Что 9 месячный ребенок. Развитие ребенка на девятом месяце жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В этом возрасте за день предусмотрено пять приемов пищи. Старайтесь выдерживать интервал между ними около 4 — 5 часов. Но если мама кормит малыша грудью по требованию, то режим может быть несколько другим и варьироваться в зависимости от запросов малютки.

Режим питания также, во многом зависит от того, как питаются в семье другие дети и сами родители. Если в семье есть старшие дети, то малыш может познакомиться с какими-то блюдами гораздо раньше, чем это планировалось. Не бойтесь этого слишком сильно.

Недаром, на сегодняшний день, существует метод педагогического прикорма. Он подразумевает, что малютка потихоньку сам пробует все то, что едят за общим столом.

Постепенно приучайте малыша к твердой пище. Ночью, малыши все еще могут просыпаться и просить грудь. Это происходит вовсе не потому, что они голодны. Дети нуждается в матери, и он спит спокойнее, если постоянно ощущает рядом мамино присутствие, к которому привык.

В зависимости от вида основного вскармливания, рацион питания ребенка может существенно меняться.

Грудное вскармливание

Меню ребенка в 9 месяцев на грудном вскармливании может быть весьма различным, в зависимости от того, с какого возраста вы ввели прикорм. Если вы начали прикорм в полгода, то, скорее всего, вам необходимо продолжать вводить новые продукты в этом возрасте.

Ввод новых продуктов

  1. Яичный желток. Вводят во второе кормление. Лучше всего сочетать с кашей.
  2. Творог и кисломолочные продукты. Вводят в четвертое кормление, в качестве полдника.
  3. Каши на коровьем молоке. Вводят постепенно, с осторожностью.

Искусственное вскармливание

Меню ребенка в 9 месяцев на искусственном вскармливании, скорее всего уже содержит в себе те продукты, которые мы перечислили выше. Ведь зачастую такие малыши раньше начинают есть прикорм. Если же вы их еще не ввели, делайте это по той же схеме.

Чтобы определить, сколько малышу необходимо смеси за один прием пищи в этом возрасте, поделите суточный объем еды на число кормлений.

Меню ребенка

Если вы уже ввели все основные продукты в меню малютки, то уже знаете, чем кормить ребенка. Постепенно вводите в рацион питания блюда, приготовленные из смеси различных овощей, а также каши, приготовленные из разных злаков.

Разберем примерное меню ребенка в 9 месяцев.

  • Овощные пюре (150 — 180 гр);
  • Фруктовое пюре или фрукты (50 — 80 гр);
  • Каши (до 180 гр); Мясо (до 50 гр);
  • Желток (до 2-х раз в неделю);
  • Творог, кефир (до 40 гр);
  • Пшеничный хлеб (5 гр);
  • Масло (5 гр);
  • Сок (до 80 гр).

Всегда помните, что именно вы, как родители, устанавливаете, что можно кушать ребенку. Вы как никто другой лучше знаете своего малыша. Если у малютки есть непереносимость определенных продуктов, учитывайте это. При необходимости, обратитесь за помощью к грамотному специалисту.

Приобретенные навыки

Что должен уметь малыш в этом возрасте? Этот вопрос чаще всего беспокоит молодых родителей. Однозначного ответа на него нет, ведь каждый малютка индивидуален. Но все же попробуем разобраться, какими основными навыками должен владеть малыш, а также, есть ли различия в развитии между мальчиком и девочкой в этом возрасте.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Девочки и мальчики развиваются в этом возрасте примерно одинаково. Но можно отметить небольшую разницу в развитии детей разных полов.

  • Девочки проявляют больший интерес к общению, интересуются другими детьми. Некоторые девочки начинают произносить первые слова, так как их словарный запас наполняется быстрее, чем у мальчиков. У девочек лучше развивается периферийное зрение.
  • Мальчики проявляют больший интерес к игрушкам и различным предметам, чем к другим людям. Они равнодушнее относятся к голосам людей и различным звукам, поэтому пополняют словарный запас медленнее. У мальчиков лучше развивается пространственное зрение.

Что умеет ребенок в 9 месяцев:

  • Сидеть самостоятельно;
  • Взбираться на невысокие поверхности;
  • Шагать вдоль опоры;
  • Использовать захват двумя пальцами;
  • Произносить слоги (па, ма, ба);
  • Проявлять различные эмоции;
  • Показывать пальцем на интересующие его предметы;
  • Выполнять словесные инструкции (отзываться на имя, показывать свою ручку);
  • Активно манипулировать предметами.

Не забывайте, что именно от вас зависит то, как быстро будет закреплять новые навыки ваш малыш. Игры с ребенком, развитие эмоциональной сферы при общении с родителями — дадут мощный толчок для превращения вашего малыша из младенца в относительно самостоятельного человека.

Режим дня ребенка

Режим дня ребенка в 9 месяцев может уже несколько отличаться от режима месячной давности. Здоровые дети в этом возрасте бодрствуют до 4 часов подряд.

Сон ребенка в 9 месяцев занимает от 12 до 14 часов в сутки. У малыша должны быть два дневных сна. Продолжительность дневных снов может составлять до двух часов. Ночной сон составляет примерно 10 часов.

Распорядок дня ребенка зависит во многом от того, по какому режиму живёт вся остальная семья. Постарайтесь придерживаться установленного распорядка каждый день, и тогда вы с легкостью будете укладывать малыша на сон.

Примерный распорядок:

  1. Утренний завтрак.
  2. Гигиена, игры, массаж.
  3. Прогулка и сон.
  4. Прием пищи.
  5. Зарядка, игры.
  6. Прием пищи.
  7. Игры.
  8. Прием пищи.
  9. Прогулка.
  10. Общение с семьей, спокойные игры, купание.
  11. Прием пищи.

Как играть с ребенком в этом возрасте

Игра в жизни малыша имеет первоочередное значение. И на первом году жизни, очень важно, чтобы родители играли с детьми. Попробуем разобраться, в какие развивающие игры лучше всего играть, а также, какие игрушки будут наиболее полезными для вашего малютки в этом возрасте.

Развивающие игры для детей 9 месяцев:

  1. Игры в одежду. Учите его одевать и снимать с себя простейшие вещи из его гардероба — шапки, носки и так далее.
  2. Игры, развивающие моторику. Учитесь с малышом рвать бумагу. Предложите ему складывать желуди, тыквенные семечки и прочие небольшие предметы, в бутылку (в том числе, с помощью ложки). Предложите ему лепить соленое тесто. Попробуйте порисовать с ним пальчиковыми красками.
  3. Игры с водой. Во время купания, дайте малышу емкости разной формы и объема. Покажите ему, как можно переливать воду. Научите малютку умывать лицо, мыть ручки.
  4. Игры в прятки. Дети любят прятаться сами, а также прятать других. Придумывайте разные формы игры в прятки. Можно прятать игрушки. Засуньте любимую игрушку в коробку и спросите малыша, где она? Малютка сделает все, чтобы попытаться открыть коробку.

Игрушки для детей 9 месяцев:

  1. Игрушки на колесиках. Это могут быть каталка — ходунки, игрушечная коляска, большая машинка или лошадка, на которую можно садиться.
  2. Музыкальные игрушки. Любые игрушки, нажав на кнопки которой, малыш может услышать разного рода музыку или звуки.
  3. Пирамидки, матрешки, сортеры, большие пазлы.
  4. В летний период, игрушки для песочницы (формочки, лопатки, ведерки).
  5. Разнообразные канцелярские товары (пальчиковые краски, мелки, восковые карандаши).
  6. Крупные конструкторы, кубики. Из них малыш будет учиться строить башни и другие конструкции.
  7. Куклы с крупными чертами лица. Такие куклы помогут вам рассказать малышу о частях тела человека.
  8. Мягкие игрушки для сна.
  9. Одинаковые по функциям игрушки, но разных размеров, цветов. Машинки, мячики, кубики. Сравнение этих игрушек, поможет вам разучить с малюткой цвета, а также понятие больше — меньше.

Если вы не знаете, как развивать ребенка или вы чувствуете себя недостаточно уверенными в этом вопросе, то вы можете попробовать найти поблизости развивающий клуб. В таких клубах занятия с детьми проводятся как раз с этого возраста. Под руководством опытных педагогов, занятия с малышом станут для вас настоящим удовольствием.

Физическое развитие малыша

Врачи часто пугают родителей тем, что их малютка не входит в коридоры норм физического развития. На самом деле, если вы видите, что малютка хорошо себя чувствует, активен в течение дня и спокоен во время сна, то не стоит слишком ориентироваться на медицинские нормы. Всегда помните, что все дети индивидуальны.

  • В среднем, рост малыша составляет от 70 до 72 сантиметров. В течение этого месяца, ваш малютка, скорее всего, вытянется еще на 1,5 — 2 сантиметра.
  • Вес ребенка может варьироваться от 8,5 до 9 килограмм. В течение месяца, он прибавит в весе еще 400 — 500 грамм.

Зная, сколько какой должен быть вес, вы можете отрегулировать режим питания своего малыша. Если малыш малоежка, и при этом прибавляет в весе крайне мало для своего возраста, попробуйте подобрать для него особое меню. Не забудьте проконсультироваться с вашим педиатром по этому вопросу.

Возможные проблемы в этом возрасте

Родители, которые растят первенца, сталкиваются со всеми проблемами впервые. Поэтому любой вопрос по вопросу здоровья, кажется очень серьезным и требующим немедленного решения.

Разберем основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители:

  • Ребенок не сидит в 9 месяцев.

Не забывайте, что каждый малыш имеет индивидуальную траекторию развития. И если ребенок в 9 месяцев не садится сам, то это не всегда может быть тревожным сигналом. Однако учитывать возрастные нормы все же стоит.

Тревожные признаки:

  1. Малыш слабо держит равновесие.
  2. Не умеет захватывать предметы.
  3. Имеет недовес.
  4. Имеет слабый тонус мышц.
  5. Беспокоится без видимых причин.

Присмотритесь к малышу, и если заметите эти беспокоящие признаки, обратитесь к грамотному специалисту.

  • Ребенок не ползает.

Родителям стоит знать, что далеко не все дети ползают. Если ваш малыш пропустил этот этап, и сразу встал на ножки, то это нормально. Но вы можете попробовать развить данный навык у малыша. Ведь благодаря ползанию укрепляется мышечный корсет малютки.

  • Ребенок стоит на носочках.

Чаще всего в этом возрасте малышу просто нравится ходить на носочках. Это его веселит, ведь он становится выше. Кроме того, ему хочется пробовать все новое, в том числе, необычное состояние своего тела в пространстве. Однако, на всякий случай, необходимо обратиться к грамотному специалисту, чтобы исключить мышечный тонус.

  • Нужно ли делать массаж.

Массаж нужен для укрепления мышечного корсета, и подготовки малыша к самостоятельной ходьбе. Вы можете обратиться для этого к профессиональному массажисту. Однако если у вас нет возможности сделать это, не переживайте. Ведь массаж — это просто вспомогательный механизм в развитии малютки. Кроме того, умелые руки матери также способны на многое. В интернете сейчас существует множество инструкций на эту тему. Совершайте небольшие поглаживания малыша, не забывайте про ежедневную зарядку — и профессиональный массаж окажется вам ненужным.

  • Очень плохо спит ночью.

Дети в этом возрасте плохо спят ночью по следующим причинам: перевозбуждение нервной системы, страх потерять маму, беспокойство от зубов. В любом случае, это варианты нормы. Если вам кажется, что ребенок плохо спит по какой-то другой причине, обратитесь к своему педиатру.

  • У ребенка нет зубов.

Это является вариантом нормы. Вы не должны переживать по этому поводу.

  • Что делать, если ребенок скрипит зубами.

В основном дети в этом возрасте скрипят зубами из-за беспокойства от прорезывания зубов. Вместе с прорезыванием, исчезает и сама проблема. Однако на скрежет зубов могут влиять также: нервное перенапряжение, нехватка необходимых витаминов, неправильный прикус. Скрежет зубами может негативно сказаться на их состоянии (разрушение эмали, появление сколов, кариеса). Поэтому стоит всячески отвлекать малыша от этого занятия.

  • Температура у ребенка.

Если у вашего малыша поднялась температура, прежде всего, вызовите врача. Он установит причины и назначит соответствующее лечение. Учитывайте, что каждый малыш переносит температуру по-разному. Если у малютки поднялась температура выше 38,5 — 39 градусов в подмышке, то стоит применить жаропонижающее. Это же следует сделать, если вы видите, что у малыша начинается сильная лихорадка (даже если температура меньше 38,5).

  • Чем лечить кашель.

О том, как лечить от кашля малыша этого возраста вы можете узнать только от своего лечащего врача, ведь причины кашля могут быть абсолютно разными.

Что может помочь в любом случае, так это обильное питье и частое проветривание помещения.

  • Понос.

Данный симптом должен сильно обеспокоить родителей. Понос опасен сильным обезвоживанием. После того, как вы вызовите врача, начинайте выпаивать малыша водой. Поить лучше маленькими глоточками. Также, возможно, применение адсорбирующих средств. Все остальное требует обязательной консультации со специалистом.

Малыш в этом возрасте стремительно меняется. Он уже не тот младенец, что беспомощно лежал целыми днями и звал маму. Малютка начинает проявлять активность. Поэтому родителям надо запастись терпением, а также обезопасить пространство для малыша. Именно любовь и забота родителей больше всего поможет малышу в освоении этого мира.

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

В этом возрасте он кардинально изменяется. Это уже не тот неповоротливый малыш, который большую часть времени проводил в манеже или на руках. Грудничок стал очень активным и невероятно любопытным. Расскажем подробно, каким же должно быть развитие ребенка в 9 месяцев.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный малыш умеет быстро ползать в различных направлениях, легко может залезть на небольшие возвышения (например, подушку, лесенку детской горки). Он без труда ложится из положения сидя и садится из положения лежа. Может сидеть самостоятельно длительное время, играя с игрушками. Большинство малышей уже могут стоять, подпрыгивать, передвигаться приставным шагом, держась за опору одной или двумя руками.

В 9 месяцев ребенку нравится подражает взрослым: хлопать, опускать и поднимать ручки, мотать головой. Он с большим интересом рассматривает в зеркале свое отражение. С легкостью берет в руку небольшую игрушку, рассматривает ее, пробует на вкус, размахивает и гремит ей.

Ребенок осваивает пинцетный захват: теперь он берет игрушки только двумя пальчиками — большим и указательным. Он совершенствует свои действия с небольшими предметами: высыпает, вынимает их из емкости, собирает все обратно, открывает и снимает крышки с коробок. Малыш может одновременно играть с двумя игрушками, держа по одной в каждой ручке.

Девятимесячный ребенок начинает проявлять особый интерес к некоторым игрушкам. Радуется в ответ на получившиеся действие (например, высыпал игрушки из коробки). Ему интересно наблюдать за другими детьми и их играми. В этом возрасте ребенок выражением лица может показать интерес, радость, обиду, удовольствие, внимание.

В 9 месяцев ребенок знает названия многих окружающих предметов, игрушек. Он прекрасно понимает слова «кушать», «ложись», «брось», «вставай», «дай», «на», «мама», «папа», «деда», «баба» и многие другие, которые чаще всего слышит. Он воспроизводит множество звуков и интонаций. Его лепет потихоньку начинает приближаться к осмысленной речи. Ребенок повторяет за взрослыми различные звуки, слоги. Подражает взрослым: чихает, пищит, гудит, фыркает.

Девятимесячный малыш может самостоятельно пить из поильника, кушать хлеб, печенье, сушку.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Вес мальчиков 7900 — 10500 г
Вес девочек 7500 — 9700 г
Рост мальчиков 68,2 — 75,1 см
Рост девочек 67,5 — 74,1 см
Окружность головы мальчиков 41,5 — 47,4 см
Окружность головы девочек 40,5 — 46,4 см


Питание ребенка в 9 месяцев

Основной пищей малыша по-прежнему остается грудное молоко либо молочная смесь. Меню становится более разнообразным. В рационе присутствуют каши (гречневая, кукурузная, рисовая, пшеничная, перловая, овсяная), фрукты (яблоки, бананы, персик, чернослив, груша), овощи (картофель, кабачки, морковь, тыква, капуста), мясо (курица, телятина, индейка, нежирная свинина), кисломолочные продукты, супы, яичный желток, сухари, сок.

Можно давать в качестве прикорма готовые овощные, мясные и фруктовые консервированные пюре, растворимые каши, соки. Также можно готовить прикорм самостоятельно.

Примерное меню ребенка:

  • 06:00 — грудное молоко или молочная смесь;
  • 10:00 — овсяная каша, фруктовое пюре, сок или компот;
  • 14:00 — суп, мясное пюре, овощное, сок или компот;
  • 16:00 — печенье, детский кефир;
  • 18:00 — овощное пюре, творог, сухарик;
  • 21:00 - грудное молоко или молочная смесь.

Режим ребенка

Очень важно для физического и интеллектуального развития младенца соблюдать его режим дня. Сон, как правило, позволяет крохе восстановить силы и быть всегда в хорошем настроении. А регулярный прием пищи в нужном количестве для данного возраста, сохранит ребенку его здоровье и обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта. Также следует выполнять регулярно и другие занятия с малышом — купание, прогулки на свежем воздухе, массаж, игры.

Грудничку по-прежнему необходим продолжительный сон — 14-15 часов в сутки, 9-10 часов из которых приходится на ночной сон. Некоторые дети могут укладываться на дневной сон 3 раза по 1-1,5 часа, другие — 2 раза по 2-2,5 часа.

Просмотров: 31841 .

В 9 месяцев малыш воспринимает дом, как большую и волшебную территорию для игр. Его интересуют все предметы, он хочет их потрогать и исследовать. Поэтому все комнаты, где бывает кроха, должны быть для него безопасными. Развитие ребенка в 9 месяцев проходит под пристальным вниманием и контролем родителей.

  • Малыш должен уметь сидеть — уверенно и без поддержки.
  • Умеет ползать на четвереньках.
  • В положении сидя ребенок может наклониться и взять игрушку. Способ захвата предметов в 9-месячном возрасте меняется, теперь малыш берет предмет, смыкая большой и указательный пальцы. Это так называемый пинцетный захват. Данный навык позволяет крохе поднимать мелкие вещи.
  • Ребенок должен уметь стоять, держась за опору. Иногда дети начинают играть, приседая, вставая или подпрыгивая.
  • Малыш должен уметь перелезать через невысокие препятствия и залезать на диван.
  • Кроха хорошо реагирует, когда его зовут по имени, и поворачивает голову.
  • 9-месячный карапуз должен уметь выговаривать не только гласные буквы, но и согласные буквы, и слоги. Самый простой метод развития речи малыша — разговаривать с ним, проговаривая все свои действия, рассказывая о предметах и явлениях природы.

Питание и рацион

В 9-месячном возрасте грудное молоко или молочная смесь составляют не более трети от общего объема пищи крохи. Теперь питание содержит больше твердых ингредиентов, так как появившиеся зубки необходимо тренировать. К примеру, мясо уже не обязательно прокручивать в блендере, а можно дать ребенку мягкую фрикадельку.

В процессе перехода от мягкой пищи к твердой важно не торопиться. Пусть питание крохи меняется постепенно. В первое время тщательно разминайте всю еду вилкой. Только после привыкания ребенка к такой консистенции можно предлагать ему очень маленькие твердые кусочки. Далее объем кусочков должен увеличиваться.

При этом не забывайте, что малыш в 9 месяцев еще совсем мал, у него прорезались не все зубки. И его питание не может состоять из тех блюд, которые едят взрослые. Карапуз делает лишь первые шаги во взрослый мир.

Ниже приведено примерное питание ребенка в течение суток:

  1. В шесть утра — грудное молоко или молочная смесь.
  2. В десять утра — 150 грамм каши с добавлением половины яичного желтка, 30 грамм фруктового пюре, 15 грамм творога.
  3. В два часа дня — 150 грамм пюре из овощей, 50 грамм рыбного или мясного пюре.
  4. В шесть часов вечера — грудное молоко или молочная смесь, 30 грамм творога.
  5. В десять вечера — грудное молоко или молочная смесь.

Игрушки, которые заинтересуют малыша

  • Центр активности — это плоскость, на которой закреплено большое количество всевозможных колесиков, кнопок, шнурочков, липучек и рычажков. Малыш с удовольствием будет нажимать на кнопки, крутить колесики или нажимать на рычажки. Основное назначение данной игрушки — развитие мелкой моторики рук.
  • Шкатулки с сюрпризами. Когда кроха нажимает на кнопочку, из шкатулки появляется фигура и играет музыка. Это стимулирует познавательную активность и логическое мышление (ребенок учится видеть связь между действием и результатом).
  • Пирамидки. Позволяют развивать координацию движений и моторику рук. Карапузу придется постараться, чтобы правильно насадить элементы игрушки на стержень.
  • Маленького непоседу по-прежнему увлекают игры с мячиками, шарами и кубиками. Их можно весело кидать, а потом собирать. И снова кидать. А кубики он уже умеет складывать друг на друга.
  • Книжки их картона с яркими картинками. Малыш будет разглядывать рисунки и листать страницы, а мама — читать вслух стихи или сказку из книги.

Развивающие занятия

В этом возрасте деткам очень нравится бросать любые предметы. Играйте с мячиками. Пусть малыш не только бросает их, но и катает. Он уже умеет это делать. Попросите кроху догонять мячик, которые вы бросили. Это стимулирует двигательную активность, ребенок будет ползти за мячом.

Чтобы развивать у ребенка чувство глубины и формы, проводите следующие занятия:

  • Поставьте в детский уголок небольшое ведерко, сложите туда игрушки. Кроха будет вытаскивать их из ведерка, опуская ручку на небольшую глубину. После игры попросите малыша сложить игрушки обратно. Ему снова придется ощутить глубину ведра. Такое упражнение способствует освоению физических параметров разных предметов.
  • Подготовьте крупную картонную коробку. Вырежьте в ней круглое отверстие такого диаметра, чтобы в него проходила ваша рука. Демонстрируйте перед ребенком, как вы просовываете руку в отверстие, а затем достаете. Предложите ему сделать то же. Кроха сначала будет бояться. Но через какое-то время преодолеет страх. Управлять своим телом без контроля зрения — сложная задача.
  • Подготовьте небольшую картонную коробку. Вырежьте в ней отверстия разной формы. Предложите малышу через эти отверстия засовывать предметы в коробку. Ему придется подбирать подходящие по форме отверстия. Это упражнение развивает чувство формы.

Всем деткам в 9 месяцев нравится играть в прятки. Накройте игрушку платком. Малыш примется искать игрушку, проверять, не пропала ли она. Прячьтесь вы сами от ребенка. Пусть попробует вас найти. Чтобы помочь крохе, подавайте голос: «Я здесь».

Предложите маленькому непоседе спрятаться самому. Ищите его в разных местах. Голосом проговаривайте свои действия: «Я ищу Дашеньку. Где же Дашенька? Нигде не видно Дашу!» Когда найдете, громко обрадуйтесь и обнимите кроху.

Прогулки на природе

Очень полезным занятием для детей в 9 месяцев будет экскурсия на природу. Для этого не обязательно выезжать за город. Можно отправиться в парк. Позвольте ребенку поползать по траве или по снегу. Оставайтесь все время возле него.

Этот возраст - преддверие первого дня рождения крохи. И сегодня многие дети развиваются настолько активно, что уже в девять месяцев могут, умеют и хотят делать то же, что и в год. Итак, узнаем об особенностях девятимесячных малышей, их психическом и физическом развитии.

Режим дня ребенка в 9 месяцев

В этот возрастной период у малыша остается два дневных сна по 2 часа и ночной, длительностью около 11 часов. Желательно организовывать хотя бы один сон днем на свежем воздухе. Ночной становится более глубоким, и мама имеет возможность отоспаться. Что касается купаний, то уже не обязательно делать это ежедневно. Вечерние купания можно проводить через день, а днем лишь подмывать дитя. Режим питания остается пятиразовым. Примерное распределение бодрствования и сна выглядит так:

6.00-6.30. Подъем. Утренний туалет. Зарядка.

7.00. Грудное кормление или смесь. Игры, занятия.

9.30. Второе кормление в виде фруктового пюре, каши.

10.00. Прогулка и сон на свежем воздухе.

13.00. Обед в виде овощного пюре с мясом или супа, банана.

13.30. Занятия, бодрствование.

15.00-15.30. Прогулка и второй дневной сон.

17.30-18.00 Ужин в виде творога с фруктовым соком или каши с рыбой.

19.00. Общение с папой, родственниками.

21.00. Последнее кормление адаптированной молочной смесью или грудью.

21.30-22.00. Отход ко сну.

Аппетит малыша во многом определяется его активностью. И если ребенок не ест в положенное время, то не стоит смещать прием пищи на 30-40 минут. Лучше его пропустить. В следующее по графику кормление он поест хорошо.

Купание в этом возрасте уже можно проводить с играми и игрушками. Положительные эмоции перед сном будут способствовать засыпанию. А оно уже должно быть для крохи ритуалом с надеванием пижамы, колыбельной, включением ночника. До года малыш должен спать на твердом матрасе, без подушки.

Физическое развитие детей в 9 месяцев

К этому возрастному рубежу у малыша уже хорошо развиты мышцы конечностей, многие уже ползают, начинают ходить, все больше координируя положение своего тела. Некоторые при этом придерживаются опоры. Движения рук и ног становятся скоординированными, детки сами встают из положения лежа, любят лежать на животе, поворачивая голову в одну и другу сторону. Малыши осознанно тянутся за интересными предметами всем туловищем, крепко их удерживают.

Развитие мелких мышц рук позволяет в этот период обучать держать ложку и приучаться кушать самостоятельно. Дети активно двигают пальчиками, выполняют повороты туловища, наклоны, самостоятельно меняя позу на твердой поверхности.

Рост мальчиков составляет 71,2-72,3 сантиметра, вес - до 9-9,5 килограммов. Что касается девочек, то у них вес - 8,2-8,7 кг, рост - 68,5-70 см.

Умственное и речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Ребенок активно изучает пространство и с удовольствием наблюдает за движением дверей в комнате, открыванием шкафа, слушает звуки, голоса, пытается копировать простые движения взрослых. Самым увлекательным занятием для него является ползание вокруг кресла, например, потому что интересно неоднократно повторять одно и то же действие. Крохе нравится наблюдать за мамой и папой, их общением. В этом возрасте он уже четко различает своих и чужих. У него может появиться реакция боязни незнакомых людей.

Внимание малыша становится более стойким. Он уже способен несколько минут рассматривать один и тот же предмет. Поэтому мама уже должна читать ему детские книжечки с крупными изображениями зверушек, машинок, фруктов. Дитя пытается повторять их названия за родителями, а также звуки, которые издают живые существа. У малышей появляются любимые игрушки. Их он встречает с восторгом и уделяет больше внимания.

В девять месяцев в активном словаре крохи слов пока не много. Они простые, состоящие из двух слогов. Это «баба», «дай», «на», «дада», «ам», «мама», «папа». У каждого ребенка формируется свой активный «словарик», понять который может обычно только мама.

Более широким является пассивный словарь. Это название предметов и действий, на которые дитя реагирует и которые хорошо знает. В их числе и собственное имя. Позже, по мере развития речи, слова из пассивного словаря перейдут в активный при регулярном их повторении.

Ребенок любит копировать взрослых, интонацию их голоса. За это родители должны хвалить малыша. Ежедневно надо знакомить дитя с новыми предметами и действиями, развивая память и внимательность.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Сейчас мы убедимся в том, что умеет ребенок в 9 месяцев уже довольно много. Вот главные навыки , на которые рекомендуют ориентироваться родителям педиатры:

  1. Играет с предметами. Это могут быть книги, и дети сами переворачивают их страницы, просматривая картинки. Некоторые их рвут, и это не более чем исследование, изучение возможностей свих рук. Перекладывание предметов, поглаживание, ощупывание, засовывание в рот - элементарные действия с ними в этом возрасте.
  2. Учится вставать на ножки. Это малыш делает из положения сидя, переставляет ноги, вышагивает, несколько секунд стоит ровно без опоры.
  3. Выбирает игрушки. Ему необходимы яркие и познавательные. Сидя на коленях у папы, он может вытащить из карманчика мобильный телефон. Ему интересно исследовать взрослые игрушки.
  4. Умеет упрямиться. Он интенсивно шатает головой, когда не хочет есть или идти на руки к бабушке. Это проявления своего «я» и характера. И если его заставлять делать то, что он не хочет, то дитя может перейти на крик.
  5. Разглядывает себя на фотографиях, видео. Ему интересно наблюдать за движущимися картинками, рассматривать себя в зеркале. Порой он может пытаться похлопать или поцеловать изображение.
  6. Узнает части тела. Ребенок может показывать, где у мамы носик, глазик, ручка, волосики.

Игры и игрушки для развития ребенка в 9 месяцев

В этом возрастном периоде у крохи должны быть музыкальные игрушки, мягкие кубики, карусельки, мячики, машинки, куклы. Родителям рекомендуется обращать внимание на свойства таких игрушек: мячик катится, его надо толкнуть; пианино издает звуки, если нажать на клавиши. В детском наборе также должны быть ведерка с игрушками внутри, посудка, разные погремушки, «грызунчики» со специальным гелем для прорезывания зубов .

Специалисты советуют папам и мамам периодически менять игрушки, чтобы малышу было интересно. Не стоит одновременно выкладывать перед крохой все, имеющиеся в доме.

Детям этого возраста очень нравится игра «Прятки» с накрыванием головки платочком; «Большой-большой!» с потягиванием ручек вверх; складывание пирамидки.

Игры в этом возрасте - это простые действия с предметами: кукла ходит, танцует, кушает; машинка едет, жужжит; зайчик прыгает, ест. Во время них родители должны создавать эмоциональный окрас: концентрировать внимание на красоте и чистоте одежды куклы, мягкости мячика, доброте зайчика, который любит малыша.

Игры и игрушки должны помогать крохе познавать свойства предметов, развивать моторику пальцев, память, внимание, творчество.

Ребенок в 9 месяцев царапается, щипается, кусается

Укусы часто сопровождают процесс прорезывания зубов крохи. Они чешутся, болят, и такие действия - это попытки облегчить собственное состояние. Но кусания могут быть не только признаком появления органов жевания. Порой и в 9 месяцев, и в год ребенок может начать и щипаться, царапаться. Иногда это проявление агрессивности и нервозности. В таком случае стоит показать малыша детскому невропатологу.

Но порой такие реакции могут пресекать и сами мамы. Например, если ребенок кусается, то можно попробовать сделать так, чтобы вместо маминой руки он укусил себя за свою. Малыш после этого очень удивляется, возмущается, плачет - и больше не предпринимает попыток укусить взрослых. То же самое касается и щипания. Когда он это делает, то постарайтесь в тот же момент и его легонько ущипнуть за попу.

Некоторые психологи уверены, что кусания - это просто повторение действий мамы или папы, которые покусывают малыша с любовью, легонько. А он, не умея рассчитать свою силу, делает то же, но кусает больно. Специалисты рекомендуют не акцентировать внимание на таких плохих действиях. И тогда при отсутствии реакции взрослых дитя прекращает подобные вещи.

Ребенок в 9 месяцев отказывается от еды, от смеси, от прикорма

Полный отказ от еды с введением прикорма или резкое ухудшение аппетита - проблема, с которой могут столкнуться родители девятимесячного крохи. И в этом вопросе однозначных решений нет. Это может быть проявление кризиса одного года , который наступил раньше, с демонстрацией своего характера. Тогда подобное явление длится недолго, возможно, на протяжении дня, пока малыш не выголодается. Но пить он в это время должен.

Если в такие периоды он остается активным, не плачет, проявляет тот же интерес к игрушкам, то особо беспокоиться не стоит. На этом акцентирует известный педиатр Евгений Комаровский. Он подчеркивает, что в такие моменты кормить дитя насильно не нужно! Ведь от родительской настойчивости у малыша может возникнуть рвотный рефлекс. Доктор объясняет, что такое может случаться с малышами в зимние месяцы, когда у них срабатывает биологическая защита от лишней еды. И если ребенок при этом начинает капризничать, плакать, закрывать глаза, то просто спокойно отодвиньте тарелку - пойдите на прогулку, нагуляйте аппетит.

Можно попробовать просто посадить малыша за стол со всеми членами семьи, которые обедают или ужинают. И тогда, может быть, привычка копировать и наследовать действия взрослых заставит пробудиться аппетит крохи. Рекомендуется также при малыше «накормить» его любимого медведя. Главное - не ругаться и не кричать.

Развитие ребенка в 9 месяцев: Комаровский

Отсутствие насилия и демонстрации родительского превосходства - основы здорового развития малыша в этом возрасте, по мнению педиатра. Это касается кормления и приучения крохи к горшку. Последнее, как утверждает Евгений Олегович, произойдет тем скорее, чем выше уровень физиологического развития малыша.

Не стоит ориентироваться на развитие соседского ребенка, который именно в 9 месяцев научился ходить на горшок.

Многократным «ааканьем» можно добиться возникновения условного рефлекса, но целью родителей должно быть не это. «Наполнение пузыря - мочеиспускание» - таким должен быть механизм приучения к горшку. То есть побудительным мотивом является физиологический процесс наполнения мочевого пузыря, а не звуковой раздражитель (типа «а-а-а» или «пс-пс-пс»). До полутора лет дитя не может еще чувствовать процесс его наполнения, а значит, выработанные навыки стойкими не будут. По мнению господина Комаровского, в этот возрастной период лучше заняться формированием навыков самостоятельной ходьбы, стимулировать интеллектуальное развитие ребенка.

Специально для - Диана Руденко



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников