Дед мороз из бурятии в коми асср. Какие деды морозы живут в россии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В Костроме можно познакомиться с внучкой Деда Мороза – Снегурочкой. Она живет в сказочном тереме с помощником котом Баюном и домовым. Именно они встречают новых гостей веселыми песнями, сказками и прибаутками. Также они проводят экскурсию по владениям Снегурочки, например, показывают знаменитую ледяную комнату, которую сделали уральские мастера из чистого озерного льда. Круглый год в этой комнате сохраняется одинаковая температура. Чтобы не замерзнуть, вам предложат валенки и зипуны.

Если вы планируете посетить Снегурочку в праздничные дни, то запишитесь заранее, так как в это время очень большой спрос.

Великий Устюг

Главный персонаж Нового Года живет в Великом Устюге. Конечно же, речь идет о самом Деде Морозе. Прежде чем ехать в резиденцию Мороза, ознакомьтесь с расписанием на сайте votchina-dm.ru. Например, в декабре каждое воскресенье проходит театрализованное представление «Семейный Новый Год», после которого можно заглянуть к волшебнику и посмотреть его трон, опочивальню и даже гардеробную.

Новогодняя программа в Великом Устюге очень насыщенная – мастер-классы, представления, экскурсии, сувениры и т.д.

Бурятия

В Бурятии есть свой Дед Мороз и зовут его Саган Убугуну, что переводится как Белый Старец. К нему можно не спешить, так как он принимает гостей только в феврале – да, да, в республике Бурятии отмечают свой Новый Год по буддистскому (лунному) календарю. Так что у вас есть возможность продлить празднование Нового Года и Рождества до февраля. В это время в Бурятии на стол подают белые блюда, буддисты посещают дацаны (буддистские храмы) и водят хороводы.

Белый Старец носит все белое и участвует во всех народных гуляниях. У него нет никакой резиденции – он сам приходит к людям, когда наступает праздник.

Карелия

В Карелии свой, очень веселый и улыбчивый Дед Мороз, а точнее Паккайне, что переводится как Морозец. Дело в том, что по легенде Паккайне появился на свет в первый день зимы, поэтому его так прозвали. Теперь в Карелии каждое 1 декабря проходят Олонецкие игры Дедов Морозов, в которых могут участвовать Деды Морозы со всех регионов и стран.

Паккайне живет в деревне Большая Сельга в старинном доме, двери которого всегда открыты. Здесь вас встретят и пригласят поучаствовать в народных гуляниях.

Татарстан

Кыш Бабай – именно так зовут татарского Деда Мороза. А его внучку зовут Кар Кызы. Познакомиться со сказочной семьей можно в селе Яна Кырлай. Начиная с середины декабря и до начала февраля, дом Кыша Бабайя принимает гостей.

По пути к дому вас встретит Шайтан (черт), который станет вашим проводником. Но найти дом не так-то просто – вам придется искать дом по карте и попутно разгадывать загадки, знакомится со сказочными лесными персонажами, проходить испытания.

В своем доме Кыш Бабай предложит вам загадать желание и вручит вам свиток-грамоту о посещении резиденции.

Кроме того, вы можете покататься на катке, покататься на санках с горки, попить горячего чаю с татарскими угощениями.

Якутия

В Якутии живет Бык Холода (Чысхаан) – повелитель стужи. Считается, что именно с Якутии начинается настоящая русская зима, ведь именно у него наш русский Дед Мороз получает Символ Холода и начинает свое путешествие по стране. По народному поверью Чысхаан создает зиму своим холодным дыханием.

Резиденция Чысхаана непростая: располагается она в бывшей штольне в пригороде Якутска и называется Царство вечной мерзлоты. Здесь круглый год -10/12 градусов, поэтому летом гостям выдают напрокат теплую одежду. В Царстве вечной мерзлоты можно посетить кабинет Чысхаана, зал церемоний, ледовый бар, ледяную горку, гостевые апартаменты.

Есть еще одна резиденция Чысхаана – находится она в 1000 км от Якутска в Оймяконе, где температура опускается до -50. Если соберетесь посетить это место, одевайтесь очень тепло!

Киров

Недалеко от города Киров находится настоящий Заповедник сказок. Кого тут только не повстречаешь: царя Берендея, Бабу-Ягу, Илью Муромца, Соловья-разбойника и др. А еще здесь есть главная резиденция Кикиморы Вятской и дача Деда Мороза. В Новый Год здесь очень весело – спектакли, представления, катание с горок и т.д.

Урал

На Урале живет Ямальский Дед Мороз, который является хранителем сказки и первым помощником добрых духов. Его одежда имеет вид национального костюма, он носит посох и волшебный бубен. Звуки такого бубна отгоняют злых духов. Ямальский Дедушка путешествует на упряжке с оленями, а если сильно спешит, то может проехаться и на снегоходе.

Резиденция располагается в поселке Горнокнязевске (15 км от Салехарда). Кроме встречи с Дедушкой, вы сможете покататься на оленях, попробовать местную кухню, остановится на ночлег в настоящем чуме.

Дед Мороз - главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии - олицетворение зимних морозов. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х гг. Сейчас же стало обычным приглашать Дедушку Мороза и Снегурочку домой, детям это приносит много радости.

Дед Мороз - старик в цветной (голубой, синей, красной или белой) шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой, обычно изображаемой в белой, серебристой или голубой шубе.

У многих народов России имеется собственный аналогичный персонаж. Как называют и как выглядят Дедушки Морозы у разных народов России?

Чувашский Дед Мороз - Хёл Мучи. Дом чувашского Деда Мороза - Хёл Мучи стоит на Красной площади города Чебоксары, у Чебоксарского залива. Живет он вместе со своей внучкой Снегурочкой (по-чувашски – Юр Пике), а из чудесных артефактов обладает сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.

Удмуртский Дед Мороз - Тол Бабай. Особые приметы: шуба у него фиолетовая, а посох кривой - от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе. Место жительства: Удмуртия, Ширканский район, деревня Титово. А вот в умственных способностях Тол Бабая удмурты поначалу сомневались, поэтому так его и звали - Алангасар. По легенде, жили соплеменники глупого великана на Кар-горе, но потом туда пришли люди. Алангасары испугались, и решили спрятаться от них в яме на вершине той самой горы. Но один самый маленький великан по имени Тол Бабай замешкался, и яма исчезла. И пошел алангасар тогда бродить по свету, ума набираться. Пока ходил, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. А потом познакомился с Лымынылу, и предложил стать его помощником. Однажды маленький великан повстречал детей, только они не испугались его, а наоборот, стали с ним играть. За это Тол Бабай стал одаривать ребятню красивыми шишками и лесными ягодами и грибами. С тех пор дружба великана и детей только крепнет.

Татарcкий Дед Мороз - Кыш-Бабай. Особые приметы: синий кафтан, вместо шапки – мохнатая тюбетейка. Как гласит легенда, именно Кыш Бабай в древности отвечал за веселое празднование прихода нового года. Праздничные обряды совершались с 21 декабря по 1 января. А праздник этот назывался Нардуган.

Осетинский Дед Мороз - Артхурон. Осетинский Дед Мороз - не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон. Это имя переводится как "Огонь Солнцевич". Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.

Мордовский Дед Мороз - Нишке, Мороз Атя. В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде, Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится. Мороз Атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.

Марий Эл Дед Мороз - Йушто Кугыза и Лумудыр. Марийского Деда Мороза зовут Йушто Кугыза, что переводится, как «Холодный дедушка». К ребятам он приходит вместе со своей внучкой Лумудыр (Лум?дыр). Впрочем, на марийском языке слово «кугыза» обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик. Но кроме Йушто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – «Овечья нога».

Карельский Дед Мороз - Паккайне. Карельский Дед Мороз, точнее Морозец, рыжий, задорный персонаж. В отличие от большинства своих новогодних коллег, это очень молодой персонаж, который появился в сказочном мире совсем недавно. Его отличительная черта – веселый, озорной характер. Согласно легенде, Паккайне родился морозной зимой, когда торговый обоз возвращался с ярмарки в город Олонец (Карелия). Появившись на свет, Паккайне засмеялся, за что его нарекли "веселым Морозцем". Повзрослев, Паккайне, как и его отец, стал купцом. Разъезжая по миру, Морозец оставлял в зеркалах свои отражения. К зиме все отражения отправлялись на родину – в Олонец, где устраивали состязания, чтобы доказать, кто из них настоящий Паккайне.

Казачий Дед Мороз. Особые приметы: красный кафтан с золотыми эполетами, вместо пояса – кушак, на нем – кавалерийская шашка. Место жительства: г. Калининград. Если вы встретите этого чудаковатого старичка, не удивляетесь, когда он представится следующим образом: «Всемирный Казачий Дед Мороз Василий Петрович Пестряк-Головатый». Да-да именно он, генерал-майор Казачьих войск, придумал образ казачьего Деда Мороза. Он же эту роль волшебника играет. На детсадовских елках Пестряка-Головатого редко встретишь. Чаще всего – на новогодних утренниках в кадетских корпусах и суворовских училищах, где будущим защитникам отечества рассказывает о патриотическом воспитании. Потому как «воспитания любви к Родине у подрастающего поколения на основе традиционных и общечеловеческих ценностей» - одна из семи целей, которые ставит перед собою Всемирный Казачий Дед Мороз.

Кабардино-Балкарский Дед Мороз - Уэс-Дадэ. Кабардино-Балкарский дед мороз Уэс Дадэ (“дадэ” – значит «дедушка») – личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец – с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную красную шубу Деда Мороза.

Бурятский Дед Мороз - Саган Убугун. Белый Старец Бурятии - Саган Убугун - является одним из главных персонажей праздника Сагаалган ("Белый месяц") – одного из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года. Культ Сагаан Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге – супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках, прикосновение которого дарит долгую жизнь, сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом. Новый год в Бурятии празднуют по лунному календарю – 3 февраля. Отметить праздник Белого месяца, или Сагаалган, Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Если на праздник встретить его, и рассказать ему о том, сколько добрых дел совершил за прошедший год, то Белый Старец может щедро одарить здоровьем, любовью близких и материальным благополучием в году грядущем.

Итак, Деды Морозы разных народов России:

Алтайский край Дед Мороз - Соок-Таадак
Байкальский Дед Мороз
Башкирский дед Мороз - Кыш Бабай
Бурятский Дед Мороз - Саган Убугун - Белый Старец
Кабардино-Балкарский Дед Мороз - Уэс-Дадэ
Казачий Дед Мороз
Казахский Дед Мороз - Аяз-ата и Кыдыр-Ату
Калмыкский Дед Мороз - аав Киитн (дед Холод)
Карельский Дед Мороз - Папакайне
Марий Эл Дед Мороз - Йушто Кугыза и Лумудыр
Мордовский Дед Мороз - Нишке, Мороз Атя
Осетинский Дед Мороз - Артхурон
Татарcкий Дед Мороз - Кыш-Бабай
Удмуртский Дед Мороз - Тол Бабай
Чувашский Дед Мороз - Х?л Мучи
Якутский Дед Мороз - Чисхан или Эхээ Дыыл, снегурочка - Харчаана
Ямало-Ненецкий Дед Мороз - Ямал Ири.

Деды Морозы в других странах:

в Азербайджане — «?axta Baba» (Шахта? Баба?, дословно - «Дед Мороз», тот же Дед Мороз, но в голубом) и «Qarq?z» (Гаргыз, Снегурочка).
в Албании - «Babadimri»
в Армении - «Kaghand papi», чаще «Dzmer Papi» (Дзмер папи, дословно - «Дед Зима») и «Dzyunanushik» (Дзюнанушик, дословно - «Снегурочка»)
в Афганистане - «Baba Chaghaloo»
в Белоруссии - «Зюзя» или «Дзед Мароз»
в Болгарии - «Дядо Коледа» или «Дядо Мраз»
в Бразилии - «Papai Noel»
в Великобритании - «Father Christmas»
в Венгрии - «Mikulás» или «Télapó»
во Вьетнаме - «Ông già Nô-en»
в Германии - «Weihnachtsmann» или «Nikolaus»
в Греции - «Агиос Василис», (Святитель Василий)
в Грузии - «Tovlis papa», «Tovlis babua»
в Дании - «Julemanden» или Юлениссе (швед. Julenissen)
в Египте - «Papa Noël»
в Израиле - «Ханукальный Гарри» (у евреев), «Баба Ноэль» (у арабов-христиан), «Дед Мороз» (у выходцев из стран СНГ)
в Индии функции Деда Мороза выполняет богиня Лакшми[источник?]
в Индонезии - «Sinterklas»
в Ираке и Южной Африке - «Goosaleh»
в Иране - «Baba Noel»
в Ирландии - «Daidí na Nollaig»
в Испании и Латинской Америке - «Pap? Noel»
в Италии - «Babbo Natale»
в Кыргызстане - «Аяз Ата». Дословно - «Дед Мороз», «Аяз Кыз»(Снежная дева, Снегурочка)
в Казахстане - «Аяз Ата». Дословно - «Дед Мороз», «А?ша?ар» (Белоснежка)
в Каталонии - «Pare Nadal»
на Кипре - Василий
в Китае - «Шэнь Дань Лаожэнь»
в Латвии - «Ziemassv?tku vec?tis» или «Salavecis»
в Литве - «Kal?d? senelis» (Каледу сянялис - рождественский дедушка) или «Senelis Šaltis» (Сянялис Шальтис - дедушка мороз)
в Монголии - Увлин Увгун
в Нидерландах и Бельгии - Синтерклаас (нидерл. Sinterklaas) и Керцман (нидерл. Kerstman)
в Норвегии - Юлебукк (швед. Julebukk - букв. Рождественский козёл) или Юлениссе (швед. Julenissen)
в Польше - «?wi?ty Miko?aj» или «Dziadek Mr?z» или «Gwiazdor»
в Португалии - «Pai Natal»
в Румынии и Молдавии - «Mo? Cr?ciun» (Мош Крэчун). Он очень похож на русского Деда Мороза.
в Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине - «Deda Mraz»
в США и англоязычной Канаде - «Санта-Клаус»
в Таджикистане - «Бобои Барф?»
на Тайване - «Sèng-t?n L?-jîn»
в Турции - «Noel Baba»
в Узбекистане - «Qor bobo» (Корбобо - дословно «Снежный Дед») или «Ayoz bobo» (Аёз бобо - «Дед Мороз»)
на Украине - «Святий Миколай» и «Дід Мороз»
в Финляндии - «Йоулупукки» (фин. Joulupukki). Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом
во Франции и франкоязычной Канаде - «Le P?re No?l» (Пер Ноэль)
в Чехии и Словакии - «Je??šek»
в Чили - «Viejito Pascuero»
в Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом - Юлтомтен и карлик Юлниссаар
в Шотландии - «Daida?n na Nollaig»
в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.

Приветствую вас, дорогие мои постоянные читатели и гости бога «Секреты домового». Приближается весёлый Праздник Новый год. Вновь чудесные подарки, пушистые ёлки, весёлые хороводы, народные гуляния. Мне очень жаль, что мы забываем свои традиции и нашего доброго Деда Мороза вытесняет западный Санта – Клаус. Хочу рассказать о нашем добром дедушке и его братьях, живущих у нас в России. Деды Морозы России – сколько их? На этот вопрос вы не найдёте точного ответа. Много народов населяют нашу страну, и у каждого может быть свой национальный Дед Мороз. Как правило, эти Дед Морозы – герои национального эпоса, некоторым из них более сотни лет. Давайте познакомимся с ними поближе.


Наш родной Дед Мороз – великий русский языческий бог, персонал славянских сказок – олицетворение жутких зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра.

Он дважды спасал Русь от врагов. Дед Мороз в трудную годину, когда враг подступал к Москве, превращался в отважного Генерала Мороза и спасал страну. Генерал Мороз напустил невиданные холода и метели, и две мощные по тем временам армии (Наполеон и Гитлер) потерпели крах.

Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет.

Обязательно в руках русского Деда Мороза должен быть посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник как звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа.

Передвигается наш дед по земле, точнее по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца, а не летает по небу как Санта.

Подарки наш Дед Мороз оставляет под елкой. Об истории Рождественской елки рассказано Раздавать подарки помогает ему внучка Снегурочка.

У главного волшебника новогодней ночи много братьев, которые живут в разных уголках нашей огромной страны.

Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец


В Бурятии поздравляет детей с новым годом сказочный фольклорный персонаж Саган Убугун, (в переводе Белый Старец) – сказочный символ зимы.

Есть легенда, согласно которой Саган Убугун – добуддийское божество сразу родился столетним стариком с белой бородой. Так высшие боги наказали его мать за то, что она пренебрегла ими, не напоив их водой.

В Древних бурятских мифах его называют богом — супругом Земли. Его культ был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет еще до буддизма. Саган Убугун покровительствовал семейному благополучию, долголетию, счастью, богатству, продолжению рода, плодородию. Он владыка гор, земли и воды, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Отличительными чертами Саган Убугун являются белые одежды, четки на шеи и своеобразный волшебный посох, на вершине которого находится голова мифического водяного чудовища (макара), имеющего черты крокодила и дельфина. Прикосновение к посоху Белого Старца дарит долгую жизнь.

Поздравления и подарки Белый Старец дарит вместе с Матушкой Зимой, зовут её Тугэни Энёкэн.

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец


Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз – самый молодой из российских Дедов Морозов. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне.

Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце.

Согласно легенде Паккайне появился на свет морозной зимой, когда торговый обоз возвращался в его родной город Олонец (Карелия) с ярмарки. Стужа не навредила младенцу, он родился крепким, здоровым и весёлым, поэтому его назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает Морозец. Рос мальчик не по дням, а по часам, обгоняя своих сверстников. Через неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а всего через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами и отправил торговать в разные страны.

Паккайне любил красоваться перед зеркалом, но все его отражения оживали и оставались в тех городах, где он бывал, но до определённой поры. К началу зимы все они собирались в родном городе Олонце и утраивали состязания, кто же из них настоящий Морозец. Паккайне тоже участвовал в играх, но 1 декабря превратился в младенца, который быстро рост и становился снова женихом.

У Паккайне есть как праздничная, так и будничная одежда. На праздник он облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.


Не так давно (всего пять лет назад) в России появился новый сказочный персонал – Всемирный Казачий Дед Мороз. Его задача не только дарить детям новогодние и рождественские подарки, но прививать им любовь к Родине, приобщать их к истокам национальных традиций и духовности, а также оказывать адресную помощь сиротам и детям — инвалидам.

В истории казачества появился новый символ. Символ добросердечия и милосердия, объединения, преданности и верности Православной вере и своему Отечеству – Матушке России.

Прародителем образа Всемирного Казачьего Деда Мороза является благотворитель — Святитель Николай Чудотворец, а прототипом преподобный Илия Муромец — воин-патриот.

По легенде казачий Дед Мороз жил и не тужил в своей Пещере Вечной мерзлоты под Железноводском. Но Главный Дед Мороз страны, проезжая из Великого Устюга заглянул на Ставрополье и попросил младшего брата помочь ему в важном деле – развести подарки детям.

Казачьего Деда Мороза ни с кем не спутаешь. В его облачении присутствуют детали национального казачьего костюма: терская папаха, эполеты, аксельбант, газыри, башлык, шашка и кинжал.

Сопровождает его внучка Снегурочка, новогодник – мальчик Новый год, скоморохи, казак с казачкой, ручной медведь.

Марий Эл Дед Мороз — Йушто Кугыза и Лумудыр


В марийском фольклоре свой Дед Мороз — Йушто Кугыза «живет» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома — Сурт Кугыза, дух заморозков — Покшым Кугыза, горный старик — Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живет в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.

Мордовский Дед Мороз – Мороз — Атя


Высшим богом в мордовской мифологии считается. Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой.

Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живет Дед Мороз – Мороз-Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области

Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай



Татарский Дед Мороз – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая — «татарского Пушкина»всего в 80 километрах от Казани.
Согласно легенде в самую долгую ночь декабря тюрки отмечали начало обновления жизни. Они считали, что именно этой ночью появился Верховный Бог Тенгре. Он управляет всем миром и божествами. Зимой управляет Кыш Тенгресе или зимнее божество, которого в народе прозвали Кыш Бабай. Именно он отвечает за весёлую встречу Нового Года. Гулянья идут с 21 декабря по 1 января – праздник Нардуган.
Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём может быть синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки — мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.
У татарского Деда Мороза большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики. Все они живут вместе с татарским Дедом Морозом. Ожившие герои поэта Габдуллы Тукая пропагандируют его наследие.

Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай



Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз – фольклорный герой.

Согласно легенде Тол Бабай – самый младший из великанов, живших на Кар – Горе. Они жили ещё тогда, когда на земле не было людей. Но когда на горе появились люди, великаны не хотели иметь с ними ничего общего и постарались спрятаться в яме на вершине горы, а Тол Бабай не успел, переход в параллельный мир закрылся и маленький великан остался один. Долго скитался Тол Бабай в окрестностях Кар – Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений и однажды зимой он встретился с детьми. Они не испугались его, а наоборот подружились с ним, играли в разные игры, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Ребята обрадовались и прозвали великана Тол Бабаем, что означает Снежный дед. Теперь каждый год приходит Тол Бабай к детям и дарит им новогодние подарки.
Волшебной силой обладает и его посох, тот, кто к нему прикоснется, получит исполнение желаний в Новом Году. Как правильно загадать новогоднее желание узнайте
Шуба Удмуртского Деда Мороза – фиолетовая – это любимый цвет его родины — Шарканского района. В руках погнутый посох, Удмуртский Дед много ходил пол белому свету, и посох сильно погнулся. Подарки детям Тол Бабай носит за спиной в берестяном коробе.
К людям он приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.

Якутский Дед Мороз — Чисхан и Эхээ Дыыл

В Якутии живут сразу два Деда Мороза – оба герои фольклора – Чисхан и Эхээ Дыыл.
Чисхан – хранитель холода. Он живет в самой северной части России в Оймяконе – полюсе холода. Он хозяин вечной мерзлоты. Именно к нему накануне Нового Года приезжают все Деды Морозы для благословения и получения настоящего январского морозца. Это злой Дед Мороз. Он несет с собой холодный ветер и несчастья.
Своеобразен костюм зимнего волшебника из Якутии: необычная шапка с рогами быка, роскошно расписанная стразами, бисером, стеклярусом синяя шуба, белый посох.
Второй Дед Мороз — Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года, его ласково называют Дедушка Мороз. Живет он в Верхоянске. У него большое семейство: жена – Королева Зимы (КыхынХотун), три дочери Осень (Кухуунэй), Весна (Саасчаану), Лето (Сайыыну), а также внук Ветерок (Тыалчаан) и внучка Снегурочка (Хаарчаана). Все они отвечают на письма к Якутскому Деду Морозу, дарят детям подарки.

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала


Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — сказочный персонаж, описанный в мифах коренных северных народов.

Как правило, это седовласый пожилой старец, одетый в национальную одежду - кисы (меховые сапоги) и малицу (шубу из оленьих шкур), да пояс, украшенный костью мамонта.

Кроме посоха у него есть заветный бубен, с помощью которых он проводит волшебные обряды и ритуалы, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка — посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Вот какие разные Деды Морозы живут на просторах нашей страны. Я рассказала не обо всех Дедах Морозах России. Есть еще Алтайский Дед Мороз — Соок-Таадак, Кабардино-Балкарский Дед Мороз – Уэс — Дадэ, Калмыцкий Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод), Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи (дед Зима).

Дорогие мои читатели, поздравляю вас с Наступающим Новом Годом и Рождеством. Оставьте в этом году всё грустное, плохое, несостоявшееся и смело шагайте в новый год. Счастья, здоровья, любви вам и вашим близким. Берегите друг друга, цените время, которое можете проводить вместе, потому что, потому что именно наши близкие, друзья и благополучие в наших семьях – самое ценное в жизни. Пусть в ваших домах будет всегда уютно и тепло, а над головой мирное чистое небо.

С уважением, Надежда Карачева

Где живет Дед Мороз? Ответ на этот вопрос известен, наверное, всем: родина главного зимнего волшебника – Великий Устюг. Это действительно так, вот только родина эта – основная, всероссийская, но… не единственная.

Городом с главной резиденцией дедушки с 1999 года считается Великий Устюг в Вологодской области. Именно здесь зажигается самая первая елка, отсюда волшебник ездит по стране с обязательным посещением праздника в Кремле. Вотчина Деда Мороза, расположенная в окружении соснового бора, внушительная – с большим теремом, собственным зоопарком, зимним садом, кузницей, ледяными горками, отдельной городской резиденцией и почтой.

Татарский Кыш Бабай

Вообще, Кыш Бабай, который вместе с дочкой Кар Кызы живет в селе Яна Кырлай Арского района, — не копия Деда Мороза, а совершенно другой персонаж, герой тюркских мифов. По легенде, именно он, как зимнее божество, отвечал за то, чтобы празднование Нового года было веселым. У Кыш Бабая есть не только загородный дом, но и городская резиденция в Казани, в комплексе Туган Авылым.

Удмуртский Тол Бабай

Удмуртского Деда Мороза зовут Тол Бабай, а его внучку – Лымы Ныл. По легенде, Тол Бабай – это один из великанов, которые давным-давно жили на удмуртской земле. Когда здесь появились люди, великаны спрятались под землю. Остался лишь один, самый романтичный: он не успел прыгнуть в яму, потому что решил попрощаться с родными краями. Бродил он по свету, пока не встретил детей, с которыми быстро нашел общий язык благодаря своим волшебным способностям (например, растапливать посохом снег). Тол Бабай живет в деревне Титово Шарканского района.

Якутские Деды Морозы

Пожалуй, Якутия — самый подходящий регион для Деда Мороза, ведь здесь находится полюс холода, Оймякон. Наверное, именно поэтому здесь живут сразу два дедушки – Эхээ Дыыл с женой, тремя дочерьми, внуком и внучкой, и Чысхаан.

Первого придумал писатель Гавриил Угаров, опираясь на легенду о рогатом деде Дыыле, который с наступлением зимы выходит из моря. Появление второго тоже связано с мифом о рогатом существе, которое лишь недавно, благодаря усилиям маркетологов, стало похожим на человека и начало по-доброму общаться с детьми. Чысхаан живет в Якутске, в комплексе «Царство вечной мерзлоты» , который расположен внутри ледника.

Карельские Паккайне и Талви Укко

Карельский Мороз – вовсе не дед, а молодой юноша, почти мальчик – Паккайне (морозец). Легенда о нем появилась в городе Олонец, который когда-то был крупным купеческим центром. Она гласит, что жена одного из купцов родила сына прямо в санях, на морозе, и назвала мальчика «Морозец».

Паккайне, который вырос в красивого юношу, очень любил смотреться в зеркало. Он стал купцом, разъезжал по всей стране и в каждом городе непременно прихорашивался возле зеркала, оставляя свое отражение. А с началом зимы все его отражения возвращались в Олонец, где участвовали в состязаниях. И сегодня резиденция Паккайне находится в этом городе. А в начале зимы он ежегодно принимает у себя Дедов Морозов со всей страны.

Еще один карельский «дедушка» — Талви Укко. Его вотчина находится в поселке Чална в Пряжинском районе. Талви встречает гостей не один, а с массой помощников, в том числе четвероногих: здесь находится питомник ездовых собак и оленья ферма. Гости могут покататься по заснеженным просторам, а потом согреться в Чайном домике, выпив горячего чаю с традиционными карельскими пирожками-калитками.

Бурятия приняла у себя одного из самых долгожданных гостей - Деда Мороза из Великого Устюга. К этому визиту в республике готовились больше трех лет - дольше, пожалуй, здесь ждут только президента России. Сначала было сложно изыскать необходимые средства (как-никак затраты на приезд самого известного дедушки России нужны немалые, правительству республики пришлось раскошелиться на 1 млн рублей), потом какое-то время у Мороза не находилось окна в плотной программе елок и подарков - страна-то немаленькая. И вот, наконец, свершилось: 6 февраля Дед Мороз со своими помощниками прилетел в Бурятию. Правда, не на сказочной тройке, а на простом человеческом самолете.

Своего коллегу из Великого Устюга пригласил «бурятский дед мороз» Сагаан Убугун (Белый Старец). В центре - глава буддистов РФ Пандидо хамбо-лама Дамба Аюшеев. Фото Зорикто Дагбаева

В аэропорту его встречало множество народу во главе с «бурятским дедом морозом» Сагаан Убугуном (Белым Старцем). Именно он в декабре прошлого года, на праздновании дня рождения Деда Мороза, вручил тому приглашение посетить республику у Байкала. Дата визита была выбрана неслучайно: 7 февраля буддисты всего мира встречают Новый год по Восточному календарю, а в Бурятии день наступления Сагаалгана - Белого месяца - официально признан нерабочим праздничным днем.

Отдыхать гость не стал, практически сразу после прилета направился по делам: на детские утренники. На следующий день Дед Мороз побывал у главы Бурятии Вячеслава Наговицына, где выяснилось, что в сказки верят даже президенты. «Дедушка, а ведь вы настоящий, я вижу, у вас глаза такие добрые», - сказал Вячеслав Владимирович и счастливо улыбнулся.

2,5 тысячи писем из Бурятии

Впрочем, убедиться, что Дед Мороз все-таки существует, смог не только президент республики, но и дети республиканских реабилитационных центров, к которым Дед Мороз приехал и подарил подарки, и даже журналисты, для которых специально устроили пресс-конференцию. Правда, вопросов сказочному дедушке представители республиканских СМИ, привыкшие к общению с более реальными и земными персонажами, задавали немного. И то сказать: как-то не очень удобно спросить у Деда Мороза, насколько возросло количество получаемой корреспонденции по сравнению с аналогичным периодом прошлого или увеличился объем отгружаемых подарков.

Впрочем, некоторые свои секреты Дед Мороз открыл сам: с Сагаан Убугуном он ровесник - обоим по 2,5 тыс. лет. Рассказал и про «объем корреспонденции», весьма значительный: ежегодно со всех уголков России и 15 стран мира он получает около 400 тыс. писем, то есть по 40-60 мешков в день. В прошлом году 2516 писем к нему пришло от детей из Бурятии. Все письма Мороз читает сам, и затем выбирает, какие просьбы исполнить, а какие нет.

Письма приходят разные, как и просьбы в них. Например, придет письмо, где написано: «Здравствуй, дедушка Мороз! Я учусь хорошо, занимаюсь спортом». Содержание вроде бы и хорошее, а в письме 47 ошибок - вот и получается, что мальчик хочет меня обмануть. Такие просьбы выполнять я не спешу. Или еще могут попросить: «пришли мне, пожалуйста, радиоуправляемую машинку лучше, чем у моего друга Вити» - такие просьбы я тоже не выполняю, - рассказал Дед Мороз. - А однажды пришло письмо от мальчика, который попросил прислать ему на Новый год еды - после розысков социальные службы установили, что письмо пришло от ребенка, который, оставшись с братом без родителей, вынужден был голодать и собирать еду в мусорных урнах. Братьев устроили в интернат.

Просьбы детей со временем меняются: как отметил Дед Мороз, в последние годы идет уклон в сторону здорового образа жизни. Ребята просят прислать, в основном, велосипед, коньки, лыжи, другие спортивные принадлежности. Есть и другая положительная тенденция - уже в сторону вежливости: если лет десять назад редкое письмо обходилось без слова «дай», сейчас очень редко дети забывают написать «спасибо».

Станет ли Сагаан Убугун новым брендом республики?

Сопровождавшие Деда Мороза не такие сказочные персонажи были более конкретны. Как отметил председатель комитета по туризму правительства Вологодской области Юрий Плеханов, на то, чтобы сделать из никому неизвестного городка Великого Устюга знаменитую Родину Деда Мороза, ушли миллионы рублей и 9 лет. В итоге количество туристов возросло в разы - только в прошлом году Великий Устюг посетило свыше 1,2 млн человек. Туризм по вкладу в ВРП Вологодской области занимает почти такое же место, как лесная и перерабатывающая промышленность.

Спорить с тем, что Дед Мороз не только самый известный дедушка России, но и один из ярких брендов страны, не приходится. Как отметил Юрий Плеханов, изображение Деда Мороза на коньках предложили даже использовать в качестве символа зимней олимпиады, которая пройдет в Сочи в 2014 году.

По задумке одного из организаторов визита, Республиканского агентства по туризму, приезд Деда Мороза должен был способствовать также раскрутке бренда самой Бурятии - Сагаан Убугуна. Легенда о Белом Старце существует с древних времен, в XVIII веке Сагаан Убугун вошел в пантеон буддийских божеств как хозяин степей, лесов, рек и гор. После того как идея о развитии туризма в Бурятии стала обсуждаться все более активно, встал вопрос о необходимости собственного узнаваемого бренда. Вполне логично, что одним из наиболее вероятных кандидатов на эту роль стал именно Белый Старец. Этот процесс в самом начале: проект подобного рода требует огромных денежных вливаний, и пока у Сагаан Убугуна нет даже собственной резиденции. Да и сам Белый Старец, судя по всему, в роли бренда чувствует себя пока не очень уверенно, явно смущаясь соседством своего более известного товарища и о себе говоря исключительно в третьем лице.

Между тем ничего невозможного нет: та же Вологодская область на своем примере показала, как можно развивать туризм там, где нет никаких предпосылок для его развития. А у Бурятии, расположенной на берегу всемирно известного Байкала, в этом плане большой потенциал.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица