Самостоятельное изготовление детского развивающего коврика. Развивающие игрушки для малышей своими руками

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Чтобы помочь малышу освоить первые навыки мелкой моторики можно приобрести развивающий коврик. Покупка эта довольно серьезная и ответственная. Ведь это первая развивающая игрушка, которая поведет малыша во «взрослую» жизнь. Не всегда предлагаемый производителями товар соответствует требованиям родителей, а иногда цена товара кусается.

А так хочется помочь крохе в его первых начинаниях. Поэтому, предлагаю вооружиться иголками, нитками, всевозможными лоскутками, пуговицами, змейками и прочими интересными разностями и самим начать делать коврик для крохи.

Детский развивающий коврик, сделанный своими руками

Для начала работы определяемся с основой для коврика. В нашем случае взято сентипоновое одеяльце и обычный детский пододеяльник для него.

На пододеяльник по кругу пришивались тематические лоскутки — картинки. Их мы и рассмотрим детальней.

Голубая основа, на ней солнышко, облачка, тучка и птички. Солнышко связано крючком и обшито блестками, У солнышка лучики косички, завязанные красными бантиками из ленточки, они расплетаются.

Облачка мягонькие, они из пеленки. Птички вырезаны, как и все последующие животные, из ползунков и пришиты с шуршащей бумагой внутри. Когда малыш будет их трогать, они будут шуршать, вызывая интерес. Одна из птичек «летает» на ленточке и прячется в домик.

Тучка из махровой ткани, отличается от облаков на ощупь, со змейкой, при открытии из тучки идет дождик из ниток.

Шелковый материал со звездами, символизирует ночное небо, на котором медвежата перекидывают друг другу звезду на шлейке. Внизу мишка катится на луне. Сбоку птичка спряталась под джинсовым лоскутком с цветочком.


Дворец, вырезанный из старого верблюжьего одеяла. В нем открываются окна и двери. За дверями мишка, в окнах пчелки.

Зайчик изначально был на пододеяльнике. Сверху пришит обычный карман и прицеплена ручка от пакета в каких продаются одеяла. Крепится карман к пододеяльнику липучкой.

Цветочная поляна, в центре шелковый цветок. В листьях цветка прячутся пчелки. Две пчелки пришиты на резинках и прячутся в домиках-кармашках.

По всей длине пододеяльника к шву пришит шарф. На нем паровозик, за рулем белочка, вагончики кармашки, по краям шарфа станции с животными. Станции расшиты бусинками разных размеров.

Красный домик со змейкой-дверкой. В нем живут зверюшки. На крыше спрятались кот и птичка, во дворе растет дерево и живет собака, которая сидит в будке с открывающейся дверцей. В траве спрятались букашки.

На черной ткани пришиты развивающие головоломки. В центре шнуровка под ней заклепка. Сверху карман из жгутиков, в нем сидит змея на ленте. Сбоку в карманчике прячется привязанный заяц.

К пододеяльнику пришит кошелек с липучкой, застежкой и множеством разных кармашков.

В углу аквариум, в нем дельфин из поролона, рак – открывалка для бутылок и краб с брелочка. Много камушков и ракушек. Чтоб обезопасить ребенка, мелкие детали спрятаны под толстой клеенкой и обшиты белой лентой.

Обычные кольца с карниза на ленте.

Игрушка панда крепится к краю резинками. Обычная картонная основа из под кухонной фольги, сверху надето два детских носка со звенящими пандами. Носки сшиты между собой.

По краю на змейке цветные треугольники. Они с разными наполнителями: фасоль, бумага, вата, шуршащий кулек, нитки, кусочки поролона.

Если у родителей есть фантазия и усидчивость, можно без особого труда сшить великолепную развивающую игрушку для ребенка, учитывая свои пожелания и возможности. При этом вложить туда свою любовь и душу.

Каждый заботливый родитель должен знать, как помочь своему ребёнку совершенствоваться. Например, он может сделать для него развивающий коврик своими руками. Этот детский ковёр не только игровой, а ещё и полезный в плане улучшения интеллектуальных способностей малыша. Сшить можно множество таких ковриков. Лучшие идеи таких работ описаны в данной статье.

Развивающий коврик полезен в плане улучшения интеллектуальных способностей малыша

Детские психологи считают, что такое изделие обязательно должно присутствовать в доме, где живёт малыш. Причин этому много, главной из них является то, что такой ковёр помогает маленькому ребёночку развивать тактильные ощущения.

Можно найти развивающий ковёр в детском магазине или же сделать его самостоятельно для своих детей. К тому же, идей таких работ довольно много. Вот некоторые из них:

  • Дидактический детский ковёр.
  • Сенсорный детский ковёр.
  • Напольное покрытие из помпонов.
  • Коврик-головоломка.
  • Коврик-мозаика и т. д.

Одним из составляющих счастливого ребёнка, является его развитие. Ну а кто же, кроме как родители, больше всего заинтересованы в том, чтобы их чадо росло и развивалось? Залог родительской любви в заботе. Именно заботливый родитель должен проследить за тем, чтобы его дитя развивалось гармонично.

Сделав ребёнку развивающий коврик, родитель поможет ему в этом.

Галерея: развивающий коврик своими руками (25 фото)






















Как сделать развивающий коврик своими руками (видео)

Зачем он нужен?

Такие специалисты, как педиатры и детские психологи пока ещё не сошлись во мнении относительно единого функционального назначения таких детских ковров. Однако все они считают, что их использование в домашних целях благосклонно влияет как на когнитивные, так и на психические свойства личности малыша.

Чтобы такое изделие действительно помогало малышу развиваться, важно, чтобы он довольно много времени, выделяемое им для игровой активности, уделял коврику. Тем не менее, родители должны следить за тем, чтобы их чадо, среди всех своих игрушек, не отдавало предпочтение исключительно ковру. Важно соблюдать это правило, так как в противном случае, ребёнок может вырасти ярко выраженным интровертом. Это означает то, что он будет зациклен исключительно на своём собственном внутреннем мире.

Надеяться на то, что такой коврик заменит младенцу родителей, не нужно. Однако он может значительно облегчить им задачу. Например, пока мама малыша будет готовить еду, её чадо будет занято игрой с развивающим ковриком. Особенно он полезен для воспитателей детского сада.

Следовательно, отвечая на вопрос: «Нужно ли использовать такой коврик?», можно ответить однозначно, да, нужно.

Как сшить развивающий коврик своими руками для детского сада?

Такой коврик не только принесёт деткам практическую пользу, но и украсит ясельки.

Делать его нужно так:

  1. Для такой работы понадобится хлопчатобумажная ткань. Лучше использовать ткань разных цветов. Вырезаются небольшие лоскутки и сшиваются. Рекомендуется использовать швейную машинку. По форме ковёр должен напоминать чехол.
  2. Затем вырезаются куски драпа. Драп вставляется в пошитый чехол.
  3. В таком способе создания коврика должно использоваться много пуговиц разного цвета и разного размера. Будут создаваться пуговичные «островки». Например, снизу в левой стороне изделия пуговичками нужно вышить бабочку. Для этого необходимо заранее прорисовать карандашом на ткани её силуэт.
  4. Чуть правее можно вышить ёжика, а ниже – домик.
  5. Пусть каждый элемент будет отличаться от другого размером и цветом, так маленькие дети смогут легче идентифицировать его.

Такой коврик не только принесёт деткам практическую пользу, но и украсит ясельки

Совет: все объекты на таком изделии должны изображаться позитивными, например, ёжику нужно вышить красными нитками улыбочку.

Сенсорный развивающий коврик для малыша

Сенсорное восприятие у ребёнка формируется в момент его контактирования с сенсорными объектами. Поэтому создания такого ковра будет иметь огромную практическую ценность для маленького ребёнка.

Мастер-класс:

  1. Понадобится много тканевых лоскутков для шитья отдельных элементов. Также стоит продумать тканевую поверхность, которая станет основой изделия. Отлично подойдёт хлопчатобумажная ткань.
  2. Нужно подготовить два квадратных отрезка ткани одного цвета и сшить их. Шов должен быть с изнаночной стороны.
  3. Затем стоит продумать, какие элементы будут на коврике. Это может быть ёлочка, ёжик, клубника, лев, пингвин и т.д. Для шитья каждого из этих элементов нужно подобрать ткань соответствующего цвета. Каждая из деталей должна быть достаточно крупной, чтобы малыш смог хорошо её рассмотреть.

Сенсорное восприятие у ребёнка формируется в момент его контактирования с сенсорными объектами

Как сделать дидактический коврик?

Маленькие детки должны с детства уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Дидактический коврик – лучший помощник в этом деле . Важно сделать его таким образом, чтобы ребёнок мог проследить логическую цепь.

Итак, способ создания такого изделия:

  1. Нужно подготовить ковёр-основу. В качестве основы подойдёт ткань, сложенная вдвое и простроченная таким образом. Важно, чтобы шов был с изнаночной стороны.
  2. Теперь нужно заняться дидактическим оформлением, чтобы превратить обычный коврик, в развивающий.
  3. Из нескольких тканевых кусочков нужно пошить домик. Он должен быть максимально простым, состоящим из квадратной основы, треугольной крыши, двух прямоугольных окон и двери.
  4. Все элементы пришиваются в коврику вручную. Рекомендуется использовать нить в тон ткани. Стежки не должны быть слишком большими.
  5. Теперь нужно пришить дорогу, идущую от домика куда-то, например, в садик. Дорога должна быть закруглённой.
  6. Далее делается ещё одна дорога, идущая к другому объекту, например, к магазину. Нужно делать элементы таким образом, чтобы малыш понимал, что именно они означают. Например, если изображается больница, то мастерится домик с красным крестом в центре.

Маленькие детки должны с детства уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Совет: Самостоятельно малышу будет сложно идентифицировать все объекты на таком развивающем коврике, поэтому важно, чтобы родители объяснили ему все обозначения.

  • Следует делать деталировку не слишком большой, но и не слишком маленькой. Каждый элемент должен быть чётким, чтобы малыш ясно видел, что именно изображено перед ним.
  • Яркие детали должны быть более мелкими, чем тёмные или тусклые. Кричащая цветовая гамма не порадует малыша. Поэтому, если коврик будет слишком ярким, ребёнок быстро устанет с ним играть. Всё дело в чрезмерной нагрузке на его глаза.
  • Если ребёнок ходит по дому на ходулях, лучше убрать коврик с пола, так как, наехав на него, он может оторвать некоторые детали, например, пуговицы. Также малыш может упасть, зацепившись за край ковра.
  • Чтобы ребёночек лучше ориентировался в объектах, изображённых на развивающем коврике, необходимо сопровождать рассказ о них иллюстрациями. Также было бы неплохо показать малышу те или иные объекты в жизни. Например, если на коврике изображён пёс, родители могут указать на собачку, бегающую по улице.

Детский развивающий коврик своими руками (видео)

Сделанный собственноручно коврик обязательно поможет маленькому ребёнку развить полезные интеллектуальные навыки. Главное, чтобы родители делали ковер с любовью.

Развивающие коврики появились совсем недавно, но сразу приобрели широкую популярность, и не зря: эта полезная вещь способна заменить в раннем возрасте целый набор игрушек, при этом не отнимает полезной площади в помещении. В магазинах есть огромный выбор моделей на самый разный возраст и вкус, но цены на них иногда просто зашкаливают. А ведь сделать развивающий коврик своими руками не так уж сложно. Это не требует больших финансовых затрат — вам нужно лишь вложить в него свое время, немного умения, полет фантазии, капельку волшебства и премудростей, а также всякую мелочь, которая есть в каждом доме — кусочки старых материалов, пуговицы, валяющиеся без дела, бусины, молнии и т. д. Сейчас мы вас научим, как легко создать такую игрушку для своего любимого чада.

Для чего нужен развивающий коврик?

Прежде чем мы будем говорить о том, как сделать развивающий коврик для ребенка своими руками, давайте выясним, нужен ли он. Может, не стоит тратить на него свое время, а лучше сделать что-нибудь более полезное?

Итак, для чего нужен развивающий коврик?

  • Такая мягкая площадка для игр развивает координацию движений у малыша. Маленьких детей выкладывают на коврик и развешивают над ними их любимые игрушки. Ваш малыш научится чувствовать пространство и хватать игрушки ручками.
  • Если сделать такое изделие максимально разнообразным, оформить на нем много интересных аппликаций, используя разноцветные ткани, то это улучшит восприятие мира вашим малышом.
  • Большое количество выпуклых элементов, сопровождающихся, к тому же, звуковыми эффектами, будет способствовать развитию сенсорного восприятия малыша, а значит — его памяти, слуха и логического мышления.
  • Для детишек постарше это будет любимое место для игр, оно поможет им выучить цифры, счет, алфавит, цвета и прочие премудрости.

Игры на развивающем коврике

Психиатры и педиатры в один голос советуют всем мамам не оставлять любимое чадо просто полежать, а поиграть с ним в развивающие игры. Во что можно играть с ребенком на таком коврике? Конечно, игры, как правило, ограничиваются возможностью самого изделия, но вы всегда сможете что-то добавить к вашему чудо-коврику, и он будет расти и развиваться вместе с малышом:

  • Пока ребенок совсем маленький, просто погладьте по коврику сначала своей рукой, потом ручкой малыша. Это позволит ему почувствовать мягкость ткани и разовьет тактильные ощущения.
  • Когда он немного подрастет, покажите ему нашивки — наверняка они его заинтересуют. Покажите ему шумящие и звучащие элементы, пусть он дотронется до них ручкой.
  • Сделайте на коврике секретные места и спрячьте туда сюрпризы, которые ваш малыш должен найти. Такая игра развивает воображение, развивает умение анализировать.
  • Пришейте на изделии нашивки разных размеров. Найдите с малышом маленькие и большие аппликации, проанализируйте, какие — больше, а какие — меньше.
  • Пришейте солнышко, облака, цветочки, изучите, какого они цвета.

Важно! Можно сделать ферму и изучать животных, или сделать пруд и поселить там цветных рыбок. Повторяйте во время занятий названия каждого животного, что он говорит. Так ребенок быстрее начнет говорить.

  • Хорошо, если на коврике много молний, отстегивающихся элементов, которые отлично развивают моторику рук. Предложите вашему малышу самостоятельно застегивать и расстегивать молнии, липучки, шнуровки, передвигать съемные фигурки.
  • Когда ребенок станет постарше, можно будет изучать цифры и буквы. Вы удивитесь, как быстро ваш малыш освоит азбуку и счет с помощью такого чудесного помощника.

Какие материалы лучше использовать для коврика?

Большинство развивающих детских ковриков своими руками представляют собой стеганые одеяльца, обшитые разнообразными аппликациями, карманами, клапанами, молниями и прочими интересными для ребенка элементами.

Вот что здесь надо учесть:

  • Делать основу лучше всего из натуральных гипоаллергенных материалов, таких как атлас, фетр, бязь, байка или джинс.

Важно! От шерсти лучше воздержаться — она может вызвать аллергические реакции. Шелк для таких целей также нежелателен, так как он легко электризуется и сильно блестит, что очень вредно для глаз. Синтетику лучше не использовать.

  • Для наполнителя отлично подойдет синтепон. Этот материал не вызывает аллергии и не накапливает статического электричества.
  • Нитки лучше всего брать пропиленовые, так как они стойкие и прочные.
  • Пуговицы разных форм и расцветок.
  • Цветные молнии, только убедитесь, что собака на молнии не острая и ребенок не поранится при игре с ней.
  • Различные веревочки, резинки, липучки.
  • Музыкальные элементы и другие предметы, издающие звук, — шуршащая бумага, бубенчики и колокольчики.

Частые ошибки при пошиве детского коврика

Нередко неопытные мастерицы допускают ошибки при пошиве коврика для детей своими руками. Давайте рассмотрим самые частые из них:

  • На таком изделии не стоит вшивать зеркало. Не потому, что кроха может увидеть свое отражение и испугаться. Причина в том, что от зеркала отражается свет, который очень вреден для неокрепших глазок ваших малышей.
  • Еще одна частая ошибка — однообразные предметы для ощупывания на изделии. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, поэтому такие элементы необходимо делать разнообразными.
  • Однородный блестящий фон также не является удачной идеей. Это тоже вредно для глаз ребенка.

Этапы создания развивающего коврика своими руками

Итак, как сделать развивающий коврик для ребенка своими руками, рассмотрим поэтапно весь процесс:

  • Для начала нужно создать эскиз. Делать это нужно на бумаге. Нарисуйте ваш конечный результат, как вы его себе представляете.
  • Теперь нужно сделать основу. Обычно ее делают из больших отрезов материала, на которые и нашиваются дополнительные элементы. Прошейте ткань со всех сторон. Для мягкости основу заполняют поролоном или синтепоном. Снизу лучше использовать материал, который не скользит.

Важно! Для создания фона используют цветные остатки материалов. Для неба — голубой, для солнышка — желтый, для травки — зеленый. Чем больше цветных элементов, тем интереснее будет вашему малышу.

  • На фон надо закрепить, пришить или приклеить игровые элементы — погремушки, игрушки, кармашки, молнии, застежки и прочее. Это — самая сложная часть работы: подобрать, сшить, собрать нужные элементы в единую картину. Тут придется проявить фантазию или же воспользоваться наработками из интернета. Некоторые игрушки можно закрепить подвижно — на шнурках или лентах, на липучках или пуговицах.

Важно! При изготовлении такого коврика без помощи швейной машинки вам не обойтись, но и руками поработать придется — игровые элементы придется пришивать вручную. Проверяйте, надежно ли пришиты и закреплены мелкие детали, чтобы ребенок случайно не оторвал их.

Давайте рассмотрим для примера несколько мастер-классов по изготовлению детского коврика своими руками.

Детский коврик для мальчика

Этот детский коврик понравится любому юному автолюбителю:

  1. Подберите плотную ткань и начертите карандашом схему дорог. Обклейте оставшиеся поля малярным скотчем, чтобы не запачкать.
  2. Разведите акриловую краску. Дороги мы покрасим в серый цвет. Если у вас нет серого, просто разбавьте черный и белый.
  3. Покрасьте дороги при помощи кисти или валика.
  4. Когда все просохнет, сделайте на дорогах разметки.
  5. Дома покрасьте в разные цвета. Можно их вырезать из разноцветного фетра.
  6. Когда краска высохнет, снимите скотч.

Важно! Можно украсить ваш коврик машинками, зверушками, озерами и другими интересными элементами на ваш вкус.

Развивающий коврик для детей: “В лесу”

Основной материал для этого изделия — фетр. Из него шьются все игрушки. Его можно сделать любого размера — все зависит от вашего вкуса:

  1. Берем ткань для основы, на которую нашиваем фон, а затем всех животных.
  2. Для неба понадобится синий фетр. Для травы — зеленый. Для лисички понадобится красный, белый и серый материал. Для дерева нужен белый и коричневый фетр.
  3. Чтобы сделать рисунок на стволе березы, складываем белый кусок фетра пополам и вырезаем тоненький кусочек, потом сгибаем немного больше, потом немного меньше, и каждый раз вырезать по 1-2 кусочку. Положите белую полоску фетра поверх коричневой и пришейте одну к другой.
  4. К верхней части дерева пришиваем сову.
  5. Делаем животных из фетра. Выкройки можно найти в интернете. Каждое животное имеет несколько деталей — нос, глаза, уши, хвост. Все детали вырезаем отдельно, обметываем и пришиваем к туловищу.
  6. Начинать работу лучше всего с верхней части коврика. Пришиваем небо и траву, потом лису и деревья. Поверх всех слоев пришиваем березу и сову.
  7. По периметру пустим косую бейку.

Важно! К обратной стороне лучше всего пришить какую-нибудь прорезиненную ткань, чтобы изделие не скользило.

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик «Подводный мир»

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

Итак, приступим.

Размеры коврика 1м на 1м.
1. Необходимые материалы:
- ткань-основа с детским рисунком. Бязь, 2 м
- обруч пластмассовый, диаметром 90см
- ткань однотонная, 4-х цветов (назовем ее фон), по 30 см. Идеальный вариант - плащевка на флисе.
- синтепон 1,5 м
- лента велькро (липучка) белая и черная
- шнурочки, резиночки, ленточки, ткани разной фактуры и т.д.
- шуршащие фантики от конфет:))))

2. Раскраиваем ткань -основу и однотонные ткани.

Т.е. у нас получается:

Две детали ткани-основы: 1м на 1м и 63см на 63см

Две детали однотонных тканей 21,5см на 1 м
- две детали однотонных тканей 21,5см на 63 см

Остатки однотонных тканей идут на пошив развивающих элементов.
Такой раскрой самый удобный в плане сборки коврика, поэтому в этом мастер-классе будем рассматривать именно его. Припуски я делаю с хорошим запасом - аж по полтора см, на всякий случай.

3. Нашиваем на фон развивающие элементы.
Тут есть несколько правил (ориентируемся на возраст от 3-5 месяцев):
- крупно
- контрастно
- понятно
- надежно и безопасно
- запрет на мелкие детали
Не стоит пыхтеть и перегружать коврик развивалками, ребенок в этом возрасте этого не оценит. Так же всякие замочки, молнии и прочее лучше припасти на более поздний возраст.

Учитываем, что детки любят теребить шнурочки, дергать шуршачие листики-ушки-крылышки, открывать-закрывать, находить то, что не видно сразу, трогать разные фактуры. Не забываем, что то, что мы изображаем, нужно будет назвать ребенку, рассказать что-то.
Тут, например: Домик. На окошке цветы, рядом на веревочке сушится одежда (называем ее с подросшим ребенком).

Открываем шуршащую дверцу (крепление - липучка)... А в домике, оказывается, живет девочка! Глаза мне нравится делать из черной липучки-велькро, той половины, что мягкая. Просто вырезаю и крепко пришиваю вручную. На ладошки я пришила вторую половину велькро - с крючочками, поэтому с ладошками можно поиграть в любимую детскую игру "ку-ку". Ручки у девочки - один шнурок: тянешь одну руку, другая короче становится. Волосы - накрепко пришитая пряжа.

А еще девочка может хихикать над лягушкой, которая сачком ловит бабочек))))).

4. Собираем лицевую часть коврика из кусков.

Сначала пришиваем короткие куски к центральной части. Припуск ровно в 1,5 см выдерживать обязательно! Теперь пришиваем длинные куски. С припуском аналогично.

Все развивающие элементы должны быть направлены к центру, чтобы ребенок мог, покрутившись-повертевшись, сам выбрать себе то, что ему интересно или переползти от одного элемента к другому. Центральная часть, собственно, для этого и нужна, чтобы комфортно лежать и ползать, поэтому сюда ничего не крепим!


Примерно то, что должно получиться по окончании этого этапа:


5. Делаем дуги.

Отпиливаем от обруча две дуги длиной 125см и 132 см.

Отрезаем синтепон - два отреза по 1,5 м длиной и примерно по обхвату дуги (с запасом) шириной, т.е. около 10-15 см. Тут точность не важна.

Теперь этим синтепоном нам нужно обернуть дуги. Обматываем и хорошо укрепляем нитками:

Вот что должно получиться в итоге:

Теперь обшиваем дуги тканью.

Обручи бывают тонкие и толстые, поэтому точные размеры деталей дать не могу. Обхватываем сантиметровой лентой полученную дугу (не туго) и добавляем припуски. Это будет у нас ширина отреза ткани, длину берем 1,5 м - лишнее отрежем на месте. Отрезаем, естественно, два таких))).

Складываем ткань лицевой стороной вовнутрь, прошиваем, по ходу пришивая петельки и завязки, если нужно. Ниже напишу, как сшить хитрую штуку, благодаря которой эти завязки не нужны. Выворачиваем, вставляем туда дуги. И пока откладываем в сторону.

6. Сшиваем коврик, простегиваем синтепоном.

Пока не выворачиваем. Отрезаем синтепон 1м на 1м, накладываем его поверх. Прихватываем его в углах и по серединам сторон к коврику. Теперь он никуда не будет съезжать и сбиваться.

Выворачиваем. Зашиваем.

Простегиваем вдоль линий соединения тканей и где-нибудь еще, если не поленимся))). Главное - предварительно сметывать, потому что при шитье синтепон стопроцентно уведет ткань в сторону.

7. Крепление дуг к коврику.

Из всех вариантов, которые я рассматривала, мне понравился такой. Дуги продеваются через отверстия и крепятся с внутренней стороны на широкую липучку. Во-первых, это быстро (а когда ребенок плачет, счет идет на минуты), а во-вторых, надежно - проверено несколькими месяцами ежедневного использования.

Итак. делаем четыре прорези (насквозь) в четырех углах - недалеко от мест соединений фона и центральной части. И обшиваем, как умеем))). Я использовала косую бейку.

Пришиваем с обратной стороны липучки - около разреза, ближе к наружному углу.

Вторые половины липучек пришиваем к дугам, предварительно отрезав лишнее и подогнув. Липучки должны располагаться на передней поверхности, т.е. центральный шов дуги будет сзади. В общем, семь раз примерьте, прежде чем начать пришивать.

Вставляем дуги крест-накрест. Пришиваем к нижней дуге (та, что короче) по середине крепеж для дуг. Мне нравится использовать толстую стропу и липучку. Вот, что получается:



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях? Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом