Создание парфюмерной композиции из специй и древесины. “Секреты создания собственных духов из эфирных масел”

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

8 ..

§ 2.

Назначение и состав парфюмерных композиций

Парфюмерные композиции даже самого простого по составу парфюмерного изделия состоят из большого количества душистых веществ. Например, рецептура хорошо известных всем духов ’’Красная

Москва” содержит 16 индивидуальных душистых веществ и эфирных масел, а также девять композиций-баз.

Долгое время парфюмерные композиции составлялись только из натуральных эфирных масел, смол и бальзамов. Ассортимент натуральных эфирных масел, входящих в настоящее время в состав парфюмерных композиций, достаточно широк и насчитывает более 200 названий, в том числе 20 отечественных эфирных масел. Некоторые натуральные эфирные масла поступают из-за рубежа (апельсиновое, лимонное, пачулиевое, санталовое и др.).

С развитием химии синтетических душистых веществ синтетические продукты занимают ведущее место в составе парфюмерных композиций. Использование наряду с натуральными продуктами большого ассортимента синтетических душистых веществ позволяет парфюмеру получить новые оригинальные запахи, не встречающиеся в природе. Среди большого количества синтетических органических соединений, обладающих запахом, лишь небольшая часть относится к так называемым синтетическим душистым веществам - соединениям, которые обладают характерным запахом и находят применение в композициях. В настоящее время в состав отечественных композиций входит более 160 различных синтетических душистых веществ. Наряду с натуральными эфирными маслами и синтетическими душистыми веществами в состав парфюмерных композиций широко вводят композиции-базы, как воспроизводящие запах натуральных масел, так и обладающие оригинальным запахом.

По характеру запаха парфюмерные композиции подразделяются на две группы: цветочные и фантазийные.

Цветочные композиции воспроизводят запах цветка или цветочного букета; фантазийные - обладают запахом, который в природе может и не встречаться.

Хорошо составленная композиция должна удовлетворять следующим требованиям:

Гармоничное сочетание душистых веществ, входящих в композицию;

Определенная продолжительность ощущения запаха;

Относительно качественная неизменяемость запаха при их хранении и испарении в процессе использования, при контакте с кожей, одеждой или волосами человека.

§ 3. Основы составления парфюмерных композиций

Составление композиций является основой парфюмерного искусства. Создание парфюмерных изделий - одновременно наука и искусство.

Успех построения парфюмерных композиций с оригинальным зала-

xqm зависит от знаний, опыта парфюмера, его творческой индивидуальности.

Тип запаха парфюмерной композиции обусловлен ее составом и главным образом соотношением ведущих компонентов. Так, ведущими компонентами для композиций с запахом фиалки является ионон, метилионон, иралия, ирисовое масло, вер-виолет; с запахом ландыша - гидрооксицитронеллаль, линалоол, диметилацеталь, фенилацетальдегид; с запахом розы - цитранеллол, гераниол, фенилэтиловый спирт, розовое масло; с запахом гвоздики - эвгенол, изоэвгенол, гвоздичное масло; с запахом жасмина - бензилацетат, жасминальдегид, масло жасмина.

В табл. 6 приведены компоненты, входящие в состав некоторых композиций с цветочным запахом (фиалки, ландыша, розы, гвоздики, жасмина).

Как видно из табл. 6, в композициях с запахом фиалки можно найти компоненты розы, гвоздики; с запахом ландыша - компоненты жасмина, розы; с запахом жасмина - компоненты ландыша, розы и т. д. Поэтому парфюмер может создать неограниченное количество различных запахов путем подбора сочетания душистых веществ. Характер запаха будет обусловлен сочетанием и соотношением душистых веществ.

При составлении цветочных композиций парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ. Однако установлено, что цветочные духи с запахом сирени, ландыша, фиалки и др., созданные разными парфюмерами, значительно различаются между собой оттенками запаха. Это объясняется тем, что разные парфюмеры неодинаково воспринимают и воспроизводят запах природного цветка. В значительно большей степени проявляются способности парфюмера при создании фантазийных композиций, например с запахом шипра, фужера, кожи и др. Парфюмерные композиции с фантазийным запахом являются основой многочисленных духов (’’Триумф”, ’’Визит”, ’’Огонек”, ’’Золушка”, ’’Каменный цветок”, ’’Только ты”, ’’Опера”, ’’Сардоникс”, ’’Ноктюрн”, ’’Русская шаль”, ’’Ночной аромат”, ”Шипр” и др.). Запахи шипра и фужера обусловлены сочетанием душистых веществ, обладающих цитрусовым запахом, с дубовым мхом и компонентами розы, жасмина и гвоздики.

Для создания древесной ноты в состав композиций вводят следующие душистые вещества: пачулиевое, санталовое, ветиверовое масла, ионон, метилионон. Бальзамическую ноту парфюмерным композициям придают перуанский и толуанский бальзамы, бензойная смола, ладанник, опопонакс. Ноты амбры и мускуса создаются при введении в композицию настоев серой амбры, натурального мускуса, бобровой струи, индола, скатола, нитромускусов и других синтетических душистых веществ с запахом мускуса.

Рассмотрим построение парфюмерной композиции с фантазийным запахом на примере композиции с запахом шипра.

Основными компонентами, обусловливающими запах шипра, являются следующие: резиноид дубового мха, бергамотное, лимонное, лавандовое, ветиверовое, пачулиевое масла, ладанник, ионон, метилионон, соединения с мускусным запахом, с запахом амбры, ванили.

6. Компоненты, входящие в состав некоторых композиций с запахом фиалкн, ландыша, розы, гвоздики, жасмина

Различают три ступени запаха парфюмерных композиций, зависящие от скорости испарения душистых веществ: начальный запах (чувствуется вскоре после испарения спирта из духов), основной (запах, характерный для данного наименования парфюмерного изделия) и конечный (запах, который остается после длительного испарения духов).

Начальный запах композиций обусловлен легколетучими душистыми веществами (альдегиды, цитрусовые масла и др.), основной запах - менее летучими душистыми веществами (терпинеол, ионон, метилан-транилат и др.), конечный запах - очень малолетучими душистыми веществами (дубовый мох, мускус, кетон и др.). Труднолетучие продукты имеют, как правило, не очень приятный начальный запах, но в сочетании с другими компонентами придают композициям хорошую ноту. Чтобы улучшить запах смеси труднолетучих душистых веществ, в композицию добавляют более летучие продукты. Легколетучие продукты придают композиции приятную начальную ноту.

Для создания запаха шипра вначале находят сочетание труднолетучих душистых веществ, например дубового мха и амбры, наиболее характерное для запаха шипра. Поскольку в запахе шипра присутствует мускусная нота, следует добавить к этому сочетанию, например, мус-кус-кетон и затем ввести поочередно в различных соотношениях вети-веровое масло, пачулиевое и жасмин абсолю. Сочетание зтих продуктов будет определять конечный запах духов. Однако такая композиция имеет неприятную начальную ноту при испарении с полосок бумаги. Для смягчения этой неприятной ноты и создания более характерного запаха шипра в композицию вводят более летучие вещества, например с цветочным запахом, с запахом розы (розовое масло, цитронеллол, гераниол, гераниевое масло), а затем можно ввести, например, масло фледо-ранж абсолю или композицию с запахом ландыша. Вводя эти продукты в различных соотношениях, парфюмер пытается найти сочетание этих душистых веществ с наиболее приятным и характерным запахом.

Поиски соединений для начальной ноты являются более легкими, так как имеется большой ассортимент легколетучих душистых веществ с приятным запахом. Можно ввести, например, апельсиновое и бергамотное масла, альдегиды с содержанием углеродных атомов в молекуле от 9 до 12. Варианты этой рецептуры могут увеличиваться практически неограниченно, оставаясь при этом в рамках запаха шипра с различными оттенками. Таким образом, парфюмер может варьировать духи с заданным характером запаха, выбирая понравившиеся ему сочетания. При этом он не должен пытаться ввести в состав композиции все существующие душистые вещества. Прежде всего он выбирает те продукты, с которыми предполагает работать для создания задуманного запаха.

Для получения желаемого запаха парфюмер обычно исходит из индивидуальных синтетических душистых веществ и эфирных масел, но может также комбинировать одну с другой композиции-базы, беря их в равных количествах или одну в большем, а другую в меньшем. Затем к этим сочетаниям добавляет индивидуальные душистые вещества, определяющие начальный, основной и конечный запахи композиции. При этом многие душистые вещества определяют одновременно начальную и основную ноты запаха (например, лавандовое масло, бергамотное, розмариновое и др.).

Таким образом, вначале парфюмер создает основной, или так называемый ведущий запах. Затем к основному запаху подбирает душистые вещества, дополняющие и гармонично сочетающиеся с основным запахом и придающие духам определенную полноту, тембр, тональность и окраску.

Как в отечественной, так и в зарубежной практике новая композиция, как правило, разрабатывается не для одного вида парфюмерного изделия, а преимущественно для полной серии, в которую входят духи, одеколон, туалетная вода, препарат для ванн, душистый тальк и др. Хотя композиция может быть предназначена и для более узкой серии (только для духов и одеколонов или только для духов).

Необходимыми компонентами парфюмерных композиций для классических одеколонов являются натуральные цитрусовые масла: апельсиновое, мандариновое, лимонное, бергамотное, а также лавандовое, розмариновое, петигреневое и неролиевое. Цитрусовые масла обусловливают свежесть начального запаха одеколонов. Другие продукты, входящие в состав парфюмерных композиций для классических одеколонов, лишь подчеркивают ноту цитрусовых масел и дополняют ее. Лавандовое, розмариновое, петигреневое и лимонные масла придают композиции свежий цветочный оттенок.

Кроме классических одеколонов существуют также одеколоны с фантазийным запахом, которые представляют собой классические одеколоны при добавлении других продуктов.

В зарубежной практике в течение последних лег преобладающим направлением являются композиции цветочного характера с различными оттенками. Особо популярными становятся цветочные ароматы сладковато-пряного характера, близкие по запаху к так называемому восточному стилю в парфюмерии.

Параллельно с ведущим направлением, представленным цветочными композициями, в зарубежной парфюмерии последних лет получило развитие еще одно - мускусное. Резкий малоприятный запах так называемых мускусных масел отличает их от традиционной парфюмерной продукции, а также более сложные композиции, основанные на сочетании запаха мускуса с ароматами жасмина, сантала, дубового мха, ванили и иланг-илаига.

Стать обладательницей оригинального аромата можно и не прибегая к услугам профессионального парфюмера. Сделать собственные духи из эфирных масел в домашних условиях совсем несложно, главное - использовать качественные компоненты и соблюдать правила составления парфюмерных композиций.

Начинаем делать - это сложно?

Раскрываем секреты создания собственных духов из эфирных масел!

Рецепты духов домашнего изготовления включают эфирные масла и базу - спиртовую или масляную. Также подготовьте:

  • закрывающиеся флакончики из темного стекла;
  • посуду для смешивания компонентов;
  • пипетки;
  • полоски для проб ароматов.

Спиртовые и масляные духи отличаются по своим свойствам и стойкости. В первом случае запах быстрее выветривается, но раскрывается полностью, насыщенно. А в парфюме на основе масла аромат приглушенный, зато более стойкий. Да и срок хранения таких духов дольше, чем спиртовых. Но масляные духи могут оставлять следы на одежде!

Масло для основы выбирайте без запаха - оливковое, миндальное, виноградное, какао, жожоба. Если это спирт, то купите медицинский в аптеке. Там же найдутся эфирные и базовые масла. Приобрести их можно и в интернет-магазинах: Аромашка, iHerb, Aromarti и других.

Запах парфюма может быть насыщенным - общее содержание эфирных масел при этом 30-40%. А для нежных, мягких, неброских ароматов - 10-15%.

Делая духи из эфирных масел своими руками, записывайте каждую добавленную каплю. Это позволит сохранить точные пропорции удавшихся парфюмерных композиций и использовать их в дальнейшем.

О нотах и силе парфюма

Принцип построения духов основан на небольшой хитрости: в состав смеси входит три ноты ароматов - верхняя, средняя и базовая. Чем же они отличаются?

Верхняя нота, или «голова» парфюмерной композиции, - первое впечатление, те ароматы, которые ощущаются при испарении духов с поверхности кожи в течение 10-30 минут после нанесения. Их же мы чувствуем, когда нюхаем флакончик с парфюмом. Начальная нота содержит самые летучие фитоэссенции - с высокой скоростью испарения. Сюда относятся легкие травяные и фруктовые ароматы, например:

  • лимона, мандарина и других цитрусовых,
  • базилика,
  • мелиссы,
  • мяты,
  • розмарина,
  • вербены.

Сильно пахнущие духи на основе эфирных масел нередко содержат большой процент ароматов верхней ноты. Ведь именно они испаряются быстрее и придают парфюму первоначальную яркость.

Средняя нота, «сердце», основа композиции - менее легкие фитоэссенции, улетучиваются в течение 8-24 часов:

  • шалфея,
  • иссопа,
  • герани,
  • лаванды,
  • жасмина,
  • мускатного ореха,
  • кипариса,
  • мирта,
  • иланг-иланга,
  • ромашки.

Базовая нота включает тяжелые, стойкие масла. Этот аромат мы носим на коже дольше всего - он становится различим, когда компоненты «головы» и «сердца» духов испарились. Масла нижней ноты получают из пряностей, растительных смол, корней, фруктов, цветов, семян, плодов и коры деревьев. Примеры фитоэссенций:

  • ванили,
  • имбиря,
  • пачули,
  • можжевельника,
  • мирры,
  • сандала,
  • розового дерева,
  • тмина,
  • ладана,
  • гвоздики,
  • нероли,
  • фенхеля.

Каждая нота натуральных духов должна содержать не более трех эфирных масел, то есть для создания парфюма своими руками выбирайте максимум 9 фитоэссенций.

В чистом виде эфирные масла использовать как духи нельзя, поскольку они могут вызвать ожог кожи или аллергическую реакцию. Ароматический компонент парфюма всегда растворяют в несущей основе - жирном масле либо спирте.

Многие производители эфирных масел создают упаковку разного цвета. Это удобно. Например, у Vivasan это желтый, розовый и зеленый для верхней, средней и базовой нот соответственно.

  • верхняя 30%,
  • средняя 50%,
  • нижняя 20%.

Такая точность не обязательна, поскольку при создании духов результат зависит от личных ощущений и выбранных компонентов.

Семейства ароматов помогут с выбором

Любую смесь можно отнести к определенному семейству ароматов:

  1. Цитрусовые запахи - включают масла бергамота, апельсина, грейпфрута, мандарина, лемонграсса (лайма), лимона. Входили в состав первых одеколонов и туалетных вод.
  2. Цветочные - крупное семейство запахов, в духах чаще применяют композиции из ароматов нескольких цветов. Популярны в парфюмерии роза, фиалка, жасмин, иланг-иланг, нероли (цветок апельсинового дерева), сирень.
  3. Древесные - ароматы с нотками легкой терпкости или сладости. Придают духам утонченность и теплоту. Это эфирные масла сандала, ириса, розового дерева, мирта, пачули.
  4. Папоротниковые, или фужерные, - композиции из лавандовых, древесных запахов с оттенками бергамота, герани, замши или мха. Свежие и терпкие.
  5. Ориентальные (восточные, амбровые) - теплые сладкие чувственные запахи. В основе - амбра или мускус в сочетании с ванилью, ароматами смол и коры деревьев.
  6. Пряные - близки к восточным, но более терпкие. Для создания применяют масла корицы, имбиря, перца, гвоздики и прочих специй и пряностей.
  7. Шипровые - в основе пачули, бергамот, дубовый мох, ароматы смол. Классика для мужских духов. В сочетании с цитрусовыми дают интересные женские ароматы и парфюм унисекс.
  8. Кожаные - синтез цветочных нот со смолистыми, древесными, можжевеловыми маслами. Такие смеси дают необычные запахи - дыма, жженого дерева, табака. Используются преимущественно для создания мужского парфюма.
  9. Водные, или акватические, - ароматы свежести, росы, тумана, морского бриза, горного воздуха, летнего дождя, озона. В таких композициях используют эфирные масла мяты и других трав, цитрусовых, фиалки, лимона. В домашних условиях сделать натуральные духи с акватическим ароматом сложно, поскольку в их создании применяют синтетические молекулы.
  10. Гурманские - семейство запахов по большей части с искусственными компонентами. Парфюмеры создают туалетные воды и духи с ароматом карамели, леденцов, шоколада, сахарной ваты, шафрана, колы, груши. Дома сделать такое вряд ли получится, а вот теплые вкусные композиции с маслами ванили, апельсина, корицы, имбиря вполне возможно.

Также есть фруктовые, древесно-восточные, зеленые и другие семейства запахов.

Какую базу лучше выбрать для своих духов?

Основа облегчает применение парфюма и помогает компонентам объединиться в гармоничный аромат.

Масляные духи стойкие, но не яркие (сдержанные), так как частички масла прочнее удерживают между собой молекулы летучих ароматических соединений. Эфирных составляющих в таком парфюме не более 10% от общего объема (20 капель на 10 мл). После смешивания лучше дать духам настояться 1-2 недели. Недостаток - нельзя наносить на одежду и волосы.

На масляной основе можно сделать и твердые духи. Это отличная идея подарка и удобный вариант для ношения парфюма с собой, например, в медальоне или компактной баночке. Их даже используют как ароматизаторы, например, в машину. Для создания твердых духов к жидкой масляной основе добавляйте косметический воск или используйте застывающие масла баттеры - ши, карите, какао, кокоса.

Духи на основе спирта насыщенные, более яркие, но быстро испаряются. После создания их выстаивают 1-3 месяца, время от времени взбалтывая.

Порядок работы домашнего парфюмера прост:

  • Предварительно выберите запахи эфирных масел, капельно нанося их на бумажные полоски.
  • В чистую сухую емкость налейте спирт и воду (или масло).
  • Добавьте эфирные масла по порядку - базовые ноты, средние и в последнюю очередь верхние.
  • Закройте флакон, встряхните и оставьте настаиваться в темном прохладном месте.

Раскрываем секреты!

Натуральные ароматы можно придумать самостоятельно или использовать готовые рецепты духов из эфирных масел.

  • Духи «Свежесть цитрусов»

Свежий, прохладный цитрусовый запах с цветочными нотками. Фитоэссенции в каплях на 10 мл спирта:

  • мирры - 2,
  • нероли - 3,
  • мирта - 1,
  • лаванды - 2,
  • розы - 1,
  • петитгрейна - 5,
  • бергамота - 2,
  • горького апельсина - 2.
  • Духи «Английский сад»

На 20 мл 80% спирта и 3 мл дистиллированной воды возьмите эфирные масла (в каплях):

  • валерианы - 4,
  • ромашки - 4,
  • иссопа - 1,
  • лаванды - 2.

Рецепты масляных духов для самостоятельного приготовления

Для основы выберите одно жирное масло, например, миндальное. И по каплям добавляйте в него выбранные фитоэссенции.

  • Духи «Нежность»

Утонченный цветочный аромат. На 20 мл базового масла потребуются эфирные масла (в каплях):

  • сандала - 3,
  • голубого ириса - 3,
  • жасмина - 1,
  • розы - 1.
  • Духи «Южная ночь»

Теплый сладкий запах с пряными соблазняющими нотками. В 10 мл базы добавляйте по каплям такие эфирные масла:

  • пачули - 2,
  • розового дерева - 1,
  • сандала - 1,
  • ванили - 2,
  • жасмина - 1,
  • шалфея мускатного - 1,
  • нероли - 1,
  • иланг-иланга - 1,
  • мандарина - 1.

Чтобы сделать твердые масляные духи, используйте такую же схему смешивания, только вместо жидкого базового масла возьмите предварительно растопленных на водяной бане твердого масла (Ши, какао или карите) и косметического воска. Готовую, но еще не застывшую смесь залейте в медальон или плоскую баночку с крышкой и дождитесь полного застывания (30–40 минут).

Духи — афродизиаки для привлечения мужчин

Рецепты этих духов не оставят мужчин равнодушными!

Масла афродизиаки воздействуют на нервную систему, усиливая чувственность и стимулируя сексуальное желание. Среди них фитоэссенции сандала, кедра, жасмина, бергамота, пачули, иланг-иланга.

Рецепт духов-афродизиаков (в каплях на 10 мл жирного масла):

  • сандал - 2,
  • корица - 1,
  • ваниль - 1,
  • бергамот - 1.

Также известна смесь Афродиты, в которой на 20 мл базового масла приходится по 3 капли фитоэссенций иланг-иланга и розмарина и 2 капли грейпфрута.

Известные духи — раскрываем рецепты 😉

Компоненты знаменитых ароматов часто держатся в секрете. Но некоторые рецепты известных духов доступны и для создания в домашних условиях. На производстве применяют компоненты, недоступные обывателю, а точные пропорции не раскрываются. Но, зная состав всех трех нот аромата, можно воспроизвести нечто близкое по звучанию к оригинальному парфюму.

Montale Candy Rose:

  • База: ваниль;
  • «Сердце» аромата: роза, пачули, ландыш, жасмин;
  • Верх: малина, мандарин, личи, красный апельсин.

Nina Ricci Nina L’eau:

  • Базовые ноты: мускус;
  • Основа: черешня и гардения;
  • «Голова» композиции: нероли, мандарин, грейпфрут.

Chanel Chance Eau Vive:

  • База: ветивер и белый мускус;
  • «Сердце»: жасмин;
  • Верх: грейпфрут и красный апельсин.

Состав известных духов и туалетных вод можно отыскать в любом крупном интернет-магазине парфюмерии и попробовать свои силы в создании полюбившихся ароматов.

Основы составления парфюмерных композиций

из "Основы производства парфюмерии и косметики"

Составление композиций является основой парфюмерного искусства. Создание парфюмерных изделий - одновременно наука и искусство.
В табл. 6 приведены компоненты, входящие в состав некоторых композиций с цветочным запахом (фиалки, ландыша, розы, гвоздики, жасмина).
Как видно из табл. 6, в композициях с запахом фиалки можно найти компоненты розы, гвоздики с запахом ландыша - компоненты жасмина, розы с запахом жасмина - компоненты ландыша, розы и т. д. Поэтому парфюмер может создать неограниченное количество различных запахов путем подбора сочетания душистых веществ. Характер запаха будет обусловлен сочетанием и соотношением душистых веществ.
При составлении цветочных композиций парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ. Однако установлено, что цветочные духи с запахом сирени, ландыша, фиалки и др., созданные разными парфюмерами, значительно различаются между собой оттенками запаха. Это объясняется тем, что разные парфюмеры неодинаково воспринимают и воспроизводят запах природного цветка. В значительно большей степени проявляются способности парфюмера при создании фантазийных композиций, например с запахом шипра, фужера, кожи и др. Парфюмерные композиции с фантазийным запахом являются основой многочисленных духов (Триумф, Визит, Огонек, Золушка, Каменный цветок, Только ты, Опера, Сардоникс, Ноктюрн, Русская шаль, Ночной аромат, Шипр и др.). Запахи шипра и фужера обусловлены сочетанием душистых веществ, обладающих цитрусовым запахом, с дубовым мхом и компонентами розы, жасмина и гвоздики.
Рассмотрим построение парфюмерной композиции с фантазийным запахом на примере композиции с запахом шипра.
Различают три ступени запаха парфюмерных композиций, зависящие от скорости испарения душистых веществ начальный запах (чувствуется вскоре после испарения спирта из духов), основной (запах, характерный для данного наименования парфюмерного изделия) и конечный (запах, который остается после длительного испарения духов).
Поиски соединений для начальной ноты являются более легкими, так как имеется большой ассортимент легколетучих душистых веществ с приятным запахом. Можно ввести, например, апельсиновое и бергамотное масла, альдегиды с содержанием углеродных атомов в молекуле от 9 до 12. Варианты этой рецептуры могут увеличиваться практически неограниченно, оставаясь при этом в рамках запаха шипра с различными оттенками. Таким образом, парфюмер может варьировать духи с заданным характером запаха, выбирая понравившиеся ему сочетания. При этом он не должен пытаться ввести в состав композиции все существующие душистые вещества. Прежде всего он выбирает те продукты, с которыми предполагает работать для создания задуманного запаха.
Для получения желаемого запаха парфюмер обычно исходит из 1 -дивидуальных синтетических душистых веществ и эфирных масел, /ю может также комбинировать одну с другой композиции-базы, беря/их в равных количествах или одну в большем, а другую в меньшем. Зачтем к этим сочетаниям добавляет индивидуальные душистые веще) тва, определяющие начальный, основной и конечный запахи композиции. При этом многие душистые вещества определяют одновременйо начальную и основную ноты запаха (например, лавандовое масло, бергамотное, розмариновое и др.).
Таким образом, вначале парфюмер создает основной, или так называемый ведущий запах. Затем к основному запаху подбирает душистые вещества, дополняющие и гармонично сочетающиеся с основным запахом и придающие духам определенную полноту, тембр, тональность и окраску.
Как в отечественной, так и в зарубежной практике новая композиция, как правило, разрабатывается не для одного вида парфюмерного изделия, а преимущественно для полной серии, в которую входят духи, одеколон, туалетная вода, препарат для ванн, душистый тальк и др. Хотя композиция может быть предназначена и для более узкой серии (только для духов и одеколонов или только для духов).
Необходимыми компонентами парфюмерных композиций для классических одеколонов являются натуральные цитрусовые масла апельсиновое, мандариновое, лимонное, бергамотное, а также лавандовое, розмариновое, петигреневое и неролиевое. Цитрусовые масла обусловливают свежесть начального запаха одеколонов. Другие продукты, входящие в состав парфюмерных композиций для классических одеколонов, лишь подчеркивают ноту цитрусовых масел и дополняют ее. Лавандовое, розмариновое, петигреневое и лимонные масла придают композиции свежий цветочный оттенок.
Кроме классических одеколонов существуют также одеколоны с фантазийным запахом, которые представляют собой классические одеколоны при добавлении других продуктов.
В зарубежной практике в течение последних лет преобладающим направлением являются композиции цветочного характера с различными оттенками. Особо популярными становятся цветочные ароматы сладковато-пряного характера, близкие по запаху к так называемому восточному стилю в парфюмерии.
Параллельно с ведущим направлением, представленным цветочными композициями, в зарубежной парфюмерии последних лет получило развитие еще одно - мускусное. Резкий малоприятный запах так называемых мускусных масел отличает их от традиционной парфюмерной продукции, а также более сложные композиции, основанные на сочетании запаха мускуса с ароматами жасмина, сантала, дубового мха, ванили и иланг-иланга.
Одним из существенных показателей качества современной косметики, туалетного мыла и моющих средств является их запах. Эти изделия должны быть в меру парфюмированы и при использовании вызывать приятное ощущение.
Для отдушивания косметических изделий могут быть применены почти все душистые вещества, но в оптимальной для них концентрации. Некоторое исключение составляют те, которые не переносят определенной среды, вызывают раздражение кожи или слизистой оболочки или несовместимы в сочетании один с другим.

Традиционно духи представляли собой смесь фитоэссенций, экстрагированных из пряностей, трав, цветов, листьев и древесины, в которую добавлены фиксаторы (вещества, которые увеличивают длительность действия запахов).


Для создания парфюма своими руками нам понадобятся эфирные масла и база-носитель, в нашем случае это миндальное масло (либо масло жожоба), флакон для смешивания, фотобумага, нарезанная полосками, в качестве блоттеров.



Из эфирных масел для начала можно приобрести несколько для каждой ноты.
Например, к верхней ноте относятся, в основном, цитрусовые – бергамот, грейпфрут, апельсин, петитгрейн, лимон.
К ноте сердца можно взять цветы: розу, жасмин, иланг-иланг (как более экономный вариант: герань, гвоздика). Специи: корица, кориандр, мускатный орех. Травы: чабрец, шалфей мускатный.
К базовым нотам относятся древесные масла, смолы, корни растений.
Нам подойдут – ветивер, сандал, пачули и ваниль.


Основной секрет человека, создающего ароматы – это не острое обоняние, а творческое эмоциональное восприятие запахов.
Как художник владеет красками, так и парфюмер должен знать тот материал, с которым он работает. И поэтому, прежде чем приступить к составлению парфюмерной композиции, необходимо развить свою обонятельную память.
На это может уйти некоторое время, от одного дня до нескольких недель, смотря, сколько времени вам понадобится для того, чтобы безошибочно узнавать любое из ваших эфирных масел.
После того, как вы познакомились, творчески охарактеризовали ароматы и зафиксировали их в своей памяти, можно приступить и к задумке парфюмерной композиции.



Структура духов, как говорилось выше, состоит из трех частей: начальных нот, которые раскрываются самыми первыми, нот сердца и, так называемого, «шлейфа» или базовых нот. Они зависят от времени испарения эфирных масел и длительности звучания аромата на коже.
Вначале создается сердце будущего аромата, в котором и проявляется оригинальное видение парфюмера, затем на сердце накладывается база, подчеркивающая основное направление духов, и в последнюю очередь добавляются верхние ноты.


Я приведу пример, как, в принципе, работает натуральный парфюмер. Это поможет Вам в дальнейшем самостоятельно создавать любые композиции, лишь добавляя собственную индивидуальность.


Для начала выбираем направление будущих духов.
Допустим, это будут цветочно-ориентальные.
Берем нарезанную полосками в 1 см фотобумагу.
Наносим по капле эфирных масел на край полоски из каждой ноты.



Совместив их веером, чистыми краями вниз, подносим к носу.
Так же для более отчетливого восприятия смешения ароматов, можно использовать большой бокал для коньяка.



Вначале слушаем ноту сердца, пусть это будет: корица, жасмин, роза, гвоздика.
Пробуем также сочетания: роза, жасмин, иланг-иланг, шалфей мускатный.
И т.д.


Например, останавливаемся на сочетании: жасмин, роза, корица, шалфей, иланг-иланг.
Также поступаем с базовыми нотами, выбирая лучшее сочетание среди подходящих эфирных масел.
Для придания фруктово-цитрусовой ноты, в качестве топа выбираем апельсин, грейпфрут и бергамот.
После этого надо послушать выбранные масла в виде аккордов.
Для этого берем по одному ведущему эфирному маслу из каждой ноты на блоттерах и слушаем вместе. Например, роза-ветивер-грейфрут, затем жасмин-пачули-бергамот.
Выбираем удачный аккорд, на который стоит сделать акцент в виде количественного преимущества в смеси.



После всех проб, сравнений и поисков следующим этапом в создании духов будет составление формулы.
Пропорции необходимы для соблюдения концентрации, гармоничного звучания и возможной работы над ошибками.
Итак, учитываем, что концентрация парфюмерной композиции в несущей субстанции должна составлять 20-25%.
То, например, на 15 мл духов, нам потребуется 3 мл эфирных масел, это примерно 50-60 капель.


Из них 50-60% - верхние ноты, 25-30% - сердце аромата и 15-20% - нижние ноты.


Допустим, наша формула духов будет выглядеть следующим образом:


Верх:
грейпфрут – 15 к.
апельсин – 8 к.
бергамот – 5 к.


Сердце:
жасмин – 7 к.
роза – 4 к.
корица – 3 к.
шалфей – 2 к.
орех мускатный – 1 к.
кориандр – 1 к.
иланг-иланг – 0, 5 к.


База:
сандал – 5 к.
ветивер – 4 к.
пачули – 2 к.
ваниль – 1 к.


После составления приступаем к смешиванию масел, но и тут не стоит торопиться и сразу добавлять все так, как записано на бумаге.
Эфирные масла стоит добавлять по капле, каждый раз слушая смесь на аромат.



Все изменения и добавления вносятся в формулу.


Не забываем, что вначале создается сердце, на него накладываем базу и в конце завершаем топом всей композиции.



После составления, разбавляем композицию нужным количеством масла.
Оставляем на 3-4 дня в прохладном темном месте настояться.
Спиртовые духи созревают дольше – от 3-х недель до полутора месяцев.


Переливаем в удобный флакон и гордимся собой как начинающим парфюмером.


Данный мастер-класс подготовила Бардина Анна.
Анна настоящий художник, она делает различные украшения – бижутерию, расписывает керамику и создает новые ароматы. Ознакомиться с ее работами, и приобрести, Вы можете на страничке в Городе Мастеров

Основы составления парфюмерных композиций.

Парфюмерная композиция, или назовём это «духи» - всегда являются результатом творчества автора. Но существует ряд основополагающих принципов.

    Духи могут быть спиртовыми (на основе спирта), масляными (на масляной основе) и твёрдыми (на основе воска).

    Рассмотрим, например, масляные духи.

    В таких духах эфирных масел может быть от 10 до 30 % , остальное представляет масляная основа — например масло жожоба, которое само по себе не имеет запаха, нейтрально.

    Эфирные масла в духах делятся на три основные группы:

    Верхняя нота или «голова духов» - эти эфирные масла очень летучи и «активны», их аромат мы воспринимаем первым и он как бы подготавливает нас к основному аромату духов. Этот запах недолговечен и быстро улетучивается

    Сердечная нота — сердце духов, составляет основной аромат, проявляется позже и действует в течении длительного времени. Одновременно этот аромат является как бы связующим звеном между первой и третьей группой эфирных масел. В сердечную ноту нужно добавлять наиболее приятные нам эфиры.

    Основа — эфирные масла со стойким ароматом, который держится дольше всех остальных и хорошо сочетается с остальными эфирами, образуя как бы общий фон.

Некоторые эфирные масла могут плавно перетекать из одной группы в другую, важно чтобы при этом парфюмерная композиция сохраняла целостность.

3. При составлении духов:

При смешивании в основу добавляются сначала эфиры основной ноты, затем «сердце», затем верхняя нота. Другой вариант утверждает, что сначала в основу добавляют сердечную ноту, за ней основу а после верхнюю ноту. Если после всего какой-либо аромат неуместно выделяется или наоборот затерялся — можно уравновесить композицию, добавив нужные нам эфиры.

Чтобы аромат духов проявился в полной мере, они должны «созреть». Составив духи, дайте им «настояться» в течение четырех недель, чтобы компоненты слились в единое целое. По другой версии дастаточно 15 дней.

    Как составить нужную нам композицию?

    Нужно сделать несколько полосок из бумаги, нанести на них по капле эфирные масла и подписать каждую полоску, указав какое эфирное масло на неё нанесено. Затем, продигустировав каждую внимательно — отложить те, которые по Вашему мнению подойдут Вам для композиции. Затем стоит посмотреть как они звучат вместе в разных сочетаниях — сначала сердечные, затем основа, затем с верхней нотой...

    Найдя наиболее на Ваш взгляд гармоничное сочетание — составьте пробник на салфетке. Если пробник удачный — можно его реализовать.

    После добавления пары эфирных масел дайте им "сыграться", оставив флакон на 20-30 мин., затем добавляйте следующие эфиры.

    Добавляя эфирные масла в основы нужно слегка встряхивать флакончик, чтобы масло «вошло», но не сильно, а мастер Каннингем и встряхивать не рекомендовал, но советовал просто немного повращать флакон.

    Примеры эфирных масел для верхней ноты: бергамот, вербена, лимонная трава, лиметт, мандарин, апельсин, мята перечная, лимон, колокольчик, розмарин.

    Примеры эфирных масел сердечной ноты: герань, ирис, жасмин, ромашка, лаванда, мелисса, мимоза, мускатный шалфей, мирт, нероли, роза, тубероза, иланг-иланг, иссоп. (я лично воспринимаю нероли и лаванду как эфиры верхней ноты)

    Примеры эфирных масел основной ноты: бензой, элеми, гальбанум, эфирное масло меда, мускус, гвоздика, пачули, розовое дерево, сандаловое дерево, стиракс, ветивер, можжевельник, ладан, кедр (В.И.Захаренков относит его к сердечной ноте), корица, кипарис, амбра, фиалка, ваниль.

    Цветочные: парфюмерные масла этой категории имеют запах одного цветка или целой цветочной группы. Пример - розовое, лавандовое и жасминовое масла. Эти парфюмерные масла обладают сильным сладким запахом.

    Цитрусовые: парфюмерные масла этой категории отличаются резким терпким запахом, поэтому их чаще всего используют в производстве мыла, скрабов для лица и других косметических средств для ухода за кожей. К этой категории относится масло лимона, грейпфрута и мандарина.

    Восточные: это масла с пряным и пьянящим запахом специй и амбры, ванили и мускуса.

    Древесные: к этой группе можно отнести масла с запахом кедрового и сандалового дерева, пачули и камфары.

    Кожаные: эти парфюмерные масла обладают запахом дерева, табака или меда, поэтому используются в основном в мужской парфюмерии и средствах для ухода за кожей после бритья.

    Фужерные: к этой группе относятся масла с запахом лаванды, кумарина и дубового мха.

Для написания этого поста использованы материалы из книги В. И. Захаренкова "Энциклопедия ароматов" и с сайта

От себя коротко добавлю, что составлять парфюмерные композиции лучше всего в дни, когда Луна идёт по знакам Воздуха: Близнецы, Весы, Водолей, при том лучше всего Весы. Так же хорошо составлять «личные» духи, когда Луна идёт по Вашему АСЦ — по точке восхода эклиптики над горизонтом в момент Вашего рождения. Духи «на любовь» - Луна по Венере, на цель — по МС (верхняя точка эклиптики в момент Вашего рождения), на магические практики - Луна по Луне и др.

Лучше не составлять композиций в дни квадратуры между Луной и Солнцем, а так же когда Луна сильно ущербная или совсем молодая.

И ещё по поводу чёрного мускуса: неправда что он не работает, просто в продаже афродизиаки с мизерной долей чаще всего имитации этого компонента, а не натуральный продукт в полноценном виде. По поводу афродизиаков: их можно проверять на кошках, если кошка оживляется и тянется носиком к пробнику — то оно годится, если нет, тем более если резко отрицательно относится к запаху — не годится. ИМХО.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников