Психология подростка: особенности развития по возрасту. Психология подростка Маленькие подростки 13 лет

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


– После 12-13 лет дети мужают. Родителям следует начинать относиться к детям, как к взрослым?

– Отношение взрослых к детям зависит от развития общества. Что было 2000 лет назад или будет через 200 лет, мы не знаем. Во всяком случае, именно в этом возрасте у детей происходят большие психологические и физиологические изменения. Мы получили от природы этот возрастной рубеж как начало полного взросления. Но в физиологическом возмужании есть особые явления, на которые необходимо обратить внимание.

Время полового созревания в прошлых поколениях естественно сопровождалось психологическим взрослением, ведь дети не были настолько отключены от жизни школой и семьей. В своем большинстве люди жили в деревнях вместе с животными, у всех детей были домашние обязанности. Сегодня подготовка к зрелой жизни со стороны природы существует, а подготовка со стороны общества отстает. Если бы окружение снабдило детей знаниями, которые современное общество обязано дать этому возрасту, то положение было бы иным.

– Вы имеете в виду знание о себе?

– О себе, мире и обществе. Ребенок в таком возрасте должен получить знание, как любой гражданин. Ведь каждый человек, даже если он не заканчивает учебное заведение, к 20 годам обладает суммой знаний о жизни. Такое знание должно быть у подростка в 12-13 лет. Чтобы не делать ошибок, он должен получать объяснение, изучая жизнь. А мы ограничиваем детей отсталой системой: школа, телевидение – и они просто копируют поведенческие нормы из фильмов.

– Да, они постоянно играют какую-нибудь роль.

– Так происходит потому, что мы не даем им альтернативы. Мы строим им окружение и виновны в том, что форма окружения, которую мы им создаем, настолько искаженная, что формирует испорченного человека.

– Если я правильно поняла, Вы считаете отсутствие желания учиться и потерю интереса к школе, – а дети сегодня просто не хотят там быть, – явлением естественным?

– Я бы полностью разрушил систему, созданную взрослыми для детей – и со стороны голливудских сериалов, и со стороны школы. И то, и другое ужасно. Мы разрушаем наших детей, не понимая меры наносимого им вреда. Беда в том, что пока люди не знают, что делать.

– В этом возрасте проявляется большая тяга к виртуальной связи.

– Установление виртуальной связи их продвигает. Исследования говорят, что в этом процессе у детей проявляются созидательные свойства. О созидании говорить рано, хотя все находится в развитии: человеку не свойственно статическое состояние. Поэтому и тут, как в любом явлении, есть свой инкубационный период, после которого оно прорывается наружу в своем истинном виде. Я думаю, что пройдут увлечения различными социальными сетями, и желание связи приобретет другую форму. В конечном счете, они сумеют сделать виртуальное пространство добрым. Мы сможем управлять виртуальным миром, отстранив тех, кто наживается на продаже нашим детям всего вредного. И как от физического общества мы перешли к виртуальному сообществу, так от виртуального сообщества мы поднимемся к сообществу интегральному.

– То есть сейчас они находятся в промежуточном состоянии перехода к истинному виртуальному обществу, от которого произойдет подъем к более высокой ступени?

– Да. Они захотят интегрального общения, а виртуальное общество послужит им трамплином для достижения такого единения.

– Выходит, нам лишь представляется, будто они занимаются глупостями, переписываясь друг с другом, а на самом деле за этим стоят глубинные процессы?

– Пока что мы переживаем переходный период, когда и дети не умеют пользоваться этим средством, и само средство неисправно: оно предоставляет возможности, но эти возможности «пустые».

– Родителей часто беспокоит другой вопрос: не мешает ли это обычному общению, ведь дети часами сидят за компьютером? Раньше они играли в футбол, собирались во дворе, а сегодня такого общения и физического движения намного меньше.

– Мы не понимаем, что таково веление времени. Им требуется иной, более внутренний уровень связи. Родители должны понимать особенности развития и помогать детям, а не идти против времени. Лично я возлагаю на виртуальное общение большие надежды. Разумеется, я не согласен с его нынешней формой, но ценю возможность связаться с любым человеком в мире, вне зависимости от физического контакта. В этих сетях можно установить связи, которые никогда не позволишь себе на обычном уровне. И если мы будем знать, как правильно направить возможности, предоставляемые Интернетом и созданными в нем социальными сетями, то сможем воспитывать и развивать хороших людей.

– Взять оттуда понятие связи и научить правильно ее использовать?

– Мы не сможем заставить ребенка общаться там, где он не хочет, а потому должны побеспокоиться о создании для него хорошего виртуального окружения. Интернет должен перейти на ясное и серьезное законодательство. Ведь каков Интернет – таково и молодое поколение.

– Следует ограничить доступ к определенным темам?

– Прежде всего, необходимо дать нечто взамен, ведь ограничить не составляет труда. Ограничили, а что дальше? Проблема в том, чтобы создать для них окружение, которое они захотят. Тогда можно постепенно закрывать области, наносящие вред.

– Они примут нечто новое? Что именно? Более глубокое внутреннее общение, ведь сегодняшняя связь поверхностна и мимолетна.

– Все зависит от мотивации и программы. Можно в те же игры по выживанию включить образовательные элементы.

– По этому поводу есть интересное исследование: зрителям канала «YouTube« предложили написать что-нибудь на ладони и сфотографировать. Клип, составленный из этих кадров, стал самым популярным. Как правило, люди писали: «Я тебя люблю», «Я в тебя верю», «Мы единое целое» и так далее. Это говорит о потребности в связи. Люди хотят истинной связи, но не знают, как ее достичь.

– А как тяга к связи выражается в отношениях между мальчиками и девочками? Как научить их искать пару?

– Открыто говорить о физиологии организма, любви, связи. Отделить одно от другого. Говорить с подростками о сути человека, его психологии, объяснить любовь. Любовью не загораются, ее строят. Таким объяснениям стоит посвятить много времени, чтобы человек научился смотреть на себя критически, а также понимать, что правильные отношения требуют большого вложения.

– Молодежь учится соотносить себя со всей природой, а также смотреть на себя свыше.

– Это снижает напряжение и добавляет к чувству разум.

– Включение логики в этот процесс, безусловно, очень полезно, но задача найти пару все еще остается.

– Но теперь молодой человек иначе относится к задаче определения подходящего спутника в жизни. Он не связывает своего поиска с временной влюбленностью, которая воспламеняет его на некоторое время, а потом угасает. Он понимает, какие именно свойства делают людей партнерами, подходящими друг другу. Ведь он учит и обсуждает на наших занятиях, что вся природа строится на законе равенства свойств, а потому партнеры должны быть подобными – по характеру, воспитанию, культуре, привычкам, внутренним свойствам. Все это мы знаем и понимаем, но нужно объяснить это юношам и девушкам, чтобы они именно таким образом искали пару. Если мы в таком ключе воспитаем родителей, то примеры их отношений будут восприняты в будущем их детьми.

– Он смотрит на внешние признаки, а сходство должно быть внутренним.

– Этим процессом мы должны заниматься, объясняя через СМИ родителям и через школу – детям. Задача трудная, но вполне выполнимая. Вложение в воспитание – дело первостепенной важности, а человечество этого не понимает. Воспитание важнее здравоохранения или обороны, потому что строит жизнь. Формирование счастливого человека должно быть главной целью общества.

– Что делает человека счастливым?

– Прежде всего, знание, для чего он живет и что должен сделать в жизни: не как преодолевать трудности, а как строить счастливую жизнь.

– Можно ли сказать, что если ребенку удастся реализовать себя на всех этапах роста и достичь той внутренней формы, о которой мы говорили относительно возрастов 3, 6, 9, 12-13, 20 лет, то он будет счастливым?

– Счастлив человек, который знает, что с ним происходит, и умеет реализовать себя. Вокруг него должно быть окружение, которое тоже это понимает и с ним взаимодействует. Понимание и ощущение цели жизни приводит к счастью. В ответах на вопросы, почему это со мной происходит, как построить жизнь, получая правильную реакцию от окружения, как обращаться к окружению – эти знания создают в человеке устойчивую опору, отталкиваясь от которой, он может идти дальше.

– В современной психологии появилось новое направление, называемое «позитивной психологией» или «наукой о счастье». Психологи изучают явления, делающие человека счастливым. Пока там много вопросов, но мало предложений.

– Они предлагают дышать по-особому, сконцентрироваться на своих положительных качествах и так далее. Между прочим, курс этих лекций наиболее популярен.

– Это понятно, ведь несчастье – корень всех болезней, а депрессия охватывает весь мир. Но решения они не найдут, ведь сегодня человек пребывает в депрессии потому, что не видит, ради чего стоит жить.

– В своей практике я часто слышу от молодежи обвинение в том, что взрослые построили плохую жизнь, а потому в нее не стоит включаться. Ничего не поделаешь – они включаются и живут. Но говорят, что можно и нужно быть счастливым. Так говорят от безвыходности, но не предлагают решения.

– Вы видите проблему не в молодом поколении, а в том, что мы, родители, не показываем детям дорогу, и это совершенно иной подход.

– Безусловно. Ведь обычно ругают детей: какое плохое поколение!

– Мы посвятили возрасту 9-13 лет несколько бесед, ведь это очень важный период. Говорят, что если до 13 лет мы не задали ребенку направление, не успели вложить в ребенка шкалу ценностей, то потом это сделать уже невозможно. Какие цели нужно поставить перед ребенком в этом возрасте, чтобы с их достижением он чувствовал себя счастливым? Какие внутренние требования он должен реализовать? В каком состоянии должен быть?

– В этом возрасте дети находятся в трудном положении, испытывая большой прессинг из-за того, что не знают, как устроены мир и общество, на чем основаны отношения между людьми. Они строят между собой искусственные связи согласно своему желанию или абсолютно нереальным примерам, взятым из фильмов. Привыкая к этим стандартам, они потом не могут от них избавиться. Это подражание очень опасно, так как подменяет жизнь игрой в жизнь. Такой подход необходимо искоренить и в противовес ему дать максимально открытое и простое объяснение всем жизненным сферам. Дети должны побывать везде: от места, где человек рождается, до места, где его хоронят. Они должны знать, что такое университет, завод, больница, банк – все, что создано нашей цивилизацией, – получая реальные примеры. Мы должны быть настолько открытыми, чтобы они могли говорить с нами обо всем, без каких-либо табу. Им нужно позволить установить между собой также прямую виртуальную связь, но позаботиться о создании между ними правильного виртуального общения.

– Мне нечего добавить к этому итогу, кроме того, что виртуальная связь – трамплин к интегральной связи и новой реальности.

– Именно этого они хотят, ощущая внутреннюю потребность. Их отчаяние и пренебрежение является выражением пустоты, которую они ничем не могут заполнить.

– Правильное воспитание и объяснение той части реальности, которая им не знакома, может решить эту проблему.



Как-то в разговоре взрослая коллега, вспоминая школу (которую, к слову, очень любила), сказала, что из всего периода той жизни с особой нелюбовью вспоминает себя в 12-13 лет. «Ощущала себя уже достаточно взрослым и самостоятельным человеком, - сказала она, - а мамины запреты и ограничения оставались все теми же, из детской жизни. И это было ужасно. Маму иногда хотелось ненавидеть…». На самом деле этот период вхождения в подростковый возраст своих детей болезненно переживают и сами родители.

Как-то в разговоре взрослая коллега, вспоминая школу (которую, к слову, очень любила), сказала, что из всего периода той жизни с особой нелюбовью вспоминает себя в 12-13 лет. «Ощущала себя уже достаточно взрослым и самостоятельным человеком, - сказала она, - а мамины запреты и ограничения оставались все теми же, из детской жизни. И это было ужасно. Маму иногда хотелось ненавидеть…». На самом деле этот период вхождения в подростковый возраст своих детей болезненно переживают и сами родители. Дети начинают активно (а то и агрессивно) демонстрировать свою взрослость, а родители видят лишь появившуюся неуправляемость. Подростковый кризис. Что это? Как с ним справиться?

Тело обгоняет голову

Известный отечественный психолог Лев Выготский, рассматривая возрастные кризисы у детей, назвал этот период «кризисом 13 лет». Российская психологическая школа также выделяет младший подростковый возраст (период от 10 до 12 лет) и старший - от 13 до 15 лет. Такую периодизацию психического развития школьников выдвинул психолог Даниил Эльконин.

Постепенное взросление у каждого ребенка происходит по-разному: у кого-то на это уходит несколько месяцев, у кого-то - несколько лет. Влияющих факторов много: это особенности семьи, окружения, социальной обстановки, культурные традиции. Но факт остается фактом: подростковый кризис неизбежен, это не болезнь, не напасть, это нормальное развитие личности, его важный этап, через который нужно пройти с наименьшими потерями для психики. Причем, пройти не только ребенку, но и его родителям.

Важно в этот период не забывать о периоде собственного взросления и понимать, что у подростка в определенном возрасте происходит гормональный скачок: биологически человек взрослеет и формируется быстро, тогда как мозг, психика «отстают от тела». И получается диссонанс: организм вроде как уже и не детский, а мировоззрение еще не сформировалось; потребности появились, а возможностей нет (мешает социум, собственные страхи, запреты взрослых). Между физической возможностью и психологической и психосоциальной готовностью нет знака равенства, следствием чего и становится конфликт подростка с обществом.

“Первый раз ребёнок обнаруживает себя отдельно от остального мира в 3 года. Второй раз – в 12-13 лет. Только теперь «обнаружение себя» знаменуется вопросами «Кто я?», «Для чего я живу?», «Зачем я здесь?», - говорит психолог Мария Зоря. - Подросток подводит первые итоги детства и делает шаг в сторону взрослости. Принципиальное осмысление данного этапа в жизни любого человека – подчеркну, именно любого, поскольку через это неизбежно проходит каждый – состоит в осуществлении выбора: Я для кого-то или Я во имя себя? Я должен всем вокруг – родителям, воспитателям, государству - или Я должен сам себе?”.

“О, дайте, дайте мне свободу!»

В психологии есть такой термин как “новообразование” - новые черты личности, возникающие на определенной стадии развития. Психологическое новообразование - это свидетельство нового этапа в жизни, следствие прожитого, вывод. Главным новообразованием подросткового возраста является ощущение себя взрослым и появление самосознания как высшей психологической функции. Взросление подразумевает свободу во многих сферах. Вот здесь и возникает камень преткновения между подростком и родителями: первый считает, что ничьи советы ему не нужны, со всем он может справиться сам, а вторые боятся слишком высокой цены возможных подростковых ошибок и стараются свободу ребенка ограничить (в каждой семье степень ограничения своя).

Как быть? Вроде бы и запрещать всего нельзя, но, с другой стороны, любое расширение зоны свободы исключает родительский контроль и, следовательно, чревато. Вроде бы и можно отпустить дочку в 13 лет погулять до десяти вечера, если все это - в своем районе (вспоминаешь ведь себя - как сильно хотелось подольше побыть на улице в этом возрасте), но криминальная хроника отбивает последние демократические аргументы… Да, сложно – и отпускать, и доверять, и адекватно оценивать возможности подростка. Здесь единственный выход - наладить с подростком диалог, стать ему другом, наставником. Демократия, а не тоталитаризм - залог успеха в период взросления. Но мало просто дать свободу подростку, важно, чтобы он сам понимал, что получил ее заслуженно.

Вспоминает Ирина Валентиновна, мама двоих дочерей: “Когда моей Лене было 12 лет, я никуда не отпускала ее на общественном транспорте. И вот как-то в августе отправила ее в магазин, расположенный в нашем районе. А она смоталась с подружкой в центральный универмаг и сама купила к школе тетради, дневник и прочую канцелярию. Пришла ко мне и говорит: вот видишь, я съездила в центр, и ничего не случилось; значит, теперь ты можешь отпускать меня на большие расстояния. Мне ничего не оставалось, как признать расширение некоторой ее географической самостоятельности”.

Другая сторона вопроса - засилье этой самой ответственности. “Когда подростка задавливают чувством ответственности, убеждают, что у него есть только право на вину, но нет права на подлинное самовыражение, он и продолжает жизнь под знаменем вины и ложного долга, стремясь доказать, что он достоин любви и понимания, что он хороший и замечательный, - продолжает психолог Мария Зоря. - Сверхзначимость оценок в школе, поступления в конкретный вуз (выбранный родителями), круга «приличных» друзей и так далее – это всё для кого делается, на самом-то деле? Вот о чем следует задуматься родителям”.

Возросшее самосознание позволяет ребенку исследовать свой внутренний мир, формировать осознанные интересы, проявлять себя в творчестве. А это значит, что подросток становится субъектом волевого действия. И уже к 17 годам он приобретает такое новообразование как самоопределение. А это уже новая, более зрелая форма самосознания. То есть, самостоятельная полноценная личность не появляется вдруг на первых курсах университета. Она либо формируется постепенно при грамотном, правильном прохождении через кризис подросткового возраста, либо не появляется вообще. А если у подростка нет возможности выбора, его поведение зачастую становится девиантным, то есть, отклоняющимся от общественных норм.

Играй, гормон, и игра в демократию

Одним из центральных интересов любого подростка в этом возрасте является половое развитие. Организм перестраивается, соответственно новая сфера требует исследования и понимания. Подросток озабочен своими физическими данными и презентацией себя как полноценного представителя мужского или женского пола. Критерии оценки себя и своих данных формируются из сравнения с окружающими, с идеалами, господствующими в данной среде (или, например, навязанными СМИ). Эмоциональный фон нестабилен, перепады настроения так же непредсказуемы, как погода в Петербурге. Родителям в этот период важно следить за ключевыми тенденциями в подростковом обществе, чтобы, например, вовремя объяснить дочери, что если в сериале девятиклассница свободно занимается сексом с половиной школы, то это вовсе не пример для подражания...

Постоянное сравнение себя с другими также обуславливает формирование молодежных субкультур. Подростки - народ чрезвычайно конформный, и если даже они декларируют абсолютную свободу от общественных норм, то все равно сбиваются в стайки и, как вариант, выбривают одинаковые ирокезы, носят одинаковые куртки-косухи, красят волосы в черный или выстригают затылок. Через эту не признаваемую им конформность подросток проявляет свою независимость. По этой же причине у него появляются кумиры, которым он стремится подражать.

Как результат – снижается и успеваемость, и сам интерес к устоявшимся формам обучения. Любимое времяпрепровождение - “тусовка” со сверстниками. Общение, причем, общение на равных, становится ключевым механизмом взаимодействия подростка с обществом. Если учитель в средней и старшей школе сможет заинтересовать подростка своим предметом через адекватное, двустороннее демократическое общение, то обучение в школе сохранит для подростка свою ценность. Если нет - то даже круглый отличник может скатиться в двоечники. На смену авторитетам власти приходит авторитет личности. Это касается и семейных отношений.

Лев Выготский отмечал, что подростку свойственна не слабость воли, а слабость целей. Энергию, которая в подростковом возрасте бьет через край, важно направить в правильное русло, тогда результат оправдает ожидания и подростка, и взрослых.

А родителям снова дает совет психолог Мария Зоря: “Всё, что подростку необходимо на этом жизненном этапе – это вера в него, в его силы, в его возможности, таланты. Понимание, принятие, доверие. Ему нужно, чтобы рядом находился человек, который его понимает. Кто выслушает и не осудит. Кто просто возьмёт за руку и помолчит, и не будет требовать выворачивать душу наизнанку”.

Ну, вспомнили свои 13 лет?

Подростковая полнота давно уже стала мировой проблемой.

Почему это происходит? И что делать, если ребенку грозит ожирение? Об этом сегодня вам расскажет портал о похудении «Худеем без проблем».

Врачи бьют тревогу — в последние годы количество полных детей увеличивается. И дело не в том, что толстым быть некрасиво — избыточный вес несет здоровью ребенка реальную угрозу.

Особенно это опасно в возрасте 13 лет, когда происходит период полового созревания. Подросток активно растет, в его организме происходит гормональная перестройка, а значит – повышается аппетит, и как следствие, появляется лишний вес, который может остаться с ним и во взрослой жизни.

Вот почему очень важно помочь ребенку именно в этом возрасте избавиться от лишнего веса. О том, как можно похудеть в 13 лет, расскажет сайт.

Как похудеть ребенку 13 лет: причина полноты

Любой ребенок – это часть системы, которую составляет вся его семья.

И чем он младше, тем больше зависит от привычек своих родителей, в том числе и пищевых. Если родители убегают на работу, не позавтракав, то, как правило, то же самое делают и их дети.

Вся семья привыкла поздно ужинать возле телевизора, да еще и любит жареные блюда? И чему вы удивляетесь, глядя на весы, на которых стоит ваше чадо?

Вот так дети, глядя на взрослых, приобретают вредную модель питания. Они учатся жить, повторяя за вами. И когда ребенок в школе вместо каши покупает себе чипсы, прежде чем его ругать, задумайтесь — а что едите вы? Всегда ли только то, что полезно?

Если вы считаете, что вашему ребенку надо похудеть, то знайте, что ему одному с этой проблемой не справиться, в этом возрасте он еще недостаточно самостоятелен. Помогите ему, начните с себя и пройдите этот путь вместе.

Как похудеть подростку 13 лет: чем опасна полнота

Избыточный вес добавляет нагрузку на еще не сформированный организм подростка и может стать причиной серьезных заболеваний.

Полный ребенок находится в зоне риска по:

  • сахарному диабету;
  • гипертонии;
  • болезням суставов и позвоночника;
  • заболеваниям печени и поджелудочной железы.

И еще важный момент: полнота делает ребенка закомплексованным, понижает самооценку, мешает заводить друзей и ввергает в депрессию. А это уже психологические проблемы, которые помешают ему нормально адаптироваться во взрослой жизни.

Самый важный совет: никаких строгих диет! Молодому организму необходимо сбалансированное питание: витамины, углеводы, белки – все, что является источником энергии в пище.

Действуйте по этой схеме:

  • ежедневные физические нагрузки;
  • полный запрет на чипсы, газировку, фастфуды, выпечку и конфеты;
  • говорим «нет» жареной картошке и заменяем ее на пюре (но без молока и масла);
  • утро начинайте с каши (гречневой, овсяной, рисовой), никаких бутербродов со сладким чаем;
  • ешьте фрукты, овощи и ягоды;
  • ужин за 3 часа до сна и в меню только белковая пища (мясо, яйца, творог, рыба);

Приучите ребенка в течение дня пить простую воду (1,5 литра) и есть часто, но небольшими порциями.
Соблюдая эти несложные советы, через какое-то время вы увидите, как в лучшую сторону изменится фигура вашего ребенка, а вместе с ней и характер.

Что делать, чтобы похудеть девочке 13 лет

Это возраст, когда девочка проходит первые этапы своего взросления. Она все чаще смотрится в зеркало, и если ей кажется, что фигура далека от идеала, то она выбирает единственный, как ей кажется, выход – диету.

Но вот как раз в этом возрасте любая диета противопоказана. Объясните девочке, что организм растет и развивается, а значит, ему необходимо много калорий.

Ограничение калорийности в пище может привести не только к ухудшению самочувствия, но и к проблемам со здоровьем.

И если вы хотите, чтобы похудела дочь 13 лет, то ответ может быть только один: физические нагрузки, правильное питание и никаких диет! Можно танцевать, гулять с собакой, плавать, кататься на велосипеде, одним словом делать все, что намного интереснее и приятнее, чем сидеть голодной и грустить возле пустой тарелки. Нужно просто подобрать девочке то занятие, которое ей больше всего нравится.

Как похудеть мальчику 13 лет

Мальчика в 13 лет фигура волнует ничуть не меньше, чем девочку. Это очень неприятно и унизительно, когда одноклассники смеются и обзывают «жиртрестом».

Что можно посоветовать мальчику? То же самое, что и девочке, но вместо танцев более серьезные занятия спортом, например: бег, плавание, борьба и, конечно, ежедневная утренняя зарядка. Идеальный вариант, когда физкультурой занимается вся семья, так родители подают пример правильного подхода к непростой проблеме своего ребенка. Важно дать ему понять, что он не один и, при желании, все поправимо.

Теперь вы знаете, как похудеть парню 12 лет, и как ему в этом помочь, если конечно набор веса не вызван гормональными нарушениями. В этом случае есть только один выход – обратиться к врачу, пройти полное обследование и курс лечения.

Если ваш ребенок несколько дней выполняет составленный вами план, ест здоровую пищу и постепенно худеет, то его обязательно надо поощрить: сводить в кино, боулинг, аквапарк и т.д. Когда у него закрепится привычка к здоровому питанию и образу жизни, тогда достигнутый результат сохранится на долгие годы.

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни - это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет - уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет - возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться - это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет - подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет - возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий - это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет - возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет - возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель - оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать - «Я - другой!» - огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя - это особенности возраста.

Общение - это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет - путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать - что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности - ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет - это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение