Воспитание ребенка — поощрение и наказание. «Поощрение и наказание детей в семье

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

О поощрении и наказании при воспитании детей, так называемом «методе кнута и пряника», психологи спорят испокон веков. Кто-то твердо уверен в том, что при отсутствии этих двух составляющих невозможно полноценное формирование личности. Другие настаивают на том, что наказывать малышей категорически нельзя, чтобы не вырастить из них закомплексованных людей, напрочь лишенных собственного «Я».

Учеными доказано, что наказание в меньшей степени, чем поощрение, приводит к желательному результату. Поведение, основанное на страхе наказания, наименее стойкое и больше подвержено распаду. Кроме того, серы наказания детей без поощрения имеют побочные эффекты, которые полностью перекрывают эффект от его воздействия на поведение человека.

В этой статье вы узнаете о системе поощрения и наказания детей, которые можно использовать в семейном воспитании.

Зачем родители при воспитании ребенка используют наказания?

Родители нередко жалуются: ребенок ничего не делает без угрозы наказания, все только из-под палки. То есть малыш по-настоящему не принимает правил, не отождествляет себя с вашими порядками. Кто виноват? Часто родители считают, что виноват ребенок: он такой непробиваемый, пока не наорешь на него, ничего не добьешься. Даже существует миф, что есть дети, на которых методы поощрения не действуют, без наказания их слушаться не заставишь. Возможно, внешне это так, но это именно те дети, которых научили слушать только крик, а других способов к ним не применяли. Чем больше давления и принуждения вы используете, пытаясь воздействовать на ребенка, тем более неустойчивое поведение вы формируете. Оно моментально развалится в тот момент, когда исчезнет угроза расплаты.

Так зачем же родители используют наказания? Люди привязаны к наказаниям потому, что это общекультурная практика.

Наказание - это популярный аргумент в любых конфликтах, особенно если существует явный дисбаланс в силах участников (как, например, с ребенком). Если кто-то ведет себя неправильно, в первую очередь думают о том, как его наказать. Это касается не только отношений с ребенком, но и других областей: рабочих отношений, личных, даже международных.

В большинстве случаев меры наказания ребенка не работают, но их продолжают применять, часто усиливая. Так происходит закручивание гаек: если не действует строгое замечание, родители начинают кричать, лишать ребенка привилегий, а зачастую и бить.

Наказание, как и поощрение детей в семье имеет свои последствия и определенным образом влияет на дальнейшее поведение ребенка. В данном случае речь идет о любых наказаниях вне зависимости от их формы.

Условия правильного наказания ребенка

Правильное наказание ребенка может сработать, то есть нежелательное поведение прекратится навсегда только при трех условиях:

  • оно должно быть достаточно неприятным, чтобы вызвать значительные эмоции у человека;
  • оно должно произойти во время или сразу же после негативного поступка.

Например, произошло естественное наказание, если ребенок дотронулся до горячего. В момент совершения действия ему поступает негативный сигнал: он дотрагивается до чайника и обжигается. Скорее всего, больше он этого делать не будет;

  • третье условие для того, чтобы наказание сработало, - действие должно быть произведено впервые. Чем более устойчиво поведение, тем меньше работают наказания. Например, если малыш первый раз укусил кого-то и этот кто-то резко закричал на малыша, то это может сработать, и укус не повторится. Однако если малыш уже привык кусаться и получает от этого удовлетворение, то крик и даже шлепки не имеют на такое поведение ни малейшего влияния.

Таким образом устроено классическое взаимодействие родителей с детьми: проступок - наказание - период затишья - тот же проступок - наказание и т. д. Нетрудно заметить, что наказание, в отличие от поощрения, при воспитании детей не слишком влияет на их поведение, потому что проступок повторяется.

Эффективность примененного метода наказания ребенка измеряется в зависимости от вероятности повторения нежелательного поведения ребенка в будущем.

Работают ли меры наказания в семье без поощрения?

Прежде чем наказывать ребенка дошкольного возраста, нужно уяснить для себя, работают ли меры наказания без поощрения.

Наказание практически не работает при сформированном поведении, то есть таком поведении, которое уже давно существует и очень устойчиво. Если вы раз за разом наказываете ребенка за одни и те же действия, будьте уверены: ваши маневры смысла не имеют. Если привыкшего драться ребенка каждый раз за драку отправлять в угол, то это никак не скажется на привычке распускать руки. Эффективность наказания резко падает уже при повторном применении, а потом уменьшается с каждым последующим разом.

Если наказание не повлекло за собой заметных сдвигов в поведении ребенка, его повторение также не даст никакого результата. На деле часто этот факт во внимание не принимается. Родители могут наказывать ребенка за одни и те же действия снова и снова в надежде, что он «наконец поймет», что поведение необходимо менять.

Практический вывод: если меры наказания ребенка в семье не приводят к значительному изменению поведения, стоит задуматься - нужно ли их тиражировать.

Наказание применяется слишком поздно, чтобы как-то повлиять на поведение ребенка. К тому времени, как наказание происходит, ребенок уже успевает получить некое удовлетворение от своего поступка, и это удовлетворение управляет действиями ребенка в дальнейшем. Поведение человека управляется непосредственными последствиями его поведения.

Когда ребенок кричит, он естественным образом выражает свои , сбрасывает возникающее напряжение. Именно удовольствие от получаемого облегчения при сбросе напряжения и управляет его поведением. Сброс негативных эмоций - это и есть то самое удовольствие, которое управляет поведением ребенка. К тому же криком он привлекает к себе внимание окружающих, что на самом деле для него желательно. Прибавьте сюда неумение справляться с эмоциями и автоматически контролировать свой голос и в результате получите часто кричащего ребенка. В данном случае любые формы наказания ребенка без поощрения никак не могут повлиять на его поведение. Они не изменят ни того, что малыш криком сбрасывает напряжение, ни того, что он так привлекает к себе внимание. И уж, конечно, отчитывания никак не научат ребенка справляться с чувствами.

Последствия наказаний ребенка

Последствия наказаний ребенка могут быть самыми негативными.

  1. Наказание порождает скрытое поведение. Например, если ребенка наказывать за то, что он ругается неприличными словами, он учится не избегать употребления нецензурной лексики, а делать это так, чтобы не слышали взрослые.
  2. Наказание ребенка родителями порождает ложь. Действительно, если ругать ребенка за то, что он чего-то не сделал или сделал не так, то он попросту научится обманывать вас, скрывать свои действия, чтобы избегать наказаний.
  3. Поведение, основанное на наказании, держится только до тех пор, пока существует угроза, что человека поймают за неположенными действиями. При отсутствии угрозы то поведение, которого вы добились путем наказания, мгновенно разрушается
  4. Наказание при воспитании ребенка разрушает доверие между малышом и родителями. Это одно из самых неприятных, но очевидных последствий наказания.

Под влиянием наказания у того, кого наказывают, появляются чувства гнева, обиды, вины и даже ненависти. Эти эмоции не способствуют возникновению доверительных отношений с ребенком, а значит, и осознанному желанию вам подражать или уважать вас.

Пока ребенок маленький, очень зависимый, проблемы с доверием не так заметны. Ребенку в сущности некуда пойти, и он в любом случае придет к родителям, как бы они не обижали его. Трещина в отношениях становится заметнее со временем. Это происходит по-разному в разных семьях: часто дети замыкаются, часто ищут себе людей достойных, по их мнению, доверия на стороне, вне семьи. В любом случае контакте родителями постепенно пропадает.

Можно закрыть глаза на то, как чувствует себя ребенок, когда его наказывают.

Вы в любом случае можете просто заставить его действовать по вашим правилам, так или иначе слушаться.

Особенно остро проблема доверия встает тогда, когда ребенок взрослеет. Рычагов влияния на него уже не так много, и вы оказываетесь в ситуации, когда он будет слушать вас, если только сам того захочет. Но если вы всю дорогу игнорировали такую малость, как эмоциональные отношения с ребенком, считали, что главное - послушание, то сотрудничать с вами такой подросший ребенок уже не захочет. А обычно это происходит в подростковом возрасте, когда тысячи родителей готовы отдать любые деньги, лишь бы иметь хоть какое-то влияние на своих детей.

В результате применения методов наказания в семье ребенок переживает целую гамму неприятных чувств: сопротивление, враждебность, обиду.

Такие эмоции не ведут к теплым отношениям между родителями и детьми и плохо сказываются на душевном развитии ребенка. Любой из нас знает, что постоянное пребывание в дурном расположении духа сказывается на восприятии мира, способностях, возможностях человека, его нежелании сотрудничать с тем объектом, который оказался источником негативных чувств. То же самое происходит с детьми.

Случается, так, что цель наказания состоит не в том, чтобы добиться изменений в поведении ребенка, а в том, чтобы упрочить ощущение своей власти над ним. Это одна из причин того, почему наказание так популярно: родители становятся зависимыми от этого метода как от средства сбросить напряжение, неизбежно возникающее в общении с детьми. Нетрудно заметить, что родители часто наказывают детей не потому, что они в самом деле рассчитывают таким способом повлиять на их поведение, а потому, что они таким образом разряжают свое напряжение. Кроме того, они удовлетворяют собственное стремление к власти, которое фрустрируется, когда ребенок не слушается. Например, накричав на ребенка, не получится добиться от него другого поведения, но негативные эмоции родителей могут быть разряжены, родительская сила подтверждена, и временно (для родителей) ситуация облегчается.

Прежде чем прислушаться к советам по поводу того, нужно ли наказывать детей, подумайте, а не является ли наказание стремлением отомстить? Наказывающего в таком случае может вообще не беспокоить, изменится ли поведение ребенка в будущем. Он попросту отыгрывает аффект. При этом расстроенный вид ребенка, его слезы и обида являются тем желательным явлением, которого добивался наказывающий. Это, в свою очередь, является положительным подкреплением (желательным событием) для наказывающего. Например, мать, пережив унижение, гнев и растерянность в результате или непослушания ребенка на детской площадке, может прийти домой и отшлепать его. При этом ее действия главным образом преследуют одну цель - отомстить малышу за причиненный психологический урон. Такая мотивация может и не признаваться женщиной, быть бессознательной и оттого еще более сильной. Мать испытывает удовольствие от демонстрации власти над ребенком, но прикрываться может при этом воспитательными соображениями.

Если вы уверены, что наказывать детей нужно, задайте себе вопрос: «Действительно ли я хочу изменить его поведение?» А возможно, вам просто обидно, что ребенок не слушается, и тогда наказание - просто ваш способ показать, кто здесь главный. В первом случае, если вы хотите изменить поведение ребенка, наказание - очень слабый способ. Так что его применение имеет мало смысла. Если же вы склоняетесь к тому, что ваш ответ - второй, то это должно стать важным сигналом о собственном внутреннем состоянии. В такой ситуации разбираться нужно не с ребенком, а с самим собой.

В целом, следует сказать, что наказанием можно добиться желательного поведения от ребенка, но эффективность такого метода объективно очень ограничена. Это доказано многочисленными научными экспериментами. Побочные последствия наказания многократно перекрывают пользу от его применения

Ниже вы узнаете о правилах поощрения детей в процессе семейного воспитания.

Правила поощрения детей для формирования желательного поведения

Основной метод формирования желательного поведения у ребенка - это поощрение его к желательным действиям. В науке формирование поведения называется положительным подкреплением. Это не только самый мягкий и гуманный, но и самый действенный способ создать необходимое вам поведение ребенка.

Если использовать методы поощрения ребенка, делать правильные и желательные вещи, то желательного поведения будет становиться больше. Поощряя желательное поведение, вы автоматически уменьшаете нежелательное, так как не могут одновременно существовать два противоположных поведения. А если хорошего поведения становится больше, то оно, естественно, вытесняет плохое.

Меры поощрения ребенка работают лучше всего, когда их используют момент совершения действия или сразу после него. То есть поощрять ребенка нужно в самый момент совершения действия, чтобы он понял, что вот именно сейчас он действует правильно. Помимо прямой информации о том, что он поступает правильно, малыш получает положительный эмоциональный опыт, закрепляющий желательное поведение. Он делает нечто - вы хвалите его, и в момент совершения действия он испытывает приятные эмоции. Это закрепляет поведение, и оно с большей вероятностью будет продемонстрировано вновь.

Существует поведение, которое никто не замечает, пока оно не исчезнет. Взрослые привыкли реагировать на неприятности, включаются только тогда, когда идет что-то не так. Некоторые виды поведения детей являются, безусловно, желательными, но никак не отмечаются взрослыми. Родители воспринимают такое поведение как нечто, что происходит в порядке вещей. И в момент такого вот правильного поведения ребенок не получает никаких сигналов от взрослых о том, что он делает хорошо и правильно. Более дальновидная политика - стратегически поощрять незаметное, но очень ценное поведение.

Вот примеры незаметного поведения:

  • ребенок играет самостоятельно;
  • способен сам себя занять, пока взрослые разговаривают или заняты;
  • играет вежливо с другими детьми, аккуратно и там, где нужно;
  • идет рядом с родителями в людном месте, стоит рядом в магазине;
  • аккуратно смотрит предметы в магазине;
  • вежливо просит;
  • слушается с первого раза;
  • старается, когда нужно.

Все эти виды поведения должны обязательно подкрепляться системой поощрения детей. Обращайте внимание на ребенка в тот момент, когда он ведет себя хорошо. Иначе малыш вынудит вас «отдать» ему ваше внимание, привлекая к себе плохим поведением.

Дополнительные плюсы от использования метода поощрения детей в семье /положительного подкрепления:

  • Поощряя ребенка, родители формируют у него внутренний образ успешного человека. Есть большая разница, сформирован ли характер человека преимущественно на замечаниях или он сформировался на основе избирательного одобрения. В первом случае самооценка будет низкой и неустойчивой, а уровень притязаний (то есть того, на что будет претендовать ребенок в своей взрослой жизни), низким.
  • Поощряя ребенка, вы обеспечиваете ему высокую самооценку и высокий уровень жизненных притязаний, то есть уровень того, что вообще ребенок хочет и готов пробовать.
  • Используя метод положительного подкрепления, вы поддерживает положительный эмоциональный фон в отношениях членов семьи.

Похвала как способ поощрения ребенка

Одним из самых эффективных способов поощрения ребенка является похвала. Когда вы хвалите малыша, он понимает, что им довольны, и все делает правильно. Ребенок получает информацию, заключенную в словах и на эмоциональном уровне.

Конкретная похвала дает ребенку информацию о том, что именно он сделал правильно, точно выделяя тот аспект поведения, который вам важен.

В данном случае вы поощряете не только сам факт того, что ребенок по вашей просьбе что-то принес, но и то, что он сделал это сразу после первой просьбы не откладывая.

Похвала - отличный инструмент, который вы можете использовать, когда хотите поощрить ребенка, но важно знать некоторые особенности этого метода.

Старайтесь отдать предпочтение конкретной похвале, чтобы ребенок точно понимал, что именно вам нравится. Как же нужно поощрять ребенка правильно, чтобы похвала возымела успех? Говорите малышу:

  • «Здорово сложил одежду!»
  • «Молодец, что играешь там, где безопасно!»
  • «Отлично, что так быстро идешь!»
  • Старайтесь не забивать эфир общими, не дающими информации похвалами: «Молодец!», «Умница!» и т.д.

Конечно, такая похвала имеет право на существование, но ее не должно быть чересчур много. Подобные слова просто-напросто приедаются, теряют свой вес, ребенок привыкает к ним, и они обесцениваются. При этом если ребенка всегда хвалят, он не имеет возможности ранжировать свои поступки по степени качества и необходимости.

Если все, что ребенок делает, вызывает у родителей одну только реакцию: «Молодец, какой ты у меня умник!», то ребенок на самом деле получает мало информации о нем самом, о нужности его поступков.

Например, если, желая похвалить ребенка, который аккуратно ест, вы скажете просто: «Молодец!», это вовсе не плохо, но в ваших словах заключено довольно мало информации. А если вы скажете ребенку: «Отлично, что стараешься есть аккуратно, вокруг тебя очень чистый стол!», ребенок получит гораздо больше информации о том, что:

  • он действует правильно, кладет еду, куда надо, ест правильно;
  • стараться что-то делать тоже вообще-то хорошо;
  • сохраняет чистый стол, и это нравится маме.

Не делайте похвалу единственным методом поощрения ребенка. Вследствие того что ребенка хвалят за все подряд, он привыкает к этому и становится слишком зависим от похвалы. Тогда единственным мотивом совершения хороших поступков становится не собственное удовольствие от совершения действий, а внешняя похвала. Ребенок полностью становится зависим от мнения тех, кто его хвалит. Самооценка малыша при этом остается хрупкой, несмотря на обилие похвалы. Похвала - это всегда оценка, а если ребенок ощущает постоянную оценку, то он может жить в бессознательном страхе в конечном итоге не оправдать возложенных на него ожиданий и не получить желаемой похвалы.

Традиционно, когда хотят поощрить ребенка, хвалят его. Похвала нужна, безусловно, но это далеко не единственный способ поддержать ребенка.

Как правильно поощрять ребенка: описание поведения

Всегда описывайте поведение малыша. Это одна из самых мощных форм поощрения желательного поведения ребенка. Этот метод практически не имеет ограничений в использовании и очень эффективен. Применяя его, вы описываете то поведение, которое хотели бы видеть чаще.

Желая поощрить ребенка одеваться самостоятельно, вы можете сказать: «Я вижу, ты уже безо всякой помощи надел носки!»

Если вы увидели, что малыш сложил свои игрушки, скажите ему: «Я вижу, что после твоей работы все кубики оказались на месте и книжки сложены на полку». Это тоже пример приема описания для поощрения действий ребенка.

Не используйте метод поощрения, если вы на самом деле НЕ хотите, чтобы действие продолжалось. Не стоит говорить ребенку: «Маме помогаешь, всю посуду в шкаф поставил!», если вы на самом деле не хотите, чтобы малыш возился с посудой.

Метод описания действительно работает, поэтому используйте его в тех случаях, когда вы хотите, чтобы какое-то поведение продолжалось и повторялось чаще.

Закономерность этого правила работает и в обратном направлении: когда взрослые много внимания уделяют плохому поведению, бесконечно обсуждают его между собой, вовлекают в беседу все новых людей (например, знакомых и соседей), отчитывают малыша за него - этого поведения становится все больше. В этом случае само внимание взрослых является положительным подкреплением для плохого поведения ребенка. Такое часто происходит, если ребенок ругается грубыми словами, ведет себя агрессивно или капризничает. Родители начинают везде и со всеми это поведение обсуждать, уделяют ему огромное внимание, и оно растет, как снежный ком.

При подведении итогов вы можете сказать ребенку, который сражается с мелкими пуговками на рубашке, пытаясь застегнуть их: «Молодец, что стараешься, даже когда сложно. Вот это я называю настойчивостью!»

Этот прием поощрения детей работает отлично и помогает сформировать у малыша положительный образ себя. Именно от того, каким станет этот образ, в огромной степени зависит то, что ребенок будет делать впоследствии.

Мера поощрения ребенка в семье: «Я-сообщения»

Чтобы подкрепить поведение ребенка, вы можете использовать сообщения о своих чувствах, так называемые «Я-сообщения».

Чувства родителей являются мощным мотиватором для детей. Для того чтобы сообщить о своих эмоциях, используйте прямые высказывания.

Нюанс этой меры поощрения ребенка в семье состоит в том, что, если её использовать слишком часто и сделать по существу главным методом поощрения, вы рискуете навязать ребенку ответственность за свое состояние, внушить малышу, что за ваше настроение ответственен именно он. То есть сделать чувства родителей центром внимания ребенка!

При умеренном уместном использовании «Я-сообщения» о своих чувствах могут стать одним из самых действенных методов поощрения при воспитании ребенка. Кроме этого, сообщая о своем состоянии, вы даете ребенку понять, как его поступки влияют на других. Это для малыша ценная информация о мире и взаимоотношениях людей.

Как можно поощрять ребенка в семье: невербальные виды похвалы

И ещё один эффективный метод, как можно поощрять ребенка, это использовать невербальные похвалы. Ободряющая улыбка, ласковый жест, аплодисменты, одобрительные возгласы - все это отличный способ дать ребенку понять, что вы положительно относитесь к его действиям.

У этого метода есть дополнительное преимущество - его оперативность. Метод этот также можно использовать непосредственно в момент совершения желательного действия. Например, если вы считаете полезным научить ребенка идти с вами за руку в шумном месте - используйте легкие поглаживания ручки малыша, когда ведете его. Вы делаете нечто приятное малышу в тот момент, когда желательное поведение реализуется, - ребенок спокойно идет с вами за руку. В следующий раз малыш охотно протянет руку, если вы его попросите об этом.

При поощрении ребенка дома используйте условные подкрепления - некие символы, обозначения того, что в данный момент ребенок действует правильно. Сами по себе условные подкрепления практически не имеют ценности, они работают только как символ, знак того, что сделано что-то правильно. Систему условных подкреплений хорошо использовать, если вы хотите научить ребенка какому-то навыку, ввести нечто в привычку. Например, вы хотите, чтобы малыш чистил самостоятельно зубы или складывал в шкаф игрушки.

Условными обозначениями могут быть небольшие картонные фигурки, наклейки и т.д.

Важный момент состоит в том, чтобы давать обозначение только после совершения действия и не принуждать ребенка это делать в обмен на вознаграждение. Малыш не должен знать заранее о сюрпризе и тем более торговаться с родителями по поводу его содержания. Если ребенок пытается это делать, не поддерживайте такое поведение, не идите на условия малыша. В противном случае процессом формирования поведения будет занят ребенок, а не родитель. Известная шутка на эту тему состоит в том, что родители - простейшие существа, управлять которыми может любой ребенок.

Условные подкрепления уже не требуются, когда действие вошло в привычку.

Как видите, поощрять ребенка в семье совсем несложно, а эффект от похвалы может быть больше, чем от наказаний.

Статья прочитана 4 179 раз(a).

Вряд ли найдется много семей, в которых воспитание детей не основывается на системе поощрений и наказаний. Хочешь смотреть мультики — убери игрушки; получил двойку за контрольную — ни о какой новой машинке не может быть и речи. И, наверное, это не так уж и плохо. По крайней мере, во взрос-лой жизни эти принципы встречаются также часто. Вышел в выходной на работу — получил премию; опоздал, и это замети-ли — придется писать объяснительную и т. п.

Вот только как-то не хочется все время быть для ребенка строгим контролером и оценщиком. Хочется, чтобы он сам по-нимал, что можно и нужно делать, а чего не стоит, даже если об этом никто не узнает. И конечно, в идеале ребенок сам торопится сесть за уроки, чтобы узнать что-то новое и интересное; всеми фибрами души стремится помочь маме, чтобы увидеть улыбку на ее уставшем лице; с радостью наводит порядок в своей комнате, чтобы вдохнуть свежий воздух и быть свободным от лишних вещей. Но достичь этого довольно-таки сложно, и уж точно это возможно не при оценочной системе воспитания.

Какими же должны быть поощрения и наказания, чтобы они производили максимальный эффект, оказывая при этом минимальный вред?

Начнем с наказаний

На мой взгляд, если не забывать о праве личности на самоопределение и в том числе на выбор способа времяпрепровождения, то самое правильное наказание — лишить ребенка плодов вашего труда. Проще говоря: «Ты не захотел помыть посуду после завтрака — я не захотела приготовить тебе обед», «Ты не нашел времени на подготовку к экзаменам — у меня нет желания зарабатывать деньги для твоих развлечений». Естественно, такой подход разумен только с достаточно взрослыми детьми, которые могут осознать справедливость выдвигаемых требований и последствий их несоблюдения.

С маленькими детьми наказаний за нежелание что-то делать лучше вообще избегать. С одной стороны, малыш может до конца не осознать причинно-следственную связь между разбросанными игрушками и криком мамы или, еще хуже, наказанием, отсроченным во времени, например не купленной на следующей день машинкой. С другой стороны, вероятность того, что через некоторое время не повторится то же самое, очень маленькая. С третьей же стороны, не забывайте, что озвученные угрозы по идее нужно выполнять. Так что если вы обещали выкинуть доро-гой конструктор, если он не будет убран, то по большому счету это нужно сделать. Иначе вы не только не добьетесь любви к тру-ду и порядку, но и потеряете доверие ребенка к вашим словам.

Вариантов приучения маленьких детей к выполнению своих обязанностей достаточно много, и реализовать их на практике не так уж и сложно.

✏ Во-первых, маленький ребенок с удовольствием откликается на предложение поиграть. И тогда, например, уборку своих вещей и игрушек легко можно превратить в увлекательное занятие: уложить всех спать, найти домик для каждого предмета, помочь зайке разложить все по местам, поиграть в подъемный кран, который собирает и переносит игрушки на нужное место. Все зависит от вашей фантазии и умения чувствовать интересы ребенка.

✏ Во-вторы х, малыши обожают подражать родителям. И если вы с увлечением начнете собирать игрушки, то, вероятнее всего, ваш ребенок, пусть и ненадолго, присоединится к вам.

✏ В-третьих, с маленькими детьми очень хорошо вводить разные ритуалы. Они легко принимают на веру, что так и должно быть, и привыкают к определенным обязанностям. Например, я знаю трехлетнюю девочку, которая вечером обязательно идет убирать игрушки, когда видит, что стрелки на часах подходят к 9. Важно стараться самим не нарушать эти правила. Хотя иногда так хочется побыстрее сделать все самой, а вот уж завтра дать ребенку вовсю насладиться выполнением своих обязанностей.

Говоря о наказаниях, нужно обратить внимание на то, что дети, особенно старше 7 лет, зачастую боятся физических наказаний ничуть не больше, чем криков и долгих занудных нравоучений. Вряд ли после таких «воздействий» ребенку захочется что-то делать или найдутся силы для преодоления своей лени. Обидеть словом можно гораздо сильнее, чем применением силы. Мы часто безоговорочно соглашаемся с неприемлемостью телесных наказаний, но при этом можем так «отругать», что ребенку было бы легче получить ремнем по мягкому месту.

Пытаясь наказать ребенка «словом» или просто эмоцио-нально реагируя на его неправильное поведение, мы в запале ча-сто говорим то, что не только не улучшает ситуацию, но и ведет к дальнейшему нарастанию конфликта и усугублению проблем. Вот несколько типов высказываний, которых нужно обязательно избегать в общении с ребенком:

Обличение личности провинившегося, указание на недостатки в целом, а не на конкретные ошибки в поведении («Ты бессовестный» вместо «Ты вел себя так, как будто тебе не стыдно за свое поведение»);

Навешивание «ярлыков» вместо объяснения своих чувств и реакций («Ты лентяй!» вместо «Я очень переживаю, что вчера ты не захотел хорошенько подготовиться к контрольной»);

Негативные сравнения со значимым человеком («Весь в отца — такой же бездельник»);

Использование всевозможных пророчеств («Вот помяни мое слово: твоя лень тебя погубит»);

Частые апелляции к прошлому («Ты, как и раньше, не помогаешь мне по дому»);

Обобщения («Ты ничего не делаешь»).

Теперь перейдем к поощрениям детей. Как и за что поощрять детей?

Здесь тоже не все так просто, как кажется. Помыл посуду — получи конфетку! А если конфетки закончатся, то можно есть из грязной? У ребенка обязательно должны быть дела, которые он делает ради своих близких или ради семьи в целом. Не должно быть других поощрений, кроме выражения одобрения и уважения, например, за приготовленный маме чай или за генеральную уборку в бабушкиной квартире. Сострадание, забота — это то, что отодвигает лень далеко на задний план, и задача родителей — воспитывать эти качества в ребенке.

С одной стороны, формально награждая за какое-то выполненное дело, мы не всегда способствуем развитию трудолюбия. С другой стороны, если ребенок не видит никаких реакций со стороны родителей после того, как он долго и усердно занимался полезным трудом, то в следующий раз его пыл может слегка угаснуть. Но это противоречие легко преодолимо: награда за работу непременно должна быть, только она должна быть правильной и стимулирующей к дальнейшей деятельности в данном русле.

Что же может быть такой наградой?

Если между ребенком и родителям не потерян контакт, то одним из самых значимых для ребенка видов поощрений будет Демонстрация старшими своего уважения, восхищения, благо-дарности и т. д. Заметьте, что здесь речь идет не о проявлениях любви, которую нужно показывать как можно чаще и независимо от достижений или промахов ребенка, а именно об уважении, о признании его «взрослости и полезности», о гордости за него.

Хорошей наградой за долгий упорный труд может быть непривычный для ребенка отдых. Здесь тоже все зависит от вашей фантазии и возможностей. Кто-то отправится с ребенком на ло-дочную прогулку после пыльной генеральной уборки квартиры, кто-то позволит ребенку вволю побегать и попрыгать, снять на-пряжение на подходящих аттракционах после утомительной монотонной подготовки к годовой контрольной.

Будет замечательно, если поощрение за проделанную работу не только даст ребенку положительные эмоции и удовлетворение, но и усилит его интерес к данному делу, подтолкнет к дальнейшим занятиям. Здесь в первую очередь напрашивается пример с получением знаний. Сдал, например, ребенок экзамен по биологии на пятерку, почему бы не организовать ему поход в ботанический сад? Причем и самому к походу подготовиться, чтобы у ребенка не сложилось впечатления, что мир ботаники чрезвычайно далек от мира интересов его родителей. Естественно, не нужно дарить ребенку энциклопедию юного физика после того, как он еле отделался от набившего оскомину предмета, но предложить что-то, что может заинтересовать, будет очень даже кстати.

Ольга Юрченко, детский психолог

Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость работника при установлении графика выполнения работы. Если данный график разрабатывают другие люди, хорошее выполнение работы вряд ли возможно, поскольку работник не будет воспринимать работу как свою «собственность».

При отсутствии целостности невозможна и автономия, так как может нарушиться общая координация выполнения отдельных действий.

Степень автономии зависит от человека: для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.

Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам законченной работы, чем по результатам выполнения ее отдельных фрагментов.

Важность обратной связи очевидна: люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Руководители являются важным источником подобной обратной связи. Однако наилучшая обратная связь имеет место в том случае, когда работники сами контролируют качество собственной работы.

Руководители должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации подчиненных. Немаловажную роль здесь играет то, что даже не самые эффективные, а просто показательные проекты привлекают внимание (хотя часто и необоснованно) работников.

Согласно теории Мак-Грегора, любой человек, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересовано в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако работник может разочароваться в своей деятельности в силу следующих причин:

чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;

отсутствие психологической и организационной поддержки; недостаток необходимой информации;

недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;

отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего

неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;

некорректность оценки подчиненного руководителем.

Эти факторы снижают чувство уверенности в себе, стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения.

6.3. Поощрение и наказание

Стимулирование труда. Широко бытует мнение, что стимулировать – значит поощрять, а стимулы – это различные виды (материальные и моральные) поощрений.

Однако это очень упрощенный подход. Массовое использование поощрений не дает желаемых результатов. Результаты стимулирования зависят и от многих факторов.

В Древнем Риме стимулом называли остроконечную палку, которой погоняли быков. В современном понимании стимулирование труда – это побуждение работника к действию с помощью поощрений, с одной стороны, и принуждения – с другой.

Итак, стимул – это внешнее побуждение, например, вручение Почетной грамоты или выдача денежной премии. Но действовать это внешнее побуждение, т.е. действительно стимулировать работника, будет лишь в том случае, если оно соответствует его внутренним потребностям, интересам (предположим, один человек доволен вручением грамоты, у другого таких грамот уже много, и он остается безразличным, а третий ожидал более высокой награды и ощущает обиду).

Стимулирование труда как весьма сложный процесс управления деятельностью работника на производстве не содержит прямой зависимости между средством воздействия и характером ответной реакции работника.

Самый первый и наиболее распространенный метод наказания и поощрения – так называемая политика «кнута и пряника» – использовался довольно долго в условиях административно-командной системы и был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительности содержательной части работы, невозможности поменять место работы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.

Средства стимулирования действуют не сами по себе, а через восприятие человеком, которое зависит от многих факторов – особенностей личности, структуры и специфики ее интересов и потребностей, степени их удовлетворения, форм и методов стимулирования и др. При этом воздействие указанных факторов преломляется через личностные качества – пол, возраст, образование, стаж работы и др. Следовательно, эффективность воздействия на работника можно обеспечить, лишь учитывая всю совокупность этих факторов.

Ключевым моментом в стимулировании труда является, как уже говорилось, учет интересов работников: предлагая работнику то, в чем он заинтересован, что соответствует его интересам и не противоречит интересам коллектива, общества, можно стимулировать его желание, заинтересованность действовать в интересах трудового коллектива.

Руководствуясь «пирамидой потребностей», разработанной А. Маслоу и рассмотренной ранее, руководитель должен выяснить, какая потребность в данный момент является для работника основной. При этом нужно иметь в виду, что потребности человека меняются.

Нередко руководитель считает первичные потребности единственно важными и не учитывает, что после их удовлетворения у людей возникают другие потребности, столь же важные для них: внимание и уважение со стороны руководителя, уверенность в своей значимости и т.д. При игнорировании этих потребностей отмечается рост числа нарушений дисциплины, неудовлетворенность работой со стороны тех, кто считался ранее «благополучным» и на кого в связи с этим меньше всего обращалось внимание.

Понимание сущности и механизма трудовой деятельности человека, учет многообразия факторов, формирующих его социальное поведение, позволят руководителю не только укрепить слабые звенья, но и профессионально управлять жизнедеятельностью коллектива в целом.

К основным видам материальных поощренийотносятся:

1) денежные премии за:

достижения в работе;

многолетний добросовестный труд;

2) единовременные надбавки к заработной плате;

3) ценные подарки и др.

Правильное мотивирование добросовестного отношения к труду предполагает, в частности, использование следующих принципов:

индивидуальный подход к каждому работнику (у каждого работника имеются свои потребности и интересы);

постоянное внимание к каждому подчиненному;

обоснованное сочетание материальных и моральных мер воздействия;

обоснованный выбор наиболее действенных для данного человека и для данных обстоятельств мер стимулирования, соответствие меры поощрения или наказания уровню трудового результата или тяжести проступка соответственно;

оперативность;

гласность;

праздничный, торжественный ритуал поощрения;

высокий уровень производственной информированности работников. Руководитель обязан поблагодарить подчиненного за хорошее выполнение

задания или объяснить, почему его работа заслужила низкую оценку, как ее следовало сделать и как можно исправить ее недостатки.

Механизмом поощрений и наказаний нужно пользоваться психологически обоснованно, не задевая личного достоинства работника, направляя силу стимула на его поведение и отношение к работе.

Поощрения. Руководитель зачастую должен сдерживать свое самолюбие: если, предположим, работник в силу каких-то причин не явился на торжественное собрание, где ему собирались вручить премию, руководитель не должен лишать его этой премии (как это иногда бывает), поскольку работник заслужил ее своими трудовыми достижениями, – он должен вручить премию работнику на его рабочем месте.

Работнику это будет, с одной стороны, приятно, а с другой стороны, он будет ощущать, что отвлекает руководителя от служебных дел, поэтому в следующий раз он обязательно придет на собрание. Это правильная реакция руководителя на поступок подчиненного. А чтобы принимать правильные решения, надо чаще пытаться понять людей, ставить себя на их место.

Общая формулировка о поощрении каких-либо работников «За добросовестное отношение к труду и активное участие в общественной жизни» вызывает обиду у остальных работников, которые считают, что они тоже добросовестно выполняют свои обязанности

отсутствует последовательность в их применении: работники, имеющие невысокие трудовые достижения, получают порой поощрения более высокого уровня, нередко допускаются формализм, будничность при вручении поощрений;

низкое качество оформления и содержания средств поощрения;

недостаточный уровень производственной информированности является нередко причиной неправильного представления работников о премировании, зарплате, нормах и расценках, условиях конкурсов, служит поводом для производственных конфликтов, ухудшающих психологический климат в коллективе.

Отвечая на вопрос, какое моральное поощрение является наиболее предпочтительным, многие рабочие назвали не Почетную грамоту, не занесение на Доску или в Книгу почета и даже не благодарность в приказе, а всего лишь устную благодарность руководителя – то, что, казалось бы, легче всего, и то, о чем руководство нередко забывает.

Задеть человеческое достоинство, обидеть людей можно, оказывается, и непродуманным поощрением: в некоторых ситуациях Доска почета получила другое название – «Лучшие люди». Но ведь лучшие люди – это не только лучшие работники, поэтому для основной массы людей такое переименование Доски почета является поводом для обиды.

Оценить, кто лучше или хуже работает, проще, чем оценить, кто хороший человек, а кто плохой.

Что касается Почетных грамот, то в книжных магазинах они продаются за наличный расчет, что, безусловно, подрывает их престиж.

Следует отметить, что награждения Почетными грамотами, как известно, относятся к годам первых пятилеток. Редкие по тому времени документы, они играли огромную стимулирующую роль; красиво оформленная грамота, вывешенная на стене, была лучшим украшением комнаты передового работника.

С тех пор неузнаваемо изменились условия жизни людей, иными стали и вкусы, понятия о красоте, а грамоты нередко остаются такими же, какими были 50-60 лет назад. Человек порой не знает, куда деть такую награду. Поскольку грамоты и дипломы предназначены для постоянного хранения, может быть, стоит изготавливать их в обложке?

Принуждение и наказание. Наказание – весьма деликатный вопрос и использовать его надо с особой осторожностью. Работник, личное достоинство которого задето грубым замечанием руководителя, больше думает не о том, чтобы впредь не допускать ошибок, а о том, как отомстить руководителю, унизившему его в присутствии товарищей.

Как объявить взыскание?

Если поощрения всегда должны быть гласными, то наказывать гласно нужно лишь в тех случаях, когда проступок подчиненного известен всему коллективу.

Наиболее распространенное наказание – устный выговор. Объявлять выговор подчиненному руководитель должен, как правило, наедине. Вначале необходимо подчеркнуть его достоинства и заслуги, выразить общее к нему положительное отношение и лишь затем высказать соглашение по поводу его упущений или проступков. Такой выговор действует, как правило, неизмеримо сильнее, чем публичная «экзекуция», которая включает разнообразные психологические механизмы защиты личности и нивелирует воспитательное воздействие такого наказания.

Соколова Елена Юрьевна.

Учитель психологии, педагог-психолог.

КОУ «Школа № 18», г. Омск, Омская область

Родительское собрание на тему:

«Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.

Задачи:

1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания детей в семье;

2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива;

3. Выработка коллективных решений и единых требований по воспитанию детей;

4. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Предварительная работа:

1. Разработать анкеты для родителей и проведение анкетирования за неделю до собрания. (Приложение 1.)

2. Обработать данные анкеты и подготовить сообщение по ее результатам.

3. Провести воспитателям групп беседы с детьми «Что такое хорошо и что такое плохо?»

4. Провести педагогу-психологу анкетирование учащихся на тему «Поощрения и наказания в моей семье» (Приложение 2).

5. Обработать данные анкеты и подготовить сообщение по ее результатам.

6. Подготовить памятки для родителей на тему поощрения и наказания детей. (Приложение 3).

7. Оформить зал цитатами (Приложение 4).

Тема нашего родительского собрания «Поощрение и наказание как метод воспитания ребёнка в семье».

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами. Непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.

Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема для детей как обузы в семье, к сожалению, но это факты, шире стали применятся физические воздействия.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.

С помощью родителей у детей должно закладываться представление о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой человек вырос, становится моделью его будущей семьи.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытывая сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

«Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка.

Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство.

В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно «вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

Поощрение ребенка, за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь семье. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – «Ты стал совсем взрослым, или же, какой ты молодец, я так обрадовалась, когда пришла с работы увидела…. и т. д.»

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и перестают ценить поощрения.

Позвольте дать вам, уважаемые родители, несколько полезных советов, о том, как поощрять ребёнка в семье:

  • Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшей сестрой;
  • Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему;
  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним;
  • Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности и т. д.;
  • Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности .

Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием. Ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то, же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигнет цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в, то, же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети, которые легко возбуждаются, дети с теми или иными проблемами в здоровье. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

  • Вы можете ошибаться;
  • Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно;
  • Контролируйте поведение ребёнка всегда, старайтесь предупредить его возможные отрицательные поступки.

В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям.

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

  • Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения;
  • Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу;
  • Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости;
  • Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания;
  • Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы;
  • Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания;
  • Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви

Аллан Фромм сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас;

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали;

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример;

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Наказывая детей, мы должны помнить, что:

  • При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви;
  • Наказание должно быть соразмерно проступку;
  • Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых;
  • При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей .

Главным методом воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Родители, помните!

  • Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  • Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
  • Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность.
  • После наказания проступок должен быть «предан забвению».
  • Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

Любите своих детей!!!

Считается, что ежедневные объятия необходимы:

5 объятий – для выживания;

10 – для психологической поддержки;

15 – для нормального роста и развития ребёнка.

В книге «Непослушный ребенок» американский психолог Д. Добсон формулирует шесть основных принципов , опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.

Сначала установите границы – затем требуйте их соблюдения.

Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.

На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

Отличайте своеволие от детской безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните.

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

Не требуйте невозможного.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сломал часы, которые вы сами ему дали поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка.

Руководствуйтесь любовью. В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видите, описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей.

Самое дорогое для нас - это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними. Необходимо читать им интересные книжки, вместе с ними играть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он познаёт окружающий мир, природу, учится общаться с нами, развивается его речь, память…

Дополнительные советы, которые следует обдумать, если вы хотите, чтобы ваши наставления достигали цели:

  • Относитесь к ребёнку, как к умному и любимому человеку, даже когда воспитываете его. Если вы выразите уверенность в его способностях хорошо себя вести, ребёнок сам поверит в себя;
  • Наказывая ребёнка, не забывайте повторять ему, что по-прежнему любите его;
  • Заверения в любви бессмысленны, если они не подкреплены действиями - такими, как внимание, объятия, похвалы в адрес ребёнка или удержание его от опасных поступков;
  • Не обсуждайте новые планы воспитания с друзьями, супругом или родственниками при ребёнке. Поговорите об этих планах с глазу на глаз;
  • Не говорите ребёнку, что его проступки больно ранят вас. Можно сказать, что вам обидно или, что вы разочарованы;
  • Если один из родителей строже другого, не грозите: «Подожди, вот я скажу папе (или маме)!». Вместо того чтобы задуматься о своём поведении, ваш ребёнок пожелает, чтобы папа или мама вдруг исчезли;
  • Читайте детям книги, содержащие нравственные наставления.

Несколько советов о том, как следует слушать ребёнка:

  • Не стоит с ходу делать вывод о том, что проступок был беспричинным. Спросите малыша, почему он вёл себя таким образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Расскажите, как иначе можно было справиться с такой ситуацией;
  • Дайте ребёнку выговориться. Не перебивайте его;
  • Пока ребёнок говорит, смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы внимательно слушаете его;
  • Обратите внимание, какими жестами ребёнок сопровождает свою речь. Жесты помогут вам уяснить, трудно ли ему даётся рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы;
  • Спросите у ребёнка: "Как думаешь, что ты почувствуешь, если Паша ударит тебя?" Такие вопросы учат ребёнка понимать чужие эмоции;
  • Выслушав ребёнка, предложите другие решения. Направляйте ребёнка, подсказывайте ему возможные выходы, а не называйте готовые ответы.

Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

И все?

Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему, и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя, родителя и ребенка. Важно, как формируются наши взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей!

И в заключении цитата Дороти Лоу Нолт из книги «Революция в обучении».

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя:

Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да, Нет (подчеркнуть).

Если «Да», то ответе, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Наказание происходит потому, что ___

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда ___

3. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть). Пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое ___

4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? ___

5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку?

6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка? ___

8. За что, в какое ситуации Вы можете ударить своего ребенка? ___

9. Что раздражает Вас в вашем ребенке? ___

10. Что раздражает Вас в самом себе? ___

11. Кто из родителей заполнил анкету? Мама, Папа, Бабушка. (Подчеркнуть)

Приложение 2

Анкета для учащихся

«Поощрения и наказание ребенка в семье»

1. Как ты понимаешь, что такое наказание?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как ты понимаешь, что такое поощрение?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как бы ты хотел (ла), чтобы тебя поощряли?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, нужно ли человека наказывать? «ДА» или «НЕТ» (Нужное подчеркнуть).

5. Если да, то за что и как?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Приложение 3

Памятка родителям

  1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
  2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые.
  3. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  4. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
  5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  6. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  7. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
  8. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
  9. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
  10. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
  11. Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  12. Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  13. Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
  14. Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;
  15. Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

«Памятка родителям от ребенка»

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите, я очень хорошо знаю, что не обязательно мне предоставлять все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабить мою веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глухим.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас большого беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не забывайте, что я не могу развиваться без внимания и ободрения.
  • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

Помните:

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
  1. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой профилактики, ни каких наказаний «на всякий случай».
  1. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый поступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.
  1. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год, - это чревато риском задержки психического развития.
  2. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем, ни бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  1. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!
  1. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
  1. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.
  1. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

Памятка для родителей и педагогов

«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка»

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
  • Замечательно! Превосходно! Чудно!
  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
  • Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.
  • Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
  • Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

Приложение 4

«… Всякое наказание, безоговорочное требование, идущее вразрез с потребностями и желаниями самого ребенка, принуждение, которое мы применяем к детям, пользуясь своим правом сильного и взрослого. Все эти меры воспитания могут применяться в крайних случаях, очень осторожно, с учетом всех жизненных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка. В противном случае перечисленные меры воздействия приносят не пользу в воспитании детей, а вред…»

(Л.И. Божович)

«Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью»

(А. П. Чехов)

«Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать»

(Г. Бичер-Стоу)

«Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости»

(А. Шопенгауэр)

«Лучший способ воспитать хороших детей - это сделать их счастливыми»

(О. Уайльд)

«Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности - значит, лишиться всякого их доверия и уважении».

(Ж. Лабрюйер)

«Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой»

(Эзоп)

«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний»

(Я.Корчак);

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А.Аркин)

«Детей наказывай стыдом, а не кнутом»

(Пословица)

«Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься, одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершенству».

(К. Д. Ушинский)

Список использованной литературы

  1. Алексеева Е. Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста /Дошкольная педагогика. - 2006.
  2. Бурмистрова Е. Воспитание подростков в многодетной семье / М- 2010.
  3. Дель О. Хвала похвале? / М -2006.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком как?»
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком так?»
  6. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М: 1971.
  7. Дементьева Л. Ты против? / М - 2008.
  8. Дьяченко О. М. Что такое хорошо и что такое плохо / О. М. Дьяченко,.
  9. Лаврентьева Т.В. // Психологические особенности развития дошкольников / М - 2009.
  10. Как воспитать ребёнка без физического наказания / Журнал «Защити меня – Protect me! – 99». - М -1999.
  11. Помощь родителям в воспитании детей / Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского. – М - 1992.
  12. Шишова Т. Не бросайте слов на ветер… или Как воспитать ответственность / М - 2006.

Многие родители зачастую задумываются, как правильно воспитать ребенка. Для того чтобы этот процесс происходил правильно, необходимо знать основные принципы поощрения и наказания. В идеале ни одна из сторон воспитания не должна доминировать над другой. Грамотное сочетание – ключ к правильному развитию ребенка.

Основные принципы наказания

В современных реалиях почти все родители стремятся уйти от примитивных форм поведения при осуществлении наказания. Многие родители вообще отказываются от мер наказания, что является неправильным. Наказание должно нести пользу ребенку. Для этого существует ряд правил:

  • Ни физическое, ни психическое здоровье ребенка не должно пострадать во время наказания;
  • Не занимайтесь «профилактикой». Если вы не уверены, что нужно наказать – не делайте этого;
  • После одного проступка должно следовать одно наказание;
  • Наказание не должно быть запоздалым;
  • Ребенок не должен бояться наказания и гнева, он должен переживать о том, что огорчил родителей;
  • Ни в коем случае нельзя унижать ребенка;
  • Если ребенок уже получил наказание, не вспоминайте больше о его проступке;
  • Необходимо сдерживать свои эмоции во время наказания;
  • Трудотерапия – это не наказание. Иначе потом ребенок будет относиться к работе как к наказанию;
  • Нельзя наказывать ребенка во время его болезни; после пробуждения или перед сном; во время принятия пищи; во время обучения или игры; после душевных переживаний или физических травм; при неудачной попытке сделать что-то правильно.

Основные принципы поощрения

Для того, чтобы правильно поощрить ребенка, необходимо помнить, что поощрение может быть и полезным, и вредным. В целях избегания ошибок при воспитании, следуют усвоить несколько правил:

  1. Похвала не должны быть преувеличенной. Главное – искренность. Правильно построенная похвала должна направить ребенка на размышления: так он сможет осознать свои способности.
  2. Одобрять нужно поступок ребенка, не затрагивая весь комплекс умений и личность ребенка.
  3. Нельзя хвалить за то, что ребенок должен делать в естественном порядке (например, правильное социальное поведение).
  4. Одобрение не должно переходить в финансовое русло. Так, ребенок будет не искренен, его стремления будут направлены на зарабатывание денег.
  5. В многодетных семьях важно помнить, что поощрение одного ребенка может вызвать зависть у других.
  6. Недопустимо создавать из поощрения культ еды, иначе возможно развитие чрезмерного отношения к еде.
  7. Поощрение должно следовать непосредственно после хорошего поступка, а не гарантироваться до него.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу