Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Ирина Евгеньевна Свистушкина
Конспект классного часа в начальной школе «Жить без дружбы невозможно…»
Конспект классного часа
«Жить без дружбы невозможно… »
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
Цель : показать ценность и необходимость дружбы , формирование доброжелательных взаимоотношений между одноклассниками и развитие нравственной культуры у учеников : умение дружить , беречь дружбу .
Задачи :
уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
воспитывать вежливое отношение друг к другу;
содействовать формированию дружного коллектива класса ,
вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива ,
развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся : умение работать сообща в командах, согласовывать свои действия,
создание положительной эмоциональной атмосферы в классе .
Оборудование :
Мультимедийное устройство и ноутбук
Карточки с заданиями каждой команде
Книги о дружбе
Модели дома дружбы , облаков, цветка друзей, дерева дружбы .
Ход классного часа
Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей» . Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются новые и новые друзья.
Звенит звонок, дети рассаживаются по группам за столы. Учитель здоровается с детьми и с гостями праздника.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на наш классный час пришли гости . Дети приветствуют гостей, садятся на места.
Давайте определим тему нашего занятия. На столе у вас конверт с заданием «Составьте слово» . Вы должны составить слово и прикрепить его на «облако» .
Что за слово у вас получилось? (дружба )
Давайте все вместе произнесём его. Молодцы! Вы хорошо справились с 1-м заданием.
(дети прикрепляют слова на «облако» и на доску)
Учитель :
Тема нашего занятия - «Жить без дружбы невозможно… » (Презентация, слайд № 1)
Дети читают стихи C.Михалкова
1. В каждой школе , в каждом классе есть ученики .
В каждом классе , в каждом классе верные дружки ,
Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,
В час веселья, в час безделья и труда.
2. Дружба ! Какое чудесное слово.
Кто не дружил , тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова ,
Дружбе конец , если друг подведёт.
3. Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой ,
“Жить без дружбы невозможно” , - скажет вам любой!
-Учитель :
Какое чудесное слово “дружба” . Произнесите это слово. Что вы представляете?
Дети : (отвечают)
Пока мы с вами будем высказывать свои предположения, один ученик будет искать значение этого слова в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова
(Один ученик ищет значение слово в словаре Ожегова.)
Ведущий : Как вы думаете, что такое дружба ?
Дети : (отвечают) .
-Учитель :
Когда люди дружат , они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
Давайте послушаем, что же прочитал…. (ученик читает)
Итак, что же такое дружба ? <Слайд 2>
-Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова .
Все ли слова вам понятны? (ответы учеников)
Теперь вам предстоит выполнить следующее задание.
(Задание командам в конвертах № 1- название и речёвка)
Вам надо сложить слова в предложение и дружно прочитать его . Потренируйтесь шепотом.
Команда 1. «Одуванчики»
«Держаться вместе, чтоб не сдуло!»
Команда 2. «Светлячки»
«Хоть свет наш мал и мы малы,
Но мы дружны и тем сильны !»
Команда 3. «Чебурашка»
«Чебурашка – верный друг,
Помогает всем вокруг!»
Команда 4. «Улыбка»
«Жизнь без улыбки ошибка,
Да здравствует смех и улыбка!»
Каждая команда показывает выполненное задание, звучат аплодисменты всем командам.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
-Учитель :
-Дружба греет сердца . Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой ?
Дети :
Крепко-накрепко дружить ,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе , учат в школе , учат в школе .
-Учитель :
А с чего начинается дружба ?
Дети : С улыбки. <Слайд 3>
-Учитель :
Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся.
Звучит песня “Улыбка”.
-Ведущий :
Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.
Она бесплатна, но стоит многого.
Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.
Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.
Никто не богат так, чтобы прожить без нее , но даже самый бедный человек станет с ней богаче.
Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.
Но ее нельзя купить, вымолить, одолжить , украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому! Так что же это?
Дети : Улыбка.
Учитель :
Задание № 2. Достаньте из конвертов жёлтые круги, завершите рисунок.
(дети дорисовывают улыбки на листе) .
Слайд № 3.
Учитель :
А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?
Дети : (отвечают) . Радость.
-Учитель :
Вам предстоит выполнить ещё одно задание. (В конверте- карточки- лепестки цветка.)
- Учитель :
Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, вежливость, отзывчивость, честность, сердечность, откровенность, доброта)
Дети : выбирают карточки.
Учитель :
Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть) .
(Дети собирают цветок и прикрепляют на доску.)
Учитель :
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним , цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.
-Учитель :
Какое надежное и емкое слово… Дружба ! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье . Ведь семья – это начало нашей жизни , мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна пословиц гласит : нет лучше дружка , чем родная матушка. Как вы ее понимаете?
Дети : (отвечают) .
-Учитель :
А какие еще пословицы о дружбе вы знаете ?
(дети называют пословицы)
-Учитель :
Игра “Закончи пословицу” <Слайд 5>
Пословицы и поговорки о дружбе .
Не имей сто рублей, а имей (сто друзей) .
Человек без друзей, что дерево (без корней) .
Друга ищи, а найдешь (береги) .
Дерево живет корнями, а человек (друзьями) .
Дружба , как стекло : разобьешь – (не сложишь) .
Друг познается… (в несчастье) .
Без друга в жизни… (туго) .
Учитель :
Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье . Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе . Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали ?
Дети : (отвечают) . Показывают книги.
Учитель :
Сейчас мы проведем викторину.
Викторина “Кто с кем дружит ?” Задание каждой команде.
Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)
Доверчивый Буратино и … (Мальвина.)
Смешной мишка Винни - Пух и … (Пятачок.)
Собрались однажды четыре музыканта, подружились . Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты : петух, кот, пес, осел.)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)
Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес : “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал : “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)
Герои Эдуарда Успенского : Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться . Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы , а пока его строили – все подружились .)
Учитель :
Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы .
(Дети отвечают.)
Вам надо построить дом. Вы можете в каждой группе построить дом? (нет)
Что для этого нужно?
Дети :
Быть вместе!
(у каждой команды 1 фрагмент будущего дома и заготовки для украшения)
На доске собираем из заготовок Дом Дружбы .
Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.
Учитель :
Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги. <Слайд 6>
Правила общения :
Искренне интересуйтесь другими людьми;
Улыбайтесь;
Помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;
Будьте хорошим слушателем;
Говорите о том, что интересует вашего собеседника;
Помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.
Ведущий : Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.
Звучит песня “Все мы делим пополам”.
-Учитель :
Настоящие друзья все делят пополам. (Дети исполняют парный танец) .
Ничто так не сближает друзей, как музыка.
Заключительная часть :
На доске-4 фрагмента дома, окно и крыша, 4 веселых цветочка, на небе – облака.
Учитель :
Что надо сделать вокруг дома, чтобы появился сад?
Дети :
Надо посадить дерево. Мы это сделаем все вместе.
Кому понравилось наше занятие - прикрепляет зелёные листочки
У кого не все получилось- желтые
Не понравилось, как он работал- красные.
(Дети прикрепляют листочки на дерево.)
-Учитель :
Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор : с кем дружить , с кем не дружить ; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра.
Звучит песня “Дорога добра”. <Слайд 13>
По окончании праздника - праздничный салют.
Аплодисменты девочек.
Мальчики.
Все вместе.
Спасибо вам, дорогие ребята, за хорошую работу. Теперь вы знаете, что такое дружба и как она важна в жизни каждого человека.
Список литературы
1. Михалков С. В. Стихи о дружбе
2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителя 1 класса . М. Баласс,2011
3. Попова Г. П. Классные часы в начальной школе . Волгоград : Учитель,2008
4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов
Дворянчикова Юлия Николаевна, учитель начальных классов
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.
При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.
Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.
На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:
уважать и принимать мир другого;
относиться к ученикам с абсолютным доверием;
акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
избегать оценочных суждений в отношении к детям;
безусловное принятие ребенка.
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
Форма работы: разговор-рассуждение.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организация класса. Эмоциональный настрой
Звучит «Песня кота Леопольда»
II. Сообщение темы и цели занятия
Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!
III. Знакомство с понятием "дружба”.
Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах.
У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.
1-я группа
1. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”
2. "Дружба не гриб, в лесу не найдёшь”.
3. "Старый друг лучше новых двух”
2-я группа
«Человек без друзей, что дерево без корней»
«Друга ищи, а найдешь, береги»
«Дерево живёт корнями, а человек друзьями»
Молодцы!
Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите:
Какая общая тема пословиц? (дружба)
А как вы понимаете слово "дружба”? (ответы детей)
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
С чего начинается дружба? (с улыбки). Сегодня ниши улыбки должны светиться, как солнце. Эмблемой нашей встречи будет это красивое, доброе солнце. (крепим на доску).
А ребята 1-го класса исполнят песню «Улыбка»
– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?»
Поднимите руки, у кого есть?
Хорошо!
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.
IV . Беседа о значении слова «дружба»
Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
Ребята, а кого мы можем назвать другом?
Друг- это интересная книга, которую ты читаешь.
Друг-Это мама, которая поможет в трудную минуту.
Друг-это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.
Друзья - это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.
Друг-это мой непослушный щенок.
Заглянем в словарь Ожегова. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
V. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.
В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.
У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.
Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?
Исполняется песня «Всё мы делим пополам».
VI. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»
М. Садовский
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
А теперь поиграем с вами в игру- «Дождик».
И под эти бурные аплодисменты мы приглашаем участников для следующего конкурса.
Вы наверное помните, что случилось с шариком Пяточка, который он спешил подарить на день рождения своему другу ИА.
Что от него осталось? (верёвочка)
Вот и ваша задача состоит в том кто быстрее лопнет все шары и больше наберет этих верёвочек. (подведение итога)
– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.
VI. Продолжение беседы
А с кем вы дружите?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
– Дружите ли вы со своими родителями?
Давайте послушаем стихотворение «Моя родня »
(Дети читают стихотворение «Моя родня»)
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухне – волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.
А ещё друг есть у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю!
– Должны ли родители быть друзьями детства?
Мы приглашаем наших родителей и гостей на танец «Маленьких утят».
А сейчас пригласим 2-ух зрителей для конкурса в надувании шаров. (подведение итога)
VII. Викторина «Кто с кем дружит?»
(Звучат фразы из мультфильмов, а дети должны угадать какому герою они принадлежат, а на доске появляются картинки с изображением друзей)
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
Помните, что Галя, Гена и Чебурашка строили дом «Дружбы», а мы с вами попытаемся построить башню «Дружбы».
Кто быстрее и выше, крепче построит башню, то и победил.(подведение итога)
-А сейчас ребята исполнят песню «Настоящий друг».
IX. Мимическая гимнастика
– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?
XII. Подведение итогов занятия
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них. Давайте их зачитаем.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас своё вырезанное из бумаги сердечко с пожеланиями- себе, классу, другу. Мы их откроем через несколько лет.
Звучит песня «Когда мои друзья со мной» учащиеся пишут пожелания.
Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
Уч: Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Звучит запись из мультфильма кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!
- Кому принадлежит эта всем знакомая фраза?
Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!
– Вот и подошёл к концу наш классный час.
Всем спасибо!
(Музыкальное сопровождение в каждом конкурсе, на тему дружбы: «Песни кота Леопольда», «Танец маленьких утят», «Улыбка», «Настоящий друг», «Барбарики» и т.д.)
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.
При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.
Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.
На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:
- уважать и принимать мир другого;
- относиться к ученикам с абсолютным доверием;
- акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
- избегать оценочных суждений в отношении к детям;
- безусловное принятие ребенка.
Тема: «С детства дружбой дорожить учат в школе…»
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организация класса. Эмоциональный настрой
Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»
Крепко – накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Приложение , 1-й слайд.
II. Сообщение темы и цели занятия
– Пусть каждый из вас задумается и сам себе
ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?»
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем
об этом.
III. Беседа о значении слова «дружба»
Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
–
Произнесите слово «дружба».
– Что вам вспоминается?
– Какой я? Какой мой друг?
– Каким бы я хотел быть?
– Каким бы я не хотел быть?
– Каким бы я не хотел видеть своего друга?
– Какую черту характера вы больше цените в своём
друге? А в себе?
Дружба
– близкие отношения, основанные на
взаимном доверии.
Друг
– человек, который связан с кем-нибудь
дружбой.
Товарищ
– человек, близкий кому-нибудь по
взглядам, деятельности, по условиям жизни;
дружески расположенный к кому-нибудь.
(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)
Приложение , 2-й, 3-й слайды.
– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?
IV. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»
М. Садовский
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.
– Какого друга можно назвать настоящим? (Выполнение заданий на слайде)
Приложение , 4-й слайд.
V. Пословицы о дружбе
Приложение , 5-й слайд.
– А какие пословицы о дружбе знаете?
Игра «Закончи пословицу»
Приложение , 6-й слайд.
Физминутка (дети выполняют в парах)
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
VI. Продолжение беседы
– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства?
(Расспросите их дома об этом.)
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей
детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в
течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?
Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
VII. Викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
– Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
- Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
- А. Гайдар «Тимур и его команда»;
- В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
- Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
- Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
- В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».
Приложение , 7-й слайд.
IX. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия
– С чего начинается дружба?
Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского ).
… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
Приложение , 8-й слайд.
X. Мимическая гимнастика
– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно
быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно
настроенного человека?
Приложение , 9-й слайд.
– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них
сказать?
Приложение , 10-й слайд.
XI. Повторение правил речевого этикета
– Покажите, как надо приветствовать друга,
выражать одобрение, прощаться и т.п.
–
Какая музыка вам слышится, когда вы
думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово
дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать»
дружбу?
XII. Подведение итогов занятия
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не
предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих
обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
Приложение , 11-й слайд.
Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».
Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
– Вот и подошёл к концу наш классный час. Давай
те встанем и скажем друг другу слова известного
героя, добрейшего и терпеливейшего кота
Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!
Приложение , 12-й слайд.
Использованная литература:
- Бушелёва Б.П. «Поговорим о воспитанности» 1989 г.
- «Русские пословицы и поговорки» / под редакцией В. Аникина 1988 г.
- Романюта В.Н. «Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей»
Цели и задачи классного часа:
Воспитание в учениках чувства сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость;
Привитие этических качеств личности — доброты, сострадания, альтруизма, соучастия.
Описание классного часа
Учитель : Ребята, чтобы вы догадались, о чем сегодня пойдет речь, я хочу зачитать вам небольшое стихотворение:
Без дружбы человек себя особо зрит,
Пустыннику подобен,
Который жизнь влачит,
К утехам неспособен;
Но дружбою свое
Мы множим бытие.
О дружба, дар небесный!
Тобою счастливы на свете мы,
Тобою кроткие умы
Чувствительных сердец союз узнали тесный.
(Из стихотворения И. Богдановича «Стихи о дружбе»)
О чем мы сегодня будем говорить? (Рассуждения ребят.)
Чтение и обсуждение рассказа В. Крапивина «Товарищи»
«В отряде "Каравелла" новички не сразу становятся полноправными членами своего экипажа и получают нашивку с якорем. Сначала они — кандидаты. Ребята неназойливо, но внимательно присматриваются: что за люди, не подведут ли? Потом совет отряда решает, кому закрыть кандидатский стаж, а кому — подождать.
В сентябре пришли к нам два пятиклассника — из одной школы, из одного класса. Приятели. Месяц прошел, совет обсуждает:
— Ну что, можно закончить кандидатский стаж Павлику и Витьке?
— Можно. Работают вроде бы нормально, задания выполняют...
И вдруг Лариска Коробицына, одна из главных командиров "Каравеллы" (она с четвертого класса в отряде, а теперь уже комсомолка), говорит:
— С Витей надо бы подождать, ребята...
Переглянулись наши капитаны и штурманы: чем пятиклассник Витька не понравился Лариске?
— Я вчера в их группе была на занятиях по фехтованию. Новичок Илюшка подошел, попросил помочь защитный жилет застегнуть, а тот говорит: "Да ну тебя, некогда мне. Попроси кого другого..."
Опять переглянулись ребята. И... ни один не поднял руку, чтобы проголосовать за Витьку.
Витька, конечно, очень огорчился. И удивился:
— Подумаешь! К такому пустяку придрались!
— Из-за таких пустяков иногда характер складывается, — сказали ему.
— Причем здесь характер? А если этот Илюшка мне не нравится!
Ребята усмехнулись. И два шестиклассника — Валерка и Андрей — тоже усмехнулись. У Валерки на скуле был синяк.
Дело в том, что Валерке очень не нравится Андрей. Спорили они часто, считали друг друга болтунами, выскочками и очень неважными матросами. Даже просили развести их по разным экипажам. Но вчера на улице увидал Валерка, что Андрея поймали на углу двое незнакомых мальчишек. Один держит Андрюшку за руки, а второй пытается содрать с рукава якорь.
В общем, хоть и здоровые были парни, а бежали они от Валерки и Андрея очень быстро. Бежали после короткого боя с двумя товарищами, которые умеют постоять друг за друга.
Хорошо бы, конечно, рассказать, что после этого случая Валерка и Андрей стали друзьями. Но это была бы неправда. Не стали. По-прежнему спорили и друг друга недолюбливали. Что поделаешь: разные бывают люди, часто случается, что один другому не нравится. Не каждый может стать твоим другом, с которым все в жизни пополам — счастье и горести, и которому можно любую тайну открыть, любую мечту доверить. Но товарищами в отряде должны быть все. Потому что товарищ — это такой человек, с которым у тебя общая работа, общая цель и на которого можно положиться в трудную минуту. Может быть, он и не друг твой, но тащить тяжелый рюкзак в утомительном походе поможет. В опасности не струсит, выручит. И если ты несправедливо обижен — он заступится. Потому что товарищество нужно и тебе, и ему, и всему отряду. Хорошо стоять в строю, чувствуя, что рядом надежные люди. Хорошо жить на свете, когда знаешь: есть у тебя верные товарищи, в любом хорошем деле поддержат. И замечательный будет у вас класс, Алешка, отряд, когда вы все станете товарищами.
Учитель : Какова главная мысль данного рассказа? (Рассуждения учеников.)
А теперь, давайте вспомним известную детскую песенку. (Учитель предлагает исполнить или прослушать аудиозапись песни «Улыбка», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.)
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Припев.
От улыбки станет всем теплей
И слону и даже маленькой улитке.
Так пускай повсюду на земле
Будто лампочки включаются улыбки.
Припев.
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и поразмыслите, правильно ли герой стихотворения понимает дружбу?
Я свою соседку Олю
За косичку дернул в школе, —
Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же — как горох об стену,
А веселую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору, —
Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу —
Ей лишь кнопку подложу...
(В. Можная «Такая дружба»)
Ребята высказывают свое мнение по поводу поведения героя стихотворения.
Вырабатываем, «Законы дружбы»
Учитель предлагает подумать: «Как стать хорошим товарищем?»
Прежде всего старайся быть хорошим товарищем сам. Сочувствуй товарищу в его бедах и горе, умей жить его радостями.
Будь готов помочь товарищу, выручить из беды. Не допускай отрицательных проявлений — зависти, черствости, бездушия, бессердечности.
Учитель: Ребята, недопустимо неумение радоваться радости товарища. Это приводит к зависти. Она уродует личность и взаимоотношения людей. Из-за нее может появиться желание, чтобы кто-то потерпел неудачу, чтобы у него случилась неприятность.
Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения.
Давайте сформулируем «Законы дружбы»:
Не оставляй друга в беде.
Дружба — это вера в человека, требовательность к нему.
Дружба всегда взаимна.
Дружба испытывается в беде и опасности.
Дружба — это не повод для поиска выгоды.
В мире афоризмов, пословиц и поговорок о дружбе
Учитель: А теперь обратимся к народной мудрости: как в народных пословицах и поговорках люди выражают свое отношение к дружбе?
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга, так ищи, а нашел — береги.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Дружба дружбой, а служба службой.
Солома с огнем не дружит.
Для милого дружка и сережку из ушка.
Верный друг лучше сотни слуг.
Для друга и семь верст не околица.
Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
Без беды не узнаешь друга.
Друг познается в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Учитель: О чем говорят эти пословицы? Приведите еще примеры пословиц о дружбе. (Рассуждения учеников.)
Учитель: А теперь послушаем, что в разное время говорили известные люди о дружбе:
Дружба — это непрекращающееся путешествие, наполненное открытиями и открытостью (Ч. Мичли).
Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно — не иметь ни одного друга и менять многих друзей (Сократ).
Господи, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь! (А.С. Пушкин)
Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал (Лессинг).
Не замечать охлаждения друзей — значит мало ценить их дружбу (Ларошфуко).
Дружба — это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли... Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и довольствоваться хотя бы тем, что вот мой друг здоров и пускай еще здравствует (В. Высоцкий).
Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека).
Наслаждаться общением — главный признак дружбы (Аристотель).
Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе (Л.H. Андреев).
В молодости я требовал от людей больше, чем они могли дать: постоянства в дружбе, верности в чувствах. Теперь я научился требовать от них меньше, чем они могут дать: быть рядом и молчать. И на их чувства, на их дружбу, на их благородные поступки я всегда смотрю как на настоящее чудо — как на дар Божий (А. Камю).
Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза (Н. Хусрав).
В дружбе нет ни должников, ни благодетелей (Р. Рол- лан).
Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения (Ш. Руставели).
Учитель: Ребята, как вы поняли эти крылатые фразы? (Рассуждения учеников.) А в завершение нашего разговора я хотела бы предложить вам еще одно стихотворение:
Мои друзья мне все прощали:
Дурной характер, спесь и лень.
Враги стреляли из пищали
И не давали спать весь день.
Всю ночь друзья оберегали
Меня от бурь, хандры, скорбей.
Враги — лишали всех регалий,
Что я собрал, как скоробей.
Друзей судьбина раскидала
На север, запад, юг, восток...
Враги все рядом. Все им мало.
Все ждут, чтоб кровью я истек.
Друг издали письмо мне пишет:
Мол, как дела, как жив-здоров...
И только враг в затылок дышит —
Все также злобен и суров.
От друга я приму упреки,
За радость радостью воздам...
Но за полезные уроки
Дай Бог здоровья и врагам!
(МарМар «Друг и враг»)
Подведение итогов . Классный руководитель предлагает вспомнить некоторые правила «Законов дружбы» и записать их в тетрадь (или на классной доске).
Вывод: Человек должен завоевать уважение других людей к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям, оказывать посильную помощь товарищу или другим людям. В любой ситуации человек должен бороться с завистью, черствостью, бездушием, бессердечностью и не допускать проявления этих качеств в своем характере.