Как воспитать современного мальчика настоящим мужчиной советы. Как воспитать в мальчике качества настоящего мужчины

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Воспитание ребенка – самая важная задача родителей. Порой мы живем, как живется, оправдывая свои неудачи в воспитании детей обстоятельствами и тем, что так же все происходит и у других. Тем не менее, правильное воспитание – это тяжелый труд, который приносит бесценные плоды – ваш ребенок вырастет сильной и гармоничной личностью.

Воспитание сына – процесс особенно важный, поскольку сформировавшегося мужчину попросту невозможно перевоспитать. Молодая женщина способна «пойти за мужем», подстроиться под него, ему под силу внести коррективы в воспитание жены. А у мужчины, воспитанного маменькиным сынком, эгоистом или безответственным лентяем, шансов на превращения практически не остается.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной? Ответственным, целеустремленным, надежным, принципиальным, решительным?

Маме маленького мальчика, как никому верится, что идеальный мужчина существует. Это ее малыш. В ваших силах, сделать так, чтобы таким же его увидел и весь окружающий мир.

Как воспитать сына: особенности воспитания маленького мужчины

Воспитание мальчиков и девочек отличается принципиально. Это легко объяснить на примере воспитания доброты. Если мы воспитываем в девочке доброту, то подразумеваем чуткость и способность сочувствовать. Этого достаточно. Но доброта мальчика должна быть конструктивной и выражаться действиями. Мужчине не нужно никого жалеть. Он обязан помочь! Это две разных доброты и требуют кардинально отличающихся подходов в воспитании.

Как вырастить мужчину из мальчика? Помочь ему развить в себе набор определенных качеств. Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки, будущие мужчины, на которых можно положиться и которые будут иметь все основания уважать самих себя? Мы остановимся на главных чертах, которые формируют характер достойного мужчины.

Ответственность. Мужчина – глава семьи, лучший друг, бизнес-партнер и просто рабочий на вверенном участке. Какую бы социальную роль он не выполнял, ответственность – его второе имя. Он в ответе за постаревших родителей, за младших сестер и братьев, за жену и детей, за подчиненных. Если его с малых лет не научить нести ответственность за домашнего питомца или хотя бы за кактус, не ждите, что он сможет чувствовать ее за родных и близких. Воспитать маленького мужчину поможет возложенная на него обязанность, ценность которой он способен понять. Поручите сыну быть главным в каком-то деле. Пусть он каждый день в определенное время кормит рыбок. Объясните, что если он пропустит хотя бы одно-два кормления, они погибнут от голода. Если сына не будет дома в течении нескольких дней, научите его заботиться о подопечных на расстоянии. Именно он должен договориться с кет-то, кто его подменит на момент отсутствия.

Целеустремленность. Как воспитать сына мужчиной, который умеет не только ставить цель, но и идти к ней? Целеустремленность взрослого формируется с любопытства и усидчивости ребенка.

Мужчине сложно делать что-либо, не понимая конечной цели. Мальчики часто задают вопрос: «Зачем?».

Учитесь заинтересовывать своего сына и поддерживать его на пути к цели. Обязательно помогайте ребенку правильно оценить необходимые усилия и результат.

Например, ваш мальчик мечтает о конкретной игрушке или гаджете. Вместе посмотрите ее актуальную стоимость в онлайн- или обычном магазине, обсудите, как совместными усилиями накопить нужную сумму (ребенок может собирать в копилку подаренные деньги или откладывать часть денег из карманных; подросток уже может иметь подобие подработки). Видя сумму и осознавая, что покупка состоится не скоро, ребенок может потерять интерес к игрушке. Ваша задача – показать сыну, что все – в его руках. Периодически подсчитывайте, сколько еще осталось накопить, пополняйте копилку (но не слишком часто), читайте отзывы о вожделенной игрушке.

В конце концов родители могут сделать своему ребенку желаемый подарок, но обязательно с участием его «доли»!

Когда объект желаний окажется в руках у ребенка, разделите с ним его радость, поинтересуйтесь функциями и возможностями гаджета, поиграйте вместе.

Если мальчик знает, чего хочет, сам определил свою цель, осознает, какие дивиденды получит от результатов своего труда, то он сможет все! Научите сына делать все осознанно, ставить цели и настойчиво их достигать.

Сила воли. Ни одна цель не будет достигнута без развитой силы воли. Она необходима, чтобы не сходить с намеченного пути, чтобы не отвлекаться на второстепенные вещи, чтобы отказаться от всего, что отделяет от цели. Маленькому непоседе хочется все и сразу, и непременно сию минуту. Учите его ждать, воспитайте чувство меры, помогите осознать необходимость отказываться от всего вредного и лишнего. Сила воли формируется из самообладания.

С малых лет приучайте малыша к нормам поведения, принятым в цивилизованном обществе. Терпеливо объясняйте, почему не нужно устраивать истерики, обижать других детей, быть благодарным. Важно: объяснения должны быть доступными пониманию ребенка. Недопустимы формулировки по типу: «Потому, что я так сказала» и «Вырастешь – поймешь».

Если вы уже научили своего мальчика добиваться поставленных целей, расскажите, что не всегда добиваться своего бывает легко и приятно. Вместе справляйтесь с неудачами и поражениями, ищите в них плюсы (например: да, эта поделка развалилась, потому что слишком размокла от клея, но теперь мы сможем сделать все идеально, ведь знаем, что клея нужно меньше!).

Самостоятельность. Пусть ваш сын для начала научится обслуживать себя. Помогайте, направляйте, но с каждым делом пусть он справляется сам. Взрослым порой не хватает терпения научить ребенка чему-либо простому, им легче самим убрать игрушки, завязать шнурки и помыть чашку. Вырастить сына мужчиной не получится, если вы все делаете за него.

Решительность. В жизни мужчины главное принимать решения и нести ответственность за них. Не решайте за сына, что ему одевать, с кем дружить, каким цветом разрисовать бумажную поделку. Если мальчик вкусит плода безответственности, поймет, что легче ничего не решать и ни за что не отвечать, он не станет хозяином жизни и будет перекладывать принятие решения на других.

Принципиальность. Покажите собственным поведением, что такое принципиальность: не нарушайте обещания, аргументируйте свои решения и не меняйте их, соблюдайте правила в семье и в обществе. Наши дети – наши зеркала.

Чистоплотность. Правильно воспитывать ребенка-мальчика значит также научить его относиться к своему телу, как к храму души. Задача родителей – приучить сына к соблюдению правил гигиены, чистота и опрятность должны стать его насущной потребностью.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной: 5 главных правил

Правило 1. Как воспитать настоящего мужчину? Вырастите его уверенным в себе. Это самое важное, что родители могут дать своему сыну, кроме самой жизни. Взращивайте его уверенность в себе: хвалите по делу, создавайте ситуации успеха, акцентируйте внимание на удачах и победах, отмечайте не только результаты, но и старания.

Правило 2. Проявляйте свою любовь к сыну. Он должен знать, что он любимый ребенок, что о его появлении на свет мечтали, что он – радость родителей и их гордость. Не забывайте выражать любовь словами, ласковым взглядом, чуткостью, проявлением внимания к нему. И не забывайте проводить время вместе.

Правило 3. Поощряйте инициативы сына. Находите рациональное, творческое, практическое или другое положительно зерно в том, что делает ваш сын, и отмечайте это.

Правило 4. Будьте преданным другом своего сына. Ваш сын должен знать, что мама и папа – самый надежный его оплот. Постройте отношения абсолютного доверия между вами.

Правило 5. Воспитывайте сына осознанно. Нельзя воспитать ребенка настоящим мужчиной, не предоставив ему в повседневной жизни достойного примера для подражания. Им может быть отец, дядя, дедушка, крестный, старший брат, друг семьи, тренер. Главное, чтобы Вашему сыну было на кого ровняться.

Воспитание сына: самые распространённые и самые опасные ошибки родителей

Всем ошибкам ошибка в воспитании сына – воспитываем будущего мужчину, впадая в крайности.

Как неправильно любить сына, объясним на примере типичных крайностей, к которым часто прибегают родители в стремлении воспитать своего мальчика как можно лучше.

Как правильно воспитывать мальчика: родительские крайности

Все делать за него или Заставлять его все делать самостоятельно

Делая все за сына, вы вырастите недееспособного, инертного, закомплексованного мужчину, который ничего не будет уметь, следственно, к нему не будут обращаться за помощью. У него не будет шансов завоевать авторитет, причем как среди женщин, так и в коллективе мужчин.

И наоборот, не помогая сыну в его делах, даже если он об этом просит, вы рискуете воспитать замкнутого человека, который будет неспособен работать в команде, недоверчивого и обозленного. Кроме того, без помощи он мало чему научится, или потратит на это больше времени и душевных сил, чем тот, у кого поддержка была.

Чрезмерно опекать или Разрешить совершить все возможные ошибки

Вы не сможете подстилать соломку на всем жизненном пути своего сына. Не пытайтесь этого делать и с его малых лет. Оградите сына только от того, что угрожает здоровью и жизни, в остальном же пусть он поймет смысл опасности, риска, последствий. Это бесценный жизненный опыт.

Однажды мы с подругой были на прогулке. Вместе с нами был ее 11-летний сын. На ярмарке мама купила ему достаточно дорогую маску супергероя. Он всячески с ней носился, а затем побежал к компании мальчишек на площадке. Через 15 минут прибегает назад в восторге: «Там старшие ребята предлагают обменять мою маску на айфон! Круто!». Я только начала было что-то говорить о том, что не видать ему ни айфона, ни маски, как его мама спокойно остановила меня и сказала своему сыну: «Сынок, ты доверяешь тем ребятам? Ты бы сам отдал айфон за маску? Подумай, не спеши. Эта маска – твоя, я купила ее для тебя. Ты ее хозяин, поэтому решай сам». Мальчик вдруг посерьезнел и с таким настроением вернулся к юным коммерсантам. От обмена он отказался. А если бы мы начали настойчиво его убеждать в единственно правильном решении, скорее всего он бы сделал наперекор и потерял свою маску...

Политика полного невмешательства в жизнь своих сыновей иных родителей поражает. Они по-философски со стороны наблюдают за ошибками, которые несмышленые мальчуганы совершают одну за другой, полагая, что жизнь – лучший учитель. Тем не менее, многих плачевных последствий можно все же избежать, объяснив теоретически.

Все разрешать или Наказывать за любой пустяк

Как вырастить настоящего мужчину, если вы души не чаете в своем мальчике и готовы для него землю перевернуть? Осторожно! Такая безмерная любовь может оказать вашему сыну медвежью услугу! Ведь любимых сыновей часто балуют до такой степени, что они перестают осознавать границы дозволенного. Но жизнь без ограничений в детстве приводит к конфликтности во взрослой жизни, потому что приходится жить по правилам, а ваш сын к ним не приучен.

Ничем не лучше те родители, которые не представляют, как вырастить сына настоящим мужчиной, не требуя от него поведения, достойного принца. Они добиваются совершенства во всем и получают задерганного, запуганного ребенка, который мечтает только о том, чтобы его оставили в покое. Вырвавшись из-под опеки и требовательной атмосферы, эти парни нарушат абсолютно все правила, которыми их мучали долгие годы или же останутся несчастными пленниками этих правил на всю жизнь.

Воспитывать слишком жестко или Воспитывать слишком мягко

Как воспитать из мальчика мужчину, проявляя к нему доброту и сочувствие? – недоумевают одни родители. А другие наоборот осознанно слишком ласковы к маленьким сыновьям. Как и в других вопросах, здесь нужна золотая середина. Если сыну больно, его нужно пожалеть, но не допустить того, чтобы он жалел себя. Тут нужно чувствовать тонкую грань.

Воспитывая сына, помните, что вы в ответе за его счастье. Только с любовью и уважением воспитанный мальчик сможет вырасти самодостаточным мужчиной и достичь многого.

4.6 Рейтинг 4.60 (5 голоса(ов))

Как правильно воспитывать мальчиков — это трудный процесс, психология, к которой следует относиться с ответственностью. Чтобы воспитывать мальчиков, вырастить из них настоящих мужчин, необходимо приложить много усилий, запастись терпением, и забывать про любовь.

После появления малыша на свет, все родители хотят и стараются оградить ребенка от возможных опасностей, которые ждут его в незнакомом, столь необычном окружении. Время идет, малыш подрастает. Он сам начинает ходить. И именно в такой период, родители должны осознать (особенно мама), что их малыш – личность, у малыша развивается индивидуальный характер, возникают увлечения, желания и личные нужды, малыш не сможет быть всегда рядом с ними.

Без сомнений, мальчику довольно долго будет требоваться мамина забота, внимание и поддержка, но постепенно он начнет отдаляться от мамы, больше времени проводить с друзьями, заниматься любимым хобби. Особенности воспитания мальчиков заключаются главным образом в том, чтобы не давить на малыша сильной опекой (будь ему 4 года, 5 или 7 лет), следуя этому пути, Вы рискуете вырастить классического «маменькиного сынка».

Малышу трудно определиться с выбором кого он любит сильнее: мамочку или папочку. Для крохи это невозможный выбор! Оба родителя для него – самые важные люди во всем мире. Пока мальчик маленький, он чаще находится с мамочкой, чем с отцом. Папа на работе, и мальчик видится с ним в основном перед сном и на выходных.

Но по прошествию времени кроха подрастает и больше стремится к папе. Этому препятствовать ни коим образом нельзя. Психологи дают разные советы по воспитанию мальчиков, и главный из них – разрешать папе и сыну большую часть времени проводить вместе (особенно, если малышу 5-7 лет), чтобы у них были свои мужские секреты, и они могли выполнять исключительно мужскую работу.

Поверьте, такое времяпровождение с папой принесет огромную пользу в становлении личности мальчика. В данном возрасте он постепенно осознает кто он, и какая роль в будущем ему придется выполнять – это все особенности воспитания мальчиков.

Из этой статьи вы узнаете

Рожденный быть мужчиной

Беспроигрышный вариант показать вашу радость по поводу воспитания истинного мужчины – назвать малыша настоящим мужским именем. Именно поэтому лучше не брать двойственных имен, которые носят и женщины. А вот принятая атрибутика для мальчиков в виде голубой одежки и синих колясок, не очень важны при формировании мужественного характера. Это скорее сигнал родителей, что у них подрастает мужчина.

Крепкий и надежный защитник – и язык особо не повернется сказать такое о крохе, который еще даже говорить не научился, но хватает родителей за волосы маленькими хваткими пальчиками.

Однако можно взглянуть на это другими глазами, сжатые ладошки – это настоящий кулачок, требование постоянно сосать – задатки здорового аппетита, а громкие крики – команды юного командира.

Годовая самостоятельность

Мальчики в год очень любят поскандалить. Они в любой ситуации находят повод, чтобы показать свой характер, добиться своего и вынудить других слушаться. Воспитание годовалого малыша главный этап в становлении личности. В год у малыша устанавливаются кроме характера, и другие качества: упорство, целеустремленность и уверенность в себе.

Относитесь к подобным явлением со спокойствием и терпением, даже не пробуйте «переделать» его характер, запаситесь терпением и проявляйте снисхождение. Не бойтесь лишний раз проявить свою любовь к нему. В этот период мальчишкам она нужна не меньше, чем девочкам. Родительская забота, теплота и объятия ему никакого вреда не принесут.

Как воспитать мальчика? Вопрос, которым все время задаются родители. Важно – не переборщить. Малышу требуется, так называемая, самоактуализация, самоутверждение. Поэтому не нужно относиться к его просьбам, мнениям как к чему-то глупому и не нужному.

Крепкая единица

В три года малыш начинает отделять свою личность от родителей. Сейчас у него сформировалась психологическая самостоятельность, и он ищет подходящую для себя модель поведения. Дети в этот период изучают отношения между людьми одного и разных полов, они учатся тому, что такое хорошо и плохо, как можно сделать, а как не нужно.

В этом возрасте у мальчишек растет стремление работать с мужчинами, быть смелых в разны ситуациях, острожными с дамами, отдаваться работе, в общем, быть таким же как его папа, дед, брат. Малыш ищет себя и занимает свое место в социуме, пусть пока находится в семье и группе ровесников.

Как правильно воспитывать мальчика в 3 года? Это самое подходящий момент заложить верные жизненные направления, продемонстрировать свойственные мужчинам модели поведения. Главным и первым примером в этом должен быть непременно папа. Кроме того, мальчик обращает внимание не просто на советы о поведении мужчин, но также и на то, как папа обходится с остальными членами семьи.

Немужское занятие

Если Вы увидите своего пятилетнего сына в своем платье и у него будут накрашены губы, то вероятнее всего, Вы придете в ужас. Но сразу впадать в панику не нужно. Это возможно просто игра, способ познать окружающий его мир. Но если вы замечаете, что сын в 5-7 лет все больше тянется к женским вещам или его поведение вызывает у Вас какие-либо подозрения, не ленитесь и обратитесь к психологу.

Как правило, такое поведение провоцируется обычными проблемами в семейном и неверными воспитательными методами. Такие же нарушения иногда бывают у мальчишек, где у женщины сильная, превосходящая роль, а мужчина практически ничего не решает или его мнение никого не интересует. Воспитание мальчика 5 лет ни в коем случае не должно допускать огрехов.

Бывает, страсть к девчачьей одежде у мальчишек проявляется, когда у них растет младшая сестричка. И чаще всего это случается, если родители не могут уделять свое внимание в равных долях. Чтобы мальчишка в четыре, пять лет смог «прийти в себя», больше нахваливайте его, произносите вслух, что он любимый сыночек, хороший мальчик. Показывайте это в действиях.

Необходимо быть внимательными! Если ваш кроха избегает мальчишек, отдает предпочтение женским ролям в играх «дочки-матери», это свидетельствует о том, что ему страшно быть в роли мальчика!!!

Мальчишки гораздо чувствительнее девчонок. Они больше боятся темного времени суток, ссор, криков и слез мамы. У мальчиков намного чаще появляется заикание, энурез (недержание мочи) и боязнь одиночества. Они намного больше закрываются в себе, сдерживают эмоции и больше молчат. Следы подобных переживаний можно найти на игрушке: Вам необходимо побеспокоится, если в некоторых местах она очень потерта.

Мальчики не вырастают мужчинами из-за того, что родились в теле мужчины. Они ощущают себя сильными и начинают перенимать мужское поведение только при воспитании и возможности наблюдать за поведением папы, братьев, которым оказывает доверие. В противном случае мальчики будут тянуться к маме, и в будущем это приведет к конфликту: тело мужчины, а характер женщины. Малыша следует уберечь от комплексов. И Вы, таким образом, будете спокойны за своего сына.

Чтобы знать, как воспитывать мальчика 5 лет, необходимо читать книги по психологии детей, посетить несколько лекций детских психологов.

Что нужно для правильного воспитания мальчишек

  • Читайте сказки про рыцарей, спасателей в главной роли;
  • Чаще играйте с сыном в футбол, баскетбол, карате, фехтование;
  • Приобретайте ему игрушки и для мальчишек, и для девчонок. Ничего страшного не будет в том, если мальчик поиграет в садовника или поваренка. Это на нем никак не отразится, но зато он научится беспокоиться и заботиться о близких;
  • Папа должен приводить друзей, чтобы малыш мог наблюдать взаимоотношения взрослых мужчин в домашней обстановке;
  • Больше гостить у дедушки, говорить о родственниках в хорошем тоне;
  • Мамочка обязана рассказывать о папе хорошие слова (даже если он не живет с семьей). У каждого из нас есть качества, которые можно похвалить;
  • Подчеркивать мужественные поступки сыночка и пропускать мимо глаз его слабости – ведь это с каждым бывает.

Как не сделать из сына «маменькиного сыночка»

  • Не позволяйте мальчику спать в родительской кровати после года (особенно плохо, если мальчик спит с мамой и папой после 5 — 7 лет);
  • Не притупляйте инициативы ребенка;
  • Не приобретайте сыну игрушки, которые очень нравятся вам;
  • Разрешайте ему дружить с разными по характеру детками;
  • Не требуйте от него беспрекословного повиновения;
  • Если у малыша кто-то отнял игрушку, не вздумайте сами ругать обидчика и забирать игрушку, малыш должен сам вернуть ее себе;
  • Бросив все, вставать на сторону сыночка в конфликтных ситуациях с ровесниками. Давайте ему возможность самостоятельно решить проблему;
  • Не следует его чрезмерно жалеть, делать скидки, когда иной родственник просит прилежного поведения от него.

Нужны ли наказания детям

Ответ утвердительный. Но в качестве наказания может выступать не физическое воздействие. Достаточным будет просто лишение малыша просмотра его обожаемого мультика или запретить сладкое, может быть, отложить посещение зоопарка или цирка. Все зависит от степени сделанного «преступления».

Особенно трудным является воспитание ребенка 5 лет. Если Вы стали замечать, что мальчик ведет себя более агрессивно, он начинает драться первым, достает других деток – эти сигналы не нужно пропускать мимо. 5-летний ребенок все еще моделирует свое поведение. Все должны выплескивать свои плохие эмоции, но придется научить малыша это делать по-другому. Ваша цель – направить энергию крохи в мирное русло.

Запишите мальчика в какую-то секцию или устраивайте дома, например, битвы на подушках, а еще лучше будет совместить все. Вы заметите, как Ваш ребенок будет становиться спокойнее, его физическое и психическое здоровье улучшится, а значит и здоровье будет крепче.

Воспитывать мальчика 4 лет ничуть не сложнее, когда ему 7. Следует только уделять ему достаточно внимания.

В воспитании мальчиков и вопрос о внешнем виде играет важную роль. Ведь настоящий мужчина не может быть неряшливого вида. Но и это не говорит о том, чтобы сделать из мальчика чистюлю, который будет бояться пойти поиграть в футбол, потому что запачкается его форма.

Пытайтесь не упрекать и не орать на ребенка, особенно при посторонних людях. Так Вы сформируете у него комплекс неполноценности. И ни при каких обстоятельствах не пытайтесь в сыне реализовать ваши личные детские мечтания.

Не забывайте, что Ваш малыш – личность, у него свои мечты и потребности. И, так или иначе, Вам нужно свыкнуться с той мыслью, что Ваш малыш выберет свою дорогу в жизни, отличную от вашей. Не держите мальчика всегда рядом – Вы можете сделать несчастливым и его, и себя.

Главное – любить своего сыночка, прислушиваться к нему и верить, что у Вас подрастает именно Настоящий Мужчина.

|«Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого"
Абрахам Брилл

Да простят меня родители девочек, но сегодня речь пойдет о воспитании мальчиков . И начну я с аллегории.

Дуб под яблоней

Однажды весной, пропалывая на родительской даче грядки, то есть, занимаясь абсолютно бесполезным - с моей точки зрения - делом, я обнаружила под старой яблоней красивый тоненький прутик с липким, только вылупившимся, дубовым листочком. Видимо, осенью на дачный участок каким-то неведомым образом попал желудь - и вот, пророс!

Надо бы тебя выкопать и отнести в лес, к своим, - с грустью подумала я. - Уж чему- чему, а дубу на этих четырех сотках хозяева вырасти не позволят.

Но гордое деревце так упрямо тянулось к солнцу, так горделиво расправляло свой единственный резной листочек, что у меня просто лопата не повернулась выкопать его…

Пусть растет, - решила я. - Там видно будет.

Когда в семье рождается мальчик...

О каком ребенке мечтает молодая мама, принесшая сопящий (или вопящий) сверток из роддома? Правильно, о СПОКОЙНОМ!

Ей хочется, чтобы сыночек хорошо кушал и хорошо спал, в идеале - всю ночь без просыпу. Хорошо бы, чтобы и животик у него не болел, и зубки безболезненно резались, и аллергии ни на что не было.

А кто же не хочет? И это нормально. Пока нормально! Потому что интересы мамы и ребенка в этот момент еще совпадают.


А каким мамочка хочет видеть своего двух - семи - пятнадцатилетнего малыша , даже если слово «малыш» уже пора брать в кавычки? Ну, конечно же - здоровым, умным и ПОСЛУШНЫМ! Таким, который не доставляет родителям забот и хлопот. Не дерется, не лазает по деревьям и заборам, не пачкает и не рвет одежду.

В идеале - милым, добрым, воспитанным, не сквернословящим и помогающим маме мыть посуду. Мальчиком, которого хвалят воспитатели в садике и учительницы в школе. Разве не так? Чаще всего, увы, именно так.

А вы уверены, что это так уж здорово - беспрекословно слушающийся вас (и учителей- воспитателей) маленький мужчина? А подросток? Я лично сильно сомневаюсь. Более того, я уверена в обратном!

Послушный сын - это нонсенс и повод для беспокойства

Кстати, послушание далеко не всегда означает согласие мальчишки с методами воспитания школьных учителей и вашими доводами, чаще оно означает душевную слабость, равнодушие или… хитрость. Может быть, сыну просто неохота с вами связываться - себе дороже.

Кроме того, дети очень рано (раньше, чем нам кажется!) начинают понимать, чего ждут от них родители, и ведут себя соответствующим образом. То есть начинают врать и притворяться . Изображая ВИДИМОСТЬ согласия и послушания. А мы покупаемся.

Забегая вперед, скажу, что именно по этому пути пошел наш младший сын, которого мы с мужем контролировали очень долго - лет до семнадцати. Вернее, нам казалось, что ситуация под контролем. Хотя - как поняла я с большим опозданием - это была лишь внешняя сторона медали.

Но нам так хотелось в это верить… И мы верили. Очень зря, как я сейчас понимаю. Увы… поезд ушел. Мальчик вырос. Но мужчиной не стал. Потому что мужчина вырастает только из ребенка, имеющего смелость идти против воли родителей, против их страхов, против их «мудрости».

Женское воспитание мужских достоинств

Подумайте сами, КАК могут женщины, существа с другой планеты, с другими жизненными установками и приоритетами, воспитать НАСТОЯЩЕГО мужчину? Это практически нереально.

Увы, наша дошкольная и школьная педагогика практически полностью феминизированы, поэтому воспитывают, как могут, как получается, подавляя в мальчиках здоровые мужские инстинкты и подстраивая их под свои, женские.

Такое воспитание потом бумерангом ударяет по нам самим, и мы, выходя замуж, стонем - «ах, перевелись на белом свете настоящие мужики…»

Да не сами они перевелись, дорогие мои, это мы их ПЕРЕВЕЛИ! Мы сами растили послушного, доброго, мягкого и податливого нашему воспитанию сыночка. Ну и получили в результате - маменькиного сынка, подкаблучника, безответственного и безинициативного «немужчину».

Вспомните - раньше даже царских отпрысков мужеского полу с пяти лет забирали у мамок-нянек и отдавали на воспитание дядькам или в кадетский корпус.

Дети одних родителей

Это удивительно, но при минимальной разнице в возрасте (десять с половиной месяцев) мои сыновья - ни внешне, ни характерами, абсолютно не похожи друг на друга. Прямо по Пушкину - «вода и камень, лед и пламень». Много лет назад, когда я выходила с ними на прогулку, любопытные бабушки восклицали:

Ой, такая молоденькая мама! Это оба ваши, да? И что… они от одного отца?

Ага. - Улыбалась я. - И даже от одной матери.

Старший сын

Антон, старшенький, родился с «шилом в попе». И с тараканами в голове. Хотя, глядя на него, в это невозможно было поверить.

Умные глазки, недетская рассудительность, временами переходящая в старческое брюзжание. К трем годам Антон САМ научился читать. Да, именно сам - я просто добросовестно отвечала на его бесконечные вопросы «какА бука?» (какая буква).

А с пяти лет наш Антошка начал самостоятельно путешествовать по городу, убегая сначала из детского сада, а затем из школы, за что получил прозвище «страшный сын».

К семи годам у него за плечами было пять «приводов» в милицию. С восьми лет старший сын - уже с нашего «благословения» - самостоятельно ездил по всему Минску, включая метро. В десять он освоил электричку и дорогу на дачу - почти час езды!

С шестнадцати лет Антон увлекся автостопом и путешествовал по всей стране и ближнему зарубежью . В восемнадцать получил права и с двадцати одного года за рулем.

Младший сын

А младший наследник - Дима - рос спокойным и покладистым бывало, посадишь малыша в песочницу, через час оттуда и достанешь. Максимум в другой угол пересядет.

Прелестный ребенок с отличным аппетитом, ямочками на щечках и густыми ресницами. Ни слова поперек, никаких уходов со двора, поездок по городу и приводов в милицию. Отдохновение для родительского сердца, измученного хроническим «переходным возрастом» старшего отпрыска. Компенсация, так сказать.


Да уж… «двоих Боливар не вынес бы»...

Подведение итогов

Сейчас я уже могу подвести первые итоги нашего стихийного семейного воспитания, основанного почти исключительно на интуиции. К сожалению.

Итак, старшего сына мы перестали жестко контролировать очень рано, поскольку он всегда находился с нами в жесткой «конфронтации» и все делал по-своему. «Ломать» его мы не решились, пришлось отпустить…

Результат №1

Антон рано повзрослел, окончил физфак БГУ, в 23 года женился. Сейчас это - успешный молодой мужчина, имеющий хорошую работу (занимается лазерными технологиями) и прекрасную семью - жену-красавицу и двух маленьких дочек - лапочек. Инициативен, работоспособен, не боится брать на себя ответственность. Сейчас получает второе высшее образование, строит дом за городом.


Результат №2

А вот младший сын… это наша головная боль. Каюсь, перелюбила . Слишком долго я отыгрывалась на нем за двоих детей - ну, слушается ведь, хоть один, зато КАК! Эх, хорошо… Да нет, плохо.

Сейчас Диме 27 лет. Ни нормальной перспективной работы (институт он бросил на третьем курсе), ни семьи, ни стимула к чему - либо, ни драйва от жизни.

Зачем семья? Это ж как хлопотно! Жена теребить начнет: «Деньги неси, квартиру строй, шубу хочу, на море хочу!» А так… только свисни. По телефону или скайпу. Любовь с доставкой на дом. А мама всегда накормит. Вкусно! И джинсы-майки постирает.

Ну, попилит минут десять в день, так на то они и родители - чтоб гундеть… Зато ни о чем думать не надо. Крыша над головой есть, интернет есть, еда и пиво в холодильнике есть, машина под окном стоит. Живи и радуйся. И радуется… А мы с мужем локти кусаем. Поздно…

Постскриптум

К осени дубок погиб - должно быть, старая яблони закрывала от него солнце. А, может, она опутала его слабые корни своими мощными корневищами и задушила в объятиях…

Послесловие. Всем мамам сыновей я настоятельно рекомендую прочесть книгу Александра Никонова«Конец феминизма» и статью психолога Татьяны Шишовой «Как воспитать не мальчика, но мужа?»

Ольга Макарова

Уважаемые читатели! Как воспитываются мужчины в вашей семье? На ваш взгляд, судьба ребенка может быть определена отношением родителей? Ждем ваших ответов в комментариях!

Воспитание мальчиков — неженское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров.

Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Некрасова «Мужичок-с-ноготок», герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи.

Причем трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. «Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей», — писал исследователь русского крестьянского быта, историк Миненко Н.А. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя-мужчины доставалась женщине. Однако в XX веке все изменилось, и воспитание детей чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. В детском саду «усатого няня» можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся. Сколько их туда ни призывали, а все равно практически в любой школе учителей на порядок меньше, чем учительниц.

В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины! Число матерей-одиночек растет. Равно как и число однодетных семей. Безо всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.

Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью

На наших психологических занятиях мы даем мальчикам маленький тест: просим нарисовать лесенку из десяти ступенек и написать на каждой ступеньке какое-то качество хорошего человека. Вверху — самое важное, внизу — самое, на их взгляд, несущественное. Результат впечатляет. Нередко мальчики-подростки указывают среди наиважнейших черт хорошего человека… прилежность, усидчивость, аккуратность. Только что еще умение вышивать гладью не называют! А вот смелость если и присутствует, то на одной из последних ступенек.

Причем матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно, слышат сыновья во многих семьях? — «Туда не ходи — опасно, то не делай — поранишься, не поднимай тяжести — надорвешься, не трогай, не лезь, не смей…» О какой инициативе можно говорить при таком воспитании?

Конечно, страх матерей понятен. Сын у них единственный (гиперопекой страдают чаще всего именно однодетные семьи), и мамы боятся, как бы с мальчиком не случилось чего-нибудь плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Вы спросите почему? — Да потому что на самом деле за ним таятся эгоистические соображения. Греша гиперопекой, мамы и бабушки воспитывают ребенка ДЛЯ СЕБЯ, воспитывают таким, КАКОЙ ИМ УДОБЕН.

И не задумываются серьезно о последствиях. Хотя задуматься следует. Ведь даже с эгоистической точки зрения это недальновидно. Заглушая в ребенке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом это обязательно ударит по родным.

Двенадцатилетний Паша выглядел лет на девять. Отвечая на вопросы (даже на самые простые, типа «В какой школе ты учишься?», «Какие фильмы любишь?»), он сжимался в комочек, теребил край свитера, говорил, не поднимая глаз. И постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться дома один. В школе тоже все было не слава Богу. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал назубок. А перед контрольными у него начиналась такая трясучка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальных классах Пашу часто били, пользуясь тем, что он не смел дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться. Но радости Паше, как вы понимаете, это не прибавляет. Он чувствует себя ничтожеством и спасается от тягостных мыслей, с головой уходя в мир компьютерных игр. В них он чувствует себя непобедимым и сокрушает многочисленных врагов.

«Раньше столько читал, с удовольствием ходил в театр, в музеи. Теперь от всего отказывается и целыми днями просиживает перед компьютером, — горюет Пашина мама, не понимая, что она сама загнала его в замкнутый круг. Таков примерный портрет слабовольного мальчика, задавленного гиперопекой. Те же, кто внутренне посильнее, начинают проявлять негативизм и демонстративность.

«Не понимаю, что стряслось с моим сыном. Был нормальный человек, а сейчас все принимает в штыки. Ты ему слово, он тебе десять. И главное, никакой ответственности! Поручишь что-нибудь купить — деньги потратит совсем на другое, да еще наврет с три короба. Вечно норовит сделать наперекор, влезть в какую-нибудь авантюру. Всю нашу семью держит в напряжении, за ним глаз да глаз нужен, как за маленьким, — жалуется мама такого ребенка, тоже не понимая, кто виноват в его непокорно-инфантильных выходках.

В результате в подростковом возрасте оба мальчика, вполне вероятно, попадут в так называемую «группу риска».

Паша может стать жертвой насилия и совершить попытку самоубийства, другой мальчик — забросить учебу, увлечься тяжелым роком и дискотеками, пуститься во все тяжкие в поисках легких денег, пристраститься к водке или наркотикам. Т.е., даже здоровье ребенка, т.е. цель, ради которой была принесена в жертву его мужественность, — и та не будет достигнута!

Школа мужества

Если всерьез думать о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг. Хотя, конечно, меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из своих характерологических особенностей и из характера ребенка. Одна моя знакомая, поистине железная леди, воспитывает своих сыновей по образцу древних спартанцев. Двухлетний малыш топает рядом с ней на гору под палящим солнцем. А до вершины ни много – ни мало — полтора километра! И ходит за тридевять земель купаться вдвоем со старшим братом, которому самому-то еще только-только, как у Некрасова, «шестой миновал»… Мне даже слушать об этом страшно, а она считает, что иначе воспитывать сыновей просто нельзя.

Но думаю, большинству матерей такой подход не по нервам. Лучше предпочесть золотую середину. Для начала сделайте вылазку на детскую площадку и понаблюдайте за детьми, гуляющими там под присмотром отцов. Обратите внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек.

Вообще, отцам обычно легче управляться с сыновьями, чем матерям. Это факт. Но объяснения ему даются разные. Чаще всего жены говорят, что их мужья реже видят детей, реже сталкиваются с ними в быту, и у сыновей на них «меньше аллергии». Но я убеждена, что тут дело в другом. Если у ребенка нормальные отношения с матерью, так он только рад, когда она побольше бывает дома. И никакой «аллергии» у него на нее нет! А вот когда взаимопонимание отсутствует, когда банальная чистка зубов перерастает в ПРОБЛЕМУ, тогда «аллергия», конечно, появляется.

Нет, просто отцы сами были мальчишками и не окончательно позабыли свое детство. Например, они помнят, как унизительно, когда ты боишься дать сдачи. Или когда тебе, будто несмышленышу, диктуют, какую шапку надеть, какой шарф повязать. Поэтому понаблюдайте, в чем они уступают сыновьям, а в чем, наоборот, тверды, как кремень. И постарайтесь оценить это объективно, без затаенных обид. Ведь мужчины нередко оказываются правы, обвиняя жен в том, что они разбаловали сыновей, а потом сами от этого плачут. Разумеется, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному.

В совсем еще маленьком, двухлетнем ребенке можно и нужно поощрять выносливость. Но только не так, как пытаются сделать взрослые, выговаривая упавшему малышу: «Что ты ревешь? Тебе ведь не больно! Будь мужчиной!» Подобное «воспитание» приводит к тому, что лет в 5-6 малец, которому надоели унижения, заявляет: «А я не мужчина! Отстаньте от меня». Лучше исходить из «презумпции невиновности»: раз он плачет, значит, ему надо, чтобы его пожалели. Ударился он или испугался — неважно. Главное, что малышу нужна психологическая поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А вот когда он ударится и НЕ заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность:»Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел».

Вообще почаще произносите слово «мальчик» с эпитетами «смелый» и «выносливый». Ведь малыши, как правило, слышат в этом возрасте, что «хороший» — это послушный. А в раннем детстве многие слуховые и зрительные образы запечатлеваются на уровне подсознания. Как известно, люди, слышавшие когда-то в младенчестве иностранную речь, впоследствии легко овладевают этим языком и отличаются хорошим произношением, даже если начинают учить язык с нуля спустя много-много лет.

То же самое происходит и с представлениями о жизни и людях. Ранние впечатления оставляют глубокий след и впоследствии незримо руководят многими нашими поступками. Трех-четырегодовалому ребенку стоит покупать побольше «мужских» игрушек. Не только пистолеты и машинки. Я уже писала, что сыновей полезно знакомить с мужскими профессиями.

Помимо всего прочего, это отвлечет ребенка от компьютера, от бесчисленных виртуальных убийств, которые порождают в детской душе лишь страхи и ожесточенность. Очень хорошо сочетать рассказы с ролевыми играми, покупая или мастеря для них разную атрибутику: каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл… Лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими. Пестрота — это для девчонок. Выбирайте спокойные, сдержанные, мужественные тона, ведь внушение идет не только на уровне слов, но и на уровне цвета.

Пяти-шестилетние мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Под присмотром взрослых, конечно, но все же самостоятельно. Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Скажем, вовремя протянуть папе отвертку тоже очень важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу». Ну, а папы, конечно, не должны раздражаться, если сын что-то делает не так, как надо.

И уж тем более недопустимо кричать: «У тебя руки не из того места растут!» Таким образом можно добиться лишь того, что у сына пропадет всяческая охота помогать.

«Когда к нам приходит слесарь, — рассказала мне директриса одного детского сада, уделяющая очень большое внимание развитию в мальчиках мужских качеств, а в девочках — женских, — я специально посылаю мальчишек ему помочь, и они выстраиваются в очередь. У нас, как, впрочем, везде, много детей из неполных семей, и для некоторых это единственная возможность приобщиться к мужским занятиям».

Одиноким мамам очень важно взять на вооружение сей нехитрый прием. Ведь среди подростков «группы риска» большинство из неполных семей. Не имея перед глазами положительного образца мужского поведения, мальчики легко копируют отрицательные. С весьма плачевными для себя последствиями. Поэтому постарайтесь найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хотя бы иногда мог приспосабливать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын немного подрастет, разузнайте, какие в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины. Не пожалейте сил, подыщите руководителя, который пришелся бы по сердцу вашему мальчику. Поверьте, это окупится с лихвой.

Уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать на рыцарское отношение к девочкам. В том же самом садике ребята настолько привыкли пропускать девочек вперед, что однажды, когда воспитательница забыла об этом правиле, у двери образовался затор: мальчики не хотели проходить раньше девочек. Мы на занятиях в нашем психологическом театре тоже хвалим мальчишек за благородство, когда они соглашаются, чтобы девочки выступили первыми. И видим, как благотворно это сказывается на их самооценке и на взаимоотношениях в группе.

Пойдя в школу, ребенок переходит в другую возрастную категорию, становится «большим». Это благоприятный момент и для дальнейшего развития мужественности. Начните приучать его, чтобы он уступал в метро место пожилым людям.

А с какой готовностью мальчишки, даже четырехлетняя мелюзга, бросаются перетаскивать стулья! Как они счастливы, когда их называют силачами! Еще бы, ведь публичное признание мужественности дорогого стоит…

Подвижные игры

Это поистине проблема, ведь далеко не у всех семей квартирные условия позволяют ребенку насытить его двигательную активность. Да и взрослые сейчас сильно устают, а потому не выносят лишнего шума. Однако мальчишкам просто необходимо и пошуметь, и пошалить, и побороться. Разумеется, не на ночь, чтобы они не перевозбуждались. И, безусловно, взрослым надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище. Но лишать детей возможности выплеснуть энергию нельзя. Особенно тех, которые посещают детский сад или ходят в школу. Ведь многие из них в чужом коллективе сдерживаются из последних сил, и если их и дома будут заставлять ходить по струнке, у ребят случится нервный срыв.

Мальчики вообще в среднем более шумные и воинственные, чем девочки. Это особенности пола. И мамам следует не пресекать это, а облагораживать, возвышать, элевировать. Подскажите сыну интересные сюжетные повороты игры «в войнушку».

Романтизируйте ее, предложив ему мысленно перенестись в старину, вообразить себя древнерусским витязем, скандинавским викингом или средневековым рыцарем. Смастерите ему для этого картонные латы и меч. Купите какую-нибудь красочную, интересную книжку или видеокассету, которая заставит заработать его фантазию.

Где живет герой?

Говоря о воспитании мужественности, нельзя обойти стороной вопрос о героизме. Что поделать? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать. И потому, что выжить в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Теме подвига отдали дань практически все русские писатели. Можно сказать, это одна из ведущих тем отечественной литературы. Помните, как много значили для современников Пушкина герои войны 1812 года? А какую славу снискал молодой Толстой своими рассказами о героической обороне Севастополя!

И каждое поколение оставляло в истории свой героический след. Менялись времена, какие-то страницы прошлого переписывались заново, но общая установка на героизм оставалась неизменной. Ярчайший тому пример — усиленная «ковка» новых героев после революции. Сколько стихов было о них сложено, сколько фильмов снято! Герои и героические культы создавались, насаждались, поддерживались.

Для чего это было нужно? — Во-первых, знакомство детей с подвигами предков вызывало у них невольное уважение к старшим. А это существенно облегчало задачу воспитателей, ведь основа педагогики — авторитет взрослых. Можно оборудовать классы новейшими компьютерами, можно разработать высоконаучные, эффективные методики. Но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку все равно не будет. В чем за последние годы, увы, смогли убедиться многие родители.

А во-вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на малышей лет пяти-шести. Как у них загораются глаза при слове «подвиг»! Как они счастливы, если их назовут смельчаками. Казалось бы, откуда в них это? Ведь сейчас героизм не в почете.

Сейчас гораздо чаще можно услышать, что рисковать собой во имя высоких идеалов, по меньшей мере, неразумно. Но в том-то и дело, что в подобные мгновения включаются механизмы бессознательного. В душе каждого мальчика живет смутный образ настоящего мужчины. Это заложено самой природой, и для нормального развития мальчишкам необходимо, чтобы этот образ постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

И вот, пожалуй, впервые в русской истории подрастает поколение, которое почти не знает героев прошлого и совершенно не имеет понятия о героях современности. Не потому что их нет в природе. Просто взрослые вдруг решили, что героика устарела. И попробовали было обойтись без нее.

Теперь мы пожинаем первые плоды, и хотя урожай еще не совсем поспел, нам есть над чем призадуматься.

Спасителю папы — приз!

Несколько лет назад мы разработали анкету для подростков, посвященную героизму. Вопросы там простые, но очень показательные. Например: » Нужны ли герои?», «Хотел ли бы ты быть похожим на какого-нибудь героя? Если да, то на кого?», «Мечтал ли ты когда-нибудь совершить подвиг?» Еще недавно большинство мальчишек отвечали утвердительно. Теперь все чаще пишут «нет».

В последней подростковой группе, с которой мы занимались, семь мальчиков из девяти (!) заявили, что герои не нужны, похожими они на героев быть не хотят и о подвиге не мечтают. А вот девочки на все три вопроса ответили: «Да».

Даже ученица вспомогательной школы написала, что если мир останется без героев, некому будет спасать людей. Так что у девочек с представлениями о героизме все оказалось в порядке. Но это какое-то слабое утешение. Особенно впечатлил нас ответ на последний вопрос. Если вы помните, в начале 90-х годов в Балтийском море затонул паром. И во время катастрофы пятнадцатилетний мальчик спас своего отца. Тогда об этом много писали, и одна из молодежных газет обратилась к мальчику с призывом откликнуться — они хотели вручить ему приз. Идея получения приза за спасение родного отца показалась нам настолько дикой и аморальной, что мы не могли на это не отреагировать. И включили в анкету вопрос о правомерности премирования человека призом за спасение папы. Еще пару лет назад практически все подростки писали, что, конечно, никакого приза не нужно. А многие поясняли: «Самая большая награда — то, что отец остался жив». Теперь мнения разделяются. В уже упомянутой подростковой группе девочки опять-таки ответили нормально, а мальчишки потребовали наград. Как вам такие защитники семьи и отечества?

Романтики с большой дороги

Но с другой стороны, юношеская тяга к романтике неистребима. Это обязательный этап становления личности. Если он не пройден, человек не может развиваться нормально. Причем, в первую очередь, как ни странно, это сказывается на интеллектуальном развитии, которое резко затормаживается. Для олигофренов, например, вообще характерно выпадение романтической фазы (об этом писал один из известнейших психиатров проф. Васильченко Г.В.).

Так что, отринув настоящий героизм, многие подростки все равно его ищут. Но находят лишь суррогаты, о чем неопровержимо свидетельствует рост подростковой преступности. Закрыв подростковые клубы, мы просто вытеснили ребят в подворотни.

А отменив игру в «Зарницу», обрекли их на куда более вредную и засасывающую игру в мафию. Которая для многих быстро становится не игрой, а привычным образом жизни.

Ну, а для более спокойных, «домашних» ребят отказ от традиционной ориентации на героизм оказался чреват ростом страхов. А значит, и низкой самооценкой, ведь даже маленькие мальчики уже понимают, что трусом быть стыдно. И очень болезненно переживают свою трусость, хотя подчас стараются это скрыть под маской напускного равнодушия.

Очень характерно, что ребята, отрицавшие в анкетах нужность героизма, с одной стороны, панически боялись «крутых», а с другой, подражали одноклеточным героям американских боевиков. И называли среди героических черт характера жестокость, непримиримость к врагу и готовность пойти на все ради достижения своей цели. Вот и представьте себе, какие мужчины будут нас окружать, если так продолжится еще с десяток лет.

Иногда — правда, довольно редко — приходится слышать: «Ну и что? Пусть будет каким угодно. Лишь бы остался жив». Но мужчина обязательно должен себя уважать, иначе ему жизнь не мила. Он без многого может прожить, а без уважения — нет.

«Ура!» — закричал мой семилетний сын, узнав, что у его старшей сестры родился малыш. «Я был самым маленьким в нашей семье, а теперь я — дядя! НАКОНЕЦ-ТО МЕНЯ БУДУТ УВАЖАТЬ».

Даже опустившемуся алкашу важнее всего, чтобы его уважали. Именно этого, вкупе с выпивкой, ищет он в компании собутыльников. А о каком самоуважении может идти речь, если мужчина будет не в состоянии защитить свою семью и свою страну? Если любой бандит, умеющий стрелять, сможет диктовать ему условия, а девушки будут презрительно называть его трусом?

«Целомудрие, честность и милосердие без мужества — добродетели с оговорками», — сказал американский писатель К.Льюис. И с этим трудно не согласиться.

Эффект подсолнуха

«Ну, хорошо, — скажет кто-нибудь. — Я согласен, мальчик должен уметь постоять за себя. Пусть будет смелым, но в меру. А геройство зачем?»

Но человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Как подсолнух тянется головкой к солнцу и сникает в пасмурную погоду, так и человек находит в себе больше сил для преодоления трудностей, когда перед ним маячит высокая цель. Идеал, конечно, недостижим, но стремясь к нему, человек становится лучше. А если планку занизить, то и стремления преодолеть себя не возникнет. Зачем напрягаться, когда, в общем-то, я и так у цели? Когда и так сойдет?

Что, например, случится, если ребенка в первом классе не нацеливать на идеал чистописания – каллиграфическое письмо? Если позволять ему писать тяп-ляп, особенно не стараясь? — Собственно говоря, результаты мы видим на каждом шагу, ведь во многих школах именно так и поступили, решив, что нечего тратить полгода на освоение прописей, а лучше быстренько обучить детей безотрывному письму. В результате школьники в массе своей пишут как курица лапой. В отличие от их бабушек и дедушек, которые даже после простой сельской школы имели вполне сносный почерк.

А можно ли выучить иностранный язык, если не ориентироваться на идеал — овладеть языком в совершенстве, чтобы он стал родным? На самом деле идеал этот почти не достижим. Даже высокопрофессиональные переводчики в чем-то все равно уступят носителю языка, впитавшего его с детства. Но если бы они не будут стремиться к совершенству, то из них и переводчиков не получится. Они останутся на уровне людей, которые могут с грехом пополам объясниться в магазине, да и то больше при помощи жестов.

Точно такая же история происходит и с воспитанием смелости. Стать героем дано далеко не каждому. Но изначально занижая планку, а то и дискредитируя героизм в глазах ребенка, мы вырастим труса, который не сможет постоять ни за себя, ни за своих близких. Да еще будет подводить под свою трусость идеологическую базу: дескать, зачем сопротивляться злу, когда оно все равно необоримо? И наоборот, если «назначить» трусишку героем, он постепенно начнет подтягиваться, дабы оправдать это высокое звание. Примеров можно привести множество, но ограничусь всего одним.

Вадик ужасно боялся уколов. Еще при подходе к поликлинике он закатывал истерику, а в кабинете врача его приходилось держать вдвоем-втроем — с такой силой он отбивался от медсестры. Ни уговоры, ни посулы, ни угрозы не помогали. Дома Вадик обещал все, что угодно, но при виде шприца уже не мог с собой совладать. И вот однажды все повторилось снова. С той только разницей, что папа, встречавший Вадика с мамой на улице, потихоньку сказал жене: «А давай ты мне скажешь, что Вадик вел себя героически. Посмотрим, как он прореагирует».

«Давай», — согласилась мама. Сказано — сделано. Услышав про свой героизм, Вадик сперва опешил, но потом, справившись с изумлением, согласился. И вскоре искренне поверил, что он спокойно дал сделать себе укол! Родители про себя посмеивались, считая это просто забавным происшествием. Но затем увидели, что поведение Вадика в поликлинике

начало меняться. В следующий раз он сам зашел в кабинет, и хотя заплакал, не выдержав боли, дело обошлось без криков и драк. Ну, а еще через пару раз и со слезами удалось справиться. Страх уколов был преодолен.

А если бы отец не назначил сына героем, а начал его стыдить, Вадик лишний раз убедился бы в своем ничтожестве, и у него совсем опустились руки.

Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам

Одним из основных источников передачи традиций в России до сих пор остаются книги. Даже сейчас, когда дети стали меньше читать. Поэтому любое воспитание, в том числе и воспитание мужества, очень важно производить на основе интересных, талантливо написанных книг. Героической литературы — море, всю не перечесть. Я назову лишь некоторые произведения. Мальчикам дошкольного и младшего школьного возраста наверняка понравятся «Приключения Эмиля из Ленниберге» А.Линдгрен, «Хроники Нарнии» К.Льюиса, «Ветер в ивах» К.Грэма.

Имена же советских писателей: Олеши, Катаева, Рыбакова, Кассиля и др. и так у всех на слуху. У Л. Пантелеева есть целый цикл рассказов о подвигах. Да и русские классики сполна отдали дань теме смелости и мужского благородства. Кроме того, вся наша (и не только наша!) история изобилует примерами героизма. Причем примеры можно подобрать на любой вкус.

Это и жития святых и биографии великих полководцев, рассказы о подвигах солдат и истории обычных мирных жителей, волею судеб вдруг вставших перед необходимостью защитить свою родину от посягательств врагов (напр., подвиг Ивана Сусанина). Так что материал, на котором можно воспитывать мальчишек настоящими мужчинами, есть. Было бы желание.

По материалам книги Т. Шишовой



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поздравления с днём святого Валентина любимой девушке Поздравить любимую девочку с днем влюбленных Поздравления с днём святого Валентина любимой девушке Поздравить любимую девочку с днем влюбленных Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения Сапожок деда мороза из пластиковых бутылок Сапожок из бутылки своими руками Сапожок деда мороза из пластиковых бутылок Сапожок из бутылки своими руками