Самоанализ педагогической деятельности. Тема "Патриотическое воспитание на уроках истории"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Самоанализ

Педагогической деятельности воспитателя

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130»

Левобережного района г.Воронежа.

Я, Гудкова Светлана Анатольевна, окончила одногодичный педагогический класс Воронежский институт высоких технологий автономная некоммерческая образовательная организация 2008г. по специальности воспитатель детского дошкольного учреждения. Педагогической стаж работы 8 лет. С 2007года работаю в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» в должности воспитателя. Имею первую квалификационную категорию.

Основным направлением моей педагогической деятельности является патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

Задачи патриотического воспитания:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.

Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Цель : воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Мной разработан проект: «С чего начинается Родина?» 1. Разработала перспективное планирование. 2.Разработала и провела циклы занятий: «Мой дом – моя семья»; «Хорошо у нас в саду»; «Мой город Воронеж»; «Моя Родина – Россия»; «Москва – столица нашей Родины». Разработан план проведения родительских собраний. Организованны и проведены выставки совместных работ родителей и детей:« Золотая осень», « Россия Родина моя». С помощью родителей оформили в группе: “Центр народного творчества”, уголок государственных символов России, города Воронежа. Оформили альбомы: “Достопримечательности г. Воронежа, “Моя семья”. Создали газеты: “Моя спортивная семья”, « Наш любимый детский сад».

В работе, как с детьми, так и с родителями использую демократический стиль общения. Подбирала интересную, актуальную тематику бесед, консультаций, передвижные папки для родителей по патриотическому воспитанию. В процессе реализации проекта дала открытый (РМО) просмотр непосредственно образовательной деятельности «С чего начинается Родина?».

Планирую в дальнейшем работать по данной теме. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Результатами моей работы явилось доброжелательное отношение со стороны родителей и детей. Если в начале моей работы они относились ко мне настороженно и даже с опаской, то сейчас нередко обращаются за советом в сложных ситуациях. На каждую мою просьбу родительский комитет отвечает согласием, а часто выступает и со своими предложениями. Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание и об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию". В Новосибирской области создан проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2015-2020 годы».

Дошкольный период - наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства и этот процесс формируется с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

Я.Л. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

Под нравственным, патриотическим и культурным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю нравственно - патриотическое и культурное воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способно-стей .

Исходя из этого в работе определяю следующие задачи:

Познакомить детей с лучшими образцами отечественной классической

Познакомить детей с музыкальным фольклором.

Дать детям знания по основам певческой гигиены и самоконтроля

Формировать духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому семье, детскому саду, посёлку,

городу средствами музыки и участием в мероприятиях детского сада и

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства

сопричастности к культурному наследию своего народа средствами

Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного

края и чувства сопричастности к ней через культурно – досуговые

мероприятия.

Повысить уровень музыкального развития детей.

Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как

представителя своего народа, и толерантного отношения к

представителям других национальностей (сверстникам и их

родителям, соседям и другим людям.)

Воспитывать навыки коллективной деятельности взаимопомощи,

старательности и ответственности.

Воспитывать патриотические чувства через образцы народной культуры.

Создавать на занятиях атмосферу психологического комфорта и

взаимного доверия.

Организовать прослушивание и исполнение музыки с целью

психоэмоциональной разгрузки.

Для решения этих задач я изучила теоретическую литературу, определила условия развития активного восприятия музыки.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Я считаю, что стоит острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, где на основе отечественных произведений будут воспитываться в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Работу по нравственному, патриотическому и культурному воспи-танию старших дошкольников средствами музыки веду по направлениям:

    Знакомство с музыкальным фольклором (слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных, знакомство с народными музыкальными инструментами, знакомство с народной хореографией, музыкальными играми).

    Знакомство с творчеством П. И. Чайковского (слушание пьес из цикла «Времена года»).

    Разучивание патриотических песен и танцев.

    Участие в мероприятиях детского сада и района (тематические праздники, развлечения, конкурсы, концерты).

Я считаю, что дети-носители русской народной культуры, национальных традиций , поэтому важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый и сказочный мир.

По – настоящему понять русскую культуру невозможно, не проникнувшись своеобразным духом, присущим культуре народной. П.И. Чайковский писал: «Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки. Я до старости люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полном смысле слова» Фольклор считается школой социального опыта и дает ребенку возможность показать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Чем больше ребенок проникает к народной культуре, тем качественнее он будет владеть разнообразными фольклорными материалами, тем быстрее будет сформирована его личность и тем комфортнее и свободнее он будет себя чувствовать во взрослой жизни, в своей культурной и национальной принадлежности. Делаю вывод, что народное творчество направлено на формирование музыкального восприятия дошкольников, способствует более полному развитию музыкальности, эмоциональности, психических качеств, музыкального творчества, направлено на личностное развитие ребёнка.

Исполнение песни воздействует на слушателей слиянием музыки, голоса и слова, позволяет выразить не только свои чувства, но и способно вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, сострадание, понимание. В этом её особая доступность восприятия детьми.

На занятиях я рассказываю детям о любви русского народа к песне, что песни бывают лирические, хороводные, плясовые. Дети эмоционально откликаются на весёлую музыку, с удовольствием поют.

Народные песни образно яркие, напевные, поэтические. Исполняя песни с детьми я устраиваю импровизационные хороводы и пляски, выделяя при этом, прежде всего, ярко выраженное игровое начало, поэтому что стремление к игре, к актёрству, присуще детям. Игра доставляет им радость, поэтому я вношу элементы игры почти в любую песню. С детьми разыгрываем действия по сюжету песни.

Развиваю певческий голос, даю первоначальные сведения о музыке, использую упражнения, укрепляю голосовой аппарат, слежу за развитием правильного дыхания, провожу беседы по основам певческой гигиены и охране детского голоса. К концу года дети умеют петь без напряжения, плавно.

В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Любовно воспеваются в песнях – хороводах луга, покрывающая «травушка- муравушка», «кудрявая березка», цветущая калина и др.

Когда дети участвуют в хороводе, они будто переносятся в иной мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и уткой, лесным соколом и белой лебедью. Здесь я учу детей представлять и сыграть конкретные образы. Также учим с детьми русские народные танцы.

Использую следующие методы обучения ритмики – точный показ педагога, образные пояснения, творческие задания.

Во время исполнения плясовых песен, например «Ой, вставала я ранёшенько» , повторяем с детьми плясовые движения «дробь», «припадание», «верёвочки».

Особое внимание уделяю частушкам. Рассказываю о характерных признаках частушек. Знакомлю детей с частушками разных регионов России. Дети очень любят петь частушки и с удовольствием исполняют их на праздниках.

Дети любят играть в русские народные игры. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевки, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребёнку мелодии. Для детей игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Очень интересной бывает работа по обучению детей игре на ложках. Я провела беседу с детьми о том, откуда появились ложки и как на них стали играть. От занятия к занятию мы стали осваивать новые приемы игры. Музыкальные номера с ложками я включаю в праздники и развлечения.

В 2015 году 25 апреля исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского и поэтому, я думаю очень важно говорить о том, как композитор любил жизнь и каждый день для него имел большую значительность, и как он писал: «…прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Но след остался в его прекрасной музыке, которую мы будем слушать снова и снова и передавать её своим детям и внукам.

Восприятие музыки стоит на первом месте в любой программе по музыкальному воспитанию и поэтому я выделяю особое место этому виду деятельности на музыкальных занятиях в детском саду со старшими дошкольниками. Через раздел «Слушание музыки» я провела цикл занятий по теме: Петр Ильич Чайковский «Времена года», начиная с октября по май, Целью чего является: воспитание гуманной, нравственной личности, развитие патриотических чувств средствами искусства.

Поставила такие задачи:

Формировать знания детей о творчестве П. И. Чайковского при знакомстве с пьесами из цикла «Времена года»;

Развивать грамотную речь детей при анализе произведений, развивать творческие способности через активную деятельность;

Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические качества на основе искусства;

Воспитывать интерес к культуре своего народа, что является неотъемлемой частью при формировании общей культуры личности детей, о чём говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Разработала программу слушания произведений, которая строится по принципу сезонности. К каждой пьесе я подобрала соответственный мате-риал по изобразительному искусству, поэзии, продумала выход в активную деятельность, определила основные воспитательные задачи. (см. прилож-ение№1). Работа проделана большая, но я хочу остановиться на тех моментах, которые получились более яркими. Я поставила цель: знакомство детей с пьесами о народных традициях через классическую музыку П.И. Чайковского «Святки» и «Масленица». Основными задачами здесь являются: - воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством восприятия классической музыки, народных игр, песен, развивать двигательную, театрализованную деятельность.

На первом занятии мы просто прослушали произведение «Святки», отметили его настроение, название. Рассказывала детям о содержании праздника: святки – это время от Рождества до Крещения, праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, гадали о своей будущей судьбе, в семьях царило праздничное веселье. Ряженые одевались ради шутки, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. На втором занятии произвели анализ произведения, говорили о средствах выразительности в музыке. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежным вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки. Рассматривали детскую иллюстрацию, где девочки погружаются в таинство – они гадают на расплавленном воске и мечтают о том, какой подарок им подарят к празднику: может быть, куклу или украшение, а младшая сестрёнка тоже очень интересуется и не отходит от старших девочек. Далее в музыкальные занятия я включала игры и танцы, которые характерны для проведения развлечения «Святки». Это, например, такие игры и хороводы: «Шёл козёл по лесу», «Катание колеса», «Золотые ворота» и др. Была проделана предварительная работа совместно с воспитателями: просмотр презентации «Колядки», беседа «Святки». Я определила задачи проведения развлечения: - познакомить с обрядом колядования, обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными движениями.

Для родителей была оформлена папка – передвижка по данной теме, также родители хорошо помогли при разучивании с детьми стихов и колядок.

Воспитатели очень активно принимали участие при подготовке к мероприятию: шили костюмы, учили роли, оформляли музыкальный зал.

Детей встретила добрая хозяюшка и скоморох. После чего дети читали стихи, колядки – Коляда идёт к нам в дом,

И мешки несёт с добром!

Скоморох очень весело и задорно проводил игры. Обязательными гостями стали коза и медведь с весёлой сценкой, после которой все весело танцевали. Так же был и элемент гадания – «девочки цыганки» предлагали достать предмет из коробочки, который в свою очередь что-то означал, например, хлеб – житьё в достатке, конфета – лучше нету радости для ребят чем сладости и др. Пригласили и Бабу Ягу для весёлой игры «Здравствуй бабушка Яга!». В конце никто не остался без угощения (см. приложение2).

В феврале с детьми слушали «Масленицу» П.И. Чайковского. Три музыкальных занятия мы слушали, анализировали музыкальное произведение. "Масленица" - это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притопыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества. Рассматривали картину Бориса Кустодиева «Деревенская масленица» (Гармонист). Говорили о том, что гармонист весело играет, пляшет и у него выступил румянец на лице, на заднем плане Видно катание на лошадях, наряженные люди, дети, все веселятся и ждут прихода весны, хотя ещё лежит снег. Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь.

В конце масляной недели мы с воспитателями решили провести «Проводы зимы» с целью дать детям представление о народном празднике. Праздник начался в помещении детского сада. Весёлые скоморохи не давали детям скучать, играли и танцевали, после чего праздник перешёл на улицу, где по традиции сжигали чучело и вместе с ним сгорело всё плохое - болезни, напасти, невзгоды прошлого. На праздник пришла и «Весна», которая тоже поиграла с детьми. Проводили игры, которые традиционны для данного праздника – перетягивание каната, катание на санках, пели русскую народную песню «Блины» под звучание баяна, после чего угощались румяными блинами (см. приложение№3).

Оба развлечения прошли на эмоциональном подъёме, дети делились впечатлениями дома с родителями. Анализируя опыт проделанной работы я для себя решила, что буду дальше знакомить старших дошкольников с народными праздниками через синтез искусств. Например:

А.А. Римский Корсаков - опера Снегурочка.3д., Вступление: Сцена в заповедном лесу Хоровод «Ай во поле липонька...» и Песня «про бобра»);

Л.В. Бондаренко - художественная роспись по дереву, «Гуляние на Ивана Купала»;

А. Цыбульская «Стихи на Ивана купала»;

И. Ф. Стравинский –«Русская» из балета «Петрушка» - Выход Петрушки;

А. Виноградова «Петрушка» - картина;

Л.Зубарев «Петрушка» - стихи.

Музыкальные занятия я стараюсь проводить на хорошем творческом и эмоциональном подъеме, чтобы приносить детям радость, потому что только такая атмосфера будет способствовать воспитанию интереса к музыке, эмоциональному раскрепощению.

Свою работу веду по программе, которую составила на основе основной общеобразовательной программы детского сада, программы М.В. Хазовой «Горенка», которая привлекла меня тем, что считает основным путём воспитания общечеловеческих качеств – приобщение ребёнка к своей национальной культуре и также использовала полихудожественный подход к воспитанию дошкольников по программе Самолдиной К.А.

В перспективное планирование музыкального репертуара включила

40% музыкального репертуара, направленного на патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников (см .приложение№4).

Так как репертуар является основой воспитания личности дощкольников, он отвечает следующим требованиям:

    Развивающий и воспитывающий характер словесно – музыкального материала.

    Доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей.

Степень сложности произведений

    соответствует уровню подготовленности детей.

    Репертуар носит гуманистический характер, что утверждает позитивное жизненное начало.

    Репертуар направлен на пробуждение чувств: радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма.

Участвуем в мероприятиях детского сада и района, это - тематические праздники, развлечения, конкурсы, концерты. Особое внимание уделяем государственным патриотическим праздникам: 9 мая, День защитников Отечества, День России, 8 марта. Осенние праздники отмечаем в форме ярмарки, также обязательно уделяем большое внимание Дню космонавтики. Участвуем во всех районных конкурсах патриотической песни. Участвовали 20.01.2013году в районном конкурсе эстрадной песни «Песни нашего детства, посвященному 100-летию со дня рождения героя Советского Союза А.И. Покрышкина, (см.приложение№ 5) , 23 февраля 2013 года участвовали в районном конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» (см. при -ложение№6) Дети неоднократно выступали на педагогических конференциях районного значения, выступали на родительских собраниях и перед детьми младших групп, на конкурсе «Воспитатель года 2011г» , на семинарах заведующих ДОУ (см. приложение№7). По приглашению управления образования администрации Мошковского района выступали в Мошковском районном Клубном объединении на рождественских чтениях 25 декабря 2014года, где исполнили «Танец с платками» под песню Ю.Тарана «Россия-ты моя звезда» , а ранее 1 октября на День пожилого человека, там же танцевали танец «Грибы-грибочки»(см. пр иложение№8). Затем провели праздник в детском саду, куда пригласили бабушек и дедушек, о меропри-ятии было освещено в районной газете. Корреспонденты районной газеты «Мошковская новь» частые гости наших мероприятий. Стало традицией в нашем детском саду проводить концерт на «День пожилого человека». Такие мероприятия позволяют воспитывать уважение и любовь к старшему поколению. На празднике мы объединяем мир трёх поколений - детей, родителей, бабушек и дедушек. Очень любимы детьми праздники, посвящённые маме – «День матери» и «8 марта». Любовь к Родине начинается с любви к матери, поэтому мы с трепетом и любовью вместе с детьми готовим эти праздники (см. приложение№9).

Также участвовали во «Всероссийском конкурсе детских утренников, театрализованных представлений «День Победы,69 лет», где заняли 3 место по Сибирскому федеральному округу (см. приложение№10). Получили диплом 1 степени за 1 место в районном этапе Областного смотра-конкурса дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию дошкольников «Экобеби» - 2014(см. приложение№11 ).

Первое место по Новосибирской области во Всероссийском конкурсе заняли за «Осеннюю ярмарку» (см. приложение№12). 15 февраля 2015г., с ансамблем «Непоседы» заняли 3 место в конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», где исполняли песню «Сегодня салют», музыка М. Протасова, слова В. Степанова (см. приложение№13).

Участвую в научно-практических конференциях и круглых столах разного уровня. Участвую на педагогических советах в детском саду, провожу открытые занятия. 19 декабря 2011г. участвовала в районном методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений

Название:
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, Самоанализ, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Ласточка» г. Котовска Тамбовской области
Месторасположение: г. Котовск Тамбовской области

Самоанализ воспитательно-образовательного процесса.

Я, Тулупова Виктория Викторовна, с 2014 года работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №16 «Ласточка».Общий стаж педагогической деятельности 22 года. В 2015 году прошла курсы в Тамбовском ОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» по дополнительной профессиональной программе «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Воспитательно-образовательный процесс в группе осуществляется в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова М. А. Васильева и ФГОС дошкольного образования. Программой развития МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» на 2012-2015 учебный год.

Но прежде всего, для того, чтобы реализовать поставленные задачи, нужно создать все возможные условия. Первое, это четкая, дружная и согласованная работа воспитателя и помощника воспитателя, обеспечение санитарно-гигиенических условий, создание эмоционального комфорта для детей, соблюдение этикета и педагогических норм во взаимодействии с родителями воспитанников. С особым вниманием я подхожу к организации и обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Правильно организованная среда помогает мне видеть, и соответственно выстраивать индивидуальную работу с ребенком далее, чем ребенок любит заниматься в свободное время, как он ведет себя со сверстниками, любит одиночество или совсем не умеет играть один, помогает лучше определить наклонности мальчиков и девочек.

И второе, не менее важное условие в выполнении поставленных задач, это сотрудничество воспитателя с родителями и взаимопонимание, которые эффективно дополняют знания и воспитателя, и родителей о воспитании. Методы изучения семьи: консультация, наблюдения, беседа, анкетирование.

Родители мои единомышленники. В работе больше использую индивидуальный метод общения с родителями, т.к. есть такие вопросы или проблемы, которые необходимо решать только в индивидуальном порядке. Наедине с воспитателем родители больше рассказывают о своем ребенке, его победах или неудачах. В каждом индивидуальном случае просят совета, просят подобрать или посоветовать ту или иную литературу по волнующей их проблеме. Иногда рассказывают и о семейных проблемах, которые мешают правильному воспитанию ребенка. Вместе решаем, как исправить сложившуюся ситуацию, чтобы не навредить ребенку. Бывает необходимость во встрече с логопедом, социальным педагогом, психологом. Очень часто мамы просят поговорить с бабушками, объяснить, что чрезмерная любовь и опека зачастую наносят вред ребенку. Несомненно, и групповые встречи родителей помогают им узнать что-то новое в деле воспитания друг у друга. Опыт воспитания отдельных родителей здесь становится достоянием многих и кому-то помогают справиться со своими проблемами. Родители сейчас спрашивают не только то, как поел ребенок, но и о том, как он занимался, что у него получилось, а что нет и как можно помочь ему. Поэтому в своей работе я должное внимание уделяю мониторингу знаний детей, анализу выполнения программы. Все это впоследствии доводится до сведения родителей на родительских собраниях или в соответствии с этическими нормами в индивидуальной беседе, а также помогает планировать работу и если есть необходимость, то и корректировать ее.

Использую современные педагогические технологии, применяю оздоровительные моменты.

Основное направление в работе — формирование основ безопасной жизнедеятельности. Это:

— Безопасное поведение в природе.

— Безопасность на дорогах.

— Безопасность на воде

— Пожарная безопасность

— Безопасность зимой

— Безопасность в быту (ребенок один дома).

Особое внимание в этом направлении –безопасность детей на дорогах.

Большое внимание в своей работе уделяю нравственно — патриотическому воспитанию, которое сейчас актуально как никогда, которое является одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Я хочу, чтоб ребенок не только хорошо считал, рисовал, был смелым, сильным, выносливым, чтоб у него была хорошая память, речь. Я хочу, чтоб его душу трогали чужие слезы, чтоб он умел гордиться своей Родиной, родным городом, чтоб знал о той страшной войне. А поэтому у него должно сформировано чувство долга, благодарности по отношению к старшему поколению, сопереживание чужой беде, гуманность, великодушие и убеждение, что войны не должно быть никогда, а если случится такая беда, то быть достойным защитником своей Родины. Посеянные зернышки добра взойдут хорошим урожаем на благодатной почве. А сеятели – это мы, взрослые и хороший урожай зависит от нас. Великая Отечественная Война…. Сколько горя, слез, погибших людей принесла она народу Советского Союза, бесцеремонно ворвавшись в каждый дом. Как рассказать дошкольникам о тех военных годах, не травмируя их психику. Надо ли рассказывать об этом детям. … Надо! Исподволь. От малого к большому. Они поймут! Мы обязаны говорить и учить детей беречь хрупкий мир, залитый кровью Поколением Героев, Поколением Великой Победы! И память о них должна жить века. Немало важным для формирования патриотических чувств подрастающего поколения является знакомство детей с народными художественными промыслами. Необходимо знакомить детей с декоративно – прикладным художественным творчеством, формировать чувство гордости за русских мастеров. Декоративно-прикладное творчество – это связь трудового, нравственного и эстетического воспитания. Приобщения ребенка к ценностям православной культуры, освоение духовно-нравственных традиций русского народа является формированием у ребенка соответствующих нравственных качеств. Уникальным средством нравственного воспитания является знакомство детей с притчами. Ведь притча - это не просто маленький рассказ, а это своего рода нравственный закон, какой-то определённый урок. Они заставляют задумываться над своими поступками, понимать их последствия. Они помогают пробудить в ребенке лучшие качества как милосердие, доброта, сострадание, любовь к людям. Практикую включение дошкольников в проектную и исследовательскую деятельность. Все это развивает познавательные, творческие речевые способностей детей.

Анализируя свой опыт работы, пришла к убеждению: только любовь к детям со стороны родителей и окружающих может творить чудеса в воспитании детей

Тулупова Виктория Викторовна

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

В современном обществе назрело множество проблем, которые называют никак иначе, как «отголоски 90-х», когда о нравственности, духовности, патриотизме родителям задумываться особо было некогда. Нужно было выживать, а дети оставались наедине со своими «друзьями»- телевизором и компьютером, из которых получали только массу не понятной для них информацию. Они росли, наблюдая вокруг жизнь, основанную сплошь на материальных ценностях. Наблюдалась тенденция к ухудшению духовного, нравственно-патриотического состояния населения.

Уже в дошкольном возрасте дети моделируют поведение родителей, окружающих их взрослых. Российское законодательство начала 90-х годов практически не отражало необходимость духовно-нравственного воспитания в обществе.

Сегодня в свете последних событий - Олимпиады 2014 года, событий на Украине, в России почувствовался патриотический подъем. Большое внимание в последнее время уделяет нравственно-патриотическому воспитанию и государство внутри страны. На встрече 12 сентября 2012 года, с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи В.В. Путин сказал: « Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Но пробел создавшийся в результате искоренения в семье нравственных ценностей еще существует. И я как воспитатель, обязана подкорректировать отношение к патриотизму как у детей так и у их родителей. Благодатная почва для этого отношение к малой Родине. В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине - родному городу, родной природе, селу, краю».

Исходя, из выше изложенного я поставила перед собой цель: Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к ценностям малой Родины

Работая по общеобразовательной программе МКДОУ «Родничок» вариативная часть которой «Краеведение как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно-патриотического воспитания», я сочла необходимым для достижения цели использовать некоторые выкладки парциальных программ: «Семицветик», авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова; «Наш дом природа» авторы Н. А. Рыжова; «Юный эколог», автор: С. Н. Николаева; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Мой родной дом. Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников». Н. А. Араропова-Пискарева.

Для достижения цели определилась с задачами:

Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине;

Расширять и углублять знания детей о своем селе, о районе, области, крае, его истории;

Развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Формировать художественно- эстетическое восприятие;

Вовлечь родителей в образовательный процесс по изучению малой Родины.

Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Приоритетное направление программы МКДОУ предоставляет мне как педагогу следующую схему:

Учитывая эту схему, основной упор я делала на два направления: село и регион, работа по которым в конечном итоге позволили реализовать поставленные цель и задачи.

Краеведение это изучение элементов историко-культурных, этнографического и природного аспекта.

Ориентируясь на понятие краеведение, классифицировала работу по выделенным аспектам: этнографические, природные, историко-культурные.

Для реализации первого направления - история возникновения села мною была разработана образовательная технология «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения села Лебедевка и его основными отраслями производства» состоящая из двух блоков, каждый из которых имеет предполагаемый результат, перечень методических приемов для его достижения и информационный материал. (приложение № 1)

Выдержка из образовательной технологии:

I блок: «История возникновения села»

Предполагаемый результат :

Знакомы с окрестностями села, его улицами

Расположением относительно водоемов, дорог, близ лежащих городов (Новосибирск, Бердск, Искитим)

Знакомы с историей возникновения села, причинами его образования

Знают расположение социальных объектов и их видоизменение со временем

Умеют составлять схему села, составлен макет села Лебедёвка.

II блок: «Отрасли производства».

Предполагаемый результат :

Знают названия профессий односельчан работающих на производстве сельского хозяйства

Ориентируются в основных отраслях производства

Имеют представление о технологической цепочке (от цыплёнка до взрослой курицы), представления о результатах производства отрасли птицеводства (яйцо, мясо, колбаса)

Знают об изменениях, произошедших в содержании крупно - рогатого скота и о продукции этого производства (молоко, сметана, масло, и т. д.)

Знакомы с основными овощными и зерновыми культурами выращиваемыми на полях совхоза

Знают о совершенствовании условий труда (от ручного к механизированному).

При реализации первого блока образовательной технологии детям очень понравилось создавать макет села Лебедевка. Они с огромным желанием узнавали расположение улиц, сравнивали со снимками сделанными из космоса и располагали эти улицы на макете села. В процесс создания макета была вовлечена вся группа, каждый ребенок хотел побыстрее нанести на макет именно свою улицу.

Родители тоже очень помогли в создании макета тем, что целенаправленно стали больше проводить времени на улице гуляя со своими детьми по родному селу. Совместными усилиями удалось добиться того, что дети смогли не только хорошо ориентироваться по родному селу, но и любить то место где они родились и восхищаться красотой родного края.

Достопримечательности определили по экскурсиям, вынесли их на макет и начали изучать их историю. Для этого организовали поход в сельскую библиотеку. Библиотекарь Куфельд Валентина Яковлевна показала презентацию: «Как возникло село Лебедевка», показала книжку про с. Лебедевка, распечатки из газетных статей. Дети с большим интересом узнавали много нового про свое родное село.

Большое впечатление на детей произвела поездка в краеведческий музей г. Искитима. Я старалась объяснить детям, что краеведческий музей - хранитель подлинных памятников;

Материальной и духовной культуры нашего села, района, области;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Такая возможность прикоснуться к истории, оставила след в душе каждого ребенка.

При реализации второго блока образовательной технологии детям очень понравились эксперименты в области растениеводства: проращивание зерновых при положительной и отрицательной температуре; эксперимент на огороде. Эксперимент решили провести с детьми, чтобы понаблюдать как растения справляются в условиях засухи. Создавались условия, когда дети обильно поливали гряды, некоторые умеренно, а одну не поливали совсем. Результаты сравнивали при сборе урожая. В результате детям стало понятно, что может произойти с урожаем зерновых и овощных на совхозных полях. При этом не только закрепляется навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям. Для наглядности в течение лета были проведены экскурсии на совхозные поля с пшеницей, горохом, кукурузой. Проводились замеры и наблюдения за растениями.

Труд человека является неотъемлемой частью жизни человека. Знакомить детей с основными отраслями агрофирмы «Лебедевская» мне помогли родители, которые трудятся на ферме. Так состоялась встреча дошкольников и Могильной Людмилы Алексеевны и Чупиным Антоном Александровичем. Дети впервые узнали о технологической цепочке (от цыплёнка до взрослой курицы), получили представления о результатах производства отрасли птицеводства (яйцо, мясо, колбаса). Дети остались с очень яркими впечатлениями от встречи.

Одной из самых интересных получилась встреча с Героем Социалистического труда Дедяевой Валентиной Ефимовной, она рассказала о пути становления села Лебедевка, о совершенствовании условий труда (от ручного к механизированному), поделилась своим богатым жизненным опытом.

После встречи с родителями и ветеранами возникло желание побывать с экскурсией на птицеферму. Спасибо руководству агрофирмы, что разрешили посетить производство, родителям, которые организовали нам эту поездку. Дети смогли увидеть условия содержания птиц, сбора и сортировки яиц. Дети были приятно удивлены насколько большая птицеферма, и как много людей трудится на ней.

Также была организованна поездка в поселок Маяк на ферму, где содержится крупнорогатый скот, чтобы познакомить детей с еще одной отраслью производства - животноводство. Детей очень впечатлила эта поездка, некоторые дети впервые увидели коров. Они увидели условия содержания крупнорогатого скота, как за ним ухаживают.

В конечном итоге по мере реализации образовательной технологии предполагаемые результаты были достигнуты. В конце учебного года в старшей группе, мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня знаний истории возникновения села, по следующим позициям: (Приложение № 2)

1. Способны назвать окрестности села, его улицы

2. способны ориентироваться относительно водоемов, дорог, близ лежащих городов (Новосибирск, Бердск, Искитим)

3. способны описать историю возникновения села, причины его образования

4. способны указать на расположение социальных объектов и описать их видоизменение со временем

Работая по второму направлению, прежде всего, составила перспективное планирование (приложение № 4).

Знакомя детей с промыслами Сибири, учитывала возрастные особенности детей дошкольного возраста, делала это в доступной, понятной и интересной для них форме.

Использовала следующие формы работы с детьми:

· Беседы;

· Занятия на основе метода интеграции;

· Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

· Выставки в мини-галерее изделий декоративно-прикладного искусства;

· Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

· Просмотр видеофильмов;

· Экскурсии;

· Дидактические игры;

· Использование силуэтного моделирования

· Экспериментирование с различными художественными материалами;

· Фольклорные праздники, посиделки.

· Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

· Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

· Использование физминуток;

· Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Старалась обогащать представления детей о красоте и способах её достижения на примере народного искусства и искусства родного края.

Познакомила детей с такими видами сибирских промыслов как Ордынская роспись, Урало-Сибирская роспись, работа с берестой.

Уникальность Ордынской росписи в том, что в ней собраны элементы основных орнаментов России. И добавлены свои, характерные черты, присущие нашему краю. Потому что цветы медуницы, ягоды брусники, черники, плоды шиповника памятны с детства. Сороки, белки, лоси и бревенчатые дома - эти элементы есть только в ордынской росписи.

Еще отличительная черта ордынской росписи - введение концом кисти и примакивание кисти на «пяточку», что не сразу получилось у детей.

Помимо игрового метода, для усвоения особенностей Ордынской росписи, детям был предложен дидактический материал по большинству народных промыслов в виде пазл и мозаик, также я активно использовала круги Луллия (развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ). Все круги были изготовлены по народным промыслам России.

Дети научились держать кисть вертикально, и отпускать её на «пяточку». Умеют использовать тот или иной цвет в росписи, обусловленным сюжетом выбранной композиции, временем года, характерным окрасом птиц или животных Сибири. У них хорошо развиты технические навыки при ознакомлении с Ордынской росписью, воображение.

Очень интересной оказалась работа с Урало-Сибирской росписью, так как ее изобразительные мотивы весьма разнообразны, это цветочные орнаменты и изображение птиц и зверей. Детям понравилось работать с Урало-Сибирской росписью.

После предварительного размера мотива и композиции, прописывали подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев, затем производят их моделировку белилами, обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая его вокруг своей оси, за одно движение превращалось подмалёвка в ягоду или лепесток. Заканчивалась роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали четкие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном.

Мне удалось добиться того, что дети научились держать кисть вертикально, набирать два цвета на кисть и делать подмалевок для изображения цветов, листьев и т.д.

Развивала творческие способности детей на основе приобщения к русской народной культуре «Урало-Сибирской росписи».

Особенно хочется отметить работу с берестой. Дети остались в восторге после работы с ней. В ходе работы познакомила детей с несколькими видами художественной обработки бересты плетение, роспись, резьба, чеканка, тиснение, процарапывание, окраска, выжигание.

Дети проявляли интерес к изделиям из бересты, старались понять язык искусства. Предлагали собственные замыслы и воплощали их в аппликациях, поделках, рисунках. Развивали эстетический вкус в работе с берестой.

Большую помощь нам оказывали родители при заготовке бересты для поделок. Постепенно в процесс создания поделок вовлеклись не только дети но и их родители. В ходе совместной работы нам удалось организовать выставку «Дары березы русской» поделок сделанных руками детей и их родителей.

При поддержке родителей нам удалось дооформить фольклорную комнату стилизованными под старину лавками, домашней утварью и русской народной одеждой.

Посещая с детьми фольклорную комнату, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа; валек - чугунный утюг на углях - электрический утюг), знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной - глиняная), приобщала детей к истокам русского народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом.

В ходе непрерывно непосредственной деятельности, режимных моментах знакомила детей с природными аспектами, на прогулках, экскурсиях старалась расширить знания детей о флоре и фауне Сибири, воспитывать бережное отношение к природе. Чтобы дети смогли понять все величие родной земли, я знакомила с природными ресурсами Новосибирской области. Мои дети знают, что в области очень много полезных ископаемых. В Северном районе открыты месторождения нефти и природного газа. В Искитимском, Черепановском и Тогучинском районах добывают высококачественный уголь. Север области богат торфом. В области имеются большие запасы кирпича и керамических изделий (КСМ). В восточной его части добывают строительный камень, граниты, известняки, сырье для производства цемента и белый мрамор.

Хочется отметить, что дети знают, что в НСО очень много лесов. Северную часть области занимают дремучие темно - хвойные леса и обширные участки труднопроходимых болот. Для нее характерны ель сибирская, сосна сибирская, пихта сибирская. Вдоль Оби тянутся более светлые сосновые боры. Южнее тайги начинаются мелколиственные леса из березы и осины. Животный мир лесов очень разнообразен. В кронах деревьев и кустарников гнездятся птицы. Обычными обитателями леса являются: лось, белка, соболь, бурундук. На севере области можно встретить северного оленя, медведя, росомаху.

Степи занимают только крайний юго - запад нашей области - северную часть Кулундинской равнины. Животный мир степей: грызуны.

Основные посевные площади НСО заняты зерновыми и зернобобовыми культурами. Незначительная часть отведена картофелю и овощам.

Реки, озера - богатство нашей области, Обь несет свои воды с Юга на Север через всю территорию области. Самые крупные озера: Чаны, Убинское, Карачи. Озер так много, что нашу область можно назвать «страной голубых озер». По мере изучения природных ресурсов, мы старались дополнить комнату краеведения новыми экспонатами.

При изучении рельефа, лесов НСО, водоемов, мы с детьми оформили макет НСО, на нем отобразили лесные массивы и водные ресурсы.

Приобщать детей к истокам народной культуры, старалась через знакомство с укладом жизни, предметами быта, традициями, праздниками. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. В поиске современных педагогических приемов мы, к сожалению, забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех традиционных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «Осенины», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха».

Также детей знакомила с народными праздниками. Еще с глубокой древности пришел к нам любимый праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником «Пасхи». На занятиях по рисованию дети с большим интересом расписывали пасхальные яйца. Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Сибирского края.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, консультации) использовала в своей практике:

Вечера вопросов и ответов;

Совместные мероприятия (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалогической основе, открытые показы воспитательно-образовательного процесса) ;

Экскурсии совместно с детьми;

Индивидуальную работу с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребёнка).

В результате работы у ребёнка формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и испытывать радость, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки. В ходе совместной работы удалось сформировать чувство гордости за русский народ.

Педагогический коллектив, со сложившейся в МКДОУ традицией взаимоучастия по самообразованию, помогал в сборе методической литературы, электронного материала. Я в свою очередь провела консультацию «Народные промыслы Сибири». Составленную картотеку игр народов Сибири предложила для работы коллегам.

В конце учебного года в подготовительной группе, мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня знаний родного края - Новосибирской области по следующим позициям: (Приложение № 5)

1. способны назвать особенности рельефа НСО;

2. способны перечислить леса, водоемы НСО, их обитателей;

3. способны перечислить основные промыслы Сибири;

4. способны назвать праздники и обычаи русского народа.

Педагогическое наблюдение разработано на основе методик Н.Е. Вераксы «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы», Н.В.Верещагиной «Результаты мониторинга детского развития». По обработанным результатам прослеживается положительная динамика по всем позициям.

Я думаю, что моя работа по данной теме была успешной. Я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников - процесс сложный и длительный.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: удалось сформировать чувство любви к родному краю, своей малой родине; расширить и углублять знания детей о своем селе, о районе, области, крае, его истории; сформировать бережное отношение к природе и всему живому.

Я думаю, что у детей моей группы смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей Родине.

Автор: Завьялова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МКДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: cело Лебедевка, Искитимский район, Новосибирская область



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес