День кузьмы и демьяна. Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна)

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам —собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье».Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.


Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость — то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.


В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.


В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому, присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий по-хулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

«Кузьминки - по осени поминки»

Цель : продолжить знакомство с православными праздниками в рамках народного календаря

Задачи:


  • расширить круг знаний детей о православных праздниках,

  • познакомить с обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Димьяна, более подробно рассмотреть его как девичий праздник.,

  • содействовать развитию творческого воображения; через систему праздников народного календаря,

  • приобщать к традициям народной культуры.
Оборудование и реквизит: музыкальное сопровождение (“Тонкая рябина”, “Эй, ухнем”, “Во саду ли, в огороде”), музейные экспонаты, народные музыкальные инструменты, раздаточный материал.

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие гости, добрый день, ребята! Сегодня вы познакомитесь с историей народного праздника, его традициями (звучит музыка)

И так начинаем наш праздник

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(ответ: ноябрь)

По древнерусским святцам ноябрь известен под именем грудень : от груд замерзшей земли, от грудного пути – так называлась раньше зимняя замерзшая дорога.

– Праздник Косьма и Дамиана. ПРАВИЛЬНО

А есть еще летний праздник Косьмы и Дамиана- _____________________________

Ведущий.2 Немало народных примет было связано с этим днем.

Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

Если на Кузьму- Дамиана лист остается на дереве, то год будет морозным.
Если вдруг в ноябре

Комара на окне

Видишь ты не зря,

Быть не лютой зиме

Рано инеем покрылась ива,

Это удивительно красиво.

Но явление это, знаем мы,

Верный признак затяжной зимы
Коль в ноябре заплачет небо

Дождь неожиданно пойдет,

То ожидать недолго – следом

Зима с метелями идет.
В1 Кузьма и Дамиана слывут в народе кузнецами.

Ведущий. Закует Кузьма- Дамиана так, что до весны реки не расковать!
– Не заковать реку без Дамиана!

Кроме того, Кузьма и Дамиана были известны под именем “кашников”. В предании говорится, что Кузьма и Дамиана никогда не требовали платы за свою работу, а только просили накормить их кашей, приговаривая:

Хозяину ворошок, а нам каши горшок.

У нас в музее есть экспонаты русского народного быта. Что это за предметы, вы узнаете, когда отгадаете загадки (раздаем):

Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.

(Ответ: Стол )
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас

(Ответ: Стул )
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.

(Ответ: Самовар )
То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!

(Ответ: Утюг )
Пляшу по горнице

С работою моею

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею. (Веретено.)
Свинка- золотая щетинка,

Льняной хвост,

По белу свету скачет,

Всех людей красит

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.

(Ответ: Веник )
В1 Молодцы все загадки отгадали.

А еще в русском народе Кузьма и Демьян - зимние назывались раньше -Курятниками, эти святые считались покровителями кур.

В этот день справляли куриный праздник – петушиные именины – Кочеты.

Говорили: “Кузьма – Дамиана ” зароди цыпляток к осени!”

А еще
Кузьму и Демьяна почитают и покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни.

Во время свадебного обряда дружка или крестная мать обращались к святым покровителям свадьбы: "Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы до седой бороды" или "Кузьма-Демьян, приди к нам на помощь! Сыграй нам свадьбу крепкую, нескучную, неразлучную!"

Праздник этот называли еще и девичьим праздником.

В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша.

Вечером девушки устраивали "кузьминскую вечеринку" ("ссыпчину", братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду. Среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво.

После угощения начинались игры, хороводы молодежи.

В2 А сейчас мы с вами тоже поиграем в те игры и попоем те песни которые исполняли на посиделках наши предки.

Сегодня на наши посиделки пришли гости из детского объединение «Горница» - учащиеся 8 класса школы № 45- аккомпаниатор Морозов Петр Иванович

Они на народных инструментах нам исполнят русскую народную песню «СВЕТИТ МЕСЯЦ»

Спасибо. Оставайтесь с нами на посиделках

Девицы -красные, молодцы- удалые выходи в игру играть

«Бояре вы к нам пришли»

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли

Бояре, а зачем пришли

Молодые, а зачем пришли

Бояре, нам невеста нужна

Молодые, нам невеста нужна

Боре, а какая нужна

Бояре, она глупая у нас,

Молодые, она глупая у нас

Бояре, не валяйте дурака

Отдавайте нам невесту навсегда
Начинается песня-игра «Бояре». Мальчики и девочки берутся за руки, выстраиваются друг против друга.

На первой строчке текста шеренга мальчиков шагает навстречу девочкам.

На второй строчке - они пятятся назад.

Следующий ответный куплет исполняют девочки. Действия те же.

В конце каждой строчки притопывают ногой.

В2

Девицы красные, молодцы удалые выходи в игру играть

Колечко – колечко выйди на крылечко

Выйди на крылечко

Кто с крылечка сойдет-

тот колечко найдет

В1 выходи кадриль плясать

«Прялица - кокорица моя»

Уж ты прялица - кокорица моя,

Уж я вынесу на улицу тебя

Буду прясть, да попрядовать

На подруженек поглядывать
Напряду я много пряженьки

Мне с бабулею на варежки

Я бабулю свою слушаюсь

Пирожки- оладьи кушаю

Игра «Заря» дети стоят в кругу плотно друг к другу. Водящий, ходит за кругом пока говорят слова, как только проговариваются слова – по воду пошла, ложит ленту на плечо играющему и они разбегаются в разные стороны. Кто быстрей встанет на пустое место в круге. Игра повторяется

Заря-зареница

Красная девица по полю ходила

Кольцо обронила

Кольца золотые

Ленты голубые

По воду пошла

В1 еще один танец станцуем, а называется он

«Клубок», танцуют все

Уж я улком шла

Переулком шла

Клубок ниток нашла

Клубок катится

Перекатится

Нитка тянется

Перетянется

Нитка дале, дале, дале

Клубок боле, боле, боле

Я за ниточку бралась

Тонка нитка порвалась (танцующие встают держась за руки друг за другом, водящий закручивает всех в «Клубок»)

Ну на славу повеселились, удались у нас посиделки

Проверка восприятия

Ведущий 1: А сейчас проверим, что вы запомнили из истории праздника:

КАК В СТАРИНУ НАЗЫВАЛСЯ ПРАЗДНИК В НОЯБРЕ-

Праздник КУЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА, Куринный праздник, Девичьи посиделки.

Ответьте на вопрос, выбрав правильный вариант ответа из предложенных:

1. По древнерусским месяцесловам и православным святцам месяц ноябрь называется:

1) грудень;
2) студень;
3) травень;

3.Праздник назывался по:

1) по фамилии Кузьмин;
2) по имени Кузьма и Дамиан;
3) праздник кузнецов;

Вот и закончились наши девичьи посиделки

Желаем вам гости дорогие здоровья – отменного,

вашим семьям благополучия, помнить что благополучие страны зависит от благополучия семьи, а благополучие семьи всегда основывается на родословной памяти и культуре своего народа. Давайте помнить эти слова:

Нация не помнящая свои истоки обречена на гибель.

Кузьминки – по осени поминки

Подготовили и провели,

Цель : Ознакомление детей с фольклорно-календарным русским народным праздником “Кузьминки”

Задачи:

· воспитать уважение к русской народной культуре;

· воспитание бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

· создание условий для развития творческих способностей школьников.

Участники: обучающиеся 5-6 классов.

Оборудование:

    костюмы героев праздника, декорации, Концертмейстер – баянист.

Использованная литература:

История культуры русского народа. Москва, Эксмо, 2007

Время и место проведения обряда: ноябрь, деревенская изба

Территория распространения обряда: деревни с русским населением

Ведущий: Наши предки осенью отмечали праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы. Православная церковь празднует его 14 ноября . В народе говорили: «Кузьминки – по осени поминки». На Кузьминки молодежь снимала помещение, устраивала посиделки в складчину. Веселье длилось до утра. Сегодня и мы с вами станем участниками Кузьминских посиделок.

Хозяйка ставит пироги, горшок с кашей,

девочка Маша прибирается в избе.

Хозяйка: Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы, да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Маша: И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

Хозяйка: Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Маша: А кто к нам в гости придет?

Хозяйка: Девицы-красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают

Маша: Это почему же, тетушка?

Хозяйка : Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Маша: Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка: Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Входят девушки

Девочки: Можно, хозяюшка?

Хозяйка: Входите, девицы, входите, красные!

Девочка: Здравствуйте, хозяюшка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка: Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Девочка: А на всю зиму пустите?

Хозяйка: Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Девочка: Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка: Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Девочка: Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Вручают Хозяйке дрова, мешочки, горшочек

Хозяйка: Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. Ведь работы-то матери всем надавали с собой немало? А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!

Девочки усаживаются на лавку, принимаются за работу.

Запевают песню “Светит месяц”

Раздается стук в дверь, и входят мальчики

Мальчики: Можно к вам на посиделки?

Все: можно!

Хозяйка: А сейчас давайте проверим, какие вы проворные. Угол на угол!

Проводится игра «В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один, водящий – в центре. По сигналу водящего: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а водящий старается занять любой из углов. Тот, кто останется в центре, - проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – выбывает из игры.

Хозяйка: Запевайте, девочки! Весело поется – весело прядется. Сегодня необычный праздник. Праздник это ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья ! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!

Запевают песню «Посею лебеду на берегу»

Хозяйка :

А вы знаете, что Кузьма и Демьян – покровители домашней птицы? Кузьминки – это еще и петушиный праздник? Молодежь устраивала веселые гулянья с петушиными боями. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

Проводится игра «Петушиный бой»

Два участника стоят в очерченном кругу, руки за спиной, каждый пытается грудью вытолкнуть соперника из круга

Хозяйка: Кузьминки – это курьи именинки! В этот день ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кушанье из курятины, а потом шли воровать кур у соседей. Соседи не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Нужно обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна из девочек выходит на середину класса, изображая курочку. Остальные садятся на лавки и запевают песню «Курочка-рябушечка».

Все спрашивают, курочка отвечает

Курочка-рябушечка, куда ты пошла? – На речку!

Курочка-рябушечка, за чем ты пошла? – За водой!

Курочка-рябушечка, кому та вода? – Цыпляткам!

Курочка-рябушечка, цыплятки чьи? – Мои!

Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Девочка (курочка):

Цып-цып-цып! Ко мне мои цыплятки!

Все подбегают к Курочке и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их по классу под русскую народную мелодию (Посею лебеду на берегу).

Все останавливаются, образуя круг.

Проводится игра «Куры-курченяточки»

Водящий (выходит на середину круга),

Все: Куры-курченяточки,

Хвостики-лопаточки,

Жито жнут, и гребут,

И в амбар несут,

Петушкам дают.

Петушки не едят,

И все делают вот так!

На последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает, подпрыгивает, танцует и т. д.), остальные за ним повторяют. Кто ошибется – выбывает из игры.

Хозяйка:

Вот какие молодцы, наши цыплятки!

Раздается стук в дверь. Входит кузнец.

Кузнец:

Идет кузнец из кузницы.

Несет кузнец щипцы да молот.

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Варите кутью.

Поминать Кузьму.

Хозяева, кузнецы нужны?

Хозяюшка:

А что вы умеете делать?

Кузнец:

А вот что!

Все поют русскую народную песню «Во кузнице»

Кузнец показывает, как выковывают гвозди.

Кузнец:

Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится? (подает хозяйке гвоздь).

Хозяйка: Пригодится! Кузнец! Тебе помощники нужны?

Кузнец: Нужны!

Хозяйка: Ну так лови!

Проводится игра «Эй, кузнец»

Кузнец стоит в стороне от остальных игроков.

Дети (идут к кузнецу, говоря слова и делая шаг на каждое слово):

Эй, кузнец, молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять

Кузнец (отвечает)

А чего не подковать (хлопок, руки развел в стороны),

Вот гвоздь (левая рука вперед, ладонью вверх),

Вот подкова (правая рука вперед, ладонью вверх),

Раз, два и готово! (два хлопка, руки развел в стороны)

Затем кузнец догоняет детей, кого поймал, тот становится кузнецом

Хозяюшка:

Ай, спасибо, кузнец-молодец! Чем же мне заплатить?

Кузнец:

Я кузнец-бессребреник, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не беру. Я только прошу, чтобы меня кормили кашей, поэтому нас - кузнецов именуют ещё «кашниками».

Хозяюшка : на Кузьминки варят славную Кузьминскую кашу из семи круп, да сладкую, с изюмом и медом. Давайте сварим кашу и мы.

Проводится игра «Сорока-ворона кашу варила»

Дети: (водят указательным пальцем правой руки по левой ладошке и говорят)

Сорока-ворона кашу варила,

На порог становила, деток кормила:

«Идите, дети, кашу есть»

Кузьма, Демьян, идите с нами кашу есть

Хозяюшка: Чтобы сварить Кузьминскую кашу, надо взять по одной столовой ложке семь разных круп, промыть, заполнить горшок, добавить изюм, соль, сахар, поставить в духовку. В готовую кашу добавить масло. Кто у нас главный повар?

Все: (хором) Я

Проводится игра «Я главный повар»

Дети встают парами, лицом друг к другу. Говорят и хлопают в ладоши. Очередность игры ладошками: хлопок, обеими ладонями, хлопок, правые ладони, хлопок, левые ладони, хлопок, обе ладони и т. д. до слов:

Алё-Алё-Алёнушка

Я главный повар

И десять поварят.

Все меня любят

И все мне говорят:

-как вкусно вы готовите,

Как вкусно вы печете,

И пальчики оближете

И песенку споете:

Затем на каждый слог слова выполняется:

А – хлопок,

Лё – ладони вместе,

А – хлопок,

Лё – ладони вместе,

А – хлопок,

Лё-нуш-ка – ладони вместе (3 раза)

И-ва-И-ва-И-ва-нуш-ка

Хозяюшка: А вы знаете, что куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма-Демьян.

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную...

Проводится русская народная игра «Жених»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Уж ты, Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

Все: Как у дядюшки у Трифона

Было семеро детей,

Семеро детей, семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Они делали вот так. После этих слов жених показывает какое-нибудь движение, остальные должны повторить. Жених смотрит и выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).

Хозяйка:

Кузьма – Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Давайте проводим Кузьму – Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню звонкую.

Все встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ».

По лугам бредут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце – в каждой борозде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хозяйка:

Вот и закончился наш праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!

Кузьминки. Кузьма и Демьян. Кузьминки - осени поминки, встреча зимы. По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях.
С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.
Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур.
Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.
Начало зимы, первые морозы, Козьма - Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем. Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт. Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила. Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

День Кузьмы и Демьяна. Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Замечания.- Обычаи

Поселяне Тульской губернии полагают, что с этого дня начинаются морозы. Об этом морозе они сохранили свое наблюдение в поговорке: Козьма и Дамиан с гвоздем.
Поселянки в сей день справляют курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвою-рекою, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами. Усердные старушки после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки по своим родным. В селах женщины прихаживали с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне на красное житье. Боярыни отдаривали поселянок лентами на убрусник. Такие челобитные куры содержались в почете: их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйцы, выносимые ими, считались целебными: ими кормили больных, страждущих желчною болезнью.
В Тульской губернии к этому дню изготовлялись боярынями обетные работы. Деньги, выручаемые от продажи своих изделий, они употребляли на милостыню нищим и на свечи.
В селениях Мышкинского уезда Ярославской губернии поселяне убивают кочета в овинах. Старший в доме выбирает кочета и сам отрубает ему голову топором. Ноги кочетиные бросают на избы для того, чтобы водились куры. Самого кочета варят и за обедом съедают всей семьей.
В селениях Валдайского уезда варят козьмодемьян-ское пиво для честных гостей.
Поселяне Ярославской губернии управляются на этот день с дворовым. Так они называют домового, имеющего попечение за домашним скотом. Если в чьем дворе заведется лихой, то они берут помело, садятся на лошадь, которую не любит дворовой, и ездят на ней по двору. Во время сих разъездов они машут по воздуху помелом и кричат: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После сего остаются покойными и думают, что лихой унялся. Другие помело обмакивают в деготь с намерением: отметить на лысине дворового зазубрину. С этой зазубриной будто лихой сбегает с двора.

14 ноября Православная церковь почитает память бессеребряников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

Братья не брали с людей никакой платы, за что их прозвали бессеребряниками. Однажды они смогли исцелить безнадежно больную женщину. В благодарность за это она принесла Дамиану три яйца и попросила взять их во имя Святой Троицы. Святой не смог ей отказать. Когда же об этом узнал Косма, он сильно расстроился, и завещал, чтобы после смерти его похоронили отдельно от брата.

Врачеванию братья учились у одного старого врача, который со временем стал сильно завидовать их славе. Доведенный этой страстью до исступления, он под предлогом сбора лекарственных растений позвал святых в горы и там убил их, а тела бросил в реку.

Когда тела братьев были найдены, люди не знали, как их похоронить – вместе или раздельно. Но тут произошло чудо: некогда исцеленный от бешенства верблюд сказал человеческим голосом, что братьев должны похоронить рядом, потому что Дамиан принял дар не от корысти, а по милосердию. Так люди и сделали.

Кузьминки осенние: история праздника

На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.

В народном фольклоре часто встречается образ кузнеца, а понятие «ковать» применяют к различным природным явлениям и ситуациям (образовательным, семейно-брачным, воспитательным, военным и др.). До сих пор существуют выражения: «ковать кадры», «кузнец своего счастья», «сковал недуг», «сковал мороз».

Кузьма и Демьян в народе славятся кузнецами в прямом и переносном смысле.

Кузнец Кузьмадемьян кует лёд на земле и на водах.

Без Козьмодемьяна не заковать зиме реку.

Кузьма закует, а Михаил раскует (часто в бывает оттепель).

Козьма с гвоздем, Николай ( ) с мостом.

Кузьминики осенние кузнецы считали своим профессиональным праздником. В этот день им запрещалось работать: из страха перед своими святыми покровителями и из уважения к ним.

Кузьма и Демьян являются покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского рукоделия. С этой даты женщины усердно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Кузьма и Демьян, сравняйте меня позднюю с ранними .

В некоторых легендах и былинах святых братьев связывают с земледельческими работами – они молотильщики и пахари. Существовало предание, что Кузьма и Демьян охотнее всего нанимались молотить. Они никогда не требовали платы за свою работу и только просили, чтобы их вовремя кормили кашей. От этого братьев иногда называют «кашниками».

В некоторых местах в день Кузьмы и Демьяна «чествовали овин», приурочив начало молотьбы к этой дате. В овин несли кашу, угощали молотильщиков и угощались сами. Немного каши оставляли в овине для его хозяина – овинника.

Ещё в этот день вспоминали домового, который, согласно поверью, в ноябре особенно безобразничает и буйствует. Чтобы успокоить разбушевавшегося духа, его либо задабривали, оставляя всякие угощения, либо гнали помелом.

Святых братьев (покровителей любого ремесла) в народе воспринимали и как носителей знаний. Для наших предков Кузьма и Демьян стали молитвенными помощниками в просвещении разума и обучении грамоте. В Древней Руси учебный год начинался, когда все сельскохозяйственные работы подходили к концу: или с 1 ноября (в день Кузьмы и Демьяна), или с 1 декабря ().

Кузьминки осенние: традиции и обычаи

Ноябрьские Кузьминики часто называли «курячими именинами» или «курячим праздником». В этот день в церковь носили кур и варили кашу, которую не только ели сами, но и предлагали отведать святым покровителям дня:

Кузьма и Демьян, приходите к нам кашу хлебать.

В день Кузьмы и Демьяна – куриная смерть (режут кур).

На Кузьму-Демьяна – цыпленка попу, а курицу на стол.

С этого дня начинали на продажу бить кур, жарили куриное мясо, в курятниках служили молебен и кропили их святой водой. Называли этот обряд – «кур молить». Чтобы птица водилась, в этот день обязательно нужно отведать блюдо из куриного мяса. Во время еды кости куриные не ломали, чтобы птица не болела.

Святых братьев воспринимали как покровителей счастливой семейной жизни и домашнего очага. К образу чудесных кузнецов обращались в святочных и свадебных песнях.

Повсеместно Кузьминики считались девичьим праздником. Существовал обычай, по которому девушка-невеста в этот день считалась хозяйкой дома. Она готовила кушанья для всей семьи. Почетным угощением была куриная лапша.

В ряде мест незамужние девушки, дабы доказать свою готовность вступить в брак, в этот праздник в снятом помещении устраивали ссыпчины – вскладчину покупали продукты и устраивали пиршество. Вечером они принимали парней, угощали их куриной лапшой (куриным супом). Празднование длилось до утра. Если все угощения были съедены, то парни отправлялись на промысел – воровали соседских кур. К таким кражам крестьяне относились снисходительно, если и ругались, то больше для порядка.

В некоторых местах было принято, чтобы девушки ходили по деревне и выпрашивали продукты, из которых потом готовили кушанья. Этими блюдами они угощали приглашенных парней и взрослых, заглянувших к ним на огонек.

В Пензенской губернии существовал обычай устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки делали чучело: набивали мужские штаны и рубаху соломой, приделывали к ним голову. Чучело опоясывали кушаком, обували в старые лапти и сажали в центре избы. Сначала «женили Кузьку» на одной из девушек, потом укладывали на носилки и несли за околицу или в лес. Там чучело раздевали, солому раздергивали, плясали на ней, а потом сжигали. В нижегородских деревнях чучело не сжигали, а топили в реке. На следующий день девицы устраивали поминки, на которые приглашали парней, делали брагу, варили кашу, пекли блины. Первый блин непременно отдавали парням.

На кузьминских гуляниях пели песни, водила хороводы, участвовали в разнообразных играх.

Видео: Кузьминки – осенние посиделки



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Очистить обувь от соли и реагентов Как очистить ботинки от соли Очистить обувь от соли и реагентов Как очистить ботинки от соли Окисление и потемнение серебра Окисление и потемнение серебра Вязание топа крючком для начинающих из меланжевой пряжи Схемы вязания спицами из меланжевой пряжи Вязание топа крючком для начинающих из меланжевой пряжи Схемы вязания спицами из меланжевой пряжи