Занятия по знакомству детей с цветом. Игры с оранжевым цветом или первые занятия по творчеству и музыке

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Примерный конспект коррекционного занятия

по развитию зрительного восприятия детей.

Тип: «Формирование сенсорных эталонов»

(Средняя группа,)

Тема: «Знакомство с оранжевым цветом»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с оранжевым цветом:

Учить отличать предметы оранжевого цвета от предметов желтого и розового цвета;

Учить узнавать оранжевый цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности;

Активизировать словарь детей на полуактивном этапе.

  1. Учить локализовать предметы оранжевого цвета из множества предметов других цветов:

Развивать умение составлять ритмическую последовательность в чередовании, желтых, оранжевых, розовых цветов.

  1. Продолжать развивать зрительное внимание детей.
  2. Развивать воображение детей, осознавание связи ароматов и цветности предметов.
  3. Обогащать активную речь детей за счет слов: оранжевый цвет, желтый, овощ, фрукт.
  4. Активизировать зрительные функции: прослеживающую, глазодвигательную, цветоощущение, центральное и периферическое зрение.

Оборудование:

Куклы: Мальвина и Буратино (на Мальвине оранжевое платье);

Небольшие желтые мячи (на каждого ребенка) и один оранжевый;

Цветное изображение лисицы (крупное);

Цветное изображение моркови (крупное);

На каждого ребенка карточки с бусами – для задания:

«Продолжи ряд»;

Прозрачные сумочки;

Игрушки оранжевого, розового, желтого цветов

Картинка (крупная) для развития зрительного внимания:

Изображение цветков с лепесточками различного цвета,

но обязательно 5 оранжевых цветков. Оранжевые цветы

«разбросаны» по всей картине;

Карточки с контурным изображением овощей и фруктов;

Колпачки с различными ароматами, разнообразные предметы,

которые могут напоминать эти запахи;

Оранжевый пакет с апельсинами.

Ход занятия:

Ребята, только что позвонил по телефону Буратино и сказал, что он сейчас приедет к нам в гости. А вот уже и слышны его шаги. (Появляется Буратино).

Буратино: «Здравствуйте, ребята, я так давно не был у вас в гостях, так соскучился. Как вы поживаете? Что новенького?

Вам, наверное, Мальвина не дает скучать. Уж я-то помню, как лона пыталась заняться моим образованием и воспитанием.

Я к вам не с пустыми руками пришел, а в подарок мячики принес. Вот. Ловите. (Буратино прокатывает каждому ребенку желтый мяч, а Мальвине - оранжевый).

Ну как, нравятся вам мои мячики?»

Спасибо тебе, Буратино, очень красивые мячики. Ребята, а какого цвета у вас мячи? (Желтые)

  • Ребята, а Буратино принес в подарок всем желтые мячики? Или, может быть, у кого-то из вас мячик другого цвета? (ответы детей).
  • Да, верно, у Мальвины мяч отличается от ваших, ребята. Какого же цвета у нее мячик, кто знает? (ответы детей)

Буратино: «Да, у Мальвины красный мячик!»

  • А вот и неверно, Буратино. У Мальвины мяч оранжевого цвета.
  • Ребята, а какое животное имеет вот такую окраску, как этот оранжевый мячик? Я вам подскажу: в сказках она самая хитрая. (Ответы детей)
  • Верно, лиса. (Педагог на фланелеграфе выставляет цветное изображение лисы),
  • А теперь, отгадайте такую загадку: «Сидит девица в темнице, а коса-то на улице». Что Это? (Морковка)
  • Верно, морковка. А морковка бывает какого цвета? (Ответы детей)
  • Да, морковка у нас оранжевая. (На фланелеграф выставляется цветное изображение моркови).
  • А теперь послушайте шуточное стихотворение про оранжевый цвет и постарайтесь запомнить это стихотворение, и тот цвет, о котором вы услышите. Тебе, Буратино, я думаю тоже необходимо знать оранжевый цвет, чтобы ты его не спутал с другими цветами:

« Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже».

Ребята, скоро Мальвина будет играть в новом спектакле, поэтому ей необходимо украшение к оранжевому платью. Давайте-ка мы ей сделаем бусы.

(Детям раздаются карточки с бусами, где чередуются желтые, оранжевые цвета и розовые. Задание: «Продолжи ряд». Для детей с амблиопией и косоглазием: дано начало - бусы желтого, оранжевого, розового цветов. Для слабовидящих детей: такое же начало и дается конец бус - розовый цвет. Педагог проговаривает выполнение этого задания со слабовидящим ребенком):

  • Вот, Мальвина, посмотри, какие бусы тебе сделали дети. (Дети подходят с выполненным заданием).
  • Ребята, а из каких цветов вы составляли бусы? (Ответы детей).
  • Молодцы, все запомнили оранжевый цвет.
  • Ребятки, а теперь давайте подойдем к окошку и посмотрим на черный кружочек на стекле, а затем смотрим вдаль. Так повторим несколько раз.

(Проводится зрительная гимнастика: на стекле на уровне глаз детей прикреплен черный кружок небольшого диаметра. Дети смотрят вблизь на черный круг и вдаль несколько раз).

  • Ребята, к нам пришел невидимый волшебник Дели-Давай и просит вас разложить все предметы по цвету в сумочки, потому что они все у вас перемешаны. А он очень не любит беспорядок. (Детям раздаются 3 прозрачных сумочки, в которых находятся различные предметы желтого, оранжевого и розового цветов.). Назови предметы оранжевого (желтого, розового) цвета, подними сумочку с оранжевыми (розовыми, желтыми) предметами. Какого цвета предметы в этой сумочке? и т.д.
  • - Молодцы, ребята, волшебник Дели-Давай очень доволен вами, и говорит, что теперь у вас полный порядок с игрушками. А он это очень ценит.

Ребята, вы очень понравились Волшебнику и он хочет с вами поиграть. Вот он вам принес картину, на которой изображены различные цветы. Он просит найти цветочки только оранжевого цвета, и хлопнуть в ладоши столько же раз, сколько вы увидите цветочков с оранжевыми лепесточками. (На фланелеграф выставляется картина). Ребята, вы опять порадовали Волшебника. Даже Буратино справился с заданием! Он хорошо запомнил оранжевый цвет. А запомнил ли ты, Буратино, стишок про этот цвет? Может кто-то из ребят помнит? (Ответы детей, при необходимости вспоминаем вместе с детьми).

А мы, Буратино, с ребятами еще знаем стишок про тебя. Давайте, ребятки, расскажем этот стишок, но не просто расскажем, а еще и покажем:

(Проводится физкультминутка): «Буратино потянулся! Раз - качнулся, два - качнулся, Руки в стороны развел: Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать!»

Ребята, за то, что вы такие старательные, любознательные - волшебник Дели-Давай хочет вас угостить фруктами и овощами. Но фрукты и овощи не обычные, а заколдованные. Поэтому их нужно расколдовать и узнать каждый овощ или фрукт.

(Дети работают за столами. Им раздаются карточки, на которых даны контурные изображения различных фруктов и овощей).

Ребята, вам нужно найти только те овощи и фрукты, которые имеют оранжевый цвет. Их нужно будет накрыть фишками. А чтобы вы не забыли, какого цвета нам нужны овощи или фрукты, я поставлю перед вами оранжевую лисицу. Вы посмотрите на нее и сразу вспомните стишок про оранжевый цвет. (С детьми проговариваются признаки по которым опознается предмет).

Молодцы, ребята, все верно справились с заданием. Послушай, Буратино, дети назовут овощи и фрукты, оранжевого цвета. Ответы детей: - Морковь оранжевого цвета, это овощ и т.д.

Мы с Волшебником очень рады за вас. Но наши глазки, наверное, немного устали, потому что пришлось им немало потрудиться. Давайте мы сейчас крепко зажмурим глазки, а затем откроем. (Проводится зрительная гимнастика, повтор 6-8 раз).

Ребята, волшебник Дели-Давай побывал уже у нас в гостях, ему здесь очень понравилось, а теперь он приглашает нас в свою волшебную страну. (Гаснет общее освещение и включается подсветка).

Вот мы и переместились в страну волшебника Дели-Давай. Какой здесь необычный аромат витает в воздухе. Посмотрите, у волшебника кругом стоят колпачки с различными запахами. Давайте, понюхаем их и представим, чем они пахнут, а также предмет этого запаха и цвет. И, может быть, среди окружающих нас волшебных вещей мы найдем именно тот предмет, который себе представляем по запаху и цвету. (Дети выполняют задание).

Хорошо в Волшебной стране, но нам пора уже возвращаться, ведь дома нас ждут друзья, наши любимые игрушки. Но в знак доброго знакомства волшебник Дели-Давай «оживил» заколдованные фрукты, которые вы все правильно отгадали, и угощает вас ими.

(Включается общее освещение, а в руках педагога появляется оранжевый пакет с апельсинами).

Вот посмотрите, ребята, у меня в руках появился пакет.
Какого он цвета? (Ответы детей).

Давайте посмотрим, что же в нём лежит. (Педагог достает апельсины)

Что это? (ответы детей)

А какого цвета апельсины? (Ответы)

  • А теперь – угощение от Волшебника. (Детям раздаются апельсины).

Молодцы, мы с вами очень хорошо поиграли, до свидания!


Конспект занятия

по развитию зрительного восприятия детей

Тип: Формирование сенсорных эталонов

Тема: «Знакомство с голубым цветом»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с голубым цветом:

Учить отличать предметы голубого цвета от предметов белого, синего и фиолетового цвета;

Учить узнавать голубой цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности;

2. Учить локализовать предметы голубого цвета из множества предметов других цветов:

Развивать ритмическую последовательность в чередовании голубых, синих, белых цветов.

3. Учить зрительно выделять и располагать в ряд 5 предметов по уменьшению.

4. Учить зрительно выделять и располагать в ряд 5 предметов по светлоте цвета.

5. Обогащать активную речь детей за счет слов: голубой цвет, синий, белый, одежда.

6. Активизировать зрительные функции: прослеживающие, глазодвигательную, цветоощущение, центральное и периферическое зрение.

7. Повторять узнавание и называние фигур: прямоугольник, круг, квадрат, овал, треугольник.

8. Учить подбирать нужный цветовой эталон как признак предмета.

9. Продолжать развивать зрительное внимание детей.

10. Развивать память детей.

11. Развивать воображение.

Оборудование:

Кукла и игрушки: Мальвина, попугай, дельфин;

Цветные ленты (белые, синие, фиолетовые, голубые);

Цветное изображение попугая;

Карточки с изображением дельфинов из палочек Кюизенера;

Палочки Кюизенера;

На каждого ребенка 5 овальных «камешков» разных по размеру и оттенкам синего цвета;

Образец бус трех размеров (большой, средний, маленький) и цветов (голубой, синий, белый)

Бусы на каждого ребенка для выполнения по образцу;

Прозрачные сумочки;

Картинка (крупная) для развития зрительного внимания: изображение цветков различного цвета, но обязательно пять голубых цветков, которые «разбросаны» по всей картине;

Карточки с контурными изображениями (колокольчик, лягушка, божья коровка, слон, ежик, попугайчик волнистый, дельфин);

Фишки голубого цвета;

Мешочек голубого цвета с подарком для детей.

Ход занятия:

Ребята, я слышу чьи-то шаги. (Появляется Мальвина)

Мальвина: Здравствуйте, ребята.

Ребята, узнали кто к нам пришел? (ответы детей) Как вы догадались? (ответы детей).

Да, это Мальвина из сказки про Буратино и золотой ключик.

А теперь послушайте стихотворение про любимый цвет Мальвины и постарайтесь запомнить это стихотворение и тот цвет, о котором вы услышите.

Голубой – любимый цвет Мальвины,

Попугая подарил ей Буратино.

Перья на волосы похожи:

Голубые тоже.

Кого подарил Буратино? Какого цвета? (ответы детей). Верно, вот фотография попугайчика (На доску выставляется цветное изображение волнистого попугайчика)

Мальвина: Я к вам не с пустыми руками пришла, а картинку принесла.

Ребята, что на картинке? (ответы детей). Дело в том, что Мальвина собирается идти на праздник. Помогите выбрать ей одежду голубого цвета и наложите фишки.

- …(имя ребенка) что ты выбрал?

Мальвине необходимо украшение к платью. Какое украшение мы можем ей собрать? (ответы детей - бусы)

Какого цвета бусы? Какой формы? Какие по размеру? Какая бусинка будет первая?

Вот, Мальвина, посмотри, какие бусы тебе сделали дети. (дети подходят с выполненным заданием)

Ребята, а из каких цветов вы составляли бусы? (ответы детей)

Молодцы, все запомнили голубой цвет.

Ребятки, а теперь давайте подойдем к окошку и покажем Мальвине паучков на стекле, а затем поищем глазками что-нибудь голубого цвета за окошком. Так повторим несколько раз. (Проводится зрительная гимнастика: на стекле на уровне глаз детей прикреплен черный кружок небольшого диаметра. Дети смотрят на черный круг, расположенный вблизи, и вдали ищут взором голубые объекты. Так проводится несколько раз поочередно.)

Ребята, а у Мальвины случилась беда. Попугай вылетел в случайно открытую форточку и потерялся. Может быть, он к нам залетел в кабинет? Поищите глазами. Куда сел попугай?(ответы детей)

Попугай играл у Мальвины с лентами для волос. Мальвина просит вас разложить все ленты по цвету в сумочки, потому что они все перемешаны. А она ох как не любит беспорядок. (Детям раздаются четыре прозрачных сумочки, на которых наклеены определенные цвета-ориентиры). Подними сумочку с голубыми (фиолетовыми, белыми, синими) лентами. Какого цвета ленты в этой сумочке? И т.д.

Молодцы, ребята, Мальвина очень довольна вами и говорит, что теперь полный порядок с лентами. А она это очень ценит.

Ребятки, вы очень понравились Мальвине, и она хочет познакомить вас с другом, который живет в море, а доберемся мы туда по дорожкам. Выберите себе дорожку. Какого цвета дорожка? К какой фигуре она приведет? (ответы детей)

Вот мы и добрались до моря. Узнали кто это? А какого цвета дельфин? (ответы детей). Верно Он насобирал на морском дне камешки. Какой формы камешки? У вас у всех овальные камешки. А чем отличаются? (размером, разного оттенка)

Давайте научим дельфина как можно с камешками поиграть? Можно их выложить по порядку от большого к маленькому. Покажите дельфину. А еще как можно их выложить?

(от самого темного к самому светлому)

Дельфину очень понравились эти игры, он предлагает вам отдохнуть (снять очки, закрыть глаза ладошками) и послушать, как он играет со своими друзьями (включается аудиозапись звуков дельфинов).

Открывайте глаза, одевайте очки. Вот и друзья приплыли. Попробуем выложить их из палочек. Какого цвета понадобятся палочки? (ответы детей) Хвост из каких палочек? А плавник? Какого цвета самая длинная палочка?

Молодцы. Может, кто-то из вас помнит стих про голубой цвет и расскажет дельфину? (Ответы детей. При необходимости вспоминаем вместе с детьми.)

Пора прощаться и возвращаться обратно. Проходите по дорожкам и садитесь за столы.

Мальвина вырастила в саду летом цветы и принесла вам показать. Найдите цветы только голубого цвета и хлопните в ладоши столько же раз, сколько вы нашли цветов с голубыми лепесточками. (На подставках выставляются картинки. Задание на развитие зрительного внимания.)

- Ребята, за то, что вы такие старательные, любознательные, Мальвина хочет подарить вам маленькие сюрпризы. Но для этого нужно расколдовать картинки: найти только те, которые имеют голубой цвет. Их нужно будет накрыть фишками. (Дети работают за столами. Им раздаются карточки на которых даны контурные изображения.)

- Молодцы, все верно справились с заданием.

Послушай, Мальвина, дети назовут то, что бывает голубого цвета. (ответы детей)

Мы с Мальвиной очень рады за вас. Но наши глазки, наверное, немного устали, потому что пришлось им немало потрудиться. Давайте мы сейчас крепко зажмурим глаза, а затем откроем. (Проводится зрительная гимнастика)

Вот и подарок от Мальвины.


Игры с оранжевым цветом

Для того, чтоб полноценно заниматься с детьми (чтение, математика) нужно ребенка настроить на обучающий процесс. Какое же направление справится с этим легче всего? Правильно: творчество. Это самый простой и легкий способ разбудить все базовые способности вашего ребенка.

В творчестве будут использованы следующие направления: моделирование, цветовосприятие, музыкальные способности, литература (сказки и стихи), рисование.

Я не буду сильно увлекаться оттенками, т.к. каждая мама сама решит нужно ли это для ее ребенка, или основных цветов будет достаточно.

Оранжевый цвет.

Один из самых ярких, сочных цветов. Оранжевый всегда ассоциировался у меня с весельем, музыкой, народными инструментами.

Подготовьте лист бумаги с оранжевым цветом. Для детей в этом возрасте оптимальным размером будут карточки 10*15 см. Покажите карточку ребенку и задержите ее перед глазами малыша. Произнесите название цвета. Как только малыш отводит глаза от карточки - ребенок данный цвет увидел. Теперь необходимо закрепить полученный материал. Посмотрите, что у Вас дома есть оранжевого цвета? Это может быть морковь, одежда, ткань. Походите по дому и поищите эти цвета. Для деток от 6 месяцев можно посмотреть иллюстрации (они будут приложены в ссылках). Когда вы с малышом будете рассматривать реальные предметы в доме, постоянно рассказывайте об ассоциациях, которые у Вас возникают с этим цветом. Можете взять с собой игрушку. У меня это капелька. В ссылках будет подобная капелька и схема для шитья (если кто-то умеет шить). Путешествуйте по дому, берите капельку на прогулку, прислоняйте ее к предметам, постоянно сравнивайте увиденные цвета с карточкой. Говорите ребенку светлее или темнее предмет обихода, чем карточка с цветом.

После такой тренировки цветовосприятия нужно немного отдохнуть. Сделайте с малышом зарядку. Очень хорошо подходят потешки или пестушки:

(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

(Делаем ребенку «велосипед» и читаем потешку).
Куда бежите, ножки?
- Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

(Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке)
Тятеньке - сажень,
И маменьке - сажень,
И сестрице - сажень,
И братику - сажень
(и т.д.),
А (имя Вашего ребенка) большую,
Наибольшую,
Самую большую.

После таких мелодичных пестушек и потешек можно начинать ребенка приучать к музыке, звукам.

Инструменты для этого изготавливаются за пару минут: возьмите баночки из под крема или т.п., уберите с них все наклейки, наполните их разными крупами и в разных количествах. Назовём их баночки-шумелки. Какие-то просто оставьте пустые, куда-то налейте (не до конца) воду, различными жидкости. Плотно закройте так, чтобы даже вам было трудно их открыть, проверьте герметичность, отсутствие зазубрин и прочего. Т.к. процесс познания звука ухом-слухом на первых этапах неотделим от вкусового анализа.

Каждая из баночек-шумелок должна издавать характерный звук:

Громко-тихо,

Приятно (мягко) - резко,

Может даже близкие по звучанию, но всё же отличимые и различимые звуки.

Как проводить игры: вы называете имя ребенка, привлекая его внимание. Затем сообщаете: «Сейчас будет… (тихо, громко, приятный звук… и т.д.)». Затем сами издаёте звуки баночкой. Рекомендую обучать сразу парным характеристикам звука. Если ребенок старше 6 месяцев, то банки-шумелки можно давать в руки. Пускай развивается моторика рук.

И в течении дня слушайте веселые песни с ребенком. Главное, чтоб была приятная музыка.

Мне очень нравится эта:

Baby Brain IQ & EQ Booster - 03. Mozart. Diversion. (можно найти вконтакте)

Балалайка бэнД - Кадриль (наигрыш с присвистом) (можно потанцевать с ребенком на руках)

СКАЗ - Калинка (балалайка - Константин Абабков)

И подобные мелодии.

Подобные игры с цветами и музыкой нужно провести 2-3 раза в день, для того, чтоб ребенок усвоил материал.

Картинки для показа:



Капелька для игр:


Лучше всего капельку сшить из флиса. Для того, чтоб держала форму можно во внутрь положить параллон. На обороте карточки пришейте 2 резиночки в самых широких местах. Тогда за капельку можно будет вставлять карточки с цветами и играть с ней. Край можно просто обшить вручную. Брюшко так же обработать швом наружу. Форма капельки может быть любой, главное, чтоб было прозрачное брюшко внутри.

Идея с капелькой и цветовосприятием: http://vk.cc/2oPEAc

Комментарии
  • Игры с оранжевым цветом или первые занятия по творчеству и музыке

    Для того, чтоб полноценно заниматься с детьми (чтение, математика) нужно ребенка настроить на обучающий процесс. Какое же направление справится с этим легче всего? Правильно: творчество. Это самый простой и легкий способ разбудить все базовые способности...

  • Оранжевый цвет

    Были недавно у невролога на плановом осмотре. Сказала, что сенсорная речь развита хорошо (все понимает и общается), а вот моторную надо подтянуть (не все слоги проговаривает). Ничего сверхъестественного не посоветовала, «больше моторику рук развивайте, из...

  • ТЗ "Оранжевый цвет"

    С отличным радужным настроением перешли мы со Славой к оранжевому цвету. День получился у нас невероятно насыщенным и плодотворным! И снова к нам в гости с занимательными играми и заданиями пришла Капелька из комплекта "Творчество...

  • Цвет музыки

    Игра рассчитана на детей среднего школьного возраста.Данная игра положительно влияет на развитие тонкости восприятия. Но стоит ее адаптировать и под ранний дошкольный возраст. Например для 4-5-леток для игры заготовливаются несколько рисунков, четко передающих какое-либо настроение....

  • К музыке с мамой. Первое занятие.

    Начало занятий. Подготовка. Музыка для нас уже давно вошла в повседневную жизнь, поэтому первое занятие мы провели довольно фривольно Что у нас есть на момент начала занятий. Занятия по Little Musician. Ноты и нотная грамота: слушаем звучание нот...

  • ТН цвета. Оранжевый.

    Утро началось с изучения стенда. Показала новую сенсорную коробочку, как и в прошлый раз пользовалась популярностью, оба дня знакомства с оранжевым, играл с удовольствием. Сделали аппликацию из пластилина - морковка) Очень пригодился тренажер для пальчиков...

Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обязательно должны познакомить малыша с многообразием волшебного мира красок. Необходимо знать, что ребенок раннего возраста самостоятельно способен только выделить свойство предмета – цвет, а научить его играть и заниматься с цветными колечками, фигурками и заплатками – задача взрослого.

Самые первые цвета, которые выделяет ребенок, – это красный, желтый, синий и зеленый, и только потом уже все остальные. Изначально малыш начинает воспринимать и запоминать цвета с помощью ассоциаций. В его памяти хранятся группы предметов, объединенных общим цветом. Например: зеленый – кузнечик, травка; синий – небо, река; желтый – солнышко, цыпленок, одуванчик. Родителям стоит помнить, что малышу всегда легче строить умозаключения на основе собственного опыта. Если вы, гуляя с ребенком, повторяете ему описание предметов и явлений (трава – зеленая, небо – синее) и играете с ним в «вопросы» («Что еще бывает синего цвета?»), он не только легко запомнит названия цветов, но и научится самостоятельно размышлять об этом. Также для запоминания цветов незаменимы главные атрибуты – краски и пластилин, и частое использование их в играх ускорит восприятие и запоминание ребенком как основных цветов, так и других, с которыми малыш, как правило, знакомится намного позже, например серого, белого, оранжевого.

Изучаем цвета с самыми маленькими

Когда малыш рождается, первое время он реагирует на яркий свет и выделяет среди прочих только его. Система восприятия цвета созревает к 3–4 месяцам, но различать цвета кроха начинает уже с первых недель жизни.

Сначала его внимание привлекают предметы желтой гаммы. Далее он начинает задерживать взгляд на предметах оранжево-красной гаммы (3–4 месяца), а потом начинает различать синий и зеленый (4–5 месяцев), несколько позднее – фиолетовый (5–6 месяцев). Формирование цветного зрения завершается у крохи к 4–5 годам. Именно тогда-то и стоит обратить внимание на игрушки таких цветов. Начинать учить нужно с двух цветов, не более, лучше всего пусть это будут красный и желтый.

Вы, наверное, удивитесь: какие же тут могут быть уроки? Самые обыкновенные. Через общение со взрослым ребенок уже в младенческом возрасте может получить полезную информацию. И для его развития очень важно, какое значение мама придает познанию мира. Конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем малыш начнет называть цвета и группировать их, но можно считать, что, показывая крохе игрушку и не забыв сказать, какого она цвета, вы уже начали обучать его. Известно, что психика ребенка очень пластична, а в возрасте до 1 года тем более, поэтому важно помнить, что пока вы даете информацию, она просто откладывается в голове. Ребенок растет, и когда мозг будет готов к усвоению, запоминанию, а потом – и к действиям с цветом, эти процессы пройдут намного легче, потому что внимательная мама с самого раннего возраста познакомила своего малыша с цветами игрушек. Когда такой ребенок вырастет, скорее всего, про него скажут «схватывает все налету», и это будет прекрасным результатом ваших стараний.

Учим цвета: 1–1,5 года

Вашему малышу исполнился 1 год – начался период, который называется ранним, или ходячим детством. Ребенок очень активен и готов к новым впечатлениям, но его познавательные процессы еще очень несовершенны. Играя с любимыми игрушками, малыш способен выделить только одно свойство предмета – то, которое ему больше всего понравится; это может быть форма или размер. Что касается цвета, то для узнавания предмета он пока никакого значения не имеет, и опознать по нему игрушку малыш не сможет. Это следует учитывать при занятиях, чтобы не перегрузить ребенка информацией. То есть вы можете продолжать активно знакомить кроху с цветом, осуществляя ту самую «закладку» информации, но теперь это будет происходить намного веселее и скорее принесет свои плоды. Ведь раньше малыш лежал в кроватке, агукал и только позволял вам описывать ему окружающие предметы. Сейчас он сам принимает активное участие в играх, нанизывает цветные кольца пирамидки, пытается строить башенки из кубиков.

Также необходимо уделять внимание рисованию. В этом возрасте кроха крепко зажимает карандаш в ладони, но радость от рисования у него проявляется чисто на эмоциональном уровне, потому что изобразить что-то определенное он еще не способен.

Учим цвета: 1,5–2 года

К 2 годам уже происходит становление системы восприятия цвета как отдельного признака предмета, но выделять и понимать его способны далеко не все дети, а только те, над чьим развитием активно трудился взрослый.

Продолжая повторять цвета игрушек и других предметов, которые окружают малыша, мы можем подталкивать ребенка обращаться к своему мышлению и памяти: «Принеси мне, пожалуйста, желтый кубик, синий мячик, красный бантик и т.д.».

Способности к рисованию в этом возрасте почти не отличаются от предыдущего, но здесь можно использовать склонность ребенка к подражанию: вы можете провести линию на листе цветным карандашом, чтобы кроха сделал то же самое – это будут его первые шаги к изобразительному творчеству. Сюда же относятся рисование пальчиками, цветными мелками, а широкими кистями здорово можно изображать кляксы и мазки, каждый раз проговаривая, какую краску сейчас берет малыш.

В возрасте до 2 лет активно используется весь арсенал игрушек, с помощью которых можно закрепить названия цветов: мама и малыш строят башни из кубиков («Давай поставим красный кубик на синий»), собирают пирамидку («Дай мне, пожалуйста, желтое колечко») или, рисуя фломастерами, подбирают каждому фломастеру подходящий по цвету колпачок.

Учим цвета: 2–3 года

При должном обучении на третьем году жизни ребенок может различать все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Теперь перед вами открывается намного больше возможностей по обучению и развитию. Малыш будет с интересом включаться во все новые игры, которые вы ему предложите, а с 3 лет игра станет ведущей деятельностью жизни ребенка.

Сейчас существует большое количество разнообразных игр и игрушек, позволяющих в этом возрасте продолжать учить цвета. Так как к 3 годам ребенок уже может выделить такие свойства предмета, как форма и цвет, то для игр по изучению цветов в этом возрасте хорошо подойдут блоки Дьенеша – это набор пластмассовых геометрических фигур, которые объединены несколькими признаками, такими, как цвет, форма, размер. Играя с ними, малыш учится выделять свойство предмета, в данном случае цвет, обобщать или отделять предмет от других.

Также в этом возрасте надо обращать внимание на умение ребенка классифицировать по выделенному признаку. Можно положить перед ним 3–4 листа бумаги разного цвета и вразброс – вырезанные из бумаги фигурки тех же 3 или 4 цветов. Пусть малыш определит, какому листу какие фигурки подойдут по цвету. Похожие игры можно придумать и с другими игрушками – кубиками, колечками пирамидки, деталями конструктора и др.

Итак, можно подвести итог по поводу того, как развивается мышление ребенка на третьем году жизни в отношении восприятия цвета:

цвет воспринимается осмысленно – как отдельный признак предмета;
малыш приобретает умение классифицировать цвета по заданному признаку.

Время проведения занятий

Занятия с ребенком в этом возрасте лучше проводить утром после завтрака в интервале между 8.30 до 9.30 часами или же вечером – с 16.00 до 17.00. В дошкольных учреждениях педагоги, осуществляя занятия с группой, стараются придерживаться такого же временного промежутка, поскольку доказано, что именно в это время малыши очень активны, их мозг более восприимчив к информации.

Что касается продолжительности занятий, то нужно знать, что чем младше ребенок, тем короче будет «урок»: он даже может быть минутным, и это совершенно нормально – таковы особенности внимания и восприятия малышей. Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент. Дети резвые, чересчур активные даже в дошкольном возрасте не могут и пяти минут сосредоточиться на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Естественно, когда ребенок будет расти, у него необходимо будет развивать усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит.

Со спокойными, усидчивыми малышами заниматься будет проще, и занятия будут длиннее.

Время занятий с детьми

  • До 1 года 2–5 минут.
  • От 1 года до 2 лет до 10 минут.
  • От 2 до 3 лет 10–20 минут.

Ребенок до 3 лет чрезвычайно активен в своих действиях: он сам играет с пирамидкой, раскладывает цветные карточки, строит башню из кубиков. Но самостоятельно он не способен изучить цвета и понять, как нужно играть с цветными фигурками. Поэтому помните: очень важно, чтобы в это время взрослый был рядом, рассказал, объяснил, научил.

В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу.

На занятиях избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно.
Если ваш ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Вы занимаетесь с малышом изучением цвета каждый день, а сегодня у него нет настроения, он капризничает, не слушает вас и убегает? Не заставляйте его – попробуйте поиграть в какую-нибудь другую игру, чтобы не портить настроение ни себе, ни ему: в этом возрасте дети идут на поводу у своих чувств, и ничто не заставит их заниматься, если они не хотят.

Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимися реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый – синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает.

Развивающие игры

  • До 1 года

Над кроваткой ребенка должна обязательно висеть подвеска из цветных погремушек или мобиле. Также это могут быть игрушки, крепящиеся к бортикам кровати. Периодически меняйте игрушки и не забывайте называть цвет подвешенного предмета. Малыш быстрее осваивает то, что видит и слышит постоянно.

Одевая кроху, показывайте ему цветные носочки, шапочки, рукавички и называйте их цвета. Пусть малыш их рассмотрит и пощупает.

В полгода ребенок способен найти взглядом предмет, о котором вы говорите: покажите ему красный мячик, поиграйте с ним, потом спросите: «А где красный мячик?»

К 9–10 месяцам ребенок самостоятельно находит игрушку, которую вы при нем спрятали. Попросите его найти, например, синий воздушный шарик. Не забудьте повторить, какой шарик он нашел, и похвалите малыша.

Ближе к 1 году ребенок умеет собирать пирамидку. Делайте это вместе и комментируйте, какое колечко следует надеть, подавайте ему кольца, говорите, какого они цвета. Попросите дать вам зеленое колечко.

Без заучивания и запоминания – пока просто с целью ознакомления – можно красить красками (используя широкую кисточку, наносить на лист мазки и кляксы) и лепить из пластилина, не забывая называть цвета.

  • 1–1,5 года

Цвет любимой игрушки . В этом возрасте у малыша уже есть любимые игрушки. Описывая их ребенку в играх, уточняйте, какого они цвета: «Это кто? Мишка! Мишка какой? Коричневый…»; «А это кто? Лягушка. Лягушка какая? Зеленая» и т.д.

Цвет живет в книжке . Читайте и рассматривайте книжки с крупными изображениями: солнце (желтый цвет), лягушка (зеленый), заяц (белый/серый), тучка (синий), речка (голубой), мишка (коричневый), помидор (красный) и т.д. Комментируйте ребенку все, что видите. Постоянно повторяйте цвета и задавайте малышу вопросы, что какого цвета.

Цветные мячики. Покажите ребенку 2 маленьких мячика, пластмассовые или резиновые, например желтый и синий. Поиграйте с ребенком, покатайте друг другу мячи, покажите, сравните: «Это желтый мячик, это синий мячик». Повторите несколько раз: «На, Саша, желтый мячик. Дай маме, дай желтый мячик, а теперь дай, пожалуйста, синий и т.д.».

  • 1,5–2 года

Домики и человечки . Вырежьте из цветного картона большие домики (пусть это будут 5 домиков красного, желтого, синего, зеленого и голубого цвета) и приготовьте для них маленьких картонных человечков (силуэты). Попросите ребенка расселить человечков по домам, какой куда подходит.

Коврики . Возьмите лист цветной бумаги, в середине по трафарету вырежьте круг среднего размера. Лист с круглой дырой приклейте на картон, отдельно приклейте круг, чтобы была твердая основа. Расскажите ребенку, что это коврик красного цвета, в котором мышки прогрызли дыру, но ее можно закрыть. Покажите, как это можно сделать. Круг очень хорошо подойдет к коврику. Сделайте несколько таких «ковриков» и «заплаток».

Волшебные мешочки. Сшейте мешочки 4–5 цветов и вырежьте фигурки из двустороннего картона. Это могут быть звездочки или просто геометрические фигурки – круги, квадраты, треугольники. Разложите вместе с малышом фигурки по мешочкам: красные в красный, желтые в желтый, зеленые в зеленый.

Есть другой вариант этой игры. Желтые фигурки для желтого мешочка сделайте в форме маленьких солнышек, голубые – в форме облаков, красные – яблочек, синие – звездочек. Малышу доставит большое удовольствие снова и снова вытаскивать цветные фигурки и засовывать их обратно.

Стихотворение про радугу поможет начать вам разучивать основные цвета, которыми скоро начнет пользоваться ребенок.

Радуга

Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
– Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла...
Что же на память она всем оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЕЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЕНЫЙ зажегся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца ГОЛУБЫЕ... глаза.
(В. Степанов)

Старайтесь проговаривать названия цветов внятно и неторопливо: нет ничего трогательнее, чем наблюдать, как ваш малыш, еще недавно такой несмышленый, вникает в то, что вы ему говорите!

2–3 года

Рисуем вместе. Нарисуйте простым карандашом солнце, облако, апельсин, пусть они будут больших размеров – каждая фигура на отдельный альбомный лист. Спросите у ребенка, что он видит, какого цвета солнышко, попросите взять подходящий карандаш и закрасить его. При необходимости помогите малышу и сделайте это вместе.

Цветной поезд . Возьмите крупный кубик, например, красного цвета (это может быть деталь конструктора или пластмассовый кубик). Скажите ребенку, что сейчас вы с ним будете строить поезд. Поезд состоит из вагонов. Ищите среди остальных кубиков красные и ставьте их друг за дружкой. Первый крупный кубик будет «головой» поезда, остальные – вагонами. По тому же принципу, объединяя фигуры или кубики по цвету, можно строить башни и города.

Разноцветный город . Для этой игры вам понадобятся фигурки разной формы – квадратные, треугольные, прямоугольные, идеально подойдут блоки Дьенеша. Постройте, например, из зеленых кубиков забор, а за ним соорудите домики: маленькие и большие – красные, синие и желтые. Не забывайте соотносить фигуры по цвету – на дом красного цвета ставим красную крышу (треугольная фигурка) и т. д. Стройте цветные дома вместе с ребенком.

Загадки для детей

Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память – путем систематического повторения, мышление – заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку – настоящую, на прогулке у озера и т. д.

Посмотри-ка в книжку.
Что ты видишь? – Мышку.
Она бывает белая,
Но чаще всего... (серая)

Лягушка скачет на болоте.
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленый!
А у лягушки цвет... (зеленый)

Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек... (желтый)

Вырос летом на лугу.
Я сорвать его могу.
Отнесу цветок домой –
Колокольчик... (голубой)
(Е. Дюк)

Цвета радуги

Обучение с помощью стихов значительно облегчает понимание и расширяет словарный запас ребенка. Дети слушают стихи с удовольствием, они легче запоминаются и откладываются в подсознании. Для успешного обучения необходимо знать индивидуальные особенности вашего малыша: одни запоминают лучше, когда видят перед собой цвет, предмет, картинку, других детей картинки могут отвлекать. Понаблюдайте за своим ребенком, определите, что для него лучше.

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Синий
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий-синий василек.

Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(А. Венгер)

При успешном обучении к 2– 3 годам ребенок знает и называет основные цвета спектра. Игры с цветом не только доставят малышу радость и подарят хорошее настроение, но и станут важной составляющей развития его познавательной системы и сенсорных процессов. Так что родителям можно смело приступать к веселым урокам всех цветов радуги!

Конспект интегрированного занятия «Малыши спешат на помощь» в младшей группе.

Занятие «Малыши спешат на помощь»

Цель: Закрепить знания детей желтого и красного цвета. Познакомить с оранжевым цветом.. Создать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным. Учить классифицировать предметы по цвету Воспитывать интерес к ярким, красивым предметам.

Ход : Раздается стук в дверь.

Воспитатель : - Кто там? (оранжевый человечек) Здравствуйте.

Человечек : - Здравствуйте, ребята. Я веселый человечек.И живу я в оранжевом городе. В моем городе была метель, наш город стал белым. Мы с жителями нашего города хотим жить в ярком, оранжевом городе.

. Я прошу вас нам помощь. Нам нужны помощники, которые раскрасят город в оранжевый цвет.

Воспитатель : Ребята у человечков в оранжевом городе случилась беда. Нужно им помочь. Ребята, вы готовы отправиться на помощь к оранжевым человечкам ?

Дети : - Да.

Воспитатель : - Тогда в путь!

(по следам в группе двигаемся к городу)

Воспитатель Ребята, смотрите, город какой-то показался .

(подходим к столу, на котором постройка , выполненная из строительного материала - все детали красного цвета . Рядом расположены различные предметы красного цвета : фломастеры, карандаши, посуда, фрукты, игрушки, кубики).


Воспитатель : - Ребята, какой интересный город . Какого он цвета? А какого цвета человечки жители этого города? Какого цвета предметы расположены на столе? Назовите их…

Дети : - Красное яблоко, красный карандаш, красная кружка и тд…

Воспитатель :- Молодцы. Ребята, а нас на помощь человечек из этого города приглашал ?

Дети : - Нет, из оранжевого.

Воспитатель : - Ребята, а куда же нам идти теперь? Давайте пойдем по следам дальше.

Дети : да

Воспитатель : Но сначала немного отдохнем после дальней дороги.

Физминутка

Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот. Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ, топ. Ой, устали. Вытрем лоб.

(идем по следам к следующему городу)

(Видим город , выполненный из строительного материала - все детали желтого цвета . Рядом расположены различные предметы желтого цвета : фломастеры, карандаши, фрукты, игрушки и тд.).

(Появляется желтый человечек) .

человечек : - Здравствуйте, ребята!

Дети : - Здравствуйте.

человечек : - Я житель Желтого города . Мой любимый цвет - желтый . А у вас какой любимый цвет ?

Дети :- Зеленый, розовый…

человечек : - А желтый цвет кому-нибудь нравится?

Дети : - Да.

человечек : - Что бывает желтым?

Дети : - Лимон, солнце, цветы и т . д.

человечек : - Ребята, вспомните, каким цветом вы рисуете солнышко ?

Дети : - Желтым.

человечек : - Ребята,а куда вы направляетесь?

Дети : - В город оранжевых человечков.

Воспитатель : Ребята,давайте попрощаемся,нам нужно спешить на помощь дальше.

Дети : до свидания.

(по следам подходим к доске с нарисованным силуэтом города).(рядом предметы оранжевого цвета.) Дети рассаживаются на стульчики.

Воспитатель : Ребята,в город какого цвета мы пришли?

Дети : - Белого

Воспитатель : - А какого цвета эти предметы ?(линейка, апельсин, фломастер,карандаш и тд.)

Дети : - оранжевого.

Воспитатель : - Ребята, давайте раскрасим город человечкам в оранжевый цвет. Какая краска нам нужна?

Дети : Оранжевая.

Воспитатель : Ребята,а у нас с вами есть краска красная и желтая.

Давайте попробуем с вами смешать краску красную и желтую. Посмотрим,что у нас получится?

( Воспитатель смешивает краски,показывает детям )

Воспитатель : Ребята,какой цвет у нас получился?

Дети : Оранжевый.

Воспитатель : Молодцы! Цвет получился, оранжевый.

(Совместная работа детей, раскрашиваем по очереди город на листе бумаги кистью)


Воспитатель : Ну, вот и все, работа завершена, молодцы!

Воспитатель : Давайте узнаем у человечка, понравилось ли ему, как ребята украсили его город?

Воспитатель : Человечек,тебе понравилось,как ребята раскрасили твой город?

человечек : Да. Спасибо ребята вам за помощь. Мы с моими друзьями очень рады.

Воспитатель : Ребята, нам с вами пора прощаться, давайте скажем человечкам из оранжевого города, до свидания.

Воспитатель : До свидания.

Дети : До свидания.

Итог:

Какие города мы с вами сегодня видели?

В какой город, мы с вами спешили на помощь?

Какой краской мы рисовали?

Какую краску смешивали, чтоб получить оранжевую?

Материал: игрушки, фрукты,карандаши,оранжевого,желтого,красного цвета. Строительный материал желтого и красного цвета. .Бумажные человечки оранжевого,желтого,красного цвета. Краска желтого и красного цвета, кисть, лист бумаги, следы из бумаги.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок