Как развивается ребенок после рождения. Новорожденный ребенок: первый месяц жизни малыша — развитие младенца, поведение и уход с рождения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.

Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев

Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.

Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:

  • с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может, в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
  • с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
  • с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.

Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.


Таблица развития ребенка от 3 месяцев до полугода

После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.

Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:

  • 4 месяца – кроха сам держит голову и внимательно следит за перемещением предметов и людей по комнате. Сейчас он может стоять на ножках с поддержкой под мышки. Начинается период прорезывания зубов, что может сопровождаться капризами и плачем, основной симптом – активное слюноотделение и привычка все тянуть в рот. Полностью развит навык общения – малыш подзывает родных при помощи звуков и жестов, долго рассматривает лица и выражает удовольствие смехом и улыбками;
  • 5 месяцев – грудничок начинает сидеть (пока еще с опорой, в детском манеже, кресле), во время активных игр на кровати ребенок сам переворачивается со спины на живот и обратно, некоторые могут без посторонней помощи подниматься в манеже. Активизируется социальный фактор, кроха не может длительное время оставаться один, он постоянно требует общения, о чем сообщает активными движениями и громкими звуками. Хватательный рефлекс развит в полной мере, грудничок уверенно берет понравившийся предмет, может перекладывать его из руки в руку и выбрасывать;
  • полгода – активизируется мышечная масса, ребенок уже владеет своим телом, поэтому способен приподниматься, переворачиваться, многие начинают ползать. К полугоду малыши могут вырасти до 60-70 см, при этом масса тела будет в пределах от 5,5 до 9 кг. Активно режутся зубки, что причиняет немало беспокойства, важно на данном этапе помочь крохе отвлечься от болезненных ощущений при помощи резиновых прорезывателей и гелей.

Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.


Календарь развития ребенка с полугода до 9 месяцев

Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.

  • 7 месяцев – активное ползание входит в привычку, кроха с удовольствием проводит время на детском коврике с мягкими игрушками, любит гулять на улице, где с интересом все рассматривает. Теперь малыш точно узнает родные лица и голоса, различает свое имя и запоминает некоторые предметы по названиям. В это время вводят первый прикорм;
  • 8 месяцев – проявляется пинцетный захват – кроха может брать предметы не всей ладошкой, а двумя пальцами. Рацион питания расширяется, при этом увеличение роста и массы тела несколько замедляется, вместо этого активно развиваются навыки общения и разговора;
  • 9 месяцев – самые развитые малыши начинают вставать, держась за диван или стул, можно увидеть первые шаги, правда, пока с опорой. Это время для первого осознанного слова, «ма-ма, ба-ба т.д.».

Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.


Календарь развития ребенка с 9 месяцев до года

Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.

  • 10 месяцев – ползание может сопровождаться преодолением препятствий, детки пробуют перелезать через мягкие валики, стулья, впервые спускаются по ступенькам. Первые шаги будут неуверенными, но попыток ходить малыш уже не прекратит, поэтому следует обезопасить комнату от острых углов и опасных предметов;
  • 11 месяцев – рацион включает в себя овощи, молочные продукты, каши, фрукты и мясо, все эти компоненты необходимы для полноценного развития организма и восполнения энергии, которую ребенок тратит за день. С первым введением прикорма нужно начинать чистить зубки, это предотвратит развитие кариеса;
  • 1 год – ребенок знает, что можно и нельзя, помнит, где находятся интересующие его предметы и понимает практически все, что вы ему говорите. Проявляется характер малыша – он часто протестует против неугодных ему занятий, важно в это время научить его правильно выражать протесты – не криками, а с помощью общения.

Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.

Беременность позади, и вот ваш кроха уже у вас на руках - такой милый и беззащитный. Вы, конечно, безмерно рады этому, но, кроме счастья, которое разгорается у вас внутри, вы ощущаете смутную тревогу и беспокойство, а все ли в порядке с ребенком? Да, он выглядит прекрасно, активно сосет грудь, да и родился здоровеньким, но вдруг что-то пойдет не так, а вы этого не заметите? Вдруг вы что-то упустите, и здоровье малыша подорвется?

Действительно, обнаружить какую-то возникшую проблему, о которой мама и папа не всегда догадываются, сможет только врач-педиатр, поэтому родителей обязуют ходить к нему на прием каждый месяц - взвешиваться, измеряться, проверять рефлексы и т. д.

Однако это не означает, что после похода в поликлинику родителям не нужно следить за развитием новорожденного и пустить все на самотек. Теперь их задача - отслеживать развитие ребенка до года по мере сил и возможностей, фиксировать положительные изменения и отклонения от усредненных показаний (отклонения должны быть внушительные!). В случае, если вы заметили что-то странное в поведении или внешнем виде малютки, незамедлительно обращайтесь к педиатру. Так вы сможете профилактировать и предотвращать различные проблемы.

А пока в помощь мамочкам и папочкам календарь развития ребенка по месяцам.

Календарь поможет вам следить за особенностями развития ребенка, он даст вам ориентир, на каких этапах вы находитесь, чего ждать от них, как реагировать.

1 месяц

Средние показатели физиологического развития ребенка

Физическое развитие можно оценить по 4 параметрам:

  • окружность груди.

За всеми этими характеристиками будет тщательно следить педиатр. . Но и родителям не мешает знать примерные показатели. Чтобы каждый раз не возвращаться к этому пункту, мы решили представить вашему вниманию две таблицы, где отражены важные параметры малышей с рождения до года.


Таблица объема головы и грудной клетки. С ее помощью также можно отслеживать прибавку в росте и весе


Таблица роста и веса с рождения до года

Помните: эти показатели усредненные! Все малыши очень разные, и развитие ребенка до года происходит в индивидуальном режиме. Главное, чтобы эти показатели менялись плавно, без резких скачков.

Мышцы и тонус

Мышечный тонус ребенка повышен. Ручки у новорожденного согнуты в локтях, ножки - в коленках, кулачки сжаты. В медицине это называется «гипертония сгибателей» или . Это нормальное состояние для ребенка от 0 до 3 месяцев. Если вы попытаетесь разогнуть его ручки и ножки, то они будут сопротивляться. Педиатры и детские массажисты не рекомендуют насильно разгибать конечности новорожденного, так как это может вызвать еще большее повышение мышечного тонуса.

Николай Никонов (врач-миолог, остеопат, профессиональный массажист, главный врач клиники «Эмендо») рассказывает:

«Работа мышц ребенка контролируется головным мозгом, и именно головной мозг дает команду мышцам детеныша находиться в напряженном состоянии. Но как только мозг малыша разовьется, то именно он даст команду мышцам расслабиться. Гипертонус пройдет, и это произойдет к 3 месяцам жизни крохи».

Никонов учит, что когда мы трогаем ручки малыша или любую другую часть тела, то мы в первую очередь воздействуем на головной мозг, посылая ему импульсы. То есть идет развитие не ножек или ручек, а головного мозга. Именно он, в свою очередь, управляет конечностями маленького человечка. И чем больше мы развили мозг, тем лучше будет двигаться ребенок.

Рефлексы

У месячного ребенка обычно проверяют , которые указывают на то, что развитие новорожденного правильное. Рефлексы должны быть симметричны, малыш должен выражать их одинаково, в обе стороны: например, при проверке рефлекса ползания его ножки, отталкиваясь от ладони взрослого, должны двигаться активно, правая и левая действовать одинаково. Рефлекс автоматической ходьбы тоже предполагает одинаковое, симметричное перебирание ножками.

Что умеет

  • Отличие месячного малыша от только что родившегося в том, что он уже умеет фиксировать взгляд на лице взрослого и ярких предметах ().
  • Он умеет сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете.
  • У него появляется первая улыбка на обращенную к нему речь взрослого.
  • Если малыша перевернуть на животик, он будет пытаться вставать и .

Развиваем ребенка

Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете («Сейчас я пойду тебя кормить»), гладьте его, выкладывайте почаще на животик. В его маленькие ручки можно вкладывать различные по фактуре .

Возможные проблемы

  • Пупочная ранка: необходимо перекисью или зеленкой.
  • : чтобы минимизировать отрыжку, после кормления держите малыша столбиком некоторое время, пока не отойдет воздух.
  • - частое явление у новорожденных.
  • - боли в кишечнике, от которых новорожденный нервничает и плачет.

Общение

Новорожденному очень важно постоянно находиться со своей мамой, чувствовать ее запах и прикосновения, слышать ее голос. Так малютка чувствует себя в безопасности.

Не бойтесь брать малыша на ручки. . Большинство педиатров не согласны с мнением, что это может разбаловать детёныша. Он еще слишком мал для этого. Наоборот, это рождает в его маленькой головке уверенность, что он нужен и любим. Ему, как никогда, нужен тактильный контакт, поэтому в этом возрасте актуален и .

2 месяц

Период новорожденности закончился, и начинается период грудного возраста, который продлится до 1 года. В этот период вам уже легче, вы лучше понимаете своего малыша, вас теперь не пугает каждый звук, который он издает, вы более спокойно осуществляете уход за ним.

Сон

Малыш по-прежнему долго спит - до 18 часов в сутки. Его сон может быть беспокойным, кроха возится и просыпается без причин. Малютка легко засыпает у мамы на руках, но когда она делает попытку переложить его в кроватку, он сразу просыпается. Поэтому рекомендуется укачивать его сразу в кроватке или перекладывать его тогда, когда он только задремал.

Во сне малыш уже не так сильно и часто вздрагивает, как месяц назад. Его можно не или слегка припеленовывать.

Что умеет

  • Малыш научился держать головку несколько секунд.
  • Он делает попытки протягивать ручки к игрушкам.
  • Если игрушку вложить ему в ручку, он способен ее удерживать некоторое время, трясти.
  • Он фокусирует взгляд на близком предмете, расположенном не дальше метра, и, если этот предмет уводить в сторону, он должен уметь проследить за ним глазками.
  • Малыш начинает гулить - произносить свои первые звуки.
  • У 2 месячного ребенка появляется мимика и эмоции.
  • У ребенка улучшает (новорожденные детки почти глухие из-за скопления в среднем ухе амниотической жидкости). Если взять звуковой предмет и погреметь им у головы грудничка, так, чтобы он не видел, то он будет поворачивать головку в сторону звука.
  • У малыша начинают работать слюнные железы, что облегчает ему процесс сосания.
  • Гипертонус начинает ослабевать.

Развиваем ребенка

Первоочередная задача в этот период - развивать его зрение, слух, двигательную активность.

  • Для зрения подойдет игрушка с яркими цветами, но не слишком пестрая и многоцветная. Пусть она будет одного цвета, а на ней нарисован объект другого цвета (лучше улыбающаяся рожица). Водите игрушку по горизонтали и вертикали перед глазами малыша - пусть он следит за ней. Над кроваткой можно подвесить мобиль. .
  • Для слуха нам понадобится или колокольчик, которым нужно звенеть вне поля зрения грудничка. Также полезно включать крохе разные мелодии.
  • Для двигательной активности можно порекомендовать фитбол. В 2 месяца ребенка можно выкладывать животиком на него и катать взад-вперед. Это развивает мышцы живота, помогает профилактировать колики и т. д.

Возможные проблемы

  • Колики.
  • Гнойные выделения на глазах малыша - .
  • . В последних двух случаях следует срочно обратиться к педиатру.

Общение

Нельзя оставлять ребенка одного, он всегда должен быть под присмотром. Хорошие родители знают, когда малыш готов играть, а когда он устал. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями - его психическое здоровье еще хрупкое, перевозбуждение нервной системы приведет к слезам и истерике.

3 месяц

Сон

Что умеет

  • Ребенок становится более эмоциональным: он не просто лежит, он теперь узнает маму и папу, смеется, гулит, общается с ними своим языком. Он начинает капризничать, проявлять характер. Если ему что-то не нравится, он это показывает: корчит рожицы, кричит, рычит, хныкает и т. д.
  • Более внимательно изучает игрушки, прежде чем их потрогать или взять в ручку. После изучения малыш берет игрушку и тянет ее в рот. Это тот самый период, когда крохе необходимо все попробовать на вкус.
  • Малыш умеет переворачиваться со спинки на бочок. Если он лежит на животе, то может привстать на ручки.
  • Он способен удерживать головку и вертеть ею в разные стороны.
  • Обнаруживает свои ручки и играет с ними.
  • Способен определять источник света и звука.

Развиваем ребенка

  • Продолжаем развивать зрение малыша, слух.
  • Так как малыш начинает в это время активно гулить, то рекомендуется за ним эти звуки повторять. При этом показывайте ему, как вы произносите тот или иной звук активной мимикой.
  • Полезно вкладывать в ручки малыша разные предметы: гладкие, шершавые, вязаные, холодные, теплые.
  • Актуальной становится игра «Ку-Ку». Мама прячется под платочек или одеяло и, выглядывая оттуда, говорит «ку-ку». Можно поспрашивать малыша «Где мама?».

Возможные проблемы

  • Недостаточная : если малыш за 2 недели прибавил меньше нормы, и снизилось количество «пописов», то есть смысл задуматься о докорме. Об этом следует сообщить вашему педиатру.
  • Беспокойный дневной сон.

Общение

В этот период можно начать делать массаж. Лучше нанять профессионального массажиста. Сами вы можете разминать пальчики на ручках и ножках малыша (например, в игровой форме «сорока-сорока»), разгибать пальчики и сгибать. На подошвах ног «рисуйте» семерки и восьмерки.

В 3 месяца можно начинать учить малыша переворачиваться на животик и ползать.

Включайте музыку с разным ритмом и пританцовывайте с малышом на ручках - ему это понравится. Не забывайте общаться с малюткой, рассказывайте обо всем, что происходит вокруг него.

4 месяц

Сон

Теперь малыш спит 16 часов/сутки. 10 из них приходятся на ночной сон, 6 - на дневной (3 раза по 2 часа).

Особых различий между сном 3-месячного и 4 месячного младенца нет, кроме каких-то индивидуальных. По-прежнему актуальны теплая (если кроха не перевозбуждается), легкий массажик и укачивания с музыкой. Мама может петь ребенку сама. .

Что умеет

  • Малыш должен уметь переворачиваться со спинки на бочок и обратно.
  • Он должен уверенно держать головку и уметь, лежа на животе, опираясь на ладошки, привставать.
  • Если грудничка взять за подмышки и поднести к какой-нибудь твердой поверхности, то его ножки будут отталкиваться от нее.
  • Ладошки крохи теперь отрыты (до этого он сжимал их в кулачок), он ими может непроизвольно стучать по чему-нибудь.
  • Младенец умеет удерживать предметы в руке, трясти погремушкой так, чтобы она звенела.
  • Он целенаправленно засовывает ручку в рот или пальчик, чтобы его пососать.
  • Начинает узнавать свое имя и реагирует, когда кто-то его зовет по имени.
  • Появляются новые эмоции - обида, страх, любопытство и т. д.
  • Некоторые грудные детки могут неосознанно произносить слоги «ба», «ма».
  • Интерес к своему телу у малютки повышается, теперь он может долго играть с ручками и ножками, трогать свои волосы, ушки и. д.
  • Он узнает своих близких, радуется их приходу, расстраивается, когда они уходят, может различать их по голосу. С настороженностью относится к новым людям.
  • У него появляется постоянная любимая игрушка или вещь.

Развиваем ребенка

Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, показывайте и называйте ему разные предметы, подносите к окну и показывайте, что там снаружи.

Более активно развиваем мелкую моторику: давайте ему различные мешочки с крупами, тряпочки разной фактуры. В его арсенале должна быть игрушка, которая сшита или изготовлена из материалов, разных на ощупь.

Продолжайте повторять за ним звуки, но теперь сами вводите новые. Делать это можно в виде песенки. Выбирайте любую мелодию (или выдумайте свою) и пойте «ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма («Я на солнышке лежу»), «та-та-та-та-та-та-та» («И на солнышко гляжу») и т. д.

Возможные проблемы

Общение

Игры с мамой и папой очень нравятся ребенку, он с удовольствием играет в прятки (лицо прикрывается ладошками или платком), следит за летящим самолетиком (который, естественно, «ведете» вы), слушает стихи, читаемые мамой (пусть и недолго). Главное не то, ВО ЧТО вы играете, а совместное времяпрепровождение, общение.

5 месяц

Сон

На пятом месяце жизни ребенок должен спать около 15 часов/сутки, 10 из которых приходится на ночное время и 5 - на дневное.

Что умеет

  • Ребенок уже может , но с поддержкой (не самостоятельно!).
  • Если взять малыша за ручки, то с позиции лежа он будет стараться подтянуться к маме, при этом не запрокидывая головку, как раньше.
  • Кроха в состоянии схватить движущийся предмет.
  • Лепет малыша становится намного разборчивей.
  • Он начинает отличать интонацию взрослых, например, строгую от доброй.
  • Малыш учится искать спрятанные игрушки. Он пока не может найти полностью спрятанную под платком вещь, но, если какая-то часть игрушки будет выглядывать, он ее увидит.

Развиваем ребенка

Так как малыш уже пытается сидеть и даже ползать, то важно обращать внимание на его физическое развитие, а именно - на мышцы спины. Но и другие мышцы важны, поэтому стимулируем его двигательную активность. Покупаем фитбол и занимаемся на нем с малышом.

В этот период по-прежнему актуален массаж от профессионала и гимнастика.

Самое время учить кроху манипулировать различными предметами. К примеру, игра с мячом: показываем, что его можно бросать, катить, и т. д.

Учим малыша ползать, положив перед ним его любимую игрушку. Пусть малютка опирается ступнями о ваши ладони.

Полезно имитировать звуки разных животных, при этом обязательно рассказывая крохе, кто именно так «говорит»: «Как киса мяукает? Мяу, мяу, мяу», «Как собачка лает? Гав, гав, гав».

Возможные проблемы

  • Из-за возросшей активности есть риск падения ребенка с возвышенных мест, поэтому не оставляйте его никогда без присмотра!
  • У некоторых грудничков уже в этот период начинают прорезываться зубки, из-за чего они меняют свое поведение.

Общение

Малыш все больше интересуется окружающей средой, ему интересно все, и это «все» его прекрасно развивает. Если маме нужно что-то сделать по дому, она может пассивно привлечь к этому малыша. Пусть он наблюдает за ней. Можно посадить его в рюкзачок-кенгуру и делать какие-то дела, которые не представляют опасности для ребенка. Например, мыть посуду или вытирать пыль.

Сажайте кроху себе на коленки и приговаривайте потешки «По кочкам, по кочкам, в ямку бух!». Это развлечение нравится всем детишкам.

6 месяц

Сон

Подносите малыша к зеркалу. Он будет с удивлением смотреть на свое и ваше отражение.

Пора покупать и показывать крохе книжки. Для малышей можно найти книги из ткани, твердых материалов, пластика и т. д.

Возможные проблемы

  • У большинства детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки. У некоторых меняется поведение, повышается температура, нарушается аппетит и сон.
  • Вследствие введения (который в большинстве случаев начинается в это время) может появиться проблема со .

Общение

Ребенок нуждается в постоянном общении с родителями. Он еще не вполне понимает, что вы ему говорите, но ему нравится ваша интонация, которой он охотно подражает, поэтому пойте ему песенки, читайте стишки и потешки, рассказывайте обо всем вокруг. Ведите с ним диалог: каждый раз, когда малютка что-то произносит, отвечайте ему этим же звуком или другим.

Самое время учить его словам. Произносите часто «мама», «папа» каждый раз, когда кто-то из вас появляется. Так ребенок вскоре соотнесет звучание слова с конкретным «объектом». «Мама сейчас будет тебя кормить», «Папа тебя покачает» и т. д.

7 месяц

Сон

Спит малыш в этом возрасте до 15 часов/сутки по выстроенному режиму. Сон может стать беспокойным из-за возникающих постоянно новых навыков - он слишком перевозбуждается, познавая мир.

Что умеет

  • Лежа на спине, поднимать ножки и дотягиваться до своих ступней.
  • Лежа на животе, опираясь на предплечье одной руки, другой тянуться за игрушкой.
  • Тянуться за небольшим предметом и загребать его всеми пальчиками.
  • С предметом в руке вращать кистью.
  • У малышей этого возраста мир разделился на «своих» и «чужих». У них нарастает привязанность к «своим» и появляется недоверие и даже страх к «чужим».
  • Ребенок начинает подражать действиям и движениям взрослых.
  • К 7 месяцам повышается эффективность мышления - малыш начинает понимать слова. С каждым месяцем он будет делать это лучше и лучше.

Развиваем ребенка

Посадите малыша на пол перед кучей игрушек, а с какой-либо стороны поставьте коробку. В этом возрасте детям интересно вытаскивать вещи из коробки и бросать их.

Из игрушек можно приобрести: пирамидку, тряпичную куколку, металлофон, фигурки животных, баночки с крышками, а также ходунки и прыгунки, если нет противопоказаний.

Для развития слуха: под одеяло положите музыкальную игрушку. Малыш должен определить, откуда идет звук. Также этот «прием» развивает поисковые навыки малютки.

Что умеет

  • Малыши вовсю сидят без опоры, спокойно поворачиваются назад, чтобы взять предмет или посмотреть, кто издает звук.
  • Самое время играть с малышом в «Ладушки», так как именно в 9 месяцев она научились хлопать в ладоши.
  • Может следить за двигающимся предметом, например, мячом. Поэтому с этого момента покупайте крохе мячик и играйте с ним в него.
  • Активно воспроизводит все новые звуки взрослой речи.

Развиваем ребенка

Большинству детишек в этом возрасте становятся интересны любые предметы, кроме собственных игрушек. Половник привлекает гораздо сильнее, чем машинка, а картонная коробочка - просто хит! Малыш долго будет забавляться с наушниками от плеера, а вот пирамидку сразу же отбросит. Не отбивайте его желание познавать вещи и мир. Если вам кажется, что какой-то предмет представляет опасность для ребенка (половником можно ударить себя, в наушниках запутаться), будьте рядом и подстраховывайте его.

Возьмите большую коробку и сложите в нее всякую всячину - домашнюю утварь и игрушки вперемешку. Поставьте перед малышом - пусть разбирается!

9-ти месячный малютка очень интересуется кнопочными «игрушками»: разнообразными пультами и телефонами. Если вам жалко свои «взрослые», то купите ему детский экземпляр.

Возможные проблемы

Сон малыша все еще не стабилен из-за бурной активности и прорезывающихся зубов. Он может плакать и стонать во сне.

Общение

Диалоги с карапузом становятся все более продуктивные и интересные: если кто-то спросит, где у кисы глазки, положив перед ребенком картинку с котом, то малыш уже сможет указать на них пальчиком. Он также покажет, где носик у мамы и губки у папы.

Мама и папа - неисчерпаемый источник информации для малютки, а вернее - проводники. В этот период малыш постоянно «просит» их поводить его по квартире за ручки - он уже умеет так «ходить» с помощью взрослых. Ходунки облегчат эту задачу, но увлекаться не стоит, так как они могут оттянуть момент первых шагов ребенка.

10 месяц

Сон

Сон сокращается до 13-14 часов/сутки. 10 часов - это ночной сон, и 3-4 часа - дневной (2 раза по 1,5-2 ч.).

Детишки этого возраста часто и без видимой причины плачут ночью. Маме приходится по нескольку раз вставать к кроватке малыша и укачивать его. Эта так называемая стадия «страха разлуки» с мамой - явление нормальное. Даже те малыши, которые от роду спят в кроватках самостоятельно, проходят эти этапы детских ночных страхов. Оставляйте на ночь светильник и всегда будьте рядом, если малыш вдруг заплачет.

Перед дневным отдыхом малыш может долго крутиться и вертеться - это может усугубиться в тот момент, когда у него получится встать самому на ножки в кроватке. Теперь он будет проделывать этот «фокус» много раз перед вами, прежде чем уснуть.

Что умеет

  • Встает на четвереньки с живота, стоит и раскачивается в этом положении.
  • Стоя на четвереньках, может поднять одну руку и попытаться достать какую-то вещь.
  • Устойчиво сидит и не заваливается на бок, если тянет ручку в сторону.
  • У него появляется так называемый «пинцетный захват»: он берет мелкий предмет двумя пальчиками - большим и указательным.
  • Очень удивляется, если, ожидая услышать какой-то знакомый звук, издаваемый кем-то или чем-то, он слышит другой. Этот момент можно использовать в игре.
  • Смеется, если смеется мама или папа.

Развиваем ребенка

Предоставьте крохе простор для ползания. Для этого расчистите пространство и уберите из него все опасное для него.

Покажите ребенку, как слезать с дивана: положите его на животик, разверните попой и спустите ножки. Вскоре он начнет это делать сам.

Для развития мелкой моторики предлагается поиграть с крупой, зерном, макаронами: рассыпьте все это в глубокий поднос и дайте малышу покопаться в нем. Он будет перебирать крупу ручками и пересыпать ее.

Во время купания теперь можно тоже играть: возьмите стаканчик с дырочками на дне и налейте в него воду - она польется из дна струйками. Малыш будет пытаться поймать эти струйки и удивляться, почему они не ловятся. Обычная ворона тоже подойдет для этой цели.

Дайте крохе бумагу, пусть он ее разрывает на кусочки. Считается, что этот навык - разрывать бумагу - очень важный показатель правильного развития малыша.

Возможные проблемы

  • Аллергия на прикорм.
  • Прорезывающиеся зубы.

Общение

Покажите малютке фотографии, на которых запечатлены его близкие - мама, папа, бабушка, дедушка и т. д. Малыш обязательно узнает их.

10-ти месячные дети начинают «чувствовать» музыку: если раньше они пассивно слушали песенки и мелодии, то теперь они начинают пританцовывать и двигаться под ритм. Поэтому продолжайте танцевать с ним и петь ему ─ это способствует развитию его музыкальных способностей.

У малыша новая «фишка»: он научился указывать пальчиком на то, что его интересует. Отныне мама и папа будут вести кроху туда, куда он попросит, указав пальчиком, и рассказывать о том предмете, на который он показал. Если реакции на его «пальчик» не будет, карапуз начнет нервничать.

11 месяц

Сон

Ночной сон длится 9-10 часов, а днем малыш спит 2 раза по 1,5-2 часа. Так как жизнь крохи становится более динамичной, чем раньше, у него с каждым днем появляется все больше умений и навыков, то особое значение приобретают ритуалы перед сном, которые помогут расслабиться и настроиться на сон. Как правило, к этому моменту вы давно используете какие-то приемы для укладывания - продолжайте это делать.

Что умеет

  • Самостоятельно встает на ножки, держась за опору. Переступает с ножки на ножку, может так ходить внутри кроватки.
  • Стоит, держась одной рукой, а другой тянется за предметом.
  • Может наклоняться или присаживаться, держась за опору.
  • Бросает игрушки в игре.
  • Многие малыши на этой стадии уже реагируют на свое имя, могут делиться предметами и по просьбе «Дай маме зайчика» протянуть его.
  • Показывать жестами «До свидания» и «Иди ко мне», грозить пальчиком, указывать на предмет пальчиком.

Развиваем ребенка

Ребенку все интереснее становятся книжки. Покупайте ему с картинками, рассматривайте их и рассказывайте, что где изображено. Если это котик и утка, то имитируйте мяуканье или кряканье, если машинка, то звук двигателя.

Игра в телефон полезна с точки зрения обучения диалога: «звоните» малышу с игрушечного телефона, давайте ему трубку, пусть он «отвечает». Звонить можно куклам и мягким игрушкам.

Учим ребенка различать понятия «теплый» и «холодный»: дайте ему что-то холодное (например, овощ из холодильника), а потом теплое.

Очень важны игры, где подстегивается мелкая моторика. Можно использовать те, в которые вы играли до этого (крупы, зерна). Предоставляйте крохе больше дидактического материала для ознакомления с новыми поверхностями и текстурами (камешки, ракушки, древесина, песок и т. д.).

Большинство карапузов открывают для себя лестницу и ступеньки. Несмотря на то, что эта «игрушка» может быть очень утомительной для родителей, не ленитесь водить малыша по ней.

Теперь малышу интересны сюжетные игры: он с удовольствием кормит слоника с ложечки и укладывает спать. Можно устраивать диалоги между зверями, так - через ролевую игру ─ малыш учится здороваться, говорить «спасибо» и т. д.

Возможные проблемы

  • Отказ от менее однородной пищи, которая не так хорошо измельчена. Малыш может давиться пищей кусочками, так как он к ней не привык. Продолжайте пюрировать пищу, но параллельно давайте ему корочки хлеба, детское печенье, очищенную морковку, сушку. Постепенно он научится жевать.
  • Малыш может отказаться есть что-то новое, так как к этому времени у него уже появились любимые блюда.

Общение

11 месяцев - возраст большой активности, которую нельзя ограничивать. Не требуйте от малыша усидчивости, он не будет сидеть час и играть в пирамидку или рассматривать книжки: ему это будет интересно не более 5 минут.

Манеж тоже перестал быть «спасением» для мамы, отныне малыш требует движения и только движения. Он загоняет вас по квартире, так как ему обязательно нужно будет заглядывать именно туда, куда нельзя, вам придется бесконечное количество раз поднимать его к верхней полке, чтобы он мог поближе рассмотреть часы или картину. Он уверенно берет ваши руки и показывает, что хочет, чтобы вы его поводили по жилищу. Спина будет болеть, ноги отваливаться, но нужно набраться терпения, ведь это очень важно для развития вашего ребенка.

12 месяцев (1 год)

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
0 34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.

В первый год жизни ребенок развивается наиболее интенсивно

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями (рекомендуем прочитать: ).

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым - таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью - малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.


Первое купание - экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры

Поводы для беспокойства

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: ). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет - это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.

Иногда у младенца в первые дни . Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.


Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни

Вторая неделя жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика - он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малышакишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

Третья неделя жизни

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку - хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.


На третьей неделе малыш уже улыбается, реагирует на маму и папу

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.

С 5 по 8 неделю

Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:

  • он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
  • переворачивается с бока на спину;
  • приподнимает голову, лежа на животе;
  • приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
  • если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
  • доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.

С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей

С 9 по 12 неделю

Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два (рекомендуем прочитать: ).

Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: ). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.

С 13 по 16 неделю

К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой - у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.

В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы

С 17 по 20 неделю

Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки - этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

  • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
  • понемногу начинает ползать;
  • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
  • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

С 21 по 24 неделю

У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает - скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.

Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю

С 33 недели по 36

Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: ).

Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:

  • пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
  • умеет пить из кружки или поильника;
  • берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
  • садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
  • ползает и ходит, держась за опору;
  • его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.

С 37 недели по 40

Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:

  • играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
  • постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
  • кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
  • сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
  • несколько смазано произносить отдельные слова.

Многие детки к 40 неделе уже делают первые неуверенные шажки с поддержкой мамы и папы

С 41 недели по 48

В этом возрасте ваше чадо закрепляет навыки, полученные в 9 -10 месяцев. Развитию навыков способствует укрепление мышц и активизация интеллекта. Формируется речь, координация движений руками и ногами, умение сидеть, стоять и ходить с поддержкой. Некоторые дети пытаются сделать самостоятельно первые шаги. Таблица навыков ребеночка к 1 году жизни может включать следующие пункты.

Знать примерные нормы развития новорожденного по месяцам важно каждой маме. Этот «календарь развития» не только покажет, правильно ли развивается малыш, но и поможет понять, на что в первую очередь надо обратить внимание в каждый месяц его жизни.

Календарь развития новорожденного по месяцам.

Первый месяц жизни.

10-15 дней

  • Следит глазами за медленно движущейся игрушкой (игрушка движется горизонтально).

20 дней

  • Может зафиксировать свой взгляд на подвешенной игрушке или на лице мамы, которая с ним в этот момент разговаривает.

1 месяц.

  • Появляется первая улыбка.
  • Малыш уже может плавно следить взглядом за движущейся игрушкой. Следит за игрушкой, которая двигается вертикально.
  • Он реагирует на звук колокольчика.
  • Поднимает головку на несколько секунд, лежа на животе.
  • Переводит взгляд с одного объекта на другой.

2 месяца

  • Ребенок длительно улыбается, когда с ним разговаривают.
  • Он следит за разговаривающей и медленно передвигающейся вокруг кроватки мамой. Малыш прислушивается к ее голосу, пению, звукам.
  • Он поворачивает головку на звук музыкальной игрушки или вслед за движением предмета.

3 месяца

  • Малыш отвечает на обращенные к нему реплики улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
  • Наталкиваясь на низко висящую игрушку, ребенок пробует ее захватить и ощупать.

4 месяца

  • Младенец по звуку может определить расположение предмета.
  • Он находит маму, слыша ее голос (отыскивает источник звука).
  • Во время бодрствования ребенок много радуется. Радуется он и тогда, когда узнает маму: улыбается, издает громкие звуки, делает движения ручками и ножками. Радостное состояние становится более длительным и выразительным.
  • Малыш целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее и удерживает, манипулирует ей. Ощупывает низко висящую игрушку двумя руками. Ищет выпавшую из руки игрушку.
  • Малыш придерживает руками грудь матери или бутылочку.
  • Ребенок поворачивается на бок.
  • Малыш начинает гулить.

5 месяцев

  • Малыш узнает близких людей и по-разному на них реагирует.
  • Он хорошо различает интонацию обращенной к нему речи (радостный тон голоса или мама журит его или мама строго разговаривает спрашивает и т.д.)
  • Ребенок певуче гулит – певуче тянет длительно гласные звуки. Гуление происходит часто и подолгу, когда ребенок в хорошем самочувствии.
  • Малыш поворачивается со спины на живот.
  • Если его держать под мышки в вертикальном положении, то он упирается ногами в твердую поверхность.
  • Ребенок берет игрушку из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у мамы). Он пытается дотянуться до удаленного предмета.
  • Малыш реагирует на новую обстановку и незнакомые условия: может перестать улыбаться, увидев чужого взрослого или даже заплакать.
  • Малыш длительно лежит на животе, опираясь ладошками.

6 месяцев

  • Малыш произносит слоги (ба, ма, па и т.п.)
  • Он любит заниматься с предметами разного звучания, цвета, формы, фактуры (мягкие, шершавые, твердые, шероховатые и т.д.).
  • Ребенок поворачивается с живота на спинку.
  • Малыш начинает по звучанию узнавать свое имя.
  • Ребенок уже может не просто взять игрушку из рук взрослого, но и поднять ее, лежа на спине, на животе, на боку, держать и рассматривать ее, перекладывать из одной руки в другую, бросать.

7 месяцев

  • Ребенок подолгу лепечет.
  • Самостоятельно, активно и подолгу ползает.
  • Сначала по показу мамы, а потом только по ее словесной просьбе выполняет действия: стучит погремушкой, катает мяч, вынимает из коробки предметы и вкладывает обратно, перекладывает игрушку из одной ручки в другую.

8 месяцев

  • Ребенок громко говорит различные слоги в перекличке со взрослым.
  • По просьбе мамы малыш выполняет заученное движение («ладушки» и т.д.).
  • Ползает много, быстро и в разных направлениях.

9 месяцев

  • Малыш повторяет разные слоги и звуки, подражая маме. Подражает не только звукам, но и интонации взрослого. «Репертуар» слогов постоянно растет.
  • Когда мама спрашивает: « Где…» он отыскивает названный предмет. Может найти предметы, находящиеся в разных местах комнаты.
  • Ребенок может по просьбе мамы выполнить простые движения – «дай ручку», «до свидания – пока — пока» (помахать ладошкой) и т.п.
  • Ребенок переступает вдоль бортика кроватки или вдоль другой опоры, придерживаясь ручками, пытается перелезть через валик.
  • Каждую игрушку использует по-разному в зависимости от ее свойств: нажать на клавиши или покатать, вынуть и вложить обратно и т.д.

10 месяцев

  • Малыш произносит много разных слогов самостоятельно и в перекличках с мамой, подражая ей.
  • Он уже знает по имени самых близких людей, например, братика.
  • Если его попросить дать игрушку («дай лялю»), то он ее подает.
  • Ребенок начинает играть со взрослым в простые игры – «догоню-догоню», «прятки» (прячется за своими ладошками или надевает на себя прозрачный платочек, когда мама ищет его и спрашивает «Где же Катенька?»).
  • Малыш берет игрушку из любого положения (и сбоку, и над головой), дотягивается до нее, обследует ее, пробуя и на зуб.
  • С удовольствием играет с развивающими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики – снимает и надевает детали, открывает и закрывает, перебирает крупные бусы на толстой леске, расстегивает кнопки и т.д.

11 месяцев

  • Малыш произносит первое детское слово – «мама», «ав-ав», «дай» или другое.
  • Он может по просьбе взрослого выполнить знакомое ему действие, например, покачать куклу, покатать мячик.
  • Ребенок учится ходить, придерживаясь за предметы и переходя от одного предмета к другому. Ходит при поддержке за обе руки, приседает на корточки, взбирается на невысокие предметы, свободно встает и опускается.

12 месяцев

  • Малыш понимает несколько имен близких людей («Где Ваня?»),
  • знает названия нескольких предметов («дай кису, часы тик-так, собачку ав-ав»,
  • знает названия нескольких действий (иди, сядь, встань, дай ручку, сделай ладушки, до свидания, покачай, покорми, потанцуй и т.п.
  • Ребенок очень легко подражает слогам и простым словам, произносимым мамой. Он начинает говорить первые слова (в пределах 10 слов).
  • Малыш играет с кубиками и может сделать башенку, поставив кубик на кубик. Катает шарик. Любит мять бумагу, гладить, вкладывать т.е. действовать с предметами.
  • Ходит самостоятельно без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.

Нужно помнить, что календарь развития новорожденного по месяцам у разных детишек отличается. И поэтому отставание или опережение на неделю этих показателей не является критичным. А вот если прошло более 15 дней, а умение не появилось, то необходимо более внимательно понаблюдать за малышом. И обязательно играть с ним в игры, направленные на развитие данных умений.

Много полезной и интересной информации о развитии ребенка в первый год жизни Вы можете найти в рубрике . В этой рубрике Вы найдете подробное описание развития ребенка в каждый месяц первого года жизни, развивающие игры и упражнения с малышом, мамин массаж с потешками и много другое. По теме развития ребенка Вы можете почитать.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников