Воспитательный план схема кружку туризма. Программа туристического кружка календарно-тематическое планирование на тему

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Формы организации учебной работы различны - это классные, общешкольные, внешкольные (при ДТЭС, Домах пионеров) секции и кружки. Их. задача - организация круглогодичных занятий, экскурсий, слетов и туристских соревнований, однодневных и многодневных походов, экспедиций, составление отчетов о туристских мероприятиях, отчетных вечеров, участие в создании и пополнении школьных музеев. При создании кружка в одном классе для лучшего управления он должен делиться на туристские группы, по 12-15 учеников в каждой. Общешкольные секции формируются по возрастным группам из учащихся IV-V, VI-VII, VIII-X классов.

Начинать работу легче с технически простых видов туризма (пеший, лыжный), познавательную работу - с общих основ туризма, а краеведческую - с познания родного края. Поддерживать интерес и эмоциональное отношение учащихся к романтике походов в период летних каникул, отдаленных по времени, трудно, поэтому задачи должны быть близкие и дальние, а работа систематической и круглогодичной.

Продолжительный опыт работы и специальное исследование А. А. Остапца-Свешникова * позволили установить целесообразность цикличности и непрерывности в туристской деятельности. Для поддержания интереса перед туристами должны ставиться все новые и новые задачи. В годовом календаре целесообразно планировать и проводить не более двух туристских мероприятий в месяц в виде экскурсий, соревнований, организации выставок и вечеров, игр на местности и не более одного похода или туристско-краеведческой экспедиции в четверть. Их продолжительность определяется каникулами.

Там, где основу туристского мероприятия составляет кратковременный тематический поход или поход выходного дня, игры на местности, соревнования и т. д., цикл назван малым. Период подготовки к многодневному походу, экспедиции назван большим циклом. Малые и большие циклы, соединенные в определенной последовательности, создают непрерывную круглогодичную систему.

Каждый большой и малый цикл имеет три периода: подготовка туристского мероприятия, проведение туристского мероприятия, подведение итогов.

Первый период включает следующие виды работы: сбор материалов о районе путешествия, краеведческую подготовку; физическую подготовку и предпоходную тренировку; хозяйственную работу, подготовку личного и группового снаряжения.

Второй период - это прохождение маршрута, сбор краеведческих материалов, различные виды общественно полезной деятельности. Заключают цикл подведение итогов и отчет, обработка дневников и краеведческих материалов, подготовка и проведение отчетного вечера.

Для поддержания устойчивого интереса к туристской деятельности, для обеспечения тщательной подготовки к основному походу большое значение имеют самоуправление группы или отряда, четкое распределение обязанностей. Основные обязанности в группе следующие: командир группы или отряда, комсорг, культорг, физорг, главный краевед, казначей, механик, фотограф, заведующий питанием, заведующий снаряжением, редактор дневника, санинструктор, корреспондент.

Руководит группой на протяжении обучения в секции один учитель. Для проведения занятий по отдельным темам могут приглашаться учителя географии, истории, биологии, а также альпинисты и краеведы из числа шефов, родителей.

Содержание занятий определяется программой для различных возрастных групп. Типовые программы утверждены Главным управлением школ Министерства просвещения СССР. Типовой программой предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с учетом специфики школы и внешкольного учреждения. Содержание программы кружков юных туристов с возрастом усложняется.

Программа для учащихся IV-V классов рассчитана на 144 ч. На этом этапе кружковцы знакомятся с туристскими возможностями края, с правилами организации самодеятельных походов, изучают физико-географическую и экономическую характеристику района, исторические и культурные памятники. Знакомятся с личным и групповым снаряжением туриста, проходят элементарную топографию, практикуются в ориентировании на местности, измерении расстояний, проводят простейшие наблюдения за погодой, растительностью, малыми водоемами, получают сведения по охране природы, санитарии, гигиене, доврачебной помощи.

Программа для учащихся VI-VII классов рассчитана на один год занятий, в ней предусмотрено также 144 ч. За этот период учащиеся получают комплекс знаний и практических навыков, необходимых для участия в походах выходного дня и многодневных пеших походах не выше первой категории сложности, знаний правил соревнований по туристской технике и ориентированию на местности. Направление краеведения определяется руководителем, исходя из конкретных условий школы или всесоюзной экспедиции школьников. Учащиеся шире знакомятся с родным краем, глубже изучают топографию - карты и их характеристики, способы ориентирования. Ориентируясь, находят точку стояния. Практикуются в выборе мест соревнований по ориентированию, в разработке маршрутов походов по карте. Учатся правильно подбирать снаряжение, рациональное питание, готовить документы похода. Тренируются в технике передвижения, преодоления склонов, оврагов, лесных участков, заболоченных мест, водных преград. Углубляют знания правил соревнований по туристской технике и ориентированию.

В старших классах на основе предыдущего опыта участия в походах развиваются спортивные интересы, стремление пройти по сложным маршрутам пешего, горного, лыжного, велосипедного, водного туризма. Определяются четкие направления в краеведческой работе. Виды туризма школой и внешкольным учреждением выбираются в зависимости от местных условий: близость гор - для горного туризма, наличие водоемов и лодок - для водного, климатических условий - для лыжного, возможность приобретения велосипедов - для велосипедного - и наличия руководителя для организации и проведения походов по тому или другому виду туризма. Типовые программы по перечисленным видам туризма для учащихся старших классов также рассчитаны на 144 ч. Тематика учебного материала составлена с учетом специфики вида туризма. Так, например, темы «Советский массовый туризм», «Туристские возможности края» рассматриваются применительно к избранному виду туризма, так же рассматривается тема «Особенности организации и проведения походов по горному, лыжному, велосипедному или водному туризму» и т. д. Техника передвижения и преодоления препятствий тоже изучается в зависимости от вида туризма, и для освоения и закрепления темы требуется различное количество времени. Ниже представлены примерные тематические планы.

* См.: Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков. Канд. диссертация. М., 1974.

Дополнительная образовательная программа «Спортивный туризм » основывается на примерной программе по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составленной на основе краевого (национано-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Саратовской области. Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет: - разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий; - повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности; - в комплексе предметом «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «Малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям; - воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе; - приобрести обучающимися специфический двигательный опыт в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Саратовской области; - приобрести навыки обеспечения собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих в различных природно-климатических условиях. Программа направлена на обучение, развитие личности, и воспитание учащихся средствами туризма и спорта. Она рассчитана на возраст детей 10-17 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях и тренировках в аудитории, спортивном зале, на местности, в походах, туристском лагере. Учащиеся проходят подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике и выполнению нормативов на разряды по туристскому многоборью, а также для участия в походах выходного дня, степенных походах (с ночевкой в полевых условиях) для выполнения нормативов на звание «Юный турист» и разряды по спортивному туризму. Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 8 часов или 1 раз в неделю по 4 часа. На занятиях соблюдается оптимальный двигательный режим, что способствует сохранению и укреплению здоровья. При обучении используются методики : совместно-разделенной деятельности, личностно-ориентированного подхода. Программа основывается на принципах : наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий. Особенность образовательного процесса и его здоровье сохраняющая направленность ярко выражены в летний период, когда оздоровление учащихся реализуется через организацию летнего отдыха в туристских лагерях и походах. Уникальность программы заключается в сочетании обучения по смежным видам спорта: лыжные гонки, спортивное ориентирование, легкая атлетика. Цель: личностное развитие учащихся средствами спортивного туризма.

Особенности реализации программы по годам обучения

На первом году обучения учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня, участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях. Задачи: получить знания и научиться конкретным приемам туристской техники, выработать стиль поведения и бережного отношения к природе; привить устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом. Критерии оценки. - делать пешие переходы с грузом; - ставить палатку, разводить костер, готовить пищу; - определять стороны горизонта, пользоваться компасом, отслеживать свой путь по карте; - передвигаться на лыжах и преодолевать естественные препятствия; - пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки; - выполнять нормативы на юношеские разряды по спортивному туризму и туристскому многоборью; - принять участие в пешем походе 1 категории сложности или спортивно-туристском лагере. На втором году обучения, образовательный процесс строится преимущественно в форме тренировки, учащиеся ориентируются на развитие и приобретение спортивной формы, уверенное применение полученных знаний и навыков, накопление и углубление личного опыта, достижению спортивных результатов. Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, расширение познаний по предметам география, биология, экология, ОБЖ, спортивно-познавательный туризм. Критерии оценки. Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки: - участвовать в многодневных походах по разным видам туризма (пеший, лыжный); - прокладывать свой путь с помощью компаса и карты; - передвигаться на лыжах с рюкзаком и преодолевать естественные препятствия; - пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки в разных условиях; - принять участие в соревнованиях по туристскому многоборью на дистанциях 2-3 класса; - совершить ряд походов:
    походы выходного дня (1 однодневный и 2 двухдневных лыжных похода, 2 однодневных, 1 двухдневный пешие походы). категорийные походы (лыжный 1 категории сложности, пеший 2 категории сложности), поучаствовать в туристском лагере в качестве наставника.
На третьем году, образовательный процесс индивидуализируется, происходит специализация, учащиеся ориентируются на самоопределение и самореализацию, передачу накопленного опыта. Под достижением результатов понимаются, как спортивные достижения, так и участие в НОУ, подготовка и проведение массовых мероприятий (слетов, соревнований, лагерей, походов), работа наставником, выполнение разнообразных поручений, подготовка экспедиций. Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, содействие профессиональному самоопределению, творческой самореализации. Критерии оценки: - участие в многодневных походах (2-4 кат. сл.) по разным видам туризма (пеший, лыжный); - участие в организации и проведении экспедиций; - участие в организации и проведении оздоровительных туристских лагерей в качестве наставников, помощников инструкторов, и т. д.; - участие в организации и проведении слетов, соревнований, других массовых мероприятий в качестве организаторов и судей; - участие в организации и проведении экскурсий, походов для учащихся и педагогов других учреждений; - участие в краевых, региональных, общероссийских соревнованиях по туризму; - выполнение нормативов на спортивные разряды; - подготовка, сбор информации и участие в конференциях НОУ; - видовая, внутригрупповая, спортивная специализация.

Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Туризм в нашей школе является массовым движением детей и подростков.

Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны.

Туристический поход, трасса соревнований по ориентированию - это не только километры, пройденные от пункта "А" до пункта "Б", что само по себе очень важно, но приобретение жизненно важных навыков. Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.

Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

Данная программа может служить пособием для руководителей туристско-краеведческих кружков любого профиля.

Цель программы - всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экономического мышления.

  • дать определённый набор знаний и умений;
  • развивать физически;
  • прививать здоровый образ жизни;
  • воспитывать полноценного гражданина своей страны;
  • формировать чувство коллективизма.

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 10 классов.

Во время практических и теоретических занятий закрепляются знания, полученные на уроках географии, биологии, физики, а также приобретаются новые. Это не просто расширяет кругозор ребят, но и готовит их к выбору профессии, службе в армии.

Занятия кружка по теоретической подготовке проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.). Практические занятия проводятся в пределах города Полысаево.

На практических занятиях, и особенно в походах, кружковцы смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности.

Программа предусматривает одно занятие в неделю по 1 часу и походы выходного дня в субботу, воскресенье.

Курс включает элементы топографии, спортивного ориентирования на местности и технике пешеходного туризма.

В процессе обучения ребята получают теоретические знания:

  • по видам туризма;
  • по географии и экологии Кузбасса;
  • по организации и проведению турпохода практические навыки и умения;
  • работа с различными видами карт;
  • организация биваков, разжигания костров, ориентирование на местности;
  • ведение полевого дневника и составление отчётов турист походов.

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий, соревнований по спортивному ориентированию.

Воспитанники, прошедшие курс туристического обучения, становятся инструкторами на традиционном ежегодном школьном туристическом слёте.

Тематический план занятий кружка "Туристические тропы"

Темы занятий

Количество часов
всего Теор. Практ.
1 Вводное занятие 1
2 Азбука топографа

Компас. Азимут. Измерение расстояний

Топографические знаки. Топографическая карта

Снаряжение туриста

7 1 1
3 Тренировочный поход и разбор его итогов 7 7
4 На трассе спортивного ориентирования

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности

Организация движения в пешем туристическом походе

Преодоление полосы препятствий

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

По заснеженным просторам (зимний поход)

12 1 1
5 Дорога не кончается

Особенности ориентирования в сложном пешеходном путешествии

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии

Физическая подготовка участников сложного туристического путешествия

Туристическое путешествие

13 1 10

Итого: 40 часов

Программа

Тема 1 . Вводное занятие. Туризм и здоровье.

План работы кружка, режим занятий и тренировок. Материалы и инструменты, необходимые для занятий в кружке.

Тема 2. Азбука топографа. Компас. Азимут. Измерение расстояний.

Типы компасов. Правила обращения с компасом. Визирование. Прямые и обратные засечки. Определение азимута. Обратный азимут. Способы измерений расстояний на местности. Средний шаг. Глазомер.

Практические занятия по теме. Ориентирование карты по компасу. Упражнение на засечки. построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (СВ, Ю, ЮЗ и т.д.) и показать дугой величину азимута. Выполнить на глаз без транспортира. Определить обратный азимут по данному. Упражнение на смешанное ориентирование без применения компаса. Графическое решение задач на смешанное ориентирование. Упражнение на глазомерную оценку азимута. Измерение своего среднего шага. Тренировка глазомера.

Топографические знаки. Топографическая карта.

Местные предметы на аэрофотосъемке участка земной поверхности. Роль топографических знаков на плане и карте. Группы знаков. Цвет, формы и размеры знаков. Зарисовка топографических знаков по группам(65 знаков). Объяснение знаков и незнакомых местных предметов. Топографическая и географическая карта. Обращение с картой в походе. Виды масштаба. Определение азимутов, линий по карте.

Практические занятия по теме. Опознавание знаков на карте. Чтение карты по маршрутам. Топографический диктант. Определение на карте элементов, менее других подверженных изменением. Составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений. Преобразование масштаба в натуральный. Измерение азимутов различных направлений на карте.

Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д. Уход за ногами и обувью в походе шаг туриста. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Привал и бивак.

Практические занятия по теме. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра.

Практическое занятие по теме: "Узелок".

Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника. Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок).

Тема 3. Тренировочный поход и разбор его итогов. Составления списка условных топографических знаков, изображающих встреченные на небольшом участке маршрута местные предметы. Ориентированные карты по компасу и по солнцу. Сравнение нескольких разномасштабных карт района проведения похода. Приближённое определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Техника разжигания костра. Обратные засечки (определение азимутов на заданные далёкие ориентиры).

Тема 4. На трассе спортивного ориентирования. Виды и характер соревнований по ориентированию на местности. Их содержание и правило поведения. Определение победителей в личном и командном зачёте. Подготовка туриста-ориентировщика: общефизическая подготовка, комплекс утренней зарядки, беговая тренировка. Личный дневник тренировок, личные анализы выступлений. Снаряжение ориентировщика.

Практические занятия по теме. Упражнение в переносе знаков КП с эталона на чистую карту на точность и быстроту. Планирование прохождения этапа. Упражнения на запоминание карты. Коллективное разучивание комплекса физзарядки.

Организация движения в пешем туристическом походе. Естественные препятствия на туристических маршрутах. Темп и режим движения. Движения по дорогам, по тропе, по болоту, по лесу без дорог и троп, движения на подъёмах и спусках, движения в темноте. Организация переправ через водные преграды. Основные правила движения группы; требования к месту бивака, планировка бивака. Правила укладки рюкзака, упаковки и хранения продуктов.

Практическое занятие "Преодоление полосы препятствий" (на пересечённой местности по снегу)

Подъём по склону его траверс; преодоление канавы с использованием подвесной верёвки ("маятник"); шеста; преодоление завала. Бег по камням. Ходьба по бревну транспортировка. Разжигание костра и кипячение воды.

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь. Личная гигиена туриста. Питьевой режим, гигиена и режим питания. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристического похода. Оказание доврачебной помощи. Содержание походной аптечки.

По заснеженным просторам (зимний поход). Ходьба на лыжах, тропление лыжни, преодоление препятствий, крутых спусков, подъёмов. Устройство ветрозащитной стенки из снежных кирпичей, подготовка ямы для костра и разжигания костра. Установка палатки на снегу. Походный обед.

Тема 5. Дорога не кончается. Особенности ориентирования в сложном пешеходном путешествии. Обязанности проводника в период подготовки к путешествию: подбор карт и фотоиллюстраций, предварительное изучение маршрута.

Ориентирование на участках таёжных предгорий при отсутствии крупномасштабных карт. Движения по азимутам через опорные ориентиры. Измерение расстояний. Визуальная разведка. Опознавание ориентиров, составление панорамы. Значение материалов МГС (маршрутной глазомерной съёмки).

Техника и тактика движения в сложном пешеходном путешествии. Виды и нормы нагрузок путешествия. Изучение района, разработка маршрута и плана переходов. Режим движения в горах. Техника движения в зоне тайги и в горах, по болотам, чаще, по высокотравью, по каменным россыпям, страховка и само-страховка. Тактика подъёма и спуска в разных условиях. Расчёт времени движения одного дня. Вязание узлов (практическое занятие).

Физическая подготовка участков сложного туристического путешествия. Физические и моральные качества, необходимые туристу - пешеходу. Воспитание выносливости, ловкости и силы. Закаливание организма. Волевая подготовка туриста. Режим дня. Комплекс гимнастики. Режим и содержание беговых тренировок. Медицинский контроль и самоконтроль. Личный план тренировок.

Туристическое путешествие. Отработка техники и тактики азимутального движения в походе, разбор итогов. Работа по маршрутной глазомерной съёмке, ведение протоколов движения, использование страховки. Привал, костёр, обед.

Литература.

  1. Алешин, В. М. Туристская топография [Текст] / В. М. Алешин // М.: Профиздат, 1985. - 285 с.
  2. Бардин, К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В. Бардин// М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
  3. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В. Баринов // М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.
  4. Волович, В.Г. С природой один на один [Текст] / В.Г. Волович // М.: Военное издательство, 1989. - 260 с.
  5. Драгачев, С. П. Туризм и здоровье [Текст] / С. П. Драгачев// М.: Знание, 1984. - 345 с.
  6. Дрогов, И. А. Подготовка туристских общественных кадров [Текст] / И. А. Дрогов// М.: Турист, 1982. - 86 с.
  7. Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев, // М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 200. - 496с.
  8. Кодыш, Э. Н. Соревнования туристов [Текст] / Э. Н. Кодыш // М.: Физк. и спорт, 1990. - 175 с.
  9. Коструб, А. А. Медицинский справочник туриста [Текст] / А. А. Коструб // М.: Знание, 1986. - 231 с.
  10. Лукоянов, П. И. Зимние спортивные походы [Текст] / П. И. Лукоянов // М.: Физк. и спорт, 1988. - 192 с.
  11. Лысогор, Н. А. Питание туристов в походе [Текст] / Н. А. Лысогор // М.: Пищевая пром-ть, 1980. - 156 с.
  12. Теплоухов, В. В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма [Текст] / В. В. Теплоухов // М.: Путник № 4, 1996. - 102 с.
  13. Тыкул, В.И. Спортивное ориентирование [Текст] / В.И. Тыкул // М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
  14. Шимоновский, В. Ф. Питание в туристическом походе [Текст] / В. Ф. Шимоновский // М.: Профиздат, 1986. - 136 с

Программа

туристического кружка

2009 г.

Время занятия: пятница в 16 часов

Целью программы является:

Привлечение внимания школьников к

Туристско-экскурсионному делу.

Задачи:

  1. развитие массовых видов туризма: пешеходного, лыжного, водного;
  2. совершенствование мастерства юных туристов;
  3. привлечение к активным занятиям туризмом учащихся всех возрастов.
  4. подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.

Пояснительная записка.

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность".

Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.

Программа рассчитана на три года обучения и разделена на три курса.

Познавательные и спортивные возможности туризма создают благоприятные условия для интересного и полезного в образовательном и воспитательном отношении проведения досуга школьников.

Поэтому туризм должен занимать значительное место в свободном от учёбы времени школьников, в период каникул, в воскресные и праздничные дни и являться одним из основных направлений внешкольной воспитательной работы.

Школьный туризм тесно связан с краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание.

Целью разработанного курса является привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу. Оно является составной частью социального развития и повышения уровня жизни населения и дальнейшего улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.

Задачи:

Определение значения туризма в досуге школьников.

Выявление основных видов туризма.

Развитие общего кругозора учащихся.

Подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.

Выделение основных правил поведения в природе.

Первый курс включает элементы топографии, ориентирования на местности и техники пешеходного туризма, закладывающих основы знаний в этой области.

Второй курс обучения дает специализацию в ориентировании на местности. Занимаясь учащиеся расширяют и углубляют свои знания основ топографии и ориентирования, готовясь стать инструкторами в этой области. Большая роль здесь отводится стажировке проводника, упражнениям, тренировкам и практическим занятиям на местности, целью которых является воспитание определенных навыков и умений, необходимых инструктору-проводнику..

Обучаясь по программе третьего курса, юные проводники специализируются в туристском ориентировании на местности, в технике и тактике пешеходного туризма. Большое внимание уделяется изучению природы и строению рельефа, топографии, особенностям ориентирования в лесу. Программа третьего года предусматривает судейскую подготовку юных инструкторов туризма – изучение правил туристических соревнований, вопросов организации и проведения соревнований по пешеходному туризму среди школьников, оценки их результатов.

Тематический план первого года занятий 34 часа

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

сроки

всего

теория

Практ.

Вводное занятие

04.09

Компас

12.09

19.09

Азимут

26.09

02.10

Измерение расстояний

09.10

17.10

Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов

24.10

31.10

Топографические знаки

14.11

21.11

28.11

04.12

Топографическая карта

19.12

26.12

Снаряжение туриста

15.01

22.01

Организация и техника движения в походе

29.01

05.02

12.02

19.02

Гигиенические правила туриста

26.02

05.03

Наш край. Охрана природы, памятников истории и культуры

12.03

19.03

Первый тренировочный цикл

19.03

02.04

09.04

Второй тренировочный цикл

16.04

23.04

30.04

поход

07.05

14.05

21.05

Тематический план второго года занятий 34 часа

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

сроки

всего

теория

Практ.

Вводное занятие

03.09

10.09

17.09

Компас

24.09, 01.10

Топографическая карта

08.10, 15.10

Ориентирование в походе

22.10, 29.10

Ориентирование без карты

(движение по азимуту)

12.11, 19.11

26.11, 03.12

Ориентирование с помощью карты

10.12

17.12

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности

24.12

14.01

Подготовка туристического похода

21.01, 28.01

04.02, 11.02

18.02

25.02

04.03

11.03

18.03, 01.04

08.04

Сдача зачетов

15,22,29.04

Поход

май

Тематический план третьего года занятий 34 часа

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

сроки

всего

теория

Практ.

Вводное занятие

Подведение итогов летних походов

Компас, топографическая карта

Ориентирование в походе Способы измерения расстояния на местности. Значение и способы тренировки глазомера. Средний шаг, его измерения. Измерение расстояний шагами и по времени движения.

Физическая и техническая подготовка юных туристов – проводников.

Применение различных узлов и специального снаряжения.

Подготовка туристического похода. Особенности организации ночлега вблизи от населенных пунктов.

Организация движения в пешем туристическом походе

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

Комплекс практических занятий

Сдача зачетов

Поход




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом Активность ребенка в 1 месяц Активность ребенка в 1 месяц Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю