Что делает ребенок в 3 месяца жизни. Как помочь ребенку в три месяца правильно развиваться

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Что умеет делать ребенок в 3-х месячном возрасте?

  1. Малыш умеет узнавать лица папы, мамы, бабушки и тех людей, которые чаще всего находятся с ним в тесном контакте.
  2. Ребенок может протестующе кричать и хныкать, выражая тем самым свое недовольство.
  3. Для коммуникации с взрослыми ребенок использует гуление. По характеру гуления мама уже может определить настроение ребенка.
  4. Малыш отлично попадает ручками и ножками по игрушкам, вывешенным над кроватью.
  5. Малыш хватает игрушки ручками, а потом норовит попробовать их на вкус. Переживать не стоит, в этом возрасте ребенок все грызет и пробует на вкус, таким образом, познавая окружающий мир.
  6. Ваш малыш уже умеет переворачиваться, перекатываясь со спинки на бок. Также он уверенно держит головку, пытаясь поворачивать ее, сидя на руках у мамы или папы.
  7. Ребенок умеет упираться ножками в горизонтальную поверхность, когда один из родителей поддерживает его.
  8. Умеет смеяться, учится фокусировать взгляд на одном предмете.

Физиологическое развитие ребенка

К этому месяцу жизни ваш кроха значительно подрос и прибавил в длину около 3 см, а его вес увеличился на 700-800 грамм. Любимая поза малыша - лежание на животике, во время которого ребенок старается самостоятельно держать головку и делает первые неловкие попытки ползать, тренируя мышцы. Его действия становятся осознанными, и, если ребенок хочет что-то увидеть, то он ловко переворачивается со спинки на бочок.

Самым интересным занятием в этом возрасте становится познание своего тела: ребенок рассматривает свои ручки, сжимает кулачки, сосет пальчики на ногах. Стоит поощрять такой интерес и вывешивать перед малышом музыкальные игрушки, которые малыш будет охотно хватать ручками.

Игрушки помогут ребенку занять свободное время, ведь периоды бодрствования значительно увеличились, достигая 1,5-2 часов.

Психоэмоциональное развитие ребенка

К третьему месяцу развитие психики и эмоций малыша достигает своего пика, ведь ребенок уже очень активный. Родители уже должны заметить следующие изменения:

  • Зрение становится лучше, малыш умеет фокусировать внимание на одном предмете. Проведите простой тест: возьмите яркую игрушку и покажите ребенку, а потом медленно отведите ее вправо и влево. Он следит за игрушкой глазками? Если да, то все в порядке! Но после такого теста малыш обязательно захочет подержать и погрызть яркую игрушку, поэтому не оказывайте ему!
  • Изменяется слух, становясь более чувствительным. Ребенок уже умеет узнавать голоса папы и мамы, при громких звуках он начинает плакать, реагирует на звуки, доносящиеся из телевизора.
  • Обоняние и вкус. Малыш ярко реагирует на различные запахи и уже умеет различать вкус маминого молочка. Если молоко горчит, то кроха откажется сосать грудь.

Наравне со слухом и зрением у ребенка развивается осязание и хватательный рефлекс, новыми изменениями малыш наслаждается, с удовольствием рассматривая лица родителей, игрушки и картинки.

Также к этому возрасту у ребенка пропадет ряд младенческих рефлексов: малыш не делает губки трубочкой, если прикоснуться к верхней губе, и не открывает ротик, когда мама надавливает на его ладошку.

Рост и вес 3-х месячного ребенка

В нижеприведенной таблице (Таблица 1) вы можете посмотреть, как развивается ребенок на 3 месяце жизни. Обратите внимание на то, что данные для мальчиков и девочек разнятся.

Речевые навыки и их развитие

Малыш уже отлично вас слышит и видит, поэтому настало время развивать речевые навыки. Ребенок пока издает отдельные звуки и гулит, но вы уже можете делать ряд развивающих упражнений:

  • Надувайте щеки и делайте забавные движения губами и наблюдайте, как малыш будет стараться их повторить.
  • Проговаривайте простые звуки и сочетания: «агу», «абу», «ма», «па», «ба», «бу», «га-га», «о-о» и другие.

Ваш малыш будет радостно реагировать на такое общение, интенсивно размахивая ручками и «бегая» ножками.

Питание и сон

Как мы уже говорили, часы бодрствования стремительно увеличиваются, но кроха спит в сутки около 17 часов. Вообще, мамочка должна взять на заметку, что возраст 3 месяца - переломный момент, во время которого мама должна сформировать режим дня. Можно научить малыша спать по 10 часов ночью, а остальные 7 распределять на дневное время. Так у мамы появиться больше времени для собственного сна!

Питание ребенка в этом возрасте сведено к сосанию грудного молока, первый прикорм вводить еще рано.

Развивающие игры и упражнения

Когда малыш перешагивает 3-х месячный рубеж, начинается время активного развития, которое нельзя упускать. С 3 до 6 месяцев развивающие процедуры состоят из нескольких этапов:

  1. Физическое развитие.
  2. Эмоциональное и речевое развитие.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развивающие игры.

Физическое развитие заключается в выкладывании малыша на животик, его переворачивании, а также помощи в первых попытках ползти. Ежедневно, если вы не посещаете массажиста, стоит самостоятельно делать легкий массаж для малыша, дополняя его такими процедурами:

  • Для снижения тонуса легко сгибайте и разгибайте ручки и ножки малыша.
  • Уделяйте купанию минимум 10-15 минут в день. Приобретите специальный круг, в котором ребенок сможет свободно плавать в воде.
  • Старайтесь редко практиковать тугие пеленания.
  • Повесьте на кроватку яркие игрушки, за которыми ребенок будет тянуться. Это полезно как для физического развития, так и для зрения и моторики.
  • Для развития моторики мягко разминайте пальчики малыша, сжимайте их в кулачок, давайте ребенку в ручку легкие погремушки.

Упражнения для речевого развития мы приводили выше, для эмоционального развития играйте с малышом в прятки, закрывая свое лицо ладонями, показывайте ребенку яркие картинки. Особую роль в развитии органов чувств и эмоций малыша выполняют развивающие игры:

1. Позвоните в колокольчик, включите приятную музыку или запись с пением птиц. Малыш обязательно будет искать источник звука.

2. Пойте песенки, в конце каждой песни делайте ребенку сюрприз: хлопайте в ладоши, слегка подпрыгните, сделайте «ку-ку». Уже через несколько дней малыш будет радостно реагировать на пение, зная, что в конце его ожидает сюрприз.

3. Насыпьте в глубокую миску муку и опустите туда ручки малыша, покажите, как мука просыпается сквозь пальцы.

4. Надувайте мыльные пузыри, за которыми ребенок будет с удовольствием наблюдать.

Занимайтесь с малышом по 20-30 минут в день, разделяя это время на 3-4 занятия, чтобы не утомлять ребенка!

Ваш малыш ежедневно учится делать что-то новое, чтобы помочь обрести ему определенные навыки, родителям необходимо знать, как развивается ребенок в три месяца. Владея данной информацией, вы сумеете не только следить за темпами роста грудничка, но и корректировать режим питания и сна, а также закреплять полученные умения. Психическое и физическое развитие 3 месячного ребенка происходит активно в этот период, и ваше задача – направить его и максимально помощь.

Рефлексы, движения и психология

Физическое и психологическое развитие трехмесячных детей идет полным ходом, груднички активно учатся управлять своими конечностями, развивают приобретенные умения. Ежедневно малыш делает открытия в способностях своего тела:

  • в три месяца жизни малыш должен уметь держать головку, находясь на руках у взрослого около 30 секунд;
  • развиваются мышцы, малыш уже умеет поднимать руки, лежа на спине;
  • в три месяца грудничок должен уметь приподнимать голову, лежа на спине;
  • в положении на животе приподнимается, опираясь на локотки или предплечья, и удерживает относительно долго головку;
  • если придерживать грудничка под мышки, он будет упираться о твердую поверхность, выпрямляя коленочки;
  • некоторые дети к концу третьего месяца жизни вполне успешно осваивают повороты на бок;
  • активность детей на третьем месяце возрастает, малыш осмысленно делает движения ручками и ножками, выгибается и ежедневно совершенствует свои умения;
  • хватательный рефлекс активно развивается в навыки, и малыш сжимает в кулачках все, что попадется ему под руку;
  • трехмесячный ребенок должен уметь выстраивать логические связи, он понимает, что если толкнуть висящий над ним объект – он должен начать качаться;
  • координация движений заметно улучшается, и, взяв в руку погремушку, грудничок может поднести ее ко рту или, вытянув в руке, смотреть на нее;
  • трехмесячный малыш делает осознанные движения и сам заинтересованно наблюдает за этим;
  • к исходу третьего месяца жизни должен уйти;
  • врожденные рефлексы перерастают в осознанные движения.

Органы чувств

Развитие ребенка в 3 месяца опирается в основном на работу мышц, зрение и слух. К этому возрасту ребенок уже должен уметь хорошо различать звуки, узнавать голоса близких. Его зрение нормализуется и теперь он отчетливо видит предметы, расположенные вблизи и может до полуминуты фокусировать на них свой взгляд.

Зрение

Трехмесячный ребенок умеет сосредотачиваться на объектах и лицах, если вы позовете его, то он будет смотреть на вас около 10 секунд. Сравнительно с предыдущим периодом развития, теперь малыш может дольше по времени следить глазами за игрушкой, которую вы передвигаете в пространстве, и должен уметь концентрироваться на близких объектах. Укрепление и тренировка мышц идет полным ходом.

С помощью зрения ребенок на третьем месяце начинает осознанно и активно познавать окружающие объекты и себя самого. Так, он с интересом может разглядывать свои ручки, двигать ими, толкать и анализировать происходящее. Если вы будете включать над кроваткой мобиль, младенец будет заинтересованно наблюдать за движением его деталей.

В три месяца информация, получаемая ребенком с помощью глаз, анализируется и запоминается им. Он может уже узнавать лицо близких ему людей на фотографиях. Ему хочется изучать окружающий его мир, и он заинтересованно рассматривает все происходящее вокруг, находясь в кроватке, качельках, коляске или на ваших руках.

Слух

Младенец в три месяца жизни должен уметь определять сторону, откуда исходит звук и поворачивается к его источнику. Дети этого возраста уже начинают различать мелодии и ритм, поэтому можете напевать младенцу песенки и читать стихи. Резкие звуки не нравятся грудничкам, и поэтому сейчас малыш может плакать и пугаться, услышав их.

Для грудных детей очень важно постоянно слышать кого-то, поэтому разговаривайте с малышом без остановки, описывая все происходящее с вами. И пусть смысла слов грудничок не должен уметь понимать, ваши монологи благоприятно скажутся в дальнейшем на речи ребенка.

Сон

Как правило, на третьем месяце жизни у малышей уже формируется режим дня. Дети этого возраста спят 16-17 часов, дневной сон проходит в 4 этапа, длящихся от полутора до двух часов.

Эмоции

Груднички в этом возрасте становятся более общительными. Трехмесячные дети очень радуются, когда близкие играют с ними и проводят много времени. Да и любому родителю нравится заниматься с малышом, когда, наконец, он видит эмоциональную отдачу ребенка. Примитивные игры, такие как «ку-ку» или гримасничание и кривляние доставят большое удовольствие обеим сторонам.

Малыш в три месяца уже вполне осознал, что положительные эмоции выражаются улыбкой и смехом, а отрицательные – плачем, и активно использует эти инструменты в своей повседневной жизни.

Поскольку ребенку надоедает постоянно лежать в кроватке, он может начать капризничать от скуки, такой «фальшивый» плач, впрочем, легко отличим по звучанию от настоящего, вызванного реальным дискомфортом или болью.

Такое уже вполне осмысленное управление своими эмоциями и общение посредством них с окружающими людьми называется «комплексом оживления», и проявление его знаменует собой переход малыша на новую стадию развития. Поведение детей теперь может подвергаться мягкой корректировке со стороны родителей.

Речь

В возрасте трех месяцев дети начинают активно «гулить»: произносить в разных вариациях слоги с гласными звуками как отрывисто, так и певуче их протягивая. При этом малыш с интересом вслушивается в свой голос. Если взрослые будут произносить гласные, нарочито их растягивая, грудничок постарается повторить движения губ.

Вес и рост

На третьем месяце жизни ребенок продолжает расти невероятными темпами. За этот период он снова прибавит порядка 800 грамм и вырастет на 2,5 см. При этом мальчик и девочка будут немного отличаться по этим данным. У сильного пола по стандартам вес может колебаться от 5,5 до 6 кг, рост составляет 59-62 см, а окружность головы и грудной клетки достигает 41 см. У девочек эти данные несколько ниже – вес 4,8 — 5,6 кг, рост 58-60 см, а окружность головы и грудной клетки – 40 см.

Кормление

Число кормлений постепенно сокращается и доходит до 6-7 раз в сутки, а перерывы между ними растут. Малыш теперь съедает большой объем молока, и его вполне хватает, чтобы ребенок не просил кушать в течение 3 — 3,5 часов. Если у вас четко выстроенный режим кормления, то теперь вы можете кормить малыша и выходить по делам из дома, оставляя младенца на папу или близких.

В сутки трехмесячный малыш должен съедать 800-850 мл молока или искусственной смеси, что за одно кормление составит 120-140 мл. Исходя из состояния здоровья ребенка, педиатр может разрешить вам вводить прикорм для малыша. Как правило, первым в меню грудничков включается фруктовое пюре и соки.

Введение в прикорм фруктов должно протекать постепенно. Врач рекомендует вам давать малышу сок или пюре после одного из дневных кормлений, начиная с одной капельки. Если отрицательной реакции в виде проблем со стулом или кожных высыпаний не последует, увеличивайте порцию каждый день. Новые фрукты осваивайте по очереди и внимательно следите, не возникает ли на теле ребенка аллергия.

Чему нужно уделить особое внимание на третьем месяце?

  1. Поскольку в этом возрасте у детей начинают нормально работать слезные железы, необходим ежедневный уход за кожей вокруг глаз, протирайте эти участки перед сном смоченными в воде ватными дисками.
  2. В трехмесячном возрасте дети нуждаются в поступлении витамина D в организм, скелет ребенка активно растет, а для формирования костной ткани необходим этот витамин. Педиатр назначит вам капли и укажет необходимую дозировку, если он не назначал их раньше.
  3. Регулярно тренируйте мышцы малыша, ; если вы производите ежедневный уход за кожей ребенка с помощью масел, можете мягко массажировать его мышцы.
  4. Поскольку активность грудничка возрастает с каждым днем, и он уже умеет поворачиваться на бок, не оставляйте его одного в тех местах, с которых он может упасть – на диване, кровати или пеленальном столике. Даже когда грудничок спит, регулярно заглядывайте в детскую и смотрите, не прижался ли он к решетке кроватки и не запутался ли в одеяле.
  5. Продолжайте развивать хватательный рефлекс и глазки ребенка, время от времени меняйте погремушки, которыми «играет» малыш, и подвесные мобили.
  6. Ежедневно купайте младенца, водные процедуры приводят детей этого возраста в восторг.
  7. Уход за кожными покровами грудничка с помощью шампуня и пенки должен происходить не более двух раз в неделю.
  8. Гуляйте с грудничком больше времени на улице, но берегите его от переохлаждения и прямых лучей солнца.
  9. Малышу становятся интересными игрушки, издающие различные звуки.
  10. Давайте малышу в руки разные на ощупь предметы, он будет их трогать и изучать руками и глазами.
  11. Тренируйте артикуляцию малыша, мотивируйте его повторять за вами различные сочетания звуков, подражайте звукам животных.
  12. Поскольку в три месяца жизни малыш постоянно хватает предметы и может потянуть их в рот, осуществляйте регулярный гигиенический уход за его игрушками.

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, - приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить» , и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову , сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.


В три месяца продолжается интенсивное физическое и эмоциональное развитие малыша. Вы наверняка стали замечать, что мышцы его окрепли, движения стали более скоординированными, а лицо приобрело осмысленное выражение на котором всё чаще и чаще появляется улыбка.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

55,7-65,5 см.
4,2-7,6 кг.
38,4-34,3 см.
36,5-34,8 см.
54,8-64,9 см.
4,5-6,6 кг.
36,9-34,0 см.
36,2-42,8 см.

Физическое развитие ребенка на третьем месяце

В первые месяцы жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка.

Так, за третий месяц, жизни малыш в среднем набирает 800 грамм. А за истекший период 2200 грамм, то есть если ребенок родился с весом 3200 грамм, то в три месяца он должен весить 5400 грамм. При этом хочется обратить внимание, что вес ребенка - это весьма вариабельный параметр. Поэтому, при хорошем аппетите и самочувствии ребенка, допустимы небольшие колебания как в большую, так и в меньшую сторону.

Длина тела увеличивается на 3 см за месяц (за истекший период на 9 см).

Окружность головы увеличивается на 1,5 см, а окружность грудной клетки на 2 см за месяц.

Нервно-психическое развитие ребенка на 3 месяце

В три месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении, а также уверенно удерживать ее лежа на животе, опираясь на предплечья.

Малыш часто улыбается и у него появляется «комплекс оживления» при виде матери или других близких людей. «Комплекс оживления» проявляется радостным выражением лица, улыбкой и радостными движениями конечностей, малыш перебирает ножками и ручками.

В три месяца малыш уже может поворачиваться и перекатываться на бок. Будьте внимательны, не оставляйте его без присмотра там, откуда он может упасть.

Появляется гуление - малыш начинает произносить первые звуки (а-а, гу-у, э-э, г-ы-ы и другие).

На третьем месяце жизни дети начинают интенсивно привлекать внимание близкого человека, в ход идет все: улыбка, гуление, движение, крик, хныканье и даже плач.

Некоторые малыши в этом возрасте могут порадовать своих родителей и смехом.

От внезапного или резкого звука малыш может вздрогнуть и замереть ненадолго.

В три месяца ребенок может сделать гримасу, если ему что-то не нравиться.

Плач малыша тоже становиться более эмоциональным и отличается в зависимости от причины, которая его вызвала (недовольство, голод, испуг, сон, боль и другие).

В этом возрасте малыши понимают что такое «быть на руках», им на руках интереснее чем в кроватке.

В три месяца движения ребенка становятся более координированными, они лучше управляют своими ручками, могут взять игрушку и поднести ее к лицу.

Малыши начинают познавать свое тело и окружающие предметы, ощупывают свое лицо, ручки, ножки.

Постепенно увеличивается период бодрствования малыша, так он может активничать 1-2 часа подряд.

Зрение и слух ребенка третьего месяца жизни

В три месяца ребенок может сосредоточить взгляд и следить за яркими предметами, как лежа на спине, так и в вертикальном положении. Малыш уже может сосредотачивать свой взгляд на лице человека, который с ним разговаривает. Узнает маму и других близких людей. Начинает различать размер предметов.

В три месяца малыш четко распознает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Прислушивается к голосу взрослого. Очень полезно в этом возрасте включать малышам спокойные мелодичные композиции, например классическую музыку, считается, что она благоприятно влияет на развитие ребенка.

Следует отметить, что у трех месячного малыша совершенствуется и обонятельных анализатор, теперь Ваш малыш не только видит и слышит Вас, но и чувствует и узнает Вас по запаху.

Уход за ребенком на третьем месяце

Так же, как и в первые месяцы жизни, малыш очень нуждается в постоянном внимании и заботе родителей. Детям этого возраста нравится, когда его берут на руки, разговаривают с ним. Кто-то любит водные процедуры, а кто-то воздушные ванны, но и то и другое необходимо малышу в три месяца.

Малыш еще пока довольно часто опорожняет мочевой пузырь и кишечник. Стул у малыша может быть от 1 до 6 раз в день, он становиться более регулярным и однородным, но пока еще мягкий, сметанообразной консистенции. Поэтому, чтобы избежать опрелостей и раздражения кожи, не обойтись без частых подмываний и смены подгузников.

Если за окном хорошая погода увеличивайте длительность и количество прогулок на свежем воздухе.

Также не забываем про закаливание, массаж и гимнастику.

Ночью малыш спит около 10 часов, при этом остаются ночные кормления, во время которых малыш может находится в полудреме. Днем увеличиваются часы бодрствования, малыш может не спать 1,5-2 часа подряд. Не стоит укутывать ребенка, в периоды бодрствования он должен двигаться свободно.

Питание ребенка в 3 месяца

Необходимый объем пищи для ребенка в 3 месяца составляет 1/6 от массы тела, но не более 1 литра. Например, Ваш малыш весит 5400 грамм, то за сутки он должен съедать около 900 мл молока. Если малыш на грудном вскармливании, то число кормлений, обычно, около 10-12 в течение дня и 2-4 ночью.

Малыши на искусственном вскармливании, как правило, кушают каждые 3-2,5 часа днем и 1 раз ночью.

Трех месячному малышу вполне достаточно питательных веществ, витаминов и микроэлементов, которые содержатся в грудном молоке и в прикорме малыш пока не нуждается. Единственное, что можно добавить к грудному молоку - это витамин Д, но только после консультации с педиатром.

Необходимые обследования в 3 месяца

В три месяца обязательно нужно посетить педиатра, для оценки физического и нервно-психического развития малыша. Из узких специалистов необходимо посетить невролога, другие врачи по показаниям. Если малыша ничего не беспокоит, то дополнительные анализы и обследования не нужны.

В три месяца, согласно календарю профилактических прививок, здоровым детям делают прививку АКДС (комплексная вакцина от коклюша, дифтерии, столбняка), а также вакцинируют от полиомиелита.

Как играть с ребенком в 3 месяца?

В три месяца физиологический гипертонус прошел, малыш активно и свободно шевелит пальчиками, поэтому можно начинать развивать мелкую моторику рук. Для этого подойдут мешочки из разной ткани, наполненные разным материалом: бумагой, ватой, камушками, гречкой и др. Вкладывайте мешочки в руки малыша, чтобы он их ощупывал.

Также необходимо заниматься развитием речи, в три месяца малыш начинает гулить, помогайте ему овладеть новыми звуками. Побольше разговаривайте с ним, пойте песни, можно просто петь гласные буквы на распев, читайте сказки, рассказывайте потешки.

В этом возрасте малыши очень любят изучать окружающий мир. Берите малыша на руки и ходите по квартире, комнате, показывая и рассказывая об окружающих предметах.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Для трех месячного малыша хорошо подходят игрушки погремушки с различными звуками (громкие, тихие, шуршащие, звенящие и др). Игрушки различной формы и текстуры для развития мелкой моторики.

Яркие игрушки разного размера для развития зрения. Можно показывать малышу то большую игрушку, то маленькую и следить за его реакцией.

В три месяца, во время купания, можно пользоваться резиновыми игрушками для ванны, это сделает принятие ванны еще более приятным и полезным.

Хочется обратить внимание родителей, что все дети развиваются индивидуально. Если у Вашего малыша еще что-то не получается не расстраивайтесь. Создавайте вокруг малыша положительный эмоциональный микроклимат, окружайте его любовью и заботой и сами не заметите, как Ваш малыш удивит Вас своими новыми способностями, навыками и умениями.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

  • Развитие ребенка в 2 года 9 месяцев

  • Развитие ребенка в 2 года 3 месяца
Что умеет ребенок в 3 месяца?

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные или ритмизированные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

Поиграем?

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса . И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение