних условиях Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение? Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение?