Вышивка гладью: пошаговое руководство. Очаровательная вышивка гладью: виды швов и основные моменты

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Вышивка гладью. Инструменты, приспособления

и техника вышивания.

Вышивка гладью - это один из наиболее популярных видов рукоделия. С помощью этой вышивки можно получить красивые узоры, которыми женщины любят украшать свою одежду и отдельные ее детали, бытовые предметы и столовое белье, детские вещи и даже такие мелочи, как, например, носовые платочки.

В данной статье мы рассмотрим какие основные инструменты применяют при вышивке гладью и какие приспособления для этого необходимы.

Инструменты и приспособления

Инструменты и приспособления, которые часто применяются рукодельницами при вышивке гладью приведены на рисунке 1.

Нитки для вышивки гладью выбираются в зависимости от толщины материала. По толстым шерстяным, льняным тканям, драпу можно вышивать толстыми нитками, ирисом, шерстью. Для вышивания же по более тонкой ткани лучше всего подойдет шелковая и хлопчатобумажная пряжа. Мы советуем использовать нитки "мулине”, так как:

  1. Сегодня нитки мулине можно приобрести в любом магазине для рукодельниц;
  2. Они представлены в широкой цветовой гамме;
  3. Из ниток мулине можно получить нить любой толщины (от очень тонкой до достаточно толстой).

В процессе вышивки гладью вам также понадобятся катушечные нитки . Такие нитки не годятся для самой вышивки, так как они сильно скручены. Поэтому вышитые ими узоры получатся кривыми. И, кроме того, катушечные нитки будут скручиваться в ходе работы. Но они пригодятся для подготовительных работ, например, наметки.

Иглы — основной инструмент, используемый привышивке. Они по длине и толщине подбираются в зависимости от толщины ткани, на которой вышивают, и толщины ниток.

Советуем использовать при вышивке короткие иглы с большим ушком. Нить через такое ушко проходит легче (если все же вам трудно вдеть нить в иголку, то можно воспользоваться специальным нитковдевателем). Игла должна быть немного толще пряжи для вышивки. Так, для вышивки легких шелковых и хлопчатобумажных тканей рекомендуем использовать маленькие острые иглы №1-3, для тканей средней толщины (тонких шерстяных, хлопчатобумажных) — №4-8, по толстым тканям (сукну, драпу) — вышивают иглами №9-12.

Наперсток при вышивке помогает протолкнуть нить через ткань и предохраняет палец от уколов. Обычно его одевают на средний палец левой руки. Поначалу, возможно, вы будете испытывать чувство неудобства, ощущая на пальце посторонний предмет, но сможете быстро к нему привыкнуть. Главное, чтобы он был подобран точно по размеру пальца.

Линейка или сантиметровая лента — применяется при различных измерительных работах.

Ножницы . Желательно иметь большие (для разрезания тканей) и маленькие ножницы (для обрезания конца рабочей нити и других мелких работ).

Пяльцы используются для натяжения ткани (по натянутой ткани легче работать, да и вышивка получается аккуратнее и красивее). В продаже есть пяльцы деревянные, металлические и пластмассовые. Если у вас еще нет достаточных навыков в вышивании, для начала приобретите деревянные пяльца диаметром 15-20 см.

Пяльцы состоят из двух частей и довольно просты в пользовании: на меньшее кольцо кладут ткань с нанесенным на нее узором, на ткань накладывают большее кольцо и зажимают ее между кольцами. При этом нужно следить, чтобы ткань была ровно натянута и узор не оказался перекошенным.

Ткани . Для вышивания гладью подходят самые разнообразные ткани — хлопчатобумажные, льняные, нелковые, шерстяные, смешанные. Выбор ткани зависит от назначения вышитого изделия. Если это будет салфетка, скатерть или дорожка — лучше использовать лен (чистый или с добавками), суровое полотно; если панно или коврик — мешковину, сукно, бортовку, рогожку; если блузка или платье — тонкие хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Уголок рукоделия — это может быть шкатулка, корзинка, коробка или мешочек, куда складываются все принадлежности и само изделие. Вышивание требует особой аккуратности; аккуратно вести работу и помогает уголок. Необходим он и по соображениям безопасности (чтобы вы не разбрасывали где попало иголки и ножницы).

Зарисовка узоров и нанесение рисунка на ткань

Если вы подобрали узор для вышивки в книге или журнале, то его легко переснять с помощью прозрачной бумаги (кальки) или с помощью копирки.

Если вы используете кальку , то просто положите ее поверх рисунка и карандашом обведите контур. Если же у вас нет кальки, а только плотная непрозрачная бумага — здесь вам поможет копирка . Возьмите чистый лист бумаги, положите на него копирку (окрашенной стороной), а сверху — выбранный вами рисунок. Закрепите конструкцию булавками или кнопками (рис. 2 ). Теперь твердым карандашом обведите контур рисунка. Эту работу нужно производить аккуратно, не допуская сдвигов листов бумаги и копирки, т. к. в противном случае может исказиться рисунок. По этой же причине не прерывайте процесс переснятия рисунка.

Если же вам понравилась готовая вышивка и вы хотите выполнить такую же, то можно переснять рисунок и с ткани. Положите прозрачную бумагу (кальку ) на вышивку, аккуратно закрепите ее по краям кнопками, скрепками или булавками и затем обведите контуры рисунка мягким карандашом или фломастером.

Самый простой способ переноса рисунка на ткань — с помощью копировальной бумаги.

На хорошо отглаженную ткань положите копирку (окрашенной стороной к ткани), а поверх копирки — бумагу с рисунком вышивки. Цвет копирки должен резко отличаться от цвета ткани. Бумагу желательно приколоть к ткани кнопками или булавками, чтобы избежать смещения рисунка. Твердым, остро отточенным карандашом обведите контур узора. Чтобы избежать ненужных отпечатков копировальной бумаги на ткани, к рисунку лучше не прикасаться рукой. Такой способ переноса рисунка подходит для гладких тканей средней плотности.

Если же ткань темная , блестящая, или плотная ворсистая (как, например, бархат), то рисунок переводят с помощью наметки. Кальку с рисунком вышивки накладывают на ткань, закрепляют по краям скрепками или булавками и прошивают по контуру рисунка вручную швом " вперед иголку ” или прострачивают на машине широким стежком. Затем бумагу срезают, выполняют вышивку, а после этого выдергивают нитки наметки.

Подготовка к вышиванию

Перед тем, как приступить к вышиванию , необходимо выровнять края ткани. Для этого выдерните крайнюю нить и по ее следу срежьте излишек ткани. Повторите эту операцию со всех остальных сторон. После этого ткань необходимо намочить и проутюжить . Если этого не сделать, то после стирки изделия с уже готовой вышивкой вы можете обнаружить, что оно потеряло первоначальную форму (это связано с тем, что многие ткани, особенно льняные, дают усадку).

Также необходимо знать о том, что в вышивке не принято делать узелков и оставлять на изнаночной стороне концы нитей. Поэтому в самом начале работы конец нити нужно закрепить. Это можно делать несколькими способами .

Например , на изнаночной стороне работы делают 1-й стежок так, чтобы остался небольшой отрезок конца нити, затем делают еще один поперечный стежок (рис. 3а ). Затем конец нити отгибают указательным пальцем левой руки сверху второго стежка и протягивают иглу на лицевую сторону работы так, чтобы рабочая нить затянула конец (рис. 3б ).

Если вышивают в две нити , то сложенную вдвое нитку пропускают в ушко иглы, прихватывают на иголку 2-3 нити ткани, протягивают рабочую нить, и в петлю, которая образуется на месте складывания нити вдвое, продевают иглу с рабочей ниткой (рис. 4а ) и затягивают ее (рис.4б ).

Заканчивая работу , нитку закрепляют под вышивкой с изнаночной стороны, например, протягивая ее между стежками вышивки (рис. 5а ), а концы обрезают ножницами. Если же нить закончилась, а узор еще не завершен, то нить можно закрепить с лицевой стороны изделия легкими стежками в том месте, которое закроется вышивкой (рис. 5б ).

Основы техники вышивания гладью.

Шов "вперед иголку”

Состоит из последовательных стежков по линии контура, который может быть произвольной формы — прямым или криволинейным. Шов выполняется справа налево, игла направлена всегда вперед (рис. 6 ). Стежки должны быть одинаковыми по величине, так же, как и промежутки между ними. Длина стежков может быть больше, чем размер промежутков, меньше или равной им.

Шов применяется для сметки деталей , обрисовки контуров, для вышивки отдельных линий. В вышивке его лучше выполнять толстыми нитками, т. к. иначе он может "потеряться”.

Шов "вперед иголку” можно разнообразить. Так, если под стежками шва пропустить нить (того же или другого цвета), как показано на рис. 7а , б , в , то получится так называемая "волна”. Если другую нить протягивать все время в одном направлении, то получится "шнурочек” (рис. 8 ).

Шов "вперед иголку” применяется также для настила других швов (рельефной или высокой глади).

Шов "назад иголку”

Этот шов удобнее всего выполнять сверху вниз или справа налево. Стежки шва прокладываются движением иглы назад: иголка с ниткой все время входит в ткань назад от прокола — начала стежка, а выходит впереди (рис. 9 ).

По изнаночной стороне получается шов , который называют стебельчатым.

Петельный шов

Выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз.

Вначале можно наметить две параллельные линии, которые ограничивают шов по высоте. Но для толстых тканей с хорошо выраженным переплетением нитей в этом нет необходимости.

Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва , затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затягивают рабочую нить до образования петли (рис. 11а ). На рис. 11б стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Но они могут быть расположены и очень плотно (рис. 12а ), это даже необходимо, если петельный шов используется для обшивки края изделия. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнять его по предварительно проложенному настилу (рис. 12б ). Кроме того, стежки шва могут быть различной длины (рис. 12в ) и лежать в различных направлениях.

Кроме того, петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы —например, листики, цветочки (рис. 12г ).

Шов "узкий гладьевой валик”

Шов выполняется в 2 приема : сначала швом "вперед иголку” справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины (рис. 13 ).

Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.

Плоская гладь

Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.

Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. 14а ). Гладь может быть прямой (рис. 14а ) или косой (рис. 14б ).

В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях — от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов — от края к центру (см. рис. 15 ).

Гладь вприкреп

Используется для заполнения больших площадей узора . Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.

Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. 16а ), а короткий прикрепляющий стежок — в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. 16б ).

Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

Гладь с настилом

Выполняется по предварительно проложенному настилу , чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (рис. 17а ).

Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом "вперед иголку”, затем прокладывают настил (рис. 17а ) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. 17б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. 17в ). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.

В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. 18 .

Владимирский шов ("верхошов”)

Шьется большими стежками , идущими от края к центру контура и обратно.

Последовательность исполнения шва : закрепите нить на лицевой стороне, в нижней части обшиваемого контура. Затем сделайте небольшой стежок вверху контура (рис. 19а ) и затяните нить до образования гладьевого стежка. Аналогичным образом сделайте маленький стежок внизу контура рисунка (рис. 19б ) и т.д.

Таким образом , стежки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга по лицевой стороне. А по изнаночной стороне образуется ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки располагают по форме узора: в цветках — от края к центру, в листьях — с наклоном от края к середине и т. д.

Шов "узелки”

Выводят нить на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 навива нити на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом (рис. 20а ). При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок (рис. 20б ).

Шов декоративный, им выполняют тычинки цветов, серединки цветов и другие элементы.

Шов "цепочка”

Это глухой односторонний шов , он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка.

шва показана на рис. 21 .

Итак , выводят нить на лицевую сторону в точке 1 и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок (рис. 21а ) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично (рис. 21б), таким образом образуется шов "цепочка” (рис. 21в ). Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.

Шов "петля вприкреп”

Шов состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору.

Чтобы выполнить петлю , нитку закрепляют на изнаночной стороне, выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 делают стежок, равный длине петли (рис. 22а ). Полученную петлю закрепляют небольшим стежком в точке 4 (рис. 22б ).

На рис. 23 показана последовательность выполнения цветка швом "петля вприкреп” .

Теневая гладь

Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называетый теневой эффект .

Последовательность выполнения теневой глади .

Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводям изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.

Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка — то в направлении центра цветка, если листик — в направлении центральной жилки и т. д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков .

На рис. 24-25 показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части (рис. 24 ). Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки (рис. 25а ).

Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета (рис. 25б ). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. 25в . Переход цветов в лепестке — от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

На рис. 26 показана последовательность выполнения листика , имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).

Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз (рис. 26а ). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (рис. 26б ), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) (рис. 26в ).

Прорезная гладь

Прорезная гладь — это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом.

Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами.

Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток.

На рис. 27 показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. 27а), затем в его центре ножницами делают разрез крест накрест (рис. 27б ). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (рис. 27в ). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.

Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади . В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (рис. 28а ) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (рис. 28в ).

Удлиненные дырочки выполняют аналогично (рис. 29а, б, в ).

Примеры узоров

Здесь вы найдете разнообразные узоры вышивания , которые без труда можно выполнить. Для всех узоров даны рекомендации по набору цветов нитей и примерам вышивания.

1. Узоры для обработки края.

2. Оформление уголков.

3. Любителям прорезной глади.

4. Растительные мотивы.

5. Ветка смородины.

6. Узоры с вишнями.

7. Композиция с розами.

Узоры для обработки края

Техника вышивки: гладь с настилом (для обшивки края), плоская гладь (листики и кружочки в узоре 3 ), прорезная гладь (круглые и удлиненные отверстия в узорах 1 и 2 ), стебельчатый шов и "узелки” (узор 3 ).

Оформление уголков

Узоры 5-8 — это варианты оформления уголков изделий (например, носовых платочков, салфеток, карманов).

У всех нас есть занятие для души. На сегодняшний день значительная часть представительниц прекрасного пола занимается вышиванием. В этой статье мы поговорим о таком увлечении, как вышивание гладью. Рассмотрим, какие есть схемы, техники и рисунки этого увлекательного занятия.

Такое искусное занятие, как вышивание гладью, возникло еще до нашей эры. Сейчас в музеях сохранились вышивки, которым более двух тысяч лет. Одним из самых распространенных мнений по поводу возникновения этого ремесла, является то, что оно появилось в Древнем Китае. Тогдашние знатные дамы имели невероятные способности вышивки шелковыми нитями по шелковым тканям.

Следом из Китая эта фантастическая вышивка перекочевала к японским мастерам, а в Европу она попала по Великому Шелковому Пути и завоевала Древний Рим и Грецию. Так это невероятное искусство распространилось по всему миру.

Во многих произведениях Гомера упоминается об этом ремесле, а также существуют легенды о богине Афине, которая имела необыкновенные способности в вышивании.

Прорыв в мастерстве вышивания гладью наступил, когда Александр Македонский, покорив Азию, привез оттуда невероятной красоты вещи, украшенные вышивкой.

Русские красавицы умело пользуются этими способами украшения, как одежды, так и предметов обихода, и по сей день вкладывают в свои работы большую энергетическую силу.

Выбор набора, нитей и ткани для вышивания гладью

Останавливая свой выбор на той или иной ткани, необходимо точно знать ее состав и быть уверенным в ее качестве, ведь основа под вышивку не должна иметь в своем уходе специальных или дополнительных процедур. Выбирать ткань, нужно отталкиваясь от того, что вы будете вышивать:

  • сатин, бязь и шелк используют для вышивания постельного белья
  • плотный лен, чистый или с добавками, используют для вышивания скатертей или салфеток
  • тонкий драп или любую другую ткань используют для вышивания гладью на одежде
  • льняную ткань применяют для вышивки картин

Тщательно выбирайте ткань, ведь из-за некачественной основы вышитый рисунок может деформироваться.

При выборе нитей для вышивания гладью соблюдайте простое правило, что толщина нити должна соответствовать толщине ткани. Для вышивки гладью подойдут все виды ниток, все зависит от вашего финансового состояния и фантазии.

На сегодняшний день есть масса магазинов для рукодельниц, в которых можно приобрести стартовый набор для вышивания гладью, если вы — новичок в этом деле. В этом наборе предложено все необходимое для мастериц, которые начинают осваивать данный способ вышивания:

  • нитки
  • ткань
  • иголка
  • схема
  • инструкция

Для полного набора останется купить пяльцы, наперсток, не пораниться и соблюдать технику безопасности при вышивании гладью , ножницы и линейку для измерения изделия.

Техника вышивания гладью

Вышивка гладью представляет собой вышивание стежками, заполняющими полностью всю плоскость узора, что создает поверхность неповторимой, атласной и гладкой. Применяя разнообразную технику (виды) глади, вы сможете придать узору различную форму и цветовую наполненность.

Техника вышивания гладью незамысловата, но требует большого внимания и терпения. Существуют такие техники вышивания гладью, от которых отталкиваются другие разновидности:

  • Простая гладь – обработка стежками ровных параллельных, плотно прилегающих один к другому, это основа данной техники. Она используется для рисунков круглой и островатой формы.

  • Гладь «враскол» — используется эта техника для вышивки больших деталей рисунка стежками ступенчатых рядов, которые находят один на другой, что создает минимальный визуальный эффект перехода рядов от одного к другому.

  • Гладь по настилу – эта техника оформляется используя основу других видов швов.

Вышивание гладью — швы

Существуют такие разновидности швов в выполнении вышивания гладью:

  • «Вперед иголкой» — этот шов выполняется равными стежками по контуру рисунка, длина которых равна длине между двух рабочих отрезков.

  • «Назад иголкой» — этот шов выполняется с обратной (изнаночной) стороны рисунка, отводя иглу назад на расстояние, которое равно двум стежкам на лицевой стороне, а после, делая один шов, концы иголки выводятся на лицевую сторону.

  • «Петельный стежок» — это шов сверху вниз. Вышивая лицевую сторону, игла остается под нитью.

  • «Стебельчатый шов» — этот шов выполняется, выводя иглу в центре предыдущего стежка с лицевой стороны, а вводят на изнаночную сторону под наклоном.

Узоры вышивания гладью

Вышивать гладью можно узорами двух типов:

  1. Двойные:
  • «Длинный стежок вприкреп» — данным узором пользуются для вышивания лепестков и листьев. Для этого узора сразу делают стежки по длине листочка, а потом длинную нить фиксируют короткими стежками. Так полотно не будет просвечиваться.

  • «Узкий валик» — начинается такой узор со стежка «игла вперед», а после делаются маленькие стежки, расположенные вертикально.


  1. Одинарные:
  • «Верхшов» — этот узор начинается с прокладывания стежков сверху вниз. Делается на одном конце стежок вертикальный, иглу вынимаем на лицевой стороне впритык с местом ввода и далее делаем стежок в обратном направлении, повторяя принцип.
  • «Узелок» — выполните начало узора, проткнув с изнаночной стороны ткань; оказавшись на лицевой стороне, выполните несколько навивов нити, плотно располагая их друг к другу, и одновременно придерживая, и протягивая нить назад на изнаночную сторону, затяните образовавшийся рельефный узел.
  • «Цепочка» — этот узор выполняется накидом нити петлей на рабочую иглу.
  • «Петля вприкреп» — зачастую данным видом узора вышивают цветочные лепестки. Узор выполняется по принципу узора «цепочка», только маленькими стежками, расположенными вертикально, за счет этого его можно будет удобно зафиксировать посредине.

Вышивание гладью пошагово для начинающих

Разобравшись в техниках, вариациях швов и узоров, можно приступить к практическому освоению этого труда. Самым главным для начинающих – это не выбирать сложные рисунки и схемы для вышивания гладью . Необходимо начать с простых и не трудоемких узоров, которые помогут вам овладеть всеми нюансами данной работы.

В магазинах для мастериц предлагают массу вариантов схем для начинающих, чтобы осваивать вышивание гладью . Также возможен вариант перенесения рисунка на ткань при помощи копирки, которая также легко приобретается в магазине, или же нарисовать свой выдуманный узор на ткани своими руками при помощи обычной ручки или карандаша.

Давайте попробуем вышить гладью цветок – это самый простой и легко усваиваемый узор с разными вариантами применений техник. Итак, что нам понадобится:

  • нитки шелковые — выбирайте цвета, которые сочетаются между собой, для цветочка
  • ткань шифон, можно лен или батист
  • игла для вышивания
  • пяльцы
  • ножницы
  • копирка или калька

Этапы вышивания пошагово:


Использовав вышивку гладью, можно украсить и сделать неповторимой и эксклюзивной любую вещь: начиная от кухонных принадлежностей, штор, постельного белья, и заканчивая одеждой и аксессуарами. Вкладывая в вышивку свою душу и сердце, вы наполняете изделие хорошей и позитивной энергетикой. Поэтому подарок с элементами вышивки, если вы надумаете такой смастерить, будет непременно приятным и незабываемым. Пробуйте, осваивайте и радуйте себя и близких изделиями с вышивкой гладью.

Видео: «Урок вышивки гладью. Листочек двумя тонами»

Вышивка гладью достаточно проста в воспроизведении даже для тех, кто впервые столкнулся с рукоделием. По красоте они ничем не уступает классическому виду такого занятия и даже считается более живописной. Стежки, покрывающие всю поверхность ткани, создают впечатление написанной картины, а также ярко и красочно передают цвета. Однако многое зависит от техники выполнения и выбора ниток.

Вышивка гладью достаточно проста в воспроизведении даже для тех, кто впервые столкнулся с рукоделием

Такой вид рукоделия отличается оригинальным и презентабельным видом . Эта вышивка более художественна, ярко передает цвета за счет правильного расположения стежков и подбора ниток.
В отличие от классического вышивания такая техника проста и доступна всем, достаточно лишь следовать самым банальным правилам, чтобы ваш труд был умопомрачительным.

Происхождение этого вида искусства

Странами, в которых зародился этот вид искусства, были Япония и Китай. Выполнение картин с помощью такой техники удивляли и восхищали приезжих, а потому вскоре гладь стала популярна по всему миру.

В каждой части света, области или регионе она имеет свои особенности, выражающиеся в цветах, тематиках

В каждой части света, области или регионе она имеет свои особенности, выражающиеся в цветах, тематиках и прочем.

Галерея: вышивка гладью (25 фото)




















Для начинающих научиться вышивать не так уж трудно.

Важно только помнить о некоторых пунктах, которые смогут облегчить работу:

  1. Нужно максимально натянуть ткань, чтобы стежки получались ровными и правильными;
  2. Делать стежки неотрывно друг за другом;
  3. Они должны полностью закрывать все полотно;
  4. Края обязаны располагаться ровно;
  5. Лучше разметить ткань заранее;
  6. Крайне важно начинать работу с самых мелких и узких стежков;
  7. Слишком широкие делать нельзя в принципе;
  8. Для четкого очертания контура можно проложить его с помощью нити более темного оттенка;
  9. При выполнении работы на скорую руку, стоит брать более плотную и короткую нить;
  10. Стежки должны быть строго параллельны.

Вышивка гладью: листик (видео)

Виды вышивки

Конечно же, у такой вышивки есть несколько видов, которые отличаются техникой выполнения, цветовой гаммой и прочими немаловажными в работе элементами, на которые стоит обратить внимание, дабы осознавать, какой результат вы получите:

  1. Плоская гладь – стежки накладываются;
  2. С настилом – когда стежки располагаются перпендикулярно друг другу;
  3. Теневая – ее особенность в разной цветовой гамме;
  4. Впикреп – для заполнения фона или масштабных деталей ниткой одного цвета;
  5. Ришелье – перед тем, как приступить, в ткани вырезают соответствующие идейному замыслу отверстия;
  6. Верхошов – получил свое название из-за расположения основной части стежков на лицевой стороне;
  7. Узкий гладьевой валик – это работа швейной машинки.

У такой вышивки есть несколько видов, которые отличаются техникой выполнения

Виды ниток

Выбор материала очень важен и определяет качество работы. За яркость и прочность отвечает не только ткань, но и то, какими нитками вы беретесь шить. А потому стоит знать их разновидности:

  1. Мулине – нитка из 6 маленьких ниток, которые могут быть как одного цвета, так и разных. Подобная особенность позволяет соединять цвета по собственному желанию;
  2. Меланж – плавный переход цвета в его разные оттенки;
  3. Мультиколор – разноцветная нитка;
  4. Мерсеризированные нити – на вид будто бисерные за счет техники их изготовления;
  5. Шерсть;
  6. Шелк.

Выбор материала очень важен и определяет качество работы

Ни для кого не секрет, что самым популярным видом нити для вышивания является мулине за счет яркости и разнообразия в цветах, легкости в использовании, а так же возможности изменять и комбинировать цвет по желанию.

Важно не скупиться при покупке таких ниток для работы, поскольку вышить большое полотно дешевыми нитками окажется просто нереальной задачей. Они будут постоянно путаться и рваться. Также стоит помнить, что во избежание этого мулине должны быть не только качественными, но и длиной не более 60 см.

Вышивка гладью: урок для начинающих с нуля

Начинать вышивать с нуля не так уж сложно, поскольку существует множество схем и онлайн-уроков, которые помогут сориентироваться. А самые увлеченные люди могут посетить мастер-класс по данному виду искусства.

Итак, что понадобиться на первый «урок»:

  1. Карандаш;
  2. Копирка;
  3. Небольшие ножницы;
  4. Тонкая игла;
  5. Ткань;
  6. Нитки;
  7. Пяльца.

Для того чтобы работа вышла удачной, натяните максимально ткань на пяльцах, расположите на ней лист копирки и прикрепите ее к ткани. Положив сверху рисунок, обведите его и снимите лист копирки. Теперь на ткани есть приблизительная схема.

Конечно, можно взять иглу любого размера, однако маленькая оставляется меньший след и работа выглядит аккуратнее.

Вышивка гладью: схемы стежков и узоры

Чтобы научиться красиво воссоздавать узоры, важно помнить о схемах стежков и правильно выполнять каждый из выбранных. Чем терпеливее вы будете, и чем аккуратнее будет выполнен стежок, тем качественнее и прочнее будет ваша работа в дальнейшем.

  1. Прямой

Его можно делать в любом удобном вам положении, угол выполнения стежка так же не принципиален.


Как научиться вышивать мулине гладью: нюансы

Если вы учитесь вышивать гладью и выбрали мулине, то стоит помнить, что это достаточно привередливый вид ниток, вместе с тем и самый яркий и разнообразный.

Вышивание с ним доставит удовольствие, если отнестись ко всему терпеливо и выполнять все инструкции пошагово, как указано на картинках или схемах.

Самыми важными нюансами, которые стоит учесть:

  1. Купив слишком длинную нить, стоит обрезать ее на кусочки по 50-60 см, дабы та не путалась и не обрывалась, истончаясь при прохождении сквозь плотную ткань;
  2. На мулине нельзя экономить;
  3. При стирке она выдерживает лишь 90 градусов;
  4. Лучше стирать вручную;
  5. После ткань рекомендуется отпаривать утюгом, что обеспечит ей сохранность формы и цвета.

Для тех, кто начинает свою работу с мулине, рекомендуется начать с вышивания букв или более геометричных узоров, дабы набить руку на выстраивание краев, очерчивание их с помощью линии другого тона, переход от одной тональности к другой и прочее.

Самые распространенные, при таком выборе ниток, техники – это:

  1. Художественная – используется для крайне плавного цветового перехода от одного оттенка к другому и, как раз таки, характерна для начинающих;
  2. Теневая – пользуется спросом у более продвинутых авторов, позволяющая задать более четкие оттенки и придать работе вид настоящей картины;
  3. С нахлестом – используется для рельефности или объемности картины.

В целом, вышивание гладью, ставшее популярным в 19 веке, пользуется не меньшим спросом сейчас за счет красочности и эстетичности работ, выполненных в этой технике.

Для новичков самыми важными деталями являются правильный выбор материалов и терпение, поскольку вышивание не сразу поддается тем, кто берет иголку и нитку в руки впервые.

Стоит помнить так же о том, как важен выбор ткани. Она должна быть максимально прочная, в меру жесткая и эластичная, дабы изделие не пострадало при стирке, не рвалось и не сжималось, но и не было бесформенным.

Если хотите вышивать гладью, это нужно знать (видео)

Готовое изделие можно поставить в рамку любой формы, хорошенько натянув ткань на края и прибив небольшими гвоздиками, которые можно купить в любом художественном или даже строительном магазине. Часто таковые продаются и в магазинах рукоделия. Такое изделие может стать как подарком, так и украшением для интерьера вашего дома, поскольку выглядит дорого и благородно.

Елена

Спасибо за полезную информацию

Эта изящная техника напоминает живопись - стежок за стежком, как штрихи карандашом или мазки кистью создают настоящие шедевры.

Эта техника считается одной из самых сложных, хотя, обладая базовыми навыками вышивания, овладеть ею совершенно несложно – секрет кроется в ювелирной точности исполнения стежков. Гладь наиболее точно передает тонкие цветовые нюансы, игру света и тени, поэтому её чаще всего используют для воспроизведения цветочных мотивов, пейзажей, жанровых сцен и портретов. Вершиной мастерства считаются вышитые гладью картины, которые, относятся к произведениям подлинного искусства.

Техника вышивки гладью для начинающих

Первые шаги в любом деле требуют тщательной подготовки. Для того, чтобы овладеть техникой вышивки гладью начинающей рукодельнице, нужно освоить несколько несложных стежков, лежащих в её основе. Но для начала подобрать нужные материалы и инструменты.

В отличие от большинства рукодельных техник, эта не потребует особых материалов и инструментов: игла, пяльцы, нитки… Но, прежде всего, потребуется основа, а именно плотная, но эластичная и хорошо держащая форму ткань – лучшей, особенно для первых опытов станет обыкновенная бязь, она как нельзя лучше отвечает всем требованиям. Перед началом работы её стоит отпарить утюгом, это обеспечит вашей вышивке идеальную сохранность формы в будущем.

Незаменимыми окажутся пяльцы, во время работы плотность натяжения основы обеспечит ровный и плавный «ход» стежков, и как итог – красивую, безупречную вышивку.

При выборе ниток предпочтение стоит отдать мулине, они обладают необходимой мягкостью и пластичностью. Это очень важно, поскольку стежки, а они в этой технике – длиной не более 3-7 миллиметров - выкладывают не только по прямой линии, но и по окружностям. Для первых работ лучше выбрать хлопковое мулине, оно значительно проще в обращении, чем шерстяное, а тем более шелковое. Выбор цветовой гаммы этих ниток позволяет воплотить любые замыслы.

Самый простой и быстрый способ работы в этой технике – «легкая гладь» или вышивка штрихами. Закрепив на изнаночной стороне нить плоским узелком, её выводят на лицевую сторону и делают короткий «штрих», отступив буквально пару миллиметров, нить вновь выводят на лицевую сторону и повторяют стежок. Длина стежков может быть разной, заполонять внутренний контур рисунка можно в несколько слоев, но стежки обязательно должны прилегать друг к другу максимально плотно. Для начала «легкую гладь» стоит попробовать сделать без рисунка, чтобы отработать шаг стежка и почувствовать, как он «ложится».

Вышивка гладью: техника выполнения

Начинать работу в этой технике нужно с создания контура. Основой для него может послужить любой рисунок с достаточно крупными деталями. Идеально для начала подойдут обычные детские «раскраски». С помощью кальки и термокарандаша, который обычно используется в рукоделии – понадобится только утюг, рисунок переносят на основу, которую заправляют в пяльцы.

Стежок, с которого начинают выполнять работу в технике вышивки гладью - «вперед иголку». Нить, закрепленная на изнаночной стороне работы, выводится на лицевую, и делается короткий – 2-3 миллиметра стежок. Отступив пару миллиметров, стежок повторяют. Так обводится контур элемента рисунка, с помощью гладьевых или штриховых стежков, заполняется всё его внутреннее пространство.

Гладьевый стежок. Закрепленную на изнаночной стороне нить, выводят на лицевую сторону и делают первый стежок длиной до 7 миллиметров со свободным натяжением. Немного отступив от края стежка, его повторяют в обратном направлении. Стежки должны плотно прилегать друг к другу, их можно выкладывать как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Но наиболее интересный результат дает расположение гладьевых стежков, сделанных наискосок по диагонали.

Отдельные элементы рисунка можно сделать рельефными и более объемными, если предварительно прошить стежком «вперед иголку» не только контур, но и внутреннее пространство элемента рисунка – этот прием называется «настил». А затем закрыть его обычными гладьевыми стежками.

Техника вышивки гладью не устанавливает жестких правил. Стежки можно выкладывать как в один слой, так и в несколько, интересные эффекты дает фактура глади, в которой стежки выложены внахлест. Но для создания ровной, однородной поверхности вышивки все они должны быть одного размера.

Стоит обратить внимание и на движение нити, которое четко прослеживается в готовой работе. Горизонтально, вертикально или под наклоном… от того, как именно будет вышита, например крона дерева или листика растения зависит впечатление от вышивки в целом. Тем более, что готовых схем и инструкций в этой технике нет. Поэтому опытные вышивальщицы советуют ни в коем случае не торопиться с выполнением масштабных работ, а учиться технике постепенно. Лучше почувствовать её буквально «кончиками пальцев» помогают цветочные композиции, с которых стоит начинать.

Техника вышивки гладью: видео.

Техника китайской вышивки гладью

Родиной вышивки гладью считается Китай, в котором это рукоделие с древности считается особым видом элитарного искусства. Вышитые шелком по прозрачному шелку картины поражают воображение - на разных сторонах одного масштабного полотна представлены два разных сюжета. Такие шедевры в Китае – одни из самых дорогих предметов наследования.

Исторические традиции нашли свое отражение в современных техниках. Приемы, которые используются в классической технике вышивки китайской гладью, сегодня широко используются для создания эксклюзивных работ.

Техника китайской вышивки требует серьезного уровня мастерства и опыта, но при творческом подходе и кропотливом исполнении канонических требований, позволяет создать настоящие шедевры.

Удивительно, но никаких особых секретов в ней нет – те же стежки и тщательный подбор цветов. Стоит учесть, что сюжетом для такой работы может стать только стилизованный восточный рисунок или пейзаж. В качестве основы необходимо взять ткань атласной фактуры черного или темно-синего цвета и тщательно проработать сочетания оттенков шелковых нитей.

Принцип работы становится понятен на примере одного цветочного лепестка. По канонам, его контур должен быть разделен не менее чем на три-четыре части, каждая из которых вышивается в разных направлениях «своим» оттенком цвета. И так с каждой деталью работы, которая выполняется обычной «легкой гладью» с «настилом» или без него.

Приобщиться к вышивке гладью – одной из самых изысканных техник рукоделия проще, чем кажется на первый взгляд. Но те, кто занимается ею всерьез, предупреждают: стоит только начать…

Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью, надо познакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом «вперед иглу» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом «вперед иглу», затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.

Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.

Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.

Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Плоская гладь

Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.

Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) или косой (рис. б).

В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру (см. рис. ниже).

Гладь в прикреп

Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.

Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а короткий прикрепляющий стежок - в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. б).

Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

Гладь с настилом

Выполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (см. рис. слева, а).

Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил (рис. а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. в). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.

В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т.е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. ниже.

Теневая гладь

Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект.

Последовательность выполнения теневой глади.

Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводим изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.

Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка-то в направлении центра цветка, если листик - в направлении центральной жилки и т.д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков.

На рис. слева показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки (рис. а).

Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета (рис. б). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. в. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

На рис. ниже показана последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).

Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз (рис. а). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (рис. б), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) (рис. в).

Прорезная гладь

Прорезная гладь - это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами.

Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток. На рис. показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. а), затем в его центре ножницами делают разрез крест накрест (рис. б). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (рис. в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.

Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (рис. а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (рис. в).

Удлиненные дырочки выполняют аналогично.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Очистить обувь от соли и реагентов Как очистить ботинки от соли Очистить обувь от соли и реагентов Как очистить ботинки от соли