Каким образом нормально разблокировать микро сд карту, чтобы не выкинуть её в мусорку? Как разблокировать память - разблокируй свой мозг и начни жить! Блокировка памяти человека.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

КАК РАЗБЛОКИРОВАТЬ ПАМЯТЬ

Введение в голограмму

Парадокс ситуации, когда одно из самых важных умений для любого обучения (умение пользоваться своей памятью) не развивают в учебных заведениях и в обществе в целом, усугубляется еще и тем, что механизм работы самой памяти у человека, мягко говоря, не совсем в порядке. Если сказать откровеннее, то при ближайшем рассмотрении возникает впечатление, что естественная, здоровая работа памяти просто-напросто заблокирована.

«Что за бред? Кто и каким образом мог заблокировать нашу память?» – спросите вы.

Все очень просто. Работа памяти нормального среднестатистического индивида «блокируется» следующими факторами:

Хаотичность расположения и разорванность воспоминаний об одних и тех же событиях по разным «линиям времени»;

Бессознательное вытеснение стрессов, когда «стирается» из памяти не только само стрессовое событие, но и несколько недель, месяцев, а порой и лет, сопутствующих этому событию;

«внешний гипноз» – установка в обществе на то, что все помнить невозможно и плохая память – это вполне естественно;

Угасание в первые же несколько лет жизни естественного, очень высокого от рождения уровня памяти в соответствии с законом отмирания функции, которая не используется и не тренируется;

Использование большинством людей для нужд запоминания одного полушария мозга, что на порядок снижает доступ к воспринятой информации.

К этому перечню можно добавить еще много других пунктов, но их мы рассмотрим в другой раз, дабы не перегружать внимание читателя и не вводить в полнейшую депрессию рассуждениями о сложности проблемы.

Голографический подход к памяти позволяет справляться с подавляющим большинством подобных проблем, причем в самые кратчайшие сроки. Не верится? Я и сам до сих пор поражаюсь тому, что за технологию удалось создать нашему коллективу «Город талантов».

Итак, попробуем преодолеть, например, хаотичность и разорванность воспоминаний.

Для того чтобы начать пользоваться голографической памятью, необходимо привести все воспоминания в определенный порядок, удобный как сознанию, так и подсознанию. Но так как мозг кодирует воспринимаемую разными органами чувств информацию по-разному, то и упорядочивать нам следует не просто всплывающие образы, а последовательно воспоминания по разным органам чувств.

Сначала следует выставить слегка слева опорные точки – от 5 до 8 воспоминаний о том, что было некоторое время назад. Затем на эту воображаемую линию прошлого осуществляется сбор вообще всех воспоминаний и их закрепление, после чего аналогичным образом выставляются представления о будущем. И так по каждому из восьми видов ощущений.

Почему целых восемь (а для взрослых – девять)? Ведь мы все привыкли к тому, что у нас пять органов чувств?

В принципе, это ваше дело. Для превращения линии времени в голограмму памяти достаточно выставить воспоминания хотя бы по трем основным видам ощущений: зрение, прикосновения, слух. Все знают, что есть еще запахи и вкусы. Да, если вам нужно более высокое качество работы вашего разума в этой системе, то их также желательно выставить.

Согласно постулатам советской школы психологии (а других, официально признанных академической наукой, у нас, выражаясь словами известного персонажа повести Булгакова, просто нет), у человека восемь видов ощущений. Кроме пяти уже перечисленных имеются: внутренние мышечные ощущения (если весьма упрощенно – моторная память), ощущения равновесия тела в пространстве (вестибулярный аппарат), ощущения восприятия времени.

Исходя из этого факта, у человека уже не одна линия времени, как предполагалось ранее, а гораздо больше: в голограмме памяти среднестатистического индивида воспоминания об одном и том же событии, но в проекции на разные органы чувств «хранятся» в разных местах в пространстве. В результате человек имеет память, образно говоря, «разорванную» на отдельные составляющие.

Когда я осознал этот факт, то очень многое в понимании природы работы памяти встало на свои места. И стало ясно, что даже простое упорядочивание воспоминаний вкупе с соединением линий времени уже гарантированно улучшает работу памяти. Как выяснилось немного позже – не только памяти, но и интуиции и мышления в целом. Мы получили нечто вроде секретной карты спрятанных сокровищ, оставалось только расшифровать начертанные природой символы, образы, закодированные алгоритмы функционирования разума. Чем мы, собственно, уже в течение нескольких лет и занимаемся.

Когда мы начинали создавать эту методику, в ней все было предельно просто, всего один вариант голограммы для всех обучающихся. Но прогресс, как известно, не стоит на месте, и в этом издании для читателей предлагаются четыре варианта голограммы памяти (разума). Прежде чем начинать достаточно быстро и просто улучшать свою память, а затем и другие составляющие разума, я предлагаю определиться с тем, какой из вариантов лучше всего подходит именно вам.

Голограмма первого типа представляет собой схему расположения воспоминаний в форме равностороннего треугольника с вершиной почти в центре головы в районе гипофиза (рис. 1). Левая грань (на которой предлагается расположить воспоминания прошлого) отходит влево вверх, правая (на которой размещаются предполагаемые события будущего) находится с правой стороны и также слегка поднимается вверх в направлении прямо-вправо-вверх.

Рис. 1. Голограмма первого типа

Голограмма этого типа хорошо подходит людям с ярко выраженной зрительной памятью (визуалам), а также тем, чей рабочий день проходит не только (или не столько) за письменным столом.

В этой схеме линия времени проходит «через тело» – иными словами, такой человек может намного сильнее быть вовлеченным в настоящий момент в то, чем он занят в настоящем.

Голограмма второго типа представляет собой расположение воспоминаний на линии времени, по форме напоминающей трапецию. В ней почти все совпадает с голограммой первого типа, только настоящее располагается непосредственно на экране перед лицом, линия времени через тело не проходит (рис. 2).

Рис. 2. Голограмма второго типа

Данный тип голограммы также хорошо подходит людям с преобладающей зрительной памятью. А поскольку линия времени не проходит через тело, то им могут воспользоваться люди, «страдающие» хроническими опозданиями, чересчур эмоциональные, с повышенным уровнем рефлексии.

В голограмме третьего типа воспоминания и представления о будущем располагаются также в форме треугольника, но только на уровне груди, солнечного сплетения или живота. Человек представляет себя за столом, голограммы воспоминаний располагаются перед ним и слегка влево под углом 30° (или 20°) наподобие картотеки. А представления о будущем – соответственно под углом в 30° (или 20°) вправо.

Голограмма четвертого типа аналогична по форме голограмме второго типа, располагается в горизонтальной плоскости на том же уровне, что и третьего типа. То есть это трапеция, размещающаяся на уровне груди, живота или солнечного сплетения.

Голограммы третьего и четвертого типов хорошо подходят людям с преобладающей тактильной (память на прикосновения) или моторной памятью. Иметь воспоминания, что называется, «всегда под рукой», «на своем столе» может быть очень удобно тем, чей рабочий день в основном проходит за столом, в офисе.

И плюс к тому голограмма четвертого типа больше подходит лицам, склонным к опозданиям, а третьего типа – наоборот.

Если вы уже определились с тем, какой тип голограммы вам лучше подходит, можете смело начинать приводить в порядок свою память. Если вы продолжаете раздумывать, не зная, что лучше выбрать, берите наугад любой вариант, они все одинаково хорошо позволяют улучшать работу памяти. В дальнейшем вы всегда сможете перестроить свое информационное пространство под любой из четырех вариантов либо создадите свою собственную оригинальную схему.

В издании приводятся только четыре варианта. А нашими сотрудниками уже разрабатываются новые схемы, такие же перспективные, но пока что требующие проверки практикой. И мы прекрасно понимаем, что в будущем появится гораздо больше разработанных и предлагаемых к использованию готовых вариантов, поскольку все люди разные.

Итак, вы выбираете, по какой именно схеме будете выстраивать свои воспоминания. К книге прилагается видеотренинг: будет идеально сочетать видео с чтением, последовательно выполняя весь предлагаемый алгоритм.

Чтобы вы имели возможность оценить, хотя бы примерно, улучшится ли ваша память и до какой степени, я предлагаю выполнить несложный тест на дифференцированные воспоминания.

Вспомните свой первый класс, кто и где сидел, и запишите на листок их имена или фамилии. Обязательно соблюдение двух условий для засчитывания количества первоклассников: вам необходимо, во-первых, вспомнить имя либо фамилию, а во-вторых – на каком ряду и за какой партой сидели эти девочки или мальчики.

На воспоминание отводится 2-3 минуты. Заодно отметьте, как именно вы вспоминаете свой первый класс: со звуками или без, с прикосновениями или без таковых, черно-белое или цветное изображение. После выставления зрительных воспоминаний можно вернуться к этому тесту и выполнить его еще раз, но уже по-другому и соответственно получив иной результат.

Начинаем выставлять голограмму.

Для начала сконцентрируемся.

В гештальте есть простое, но очень полезное упражнение на повышение концентрации внимания. В этом издании оно будет называться «упражнение на концентрацию 1».

Выпрямляем позвоночник. Положение сидя или стоя. Лежачим больным голограмму можно выстраивать лежа.

Смотрим прямо перед собой, совершенно безоценочно – как фотоаппарат или видеокамера. Просто смотрим и воспринимаем все то, что находится непосредственно перед нами. Затем переходим ко второй составляющей этого упражнения: необходимо «пройтись» по всем телесным ощущениям, также ничего не оценивая.

А затем соединяем воедино обе части этого упражнения: все видим безоценочно и ощущаем все свое тело.

Как только вы начнете выполнять это упражнение, то почувствуете, что в голове наступает некое подобие тишины, посторонние мысли исчезают. Упражнение весьма полезно не только для повышения концентрации внимания, но и для улучшения целого ряда психических процессов. Вкупе с некоторыми другими составляющими оно прекрасно работает на повышение интуиции, помогает избавиться от различных невротических моментов и т. п. Я рекомендую всегда выполнять его при применении голографической памяти. Точнее, перед тем как начинать пользоваться этой технологией.

«Упражнение на концентрацию №» используется во многих методиках и называется разными людьми по-разному: состояние осознания, внутренней тишины, расширенного разума, некоторые даже используют термин «пустота в голове». Насчет «пустоты» я бы посоветовал поаккуратнее – не думаю, что уважаемые читатели хотели бы избавиться от всего содержимого своего «котелка». Желательно более точно выбирать выражения при работе со своим разумом.

Как только вы вошли в это состояние, представьте ту модель информационного пространства, которую вы выбрали. У кого-то это будет светящийся треугольник (трапеция) начиная от висков вперед и вверх, у кого-то – два ряда карточек на уровне солнечного сплетения и светящаяся третья грань, соединяющая крайние точки прошлого и будущего.

Чтобы не перегружать книгу, вам предлагается алгоритм выстраивания голограммы по первому варианту, с небольшими уточнениями по схемам выстраивания памяти по остальным версиям голограммы.

Начинаем с приведения в порядок зрительных воспоминаний. Представьте светящийся информационный треугольник и, удерживая его мысленным взором, твердо и четко (но, естественно, беззвучно) дайте себе произвольную установку – что-то вроде: «Я выстраиваю зрительную линию времени».

Если удерживать в воображении треугольник не удается, просто мысленно проговорите настрой и приводите в порядок зрительные воспоминания.

Первая опорная точка: вспомните, что вы видели от 5 до 15 минут назад, и представьте это воспоминание на левом луче голограммы, отходящем от вашего левого виска на расстоянии вытянутого большого пальца левой руки. Обычно рекомендуется вообразить в этом месте небольшой экран и на нем – соответствующее зрительное воспоминание.

Чтобы воспоминание закрепилось на голограмме, необходимо мысленно удерживать его в этом месте в течение 10–15 секунд. Можно мысленно произнести: «Воспоминание закрепилось на голограмме!» – и после этого переходить к следующему эпизоду.

Вторая опорная точка – то, что было примерно 3–4 часа назад. Вызовите это воспоминание и выставьте его далее на левой грани информационного треугольника, на расстоянии, примерно в 3 раза большем, чем первое. Также мысленно удерживаем картинку на этом месте 10–15 секунд, даем установку на закрепление: «Зрительное воспоминание закрепилось на голограмме!»

Третья опорная точка. Нет необходимости удерживать первые два воспоминания. Можно работать только с очередной картинкой или видеороликом – смотря как вспоминается то, что вы видели примерно сутки назад. Экран с этим воспоминанием размещаем на расстоянии, примерно в 2 раза большем, чем предыдущий. Точно так же удерживаем его на левой грани мысленного треугольника несколько секунд, закрепляем и переходим к следующему воспоминанию.

На видеозаписи, которая прилагается к этой книге, вы можете рассмотреть, как именно отмеряются расстояния до каждой из опорных точек в соответствии с антропометрическими показателями человека, либо обратитесь к другим изданиям , где описание выставления голограммы сопровождается рисунками и схемами. На сайт www.talentcity.ru можно обратиться с просьбой о получении видеозаписи с семинаров.

Если измерять расстояния до опорных точек в сантиметрах, то для мужчины среднего роста (180 см ) 1-я опорная точка будет от лица (виска) на расстоянии примерно 6–7 см, 2-я – 22, 3-я – 44, 4-я – 57, 5-я – 62, 6-я – 73, 7-я – 78 см . И 8-я опорная точка, которую рекомендуется выставлять людям старше 35 лет, – на расстоянии примерно 83 см (рис. 3).

А теперь давайте вернемся к пространственно-временн"oму коду голограммы. Необходимо на левом луче выставить минимум 7 опорных точек воспоминаний. В первый день вы работаете со зрительными воспоминаниями, поэтому упор делаем на то, что вы видели, а не слышали или чувствовали. Это не означает, что если вы вспоминаете не только изображение, но и ощущения прикосновения, а также звуки и запахи, то нужно стараться вычленить именно картинку. Вовсе нет. Чем больше ощущений включается, тем лучше. Пусть и звуки, и запахи – если они сами собой вспоминаются. Но при этом выставлении самое главное – зрительные воспоминания, не важно какие, в виде фотографии или видеоролика. Первое выставление необходимо просто сделать , а далее будет уже проще.

Рис. 3. Опорные точки информационного треугольника

Вы вспоминаете и выставляете на левом луче поочередно 7 опорных точек воспоминаний, которые соответствуют следующим временным промежуткам:

1-я опорная точка: 5–15 минут назад;

2-я опорная точка: 3–4 часа назад;

3-я опорная точка: 1 сутки назад;

4-я опорная точка: 1 неделя назад;

5-я опорная точка: 1 месяц назад;

6-я опорная точка: 1 год назад;

7-я опорная точка: 9 лет назад;

8-я опорная точка: 25 лет назад.

И точка рождения на голограмме соответственно располагается примерно на расстоянии 88 см (для человека ростом около 180 см).

Итак, первые три опорные точки вы только что выставили. Продолжайте выставлять остальные. Понятно, что точку рождения просто отмечаем на голограмме как одну из вершин треугольника, ничего пока что не пытаясь вспомнить из этого периода.

Как только выставлены все опорные точки прошлого, предстоит собрать вообще все зрительные воспоминания на левую грань в соответствии с предлагаемым пространственно-временны м кодом голограммы. Максимально сконцентрируйтесь, представьте очертания голограммы и мысленно дайте себе установку: «Все зрительные воспоминания по порядку выстраиваются на левой грани голограммы» (рис. 4).

Рис. 4. Выстраивание зрительных воспоминаний на левой грани голограммы

После этого надо представить, как множество фотографий, картинок, рамок или экранчиков (на ваше усмотрение) слетаются с пространства около вас (с радиуса в 1–1,5 м) и самостоятельно выстраиваются по порядку на левый луч голограммы. Недавние воспоминания располагаются ближе, остальные – подальше. И таким образом заполняется вся левая грань. На весь процесс обычно уходит 1–2 минуты.

Нет никакой необходимости стараться рассмотреть на слетающихся карточках какие-то воспоминания или изображения. Вы просто моделируете процесс, представляя, как изображения сами собираются на левом луче – точнее, запускаете механизм бессознательного сбора воспоминаний. А дальше все обычно происходит само собой: человек наблюдает за летящими картинками и в какой-то момент замечает, что все изображения уже собрались, т. е. зрительные воспоминания выстроились как на сознательном, так и на бессознательном уровне (рис. 5).

Рис. 5. Собранный левый луч голограммы

После выставления прошлого переходим к представлениям о будущем – это правая грань информационного треугольника. Точно так же, на таких же расстояниях, представляем то, что, с вашей точки зрения, вы будете видеть через те же самые промежутки времени, которые мы брали для воспоминаний прошлого.

Но если первые 3-4 опорные точки можно выставлять, просто представляя какие-то будничные дела, например как вы через сутки или через неделю идете по знакомой аллее, то при выставлении более отдаленного будущего необходимо учесть некоторые нюансы. В частности, первый парадокс, с которым вам предстоит столкнуться: все то, что вы представляете на правом луче голограммы, когда первый раз ее выставляете, имеет очень большие шансы случиться. Причем именно в том виде, в каком вы себе это будущее представляете на правой грани треугольника.

Поэтому я предлагаю гораздо серьезнее подойти к этому вопросу, соблюдая при моделировании будущего если не все основные правила целеполагания, то хотя бы 2-3 основных, как то:

Вы в процессе какой-то деятельности, за любимым делом, так вы программируете успешную самореализацию;

Вы абсолютно здоровы;

Родные и близкие и через много месяцев и лет поддерживают, гордятся вами, любят и заботятся о вас.

Выставление правой грани голограммы (будущего) также начинаем с упражнения на концентрацию внимания 1, после чего, удерживая мысленным взором очертания треугольника, даем себе мысленную установку: «Я оптимально выстраиваю голограмму будущего», или: «Я программирую свое успешное будущее!», или: «Я правильно выстраиваю зрительную линию будущего».

Теперь на правом луче начинаем последовательно представлять зрительные образы предполагаемого будущего. Сначала на расстоянии длины большого пальца правой руки (примерно 5–8 см от лица) то, что может произойти через 5, 10 или 15 минут. Далее 10 секунд удерживаем изображение, закрепляем мысленным волевым усилием картинку на этом месте. Затем на расстоянии, в 3 раза большем от лица, – то, что предположительно случится часа через 3–4. Удерживаем. Закрепляем. И так далее – все 7 либо 8 опорных точек будущего. Сбор всех предполагаемых представлений о будущем обычно не производим.

Потом нужно представить вместе с контуром информационного треугольника (или трапеции) еще и настоящее – то, что вы сейчас видите, воспринимаете. Если вы выбираете голограмму второго типа, представьте картинку настоящего прямо перед своим лицом, почти вплотную к носу, на линии малого основания трапеции. И зафиксируйте мысленным волевым усилием.

Те, кто выбрал голограмму первого типа, представляют картинку у себя в голове, почти в центре, немного ближе к затылку в районе гипофиза.

После выставления прошлого, настоящего и будущего снова вообразите весь светящийся информационный треугольник, стараясь представить левый и правые лучи наполненными карточками с изображениями. Дайте себе мысленную установку: «Все зрительные воспоминания и представления о будущем закрепились на голограмме!»

Итак, зрительная линия времени выставлена. Для того чтобы она превратилась в информационное пространство со всеми вытекающими последствиями, необходимо выставить еще как минимум две линии времени: телесную (тактильную память либо воспоминания о внутренних мышечных ощущениях) и звуковую. На все про все – 3 дня, из расчета одна линия времени в один день.

Непосредственно после выставления зрительной линии времени вам предлагается еще раз вернуться к тесту на дифференцированные воспоминания – постараться вспомнить свой первый класс. Но уже не как придется, а сконцентрировавшись и отмерив на левой грани информационного треугольника соответствующее расстояние.

Если вы учились в первом классе лет 15 назад, следовательно, воспоминания об этом времени нужно искать на левой грани голограммы чуть дальше 7-й опорной точки. На этом расстоянии вы включаете мысленный экран и на нем стараетесь рассмотреть то, что уже вспоминали. И ваша память, открываясь, показывает вам намного больше подробностей того времени и тех одноклассников, кого в первый раз вы не смогли вспомнить.

Кому-то удобнее представлять воспоминание во время теста не на экране на левом луче, а отмерив расстояние и активизировав в нужном месте участок с голограммой, затем просто представить все прошлое прямо перед собой примерно в центре информационного пространства.

Закончив воспоминания, на листок с тестом запишите одноклассников во вторую колонку. Заодно отметьте, как на этот раз вспоминаются различные детали: наличие звуков, прикосновения, запахи, цвета…

Бывает так, что человек ни в первый, ни во второй раз никого не вспомнил и соответственно никуда не записал. Но сами воспоминания о первом классе стали всплывать из глубин памяти намного ярче, ощутимее, эмоциональнее.

В качестве телесной линии времени на втором тренинге я обычно предлагаю выставить тактильные воспоминания (воспоминания об ощущениях прикосновения). Речь идет не только о прикосновениях рук, но и ног, лица, тела, любых кожных ощущениях. Если брать кожу лица, то это могут быть ощущения колючего мороза или ласкового ветра, теплых солнечных лучей или моросящего дождя.

Мужчины могут вспоминать ощущения от бритья, женщины – от косметических процедур. Хорошо подходят воспоминания о принятии душа, ванны и т. п. Аналогичным образом нужно войти в состояние высокой концентрации внимания (упражнение на концентрацию 1 выполняем всегда, когда пользуемся или осваиваем голограмму) и дать себе мысленную установку: «Я выстраиваю по порядку воспоминания об ощущениях прикосновений».

После этого, удерживая представляемый информационный треугольник (желательно, но не обязательно; если не получается, просто выставляйте воспоминания), на левой грани на расстоянии большого пальца руки представьте что-либо из того, что вы видели от 5 до 15 минут назад, и добавьте в это изображение еще и воспоминания об ощущениях прикосновений. Около 15 секунд нужно держать на этом расстоянии на левой грани зрительное воспоминание вместе с воспоминанием ощущения прикосновений. Далее желательно дать установку на закрепление: «Тактильные воспоминания закрепились!»

Далее можно переходить к следующей опорной точке, вспоминая то, что было 3–4 часа назад, соединяя зрительное воспоминание с воспоминанием о прикосновениях, и так далее по всем опорным точкам. Затем происходит сбор всех тактильных воспоминаний: «Все воспоминания об ощущениях прикосновений собираются по порядку на левый луч голограммы!»

И так же, с представлением об ощущениях, выставляйте прикосновения в предполагаемом будущем.

На следующий день следует выставить звуковую линию времени.

Если у вас не получается 3 дня подряд заниматься выставлением линий времени – не беда, выполняйте эти упражнения по мере возможности. Конечно, не желательно растягивать удовольствие на несколько недель.

На курсах в Омске я обычно провожу тренинги несколько иначе, нежели на выезде: по 2 либо 3 занятия в неделю. Получается, что и выставление линий времени у людей происходит не за 3 дня, а за неделю-полторы, что также вполне нормально.

Воспоминание - это не одномерная мысль или идея. Это сумма впечатлений от конкретных событий вашего прошлого. Вы запоминаете не точку во времени, а множество чувственных деталей.

Например, если вы постараетесь вспомнить приятный день, проведённый на пляже в детстве, в памяти возникнет не только изображение реки. Вы вспомните, каким тёплым был песок, запах ветра и вкус мороженого, купленного в киоске через дорогу.

Любое из этих ощущений может стать триггером. Когда вы купите пломбир, похожий по вкусу на тот самый, из детства, вы вновь перенесётесь в жаркий день на речном пляже.

Таким образом, воспоминания неотделимы от контекста.

2. Как управлять воспоминаниями?

Контекст - самый важный фактор для того, кто хочет научиться управлять своими воспоминаниями. Ведь с его помощью можно закрепить воспоминание. Чем шире и ярче контекст, тем сильнее мы запоминаем событие.

Вернёмся к воспоминанию про жаркий день на пляже. Желательно, чтобы вы детали, обстановку, эмоции и чувства. Тогда будет сформирован контекст.

Если вы помните лёгкое течение речной воды, тёплый песок побережья, раскалённый асфальт дорожки рядом с вашим зонтиком и сливочный вкус пломбира, воспоминание об этом дне останется очень ярким и полным на долгие годы. Чем шире контекст, тем разнообразнее опыт. Именно его мы воскрешаем в памяти, когда вспоминаем о жарком дне, проведённом в детстве.

Итак, если мы знаем, как использовать контекст для создания воспоминания, можем ли мы найти способ стирать себе память?

3. Как можно стереть воспоминания?

Стратегия забывания может быть такова: позволить себе забыть отдельные детали события, чтобы уничтожить воспоминание полностью.

Чтобы проверить это предположение, учёные провели исследование, в котором приняли участие две группы человек. Они должны были выучить слова из двух отдельных списков и одновременно смотреть на фотографии разных пейзажей, чтобы создать контекст воспоминания.

Одной группе велели подойти к заданию очень тщательно: выучить наизусть первый список слов и только после этого переходить ко второму. Испытуемых из второй группы попросили сначала выучить слова, а потом забыть их. Затем волонтёрам нужно было повторить, что они запомнили.

Активность мозга участников эксперимента изучалась с помощью функциональной МРТ. Оказалось, что у испытуемых, которые забывали выученные слова, наблюдался гораздо меньший уровень активности той части мозга, которая отвечает за обработку изображений. Эта группа участников просто позволила словам и изображениям выскользнуть из памяти.

Когда мозг пытается запомнить слова, факты, изображения, он постоянно работает над созданием контекста. Когда мозг пытается что-то забыть, он изначально отвергает контекст и абстрагируется от него. Потому воспоминание создаётся с трудом и существует недолго.

Если вернуться к примеру с пляжем, можно сказать так: чтобы забыть этот день, вам стоило бы специально стараться забыть вкус пломбира и горячий песок под ногами.

4. Можно ли удалить воспоминание полностью?

Работает ли этот метод всегда и на все 100%? Конечно же, нет. Говорить, что учёные открыли волшебный способ забывать, как в фильме «Вечное сияние чистого разума», нельзя. Мы знаем о мозге и слишком мало и не умеем стирать воспоминания.

Забывание очень полезно. Мы можем использовать его для того, чтобы легче пережить травматический опыт или болезненное событие. Забывание необходимо, чтобы очищать мозг от ненужной информации.

В эксперименте участники запоминали и забывали простые вещи: слова и картинки. Реальное воспоминание - это десятки деталей и чувственных впечатлений, поэтому стереть его не так уж и просто. Но это исследование - первый шаг в начале очень интригующего и манящего пути.

Похоже, мы можем понять, как забывать неприятные и ненужные вещи. Что ещё важнее, мы научимся запоминать счастливые дни и моменты на всю жизнь.

Психические явления, лежащие в основе гипноза и памяти, очень тесно взаимосвязаны между собой во многих аспектах. Наиболее убедительно эта связь обнаруживается в феномене так называемой “постгипнотической амнезии”. Она возникает внезапно после глубоких (сомнамбулических) стадий гипноза или же реализуется после серии специальных внушений.

Месмер ограничился лишь указанием на факт развития амнезии в сеансе, не подвергая этот факт дальнейшему исследованию, и потому данное обстоятельство не привлекло особого внимания его непосредственных учеников. В последующем лишь А. Пюисегюр заметил, что после выхода из “магнетического” сомнамбулизма пациент совершенно не помнит о том, что происходило с ним в сеансе. Из этого он заключил, что существуют два вида памяти: осознаваемая и бессознательная. Характерно, что на протяжении всего XIX в. у подавляющего числа исследователей действие магнетизма непременно ассоциировалось с амнезией. Выразителем этой общепринятой мысли можно считать П. Бараньона, который писал: “Забывание всего того, что произошло во время магнетического сна, - неизменный его результат, без которого магнетический сон вообще невозможен” 2 .

Уже в наше время JL Шерток сделал попытку объяснить психофизиологические механизмы формирования постгипнотической амнезии. “Можно предположить, - пишет он, - что загипнотизированный в своем желании подчиниться слову гипнотизера использует в психологическом плане механизм вытеснения - или более примитивные защитные механизмы, такие, как отказ, отрицание, - и через физиологический механизм ам-незирования устраняет, например, переживание боли” .

Однако большинство авторов не видели необходимости вводить смысловой фактор для истолкования гипнотических явлений и предпочитали ограничиваться описательной стороной феномена, прибегая к понятию диссоциации. Они признают, что внушения гипнотизера обычно не способствуют возникновению конфликтов, а потому бесполезно привлекать к объяснению постгипнотической амнезии понятие вытеснения.

Вместе с тем попытка объяснения психофизиологических механизмов постгипнотической амнезии явлениями вытеснения не лишена своеобразной логики. В клинике неврозов нередко встречаются так называемые “истерические амнезии”, когда в связи с теми или иными психотравмируюхцими обстоятельствами больной забывает определенный период своей жизни или какую-либо ситуацию, имевшую место в прошлом. Известно, что гипноз часто оказывается эффективным средством при лечении истерических амнезий, которые являются прямым показанием для его применения. Анализ многих случаев такого рода заболеваний показывает, что амнезия бывает связана с событиями, оказавшими на больных тяжелое воздействие, и, по-видимому, соответствует желанию изгладить из памяти пережитые трудные эпизоды.

Для истолкования природы этих амнезий 3. Фрейд прямо обращался к понятию вытеснения. Согласно его теории, забытые образы являются представлениями, которые больной вытесняет из своего сознания, так как они отягощены невыносимым для него фантазматическим значением. Такое толкование представляется логичным, и действительно, в каждом случае амнезии, если оказывается возможным провести хотя бы минимальное психологическое исследование, обнаруживается один или несколько конфликтов, отчетливо связанных, с “забытыми” представлениями. Правда, не совсем понятно, почему для снятия амнезии часто бывает достаточно всего лишь одного сеанса гипноза, в котором производится внушение, что “забытые” данные больной обязательно вспомнит при пробуждении.

JI. Шерток пытается объяснить механизмы “вскрытия” амнезий с психоаналитических позиций, привлекая для этого такие понятия, как “трансфер” и “установление гипнотического отношения”. Выдвигаемая им гипотеза состоит в том, что, “позволяя пациенту пережить отношение “слитности”, аффективного симбиоза, гипноз осуществляет некое “телесное воссоединение”, которое выражается в снятии вытеснения (в частности, в восстановлении памяти) и ведет к смягчению барьеров, отделяющих первичные процессы от вторичных” 1 . Несмотря на то что речь, по его утверждению, идет о процессе, протекающем непосредственно на психофизиологическом уровне, выдвигаемая им гипотеза полностью облечена в психоаналитическую терминологию типа понятий-символов, не характерных для языка психофизиологии.

Рассмотренные нами материалы свидетельствуют о том, что гипноз может не только разрушать, но и создавать амнезии. Для юридически ориентированного читателя обе эти стороны гипнотического воздействия представляют существенный интерес. Однако в данном разделе рассматриваются лишь те случаи, в которых гипноз фигурирует в качестве инструмента, формирующего искусственные амнезии.

Следует сказать, что в доступных нам публикациях не обнаружено сведений о гражданских судебных делах, в которых фигурировали бы факты “похищения памяти” с применением гипноза. Причиной этого могут быть несколько обстоятельств: а) относительная сложность самой процедуры внушенной блокировки воспоминаний об определенном событии или временном периоде; б) чрезвычайная трудность установления самого факта такого воздействия; в) отсутствие соответствующей рабочей установки у правоохранительных органов на поиск такого рода преступлений.

О наличии во врачебной практике случаев преднамеренного формирования различного рода амнезий сообщает В. Я. Данилевский. “Путем соответственного внушения, - пишет он, - можно вызвать забвение или угнетение памяти о различных событиях, переживаниях, об испытанных волнениях - для бодрственного состояния после пробуждения. Гипнотизер настойчиво приказывает: “Вы должны забыть о том-то, вы не должны вспоминать о таких-то событиях”… Подобное внушение в смысле амнезии, или забывчивости, врачи часто делают, чтобы данное лицо позабыло о каких-либо своих заботах, опасениях, роковых сведениях и т. п.” .

Здесь же приводится случай, когда жена, узнав об измене мужа и будучи истерической личностью, пыталась покончить с собой. Психотерапевтическая помощь в данной ситуации состояла в том, что пациентке в состоянии гипноза внушалось полное забвение поразившего ее факта (формирование ретроградной амнезии). Однако врачу не удалось достичь желаемой степени реализации внушения - была лишь значительно ослаблена интенсивность отрицательных переживаний женщины и образована более спокойная социальная оценка ею переживаемого события. В других аналогичных случаях, отмечает тот же автор, нередко удается реализовать и закрепить искусственную амнезию на какое-либо трудное событие, вызывающее у субъекта психогенные расстройства.

Такого рода явления имеют нечто общее с внушенной отрицательной галлюцинацией, когда находящийся в гипнозе субъект вследствие соответствующей суггестии перестает воспринимать определенное действие или находящийся перед ним предмет. Только эта “отрицательная галлюцинация” адресуется не к настоящему, а к прошедшему времени субъекта.

Нам известно несколько случаев умышленного блокирования памяти на определенные события, проведенного по медицинским показаниям. Некоторые гипнологи применяют эти воздействия, хотя сам метод до сих пор остается неизученным, а его правовые аспекты никогда еще не обсуждались. Учитывая, что в современном обществе уровень осведомленности по вопросам возможностей гипноза и внушения значительно повысился, следует ожидать, что в связи с этим могут появиться и случаи противоправного его применения. Интересы профессиональной бдительности юристов требуют, чтобы они знали соответствующие аналоги хотя бы из медицинской практики.

Впервые о возможности целенаправленной деактивации памяти на определенные события в жизни человека мы услышали в 50-е гг. из рассказа одного опытного гипнотерапевта. Речь шла о семилетнем мальчике - приемном сыне немолодой супружеской пары. Усыновленный в возрасте десяти месяцев, он был уверен в том, что родители у него родные. Однако некие “доброжелатели” сообщили ему об истинном положении вещей и даже снабдили его фотографией матери, которую он скрывал от взрослых. У мальчика развился выраженный негативизм по отношению к приемным родителям, невротизировалось общее состояние. В двух сеансах гипноза у него удалось сформировать стойкую амнезию на тот период времени, когда ему “открыли истину”, и семья была вынуждена скрытно поменять место жительства.

Примером преднамеренного блокирования памяти на психотравмирующее событие двухгодичной давности является случай с девушкой, подвергшейся изнасилованию. У пострадавшей с течением времени развился невроз навязчивого страха. Он проявлялся в том, что, когда она оставалась одна, особенно в вечернее время, у нее в памяти очень живо воспроизводилась и вызывала первоначально испытанный приступ страха перенесенная два года назад стрессогенная ситуация.

Полугодичное лечение у психоаналитика, стремившегося в процессе психотерапевтического лечения дополнительно “активировать в памяти происшедшее событие для осознания и “гармонизации” всех невротизирующих компонентов”, положительного результата не дало. Наоборот, появились явные признаки обострения болезненного состояния.

Не привело к успеху и применение гипнокатартичес-кой техники, когда гипноз использовался в целях “глубинного анализа” для вскрытия и отреагирования тех фактов прошлого психотравматизирующего события, которые еще продолжали субъективно отягощать подсознание. У пострадавшей стремились поддержать уверенность в том, что в такой своеобразной исповеди в гипнотическом состоянии перед врачом содержится возможность полного избавления от беспокоящих ее приступов страха. Однако и этот вид психотерапии оказался неэффективным.

На следующем этапе лечения было решено “деактиви-ровать”, стереть, вычеркнуть из памяти больной все следы перенесенного психотравмирующего инцидента, иными словами, сформировать полную искусственную амнезию на трудный период в ее жизни. При этом “стиралось” в памяти не само событие, а исключался из “сферы пережитого” семидневный промежуток времени с психотравматизирующим днем посередине. Поскольку сам лечебный подход прямых аналогов в практике гипнотерапии не имел, деактивацию соответствующих энг-рамм было решено провести постепенно, с внимательным отслеживанием результатов этой психической “операции”.

Всего было запланировано и проведено три гипноте-рапевтических сеанса. В конце каждого из них пациентке предоставлялся час внушенного сна-отдыха для закрепления эффектов, вызываемых словесной инструкцией.

Содержание внушения на первом сеансе носило примерно следующий характер. Пациентке давалась установка, что “период времени с 12 по 19 августа такого-то года в ее памяти “блекнет”, события, имевшие место в это время, теряют свою отчетливость, становятся “малоразборчивыми”, неразличимыми, “на кинопленке памяти, на которой были зафиксированы все события указанного времени, тускнеет эмульсия, обесцвечивается изображение и имевшиеся там “сюжеты” трудно распознаются сознанием”. Каждый раз подчеркивалось, что “это впечатление сохранится и даже еще усилится после того, как вас выведут из состояния гипноза”. Данные последующих наблюдений за больной в течение семи дней показали, что ее состояние значительно улучшилось, она стала спокойнее и собраннее. Приступы навязчивых воспоминаний отмечались дважды, но характеризовались значительно меньшей интенсивностью и не имели выраженных проявлений страха.

На втором сеансе содержание внушения развивало тему предыдущего: “На кинопленке памяти полностью стираются все виды записей событий за указанный ранее период жизни. В сознании формируется твердая уверенность: отсутствие воспоминаний о событии свидетельствует о том, что его не было в действительности. Кроме того, из памяти исчезли воспоминания и о тех жизненных фактах, которые были связаны с устраненным из прошлого основным периодом времени”. После второго сеанса гипнотерапии приступы страха, беспокоившие девушку, исчезли полностью, ее состояние заметно нормализовалось.

Спустя неделю с нею был проведен третий, последний сеанс лечения. В глубоком гипнотическом состоянии ей было объявлено, что сейчас “кинопленка памяти” за указанный период времени полностью обесцвечена, она совсем прозрачная, на ней нет никаких следов записи пережитого. Прозрачный кусок пленки удаляется, а концы сохранившихся воспоминаний прочно скрепляются друг с другом. Организм к этому факту относится совершенно спокойно, никак не реагируя на эту малозначимую операцию, и забывает об этом. В заключение пациентке было сказано, что у психотерапевта она лечилась от головной боли (которая действительно беспокоила ее последние полгода). Мать больной, присутствовавшая на всех сеансах, естественно, была посвящена во все детали этого психотерапевтического воздействия.

Приступы страха у пациентки больше не возобновлялись. Интересно, что проведенный с нею через месяц словесный ассоциативный тест показал отсутствие увеличения времени реакции на эмоционально значимые слова-раздражители (применительно к деактивированному в памяти психотравмирующему эпизоду). Положительный результат лечения прослежен в течение трех лет.

Достаточно показательным с точки зрения возможности формирования амнезии на ранее пережитые пси-хотравмирующие обстоятельства является и следующий случай. Больная С., 20 лет, длительное время лечилась гипнозом от депрессии неустановленного происхождения. После того как стало ясно, что сеансы общеуспокаивающего и психокорректирующего внушения остаются малопродуктивными, был предпринят настойчивый опрос больной о периоде ее жизни, непосредственно предшествовавшем заболеванию. С большим трудом больная созналась, что около полутора лет назад она была втянута подругой своей старшей сестры в гомосексуальные отношения и в течение месяца принимала в них живое участие. Затем, одумавшись, она была сильно напугана этой неожиданной для нее ситуацией и прекратила ставшие для нее тягостными встречи. Вскоре, для того чтобы доказать себе,что она нормальный человек, она вышла замуж за своего школьного друга. Однако полноценным семейным и сексуальным отношениям с мужем мешало осознание своей прошлой “половой никчемности”. С каждым днем переносить это стало все тяжелее, появились приступы депрессии, слезливости, отвращения к общению с людьми, утомляемость на работе. По настоянию матери обратилась к врачу.

Больная оказалась высокогипнабельной, и в течение одного сеанса у нее была сформирована и прочно закреплена полная амнезия на весь месячный период ее жизни, в течение которого она имела “предосудительные” связи с женщиной. Внушение реализовалось полностью. Повторный сеанс через десять дней был проведен с целью закрепить уже нормализовавшееся состояние. Положительный эффект психологического вмешательства прослежен в течение трех лет.

В заключение этого раздела отметим следующее. Несмотря на то что со спонтанно формирующимися амнезиями гипнологи в своей повседневной работе имеют дело очень часто, методические, психологические и даже правовые вопросы формирования искусственных амнезий на психотравмирующие ситуации или на соответствующие им временные периоды до сих пор почти не выяснены. В специальной литературе вообще не имеется фактических материалов такого рода, а концептуальные аспекты этой проблемы пока не обсуждаются.

На основании тех немногих данных, которыми располагает клиническая практика, и чисто теоретических умозаключений можно предполагать, что формирование искусственных амнезий легче всего может быть осуществлено у детей. Важно иметь в виду, что такое же вмешательство у взрослых, но уже с преступной целью может проводиться под “прикрытием” какой-либо психотерапевтической процедуры. В этом случае формируемая амнезия представляет собой в буквальном смысле “похищение памяти”, так как осуществляется с заранее обдуманной целью, без ведома больного и наносит ему определенный вред.

Более сложной и проблематичной является возможность осуществления долговременных внушенных амнезий в состоянии наркотического опьянения. Эти аспекты проблемы должны быть хорошо проработаны на экспериментальном и практическом уровнях в службах специального назначения.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение