Игры малыша в 5 месяцев. Развивающие игры для детей пятого месяца жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Такой большой, но все же еще такой маленький! Да, так смело можно сказать про пятимесячных деток. Они сейчас такие интересные! С большим интересом наблюдают за мамиными делами, радуются приветливой улыбке, с удовольствием гулят и еще много чего интересного! И, конечно же, чтобы постоянно развивать и совершенствовать умственное и физическое развитие вашего чада, с ним нужно заниматься. Как? В форме игр, ясное дело!

  1. Массаж и гимнастика
  1. Обзор игрушек
  1. Советы родителям


На 5-ом месяце жизн и малыш обретает новые навыки: он уже умеет самостоятельно на животик и на спинку, встает на четвереньки и уже совсем скоро начнет ползать.

Чтобы придумать развлечение для крохи, маме нужно быть все более и более изоб ретательной. Малыш старается в полной мере использовать навыки, приобретенные за жизни , и теперь все, что попадается в его маленькие ручки , тут же оказывает ся опробованным на вкус. Занимая сь с ребенком, помните об этом , и мелкие опасные предметы уберите из зоны досягаемости. В противном случае малыш может подавиться.

Для любого маленького исследователя важно, что бы объект изучения был новым и интересным, по этой причине лучше не перег ружать малыша игрушками . Не стоит выкладыва ть сразу гору интересных вещей: кроха такого богатства выбора попросту не в состоянии оценить.

Лучше доставайте несколько игрушек каждый день, периодически меняя их. Р азнообразие выбора с постоянным обновлением ассортимента привлечет интерес и поможет сделать игру увлекательной.

Массаж и гимнастика

Продолжаем заниматься физическим развитием малыша. Занятия и игры с ребенком 5 месяцев включают в себя упражнения на укреп ление вестибулярного аппарата.

  • В озьмите малы ша на руки лицом вниз. П усть одна рука поддерживает его под грудь, вторая – под живот, аккуратно «полетайте» по комнате, изображая самолетик. Большинству малышей нравятся такие игры. Следует иметь в виду, что если подобные полеты в ы не совершали с ребенком ранее, стоит начинать их плавно и осторожно, иначе противном кроха может испугаться.
  • Медленно , но верно тело малыша готовится к новому скачку в развитии двиг ательных навыков – очень скоро в аш крохотный моторчик начнет самостоятельно передвигаться по дому на четвереньках. Помогите малыш у быстрее освоить этот навык. В положении лежа на животе подгибайте ножки в коленях под живот и о дновременно выставляйте ручки. К кроху нужно н аучить стоять на четвереньках.
  • Следующим этапом в занятиях с ребенком 5 месяцев, когда такое положение будет с успехом освоено, станет раскачивание корпуса вперед-назад. Такие упражнения на координацию движений помогут малышу в скором времени сделать самостоятельные движения.

Не стоит забывать о безопасности дитя: е сли и в более раннем возрасте оставлять его на кровати или диване без бортов в одиночестве было крайне опасно, то сейчас такие действия могут привести к травмам еще с большей вероятностью. Дети развиваются скачкообразно, и очень часто приобретение новых навыков становится неожиданностью для родителей. Обезопасьт е кроху от возможных падений. О чень может быть, что момент, когда ребенок научится ползти, в ы проглядите

Обзор игрушек

Сейчас малыш очень интересуется всем, что шуршит, гр емит, блестит. В общем, издает вс яческие звуки, забавно двигается и ярко выглядит. При этом в качестве игрушек могут служить не только всевозможные погремушки, сортеры и любая другая продукция детских магазинов, но и вполне себе житейские вещи. Кусочки ткани, разноцветные баночки с камушками или крупой (только следите, чтобы ребенок не открыл и не наелся), шуршащие фантики, и так далее и тому подобное. Всего лишь немного маминой фантазии!

В качестве о собого интереса среди игрушек стоят волчок, неваляшка и пир а м идка . Малыш сейчас воспринимает не только зрительную информацию, но и наощупь . Ему очень хочется взять интересующий предмет в ручки, ротик, покрутить его, пощупать. Не отказывайте ему в этом удовольствии и обязательно начинайте знакомить его со свойс твами предметов (меховой помпон мягкий, пластиковая крышка жест кая, атласная ленточка гладкая и т.д.). Мелкая моторика и т а ктильное воспри ятие сейчас активно развиваются , да и как интер е сно перебирать маленькими пальчиками такие цветные игрушки!


Во что играть с ребенком 5 месяцев?

  • Как и ранее, будет актуальна и интересна для крохи игра в прятки . Спрячьтесь за салфеткой или платком сами и задайте крохе вопрос: «Где мама/папа?», выждав секундную паузу, покажите малышу свое лицо и скажите: «Вот тут!». Можно прятать и самого ребенка – накиньте платочек на его лицо. Желательно использовать небольшие кусочки материи, которые кроха без труда сможет убрать, поскольку при возникновении з атруднений с освобождением лица , ребе нок может попросту испугаться.
  • Вторая популярная игра, в которую ребенок со временем начнет играть с большим удовольствием - это «Найди предмет» . Под ту же самую салфетку можно спрятать любимую игрушку или книжку, можно обозначать вещи, людей, животных в комнате и просить малыша указать на них. Конечно, сейчас он еще не в состо янии этого сделать, но слушать в аши вопросы и ответы, поверьте, будет очень внимательно. В скором времени во время подобных занятий малыш начнет отличать близких, предметы, игрушки и указывать на них сначала взглядом, а после и пальчиком.
  • Научите ребенка отдавать и принимать предметы в игре . Например, используя забавные потешки и мягкую игрушку, в игровой форме покажите малышу, как ее брать ручками, помогите поместить ее из одной ладошки в другую, отдать маме и вернуть обратно в ручки.
  • Уже с первых месяцев жизни уделяйте время чтению книг с малышом . Зачитаться, конечно, не выйдет, помните, что карапуз еще не в состоянии долго концентрироваться на одном действии. Достаточно 5-10 минут, но каких! Сейчас можно найти яркие, красочные книжки с крупными рисунками, толстыми страничками (ребенок может сам их переворачивать), даже со звуковыми эффектами.
  • В игровой форме можно знакомить малыша с музыкой и звуками. Детки с огромным интересом слушают мелодичные звуки, легкую музыку, классические произведения, звуки природы. Расскажите, что так звучит водичка (можно даже показать), так стучит стаканчик, а вот так чирикает воробушек. Сборники детских песен можно использовать как фоновую музыку для упражнений. Ну и кто запрещает танцевать на руках с малышом?! Плавно раскачиваясь на маминых ручках под веселую мелодию – что может быть лучше!


Кстати, о музыке. Сейчас существуют специальные сборник и современной музыки в детской а ранжировке. Некоторые давно всем известные популярные композиции адаптированы под детские колыбельные . Малыши с удовольствием слушают приятные мягкие звуки, ну а родители могут узнать знакомые нотки.

5 месяц жизни ребенка – время . Если Ваш малыш до этого времени питался материнским молоком, то вполне вероятно, что именно сейчас Вы предложите ему первые фруктовые или овощные пюре или соки.

Крайне не рекомендуется совмеща ть процесс игры с кормлением. Т аким образом, ребенок не сможет воспринимать его серьезно. Не зря известная поговорка гласит: «Делу – время, потехе – час». Для 5-месячного малыша, время еды – большое и серьезное дело.

Игры с малышом помогают развивать его во всех направлениях – зрение, слух, речевые навыки и физическое развитие невозможны без внимания и усилий со стороны близких любящих людей. Развивающие игрушки с различными свойствами – шуршащие коврики, пищалки и гремелки, книжки-малышки – все это хорошо для малыша в 5-месячном возрасте, но гораздо более познавательно и интересно, если мама и папа покажут, как нужно играть, и какими свойства м и обладает тот или иной предмет.
И очень важный момент: комментируйте свои действия, объясняйте ребенку, что вы делаете и зачем, рассказывайте о свойствах предметов. Очень важно говорит с карапузом, даже если он поймет не все и не сможет вам ответить. Речевые навыки закладываются уже сейчас, ребенок уже старается подражать взрослым, копировать интонацию и манеру общения. То, как вы общаетесь с домочадцами и, прежде всего, с самим ребенком, в последующем отразится на его поведении и речевых навыках. Учите доброте и общению уже с этих пор!
Открывайте с малышом новый мир – учитесь радоваться птичке на дереве во время прогулки, яркому летнему солнышку, мыльным пузырям или легкому теплому дождику. Не только малыши учатся у нас, взрослых людей, - нам тоже есть чему поучиться у них – искренности, неподдельной радости от простых вещей, безмерной любви к окружающему миру. Уделяй те больше внимания своим деткам , а их солнечная улыбка пусть станет в ам наградой!
  • Не переусердс т вуйте с физическим развитием, помните, что все должно быть в меру. Ребенок еще слишком мал для активных и продолжительных игр. Если малыш не хочет играть, капризничает и отказывается, не настаивайте.
  • Если вы первый раз играете с ребенком, проявите осторожность. Например, любимая всеми детками игра «в самолетики» в первый раз может быть пугающей для пятимесячного младенца. Он может заплакать от резкого движения, п одбрасываний, испугаться. Учтите это.
  • Не желательно играть сразу после кормления, лучше подождать и «переварить» сытный обед, а потом уже приниматься за веселье.
  • Помните о безопасности. Любые игрушки и интересные вещички, которыми ваше чадо может увлечься, должны быть доступны для него. Например, свисающие игрушки на мобиле должны висеть так, чтобы ребенок смог их пот р ога ть, дотянуться ладошкой. А вот потенциально опасные предметы, мелкие детали и прочее лучше убрать с глаз долой.
  • Не з абывайте про веселые потешки, их очень любят детки всех возр астов! С помощью таких нехитрых и коротких ст ишков можно превратить обычные повседневные дела в забавные игры. Так и рутинная смена подгузника с веселым стишком и комментариями на каждое действие превращается в повод для смеха и веселья.

Основной вид деятельности малышей в возрасте до 1 года – игра. С ее помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает органы чувств и интеллект.

Совместные занятия с родителями позволяют ощутить любовь и заботу близких людей, что впоследствии благоприятно скажется на развитии личности.

Что должен уметь ребенок?

Пятимесячный малыш уже переворачивается с боку на бок и на спину – это позволяет расширить восприятие пространства и мира вокруг. Ребенок начинает интересоваться окружающими его предметами и своим телом:

  • ему нравится рассматривать лица на фотографиях и рисунках;
  • он все чаще начинает гулить (распевать гласные звуки) и лепетать (произносить отдельные слоги – «ма», «па», «ба» и другие);
  • ребенок хватает предметы и игрушки, ощупывает их руками и тянет в рот, бросает;
  • отличает знакомых и незнакомых людей;
  • капризничает при виде незнакомцев;
  • в течение 5-10 минут может самостоятельно заниматься с игрушками;
  • пытается сесть;
  • лежа на животике, опирается на ручки и приподнимается;
  • повторяет движения и слова за взрослыми.

Правильно подобранные игры для ребенка помогут мамам и папам быстрее научить свое чадо управлять телом, сидеть, ползать и говорить.

Какие игрушки нужны?

Малыш в этом возрасте начинает активно интересоваться предметами, находящимися вокруг него. Это дает родителям возможность заняться развитием тактильных ощущений и мелкой моторики ребенка. Для этого понадобятся следующие игрушки:

  1. Подвески в кроватку. Они вешаются над грудью ребенка на расстоянии вытянутой руки. Малыш самостоятельно хватает и отпускает игрушку. Желательно выбирать такие подвески, на которых закреплены погремушки или бубенчики. Помимо ощущений и мелкой моторики они будут тренировать и слух.
  2. Мячик или кубик из ткани. Резиновый шарик малышу в 5 месяцев будет сложно удержать в руках. Поэтому стоит выбирать тряпичные игрушки в форме геометрических предметов. Если мячик или кубик будут сшиты из нескольких видов тканей, ребенок научится отличать мягкое и колючее, пушистое и гладкое.
  3. Музыкальные игрушки. К ним относятся погремушки, дудки, свистульки. Они оказывают влияние на развитие слуха малыша. Ребенок начинает понимать, что такое тихо и громко, определять откуда исходит звук.
  4. Игрушечные бусы. Это хороший тренажер для развития мелкой моторики. Если взять несколько таких игрушек из разных материалов (дерево, пластмасса), то можно научить малыша их различать.
  5. К 5 месяцам детей начинают беспокоить режущиеся зубки, поэтому следует приобрести прорезыватель. Желательно, чтобы его поверхность не была гладкой, а имела выпуклости различной формы (кружки, полоски).

Развивающие игры

Детские игры могут быть активными и пассивными. Также они могут быть направлены на развитие речи, мышления, мелкой моторики и подготавливают к ползанию и хождению. Чтобы игры с ребенком пошли ему на пользу, следует соблюдать несколько несложных правил:

  • малышу нравится играть с родителями или братиком и сестренкой. Не стоит постоянно оставлять его наедине с игрушками, даже самыми интересными;
  • дети в возрасте 5 месяцев могут испугаться, если кто-то резко появится перед ними. Поэтому не стоит бежать малышу навстречу или внезапно появляться из-за его спины;
  • заканчивая игру, не стоит сразу отпускать ребенка с рук. Подержите его еще пару минут, поговорите или поласкайте его. Так малыш быстрее успокоится после активной игры;
  • если вы видите, что ребенок устал, нужно прекратить игру и дать ему отдохнуть;
  • необходимо чередовать активные и пассивные занятия, а также игры на спине и животике;
  • не стоит слишком многого требовать от ребенка, если у него не получается ухватить игрушку или повторить потешку, оставьте эту игру до следующего раза;
  • занимаясь с малышом, не забывайте ласково с ним разговаривать, смотреть ему в глаза и улыбаться. Это позволит ему почувствовать вашу любовь.

Развитие речи

Знакомство с предметами. Эта игра развивает навыки общения, а также проводит связь между названием и предметом. Возьмите несколько игрушек, изображающих животных, машинки, кораблики, показывайте их по очереди ребенку и произносите стишки:

Плачет кошка в коридоре –

У нее большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дадут украсть сосиски.

В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

Никак не может научиться

Петь, как петух – «Кукареку!»

Что ж ты, еж, такой колючий?

– Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Танк – военная машина,

Гусеницы вместо шины.

Винтокрылый вертолет

Всех ребят зовет в полет.

Говорун. Эта игра хороша тем, что в нее можно играть, когда вы купаете, кормите, одеваете или укладываете спать ребенка. Каждый раз, когда вы что-то делаете, комментируйте вслух каждое свое движение. При этом желательно чтобы ваше лицо всегда было в поле зрения ребенка. Помимо запоминания звуков, детки любят наблюдать за артикуляцией. Повторяя слова и движения губ, малыш быстрее начнет говорить.

«А где у нас?» С помощью этого занятия вы можете одновременно развивать речь ребенка и знакомить его со своим телом. Для этого необходимо уложить ребенка и задавать ему вопросы:

«Где у Саши носик?» – дотронуться до носика;

«Где у Саши глазки?» – показать, где глаза;

«где у Саши ручка?» и т.д.

Развитие двигательных навыков

  1. «Выше, еще выше!» – положите малыша на диван или кровать. Возьмите одну ручку и аккуратно тяните ее верх, приговаривая: «Выше, еще выше!». Повторите движение со второй рукой и ногами. Такая игра снимает тонус в теле и тренирует мышцы.
  2. Тренируем ножки – поможет подготовить ребенка к ходьбе. Положите малыша на спинку, возьмите его лодыжки и начинайте поочередно сгибать и разгибать ноги. Можно при этом приговаривать:

Раз, два, три,

Коленочки согни.

Раз, два, три,

Коленочки согни.

  1. Перевороты. Переворачивания с живота на спину развивают мышцы грудной клетки и рук. Положите ребенка на животик и привлеките его внимание любимой игрушкой. Затем отводите ее вправо до тех пор, пока малыш за ней не потянется и не перевернется. Проделайте то же в другую сторону.

Расширение кругозора

  1. Экскурсия. Возьмите ребенка на руки или посадите в слинг и ходите с ним по квартире. Пройдите на кухню, в ванную, спальню, расскажите ребенку, для чего предназначены эти комнаты. Покажите ребенку висящие на стене фотографии и картины, а также различные предметы. Дайте малышу подержать в руках те, которыми он заинтересуется, если они не опасны для него.
  2. «Кто здесь?» Возьмите малыша и поднесите к зеркалу. Он начнет улыбаться, кривляться, а может, и «разговаривать» со своим отражением. Спросите у ребенка: «Кто здесь?» и ответьте: «Это Маша!».

Игры с малышами должны приносить удовольствие и детям, и их родителям. Только в этом случае они пойдут на пользу физическому и психическому развитию.

Пятимесячный малыш – это маленький акробат, который неплохо познал возможности своего тела. Он более ярко реагирует на всё, что видит и слышит. Родители, которые занимались с крохой раньше, задумываются, как развивать ребенка в 5 месяцев, чтобы он был умным и ловким.

Любое развитие нужно начинать с диагностики состояния здоровья и способностей.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте грудничок обычно ведет себя так, будто в его организме кости вовсе отсутствуют: лежа на спине, он тянет ножки к лицу и берет пальчики стоп в рот. Если же уложить его на животик, он с лёгкостью поднимет вверх грудную клетку и прогнёт спинку вниз, занимая позу «тюленя». Согласно наблюдениям педиатров и педагогов, пятимесячные дети могут демонстрировать и другие навыки.


Таблица навыков 5-месячного ребенка

В этом возрасте исчезают безусловные рефлексы. Все дальнейшие действия у детей происходят осознанно. Существует примерная таблица, что должен уметь младенец в возрасте 5 месяцев, с которой родителям рекомендуется сравнивать развитие своего малыша.

Физические навыки (крупная моторика)
  • переворачивается со спинки на живот;
  • уверенно держит в руках погремушку;
  • некоторое время сидит с опорой для спины;
  • держась за мамины руки, стоит несколько секунд.
Мелкая моторика
  • развивается рука: возникает противопоставление большого пальца;
  • появляется умение хватать;
  • ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руке;
  • ощупывает всё пальчиками: свою руку, лицо, одежду, игрушки.
Эмоциональные навыки
  • узнаёт родителей и близких;
  • в присутствии с незнакомыми людьми ведет себя настороженно;
  • с помощью мимики выражает различные эмоции;
  • криками и плачем пытается привлечь внимание близких людей.
Слуховые навыки
  • узнает знакомые голоса;
  • прислушивается к новым звукам;
  • поворачивает голову на источник звука;
  • по-разному реагирует на спокойную и веселую музыку.
Зрительные навыки
  • отдаёт предпочтение предметам яркой окраски;
  • умеет концентрировать взгляд на определенном предмете, в том числе движущемся.
Речевые навыки
  • певуче гулит;
  • произносит первые слоги;
  • повторяет отдельные звуки.

То, что должен уметь малыш в 5 месяцев, согласно наблюдениям педиатров России и ВОЗ, могут и умеют не все пятимесячные дети. Например, многие младенцы в этом возрасте ещё не способны переворачиваться, уверенно упираться на ножки, держась за руки взрослого, произносить слоги. Такое отставание входит в рамки нормы. Главное, чтобы малыш внешне был здоров и бодр.

Анастасия, мама 10-месячного Саши: «Мой сын в 5 месяцев уже поворачивался на бок, мог лежа на животе упираться на вытянутых ручках на ладони, но переворачиваться у него не получалось. Зато буквально спустя месяц сынок легко крутился со спинки на живот и обратно, а также уверенно сидел. Говорить первые слоги наш малыш тоже начал позже – в конце шестого месяца жизни».

Для пятимесячных детей важным показателем физического здоровья являются их рост и масса тела.

Рост и вес ребенка 5 месяцев

В зависимости от пола здоровые пятимесячные малыши весят от 4,8 до 10,4 кг. Ростовые и весовые нормы по ВОЗ определяются следующей таблицей:

Нормы для девочек (ВОЗ)

Условные обозначения таблицы: Р – рост; В – вес.

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
57,4 4,8
59,6 5,4
61,8 6,1 64,0 6,9
66,2 7,8
68,5 8,8
70,7 10,0

Нормы для мальчиков (ВОЗ)

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
59,6 5,3
61,7 6,0
63,8 6,7 65,9 7,5
68,0 8,4
70,1 9,3
72,2 10,4

В России нормы веса и роса определяются Московским НИИ педиатрии и хирургии.

Для пятимесячных малышей они имеют следующие значения:

Для всестороннего развития ежедневно рекомендуется заниматься с детьми развивающими упражнениями и играми. Ведь до года дети усваивают информацию и овладевают различными навыками быстрее, чем в какой-либо другой период своей жизни. Очень важно не потерять время, которое можно провести с колоссальной пользой для здоровья и интеллекта подрастающего поколения.

Как помочь малышу полноценно развиваться?

А. Шопенгауэр заметил: «Час ребенка длиннее, чем день старика».

Маме достаточно заниматься всего один час ежедневно, чтобы он становился более ловким, умелым и умным. За это время можно успеть выполнить гимнастику, поиграть и пообщаться. Для полезного досуга нужно выбрать подходящие занятия.

Ни у каждой семьи есть возможность посещать детские центры раннего развития. Несколько сложнее решать проблему, как развивать ребенка в 5 месяцев в домашних условиях. У домашнего развития есть свои положительные стороны: мама и папа смогут заниматься с крохой различными видами деятельности и вместе проводить развивающие игры.

Физическое развитие (крупная моторика)

Простейшее средство физического развития малыша – комплекс гимнастических упражнений.

Укрепление мышц спины и шеи

Для укрепления мышц спины и шеи крохе полезно упражняться на фитболе.

  • уложив ребенка на мяч животом вниз, мама придерживает его за ножки и слегка подкатывает мяч вперёд;
  • зажав мяч между своих ног, мама держит малыша под мышками, его ножки упираются в мяч. В таком положении мама позволяет крохе «попрыгать» на мягкой поверхности;
  • мама укладывает ребенка на мяч спинкой и, удерживая его за ножки, позволяет ему прогнуться по поверхности мяча;
  • мама укладывает кроху на животик и, удерживая его за ножки, катит мяч вперед до тех пор, пока ручки крохи не коснутся пола. На том месте, где ручки малыша будут приближаться к полу, следует положить несколько игрушек. Это позволит одновременно развивать реакцию крохи и его умение хватать рукой предметы.



Тренировка мышц рук

Сделать руки более крепкими помогут подтягивания. Мама садится перед ребенком, лежащим на спинке, берет его ладошки и аккуратно тянет его вверх, пока он не сядет. Дает радостному малышу остаться в таком положении полминуты и укладывает его снова на спинку.

Укрепление мышц ног

Езда на воображаемом велосипеде

Мама берет ножки малыша, обхватив у щиколоток, и делает по очереди движения, имитируя езду на велосипеде.

Прыжки

Мама садится на диван и ставит себе на колени малыша, придерживая его под мышками. Ребенок сам начнет отталкиваться от маминых ног ступнями, подпрыгивая.

Плавание

В домашних условиях малыши могут даже плавать. Для этого нужно набрать в ванну воды и, поддерживая малыша за спинку или животик, позволить ему грести ручками и ножками.

Развитие мелкой моторики

Если пальцы ребенка плотно сжаты в кулачок , перед началом игры их необходимо расслабить, сделав массаж ручек:

  • Обхватите ручки малыша за локтевой сгиб и потрясите их – это расслабит пальчики.
  • Возьмите ручки ребенка за запястья и слегка потрясите их. Разомните запястья, затем потрите ладошки.

Развивающие игры в 5 месяцев должны быть направлены на стимулирование захвата предметов ладошкой с противопоставленным большим пальцем и перебирание мелких предметов. Обязательны в этом возрасте пальчиковые игры.

Вращение в ладошках массажного шарика

Посадите ребенка на колени спиной к себе. Возьмите массажный шарик размером чуть больше детской ладошки и вложите его в руки малыша. Обхватите своими ладонями ладони ребенка и начинайте вращательные движения: по кругу, вдоль ладони и поперек.

Не нажимайте на ручки ребенка слишком сильно! Это может травмировать суставы или причинить боль от выпуклых элементов.



Возьмите яркий детский носочек и пришейте к нему пуговицы, бусины, бубенцы. Оденьте носок на левую ручку и следите за реакций ребенка. Он должен начать правой рукой ощупывать новую игрушку, мелкие предметы. Если этого не произошло, покажите как надо: подведите ручку крохи к носочку и его пальчиком коснитесь бубенцов.

«Колокольчик динь-динь»

Вам понадобится колокольчик и прищепка. Крепко привяжите колокольчик к прищепке и цепляйте на одежду крохи: на рукав, на штанишки, на носочек. Малыш должен тянуться к звенящему колокольчику и пытаться снять прищепку.

Следите, чтобы ребенок не прищемил пальчик, не оставляйте его одного с этой игрушкой!

Пальчиковые игры

Возьмите ручку малыша и его пальчиками одной руки поглаживайте ладошку другой. Приговаривайте стишок:

Мы пальчики погладим,
Так-так и вот так!
Мы пальчики потрем,
Так-так и вот так!

Сжимаем пальчики в кулачок и разжимаем по одному, читая стишок:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Пятимесячные крохи умеют проявлять радость и смеяться. Настороженно реагируют на незнакомого человека. Различают интонацию голоса и могут расплакаться, если услышат строгий или чрезмерно требовательный тон.

В развитии эмоций и взаимоотношений между ребенком и взрослым важную роль играют повседневные дела и занятия. Проявляйте эмоции во время кормления, купания, одевания и других занятий, и скоро малыш тоже начнет вам подражать.

Во время купания

Купая малыша, намыливаем ручки, ножки, голову и в конце животик, изображая удивление:

Здесь водичка холодненькая,
Здесь - тепленькая,
Здесь - горяченькая,
А здесь - кипяток, кипяток!

Поддерживаем «комплекс оживления»

Положив кроху на спинку потормошите и пощекочите его, улыбаясь, приговаривайте:

Мальчику:

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сладенький кусочек!

Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Стимулируем смех

Поднимите малыша на вытянутых руках, одной поддерживая грудь ребенка, другой – его таз. Раскачивайте его вверх и вниз, приговаривая:

Топ, топ, топоток,
Еду, еду, путь далек.
Не шажком, не бегом,
А на палочке верхом!
(И. Михайлова)



Развитие зрения

Малыша привлекают яркие и красочные развивающие игрушки, поэтому он с удовольствием играет с ними.

Наблюдаем за движущейся игрушкой

К любой новой игрушке привяжите ленточку, чтобы ребенок не отвлекался на вашу руку. Положите малыша на спинку, покажите ему игрушку, потрясите. Перемещайте ее по кругу, следите, чтобы кроха следил за ней взглядом. Если он потянет ручки к игрушке, предоставьте ему самому схватить ее. Наблюдая за движением игрушки, малыш учится фиксировать взгляд и следить за ее перемещением.

Неваляшка

Сейчас в продаже имеются не только классические неваляшки-девочки, но и животные – зайчики, мишки, утята. Играя с неваляшкой, малыш учится приводить в действие игрушку и наблюдать за ее мелодичным танцем и раскачиванием в стороны.

Прятки

Игры «В прятки» со исчезающими игрушками развивают любопытство и зрение малыша. Прикройте игрушку платочком и спросите: «Куда мишка спрятался?». Затем уберите платочек и радостным голосом скажите: «А вот и мишка!». Чуть позже ребенок радостно начнет сам убирать платочек.

«Идет коза рогатая»

Малыш уже узнает мама и папу. Эта игра научит узнавать других членов семьи. Поднесите ребенка к бабушке или дедушке. Пусть они поиграют с крохой в «бодашки», читая ему стишок:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает!

Развиваем слух

Малыши в 5 месяцев очень любят извлекать звуки из самых разных предметов. Даже элементарная погремушка для них уже не просто яркая грохочущая штука, а что-то вроде примитивного музыкального инструмента. Часто, играя с ней, кроха даже подпевает.

С помощью игр развивается слуховое восприятие малыша.

Откуда звук

Накрывая пелёнкой включенную музыкальную игрушку, взрослый спрашивает: «Откуда звук?». Малыш прислушивается к музыке, ищет взглядом источник звука.

Бубен

Сядьте на пол, малыша посадите на колени спиной к себе. Возьмите бубен, потрясите им справа от ребенка. Малыш должен повернуть голову в сторону звука. Приблизьте бубен к ребенку, позвольте ему постучать по игрушке. Так он научится устанавливать взаимосвязь между своими действиями и исходящими звуками.

Учимся различать мелодии

Возможно, ребенок еще не понимает разницу между спокойной и плясовой мелодией. Научите его, как реагировать на веселую музыку. Возьмите кроху на ручки и потанцуйте с ним, напевая песенку на мелодию «Во саду ли в огороде»:

На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают!

Когда подойдет время сна, тихо спойте колыбельную, покачивая малыша на руках:

Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка, здесь не лай,
Белолапа не скули,
И (имя ребенка) не буди.



Развиваем речь

Пятимесячные крохи охотно «разговаривают». Для того чтобы развивать речь малыша, с ним необходимо постоянно разговаривать, комментируя все происходящее вокруг самыми простыми фразами: «мама тот-топ», «водичка кап-кап», «звоночек динь-динь». Чаще разговаривайте, расположив малыша так, чтобы он хорошо видел ваши губы.

Поем песенки из слогов

Пойте простые песенки из слогов. Ребенок охотно будет повторять за мамой: «та-а-а-а, да-а-а-а, ма-а-а-а, па-а-а-а».

«Кто как кричит?»

Игры на подражание звукам животных забавляют малышей, и стимулирую их научиться произносить такие же звуки. Для игр можно использовать игрушки: кошечки, собачки, птички. Держите игрушку и произносите: «Как кошечка мяукает? Мяу!»

Оксана, мама двухлетней Даши: «Когда Даше было 5 месяцев, она начала складывать звуки в слоги. Я предложила ей поговорить: произносила певуче слоги «ма», «па», «на», «ля», «да», «не». Она повторяла их, как умела. Ей нравилось, что мы вместе развиваем речь. Уже в 7,5 месяцев доченька стала лепетать первые простые слова: «мама», «папа», «да», «ляля». Сейчас ей 2 года, она легко строит небольшие предложения, выговаривает почти все звуки. Я думаю, это наши «разговоры» так повлияли на развитие ее речи».

Познавательное развитие ребенка 5 месяцев

Игры, прогулки и общение с малышом способствуют развитию его интеллекта. Родители могут поиграть в развивающие игры для малышей 5 месяцев:

Изучаем лицо

Склонившись над ребенком, дайте ему возможность изучить ладошками сначала ваше лицо, а затем и свое собственное. Не забывайте называть те части, до которых малыш дотрагивается.



Изучаем причинно-следственные связи

Соберите цветные пирамидки или башенки из нескольких деталей. Стройте, чтобы малыш видел, как вы это делаете, покажите, как из кубиков можно соорудить элементарные постройки. Поднесите ребенка к пирамидке. Он ее толкнет и скорее всего, сломает. Скажите: «Бух! Упала» . Предложите построить еще.

Знакомьтесь с предметами и окружающим миром

Что бы вы ни делали и где бы ни находились, если ребенок рядом, показывайте ему предметы и называйте их: «Это кастрюля», «смотри, кошечка».

Вика, мама Анюты 1 год: «В 5 месяцев я активно показывала дочке предметы в нашей квартире и на улице. Диван, шкаф, стол и т.п. называла почти каждый день. В 6 месяцев показывала карточки с изображением тех же предметов. Удивительно, но в 8 месяцев Анюта на вопрос «Где стол?» показывала пальчиком стол. А если я раскладывала перед ней 5 карточек и задавала тот же вопрос, она и на карточке находила стол».

Огромная роль в развитии пятимесячных малышей принадлежит игрушкам.

Развивающие игрушки

С помощью игрушек малыш познает окружающий мир.

Развивающие игрушки для малышей 5 месяцев:

  • На развивающем коврике малышу будет интересно и полезно проводить время самостоятельно;
  • Музыкальные игрушки отвлекут и успокоят плачущего ребенка;
  • Книжка для малышей с мягкими страничками познакомит со своими героями;
  • Молоточки – стучалки, юла, матрешки и неваляшки научат малыша играть самостоятельно.

Распорядок дня, как элемент развития

Режим крохи – важный фактор его развития. Именно от правильности распорядка дня зависят его физическая и познавательная активность, способность воспринимать информацию.

Чтобы кроха полноценно питался, развивался и отдыхал, его режим дня должен быть четко организован.

После утреннего пробуждения должен быть завтрак, зарядка, гигиенические процедуры, время для игры. Когда малыш устанет, ему необходимо поспать не меньше часа. Затем можно покушать и отправляться на прогулку. Потом снова прием пищи, отдых, игры, вечерние гигиенические процедуры, сон.

Привыкая жить в определенном ритме, кроха становится собранным, организованным, спокойным и внимательным. А это – важнейшие основы для его полноценного развития.

Заключение

Родители должны лишь помнить, что развивающие занятия с малышами в 5 месяцев должны быть разнообразными и непродолжительными, чтобы кроха не переутомлялся. Тогда результат от этих занятий не заставит ждать и проявится уже к году.

Учеными установлено, что дети, с которыми активно занимались до года, вырастают более любознательными, отличаются хорошей памятью и высоким интеллектом.

Развитие пятимесячного ребенка требует от родителей немало времени и сил. Но занятия с крохой приносят взрослым столько позитивных эмоций и оказывают такое полезное влияние как на детей, так и на маму с папой, что времени на них совершенно не жалко.

Видео: Развитие нервной системы ребенка в 5 месяцев

  1. Дюкова Е. Мать и дитя: от беременности до 3 лет.
  2. Лучшие методики раннего развития.
  3. Л. Суркова. Быть мамой здорово! Беременность и первый год жизни малыша.
  4. Н. Андреева. Беременность, роды и первый год жизни ребёнка.

Как заниматься с ребёнком в 5 месяцев. В какие игры можно играть с ребёнком в 5 месяцев. Игры для ребёнка в 5 месяцев. Игрушки для ребёнка в 5 месяцев.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 5 месяцев.

окружающее пространство становится для ребенка все более важным. И если вы еще не организовали площадку для игры в прошлом месяце, подготовьте ее сейчас. Очень важно, чтобы покрытие, на котором будет находиться ребенок, было ровным, а также защищенным от сквозняков, если это пространство на полу. Пространства должно быть достаточно, чтобы малыш мог осваивать новые навыки в движениях и в манипуляциях с игрушками.

Игрушки для ребёнка в 5 месяцев

Набор игрушек в этом месяце можно значительно расширить . Это могут быть погремушки с ручками, колечки, резиновые зверюшки. Вынимая их для игры, сразу расположите их на некотором расстоянии, чтобы малыш пытался к ним подползти и достать, это активизирует его движения.

Хорошо, если у ребенка есть возможность изучать самые разнообразные игрушки для хватания и манипулировать с ними. Активно используйте пластмассовую и деревянную посуду, пластиковые бутылки (пустые и наполненные разными мелкими предметами, например крупой), маленькие коробочки с крышками.

Конечно, обязательное условие для всех предметов - их чистота и безопасность . Важно, чтобы все бутылочки были крепко закручены, деревянная посуда была без шероховатостей, а пластмассовая - без трещин. И, разумеется, не забывайте часто и регулярно менять эти подручные средства.

Когда купаете ребенка, пусть вместе с ним в ванночке плавают и его игрушки: уточки, кораблики, мячики, ситечки, яркие губки. Они позволят малышу играть с водой, делают процесс купания увлекательным и более комфортным и активизируют его исследовательский интерес.

❧ Будьте внимательны при покупке игрушек! Все они должны быть из экологически чистых и безопасных материалов. Краска не должна отслаиваться, а материал - рассыпаться в руках. Обращайте внимание на запах и на цвет игрушек - они не должны быть слишком яркими, поскольку действуют слишком возбуждающе, так же как и не должны пахнуть «химией».

Игры для ребёнка 5 месяцев

Игра «Достань игрушки»

Выложите ребенка на животик и поставьте перед ним игрушку совсем на небольшом расстоянии. Побуждайте его подползти и достать ее. Вы можете ему немножко помочь, подпирая своей рукой стопы его ног. При необходимости повторите до 4-6 раз.

Рис. Игрушка на расстоянии побуждает ребенка к ползанию

Чтобы учить ребенка переносить вес тела с одной руки на другую, положите его на животик и дайте в одну руку игрушку. Другой рукой он будет опираться о поверхность. Когда ребенок лежит в кроватке, вывешивайте в ней крупные звенящие игрушки так, чтобы он мог их доставать ножками, ударять или толкать.

Что бы вы ни делали, разговаривайте с малышом, объясняя свои действия. Переодевая, купая, готовясь к кормлению, мама и папа могут ласково приговаривать и рассказывать о своих действиях. Больше пойте песенок в различных темпах, веселых и сентиментальных.

Малыш активно подражает маме. Конечно, стоит поддерживать такое поведение для развития способностей. Мама может обращать внимание ребенка на разные голоса животных и даже учить узнавать их.

Киски и собачки, коровы и поросята, а также машины, поезда, самолеты и даже звон посуды - звуки всех этих животных и техники мама может запросто изобразить ребенку, добаляя при этом полное название. Показывайте их на картинках или на улице и имитируйте голосом звуки, которые они издают. Помните, что для запоминания малышу нужны многократные повторения слова и звука.

Игра в названия

Играйте с ребенком в названия игрушек. Показывайте их малышу и при этом называйте их. «Му-му» - это коровка, «мяу-мяу» - киска, «ав-ав» - собачка, «ж-ж» - пчелка. Очень быстро ребенок запомнит их, и, когда вы будете их называть, малыш будет улыбаться и тянуться к ним.

Слух ребенка становится острее. Он отчетливо слышит даже самые тихие или непривычные звуки и поворачивает в их сторону голову.

В КАКИЕ ИГРЫ ВЫ ЕЩЕ МОЖЕТЕ ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ?

Ладушки

В этом возрасте с малышом можно играть в ладушки.

Музыкальные инструменты

Сядьте рядом с малышом и покажите, как можно играть на разных инструментах. Погремите погремушкой, постучите в бубен и барабан, позвоните колокольчиком. Показав игру, передайте игрушку ребенку. Он попробует все ваши действия повторить.

Откуда звенит

Включайте музыкальные игрушки. Ребенок будет не только отыскивать источник звука, но и переворачиваться к нему, а может быть, даже стремиться к нему подползти.

Танцы под музыку

Танцуйте с малышом под музыку. Возьмите его под мышки и, слегка касаясь его ножками твердой поверхности, активизируйте движения в такт веселой мелодии, под которую так и хочется поплясать. Ребенок может так «танцевать» на полу, на столе или на ваших коленях.

РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ РЕБЁНКА

Если с ребенком регулярно занимались гимнастикой, то на протяжении пятого месяца он хорошо осваивает самостоятельный поворот со спинки на живот и учится переворачиваться с живота на спину.

Присаживаясь, он все крепче и все более прямо удерживает спинку. Но это не означает, что его уже можно сажать в детское креслице или среди подушек, - большая нагрузка на позвоночник по-прежнему нежелательна.

В этом месяце вы можете добавить такие упражнения:

Держа ребенка под грудь, поднимайте его вверх на вытянутых руках. Так он учится поднимать ноги, а мышцы спины работают активнее;

Сядьте на стул, а ребенка положите животом себе на ноги так, чтобы его ножки при этом свободно свисали. Прижмите руками туловище малыша к своим ногам, и он начнет поднимать ноги вверх, укрепляя мышцы поясничной области и ягодиц.

Игры в «прятки»

В этом возрасте ребенка очень увлекают игры с предметом, который пропадает и появляется. Это может быть и лицо его любимой мамы, и игрушка, и кукла, которую надевают на руку в виде перчатки.

Если ничего этого нет, используйте варежку-ухватку, нарисуйте на ней лицо или сделайте аппликацию с помощью пуговиц и кусочков ткани. Главное, чтобы эта ухватка была из однотонного материала и ребенок смог различить на ней «лицо».

Еще вы можете играть в такие игры:

❧ Накройте игрушку салфеткой, а потом сдерните ее, привлекая внимание ребенка к игрушке, произнося при этом «ку-ку».

Сначала он может не обратить внимания, но, если вы время от времени будете возвращаться к этой игре, он, конечно, начнет реагировать и понимать происходящее.

❧ Малышу интересно находить спрятанный под салфеткой звучащий предмет, например будильник. Сначала положите звучащую игрушку и спросите: «А что это там звенит?» Затем поднимите салфетку и обрадуйтесь «находке». Вскоре малыш присоединится к поискам, ведь это так интересно.

Очень важным в этот период становится развитие движений рук. Ребенку полезно рвать и мять мягкую бумагу. Только пусть он делает это в вашем присутствии: вы должны быть уверены в том, что он не засунет в рот оторванные куски.

ГДЕ МАМА? ГДЕ ПАПА?

В этом возрасте малыш хорошо начинает реагировать на вопросы. Задайте ему вопрос: «Где мама?» - и малыш начнет искать глазами вас. Точно так же он будет искать и папу. Если вы таким образом поиграете с ним в прятки, это доставит ему большое удовольствие. Появляясь всякий раз из укрытия, вы вызовете его искренний и заразительный смех. Но не прячьтесь на долгое время: если малыш не найдет вас, то может испугаться и расплакаться.

Уже не только спит и ест, а и желает как-то развлечься. Да-да, у него ведь уже сформировались хватательные рефлексы, он держит головку и даже пытается сесть, как взрослый. Игрушки ему, конечно, интересны, он все их пробует на зубок, но эта забава никак не заменит игр с родителями. И здесь вам на помощь придут наши .

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Но вначале давайте разберемся с тем, что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Кроме того, о чем мы уже сказали выше, предполагает, что он уже осознанно улыбается, когда видит маму или папу, радостно лепечет и выражает свои эмоции. Ребенок в 5 месяцев может сфокусировать взгляд, отличать близкие объекты от далеких и находить знакомые.

У ребенка в 5 месяцев начинают активно развиваться слуховое восприятие и речь. Он поворачивает голову в направлении голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть. А еще ребенок в 5 месяцев пробует лепетать, и в отличие от «агукания», лепет - это уже более сложный вид речи, который готовит малыша к произнесению первых осознанных звуков и слогов. Так что играть в игры с ребенком в 5 месяцев будет весело и интересно. Итак, наши развивающие игры для детей 5 месяцев.

Развивающие игры для детей 5 месяцев

Игры с ребенком в 5 месяцев предметами разной формы и текстуры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений малыша.

Игра в предметы разной формы: для игры понадобится по три кубики гранью четыре сантиметра и шарики такого же диаметра. Подкладывайте ребенку по очереди шарики и кубики; следите, чтобы он распределял пальчики по всей поверхности предмета.

Игра в предметы разной текстуры: дайте ребенку предметы разных форм и с разной поверхностью - гладкие, скользкие, шершавые, мягкие, твердые, пушистые, колючие в разумных пределах, упругие. Можно купить или сделать своими руками тактильные мешочки (они наполнены крупами, бобами или пластиковыми шариками), ощупывая которые ребенок будет развивать мелкую моторику рук.

Игра «Ручки и ножки». Ребенок в 5 месяцев уже «познакомился» со своими ножками. Игры по захватыванию ног развивают общую координацию и моторику. Также ребенок в 5 месяцев очень любит что-то пинать. Подвесьте над кроваткой игрушки, мячики, погремушки, он будет их отталкивать. Такие предметы как, к примеру, мячик или неваляшка, можно не подвешивать, а просто класть в кроватку.

Игра «Маленький пианист». Ребенок в 5 месяцев получает представления об объеме и плотности предметов, надавливая на них. Лучше всего для игры с ребенком в 5 месяцев подойдут клавишные музыкальные инструменты. Первое игрушечное пианино малыша принесет не только принесет ему радостное возбуждение, но и научит связывать звук с движениями пальцев. Покажите ребенку, как нажимать клавиши.

Игры с ребенком в 5 месяцев на развитие зрительной памяти и внимания, научат малыша запоминать новые предметы и находить уже знакомые.

Игра «Зеркало». Эта игра научит ребенка следить за своим зеркальным отражением. Подносите ребенка к зеркалу, потом отдаляйте. Пусть он видит, что отражение меняется, когда вы двигаетесь. Возьмите «игрушку» и укажите на ребенка, потом - на себя. В процессе игры малыш научится различать свое, и ваше отражения. Все свои действия сопровождайте комментариями.

Игра «Старое и новое». Эта игра учит малыша запоминать новые предметы и находить уже знакомые. Показывайте ребенку знакомые ему игрушки, периодически добавляя новую. Отечайте реакцию узнавания, удивления, проговаривайте названия предметов, их форму, цвет, комментируйте реакцию ребенка. Если он просит - дайте ему игрушку. Берите ребенка на руки и ходите, показывая ему комнату, большие яркие предметы за окном, на полу, на стене. Переключать внимание ребенка нужно постепенно.

Игра «Прятки». Игра в прятки развивает внимание ребенку. Покажите малышу яркую игрушку, задержите ее на расстоянии тридцати сантиметров, давая малышу рассмотреть каждую деталь. Затем отведите немного в сторону; приблизьте; спрячьте за бортик кровати. Проделайте то же самое с другой игрушкой. Важно, чтобы ребенок наблюдал за передвижениями предметов, интересовался их исчезновением и появлением. Комментируйте все свои действия, чтобы ребенок не испугался неожиданным появлением игрушки.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение