Презентация к исследовательской работе "большая история маленькой пуговицы". Конспект игровой обучающей ситуации в детском саду

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Конспект игровой обучающей ситуации Тема: «История пуговицы» для детей старшего возраста

Цель: создание коллекции пуговиц
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с историей происхождения пуговиц.
2. Стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей, назначения.
3. Формировать навык безопасного поведения при работе с пуговицами.
Развивающие:
1. Закреплять количественный счёт в пределах 10, умение определять форму, цвет, величину.
2. Закрепить знания о пуговицах (форма, размер, виды, из какого материала сделаны).
3. Расширять словарный запас детей, развивать связную речь, память и творческое воображение.
4. Расширять кругозор с помощью познавательно – исследовательской деятельности.
5. Развивать образное восприятие истории нашего прошлого, интерес.
6. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям.
2. Воспитывать аккуратность, любознательность, усидчивость.
Предварительная работа: проведение организованных образовательных ситуаций в рамках проекта «Пуговицы»; рассматривание пуговиц под лупой; эксперименты: «Тонет – не тонет», «Притянет ли магнитом»; подбор поговорок и пословиц о пуговицах; рассматривание поделок из пуговиц в иллюстрациях; игра с пуговицами «Собери бусы для куклы»; чтение «Потерянная пуговица» Г. Шалаева.
Методы и приёмы:
Практический - игровой: дидактические игры
Приём: вопросы, указания, объяснения, создание игровой ситуации.
Наглядный – метод демонстрации, использование ТСО.
Приёмы: демонстрация презентации, предметов;
Словесный – рассказ педагога, беседа, вопросы к детям; метод повышения познавательной активности: сравнение, метод вопросов, метод повторения.
Приёмы: объяснение, указание.
Оборудование: чемодан с одеждой; шкатулка с пуговицами; презентация «История пуговицы»; пуговицы (по форме, размеру, материалу); карточки по количеству детей с наклеенными на них пуговицами от 1 до 10; цифры на карточках; разноцветные пуговицы из картона; коробка с ячейками для сортировки пуговиц; телевизор.

Ход игровой обучающей ситуации

1. Вступительная часть
Дети играют на ковре.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня хороший день! Давайте поприветствуем друг друга.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, а вы сегодня заглядывали в наш чемодан? Много интересного мы в нём иногда находим. А что же сегодня в нём?
Воспитатель: Серёжа принеси, пожалуйста, нам чемодан (Серёжа приносит чемодан). Давайте присядем на ковёр, чтобы нам было удобно, и посмотрим, что же в нашем чемодане сегодня.
Воспитатель разворачивает ленту перед детьми со словами « Ленту, ленту разверни и детей останови!» Садится на стул, открывает и смотрит в чемодан, дети тоже.
Воспитатель: Ребята, смотрите - что это такое?
Ответы детей: Шктулка!
Воспитатель показывает старинную шкатулку.
Воспитатель: Какая красивая шкатулка! Что же в ней может быть? Давайте погремим, перевернём шкатулку (гремит шкатулкой, переворачивает). Что же в шкатулке, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Да…., в шкатулке может быть всё, что угодно.
Мы сейчас посмотрим, что в шкатулке.
Дети открывают шкатулку.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Пуговицы!
Воспитатель: А что такое пуговица?
Дети: Пуговица - это застежка, которая соединяет две части одежды.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а пуговицы все одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Надо все пуговицы высыпать на поднос и рассмотреть внимательно.
Дети помогают убрать одежду и ленту.
Воспитатель встает, берёт поднос, высыпает пуговицы и садится на стул около стола.
Воспитатель: Ребята становитесь вокруг стола.
Дети встают и становятся около стола с подносом.
Воспитатель: Есть пуговицы на ножке, а есть без ножки.
Рассматривают.
- Сколько отверстий на пуговицах?
Дети отвечают.
- Как по размеру отличаются пуговицы друг от друга?
Дети отвечают.
- Из какого материала сделаны пуговицы?
Дети отвечают.
- Какого цвета пуговицы?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, вы мне хорошо рассказали о пуговицах.
Ребята, а вы знаете, что раньше пуговиц не было. Как же раньше люди обходились без пуговиц? Из чего были сделаны первые пуговицы?
Интересные вопросы, правда! А хотели бы вы узнать ответы на эти вопросы?
Дети: ДА!
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас посмотреть историю пуговицы. Проходите и садитесь за столы.
Воспитатель оставляет поднос с пуговицами на столе. Дети проходят за столы.
Воспитатель (Стоит у телевизора): Оказывается, все предметы имеют свою историю. А эта история пуговицы.
Дети сидят за столами и смотрят презентацию.
Просмотр презентации
Слайд 1
«История пуговицы»
Слайд 2
Пуговицы имеют богатую историю.
В древние времена люди делали себе одежду из шкур животных, набрасывали шкуру на плечи и обматывали себя поясом.
Это было очень неудобно, одежда распахивалась, затрудняла движения.
Слайд 3
В давние времена люди соединяли свою одежду различными костями животных, небольшими палочками, шипами растений и деревянными брусочками, которые вставляли в прорези.
Слайд 4
Шло время люди научились шить одежду, изменились и застёжки. Их ещё нельзя было назвать пуговицами. Выглядели эти застёжки вот так:
Слайд 5
Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью. Из чего только их не делали: из драгоценных металлов, кости, дерева, кожи, хрусталя, стекла, жемчуга и перламутра, драгоценных и поделочных камней. Пуговицами дорожили, ведь зачастую они представляли собой полноценные ювелирные изделия. Их передавали по наследству, оставляли в приданое, прятали в качестве клад.
Слайд 6
Люди так полюбили пуговицы, что поставили памятники пуговицам
Памятник пуговице в Киеве, Украина
Слайд №7
г. Дорогобуж Смоленская область
Воспитатель: Очень интересная история про пуговицы! Правда?
А теперь закрыли глазки.
Гимнастика для глаз «Глазкам нужно отдохнуть»
(Ребята закрывают глаза)
- «Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
- «Глаза по кругу побегут» (Глаза открыты.
Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
- «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
- «Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
- «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: А теперь давайте вернёмся к нашим пуговицам. Выходите на ковёр.
Дети стоят врассыпную на ковре.

Игра «С какой стороны пришиты пуговицы»
Воспитатель: Посмотрите на свою одежду. Посчитайте, сколько пуговиц, если есть, у вас на одежде?
Дети считают. Воспитатель спрашивает детей сколько у кого пуговиц.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно. У мальчиков и девочек пуговицы пришиты одинаково? (Дети рассматривают, ищут ответ на вопрос)
Воспитатель: Девочки, с какой стороны пришиты пуговицы на вашей одежде? А петельки, с какой стороны?
Дети отвечают.
Воспитатель: А у мальчиков?
Дети отвечают
Воспитатель: Ребята, правило пришивания пуговиц на мужской и женской одежде тоже пришло к нам из прошлого. В стародавние времена богатых женщин одевали служанки, и чтобы им было удобнее застегивать, пуговицы пришивали слева, а мужчины всегда одевались сами, даже самый богатый, а самому легче застегивать пуговицы, находящиеся справа.
Воспитатель: Ребята, я придумала для вас игру. Пусть будут эти красивые пуговицы из цветного картона как настоящие. Выберите себе любую пуговицу.
Подвижная игра «Найди пуговицу»
Воспитатель: Как только зазвучит музыка, вы начнёте двигаться в произвольном порядке по ковру. Как только музыка перестанет играть – вы станете по заданию.
Первое задание: Станьте рядом друг с другом у кого пуговицы одинаковые по цвету и по размеру. Начали!
Дети двигаются по ковру под музыку. Как тлолько музыка перестала играть дети выполняют задание.
Образуют три группы:- большие голубые с 2 и 4 отверстиями
- большие красные с 2 и 4 отверстиями


Второе задание: Станьте рядом друг с другом у кого пуговицы одинаковые по цвету и количеству отверстий. Начали!
Дети двигаются по ковру под музыку. Как тлолько музыка перестала играть дети выполняют задание.
Образуют пять групп:
- большие голубые с 2 отверстиями
- большие голубые с 4 отверстиями
- большие красные с 2 отверстиями
- большие красные с 4 отверстиями
- маленькие жёлтыес 4 отверстиями
Воспитатель: Проверьте друг у друга. Никто не ошибся?
Третье задание: Станьте рядом друг с другом у кого пуговицы одинаковые по размеру и количеству отверстий. Начали!
Дети двигаются по ковру под музыку. Как только музыка перестала играть дети выполняют задание.
Образуют три группы: - большие голубые с 2 отверстиями + большие
красные с 2 отверстиями;
- большие голубые с 4 отверстиями + большие
красные с 4 отверстиями;
- маленькие жёлтые с 4 отверстиями
Воспитатель: Проверьте друг у друга. Никто не ошибся?
Воспитатель: Отлично справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть. Я наклеила на карточки пуговицы от 1 до 10. Ваша задача такая: посчитать количество пуговиц на карточке и выбрать цифру, которая соответствует количеству пуговиц.
Воспитатель раздаёт детям карточки с наклеенными пуговицами от 1 до 10 штук. На столе раскладывает цифры.
Дидактическая игра «Встань на свое место»
Воспитатель: Готовы? Начали!
Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число, берут цифру.
Воспитатель: Покажите свою карточку и цифру, которую вы выбрали.
Дети показывают.
Воспитатель: Проверьте, пожалуйста, друг друга, всё правильно?
А теперь поменяйтесь карточками.
Затем меняются карточками и повторяют игру ещё раз.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!
Дети отдают карточки воспитателю, убирают кегли в корзину.

Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали
Свои косточки размяли.
Хорошо прогнулись
И друг другу улыбнулись.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, где хранят пуговицы ваши мамы и бабушки?
Дети: в баночке, в шкатулке……
Воспитатель: Давайте и мы приберем наши пуговицы из шкатулки в специально подготовленную коробку, которую я приготовила. Предлагаю разложить пуговицы по определённым признакам:
Воспитатель: Сначала найдите пуговицы на ножке. Теперь найдите металлические пуговицы среди них. Положите металлические пуговицы в отдельную ячейку. Теперь найдите пуговицы из ткани. Положите их отдельно. Оставшиеся пуговицы тоже положите в отдельную ячейку.
Воспитатель: Разложили пуговицы на ножке. Сейчас найдите самые большие пуговицы с двумя отверстиями. Положите их в свою ячейку. Найдите пуговицы с двумя отверстиями чуть меньшего размера.
Воспитатель: Какие пуговицы остались?
Дети: С четырьмя отверстиями.
Воспитатель: Положите, пожалуйста, эти пуговицы в отдельную
ячейку.
Воспитатель: Смотрите, у нас осталась одна пуговица. Какая она?
Дети: Деревянная!

Большая голова, да узок ворот? Мышки из норки выглядывают? Что это такое? ... Правильно. Это Пуговица Выполнила Любовь Владимировна Майорова учитель-дефектолог

Что такое пуговица? Пу́говица - застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.

Когда появилась пуговица? Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, использовались в качестве украшения, а не для застёгивания.

Как появилась пуговица на Руси? В русском языке все немного иначе: пуговица - это «пугач» или «пугалка» (по словарю В. Даля) , что прямо указывает на ее магическое предназначение.

П уговица на Руси. Особенно популярны были золотые и серебряные пуговки-гирьки на кафтанах во времена Киевской Руси (IX-XII в.в.)

Пуговица на Руси. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигилее (стёганый кафтан с коротким рукавом, который носили ратники). На пуговицы, кстати, застегивался и русский сарафан, и женская корсетка, и короткий кафтан казачек, и зимний тулуп.

Из история пуговицы. XVIII столетие называют золотым веком пуговиц, тогда их разнообразие было безгранично. Для производства использовались: золото, серебро, олово, сталь, латунь, стекло, рог, слоновая кость, перламутр, панцирь черепахи, эмаль, дерево.

Функция пуговицы Утилитарная функция пуговицы – она предназначена для соединения частей одежды.

Декоративная функция пуговиц также хорошо известна. Иногда пуговицы были основным украшением костюма и стояли больше, чем весь гардероб. Функция пуговицы

Магическая функция - пуговица была видом амулета должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Функция пуговицы

Информативная функция появилась достаточно поздно. Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск (сил) и т. д. (служебные мундиры, ливреи и т. п.) Функция пуговицы

Материал изготовления Пуговицы изготавливались и изготавливаются из самых разнообразных материалов: металла, стекла, дерева, янтаря, перламутра, кожи, кости, фарфора, э бонита и т. д. С 1930-х годов XX столетия широкое распространение получили пластмассовые пуговицы.

Разновидности пуговиц Пуговица с двумя или четырьмя сквозными отверстиями для пришивания.

Способы пришивания пуговиц

Пуговица с ушком - на задней стороне пуговицы располагается выступ с единственным отверстием, за которое пуговица и пришивается к одежде. Разновидности пуговицы

Форма пуговиц

Русские пословицы и поговорки о пуговице Пуговички золочёные, а три дня не евши. Умная умница - что светлая пуговица. Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано. На чужой рот пуговицу не нашить.

Применение пуговиц

Интернет - ресурсы Виньетка с пуговицами Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей № 21г. Иваново; http://ru.wikipedia..docx; http:// www.luxemag.ru/fashionhistory/7978.html.

ПУГОВИЦА, пугвица, пуговка, пуговичка - кружок или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде, для застежки на петлю, на петельку. Пугва (ж. церк.) выпуклость, горбок. Пуга, пужка - тупой конец яйца, пятка, гузка. Пугово(и)чный мастер, или пуговичник, пуговница.


Интересно звучит слово «пуговица» на разных языках: * На японском – это «нэцке», хотя это слово привычнее для обозначения вида искусства. * Итальянском - bottone, испанском baton – почка, нераспустившийся бутон. * Немецком - Knopf, в голландском Кnоор имеют значение «шишка, выпуклость, вершина». (Сравните со словом «кнопка», обозначающим вид застежки).




В давние времена люди соединяли свою одежду различными косточками животных, небольшими палочками, шипами растений. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.


Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, использовались в качестве украшения, а не для застёгивания и были обнаружены в Индии. Сделаны они около 5000 лет тому назад!!! Предки русской пуговицы датируются VI веком. Древнерусские пуговицы-гирьки


Пуговицы, как правило, украшались рисунком. Например, концентрические круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. В России пуговица, в основном, служила оберегом. Пуговицы были полыми, в виде шарика, в который помещали кусочек металла. При ходьбе такие пуговицы гремели и тем самым отпугивали злых духов.


По достоинству пуговицы оценили лишь в Средние века, когда вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре. Их нельзя было надеть, не распарывая. Поэтому модникам и модницам приходилось ждать, пока одежду зашьют прямо на фигуре перед выходом в свет, а после так же долго освобождаться от «оков красоты».


Впервые пуговицу стали использовать как застежку в Германии примерно в 13 веке. Затем пуговицы быстро распространились по Европе и применялись для изготов- ления облегающей одежды. Появились истинные произведения искусства. С помощью специальной глазури художники расписывали пуговицы яркими картинами.


Зародившись, пуговица долго оставалась элементом мужской военной формы. Дамы предпочитали шпильки и булавки. Петр I, повелевал пришивать, пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя вчерашним крестьянам вытирать рукавом нос или рот после еды.


Но, как и все в мире моде, при достижении определенного уровня совершенства, его присваивают себе женщины. Так случилось и с пуговицами. Когда пуговицы стали настоящим предметом искусства, женщины обратили на них свой взор. Пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря.




В 1877 году, по выражению одного из модных журналов того времени, "женщин обуяло пуговичное безумие". Тогда же появились пуговицы, обтянутые тканью. Женщинам просто надоело каждый день натирать до блеска металлические пластины.


Серебряные английские и французские пуговицы в стиле модерн гг. Пуговицы с изображением насекомых, покрытые стеклом. Середина или конец XVIII в. Медные пуговицы. Предположительно Англия. XVIII в.




А в х годах ХХ века во всем мире стали популярны пуговицы из цветного стекла, выпускавшиеся в Западной Германии и Чехословакии. Чистые яркие цвета, золотая и серебряная отделка, продуманный дизайн делали их замечательным дополнением и украшением женской одежды. Но с повсеместным Распространением бытовых стиральных машин, портящих и ломающих хрупкое стекло, от них пришлось отказаться. После Второй мировой войны сырья для производства пуговиц катастрофически не хватало, поэтому в дело шел любой подручный материал: в Германии выпускались пуговицы из лобового стекла списанных истребителей, а подмосковная артель штамповала их из размягченных на огне патефонных пластинок.






Пуговицы 16 век Пуговицы из хлеба Пуговица век Деревянная пуговица

Проект


МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида"

ПРОЕКТ « ИСТОРИЯ ПУГОВИЦЫ»

Старшая группа ТНР "Радуга"

Воспитатели:

Белькова Е.П.

Голованова Т.В.

г. Каменск – Уральский

Образовательный проект « История пуговицы»

Вид проекта
: информационно познавательный.
Продолжительность
: краткосрочный.
Срок реализации:
октябрь – ноябрь.
Участники проекта:
дети старшей группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:

о. о «Познание»
- НОД информационные сообщения об истории возникновения пуговиц, познавательно – исследовательская деятельность с пуговицами (размер, форма, материал)
о.о «Коммуникация»
-беседа, заучивание пословиц, поговорок о пуговицах.
О.о «Социализация»
- знакомство с профессиями людей причастных к изготовлению пуговиц, сюжетно ролевые игры «Ателье», «Модный салон».
О.о «Безопасность»
- знакомство с правилами техники безопасности по пришиванию пуговиц.
О.о «Художественное творчество»
- изготовление поделок из пуговиц.
Актуальность
«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание» Э.М.Ремарк. Действительно, мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А ведь многие из них, порой даже саамы е обычные, таят в себе много интересного. Мы решили узнать об истории возникновения пуговиц.
Цель:
Познакомить с историей возникновения пуговиц.
Задачи:
Воспитание познавательного интереса к предметному миру, расширение кругозора посредством познавательно исследовательской деятельности.
Развитие мелкой моторики, связной речи, мышления, творческих способностей.
Ожидаемый результат:
создание мини – музея «Пуговица», выставка работ на тему «Вот такая пуговка!»
Этапы реализации:

1 этап – подготовительный:
разработка проекта, постановка цели и задач, подбор необходимого материала по теме (пословицы, поговорки, информационный материал), разработка конспектов;
2 этап – основной:
беседы, рассматривание иллюстративного материала, чтение познавательной литературы о том « Что обозначает слово пуговица?», «Чем пользовались люди до изобретения пуговицы?», « Какими были первые пуговицы и из какого материала они были сделаны?», какие виды пуговиц бывают, набор пуговиц;
3 этап – заключительный:
создание мини – музея, создание выставки «Вот какая пуговка!»
Формы работы:
НОД, беседы, познавательно – исследовательская деятельность по теме дидактические игры: «Найди пару», «какая лишняя?», «Выложи узор», «Собери бусы». Знакомство с пословицами и поговорками о пуговицах, художественно – творческая деятельность, сюжетно ролевые игры «Ателье», «Модный салон», «Магазин», «Отдел «Пуговица». Создание мини – музея, организация выставки поделок из пуговиц.
Участие родителей:
помощь в подборе информации, участие в создании мини – музея, участие в изготовлении поделок для выставки.

Результаты реализации проекта:
результатом проекта стало создание мини – музея, где было представлено разнообразие видов пуговиц, их принадлежности и материалов, из которых они сделаны. Дети также узнали об истории возникновения пуговицы, её совершенствовании. Расширение кругозора детей: ведь в ходе проекта дети проводили исследовательскую деятельность: сравнивали, экспериментировали. Главное, что усвоили дети и взрослые – это сознание того, что самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.

История пуговицы

История пуговицы началась семьсот лет назад. Но имени человека,

который ее придумал, история не сохранила. Интересно, что женщины

по началу абсолютно игнорировали это изобретение и продолжали

пользоваться булавками, пуговицы интересовали только мужчин.
Так как в те времена мужская одежда была не менее яркой, чем женская пуговицы делали из дорогих металлов, украшали драгоценными камнями. А на мужское платье пришивалось так много пуговиц, больше нескольких тысяч, что оно становилось очень тяжелым. История помнит, что французский
король Франциск
заказал для отделки своего бархатного костюма 13 600 золотых пуговиц. По пуговицам определялось положение человека. Пуговицы из золота и серебра делали для дворян, из недрагоценных материалов - для солдат и слуг, из стекла и дерева для простых людей.
«Пуговица» в русском языке
имеет то же корень, что и слово
«пугать»
. И ученые считают, что это совпадение не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло. Для «большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. За столетия каких только пуговиц не было. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях. А современных галантерейных магазинах в продаже потрясающий выбор пуговиц!
Это интересно
На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении. Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.

История пуговицы
История появления пуговиц начинается еще в период античности. Самые древние образцы были найдены во время раскопок в долине реки Инд, а значит ими пользовались еще в Индской цивилизации (III тысячелетие до н.э.). Кроме этого, археологи находили подтверждение того, что пуговицы использовали древние греки, скифы и древние римляне. Есть находки, свидетельствующие, что они были на ремнях, которыми воины крепили доспехи. Пуговицы тех времен отличались многообразием форм – от круглых до канонических.
Однако, конечно же, в древние времена пуговицы не применялись настолько широко, как в Средние века. Тогда в моду начали входить облегающие костюмы, сшитые по фигуре. Сначала их зашивали прямо на человеке, а после швы распарывали. Со временем для ускорения процесса был придуман шов, который распадался, если потянуть нить за один конец. Однако это было не очень удобно. В результате, проблема была решена с помощью пуговиц. Правда их могли себе позволить только очень состоятельные люди, поскольку изготавливались они тогда из драгоценных металлов – золота или серебра. Чем больше пуговиц было на костюме человека, соответственно, тем выше был его статус. Известно, что король Франции Франциск I был обладателем костюма, на котором было пришито более тринадцати с половиной тысяч пуговиц!
Со временем возможность использовать пуговицы в одежде получили и остальные слои населения, так как их начали изготавливать из более дешевых материалов. Интересно, что они стали также знаком отличия – их делали со штампованным рисунком, который свидетельствовал, что владелец костюма или мундира принадлежит к тому или иному ведомству.
Неординарный способ использования этой застежки предложил изобретательный Петр I, издав указ, по которому ненужные пуговицы пришивали на рукав солдатского мундира, чтобы отучить солдат вытирать рукавом рот или нос. Это позволяло дольше сохранить дорогое сукно, из которого шились тогда костюмы.

Презентация продукта проектной

деятельности

ПУГОВИЦЫ КРУПНЫЕ

ПУГОВИЦЫ СРЕДНИЕ

ПУГОВИЦЫ МЕЛКИЕ

ПУГОЫИЦЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

ПУГОВИЦЫ ДЕТСКИЕ

ПУГОВИЦЫ НЕОБЫЧНОЙ ФОРМЫ

ПУГОВИЦЫ ФОРМЕННЫЕ

Совместная творческая выставка работ

Конспект занятия для детей старшей группы на тему

«Чудо пуговицы»

Цели и задачи:
- познакомить детей с историей происхождения пуговицы; - развить интерес к изучаемому предмету и образное мышление при помощи загадок и игр; - расширить представление детей в области использования пуговиц; -развивать творческое воображение. Интеграция образовательных областей: "Социально – коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Художественно – эстетическое развитие", «Речевое развитие». Материал: коллекция пуговиц, текст стихотворения, текст загадок, картинки для рассказа.

ХОД
Воспитатель. - Сегодня мы с вами познакомимся с историей происхождения знакомой и привычной вещи. Много различных вещей окружают нас, и мы никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Именно о такой вещи мы сегодня поговорим. -Отгадайте загадку, о нужном в нашей жизни предмете: 1. Эту нужную вещицу на одежде ты найдешь. Если нет ее на месте ты неряхой, прослывешь. Ответ детей. (пуговица) 2.Одеваться соберёшься – Без меня не обойдёшься. Знают взрослые и дети – Застегну я всё на свете. Что это?
Ответ детей. (пуговица) Воспитатель. -Конечно – это пуговица. Вот о ней и пойдет разговор. -Посмотрите, какие они разные. (Демонстрируются картинки с различными изображениями пуговиц.) Зачитывается стихотворение Вера Авдеева. Пуговицы. Пуговицы с якорями На бушлатах моряков. Я хочу дружить с морями. Я бушлат носить готов. И с дубовыми листками Пуговицы лесников. Я хочу дружить с лесами, Охранять я их готов. А на форме машиниста Пуговицы с молотком. Чтобы поезд ехал быстро, Буду в кителе таком. Но сказала тихо мама, чтобы всё я понимал: В кителе для генерала Ходит только генерал. Мама долго хохотала, Потому, что я хитёр. Буду в форме генерала, Если буду я актёр.
- Представьте себе, что на всей Земле исчезли пуговицы. Что делать людям? Чем можно заменить пуговицы? Ответы детей. Воспитатель. -Как все-таки хорошо, что они есть. - Как вы думаете, для чего нужны пуговицы? Ответы детей. Воспитатель. Всегда ли они были такими как сейчас? Послушайте необычайно-занимательную историю "пуговицы". (Рассказ сопровождается показом иллюстраций, предметов по теме) Вы знаете, что одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя?! Шкура накидывалась на плечи и, что бы она не сползала, ее придерживали руками. (Показ первой картинки). Но первобытному человеку, руки нужно было освободить для труда: что бы готовить орудия для охоты, делать западню для мамонта. (Показ второй картинки). Поэтому на одежде и появились застежки. Первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений. (Показ третей картинки). - Пользуемся ли мы застежками, придуманными первобытным человеком? Ответы детей. Воспитатель. - Правильно, из глубины веков нам достался такой способ застежки, как пояс и ремень. Конечно он сильно отличается от своего пра- пра- пра- собрата и теперь играет роль скорее декоративного элемента. (Показ четвёртой картинки). К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без нее. Делали пуговицы из драгоценных камней, из драгоценных металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек, передавали по наследству. Чем больше пуговиц, тем знатнее господин. Уважающий себя дворянин нашивал на камзол около 40 пуговиц. (Показ пятой картинки). В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.
- А вы знаете, что на женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской справа. - Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда ответьте на вопросы: - Из какого материала делали пуговицы в старину? Ответы детей. (Из драгоценных металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек) Воспитатель. - Какой материал для изготовления пуговиц используют сейчас? Ответы детей. Воспитатель. - Пуговицы бывают пластмассовые, металлические, деревянные, обтянутые тканью или кожей. (Воспитатель демонстрирует пуговицы). Пуговицы нужны человеку для одежды, но с ними можно и поиграть. Перед вами разнообразные пуговицы и я предлагаю из них создать узор для ковра.
Чудо ковёр.

Цель
. Вызвать у детей желание играть с различными видами пуговиц, развивать фантазию, воображение, внимание.
Материал.
Различные виды пуговиц, прямоугольная заготовка для «ковра» (различных цветов). Дети выполняют задания. Ход выполнения задания. Детям предлагается выбрать понравившийся фон для «ковра». Выбрав фон для «ковра» дети самостоятельно выкладывают рисунок из пуговиц. Воспитатель. Молодцы ребята у вас получились замечательные рисунки на коврах и я предлагаю оставить работы на столах, что бы вы могли внимательно их рассмотреть. (Дети встают из за столов и рассматривают «ковры»). Воспитатель спрашивает детей о том, какой ковёр им больше понравился.
(Ответы детей). Воспитатель. Вам понравилось занятие? (Ответа детей). Воспитатель. А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Воспитатель. Наше занятие подошло к концу, но знакомство с чудо пуговицами обязательно продолжиться.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Прост, как пуговица. Застёгнут на все пуговицы. На чужой рот пуговицы не нанизать. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдёт поближе – медная пуговица. Пуговички золочённые, а три дня не евши. Умная умница – Это светлая пуговица. Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ
В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой - маленький), творческое воображение. Совместная игра детей и родителей позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Так как именно в дошкольном возрасте у взрослого есть уникальная возможность стать значимым для своего ребенка, стать тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.
ПУГОВИЧНАЯ КОПИЛКА
Вам потребуются: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, в зависимости от того, какие задачи вы поставите: будь то закрепление представления о размере, цвете или обучение счету). На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!
НЕОБЫЧНОЕ НАНИЗЫВАНИЕ
Вам потребуются: плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки. Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку (вы можете предварительно отрезать острые кончики зубочисток). Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стерженек. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них. Кстати, не все пуговицы возможно нанизать на зубочистку, так как диаметр дырочек на пуговицах не всегда соответствующий. Поэтому либо вы предварительно отбираете подходящие пуговки для этой игры, либо вы предоставляете ребенку возможность убедиться в несоответствии на
собственном опыте и сделать свои выводы. Играя с ребенком постарше, вы можете просить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на такой стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.
КАРТИНКИ ИЗ ПУГОВИЦ
Для развития творческих способностей и образного мышления малыша вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка. «
С пальца на палец»
Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя. «
Пуговичный футбол»
Для этой игры понадобится 7 пуговиц. Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра. Оставшиеся три пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других. По воротам игроки бьют по очереди.

В рассыпную
На ковер или стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше игроков, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков. По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.
Еще дальше
Игроки встают у ограничительной линии, у каждого в руке по одинаковой пуговице. На счет раз-два-три, игроки стараются положить как можно дальше от себя пуговицу. Можно наклоняться вперед, вытягивать руки. Но нельзя сходить с места, кидать пуговицу. Тот, кто упадет на пол - выбывает из игры. А тот, кто положит пуговицу дальше всех - выиграл.
Больше-меньше
Для этой игры чем больше пуговиц будет, тем лучше. Главное, чтобы все они были разного размера и среди них одна сама большая и самая маленькая. Ведущий говорит: - ищем самую большую пуговицу, - и высыпает все пуговицы из коробки на стол. Игроки сидят вокруг стола и, не мешая друг другу, ищут пуговицу. Тот, кто нашел, кладет ее рядом с собой. Ведущий собирает все пуговицы в коробку и дает следующее задание: - ищем самую маленькую пуговицу И так далее. Задания могут быть примерно такими: - ищем пуговицу в тремя дырочками - ищем треугольную пуговицу - ищем самую большую красную пуговицу Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы
никто из участников не мог подсмотреть заранее). Игра продолжается, пока не надоест. В итоге смотрят, кто набрал больше всего выигрышных пуговиц. Тот и победитель.
Пирамида
Чтобы выиграть в этой игре нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц. Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть. Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.
Ловкачи
Все игроки выстраиваются на одной линии. Каждому выдают по одной пуговице. Игроки вытягивают левую ногу вперед и делают носочек «утюжком», таким образом, чтобы можно было положить на него пуговицу. По команде ведущего все игроки начинают скакать на правой ноге вперед. Нужно доскакать до финиша (условленной черты) не уронив пуговицу.
Шнуровка
Каждому игроку выдается нитка (около 40 см) и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая. Задача каждого игрока - нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки. Ведущий хлопает в ладоши и игра начинается. Побеждает тот, кто первым выполнил задание
"Запомни и повтори"
Эта игра поможет развить внимание, память. Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых). Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.

Проект на тему: «Жила –была пуговица!»

Выполнили:

Воспитатели МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД№16 г. Выборга»

Филиппова Н.Ф

Пескова Л.А.


Вид проекта: по предметной области- познавательное развитие; по характеру предметной области – парктико-ориентировочный; по составу- групповой; по продолжительности – 1 месяц.

Участники проекта : дети средней группы, родители и воспитатели

Проблема: отсутствие знаний об истории возникновения пуговицы.

Цель проекта: развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к предметному миру.

Итоговое мероприятие: создание мини- музея « Жила-была пуговица…»


  • Для детей: познакомить детей с историей возникновения пуговиц; показать значение пуговицы в повседневной жизни людей; закрепить полученные теоретические знания о пуговицах, их значении и применении в различной творческой деятельности; развивать мелкую моторику рук, внимание, память; развивать творческие способности, воображение и фантазию детей.
  • Для педагогов: смоделировать цикл игровых заданий и упражнений с пуговицами; способствовать использованию метода проекта в работе с детьми, формировать позитивное отношение педагогов к проектной деятельности; использовать нетрадиционные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями.
  • Для родителей: создание и пополнение коллекции; повысить компетентность по ознакомлению детей с пуговицами; привлечь к активному участию в проектной деятельности.

.

Продукты проекта: Для детей: поделки из пуговиц по теме «Чудесные превращения пуговицы»; сказки и рассказы о приключениях пуговицы; рисунки по теме: « Какие бывают пуговицы» Для педагогов: презентация проекта; изготовление пособий и дидактических игр. Для родителей: создание и пополнение коллекции. Этапы проекта: 1. Подготовительный – ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта; распределение заданий между участниками проекта; подбор наглядно методической, познавательной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме; подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности детей; подбор материала для коллекции; разработка методических пособий, конспектов ОД 2. Практический: интеграция образовательных областей по проекту.


.

Образовательная область « Познание» Беседа: « Что такое пуговица?», « Для чего нужны пуговицы», « История возникновения пуговицы». Игровая деятельность Дидактические игры : « Какая лишняя?» , « Найди пару», « Бусы», « Подбери по цвету», « На что похожа пуговица?», « Подбери к одежде», « Чудесный мешочек», « Больше- меньше», « Какая лишняя?», « Узоры из пуговиц». Игровые упражнения: « Найди нужный домик», « Укрась платье», « Сосчитай на ощупь», « Попади в цель»-подвижная игра, рассортируй пуговицы по признакам: по форме; по цвету; по размеру; по количеству отверстий, посчитай пуговицы на себе и покажи их цифрами, выкладывание из пуговиц геометричсеких фигур. Конструирование . « Фоторамочка для милой мамочки», « Забавная змейка», « Пуговичный букет»,. Экспериментально- поисковая деятельность . Рассматривание узоров на пуговицах под лупой. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.


« Художественное творчество» Рисование: «Туфелька для мамы, украшенная пуговицами», « Придумай и нарисуй свою пуговицу», « Волшебница- пуговица» « Коммуникация » Пословицы и поговорки о пуговицах, сочинение сказок о пуговицах. Игры с использование технологии « ТРИЗ»: « Что было бы, если бы люди жили без пуговиц». Составление описательных рассказов о пуговицах. «Социализация» сюжетно- ролевые игры: « Ателье», «Магазин», « Семья» В ходе реализации проекта была проведена работа: Работ с детьми. Были определены главные вопросы исследовательской деятельности: « Что означает слово « пуговица?», «чем пользовались люди до изобретения пуговиц?»; « Какими были первые пуговицы?»; « Каких видов бывают пуговицы?»; « Из каких материалов делают пуговицы?»; « Какие есть способы пришивания пуговиц?»; « Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?», узнали, что слово « пуговица» произошло от слова « пугать». В ходе реализации проекта, работа с пуговицами дала возможность значительно расширить кругозор детей.

.


Загадки и пословицы

1.Одеваться соберёшься – 1. « На чужой рот пуговицы не нашить»

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети – 2. «Умная умница- что светлая пуговица»

Застегну я всё на свете. Что это?

3. «Прост, как пуговица»

2. Круглое, но не колесо?

3. Круглая с дырочками, можно пришить? 4. «Пуговички золоченые, а три дня не евши»

4. Катится, но не круг?


Пуговица”.

В пыли, едва приметная, Пуговица медная. Ты потри её сильней, Якорь светится на ней. Может, Пуговица эта На бушлате моряка Обошла почти полсвета, Приплыла издалека. Значит, видела она Лопоухого слона. Посещала, значит, страны, Где на ветках - обезьяны. На краю огромной льдины Танцевали ей пингвины. У причала на рассвете Провожали её дети.

Может, в бурю у штурвала Чуть её не оторвало От бушлата моряка, Не схвати её рука. Г. Горбовский



Физкультминутка “Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Пуговицы в руки возьмём

И под музыку передаём.

Когда настанет тишина.

Скажи, какая пуговица, у тебя?

Сказка «Волшебная пуговица» Ирис Ревю

Жил-был ёж. Однажды он шел по тропинке и нашёл пуговицу.

- Славный подарочек для моего нового сюртучка, - подумал еж.

Но соседка белка сказала, что хорошо бы найти того, кто потерял эту пуговицу.

- Синице эта пуговица принадлежать не может, у неё жёлтый жилет, а пуговица красная, - сказал ёж.

- Зайцу она тоже не подходит. У него пальтишко серое или белое, - подсказала белка.

- Может, пуговицу потеряла рыжая лиса или бурый медведь? - прикидывали белка и еж. Но ни с лисой, ни с медведем друзьям встречаться не хотелось.

А свежую новость принесла сорока на хвосте. Она сказала, что пуговицу потеряла Баба-Яга, и что эта пуговица волшебная.

Ёж и белка обрадовались, но немного и расстроились. Они обрадовались, что пуговица волшебная, а волшебство – это всегда интересно, а расстроились потому, что надо идти к Бабе-Яге, а она вечно что-нибудь да намудрит.

Но делать нечего, пошли еж с белкой к Бабе-Яге. Она как пуговицу свою увидела, так сразу улыбнулась.

- Это от моего сарафана, - сказала она. А потом хитро прищурилась, посмотрела на добродушных ежа и белку и говорит:

- Я подарю эту пуговицу вам. Она непростая. Если её слегка потереть, то она начнёт рассказывать сказки.

Обрадовались друзья, поблагодарили Бабу-Ягу.

Теперь, когда еж с белкой посумерничать выходят, они берут с собой волшебную пуговицу. А она им сказки рассказывает…











Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Вязание спицами: расчет плотности Вязание спицами: расчет плотности Летние юбки для полных женщин Стильные юбки на лето Летние юбки для полных женщин Стильные юбки на лето Конспект игровой обучающей ситуации в детском саду Конспект игровой обучающей ситуации в детском саду