Нарушения памяти. Амнезия Амнезия как один из видов нарушения памяти

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Гипноз как средство избавления от многих недугов получил широкое распространение в лечебной практике. И хотя пробелы в памяти и отсутствие воспоминаний о части моментов в жизни не всегда являются патологией, все больше людей обращается к гипнотерапевтам с подобными проблемами. Можно ли с помощью гипноза вернуть потерянные воспоминания? В большинстве случаев да.

Способность человеческого мозга получать и обрабатывать информацию уникальна. Память же позволяет систематизировать и сохранять ее на протяжении всей жизни, воспроизводить при желании и случае прошлые моменты и ситуации, возвращать прежние позабытые ощущения, связанные с мини. Ее можно сравнить с жестким диском компьютера, на котором в папках и файлах находится все, и это может быть по запросу предъявлено для просмотра. Искусственным вариантом извлечения как раз
и является гипноз.

Особенность памяти заключается в том, что человек отлично помнит значимые, большие и масштабные события своей жизни, моменты насыщенные радостными переживаниями, позитивными эмоциями, периоды триумфа и достижений. Эти данные находятся в свободном доступе, и их можно легко достать из хранилища.

Но части воспоминаний свойственно теряться в лабиринтах памяти. Иногда это происходит вследствие перегруженности мозга потоком информации, в большинстве же случаев предлогом для «забывчивости» служат более веские и глубокие причины.

Вспомнить то, что необходимо, не всегда возможно только лишь руководствуясь одним желанием, напрягая память усилием воли. Часть событий просто не сохраняется, доступ к определенным моментам может быть полностью заблокирован или ограничен. В таких случаях полезным окажется гипноз. Это простой, действенный и комфортный для человека способ вспомнить события. Помочь вспомнить забытое с помощью гипноза могут специалисты Санкт-Петербурга.

Гипноз: вспомнить забытое

Гипноз — это мощный и эффективный инструмент воздействия на подсознание, позволяющий запустить механизмы, открывающие двери в хранилище памяти, и сделать доступными интересующие человека события прошлого. Однако далеко не все и не всегда. Вспомнить любой момент просто потому, что захотелось, не получится. Освежить память под гипнозом удастся, если:


Не удастся вспомнить под гипнозом события многолетней давности, а если картинка и будет вырисовываться, то велика вероятность сильного искажения реальности. Человеческий мозг так устроен, что со временем из памяти исчезают некоторые моменты, а недостающие фрагменты дорисовывает воображение, беря информацию из жизненного опыта и знаний индивидуума. И здесь даже хорошему специалисту в сфере гипноза трудно будет отличить правду от вымысла.
Еще одним препятствием к извлечению событий под гипнозом может послужить ряд патологий головного мозга, при которых механизм физического воспроизведения картинки физически невозможен. В этой ситуации, несмотря на то, что событие останется в памяти человека, вспомнить его он не сможет.

Особенности восстановления памяти под гипнозом

Гипноз — это процедура, на которую человек соглашается добровольно. Для успешного погружения в транс необходима согласованная работа гипнотерапевта и пациента. Последний при этом полностью сохраняет за собой право не повиноваться указания ведущего. Если они противоречат его воле, причиняют дискомфорт, вступают в диссонанс с личными внутренними установками.
В гипнозе всегда главным остается нуждающийся в помощи человек. Чтобы вспомнить забытые моменты жизни, необходимы его усилия и старания. Роль гипнотерапевта заключается лишь в квалифицированных подсказках, действенных советах, но не в давлении на психику пациента, и не в навязывании ему своих идей. Потому результативность воспоминаний под гипнозом во многом зависит от самого человека. Если внутренне человек настроен на сокрытие информации, то гипноз не поможет.

Гипнотические феномены

Базовые гипнотические феномены (амнезия, каталепсия, галлюцинации). Состояние сомнамбулизма.

Феномены гипноза

Ниже приведено краткое изложение основных гипнотических явлений, описанных в классическом труде доктора Уильяма С. Крогера «Клинический и Экспериментальный » (Dr. William S. Kroger’s classic text Clinical and Experimental Hypnosis 1963).

Феномены внушения

Внушение – это, возможно, самое известное явление в гипнозе. Одна из главных идей в гипнотерапии заключается в том, что внушение усиливает свое воздействие под трансом. Здесь дело не только в вербальном внушении, но и в идеи, что бессознательное слышит и принимает слова буквально. В то время, как в основном, гипнотерапия концентрируется на точной формулировке словесного внушения, семантике и «нейролингвистическом программировании», внушаемые слова также могут приобретать следующие формы:

  • привербальная (звуки)
  • невербальная (жесты)
  • интравербальная (модуляция голоса)
  • экстравербальная (значение и смысл слов и фраз)

Помимо всех этих видов внушения, представленных Крогером, я обнаружил, что музыкальный тон, ритм и резонанс слов также имеют мощное воздействие.

Не все внушаемые установки относятся к трансу. Те, что вразумляются без участия гипноза, называются «внушением наяву». Существуют также другие методы повышения эффективности внушения, такие как условный рефлекс, условное абстрагирование (в сочетании с внушением), репетитивная сенсорная стимуляция (я часто включаю во время своих сессий повторяющиеся звуки волн океана как фон), раппорт, воображение и заведомо ложным отвлечением внимания (это чем-то походит на работу фокусников, ведь не даром некоторые виды гипноза называются «интеллектуальным волшебством»). Массовое внушение, подсознательная проекция, промывка мозгов, пропаганда, и, конечно же, реклама, все они стоят на внушении, которое не относится к трансу. В основном внушение зависит от характера, намерения и способности гипнотерапевта выражать свою идею осмысленно.

Постгипнотическое внушение – это установка, полученная в гипнозе и доведенная до конца после него. Некоторые теории воспринимают выполнение установки как самопроизвольное мини-копирование первоначальной гипнотической ситуации, разница лишь в глубине транса. Одни индивиды выполняют установку сознательно, другие же делают это автоматически. Некоторые клиенты не могут вспомнить постгипнотического акта или вспоминают его только после того, как установка уже выполнена. Постгипнотическое внушение обычно не зависит от глубины гипноза. Человек, находящийся на легком или среднем уровне погружения также способен получить и затем выполнить постгипнотическое внушение. Периодическое закрепление повышает эффективность постгипнотических установок.

Сенсорные феномены (эмоциональные искажения)

Мозг в состоянии гипноза способен блокировать или испытывать в полной мере сенсорную активность, что можно назвать идеосенсорной реакцией («идео» – идея, мысль, прим. ред.). Люди часто используют термин «образы» для обозначения визуальных идеосенсорных реакций с закрытыми глазами. Слово «галлюцинации» часто используется для описания более ярких визуальных идеосенсорных переживаний, однако не все эти реакции и галлюцинации являются визуальными. Они также могут быть тактильными/ кинестетическими (ощущения), обонятельными (запахи), слуховыми (звуки) и вкусовыми. Позитивные идеосенсорные реакции или позитивные галлюцинации возникают тогда, когда вы испытываете что-то, чего на самом деле нет. Негативные идеосенсорные реакции или негативные галлюцинации возникают в ситуации, когда вы не испытываете того, что на самом деле есть.

Гипнотическая анальгезия (обезболивание) и анастезия (полное устранение боли) являются негативными идеосенсорными реакциями или негативными галлюцинациями. Противоположным термином считается гиперестезия, или, повышенная тактильная чувствительность.

Феномены моторно-двигательного аппарата

Как идеосенсорные реакции относятся к сенсорным ощущениям, так и идеомоторные реакции соотносятся с моторно-двигательными явлениями (например, действия и поведения.) При идеомоторной реакции мышцы мгновенно откликаются на мысли и чувства. Эти непроизвольные рефлексы происходят при участии подкорковых структур мозга (бессознательное, автономный центр управления.) Ярким примером идеомоторной реакции служат суженные зрачки при галлюцинаторном свете.

Автоматическое письмо.

Выведение каракуль во время разговора или прослушивания является одним из наиболее распространенных проявлений автоматического письма. На более продвинутом уровне, загипнотизированному субъекту дается установка, что его пишущая рука полностью отделена от остального тела. Заводится обычная беседа, и рука начинает водить что-то, совершенно отличное от темы разговора. В последствии используются техники для возврата субъекта в гипноз и расшифровки написанного.

Сомнамбулизм. Сомнамбулизм – это одно из самых глубоких состояний в гипнозе, это то, чем страдают «лунатики». В общем говоря, пережив данное состояние, человек совершенного ничего о нем не помнит. Гипнотическое внушение при сомнамбулизме автоматически становится в ряд его убеждений, так как субъект этих установок не помнит. Сомнамбулизм – это не сон и не имеет ничего с ним общего. Субъект будет выглядеть бодрствующим, хотя он под гипнозом, и будет следовать всем указаниям, словно он находится в трезвом рассудке.

Каталепсия.

Каталепсия – это одно из самых интересных гипнотических явлений, - непроизвольное напряжение мышц. Нижние и верхние конечности могут оставаться в любой установленной позиции. При каталепсии глазных яблок, если вы медленно повернете голову, глаза останутся зафиксированными на прежнем месте. Каталепсия возможна даже при поверхностном и среднем уровнях погружения в гипноз.

Феномены памяти

Амнезия в гипнозе. Многие считают доказательством того, что они были под гипнозом «отключку» и потерю памяти. Однако, амнезия может спонтанно возникнуть или не возникнуть во время гипноза. Когда же она происходит непреднамеренно, то это обычно указывает на глубокое состояние гипноза, известное как сомнамбулизм. В большинстве случаев, амнезия возникает как результат целенаправленной гипнотической установки потерять память, и только на время.

Гипермнезия в гипнозе (обострение памяти). Гипноз способствует разбудить память эффективней, нежели негипнабельные уровни. Тем не менее, материал может оказаться неточным или ложным.

Возрастная регрессия в гипнозе (псевдо-ревивификация). Возрастная регрессия – это форма гипермнезии. Субъект проживает события как будто в прошлом, но отождествляет себя как первое лицо. Воспоминание может быть усилено, если оно несет в себе эмоциональный компонент.

Псеводорегрессия в гипнозе. Она схожа с возрастной регрессией в том, что воспоминание четкое, но вместо переживания ситуации напрямую, субъект словно просматривает события со стороны (по телевизору или на экране кинотеатра). Большинство наших обыденных воспоминаний проходит именно таким образом.

Ревивификация в гипнозе. Ревивификация – это перепроживание прошедшего инцидента в настоящем времени. При реальной ревивификации, воспоминания, сохранившиеся после того года, куда субъект регрессировал, стираются. Под гипнозом субъект даже способен продемонстрировать черты характера и манеру письма, которые ему были присущи в более раннем возрасте.

Ретрогрессия в гипнозе (динамическая регрессия) . Ретрогрессия – это спонтанная возрастная регрессия с элементами ревивификации.

Возрастная прогрессия в гипнозе. Во время возрастной прогрессии субъект галлюцинирует свою жизнь в будущем. Любопытно то, что он или она продолжают свой настоящий хронологический возраст. Возрастная прогрессия может быть отличным средством в гипнотерапии для понимания как человек среагирует на ситуацию в будущем.

Феномены восприятия

Диссоциация в гипнозе. Диссоциация – это унаследованная способность субъекта отделяться от непосредственного окружения. Диссоциация часто используется в гипноанастезии для отделения субъекта от части его тела как источника боли.

Мои исследования использования гипноза при работе с памятью начались в 1999 г. Вот основные вопросы, которые интересовали меня в ходе экспериментов:

1.) Насколько можно с помощью гипноза восстановить в памяти события прошлого?

2.) Насколько достоверны эти воспоминания?

3.) Можно ли стереть участки памяти в гипнозе?

4.) Можно ли привнести воспоминания тех событий, которых не было?

В группу испытуемых были включены субъекты, способные испытывать сомнамбулическую стадию гипноза и давать ответы сигналами или с помощью голоса для установления раппорта с гипнотерапевтом. Мне потребовалось несколько предварительных сеансов гипноза для того, чтобы обучить их гипнотическим феноменам. В ходе исследований учитывался тот факт, что никто из исследователей-гипнотерапевтов не был однозначно уверен в возможности работы с памятью и в гипнотической реинкарнации.

Я не предупреждал гипнотиков о цели эксперимента, либо сообщал о другой значимой для них цели, не связанной с основным заданием.На первых этапах использовался перевод естественного сна в гипнотический как самый достоверный технический прием в гипнозе. Никто из испытуемых не помнил о сеансе, поэтому амнезия стала основным критерием в нашем исследовании при дальнейших экспериментах.

Смею заметить, что с самого начала испытуемым давалось внушение того, что лгать нельзя. В результате никто из субъектов эксперимента не смог внятно говорить при возрастной регрессии до возраста 1 года или 6-ти месяцев, т.е. до того возраста, когда они заговорили в реальности и теми словами, которыми они говорили в этих возрастах. Гипнотиков приходилось фракционно выводить из гипноза, чтобы получить голосовые ответы с учётом внушения о том, что они в чёткости запомнят события, которые видели и с лёгкостью смогут их описать. Прохождение за рубеж рождения, также как и сам момент рождения они не могли воспроизвести.

Поэтому с уверенностью можем сказать, что при глубоких состояниях гипноза никто из испытуемых не смог прожить момент рождения или регрессии в прошлые жизни. Полагаю, что для воспроизводства таких моментов необходимы поверхностные (легкие) трансы, чаще направленные на сенсорное восприятие информации. И в реальности это будет не связано с прошлыми жизнями, а лишь с восприятием информации экстрасенсорного плана, как при исследованиях в области плацебо и ноцебо.Постгипнотический феномен внушённых событий при учёте амнезии после сеанса гипноза был эффективен у 100% гипнотиков. Впоследствии гипнотикам представлялись фото или видео тех событий, которых уже не было в их памяти, они это отрицали и говорили, что на фотографии изображены не они. Доводы родных также были для них неубедительны.

Для получения устойчивого терапевтического эффекта мы всё больше отходим от нереалистичного гипноза (регрессии), используя понятие гипноза-реальности, в отличие от многих наших коллег. Уход от прогрессии и связанных с этим фантазий дал нам возможность более эффективного подхода. Использование цветовой гаммы вместо ложных иллюзий сделало терапевтический эффект достижимым за меньшее количество сессий и решающим множество терапевтических задач, которые ранее не были решены многими терапевтами в гипнозе.

Наш опыт в работе с рецидивами заболеваний показал, что временный эффект при внушённых необъективных картинах восприятия ухудшает дальнейшую терапию, поэтому мы прекратили использовать большинство методов, связанных с воспоминаниями.Ложь, даже в терапевтических целях, является одной из ошибок в гипнозе, в какой бы форме она не осуществлялась и какими бы аргументами она не была мотивирована. Гипноз-реальность дал нашим пациентам возможность абсолютного исцеления без рецидивов во многих патологиях, в особенности психического и психосоматического спектра.

Следует ли использовать гипноз для восстановления памяти?

Знание о том, что гипноз может перманентно менять воспоминания, было известно светилам XIX века (напр., Фрейд, Бернгейм, Жане, Форель) в области гипноза и психологии (Laurence & Perry, 1983а, 1988). Действительно, многие примеры гипнотически вызванных ложных воспоминаний - псевдовоспоминаний - можно встретить в источниках более чем столетней давности. Но за прошлые 20 лет, или около того, разногласия вокруг вопроса, могут ли техники восстановления памяти искажать воспоминания, разделили исследователей гипноза на два лагеря, так же как и психотерапевтов. Большую часть шумихи можно приписать спорам о точности воспоминаний, восстановленных в ходе исследования жестокого обращения с детьми, о возможности создания множественных или диссоциированных личностей с помощью гипноза и других способов внушения, что широко освещалось в популярных СМИ представителями обеих спорящих сторон (см. Lynn & McConkey, 1998).

Профессиональные общества

Наша пессимистическая оценка гипноза по части восстановления воспоминаний была отражена профессиональными обществами, включая подразделения и целевые группы Американской психологической ассоциации (АРА, 1995) и Канадской психиатрической ассоциации (СРА, 1996). Американская медицинская ассоциация (АМА, 1994) заявила, что гипноз должен использоваться в судебном контексте только в целях получения сведений. Однако гипноз следует использовать в судебном контексте только в том случае, если возможно подтвердить любые воспоминания, полученные с помощью гипноза, и только при соблюдении строгих процедур,чтобы гарантировать, что применялись надлежащие следственные процедуры, не вызывающие наведения.

Иногда утверждают, что подлинность памяти не так уж и важна, и какое дело, правдив ли ее рассказ. Согласно этому представлению, если восстановление памяти терапевтично, не имеет значения, верно ли оно. Утверждение о том, что восстановление памяти терапевтично - непроверенное и сомнительное предположение.

А вот утверждение, что ложная память может иметь негативные последствия, неоспоримо. В частности, это может привести к разрушению семейных связей. Вот почему использование гипноза для усиления или восстановления памяти редко оправдано. Если исключительные обстоятельства приводят к решению, что гипнотическое исследование предполагаемых забытых воспоминаний оправдано, оно должно быть предпринято только с соблюдением следующих предосторожностей:

В рамках обоснованного согласия расскажите пациентам о риске искажения памяти и нежелательности действий вне терапевтического контекста (например, в суде) на основании того, что они вспомнят. Пациенту нужно сказать, что часто, не гарантируя правдивости воспоминаний, гипноз может вызвать чрезмерную уверенность в ошибочном принятии фантазии за реальное воспоминание. И кроме независимого подтверждения - нет никаких способов оценить правдивость видимого воспоминания. Затем нужно сообщить пациенту, что, подвергаясь гипнозу для того, чтобы получить или подкрепить память, на основании этого он может быть лишен права свидетельствовать в суде в некоторых американских штатах.

Предупредите пациента, что вспоминание травматических событий из детства не поможет ему автоматически - или даже легко - разрешить его трудности.

Тщательно избегайте наводящих и суггестивных вопросов.

Если пациент восстанавливает память во время гипноза или вне гипнотического контекста - оцените степень доверия воспоминанию. Примите во внимание внушаемость пациента и характер процедур, использованных для раскрытия памяти (Lynn, Kirsch, & Rhue, 1996).

В качестве альтернативы гипнотерапевт мог бы рекомендовать пациенту ориентировочно принять взгляд, что предполагаемый случай действительно некоторым особым образом происходил на самом деле, хорошо понимая при этом, что эта гипотеза бездоказательна. Если бы это была правда, как это меняет текущую жизнь пациента? Что он может с этим сделать? Как это препятствует или способствует решению и купированию его текущих проблем? Эти вопросы могут сопровождаться временным принятием гипотезы, что событие не происходило или что оно произошло как-то иначе. Каковы последствия этой гипотезы для текущих дилемм пациента?

Подобный процесс может устранить потребность устанавливать, что же произошло на самом деле. Все же, если внешняя сторона воспоминаний крайне невероятна, гипнотерапевт не должен смущаться того, чтобы попытаться подтвердить их посредством свидетелей или других средств, хотя мы признаем, что во многих случаях это может оказаться невозможным или клинически неблагоразумным. Крайнее мнение по этому вопросу состоит в том, что использование гипноза для восстановления памяти - это азартная игра. Нам трудно представить себе ситуацию, в которой такая игра стоила бы риска.

Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Различают две базисных разновидности нарушения памяти человека, а именно качественное расстройство функции памяти и количественное. Качественный тип аномального функционирования выражается в возникновении ошибочных (ложных) воспоминаний, в перепутанности явлений действительности, случаев из прошлого и воображаемых ситуаций. Количественные дефекты обнаруживаются в ослаблении либо усилении следов памяти, а кроме этого в выпадении биологического отражения событий.

Нарушения памяти довольно многообразны, большинство из них характеризуются кратковременностью и обратимостью. В основном, подобные расстройства спровоцированы переутомлением, невротическими состояниями, влиянием лекарственных препаратов и чрезмерным употреблением спиртосодержащих напитков. Другие из них, порождены более существенными причинами и поддаются коррекционному воздействию намного сложнее. Так, к примеру, в комплексе нарушение памяти и внимания, а также мыслительной функции (), считается более серьезным расстройством, приводящим к понижению адаптационного механизма личности, что делает зависимым от окружающих.

Причины нарушения памяти

Факторов, провоцирующих расстройство когнитивных функций психики, существует огромное множество. Так, например, нарушения памяти человека могут быть спровоцированы наличием астенического синдрома, проявляемого в быстрой утомляемости, истощенности организма, также возникают вследствие высокой тревожности индивида, черепно-мозговых травм, возрастных изменений, при депрессивном состоянии, алкоголизме, интоксикации, дефиците микроэлементов.

Нарушение памяти у детей может быть вследствие врожденного умственного недоразвития либо приобретенным состоянием, которое выражается обычно в ухудшении непосредственно процессов запоминания и воспроизведения полученной информации (гипомнезия) или в выпадении отдельных моментов из памяти (амнезия).

Амнезия у маленьких представителей социума чаще является следствием перенесенной травмы, наличия психического заболевания, сильного отравления. Частичные дефекты памяти у малышей наиболее часто наблюдаются в результате воздействия следующих факторов в комплексе: неблагоприятный психологический микроклимат в семейных отношениях либо в детском коллективе, частые астенические состояния, включая вызванные постоянными острыми респираторными инфекциями, и гиповитаминоз.

Так устроила природа, что с момента появления на свет память у младенцев постоянно развивается, следовательно, является уязвимой перед неблагоприятными факторами среды. Среди таких неблагоприятных факторов можно выделить: трудную беременность и сложные роды, родовые травмы ребенка, длительные хронические недуги, отсутствие грамотной стимуляции формирования памяти, непомерную нагрузка на детскую нервную систему, связанную с излишним объемом информации.

Кроме этого, нарушение памяти у детей может отмечаться и после перенесенных заболеваний соматического характера в процессе выздоровления.

У взрослых лиц данное расстройство может наступать вследствие постоянного воздействия стрессовых факторов, наличия различных недугов нервной системы (например, энцефалит или болезнь Паркинсона), неврозы, наркомания и злоупотребление спиртосодержащими напитками, заболевания психики, .

Кроме этого не менее важным фактором, сильно воздействующим на способность запоминать, считаются и заболевания соматического характера, при которых отмечается повреждение сосудов, снабжающих головной мозг, что ведет к патологиям мозгового кровообращения. К таким недугам можно отнести: гипертоническую болезнь, сахарный диабет, атеросклероз сосудов, патологии функционирования щитовидной железы.

Также нарушение кратковременной памяти зачастую может иметь непосредственную связь с дефицитом либо не усвоением некоторых витаминов.

В основном, если естественный процесс старения не отягощен никакими сопутствующими недугами, то снижение функционирования познавательного психического процесса происходит очень медленно. Вначале становится труднее вспомнить события, произошедшие давно, постепенно, по мере старения, индивид не может вспомнить и события, случившееся совсем недавно.

Нарушение памяти и внимания может также наступать вследствие дефицита йода в организме. При недостаточности функции щитовидной железы у индивидов появляется лишний вес, апатичность, депрессивный настрой, раздражительность и мышечные отеки. Во избежание описанных проблем необходимо постоянно следить за своим рационом и употреблять в пищу как можно больше продуктов, богатых йодом, например, морепродукты, твердый сыр, орехи.

Не во всех случаях забывчивость индивидуумов следует приравнивать к дисфункции памяти. Нередко субъект сознательно стремится забыть трудные жизненные моменты, неприятные, а зачастую и трагические события. В этом случае забывчивость играет роль защитного механизма. Когда индивид из памяти вытесняет неприятные факты – это называется репрессией, когда уверен, что травматические события не происходили вовсе – это именуется отрицанием, вымещение отрицательных эмоций на ином объекте – называется замещением.

Симптомы нарушения памяти

Психическая функция, обеспечивающая фиксацию, сохранение и репродукцию (воспроизведение) различных впечатлений и событий, возможность накапливать данные и использовать ранее приобретенный опыт, называется памятью.

Явления познавательного психического процесса в равной степени могут иметь отношение к эмоциональной области и сфере когниций, фиксированию двигательных процессов и умственного опыта. Согласно этому выделяют несколько разновидностей памяти.

Образная представляет собой умение запоминать разнообразные образы.
Двигательная определяет умение запоминать последовательность и конфигурации движений. Бывает также память на душевные состояния, к примеру, эмоциональные или висцеральные ощущения, такие как боль или дискомфорт.

Символическая является для человека специфической. При помощи этой разновидности познавательного психического процесса субъекты запоминают слова, мысли и идеи (логическое запоминание).
Краткосрочная заключается в запечатлении в памяти большого объема регулярно поступающей информации на короткое время, затем такая информация ликвидируется либо откладывается в слот долгосрочного запоминания. С избирательным сохранением на длительное время наиболее значимой для индивидуума информации связана долгосрочная память.

Объем оперативной памяти состоит из актуальной на данный момент информации. Способность запоминать данные такими, какими они являются в действительности, без создания логических связей называется механической памятью. Такая разновидность познавательного психического процесса не считается фундаментом интеллекта. При помощи механической памяти, в основном, запоминаются имена собственные, числа.

Запоминание происходит с выработкой логических связей при ассоциативной памяти. В ходе запоминания данные сопоставляются и обобщаются, анализируются и систематизируется.

Кроме этого выделяют непроизвольную память и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание сопутствует деятельности личности и не связано с намерением что-либо зафиксировать. Произвольный познавательный психический процесс связан с предварительным указанием на запоминание. Данный вид наиболее продуктивен и является базисом обучения, однако требует соблюдения особых условий (осмысление запоминаемого материала, максимальное внимание и концентрации).

Все расстройства познавательного психического процесса можно подразделить на категории: временные (длительностью от двух минут до пары лет), эпизодические, прогрессирующие и синдром Корсакова, являющий собой нарушение кратковременной памяти.

Можно выделить следующие виды нарушения памяти: расстройство запоминания, сохранения, забывания и репродукции различных данных и персонального опыта. Различают качественные нарушения (парамнезии), проявляющиеся в ошибочных воспоминаниях, спутанности прошлого и теперешнего, действительного и воображаемого, и количественные расстройства, обнаруживающие себя в ослаблении, выпадении либо усилении отражения событий в памяти.

Количественные дефекты памяти – это дисмнезия, к ней относят гипермнезию и гипомнезию, а также амнезию.

Амнезией называется выпадение из познавательного психического процесса разных сведений, навыков на некоторый временной промежуток.

Амнезия характеризуется распространением на временные отрезки, отличающиеся по продолжительности.

Пробелы в памяти бывают устойчивыми, стационарными, наряду с этим в большинстве случаев воспоминания частично либо полностью возвращаются.

Амнезии также могут подвергнуться и приобретенные специфические знания и навыки, например, умение водить машину.

Выпадение памяти на ситуации, предшествующие состоянию трансформированного сознания, органическому повреждению мозга, гипоксии, развитию психотического синдрома острого течения, называется ретроградной амнезией.

Ретроградная амнезия проявляется в отсутствии познавательного психического процесса на промежуток до начала патологии. Так, например, индивид с травмой черепа может забыть все происходящее с ним на протяжении десяти дней до образования травмы. Утрата памяти на промежуток после возникновения недуга носит название антероградная амнезия. Длительность этих двух видов амнезий может варьироваться от пары часов до двух-трех месяцев. Также существует ретроантероградная амнезия, охватывающая продолжительный этап выпадения познавательного психического процесса, который включает промежуток времени до обретения недуга и период после.

Фиксационная амнезия проявляется неспособностью субъектом удержать и закрепить поступающую информацию. Все происходящие вокруг такого больного воспринимается им адекватно, однако не сохраняется в памяти и через несколько минут, нередко даже секунд такой больной полностью забывает происходящее.

Фиксационная амнезия представляет собой потерю способности запоминать, а также воспроизводить новую информацию. Ослаблена либо отсутствует способность запоминать текущие, недавние ситуации, при этом сохраняются в памяти ранее приобретенных знаний.

Проблемы нарушения памяти при фиксационной амнезии обнаруживаются в нарушении ориентирования во времени, окружающих лицах, обстановке и ситуациях (амнестическая дезориентировка).

Тотальная амнезия проявляется выпадением всей информации из памяти индивида, включая даже данные о нем самом. Индивид с тотальной амнезией не знает собственное имя, не подозревает о собственном возрасте, месте жительства, то есть он не может вспомнить ничего из собственной прошлой жизни. Тотальная амнезия чаще всего наступает при серьезной травме черепа, реже она возникает при недугах функционального характера (при явных стрессовых обстоятельствах).

Палимпсест обнаруживается вследствие состояния алкогольного опьянения и проявляется выпадением отдельных событий из познавательного психического процесса.

Истерическая амнезия выражается в провалах познавательного психического процесса, имеющего отношение к неприятным, невыгодным для индивида фактам и обстоятельствам. Истерическая амнезия также как и защитный механизм вытеснение наблюдается не только лишь у больных людей, но также и у здоровых индивидуумов, которые характеризуются акцентуированностью по истерическому типу.

Пробелы в памяти, которые заполняются разнообразными данными, называются парамнезией. Она подразделяется на: псевдореминисценции, конфабуляции, эхомнезии и криптомнезии.

Псевдореминисценциями называют замещение пробелов познавательного психического процесса данными и действительными фактами из жизни индивида, но существенно смещенными во временном отрезке. Так, например, пациент, страдающий старческим слабоумием и находящийся в лечебном учреждении на протяжении шести месяцев, до болезни бывший отличным преподавателем математики, может всех уверять, что две минуты назад проводил занятия по геометрии в 9 классе.

Конфабуляции проявляются замещением пробелов памяти измышлениями фантастического характера, при этом больной в реальности таких измышлений уверен на сто процентов. Например, пациент восьмидесяти лет, страдающий церебросклерозом, сообщает о том, что его мгновение назад допрашивали одновременно Иван Грозный и Афанасий Вяземский. Любые попытки доказать, что вышеуказанные известные личности давно мертвы, являются тщетными.

Обман памяти, характеризующийся восприятием событий, совершающихся в данное время, в качестве событий, происходивших ранее, называется эхомнезией.

Экмнезия – это обман памяти, заключающийся в проживании далекого прошлого как настоящее. Например, лица пожилого возраста начинают считать себя юными и готовятся к свадьбе.

Криптомнезии – это пробелы, заполняемые данными, источник которых больной индивид забывает. Он может не помнить, наяву либо во сне случилось событие, мысли, вычитанные в книгах он принимает за собственные. Например, часто больные, цитируя стихи известных поэтов, выдают за свои.

В качестве разновидности криптомнезии можно рассматривать отчужденное воспоминание, заключающееся в восприятии больным событий своей жизни не как реально прожитые моменты, а как увиденные в кино или прочитанные в книге.

Обострение памяти называется гипермнезией и проявляется она в виде притока большого количества воспоминаний, которые зачастую характеризуются наличием чувственных образов и охватывают непосредственно событие и его отдельные части. Возникают чаще в форме хаотичных сцен, реже – связанных одним сюжетным сложным направлением.

Гипермнезии часто присущи лицам, страдающим маниакально-депрессивным психозом, шизофреникам, особам, находящимся в начальной стадии алкогольного опьянения либо под воздействием марихуаны.

Гипомнезия – это ослабление памяти. Зачастую гипомнезия выражается в форме неравномерного нарушения различных процессов и в первый черед – сохранения и репродукции полученных сведений. При гипомнезии, преимущественно, значительно ухудшается запоминание текущих событий, которое может сопутствовать прогрессирующей либо фиксационной амнезии.

Нарушение памяти проистекает в соответствии определенной последовательности. Сначала забываются недавние события, затем более ранние. Первичным проявлением гипомнезии считается нарушение воспоминаний избирательного характера, то есть воспоминаний, необходимых именно в это мгновение, позже они могут всплывать. В основном, перечисленные виды нарушения и проявления наблюдаются у пациентов, страдающих патологиями головного мозга, либо у престарелых людей.

Лечение нарушения памяти

Проблемы данного нарушения легче не допустить, нежели лечить. Поэтому разработано множество упражнений, позволяющих держать собственную память в «тонусе». Регулярные упражнения способствуют минимизации риска возникновения нарушений, предотвращая заболевания сосудов, которые провоцируют ухудшение памяти.

Кроме этого, тренировки памяти и мыслительных способностей помогает не только сберечь, но и улучшить познавательный психический процесс. Согласно множеству исследований среди образованных индивидов гораздо меньше пациентов с болезнью Альцгеймера, нежели среди необразованных лиц.

Также употребление витаминов С и Е, потребление продуктов, насыщенных омега-3 жирными кислотами снижает риск появления болезни Альцгеймера.

Диагностика нарушений памяти базируется на двух ключевых принципах:

— на установлении недуга, повлекшего за собой нарушение (включает сбор анамнестических данных, анализ неврологического статуса, проведение компьютерной томографии, ультразвукового либо ангиографического исследования мозговых сосудов при необходимости, забор крови на содержания тиреотропных гормонов;

— на определении степени тяжести и характера патологии функции памяти при помощи нейропсихологического тестирования.

Диагностика нарушений памяти осуществляется при помощи различных психологических методик, направленных на обследование всех видов памяти. Так, например, у пациентов с гипомнезией, большей частью, ухудшается кратковременная память. Для исследования данного вида памяти пациенту предлагается повторить определенное предложение со «строчечным добавлением». Пациент с гипомнезией не в состоянии повторить все произнесенные фразы.

В первый черед, лечение любых нарушений данного расстройства зависит непосредственно от факторов, спровоцировавших их развитие.

Препараты при нарушении памяти назначаются исключительно после проведения полного диагностического обследования и исключительно специалистом.

Для коррекции легкой степени нарушений функций данного расстройства применяются различные физиотерапевтические методы, например, электрофорез с глютаминовой кислотой, вводимой через нос.

Также успешно применяется психолого-педагогическое коррекционное воздействие. Педагог обучает пациентов запоминать информацию, используя другие процессы мозга, взамен пораженных. Так, например, если пациент не в состоянии запоминать название предметов, произнесенных вслух, то можно его научить запоминать, представив зрительный образ такого предмета.

Препараты при нарушении памяти назначаются в соответствии с недугом, спровоцировавшим возникновение расстройства памяти. Например, если нарушение вызвано переутомлением, то помогут лекарственные средства тонизирующего действия (экстракт элеутерококка). Зачастую при нарушениях функций памяти врачи назначают прием ноотропных препаратов (Луцетам, Ноотропил).

Психические явления, лежащие в основе гипноза и памяти, очень тесно взаимосвязаны между собой во многих аспектах. Наиболее убедительно эта связь обнаруживается в феномене так называемой “постгипнотической амнезии”. Она возникает внезапно после глубоких (сомнамбулических) стадий гипноза или же реализуется после серии специальных внушений.

Месмер ограничился лишь указанием на факт развития амнезии в сеансе, не подвергая этот факт дальнейшему исследованию, и потому данное обстоятельство не привлекло особого внимания его непосредственных учеников. В последующем лишь А. Пюисегюр заметил, что после выхода из “магнетического” сомнамбулизма пациент совершенно не помнит о том, что происходило с ним в сеансе. Из этого он заключил, что существуют два вида памяти: осознаваемая и бессознательная. Характерно, что на протяжении всего XIX в. у подавляющего числа исследователей действие магнетизма непременно ассоциировалось с амнезией. Выразителем этой общепринятой мысли можно считать П. Бараньона, который писал: “Забывание всего того, что произошло во время магнетического сна, - неизменный его результат, без которого магнетический сон вообще невозможен” 2 .

Уже в наше время JL Шерток сделал попытку объяснить психофизиологические механизмы формирования постгипнотической амнезии. “Можно предположить, - пишет он, - что загипнотизированный в своем желании подчиниться слову гипнотизера использует в психологическом плане механизм вытеснения - или более примитивные защитные механизмы, такие, как отказ, отрицание, - и через физиологический механизм ам-незирования устраняет, например, переживание боли” .

Однако большинство авторов не видели необходимости вводить смысловой фактор для истолкования гипнотических явлений и предпочитали ограничиваться описательной стороной феномена, прибегая к понятию диссоциации. Они признают, что внушения гипнотизера обычно не способствуют возникновению конфликтов, а потому бесполезно привлекать к объяснению постгипнотической амнезии понятие вытеснения.

Вместе с тем попытка объяснения психофизиологических механизмов постгипнотической амнезии явлениями вытеснения не лишена своеобразной логики. В клинике неврозов нередко встречаются так называемые “истерические амнезии”, когда в связи с теми или иными психотравмируюхцими обстоятельствами больной забывает определенный период своей жизни или какую-либо ситуацию, имевшую место в прошлом. Известно, что гипноз часто оказывается эффективным средством при лечении истерических амнезий, которые являются прямым показанием для его применения. Анализ многих случаев такого рода заболеваний показывает, что амнезия бывает связана с событиями, оказавшими на больных тяжелое воздействие, и, по-видимому, соответствует желанию изгладить из памяти пережитые трудные эпизоды.

Для истолкования природы этих амнезий 3. Фрейд прямо обращался к понятию вытеснения. Согласно его теории, забытые образы являются представлениями, которые больной вытесняет из своего сознания, так как они отягощены невыносимым для него фантазматическим значением. Такое толкование представляется логичным, и действительно, в каждом случае амнезии, если оказывается возможным провести хотя бы минимальное психологическое исследование, обнаруживается один или несколько конфликтов, отчетливо связанных, с “забытыми” представлениями. Правда, не совсем понятно, почему для снятия амнезии часто бывает достаточно всего лишь одного сеанса гипноза, в котором производится внушение, что “забытые” данные больной обязательно вспомнит при пробуждении.

JI. Шерток пытается объяснить механизмы “вскрытия” амнезий с психоаналитических позиций, привлекая для этого такие понятия, как “трансфер” и “установление гипнотического отношения”. Выдвигаемая им гипотеза состоит в том, что, “позволяя пациенту пережить отношение “слитности”, аффективного симбиоза, гипноз осуществляет некое “телесное воссоединение”, которое выражается в снятии вытеснения (в частности, в восстановлении памяти) и ведет к смягчению барьеров, отделяющих первичные процессы от вторичных” 1 . Несмотря на то что речь, по его утверждению, идет о процессе, протекающем непосредственно на психофизиологическом уровне, выдвигаемая им гипотеза полностью облечена в психоаналитическую терминологию типа понятий-символов, не характерных для языка психофизиологии.

Рассмотренные нами материалы свидетельствуют о том, что гипноз может не только разрушать, но и создавать амнезии. Для юридически ориентированного читателя обе эти стороны гипнотического воздействия представляют существенный интерес. Однако в данном разделе рассматриваются лишь те случаи, в которых гипноз фигурирует в качестве инструмента, формирующего искусственные амнезии.

Следует сказать, что в доступных нам публикациях не обнаружено сведений о гражданских судебных делах, в которых фигурировали бы факты “похищения памяти” с применением гипноза. Причиной этого могут быть несколько обстоятельств: а) относительная сложность самой процедуры внушенной блокировки воспоминаний об определенном событии или временном периоде; б) чрезвычайная трудность установления самого факта такого воздействия; в) отсутствие соответствующей рабочей установки у правоохранительных органов на поиск такого рода преступлений.

О наличии во врачебной практике случаев преднамеренного формирования различного рода амнезий сообщает В. Я. Данилевский. “Путем соответственного внушения, - пишет он, - можно вызвать забвение или угнетение памяти о различных событиях, переживаниях, об испытанных волнениях - для бодрственного состояния после пробуждения. Гипнотизер настойчиво приказывает: “Вы должны забыть о том-то, вы не должны вспоминать о таких-то событиях”… Подобное внушение в смысле амнезии, или забывчивости, врачи часто делают, чтобы данное лицо позабыло о каких-либо своих заботах, опасениях, роковых сведениях и т. п.” .

Здесь же приводится случай, когда жена, узнав об измене мужа и будучи истерической личностью, пыталась покончить с собой. Психотерапевтическая помощь в данной ситуации состояла в том, что пациентке в состоянии гипноза внушалось полное забвение поразившего ее факта (формирование ретроградной амнезии). Однако врачу не удалось достичь желаемой степени реализации внушения - была лишь значительно ослаблена интенсивность отрицательных переживаний женщины и образована более спокойная социальная оценка ею переживаемого события. В других аналогичных случаях, отмечает тот же автор, нередко удается реализовать и закрепить искусственную амнезию на какое-либо трудное событие, вызывающее у субъекта психогенные расстройства.

Такого рода явления имеют нечто общее с внушенной отрицательной галлюцинацией, когда находящийся в гипнозе субъект вследствие соответствующей суггестии перестает воспринимать определенное действие или находящийся перед ним предмет. Только эта “отрицательная галлюцинация” адресуется не к настоящему, а к прошедшему времени субъекта.

Нам известно несколько случаев умышленного блокирования памяти на определенные события, проведенного по медицинским показаниям. Некоторые гипнологи применяют эти воздействия, хотя сам метод до сих пор остается неизученным, а его правовые аспекты никогда еще не обсуждались. Учитывая, что в современном обществе уровень осведомленности по вопросам возможностей гипноза и внушения значительно повысился, следует ожидать, что в связи с этим могут появиться и случаи противоправного его применения. Интересы профессиональной бдительности юристов требуют, чтобы они знали соответствующие аналоги хотя бы из медицинской практики.

Впервые о возможности целенаправленной деактивации памяти на определенные события в жизни человека мы услышали в 50-е гг. из рассказа одного опытного гипнотерапевта. Речь шла о семилетнем мальчике - приемном сыне немолодой супружеской пары. Усыновленный в возрасте десяти месяцев, он был уверен в том, что родители у него родные. Однако некие “доброжелатели” сообщили ему об истинном положении вещей и даже снабдили его фотографией матери, которую он скрывал от взрослых. У мальчика развился выраженный негативизм по отношению к приемным родителям, невротизировалось общее состояние. В двух сеансах гипноза у него удалось сформировать стойкую амнезию на тот период времени, когда ему “открыли истину”, и семья была вынуждена скрытно поменять место жительства.

Примером преднамеренного блокирования памяти на психотравмирующее событие двухгодичной давности является случай с девушкой, подвергшейся изнасилованию. У пострадавшей с течением времени развился невроз навязчивого страха. Он проявлялся в том, что, когда она оставалась одна, особенно в вечернее время, у нее в памяти очень живо воспроизводилась и вызывала первоначально испытанный приступ страха перенесенная два года назад стрессогенная ситуация.

Полугодичное лечение у психоаналитика, стремившегося в процессе психотерапевтического лечения дополнительно “активировать в памяти происшедшее событие для осознания и “гармонизации” всех невротизирующих компонентов”, положительного результата не дало. Наоборот, появились явные признаки обострения болезненного состояния.

Не привело к успеху и применение гипнокатартичес-кой техники, когда гипноз использовался в целях “глубинного анализа” для вскрытия и отреагирования тех фактов прошлого психотравматизирующего события, которые еще продолжали субъективно отягощать подсознание. У пострадавшей стремились поддержать уверенность в том, что в такой своеобразной исповеди в гипнотическом состоянии перед врачом содержится возможность полного избавления от беспокоящих ее приступов страха. Однако и этот вид психотерапии оказался неэффективным.

На следующем этапе лечения было решено “деактиви-ровать”, стереть, вычеркнуть из памяти больной все следы перенесенного психотравмирующего инцидента, иными словами, сформировать полную искусственную амнезию на трудный период в ее жизни. При этом “стиралось” в памяти не само событие, а исключался из “сферы пережитого” семидневный промежуток времени с психотравматизирующим днем посередине. Поскольку сам лечебный подход прямых аналогов в практике гипнотерапии не имел, деактивацию соответствующих энг-рамм было решено провести постепенно, с внимательным отслеживанием результатов этой психической “операции”.

Всего было запланировано и проведено три гипноте-рапевтических сеанса. В конце каждого из них пациентке предоставлялся час внушенного сна-отдыха для закрепления эффектов, вызываемых словесной инструкцией.

Содержание внушения на первом сеансе носило примерно следующий характер. Пациентке давалась установка, что “период времени с 12 по 19 августа такого-то года в ее памяти “блекнет”, события, имевшие место в это время, теряют свою отчетливость, становятся “малоразборчивыми”, неразличимыми, “на кинопленке памяти, на которой были зафиксированы все события указанного времени, тускнеет эмульсия, обесцвечивается изображение и имевшиеся там “сюжеты” трудно распознаются сознанием”. Каждый раз подчеркивалось, что “это впечатление сохранится и даже еще усилится после того, как вас выведут из состояния гипноза”. Данные последующих наблюдений за больной в течение семи дней показали, что ее состояние значительно улучшилось, она стала спокойнее и собраннее. Приступы навязчивых воспоминаний отмечались дважды, но характеризовались значительно меньшей интенсивностью и не имели выраженных проявлений страха.

На втором сеансе содержание внушения развивало тему предыдущего: “На кинопленке памяти полностью стираются все виды записей событий за указанный ранее период жизни. В сознании формируется твердая уверенность: отсутствие воспоминаний о событии свидетельствует о том, что его не было в действительности. Кроме того, из памяти исчезли воспоминания и о тех жизненных фактах, которые были связаны с устраненным из прошлого основным периодом времени”. После второго сеанса гипнотерапии приступы страха, беспокоившие девушку, исчезли полностью, ее состояние заметно нормализовалось.

Спустя неделю с нею был проведен третий, последний сеанс лечения. В глубоком гипнотическом состоянии ей было объявлено, что сейчас “кинопленка памяти” за указанный период времени полностью обесцвечена, она совсем прозрачная, на ней нет никаких следов записи пережитого. Прозрачный кусок пленки удаляется, а концы сохранившихся воспоминаний прочно скрепляются друг с другом. Организм к этому факту относится совершенно спокойно, никак не реагируя на эту малозначимую операцию, и забывает об этом. В заключение пациентке было сказано, что у психотерапевта она лечилась от головной боли (которая действительно беспокоила ее последние полгода). Мать больной, присутствовавшая на всех сеансах, естественно, была посвящена во все детали этого психотерапевтического воздействия.

Приступы страха у пациентки больше не возобновлялись. Интересно, что проведенный с нею через месяц словесный ассоциативный тест показал отсутствие увеличения времени реакции на эмоционально значимые слова-раздражители (применительно к деактивированному в памяти психотравмирующему эпизоду). Положительный результат лечения прослежен в течение трех лет.

Достаточно показательным с точки зрения возможности формирования амнезии на ранее пережитые пси-хотравмирующие обстоятельства является и следующий случай. Больная С., 20 лет, длительное время лечилась гипнозом от депрессии неустановленного происхождения. После того как стало ясно, что сеансы общеуспокаивающего и психокорректирующего внушения остаются малопродуктивными, был предпринят настойчивый опрос больной о периоде ее жизни, непосредственно предшествовавшем заболеванию. С большим трудом больная созналась, что около полутора лет назад она была втянута подругой своей старшей сестры в гомосексуальные отношения и в течение месяца принимала в них живое участие. Затем, одумавшись, она была сильно напугана этой неожиданной для нее ситуацией и прекратила ставшие для нее тягостными встречи. Вскоре, для того чтобы доказать себе,что она нормальный человек, она вышла замуж за своего школьного друга. Однако полноценным семейным и сексуальным отношениям с мужем мешало осознание своей прошлой “половой никчемности”. С каждым днем переносить это стало все тяжелее, появились приступы депрессии, слезливости, отвращения к общению с людьми, утомляемость на работе. По настоянию матери обратилась к врачу.

Больная оказалась высокогипнабельной, и в течение одного сеанса у нее была сформирована и прочно закреплена полная амнезия на весь месячный период ее жизни, в течение которого она имела “предосудительные” связи с женщиной. Внушение реализовалось полностью. Повторный сеанс через десять дней был проведен с целью закрепить уже нормализовавшееся состояние. Положительный эффект психологического вмешательства прослежен в течение трех лет.

В заключение этого раздела отметим следующее. Несмотря на то что со спонтанно формирующимися амнезиями гипнологи в своей повседневной работе имеют дело очень часто, методические, психологические и даже правовые вопросы формирования искусственных амнезий на психотравмирующие ситуации или на соответствующие им временные периоды до сих пор почти не выяснены. В специальной литературе вообще не имеется фактических материалов такого рода, а концептуальные аспекты этой проблемы пока не обсуждаются.

На основании тех немногих данных, которыми располагает клиническая практика, и чисто теоретических умозаключений можно предполагать, что формирование искусственных амнезий легче всего может быть осуществлено у детей. Важно иметь в виду, что такое же вмешательство у взрослых, но уже с преступной целью может проводиться под “прикрытием” какой-либо психотерапевтической процедуры. В этом случае формируемая амнезия представляет собой в буквальном смысле “похищение памяти”, так как осуществляется с заранее обдуманной целью, без ведома больного и наносит ему определенный вред.

Более сложной и проблематичной является возможность осуществления долговременных внушенных амнезий в состоянии наркотического опьянения. Эти аспекты проблемы должны быть хорошо проработаны на экспериментальном и практическом уровнях в службах специального назначения.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос