Формула зайцевой для новорожденных. Питание ребенка по месяцам

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Если ребенок развивается правильно, то родителям легко его растить. Но встречаются и нарушения развития. И выражаются они либо в избыточном весе, либо в недоборе веса из-за неправильного питания ребенка.
Поэтому каждый месяц очень важен, обращайте внимание на любой пустяк.
Недостаток веса считается сигналом желудочно-кишечных заболеваний. После кормления младенец может срыгивать и тогда в желудок попадет самая малая часть молока или смеси.
Малая прибавка так же может стать источником таких страшных заболеваний как рахит, нарушения ЦНС.
Еще одним фактором, влияющим на недостаток веса, является нехватка молока у мамы. Выход из такого положения - докорм смесями . Либо способствовать увеличению молока. Для этого необходимо обильное горячее питье, например, чай с молоком, хорошо и полноценно питаться. Рекомендуется массаж грудных желез теплым душем.
Возможно, грудь у мамочки переполнена, но из-за неопытности, ребенок неправильно прикладывается к груди, поэтому остается голодным, а у мамы может развиться мастопатия. В этом случае мама нуждается в консультации специалиста.

Когда ребенок вялый, постоянно плачет, не какает несколько дней, имеет не здоровый цвет лица, все это может свидетельствовать о недоедании крохи. Первым делом немедленно посетите врача. Не ждите, что на следующий месяц вы догоните и даже перегоните показатели нормы. Сразу обращайтесь в поликлинику для осмотра и выявления причин.

Конечно, мамы радуются, когда малыш набирает большой вес. Значит все в порядке с лактацией и аппетитом малыша. Но избыток веса, может навредить малышу, вызывая различные заболевания. Поджелудочная железа еще недостаточно развита, чтобы успеть переваривать такое количество пищи. И как результат - это сахарный диабет.
Кроме этого "колобки" малоподвижны, начинают поздно ходить. А это тормозит моторику и развитие мышечной массы. Большая нагрузка на кости может развить искривление ног.

1 год жизни ребенка - самый значимый и основополагающий. Будьте внимательны и заботливы. Ведь именно вы являетесь для малыша его ангелом хранителем!

Расчет необходимого суточного количества питательных веществ в зависимости от возраста, роста и массы ребенка.

Введите вес ребенка при рождении

Например, 3000

Введите рост ребенка при рождении

Например, 50

Введите возраст ребенка в месяцах

Например, 7

Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте до 10 дней

1) Формула Зайцевой: 2 % от массы тела при рождении х п (где п - количество дней).

2) Формула Финкельштейна: (если масса тела при рождении 3200 или меньше)= п х 70, если масса тела при рождении больше 3200 = 80хп

3) Формула Тура: пх10, где п - количество дней

Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней

1) Объемный метод:

от 2 до 6 недель 1/5 от массы тела

от 6 недель до 4 месяцев 1/6 от массы тела

от 4 до 6 месяцев 1/7 массы тела

от 6 до 9 месяцев 1/8 массы тела.

2) Расчет по Шкарину: 8 недель ребенок получает 800мл; на каждую неделю, недостающую до 8 на 50 мл меньше, на каждый последующий месяц на 50 мл больше.

3) Расчет калорийный:

Iчетверть 120 ккал

IIчетверть 115 ккал

IIIчетверть 110 ккал

IYчетверть 100 ккал

6. Задания для уяснения темы занятия (тесты, задачи).

Входной тестовый контроль

Вариант 1

1. Назовите количество белка в зрелом грудном женском молоке.

2. Ребенок родился массой 3400гр., находится на грудном вскармливании. Ему 8 дней. Рассчитать разовый объем кормления.

3. Ребенку 8 месяцев находится на искусственном вскармливании неадаптированными смесями. Какие смеси можно назначить.

а) смесь А

б) смесь В

в) смесь №5

г) смесь Б

4. Ребенку 6 месяцев, на искусственном вскармливании. день. Какова потребность в белке на кг массы тела?

5. Ребенку 2 месяца. При контрольном взвешивании высосал 60,0 грудного молока. Рассчитать объем докорма и выбрать смесь.

а) 50 мл. «Малыш»

б) 100 мл. смесь №5

в) 70 мл. смесь «Нутрилон-1»

г) 20 мл смесь «Малютка»

6. С какого возраста применяется неадаптированная смесь № 5

а) до 3 месяцев

б) с 3 месяцев

в) с 4 месяцев

г) с 6 месяцев

7. Масса ребенка при рождении 3500 гр., его возраст 4 месяца, на естественном вскармливании. Рассчитать разовый объем кормления

8. Ребенку 6 месяцев, на грудном вскармливании. Какова его потребность в жирах?

9. Назовите показания для смешанного вскармливания.

а) отказ ребенка от груди

б) мастит

в) гипогалактия

г) психические заболевания у матери

10. Какой физиологический объем желудка у ребенка при рождении?

11. Какой физиологический объем желудка у ребенка к 10 дню жизни.

12. Какой физиологический объем желудка у ребенка к концу 1 года жизни?

13. Какой физиологический объем желудка у ребенка к 3 годам?

14. Ребенок 1 мес. на искусственном вскармливании. Какова его потреб­ность в белках на вскармливании адаптированной смесью?

15. Масса ребенка 3500 гр., на искусственном вскармливании. Возраст 2 мес. . Какова потребность в углеводах?

16. Ребенку 2 месяца. При контрольном взвешивании высосал 60 гр. грудного молока. Рассчитать объем необходимого докорма.

17. Возраст введения первого прикорма на естественном вскармливании

а) 5 месяцев

б) 6 месяцев

в) 4 месяца

г) 3 месяца

18. Разведение коровьего молока водой при приготовлении неадаптированных смесей обозначается:

а) буквами

б) цифрами

в) буквами и цифрами

19. Разведение коровьего молока крупяными отварами при приготовлении неадаптированных смесей обозначается

а) буквами

б) цифрами

в) буквами и цифрами

г) имеет промышленное название

20. Ребенку 8 месяцев, на грудном вскармливании. Какова его потребность в белках

21. Ребенку 2 месяца, родился с массой 4 кг, на смешанном вскармливании, на одно кормление у матери 80,0 мл. грудного молока. Назначить объем докорма.

22. Ребенок 2 мес., на искусственном вскармливании, выберите высоко адаптированную смесь:

а) «Малютка»

б) «Малыш»

в) «Крепыш»

23. Ребенок массой 3600 гр., ему 4.5 мес., на естественном вскармливание. Рассчитать суточный объем питания.

24. Цель введения прикормов в питании детей первого года жизни.

а) коррекция витаминов

б) коррекция белков

в) переход на другой вид пищи

г) коррекция объема

25. Ребенку 6 мес., на грудном вскармливании. Количество прикормов в рационе?

а) 1 прикорм

б) 2 прикорма

в) не введен

Объемный метод расчета питания

Наиболее удобный и быстрый способ расчета питания. Учитывается возраст и масса тела ребенка.

Этим методом можно пользоваться, если масса тела ребенка соот­ветствует средним возрастным нормам.

Количество молока в сутки должно составлять

Фиксированный режим кормлений

Фиксированный

через определенный интервал времени с ночным перерывом или без него

Калорийный метод расчета питания

Более точный способ расчета питания, когда, определив необхо­димое суточное количество килокалорий и исходя из энергетической ценности грудного молока, рассчитывают суточный объем молока.

Особенно показан при расчете питания детям с гипотрофией и недоношенным.

Суточная потребность калорий на 1 кг массы тела

Энергетическая ценность 1 л(1000мл) грудного молока - 700 ккал. Разовый объем кормления

Разовый объем кормлений = суточный объем / число кормлений.

Примечание: суточный объем питания для детей первого года жиз­ни не должен превышать 1000 мл.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ

Овощное пюре

Раскладка на 200 г:

· разные овощи (морковь, свекла, капуста и др.) - 160 г;

· картофель - 40 г;

· молоко - 50 мл;

· масло (сливочное или растительное) - 5 г;

· 25% р-р соли - 3 мл.

Приготовление: овощи промыть щеткой, обдать кипятком, почис­тить, нарезать кубиками и вымочить в холодной воде 4-6 ч. После вымачивания выложить овощи в кастрюлю с небольшим количест­вом (слой воды 2-3 см) кипящей воды, закрыть крышкой и варить 10 мин. Затем добавить нарезанный картофель и варить еще 30 мин.

Следить за тем, чтобы на дне кастрюли всегда была вода, и овощи ту­шились паром. Варить до мягкости. Сваренные овощи протереть че­рез сито или взбить блендером, добавить раствор соли, молоко. Всю массу взбить, довести до кипения на огне, добавить сливочное или растительное масло.

В овощное пюре полезно добавить шпинат, зеленый горошек, цветную капусту.

Каша

Раскладка:

· молоко - 200 мл;

· вода 50 мл;

· крупа - 20 г (4 чайных ложки);

· сахарный сироп - 10 мл;

· 25% р-р соли;

· сливочное масло.

Приготовление", в кипящую воду тонкой струйкой всыпать просе­янную крупу (помолотую). Разваривать на медленном огне 30 мин, тщательно взбивая. Когда крупа разварится, влить сахарный сироп, раствор соли, подогретое до появления пара молоко. Довести до ки­пения, добавить сливочное масло.

Каша должна быть достаточно густой, гомогенной, без комочков. Кормить с ложки.

Примечание: детям грудного возраста рекомендуется давать кашу безглютеновую (гречневую, рисовую, кукурузную), допустимо ис­пользовать в питании детей овсяную кашу. Целесообразно кормить детей первого года жизни кашами промышленного производства

УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

ПЕРОРАЛЬНАЯ РЕГИДРАТАЦИЯ

Цель:

· восстановить водно-солевой баланс организ­ма;

· ликвидировать эксикоз и не допустить его пов­торного развития.

Показания: эксикоз.

Противопоказания: абсолютных противопо­казаний нет.

Оснащение:

· мерная емкость (ложка, пипетка, стакан);

· бумага, ручка (для фиксации потерь жидкос­ти);

· растворы:

XVIII. бессолевые - сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма, кароти­новая смесь;

XIX. сахарно-солевые - в 1 л кипяченой воды растворить 1 ч.л. соли и 8 ч.л. сахара, «до­машний регидрон» - отварить в 1 л воды 100 г изюма или 500 г нарезанной кусочка­ми моркови, процедить, добавить 1 ч.л. соли, ’/ ч.л. питьевой соды, 4 ч.л. сахарного песка, вновь довести до кипения и осту­дить;

XX. глюкозо-солевые: «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюкосолан»;

минеральная вода без газов

Примечания:

· расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации произво­дит врач;

· после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 сут;

· критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пуль­са, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.

Этапы Обоснованиеi

Подготовка к манипуляции

Выполнение манипуляции

1. Поить грудного ребенка по 1-2 ч. л. че­рез 5-10 мин или каплями под язык, де­тей старшего возраста по 1-2 ст. л. через 5-10 мин. Чередовать бессолевые и глюкозо-солевые растворы Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жид­кости организмом
2. Медсестра проводит учет и регистра­цию: а) выпитой жидкости б) продолжающихся потерь жидкости Оценка эффективности тера­пии
3. Через 4-6 ч проверить признаки экси- коза у ребенка (состояние большого род­ничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.). Возможны три варианта состояния: Оценка эффективности прове­денного этапа пероральной регидратации
а) эксикоз нарастает - перейти на в/в введение растворов; Вводимый раствор не всасыва­ется в кишечнике.


Этапы Обоснование
б) эксикоз уменьшился, но еще сохраня­ется - повторить проведенные меропри­ятия; в) эксикоза нет - перейти на поддержива­ющую регидратацию - каждые 4-6 ч энте- рально вводить столько раствора, сколько он потерял за предыдущие 4-6 ч (см. лист фиксации потерь жидкости) + фиксиро­вать продолжающиеся потери жидкости Рассчитанное для первичной ре гидратации количество рас­твора не смогло восполнить имеющиеся у ребенка потери жидкости. Профилактика повторного раз­вития эксикоза при невоспол- нении продолжающихся потерь жидкости
4. При отсутствии рвоты постепенно уве­личивать дозу питья на один прием Адекватное увеличение объема циркулирующей крови
Завершение манипуляции
Поддерживающую регидратацию прово­дить до прекращения рвоты и жидкого стула Обеспечение эффективности проведения пероральной ре­гидратации

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Цель: освобождение нижнего отдела толстого кишечника от кало­вых масс и газов.

Показания:

· задержка стула,

· отравления,

· подготовка к операциям,

· проведение лекарственной клизмы,

· подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследова­ниям органов брюшной полости, УЗИ.

Противопоказания:

· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишеч­ника;

· неясные боли в животе;

· геморрой;

· кровотечения из прямой кишки.

Оснащение:

· стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от № 1 до № 9 или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребенка:

XXI. баллон № 1 (30 мл) - новорожденному ребенку;

XXII. баллон № 2 (60 мл), № 3 (75 мл), № 4 (100 мл) - грудному ребен­ку;

XXIII. баллон № 5 (150 мл) - ребенку 1 года;

XXIV. баллон № 6 (200 мл) - ребенку 2-3 лет и т.д.;

XXV. детям до 9 лет - до 400 мл, старше 9 лет - 500 мл и более;

· кипяченая вода (температура 28-30 °С);

· стерильный вазелин или глицерин;

· фартук, резиновые перчатки;

· шпатель, марлевые салфетки;

· клеенка, пеленка;

· емкость с дезинфицирующим раствором.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

· отказ родителей от выполнения манипуляции,

· повреждение прямой кишки.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку суть и ход пред­стоящей манипуляции, получить согласие Право пациента (родите­лей) на информацию
2. Вымыть руки, надеть клеенчатый фар­тук, перчатки Обеспечение инфекцион­ной безопасности персо­нала
3. Положить на пеленальный стол (кровать) клеенку, сверху пеленку При неудержании воды в прямой кишке она будет вытекать, не загрязняя белье
4. Заполнить грушевидный баллон кипяче­ной водой комнатной температуры - детям старшего возраста, 28-30 °С - детям ран­него возраста Холодная вода стимулиру­ет перистальтику кишеч­ника
5. Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки Облегчен иевведен и я нако­нечника в прямую кишку

Выполнение манипуляции

1. В правую руку взять баллон с водой и выпустить из него воздух Предупреждение введения воздуха в прямую кишку
2. Осторожно без усилий ввести наконеч­ник в анус на глубину 3-5 см детям раннего возраста, на 6-8 см детям старшего возрас­та. При введении наконечник направлять сначала к пупку, затем, преодолев сопро­тивление внутреннего сфинктера анально­го отверстия, параллельно копчику Предупреждение неприят­ных ощущений у ребенка. Учет анатомических изги­бов прямой кишки
3. Медленно нажимая на баллон, ввести воду в кишечник Неосторожное введение может привести к травме прямой кишки
4. После введения жидкости левой рукой зажмите ягодицы ребенка, а правой рукой осторожно извлеките наконечник, не раз­жимая баллона Чтобы вода не вылилась наружу
5. Придержать некоторое время (8-10 мин) ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекала до усиления перистальтики кишечника Для лучшего размягчения каловых масс
6. У грудныхдетей испражнения выделяют­ся в рыхло скомканную пеленку, старших детей высадить на горшок Исключение загрязнения окружающей среды
7. Убедиться, что манипуляция прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) Оценка эффективности манипуляции

Завершение манипуляции

Примечания: обработка резинового баллона производится путем погружения в дезраствор (2% веркон, пресепт, 0,3% аламинол). За­тем промыть под проточной водой, замочить в моющем растворе («Биолот») на 15 мин, промыть в этом же растворе, затем еще раз промыть под проточной водой, промыть в дистиллированной воде; готовить к стерилизации.

Хранить в параформалиновых камерах.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ

Цель: ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание.

Показания:

· невозможность и неэффективность введения лекарства через рот;

· необходимость воздействия на слизистую оболочку прямой кишки в случаях воспаления, изъязвления и т.д.

Противопоказания:

· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечни­ка;

· неясные боли в животе;

· выпадение слизистой оболочки прямой кишки;

· геморрой;

· кровотечения из прямой кишки;

· непереносимость вводимого лекарственного вещества.

Оснащение:

· резиновые перчатки и фартук;

· клеенка, пеленка, полотенце;

· резиновый грушевидный баллончик (№ 1 или № 2);

· газоотводная трубка;

· марлевая салфетка;

вазелиновое масло;

· емкость с лекарственным препаратом;

· лоток с дезраствором для отработанного материала.

Этапы Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения манипуляции, получить согласие Обеспечение права на инфор­мацию, участие в манипуля­ции
2. За 20-30 мин до постановки лекарс­твенной клизмы сделать ребенку очис­тительную клизму Очищение слизистой оболочки прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия
3. Постелить клеенку, накрыть ее пе­ленкой Обеспечение комфортных ус­ловий
4. Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки
5. Подогреть лекарственный препарат до t= 37-38 °С и набрать его в резино­вый баллончик Количество лекарственного препарата зависит от возраста ребенка: от 0 до 5 лет - 20-25 мл; от 5 до 10 лет - до 50 мл; от 10 лет - 75 мл Теплый лекарственный пре­парат быстрее всасывается в кишечнике. Исключается возможность по­явления преждевременной пе­ристальтики
6. Смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива Облегчение введения газо­отводной трубки в прямую кишку. Предупреждение возникнове­ния неприятных ощущений у ребенка

Выполнение манипуляции

Этапы Обоснование
2. Пережав свободный конец газоот­водной трубки, ввести ее осторожно без усилий в анальное отверстие и про­двинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, парал­лельно копчику
Обеспечение инфекционной безопасности

Завершение манипуляции

Этапы Обоснование
2. Пережав свободный конец газоот­водной трубки, ввести ее осторожно без усилий ванальное отверстие и про­двинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, парал­лельно копчику Предупреждение возможно­го вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки. Учет ана­томических изгибов прямой кишки
3. Расположив резиновый баллончик с лекарственным препаратом наконеч­ником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке Удаление из баллончика возду­ха и предупреждение попада­ния воздуха в прямую кишку
4. Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести лекарственный раствор и, не разжимая резиновый баллон, отсоединить его от газоотводной труб­ки, предварительно пережав ее сво­бодный конец (баллончик поместить в лоток с дезраствором) Предотвращение всасыва­ния лекарственного раствора обратно в баллончик и пре­дупреждение его истечения из газоотводной трубки. Обеспечение инфекционной безопасности
5. Извлечь газоотводную трубку из пря­мой кишки, пропустив ее через салфет­ку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток с дезраствором) Обеспечение инфекционной безопасности
6. Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 мин и уложить ребенка на живот Время, необходимое для умень­шения спазма гладкой муску­латуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата

Завершение манипуляции

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания:

· метеоризм;

· запоры;

· парез кишечника.

Противопоказания:

· кровотечения;

· заболевания прямой кишки.

Оснащение:

· резиновые перчатки;

· клеенка, пеленка;

· емкость с дезраствором;

· судно или емкость с водой.

Техника безопасности: Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

Этапы Обоснование

Выполнение манипуляции

4. Укрыть ребенка одеялом Профилактика охлаждения
Профилактика возникно­вения пролежней стенки кишки.
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным расти­тельным маслом, одеть ребенка

Завершение манипуляции

Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится так же, как резино­вого грушевидного баллончика.

ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания:

· метеоризм;

· запоры;

· парез кишечника.

Противопоказания:

· кровотечения;

· заболевания прямой кишки.

Оснащение:

· стерильная газоотводная трубка (длина и диаметр зависят от возрас­та ребенка: для дошкольников длина 15-30 см, диаметр 3 мм; для школьников длина 30-50 см, диаметр 5 мм);

· резиновые перчатки;

· клеенка, пеленка;

Вазелин, шпатель, марлевая салфетка;

· емкость с дезраствором;

· судно или емкость с водой.

Техника безопасности: не оставляйте ребенка без присмотра. Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

· негативное отношение матери к проведению манипуляции.

Этапы Обоснование

Выполнение манипуляции

1. Смазать закругленный конец газоотвод­ной трубки вазелиновым маслом Облегчает введение газо­отводной трубки в кишеч­ник
2. Перегнуть трубку, зажать ее свободный конец 4-м и 5-м пальцами правой руки; взять закругленный конец, как ручку Исключение вытекания содержимого кишечника во время введения трубки
3. Раздвинуть ягодицы 1-м и 2-м пальцами левой руки, осторожно вращательными дви­жениями ввести в прямую кишку газоотвод­ную трубку сначала к пупку, затем, преодо­лев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику. Опустив ее свободный конец в емкость с водой (газоотводная трубка вводится на глу­бину: н/р - 3-4 см, грудным детям - 7-8 см, 1-3 года - 8-10 см, 3-10 лет - 10-15 см, старшим - 20-30 см и более) Обеспечение свободного продвижения трубки. Обеспечение сбора жид­ких каловых масс
4. Укрыть ребенка одеялом Профилактика охлаждения
5. Извлечь трубку из ануса по достижении эффекта через 5-10 мин, но не более 20 мин и поместить в лоток с дезраствором
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным расти­тельным маслом,одеть ребенка Гигиена кожных покро­вов, обеспечение комфор­тных условий

Завершение манипуляции

Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится также, как резино­вого грушевидного баллончика.

ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА ОКОЛОУШНУЮ ОБЛАСТЬ

Цель: рассасывающий и болеутоляющий эффект. Показания: воспаление среднего уха.

Противопоказания:

· аллергические и гнойничковые высыпания на коже;

· нарушение целостности кожных покровов;

· предварительная обработка кожи раствором йода (может спровоци­ровать глубокие ожоги).

Оснащение:

· компрессная бумага;

· марлевая салфетка;

· косынка или широкий бинт;

· ножницы;

· подогретый до температуры тела раствор лекарственного средства (этиловый спирт, разбавленный водой в соотношении 1:2, камфор­ное масло).

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
Мотивация пациента/мамы к сотрудничеству и соблю­дение прав пациента
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекцион­ной безопасности
3. Отрезать ножницами достаточный по величине кусок марлевой салфетки или бинта и сложить его в 6-8 слоев. Вырезать кусок вощеной бумаги по пери­метру на 1-2 см больше салфетки. В мар­левой салфетке и компрессной бумаге прорезать отверстия для ушной ракови­ны. Приготовить кусок ваты по перимет­ру на 1-2 см больше, чем бумага Подготовка необходимого оснащения для эффектив­ного проведения манипу­ляции
Выполнение манипуляции
1. Смочить подогретым лекарственным средством салфетку и отжать ее Исключается чувство дис­комфорта
Этапы Обоснование
2. Приложить салфетку к уху, ушную раковину вывести через разрез наружу. Сверху уложить вощеную бумагу и вывес­ти через разрез ушную раковину. Сверху на ухо положить слой ваты тол­щиной 2-3 см Обеспечивается рефлектор­ное воздействие через хемо- и терморецепторы кожи
3. Зафиксировать компресс косынкой плотно, но не туго или широким бинтом в соответствии с требованиями десмургии Не нарушается повседнев­ная жизнедеятельность
Завершение манипуляции
1. Объяснить маме, что компресс пос­тавлен на 4-6 ч. Необходимо следить за сохранением герметичности компресса Обеспечение участия мамы в манипуляции. Нарушение герметичности может привести к местному охлаждению и обратному эффекту
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекцион­ной безопасности
3. После снятия компресса надеть ребен­ку шапочку Профилактика охлаждения

Примечание:

· ушная раковина и слуховой проход должны оставаться открытыми. В слуховой проход можно поместить турунду, смоченную лекарс­твенными препаратами «Отинум», «Отипакс», «Софрадекс», 1% спиртовым раствором борной кислоты или смазанную мазью «Ги- оксизон», это уменьшает боль;

· слои компресса необходимо накладывать достаточно быстро, чтобы избежать охлаждения салфетки, смоченной подогретым раствором.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНГАЛЯЦИЙ ДЕТЯМ

Цель:

· восстановление проходимости дыхательных путей;

· введение лекарственных средств в организм;

· отвлекающая терапия.

Показания: микробно-воспалительные и аллергические заболева­ния органовдыхания.

Противопоказания:

· индивидуальная непереносимость лекарств;

· повышенная температура тела (при паровой ингаляции).

Оснащение:

· стационарный или портативный ингаляторы;

· емкость для кипячения воды;

· лекарственные препараты;

· 2% р-р питьевой соды.

Техника безопасности: при проведении паровой ингаляции не ос­тавлять ребенка без присмотра.

Примечание: применяются ингаляции паровые, тепловлажные,

А. Паровые

Подготовка к манипуляции

Выполнение манипуляции

Этапы Обоснование
3. Медсестра или мать просит ребен­ка глубоко дышать. Крик ребенка грудного возраста способствует более глубокому вдыханию теплого пара. Продолжать манипуляцию 5-10 мин Обеспечивается вдыхание тепло го пара в верхние дыхательные пути
Завершение манипуляции
Ребенка вытереть насухо, переодеть в сухую одежду, уложить в постель с возвышенным головным концом Продолжается положительное действие манипуляции. Улучшается вентиляционная функция легких
Б. Аэрозоли (ингалятор)
Подготовка к манипуляции
1. Прочитать название препарата Исключается ошибка
2. Объяснить цель и ход манипуляции маме и ребенку, получить согласие Право пациента и родителей на информацию
3. Усадить ребенка, а лучше провес­ти ингаляцию стоя Эффективнее дыхательная фун­кция
4. Снять с ингалятора колпачок, перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном строго перпендикуляр­но, встряхнуть его Обеспечивается успешное прове­дение манипуляции
Выполнение манипуляции
1. Попросить ребенка старшего воз­раста сделать глубокий выдох Обеспечивается более успешное выполнение манипуляции
2. Вставив мундштук ингалятора ребенку в рот, попросить плотнее обхватить его губами. Голову слегка запрокинуть назад Предупреждаются потери препа­рата во внешнюю среду. Иначе до 90% препарата остается в глотке
3. Просим ребенка сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно баллончика, задержать дыхание на 5-10 сек, сделать спокойный выдох Обеспечивается вдыхание препа­рата в дыхательные пути
4. Через 5-Шеек просим ребенка повторить пункты 1, 2, 3 Достигается достаточная тера­певтическая доза
Завершение манипуляции
Закрыть ингалятор колпачком Условия хранения препарата

Примечание: удобнее использовать ингаляторы промышленно­го производства для проведения паровых ингаляций в домашних условиях.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОЖНОЙ И РУЧНОЙ ВАННЫ ДЕТЯМ

Цель: отвлекающее действие, способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей. Показания: заболевания органов дыхания.

Противопоказания:

· повышенная температура тела ребенка;

· заболевания кожи;

· индивидуальная непереносимость горчицы.

Оснащение:

· водный термометр;

· таз (ведро, бачок);

· кастрюля с горячей водой;

· сухая горчица или питьевая сода;

· полотенце, пеленки, одежда.

Примечание:

· температура воды повышается постепенно от 37 до 40 °С;

· горячая вода подливается медленной струей, чтобы температура воды повышалась примерно на 1 °С за 2 мин;

· для усиления раздражающего действия в воду добавляют сухую гор­чицу (2 ст.л. на 10 л воды), предварительно выяснив переносимость ребенком горчицы;

· при кашле более эффективны ручные ванны, при насморке - ножные;

· продолжительность манипуляции 10-15 мин.

Выполнение манипуляции

Завершение манипуляции

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ГОРЧИЧНИКОВ ДЕТЯМ

Цель: рефлекторная терапия.

Показания: заболевания органов дыхания. Противопоказания:

· повышенная температура тела у ребенка;

· заболевания кожи;

· злокачественные новообразования;

· индивидуальная непереносимость горчицы ребенком.

Оснащение:

· горчичные пакеты;

· лоток с водой 40-45 °С;

полотенце, пеленки, одеяло;

· водный термометр, часы;

· лоток для отработанного материала.

Примечание: не ставить горчичники на область сердца и позво­ночник.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции, получить согласие Обеспечение права на информа­цию, участие в манипуляции
2. Вымыть и осушить руки
3. Проверить пригодность горчич­ников (срок годности)
4. Раздеть ребенка по пояс, осмот­реть кожные покровы Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
5. Уложить ребенка на кровать на животик Обязательное условие выполне­ния манипуляции
Выполнение манипуляции
1. В приготовленный лоток с водой поочередно погружают горчичные пакеты на 5-10 сек и накладывают на спину ребенку Обеспечение эффективности ма­нипуляции
3. Укрыть ребенка полотенцем, затем одеялом Сохранение тепла
4. Через каждые 2-3 мин осматри­вать кожу Предупреждение ожогов кожи
5. При появлении стойкой гипере­мии кожи (через 5-15 мин) снять горчичные пакеты, сбросить их в лоток для отработанного материала Достижение рефлекторного воз­действия
Завершение манипуляции
1. Протереть кожу пеленкой, смо­ченной в теплой воде, затем кожу протереть насухо, укрыть ребенка теплым одеялом Обеспечение сохранения тепла
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной без­опасности

ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ СТОМАТИТАХ И МОЛОЧНИЦЕ

· удаление налетов;

· противовоспалительное действие;

· обезболивание;

· эпителизация язв.

Показания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарствен­ного препарата.

Методы:

· орошение полости рта;

· обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками;

· полоскание (с 3 лет).

Оснащение:

· резиновый грушевидный баллончик;

· шпатели;

· марлевые салфетки (бинт);

· стакан;

· настои трав, растворы: 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 1% метиленового синего, 0,05% хлоргексидина;

· винилин, витаминная смесь, облепиховое масло и др.;

· гексорал, взвесь нистатина (1 таблетка + 5 мл женского молока), гель «МетрогилДента».

Техника безопасности: хорошо зафиксировать тампон.

Этапы Обоснование
Выполнение манипуляции
А. Орошение при стоматитах Необходимые условия для прове­дения манипуляции
1. Набрать в стерильный резиновый баллончик один из растворов
2. Шпателем открыть рот ребенка
3. Поднести баллончик ко рту ребенка и направить струю жидкости к твердому небу. Мать при этом наклоняет голову ребенка на один, а затем на другой бок
4. Раствор из ротовой полости должен стекать в подставленный лоток
Б. Обработка марлевыми салфетками (бинтом) при молочнице Оптимальные условия для удале­ния налетов
1. Один конец шпателя или палец обмо­тать марлевой салфеткой или бинтом. Концы бинта зафиксировать в ладони
2. Смочить салфетку раствором мето­дом полива
3. Шпателем открыть рот ребенку
4. Смачивая слизистую оболочку рас­твором, снять с нее налеты (менять сал­фетки 2-3 раза)
Завершение манипуляции
1. Использованный материал собрать в лоток
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

Примечание:

· при кандидозном стоматите применяют противогрибковые средс­тва: нистатин, леворин, пимафуцин;

· при герпетическом стоматитеместно применяют противовирус­ные мази: бонафтон, риодоксол, теброфен, флореналь, оксолино- вую мазь, мундизал-гель, гель «МетрогилДента», гексорал, лейко­цитарный интерферон или интерфероновую мазь;

Для ускорения эпителизации слизистой оболочки используют репа- ранты:ретинола ацетат, винилин, цитраль, масло шиповника и обле­пихи, каратолин, сок каланхоэ, солкосерил-гель дентальный.

ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО РЕБЕНКА

Цель: введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход. Показания: заболевания уха, горла, носа, глаз.

Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет, кроме индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, который может быть заменен.

Оснащение:

· стерильные пипетки;

· стерильные ватные шарики, ватные и марлевые турунды;

· лекарственные препараты;

· лоток для использованного материала;

· резиновые перчатки.

Техника безопасности:

· не оставлять ребенка без присмотра;

· детям раннего возраста закапывать капли с помощником, который фиксирует голову ребенка, его руки и ноги.

Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

Одним из важных элементов, способствующих росту и развитию является правильное питание ребенка, в котором сбалансировано количество и качество пищи соответственно потребностям малыша.

Специалистами в области педиатрии и питания разработаны нормы питания детей первого года жизни, нарушение которых может существенно отразиться на здоровье малыша и его, физических и умственных способностях.

Так, недостаточное по количеству потребление пищи ребенком первого года жизни может способствовать развитию дистрофии, рахитизму, опущению почек, которые поддерживаются за счет жировой ткани. Питание детей, которое не соответствует возрастной категории по качеству и составу может привести к запоздалому развитию ребенка, отсутствию зубов или плохому их качеству, диатезам, аллергическим реакциям, нарушениям нервной системы, умственной отсталости, анемии.

Здоровое питание детей особенно важно в первый год жизни , когда закладываются основные функции организма и недобор в весе, или отсутствие каких либо витаминов или жизненно важных микроэлементов, могут повлиять на здоровье ребенка в целом.

Питание детей первого полугода жизни

Расчет питания детей первого года жизни можно осуществить по потребностям в количестве пищи зная ее калорийность и вес малыша. Кроме того, дети первого полугодия на грудном вскармливании могут питаться исключительно материнским молоком , которое удовлетворяет все их потребности в полезных веществах и способствует нормальному развитию всех органов, а так же поставляет в организм иммунные клетки защищающие кроху от воздействий инфекции.

Грудное вскармливание осуществляется по требованию ребенка, который сам определяет как часто и в каком количестве ему необходима пища. Как правило, к концу первого месяца жизни ритм выработки грудного молока, а так же его состав синхронизируются с потребностями малыша и проблем не возникает. На то, что ребенку не хватает грудного молока, указывают следующие факторы:

  • Количество мокрых пеленок за сутки меньше чем количество кормлений.
  • Малыш подолгу висит на груди и засыпает скорее от усталости, чем от насыщения.
  • Часто просыпается с голодным криком и замолкает только после того как ему дали грудь.
  • Набор веса не соответствует нормам ежемесячного прироста.

Если есть хотя бы один фактор из перечисленных, необходимо обратиться к педиатру, который поможет сделать контрольное взвешивание до и после кормления, а так же направит грудное молоко на исследования в плане его жирности и плотности. В том случае если окажется что действительно, молока не хватает, возможны варианты с докармливанием смесями после основного кормления или же полной заменой одного или двух кормлений питанием для детей.

Питание детей до года, которые изначально находятся на смесях должно находиться на контроле у родителей и соответствовать возрастным требованиям, очень важно соблюдать режим кормлений, давать малышу необходимое для его возраста количество и учитывать состав смесей.

Расчет количества пищи для ребенка на искусственном вскармливании

Для того чтобы не перекормить малыша или не оставить его голодным необходимо соблюдать нормы питания включающие в себя количество кормлений и объем потребляемой пищи которые индивидуальны для каждого ребенка и изменяются с каждым месяцем по мере роста.

Существует несколько формул позволяющих высчитать объем и калорийность , они удобны в использовании и могут быть взяты за основу педиатром, который корректирует схему кормлений в зависимости от индивидуальных потребностей малыша.

Суточная потребность в молоке или смеси ребенка первых 10 дней жизни

Как известно в первые 2 – 3 дня ребенок нуждается в очень малом количестве питательного и легко усвояемого молозива, которое выделяется вместо молока. Примерно на 3 – 4 день появляется молоко, либо же новорожденного кормят адаптированной смесью, количество которой за сутки можно узнать по формуле:

2% массы тела, при рождении умноженные на количество дней от рождения.

Полученная цифра равняется суточному объему питания, далее ее необходимо разделить на количество приемов пищи. Например, вес при рождении равен 3,200кг, то на четвертый от рождения день он должен потреблять суточную норму пищи равную формуле:

(3,200/100*2)*4 = 64(2% от массы тела при рождении)*4(количество дней от рождения) = 256мл в сутки.

При этом суточная норма питания ребенка в первые 10 дней не должна превышать 1000мл за сутки.

Существует более простой способ узнать количество пищи на один прием, для этого необходимо умножить количество дней от рождения на 10. Например, на 5 дне жизни от рождения, разовая норма молока или смеси равна 50мл, соответственно каждый последующий день норма увеличивается на 10мл на каждый прием пищи.

Метод исчисления объема пищи по ее калорийности

В первом полугодии энергетические потребности детей в пище за сутки соответствуют 115ккл на каждый килограмм массы тела, после 6 месяцев эта цифра уменьшается до 110ккл на каждый килограмм. Но такой метод задействуется только тогда, когда известна калорийность пищи, например при использовании детского питания.

Приведем пример, масса тела малыша равняется 5кг, тогда суточная норма калорий равна 5*115=575ккл. Зная калорийность смеси на литр 680ккл/л можно узнать количество необходимое ребенку в сутки – (575*1000)/680=845, 5 мл в сутки.

При этом необходимо учитывать, что рацион питания ребенка в 10 месяцев включает в себя не только смеси, а и 3 полноценных приема пищи состоящих из овощей, мяса и молочных продуктов. Поэтому чтобы рассчитать рацион питания 10 месячного ребенка необходимо знать калорийность всех продуктов из расчета на 100г. и учитывать, что разовый прием пищи не должен превышать 120 – 140г на один прием.

Расчет суточной дозы молока по Рейхе

Довольно простой способ узнать количество пищи для того чтобы питание детей первого года жизни было сбалансированным и достаточным, это разделить вес малыша в граммах на его рост и полученное число умножить на 7.

Например, при росте 57см, 4,9кг. имеем расчет: (4900гр/57см)*7=601мл, что соответствует норме.

Калькулятор питания ребенка до года по месяцам

Ссылка для форума
Правильное питание ребенка до года − может ли оно повлиять на здоровье ребенка в целом?
Ссылка для сайта или блога
Правильное питание ребенка до года − может ли оно повлиять на здоровье ребенка в целом?

Введение первого прикорма

Состав материнского молока полностью удовлетворяет потребности растущего организма ребенка до 6 месяцев, тогда как адаптированные смеси, как бы ни обогащались различными микроэлементами, усваиваются не полностью, и ребенок уже в 4 – 5 месяцев нуждается в дополнительном источнике полезных веществ . Подробнее узнать о здоровом питании детям можно изучив с учетом того, что для детей на искусственном вскармливании прикорм необходимо вводить на месяц раньше.

Рассмотрим дополнительное , начиная с полугода как при грудном вскармливании.

Несмотря на рекомендации педиатров в прошлые годы, на сегодняшний день для первого прикорма не стоит использовать яблочное пюре или сок, поскольку его кислотность может нарушить баланс бактерий желудка малыша и привести к диатезу. Лучшим вариантом первого знакомства малыша с взрослой пищей станет введение из картофеля или более легкого кабачка в сезон. Вводить его стоит в первой половине дня, после основного приема молока или смеси, начиная с чайной ложки и постепенно заменяя второе кормление 80 – 90г. овощного пюре. Постепенно можно делать многокомпонентные пюре, фруктовые пюре и соки, разведенные водой.

Вводя новые продукты необходимо помнить, что питание детей до года не подразумевает использования искусственных красителей, транс жиров и консервантов, поэтому лучшая пища, это здоровое питание для детей в источнике происхождения, которого, мама уверена.

Начиная с момента, как малышу пойдет седьмой месяц можно вводить кисломолочные продукты, приготовленные с помощью специальных заквасок и молочных бактерий. Такая пища поможет ребенку быстрее адаптироваться к твердой пище и создаст необходимую микрофлору в кишечнике. В питание семимесячного ребенка должны входить два полноценных приема пищи состоящих из овощного супа или пюре, безмолочной каши или кефира. Количество продуктов из коровьего молока следует ограничивать, так как оно является сильным аллергеном в чистом виде. К концу седьмого месяца количество и состав прикорма ребенка на ГВ и малыша искусственника уравниваются.

Питание восьмимесячного ребенка становиться более разнообразным, так как постепенно в рацион питания вводят мясное пюре из курицы или кроля, четверть желтка и немного сливочного или растительного масла. Здоровое питание для детей должно быть разнообразным и содержать все необходимые вещества для роста и развития.

Диетическое питание для детей до года не должно содержать жареной или копченой пищи, так же под запрет попадают консервы, супы на мясных бульонах и разнообразные сладости. В период, когда у ребенка уже есть несколько зубов, а это случается, как правило, к 9 месяцам, не стоит давать малышу твердую пищу, от которой может отвалиться кусочек. Так морковь, яблоки и печенье, о которые дети снимали зуд десен, становятся патологически опасными.

Питание 10 месячного ребенка

К этому возрасту, дети могут полностью переходить на альтернативное меню, оставив за собой право, полакомиться маминым молоком перед сном и с первыми лучами солнца. Количество кормлений в сутки равняется 5 с учетом грудного вскармливания или смеси.
Режим питания ребенка в 10 месяцев, приблизительно такой:

  1. 6 – 00 грудное молоко или 200мл смеси.
  2. 10 – 00 молочная каша или творог с фруктовым пюре.
  3. 14 – 00 овощной суп или пюре с мясными тефтелями.
  4. 18 – 00 адаптированный кефир, детское печенье с молоком.
  5. 22 – 00 молочная смесь или грудное молоко.

Как кормить ребенка 10 месяцев? Конечно же, в этом возрасте необходимо постепенно приучать малыша питаться самостоятельно из ложки, для этого можно усадить ребенка в специальный стульчик и предоставить ему детскую посуду. При этом можно одновременно кормить малыша самостоятельно другой ложкой. Питание ребенка в 10 месяцев не должно состоять из совершенно гомогенизированных продуктов. Так можно делать супы не совсем однородными, включать в рацион более густые пудинги или фрикадели с рисом. К 10 месяцам рвотный рефлекс ребенка угасает и более твердая пища, с которой малыш уже в состоянии справиться должна присутствовать на столе. От блендера при приготовлении питания ребенка 10 месяцев лучше отказаться, разминая все вилкой. Питание 11 месячного ребенка практически не отличается от рациона 10 месячного ребенка.

Питание ребенка после года

Питание годовалого ребенка заметно отличается от рациона грудничка, так например, объем потребляемой за сутки пищи может равняться 1250мл. при этом приемы пищи сокращаются до 4. Рекомендуется, и увеличить промежуток между последним приемом и завтраком. Так, питание детей после года начинается с завтрака около 8 часов утра, ужин не должен быть позднее 21 – 00 часов.

Рацион питания ребенка в год состоит из 25% от суточной нормы на завтрак, 35% на обед, 15% полдник и 25% пищи на ужин.

Рецепты питания ребенка после года должны включать в себя молочные продукты, мясо птицы, говядину, овощи, фрукты, крупы, рыбу, яйца, растительные жиры. Как можно меньше нужно давать ребенку сладостей, мучных продуктов, животных жиров. Категорически питание ребенка от года не включает в себя газированных напитков, чипсов, сосисок и других блюд быстрого приготовления. Такая пища содержит много красителей и ароматизаторов, что способно за один прием сильно повлиять на поджелудочную или печень, вызвать гастрит, язву или стать причиной сильного отравления.

Питание ребенка в 1,5 года обычно не включает в себя грудного молока или смеси, которые конечно же можно потреблять ребенку в этом возрасте, если того хочет мама, но особой ценности они в себе не несут. Пища должна быть более твердой и не однородной. Понемногу в меню как при питании ребенка 2 лет можно вводить обжаренные продукты, например сырники, блины с творогом, котлеты. При этом следует не допускать сильно зажаренной корки влияющей на поджелудочную малыша. В этом возрасте дети очень капризны и избирательны в пище, поэтому при ее приготовлении важную роль играет оформление блюда, а так же посуда и сервировка. С этого возраста также можно начинать учить ребенка правильным манерам за столом.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данная тема чрезвычайно важная, ведь питание малыша является основополагающей базой для его будущего здоровья - как физического, так и интеллектуального. Для того, чтобы кроха успешно развивался во всех направлениях, ему необходим полный комплект полезных веществ, минералов и витаминов.

Главная задача родителей - организовать кормление ребенка и сделать это грамотно, с целью укрепить иммунитет и здоровье малыша, профилактировать некоторые заболевания, в том числе и те, которые часто проявляют себя во взрослом возрасте. Мы будем опираться на рекомендации педиатров и специалистов по детскому питанию.

Немного о грудном вскармливании

Мамино молочко - это первая и некоторое время основная пища новорожденного. Полезность грудного молока сложно переоценить: эта пища содержит не только весь спектр необходимых веществ для полноценного питания младенца, но и выполняет роль иммунного защитника (содержит антитела к вирусам и бактериям, которые есть у мамы) и регулятора роста. Молоко имеет специфический химический состав, который позволяет наиболее полно его усваивать.

Состав молока:

  • аминокислоты и белки (в оптимальном соотношении, с учетом возрастных потребностей младенца);
  • жиры (в эмульгированном состоянии, поэтому лучше усваиваются ЖКТ малыша);
  • углеводы (нужны для покрытия энергетических потребностей);
  • иммунные элементы (защищают организм младенца от инфекций до тех пор, пока не заработает собственный иммунитет).

Александр Валерьевич Дечко (директор педиатрического центра «Добрый доктор», педиатр, врач первой категории) отмечает, что помимо всех плюсов грудного вскармливания, во время кормления у ребенка работают все группы мышц, и по законам биофизики происходит правильное развитие челюстно-лицевого аппарата.


Лучшее питание для новорожденного - материнское молоко

Смешанное и искусственное вскармливание

Но кроме грудного вскармливания, существуют еще и . О них тоже стоит упомянуть, ведь не у всех мам в достаточном количестве вырабатывается самая ценная на свете пища для малыша - молочко. Не стоит расстраиваться, если у вас мало молока или его совсем нет. Для начала проконсультируйтесь со специалистом, возможно, вы делаете что-то неправильно, он поможет наладить лактацию. Если лактация не наладится, то на помощь вам придут современные технологии в виде адаптированных смесей.

  • Смешанное вскармливание - когда смесь занимает 50% от общего объема питания.
  • Искусственное - вскармливание только смесью или преимущественно (на 2/3 от всего объема питания).

Наиболее частые причины для смешанного вскармливания

Со стороны новорожденного:

  • маловесность;
  • угнетенный сосательный рефлекс;
  • болезни, неврологические нарушения.

Со стороны матери:

  • болезни;
  • прием лекарственных препаратов;
  • трещины на сосках;
  • социальная активность матери.

При сочетании грудного вскармливания и кормления из бутылочки процесс должен быть максимально приближен к естественному, то есть ребенок должен трудиться так же, как у материнской груди. В такой ситуации ваша кроха никогда не откажется от грудного молока. Имитировать мамину грудь поможет ортодонтическая соска, которая напоминает форму соска матери, поэтому новорожденный практически не замечает разницы.


Смешанное вскармливание, по мнению большинства педиатров, лучше искусственного, так как младенец все же получает грудное молоко со всеми его преимуществами

Искусственное вскармливание имеет ряд недостатков. Ольга Леонидовна Лукоянова, к. м. н., врач-педиатр высшей категории, педиатр-нутрициолог, в одной из своих статей о смешанном и искусственном питании выделила следующие:

  • в детских смесях нет защитных антител, которые уберегут от инфицирования, поэтому детей-искусственников советуется держать на так называемом карантине (не возить в людные места, не устраивать дома смотрины с кучей родственников и друзей, проветривать , при инфицировании кого-то из родителей носить масочку и т. д.);
  • полезные вещества (витамины и микроэлементы), содержащиеся в грудном молоке, усваиваются лучше, чем те же вещества в смесях;
  • у искусственников чаще наблюдается железодефицитная анемия и разнообразные .

Лукоянова не рекомендует отказываться от грудного вскармливания в случае, если у мамы просто нет желания кормить ребенка. Она также акцентирует внимание в своих работах на то, что зачастую нехватка молока лишь кажущаяся, мама может проходить так называемый «лактационный период», когда молоко, вроде бы, уменьшается. Для лактационных периодов это норма. Специалист по грудному вскармливанию обязательно посоветует, что делать. В большинстве случаев молоко увеличивается. Особенно этому способствует ночное кормление.

Но если все мероприятия по налаживанию лактации не принесли успеха, и вам неизбежно нужно вводить малышу заменитель грудного молока, то необходимо грамотно , исходя из индивидуальных потребностей и особенностей организма младенца. В этом выборе вам поможет ваш педиатр.

Кормление по месяцам до года

1-4 месяцы

На грудном вскармливании

Первое кормление новорожденного происходит еще в роддоме - малыш высасывает молозиво. Молозиво - это секрет, выделяющийся из молочных желез перед родами и во время 3-5 дней после них. Молозиво более калорийное и питательное, чем молоко, в нем мало жидкости, что не позволяет перегружать еще не сформировавшиеся почки крохи, оно обладает слабительным эффектом для освобождения от первородного кала - . И это далеко не полный список положительных свойств молозива. Через пять дней молозиво сменяется привычным нам грудным молоком - сначала переходным, потом зрелым.

Большинство педиатров учат мамочек всего мира, что выработка грудного молока и его количества зависит от , а также важна техника сосания. Если малыш с первого дня будет неправильно захватывать сосок, не будет правильно стимулировать его выработку на гормональном уровне, молоко угаснет к 3 месяцам. Пожалуй, это самое важное в первые дни установления лактации.

Технически кормление должно выглядеть так: нижняя губка малыша вывернута, губами он захватывает нижнюю ареолу соска. есть разные, но если он лежит у мамы на руке, то его носик располагается на уровне соска. Ребенок плотно прижат животиком к животу матери, его тело и голова - на одной плоскости. Нельзя, чтобы головка малыша была повернута.


Лучше, если мама кормит лежа - так тело и голова автоматически располагаются на одной плоскости, а у мамы отдыхают руки и спина

Запомните: добиться правильной техники сосания необходимо в первые 3-4 дня. В месячном возрасте перестроить малютку, чтобы он начал брать грудь, как положено, невозможно.

Несколько слов следует сказать о режиме питания грудью. Существует три типа режима питания, и какой из них лучший - трудно сказать, так как у каждого есть свои достоинства и недостатки.

  1. По требованию - когда мама кормит грудничка по первому его желанию.
  2. Режимный (по часам) - когда мама кормит в соответствии с определенными интервалами (каждые 2-3,5 часа).
  3. Свободный - сочетает в себе черты первого и второго режима. Мама может уменьшать или увеличивать интервалы между кормлениями, ориентируясь на настроение крохи, его самочувствие и в зависимости от обстоятельств. Например, если малыш спит, а пришло время его кормить, то согласно свободному режиму, будить малыша не следует, а надо дождаться, пока он сам проснется и попросит поесть.

В целом малыш может есть молочко до 12 раз в сутки. Это норма.

Рекомендации ВОЗ гласят, что младенцев до полугода необходимо кормить исключительно грудью. Это означает, что им не нужна никакая другая пища и жидкость (даже ). Грудное молоко прекрасно восполняет потребность в жидкости.

На смешанном питании

Основные правила прикорма

  • Введение каждого нового продукта начинают с небольшой порции (1-2 ч. л) и увеличивают количество постепенно в течение 5-7 дней. Такое малое количество продукта необходимо для того, чтобы определить, нет ли у малыша непереносимости или на него.
  • Даем новый продукт в 1 половине дня, чтобы увидеть реакцию ребенка. Если прикорм дать ночью, то есть риск не заметить какую-то реакцию.
  • Любой прикорм должен быть монокомпонентным (пюре или каша из одного компонента).
  • Прикорм дается обязательно с ложечки до кормления молоком или смесью.
  • Нельзя давать новый продукт грудничку, если он болен, у него недомогание или ему недавно сделали .
  • Если ребенок не принял новый продукт, попробовать его заново советуется через 5 дней.

С чего начать?

На выбор у нас 2 продукта: каша и овощное пюре (монокомпонентное). Либо то, либо другое.

Педиатры при этом обращают внимание, что если малыш крупный (например, в его вес 8 кг), то с каши лучше не начинать. В этом случае овощное пюре предпочтительнее. И, наоборот, если кроха не очень полненький либо у него гипертрофия, то прикорм следует начинать с каши.

Есть еще один критерий, по которому педиатры судят о том, с какого прикорма начинать, - это . Если стул редкий ─ раз в 3-5 дней, ─ то начинать хорошо с овощного пюре. Кашки имеют свойство «запирать». Их лучше начинать есть при частом, .

Каша должна быть безглютеновой и безмолочной: рисовая, кукурузная, гречневая. Если прикорм был введен в 4 месяца, то в 6 месяцев можно попробовать глютеновую молочную кашу: овсяная, пшеничная.

Первые овощные пюре должны быть монокомпонентные - только из кабачка, цветной капусты, тыквы.

Не советуется начинать прикорм с фруктов или мяса. Фрукты имеют сладкий вкус, после которого ребенок может не захотеть есть пресные каши и овощи. Мясо - сам по себе тяжелый продукт для нежного желудка младенца.

Пюре из цветной капусты в скороварке

  • Выкладываем соцветия цветной капусты в скороварку (у кого нет - просто варим). Ставим режим «Пар/варка» на 10 мин.
  • Через 10 минут выкладываем капусту в стакан для взбивания пюре. Пюрируем с помощью блендера.
  • Пюре должно получиться нежным и однородным.


Если малыш хорошо набирает вес, для первого прикорма лучше выбирать овощное пюре

Пюре из кабачка в пароварке

  • Овощ очищается, попка отрезается, семена отделяются. Кабачок замачивается на 3-4 часа.
  • Берем стеклянную емкость, заливаем 50 г кабачка 100 мл воды, устанавливаем в пароварку и оставляем 5 минут. Если нет пароварки, то варим до мягкости.
  • Выкладываем кабачок в стакан для измельчения и пюрируем.
  • Если получилось слишком густо, в пюре добавляется немного воды, в которой варился овощ. И опять все взбивается.

Как видите, организовать кормление малютки - дело непростое, это почти наука, которой невозможно научиться, лежа на диване. Все малыши очень индивидуальны, к каждому нужен особый подход и терпение. Как невозможно вычислить заранее, какие позы будут удобны мамочке при кормлении, какой в итоге выстроится режим кормления, есть вероятность, что и с прикормом могут возникнуть свои особенности. Все данные, приведенные в статье, приблизительные. Более точно о кормлении вашего малыша расскажет ваш педиатр. Он же распишет график и пропорции.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение