Про вербное воскресенье детям. Конспект интегрированного занятия «Вербное воскресенье

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, знакомство с многообразием обычаев на Руси, праздником Вербное воскресенье; развитие творческих способностей детей; расширение знаний о фольклоре; развитие активности, любознательности, любви к истории своей страны; создание праздничного радостного настроения; формирование духовно-нравственного воспитания.

Действующие лица: Весна, скоморохи: Ероха и Митроха.

Зал оформлен под ярмарочную площадь: стоят расписные домики, прилавки. Стены украшены предметами народного прикладного искусства.

Ход сценария:

Дети заходят в зал, становятся полукругом, говорят слова:

Весна, весна красна,

Приди, весна, с радостью,

Великой милостью.

Входит Весна (в руках веточки вербы).

Здравствуйте, ребята!

Это я - Весна-красна,

Отворяйте ворота!

Месяц март прошел –

Белый снег сошел,

А за ними и апрель

Отворил окна и дверь.

Весна: Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева?

Дети: это веточки вербы.

Весна: Правильно, это верба. С давних времен существует поверье, что расцветающее полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине: чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей без слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми». Давайте и вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.

Игра «Верба-вербочка»

(Дети вытягивают руки вперед, а Весна проводит по рукам веточками вербы.)

Даже в народной медицине не забывали о вербе - ее почки давали пожевать от зубной боли и лихорадки. С давних времен верба считалась символом жизненной силы. Вербное воскресенье – весенний праздник, отличают его перед Пасхой. В этот праздник было принято устраивать вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и другие детские забавы. Вербные базары устраивались на центральных площадях. Сюда приходили целыми семьями. Давайте, ребята, поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами и покупателями. А чтобы товар быстрее продался, нужно лучше расхвалить его, зазывать покупателей.

Несколько детей становятся продавцами. Они зазывают покупателей:

У нашего Якова – товару всякого!

Нитки, катушки, селедочные кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

Посуда наша – для щей и каши!

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается!

Пряники печатные, конфеты сахарные!

Как куснешь, так уснешь,

Как вскочишь, еще захочешь!

У нас без обману, материал без изъяну!

Дети покупают конфеты, пряники, яблоки (садятся на стулья).

Входят скоморохи Ероха и Митроха.

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй, люд чесной!

Милости просим на ярмарку!

Мы скоморохи ведущие,

Озорные и вездесущие,

На праздник необходимые,

Простым народом любимые!

Ярмарка открывается,

Праздничное веселье начинается!

Скоморохи исполняют плясовые напевки:

Прялку продам, веретешко продам,

Гармонь куплю – плясать пойду!

Ой, топни, нога, не жалей сапога,

Тятька новые сошьет или эти подошьет!

Гуляй, Еремей, не жалей лаптей,

Батька лыка надерет, лапти новые сплетет!

Весна: Наши ребята то же могут веселиться, послушайте скоморохи веселые частушки:

Снег последний с нашей крыши

Словно дождик льется,

Под весенними лучами

Веселей поется!

А на улице весна,

Первые проталины,

До свидания, зима!

До свидания, валенки!

Жарко солнце припекает,

Набухают почки,

В длинной сказке о зиме,

Мы поставим точку!

Полюбуйтесь на меня,

Милые подружки!

На щеках, как на полянах

Расцвели веснушки!

Скоморохи: А загадки вы умеете отгадывать?

Дети: умеем.

Скоморохи: Сейчас проверим:

У неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговицы есть – не рубашка.

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается. (Гармошка.)

Бьют Ермилку по затылку,

Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь.)

Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

Откусишь – сладко. (Яблоко.)

Не сеют, не сажают,

Они сами вырастают. (Волосы.)

Скоморхи: Молодцы, а теперь давайте поиграем.

Игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца отбивные –

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заменив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится Зарей.

Митроха: Подходи не робей, говори скороговоркой скорей.

Дети выходят и соревнуются в произношении скороговорок:

Евсей, Евсей муку просей.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Хорош пирожок внутри творожок.

Внимание! Внимание!

Начинается командное состязание!

Тот, кто силушкой богат,

Перетянет наш канат.

Митроха: До чего сильны ребята! Не порвали бы канаты!

Проводится игра «Перетягивание каната».

А теперь, друзья, начнет

Состязанье – бег вдвоем.

Парам свяжем ловко ноги

Да и пустим по дороге!

Первым кто к черте придет,

Тот подарок и возьмет.

Конкурс «Чья пара быстрее» (призы – леденцы на палочках).

Скоморохи:

Эй, шире круг, рукавички с рук.

Моя правая нога захотела трепака,

Пошел плясать свою барыню казать.

Исполняется народная плясовая «Барыня».

Скоморохи: Ой, да наплясались мы с вами на ярмарке. Молодцы, ребята. Вы очень веселые, ловкие, смелые, быстрые.

Но нам пора, до свидания.

Весна: Наша ярмарка закрывается. Всех поздравляю с праздником Вербное воскресенье и на память дарю веточки вербы.

Сценарий знакомит детей с православным праздником Вербное воскресенье. В гости к детям приход Весна. Она рассказывает о старинных обычаях отмечать этот праздник, о чудесной силе вербы. С давних времен существовало поверье, что расцветающее, полное сил дерево могло передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Детям предлагают побывать на ярмарке, которая устраивалась во время праздника. На ярмарке дети продают и покупают угощение, исполняют частушки, отгадывают русские народные загадки, участвуют в различных конкурсах, танцуют. Детей знакомят с русскими народными играми. Провести с интересом праздник им помогаю веселые скоморохи. Они поют, играют, соревнуются вместе с детьми. Праздник приобщает детей к истокам русской культуры, знакомит с многообразием обычаев на Руси, расширяет знания о фольклоре, воспитывает любовь к своей Родине, формирует духовно-нравственное развитие и воспитание.

Вербное воскресенье в 2018 году празднуют 1 апреля. Давайте узнаем подробности его истории, чтобы потом смело отвечать на вопросы маленького "почемучки": что такое и почему ему празднуют именно в этот день.

Для начала Вам стоит знать, что праздник этот является переходящим и зависит от даты Пасхи. Традиционно Вербное воскресенье отмечают за шесть дней до распятия Христа и за неделю до .

История праздника Вербное воскресенье

Праздник связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. Рассказы об этом событии можно найти в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Вербное воскресенье настолько важно для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизировал начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток.

Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.

Обычаи Вербного воскресенья

На Руси этот праздник получил название , потому что его символом являются первые распустившиеся ветки - ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений). Поскольку в северных широтах нет в это время пальмовых ветвей, которые изначально были символом праздника, их место заняла верба.

По веточки вербы ломают в субботу и заранее приносят в дом. Утром следующего дня их освящают в церкви и оставляют в доме. Освященные веточки считались оберегом от всех злых духов.

Иногда веточки вербы в этот день давали пожевать коровам. По поверью это оберегало животных от болезней.

По обычаям в Вербное воскресенье обедали непразднично. Ведь приходится на период , поэтому мясо, масло и другие скоромные блюда были запрещены. Хозяйки в этот праздник угощали гречневыми блинами и кашей.

Традиции Вербного воскресенья запрещали заниматься домашней работой. Единственное, что было разрешено, по , - пересадка комнатных растений. По приметам Вербного воскресенья, если в этот день хозяйка пересаживает цветы, быть ей весь в год в достатке.

Приметы Вербного воскресенья

По Вербного воскресенья всегда определяли погоду на всю весну. Если в этот день была сухая и теплая погода, то жди большого урожая фруктов.

Если же на Вербного воскресенье случался мороз, наши предки знали, что он принесет богатый урожай пшеницы.

А если в этот день задует сильный ветер, по народным приметам Вербного воскресенья, стоило ждать холодов в ближайшее время.

Теперь вы знаете традиции и обычаи Вербного воскресенья и сможете рассказать своему малышу, откуда ведет свою историю Вербное воскресенье.

Елена Васильева
Открытое занятие на тему «Вербное воскресенье»

[Непосредственная образовательная деятельность в средней группе на тему Вербное воскресенье

Васильева Е. А.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»детский сад №243 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ,забайкальской железной дороги.

Программное содержание.

Прививать детям чувство любви и уважения к культурным традициям русского народа.

Развивать интерес к народным праздникам, понимать их смысл.

Воспитывать нравственные чувства путем приобщения детей к культуре русского народа.

Сцена украшена в русско-народном стиле (расписные деревянные ложки, русские платки, Петрушка.)

Дети под мелодию «Вербное воскресенье » входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель задает вопрос :»Ребята, какое сейчас у нас время года? (Весна.) По каким признакам вы определили. Что наступила весна? (Тает снег, бегут ручьи, пригрело солнышко, прилетели птицы из теплых краев.) Молодцы! Давайте споем песенку про весну. (песня «звонко, капают капели.» Хорошо. дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает загадку :

Яростно река рвет

И разламывает лед

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель Кто же к нам пришел? (апрель)

Правильно! У нас сейчас идет месяц апрель. В это воскресенье все будут праздновать «Вербное воскресенье Сегодня я вам расскажу об этом празднике. Посмотрите, какие у меня в руках красивые веточки! Как вы думаете, с какого они дерева? (вербы ) Что на них вы видите? (пушистые почки.)

С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. (Дети встают и берут каждый по веточке вербы и проводят ею по щечке, ладошке, носику. Далее дети садятся на стульчики) Воспитатель продолжает.

Верба первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего сна. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града. А еще в «Вербное воскресенье » веточкой вербы нужно касаться всех своих близких и родных, чтобы оберечь их от болезней и чтобы они были здоровыми. А когда касаешься веточкой, обязательно приговариваешь (проходит, дотрагивается веточкой до каждого ребенка)

Верба , верба

Верба хлест ,

Верба хлест-

Бьет до слез.

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлест

Бьет до слез!

Верба бьет !

Верба хлест-

Бьет до слез!

Далее детей приглашают к сцене на веселый базар, где лежат сладости, игрушки, расписные ложки, платки, матрешки. Воспитатель рассказывает детям о том, как раньше на Руси проходил базар на «Вербное воскресенье Представление начинал веселый Петрушка и сегодня он у нас в гостях. (Входит Петрушка, приветствует детей и просит рассказать закличку о весне)

Закличка :»Иди весна,

Иди красна,

Принеси ржаной колосок, Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!»

Петрушка приглашает детей на танец с ложками. После танца он угощает детей барашками и рассказывает о том, как в старину такими барашками угощали детей наши бабушки. Петрушка прощается с детьми и уходит.

Воспитатель рассказывает детям о том, что на вербное воскресенье принято делать бумажные цветы и дарить их тому, кому желаешь счастья. Приглашает детей к столу и предлагает сделать веточку счастья. Для этого вырезанные заранее бумажные цветочки нанизывают на прутик. Эту веточку счастья каждый ребенок забирает домой и подарит своим родным на счастье.

Текст песни6

Снова верба в наших руках

Господа славят дети

На осленке едет он сам

Мы его тоже встретим

Припев :

Вербное воскресенье

Жизнь земле, пробуждение

Божье благословение

Всем полям и лесам

Вербное воскресение

В Иерусалиме пение

Руки с ветвями вербными

Тянутся к небесам.

Далее дети садятся на стульчики и воспитатель подводит итог занятия , спрашивая детей о том, что им больше всего понравилось, что им больше всего запомнилось. (Петрушка, барашки, веточки счастья, танец с ложками.)

Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделя - Неделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название - Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник. Уже начинается подготовка к Страстной седмице и Пасхе.

И мы заранее рассказываем об этом детям.

Вход во Иерусалим - рассказ для детей и про детей

Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!» А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про осленка, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно.

Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно - про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя.

В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях - чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его… На Всенощной в субботу наши дети увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И даже малыши узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. А ведь у наших детей в это время тоже будут в руках веточки…

Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого - одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

Приветствующие Христа дети - одно из чудес Священного Писания

Все наши церковные праздники, конечно, особенные. И, конечно, они много значат для каждого человека - для семейного и монаха, для взрослого и ребенка. Но именно этот праздник - - особенно «детский». Как раз из-за малышей на праздничных иконах. Ведь эти дети - одно из чудес Священного Писания.

Я как-то раньше не обращала внимания на это. Вроде бы и выросла сама в Церкви, и какое-то образование получила. А это чудо почему-то прошло мимо меня. То есть прошло бы мимо, если бы не святитель Иоанн Златоуст. В своих толкованиях на псалмы он подробно останавливается на всем известных словах царя Давида: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8: 3). То есть младенцы и грудные, сосущие материнское молоко, прославили Бога. Почему-то я воспринимала эти слова абстрактно, в общем - вроде как «всякое дыхание хвалит Господа». А ведь, оказывается, речь идет действительно о чуде, причем чуде, которое произошло один раз за всю историю человечества. Произошло именно во время входа Господня во Иерусалим, и его за несколько тысяч лет до этого как раз и предсказал царь-псалмопевец.

Это не образ, это реальность: когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, новорожденные дети, еще не умеющие говорить, - заговорили. Произносили слова, понятные и ясные для всех.

«Итак, велико и сильно это знамение.

…он <царь Давид> не сказал только: “младенцев”, - чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: “грудных”, - указанием на пищу определяя возраст их; не сказал только: “младенцев”, но прибавил: грудных, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети.

Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к Божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к Царству Небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф. 28: 3)» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 8) .

Так что наступающий праздник - действительно праздник малышей. И мы обязательно обращаем особенное внимание наших детей на этот факт. И так мы делаем этот праздник более близким, более понятным для детей. А скорее всего, не только для детей.

А еще мы можем обратить внимание на другие важные моменты. Например, что народ встречал Спасителя, прославляя Его как Царя. А всего через несколько дней люди кричали: «Распни, распни Его» и «Нет у нас царя, кроме кесаря», - призывая казнить мучительной смертью Того, Кого они так восторженно приветствовали. Это история торжественная, праздничная - и история неверности, история предательства.

Об этом можно поговорить со старшими детьми. Если есть о чем подумать - то подумать вслух, вместе со своими детьми, обсуждая с ними прочитанные или услышанные в храме проповеди об этом празднике. И так мы не столько детей научим - сколько сами еще раз что-то узнаем и осмыслим.

Когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя

Ведь когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя. Мы, пытаясь подготовить детей к празднику, таким образом и сами себя готовим, сами себя встряхиваем. Так вот потихонечку всей семьей приближаемся и к Церкви, и к празднику.

Лазарева суббота

Мы неспроста начинаем разговор о Вербном воскресении с истории Лазаря Четверодневного. Эти два праздника действительно очень тесно связаны. Все богослужение Входа Господня во Иерусалим пронизано памятью о чуде воскрешения Лазаря.

И вот уже вечером в пятницу шестой седмицы Великого поста, когда наступает день памяти Воскрешения Лазаря, мы поем тропарь Входу Господню во Иерусалим:

«Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во имя Господне».

А чтобы дети смогли вместе с нами петь этот тропарь, чтобы мы вообще могли спеть это праздничное песнопение, мы, как обычно, заранее готовим текст тропаря. Пишем эти слова по-церковнославянски, красиво (желательно, конечно, чтобы красиво, но это смотря кто пишет). Четко, крупными буквами, с красивой первой буквицей «О». Украшаем орнаментом или чем дети захотят. На этот раз из буквицы выглядывает ослик - тот самый, который «на себе Христа-Бога носил». И, конечно, вокруг пальмовые ветки или вербочки.

С помощью таких «поделок» дети и к празднику готовятся, и слова тропаря вспоминают (или узнают), и осваивают в какой-то мере церковнославянский. Этот тропарь вешаем рядом с иконами, будем петь его после вечерних молитв и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье. И будем петь вместо «Отче наш» перед едой. Так мы быстро его запомним. А главное - так мы будем постоянно возвращаться к памяти о том, что за события мы празднуем, чем живет сейчас наша Церковь. Вот так и получается, что церковный праздник приходит в наш дом и становится частью жизни, частью быта-бытия семьи.

А в саму мы утром читаем сегодняшнее Евангелие. Дети уже знакомы с сюжетом, поэтому можно почитать по-церковнославянски. И тогда вместо скупого: «Лазарь, выходи!» - мы услышим это мощное: «Лазарь, иди вон».

А еще, конечно, на Лазареву субботу мы едим рыбную икру. Не важно какую - красную, или мойвы, или минтая. Важно, чтобы это была икра. Ведь это не просто «послабление поста». Икра в этом случае играет ту же роль, что яйцо на Пасху. Ведь из икринки, из маленького шарика, по сравнению с живыми существами - мертвого, вырастает новая, живая рыбка. Это чудо рождения живого из мертвого как раз напоминает о событии Лазаревой субботы, о том, как Христос мертвого, уже «смердящего» (дети говорят: «совсем-совсем мертвого») человека воскресил, сделал живым.

И мы напоминаем об этом нашим детям. А еще читаем что-то за столом. Например, если почему-то не успели раньше, то лучше поздно, чем никогда, рассказываем и о воскрешении Лазаря, и о вхождении Спасителя в Иерусалим. А если все по плану, то читаем, например, житие самого святителя, друга Христова Лазаря. Или какие-то фрагменты из проповедей святых или современных батюшек об этом празднике. Но если что-то сюжетное, вроде того же жития, можно читать долго, целиком, то из проповедей не получается прочитать больше, чем пару фраз, пару абзацев. Это уже слишком непростая пища, которая, как лекарство, должна быть явно дозирована.

Вербное воскресенье

Мы вспоминаем воскрешение Лазаря - и уже готовимся к завтрашнему празднику. Самое яркое и веселое в этом - подготовка вербочек, наших русских веточек-ваий.

Обязательно проговариваем с детьми, почему мы готовим вербочки. Потому что Господа встречали именно ветвями. И с тех пор на этот праздник народ также встречает своего Царя-Спасителя красивыми ветками и также поет: «Осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне». В теплых краях люди готовят к этому празднику именно пальмовые ветки. Во многих странах этот день и называется «Пальмовое воскресенье» - Palm Sunday, например. А у нас пальмы растут в ограниченных количествах. И веточки наших деревьев весной - весьма неказистые и голые. Зато как раз сейчас распускаются вербочки красивыми пушистыми «зайчиками». Вот эти доступные нам красивые ветки мы и приносим в храм для встречи нашего Господа.

Напоминаем о других странах обязательно: это показывает детям христианскую культуру как культуру всего мира

Напоминаем о других странах обязательно. Это показывает нашим детям христианскую культуру как культуру всего мира, а не только как «наш русский народный обычай», «нашу народную веру».

Поэтому может быть интересным и уместным поискать вместе с детьми информацию в интернете о том, как встречают Пальмовое воскресенье в разных странах. Подумать, что в этих традициях оказывается сохранением христианской веры, а что - просто народными обычаями, иногда чуждыми нашей вере.

А если мы смотрим «как у них», то самое время вспомнить и о наших уникальных русских православных традициях. А таковые имеются. В первую очередь можно рассказать детям о «Шествии на осляти». Основной вариант этого «шествия» - настоящая «живая икона» празднику. Дело происходило в Москве, на Соборной, а позже - на Красной площади. Митрополит Московский или Патриарх, представляя собой живой образ Христа, садился на ослика. Этого ослика вел под уздцы царь, показывая свое смирение перед Христом. Дети пели «Осанна в вышних», люди постилали перед осликом свои одежды. Эта традиция оказывалась одним из основных и наиболее впечатляющих ежегодных действ в средневековой Москве.

Вспомнили о преданиях нашей родной старины - и вернемся ко дню сегодняшнему. А именно: подготовим наши вербочки, с которыми мы, как наши деды и прадеды, будем приветствовать вхождение Спасителя в Иерусалим.

Многие наши друзья в Лазареву субботу отправляются всей семьей в лес, на поиски красивых веточек. Отличный повод погулять всем вместе по весеннему лесу. Но у нас эти прогулки, к сожалению, получаются очень редко. К тому же почему-то вечно не везет: сплошные ивы попадаются, с зелеными ветками. А вот яркие темно-красные вербы с белыми или серо-белыми «хвостиками» все никак не встречаются. Поэтому у нас, диких людей, все происходит неинтересно и прозаично: покупаем уже готовые пучки этих красивых веточек. Берем немного (на каждого по пучку получается слишком дорого, да и зачем столько?). А дома разделяем все накупленное на нужное число букетиков. Перевязываем веточки лентами, каждому - свой цвет.

Однажды мы так и не смогли нигде найти вербу. И уже по дороге в храм купили цветы - раздали каждому ребенку по небольшому цветочку. Неделя-то как-никак «Цветоносная». А в храме один человек поделился с нами вербой, другой - и вот почти все дети оказались с вербочками.

Эти ветки освящаются в храме во время всенощной (вечером в субботу), а также в самый день праздника. Когда вербы освящают, все поднимают их над головами - как будто сад получается. Почти как на Троицу: в храме - деревья.

Иван Шмелев так описывает путь вербы в этот день: «Будут ее кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут ее по домам… - поставят за образа и будут помнить». Кстати, воспоминания Шмелева можно почитать детям на ночь, вечером в субботу. Можно вспомнить и стихотворение Блока «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой». Это стихотворение и без всякого домашнего образования дети должны знать: его проходят по программе «Школа России» в начальных классах на уроках литературного чтения. А наши дети любят еще и петь его.

Как Шмелев, как и наш русский народ, мы ставим дома эти вербочки к иконам. Потом, на Пасху, украшаем этими вербами наши праздничные инсталляции: ставим на окошко, где выкладываем на травку крашеные яички, к нашему пасхальному дереву. Когда я начала ходить в храм сама, без родителей (это и обозначило недолгую пору моей «юности»), я положила свой маленький пучок вербы к подножию большого креста. Подумала: как будто я кладу эти ветки под ноги Христу, идущему на страдания в Иерусалим. А потом я пришла в этот же храм на двенадцать Евангелий, когда крест выносится на середину церкви. И я увидела этот свой букетик: его оставили там же, где я его положила. Для меня это было как будто Господь принял мои вербочки…

Правда, куда деть вербу после освящения, вопрос не первой важности. Важнее донести до детей смыл празднуемого события. После вечерних молитв мы прочитаем то Евангелие, которое будет читаться завтра на Литургии. На русском или на славянском. Главное - вообще прочитать. Чтобы еще раз подготовить детей к празднику, чтобы еще раз самим подготовиться и чтобы дети завтра встретили и поняли Евангельское чтение на богослужении.

Наутро в день праздника мы идем в храм.

И само пробуждение сегодня может быть особенным. По воспоминаниям Клавдии Лукашевич, детской писательницы начала XX века, детей в день праздника будили легким похлопыванием вербочек по щекам: «Верба хлест, бьет до слез!» Так и мы можем будить детей. Если, конечно, они не вскочат с кроватей еще до родителей. Одеваемся, торопимся. Не забываем приготовленную вербочку, которую на ночь ставили в воду.

Обычно в этот день, как и во всякий двунадесятый праздник, все причащаемся. А потом - домой. Где нас ждет праздничный стол. Особенный - рыбный, ведь сегодня снова послабление в посте. Как обычно, читаем что-то о празднике за столом, и, как обычно, совсем немного.

В этот день до революции (или, как говорила верующая бабушка академика Сахарова, - «в мирное время») в России проходили особые предпасхальные ярмарки. Как вспоминает Иван Шмелев, «великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой… так повелось от старины: к Светлому дню припасаться надо». Сегодня в России такие ярмарки - вещь более экзотическая, чем обычная.

Так что мы на ярмарки не идем, а дома проводим последнюю ревизию: все ли готово к празднику? Достаем все старые запасы: прошлогодние поделки, деревянные яички, собранные за годы нашей семейной жизни, все полотенчики, вышитые салфеточки, пасхальные надписи, пасочницы и формы для куличей. А еще пишем список, что нам нужно из продуктов к Пасхе. По возможности все, что только не портится, покупаем заранее, чтобы спокойно и без суеты провести Страстную седмицу. , я уже писала, и это совсем другая история.

Встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а милость Божия

А пока мы празднуем чудесный праздник входа Господня в Иерусалим, преддверие страданий и воскресения Христова. Празднуем его всей семьей, вместе с детьми. Чтобы потом вместе прожить и пережить грядущие великие дни страстей и смерти Спасителя. Чтобы потом вместе прийти к самому главному празднику года, к самому главному событию в нашей жизни и в жизни всего человечества - к Воскресению Христову. О чем мы и молимся все эти дни. Ведь встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а скорее милость, благословение Божие. Потому и бывает: все сделали вроде бы «правильно», а в душе нет радости, нет встречи с Богом…

Ведь разглядывать с детьми иконы, петь тропари, готовить букеты из вербы - дело нетрудное. Это только средства. Это подготовка. А задача - жить с Богом, войти в радость Господа своего. Вместе с детьми.

А это только Господь может нам дать. И вряд ли за то только, что мы привели детей на службу. Важно скорее то, как мы сами встречаем Спасителя - и сегодня, и всегда. И приходится напоминать себе, что не вербочки, не куличи и крашеные яички, не праздничные платочки и даже не вычитанные правила нужны нашему Спасителю, а сердце наше, сокрушенное и смиренное. Которое Бог не уничижит и которому даст Свою благодать. Благодать, которая и наших деток покроет, и нас вразумит. Ведь только с Божией помощью мы сможем действительно войти в праздник, войти в Церковь и привести к Богу наших деток.

Нестеренко И.Е. воспитатель

МБДОУ «Детский сад с. Купино

Шебекинского района Белгородской области»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

На тему: «ЧУДЕСНОЕ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Программное содержание:

Предварительная работа: посещение мини-музея «Русского быта», ознакомление детей с утварью (ложками, чугунками, самоваром, крынками, мисками) и способами ее применения, разучивание русской народной игры « Займи место», ознакомление детей с деревом - верба.

Оборудование: иллюстрация «Семейный праздник», веточки вербы в вазе, стол со скатертью, самовар, ложки, хлебцы, чай, лавки.

Ход занятия:

(беседа с детьми, сидящими на своих местах за столами)

Восп. : Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко?

Д.: Для весны.

В.: Молодцы! Детки, а какие весенние праздники вы знаете?

В.: Как много праздников, вы вспомнили! А как вы отмечаете праздники дома?

Д.:(ответы детей).

(Рассматривание картинки «Семейный праздник»)

В.: Давайте, рассмотрим с вами на иллюстрацию. Что на ней изображено?

Д.: Семейный праздник.

В.: Да, на картинке изображен семейный праздник. Как вы догадались, что это праздник?

Д.:(отвечают).

В.: Правильно, так как на картинке мы видим гостей в нарядных одеждах, красивый стол с угощениями и цветами, то можно смело утверждать, что это - праздник и собралась вся семья.

(Беседа с детьми)

В.: Ребятки, посмотрите на веточку, которую я держу в руках. Скажите, пожалуйста, эта веточка какого дерева?

Д.: Верба.

В.: Правильно, это веточка вербы. А вы знаете, что весной отмечают праздник, посвященный вербе, который называется Вербное воскресение. Ребята, а слышали ли вы о таком празднике?

Д.: (ответы).

(Рассказ воспитателя об истории праздника)

В.: К сожалению, сейчас не во всех семьях празднуют этот праздник, хотя он возник много лет назад. Вербное воскресение обычно справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник - Вход Господень в Иерусалим. Иерусалим - это название город. Когда - то, в давние времена, при въезде в город народ приветствовал Иисуса Христа пальмовыми ветвями. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями деревьев. На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику.

(Беседа с детьми)

В.: А как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?

Д.: (дети высказывают свои предположения).

В.: С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки.

В.: Детки, а вы хотели бы узнать, как Вербное воскресение справляли в давние времена?

Д.: (ответы детей).

В.: Для того, чтобы попасть в прошлое мы должны с вами коснуться этих волшебных вербовых веточек и вмиг очутимся на празднике.

Д.: (дети касаются, после чего, проходят в другую часть группы, где их встречает Хозяюшка, а также стоит стол и лавки).

(Беседа с Хозяюшкой)

Х.: Здравствуйте гости дорогие! Проходите. В моем доме всегда гостям рады.

Д.: Здравствуйте! (Садятся на лавку).

В.: Здравствуй, милая Хозяюшка! Очень хочется нам узнать, как вы праздник Вербное воскресение справляете. Может быть, вы нам в этом поможете?

Х.: Ну, конечно, помогу. К вербному воскресению мы готовимся задолго, всю неделю с матушкой порядок в избе наводили, а батюшка с детками моими да с мужем в это время готовятся к работе в поле. В день праздника мы все идем в церковь, на праздничную службу. Вот и я с дочкой (дочка качает в люльке малыша) только из церкви вернулась. Да веточки чудесные домой принесли.

В.: А для чего?

Х.: В этот праздник веточками вербы, принесенными из церкви, мы шутливо бьем друг друга, а в первую очередь детей, для того, чтобы они были здоровенькими, при этом приговаривая:

Верба, верба, верба хлест,

Верба хлест - бьет до слез,

Верба синя бьет насильно,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело,

Верба хлест - бьет до слез!

Не я бью - верба бьет! Верба хлест - бьет до слез! (во время проговаривания слов, слегка похлестывает каждого ребенка.)

Х.: Да, что ж я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком угощу, дочка неси нашу праздничную скатерть. (Девочка подает скатерть Хозяюшке, накрывает стол скатертью.)

В.: Детки, посмотрите, какая красивая скатерть.

Х.: Да, ребятки, моя матушка, ох и рукодельница. Она эту скатерочку всю зиму ткала, а потом вышивала на ней узоры, а Глашенька весь вчерашний вечер ее утюжила (показывает на девочку), готовилась к празднику.

Х.: Вот и скатерть на столе. Ой, детушки - ребятушки, а сейчас я вам загадаю загадку, кто ее правильно отгадает, тот узнает, что я поставлю на стол.

(Отгадывание загадок)

Слушайте внимательно первая загадка: «У носатого у Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит». (Самовар)

(Хозяйка ставит на стол самовар).

Х.: Ай, да молодцы, я - то думала, что не угадаете. В.: Ребятки, скажите, пожалуйста, для чего он нужен?

Д.: Чай пить.

Х.: Мы любим чаевничать. У нас в народе говорят: «Чай пьешь - до ста лет проживешь» Поди - ка, у вас сейчас и самоваров - то нет. Интересно, а в чем же вы воду для чая кипятите?

Д.: В чайнике.

В.: Ребятки, а чем самовар отличается от чайника?

Д.: Самовар сам воду кипятит, а чайник нужно на плиту поставить.

В.: А чем они похожи?

Д.: И у чайника, и у самовара есть дно и крышка. В них кипятят воду, есть и носики, откуда льется кипяток.

В.: Милая Хозяюшка, а какое у вас, на Руси любимое угощение к чаю?

Х.: Любим мы чаек пить с бараночками, с вареньицем да с сахаром. (Ставит на стол угощение.) Ребятки, а вы с чем любите чаек попить?

Д.: (Рассуждают).

Х.: Итак, загадка вторая: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Что это?

Д.: Ложка.

Х.: Правильно, это ложка. (Показывает.) Просто загляденье! А вам нравится?

Х: Ребята, а кто из вас знает, из чего раньше делали такие красивые ложки?

Д.: Из дерева.

В.: Как можно про них сказать, какие они?

Д.: Деревянные.

Х: Эти ложки выдалбливали мой муж и мой батюшка из дерева (показ баклуши). А вот еще в одном месте, Хохломой зовется. Их покрывают специальным маслом, натирают порошком, расписывают и сажают в печь, до тех пор, пока она не зазолотятся. Когда матушка с батюшкой туда ездили, привезли нам в подарок такие ложки.

В.: Ребята, давайте, с вами сравним ложки современные и старинные. Чем они отличаются?

Д.: Ответы детей.

В.: Правильно, старинные ложки, в отличие от современных были деревянные с красивыми узорами, кроме, того ложками этими не только ели, но на них еще и играли. Ребятки, а чем они похожи?

Д.: Формой.

Х.: Ребятушки, как много вы, знаете о ложках, о самоваре. Откуда вы все это знаете?

В.: Хозяюшка, а у нас в группе есть мини - музей, в котором собраны эти предметы.

Х.: Вы сказали, что эти красивые расписные ложки могут быть музыкальными инструментами. Музыкантов, которые на них называют ложкарями. Хотите попробовать поиграть на ложках.

Д.: Ответы детей.

Х.: Ну - ка, Глаша приглашай гостей повеселиться.

Игра « Музыканты - ложкари».

(Дети встают парами лицом друг к другу, ноги ставят на ширину плеч, руки согнуты в локтях.)

Ладушки, ладушки, где были? (дети прямонаправленными движениями ударяют по ложкам друг друга.)

У бабушки.

Что ели? (ударяют по ложкам друг друга перекрестно, то левой, то правой рукой.)

Что пили?

Ладушки, ладушки, (поворачиваются лицом к детям и ударяют ложки друг о друга.)

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили. (Делают поклон)

Х.: Вы, ребята, молодцы! Повеселились от души, да как у вас все складно получается! Вот и стол накрыт, осталось только «барашки» на стол поставить.

В.: А что такое «барашки»?

Х.: Это такие хлебцы, в которые запекают вербные шишечки, у кого окажется такая шишечка, тот будет счастливым. Такие «барашки» на Руси пекут только бабушки и раздают их деткам. Вот и моя матушка для вас их напекла, пойду, принесу. А, вы пока с Глашенькой поиграйте. (Уходит)

Глаша: На Вербное воскресенье устраивались вербные базары или ярмарки. На ярмарке можно было купить разные игрушки и сладости, свистульки, книги. Я очень люблю с матушкой ходить на ярмарки, а больше всего мне нравится играть там. Ну - ка, ребятки вставайте и место в круге занимайте!

(Русская народная игра «Займи место»)

Одной из самых любимых игр, была игра под названием «^ Займи место», в которую мы с вами поиграем. Нам для этой игры нужен водящий, с веточкой вербы в руке. Остальные образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной. Хоп!

Сказав “хоп”, водящий ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, устремляется по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.

(Беседа с детьми)

В.: Ну как вам понравилось?

Д.: Да. (Заходит Хозяюшка.)

Х.: А вот и я вернулась, вы, наверное, заждались меня. (Ставит на стол хлебцы и наливает чай.) Ешьте, угощайтесь - силы, здоровья набирайтесь. Да помните, что это необычное угощение, а с подарочком внутри.

(Хозяюшка угощает детей)

Восп.: Спасибо, тебе Хозяюшка, за чай и за необычное угощение! Но нам пора возвращаться в детский сад. А то нас там все заждались. (Встают с лавочек,прощаются с Хозяюшкой и Глашей). Как же нам вернуться в детский сад. Ребята, а кто из вас помнит, как мы сюда попали?

Д.: Мы касались веточки вербы.

В.: Тогда давайте попробуем. (Касаются вербы и проходят за свои столы, садятся). Ребятки, а что вы чувствуете, когда касаетесь вербочки?

Д.: (рассуждают).

В.: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

Д.: Ответы детей.

В.: Теперь - то мы с вами знаем, как отмечали Вербное воскресение на Руси. Я приготовила вам подарочки. Это вербные веточки, приносящие удачу, здоровье и счастье. (Раздает веточки каждому ребенку).

В.: Ребятки, какое у нас было необычное путешествие, в котором экспонаты нашего мини - музея оживали и рассказывали о себе.

Список использованных источников:

Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»

М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду"



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение